Ингушетия обычаи и традиции: Ингушская свадьба — проведение и народные традиции – СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ ИНГУШЕЙ, И ТАБУИРОВАНИЕ ИМЕН.

Сдержанность — основа традиционных семейных отношений — «Ингушетия» — интернет-газета

Жизнь человека сложна и полна противоречий, поэтому и невозможна она без конфликтов как в обществе, так и в семье, где сосредоточие самых разных характеров и мнений. Разногласия в семье часто приводят к ссоре близких людей, вплоть до превращения их в ярых противников. Среди психологов существуют разные точки зрения — от понимания неизбежности семейных конфликтов, их полезности в определённой степени, до предотвращения и деструктивного разрешения их различными способами.

Между тем в целях сохранения уважительных отношений в семье нашими далёкими предками всё давно уже придумано. Есть обычаи, испытанные столетиями, утверждённые традициями, которые изначально были присущи многим народам, но со временем либо стёрлись, либо претерпели определённую трансформацию, либо искусственно «изъяты» как элемент консерватизма. Но, так или иначе, сохранились они не у всех и не везде.

Что касается ингушского народа, то обычаи сдерживания, призванные регулировать семейные и общественные отношения, отчасти сохранились, но с каждым днём теряют свою востребованность. С чем это может быть связано? Наверное, с тем, что многие считают: такие обычаи отягощают нашу жизнь, а жить нужно проще. То есть детям можно сидеть за одним столом с отцом, разговаривать и общаться со старшими на равных. Отцу при этом лестно отзываться об их достоинствах и успехах. Молодым супругам можно не смущаясь обмениваться взглядами, разговаривать и шутить друг с другом или ругаться и выяснять отношения в присутствии посторонних. Молодому жениху можно свободно передвигаться и мелькать в первые дни после свадьбы перед старшими родственниками. Засватанной девушке или молодой невесте можно так же свободно общаться, показываться на глаза отцу, дяде, старшим братьям, а не скрываться, демонстрируя скромность и сдержанность, как это было раньше. Женщине, которая ждёт ребёнка, можно не сторониться родственников-мужчин, а молодой маме в присутствии старших можно брать детей на руки, ласкать их или просто ругать.

Можно до бесконечности перечислять то, что практически стало сегодня нормой для многих, если не сказать — большинства, ингушей. «А так выгодно, удобно. Зачем напрягаться, когда можно проще жить?» Ведь такую удобную в принципе, традицию, когда зять не может видеть тёщу, народ наш прочно сохраняет. И представители другой национальности отмечают ценность этого обычая, в котором предусмотрительно заложены основы сохранения добрых семейных отношений. Но ведь и обычаи сдерживания носят тот самый замысел. Они являет собой уважение и почитание, учтивость и вежливость по отношению друг к другу. Потеряем это, потеряем и себя, потому как за этим идёт развал ингушской семьи, на укрепление основ которой потрачено много сил и времени предшествующими поколениями.

Обычай уважения и почитания старших — «Ингушетия» — интернет-газета

Особым почтением к традиции уважения и почитания старших всегда славились на Кавказе, в особенности почтительным уважением славились ингуши, которые сумели сохранить и донести до наших дней ценность и значимость этого обычая.

Традиция эта уходит своими корнями в далекое прошлое. Этикет уважения и почитания старших вытекает из авторитета отцовства, что покоится у ингушей на древнем культе предков. Народная мудрость гласит: «Кто чтит предков, тот возвышает свою честь» (Даь сий дечо ший сий хьалдоаккх).

Ингуш не волен жить никак иначе, чем по строго установленным канонам ингушского этикета, если для него важно признание народа. По общепринятому обычаю уважения и почитания старших, беспрекословным и обязательным считалось соблюдение этого закона, независимо от того, достоин или не достоин тот или иной человек их почтения и уважения. Нарушивший это правило, всегда подвергался общественному осуждению. При всём видимом свободолюбии, обычай сей ставит представителей ингушского народа в некие иерархические рамки. Они обязаны жить по строго определенным канонам. Они обязаны соблюдать требования ингушского этикета, обычаи, системы подчинения: родители — дети, муж — жена, старший — младший.

Основная идея, заложенная в древнейшем этикете, корнями, уходящая во времена, когда ещё не сформировалась государственная власть, заключалась в том, что каждый должен был соблюдать дисциплину и общественный характер, которые напрямую зависели от соблюдения принципа повиновения старшему.

Именно благодаря этому обычаю ингушский этикет сохранился до наших дней. И в семье, где не нарушаются эти постулаты, сохраняется мир и гармония. С малых лет в сознании ингуша вырабатывалась догма: как бы ни поступил старший, младший обязан соблюдать этикет. Эта идея проходит лейтмотивом прекрасного и возвышенного в духовной жизни ингушского народа. Говоря о благополучии в семье и обществе, ингуши отмечают, что здесь соблюдается принцип: «воакхачун — воакхалг1ал, з1амаг1чун — з1амаг1ал» (старшему — почести, младшему — уважение). Именно это условие является критерием гармонии семейных и общественных отношений.

Ещё в прошлом веке исследователь Н. Яковлев подчёркивал совершенство ингушского этикета. Он писал: «(Эздел) весьма сложный и разработанный до тонкости свод правил вежливости и приличия, одним из основ которого является уважение к старшему».

Для полного осмысления обычая следует дополнить, что молодой человек, прославившийся своими достойными поступками, уважаемый обществом за определённые поступки, заслуживший славу «яхь йола к1ант» (юноша, отвечающий всем требованиям ингушской моральной этики — эздел, стремящийся к идеалу, соревнующийся в чести и достоинстве) мог получить статус старшего, но только в социально-статусном понятии. Но при этом он пользовался своим положением только при решении важных вопросов, и то спросив разрешения у старшего по возрасту. Во всех остальных случаях он оставался младшим.

Что же происходит сегодня? Конечно же, любая традиция или обычай подвергается изменениям. Отчасти это объясняется свойствами человеческого разума — неустанного и скептического, жаждущего новизны и оригинальности. Но обычай почитания и уважения старших — краеугольный камень ингушского этикета — это особый случай. Претерпевает ли он влияние времени?

К сожалению, этот обычай тоже стал размываться. Он сузился до семейно-родовых отношений, а дальше, как говорится, по принципам: «хочу уважаю, хочу…», «этот заслужил, а этот нет». Но таковы ли критерии обычая уважения и почитания старших?

Печально, что нарушение норм, предъявляемых обычаем уважения почитания старших, сплошь и рядом. Стало модным демонстрировать молодыми людьми, рьяными «защитниками» ингушской культуры, хамское отношение к старшим по возрасту, если последние не разделяют с ними их мнения. Они открыто, без зазрения совести ведут себя так в коллективе, в обществе, в социальных сетях. Прикрываясь высокими идеями «сына-дочери-патриота народа», позволяют себе прямо или косвенно оскорбить человека, унизить его достоинство, несмотря на то, что он старше по возрасту. Никакие патриотические цели не оправдывают поведение, в котором нарушаются этикетные нормы ингушского «эздела».

Когда молодой человек с лёгкостью может унизить, оскорбить женщину, ещё хуже, если она старше по возрасту, что среди ингушей заслуживало презрительного отношения к последнему, и называться мужчиной он уже не имел никакого морального права. Если девушка, так сказать, с позволения чувства «патриотизма» пререкается со старшими, чуть ли не на равных «спорит» с мужчинами, какое воспитание она даст своим детям? Ингушское?

Да, можно быть начитанным, просвещённым, можно быть деловым и продвинутым, иметь определённые заслуги перед народом и государством, с утра до вечера не покидая социальных сетей, рассказывать о своих достоинствах, изощряться в красноречии, соревноваться в знаниях, но если его действия, его поведение не соответствует нормам ингушской моральной этики — «эздел», если он не придерживается его самого главного постулата — уважения и почитания старших, то можно ли говорить, что он — настоящий ингуш или ингушка? Можно ли говорить, что этот человек имеет «яхь» (соревновательная категория в чести и благородстве).

Хочу уточнить, что иметь своё мнение, которое может совпадать или не совпадать с мнением большинства или меньшинства, грамотно и тактично изложить его — это совсем другая история.

Если человек в семье не получил ингушского воспитания, то вряд ли кому-либо уже удастся привить ему эти нравственные категории. Воспитанный в семье по ингушским традициям никогда не позволит себе выйти за рамки ингушского этикета. Он сохранил наш народ, нашу культуру в самых жесточайших условиях. Это наша нерушимая крепость, и если мы потеряем «эздел», мы исчезнем как народ. Все остальные ценности при этом утрачивают свою значимость.

КОДЕКС ЭЗДЕЛ :НЕПИСАНЫЕ ЗАКОНЫ ИНГУШЕЙ


Свод неписанных правил ингушской этики «Гlалгlай эздел», по которым строит свой мир ингушский народ — это образ жизни и образ мышления, мироощущение и нравственность, это строгое следование традициям своих предков.

Иногда удивляешься, как же так, в республике, где столь много красивых обычаев, где так высоко ценится почитание взрослого поколения, уважение младших, а народ вечно жалуется на отсутствие этой этики у людей. Приведу пример: Один ингуш, заключенный в тюрьму, поведал своим сокамерникам обо всех запретах, которые сопровождают ингуша от рождения и до смерти. И кто-то из участников беседы воскликнул: «Так зачем же тебя посадили сюда, если там, на воле, у тебя столько запретов?» Так и в нашем случае. Прекрасные законы, уважение, почитание и все равно ты не чувствуешь себя благоприятно в том месте где с этим должны жить. Где это должно быть законом, пусть и не писанным. Можно смело утверждать, что цель запретов – идеальна. Она хотя и ограничивает свободу, но не дает основной массе народа переходить границы дозволенного. Думаю, что основной причиной настроения наших людей и является наш незаметный переход этой границы.

Наши законы основаны на уважении и почитании окружающих его людей, от мала до велика. Чтобы в полной мере научиться уважать других, надо научиться уважать себя и начинать это нужно со своей семьи. Кто уважит тебя, если не твои младшие члены семьи!? У почтенного старца спросили, как тот добился такого авторитета? Тот ответил: «Первой меня уважала жена, затем – дети, затем – соседи, жители села, потом и люди со всего края».Нам не позволительно следующее:

-нельзя сидеть младшим когда сидят взрослые;
-нельзя говорить младшим когда говорят взрослые;
-нельзя стоять перед взрослыми без головного убора;
-нельзя переходить дорогу старшему;
— нельзя сидеть в общественном транспорте, когда рядом стоит старший;
-обязательно встают, когда заходит старший, и не только старший, а любому кто заходит в помещение;
-нельзя зятю видеться с родителями жены; (кстати, этот закон очень нравится жителям различных регионов России) Этот закон в первую очередь показывает уважительную позицию по отношению к родителям жены и желание ингушей сохранить нормы народного этикета и не рисковать. Сидение за одним столом, совместное распитие горячительных напитков может привести к нештатным ситуациям, скандалам и даже мордобою. Как это допустимо: ругаться с родителями жены? Что может быть унизительнее этого?

— Снохе запрещено сидеть при свекре, тем более кушать при нем. Она не может приласкать своего ребенка при родителях мужа. Кстати, и отцу возбраняется брать ребенка на руки в присутствии родителей.
— нельзя пить и курить, а при определенных обстоятельствах даже сидеть при отце и матери, перед старшими братьями и близкими родственниками. Многие этого не делают даже в присутствии старших по возрасту людей, не состоящих в родстве.

— Нельзя родителям ссориться при детях. Сегодня мало кто придерживается этого закона. Нередко дети становятся свидетелями грубых разборок своих родителей, вследствие чего начинают принимать одну из сторон (конечно же сторону матери), а в последствии, если же мать еще и в мельчайших подробностях перескажет причину разногласия с их отцом, то у детей невольно возникает чувство ненависти к отцу. Мать же, в свою очередь, не понимает, что она наносит глубокую рану в детскую, не окрепшую душу своего ребенка. При этом, не понимая, что бывших отцов не бывает, бывают бывшие жены.

— Строжайше запрещено зариться на чужую собственность. Невольно вспоминается случай, который мне рассказал очень интересный собеседник. У одного старика состарилась лошадь. Разумеется, до того как одряхлеть, это животное было молодым и игривым конем. Но всему приходит конец. Старик поступил так, как поступили его далекие предки: отвел лошадь за село, снял уздечку и отпустил на все четыре стороны. А это значит, что старик отказался от своей частной собственности.

Молодые люди, жившие в соседнем селе, отловили лошадь, отвели в укромное место, зарезали, освежевали и пустили мясо на колбасу. Узнав об этом, бывший владелец вычислил воров, развил народную дипломатию до такой степени, что конокрады были вынуждены купить молодого коня. Люди намекнули: а отказ-то был. На что старик ответил: «Трогать можно только свою жену и пуговицу на вороте рубашки, которую забыл застегнуть».
Не правда ли, нам есть чем гордиться?!

У нас нет Дома для престарелых, у нас нет Детских домов. Поэтому поводу приведу в пример высказывание В. Соловьева о нашем народе: «Не пьет там народ! И рождаемость там высокая. И детей брошенных как у нас нет, и стариков своих не бросают!» Видите, сколько у нас запретов, но часто случается, что их нарушают. Особенно это бывает тогда, когда молодые люди уезжают за пределы родной республики. Печальным фактом в последнее время становится и то, что нарушают эти законы и люди, которые находятся на территории нашей республики, люди с которыми мы встречаемся каждый день. Если вы хотите остановить не в меру пылкого земляка, напомните ему о кодексе народных законов. Под напором таких аргументов он, скорее всего, не устоит, устыдится, образумится. По крайней мере, хотелось бы в это верить!

Успокаивает и вселяет надежду то, что подавляющее большинство из нас не потеряло интерес к отсчету времени, соблюдает нравственные ориентиры, отстаивает честь и достоинство, соблюдает запреты, установленные предками. Не писанные народные законы даже строже тех, что вошли в уголовный кодекс. Кодекс наших законов можно смело назвать КОДЕКСОМ ЧЕСТИ и ДОСТОИНСТВА! За деньги можно купить лишь товар, а честь и достоинство здесь никогда не считали товаром. Если чести и достоинства у человека нет, он совсем ничего не стоит, если есть – он бесценен. К большому сожалению, время немного поменяло эти понятия.

Шелест денежных купюр для многих оказался главнее предостережений мудрецов. Но еще много тех, кто уверен, что деньги можно добыть и потратить. А вот честь – с нею рождаются! Так почему же у нашего народа, у которого есть законы по которым жили наши предки, из столетия в столетие передававшиеся как ценное сокровище, законы, которым по сей день удивляются другие народы, исчезают из поля их зрения?


В ГОСТЯХ У ЧЕЧЕНЦЕВ

Старших надо уважать. Чужого не брать. Не воровать. Вести себя как следует». О правилах, ставших образом жизни – в репортаже Марины Ахмедовой из Чечни

Человек, не знакомый с традициями воспитания детей в Чечне, многое из увиденного может принять за жестокость. Но стоит войти в тот круг обстоятельств, по которому проживает жизнь каждый чеченец, чтобы понять: корень традиций сидит глубоко, и посажен он там, где когда-то хотели взрастить свободу, дисциплину и самоконтроль.

Говорит Ваха чеченец: Я воспитал восемь сыновей и одну дочку, и никто не видел, чтобы я кого-нибудь из них на руки брал.
традиция наша не позволяет брать своего ребенка на руки в присутствии старших мужчин. Как «почему возникла такая традиция»?
Чтобы отвечать на такие вопросы, нужно поднять всю историю чеченского народа до старых времен!
Нельзя называть жену по имени. И жена не имеет права мужа по имени звать. Так никто из чеченцев не делает. А если делает, то люди, услышав, удивляются даже. Нельзя. Личное должно оставаться личным. Это не мною придумано. Так у нас сроду заведено. Сроду заведено…
Ваха, опустив голову, рассматривает узоры на лежащем под его ногами ковре. Вспоминает, как в тридцать седьмом расстреляли его отца и дядю. Тех забрали из дома ночью, и они ушли, зная, что больше не вернутся, «не моргнув глазом и не показав на лице ни одной эмоции».
Только один раз в жизни я плакал, — говорит Ваха, и его старые глаза увлажняются. – Когда в ссылке в Казахстане умерла моя мать. В бедности, в нищете. Мне было двадцать лет. Я стеснялся плакать, но что делать – все равно заплакал. День смерти матери – единственный день в жизни чеченца, когда ему разрешается плакать.
Вахе – восемьдесят пять. Он помнит все. По одной его истории, начиная от рождения и до этого дня, можно составить летопись чеченского народа новейших времен. Но и Ваха не может объяснить происхождение национальных традиций в воспитании детей, он лишь точно знает, как это надо делать.
Отец меня научил быть настоящим чеченцем, — говорит Арби. – Значит, быть вежливым, культурным, старших уважать
Он не боролся с неправильными людьми, не обижал их, он старался из неправильных сделать хороших. Он ходил по улицам, собирал подростков, тренировал. Сейчас многие из них достигли всего в жизни – через спорт и закалку… А потому что отца его родители скинули с поезда по дороге в ссылку, в Казахстан. Ситуация была такая – люди в вагонах от болезней умирали. КГБшники подобрали его на вокзале и отправили в Москву. Там он воровал картошку и жил в телефонной будке. Знаете будку возле зоопарка на улице 1905 года? Вот в ней. Там его подобрал русский тренер. Когда проводился всесоюзный турнир по вольной борьбе, отец должен был принять в нем участие. Он ждал в будке автобуса, а когда тот подъехал, отец так замерз, что ему пришлось растирать руки и ноги, чтобы добежать до него. Такая у него была сила воли. Он попал на турнир, занял первое место, собрал свои вещи и хотел уйти. Русские тренеры его остановили – «Ты кто? Ты куда?». «Я – чеченец. Я на родину возвращаюсь – в Чечню». Тренеры говорят – «Мы не хотим, чтобы ты уехал в Чечню и там рассказывал, какие мы, русские, плохие». «Я не из-за этого уезжаю. Просто домой хочу». Но они все равно его уговорили остаться, дали ему комнату в общежитии. Он стал тренером сборной СССР. До войны он был министром спорта Чечни. Он всю жизнь подбирал подростков, потому что знал, каково это – жить на улице… Я забыл, как он своих родителей нашел. Простите, у меня с головой сейчас чуть-чуть не то… Я же отца своего вчера хоронил. Я отца своего закапывал вчера… Только мужчины в Чечне через это проходят, женщины – нет. Потом я выбросил лопату, просто больше не смог сыпать землю на него… Что я сейчас чувствую? Я чувствую, что я вчера закапывал своего отца.
Приемам борьбы может научить каждый, — говорит мужчина. – А тому, чему учил Дэги, так хорошо научит не каждый. А учил он уважать старших и труд. — У нас в семьях детей не бьют, — говорит этнограф Саид-Магомед Хасиев. – Бить детей – последнее дело. Есть такая пословица – «Из жеребенка, которого били по голове, не вырастет скакун». Ну, вы сами подумайте – откуда в мужчине возьмется яхь, если его в детстве били? Яхь у чеченцев – это мужская честь, достоинство. Если мальчика бить, он вырастит пугливым. А пугливый мужчина – уже не человек. Мы, чеченцы, считаем, что если мужчина раз струсил, испугался, то он становится очень кровожадным. Почему? А вот потому, что когда человек трусит, ему потом хочется отомстить кому-нибудь более слабому за свою трусость
Если бы вы перенеслись во времени и зашли в наш старый сельский дом, в котором я жил, когда еще был мальчиком, вы бы увидели, что отец со мной почти не разговаривал. Все поручения он передавал через мать. За всю жизнь отец мне и десяти слов не сказал. Как это я не знал, выходит, своего отца?! Конечно, я его знал… Но у нас, у чеченцев, не слова важны, важны – поступки. Мой отец, кроме нас, воспитывал еще детей, родители которых умерли от голода.

