Дагестанцы обычаи и традиции: «Обычаи и традиции народов Дагестана» – Обычаи Дагестана

«История, культура, традиции народов Дагестана»

Отдел краеведческой и национальной литературы в фойе читального зала развернул большую книжную выставку, посвященную истории, культуре, традициям народов Дагестана.

Дагестан – многонациональная республика, где каждая как большая, так и относительно малочисленная народность имеет присущие только ей особенности и своеобразие не только в языковом, но и в культурном, этнопсихологическом и других отношениях. Народы Дагестана познают культурные особенности друг друга, чтобы тем самым выявить истоки общедагестанских культурных ценностей, лучше понять специфику собственной культуры. Так, на основе познания и соблюдения локальных культурно-этических особенностей каждого народа и региона формируется и складывается общедагестанская культура. И, как заметил один из мудрых наших соотечественников, «дагестанцы – это один народ со многими языками».

Республика Дагестан является составной частью Российской Федерации. У Дагестана и его народов выверенная временем общая судьба с народами России. Прославленный на весь мир руководитель горцев Дагестана и Чечни имам Шамиль, который в XIX веке более тридцати лет возглавлял борьбу горцев против колониальной политики русского царизма на Кавказе, на закате жизни принес присягу на верность России и завещал дагестанцам жить в дружбе и согласии с ней.

Говорят, дерево крепко корнями, а народ – своей историей и традициями, что в полной мере относится и к дагестанцам. У народов Дагестана самобытные и очень богатые история, культура, традиции, обычаи и обряды. Помимо общего героического прошлого, у дагестанцев исторически сложились самобытная этика и культура поведения в обществе, основанные на морально-нравственных устоях («яхI-намус»). Бережное, уважительное и заботливое отношение к представителям старшего поколения является основной духовной ценностью, нормой этикета и культуры поведения у всех народов Дагестана. Эта традиция досталась нам в наследство от прошлых поколений и бережно сохраняется и соблюдается дагестанцами и в настоящее время. Культуру и традиции народов Дагестана изучают с детских лет, чтобы привить чувство любви, патриотизма и гордости за свою Родину, чтобы познавать, преумножать культурное наследие прошлых поколений и воспитывать подрастающее поколение на морально-нравственных и культурных традициях отцов и дедов.

Уникальность Дагестана также в его географическом расположении между Европой и Азией. В историческом прошлом через территорию Дагестана проходила самая короткая сухопутная дорога, соединяющая Европу со странами Передней Азии. Поэтому все завоеватели стремились овладеть территорией Дагестана. По приморской низменности Дагестана также проходил один из Великих шелковых путей из Европы в Китай.

Духовная культура местных народов также развивалась в близком совместном контакте, соответственно происходило их взаимообогащение.

Таковыми являются традиционные нормы культуры поведения и этикет поведения человека в семье и обществе, общие для всех дагестанцев правила гостеприимства и куначества, уважительное отношение к старшему поколению, уважение к женщине, правовая культура и т.д. Эти и другие добрые традиции являются бесценным наследием, которое досталось нам от предшествующих поколений дагестанцев.

Умудренное жизненным опытом старшее поколение в свою очередь старалось вести себя по отношению к молодежи вежливо и корректно, оно было сдержанно, неприхотливо и не требовало к себе излишнего внимания.

О мудрости старцев Страны гор народный поэт Дагестана Расул Гамзатов писал:

В горах старик седоголовый,

Что ходит в шубе круглый год,

Так подковать умеет слово,

Что в мир пословица войдет.

 

О, горцы старые! Не раз им

Еще народ воздаст хвалу.

Служил советчиком их разум

И полководцу, и послу…

  Представленная литература:

1. Гаджиева, М. Н. Аварцы. История, культура, традиции. – Махачкала: Эпоха, 2012. – 80 с. – (Детям – о народах Дагестана).

2. Абдулманапова, А. А. Даргинцы. История, культура, традиции. – Махачкала: Эпоха, 2014. – 80 с. – (Детям – о народах Дагестана).

3. Атабаев, М. С. Кумыки. История, культура, традиции. – Махачкала: Эпоха, 2014. – 80 с. – (Детям – о народах Дагестана).

4. Магомедова-Чалабова, М. И. Лакцы. История, культура, традиции. – Махачкала: Эпоха, 2014. – 80 с. – (Детям – о народах Дагестана).

5. Гаджиева, М. Н. Лезгины. История, культура, традиции. – Махачкала: Эпоха, 2011. – 72 с. – (Детям – о народах Дагестана).

6. Гимбатова, М. Б. Ногайцы. История, культура, традиции. – Махачкала: Эпоха, 2015. – 88 с. – (Детям – о народах Дагестана).

7. Азизова, Г.Н. Табасаранцы. История, культура, традиции. – Махачкала: Эпоха, 2012. – 76 с. – (Детям – о народах Дагестана).

Гасанбекова Т.Г., гл. библиотекарь отдела краеведческой и национальной литературы

Семейные адаты народов Дагестана

На протяжении многих веков обычаи наших предков – адаты – имели силу закона и представляли огромный нравственный потенциал, объединяя и консолидируя все живущие в Дагестане народы. С таким множеством адатов самого разнообразного характера редко где встретишься

Ведь у нас что ни аул, то свои обычаи. Однако они, несмотря на своеобразие и различие, воплощают в себе самобытность и национальный характер всех дагестанских народов, отражают их общие интересы, исходят из одного корня. Особая их ценность в том, что в них заключен обобщенный, испытанный временем многовековой опыт.

Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые посетившего Дагестан человека обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!» По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. У дагестанцев существовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость. Гость ни в чем не должен нуждаться – таков неписаный обычай горцев. Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные для гостей.

Эти обычаи распространены и сейчас во многих селах горных районов. Особенно сильны в Ахвахском, Цунтинском, Агульском, Кулинском, Табасаранском, Дахадаевском, Акушинском, Чародинском и др. районах. Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему было нужно для дела. У багулалцев существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем. По истечении трех дней с ним вели разговор как с равным членом семьи.

Горец никогда не выпустит гостя из дома с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок. В Лакском районе перед уходом гостя ставили у крыльца кувшин с родниковой водой, что означало: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажды».

Дагестанцы старались строго следовать заветам предков быть честными и правдивыми и в таком же духе воспитывали подрастающее поколение. В ауле Ходота, на родине легендарного Хочбара, недалеко от его сакли есть родник с удивительно холодной водой. Около него всегда стоит много кувшинов, ведер, бидонов. В одних – молоко, в других – сметана, масло. Родник стал своего рода холодильником ходотинок. В сел. Сурсбук Дахадаевского района летом молоко и молочные продукты тоже хранят около речки, где очень прохладно. Посуда не охраняется ни днем, ни ночью, и никто никогда не посягнет на богатство хозяек.

В Унцукуле, Гергебиле, Хаджалмахах, Ицари, Вачах, Кванаде, Дюбеке, Шия, Гигатле потерянную вещь и сейчас оставляют на видном месте. В сел. Тидиб найденное приносят к роднику. В сел. Урада рассказывали о том, как однажды тидибец забыл в их ауле хурджины. Два дня они оставались на том месте, где горец их оставил, и никто к ним не прикоснулся. На третий день хозяин хурджинов вернулся в Ураду и забрал свою потерю.

На Хунзахском плато расположено до десятка колхозных селений. Неподалеку от Арани на перекрестке шоссейной дороги я заметил мясо, висевшее на сучке. Вокруг ни души. К мясу был приколот клочок бумаги, на котором обозначены вес и цена. Любой проезжающий мог взять мясо, а деньги положить под камень около дерева. За последние годы в окружающих аулах не было ни одного случая кражи вещей или животных. По крайней мере, сами жители плато этим не занимались. Женщины даже глубокой ночью свободно, в одиночку могут ходить из аула в аул. Происшествия исключены.

А вот свадебные адаты некоторых дагестанских селений.Раньше самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой большое количество медной посуды. А в селениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна на девушке, у которой не было медной посуды, вообще не женились.

В селении Харбук невесту встречали у дома жениха очень оригинально – выводили к порогу бычка с пометкой. Затем невесту осыпали мукой и в комнате усаживали на мешок с мукой. В селении Урада мать парня при первом посещении дома невесты по поводу сватовства брала с собой девять пирогов с творогом и чашу с медом. Если мать невесты не принимала принесенного, то это означало отказ, сватовство не состоялось.

В старину в селении Тлядал Цунтинского района старики аула закрывали в доме вдову, называли ей любого человека (женатого или неженатого) из аула и предлагали выйти за него замуж. А если тот не соглашался, то именем аллаха его обязывали жениться на ней.

В селении Ванашамахи, по обычаю, родственники жениха на площади выпекали большое чуду и относили его родственникам невесты. Иногда размер чуду достигал в диаметре двух метров. У урахинцев в такое чуду помещали семь бараньих грудинок. В Ванашамахи перед приходом невесты жених обычно находился за дверью комнаты. Когда невеста входила, он три раза ударял ее по спине в знак своей власти над ней с этого момента.

В ауле Тандо жестокими были законы шариата по отношению к женщине. Если женщина родила ребенка от мужчины, который не состоял с ней в шариатском браке, то ее сажали на ишака задом наперед и возили по селению, чтобы над ней насмехались и оскорбляли ее. Если женщина не желала жить с мужем, ее сажали в отдельную комнату до покаяния.

В аулах Мекеги, Уркарах невесту, живущую по соседству, ведут в дом жениха в течение многих часов. Этот обычай существует и сегодня. Происходит это так. Свадебный кортеж вечером из дома жениха направляется за невестой, которую отпускают не сразу. Начинается торг с обеих сторон, который длится часа три. Наконец получено согласие родителей невесты. Но и после этого невесту из дома ни за что не выпустят раньше 12 часов ночи. Только к часу ночи свадебный кортеж направляется к дому жениха. Движется он настолько медленно, что требуется 4–5 часов, чтобы пройти небольшое расстояние. Двигаются примерно так: невеста и все следующие за ней делают шаг вперед и образуют круг для танцев. Заканчиваются танцы, теперь двигаются уже не вперед, а назад. И так продолжается до самых петухов, то есть до утра.

В селении Дуакар молодежь, взобравшись на крышу, начинает разбирать ее, ломает окна, пытаясь увидеть «процедуру» первой брачной ночи. По буркиханскому обычаю, нареченная должна всю дорогу к дому будущего мужа рыдать во всеуслышание. В селении Мюрего по пути от дома невесты до дома жениха с крыш невесту посыпают мукой. По старинному обычаю это означает пожелание, чтобы она в этом доме не имела нужды. Сопровождающие не входят в дом и требуют от родителей жениха подрезать ухо буйволицы или коровы и привести к невесте. Этот скот становится собственностью молодоженов. Потом стелили под ноги ковер или палас. Затем невесте давали ложку меда, чтобы ее жизнь была такой же сладкой. Невесту обсыпают мукой в селениях Кунки, Ицари, Хурхи, Ахар.

По обычаю андийцев, во время сватовства вместе с другими подарками родственникам невесты вручали курдюки. Оказывается, курдюк ценился выше мяса: он может храниться десятки лет.Адат ункратлинского общества совершенно не признает сватовства и калыма. По обычаю, если девушка засватана, а на ней женился другой, то никто не вправе возражать. Если кто-либо нарушал обычай и брал калым с жениха, то виновного штрафовали и заставляли вернуть все полученное.

В селении Дусрах Чародинского района в давние времена существовал такой обычай: девушку, достигшую поры выйти замуж, заточали в пещере, если она отказывалась, и держали до тех пор, пока не скажет, за кого выйдет. Случалось и так: не зная никого, девушка называла любого, чье имя она слышала когда-то.

В селении Цада парни закидывали папахи в дом девушки, пока она не выберет одну из них. После проводили сватовство. Из гимринских обычаев. Жених, выбравший невесту, обязан заготовить для ее дома дрова на целую зиму сам или позвать на помощь друзей.

Обычай мугинцев. Когда приводили невесту в дом жениха, мать юноши должна была вылить на нее ковш теплого масла. Масло стекало с головы вниз по одежде невесты, а мать жениха при этом приговаривала: «Пусть ваша жизнь будет сытой, всего будет в достатке».

В даргинских селах Киша, Дзилебки, Ураги, Ицари, Танты, Гиба и в лакском ауле Турчи девушку не выдавали замуж за того, у кого собаки не изгрызали три палки. Этот обычай возник по нужде. В горах не было ни земли, ни возможности заработать. Прежде чем обзавестись семьей, горец, нищенствуя, бродил из аула в аул. Только так можно было скопить кое-какие гроши для самостоятельной жизни. Юноша, прошедший суровую жизненную школу, признавался полноценным женихом.

В селении Бурдуки девушку не выдавали замуж за парня, не умевшего угонять ханский скот. Это тоже вызвано нищетой и бедностью.
 

Источник: http://www.riadagestan.ru/news/2011/01/01/107918/

Особенности семейных традиций и этикета в Дагестане

С давних времён сложилось так, что в Дагестане бывает два типа семей. Первый из них — это обыкновенная семья, которая состоит из мужа, жены и их детей. Иногда в такой семье остаются жить также дети, создавшие свои семьи, а также внуки. Второй тип семьи называется тухум — огромная общность, коллектив, состоящий из всех родственников по обоим линиям — отцовской и материнской, имеющих свои вековые традиции и обычаи. Семья, в основе которой лежит тухум, вызывает наибольшее расположение окружающих, зачастую живёт в достатке.

Кровно-родственные связи всегда лежали в основе сознания и воспитания любого дагестанца, достоинство родителей всегда служило идеалом и святыней. Отец с матерью в первую очередь заботились о своих детях, а дети же преклонялись перед отцом, часто их нарекали его именем.

Семейный этикет в Дагестане

Согласно принципам семейного этикета, жена далеко не каждый раз называла мужа по имени, говоря о нём часто в третьем лице. Объяснялось это уважением и священным трепетом перед главой семьи, а также близостью, единством мужа и жены; называя же мужа по имени, жена будто отдалялась от него. Сегодня в Дагестане принято как обращение к супругу по имени, так и старое, уважительное обращение.

Если случалось так, что жена была инициатором развода или уходила из дома, это считалось унижением, позором для её супруга. Дети беспрекословно слушались своих родителей и абсолютно подчинялись их воле. Разговаривая с отцом, сын слушал его и отвечал на вопросы стоя, сквернословить или курить при родителе, а также пререкаться с ним считалось верхом неприличия. Кроме того, важной составляющей семейного этикета в Дагестане является почитание и уважение друзей, родственников и гостей, которым здесь рады и днём и ночью.

Роль женщины, жены и матери в Дагестане

Женщина в первую очередь всегда выполняет роль матери, хранительницы домашнего очага. Глава семьи должен оберегать свою супругу, относится к ней бережно, с любовью и уважением, дорожить её мнением и прислушиваться к её советам. Женщины не допускаются к тяжёлому физическому труду. Дети с особым трепетом относятся к той, которая подарила им жизнь, всю жизнь хранят в сердце образ любящей матери. С детства они учатся благоговению по отношению ко всем женщинам. Идеальной женой по мнению дагестанского мужчины, считается целомудренная, строгая, честная и в то же время заботливая, добрая и покладистая женщина, которая трудится дома и по хозяйству, не теряя своих достоинств. Она мудрая и благородная, бесстрашная и женственная. Только в силах женщины-горянки разнять спорящих мужей и братьев, защитить обиженного или укрыть преследуемого.

Дагестанские женщины, вопреки слухам, никогда не прятали лицо под чадрой, наоборот, ходили открыто и носили шикарный головной убор, украшенный цепями и монетами. Мужчины в присутствии женщин ведут себя скромно и сдержанно, а женщины всегда встают при появлении мужчин.

Воспитание детей в Дагестане

Главным долгом родителей перед их детьми было: прокормить, дать должное воспитание, образование, научить грамоте и привить любовь к Корану, всей мусульманской вере. Дети в Дагестане — источник огромной радости и всепоглощающей любви. Родители стараются, чтобы каждый из их детей имел чистое и доброе сердце, непорочные мысли.

Фитнес отличный способ для поддержания физической формы или сброса лишнего веса. Сейчас открылось очень много фитнес-центров и цены на фитнес намного уменьшились и стали доступными всем желающим.

обычаи и традиции 🚩 Культура и общество 🚩 Другое

Свадебные обычаи дагестанского народа тесно переплетаются с его национальной культурой. Среди характерных традиций дагестанской свадьбы можно выделить:

1) Двойное празднование. Праздник проводится два дня, первый раз в доме невесты, а второй в доме жениха. Важно,что дни празднования идут не подряд, а с перерывом в семь дней.

2) Запрет свадьбы в определенные дни. В Дагестане нельзя жениться в дни рождения будущих мужа и жены, в дни рождения их родителей и религиозные прадники исламской религии.

3) Выбор типа проведения праздника из двух противоположных. Жених и невеста вместе с родителями сами решают, чего хотят: бесшумный, спокойный праздник с табу на алкоголь или весёлую заводную вечеринку с классическим набором увеселительных напитков.

4) Много гостей. Несмотря на тип свадьбы, присутствовать на ней должно не меньше трёхсот гостей, но их число обычно не больше полутора тысяч. Каждому жителю города, в котором проживают молодожёны, нужно хотя бы ненадолго появится на торжестве в знак уважения.

5) Кража невесты в случае несогласия родителей. Повсеместно кража невесты на современных дагестанских свадьбах не практикуется, но если родители не дают своего благословения, то жениху ничего не остаётся, как украсть их дочь, чтобы она провела ночь в его доме. Поскольку такое явление влечёт за собой позор для девушки, то свадьбе суждено состояться.

6) Тайное сватовство. Процедура сватовства происходит вечером путём визита родителей жениха в дом невесты, где ей вручаются различные подарки. При этом сам факт такого визита стараются не оглашать, а сам процесс проходит в тесном кругу только с самыми близкими родственниками невесты.

7) Красивое богатое празденство.Как только в дагестанской семье рождается ребенок, денежные средства семьи начинют откладываться на его свадьбу, поэтому такие события всегда пышные и дорогостоящие.

8) Оплакивания невесты. В первый день праднования свадьбы, которое проходит в доме невесты, её подруги оплакивают её, потому что уход невесты в дом жениха принято считать грустной для них ситуацией;

9) Стрельба друзей жениха. Примечательно, что когда друг женится, его товарищи занимаются стрельбой, потому что такое занятие помогает сделать молодую семью счастливой и отогнать от неё беды.

10)Танец молодожёнов. Этот процесс особо удивителен на дагестанской свадьбе, это обязательный её компонент. Сначала вокруг невесты приглашённые мужчины танцуют лезгинку и бросают на пол деньги, которые собирает подружка невесты. Аравул (тот, кто начинает пляску на свадьбе) предвещает начало танцев для мужчин, а вот приглашенные женщины выходят танцевать только после исполнения танца сестрой жениха.

11) Наряд. Женщине на свадьбу принято одеваться изящно и красиво, в длинное платье, на голову фату не надевают. Мужчина одевает обычный костюм, но на голове во время танца у него должен находиться народный головной убор — папаха.

12) Испитие мёда.Как только невеста входит в дом жениха, его мать протягивет ей чашу с мёдом,чтобы попробовав его, семейная жизнь невесты стала сладкой и гладкой.

В первые дни после свадьбы в дом молодожёнов продолжают приходить гости, поздравляя их с радостным событием, при этом хозяева дома всегда обязуются впустить их и оказать должное внимание. На следующие сутки после последнего дня свадьбы с невесты снимается платок, если он на ней был, поскольку в современности его наличие на невесте уже не является обязтельным условием. Разводы в Дагестане- это очень редкое явление, поэтому после свадьбы молодожёны живут душа в душу, не задумываясь о правильности выбора своего партнёра.

Передать словами процесс дагестанской свадьбы сложно, поскольку размах и шик, сопровождающий её, чрезвычайно поразителен, а для того, чтобы окунуться в обычаи и традиции свадеб для этой национальности, лучше всего хоть раз поприсутствовать на этом торжестве и увидеть всё своими глазами.  

Доклад «Народ Дагестана: обычаи и традиции».

МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»

Доклад

«Народ Дагестана: обычаи и традиции».

Подготовила: учитель КТНД Асадулаева П.Дж.

Дагестан – республика в составе многонациональной России, именуемая страной гор, множества языков и контрастов. Горный народ Дагестана – это представители более сотни национальностей, трех религий, множества языковых групп и местных диалектов.

География края

Дагестан — самая южная и самая горная республика Российской федерации. Кавказские хребты занимают основную часть ее территории, именно здесь находится Базардюзо – самая высокая гора в России. Народы, живущие в Дагестане — настоящие горцы. Небольшая часть низменности находится лишь в северной части предгорья. Восток Дагестана омывают воды Каспийского моря. На территории республики насчитывается около 6 тысяч больших, малых и совсем маленьких рек и речушек, из них 100 относят к большим рекам (до Каспия доходят только 20 из них). Самые известные: Терек, Самур, Сулак.

Климат в целом относится к умеренно-теплому, колебания в температурных режимах и количестве осадков зависят от высотной расположенности, отдаленности от моря, окружения горными хребтами. Земельные угодья делятся на равнинные, предгорные и горные. Их география и определяет занятия.

История края

Народ Дагестана прошел в своем историческом развитии такой трудный, насыщенный событиями путь, что полные описания его составляют не статьи, а целые тома. Некоторые национальности республики связывают родством с мидийцами, хеттами, народами древнего Шумера. Первым государством, в которое входила территория южного Дагестана, была Кавказская Албания, образованная в 5 веке до нашей эры. Постоянные войны приводили к тому, что земли переходили от одного государства к другому, менялись правители и религии. Постепенный процесс образования Дагестана как объединения различных национальностей был обусловлен необходимостью сплочения мелких племен для защиты своих земель от более сильных врагов. Исторически сложилось так, что лучшие равнинные земли занимали пришлые народы: арабы, шииты, сунниты. Исконно местные племена вытеснялись в горы, но со временем все сроднились и обосновали свой единый дагестанский эпос.

Немного статистики

Что поведают о Дагестане скупые цифры:

  • Территория республики – 50,3 тыс. км2.

  • Береговая линия – 530 км, всего сухопутных границ – 1181 км.

  • Самая высокая точка – 4466 км, средняя высота над уровнем моря – 1000 км.

  • Общая численность населения, согласно последней переписи, – 2125 тыс. человек.

  • Численность народов Дагестана – 102, из них коренных – 30.

  • Территориальное деление республики – 22 района.

  • Население сельской местности — 69 %.

  • Герои Советского Союза (дагестанцы) – 49 человек.

Народы Дагестана

Список основных народностей выглядит так:

  1. Аварцы – 30 % от всего населения, в основном занимают горные районы западного Дагестана.

  2. Даргинцы – 17 % этноса, традиционно расселены в горах и предгорьях средней части республики.

  3. Ногайцы – 16 % от численности, основное проживание – Ногайская степь на севере Дагестана.

  4. Кумыки – 13 % населения, которое занимает Теркско-Суламскую низменность и северные предгорья.

  5. Лезгины – 12 %, места расселения – горы, предгорья и равнины Южного Дагестана.

  6. Русское население Дагестана, также относится к местному, занимает 7 % численности. Большинство русских проживают в столице Махачкале и других городах и поселках. Горожане среди русских составляют 80 %. Представители русских сельских жителей – это в основном терские казаки, поселения которых сосредоточены в низовье Терека.

  7. Лакцы – сосредоточены в центральной части гор и насчитывают 5 % этнического состава.

Примерно по 4 % каждый, составляют в общей численности такие народности, как табасараны, тюрки (азербайджанцы), чеченцы. Численность последних резко увеличилась посла начала боевых действий на территории Чеченской республики. Таты (народ Дагестана, который именует себя дагестанскими евреями), рутульцы, агулы, цахуры, проживающие в основном на определенных отдельных территориях, составляют незначительную часть дагестанского населения.

Кроме коренных групп, жителями Дагестана считают себя проживающие здесь с рождения узбеки, казахи, украинцы, грузины, татары, белорусы, осетины, персы.

Языковый состав

Да уж, такого многообразия народностей и национальностей на сравнительно небольшом клочке суши нет больше в мире нигде. Соответственным является и многообразие языкового состава. Только коренных языков в Дагестане насчитывается 30. Этим тоже уникален Дагестан. Какой народ еще может представить миру такое различие языков, наречий и диалектов при, в общем-то, объединенной культуре, обычаях, бытовых традициях.

Лингвисты совместно с историками определили в качестве основной причины сложных языковых различий значительную изолированность аулов друг от друга, связанную с географическими и климатическими условиями горной местности. Зарождению отдельных наречий также способствовали разные религиозные предпочтения, политические и социальные разногласия, замкнутость внутри отдельных кланов.

По языковому составу население Дагестана делится на три основные группы:

  • Северокавказская семья, нахско – дагестанская ветвь (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табарасаны, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы).

  • Алтайская языковая семья, тюркская группа (тюрки, кумыки, татары, ногайцы).

  • Индоевропейская языковая семья (русские, украинцы, белорусы, таты, евреи, армяне).

Религиозные конфессии

В плане религиозных верований современный народ Дагестана в большинстве своем (90 %) мусульмане-сунниты. Но так было не всегда. Еще в первом веке от Рождества Христова население Кавказской Албании, а затем и все дагестанцы приняли христианство, ислам был навязан албанцам как результат столетней войны с арабами. Но за многие тысячелетия именно ислам утвердился не только в Дагестане, но и распространился по другим территориям Кавказа. Другая ветвь мусульман – шииты, это в основном тюрки, к которым примкнули и некоторые поселения лезгин. Иудаизм исповедуют горные евреи – таты, православное же население, включая приверженцев армяно-григорианской церкви, составляет 9 %. Здесь нет острой неприязни к иноверцам, смесь языков и религий воспитывает терпимость к вероисповеданиям соседей.

Большие народы и маленькие народности

Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: «Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?» В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.

Аварцы, которые составляют треть населения республики, — это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев – это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.

Самым немногочисленным народом в Дагестане считаются цахуры, их количество на территории республики — около 10 тысяч человек. Большинство цахуров проживают в Азербайджане. Эта народность в Дагестане обжила самый труднодоступный высокогорный район — Рутульский, истоки реки Самур. Селение Цахур считается самым древним аулом Дагестана, его история уходит корнями в далекое историческое прошлое, а название переводится как «Горящий аул». Многочисленные орды завоевателей неоднократно сжигали его до тла, но терпеливый народ восстанавливал селение снова и снова.

Обычаи и традиции

В странах, ведущей религией в которых является ислам, вся жизнь общества подчинена законам шариата, которые в большинстве случаев закреплены законодательно. Кавказцы, к которым относится и народ Дагестана, обычаи и традиции, регулирующие почти все стороны жизни общества, именуют словом «адаты». Уклад семейной жизни, взаимоотношения с соседями, правила сватовства и женитьбы, гостеприимство – все учтено в своде неписанных правил горцев, переплетено с некоторыми догмами религии, но не всегда соответствует законодательным нормам. Если правила приема гостей, почитания старших заслуживают уважения и похвалы, то адат кровной мести уже идет вразрез с государственными законами. Многие традиции в современном Дагестане постепенно теряют свою актуальность, но законы предков все еще сильны в здешнем обществе.

Знаменитые дагестанцы

Республика Дагестан, народы которой славятся своим трудолюбием, упорством, смелостью и талантами, подарила миру немало знаменитых и достойных земляков. Вот лишь некоторые имена, знакомые многим:

  • Джамал Аджигирей – борец ушу, актер.

  • Юсуп Акаев – летчик, Герой Советского Союза.

  • Али Алиев – борец, пятикратный чемпион мира.

  • Расул Гамзатов – поет.

  • Мансул Исаев – дзюдоист.

  • Муса Манаров – летчик-космонавт.

3

Внеклассное мероприятие «Традиции и культура народов Дагестана»

Внеклассное мероприятие:

Традиции и культура народов Дагестана.

Цель: 1. Образовательная; изучение прогрессивных традиций народов Дагестана с целью их возрождения и

сохранения в сознании и поведения каждого дагестанца.

2.Воспитательная; формирование у учащихся таких ключевых понятий, как честь, совесть, терпение, мир,

согласие, добропорядочность.

3.Развивающаяся; научить учащихся использованию в своей будущей жизни традиционных ценностей и

поставить их на службу обществу.

Оборудования: плакаты по теме, проектор, презентации, демонстрация национальной одежды, традиционная пища.

План:

1.Приветствие, стихи Р. Гамзатова и Ф. Алиевой.

2.Этикет.Традицииуважения старших. Сценки» Закон уважения»

3.Дагестанское Гостеприимство. Сценка « Ленивая жена», и народный фольклор, сказки и притчи.

4.Национальная одежда и пища (демонстрация)

5.Духовная пища; колыбельная песня, танец лезгинка.

Вступительное слово учителя:

Дагестан богат своими традициями, промыслами культурой, а самое главное своими жителями. Мы гордимся своими поэтами, писателями, учеными, художниками, скульпторами, космонавтами. Мы должны знать историю своей Родины, своего народа

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

Ведущая 1: Ассаламуалейкум!

Да будет мир над вами! Только мирные люди могут жить рядом, крепко дружить, красиво трудиться, радоваться успехам и делать добро.

Мы горды тем, что родились и выросли в прекрасном краю -многонациональном Дагестане. Дагестан — это родина более 100 равноправных народов, которые жили и живут в мире и согласии, никогда не ссорились между собой и никогда никому не давали себя в обиду.

Ведущая 2:Народы Дагестана имеют удивительно богатую культуру, которая учит жить и трудиться, учит владеть древними языками, мудрыми народными профессиями, красотой родной речи мелодиями и танцами. Культура учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитание старших, Культура Дагестана — это искусство народных умельцев, это стройность, скромность и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов.

Культура Дагестана — это слово и дело настоящего человека — настоящего дагестанца.

Ведущая 1:Наше мероприятие посвящено традициям и культуре народов Дагестана. Сегодня мы представим фундаментальные традиции народов Дагестана. Это традиция уважения старших, традиция гостеприимства,

традиции общения и этикет. А также продемонстрируем одежду, песенную и танцевальную культуру. И, конечно, пищу народов Дагестана.

Расул Гамзатов

Трусоватого мужчину

Если встретишь где-нибудь

Знай, что он не дагестанец

Не из Дага держит путь.

Дагестанские мужчины

Мелкой дрожью не дрожат

Своей доблестью и честью

Больше жизни дорожат!

Наши девушки стыдливы

Ходят плавно как луна

След в пыли не остается

И походка не слышна.

Если в дом нагрянут гости,

А хозяева при том

Чешут сонные затылки

Улыбаются с трудом

Знай, они не дагестанцы

Не из Дага их родня

В Дагестане жить не станет

Их семейка и полдня!

Пусть придет хоть вся планет

В очаге у нас огонь

Никогда не охладеет

Для гостей его ладонь.

Знай же, друг, что это пламя

Выражает существо.

Дагестанцы, дагестанки,

Дагестана моего.

Фазу Алиева

Законы гор

В горах моих родных

Не писаны законы

Во все века

Никто их не писал

Никто из них томов

Не составлял -Натуры горцев

К этому не склонны

Но если в очаге

У одного лишь горца

Еще хранится

Искорка огня,

Она из ночи в ночь

День изо дня

Из очага в очаг передается

И если в сундуке

У одного лишь горца

Еще хранится горсточка муки,

Ее на все хватает очаги,

И в каждом доме

Свежий хлеб печется.

И если юношу

В дорогу провожают

А проводу выходит весь аул.

А если кто в ауле захворает

Покоя не находит весь аул.

Ведущая 2: Дагестан является одной из наиболее многонациональных республик нашей страны. Пожалуй, ни в одном другом Регионе России не сосредоточено так много народностей и этнических групп, как здесь.

Ведущая 1:По этнической пестроте и языковой дробности Дагестан представляет собой исключительное явление, сложный, своеобразный мир даже на фоне многонационального Кавказа.Поразительная этническая мозаичность, языковая дробность послужили основанием для наименования этой части Кавказа не только «страной гор», но и «горой языков».

Ведущая 2: В нашей республике на сравнительно небольшой территории проживают представители 70 национальностей нашей страны, в том числе свыше 30 коренных народностей и этнических групп, отличающихся друг от друга по языку и особенностям многовековой материальной и духовной культуры.

Ведущая 1:Это аварцы и близкородственные им андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины, табасаранцы, агулы, рутульцы, цахуры, арчинцы, даргинци и близкородственные им кайтаги и кубачинцы; лакцы, кумыки, ногайцы, азербайджанцы, горские евреи, таты.

Ведущая 2: Все эти народности трудятся бок о бок с представителями проживающих в Дагестане других народов (русских, украинцев, чеченцев …). На формирование особенных черт материальной культуры определенное влияние оказали естественно — географические факторы.

Ведущая 1:Много веков прожили горцы в горах и всегда они испытывали нужду в человеке. Нужен человек, без человека никак нельзя. Яркий пример тому различные традиции взаимопомощи у народов Дагестана. Благодаря этим традициям, каждый чувствовал свою защищенность.

Ведущая 1: Эти традиции знает каждый дагестанец: На помощь надо приходить вовремя и со всеми, а закончив работу нельзя хвалить себя и самое главное- никогда нельзя напоминать человеку об оказанной ему помощи. «Сделал добро-забудь, получив добро- помни всю жизнь».

Ведущая 2:Одной из особенностей всех народов Кавказа было и остается уважительное отношение к представителям старшего поколения. Уважение и почтительное отношение к старшим по возрасту, воспитывалось в каждой дагестанской семье с раннего детства. Оно начиналось с уважения к родителям, старшим братьям и сестрам.

Ведущая1: По правилам дагестанского этикета предписывалось вставать, когда в комнату входил старший или проходил мимо, уступать место, первым здороваться, предлагать свою помощь. Считалось дурным тоном вмешиваться в разговор старших, шутить с пожилыми, обращать внимание на их недостатки, обращаться по имени.

Ведущая 2: Ребята подготовили поучительные и шуточные сценки из жизни горцев. Давайте посмотрим.

(сценка: «Закон уважения» , «горцы от ума-уважуха» )

Ведущий 1: Традиция человечности дагестанской семьи — это традиция гостеприимства. Познакомимся с правилами гостеприимства.

Увидев гостя, хозяин выходит навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать! К добру будет Ваш приезд!».

Всаднику, старшему по возрасту, помогают слезть с коня, выйти из машины, поддерживают ношу, помогают отнести в дом, помогают снять одежду, снаряжение. Гостя приглашают в кунацкую комнату, сажают на почетное место. Хозяин садится рядом, спрашивает о здоровье, о состоянии его духа, о родственниках и близких, об общих знакомых, потом спрашивает о новостях. Стол для гостей накрывают быстро лучшей едой из того, что есть в доме. Перед едой предлагают гостю помыть руки. Сажают на почетное место. Хозяева следят, чтобы гость съел как можно больше и лучше. Нельзя съесть свою порцию раньше гостя. Постель для гостя готовят в спокойной уединенной комнате, пожелав «Спокойной ночи!».

Гостя, покидающего дом, хорошо и сытно кормят, помогают умыться, одеться, сесть на коня. Провожают до края аула, за ворота дома. Расставаясь, желают: «Счастливого пути! Всяческих благ!». Настоятельно просят заходить еще.

О кавказском гостеприимстве конечно же знают все . В следующей шуточной сценке ребята покажут к чему может привести не желание соблюдать традиции.

СЦЕНКА

«РАЗГОВОР МУЖА С ЛЕНИВОЙ ЖЕНОЙ»

( жена неохотно метет пол, входит муж)

Муж — Ишь сколько пыли в доме развела! Того гляди я задохнусь в пыли нагрянет гость к нам, через пол часа не выдержав он плюнет нам в глаза.

Жена –(бросает веник) Клянусь, не помню я такого дня, чтоб ты мой муж не упрекнул меня. Коль гостя ждешь, предупреди о том, и накануне приберу я дом.

Муж – Мне на работу уходить пора. А ты к обеду будешь так добра, нам приготовь бул- баш, да по вкусней, ещё вчера я пригласил гостей. (муж оборачивается, возвращается)

Жена — Прости меня! прошу я, сделай милость, беда у нас не добрая случилась, купил ты мяса 3-кило да вот, всё до последнего куска сожрал соседский кот. (муж начинает злиться)

Муж – не будь ленивой ты до тошноты! Наверно похудели все коты. Коль мяса нет, то пусть взамен бул -баша, молочная нас будет ждать к обеду каша.

Жена – Я надоила молока с вершок, всё остальное высосал телёнок… и дом не прибран, паутина всюду, знай, при гостях краснеть я буду.

Муж – Жена моя! С тобой одно мученье, испытываешь ты мое терпенье! Невольно позавидуешь соседу. Пожарь хотя б яичницу к обеду.

Жена – Кричать не нужно, ругать, меня нет никакого проку. Не на меня кричи, а на сороку. На чердаке сорока побывала, яички из корзины все украла.

Муж – (сильно топает ногой ) Ну хватит! Знай такая мне жена, отныне в доме больше не нужна. Иди, зови свидетелей сюда, я расхожусь с тобою навсегда!!! (жена испугано закрывает уши)

Жена – поверь! Я до обеденной поры дом приберу и выбью все ковры, поставлю мясо и сварю обед. Дай руку мне , сердиться смысла нет.

(стих: Ну и парень смех и грех).

Ну и парень,

Смех и грех.

Ты — посмешище для всех.

Если встретишься с джигитом,

Сходен ты с котом побитым.

Встретится тебе герой,

Ты как мышь перед горой.

Только в споре с хилой бабой

Ты могучий, а не слабый.

Если пред тобой калека,

Ты похож на человека

Аварская сказка: Ответ старика

Однажды путник увидел, как белоголовый старик сажал ореховое дерево. Путник поздоровался и спросил:

— Сколько тебе лет, старик?

— Восемьдесят.

— А через сколько лет можно будет есть орехи с этого дерева?

— Через сорок — ответил старик.

Путник усмехнулся:

— Неужели ты надеешься, старик, прожить еще сорок лет и насладиться плодами своего дерева?

Старик ответил:

— Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть наслаждаются дети и внуки.

Посрамленный путник не нашел, что ответить. Он опустил глаза и пошел прочь.

Ведущая 2:Известно, что Дагестан — это край резких природных контрастов, большого числа естественных географических зон. Здесь можно встретить и выжженные солнцем полупустыни, и поля вечных снегов и

ледников, вздымающиеся ввысь монолитные громады горных хребтов, и обширные низменности.Дагестан граничит на юго-востоке с Азербайджаном, на юго-западе с Чечней и Ингушетией, на северо-западе со Ставропольем и на севере с Калмыкией. Восточные границы республики омываются Каспийским морем.

Основными отраслями сельского хозяйства народов Дагестана были земледелие с садоводством и скотоводство. Причем население гор было занято на отгонном скотоводстве, а равнины — на производстве зерна.

Ведущая 1:Дагестан с древнейших времен славился богатством произведений декоративно — прикладного искусства. Изделия ручного ковроткачества, обработка цветных и драгоценных металлов, в том числе изготовления оружия, украшений, обработка дерева, слоновой кости, гончарное производство получили широкую известность за пределами Дагестана.

Ведущая 2:Дагестанцы повсеместно обрабатывали кожу, овчину, шерсть, а в ряде районов еще растительные волокна и шелк. Большое развитие получило производство тканей из шерсти, хлопка, конопли. Данные археологии свидетельствуют о том, что производство тканей было известно горцам Дагестана еще в глубокой древности.

Ведущая 1:На сегодняшнем мероприятии мы будем говорить в основном о женской одежде.

Женская одежда народов Дагестана XIX — начале XX вв. представляла собой наиболее сложную часть материальной культуры. Ее характеризует многообразие материалов, форм покроев, цветовые гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.В далеком прошлом, когда складывались и развивались локальные особенности материальной культуры, женщина редко выезжала из своего аула.

Ведущая 2:Шили и украшали одежду сами женщины, Они создавали моду, фасоны, проявляя свое творчество, умение, талант, художественные и эстетические. Не удивительно, что эти многокрасочные, своеобразные костюмы вызывали восторг путешественников разных времен.

При всем многообразии женского костюма, наиболее важные его элементы (туникообразное платье-рубаха, распашное платье, некоторые виды шуб, головных уборов и т. д.) по покрою являлись едиными, если не для всего Дагестана, то для определенных микрорайон

Ведущая 1:А теперь мы представляем вашему вниманию кумыкский костюм.

Ученица 1:Нарядное платье — къабалай. Наиболее широко оно бытовало у кумыков, у других народов Дагестана встречалось редко. Покрой его близок к покрою распашного платья. Шилось в основе распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имел и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным.Главное отличие заключалось в том, что къабалай имел спереди вставку — алдалыкъ, шириной 30-60 см., чаще из той же ткани, что и само платье, но иногда из ткани другого качества и цвета. Эта вставка от подола до пояса вшивалась в юбку, выше же пристегивалась. В целом же вставка вшивалась таким образом, что напоминало отдельное нижнее платье. Къабалай имел двойные рукава: нижние — узкие, по руке с разрезом у запястья, застегиваемые на мелкие пуговицы, узелковые петли, и верхние — широкие, длинные и, как правило, откидные, несколько расширенные книзу с округленными или прямоугольными концами.На голове они носили легкие шарфы из шифона. Шарф набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висячими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец шарфа забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо.

Ведущий 2:Представляем лакский стиль одежды (играет лакский мотив)

Ученица 2:Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые -темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье — рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а так же длинные узкие штаны «х1аджак». В некоторых обществах (Вицхи, Куба и др.), граничащих с Аварией, лачки у андалалским аваркам, руоаху по талии подтыкали в штаны.

С конца XIX века некоторое распространение получают платья: отрезное по талии с широкой юбкой бузмагьукъа и распашное бузма, так же отрезное: с узким лифом и широкой юбкой. Разнообразие форм и способ его украшений делает его одним из интереснейших элементов костюмного комплекса. Головной убор «бак1бахьу» «чутха». Поверх него носили платки «голмелли» сложив треугольником, или покрывала -полотенце украшенное вышивкой.

Ведущая 1:Представляем лезгинский комплект костюма.(на экране демонстрируется лезгинский костюм).

Ученица 3 :Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов — красного, желтого, зеленого, голубого, а так же белого цветов. Черное обычно носили в период траура, а так же глубокие старухи; кроме того, будничная одежда так же нередко была темного цвета.

В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма

Повседневный женский костюм состоял из длинного ситцевого платья -рубахи переем , бегьрем либо туникообразного покроя, либо отрезного по линии талии, с широкой юбкой, длинных ситцевых штанов вахчаг , верхнего распашного платья, мешкообразного головного убора шуткъу и большого квадратного платка из шерсти, шелка. Основным видом обуви лезгинок были богато орнаментированные шерстяные вязаные носки и чулки кемечар , которые женщины в домашних условиях носили без верхней обуви, подшив для практичности сафьяном.

Ведущая 2:Одним из комплексов одежды народов Дагестана является аварский костюм, (на экране демонстрируется аварский костюм).

Ученица 4:Длинная (до пят) и широкая нательная рубаха туникообразного покроя под названием гурди, являлась широко бытовавшим элементом и составляла основу костюма аварки. Она служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах.Штаны для повседневного ношения шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета ( чаще из крашенных в темный цвет бязи и более плотных хлопчатобумажных тканей). Платья подтыкали с боков в штаны или в специально для этого завязанный шнур, так что она укорачивалась почти да колен.Чухта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба, и как правило, свисала с затылка вниз (по спине) в виде накосника. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Носили чухту, не снимая ни днем, ни ночью. Выходя из дома, а при посторонних и в доме, женщина обязательно поверх чухты накидывала покрывало или платье.

Среди женских костюмов особое место занимает костюм аваро-андо-дидойских народностей, отличающийся, в свою очередь, многовариантностью.В целом костюм женщин этой группы народностей присуще простота покроя, в основном темный колорит, оживляемый яркими дополнительными и красочными массивными украшениями.У андиек длинные и широкие платья — рубах кванно чаще из черной ткани, или из темной, черные штаны ошкъоги , заправляемые в сапоги, цветная чухта с высоким выступающим надо лбом седлообразным

корпусом и длинным полотнищем на подкладке, свисающим по спине, большое белое покрывало к1ази, носимое поверх чухты, войлочные и кожаные сапоги чакмагьол .Андийки не носили матерчатых поясов, а затыкали рубаху в штаны.Поверх повседневного платья бежтинки носили матерчатые передники. Передник украшался тесьмой, застроченным орнаментом, а в нижней части -узкими лентами, расположенными горизонтальными линиями, напоминающими радугу, цветными аппликациями.

Традиционной обувью была вязанная шерстяная орнаментированная обувь.

Ведущая 1:Своеобразной была одежда даргинок, (на экране даргинский костюм).

Ученица 5:Платье на кокетке длинное. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке.

На голове — чухто, поверх которого одевается покрывало-полотенце.

Покрывало представляет собой длинное и широкое полотенце, надеваемое, как правило, поверх чухты. В пределах Даргинии производили покрывала из хлопка, шелка. Самыми большими считались поксрывала -«дик1а» — от 2,5 до 3,5 м. длины и до 1,5 м. ширины.

Штаны с широкими штанинами. Край штанины для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой.

На ногах носили кожаные чувяки.

В целом будничный костюм даргинки представлял собой своеобразный вариант общедагестанского горского костюма. Характерными для него являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, многоцветность головных покрывал, нарядность общего вида усиливаемая многочисленными украшениями. Рубаха туникообразного покроя (разной расцветки, предпочтительно бордовый, зеленый, коричневый), узкие черные штаны, короткая цветная головная повязка чуткъа из разноцветных кусков, с черной полосой в налобной и теменной частях, белое, часто украшенные вышивкой золотом покрывало «к1аз». Особенно тщательно отделывала свой «к1аз» кубачинка. В отличие от всех других горянок, она покрывала его шелковой или золотой вышивкой, орнаментом растительного характера.На один конец его кубачинки нашивали широкую кайму с бахромой. Вышитую золотыми или серебряными нитками или привозную.Привозная, готовая для отделки кайма пришивалась к нарядному «к1азу» и вдоль который обрамлял лицо и свисал по спине.

Каждая кубачинка, подчиняясь закону моды, обязательно должна была иметь хотя бы один «к1аз» с дорогой отделкой,а знатные женщины имели их целую дюжину: с золотой и серебряной каймой и бахромой, вышивкой, из разных белых тканей — шелка, батиста.

Ведущая:В настоящее время одежда народов Дагестана представляет своеобразное сочетание местной традиционной и городской современной одежде: сохраняя элементы старинного костюма, дополнили его новыми формами, отвечающим современным культурно-эстетическим вкусам и представлениям.В последние годы возрождается интерес к многовековой культуре народов республики. При всех прогрессивных изменениях, свидетелями которых мы являемся, бережное отношение к лучшим образцам материальной культуры, в частности, традиционной одежды — одна из актуальных задач, стоящих перед историками культуры.

Сценка «Хорошая традиция»

Музыка — Лакский мотив

На сцене две сестры, одна городская, впервые

приехавшая в село Сайда, а другая сельчанка Патимат.

Действие происходит в ауле. К сестрам подходит аулъчанка их сверстница и

здоровается.

Аульчанка:

— Бивзрав! Мои дорогие!

Патя:

— Иннагу бивзрав!

Сайда

— Не легче сказать »

привет»?

Патя:

— Нет, это у Вас в городе отвечают так, а у нас в ауле принято

здороваться так, как надо здороваться лачкам.

Мужчины здороваются:

«Ассаламуалейкум!», что означает «Да будет мир над вами!», во всех случаях

отвечают: «Ваалейкум вассалам!», т. е. «И вам мир!»

Сайда:

— А кто должен первым приветствовать?

Патя:

— Приветствовать надо четко и ясно. Младший должен первым

приветствовать старшего, мужчина первым должен приветствовать женщину,

входящий приветствует присутствующих, хозяин приветствует гостя,

здоровый — больного, уходящий прощается с остающимися.

Сайда:

— Ну, теперь я точно знаю, как надо приветствовать аульчан.

Автор:

— Проходит сельчанка в национальной одежде.

Сайда:

— Патя, мне так стыдно, но я даже не знаю, как называется наша

национальная одежда.

Патя:

— Конечно, тебе должно быть стыдно, ты ведь лачка! И не знаешь о

лакской одежде, культуре и обычаях.Одежда лачек была более

своеобразной, отличалась богатством украшений. Женский головной убор

является очень важной частью одежды. Разнообразие форм и способ его украшений делает его одним из интереснейших элементом костюмного комплекса. Головной убор » бак!бах1у «, » чутха «. Поверх чутхи одевали голмелли . Платье должно быть свободным, что бы скрывать строение фигуры, или надевали платье, отрезное по талии с широкой юбкой бузмагьукъа. Неотъемлемой частью были узкие штаны «х1ажак»

— Ну, как Сайда, нравится?

Сайда:

— Очень нравится.

Автор:

Приехала Сайда домой в город.

Мать:

— Ну, как, доченька, понравилось тебе в горах?

Сайда:

— Отдохнула хорошо, но я не понимаю, мама, почему ты меня обманула.

Мать:

— А в чем дело?

Автор:

Удивилась мать такому обвинению.

Сайда:

— Ты мне говорила, что в ауле из родственников наших живет один дядя

Курбан со своей семьей.

Мать:

— Ну да, а что?

Сайда:

— Оказалось, что в ауле все друг другу родственники.

Мать:

— Не понимаю. Толком объясни.

Сайда:

— Когда мы с Патей выходили на прогулку, всех встречных она называла тетями, дядями, дедушками, бабушками, братьями и сестрами, а ты мне не говорила, что у нас в ауле так много родственников. Почему?

Мать:

— Знаешь, доченька, это такая традиция у аульчан. Чтобы расположить к себе людей, они друг другу говорят: «дедушка», «бабушка», «дядя», «тетя», а к своим сверстникам обращаются со словами: «сестра», «брат».Старшие

обращаясь к младшим говорят: «сын мой», «хорошего отца сын».

Сайда:

— Вот как!

Сайда:

— Хорошая традиция. Теперь я тоже буду обращаться к старшим и к

своим сверстникам.

Мать:

— Я очень рада, дочь моя!

Ведущая 1:Традиционную национальную структуру в целом сохраняет и пища дагестанцев. Пищевой рацион их, в основном, составляли продукты животноводства и земледелия, которые пополнялись Съедобными растениями и дикорастущими травами, что напрямую связано с природно-географическими особенностями края, где проживают дагестанцы.Традиционными угощениями дагестанцев является пища из мучных и мясомолочных продуктов. Самым распространенным блюдом является хинкал.

Ведущая 2:Но каждый народ готовил его по-своему .И мы предлагаем его вам опробовать и определить, так чей же хинкал вкусней, а также и другие традиционные блюда наших народов.(ученицы в традиционной одежде выносят блюда и угощают гостей)

Ведущая1: В воспитании дагестанского человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь- от самого рождения до самой смерти. С молоком матери впитывает ребенок нежные колыбельные песни.

(исполняется колыбельная песня).

Ведущая2:Дагестанская народная музыка своей мелодичностью приводила в восторг многих. Близкие сердцу каждого горца мелодии сопровождаемые чабанской свирелью, чунгуром, зурной, дудукой, вырожают искреннюю любовь к родине, красоте величественных гор.

Ведущая 1:Мудрецы говорят, если хочешь узнать душу народа, прислушивайся к его народной песне,

всмотрись в его народный танец.

Ведущая2:Что мы вам и предлагаем сейчас сделать.

Танец-лезгинка.

Горец клянется: человеком родился — человеком умру!

Правило горцев: продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека.

Проклятие горцев: пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня.

Об ауле, в котором нет порядка, неряшливом, непутевом горцы говорят: — Человека там нет!

Об ауле, в котором порядок и мир, горцы говорят: — Там есть человек.

Хороший человек тот, кто говорит правду и не поддается гневу.

Хозяин земли тот, кто ее пашет.

У кого летом не будет кипеть мозг — у того зимой не будет кипеть котел.

Мудрый дагестанский народ придумал много пословиц и поговорок: 

Дом, куда не ходят гости — несчастный дом.

Делай для друга учись для себя.

Доброе имя лучше сокровищ.

Бедняк живет, как может, а богач — как может.

Если говорящий глуп, хотя бы слушатель должен быть умным.

Если даже рот кривой, на сходе богатый говорит.

Если соседи хорошие, то и слепая девушка замуж выйдет.

Если тебя не слушают, лучше сидеть молча.

Крапиву рвать лучше чужими руками.

Не подходи к чиновнику, когда разбогатеешь, он сам к тебе придет.

Овечий язык ешь, а человеческого берегись.

Около золота и железо блестит.

Хороший камень из аула не выносят.

У кривой палки не бывает прямой тени.

от гостеприимства до кровной мести

Когда новобрачные планируют провести тематическую свадьбу, то перед ними раскрывается большой выбор традиций разных народов. Это позволяет создать праздник непривычный для большинства знакомых.

Чем более необычным жених и невеста хотят видеть своё торжество, тем больше времени выбранная национальная культура должна быть исторически изолирована от основных мировых религий. Тогда праздники будут содержать больше всего местных обычаев и обрядов. Именно к таким можно отнести дагестанские свадьбы, ведь часть населения живёт в горных областях, из-за чего происходит естественное его обособление.

В Дагестане до сих пор слово родителей очень много значит для детей. Поэтому обязательным предсвадебным этапом является засылание сватов. В данной области существует 2 традиции:

  1. Сватовство с помолвкой происходит, когда дети ещё маленькие, но постепенно такой способ начал терять популярность среди населения. Раньше он позволял точно знать, что ребёнок сможет создать семью, которая принесёт здоровое потомство. Это было особенно важно для маленьких селений, ведь часто такие помолвки заключались между представителями разных населённых пунктов. Теперь же, с увеличением численности и большей мобильности людей, нет опасности остаться без внуков.
  2. Сватовство совершеннолетних. При этом чаще всего его организуют после того, как жених в первый день выказал такое желание родителям. Если они одобрили девушку, то в её дом посылают сватов.

В отличие от дагестанской свадьбы, сватовство – процедура закрытая, можно даже сказать, тайная. Сваты приходят в дом девушки на выданье вечером, прилагая усилия, чтобы никто не узнал об их миссии. Родители девушки и сваты обсуждают величину выкупа и приданого. Это 2 обязательные составляющие договора между сторонами, но они не имеют определённого размера, завися только от благосостояния семей.

Если договорённость достигнута, то молодые считаются помолвленными, после чего начинается подготовка к свадьбе.

Подготовка к свадьбе

Свадьба в Дагестане собирает множество гостей, иногда их численность доходит до тысячи. Поэтому для проведения праздника требуется большое количество средств, и откладывать деньги начинают ещё при рождении ребёнка.


После заключения помолвки начинают приготовления к празднику. Важно понимать, что стилизованная свадьба празднуется два дня, при этом между ними проходит неделя. Эти банкеты организуют в домах родителей – сначала у невесты, а после и у жениха. Или если площадь жилища не позволяет вместить всех приглашённых, то выбирают ресторан.

Регистрация брака происходит только перед вторым банкетом. Такая традиция двойной свадьбы возникла из-за того, что родителям невесты нельзя было присутствовать на свадьбе дочери. Это должно было символизировать их отказ от влияния на неё, и переход девушки в новую семью. Чтобы этот процесс прошёл легче, невеста отправлялась в дом жениха только окружённая незамужними сёстрами, которые поддерживали её в этот трудный период.

Но семья невесты также хотела отпраздновать её замужество, а девушки желали, чтобы в этот день рядом были близкие люди.

Но чтобы не возникало противоречий с традицией, начали создавать небольшие посиделки в доме невесты. Постепенно такие праздники разрослись, став полноценным свадебным банкетом, который не уступает основному действу.


Второй причиной появления такой традиции является то, что раньше девушки на свадьбе в доме жениха не могли расслабиться. В некоторых селениях они должны были скромно стоять в специальном алькове. При этом невеста не могла с кем-то заговорить или отлучится. Ей разрешалось только отвечать на вопросы старших родственников.

Такое поведение должно было демонстрировать смирение и уважение к старшим. Сейчас такое строгое отношение к невесте не соблюдается, и девушка является полноправным участником праздника. Такое бдение, пока остальные веселятся, было достаточно тяжело для девушки как в физическом, так и моральном плане.

Поэтому празднование дома, где она могла участвовать в торжестве, было приятной частью свадьбы.

Проведение свадьбы

Спустя неделю после первого празднования наступает день свадьбы. Невесту наряжают в красивое платье, надевают множество украшений и делают замысловатую причёску. Если же семьи относится к сильно верующим мусульманам, то вместо укладки надевают специальную повязку – никаб.


После этого на невесту опускают тонкое белое покрывало, чтобы закрыть от посторонних взглядов. Так как в древности считали, что невеста для своей семьи умирает, чтобы возродиться в доме жениха, то путь между ними был для неё опасным. Считалось, что она лишается покровительства рода, и злые духи захотят воспользоваться этим моментом.

Для того, чтобы потусторонние сущности не увидели девушку, её укутывали в покрывало, которое не позволяло обнаружить беззащитную жертву. Белое покрывало снималось после вхождения под кров дома жениха. Иногда традиция предписывала убирать материю только на завершении праздника.

Отец жениха при наступлении полудня стучится в дверь родителей невесты, говоря, что пришёл за девушкой для сына.

После этого мать с сёстрами выводят не

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *