Зло и добро в человеке: Человек несёт в себе и добро и зло — Истина времени – Добро и зло в человеке, добро и зло в самом человеке

Человек несёт в себе и добро и зло — Истина времени

Здравия всем, друзья.

Эту статью я хочу начать со стихотворения:

Кто Человек?.. Зачем?.. И почему?..
Вместивший Истину, несущий Свет и Тьму?..
Кто Человек?.. Ведь Мирозданье — только часть.
Над ним у Человека Истинная власть.
Ни Свет, ни Тьма не властны над Твореньем…
И в Человеке пребывают под большим сомненьем.
Ведь все, что есть от века и да века,
Лишь капелькой струится в сердце Человека.
Ты необъятен Человек, неисчерпаем,
Ни Бесконечностью, ни Вечностью не измеряем.
Так почему ты в заблужденье пребываешь?
Не хочешь знать?.. себя на части разрываешь.
Ведь стоит к сердцу Духа обратиться,
Чтобы к себе в себя на веки возвратиться.

И не забываем, что я свои статьи пишу в режиме – «Особое мнение». Выводы свои на основе опыта жизни и размышления.

 

Добро и зло, как качества человека

 

Человек – это единственное существо, осознающее себя, несущий в себе и свет и тьму, и добро, и зло.

Далее, я размышляю. Бог – это наш Творец, который по образу и подобию сотворил человека. Стоп, выходит он и добро и зло в одном лице? Умные люди нам говорят, что нет, зло – это дьявол, а добро – это бог. Если так, то в человеке есть и добро и зло, бог и дьявол, выходит человек сильнее бога и сильнее дьявола, ибо в себе имеет и того и другого, и зло и добро?

Все учения нас учат, что есть свет и тьма, что и есть добро и зло. Нас призывают биться с тьмой, и мы бьёмся яро, но то, что было светом оборачивается тьмой большей, что была в начале.

  • Далее. Бог есть Любовь!

Есть такое утверждение. Прекрасно, мы видим, что бог есть в каждом человеке, ибо человек любить умеет, и он любит хоть что-то или кого-то, ничто на свете без любви не живёт.

Но любовь в человеке – это его качество, только качество, присуще от рождения. Выходит, что то, что мы называем богом, только качества для человека, и не только для человека, для любой формы жизни, ведь может же любить собака человека, например, или любая самка детей своих в муках рождённых.

Как любовь, бог есть везде. Во всём, но…

  • Бог – это Творец всего, что было, есть и будет.

И опять видим, что творчество – это не объект или субъект, а есть как качество в человеке. И не только в человеке, любая форма жизни на Земле творит свой дом. Гнездо и жизнь свою.

Вывод:

Бог – это качество свойственное человеку. Человек Творец и это очевидно, он не просто строит, а творит и создаёт энергией, что мы называем Творец.

 

Стать богом или дьяволом

 

angely-i-demony-sushestvuyut-li-soyuz-informatsionnyh-sushnostey.jpg

 

Именно к богу призывают нас все учения древности, как и современные духовники, то есть развить божественные качества Любви, Творца и Жизни. Стать богом, но почему? Причина понятна, в человеке есть не только божественные качества (добро и свет), но и дьявольские (зло и тьма). Поговорим об этом.

  • Дьявол – это зло, невежество и ненависть.

Разве в человеке нет этих качеств? И не только во зле, но в порыве блага (ненависть к врагу)? Но я здесь не об этом. Выходит, и дьявол не объект, не сущность, а только качества человека, как и любой другой формы жизни.

Надо понять, что такое зло. Это обратное качество бога, то есть зло – это добро с отрицательным знаком. Так и невежество, и ненависть являются только отрицательными качествами бога, его вторая сторона. Вторая сторона, зачем мы дьявола придумали тогда?

Напомню, что человек имеет и добро и зло одновременно и бог, и дьявол во плоти. Ещё раз. Бог – это свет (добро), дьявол – это тьма (зло), то кто человек, который в себе имеет… подчеркну, не является светом или тьмой, а в себе имеет, как качества его жизни.

Маленькое логическое рассуждение показывает нам, что человек выше бога и выше дьявола, ибо бог – это только свет (добро), а дьявол – это только Тьма (зло). Человек же в себе имеет и бога, и дьявола, и свет, и тьму, добро и зло.

Рассуждаем далее. Если мы уничтожим тьму, мы перестанем быть человеком, станем богом — качеством, а не индивидуальностью, мы перестанем быть самим собой, растворимся в субстанции первичной, перестанем быть.

Если мы уничтожим в себе свет, всё идентично, мы станем только дьяволом, перестанем человеком быть, перестанем быть самим собой. Неужели в этом смысл жизни человека, его страданий и невзгод? Нет, разумеется, нет.

 

Не уничтожить, а укротить добро и зло

 

u-481.jpg

 

У человека есть качества и света, и тьмы, добра и зла, которые в той или иной степени управляют нами. Наша задача эти силы не уничтожить, а укротить, заставить служить на благо жизни, что мы и делаем, по большому счёту.

Но пытаясь уничтожить тьму (зло) в себе, мы уничтожаем человека, пытаясь уничтожить свет (добро) в себе, мы опять уничтожаем человека. А если мы божественные качества (добро) и дьявольские (зло) себе служить заставим, используя, как инструменты для создания гармонии и красоты? Для этого необходимо отказаться от власти над человеком его качеств.

Человек – это тот, кто в потенциале имеет силу и дьявола, и бога, тот, кто превышает силою отца во много, много раз, как минимум в два раза в низких октавах сущего, в высокочастотных октавах превышает и бога, и дьявола в сотни тысяч, миллионы раз. Мы просто не ведаем об этом. Потому что живём под властью искусственных законах разделения.

 

Комментарии к стихотворению

 

0e5bb083c25dac0e7848fd41558e9da9.jpg

 

В самом начале я написал стихотворение, в котором полностью дал характеристику Человеку.

Стихотворение в себе несёт огромный объём информации самой Истины.

Дам небольшой комментарий.

Кто Человек?.. Зачем?.. И почему?..
Вместивший Истину, несущий Свет и Тьму?..

Что есть Истина? Истина – это и бог, и дьявол, и добро и зло и любовь и ненависть, истина – это всё, это Творец и его Творение. Человек в сознании своём имеет всё, хоть и не ведает об этом.

Кто Человек?.. Ведь Мирозданье — только часть.
Над ним у Человека Истинная власть.

Опять же, всё мироздание в сознание человека, ведь только человек может осмыслить бесконечность, значит усмотреть, представить, как часть себя.

Ни Свет, ни Тьма не властны над Твореньем…
И в Человеке пребывают под большим сомненьем.
Ведь все, что есть от века и да века,
Лишь капелькой струится в сердце Человека

Вот это следует понять, чтобы избавиться от власти зла, нужно избавиться и от власти добра.

  • Мадонна мать рукою нежной,

    Меня родивши, обняла,

    И в путь отправила безбрежный,

    Лишь подарила два крыла.

    «Иди дитя своей дорогой,

    Уроки жизни испей до дна,

    Не сей добро и зла не трогай,

    Усмотришь истину тогда».

Или – когда возлюбленный сорвал с меня одежды зла, я обрадовалась, ибо была одета в одежды добра, когда он начал срывать одежды добра, я испугалась, но он не церемонился и когда я осталась совсем голой, увидела, как же я прекрасна, поняла, что одежды добра порою больше, чем одежды зла уродовали мою сущность.

Ты необъятен Человек, неисчерпаем,
Ни Бесконечностью, ни Вечностью не измеряем.

Как может быть человек маленьким, если он мыслью обнимает бесконечность и вечность в одно мгновение собирает?

Всё есть в человеке, не только качества как добро и зло, а всё, что он помыслить может и прочувствовать в себе, как необъятность. Когда он мыслью обнимает бесконечность, как бы позиционирует себя вне бесконечности, вне Абсолюта, а чувствам воспринимает вечность, как бездну, у которой дна не существует.

Всё есть в человеке и добро и зло, и бог, и дьявол, но это только качества его, а качествами надо научиться управлять, в этом и предназначение человека, а не в том, чтобы прийти куда-нибудь не важно к богу или дьяволу, а лучше совсем избавиться от качеств, чувства появятся, наконец.

Мысль определяет качества человека, но Чувства определяют Мысли, подумаем об этом.

Пожертвования на развитие сайта

Яндекс деньги 410014073217351

Как прийти к тому, чтобы научиться управлять качествами своими я много пишу и практических статей, смотрите отделы Перекрёсток

и Ясновиденье.

До скорой встречи, друзья.

 

Добро и зло в человеке, добро и зло в самом человеке

304

Почему мы злимся? Как поступить в сложной ситуации

Философский вопрос о природе добра и зла во все времена волновал умы не только великих философов, но и простой обыватель иногда задаётся вопросом: что хорошо, а что плохо? Можно бесконечно спорить на отвлечённые темы, однако, сталкиваясь с той или иной проблемой в повседневной жизни, мы не знаем как поступить и почему мы ведём себя именно так, а не иначе. Представьте себе ситуацию: вы пришли домой, а дети разбросали свои игрушки по дому и не хотят их убирать. Классический пример, но очень показательный. Вас начинает охватывать чувство негодования, а не то и гнева: почему же никто не хочет ничего понимать и делать так, как надо. Если в этот момент или после, когда вы уже придёте в себя, задаться вопросом о природе гнева можно выделить поверхностные причины, а именно:

 А)Дети не хотят меня слушать, они не признают моего авторитета.

 Б)Я не смогла донести до них, что порядок это правильно.

