Интерес в психологии это умение жить со смыслом.
Здравствуйте, дорогие друзья. Не прошло и двух дней и мы снова на связи. Давайте поговорим еще на одну интересную тему. Простите за тавтологию, но она касается непосредственно интереса. Как понимается интерес в психологии? Что это за понятие?
С одной стороны, как бы, все и так ясно. Все мы знаем смысл этого слова и довольно часто его употребляем. Но какое значение оно для нас имеет? А понятие у слова «интерес» неоднозначное. И там стоит покопаться. А психология имеет свое представление на этот счет.
Понятие
Слово «интерес» имеет латинское происхождение и переводится, как «иметь значение», «важность». Но своим появлением обязано развитию капитализма. Поскольку первоначально имело технический (бухгалтерский) смысл и подразумевало ожидание дохода (выгоду) от затраченных средств.
В наше время дать однозначное определение этому термину уже невозможно. Потому, как используется он почти всеми на уровне интуиции и основывается на индивидуальном умозаключении. Но я постараюсь сформировать его собирательный образ.
Википедия описывает его как процесс познания сопровождающийся положительно заряженным эмоциональным состоянием. Его основу образует потребность получить какую-то новую информацию об объекте исследования. Посему к объекту обращено повышенное внимание.
Л.С. Выготский (советский психолог) определял интерес как особенность человека в размещении своих потребностей на основе осознанности и свободы выбора. Как осознанное действо для получения чего-то для себя.
Многие авторы связывают состояние заинтересованности с проживанием эмоции очень похожей на удивление и любознательность. Кроме того, по их мнению, он, в смысле первичной эмоции, имеет мотивационный смысл (увлеченность и вовлеченность).
Интерес человека основывается на его потребностях. В этом смысле — это потребность развития личности. Мотивация к познавательному действию. Это эмоциональное состояние возбуждающего характера.
Виды интересов
Прежде чем рассматривать интерес в психологии обратим внимание на их многообразие. Ввиду сложности определения этого термина классификация его достаточно сложно устроена. Поэтому остановимся на основных, общеизвестных его видах.
- Уровень обобщенности: личные, групповые, общественные, государственные, общечеловеческие.
- Степень значения: неважные, маловажные, значимые, необходимые.
- Сферы применения: экономика, политика, общественное устройство, наука, культура. искусство, образование и т.д.
- Временя действия: кратковременные, длительные, постоянные.
- Способ взаимодействия: совпадающие, параллельные, разносторонние, противодействующие (конфронтация).
Проявление индивидуального интереса классифицируется следующим образом.
- Смысловое значение: непосредственный (направленный на конкретный объект), опосредованный (объект как инструмент в достижении определенной цели).
- Содержание: общезначимые (наука, искусство. образование и т.д.), индивидуально ориентированные (мода, коллекционирование чего-то, шопинг).
- Вид распределения: ограниченный (к конкретному объекту или в узкой области), разносторонний (в нескольких направлениях одновременно).
Психология об этом
Интерес в психологии это, прежде всего, эмоциональная составляющая, в которой человек находится. Поэтому она обозначает этот термин, как чувство беспокойства в ожидании чего-то нового. Что нас волнует, то нам интересно.
Интерес связан с усилением внимания к объекту изучения или исследования. А само состояние человека можно назвать оживленным. Причем неважно производит он какие-то действия или просто сидит и читает, наблюдает, слушает.
Интерес, как объект исследования, можно представить в двух состояниях:
- сознательное (объективное), выработанное на основе жизненных целей и своих личных ценностях;
- психическое (душевное), проявляемое внутренним состоянием в виде повышенного внимания, влечения, поднятия жизненного тонуса.
Эти состояния принципиально отличаются. И выглядит это так. Для решения своих жизненных задач человек в голове имеет свой проект. Он понимает что ему нужно и это объективно. В какой-то момент времени он «загорается», появляется азарт к решению задачи.
И также неожиданно желание что-то делать пропадает. Сам проект по улучшению жизни никуда не делся. Он все еще актуален, умом человек это понимает. А вот мотивация в данный момент пропала. Душевная составляющая поменялась.
Для психологии большее значение имеет вторая позиция.
Интерес от души
С этой точки зрения интерес — это то, что нам хочется делать, что нас «заводит» изнутри. Интересный человек всегда привлекает внимание, потому что с ним хочется общаться. Интересное в нас увеличивает энергетику, повышает жизненные силы, бодрит.
Так как интерес в психологии это прежде всего эмоция, то его легко распознать по внешним признакам. Мимика, жесты, движение тела и особенно выражение глаз. В детстве у нас очень много интересов и по выражению лица ребенка это хорошо видно.
Правда, детские интересы не стойкие, быстро возникают и также быстро гаснут. Зато они более яркие, чем у взрослых. В процессе взросления они становятся устойчивей (более осознанные). Но с понижением жизненных сил тоже уходят.
Вот, что продлевает интерес к жизни в целом:
- понимание перспективы, внутренняя уверенность в том, что впереди тебя ждет что-то нужное или полезное;
- положительный внутренний настрой, высокая самооценка, отсутствие чувства обиды и вины;
- крепкое физическое здоровье, привычка двигаться в соответствии с ритмом жизни;
- здоровое выражение лица, улыбчивость, добродушие.
Чтобы не возбуждать в себе интерес к жизни принудительно, его можно превратить в привычку. И этому можно научиться.
От простого к сложному
Между прочим, интерес является одной из составляющих любви. Когда мы оказываем внимание к понравившемуся нам человеку, то мы, как минимум, проявляем к нему свой интерес. А, при этом, испытываем положительное эмоциональное возбуждение.
Естественным образом он возникает к чему-то новому. Это может касаться какой-то деятельности, развлечения, возможности развиваться. Он может стать сильным позитивным мотивом, если его развить.
Действия, помогающие преобразовать интерес в привычку:
- дела упрощать (разбивать на этапы), изучаемый материал делать понятным;
- у всего нового показывать перспективу;
- само действо «разбавлять» элементами развлечений;
- хвалить и поощрять себя за творческий подход к делу;
- ставить перед собой более сложные (в меру) задачи;
- подбадривать в себе чувство успешности начатого дела.
Любой из нас имеет какие-то привычки. Далеко не все из них нам облегчают жизнь, скорее наоборот. А вот привычка проявлять к жизни интерес может помочь любому не тухнуть в унынии и не жаловаться на несовершенство мира. Мы сами часть этого несовершенства.
Заключение
В заключении хотелось бы вспомнить общеизвестную фразу: миром движет интерес. И, поскольку интерес в психологии связан с положительным эмоциональным состоянием, то постоянное его проявление делает жизнь осмысленной и счастливой.
Опять же, стремление к развитию личности тоже разновидность интереса. И если не хочется встречать старость одиноким больным существом, то лучше в зрелом возрасте научиться поиску чего-то нового в вечно меняющемся мире. Надо жить не скучно.
На сегодня все. Удачи вам в делах и здорового интереса к жизни. Подписывайтесь, делитесь мыслями. До свидания.
С уважением
Сергей Бездворный
Сочинение 9.3 «Что такое интерес к людям?»
Текст для сочинения 9.3:
(1)Однажды я поймал себя на том, что мне необыкновенно интересно общаться с Надеждой Васильевной — мачехой Наташки. (2)По дороге в школу я нёс виолончель Надежды Васильевны, а она шла рядом, держа за руку счастливую Наташку.
— (3)Когда я выхожу из метро, — сказала однажды Надежда Васильевна, — то ещё на эскалаторе думаю, что сейчас увижу небо, деревья, землю. (4)Каждый раз я открываю для себя что-нибудь новое и неожиданное.
(5)И всё, больше она ничего в тот раз не говорила, но мне понравились её слова. (6)0на умела всё делать естественно и серьёзно, и поэтому не было стыдно признаться в каких-то своих мыслях, которыми с другими людьми ни за что не поделился бы. (7)И она открывалась свободно и легко. (8)Рассказывала нам про то, как изобретала для себя игры, когда была маленькой. (9)Например, придумала, что у неё под кроватью живёт рыжая лиса, которая выполняет все её поручения. (10)Однажды она спросила:
— Борис, а какие у тебя родители?
— (11)Обыкновенные, — ответил я.
-(12)Ну, они добрые, любят тебя, ты их любишь. (13)Это так естественно. (14)А какие они? (15)Душа нараспашку или скрытные? (16)Например, знаешь ли ты, о чём думает твой отец, когда молчит?
(17)И я понял, что действительно не знаю, о чём думает отец, когда молчит, и чем живёт мать. (18)Я видел их каждый день. (19)Они вставали, и, пока мама готовила завтрак, отец делал что-то вроде зарядки: три подскока, два приседания. (20)3автракали. (21)Мама подавала на стол, отец мыл посуду. (22)Уходили. (23)Приходили. (24)Они были то весёлые, то чем-то озабоченные, то печальные. (25)А вот отчего, я не знал и никогда не задумывался.
— (26)Выходит, весь твой мир крутится вокруг тебя… (27)А жаль! (28)Когда лучшее узнаёшь своих близких, их недостатки и достоинства, то глубже любишь.
(29)Как-то я сидел у Наташки, когда Надежда Васильевна вернулась с работы. (30)В руках у неё были цветы.
(31)Сначала она постелила на стол розовую скатерть, потом поставила на неё кувшин с цветами.
— (32)Розовое на розовом, — сказала она.
(33)А я раньше вообще не замечал цветов. (34)Есть они или нет, мне было всё равно. (35)И тут она как будто прочитала мои мысли!
— (36)Как можно не любить цветов! — произнесла Надежда Васильевна. — (37)Это всё равно что не любить землю.
(38)Я вздрогнул от этих её слов: жил в асфальтовом городском мире и никогда не думал о земле, о цветах, о деревьях, которые на ней росли. (39)Мне стало от этого не по себе, я испугался, что необыкновенно умная Надежда Васильевна обо всём догадалась. (40)С тех пор каждый раз, выходя из метро, я останавливался у цветочного базара. (41)Постепенно это стало моей привычкой и удовольствием.
«(42)Если у тебя в течение дня, — говорила моя тётя Оля, — была счастливая минута, вызванная чем угодно, значит, тебе, Боренька, выпал хороший день. (43)Пускай это будет улыбка незнакомого человека, минутная нежность к матери или отцу, письмо от друга, строчка стихов, которая тебя обрадовала. (44)Только смотри, друг мой, не оброни этой минуты, не потеряй ее». (45)Такими счастливыми минутами стали и те, что я проводил, любуясь цветами.
(46)Когда мы приходили к школе, я передавал Надежде Васильевне виолончель, она вскидывала её на плечо, махала нам с Наташкой рукой и уходила. (47)Весь наш класс просто вываливался из окон. (48)Мальчишки пробовали меня дразнить, называя «оруженосцем», но меня это не смущало. (49)Теперь я жил в совсем другом мире, я узнавал то, что они не знали, я открыл в себе чувства, о которых не подозревал, так что мне их слова казались наивными и смешными.
(50)Я даже забыл, что совсем недавно мне часто бывало скучно и я мог целыми днями таращиться в потолок, ничего не делая…
(По В.К. Железникову)
* Владимир Карпович Железников (1925-2015) — русский советский детский писатель, кинодраматург.
Готовое сочинение 9.3 «Что такое интерес к людям?»
Интерес к людям — это положительное отношение человека к людям, которое вызывает желание и стремление чаще общаться с ними, больше узнавать о них. Нередко нам интересны люди, которые старше нас, так как они имеют большой жизненный опыт. Докажу свою точку зрения примерами из текста В. К. Железникова и своего личного опыта.
В прочитанном фрагменте текста герою нравилось общаться с Надеждой Васильевной, мачехой Наташки. Каждый разговор с ней был каким-то открытием для него. К примеру, он никогда не задумывался о том, о чем переживают его родители, или о том, что природа вокруг нас прекрасна, а мы порой даже не обращаем на нее внимание, в постоянной суете не можем выделить пару минут и полюбоваться, например, цветами. Рассказчику было интересно общаться с этой женщиной, несмотря на насмешки одноклассников.
В жизни у меня тоже есть подобный пример. Наша классная руководительница — опытный педагог, к ней всегда можно обратиться за советом, она подскажет, как поступить в той или иной ситуации. Елена Сергеевна часто рассказывает нам о случаях из своей жизни, проводит интересные классные часы, на которых мы разбираем различные ситуации, учимся отстаивать свою точку зрения. Вообще она очень интересный собеседник.
Таким образом, интерес к людям — желание, стремление чаще общаться с людьми, больше узнавать о них, учиться чему-то новому.
Потребности и интересы
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
- Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
- Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
- Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Базовые потребности | ||
Первичные (врожденные) | Вторичные (приобретенные) | |
• Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. | • Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности | |
• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. | • Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации |
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Потребности, интересы и способности человека
Потребности, интересы и способности человека
Ключевые слова конспекта: потребности, интересы и способности человека, талант, гениальность.
Потребность — это нужда в том, что необходимо для существования человека, его нормального функционирования. Пoтребности разделяют на первичные и вторичные. Потребнoсти человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.
Первичные пoтребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными. Физиологические потрeбности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.
Вторичные потребнoсти
Экзистенциальные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.
Социальные потрeбности — это потребнoсти в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.
Престижные пoтребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.
Духовные потребнoсти
Потребности человека составляют основу его интересов.
Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту. (альтернативное определение): Интерес — реальная причина действий, стоящая за мотивами. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).
Влечения — психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную) потребность.
Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.
Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.
Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Это конспект по математике на тему «Потребности, интересы и способности человека». Выберите дальнейшие действия:
интересы человека — это… Что такое интересы человека?
ИНТЕРЕСЫ — предмет заинтересованности, желания и побудительные мотивы действий экономических субъектов. Принято выделять материальные, духовные, денежные, имущественные интересы, а также интересы человека, семьи, социальной группы, фирмы, отрасли, региона,… … Экономический словарь
интересы — предмет заинтересованности, желания и побудительные мотивы действий экономических субъектов. Принято выделять материальные, духовные, денежные, имущественные интересы, а также интересы человека, семьи, социальной группы, фирмы, отрасли,… … Словарь экономических терминов
Интересы в политике — (от лат. interest имеет значение, важно) являются непосредственной основой политической идеологии и мотивами деятельности. Интересы имеют двойственную природу: объективную и субъективную. Действительная общественно политическая ситуация… … Политология. Словарь.
ИНТЕРЕСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ — (interests individual) Воплощенное в намерениях и действиях стремление к желаемому и возможному удовлетворению потребностей, причем в наиболее приемлемом для индивида виде. Следовательно, если я заявляю, что в моих интересах получить прибавку к… … Политология. Словарь.
Интересы экономические — объективные мотивы деятельности людей, отражающие их место в системе общественного производства. «Экономические отношения каждого данного общества, писал Ф. Энгельс, проявляются прежде всего как интересы» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2… … Большая советская энциклопедия
ИНТЕРЕСЫ — предмет желания и побудительные мотивы действий экономических субъектов. Принято выделять материальные, дневные, денежные, имущественные И.; ат.ж. И. человека, семьи, социальной группы, фирмы, отрасли, региона, государства, органов управления,… … Энциклопедический словарь экономики и права
Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ — (от лат. interest – имеет значение, inter esse – быть между) – потребности, нужды, объективные по своему характеру и происхождению, возникающие у различных классов, социальных групп, коллективов, орг ций и входящих в них отд. личностей и… … Философская энциклопедия
Права человека в СССР — Права человека в СССР комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР… … Википедия
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА — международный (региональный) судебный орган, созданный в 1959 г. для обеспечения реализации Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Е.с. по п.ч. действовал до 1 ноября 1998 г., до вступления в силу Протокола № 11 к Конвенции, которым… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Безопасность в экологии человека — состояние, ситуация, при которой отдельному человеку, группе людей (профессиональной, национальной, территориальной и пр.), населению страны или группы стран, всему человечеству ничто и никто не угрожает, не может принести вреда. Это очень важное … Экология человека