Яхь – тяжелое бремя, данное чеченцу от рождения, и потому он, насколько хватает терпения у него, уступает другому – лишь бы не разгорелся спор.
Так же в чеченском доме вы не услышите, как отец отдает распоряжение дочери. Все распоряжения он передает через мать. Например, если отцу не нравится, как оделась дочь, он не сможет ей сказать об этом напрямую – традиции такого не дозволяют.
Вы, наверное, слышали историю о том, как мальчик падал с обрыва, зацепился за край, а отец, увидев приближающегося к нему старика, вынужден был наступить сыну на руки и ждать, пока старик пройдет мимо? – говорит он, а старая мать прерывает его, быстро говоря что-то на чеченском. – Мать рассказывает, что такой же случай произошел и с ней – когда ей было два года, она упала в горную реку, и та ее понесла. А ее мать постеснялась броситься за ней потому, что рядом стоял старший брат мужа. Получается, ее чуть совсем не унесло, но дядя в итоге бросился за ней и спас. Потом он отругал ее мать за то, что не спасала своего ребенка, но в душе ему очень понравилось поведение снохи, понравилось, насколько она уважает его.
У нас так не принято, чтобы муж и жена спали в одной комнате. Не знаю, каким путем мы рождались… Но родители не должны уходить вечером в отдельную спальню перед детьми, особенно если те начинают взрослеть.

​50 самых интересных фактов об Ингушетии — Общенет

Этот удивительный край славится не только красивой природой, но и гордыми жителями.

2.Ингуши до сих пор с почтением относятся к своим древним обычаям и традициям, бережно их сохраняя.

3.Русское название республики происходит от наименования народа ингушей, который русские так назвали, в свою очередь, из-за села Ангушт, которое к тому же находится на территории современной Грузии.

4.Самоназвание народа ингушей звучит примерно так: галгай или халхай.

5.Из всех республик в составе России Ингушетия — самая маленькая. На неё приходится всего 0,02% российской территории.

ГОРОД МАГАС — СТОЛИЦА ИНГУШЕТИИ

6.Столица Республики Ингушетия, город Магас, был специально построен для того, чтобы взять на себя эту роль. В нём проживает около 9 тысяч человек, то есть примерно 2% всего населения республики.

7. Современная ингушская столица, Магас, является самым малонаселённым, маленьким и молодым административным центром в России.

8.Ингушский язык в Ингушетии имеет официальный статус наряду с русским.

9. Письменная форма ингушского языка появилась только в прошлом веке.

10. В ингушском языке есть слово обозначающее море, хотя выхода к нему Ингушетия сегодня не имеет. Также есть названия таких рек, как Волга, Дон и Нил.

11.Географически Ингушетия располагается в самом центре Кавказа.

ГОРНЫЕ РАЙОНЫ ИНГУШЕТИИ

12. Многие горные районы республики очень труднодоступны. Какая-никакая связь с ними появилась лишь в конце XX века.

13. Самое большое сельское поселение в мире — станица Орджоникидзевская Республики Ингушетия. Население 70 тысяч человек.

14. На территории современной Ингушетии в XIII-XIV веках находилась ставка ханов Золотой Орды.

15. Из всех субъектов Российской Федерации доля русского населения ниже всего именно в Ингушетии. Русских тут менее 1% населения.

ХРАМ ТХАБА-ЕРДЫ В ИНГУШЕТИИ

16. Расположенный в Ингушетии храм Тхаба-Ерды, построенный более 1100 лет назад, является самым древним христианским храмом на территории России.

17. 98,5% ингушей мусульмане. Ингуши-христиане (бацбийцы) живут в Грузии.

18. На всю Ингушетию приходится всего четыре города. Но есть ещё и деревни с посёлками.

19. Здесь нет ни детских домов, ни домов престарелых, потому что ни дети-сироты, ни старики тут никогда не останутся без заботы и опеки родственников.

20. Все школы в Ингушетии — русские.

21. Транспортная связь с горными районами Ингушетии была установлена лишь в 90-х годах прошлого века. Но многие люди тут и по сей день живут так же, как и века назад.

22. Первая пьеса Булгаковым поставлена в Ингушском драматическом театре, посвящена она жизни ингушей.

23. У ингушей не было князей, но есть слово означающее князь (аьл). Так называли достойных людей.

24.Отец ЗДЕСЬ не может ласкать детей на людях, мать может.

25. В Ингушетии есть свой собственный кодекс поведения под названием «Эздел». Он очень, очень древний.

26.Местный кодекс поведения запрещает мужчинам даже прикасаться к собственной жене публике..

ФАМИЛЬНЫЕ ИНГУШСКИЕ БАШНИ

27.Большинство населения Ингушетии никогда не были в горах, где стоят знаменитые на весь мир фамильные ингушские башни и замки.

28. В 1892 году в Назрани Максим Горький работал наемным рабочим на прокладке железной дороги. Тогда написан рассказ «В ущелье» — его первое произведение.

29. Именно в Республике Ингушетия добывается самая чистая в мире сырая нефть.

30. Разведанные запасы нефти в недрах Ингушетии составляют 11 миллионов тонн, но, по прогнозам, на самом деле «чёрного золота» там раз в 5-6 больше.

ЗАМОК ВОВНУШКИ

31. Замок Вовнушки, принадлежащий тейпу Оздой, считается одним из Чудес России.

32. Свадьбы в Ингушетии играют в воскресенье. Это единственный официальный выходной в неделю.

33. В Ингушетии до сих пор похищают невест, хотя большинством старейшин это осуждается.

СЕЛО ДЖЕЙРАХ В ИНГУШЕТИИ

34. Большинство ингушских свадеб происходит в результате организованных родителями сватовства и смотрин.

35.В Кавказской войне ингуши три раза разбили войско имама Шамиля.

36. Неумеренное употребление алкоголя тут не в чести. Увидеть на улице нетрезвого человека в этой республике, кажется, вообще невозможно.

ГОРА КАЗБЕК

37. Казбек (инг. Баш-лоам, перевод «тающая гора») — священная гора у ингушей. Первым ее покорителем является ингуш Иосиф Бузуртанов.

38. Ингушкой была жена первого царя Грузии Фарнаваза.

39.В Ингушетии есть свой «мужской» день. 1 марта — официальный праздник День Джигита.

40.А 23 февраля 1944 года ингушский народ был подвергнут геноциду, поэтому в этот день ингушских мужчин поздравлять не рекомендуется.

МАГОМНТ САГОВ — УЧЁНЫЙ-ИНГУШ

41. В Ингушетии много одаренных людей. Например, ученый Магомет Сагов, переехав в Норвегию, благодаря своим открытиям стал одним из самых богатых людей этой страны.

42. Более 50 ингушей были представлены к званию Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, но готовившаяся задолго до того депортация 1944 года сделала невозможным их присуждение. Причем представление происходило в начале войны.

43. Во всей республике здесь нет ни одного ресторана быстрого питания «Макдональдс».

44. В Ингушетии нельзя ходить в шортах по улице.

ДОРОГА В АССИНСКОМ УЩЕЛЬЕ

45. Дорога в Ассинском ущелье Ингушетии считается одной из самых живописных высокогорных дорог мира.

46. Горную Ингушетию называют страной башен.

47.Знаменитые ингушские башни строились для защиты друг от друга, а не от внешних врагов.

48.Самая высокая ингушская башня достигает в высоту 31 метра. Это высота 12-этажного жилого дома.

49. В первой трети прошлого века город Владикавказ считался столицей Ингушетии, будучи при этом в то же время и столицей Северной Осетии.

50. Путешественники, которые побывали в Ингушетии, с восхищением рассказывают об увиденных красотах и гостеприимном населении.

РЕКА АССА

фото из интернета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *