Скрытые функции семьи – Функции семьи, которые делают ее полноценной и счастливой

Функции семьи: самая суть с примерами

Продолжаем наш цикл полезных статей и сегодня разберем функции семьи как малой социальной группы и как социального института. Тема эта краеугольная. И входит в кодификатор тем КИМ ЕГЭ по обществознанию. 

Функции семьи: самая суть с примерами

Уникальность нашего материала в том, что статья написана социологом кратко и понятно. В статье все акценты расставлены верно, так как нужно для подготовки к государственным экзаменам. Поэтому дочитайте ее до конца!

Функции семьи как социальной группы

Мало кто понимает, что семья — это не просто понятие, а она существует в двух формах: как малая социальная группа и как социальный институт. Если не знаете, что такое группы и институты, смело переходите по ссылкам и читайте. Потому как дальше без знания этих понятий Вам путь заказан!

Ну так вот, семья как малая группа — это конкретная какая-то семья. Например: семья Ёлкиных, Ивановых и прочие. Сегодня превалируют (господствуют) нуклеарные семьи. И следует различать функции семьи как группы от функций одноименного института.

Итак, вот какие основные из них надо знать:

Репродуктивная. В учебниках ее называют «воспроизводство населения». Тут все просто: цель создания семьи — рождение и воспитание детей. По крайней мере так описано в социологии, психологии и педагогике. Однако вам следует понимать, что это не такая уж и обязательная функция: ведь существует множество семей и бездетных. Люди просто живут друг с другом, потому что им хорошо вместе.

Конечно, таких семей не большинство, но они есть. Кроме того, имейте в виду, что в современном мире существуют однополые семьи, которые биологически не могут никого воспроизводить. Они усыновляют или удочеряют детей из государственных интернатов. Поэтому функция — эта — репродуктивная — вообще спорная в современных реалиях. Не согласны? Напишите в комментариях, почему!

Воспитательная. Воспитание — это непрерывный процесс социально-психологического воздействия семьи на ребенка с целью формирования у него определенных личностных качеств, да и личности в целом. 

Функции семьи: самая суть с примерами

Семья, родители, родственники — это основные субъекты воспитания. Понятно, что если дети-сироты, то эту функцию берет на себя государство в  лице интернатов. Тут тоже ничего сложного. Примеров воспитания много. Например, отец Джона Кеннеди был бизнесменом и стравливал своих детей между собой, чтобы воспитать в них бойцовские качества. Его детей так и называли волки-Кеннеди.

Воспитание включает в себя усвоение норм морали, правил этикета и всего остального, что делает нас цивилизованными людьми. Семейный кодекс РФ конкретно не определяет, как именно должно проходить воспитание. Однако в статье 65 четко обозначено, что родители не могут причинять никакого вреда в ходе воспитания, а все вопросы воспитания решаются родителями совместно.

Функции семьи: самая суть с примерами

Понятно также, что воспитание зависит от типа семьи. В патриархальной в этом процессе будут задействованы традиции и обычаи, а в нуклеарной — современные представления о морали и нравственности

Социализация. Следует различать воспитание и первичную социализацию детей. Эти понятия соотносятся как частное с общим: воспитание является частью социализации. Последняя длится всю жизнь и включает непрерывное освоение социальных ролей, интеграцию в существующую социальную систему. Семья является агентом социализации, то есть непосредственно участвует в этом процессе. Семьи, которые не в состоянии обеспечить ребенку социализацию называют неблагополучными.

Например, разговоры с ребенком о том, как нужно себя вести с другими людьми, может быть примером социализации. 

Хозяйственная. Она включает в себя реализацию домашних обязанностей членами семьи. Если взрослые члены из-за болезни не могут осуществлять их, то эти функции должны брать на себя младшие члены семьи.

Экономическая. Экономика — это всегда труд и финансы. Это функция прямо вытекает из правового поля и означает в первую очередь, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. А совершеннолетние и трудоспособные дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей. Также к этой функции относятся алименты и прочее. 

Рекреационная. О ней подробно читайте здесь.

Сексуальная. Если честно, я против выделения этой функции как отдельной. Ведь понятно, что естественные потребности удовлетворяются в ходе осуществления репродуктивной функции. А сексуальное воспитание относится к воспитанию. То есть выделять отдельную сексуальную функцию, на мой взгляд, просто бред. Однако в пособиях такое выделение происходит. Хотя в тестах ЕГЭ я ни разу не встречал, чтобы эта функция как-то выделялась. А я, к слову сказать, прорешал все задания ФИПИ ЕГЭ, ответы, кстати, выложены здесь.

Социальный контроль. Это довольно понятная функция. Она заключается в том, что взрослые члены семьи должны выступать агентами социального контроля: делать замечания детям, если их поведение выходит за рамки. Применять способы воспитания, чтобы недопустимого поведения больше не происходило.

Социально-статусная. Семья наделяет своих членов статусами: муж, жена, дочь, сын, брат, сват и пр. Это все социальные статусы, которые подразумевают определенную модель поведения — определенную социальную роль.

Ну и понятно, что мы должны сделать в промежуточном выводе и ответить на вопрос: справляется ли семья как социальная группа с этими всеми функциями. И ответ будет конечно же нет! Я достаточно проработал в сфере образования, чтобы напрямую об этом судить. Семья перекладывает свои функции на другие социальные институты. При этом господствует такое оправдание: мол, я, как родитель работаю, поэтому пусть моего ребенка воспитывают воспитатели в детском саду, или учителя в школе.

Между тем такие родители (коих большинство) забывают одну простую вещь, что ни воспитатели в детском саду, ни учителя в школе не имеют реальных механизмов для воспитания подрастающего поколения. К примеру, ребенок на уроке обозвал учительницу матом. При том, что учитель вполне корректен и так сам на уроках никогда не ругался. Что ему делать? В реальности ничего.

Между тем, ругаясь на уроках в школе (то есть в общественном месте) нецензурной бранью, ребенок нарушает КОАП РФ. Соответственно, он, по закону, или его родители должны быть оштрафованы на сумму административного штрафа за нецезурную брань в общественном месте. Я больше чем уверен, что если бы система работала, мата в школах, да и в других учебных заведениях не было бы вовсе. Для реализации этого достаточно того, чтобы в школе вместо невменяемого вахтера дежурил сотрудник полиции, коих сейчас развелось немерено. 

То есть если ребенок ругается на уроках матом, учительница по кнопке вызова вызывает полицейского и тот выписывает родителям ученика акт об административном правонарушении. И всё. Пара судебных дел с присуждением штрафа и в школе дети будут все культурные и ходить шелковые.

Но это мое личное мнение. А вы что думаете по этому поводу?

Функции семьи как социального института

Семья как социальный институт представляет собой правовое поле из Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ, и других нормативно-правовых актов, включая органы опеки и попечительства, ЗАКСы, органы социальной защиты, которые должны регулировать жизнь семьи, как социальной группы.

То есть семья функционирует не в вакууме, а в правовом поле и в поле работы специальных государственных органов. И понятно, что некоторые функции, свойственные для семьи как малой группы не будут те же, что и для социального института.

Функции семьи: самая суть с примерами

Вот какие основные такие функции надо знать: 

Социальный контроль. Органы социальной защиты должны постоянно следить за тем, как функционируют семьи в их округе. Понятно, что в каждой стране все по-разному. В Испании, например, если ребенок твой неделю не был в школе, тебя, как родителя, просто лишают родительских прав. Жестко? Зато справедливо. Воспитание — это не только право, но и обязанность родителя. Не воспитываешь? Лишаешься права воспитывать! Также, если не жестче, система работает в США.

Защитная.  Раньше, в древности, в самом деле семья защищала своих членов от вражды и агрессии. Сегодня в цивилизованных странах эта функция целиком ложится на плечи правоохранительных органов и иных таких организаций.

Социализация. Тут не следует путать. Если семья как малая группа должна обеспечить интеграцию ребенка в социум, то семья как социальный контроль осуществляет то же самое с родителями. Правоохранительные органы, органы опеки должны постоянно общаться с родителями и разъяснять им их обязанности. В странах запада есть практика судебного направления к семейному психологу. Если один из родителей имеет алкогольную зависимость, он принудительно отходит на собрания анонимных алкоголиков. То есть система работает. В России, понятно, все шиворот-навыворот, но об этом я и говорить не особо хочу: сами всё знаете!

По сути это все функции семьи как социального института. Но разделять эти вещи жизненно необходимо, если, конечно, ваша цель — высокие баллы на ЕГЭ по обществознанию.

И еще. Если вам непонятны многие понятия, которые я использую, значит Вам надо на наши курсы подготовки. В рамках курсов я все разъясняю на более детальных примерах, использую много иллюстраций. Узнать больше о наших курсах можно тут=>>. Если курсы для Вас финансово неподъемны, есть видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов». В нем в формате видеоуроков все четко разъясняется.

Пишите, что думаете обо всем этом в комментариях! Делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!

r

ege59.ru

7. Функции семьи.

В зависимости от возрастных характеристик супругов выделяется:

Проблемы современной российской семьи в целом совпадают с общемировыми. Среди них:

Наиболее острой проблемой являются неблагополучные семьи, возникающие по социально-экономическим, психолого-педагогическим или биологическим (например, инвалидность) причинам.

Сфера семейной деятельности

Типы функций

Общественные

Индивидуальные

1. Репродуктивная

Биологическое воспроизводство населения

Удовлетворение потребности в детях

2. Воспитательная

Социализация молодого поколения. Поддержание культурного воспроизводства общества

Удовлетворения потребности в родительстве, контактах с детьми, самореализация в детях

3. Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми

Оказание хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим

4. Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен на услуги)

5. Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизни

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций при нарушении норм членами семьи

6. Духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение. Поддержание дружеских отношений в браке

7. Социально-статусная

Предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

8. Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов.

9. Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в счастье и любви

10. Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей, снятие сексуального напряжения

studfile.net

4. Функции семьи

Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе ее исторического развития, обнаруживает себя ее специфическое целевое назначение как малой группы и социального института. Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и прежде всего супругов.

Активность семейной системы, приводящая к достижению соответствующего полезного результата, является многоаспектной и разнонаправленной. Брак нельзя свести к сексу. Он предопределяет весь образ жизни: труд, житейские радости, печали. Совместимость или несовместимость партнеров может быть должным образом оценена лишь в рамках семьи как единой поведенческой системы с доминирующими ценностями и определенным организационным паттерном. Помимо сексуально-эротической, имеют значение другие функции семьи, связанные с безопасностью, воспитанием детей, социальным обучением, а также развитием каждого из партнеров в отдельности и супружеской пары в целом. Супружескую адаптацию следует рассматривать в более общей системе взаимоотношений, отражающих индивидуальные связи каждого из партнеров с родительской семьей и социальным окружением в целом.

В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи.

  • Психологи чаще всего приписывают семье следующие функции.

  • Порождение и воспитание детей.

  • Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

  • Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви.

29

  • Создание условий для развития личности всех членов семьи.

  • Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

  • Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

  • Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

  • Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.

  • Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

  • Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

  • Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

  • Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.

Семейный психотерапевт Д. Фримен излагает свою точку зрения. Он считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются:

  • обеспечение выживания;

  • защита семьи от внешних повреждающих факторов;

  • забота членов семьи друг о друге;

  • воспитание детей;

  • создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи;

  • поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом;

  • социальный контроль над поведением друг друга.

Позиции специалистов по этому вопросу хорошо согласуются, имеющиеся различия касаются степени детализации сфер жизнедеятельности семьи. Например, сексуально-эротическая функция отделяется от репродуктивной ввиду самостоятельной ценности человеческой сексуальности, ведущей роли семьи в психосексуальном развитии индивида, а также автономизации сексуального и прокреативного поведения.

30

В целом, обеспечение благоприятного психологического климата, коммуникации чувств, взаимной моральной и эмоциональной поддержки, понимания и принятия членами семьи друг друга часто называют психотерапевтической функцией семьи. Функция организации досуга, по всей видимости, является составной частью рекреативной функции. В свою очередь, рекреативная функция понимаемая как восстановление эмоционально-энергетических ресурсов благодаря комфортности семейного общения, сближается по смыслу и с психотерапевтической, и с коммуникативной. Функция постоянства общения, с одной стороны, имеет непосредственное отношение к коммуникативным аспектам семейной жизни; с другой стороны, она отражает особую потребность членов семьи воспроизводить ситуации общения, придавать определенный ритм внутрисемейному взаимодействию. Правомерность выделения функции духовного совершенствования подвергается сомнению. Литовский семейный психолог

Г. Навайтис прямо говорит о том, что существует достаточно много стабильных семей, не отличающихся ни условиями для самореализации их членов, ни высоким уровнем их духовности.

Сообразуясь с частотой упоминания в литературе, отдельно остановимся на функции безопасности, фелицитологической и гедонистической функциях семьи. Функция безопасности подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. В ней выражается заинтересованность людей в долговременном выживании, стабильности и уверенности в будущем. Семейная жизнь подчинена определенному распорядку, регулируется нормами и правилами, что позволяет застраховать ее от неприятных событий. А. Маслоу рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка. Эти факторы делают его окружение нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.

Подобно тому, как двухлетний малыш прячется за маму или папу от взглядов незнакомцев, человек любого возраста в минуту опасности предпочитает быть рядом с близкими. В семье мы ощущаем ценность своей жизни и черпаем силы, чтобы справиться со страхом, болью, болезнью. Поведение в чрезвычайных обстоятельствах (таких, как войны, землетрясения, наводнения и т. п.) подтверждает готовность людей к самопожертвованию ради своих родных и близких.

31

Шансы выжить многократно возрастают, если о нас кто-то заботится. Функция безопасности проявляется и в том, что семья внутренне противится изменениям и преобразованиям, видя в них угрозу стабильности своего существования.

Фелицитологическая функция воплощает в себе мечты и надежды каждого человека на обретение семейного счастья. В понятие «счастливая семья» люди вкладывают разное содержание: для одних это общность взглядов и взаимопонимание, для других — материальный достаток, для третьих — таланты и школьные успехи детей. Символами семейного счастья могут быть и отдельная квартира, и совместные путешествия по живописным местам, и день рождения ребенка, и радость встречи даже после недолгой разлуки. Столь разнообразные взгляды объединены общим представлением о том, что счастье как состояние полного высшего удовлетворения чаще всего переживается в кругу семьи. В семье исполняются наши стремления и желания, компенсируются обиды, нанесенные окружением, поощряются наши способности и достижения. Члены семьи сопереживают удачам и радостям друг друга. Чувство удовлетворения субъект испытывает и тогда, когда удается сделать что-либо хорошее для своих любимых.

Семейное счастье — продукт коллективного творчества. В семье как системе невозможно, чтобы кто-то был счастлив или несчастлив изолированно; переживания одного человека так или иначе затрагивают других. Поэтому так ценится проявление эмпатии и действенный характер любви: от совместных усилий зависит желательный исход дела.

В идеале семья выполняет и гедонистическую функцию. Само название этой функции указывает на то, что она связана с удовлетворением потребности в физическом и психическом комфорте. Находясь в родном доме, среди дорогих сердцу людей, человек достигает спокойного и радостного состояния души. Всем хорошо знакомо чувство наслаждения вкусной едой, беззаботным отдыхом, непринужденной обстановкой во время семейных праздников, да и просто совместных обедов. Семейное общение изобилует приятными ощущениями, фантазиями, размышлениями. Взрослые получают удовольствие оттого, что проводят время вместе с детьми. Прогулки, игры, аттракционы, спортивные состязания, цирковые и театральные представления… Список забав и развлечений может быть огромным.

32

Купаться и нежиться на солнышке, поедать сладости, барахтаться в сугробе, кататься с горки и даже пропалывать грядку гораздо веселее всем миром, чем в одиночку. «В семье и лень сладкая». Не потому ли любит вся семья часами сидеть у телевизора?!

У людей, выросших в неблагополучных семьях, есть трудности в умении веселиться, расслабляться. Сама мысль о радостях жизни может показаться им непозволительной. Между тем способность быть раскованным, отходить от обыденности, принимать участие в игре, проявлять остроумие и чувство юмора — все это характеристики здоровой личности.

Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества. Учитывая эту важную особенность, можно достичь большей полноты и точности анализа семейных функций. Убедительный тому пример — классификация, предложенная М.С. Мацковским (см. табл. 1).

Анализ семейных функций

Таблица 1

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребностей в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения Поддержание культурной непрерывности общества

Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи

33

Продолжение табл. 1

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза

Социально-статусная

Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

В психологии семьи понятие «функция» используется практически во всех своих значениях:

  • это роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;

  • это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;

  • функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;

  • чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. Фактически каждая функция соответствует некой потребности или группе потребностей, например, потребности в любви, защите, общении, отцовстве и материнстве, духовной, физической близости и др.

34

Г. Навайтис подчеркивает, что часть функций семьи основывается на личностном общении, взаимодействии конкретных людей. Удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи. Действительно, мы чувствуем себя счастливыми, любимыми или защищенными благодаря людям, составляющим нашу семью.

Семья, в отличие от других малых групп, способна удовлетворить потребности в их комплексе, в их органичной целостности. Собственно, ради этого люди и объединяются в семейный союз. Отсюда и возникает чувство незаменимости семьи, а при ее распаде — сожаление и горечь утраты.

В силу своей полифункционалъности семья объединяет индивидуальные, групповые и общественные интересы. Например, глубоко личное чувство взаимной любви и влечение мужчины и женщины друг к другу дают начало новой жизни. Появление на свет ребенка означает продолжение рода, связь поколений. Одновременно рождением детей семья обеспечивает воспроизводство населения. Во многом благодаря семейному воспитанию ребенок достигает социальной и психологической зрелости,

В любой семье достижение каждым индивидом необходимого или желательного целевого состояния не происходит бесконфликтно. Серьезные проблемы возникают в нескольких случаях: 1) какие-либо центральные потребности одного или нескольких членов семьи не удовлетворяются; 2) не согласуются основные потребности разных членов семьи; 3) способы удовлетворения потребностей взаимоисключаются или не устраивают кого-либо из членов семьи; 4) потребности одного из членов семьи представляются остальным чрезмерными. Тогда в течение некоторого времени какие-либо члены семьи будут существовать за счет других или же семья может распасться.

Каждый аспект семейной жизни обладает определенной значимостью для того или иного члена семьи. Однако какие-либо функции семьи выходят на первый план, становятся приоритетными. Эти установки формируются в родительской семье и регулируют поведение партнеров уже в период, предшествующий заключению брака. В общей мотивации супружеского союза можно выделить четыре ведущих побудителя: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личный. Разумеется, другие мотивы, часто неосознаваемые, тоже оказывают влияние на принятие решения о браке, но в качестве главенствующих побуждений часто выступают перечисленные.

35

Мужчина и женщина могут воспринимать свой брак как преимущественно хозяйственно-бытовой союз, считая, что главное в семье — хорошо налаженный быт, грамотное домоводство и крепкое хозяйство. Образное выражение этой установки — «Дом — полная чаша». Предпринимаются все меры для сохранения здоровья и работоспособности членов семьи.

Супружество может иметь смысл нравственно-психологического союза: в партнере видится прежде всего друг, спутник жизни, единомышленник, разделяющий наши взгляды и убеждения. Между членами семьи царит взаимопонимание и уважение, личность каждого оценивается по достоинству, независимо от того, взрослый это или ребенок.

Ориентация на брак как на семейно-родительский, педагогический союз исходит из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей. Для таких родителей характерна позиция детоцентризма, т. е. повышенной материальной и духовной заботы о детях. Пристальное внимание уделяется нуждам и интересам ребенка, изыскиваются средства для его разностороннего развития.

Супруги могут расценивать свой союз как интимно-личный, стремясь обрести желанного и любимого партнера. В такой семье большое значение придается взаимным симпатиям, любви, верности и постоянству привязанностей.

В зависимости от того, какая функция признается ведущей, оформляется и семейный уклад. Уклад — это установившийся порядок, сложившееся устройство семейной жизни, по которому судят о своеобразии конкретной семьи. Кроме хозяйственно-бытового, нравственно-психологического, родительского, интимно-личного укладов, можно назвать еще несколько вариантов. Встречаются семьи, ориентированные на организацию досуга. Общие интересы, хобби, способы времяпрепровождения объединяют членов семьи. Здесь важен полноценный, насыщенный впечатлениями отдых, а не регулярность приемов пищи или чистота в квартире. Типичный пример — семьи заядлых туристов, чьи дети с малых лет приобщаются к девственной природе. Семья может развиваться и как психотерапевтический союз. В такой семье главными задачами будут эмоциональная поддержка, теплота, сочувствие и сопереживание. Это семья — своеобразная психологическая отдушина и обитель доверия.

36

Муж и жена могут происходить из семей, с различными укладами. В добрачный период можно узнать, каковы представления партнера относительно первостепенных целей семейного союза. В первые два-три года совместной жизни отдается предпочтение какому-либо укладу: чаша весов склоняется в чью-то сторону или молодожены выбирают свой собственный путь. Можно выработать компромиссные варианты, чтобы каждый из супругов согласился с выбором. На основе избранного уклада предъявляются требования к партнеру. Различия в иерархии семейных ценностей приводят к конфликтам. Разногласия могут обостряться в переломные, кризисные периоды существования семьи, когда ведущие мотивы вступают в противоборство. В этом случае супругам необходимо достичь договоренности, прийти к единому мнению.

С течением времени функции семьи изменяются, что особенно ярко продемонстрировал XX в. Если в прошлом приоритетом обладали совместное ведение хозяйства и продолжение рода, то сегодня на первом месте оказывается уже не экономическая и даже не биологическая, а социально-психологическая функция. В былые времена от качества выполнения хозяйственно-экономических задач зависело физическое выживание членов семьи. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и системы социальной защиты значимость этой функции постепенно утрачивается.

Что касается российских семей, то экономическая сторона их жизнедеятельности подверглась существенным преобразованиям. При переходе к рыночным отношениям семья как хозяйственно-экономическая единица изыскивает альтернативы для своего выживания, будь то фермерское хозяйство или труд на приусадебном участке. Семейный бизнес, в котором задействовано большинство родственников, далеко не редкость.

Динамика семейных функций проявляется в том, что происходит перераспределение компетенции удовлетворения тех или иных потребностей между семьей и обществом. Бурно и экспансивно развивается сфера бытовых и оздоровительных услуг, создаются новые, все более совершенные приборы и средства, облегчающие домашний труд. Открываются предприятия общественного питания. Индустрия развлечений предлагает семье разные варианты использования свободного времени. Функция воспитания детей частично передается детским образовательным учреждениям, для которых готовятся квалифицированные педагогические кадры.

37

Мотивы самореализации в области выбранной профессии и работы конкурируют со стремлением посвятить себя семейной жизни. Вследствие профессиональной повсеместной занятости усложняется система межличностных коммуникаций. Индивид получает возможность, кроме семьи, принадлежать к различным малым группам. Для современного человека открыты двери многих объединений: клубов по интересам, религиозных общин, благотворительных организаций и т. п. Новейшие информационные технологии создают «мир без границ». Кроме того, субъект может проявить инициативу в формировании круга своих друзей. Дружеские привязанности наполняются эмоциональной теплотой, самораскрытием, пониманием, признанием, увлеченностью идеями и делами. По глубине эмоционального контакта дружеские отношения сопоставимы с семейными.

Общая тенденция развития функций семьи может быть сформулирована следующим образом. По мере того как некоторые старые социально-экономические функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, особенно супругами. Это повышает автономию и значимость каждого отдельного члена семьи и идет параллельно повышению индивидуальной избирательности брака.

Функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.

В связи с информатизацией общества серьезные изменения претерпевает репродуктивная функция семьи.

38

Дело в том, что информационное производство предъявляет высокие требования к таким характеристикам работника, как интеллект, общая культура, здоровье, работоспособность, восприимчивость к новому и т. д. Качество подготовки ребенка к жизни и труду в информационном обществе во многом зависит от усилий родителей. Поэтому усиливается тенденция сознательного ограничения рождаемости. Имеются и противоположные прогнозы: задачу подготовки высокообразованного и квалифицированного работника полностью возьмут на себя другие социальные институты.

Возрастает удельный вес персоналитарной функции. В семье создаются условия для развития творческого потенциала детей и взрослых. Особой ценностью признаются права и свободы личности.

История каждой отдельной семьи также доказывает, что цели ее существования не остаются неизменными.

Во-первых, со временем трансформируются потребности членов семьи. Например, у супругов пожилого возраста наблюдается снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с постепенным регрессом либидо до уровня эротической, а затем и платонической стадий.

Во-вторых, семья развивается поэтапно, и в каждый момент жизненного цикла семьи какая-либо ее функция выходит на передний план. Задача молодоженов — осуществить дифференциацию от родительской семьи. С появлением малыша им предстоит осваивать родительские роли, содержание которых будет меняться по мере взросления ребенка.

Для любого человека, входящего в состав семьи, она обладает функциональной ценностью. Психологи обращают внимание и на другой аспект. Каждый член семьи занимает в ней определенную «экологическую» нишу, то есть выполняет необходимые для поддержания баланса системы функции. Говорят о функциональной ценности отдельного члена семьи. Потенциальная конфликтность семьи может быть связана с нарушениями этого параметра. Рассогласования возникают в ряде случаев:

  • функциональная ценность члена семьи понимается по-разному;

  • функция выполняется не полностью или искажается;

  • поведение члена семьи игнорируется или используется нежелательное для него подкрепление;

  • функция не соответствует индивидуальным особенностям члена семьи;

  • требуется резкое изменение обязанностей.

39

Люди весьма активны в восприятии и осмыслении своей семейной ситуации. Их интерпретации, как правило, отличаются друг от друга. Если вести речь о семейной ситуации развития ребенка, то она не тождественна той, которую воспринимают и обрисовывают взрослые. Взаимопонимание достигается благодаря доверительности отношений и ведению повседневного диалога. Родителям необходимо научиться прогнозировать последствия своих воздействий на ребенка.

К сожалению, есть семьи, не выполняющие своего предназначения. В них люди движимы взаимным раздражением, стремлением подавить партнера, холодностью или отчужденностью. Используется понятие «дефункционализация семьи». Дефункционализация наиболее заметно выражается в снижении роли, которую дом играет в семейной жизни. Дом лишается своей функции места работы, взаимодействия и отдыха, члены семьи появляются в нем только для еды и сна. Теряется смысл совместного существования. Однако взгляд на семью только с точки зрения ее недостатков был бы односторонним. Семья обладает способностью к восстановлению и помощи самой себе.

studfile.net

2.2. Функции семьи.

Функция семьи — это жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Говоря о разновидностях функций семьи, представляет интерес позиция Харчева, который полагал, что «детопроизводство» в интересах функционирования общества является основной функцией семьи («Воспроизводство непосредственной жизни»). С его точки зрения, семья может исследоваться двояко: 1) как социальный институт, и 2) как малая социальная группа.

Поскольку «детопроизводство» — главная функция семьи по Харчеву, все остальные функции семьи являются внешними, дополнительными, к которым семья принуждена нетеоретическими обстоятельствами. К этим функциям он отнес: накопление и передачу по наследству, организацию производства, потребления и быта и т.д.

Подробно анализ основных функций семьи содержится в работе А.Н. Елизарова.

1. Порождение и воспитание детей.

2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.

5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.

9. Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

12. Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие с людей стрессогенных состояний и т.д.

Н.Я. Соловьев выделяет следующую разновидность функций семьи:

1. Воспитательная функция состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

3. Эмоциональная функция — удовлетворение её членами потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

4. Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Исследования М. Аргайла показали, что общение с детьми является главным среди форм досуга. Наличие детей положительно влияет на соматическое и психическое здоровье родителей, увеличивает время их жизни, повышает стойкость по отношению к стрессам. Даже одинокие матери счастливы, что имеют ребенка (75%) и лишь 8% отрицательно относятся к нему.

5. Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенностями теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

6. Социально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения её членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

Данная разновидность, с нашей точки зрения, наиболее полно характеризует процессы происходящие внутри семьи.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.

О.М. Здравомыслова пишет, что с возрастанием индивидуализации человека и «введением» в современную семью принципа автономии личности как необходимого условия развития и удовлетворения высших психологических потребностей, а также в связи с параллельно идущими социальными процессами, ослабляющими внешние нормы семейного взаимодействия, удовлетворение всех видов базовых психологических потребностей индивида, включая и «высшие», усложняется, что создает угрозу дестабилизации семьи. Вследствие этого повышается требование к выполнению семьей её социально-психологических функций, как в целом, так и на различных стадиях её жизненного цикла. Всё вышесказанное заставляет нас обратиться к такому понятию как нарушение семейных функций и дисфункциональные семьи.

Нарушения функций семьи — это такие особенности, пишет Э.Г. Эйдемиллер, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей её функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей её членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т.д.).

А.Н. Елизаров предполагает, что одной из главных проблем семьи, приводящей к семейным, функциональным нарушениям является регуляция противоречий, которые возникают в семье, и выделяет два основных пути их разрешения: а) аппеляция к социальным нормам, разуму и ценностям; б) аппеляция к разуму супругов, к их способности понять необходимость согласия.

Анализируя весь список «функций семьи», он приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя «семьей», порождает и воспитывает детей.

Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личностном, духовном росте.

Наиболее часто в работе психолога с дисфункциональными семьями по мнению Э.Г. Эйдемиллера встречаются следующие проблемы:

1. Ошибочный выбор партнера. Часто ожидание того, что муж/жена, будут напоминать отца/мать.

2. Незавершенные отношения в родительской семье. Супруги, вместо того, чтобы советоваться друг с другом при решении проблем, обращались за советом к своим родителям.

3. Утрата иллюзий («синдром утопий» — Ледерер и Джексон, 1967). Супруги считали, что они женились по любви и ради любви, но ожидаемого счастья не было. На самом деле в их отношениях преобладала не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличенные сексуальные фантазии. Потребность в опеке и доминировании оказывалась важнее реальных сексуальных отношений (проблема пациентов с истерическими расстройствами).

4. Переживание растерянности. Почему мы живем вместе? — начинали задумываться супруги. Потому что хотим этого или потому что обязаны?

5. Супружеская измена или угроза развода — один из наиболее частых поводов обращения к психотерапевту.

6. Гражданский брак как попытка избежать ответственности — юридической, финансовой и т.д. Под влиянием различных общественных организаций, в том числе феминистских, стали популярны идей, что семья устарела, что не смену ей должен прийти гражданский брак или «пробный». Отказ от семьи как формы регуляции социальных отношений создает тревожную ситуацию.

7. Среди представителей сексуальных меньшинств, наоборот, преобладает требование узаконить их браки и разрешить им усыновление детей.

Таким образом, нормально функционирующая семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, в следствии чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого её члена (Э.Г. Эйдемиллер).

Хорошим браком и семьёй считается тот и та, в которой присутствуют следующие признаки: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций (Ледерер и Джексон). А.Н. Обозов (1976) считает, что стабильный брак обуславливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Стабильности семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.

studfile.net

2. Социальные функции семьи.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Социальные функции семьи не остаются неизменными, вместе с развитием института семьи они меняются. Под социальными функциями понимаются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья, т.е. деятельность, имеющая определенные социальные последствия. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Специфика социальных функций семьи состоит в том, что они имеют общественное и индивидуальное значение, т.е. они одинаково важны как для человека, так и для общества. В этом их уникальность. Определим основные социальные функции брака и семьи.

  1. Регулирование сексуальных отношений – упорядочивает сексуальные отношения на основе того, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких обстоятельствах должны вступать в половые отношения.

  2. Репродуктивная функция (воспроизводство населения)– через семью налажена система замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.

  3. Социализация. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, контролируют действия, закладывают основы владения устной и письменной речью. Поскольку основным механизмом социализации является культура, реализация этой функции семьи напрямую связана с уровнем культуры её и общества.

  4. Забота и защита: семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в период взросления. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе.

  5. Социальное самоопределение: узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же слою, расе, этносу, религиозному объединению, к которому относится родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида, лежит в основе его самоидентификации.

  6. Хозяйственно-экономическая: приготовление пищи, уборка помещений, покупка продуктов, т.е. ведение домашнего хозяйства, организация быта семьи.

Важным является вопрос о том, как современная российская семья выполняет социальные функции (предлагаем более подробно рассмотреть материал по данной проблеме на практическом занятии).

3. Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

Современная семья переживает глубокий кризис. Справедливости ради, следует сказать, что семейный кризис носит глобальный характер, присущ всем развитым странам, возник не в последние годы. Корни кризиса кроются в тех радикальных преобразованиях, которые произошли в Европе и Северной Америке под влиянием индустриализации. Современный социально-экономический спад лишь обнажил семейный кризис, но не привнес в него ничего принципиально нового. Изменился сам образ жизни людей в современных обществах, современная цивилизация привела к утрате высокого и значимого в прошлом места семьи в социальной структуре общества. Специфика российской ситуации лишь накладывается на общемировые тенденции:

  • Современная модель семьи связана с четким разделением дома и работы. В урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, когда домашний быт постепенно передается несемейным учреждениям (прачечные, химчистки, кафе и т.д.).

  • Идет процесс снижения брачности (исчезает ранняя и сплошная брачность), увеличения доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса детей в этих сожительствах. Увеличивается доля сознательного одиночества.

  • Заметнее стал переход от закрытой к открытой системе выбора супруга: личный выбор индивида имеет приоритет перед родительским, хотя и при сохранении зависимости от них, соблюдении имущественных интересов, закрепляемых брачным контрактом.

  • Происходит переход от расширенной семейно-родственной системы, состоящей из 3-х поколений, к нуклеарной, включающей родителей и их детей. Увеличивается доля престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей.

  • Растет доля «осколочных» семей с одним родителем и детьми. Около трети семей в России – неполные, в основном материнские.

  • Семья становится малодетной и однодетной. Коэффициент рождаемости в российской семье -1,34 (с учетом вступления в репродуктивный период многолюдного поколения 80-х гг.), что изменить ситуацию депопуляции не может.

  • Увеличение числа семей, где один из родителей не является кровным и воспитывает «не своего» ребенка.

  • Увеличение доли семей смешанного типа, где есть дети от повторного брака и от первых браков каждого из супругов.

  • Исчезают традиции пожизненного брака, растет число разводов, причем, в России – большая часть по инициативе женщин. На 1000 браков приходится более 700 разводов. Россия занимает первое место в мире по числу разводов, хотя численность населения существенно меньше, чем в других странах. Возникла серийная, или веерная, моногамия, когда человек в течение жизни многократно вступает в брак.

  • Система «семьецентризма» уступает место системе «эгоцентризма». Ценности фамилизма (долг, семейная ответственность, дети как ценность и гарантия благополучной старости) по мере модернизации размываются, становятся менее устойчивыми и престижными, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений. Растет число адюльтеров, т.е. супружеских измен.

  • Современная семья становится конъюгальной, супружеской (в триаде «супружество – родительство – родство» супружество оценивается выше других составляющих), причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида. Люди ищут в семье прежде всего личного счастья.

  • Появление альтернативных форм брака и семьи, в которых не заинтересовано общество, но заинтересован человек, например, незарегистрированные браки (сожительства), однополые браки и другие.

Когда в современном обществе растет уровень жизни, потребления, комфорта, семья перестает быть условием выживания человека; в кризисных условиях, напротив, именно семья позволяет пережить трудности.

Усиливается взаимовлияние социальных институтов. К примеру, образование становится непрерывным, люди под его влиянием в течение супружеской жизни меняются, и это нередко приводит к межличностной несовместимости.

Как показали социологические исследования, в России контрацепция и новые технологии рождения детей (первые дети «из пробирки» уже повзрослели и сами стали родителями) существенно трансформируют сексуальное и репродуктивное поведение современного человека.

Низкая культура межличностных отношений превратила современную семью в своеобразный полигон для всех видов насилия – от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического, когда убить можно и не «распуская рук». Российская статистика преступлений весьма несовершенна, но и на основании ее можно утверждать, что российская семья конца ХХ — начала ХХI в. – самая агрессивная в истории России. Дети, престарелые родители, инвалиды, женщины, не способные защитить себя, составляют ежегодно более одной трети всех убитых на почве конфликтов в семейных отношениях. Только согласно официальным данным, каждый четвертый мужчина в семье избивает жену. В то же время возросло число самосудов – расправ женщин и стариков с семейными тиранами. Семья, как ни печально, стала очагом безнадзорности, распространения наркомании и пьянства, проституции и сексуальных извращений. Главная социальная причина роста насилия в российской семье – бедность и нищета. Статистика выделяет около 20% населения, живущего ниже уровня бедности. Россия значительно отстает от развитых стран по наличию и разнообразию сил, влияющих на ослабление семейных конфликтов.

Проблема абортов стала не только медицинской, но и социальной. По числу абортов Россия занимает первое место в мире: на каждого родившегося ребенка приходится три аборта (больше, чем в странах с миллиардным населением). Низкая общая и сексуальная культура общества сформировала «наплевательское» отношение к здоровью женщин.

Обострилась проблема устойчивости семейно-брачных отношений. Развод – это способ прекращения брака при жизни супругов. Свобода развода налагает на супругов величайшую ответственность за судьбу семьи. Еще Монтескье заметил, что ничто так не содействует взаимной привязанности, как возможность развода: мужчина и женщина легко переносят тяготы семейной жизни, ибо знают, что могут покончить с ними. Право развода на то и дается, чтобы им не пользоваться. А если и пользоваться, то только в самом крайнем случае, когда исчерпаны все и всякие возможности сохранить семью.

Предпосылками для поддержания высокого уровня разводимости являются:

  • свобода расторжения брака, зафиксированная в правовых нормах;

  • относительная экономическая независимость женщин;

  • существование брачного рынка и возможностей создать другую семью;

  • увеличение продолжительности брака, которая за сто лет, в среднем, удвоилась, а это увеличивает вероятность возникновения более частых и качественно иных конфликтов;

  • сокращение браков, заключенных по религиозному обряду;

  • рост урбанизации, региональной мобильности;

  • перемены в роли женщин;

  • дальнейшая «индивидуализация» жизненной концепции.

В качестве выводов акцентируем главную мысль: развитие брака и семьи имеет социальный характер. Переход общества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному трансформировал социальные институты брака и семьи. То, что происходящие изменения оцениваются учеными в понятиях «крах», «кризис» семьи, нуждается в пояснении. Есть две теории. Первая считает, что под влиянием эволюции общества семья переживает дезорганизацию, но она не означает гибель семьи. На обломках традиционалистской семьи возникают новые альтернативные семейные структуры, которые будут освобождены от старых проблем. Новые потребности семьи должны поддерживаться и учитываться государственной семейной политикой.

Вторая теория говорит не о кризисе, а о крахе института семьи, который исчерпал себя и не выполняет свои функции: дети не рождаются, беспрецедентны отказы от детей и даже их убийство, рост семейной девиации в самых разных формах. Ученые считают, что термин «семья» в сложившейся ситуации следует заменить термином «домохозяйство» (который, кстати, употреблялся в дореволюционной России в последних переписях населения).

Все точки зрения имеют право на существование, но они все-таки не объясняют проблему до конца. Очевидно, это связано со сложной системой отношений между человеком и обществом. Человек в семейной сфере стремится к тому, чего ему хочется, а не к тому, что является общественно-полезным, или не имеет отрицательных последствий глобального характера.

Институт семьи существует не только потому, что выполняет жизненно важные для общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечает каким-то глубоко личным потребностям людей. По-видимому, именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института.

Чтобы определить семейную политику, нужно осмыслить, проанализировать современную семейно-брачную ситуацию. В России нет семейной политики, а есть лишь разрозненные меры материально-денежной помощи семье, которые служат целям популизма и сохранения власти. Примером тому служит бесславно закончившийся год семьи, на материнский капитал претендует лишь половина из планировавшегося государством числа семей и пр. Речь должна идти о разработке семейной государственной политики как основы преодоления институционального кризиса семьи.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Почему усилился интерес к проблемам брака и семьи?

  2. Брак и семья – это одно и то же? Какие типы семьи и брака Вам известны?

  3. Какова сегодняшняя оценка идеи научного коммунизма: «семьи не будет»?

  4. Как Вы относитесь к перспективе гибели семьи? Обоснуйте свою точку зрения.

  5. Какие исследования по социологии семьи вам известны?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Балабанов С.С. Типология мотивов иметь или не иметь детей // Социс. – 2009. №3.

  2. Бурова С.Н. Тенденции исследования семьи в советский и постсоветский периоды // Социс. 2008. №12.

  3. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социс. 2006.№11.

  4. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социс. 2008. №9.

  5. Егорова Н.Ю. Современная российская семья: основные тенденции // СГЗ. 2008. №4.

  6. Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России // Мир России. 2007. №4.

  7. Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях // Социс. 2009. №12.

  8. Современная студенческая семья. Отчет по результатам социологического исследования. Екатеринбург, 2010.

  9. Сорокина Е.С. Жизненные стратегии молодой семьи в современном обществе // Социальная политика и социология. 2007. №2.

  10. Хайруллин Р.З. Готовность современной молодежи к семейной жизни // Социальная политика и социология. 2009. №3.

studfile.net

Функции семьи, которые делают ее полноценной и счастливой

Еще из древних времен семья считалась частью социального института, как отдельное сообщество со своими законами и правилами. Так как мы живем в 21 веке, то определенно все это сохранилось, но уже в немножко другой форме. Это является предметом исследования социологии, репродуктивной медицины, психологии, биологии и других общественных дисциплин. Религия играет основные роли в развитии отношений во многих частях планеты. У нас же ее влияние проявляется не так часто, и суждения людей от нее в основном не зависят.

Общественные догмы накладывают отпечаток на отношения супругов и влияют на саму семью. Каждая семья выполняет ряд важных функций, что характеризует правильные отношения как внутри семьи, так и в контакте с социумом. Эти функции уже давным-давно поддались социализации и здесь мы кратко попытаемся разобраться с основными функциями и их важностью.

1

Репродуктивная функция

В семье оба человека осуществляют реализацию репродуктивной функции, так как благодаря ей выполняется продолжение рода.

В случае, если с этим возникают проблемы, благодаря современным технологиям и прорывам в научной сфере, мы наблюдаем некие перемены в репродуктивной функции семьи. Очень часто прибегают к разным технологиям и пользуются услугами суррогатного материнства.

Такое изменение в естественном процессе влияет на репродуктивные способности человечества и осуществляют значительный вклад на повышение демографических показателей. Доклад Всемирной организации здравоохранения уже подтвердил тот факт, что рождаемость на планете увеличилась благодаря новым технологиям. Это значительно облегчает жизнь людей, так как не каждая современная девушка соглашается рожать в молодом возрасте или имеет достаточно хорошее здоровье для этого.

2

Воспитательная

При рождении ребенок подпадает под полный контроль родителей с целью воспитания. Здесь нет четкой границы о функции женщины или мужчин, так как они объединяются и находят свое воплощение в правильных поступках. Родительская любовь является базой для здорового воспитания. Также на этот процесс, в идеале, влияет еще и общество, иногда одно вторым замещается.

Очень важным показателем неправильного воспитания является ненависть и злость участников семьи. С этим нужно быть очень осторожным.

3

Обучающая

В основном обучение происходит в младенческом возрасте.

В определение обучающей функции входит умение считать, ходить, читать, а также говорить. Обычно этим занимаются оба родителя.

Что касается учебы в школе, то обычно мама берет на себя ответственность контроля над успеваемостью, а у отца другая роль – помогать в этом.

4

Коммуникативная

К этой функции примыкают контакты семьи с внешним миром, искусством, средствами массовой информации, другими людьми и семьями. Также это касается и общения внутри самой семьи.

По своему типу, обычно женщина заботится про выполнение этой функции, так как она больше всего общается с мамами других семей и посещает культурные выставки. Мужчина же поддерживает подобную функцию.

5

Эмоциональная и духовно-психотерапевтическая

Психологи утверждают, что ребенок до 6 лет в основном общается с мамой, а после 6 лет – с папой. Но что касается эмоциональной сферы, то женщина обычно склонна к задушевным разговорам, более открытым, что в итоге находят свое воплощение в решении проблем. Мужчина – скорее исполнитель этих решений, и у него более практический подход, не на столько эмоциональный, как у женщины.

6

Развлекательно-рекреативная

Скорее, это досуговая функция. По определению – это организация семейного отдыха, и часто ее относят к женским заботам.

В основном, женщина планирует, а мужчина реализует.

Именно в семье ребенок впервые сталкивается с возможностью общения и отдыха, поэтому эта часть жизни непременно очень важна.

К классическому семейному отдыху подходят пикники в лесу, прогулки по парку, выезд за город или отдых на пляже. Это помогает налаживать связь между членами семьи.

7

Сексуально-эротическая

Это важный аспект жизни семьи. Очень часто браки распадаются, когда нет понимания и удовлетворения в сексуальной жизни.

С точки зрения современной психологии, 86% мужчин, что присутствовали во время родов, теряют сексуальное влечение к женщине.

Почитать в тему:

8

Хозяйственно-бытовая

В хозяйственную функцию входит формирование бюджета и его распределение, приобретение имущества, реализуются материальные и биологические потребности. Чаще всего эта функция ложится на плечи мужчины, в то время как женщина планирует ее реализацию.

Что касается уюта в доме, то это однозначно забота самой женщины.

9

Экономическа

Эта функция заключается в финансовом положении семьи. В современном мире отнюдь не странно, когда работают оба партнера. Поэтому западная культура абсолютно нормально относится к карьерному стремлению обоих. Касательно восточных регионов, женщина в основном выступает как хранительница домашнего очага, а мужчина заботится о материальном состоянии семьи. Считается, что производственная среда имеет влияние на состояние жены, у которого есть тонкая взаимосвязь с настроением внутри семьи. Сущность этих людей проявляется в заботе о семье, нежели о каких-либо карьерных вершинах.

В обоих случаях есть и плюсы, и минусы, а также, свои особенности. Экономические проблемы очень влияют на качество жизни семьи и ежедневного быта, так как материальный статус является визитной карточкой человека. Правильная организация бюджета – сфера действия жены, а выполнение плана ложится на плечи мужа.

10

Статусная

В разных культурах отношение семьи к социуму варьируется, но в большинстве случаев семья имеет свой статус и передает его всем ее участникам как титул. Многие обеспеченные семьи с рождением ребенка передают ему статус и материальные блага. Так как живем не в восточных странах, у нас свойственно изменение статуса как в лучшую сторону, так и в худшую.

11

Функция первичного социального контроля

Самый первый социальный контакт у ребенка возникает с родителями, после чего он поддается особому контролю со стороны родителей. Ответственность и обязательность членов семьи друг перед другом и перед другими членами семьи (родители родителей и другие родственники) входит в обязанность семьи.

Женщина выступает связующим звеном, обеспечивая правильное отношение к выполнению этой функции. В другом случае в семье постоянные ссоры и нет хороших отношений с родственниками.

Почитать в тему:

12

Социализации

Именно в семье впервые происходит становление ребенка как личности. С семьи начинается социальное развитие ребенка. Изначально мама берет на себя функцию заботы после рождения, но с течением времени отец присоединяется к обеспечению этой функции.

13

Защитная

Она касается всех других функций. Обеспечение их выполнения и защиту всех участников берут на себя оба супруга. В основном физическую и экономическую часть реализует мужчина, в то время, как женщина проводит психологическую и социальную защиту.

14

Функция объединения усилий

Считается, что максимально положительный результат в отношениях можно достичь, если объединить усилия всех ее членов. Это позволяет реализовать все функции семьи, которые по отдельности не формируют здоровые семейные отношения. Поэтому так важно участвовать в отношениях всем, без исключений.

Почитать в тему:

15

Что происходит, когда не выполняются какая-то из функций

Со временем происходит изменение в отношениях людей, и психология отношений в семье меняется. Одни исчезают, другие появляются. Но если происходит невыполнение функций одним из партнеров, это создает дисбаланс в отношениях, что часто приводит к разводам. Википедия уже давно переполнена большим объемом данных о семейных отношениях, где можно узнать практически все. Поэтому самообучение путем контакта с другими людьми с теми же проблемами может быть очень важным этапом на пути достижения взаимопонимания. Обычно рекомендуют проговаривать свои проблемы между партнерами для поиска компромисса.

Сядьте в субботу утром за стол и обговорите свои проблемы, когда ребенок еще спит. Это явный ключик к успеху ваших отношений.

Очень рекомендуем вам прочитать статью о том, как счастливо жить в браке. Уверяем, здесь вы найдете много интересного, о чем раньше не слышали.

Почитать в тему:

Заключение

Заключение

Семейные отношения являются очень сложным видом социальных отношений. В течении жизни меняются как и люди, так и их отношение друг к другу. Очень часто отношения в семье портятся из-за того, что у самых родителей слишком мало опыта и знаний касательно определенных жизненных ситуаций. От этого возникают конфликты и недопонимания, а от этого – отчуждение детей от родителей и пропасть между супругами. С целью поддержания здоровых отношений, рекомендуют следующие эксперименты: это, так сказать, социальные меры, то есть, общение с другими парами, которые имеют большой опыт и преуспевают в этих функциях. Своими примерами они позволят создать вам понимание правильного поведения. К ним относятся бабушка с дедушкой или другие близкие вам родственники. Помните, основная часть здоровых отношений в семье зависит именно от вас.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

4 Да Нет 2

Еще инструкции на эту тему:

evrikak.ru

1. Семья, типы и функции

Можно выделить три основные структурные составляющие современной семьи:

— Родственная (сложная) — клан родственников с их супругами и детьми. Это наиболее редко встречающийся вид семьи в наше время;

— Нуклеарная (массовая семья) — состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна;

— Неполная — быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка).

Что же все-таки понимается под термином «семья» на новом этапе развития человечества? А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства». Но в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем:

1) Уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;

2) Увеличение так называемых “легкомысленных”, необдуманных браков;

3) Непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;

4) Рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;

5) Увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;

6) Рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;

7) Увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;

8) Рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;

9) Значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.

1.1.Типы семей.

1. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей.

2. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним родителем.

3. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним из родителей супругов.

4. Семьи с двумя или более брачными парами, с детьми и без детей, с одним из супругов (или без него) и с другими родственниками (или без них).

5. Семьи, состоящие из матери с детьми.

6. Семьи, состоящие из матери (отца) с детьми.

7. Семьи, состоящие из матери с детьми с одним из родителей матери (отца).

8. Семьи, состоящие из отца с детьми, с одним из родителей отца (матери).

9. Прочие семьи.

Основными в России являются семьи, обозначенные в пунктах 1 и 5, т.е. нуклеарные и неполные.

1.2Функции семьи.

 Семья выполняет различные функции. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности. Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.

В зависимости от типа семья выполняет следующие функции:

1) Репродуктивная.

С точки зрения общества функция деторождения — это воспроизводство следующего поколения, производство рабочей силы. Сколько же в семье должно быть детей, чтобы функцию деторождения считать выполненной? Первый ребенок нужен супругам для самоутверждения, для завоевания определенного социального статуса в обществе, для укрепления брака и, наконец, просто для создания семьи. Но для пользы самой же семьи желательно иметь несколько детей, чтобы внимание родственников и родителей не концентрировалось лишь на одном ребенке. Иначе, таким образом, можно воспитать нахлебника и вымогателя.

Сейчас в нашей стране (да и, пожалуй, во всем мире) наблюдается процесс массового снижения детности семьи.

2) Воспитательная.

Панкова Л.М. говорит, что «с точки зрения общества функция воспитания сводится к социализации личности, к подготовке определенного, заданного эпохой типа личности с определенным набором личных качеств, необходимых для реализации личности в этом обществе. С точки зрения семьи как малой социальной группы функция воспитания — это весь процесс взращивания ребенка в семье, создание условий для его гармонического развития, объединение трех поколений в ходе самого воспитания, это наращивание опыта взросления с учетом традиций прошлого». Семьей создается нравственная основа будущей жизни подрастающего поколения. Ребенок — явление социальное. Отношение ребенка к среде, в которой он живет, и среды к ребенку проявляется в переживаниях и деятельности самого ребенка. В связи с этим воспитательная деятельность семьи — это, прежде всего, создание условий для взращивания ребенка: материальные основания, эмоциональный фон, духовный мир. Воспитательная деятельность определяет все другие виды деятельности. Она тесно связана с хозяйственно-экономической функцией.

3) Хозяйственно-экономическая функция.

В настоящее время хозяйственно-экономическая функция проявляется там, где вся семья задействована в одном производстве, где все ее члены заинтересованы в результатах своего труда, где семья становится экономической единицей.

Семья связана с распределением материальных благ. Как подфункцию здесь можно рассматривать содержание детей, поддержание стариков, ведение домашнего хозяйства. Как социальный институт, осуществляя хозяйственно-экономическую функцию, семья вплетается в экономическую структуру общественного производства, становится ее подсистемой.

Как малая социальная группа, осуществляя хозяйственно-бытовую функцию, семья берет на себя часть обязанностей общества по обслуживанию населения. Сегодня это обслуживание часто осуществляется посредством семьи, в рамках семьи, за счет семьи (стирка, уборка, мелкий бытовой ремонт и т.д.).

Без осуществления семьей этой функции, невозможно было бы осуществить ни одну из указанных функций в том виде, который они сейчас из себя представляют.

4) Четвертая функция семьи — это функция общения.

Функция общения состоит из постоянных эмоционально насыщенных контактов, взаимоподдержки, взаимодоверия всех членов семьи, обеспечивая личности психологический комфорт.

Общение в семье — это жизнь самой семьи. Без общения семья не может существовать.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *