Есть ли семья: Стало интересно. А есть ли семьи, где… – а есть ли семья?

Содержание

БУДЕТ ЛИ СЕМЬЯ В ХХI ВЕКЕ? – Огонек № 43 (4578) от 01.11.1998

Фото 1

У молодого экономиста Сергея Иванова все отлично. Карьера, друзья, деньги — все есть. Есть у него и любимая семья: красавица-жена и семилетний сын Артем. У них замечательные отношения, только скучают друг по другу. Не видятся иногда месяца по четыре. Сергей живет в Москве, а жена с ребенком уже лет пять как на Белом море.

Когда Артему было два года, врачи обнаружили у мальчика туберкулез и порекомендовали поселить ребенка в сосновом лесу. Мать засуетилась и быстро нашла подходящий вариант — вымирающая деревенька на Белом море с возможностью подработать учителем. Начала собирать вещи. Сергей долго раздумывал, что ему дороже: здоровье сына или нормальная работа в нормальном городе. В конце концов, все знают: для мужика важнее карьера, а с детьми пусть жена титькается.

На ее настойчивые вопросы он отнекивался, отмахивался и просто не отвечал. Тянул как мог, и, наконец, дождался. Пришел с работы, а дома, вместо семьи, — клочок бумажки с адреском.

Предположить такую ситуацию было ужасно легко, но перекосило его от обиды жутко. Сергей начал курить блоками, практически перестал спать и дома один находиться не мог. Пытался завести роман, но девушки доводили его до бешенства — все не такие. Про карьеру Сергей забыл и на работу ходил только затем, чтобы рассеяться. Волосы на себе не рвал, но плакать случалось. Он понял вдруг, как обожает жену и сына. И решил срочно что-нибудь сделать. Взял отпуск и поехал на Белое море…

Фото 2

Ненавистная природа и простоватые крестьяне добрых чувств у него не вызвали. Появился-то Сергей у жены обиженным ребенком, но через пару дней опять превратился в оскорбленного мужа. Обозвал жену дурой — за бодрость и активность. Холодно с нею расстался, испросив разрешения изредка навещать Артема, и вернулся в Москву работать. Но через неделю на него вновь снизошло озарение: не достоин он своей семьи, раз испугался ответственности за близких. И снова рванул на Белое море.

После долгих объяснений и прощений все, вроде бы, у них наладилось. Сергей даже решил остаться, но профессия экономиста на Белом море была ни к чему, да и денег приличных заработать там не было возможности. Пришлось возвращаться в Москву.

Он работал как вол, чтобы чаще ездить к семье. И дела его постепенно пошли в гору. Отношения с женой и ребенком тоже наладились. Стали крепче как-то и утонченнее. Интересно, что им вдруг открылась бездна приятнейших семейных развлечений: прогулки по побережью, походы за ягодами, путешествия на байдарках, домашние спектакли на английском и много всякой всячины.

Через полгодика Сергею пришло в голову, что жить редкими встречами гораздо приятнее, чем так, как было у них раньше, как у всех. Бытовуха не давит — раз, не борешься за место хозяина в доме — два, добрые чувства друг к другу обостряются и утончаются — три. И, наконец, возвращается к тебе забытая было любовь и каждое общение — праздник. Хотел сказать это жене, а она сама выдала ему практически то же самое.

 

Харатьян

Дмитрий ХАРАТЬЯН:

Альтернативные формы семьи, когда люди встречаются на время, а живут отдельно, меньший грех, чем если бы люди жили вместе и мешали друг другу, превращая жизнь в рутину. Сам дух нашего времени подразумевает свободные союзы.
Я лично придерживаюсь мнения, что семья в традиционном смысле слова — лучше всего. Не только сейчас, но еще в советские времена постоянно говорили, что семьи распадаются, увеличивается количество разводов. Но нельзя подходить к такому вопросу с позиции сухих цифр и процентов. Есть еще такие понятия, как любовь, взаимопонимание.

Вот и живут они пять лет, как говорят соседки, «не по-людски». А, судя по мужику, люди нормальные и семья счастливая. Видимо, приятное исключение из правила, решила я. Но вот недавно включаю телевизор, и в одном из ток-шоу вижу странную троицу — родителей и дочку. Автослесарь-отец — любитель вечеринок, коллег и бутылки. Мать — не любитель всего этого и домашнего хозяйства в придачу, эконом и надзиратель, типа налогового инспектора. Дочка — юная красавица. Ну ничего у них общего, и жить им вместе, что волку, рыси и курочке в одном доме. Решили разойтись — не получилось: вдруг выяснилось — любят они друг друга! И расставание для них мучительно. Тогда придумали они себе сами то же самое, что получилось у Сергея Иванова — «встречающуюся семью». Мать живет с дочерью, отец один. И вместе проводят ровно столько времени, чтобы общение было в радость.

Далее в телевизоре общественность в лице зрительского зала осудила родителей за разрушение семьи — ругали по очереди женщину и мужчину. Кто-то посоветовал все начать сначала, то есть повторять ежедневную ругань. Зал не понял, что разрушилась только внешняя форма семьи, а отношения из соседско-коммунальских превратились именно в семейные.

И это еще не все! Тщательно оглядевшись, я обнаружила, что знаю уже четыре семьи, живущие таким вот встречающимся браком. Между прочим, среди них весьма известные стране люди…

* * *

За последние лет десять мы начали по-другому воспринимать мир, немного иначе живем. Естественно, отношения в семье тоже деформируются. То, что, не расписываясь, люди живут вместе и называют себя мужем и женой, стало не удивительно для самого захолустного местечка. То, что у мужчины есть две семьи, вызывает неприятие, но не шокирует. Две знакомые мне парочки, давно живущие одной семьей, стали привычны всем своим друзьям. Подобные формы семьи пока считаются исключением. Но не то ли это исключение, которое подтверждает правило? Что происходит с семьей в современном обществе?

Две трети браков в России распадаются менее, чем за два года. По данным Госкомстата за 1997 год, смертность превышает рождаемость на 1,6% в 63 регионах России. В Европе ситуация еще хуже: если, скажем, в Испании на одну женщину приходится 1,15 ребенка, то в России все ж таки 1,23. По прогнозам демографов, эта цифра к 2000 году у

«Как понять, что ты готов завести семью?» – Яндекс.Кью

Скорее всего, таким вопросом всерьез будет задаваться человек, который не ощущает полную уверенность в своей готовности создать семью, ловит себя на сомнении, относительно этого вопроса. Неуверенность в готовности заводить семью может складываться из-за ощущения страха перед таким решением. С чем может быть связан этот страх? Для ответа на этот вопрос, мы бы предложили человеку подумать – в чем заключается для него ценность оставаться одним? А если точнее – какую важную для себя ценность он защищает, не заводя семью? Или же – какая важная для него ценность может оказаться под угрозой, прими он решение завести семью? Ответы могут быть здесь самыми разными, и главным является понять – 1) почему эта ценность так важна для вас, 2) почему, на ваш взгляд, она будет находиться под угрозой при создании семьи, 3) действительно ли это так?

В первую очередь стоит предположить, что человек, сомневающийся заводить семью, может бояться потерять некоторую свободу, которая является для него крайне ценной. Такой страх можно переформулировать в боязнь «перестать быть собой», заведя семью (например превратиться в стереотипного «мужа» или «жену»), то есть человек может защищать важную для него ценность «быть собой», «не растворяться в другом человеке».

Действительно, семейные психологи в голос утверждают, что решение перейти к стадии «диады» от стадии «монады», то есть решение о создании семьи (изначально как пары), стоит принимать только после того, как партнеры полностью разобрались «сами в себе», четко определили для себя кем они являются, чего хотят в жизни, то есть приобрели такую аутентичность, которую они не будут бояться потерять в серьезных отношениях. Для такой цели семейные психологи советуют перед созданием пары некоторое время каждому человеку пожить совсем одному, для того чтобы точно понять кто он, чего он хочет (к сожалению, в постсоветских реалиях это бывает сделать далеко не всегда просто). Именно пожив отдельно, самостоятельно, человек может с полной уверенностью почувствовать, ответить на вопросы про себя, начиная от простых (например, что он действительно больше хочет есть на завтрак яичницу или кашу), заканчивая сложными – какого человека он хотел бы видеть рядом и хотел бы вообще.

Мы можем предположить, что страха заводить семью не возникает тогда, когда человек не ощущает, что в союзе с партнером он может что-то потерять, какую-то свою личную ценность. В первую очередь тогда, когда человек ощущает себя «самим собой» в независимости от того, находится ли он в отношениях или один. А для этого должна быть проведена длительная и серьезная работа: она начинает с ответов на вопрос «кто я» и заканчивается в утверждении и принятии этого я.

В вопросе о страхе потерять что-то в семейных отношениях необходимо быть честными. Действительно, в серьезных отношениях мы не только создаем и приобретаем что-то новое, но и все же теряем часть той свободы, которая есть у человека без пары. Семейный человек действительно приобретает больше ответственности и в то же время передает часть ответственности за себя другому, это бывает крайне сложно. Не стоит забывать обо всех этих моментах, ведь семейные отношения складываются не только из положительных сторон. Стоит откровенно ответить себе на вопросы, что важнее для меня сейчас – завести семью или быть независимым ни от кого. И на такой вопрос нет правильного ответа, важно лишь почувствовать, как именно вы ощущаете себя в этой

конкретной ситуации: в какие-то моменты жизни нам важнее быть одним, а в другие мы уже не хотим оставаться одни, а стремимся идти по этой жизни за руку с партнером.

Конечно же, отвечая на вопрос «когда стоит заводить семью», нужно не забывать самый простой ответ – тогда, когда вам этого хочется. Мы имеем ввиду искреннее, исходящее изнутри желание создать пару, серьезные отношение. Желание исходящее от вас самих, а не от социальных институтов, родителей и даже партнеров. Такие слова кажутся очевидными, но на самом деле часто забываются.

Мы можем предположить, что даже достигнув определенного социально одобряемого возраста для вступления в брак (например 35 лет) мужчина или женщина, создавшие серьезные отношения без настоящего желания, а в связи с тем, что «так надо» не смогут построить действительно ценные и глубокие отношения, устаивающие обоих (мы имеем ввиду именно желание завести семью, а не страстную любовь). Хотя конечно же, можно найти и опровергающие это предположение примеры.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что заводить семью стоит, если 1) вы действительно этого хотите, 2) вы не боитесь потерять при создании семьи какую-то важную именно для вас ценность, 3) вы хорошо понимаете кто вы и не боитесь потерять себя, свою свободу в этих отношениях.

Напоследок стоит сказать, что даже у людей сильно желающих создать семью чаще всего будут иметься какие-то страхи или неуверенности относительно этого вопроса. В таком случае мы бы порекомендовали откровенно обсудить эти переживания с вашим партнером: возможно одного разговора хватит, чтобы вам стало легче, а возможно, что вы имеете очень похожие опасения и вместе вам будет легче с ними справляться.

виды, важно ли оно работодателю

Семейное положение — это статус человека по отношению к семье, указывающий на то, с кем он проживает, ведет ли совместное хозяйство и есть ли у него дети. Указывать семейное положение просят посольства при рассмотрении вопроса о выдаче визы и работодатели, анализируя достоинства и недостатки претендента на ту или иную должность. Расскажем подробнее о том, что такое семейное положение и как его видит работодатель.

Фото: pixabay.com

Семейное положение: виды

Указывая семейное положение в анкете, потенциальный претендент на должность задумывается, как его правильно описать. Если он находится в официальном браке, который зарегистрирован в органах ЗАГС, проблем нет. Но если человек живет в браке гражданском или находится в романтических отношениях, одинок или завершил бракоразводный процесс, у него возникают вопросы, как верно указать семейное положение в резюме, чтобы потенциальный работодатель не счел это обманом.

Специалисты по найму персонала выделяют два типа семейного положения:

  1. Официальное, признаваемое государством и закреплённое в законодательстве.
  2. Неофициальное, применяемое для более полного описания семейного статуса и ролей, выполняемых человеком.

С точки зрения законодательства человек может обладать одним из двух статусов: женат (если мужчина), замужем (если женщина) и не женат/не замужем.

Все остальные способы охарактеризовать семейное положение считаются неофициальными. Так, с точки зрения законодательства, нет различий в статусе разведенного и того, кто никогда не вступал в брак. И тот, и другой формально не женаты. Точно так же вдова или вдовец будут иметь статус «не замужем/не женат».

Для характеристики нюансов существуют описания семейного положения, которые называются неформальными. Например, если мужчина разведен, формально его семейное положение описывается как не женатый. Но в том случае, если после развода у него остались несовершеннолетние дети, на содержание которых он выплачивает алименты, это может быть важным уточнением при приеме на работу, принятии решения о выдаче визы, кредита и в ряде других случаев. Поэтому распространенной является практика, при которой в анкетах в разделе «Семейное положение» требуется указать именно неофициальный семейный статус.

В ряде случаев графа предусматривает варианты, из которых нужно выбрать соответствующий и подчеркнуть. При отсутствии вариантов или самостоятельном составлении резюме специалисты по персоналу рекомендуют указывать один из статусов:

  • Холост либо не женат.

Если претендент на должность ранее не состоял в законном и документально оформленном браке и на момент заполнения документа у него нет официально выданного документа о заключении брака, мужчинам следует писать «не женат», женщинам «не замужем». Мужчинам также следует учесть нюанс описания семейного положения. Специалисты советуют претендентам до 30 лет указывать в документах статус «холост», а если соискателям после 30–ти — «не женат».

  • В разводе или разведен.

Если человек на момент заполнения анкеты или составления резюме не связан узами брака, но был официально женат в прошлом, следует указать «разведен» (мужчинам) или «разведена» (женщинам). Специалисты рекомендуют обратить внимание на особенности субъективного восприятия статуса на письме. Так, формулировка «разведен/разведена» указывает на завершенность процесса, а «в разводе» на то, что процесс продолжается в момент заполнения документа.

Фото: pixabay.com

  • Женат либо в гражданском браке.

Статус отношений «женаты» свидетельствует о том, что люди состоят в законных отношениях. Иными словами, брак оформлен в органах регистрации актов гражданских состояний.

Если мужчина и женщина живут вместе и ведут общее хозяйство, но официально не оформили отношения в ЗАГСе, рекомендуется указывать: в гражданском браке.

В законодательстве ряда стран официальный и гражданский браки считаются признанными видами сожительства и при разводе или признании отцовства процедура происходит в соответствии с одними статьями семейного законодательства.

В законодательстве Казахстана нет термина «гражданский брак», и юристы обозначают его как «фактические брачные отношения», что усложняет процедуру раздела имущества при расставании.

  • Вдова или вдовец.

Если мужчина или женщина в прошлом состояли в официально оформленных отношениях и партнер по различным причинам скончался, следует указывать статус «вдова/вдовец».

Некоторые специалисты советуют соискателям описывать семейное положение в одном из трех вариантов: женат (замужем), не женат (не замужем), вдовец (вдова).

Важным дополнением к данным о семейном положении, которое, как правило, просят указать работодатели, это наличие или отсутствие детей. С точки зрения закона, данные о детях не могут быть формальным поводом отказа в приеме на работу.

Специалисты по персоналу советуют указывать информацию о детях, используя как образец следующие формулировки:

  1. Детей нет.
  2. При наличии детей стоит указать, что они не станут препятствием для выполнения служебных обязанностей, написав: «ребенок находится на попечении у родственников», его «воспитывает супруг», «ребенок взрослый и самостоятельный».

Большинство специалистов рекомендуют придерживаться официального описания семейного положения, если работодатель не настаивает на уточнении деталей. Поэтому указание о наличии отношений или гражданского брака, вдовства, детей стоит опустить. При необходимости специалист по персоналу задаст уточняющие вопросы.

Фото: pixabay.com

Читайте также: Как устроиться на работу без опыта и образования

Семейное положение: что хочет знать работодатель

Семейное положение — это косвенный показатель, по которому работодатель оценивает потенциального сотрудника. На сегодняшний день нет научно обоснованных исследований, которые бы дали однозначный и четкий ответ на вопрос, какое семейное положение дает преимущество во время приема на работу.

Существует предположение, что, поскольку официальный брак предполагает наличие обязательств, работодатели рассматривают женатых соискателей как более благонадежных. Раз они связали себя узами брака, то способны выстроить длительные отношения с компанией и при наличии постоянной работы не будут искать других вариантов.

Согласно проведенным опросам специалистов по персоналу, женатые сотрудники обладают такими преимуществами перед холостыми:

  1. Они готовы много и упорно работать, поскольку им нужно содержать семью, выплачивать кредиты и платить за обучение детей.
  2. Они дорожат рабочим местом и поэтому серьезно относятся к работе.
  3. Они более солидны и способны лучше выстроить отношения с коллегами. Поскольку брак предполагает множество компромиссов, женатые сотрудники менее конфликтны.

Однако женатые сотрудники с меньшим удовольствием будут работать сверхурочно и на выходных, поскольку им необходимо проводить время с семьей. По этой же причине они более разборчивы в выборе времени отпуска.

Также известно, что компании нормально относятся к талантливым молодым работникам, которым не исполнилось 30 лет и при этом они холосты.

Фото: pixabay.com

Подмечено, что компании-стартапы отдают предпочтение холостякам. Причем у холостых мужчин есть явное преимущество перед незамужними женщинами. Среди достоинств холостяков:

  • желание сделать карьеру, готовность к командировкам и ненормированному рабочему дню;
  • способность выполнять сложные проекты и работать по выходным.

В то же время у работодателя может возникнуть подозрение, что у холостого претендента после 30 лет есть проблемы с общением, раз он не смог построить стабильные отношения. К тому же холостяки плохо подходят для размеренной и монотонной работы.

Интересно, что если отсутствие семьи у претендента-мужчины рассматривается многими работодателями как показатель того, что потенциальный сотрудник способен много работать, то отсутствие штампа в паспорте у женщины может быть воспринято как то, что она находится в активном поиске, будет уделять внимание устройству личной жизни больше, чем работе. А если женщина не замужем после 35 лет, вероятно, у нее скверный характер.

При этом положение: замужем также может быть расценено как минус претендентки. Если она еще не родила детей, то есть вероятность, что забеременеет, а работодателю придется искать ей замену и оплачивать декретный отпуск. Наличие же маленьких детей может отпугнуть работодателя, поскольку они нуждаются в уходе, а это чревато частыми больничными и отгулами сотрудницы.

Среди специалистов по персоналу существует шутка, что идеальной сотрудницей является молодая разведенная женщина со взрослым ребенком. Она разочарована в мужчинах и не стремится к новому браку. При этом до пенсии ей далеко, а взрослый ребенок не будет отвлекать от работы.

Однако семейное положение не является ключевым фактором при принятии решения о найме сотрудника. Гораздо важнее его профессиональные навыки и личные качества.

Фото: pixabay.com

Существуют принятые стандарты указания семейного статуса, которых стоит придерживаться. Оно может рассказать работодателю о том, готов ли работник к длительным трудовым отношениям, работать сверхурочно, выполнять сложные проекты и многое другое.

Читайте также: Как составить резюме для приема на работу

Члены семьи в семейном праве. Кто входит в состав семьи по Семейному кодексу

В состав членов семьи по Семейному кодексу включены супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные

В законодательстве существуют специальные нормы для лиц, являющихся или признанных членами семьи. Поэтому важно знать, кто входит в состав семьи по Семейному кодексу с юридической точки зрения. В статье расскажем о понятии «члены семьи» в семейном праве, ответим на часто задаваемые вопросы по данной теме.

 

 

Члены семьи по законодательству

Следует различать понятия «члены семьи» и «близкие родственники» (в последнем случае важна степень родства), а также понятие «взаимозависимые лица». Отметим, что по Жилищному кодексу (при определении членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов семьи собственника жилого помещения), закону «О статусе военнослужащих», Семейному кодексу членами семьи могут признаваться разные лица.

Необходимость узнать, кто относится к членам семьи по семейному законодательству, может возникнуть, например, при дарении между близкими людьми. Дело в том, что от налогообложения освобождаются доходы в виде недвижимости (дома, квартиры и т.д.), автомобилей при дарении между близкими родственниками и членами семьи согласно Семейному кодексу РФ (при дарении денег между физическими лицами обязанность заплатить налог не возникает независимо от того являются ли даритель и одаряемый членами семьи и (или) близкими родственниками).

 

Члены семьи по Семейному кодексу

Выясним, кто входит в состав семьи по Семейному кодексу. Список лиц, которые являются членами семьи, дается в статье 2 СК РФ, посвященной отношениям, регулируемым семейным законодательством.

Членами семьи являются:

  • супруги,
  • родители и дети (усыновители и усыновленные).

 

Признание членом семьи в семейном праве

Даже если близкий человек не входит в список членов семьи по Семейному кодексу, есть возможность признать его таковым в судебном порядке. Системное толкование положений Семейного кодекса РФ позволяет включить в понятие члена семьи лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Признание гражданина членом семьи возможно судом в порядке особого производства.

Так, если даритель и одаряемый (например, мачеха и падчерица) признаются судом членами семьи, доход в виде подаренного недвижимого имущества освобождается от налогообложения (Письмо Минфина от 29 мая 2013 г. N 03-04-05/19591).

В состав членов семьи по Семейному кодексу включены супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные

В состав членов семьи по Семейному кодексу включены супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные

Ответим на вопросы, которые часто задаются по поводу состава семьи согласно Семейному кодексу.

 

Является ли бабушка членом семьи в семейном праве

Бабушка не приходится внуку членом семьи, но относится к его близким родственникам.

 

Является ли членом семьи совершеннолетний ребенок

По Семейному кодексу ребенок признается членом семьи независимо от его возраста (Закон «О статусе военнослужащих» на вопрос «являются ли взрослые дети членами семьи» отвечает иначе)

 

 

Является ли брат членом семьи

Братья и сестры в семейном праве не приходятся друг другу членами семьи, но признаются близкими родственниками.

 

Являются ли родители членами семьи

Да, мать и отец входят в состав семьи по Семейному кодексу.

 

Считается ли бывший супруг членом семьи

Согласно семейному законодательству членами семьи признаются супруги, т.е. лица, между которыми заключен брак в органах записи актов гражданского состояния. Бывшая жена или бывший муж, а также гражданский супруг не является членом семьи.

 

Из статьи Вы узнали, кто входит в состав семьи по Семейному кодексу. Супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные признаются членами семьи в семейном праве. Однако судом в порядке особого производства возможно признание гражданина членом семьи.

 

Опубликовал:

Раленко Антон Андреевич

Москва 2019




на Ваш сайт.

Какой будет семья будущего и почему естественность традиционного брака — миф

Часто считают, что традиционность навсегда отмечена знаком качества и забетонирована в опыте поколений. Зачастую знак равенства между традиционным и хорошим ставят «по умолчанию». Но стоит вспомнить хотя бы, что насильственные браки на Кавказе — это дань традиции, и равенство перестает быть очевидным.

Еще один «железный» аргумент — это естественность, спорить с ним так же сложно, как с родительским «мама сказала», то есть почти никак. Семью принято считать естественным воплощением наших природных инстинктов.

На деле же, при любом разговоре о традиционных ценностях за скобки выносится долгая история брачных отношений — с полигамией, многоженством (реже — многомужеством), браками по расчету (а еще точнее — по воле родителей), полным бесправием женщины и другими прелестями традиционного уклада.

Любовь оказалась центральным элементом семейных отношений не так уж давно. Чего стоит высказывание Монтеня: «Удачный брак, если он вообще существует, отвергает любовь и все ей сопутствующее; он старается возместить ее дружбой».

Сейчас браки по расчету существуют, но оцениваются с презрением, а семью превозносят как союз двух любящих людей. В эпоху Монтеня брак считался надежным в той мере, в какой исключал любовь.

Привычную форму брак приобрел только в прошлом веке. Нуклеарная семья: гетеросексуальная пара с одним или двумя детьми — феномен XX столетия.

Гетеросексуальные отношения всегда выстраивались вокруг социальных институтов, связанных с деторождением — продолжения рода, наследования, передачи собственности. Как часть социального порядка брак был основан скорее на рациональном расчете, исключая такой анархический по своей природе элемент, как любовь. Основная цель семьи в такой ситуации — поддержание социального порядка и демографической политики государства. Автономия чувств идет вразрез с его интересами.

В негосударственных обществах люди живут в сложных родоплеменных структурах, далеких от всем привычной моногамной семьи. Парные отношения, которые мыслятся западной культурой еще от Адама и Евы, долго не были нормой, а формы брака всегда различались между культурами.

Многоженство встречалось в Древнем Египте, Месопотамии, Иране и Индии, а в мусульманской культуре сохраняется и по сей день. Полиандрия — то есть многомужество — хоть и значительно реже, но все же имела место. Например, в индуистских и буддистских общинах в Гималаях несколько братьев традиционно женились на одной невесте. Обычай служил чисто практическим целям: он позволял братьям сохранить унаследованную землю, а не дробить ее между всеми родственниками на крошечные части. Традиция просуществовала вплоть до XX века и сошла на нет только, когда экономика позволила от нее отказаться.

В Ветхом Завете не единожды встречаются упоминания этого явления. У царя Соломона было 700 жен и еще 300 наложниц. Послужной список царя Давида получился не столь внушительным: с точностью он включает 18 женщин разного статуса — жен и наложниц. Исключением не стали и праотцы еврейского народа Авраам и Иаков — оба они были многоженцами. В Библии прописан и принцип левирата — он делает многоженство обязательным для тех, чей брат оставил вдову без наследника.

В Древней Греции многоженство считалось недостойным варварским обычаем, но «поход налево» оставался абсолютно легитимной практикой. Законный брак служил сугубо продолжению рода.

Одновременно открыто существовала культура блудниц-гетер. Она не была простым аналогом проституции. Жены не имели права голоса и во всем подчинялись мужу. Статус же гетеры давал женщине независимость и свою порцию «паблисити».

Гомосексуальность для греков была нормой, если не сказать институциональной практикой. Она носила педагогический характер: эротические отношения зрелого мужчины были допустимы только с юношей, зачастую — его учеником. Бисексуальность была нормой и в Риме.

Ужесточение семейного кодекса приходит на смену удовольствиям уже в эпоху Средневековья. Деторождение оказывается в центре сексуальной политики церкви. Cемейные отношения целиком и полностью подчиняются демографическим запросам. Аборты приравнивались к убийству, а прерванный половой акт считается страшным грехом. Этот запрет восходит еще к библейскому эпизоду, связанному с Онаном. Обычно его интерпретируют как недопустимость мастурбации, хотя речь здесь идет, на самом деле, об отказе исполнить обычай левирата.

«И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его».

Отношения начинают строиться вокруг акта деторождения. Удовольствие же становится случайным бонусом, а то и совсем исключается из семьи.

«Современный» тип государства и города появляется в Средневековье. Тело, по мнению медиевиста Жака Ле Гоффа, становится центральной метафорой его институтов. Оно же, как описывал Мишель Фуко, «подчиняется отношениям власти» Тело вписывают в политику и контролируют в государственных целях.

Этот контроль — не только наказания, но и «инвестиции» в жизнь и рождаемость. Места любви в этой схеме немного, а семья в ней служит утилитарным целям. Зачатие считалось единственной целью секса. Даже в рамках законного брака «слишком пылкая любовь к жене» оставалась «прелюбодеянием», как утверждали церковники.

Узы брака должны были стать стоп-сигналом для желания — прежде всего, желания женщины. То, что негласно позволялось мужчинам, для женщины лежало в зоне табу, прежде всего, из-за ее репродуктивной функции. Только во второй половине ХХ века внимание смещается с рождения детей на отношения внутри пары.

К тому же долгое время брак оставался скорее дипломатическим решением: его заключали, чтобы установить связи, выгодные для семей жениха и невесты — заключить перемирие или стратегический союз, поправить дела поиздержавшегося рода или завладеть новым имуществом. Мезальянсы не были допустимы, а с мнением брачующихся — особенно невесты — мало кто считался. Если мужчина мог жениться по любви, то женщина оказывалась в куда более уязвимом положении: и юридически, и материально она зависела сначала от отца, а затем — от мужа.

Например, американки не могли владеть собственностью до середины XIX века: даже доходы работающей женщины целиком принадлежали ее мужу.

Акт «передачи» девушки из отцовского дома в мужнин мало чем отличался от культуры обмена женщинами в первобытных племенах. Как заметил антрополог Клод Леви-Стросс, брак выступал способом установить дипломатические связи между ними. Женщина в этой схеме была фигурой обмена. Любовь начала проникать в брак с конца XVIII века. Англия сделала поворот в сторону супружеской любви в эпоху королевы Виктории.

Впрочем, брак по любви еще долгое время оставался в статусе work-in-progress: даже не находя «свою половинку», женщина была вынуждена выйти замуж. К тому ее подталкивало общественное мнение и отсутствие равных с мужчиной прав: она неминуемо нуждалась в покровительстве, по крайней мере до тех пор, как женщины не обрели свой голос в движении суфражизма.

Привычная всем модель: мужчина-добытчик, женщина-домохозяйка и несколько детишек — это и есть нуклеарная семья, которую обычно называют традиционной. Но семья, как и любой социальный институт, не замирает во времени и пространстве — скорее, наоборот, она изменяется вместе с обществом и зависит, прежде всего, от экономики. Нуклеарная модель стала порождением индустриальной эпохи. Для эпохи доиндустриальной были характерны большие семьи: люди жили на земле, а для ее обработки требовалось много рук. Индустриальный переход со всеми вытекающими — развитием городов, заводов и фабрик — требовал от людей большей мобильности. Постепенно они перебираются в город, где их ждет ускоренный ритм жизни, фордовский конвейер и «малогабаритки» вместо родных гектаров земли. Неминуемо меняется и структура семьи: молодые пары отделяются от родителей и ограничиваются несколькими детьми, разные поколения перестают жить вместе, семья становится меньше.

За идиллическим фасадом 50-х скрывалась непривлекательная изнанка: «синдром домохозяйки» — депрессии и нервные срывы женщин, буквально запертых в «золотой клетке», — был повсеместным.

Впрочем, пытаться вернуться к этой модели можно примерно с тем же успехом, как уговаривать пересесть с автомобиля на конного извозчика. То есть можно сколь угодно говорить об экологичности этого способа передвижения, но прогресс остановить невозможно, как и повернуть время вспять.

Это еще не значит, что по семье пора петь панихиду: индустриальная эпоха не искоренила большие семьи, но они перестали быть повсеместной нормой. Эпоха с приставкой «пост» породила огромное пространство выборов: нуклеарная модель может быть лишь одним из них, но не всеобщей универсалией. Чтобы вернуть ей доминирующую роль, пришлось бы заморозить развитие человечества. Семья нуклеарного типа была идеальным решением для массового и централизованного общества.

По мере распада традиционного уклада общество все больше атомизируется. Там, где есть индивидуальность и свобода передвижения, появляется и разнообразие — единая для всех норма утрачивает свою силу.

Семья перестает быть экономической единицей выживания. Если еще полстолетия назад она была насущной необходимостью: например, французские женщины получили право работать без разрешения мужа только в 1965 году, да и ведение быта в одиночку было затруднительным до изобретения мультиварки и стиральной машины, — сейчас практическая компонента брака все больше отпадает. Люди могут жить поодиночке.

Со второй половины ХХ века семья перестает быть детоцентричной: фокус внимания смещается с детей на отношения между партнерами.

Бейби-бум послевоенных 50-х годов породил безусловную ценность ребенка: даже испытав серьезный кризис отношений, родители не разводились ради детей, ради них же могли отказаться от карьеры. Студенческие бунты 1968-го и сексуальная революция, эпоха эклектики и распада старого социального порядка — это и кризис буржуазной семьи.

Индивидуализация значит, что человек уже не готов жертвовать собой — карьерой, успехом и даже сиюминутным удовольствием — ради запросов социума или государства.

По мнению психолога Дэвида Элкинда, семья становится взрослоцентричной: родители готовы переехать в другой город ради карьеры, пусть даже для детей это — не самая комфортная ситуация, а могут и просто развестись — воспитать ребенка в одиночку становится экономически возможным. К тому же развитие контрацепции породило и культуру чайлдфри.

Решение обменяться кольцами становится все более свободным выбором. Мы можем оставаться одиночками или находить партнеров — одного избранника или оставить отношения открытыми.

Обратной стороной медали становится тирания выбора: бесконечная тревога о правильности наших решений.

Романтическая жизнь XXI века — это по большей части серийная моногамия: периодическая смена партнеров вместо одного брака на всю жизнь. Сталкиваясь с бесконечным выбором: от сортов сыра на полке универмага до эмоциональных привязанностей — мы старательно пытаемся найти лучшее.

Психоаналитики отмечают неспособность современных людей к длительным любовным отношениям. Кажется, в атомизированном мире защитные механизмы невротиков и страх перед близостью перешли на все общество в целом. Какие перемены к этому привели, а главное — что за этим стоит?

«Культура окончательно превратилась в нарциссическую, куда менее озабоченную любовью и желанием, а куда более — поиском быстрого удовлетворения», как об этом пишет психоаналитик Рената Салецл. Или мы научились мыслить настолько рационально, что отвергаем миф о «единственном и неповторимом»? Но факт остается фактом — романтические отношения меняют свой формат, а люди все меньше спешат скрепить себя узами брака, как не стремятся и завладеть имуществом или обрести стабильность.

«Отсутствие обязательств — новая волна в отношениях», — характеризует современность Салецл. Причина тому — смещение возрастных границ.

Вопрос «кем я стану, когда вырасту» перестает быть стыдным даже в тридцать лет.

Традиционнов взросление было отмечено освоением главных социальных ролей: работника, супруга и родителя. Миллениалы же тратят намного больше времени на учебу, поиски себя и выбор партнера. Это реакция на новую реальность: перед нами слишком много способов проживать жизнь, чтобы к двадцати годам наверняка знать подходящий.

У нас есть возможность в одночасье сменить работу или место жительства (вплоть до другой страны), а запрос на новые профессии рождается с такой скоростью, что, получая образование, мы не знаем, будет ли оно актуально к моменту выдачи диплома. Человек испытывает неуверенность, а вслед за этим — откладывает важные решения. К тому же меняется и тип социализации: она все больше уходит в интернет. Виртуальные знакомства не просто подменяют реальные: исследователи замечают, что в интернете снижается и способность к эмпатии. Человек больше погружается в себя, нежели выстраивает зрелые эмоциональные контакты.

Возродить брак образца 50-х значило бы «насильственно вернуть женщину на кухню» и «запретить противозачаточные средства и исследования по половой биологии, которые способствуют независимости женщин и внебрачному сексу, что дает возможность ослабить связи семьи», как с иронией отметил социолог Элвин Тоффлер.

Для этого необходимо и снизить уровень экономического развития, чтобы люди просто не смогли выживать поодиночке. Слишком похоже на выдержку из антиутопии, чтобы быть правдой. Впрочем, именно так действует логика консервативного поворота. Мобилизация пролайферов, исключение ЛГБТ-людей из брачных отношений, «закон о пропаганде нетрадиционных семейных отношений» и проникшая в школы консервативная риторика о многодетных семьях — попытка государства отбросить общество к точке, которую оно уже прошло.

Вступая в игру против низовой модернизации — то есть устремлений самого общества, — государство обречено на провал. Чем больше государство «настаивает» на официальных браках, тем чаще люди не заключают их вообще.

По мере того, как семья отдавала свои функции другим институтам: образование — школе, заботу о здоровье — больницам, ее утилитарное значение уступало место любви. Конечно, любовь — весьма хрупкая основа для семьи, но сейчас она — пожалуй, единственное оправдание союза двух людей.

Там, где есть любовь, государству делать нечего — автономное, если не сказать, анархическое, это чувство не вписывается в государственную нормативность. То есть государство может сколько угодно препятствовать гомосексуальным бракам, но оно никогда не запретит любить, может предлагать материнский капитал и наращивать патриархальную риторику, но не заставит людей изменить свой личный вектор развития.

Какая семья заменит нуклеарную? На смену штампу в паспорте придут контракты, регулирующие имущественные отношения партнеров? Или брак сохранит себя как символический жест? Вопрос — даже не в форме партнерства, а в разнообразии вариантов.

Самое определенное, что можно предположить, — спустя время мы не найдем преобладающей модели семьи, вместо этого — множество индивидуальных траекторий. Гостевой брак как эффект ускоренного ритма жизни, индивидуализма и все большей экономической независимости от другого, моно- или полиамория, жизнь с партнером своего или противоположного пола и даже отказ от романтических отношений — палитра выборов становится шире, как и само понимание семьи. Борьба за гендерное равенство, новые ценности, стирание границ личного и рабочего пространства — все это меняет и характер наших отношений.

Никто не говорит, что семья умрет, скорее — изменится до неузнаваемости, когда в ее эпицентре останется только частное — то, что долгое время отодвигалось на периферию.

10 бонусов, которые жизнь дает тем, у кого нет братьев и сестер (И парочка разочарований)

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Семьи, в которых ребенок только один, начали активно появляться в прошлом веке. С того момента их количество постоянно увеличивается. Сегодня в Европе дети растут без братьев и сестер почти в половине семей. А государственная политика Китая привела к появлению целого поколения единственных детей. Сейчас они уже выросли, и можно делать выводы о том, как их статус в рамках семьи повлиял на их характер.

AdMe.ru постарался взвесить все плюсы и минусы большой семьи и семьи с одним ребенком.

Безраздельная любовь родителей сейчас vs. Совместная забота о родителях потом

То чувство, когда ты больше не единственный ребенок.

В детстве единственные дети в семье окружены заботой и вниманием на все 100 %. Им не нужно ни с кем делить маму и папу. В зрелом возрасте они обнаруживают, что их друзья, у которых есть братья и сестры, заботятся о пожилых родителях всей семьей: по очереди навещают их, по очереди ухаживают за ними, если это необходимо. Это имеет особое значение, если родители живут далеко или болеют. Когда ребенок один, все заботы и ответственность лягут только на его плечи.

В том числе из-за повышенной ответственности и груза одиночества такие дети оказываются более подвержены депрессивным состояниям. Однако процент этот не столь значителен: люди из больших семей также могут страдать депрессией. Это лишний раз доказывает, что гораздо важнее не количество близких людей, а качество отношений с ними.

Спокойное развитие vs. Постоянная конкуренция

«Сыграл с братом в лотерею».

Те, у кого есть братья и сестры, постоянно подвержены сравнению. Они соревнуются в том, кто лучше учится, кто более успешен в работе, кого же, в конце концов, больше любят родители. Это довольно стрессовая ситуация. Не все мамы и папы могут объяснить своим детям, что нужно не гнаться друг за другом, а проявлять индивидуальность.

У единственного ребенка в семье такой проблемы нет. Он может разв

Нужна ли современному человеку семья | Журнал «По-женски»

Он оглянулся – она посмотрела… Он лишь подумал – она догадалась…
Мы счастливы вместе всегда

Любовь, верность, семья, что значат для нас эти слова? Существует такое мнение, что современному человеку семья не нужна. А зачем она?
semia_sovremennomu_cheloveku

semia_sovremennomu_cheloveku
Нужна ли человеку семья? Покушать можно в ресторане, ну на худой конец, в столовке, да и самому не «в лом» приготовить: картошку пожарить и пельмени сварить, все умеют. К счастью есть и посудомоечные машины, и стиральные, да и девушек одиноких полно готовых приголубить и обогреть. Что говорить о мужчинах, девушки замуж тоже не торопятся. Они в состоянии себя сами обеспечить и при этом быть свободными. Зачем выходить замуж? Полная независимость, это же, так прекрасно!
Но невольно возникает вопрос: «А как же семья, дети, они же, должны в полной семье воспитываться? Не полная семья не может дать всего того, что получает ребенок, когда есть папа и мама. А как быть с любовью и счастьем быть вместе?

Для чего создаются семьи

На протяжении ни одного столетия семьи создавались не столько от любви, чувства вообще мало кем учитывались, а с целью экономического соображения. Если вспомнить литературу, то можно найти не одну тысячу примеров, когда парень или девушка любили одного, а замуж выходили или женились на других, за тех, кто богаче и выгоднее.

Мир, к счастью поменялся, и теперь выходить замуж и жениться можно на любимых, на тех, кого сам выберешь. Но почему же, молодые не спешат в Загс? Пары могут годами жить вместе без штампа в паспорте, даже детей воспитывать.
«Хорошее дело браком не назовут» – шутка? Судя по статистике не очень. Почему молодые живут гражданскими браками? Да просто потому, что так принято современным обществом, стереотип такой.

«Зачем создавать семью?» – этот вопрос задают многие молодые люди. Семью создают не зачем, а почему.
Семья это смысл жизни и создают ее, когда в сердце возникает любовь, не влюбленность, а любовь, когда хочется заботиться о любимом человеке, нести за него ответственность.
На сегодняшний день люди все чаще ищут в семье душевной радости и близости. Ищут человека, которому ты не безразличен и который откликается на твои нужды. Хочется рядом человека, которому важно твое состояние и он понимает твои эмоции.

Счастливая семья

Счастливая семья – это очаг, где восстанавливаешь силы, снимаешь напряжение, получаешь удовольствие. И самое главное, когда видишь, друг в друге свет, а значит божественность.

Верность в семье

Сторонники «свободных» браков утверждают, что физическая измена, это вовсе не измена. Но это не так, стабильные отношения не могут быть без верности. Ревность просто неизбежна, а боль и обида способны разрушить даже крепкие отношения.
Ученые утверждают, что верность это эволюционное приобретение человечества. В первобытном обществе мужчинам это чувство не было знакомо, уходя на охоту, они твердо знали, что дома у очага его ждет его женщина, которая принадлежала только ему. Если бы древние мужчины не доверяли своим женщинам, и выясняли между собой отношения, их поодиночке бы съели хищники.
Любовь и верность – это составляющая брака. В браке нужно думать не только о себе, но и о своих близких. Должно быть не «Я», а «Мы» и минуты расставания, казались вечностью.

Счастлив тот, кто у себя дома

«Счастлив тот, кто у себя дома!» – сказал Лев Толстой. И это не пустые слова, это действительно так. Разве это ни счастье бежать домой, зная, что дома тебя ждет любимый человек. Ничто не может сравниться с чувством, что рядом есть родной, единственный человек, ради которого ты готов отдать и сердце и душу. Семья это основа жизни счастливой пары. «Мы счастливы вместе всегда!» – девиз счастливой семьи.
И как советует Екатерина Стриженова, чтобы не случилось днем, ночью должны быть вместе в одной постели – муж и жена!

Совет

Не ищите идеала и не ждите принца на белом коне, оглянитесь! Посмотрите вокруг, может быть есть тот единственный, которому вы нужны и который нужен вам. Возможно, он находится рядом, стоит только протянуть руку, и вы будете счастливы вместе и навсегда.
Два сердца бьются в унисон,
Как соловьи в ночной тиши.
И души наши тут сплелись
В единой страсти и любви.
Здесь нет обид, и горя нет,
Одна лишь нега тут живет!
И радость, счастье и любовь
Останутся во век.

Посмотрите еще по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *