Как разрешить конфликт в семье
Для начала вам нужно понять, из-за чего возник конфликт. Иногда причина кроется в плохом настроении, усталости, раздражении или даже попытке привлечь внимание супруга. В таких случаях ссора может начаться буквально на пустом месте. Лучшее решение – заняться решением истинной причины. Отдохнуть, поднять себе настроение или поговорить с партнером о недостатке внимания.Во время конфликта не переходите на личности и следите за своими высказываниями. Ссора закончится, а слова забрать назад не получится. Поэтому когда почувствуете, что начинаете терять над собой контроль, предложите сделать пятиминутную паузу. Выйдите из комнаты, подышите свежим воздухом, попейте воды, а когда успокоитесь — возвращайтесь и продолжите беседу.
Иногда можно идти на уступки. Если вы чувствуете, что вы готовы отказаться от победы, лучше объявить перемирие. Но не должно быть так, что всегда уступает один человек. Подобная тактика только создает иллюзию благополучия, но напряжение накапливается. А когда чаша терпения уступающего перельется, неразрешенные конфликты могут разрушить брак.
В некоторых случаях можно пойти на компромисс. Например, если вы хотите купить виноград, а супруг — груши, можно купить и то, и другое. Но такая тактика срабатывает не во всех случаях. Иногда супруги приходят к решению «ни тебе, ни мне», когда никто не получает желаемого. Тогда обида появляется у каждой стороны.
Самый лучший способ решения проблемы – сотрудничество. Вы должны встать на место оппонента и понять его желания. Совместными усилиями можно найти решение, которое может разрешить конфликт мирно. Не должно быть криков или споров, каждый выдвигает предложения и они обсуждаются. Перебирая все варианты, можно найти достойное решение, которое устроит каждую сторону.
Когда супруги заходят в тупик и никто не хочет идти на уступки, нужно воспользоваться услугами специалиста. Обратитесь к психотерапевту, который сможет взглянуть на ситуацию беспристрастно, выслушает обе стороны и поможет прийти к достойному решению.
Чтобы не было роковых конфликтов, из-за которых разрушается семья, необходимо заранее обговаривать серьезные вопросы. До свадьбы нужно узнать человека, определить вашу совместимость, насколько совпадают ваши взгляды в тех или иных вопросах. Ведь если один супруг хочет много детей, а другой их не хочет совсем, найти решение, удовлетворяющее обе стороны, почти невозможно. Кому-то придется идти против своих желаний или семья разрушится.
11 способов решения конфликта – Семья и дети – Домашний
Разница в возрасте. Как понять ребенка?
Что делать, если ваш ребенок влюбился в человека, гораздо старше себя по возрасту?
Евгения Лепешова
Читать далее
Никакого родительского авторитета не хватит, чтобы навсегда искоренить разногласия между детьми в семье. Конфликты между братьями и сестрами в семье неизбежны. Конечно, неприятно, когда старший и младший в очередной раз, не поделив какую-то ерунду, устраивают настоящую битву. Но не спешите ругать их за то, что они дерутся, а себя винить в том, что вы плохие родители. Ссоры в какой-то мере даже полезны – дети учатся решать проблемы, устанавливать взаимоотношения, общаться и готовятся к будущей взрослой жизни. А вот «плохими» вы становитесь тогда, когда неправильно на эти ссоры реагируете.Не владея в полной мере средствами для решения спорных вопросов, дети не решают ситуацию, а только усугубляют ее. К тому же, у них нет возможности овладеть действительно эффективными средствами урегулирования конфликтов, если их этому специально не учить. Поэтому, несмотря на то, что ссор между детьми не избежать, все-таки не стоит пускать дело на самотек, полагая, что так и надо и дети сами разберутся.
Количество и качество ссор можно уменьшить, если попытаться понять их причину и либо устранить ее, либо уменьшить негативные последствия. Поводов для выяснения отношений между детьми может быть несколько – ревность, зависть, неблагожелательный пример родителей (вы ведь помните, что для дошкольников вы первый и главный образец для подражания), желание целиком и полностью владеть вниманием и любовью папы с мамой, растущие потребности, характер отдельно взятого ребенка.
Поэтому, в первую очередь, нужно понять – по чьей вине ссора? Может вы, больше внимания уделили одному ребенку, в чем-то ущемив другого? Одного похвалили, другого поругали? Дали повод для ревности? Задумайтесь над этим и по возможности утешьте пострадавшую сторону, компенсировав своим вниманием и заботой ее переживания.
Если же ответственность за конфликт лежит в сфере интересов детей и обусловлена именно их игровой, межличностной или иной ситуацией, то попробуйте действовать следующими способами:
1. Как ни странно, но не спешите вмешиваться, если только ссора не носит характер катастрофы. Велика вероятность, что дети сами разберутся. Можно спросить: вам нужна моя помощь? Если ответят «нет», доверьтесь своим детям и не вмешивайтесь, как бы сильно ни хотелось.
2. Не пытайтесь выяснить, кто виноват и все это начал. Дети будут кричать «Это не я, это он!», и ни к чему хорошему это не приведет.
3. Ни в коем случае не вставайте на сторону одного из детей, не разобравшись в чем дело. Тем более не прибегайте к столь любимому многими родителями способу урегулирования конфликтов по возрасту детей. Старший вовсе не должен уступать младшему только из-за разницы в возрасте. Это правило также работает, если ссора между детьми разного пола. Сам факт, что спорят мальчик и девочка, вовсе не говорит о том, что виноват сын, а девочка – пострадавшая сторона.
4. Приучайте детей выражать свои чувства и желания словами, а не действиями, не обзываться и драться, а говорить.
5. Учите решать конфликты по следующему алгоритму:
• выясните потребности и желания каждого ребенка в данном конфликте: один хочет смотреть кино, а второй мультфильм? Кто-то хочет рисовать, а другому карандаши нужны для своей игры?
• предложите детям самим придумать по 3 (или хотя бы по 2) способа решения выхода из конфликтной ситуации.
• найдя способ, который устраивает всех, воспользуйтесь им. Только убедитесь, что на самом деле не ущемляете интересы ни одного из детей.
6. Если конфликт носит масштабный характер, прежде чем переходить к диалогу и воспитательной беседе, отведите детей с места ссоры в комнату или на кухню, чтобы они «остыли», и переходите к обсуждению конфликта, когда страсти улягутся.
7. Если ссора вот-вот вспыхнет из-за ерунды, попробуйте переключить внимание детей на что-то другое,
8. Не манипулируйте своим состоянием и конфликтом: «Ах, вы опять деретесь! Ах, я не могу, вы же меня так расстраиваете!», «Вы же мне обещали больше не драться, зачем же вы так со мной!»
9. Не угрожайте наказанием, ремнем, злым и голодным папой и не наказывайте детей, не попытавшись понять, в чем дело.
10. Будьте готовы выступить арбитром, если дети обращаются за помощью. Необоснованное ябедничество это одно, а призыв о помощи – совсем другое.
11. Уважайте право ребенка на отдельность.
Какой бы ни была ссора или конфликт, никогда не давайте своим детям хотя бы на миг усомниться в вашей любви. Не внушайте ложное убеждение, что родные люди не могут ссориться и всегда должны жить дружно. Что бы ни случилось – вы все решите и во всем разберетесь. Что бы ни произошло, вы любите и принимаете своих детей такими, какие они есть.
И это самое главное, а остальное можно обсудить за столом переговоров. Пусть даже и кухонным!
Семейные конфликты: профилактика и лечение — священник Павел Гумеров
Цикл бесед священника Павла Гумерова посвящен тому, как научиться избегать столкновений и конфликтов в семейной жизни, как разрешать конфликтные ситуации, как достичь мира и взаимопонимания в браке.
Немного конфликтологии: ссора или конфликт?
Начало ссоры — как прорыв воды, оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
(Притч. 17:14)
Каждый человек с детства знает: конфликтов следует избегать, ссориться нехорошо, нужно жить в мире. Помните: дети, сцепившись мизинцами, говорят друг другу: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»? Человек создан Господом со стремлением к добру, миру и любви. Людей, получающих удовольствие от ссор и стремящихся к конфликтам, слава Богу, очень мало. И если человек ведет себя подобным образом, это свидетельствует либо о каких-то психических отклонениях, либо об очень больших комплексах и пережитых душевных травмах.
Правда, существуют индивиды, очень часто попадающие в конфликтные ситуации и нередко провоцирующие их. Но они сами сильно страдают от своей некоммуникабельности, от неумения ладить с ближними. Они не сознательно идут на конфликт, а по причине своей невоспитанности, недалекости или скверного характера.
Можно ли в нашей жизни вообще обойтись без конфликтов, столкновений? Стремиться к этому нужно; надо прилагать все усилия, чтобы избежать всякого рода трений и напряженности в отношениях. Апостол Павел говорит о том, чтобы мы сохраняли мир с людьми, если это только возможно (см.: Рим. 12:18). Но тот же апостол пишет: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). И предупреждает коринфских христиан, чтобы их разномыслия не перешли в разделения внутри церковной общины.
Разномыслия, несовпадения точек зрения, взглядов среди людей в любой социальной группе (семье, общине, общественной организации, производственном объединении и т. д.) неизбежны, и ничего страшного в этом нет. Как говорится, «сколько людей — столько и мнений». И нам от Бога дан разум, язык, умение общаться, чтобы прийти к согласию, договориться по самым разным вопросам.
Так что же такое конфликт, и как правильно вести себя в конфликтной ситуации? Неправильно думать, что слова «конфликт», «ссора», «скандал», «спор», «перепалка» являются синонимами. Слово «конфликт» имеет латинское происхождение. По латыни
Итак, конфликт — это, в первую очередь, несовпадение взглядов, столкновение противоположных точек зрения на какую-то проблему, но это вовсе не означает, что конфликт должен стать ссорой, скандалом, выяснением отношений. Можно сказать так: любая ссора — это конфликт, но далеко не любой конфликт — это ссора. И наша главная задача — учиться решать разногласия, не доводя их обсуждение до ссоры.
Несовпадение взглядов: у каждого своя колокольня
Прежде чем перейти к теме семейных конфликтов, необходимо хотя бы вкратце рассказать о том, что лежит в основе любого конфликта. В конфликтной ситуации двое или более людей, взаимосвязанных друг с другом, имеют несовпадение мнений, взглядов на одну и ту же проблему; эти взгляды сталкиваются, при этом конфликтующие стороны, как правило, уверены в своей абсолютной правоте (по крайней мере, вначале).
Конфликты сопровождают человечество на всем протяжении истории его существования. Не только исторические летописи и хроники изобилуют описанием различных конфликтов. Огромное количество исследований и просто художественных произведений написано на эту тему. Существует много пословиц, поговорок, «крылатых фраз», говорящих о столкновении, несовпадении мнений и взглядов: «каждый смотрит со своей колокольни», «своя рубашка ближе к телу», «сколько голов — столько и умов», «сытый голодного не разумеет», «у каждого своя правда» и т. д. Немало литературных произведений не только в своем содержании, но уже в самом названии поднимают тему конфликта. Например, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя или всем известный роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Фабула романа как раз в том, что старшее поколение и молодежь имеют совершенно разные взгляды на жизнь, и это приводит к конфликту поколений.
Конфликтные ситуации сопровождают нас и в повседневной жизни. У кого-то они случаются очень редко, у кого-то часто, но так или иначе нам всем нужно быть к ним готовыми.
Вот один реальный случай из жизни. Как-то, поддавшись на сладкие речи и щедрые посулы двух уроженцев солнечной Молдавии, я нанял их для строительства деревянной пристройки к дому. Цену они запросили очень даже скромную, и мы ударили по рукам. Но плохо, друзья мои, мы помним классиков. Потому что вышло все как в известной сказке Пушкина: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!» (К слову сказать, слово «поп» приобрело ругательный характер только в советское время; до революции так принято было называть всех священников: например, соборный протопоп — это протоиерей, служащий в соборе.) Работу свою мои работники, впрочем, выполнили, и даже в обещанный срок, но оставили множество недоделок, устранять которые пришлось уже мне. Но это было далеко не самое неприятное. Молдаване, видимо не рассчитав местных погодных условий, возведя стены пристройки, не стали закрывать крышу, а сразу принялись за пол: настелили так называемый «черный пол», положили утеплитель и прибили сверху половые доски. И вот, когда они принялись за крышу, пошел сильный дождь и, не прекращаясь, лил целую неделю. Усталые и злые, строители все же закончили работу, но пол был безнадежно испорчен: вода через щели затекла внутрь и намочила утеплитель; уйти влага не могла, так как снизу был положен рубероид и «черный пол». Обнаружив сей прискорбный факт, я сделал выговор горе-строителям, призвав их вскрыть пол и постелить новый утеплитель взамен испорченного. Строителей это мое, как мне казалось — законное, требование весьма возмутило; они сказали, что не виноваты в том, что дождь лил всю неделю и испортил их работу: это, дескать, непреодолимые обстоятельства — так сказать, «форс мажор». И хотя рабочие не употребляли этого модного ныне термина и вообще вряд ли знали его, но непреодолимость водной стихии была для них очевидна. То, что сначала нужно было сделать крышу, а уже потом заниматься полом, видимо, никогда не приходило им в голову. Оно и понятно, ведь в Молдавии уже который год летом стоит засуха и почти нет дождей. Ситуация усугублялась тем, что я уже выплатил строителям все обещанные им деньги. Но, слава Богу, все разрешилось благополучно, и после долгих препирательств и уговоров молдаване наконец согласились перекрыть пол, хотя нервов и времени на преодоление этого конфликта было потрачено немало.
На примере этой истории видно, что конфликтная ситуация возникает из-за разного видения сторонами возникшей проблемы. До определенного времени оппоненты уверены в безусловной правильности своей позиции, выражая несогласие с позицией своего визави. Мы постоянно становимся если не участниками, то свидетелями ситуаций, основанных на непонимании сторон, на нежелании вникнуть в суть проблемы и понять противоположную сторону. Такие ситуации очень часто происходят на рынке, в магазине, в других сферах обслуживания. Вот, к примеру, ситуация, знакомая многим: пассажир в маршрутке передает деньги и ждет от водителя сдачу. А водитель настолько замотался за рабочий день, крутя баранку и принимая деньги, что неправильно пересчитал купюры и не только не отдал пассажиру положенную сдачу, но, когда тот напомнил ему о деньгах, обвинил его в безбилетном проезде, сказав, что вообще не получал от него никаких денег. Завязывается перепалка, и скоро в ход начинают идти выражения, которые, как говорил Андрей Александрович Миронов, являются непереводимой игрой слов. Налицо неправильное понимание и видениеучастниками конфликта ситуации в целом и позиции оппонента. В данном случае очень нелишним для установления истины и преодоления инцидента было бы вмешательство третьей стороны — своего рода третейского судьи. В этой роли могли бы выступить другие пассажиры маршрутного такси. Они могли бы засвидетельствовать, что незаслуженно обиженный пассажир действительно передавал деньги. Справедливость была бы восстановлена.
Иногда для урегулирования напряженной ситуации помощь независимой третьей стороны просто необходима, но иногда вовсе даже нежелательна. Все зависит от конкретной ситуации.
Несходство, несовпадение мнений, воззрений и, как следствие этого, столкновения, происходящие между людьми, порождаются вообще несходством людей. Их жизненного опыта, характеров, пола, возраста, социального положения и еще огромного количества иных различий. А.П. Чехов писал: «В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам». Поэтому главная задача при споре, столкновении — постараться вникнуть в доводы оппонента, встать на его точку зрения, попытаться понять, что он думает по данному вопросу и как он видит ситуацию. Хотя и говорят, что «чужая душа — потемки», но все же слезть со «своей колокольни» и постараться войти в положение другого человека, немного разобраться в его психологии можно. Ведь от того, поймем ли мы его, зависит то, каким будет разрешение конфликтной ситуации.
На неравенство, непохожесть людей как причину конфликтов указывал еще Аристотель в своем трактате «Политика». Он видел источник распрей, конфликтов в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других. Хотя здесь античный философ указывает в основном на социальное неравенство, чем на обычную несхожесть отдельных личностей.
Конфликт — это непонимание. Если человек чем-то на нас не похож, он нам плохо понятен. Это может вызвать столкновение и конфронтацию. Богатый плохо понимает бедного, как в известном анекдоте: «Ты что такой худой?» — «Да вот уже неделю ничего не ел». — «Ну, надо себя заставлять». Здоровый плохо понимает больного, пока сам не заболеет. Толстому кажется, что худой очень мало ест, только мучает себя; худой считает, что тучный человек страдает обжорством и этим подрывает свое здоровье.
Очень яркий пример — это верующий и неверующий. Довольно обычная ситуация: один из супругов пришел к вере, ходит в церковь, молится, а другой — нет. Для верующего человека храм — это второй дом, ему радостно ходить на службу, молиться, слушать церковные песнопения; здесь все понятно и близко, и выстаивать службы по два-три часа совсем не трудно. Ему даже тяжело общаться с нецерковными людьми; их интересы, обсуждаемые темы кажутся скучными и приземленными. А неверующему, наоборот, непонятно, что эти «церковники» по несколько часов делают в храме, где на службе невозможно понять ни одного слова, где тесно, душно и даже присесть негде. Ведь храм, если не видеть его духовной внутренней сущности, вообще здание весьма непонятное и нефункциональное. На его постройку было затрачено очень много денег, но это не жилое здание и в нем ничего не производят. Он, конечно, красив, «как музей под открытым небом», как было сказано в одном советском фильме. Но в музей нельзя ходить два раза в неделю, проводя там каждый раз по два с лишним часа, если ты там не работаешь. А ведь у верующих еще и посты, воздержание, чтение правила! Не жизнь, а добровольная каторга. То есть неверующий человек просто «в упор не видит» того, что совершенно очевидно для верующего, что составляет смысл и суть его жизни. Неверующий видит только внешнюю сторону и то весьма искаженно, без внутренней составляющей. И познать этот огромный духовный мир он может только на личном опыте, открыв свое сердце Богу и стараясь изучить все то, что раньше казалось ему нелепым и смешным.
Если конфликт неверия и веры происходит в семье, между супругами, то есть самыми близкими людьми, то неверующей стороне ни в коем случае нельзя огульно отметать и подвергать насмешкам то, что дорого и свято для его половины. Настоящая любовь — это не только сочувствие, сострадание, но и понимание. И поэтому при решении супружеских, семейных конфликтов нужно особенно постараться понять и изучить позицию и точку зрения любимого человека.
Всем известно, что женский взгляд на какую-либо проблему может сильно отличаться от мужского, но не все знают, до какой степени восприятие женщины отличается от восприятия мужчины. И хотя мужчины и женщины созданы бесконечно разными не случайно, а для взаимодействия и любви (об этом мы еще подробнее поговорим), эта разность мужского и женского иногда служит причиной очень сильного непонимания в браке. Задача супругов — разобраться в этом, изучить особенности друг друга, чтобы избегать столкновений и разделения.
Итак, мы выяснили, что в основе любого конфликта лежит столкновение разных мнений, позиций сторон, имеющих разные (иногда полностью противоположные) взгляды на одну и ту же проблему. Причины этого столкновения тоже ясны: разность, непохожесть людей по очень многим параметрам, начиная от пола и кончая возрастом и социальным положением.
Один китайский мудрец говорил, что кроме неравенства и несхожести людей нормальному, неконфликтному общению вредят также пороки: корысть, необузданное стремление к выгоде, упрямство, лживость, краснобайство и др. Но, по большому счету, это тоже можно отнести к несхожести людей между собой. Например, одна сторона из корыстной выгоды хочет обидеть другую сторону. Создается конфликтная ситуация. Один человек — обидчик, другой — невинно обиженный. Притом обидчик всегда имеет оправдательную версию своего поведения и часто сам свято в нее верит. Обиженная сторона верит в свою невиновность. Налицо несхожесть людей, их взглядов и столкновение мнений.
Но для того чтобы разобраться и разрешить конфликт, даже несправедливо обиженной стороне необходимо, в первую очередь, понять истинные мотивы оппонента, ведь мы подчас из-за обиды не можем этого сделать, и этим только усугубляем конфликт. Если мы поймем противника, то даже если не найдем нужного решения в разрешении конфликта, то хотя бы сможем оправдать и простить его. А это уже полдела.
В психологии существует очень хороший метод анализа конфликтной ситуации. Называется он «принцип метазеркала». Суть его в том, что ситуация рассматривается не только от первого лица, а как бы с трех сторон. То есть с нашей собственной позиции, с позиции нашего оппонента и со стороны стороннего наблюдателя, как будто сверху. Этот способ позволяет максимально объективно разобраться в спорной, конфликтной ситуации. Ведь большинство людей, к сожалению, склонно оценивать положение вещей и поведение других людей только со своей позиции, считая себя мерой всех вещей. К принципу «метазеркала» мы будем еще не раз возвращаться при рассмотрении различных ситуаций.
Конструктивный конфликт лучше «доброй ссоры»
Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев.
(Иак. 1:19)
Всем известно выражение «худой мир лучше доброй ссоры». Правда, некоторые, напротив, считают, ч
Семейные конфликты и способы их разрешения
Семейные конфликты и способы их разрешения
Любая внутрисемейная ситуация теоретически может стать конфликтной. Это зависит исключительно от поведения супругов во время конфликта.
Когда партнеры остро реагируют на любое противоречие и пытаются доказать свою правоту мы имеем дело с конфликтом. Однако если сложная ситуация обсуждается спокойно и доброжелательно, супруги стремятся к примирению, а не к тому, чтобы выяснить кто прав, а кто виноват, то серьезность конфликта существенно уменьшается.
Три самых неудачных тактики поведения при семейном конфликте:
1. Позиция стороннего наблюдателя.
Пример конфликта в семье: жена обнаружила у мужа полное равнодушие к сломанному крану. Она молча ждет, когда же муж догадается взять в руки инструменты! Чаще всего ожидание затягивается и происходит взрыв.
2. Открытый конфликт.
Еще один неудачный способ разрешения конфликта: ссора с упреками, взаимными претензиями и обидами.
3. Упрямое молчание.
Этот способ заключается во взаимном упорном молчании, когда обе стороны обижены друг на друга, но на обсуждение проблемы никто не идет. В этом случае супругами овладевает чувство жалости к себе, беспокойство и обида.
Все вышеперечисленные модели поведения не способствуют разрешению проблем в отношениях. Для того чтобы семья стала для супругов надежным тылом, они должны получать друг от друга моральную и психологическую поддержку. Чтобы возникло взаимное доверие важно уметь выслушать, понять и пойти друг другу навстречу.
Хорошие способы разрешения конфликта:
1. Открытый и спокойный диалог.
Супруги должны стремиться идти навстречу друг другу. Важно обсудить текущую проблему конструктивно, без обвинений и упреков, с поиском оптимального решения для обоих.
2. Понимание партнера.
Супругам следует избегать негативных тактик, таких как игнорирование, эгоцентризм, принижение личности партнера, и использовать конструктивные: активное слушание партнера, понимание сказанного и недосказанного им. 3. Способность меняться.СЕМЬЯ. КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
КЛАССНЫЙ ЧАС: СЕМЬЯ. КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Преподаватель: Кунгурцева Л.Г.
Цель мероприятия:
Развивать умения правильно выражать свои мысли, рассуждать о проблеме, используя правильные грамматические формы в предложении.
Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье. Коррекция эмоционально–волевой сферы на основе упражнений личностного характера.
Задачи мероприятия: Сформировать у студентов сущность понятий “конфликт” и конфликтные ситуации, правила предупреждения конфликта.
ХОД:
Организационный момент.
Добрый день, сегодня мы с вами собрались для важного разговора. Итак, поговорим о семье, конфликтах в семье и способах их разрешения. Введем их в свой словарь и будем часто возвращаться к ним, додумывать их, объяснять, чтобы они прошли через ваши мысли, и были приняты сердцем, чтобы это понятие превратилось в убеждения, а убеждения в добрые и красивые поступки.
Что же такое семья?
Как вы понимаете это слово?
Ответ студентов: это два любящих человека, у которых есть дети, это маленькая часть общества, ячейка.
Правильно, семья — это союз людей, скрепленный правилами и обязанностями перед каждым членом семьи и перед обществом.
Кто входит в состав семьи? (Мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка)
А теперь посмотрите на доску и прочитайте пословицу:
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Как вы понимаете эту пословицу?
Ответ студентов: если в семье все хорошо, то и дома будет все хорошо. Значит, в этой семье никто не ругается, все у них дружно, поэтому хочется быть дома, не хочется уходить. А вот если в наших семьях все ругаются, пьют, то из этой семьи мы и бежим.
А кто знает еще пословицы о семье?
Вот и начинается семейная жизнь, полная проблем, сложных ситуаций. И вам придется решать их.
Только в сказках все заканчивается благополучно, все хорошо. А на самом деле решать все семейные проблемы разного масштаба доведется каждому из вас. Как мы можем назвать сложные ситуации в семье одним словом — Конфликт.
Что же это такое?
Конфликт – это ситуация, при которой происходит столкновение различных точек зрения, (посмотрите на доску и запомните, как оно пишется).
Как вы думаете, какие конфликты могут возникнуть в семейной жизни? (Неумение уступать, нехватка денег, выбор хозяина в семье, грубость)
Какие приходится решать трудности между мужем и женой, материальный вопрос: куда и на что тратить деньги; муж не работает, детей не на что учить. Все это и является причинами конфликта.
Все проблемы, все мелкие ссоры можно объединить в три большие группы:
Первая причина – наличие противоположной точки зрения.
Супруги смотрят телевизор. Жена хочет смотреть балет, а Муж – боевик. Какая возникла проблема?
Вторая причина – неумение членов семьи контролировать свое поведение. В чем выражается умение контролировать свое поведение? Кричать, обзывать друг друга, стучать кулаками, выражаться нецензурно – все это является неумением владеть собой.
А мы умеем владеть собой?
Что нужно для того, чтобы уметь владеть собой?
Нужно работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого.
Третья причина – нежелание идти на компромисс.
Кто скажет, что такое компромисс? Это значит, что кто-то должен уступать сегодня, уступишь ты, завтра уступят тебе. Без уступок таких проблем нельзя разрешить. Это самая сложная причина – нежелание уступать друг другу в семье.
Компромисс – это соглашение с кем-либо путем взаимных уступок (посмотрите на доску и запомните). Как оно пишется?
Разыграем семейные ситуации, но в разных семьях. Возьмем конфликтную ситуацию.
Муж читает газету.
Жена готовит ужин, подходит к мужу и говорит:
— Сходи за хлебом.
— Некогда мне, не видишь – я читаю газету и потом, я устал, я ведь был на работе.
— Ах, ты устал, а я не устала, я ведь тоже была на работе, а не на танцах.
(Давайте обсудим эту ситуацию, что же произошло между супругами? Муж устал, он не захотел идти за хлебом. Жена тоже не пошла, а в результате произошел конфликт. Отказ!)
Теперь проиграем ситуацию другим путем.
Сидит муж в кресле читает газету.
Жена подходит к мужу и говорит:
— Дорогой, после работы я зашла в парикмахерскую, поэтому не успела купить хлеба, сходи, пожалуйста, в магазин.
— Давай поедим с сухариками, а завтра по дороге с работы я куплю свежего хлеба.
— Какой ты у меня умница.
Как решили проблему в этой ситуации? Мирным путем, то есть подошли к компромиссу.
Семейная жизнь наполнена конфликтами, так как организация быта входит в функции семейной жизни, и быт играет важную роль в семейной жизни, и налаживание внутрисемейных отношений. Нелегко справиться с конфликтами, если они постоянно возникают на каждом шагу в условиях низкого уровня жизни. Но мы с вами будем решать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.
Значит, решать мы их будем каким путем? Мирным, вежливым, не будем кричать, ссориться, потому что ссориться легче, а мириться труднее. А почему мириться труднее?
А теперь шуточный тест.
“Твое главное занятие в семье”
Кому какая роль достанется? (Из мешка достать наугад карточку с надписью: веник, деньги, молоток, обед, дети, магазин, посуда)
Релаксация.
Сейчас я хочу, чтобы вы сели так, как вам удобно, расслабьтесь и медленно закройте глаза, сделайте глубокий вдох.
Постарайтесь вспомнить что-нибудь очень хорошее: ваш успех, победу, удачу, радость.
Представьте себя в самом прекрасном месте на земле.
Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава.
Представьте себе, что вы сейчас особенно, как никогда счастливы, здоровы, веселы. Ваше тело чувствует себя очень хорошо, вам легко дышится, и голова такая свежая, вам приятно, вам нравится это состояние.
Почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо.
Скажите себе: “Я хочу, чтобы, уходя из этой комнаты, я взял с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захочу, столько, сколько мне нужно, для того чтобы чувствовать себя хорошо и чтобы у меня все получалось.”
А теперь, спустя некоторое время, откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня.
И давайте, подведя итог нашего занятия, решим еще одну важную задачу: проведем анкетирование – ответим на вопросы.
Для чего люди создают семью?
Какие условия необходимы для создания семьи?
Как должны распределяться семейные обязанности?
Если нет детей – это семья или нет?
Какие обязанности должны быть в семье у детей?
Наш разговор подходит к концу. Очень хотелось бы верить, что он состоялся не зря. Самая большая роскошь на свете – роскошь человеческого общения. Мы знаем с вами одну восточную мудрость и часто в беседах к ней обращаемся, вспоминайте, как же она звучит: Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.
Да, как было бы хорошо, если бы все следовали совету – легче было бы людям общаться друг с другом. И тогда никогда не было бы конфликтов и ссор в семье.
А мне, сегодня было очень приятно с вами беседовать, я надеюсь, что вы будете терпеливыми, внимательными, заботливыми супругами. Спасибо!
Конфликты в семье и их причины. Как избежать ссор в семье? Как уладить конфликт между мужем и женой? — Колесо Жизни
Бизнес-стратегия
- Управление персоналом
- Деловые связи
- Стартапы
- Стратегия
- Переговоры
«Семейные конфликты и пути их решений»
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казенное учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 20»
КГКУ Детский дом 20
Информационная встреча
«Семейные конфликты и пути их решений»
Социальный педагог
Куницкая В.В.
2017 год
Содержание
1. Введение.
2. Тренинг «Разрешение и профилактика конфликтов в семье».
3. Приложения.
Введение.
Одной из серьезнейших проблем, вставших в настоящее время перед российским обществом и западной цивилизацией, является кризис семьи как базового социального института. Прогрессирующее ухудшение состоянии семьи обусловлено рядом реформ и негативных реалий пореформенной России: массового алкоголизма, наркомании, роста агрессивности и жестокости, низкого уровня жизни, нерешенности жилищного вопроса, ухудшения экологической обстановки и связанного с ним ослабления здоровья населения, в том числе рождающихся детей, и т.д. Большое значение имеют и неблагоприятные демографические тенденции, которые сами порождаются и подпитываются тяжелым состоянием семьи. Отдельную проблему составляет рост насилия в семье, достигший в современной России беспрецедентного уровня, во многом из-за отсутствия законодательного обеспечения соблюдения прав личности внутри семьи.
В силу всей совокупности перечисленных причин понятие «неблагополучная семья» обрело в современной России острую актуальность: семейное неблагополучие из печального частного случая превратилось в атрибутивную характеристику огромного числа российских семей. И согласно социологическим исследованиям, конфликт –это хроническое состояние такой семьи.
Конфликт — обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.
Тренинг « Разрешение и профилактика конфликтов в семье».
«Находясь в единстве с самим собой,
невозможно даже помыслить
о конфликте».
Экхарт Толле
Цель тренинга: предупреждение и профилактика семейных конфликтов в семье. Задачи:
1) формирование семейных ценностей и уважительного отношения к членам семьи;
2) способствовать сплочению семьи;
3) помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку;
4) убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.
Планируемые результаты:
Психолого-педагогическое просвещение родителей. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание- это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь, здоровый), образ мыслей, поступков родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности).
Оборудование: рисунки по теме, слайдовая презентация, социальные ролики, притча «Путник Вечности», мотки с нитками, две чаши, раздаточный материал.
Участники: родители и их дети.
Ход тренинга:
1.Знакомство с помощью метафорических карт.
Каждый участник берет понравившуюся ему карту и по шаблону презентует:
Меня зовут….
Я выбрал эту карту потому что..
Другие меня считают…
Я на самом деле…
Обсуждение «Мои ожидания от встречи».
Вступительное слово:
-Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: «яблоко от яблони не далеко падает», «впитал с молоком матери». И здесь огромную роль играет семья. Наша встреча посвящена семейным конфликтам, как правильно себя вести в такой ситуации, какие пути решений существуют, как избежать конфликтов и т.д. Лучший способ разрешения конфликтной ситуации – ее недопущение.
-Чтобы не допустить конфликтной ситуации важно, чтобы каждый член семьи чувствовал атмосферу в ней, тогда и супруги и дети вовремя заметят ухудшение обстановки и смогут каждый сам или сообща принять меры для устранения причин назревающего конфликта.
-Сейчас, я вам предлагаю немного поиграть.
2.Ролевая игра «Сглаживание конфликтов».
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.
Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов из-за нерационального использования денежных средств; ссора супругов из-за низкой познавательной активности детей и их плохого поведения в школе и т.д.), а третий — играет миротворца, арбитра.
На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:
— Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
— Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
— Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
В заключении обсуждаем и делаем выводы.
3.Упражнение «Если бы…, я стал бы…».
Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная семейная ситуация, а следующий участник, в силу своих возможностей, проявляет ту или иную реакцию.
Ведущий отмечает, что выходы из конфликтных ситуаций могут повторяться.
Обсуждение.
4. Тренинг «Границы семейных отношений».
Цель: отработать детско-родительские отношения.
Участникам дается три мотка ниток для определения своих территориальных границ. Куратор подходит и меняет форму границ на свой вкус. Участники высказывают недовольство.
Делается вывод как некомфортно ребенку, когда родители нарушают его границы.
5. Родителям к обсуждению предлагается ознакомиться с притчей « Путник Вечности».
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
-Как же нам быть, кто нас спасет? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
-С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасет вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды: надо было встретить Путника Вечности.
-Не он… И этот не он… И тот не он… — говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачен в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
-Где же обещанный Путник Вечности?
(-А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
-А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
-Но это плач новорожденного! – ответили люди.
-Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребенка – свою надежду.
Беседа с родителями.
-Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
-Ведь именно ему жить в будущем.
-Душа ребенка – это полная чаша (на столе стоит чаша).
Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?).
-У каждого из вас и у меня есть сердечки, поместите их в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.
Родители помещают сердечко в чашу
-Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
-Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, здоровыми, заботливыми…
-Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других-жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…
Задумаемся над словами Л.Н.Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитать детей, не воспитывая себя!»
Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнем его и бросим в «чашу пороков». Итак, мы избавились от своих пороков, и нам стало легче, и свободнее на душе.
6.Упражнение «Психологическая зарядка».
Родителям предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с данными высказываниями:
Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” — похлопайте в ладоши.
Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка является лишение удовольствия – кивните головой.
Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете — дотроньтесь до кончика носа.
Если вы считаете себя хорошим родителем — постучите кулачком в грудь.
Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком — моргните правым глазом.
Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.
Если вы считаете, что в воспитании детей главное — пример взрослых — улыбнитесь.
Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье — погладьте себя по голове.
Обсуждение с родителями.
7. Рефлексия.
-Давайте подведем итоги нашей встречи.
-Сегодня мы с вами разговаривали на тему «Способы разрешения конфликтов в семье». Как вы считаете, бывают ли, не разрешаемые конфликты?
-Что можно и нужно сделать для того, чтобы конфликты в семье не происходили, или если и происходили, то мы находили бы решение?
Обсуждение, ответы родителей.
В завершении звучит лирическая песня : «Берегите своих детей».
8. Чаепитие с детьми. В завершении информационной встречи родителям и детям можно предложить чаепитие, где они могут обменяться впечатлениями, поделиться эмоциями и пожелать друг другу позитивного настроения.
Приложение №1.
ПЛАН
Проведения информационной встречи с кровными семьями сельских поселений
«Село Хурба», «Поселок Молодежный».
Дата проведения: 01 апреля 2017 года
Время проведения: 13.00-14.30
Место проведения: КГКУ Детский Дом 20, с. Хурба, ул. Молодежная 2.
Холл2.
Сопровождение участников информационной встречи до места работы секции
по прибытию
педагог-психолог
службы по профилактике социального сиротства
Музыкальный зал,
художественная мастерская «Мастерица»
Секция кровных родителей
3.
Открытие информационной встречи
13.00-13.05
руководитель службы
Музыкальный зал
4.
Знакомство-тренинг с помощью метафорических карт.
Мои ожидания.
Раздача буклетов.
13.05 – 13.15
социальный педагог службы по профилактике социального сиротства
5
Просмотр социального видеоролика: «Перед ссорой»
13.15-13.25
социальный педагог службы по профилактике социального сиротства
6.
Ролевая игра «Сглаживание Конфликтов»
13.25- 13.40
социальный педагог службы по профилактике социального сиротства;
педагог-психолог службы по профилактике социального сиротства
7.
Упражнение « Если бы…, я стал бы…»
13.40 – 13.50
педагог-психолог службы по профилактике социального сиротства
8.
Тренинг«Границы семейных отношений»
13.50-14.00
педагог-психолог службы по профилактике социального сиротства
9.
Упражнение «Психологическая зарядка»
14.00-14.05
педагог-психолог
службы по профилактике социального сиротства
Секция детей
10
Мастер класс «Весенние фантазии»
13.00-14.00
инструктор по труду КГКУ Детский Дом 20
Кабинет «Мастерица»
2 этаж
11.
Подведение итогов информационной встречи с кровными семьями сельских поселений
«Село Хурба», «Поселок Молодежный».
14.05- 14.15
руководитель службы по профилактике социального сиротства
12.
Чаепитие.
Просмотр видеоклипа: «Берегите своих детей»
14.15-14.30
Во время чаепития родителям предлагается пожелать своему ребенку самого лучшего в виде надписи на заготовленных сердцах и опустить в «Чашу добра» и избавиться от своих пороков, сделав соответствующую надпись на бумаге и поместить ее в «чашу избавления»
13.
Фотографирование участников информационной встречи
В течение работы секций
системный администратор
Приложение № 2.
Регистрация участников информационной встречи
Знакомство-тренинг с помощью метафорических карт
Ролевая игра «Сглаживание семейных конфликтов»
Изготовление аппликации «Пасхальное яйцо»
Арт-терапия «Красивый рисунок»