Возможно, вам также будет интересна статья: Короткая сказочная история

Второй вариант происходит из-за неудовлетворённости собой. А это крайне нефилософски, если смотреть с точки зрения философии, не должно разделять поступки и события на правильные и неправильные. А значит и гнев, то есть то, что принимает за зло тоже понятие относительное. Существует такое понятие как эгоизм, знакомое всем нам, но немногих волнующие. А ведь именно это чувство и заставляет нас злиться даже на родных и близких. Когда человек принимает за «правильное» только то, что нравится ему и отвечает его требованиям, можно сказать, что он эгоистичен, то есть ограничен своей личностью. Философ старается не ограничиваться собственной личностью, которая не может вместить всего разнообразия мнений и чувств разных людей. В данном случае с детьми гнев вызывает именно то, что другие (не важно ваши дети, подчинённые или соседи) не желают принимать вашу точку зрения. Конечно, это не значит что нужно позволить детям разбрасывать игрушки и не отвечать за свои действия. В раздраженном состоянии лучше не предпринимать попыток воспитания, нудно сесть и попробовать разобрать ситуацию по-философски, следуя указанной линии мышления. Во-первых, приняв во внимание возраст ваших детей, вы вспомните себя, разве вы были идеальны? Во-вторых, психологическое состояние во время игры не предполагает рассуждений, всё происходит быстро и нет времени оглянуться. Взрослея, мы в какой-то степени утрачиваем способность находиться в таком состоянии. Наверное, размышляя так, вы уже не будете злиться, а на вашем лице появиться лёгкая улыбка от воспоминаний и понимания непосредственности и лёгкости детского возраста. Вы, конечно, слышали такое выражения мудрых людей, что прежде, чем человек обретает мудрость, он должен сам стать как ребёнок. Так стоит ли кричать на детей и травмировать их психику?

                 Добро и зло в человеке

Также философской причиной не злиться, а поискать позитивное объяснение ситуации служит не всем известный, однако очень древний и мудрый принцип: зло порождает зло. Продолжая рассматривать ту же ситуацию, можно сделать вывод, что ваша злость на детей породит ответное чувство в них, поскольку философия признает влияние мысли на нашу жизнь, мы ужаснёмся, вспомнив, сколько таких раздражённых и негативных мыслей возникают ежедневно в нашей голове.

К сожалению, современная жизнь, наполненная конкуренцией, корыстными целями и борьбой за место под солнцем заставляет человека считать, что добро — дело не благодарное. Может быть, это так, но ведь вы делаете добро не ради благодарности, но ради того, что по тому же принципу — добро порождает добро. Философы считают, что любое действие производит бесконечный ряд следствий и становится причиной страданий или радостей, пока вновь не вернётся к вам. Изучение философии по книгам мыслящих людей поможет вам обрести багаж знаний, но нужно помнить, что они останутся только багажом, если вы не станете применять их в жизни.

Злиться или искать причину зла; негодовать или попробовать посмотреть с точки зрения другого человека — выбор всегда за вами. Добро и зло в человеке.

Похожие записи:

Добро и зло — Велемудр. Мир тесен.

Добро и зло — это основополагающие понятия морали. Но несмотря на то, что много веков человечество находится под влиянием тезиса о том, что нужно творить добро и не творить зла, как одного из главных, которым нужно руководствоваться в своих деяниях, у этих понятий до сих пор нет чёткого смысла. Как и другим абстрактным, но важным, понятиям, неразумные люди не могут дать ясное определение добру и злу, не могут разобраться, как отличить хорошие поступки от плохих, не могут понять, что будет добром в конкретных условиях. В результате получается так, что многие поступки людей, декларирующих, что они служат добру, абсолютно аморальны, бессмысленны и эгоистичны. Одни активно творят зло, убедительно (в глазах большинства) прикрываясь добром, другие, наблюдая ситуацию в мире, путаются и находятся в недоумении, что является добром и злом на самом деле, потакая первым своим бездействием. В этой статье я рассмотрю, что такое добро и что такое зло с точки зрения разумного подхода.


1. Соотношение между добром и злом.

Выяснение того, что такое добро и что такое зло, начнём с выяснения соотношения между добром и злом. Как я уж писал ранее в этой статье, для эмоционально мыслящих характерно ложное представление о данном соотношении, которое приводит к принципиальным проблемам. В их представлениях добро и зло существуют как два полюса, как два отдельных независимых источника.+

Это представление близко мышлению эмоционально мыслящих, привыкших ориентироваться на свои положительные и отрицательные эмоции, привыкших вешать на всё положительные и негативные ярлыки. Однако такое представление приводит к многочисленным серьёзным проблемам. Эмоционально мыслящие зацикливаются на фиксированных антагонистических оценках вещей, что мешает им хоть сколько-нибудь адекватно воспринимать ситуацию в целом. В голове у человека возникает множество точек отсчёта, что считать добром, а что злом, в которых он путается. Путаница возникает и в представлениях всего общества. Манипулируя ярлыками, более хитрые и эгоистичные люди переворачивают всё с ног на голову, выдавая зло за добро, а добро за зло.

На самом деле более-менее мыслящие представители человечества уже давно давали правильную интерпретацию отношения добра и зла. Добро и зло неправильно рассматривать как два независимых источника, правильно рассматривать зло как отсутствие (точнее, недостаток) добра.

В представлении эмоционально мыслящего нет понимания, где точка отсчёта, позволяющая определять, что есть добро. Добро — это то, что хорошо для него? Или для кого-то другого? Если нечто хорошо для одного, а для другого плохо, где найти компромисс, и т. д. В современном обществе, в котором наблюдается всё большая вакханалия эгоизма, каждый эгоист или группа эгоистов выбирает свою, выгодную для него, точку отсчёта, относительно которой пытается давать оценку всем вещам. Понятно, что это не может быть правильным. Единственный правильный вариант — это использовать для определения, что есть добро, единственную абсолютную точку отсчёта. Эта точка отсчёта будет соответствовать пониманию добра как гармоничного состояния Вселенной, злом же (большим или меньшим) будет являться отклонение (большее или меньшее) от этого состояния.

2. Борьба со злом. Добро и лжедобро.

Зацикленность на антагонистичесих представлениях и видение добра и зла как двух отдельных источников принесло немало вреда человечеству. Считая себя служителями добра и навешивая на остальных ярлыки злодеев, религиозные и прочие фанатики творили геноцид миллионов. Однако наряду с подобным неадекватным представлением о борьбе со злом существует и другое, весьма вредное представление о том, что бороться со злом не нужно. Сторонники подобного представления пропагандируют ложную интерпретацию добра как неделания зла и непротивления любому злу. Крайне популярна, например, подобная ложная интерпретация добра в современном христианстве. Не понимая в силу своей неразумности абсолютный характер добра и меряя его, подобно эгоистам, от конкретной личности или группы, равно для эгоиста и честного человека, эти проповедники лжедобра интерпретируют борьбу со злом как зло, смотря на неё с точки зрения отдельного эгоиста. Руководствуясь своими ложными интерпретациями, эти горе-доброжелатели становятся на одну доску со злодеями, поддерживая выгодное для тех разделение людей на аморальных хищников-эгоистов и пассивных жертв. Кроме того, очевидно, что то, что видится как зло, если смотреть с точки зрения эгоиста, например, наказание преступника, на самом деле является добром не только для тех, против кого он может совершить преступления, но и для него самого. Путь зла никого не может привести ни к чему хорошему, и чем раньше мы остановим преступника и исправим дефекты в его мышлении, тем лучше будет как для общества, так и для него самого. Подобная же логика лежит в основе активного насаждения в последнее время опасной толерантности. Подменяя устойчивые моральные нормы произвольными интересами эгоистов, опасные толерасты подменяют тезис о служении добру тезисом о лояльности к этим эгоистическим интересам окружающих и их действиям, независимо от того, что тем взбредёт в голову. Это уже привело к резкому росту в обществе отклонений, сдвигу, под влиянием вседозволенности, среднего образца поведения к поведению крайне аморальному, агрессивному, эгоистичному и безответственному.

Нет сомнений, что любой нормальный человек, стремясь к добру, будет выправлять отклонения от добра, т. е. бороться со злом. При этом, в отличие от неразумных фанатиков, он будет понимать, что добро абсолютно, а зло относительно, и его задача состоит не в борьбе со злом до посинения, а в выправлении дефекта. Очевидно, что для выправления отклонения нужно приложить правильное усилие. Недостаточное усилие не позволит выправить дефект, и он останется, чрезмерное усилие приведёт к тому, что вместо одного отклонения возникнет другое отклонение, только в другую сторону. С малым злом нужно бороться малым усилием, с большим злом нужно бороться большим усилием. К сожалению, люди, как правило, абсолютно не понимают даже таких простых вещей, и пока зло мало, на него вообще не обращают внимания, когда же оно становится заметно и начинает сильно досаждать, абсолютизируют его и начинают рьяно бороться, создавая вместо одного отклонения другое, противоположное отклонение — от диктатуры приходят к анархии, от искусственной уравниловки к искусственному неравенству и т. д.

3. Как выяснить, что есть добро.

Очевидно, что ситуация в мире далека от гармонии и торжества добра. Поэтому, стремясь к добру, мы будем иметь в виду добро как ориентир. Но как понять, насколько точно то или иное наше действие ведёт к добру? Эмоционально мыслящих такой вопрос постоянно заводит в тупик. Меряя действие от разных точек отсчёта и по разным критериям, эмоционально мыслящие в любом действии видят плюсы и минусы. В этой ситуации, определяя, какой поступок лучше, а какой хуже, они могут решить дать одним плюсам или минусам больший вес, чем другим, пытаться посчитать, чего — плюсов или минусов — больше, либо стараться не делать вообще ничего, в чём видят минусы, как горе-проповедники лжедобра.

Используя разумный подход, нетрудно понять, какой поступок является правильным с точки зрения морали. Прежде всего, необходимо понимать, что добро должно быть одно, абсолютное, а не субъективное или временное. Нельзя сравнивать, принимая решение, зло и добро по величине, пытаясь сделать выбор в пользу «большего» добра или «меньшего» зла. Нужно прежде всего, понять, какой результат будет получен в итоге. При этом может оказаться, что «добро», которое мы сделаем, испарится, а последствия окажутся лишь негативными, либо наоборот, зло, совершение которого мы видели в действии, впоследствии нейтрализуется, а конечный результат будет лишь положительным. Просчитывая последствия того или иного выбора, мы должны придти к такой точке, когда преимущество одного из вариантов станет очевидным. Конечно, не всегда это просто сделать, тем не менее, следуя данному правилу, человек всегда совершит больше добра, чем слепо идя на поводу у эмоций.

Можно сказать, что поступок А является (большим или меньшим) отклонением от добра, если существует другой поступок Б, который можно совершить в той же ситуации, и который содержит больше плюсов, чем А (при том же количестве минусов), либо меньше минусов (при том же количестве плюсов). Рассмотрим пару примеров. Допустим, мы поймали наркоторговца. Можно отобрать у него наркотики, незначительно наказать и отпустить. Правильно ли это? Нет, это неправильно, поскольку наркоторговец может взяться за старое и причинить дополнительный вред обществу, распространяя наркотики, по сравнению со случаем, когда мы его не отпустим. Можно расстрелять наркоторговца. Правильно ли это? Это тоже неправильно, поскольку существует шанс на то, что наркоторговец исправится и принесёт какую-то пользу обществу. Таким образом, мы должны изолировать наркоторговца и применять к нему меры, достаточные для его перевоспитания до тех пор, пока он устойчиво не осознает ошибочность своих поступков и не изменит свои представления. Рассмотрим другой пример. Следовало ли ГКЧП в 1991 году действовать более решительно, арестовать Горбачёва и Ельцина, захватить Верховный Совет и разогнать митинг предателей, которые собрались его «защищать»? Да, следовало, т. к. хотя это и было бы формальным нарушением закона и повлекло бы другие негативные последствия, но предотвратило бы развал страны, закон которой был бы нарушен и другие негативные последствия, включающие и значительно превышающие последствия первого варианта.

Можно заключить, что разумный человек всегда идёт по пути, который приведёт к добру в конечном итоге, в то время как эмоционально мыслящий ориентируется на частное, сиюминутное и потому зачастую ложное видение добра и зла.

4. Аморальность эмоционально мыслящих.

Эмоционально мыслящие аморальны. Даже если они стараются целенаправленно творить добро, результат их усилий обычно характеризуется фразой «благими намерениями вымощена дорога в ад». Причина этого состоит в особенностях их мышления. Эмоционально мыслящие мыслят спонтанно, их взгляд выхватывает из целой картины лишь отдельные её фрагменты, причём и то, на что они обратили внимание, совершенно искажено под влиянием их эмоционально-оценочной матрицы и догм. Оценивая, что есть добро, а что зло, эмоционально мыслящие не видят целого, замечая лишь отдельные, зачастую совершенно второстепенные плюсы и минусы и на основании их вынося вердикты. Например, искусственно созданный вредителями в конце 80-х дефицит стал поводом для многих поддержать абсурдные реформы и предателей, разрушавших страну. Узкий взгляд обывателя заслонил (а для многих продолжает заслонять и по сей день) главное. Нет сомнений, что лишь разум и истина — синонимы добра, а неразумность и невежество, характерные для эмоционально мыслящих — зла.

Источник

ДОБРО и ЗЛО

Прочитаем комментарий к тематическому направлению «Добро и зло» итогового сочинения 2019 – 2020 учебного года, размещённый на сайте ФИПИ.

Тематическое направление Комментарий
ДОБРО и ЗЛО Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

 

Определение слов «ДОБРО» и «ЗЛО»

Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, добро – всё хорошее, положительное, направленное на благо. Примеры со словом «добро»: добро побеждает зло; добро торжествует над злом.

Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, зло – чувство вражды, недоброжелательности. Примеры со словом «зло»: зло не может привлекать; видеть зло в окружающем мире.

Список произведений, которые подойдут для аргументации в сочинении:

— А.С. Пушкин «Медный всадник»

— Н.В. Гоголь «Шинель»

— А.Н. Островский «Гроза»

— Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

— М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

— М.А. Булгаков «Собачье сердце»

— И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

— Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». Письмо сорок шестое «Путями доброты»

— В.Г. Распутин «Уроки французского»

— А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

— В.К. Железников «Чучело»

— А. Платонов «Юшка»

— В. Солоухин «Под одной крышей»

 

Подборка примерных тем итогового сочинения по направлению «ДОБРО и ЗЛО»

— Кого можно назвать добрым человеком?

— Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?

— Как вы понимаете высказывание римского философа Сенеки «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?

— Что делать, если живёшь в жестоком и равнодушном мире?

— Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?

— Как вы понимаете высказывание Д.С. Лихачёва «Добро – это прежде всего счастье всех людей».

— Вы согласны с тем, что пути «обогащения» человека – в добрых поступках?

— Может ли зло помочь человеку понять себя?

— В чём проявляется истинная доброта?

— Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?

 

Афоризмы о добре и зле

Злость есть отсутствие добра… (В.Ф. Одоевский)

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. (Л.Н. Толстой)

Зло порождает зло. (М.Ю. Лермонтов)

 

Материал для аргументации

Добро и зло – понятия, знакомые нам с детства. Но чаще мы их воспринимаем как набор определённых человеческих качеств. Добро – это честность, порядочность, нравственность, чистота, а зло – это непорядочность, безнравственность, высокомерие, подлость. Однако не всё так однозначно. Также предлагаю ознакомиться со статьёй «“Война и мир” – к 150-летию великой книги». В ней вы найдёте объяснение неоднозначности характеров героев. Почему условное деление на «положительных» и «отрицательных» персонажей неактуально в романе-эпопее «Война и мир».

В реальной жизни сложно различить, где добро, а где зло. Нередко они переплетаются, и тогда размышления над разворачивающимися событиями, над поступками героев, их характерами становятся особенно интересными.

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников создаёт ужасную теорию: «Одна смерть и сто жизней взамен. За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Да ведь тут арифметика!». Он замышляет убийство старухи-процентщицы и пытается «переступить через кровь» «во имя добра». Герой считает, что творит добро, на самом деле он совершает преступление. Сама жизнь опровергает его ужасную теорию. По мнению Ф.М. Достоевского, любая человеческая жизнь обладает абсолютной ценностью. Спасение добра с помощью зла априори невозможно.

В драме Максима Горького «На дне» неоднозначен образ Луки. Вы также можете ознакомиться с анализом образа Луки в статье «Надежда и отчаяние». Странник, появившись в ночлежке, находит для каждого добрые слова. Кого-то он утешает, кого-то он убеждает в существовании лучшей жизни… Он произносит воодушевляющие слова, но не решает жизненных проблем обитателей ночлежки. Человек должен нести ответственность за свою судьбу и действовать, чтобы что-то изменить в лучшую сторону. Но герои пассивны и безвольны. Именно поэтому «добро» Луки оборачивается для них «злом», ситуация в ночлежке становится ещё более трагичной: Васька Пепел попадает в тюрьму, Актёр кончает жизнь самоубийством, жизнь Наташи изуродована.

Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном» в седьмом письме под названием «Что объединяет людей» отмечает: «Истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо», а в письме сорок шестом «Путями доброты» – заключительном в этой книге – призывает читателя осознать, что «в жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью».

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» тема добра и зла решается необычно. «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо» – этой цитатой из «Фауста» начинается роман «Мастер и Маргарита». Воланд – верховный князь тьмы показан как абсолютное зло, которое необходимо для существования добра и вечной справедливости на земле: «… что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы исчезли тени?». Воланд не может совершать добро, но он уравновешивает добро и зло, наказывая взяточников, лжецов, доносчиков. По мысли М.А. Булгакова, противостояние добра и зла вечно, но понятия эти относительны.

Самое большое зло, по мысли автора, сосредоточено в человеческом обществе. И так было во все времена – недаром в романе переплетаются два временных плана. Понтий Пилат приговаривает Иешуа Га-Ноцри к казни потому, что такого решения ждёт от него общество. При этом прокуратор понимает, что перед ним мудрый, добрый человек, и делает попытки спасти его. Но из-за трусости Понтий Пилат не настаивает на своём мнении и казнит пророка. Итогом становятся бесконечные муки совести героя.

В рассказе В.А. Солоухина «Под одной крышей» интересна развёрнутая метафора, характеризующая зло: «Вероятно, так и началась история на земле. Обида отплачивается обидой. Всегда хотя бы с маленьким перехлестом. Крупица зла породила горошину зла. Горошина породила орех, орех породил яблоко, яблоко породило арбуз… И вот в конце концов накопился океан зла, в котором может потонуть все человечество».

Тренинг

Задания: напишите сочинение (направление «Добро и зло»), используя Письмо 46 «Путями доброты» Д.С. Лихачёва в качестве аргумента. Сформулируйте тему (темы) самостоятельно, учитывая именно этот литературный материал.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

«Письма о добром и прекрасном»

Письмо сорок шестое «ПУТЯМИ ДОБРОТЫ»

 

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.
Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!

К.ф.н. Кривенкова И.А.

Цитаты о добре и зле словами Великих людей

Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живет! (Шота Руставели)

Я видел в жизни много зла, но и оно не изменило моего отношения к добру. (Али Апшерони)

Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие (Франсуа Рене де Шатобриан)

Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона. (М. Саади)

Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.Н. Толстой)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд)

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Людвиг ван Бетховен)

Истинно добр только тот, кто разумен (В.Г. Белинский)

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)

Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить. (Марлен Дитрих)

Тот, кто делает добро другому, делает добро себе самому; не в смысле последствий, но самым актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость.(Сенека Луций Анней)

Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. (Л.Н. Толстой)

Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием. (Блез Паскаль)

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н.Толстой)

Не пеняй другим за мелкие проступки. Не уличай других в злом умысле. Не припоминай другим старых обид. Если следовать этим трем правилам, можно взрастить в себе добродетель и избежать неприятностей. (Хун Цзычен).

Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями (Марк Туллий Цицерон)

Наша совесть нам и есть лучший судья. (Н.И. Гнедич)

Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни. (Л.Н. Толстой)

Совершайте добро, пока вы существуете… (Дени Дидро)

Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла. (Клод Адриан Гельвеций)

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только не блага, но несомненное и очевидное зло. (Л.Н. Толстой)

Благословенны миротворцы на земле. Люби всех, доверяй избранным, не делай зла никому. (Вильям Шекспир)

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. (Мишель Монтень)

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Н. Толстой)

Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы. (Тацит Публий Корнелий)

В зле страшна секретность. В добре страшно стремление быть на виду. Поэтому вред, причиненный видимым злом, поверхностен, а причиненный злом скрытым — глубок. Когда добро очевидно, польза от него мала, а когда оно скрыто — велика. (Хун Цзычен)

В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться… — это гениальность и доброта сердечная. (Виктор Гюго)

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой)

Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам. (Сомерсет Моэм)

Есть две морали: одна — пассивная, запрещающая делать зло, другая — активная, которая повелевает делать добро. (Пьер Буаст)

Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре. (Иммануил Кант)

В мире людей добра и зла не существует в чистом виде. Даже добрейший и честнейший человек может по недоразумению или в порыве гнева совершить какую-нибудь низость, о которой потом сожалеет всю жизнь. Плохие люди тоже совершают иногда хорошие поступки. К сожалению, чаще всего, лишь радея о собственном благе. (Али Апшерони)

Все,что является нравственным злом, является злом и в политике. (Жан-Жак Руссо)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)

Граница между светом и тенью — ты. (Станислав Ежи Лец)

Добро — это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло — это уничтожать жизнь, вредить жизни. (Альберт Швейцер)

Добро по указу — не добро. (И.С. Тургенев)

Доброта — она превыше всех благ. (М. Горький)

Если человек не меняется к лучшему, он неизбежно меняется к худшему. (Веселин Георгиев)

Жертвовать собой позволено; жертвовать другими могут одни злые сердца. (К.М. Батюшков)

Жизнь злых людей полна тревог. (Дени Дидро)

Истинно добрый человек не видит собственного милосердия. (Али Апшерони)

Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его. (Конфуций)

Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру. (Франсуа де Ларошфуко)

Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен одарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка. (Хун Цзычен)

Кто добр лишь на словах, вдвойне негоден тот. (Публилий Сир)

Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимите всю прелесть жизни. (Жан-Жак Руссо)

Кто доброе сеет — добро его плод,
Кто злое посеет — злодейство пожнет. (М. Саади)

Кто не замечает зла — глуп, кто не замечает добра — несчастен. (Ежи Плудовский)

Кто не ненавидит по-настоящему зло, тот и добра не любит по-настоящему. (Ромен Роллан)

Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. (Мать Тереза)

Некто спросил: Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром? Учитель сказал: А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром. (Конфуций)

Доброе — это прекрасное в действии. (Жан-Жак Руссо)

Ни один злой человек не бывает счастлив. (Ювенал)

Осознать зло — значит немедленно начать бороться с ним. (М.Е. Кольцов)

Прекраснейшая музыка души — это доброта. (Ромен Роллан)

Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником. (Мартин Лютер Кинг)

Путем зла не доходят до добра. (Вильям Шекспир)

Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. (Генрих Гейне)

Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Генри Дейвид Торо)

Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны. На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пять, и так будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого. (Пауло Коэльо)

Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей. (Ф.М. Достоевский)

Добро и зло

Чёрное и белое? Добро и зло?

Есть распространенная позиция, что в жизни отсутствует черное и белое, есть только серое, что добро и зло едины и выполняют какую-то общую миссию, чуть ли не навязаны Богом. О Боге сказано: «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы». Сразу оговорюсь, что я придерживаюсь именно этой точки зрения. Для меня ЕСТЬ добро, и оно абсолютное, чистое, незамутненное, как некая великая сила, данная нам свыше. И добро со злом никогда не заигрывает, не кокетничает.

У Антона Чижа есть замечательное произведение «Божественный яд». В нем главному герою, сыщику, задают вопрос: в чем смысл борьбы и всей нашей работы, если чаще всего (почти всегда) зло не земле побеждает? Меня потряс ответ — своей глубиной и простотой:

ЧТОБЫ  ПОБЕДА  ДАВАЛАСЬ  ЗЛУ  КАК  МОЖНО  БОЛЕЕ  ДОРОГОЙ  ЦЕНОЙ!!!

       Где рождается добро и заканчивается зло

   Встречаются в коридоре два сослуживца. Один из них говорит:

                — Знаешь, мой новый начальник такая сволочь… — тут он оборачивается и видит своего начальника, — …в хорошем смысле этого слова.

          Для определения, что такое хорошо, а что такое плохо, что является добром, а что злом, очень важно понять, где находится граница между ними. Что же все-таки является добром, а что  — злом, с точки зрения научной терминологии? 

Добро — понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем и радостью.

 Зло — понятие нравственности, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, порицается ими, противоречит правилам морали.  

Добро и зло —противоположности, отрицающие друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий, добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.

 Проблему добра и зла можно рассматривать в самых разных областях, таких как, этика, философия, религия, фольклор, но мы остановимся на теме добра и зла в современном мире. Это наиболее распространенная тема  для рассуждения о том, что же все-таки является добром и злом, с точки зрения современного общества.

Для каждого из нас добро и зло символизирует абсолютно разные вещи. Для кого-то еревести бабульку через дорогу – единственное добро всей его жизни, а для кого-то построить  бесплатную школу для детей-сирот – толика в бесчисленной веренице добрых дел. Злом многие считают употребление алкоголя, курение, нецензурную брань. Кто-то сочтет это образом жизни… Как говорил  Лев Толстой:

 –  Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали!

Для многих людей источником добра является церковь. «Не сотвори себе кумира»,  «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Не прелюбодействуй» –  помнит наизусть каждый из нас, вот только вопрос в том, что некоторые с помощью церкви, молитвы, причащения и других церковных таинств пытаются «смыть» с себя то зло, которое они совершают с завидным постоянством. Бог, как говорится, добрый. Он простит. Да и вообще, если говорить о церкви, то большинство обращается туда только, когда беда.

 

Понятия о добре и зле должны формироваться в детстве. И начинается добро именно тогда, когда на свет появляется ребенок. Чистое, светлое, воистину доброе создание Божье. Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы взращиваем моральный кодекс поколения. В дальнейшем на формирование доброго и злого в сознании ребенка огромное влияние оказывает детский сад, затем школа, вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы личности. Сухомлинский утверждает, что «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени». Весь вопрос в том, как сохранить всю эту чистоту непорочность маленького сердца.

     Необходимо направлять позитивную энергию на уничтожение зла как явления. Каждый день, каждый час, каждый миг. Человек никогда не станет полностью идеален, но это уже другая история, а минимизировать злые деяния может каждый. Путем самопоиска, самосовершенствования, самодисциплины, самореализации. В каждом слове есть корень «Сам», я не просто Вам указываю на него, а целью призвать, и наконец убедить вас в том, что никакая церковь, общество, социум, родители, полностью не повлияют на Ваше восприятие добра и зла, кроме Вас самих. Именно здесь и заканчивается зло. Именно в нас с Вами. В нашей работе над собой! Желаю вам неисчерпаемой воли и стремления действовать исходя только из добрых побуждений!  Дарья ЩУКИНА

Притча о добре и зле

Был у гнева сын. Звали его — зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло.

Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя — злорадство. Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!

 

Примерные темы итогового сочинения «Добро и зло» 2019/2020 / Справочник :: Бингоскул

Важно!!!

  1. Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала итогового сочинения.
  2. Итоговое сочинение пройдет 4 декабря 2019 — основной срок, 5 февраля и 6 мая 2020 .
  3. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».
  4. Если выпускник получил «незачет», он может его пересдать.

  • Что такое доброта?
  • Что может сделать человека добрее?
  • Что порождает злость в людях?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • В чем проявляется зло?
  • В чем проявляется истинная доброта?
  • В чем разница между добром и ханжеством?
  • Почему человек должен быть добрым?
  • Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
  • Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
  • Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
  • Почему люди становятся жестокими/злобными?
  • Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
  • Может ли доброта принести человеку разочарование?
  • Может ли доброта причинить вред человеку?
  • Может ли зло быть на благо?
  • Может ли жестокостью заслужить уважение?
  • Может ли зло помочь человеку понять себя?
  • Может ли злой человек стать добрым?
  • Может ли злобный человек быть счастливым?
  • Может ли по-настоящему добрый человек совершить зло?
  • Может ли зло быть на благо?
  • Может ли за добрым поступком скрываться злой умысел?
  • Нужно ли сдерживать в себе доброту?
  • Нужно ли отвечать добром на зло?
  • Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
  • Как человек может воспитывать в себе доброту?
  • Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
  • Кого можно назвать добрым человеком?
  • Какими качествами обладает добрый человек?
  • Доброта – это проявление силы или слабости?
  • Доброта как качество счастливого человека
  • Доброта как важнейшее качество человека
  • Можно ли воспитать в человеке доброту?
  • Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
  • Можно ли отвечать добром на зло?
  • Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
  • Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
  • Важно ли прививать доброту с детства?
  • В чем проявляется истинная доброта?
  • Всегда ли зло совершается намеренно?
  • Всегда ли люди отвечают добром на добро?
  • Всегда ли добро побеждает зло?
  • Высшая мудрость — различать добро и зло
  • Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
  • Каждый ли человек заслуживает доброго отношения к себе?
  • Стоит ли совершать добрые поступки вопреки собственными интересам?
  • Каким был бы мир без добрых людей?
  • Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
  • Есть ли место злости в добром сердце?
  • Что порождает злость в людях?
  • Как связаны понятия «злость/жестокость» и «трусость»?
  • Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений.
  • Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого: «Искусство — одно из средств различения доброго от злого»?
  • Как вы понимаете смысл фразы: «Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
  • Согласны ли вы с утверждением: «Триумф зла — бездействие доброго человека»?
  • Согласны ли вы с тем, что «ничто не является злым с самого начала»?
  • Согласны ли вы с утверждением, что «злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»?
  • Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно — Зло?
  • Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
  • Роль добра в жизни каждого из нас
  • Роль доброты в современном мире
  • Роль доброты как человеческого качества в годы ВОВ
  • Злость как качество несчастного человека
  • Воспитание как источник злобы в человеке
  • Причины злости
  • Источники зла
  • Причины жестокости

Дополнительный материал к направлению «Добро и зло»:

Смотри также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *