Как правильно родителю работать со школой
Отношения между родителями и школой часто превращаются в отношения между двумя враждующими сторонами. В лучшем случае они придерживаются вежливого нейтралитета, а в худшем — устраивают полномасштабный театр военных действий. Возможно ли в этой ситуации сотрудничество или партнёрство?
Поговорим о том, как родители должны выстраивать взаимодействие со школой, а школа — с родителями, чтобы довольными остались обе стороны диалога. А главное, чтобы это пошло на пользу ребёнку, благополучие которого является (по крайней мере, в теории) главным объектом их заботы и общих усилий.
«Школа и родители: кто они друг другу» — тема февральского заседания дискуссионного клуба «Умная школа», в котором поучаствовали директора школ, эксперты в сфере образования, психологи и родители. Эта статья подводит итоги состоявшего обсуждения.
Кадр из к\ф «400 ударов»
(источник: kinopoisk.ru)Образовательный ландшафт сегодня настолько разнообразен, что общую схему отношений между родителями и школой изобразить очень сложно. Но большинство детей всё ещё ходит в традиционную школу, главная цель которой — придерживаться федеральных образовательных стандартов и обеспечить успешную сдачу ЕГЭ. Роль родителей здесь очень невелика.
Крайнее проявление такой схемы — школа как камера хранения, в которую родители помещают ребёнка, полностью снимая с себя ответственность за то, что с ним происходит во время учёбы. Это отношения покупателя и продавца, заказчика и поставщика «образовательных услуг». Качество и содержание этих услуг целиком находится в ведении школы.
Эта модель очень распространена, но у неё есть множество недостатков. Хотя школа и пытается сохранить свой статус главного образовательного института, в реальности она уже давно его потеряла. Образование — это не только школьные уроки и контрольные, но и фильмы, интернет-сайты, игры, приложения, музеи, лекции и тысяча других вещей. А главная его составляющая — это желание и потребность узнать что-то новое, которое не зависит от поощрения учителя.
Бесполезно требовать от школы того, чего она дать не может.
Успешная сдача ЕГЭ — лишь один компонент образовательного процесса. Но обычная школа, как правило, не может ставить перед собой более масштабные цели.
Она не может показать ребёнку, что знание ценно само по себе, вне зависимости от полученной оценки. Она не помогает выработать внутреннюю мотивацию и не учитывает, что каждый ученик — это самостоятельная личность, со своими потребностями и интересами. «Обычная» школа всё ещё остаётся образовательным конвейером.
Кадр из к/ф «Беззаботная»
(источник: kinopoisk.ru)Но есть и другая модель, которая может преодолеть эти недостатки. В ней школа — это уже не камера хранения, а совместное предприятие, которое объединяет родителей, учителей и школьную администрацию вокруг общей цели. Цель эта — благополучие и счастье каждого отдельного ребёнка.
Родители здесь являются не заказчиками, а школа перестаёт быть поставщиком «образовательных услуг». Обе стороны становятся партнёрами, которые готовы слушать друг друга, общими усилиями работая для достижения общих целей.
Минус этой схемы в том, что она требует гораздо больше времени и усилий — не только от школы, но и от родителей.Ответственность распределяется между обоими сторонами, а не ложится на одну из них. Эта модель требует умения сотрудничать и учитывать индивидуальные различия. Именно поэтому её сложно перенести на уровень больших коллективов, и она пока приживается лишь в маленьких частных заведениях. Но со временем, возможно, выработанные механизмы пригодятся для «обычной» школы и станут важным источником для её реформирования.
Каким же способом можно выстроить гармоничные отношения между родителями и школой? Предлагаем несколько советов, которые помогут избежать недовольства и разочарований.
Кадр из к\ф «Капитан фантастик»
(источник: film.ru)Все родители разные, поэтому выбор правильной школы во многом зависит от ваших приоритетов. Чтобы взаимодействие со школой не превратилось в проблему, нужно обратить внимание не только на то, какие в ней учителя и где она расположена. Нужно понять, соответствуют ли ваши ожидания реальному положению вещей.
Здесь всё индивидуально, но самые общие рекомендации могли бы выглядеть следующим образом:
Родительство можно воспринимать, с одной стороны, как выполнение базовых обязательств — и, с другой, как ценностную миссию, когда ответственность за благополучие ребёнка целиком ложится на вас. В зависимости от этого выбора взаимоотношения со школой будут складываться совершенно по-разному.
Кадр из к\ф «Господин Лазар»
(источник: toukimontreal.com)Часто школу изображают чуть ли не тоталитарным заведением. На самом деле это институт, который вынужден сталкиваться с требованиями и проблемами сразу со многих сторон; родители — только одна из них. У рядовой государственной школы обычно просто нет ресурсов, чтобы ответить на возрастающие запросы «сознательных» родителей. Можно ли ответить на эти запросы более адекватным образом?
Главное условие продуктивных отношений между школой и родителями — это безопасность, предсказуемость и взаимное понимание. Кто за что отвечает? Какие роли занимают участники диалога? Какой результат после одиннадцати лет обучения можно считать успешным?
Мнения по этим вопросам могут быть самыми разными — важно, чтобы они были высказаны и услышаны. Тогда между родителями и школой установится полноценное сотрудничество, а не только упрёки и обвинения, которые не ведут ни к каким улучшениям.
21 августа 2017, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Скопировать ссылку
АВТОРСКАЯ КОЛОНКАУмная школа
Центр разработки образовательных систем «Умная школа» открывает этот блог для учителей, родителей, директоров школ, представителей сообщества приемных семей и органов опеки – для всех, кто интересуется настоящим, будущим школьного образования и просто любит российскую школу.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
что родители могут требовать от школы
Тем, кто отвел ребенка в первый класс, придется привыкать не только к статусу родителей школьника. Теперь у них начнут просить деньги на школьные нужды, детям будут ставить оценки, предъявлять требования к внешнему виду и задавать домашнее задание. А родители будут соглашаться: тратить деньги, покупать форму, ругать детей за двойки и часами сидеть над прописями. Хотя всего этого можно не делать — потому что у родителей первоклашек есть права.
Екатерина Мирошкина
мама первоклассника
Вот что можно требовать от школы, чтобы добиться справедливости, облегчить нагрузку на детей и сэкономить.
Не задавать домашнее задание
В первом классе детям не должны задавать домашку: после трех-четырех уроков они вправе идти домой и отдыхать. Учитель может порекомендовать почитать интересный рассказ, написать пару строчек в прописях или повторить цифры. Но это именно рекомендация, а не требование.
п. 19.1 Порядка организации образовательной деятельности
Если ребенок в первом классе не выполнил домашнее задание, ему не могут сделать замечание. Требовать выполнения тоже нельзя. Если родители считают, что лишняя нагрузка ребенку не нужна, можно напомнить учителю о требованиях Минобразования: никаких домашних заданий. Контрольных работ в течение первого полугодия тоже быть не должно.
Сколько стоит собрать ребенка в первый класс
Отменить оценки в любой форме
В первом классе детям не могут ставить оценки. Причем запрещено ставить не только цифрами — пятерки или двойки. Нельзя применять любую оценочную систему. Например, некоторые учителя начинают ставить детям в тетрадях штампики, по которым понятно, кто написал лучше, а кто хуже. Или выдают треугольники и кружки, комментируя, что кружок — это «отлично», а треугольник — «удовлетворительно», то есть тройка.
п. 10.10 и 10.30 Санпина 2.4.2.2821-10
Как меньше тратить и больше зарабатывать
Рассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю
Потом дети расстраиваются и даже плачут. Родителям тоже бывает неприятно: ребенок второй день ходит в школу, а его уже наградили треугольником троечника. Причем не за знания, а за разговоры на уроках или бег по коридору на переменах. Если учитель придумал свою систему оценок в первом классе, а вы против — так и скажите.
На чем можно сэкономить при подготовке к школе
Перевести ребенка на семейное обучение
Ребенок может числиться в школе, а учиться дома. Родители имеют право перевести первоклассника на семейное обучение. Даже если ребенок абсолютно здоров: просто родители так решили.
ст. 17 закона об образовании
Это не то же самое, что домашнее обучение, когда учителя приходят на дом. Школьник на семейном обучении сам осваивает предметы, а потом сдает экзамены в школе. При этом он может участвовать в олимпиадах, конкурсах, посещать школьные мероприятия и соревнования. За обучение ребенка при этом отвечают родители, а школа — только за аттестацию.
Если семейное обучение не понравится или родители передумают, можно вернуться в школу в любое время.
Какие права есть у родителей в школе
Присматривать за ребенком после уроков
Если в школе есть группа продленного дня, первоклассник может после уроков оставаться там на несколько часов. Его накормят обедом, развлекут и присмотрят за ним до прихода родителей.
приложение 6 к Санпину 2.4.2.2821-10
Школа имеет право, но не обязана создавать группы продленного дня и сама решает, сколько детей туда набирать. Обычно в большинстве школ такие группы есть. Этот вопрос можно уточнить у классного руководителя или социального педагога. В продленку записывают в начале года: мест может хватить не всем.
Если родители работают и ребенка некому забрать после уроков, узнайте о стоимости питания и других условиях в группе продленного дня и запишите туда первоклашку. Даже если скажут, что мест нет, через пару недель они могут появиться: кто-то из детей откажется, и будет дополнительный набор.
Кроме продленки в школе могут быть дополнительные занятия: танцы, футбольная секция, рисование. Ребенок может ходить туда во время продленки или отдельно — после уроков.
Сколько стоит отдать ребенка на бальные танцы
Отменить поборы
Детей в школе учат бесплатно — то есть за счет бюджета. Родители могут вообще ни за что не платить. Даже за питание: первокласснику все равно дадут чай с булочкой.
ст. 43 Конституции РФ
Расходы на школьные нужды, подарки учителям, жалюзи, краску, принтер в класс и новые парты — только по желанию. Никаких обязательных сборов быть не может. Родители первоклассников сами решают, сколько сдавать на клеенки для урока технологии и нужно ли дарить детям подарки на дни рождения. Если кто-то против, с этой семьи нельзя требовать деньги или как-то ущемлять ребенка. Сдавать деньги или нет, решает не родительский комитет и школьные активисты, а каждый родитель сам за себя.
Олимпиады, платные дополнительные занятия, полное питание — это тоже добровольные расходы. Можно ничего не платить: ребенок будет обедать дома и обойдется без конкурсов.
Нужно ли сдавать деньги на нужды школы
Возмещать вред имуществу и ребенку
Школа несет ответственность за здоровье и безопасность детей. Если во время уроков, на перемене или сразу после занятий ребенку был причинен вред — он упал, ударился или подрался, родители имеют право требовать от школы возмещения материального и морального вреда.
ст. 28 закона об образовании
Если выяснится, что виновата не школа, а другой ребенок-хулиган, платить будут его родители. Например, если ребенок разбил чужой телефон — можно требовать компенсацию от его родителей. Если два первоклашки подрались на стадионе через 10 минут после уроков — за травмы заплатит школа.
Кто заплатит за вред ребенку: родители или школа
Разрешить присутствие на уроках
Если родителям кажется, что ребенка неправильно учат, учитель странно себя ведет или есть претензии к самому первоклашке, можно понаблюдать за учебным процессом. Маме или папе разрешат посидеть на занятиях — но только если сам учитель и руководство школы не против.
ст. 44 закона об образовании
Нельзя просто прийти в класс, сесть на заднюю парту и поставить всех перед фактом, что теперь вы будете наблюдать за работой учителей. Вмешиваться в процесс, поправлять педагога или делать замечания детям тоже нельзя. Все претензии — после уроков лично учителю или администрации школы. Если не отреагируют — в департамент образования или прокуратуру.
Как работает родительский комитет
Отдать документы, если ребенок не готов к учебе
Некоторых первоклашек зачисляют в школу до семи лет. По закону так можно: если в сентябре ребенку исполняется 6 лет и 8 месяцев и родители считают, что он уже готов учиться, то ему необязательно ходить в садик еще год.
ст. 61 закона об образовании
В октябре выясняется, что ребенок к школе не готов: не может выдержать полчаса на уроке, сильно устает, начинаются нервные тики, нарушается сон, а учителя жалуются на поведение. Иногда доходит до психиатра: до школы был здоровый ребенок, а к Новому году появилось несколько неврологических диагнозов. Учителя злятся, школьный психолог ничего не может сделать, врачи прописывают успокоительные — и маме тоже.
Если родители поняли, что ребенок не готов к школе и нужно подождать еще год, они имеют право забрать его из первого класса. Для этого нужно написать заявление и расторгнуть договор на обучение. Скорее всего, школа будет против: могут потребовать справку, что ребенок переводится в другую школу, или заключение специальной комиссии, что первоклассник пока не готов к учебе. Получить такие документы не сложно, но можно забрать ребенка и без них. Отказ школы отдать документы — повод для жалобы в прокуратуру и департамент образования.
В следующем сентябре можно еще раз пойти в первый класс. Родители при этом ничего не нарушают: отправить ребенка в начальную школу нужно до того, как ему исполнится 8 лет. Первоклассник в возрасте 7 лет и 10 месяцев — это нормально. Если ребенку в первом классе уже исполнилось 8 лет, забрать документы просто по желанию родителей не получится: придется доказывать, что есть противопоказания по состоянию здоровья, а одной неусидчивости и усталости не хватит.
На всякий случай можно запастись справками от невролога, заключением психолога и характеристикой от учителя. Если кто-то из слишком заботливых работников образования решит пожаловаться в опеку, документы не помешают.
Что делают органы опеки
Права и обязанности родителей в области образования
Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, а также и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать.
Рассмотрим подробнее основные правовые источники.
Конституция
Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43.
Пункт 1. Каждый имеет право на образование.
Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Пункт 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Пункт 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Что это значит
В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей в образовании входит это обеспечить.
Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации. Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Подробнее о том, какие изменения ждут школьников, читайте в нашей статье.
Семейный кодекс
В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта.
Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Что это значит
Как видно из Семейного кодекса, права родителей в сфере образования подразумевают свободу выбора: они могут самостоятельно решать, как и где будут учиться их дети. Тем более что получение образования вне школы в России — легально.
Закон «Об образовании в Российской Феде
о нагрузках в школе: И вновь продолжается вой
Вчера моя 14-летняя дочь Маруся показала мне фотографию ее подружки в соцсетях. На ней ровесница моей дочери гуляет с мальчиком за ручку по парку. Первая любовь. И знаете, о чем я сразу подумала? Нет, не про мораль, а: «Ого! Какой счастливый ребенок, у нее есть на на это время. У нас же одни уроки!»
По данным международных исследователей из компании Harris Insights & Analytics, российские ученики — мировые лидеры по уровню стресса, полученного в процессе обучения. Такой вывод они сделали, опросив школьников многих стран — Китая, Америки, Германии, Японии и других. Основные причины стресса у наших детей — постоянное нервное напряжение (его испытывают 78% опрошенных) и дискомфорт от бесконечного сравнения с успехами других (отмечают 55% учеников, привет бесконечным рейтингам).
И можете сколько угодно мне говорить про происки Запада, подкупленных аналитиков и прочее-прочее, но я, как мама ученицы 7-го класса, и сама от этого обучения в стрессе. Я полностью согласна с этими неизвестными мне аналитиками! И вот почему.
А детство-то где?
Уроки, уроки, уроки и еще раз уроки — моя Маруся занята ими с утра до ночи. Какие там мальчики, ей даже во дворе погулять некогда! Причем я не пытаюсь вырастить вундеркинда, мы не учимся в какой-то супер-пупер гимназии. Это теперь столько задают в обычной московской школе, которая есть в рейтинге топ-300 на каком-то там далеком от первого месте (и с которого не дай бог вылететь, от одной только мысли об этом директор теряет сознание). Самое частое, что я говорю своему ребенку:
— Плюнь! Хватить учить, ложись спать, уже поздно.
Но она, рыдая, продолжает зазубривать строение червя, шесть теорем с доказательствами по геометрии и слова по английскому.
— Я не могу, завтра самостоятельные по… (перечисляет несколько предметов сразу). Я получу два с коэффициентом 3.
И мы зубрим, зубрим…
Российские ученики оказались на первом месте по уровню стресса от учебыФото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Зверюги ФГОСы, ЕГЭ и ОГЭ
На прошлой неделе в школе ввели карантин из-за ОРВИ, дети учились он-лайн. О, думаю, хоть погуляет с подружками. Но по алгебре на классную работу задали 10 номеров. И на домашнюю работу столько же. То есть в общей сложности 20. Такое чувство, будто сделано все, чтобы дети даже носа на свежий воздух не успели высунуть. Мой ребенок исписал натурально половину тетради и потратил на это несколько часов. Я попыталась выяснить у учителя, что это за сверхнорматив? Оказывается, это обычная практика: «Это все нормы общеобразовательного класса, — ответил мне педагог. — На вопрос «зачем» отвечает — ФГОС*». И скинула какие-то методички, где мелким почерком требования к детям от этого ФГОСа. Что это за зверь такой не знаю, но боюсь его. И учителя тоже явно боятся.
В начале февраля на дне встречи выпускников виделась со своей учительницей по русскому и литературе. Она после 40 с лишним лет педагогического стажа уволилась из школы.
— Не могу просто, с нас требуют чего-то невозможного, — вздохнула Наталья Федоровна. — Мы еще не освоили темы, а уже давай-давай детям тесты, пусть показывают результаты. Рейтинги, отчеты… Но одного вперед другого не может быть, дайте нам разобраться сначала, закрепить материал, а потом уже тестировать. Сколько меня по завучам гоняли и по комиссиям, в итоге я не выдержала и ушла от этой бесконечной гонки. А эти ЕГЭ и ОГЭ — они же каждый год все сложнее. Там все так составляют, чтобы вообще запутать детей. Они не упражнения делают, а ребусы какие-то разгадывают. Удивляюсь, как они вообще сдают…
В стране невыученных уроков
Родители стонут в чатах:
«Боже! Мы опять все выходные всей семьей делали уроки. У кого есть принтер, распечатать доклад? И как мы раньше без рефератов, презентаций, докладов в начальной школе учились? Задолбали и детей и родителей!»
«Каждый учитель считает, что его предмет — самый главный, и задает просто горы домашних заданий, — пишет подруга, мама второклассника(!). — А еще учителя говорят, что, если не успевает ребенок делать уроки, значит, ему не надо ходить в спортивную секцию, в музыкальную школу, театральный кружок…»
«Родители теперь работают за учителей дома. Мы все сами объясняем и разжевываем. Раньше считалось: раз дети не понимают, значит плохо объясняют в школе. Теперь же: не понимает — ваши проблемы, берите репетитора».
«А жить детям когда? Я сына не вижу вообще, — жалуется друг, отец 6-классника. — Хотел его в выходные на дачу увезти, на санках покататься. Так нет, в субботу какая-то олимпиада. Друзей у него тоже почти нет, потому что гулять во дворе некогда, одни уроки».
*Федеральный государственный образовательный стандарт.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Школу я окончила всего-то 20 лет назад. Это не так уж и много, всего два полных выпуска после меня. Но абсолютно точно: теперь это какая-то совсем другая, неведомая для меня альма-матер. Я в такой не училась! Мы после уроков успевали как-то и на музыку, и на спортивную секцию. И в снежки поиграть во дворе. И уроки со мной родители вообще не делали класса со второго. При этом не было всех эти благ цивилизации — компьютеров, интернетов, которые вообще-то могут облегчить жизнь, а не усложнить, как сейчас. Столько умных, современных программ доступно и наглядно покажут законы физики, химии и прочих сложных наук. Но нет, у нас все зубрежка, писанина и стрессы…
МНЕНИЕ С ТОЙ СТОРОНЫ БАРРИКАД
Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург:
— Я не знаю, что это за исследование и не особо в него верю. У нас огромная страна, разные школы, везде по своему организован учебный процесс.
— Но многие родители стонут, что в школах какая-то гонка и уроков задают гораздо больше, чем в их время.
— Всегда кажется, что раньше вода была мокрее. На самом деле жизнь очень поменялась и процесс образования тоже. Сейчас дети даже в детском саду, который вообще-то один из этапов образования, работают с 3D ручками и делают операции куклам. У нас в школе часто открытые уроки, когда родители могут прийти и посмотреть, что происходит на занятиях. И когда второклассники на уроке грамотности делятся на команды корректоров и редакторов, то у бабушек и дедушек шок. Но потом, когда они видят общую картину и результаты, то понимают как здорово сейчас построены программы.
Я не хочу сказать, что перегрузки нет. Может где-то и есть, в таких вопросах все зависит от педагогов и школьной администрации.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Русские школьники переживают из-за оценок больше, чем их сверстники в остальном мире
Страх и тревогу за свои отметки испытывают почти 79 процентов учеников
Почти 79 процентов наших школьников испытывают тревогу и страх из-за успеваемости, как показывают результаты международного исследования «Уверенность в процессе обучения», проведенного аналитической компанией Harris Insights & Analytics. (подробности)
ЕЩЕ
Запрет мобильных телефонов в школе в 2020 году
К 2020 году более десяти тысяч российских школ ввели запрет на использование устройств если не на весь учебный день, то на время уроков. Есть ли такой закон и где он применяется — рассказываем в нашей статье (подробности)
Конфликт в школе родители-родители — советы адвокатов и юристов
Советы юристов:
1. Что если произошёл конфликт, но не на территории школы не в школе. Кто Немет отвественности за ребёнка, школа или родители?
1.1. Родители несут ответственность за ребенка, Арина.
Если же инцидент (конфликт) произошел во время, когда ребенок должен был находиться в учебном заведении, то вопросы будут задаваться и педагогам (например, если несовершеннолетнего отпустили с уроков и не поставили об этом никого в известность).
Вам помог ответ? Да Нет
1.2. В соответствии с ч.1 ст.1073 ГК РФ, применительно к Вашему случаю, за несовершеннолетнего причинителя вреда несут ответственность его родители.
Вам помог ответ? Да Нет
1.3. Только родители несут ответсвенность.
Вам помог ответ? Да Нет
2. Меня зовут Кирилл, мне 14 лет и я живу в Украине. У нас произошел конфликт с 12-летним родственником директора. Директор заставил меня писать объяснительную, не сообща об этом моим родителям. Конфликт произошел за пределами школы, уже дома. Это вообще законно?
2.1. Ні це незаконно, Кирило.
Вам помог ответ? Да Нет
3. Учитель ударил сына по щеке во время урока. Должно ли руководство школы пригласить родителей для выяснения всех причин конфликта, или мне как матери сразу нужно писать заявление на педагога в полицию?
3.1. Оксана Владимировна! Руководство школы ОБЯЗАНО пригласить родителей для выяснения всех причин конфликта, но это не лишает Вас права, не дожидаясь реакции администрации МБДОУ, написать заявление на педагога в полицию.
Вам помог ответ? Да Нет
3.2. Руководство школы естественно будет покрывать своего сотрудника. Вам необходимо обратиться с ребенком в травмпункт по месту жительства (даже если не осталось ссадины на щеке — нужно жаловаться на боль), зафиксировать указанное телесное повреждение и со справкой от врача обращаться в полицию.
Вам помог ответ? Да Нет
3.3. Так же обратите внимание на п.2 статью 336 ТК РФ данная статья регламентирует Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником в случаи применения, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося [u], воспитанника;
Обратитесь в ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
Но, прежде чем предпринимать какие-либо действия, Вам необходимо выяснить причину, данной пощёчины, на беседе в школе у директора.
Вам помог ответ? Да Нет
4. Снимала детей в школьном бассейне, для родителей. Являясь сотрудником школы. С одной мамой происходит конфликт, она написала жалобу. До конфликта, она радовалась записям и фото.
4.1. Чем недовольна мама? Дети находились в общественном месте. Если снимали не конкретно её ребёнка, то вопросов не должно возникать.
Если при поступлении в школу, родитель ещё и заполняла разрешение на публичное выставление, то такие фотографии можно выкладывать.
Вам помог ответ? Да Нет
5. Сын ходит в школу не по прописке, могут ли его исключить из этой школы без моего согласия? Класс не переполнен, ребенок учится неплохо, но есть конфликт с одним из преподавателей, этот преподаватель инициировал, что родители нашего класса написали заявление на исключение моего сына из этой школы. Куда обратиться, чтоб защитили наши права (директор школы пошел на поводу у родителей) Не хочу переводить сына в другую школу, с ребятами в классе сын в хороших отношениях.
5.1. Нет не могут исключить из школы. Нет оснований.
Вам помог ответ? Да Нет
6. Может ли родитель одноклассника выяснять конфликт с моим несовершеннолетним ребенком без моего присутвия в школе?
6.1. Нет, не может. С Вами должен общаться.
Вам помог ответ? Да Нет
7. Учитель работает с 01.09.2018 года. С 3 по 5 сентября он провел уроки по нагрузке. С 6 у него по школе пошел конфликт с педагогами, учащимся школы и родителями. С 6 по 11 сентября проведено служебное расследование о этичном поведении учителя, в этот период учитель отстранен от преподавательской деятельности. 12 сентября ему выдано уведомление по ст. 71 ТК, как не прошедшего испытание. Как ему должны сделать расчет при увольнении.
7.1. Вы должны произвести с ним расчет в установленном порядке на момент увольнения. Увольнение даже в порядке ст.71 ТК РФ по мотивам, не имеющим отношения к выполняемой работе (сплетни, слухи, наговоры), на мой взгляд, будет сомнительным с точки зрения законности и может быть оспорено им в суде в месячный срок.
Вам помог ответ? Да Нет
8. Дочке в школе цыган одноклассник разбил телефон. Он у нее в сумочке висел на поясе и от удара ногой разбился. Есть видеозапись. Было желание мирно урегулировать конфликт взыскав стоимость ремонта аппарата, но ни его родители ни он сам в школе не появляются, номеров их телефонов тоже нет. Директор посоветовал сразу написать заявление в комиссию по делам несовершеннолетних, у него семья неблагополучная, родители в разводе. Подскажите как грамотно составить заявление. Детям по 14 лет.
8.1. вообще в целом заявление пишется в свободной форме, на имя или инспектора по делам несовершеннолтених или в орган опеки, вам лучше очно обратиься к юристу или посмотрите в интернете подобные письма.
Вам помог ответ? Да Нет
8.2. Денис!
В соответствии со ст. 1073 ГК РФ ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, который находится под надзором образовательной организации несет сама эта образовательная организация. Вы можете урегулировать этот вопрос в частности путем подачи искового заявления к школе.
Вам помог ответ? Да Нет
9. Подскажите как написать коллективную просьбу родителей о переводе ученика в др. класс? У нас конфликт 1-го родителя с учителем при поддержке родителя директором школы. Закончили 3-й класс, и на посдеднем году менять учителя оставшиеся родители не хотят.
9.1. — Здравствуйте уважаемый посетитель, ни как не писать, ваша жалоба ни кому не интересна. Если вы не ладите с одним из родителей, то это не означает, что его ребёнка должны по чьей-то жалобе переводить в другой класс. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Вам помог ответ? Да Нет
10. Сын 13 лет ударил одноклассника-сотрясение головного мозга. Родители предложили перевести сына в другую школу и конфликт будет улажен. Но я не верю им, потому что они хотели чтобы сын в объяснительной написал, что ударил без всяких причин-хотя причины были. Как себя подстраховать? Может взять расписку с родителей?
10.1. уважаемый Юрий
А вы никак себя не подстрахуете завтра у ребенка будут осложнения с головой они подадут в суд. Просто заберите ребенка возможно все и закончится
.
Удачи вам и вашим близким!
Вам помог ответ? Да Нет
11. Третируют ребенка в школе одноклассник и его родители. На уровне класса решить конфликт не удается уже 4 год. В какие инстанции написать жалобу и как правильно ее написать.
11.1. Вы являетесь законным представителем ребенка, поэтому все разногласия детей решаются родителями, а не детьми.
Если речь идет о младших школьниках, а ситуация затянувшаяся, имеет смысл поговорить с родителями «обидчика». Здесь также важен подход, так как если вы позвоните маме Сережи и внезапно обрушитесь с обвинениями, какой у неё невоспитанный сын и что он – корень вселенского зла, скорее всего, вы услышите столько же неприятного о своём ребёнке, а проблема усугубится.
Скажите, что вы звоните, чтобы решить одну вашу общую проблему, ведь у ваших детей длительный конфликт и вы хотите его, наконец, устранить. Скорее всего, вторая сторона также пойдёт вам навстречу. А когда в конфликт с обеих сторон вмешиваются взрослые, детям уже вовсе не весело его продолжать..
Профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Галина Солдатова в своей беседе с порталом «Мел» посоветовала ни в коем случае не ограничиваться фразами: «Да не обращай внимания!», «Просто пройди мимо», «Дай сдачи!».
Таким образом, вы лишь оставите ребёнка наедине с конфликтом, дав ему указание справляться самому.
Ну а если конфликт локализовать не удается, обращайтесь с жалобой в департамент образования и науки города Саратова, к ее руководителю.
Вам помог ответ? Да Нет
12. Ребенка в школе одноклассник обзывает. Родители мальчика утверждают, что их ребенок так поступать не может. На уровне школы конфликт не разрешился. Что можно предпринять еще, куда обратиться? Заранее спасибо.
12.1. Поднимайте вопрос на родительском собрании, приглашайте органы полиции… есть состав правонарушения оскорбления… хоть и формальный… отдел по делам несовершеннолетних… не авайте спуска, пишите жалобы директору в полицию… пусть ставят на учет несовершеннолетних.
Вам помог ответ? Да Нет
13. Директор школы попросила меня написать объяснительную по конфликту (между учениками) . Потом переругались родители детей и досталось педагогу. Но правда ей не понравилась, объяснительную она настоятельно рекомендовала переписать, как быть? Либо администрация школы не желает решать вопррос, либо выставит учителя крайним? Помогите!?
13.1. чтобы вам помочь необходимо детально разобраться в данном вопросе и изучить позиции всех сторон конфликта.
Вам помог ответ? Да Нет
13.2. Составление документов — на платной основе.
Возможно, содержание Вашей объяснительной противоречит этическим нормам, Уставу школы или ставит под сомнение чью-то репутацию… Нужно учитывать специфику конфликта.
Вам помог ответ? Да Нет
Консультация по Вашему вопросу
8 800 505-91-11
звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России
14. Ребенок учится в 6 классе. Пришел новый ученик, который уже учился в 5 школах. Везде были конфликты. Переходил так из школы в школу. В классе сложилась нездоровая обстановка. Драки, клевета на детей со стороны новенького. Спровоцировал детей и получил 2 телесные травмы на территории школы. Родители этого ученика запугивают детей, учителей, родителей прокуратурой. Имеет ли право родительский комитет и собрание родителей требовать перевода ребенка в другой класс.
14.1. Родители могут в письменной форме попросить директора перевести в другой класс, но без согласия родителей ребенка директор не может перевести его в другой класс.
Вам помог ответ? Да Нет
14.2. При изложенных вами обстоятельствах следует обращаться в полицию в подразделение по делам несовершеннолетних, поскольку все факты такого поведения этого ребенка нужно фиксировать, что этот ребенок представляет реальную опасность для других учащихся, то что пугают прокуратурой, это пустые запугивания, за обращение в прокуратуру никого не наказывают, всего хорошего!
Вам помог ответ? Да Нет
15. Произошел конфликт между сторожем школы и родителем. Дети родителя посещают школьную секцию, которая арендуется. В итоге, была написана жалоба на имя директора из-за хамства сторожа. Директор посчитала, чтобы решить конфликт необходимо пригласить сторожа и тренера. Тренера то почему? Он разве отвечает за поведение родителей? Я понимаю. Что он отвечает за порядок, но он не был нарушен.
15.1. Вопрос к директору школы, почему он решил пригласить тренера. Возможно, чтобы тот был в курсе конфликта. Работать с детьми же ему. Но ничего противозаконного в этом нет.
Вам помог ответ? Да Нет
16. Скажите, пожалуйста, если идёт конфликт между учителем и родителями, и учитель переносит конфликт на ученика. Можно ли не посещать уроки у данного педагога, а сдавать зачетами другому педагогу, работающему либо в данной школе, либо в другой школе. И чем можно руководствоваться.
16.1. Нет, конечно, в одностороннем порядке вы не можете изменять условия договора на обучение ребенка, обратитесь непосредственно к руководству школы, будет все решаться комиссионно.
Вам помог ответ? Да Нет
16.2. Если идет конфликт между родителями и учителем, то Обратитесь руководству школу и напишите заявление о том, чтобы ребенка перевели в другой класс. В любом случае самостоятельно решать вопрос Вы не можете.
Вам помог ответ? Да Нет
17. У нас в школе произошло конфликт среди родителей. Где один из родителей в смс переписке написал что родителей надо наказать через ребенка.
17.1. уважаемая Дарья
Как дети и что? Напишите заявление в полицию о угрозах в адрес ребёнка
Удачи вам и Вашим близким.
Вам помог ответ? Да Нет
18. Здрвствуйте, у моего ребёнка проблемы проблемы в школе-конфликты с учителями, учителя пугают ребёнка а не родителей судами, полицией. Изьяли телефон с записью как учитель материт ученика, куда написать заявление.
18.1. Смело пишите заявление в прокуратуру, они начнут проверки в отношении директора и учителей. Удачи Вам в Вашем деле!
Вам помог ответ? Да Нет
18.2. Заявление по факту кражи вы можете написать в УВД. По поводу оскорбительного отношения к ребенку — в комиссию по делам несовершеннолетних (тоже при увд).
Вам помог ответ? Да Нет
19. У моего ребенка 1 клашки был конфликт с учителем, пришлось привлеч администрацию школы, было достигнуто взаимопонимание, причем мирным разговором. Но теперь родители ополчились на мою супругу и прям на прямую без стеснения при ней в разговоре друг с другом ее обзывают паршивая овца обьявилась в нашем стаде. Как нампо закону прекратить это не вступая с ними в конфликт. С уважением папа первокласника.
19.1. Вам необходимо обратиться с заявлением в полицию на данных граждан о привлечении к административной ответственности. Всего хорошего приятного вечера.
Вам помог ответ? Да Нет
20. У меня сын учиться во втором классе. Между одноклассником произошел конфликт. Мы пострадавшая сторона. Ребенок боится говорить правду. В школе говорит одно, дома другое. Преподаватель отвел моего сына к школьному психологу без присутствия родителя. Правомерно ли это. Это можно рассуждать как психологическое давление, для того чтобы избежать учителю своей ответсвенности.
20.1. Подавайте жалобу в прокуратуру. Жалоба пишется в произвольной форме (своими словами), подается по почте либо вручается лично.
Вам помог ответ? Да Нет
20.2. Обратитесь к руководству школы с письменным заявлением о проведении служебного расследования по данному факту, в чем именно выразился конфликт, родителей должны были поставить в известность.
Вам помог ответ? Да Нет
21. У моего сына в школе произошёл конфликт с одноклассницей. Классный руководитель повела себя не педагогично. Она написала в ватсапе не лично мне, а что бы все родители это видели. Тем самым она спровоцировала всех родителей против меня и моего ребёнка в плоть до того что практически все захотели его выгнать вообще из школы. Ну ведь можно было написать лично мне и мы бы урегулировали конфликт. Я не хочу так оставлять но не знаю куда написать жалобу.
21.1. Можете подать жалобу в департамент образования на директора школы, но прежде нужно разбираться, что вообще произошло и почему родители других детей настроены настолько негативно.
Идите к директору и разговаривайте с ней. Возможно понадобиться родительское собрание, где Вы решите этот вопрос.
Вам помог ответ? Да Нет
21.2. Обратитесь в отдел образования, в прокуратуру о проведении проверки по данному факту. Действия педагога неправомерны, вы можете оспорить в судебном порядке.
Вам помог ответ? Да Нет
22. Поступило заявление от родителей класса о переводе ученика, который создаёт конфликты в классе, в другой класс? Имеет ли право директор школы на основании этого заявления принять решение о переводе ученика в другой класс?
22.1. Да конечно
Имеет ли право директор школы на основании этого заявления принять решение о переводе ученика в другой класс?
Вам помог ответ? Да Нет
23. Родитель (бабушка) одноклассника угрожал моему ребенку возле школы за конфликт между школьниками. Дети второго класса обменялись «тумаками» на физкультуре. Мы встретились с этими родителями они заявили что не правы а на следующий день сняли побои и подали заявление в полицию теперь инспектор хочет нас с ребенком допросить.. Какие наши действия должны быть.
23.1. — Здравствуйте, кроме как оправдываться, вам больше ничего не остаётся делать, а воспитанием ребёнка вы похоже не занимаетесь совсем. Удачи Вам и всего хорошего.
Вам помог ответ? Да Нет
24. Над ребенком систематически издеваются в школе, на переменах не дают прохода, после уроков гоняются чтоб побить, но до битья пока дело не дошло, на уроках не дают учиться, отвлекают, беседа с родителями и учителями результата не дали, возможно конфликт из-за того что мы с Украины, хотя прямых доказательств нет. Что делать? К кому обращаться?
24.1. Обращаться в управление образования, раз руководство школы игнорирует ситуацию. Можно обратиться в местный женсовет, к уполномоченному по правам ребенка (на местном уровне) — обязательно помогут, Геннадий.
Вам помог ответ? Да Нет
24.2. уважаемый Геннадий
И что с того что вы с Украины? Сдайте ребенка на секцию карате, таэквандо это решит проблему
Удачи Вам и вашим близким!
Вам помог ответ? Да Нет
25. В моей школе из-за личного конфликта увольняют учителя, как можно вернуть его, что писать, родители готовы подписать все что надо, учитель очень сильный, активный и инициативный, что делать? Сейчас надо написать объяснительную на имя директора, можно образец?
Пишите на эл. почту [email protected]
25.1. На почту слать не будем, но можете написать что:
учитель очень сильный, активный и инициативный, нам очень нравится преподавание данного учителя, он очень многое дает детям и тп. и т.
Вам помог ответ? Да Нет
26. Вахтер школы после многочисленных конфликтов с замами, родителями, учениками «кинула» заявление 24.11.16 г. об уходе с 30 декабря, но вышла с 28.11. на больничный до 07.12.и сейчас требует с угрозами восстановления, но на ее место на время больничного взят др. вахтер. Можем ли мы оформить нового вахтера, например с 01.12.16 г., постоянно, отказав предыдущей в восстановлении. С уважением. Виктор Павлович.
26.1. Если сотрудник написал заявление об увольнении по собственному желанию, он имеет право отозвать его в течении 2-х недель. НО работодатель имеет право отказать в восстановлении на работу если на данную должность принят другой сотрудник на постоянной основе. В вашем случае Вы можете взять нового вахтера и отказать другому.
Вам помог ответ? Да Нет
27. Моего сына пытаются удалить со школы родители одноклассников, по причине того что мой сын обижает их сыновей, но мой сын исключительно защищается и просто дает им сдачу вот и все! Ситуация зашла слишком далеко мамаши написали массово жалобу с тем чтоб моего ребенка убрали со школы, что делать незнаю ребенка классный руководитель засаживает по полной программе и не пытается уладить конфликт, а наборот подливает масла в огонь! Помогите!
27.1. Возможно в вашем случае проще перевестись в другую школу. На коллектив школы жалуйтесь в отдел образования, на родителей и детей в прокуратуру.
Вам помог ответ? Да Нет
27.2. Необходимо обратиться в департамент образования, а также желательно найти хорошего психолога, чтобы проконсультировал Вашего сына, как вести себя в такой ситуации.
Вам помог ответ? Да Нет
28. У детей произошел конфликт. Мама одноклассника пришла в школу и в присутствии других одноклассников схватила за рукав ребенка и начала его оскорблять. Ребенок пришел домой в истерике. Рыдал всю ночь. Сегодня иду к врачу за справкой в поликлиннику о психическом состоянии моего ребенка. Подскажите, как написать заявление в полицию о том, что родитель не имела права так поступать. Ребенок несовершеннолетний.
28.1. Примерно так.
Начальнику
о фио, проживающей
Прошу привлечь к ответственности фио, которая дата, время, место
совершила в отношении моего малолетнего ребенка фио, дата рождения
насильственные действия (схватила за рукав одежды) и публично оскорбила, причинив тем самым нравственные страдания моему ребенку.
Дата, подпись.
Вам помог ответ? Да Нет
28.2. А где учителя были? Они тоже виноваты в том, что не пресекли это деяние. Должны были прекратить это дело. Пишите жалобу и на родительницу и на учителей. Согласно ФЗ «Об образовании» за ребенка в школе отвечает именно школа.
Вам помог ответ? Да Нет
29. У нас в школе между родителями проижошел конфликт, но одна родительница настраивает своего ребенка против другого, потом одного из детей по прозбе родительницы вызвал психолог и стал распрашивать, Скажите законно ли без родителей распрашивать и вызывать ребенка, теперь ребенок боится что ее вызывут к директору! Что нам делать! Спасибо.
29.1. в том, что с вашим ребенком проводил беседу психолог без разрешения родителей усматривается прямое нарушение законодательства.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. n 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» статья 42. статья 44.
Кроме того, в результате такой беседы был нанесен психологический вред, развились фобии и стрессы. Есть основания для обращения в прокуратуру!
Вам помог ответ? Да Нет
30. В школе узнали что в данный момент родители в отъезде и я (15 лет) нахожусь с совершеннолетним братом. Со стороны классного руководителя пошли угрозы в шутку типо «мне что написать куда следует»,»мне тебя в приют сдать» .Скажите могут ли в школе поднять панику по этому поводу? Конфликтов в школе серьезных не было, на учете нигде не стою, но стало не по себе. Как мне поступить?
30.1. Могут поднять шум конечно, поскольку вы фактически находитесь без присмора родителей, а брат не может их заменить. Но если семья благополучная у вас, думаю. Что особых проблем не будет а по приезду родители все уладят.
Вам помог ответ? Да Нет
Кто такие «родители-юристы» и что они делают в школе
Какие же родители нужны нашей школе, а какие откровенно мешают? И речь не всегда здесь о комиссии по питанию и участии в школьной жизни, а о том, как родители пытаются защитить своих детей. Почему они часто такой защитой ребёнку мешают — рассуждает наш блогер, учитель математики одной из московских школ.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Здесь, на «Меле», были популярны одно время статьи о типажах учителей и о классификации родителей. Учитель-дятель, родитель-призрак… Хочу в виде полушутки добавить ещё один малоизученный тип родителей, которых в последние годы становится всё больше. Назовем их «юристы».
Сразу оговорюсь, что название условное и к юридическому образованию никакого отношения не имеет. Просто это родители, которые не спрашивают у ребёнка, чем он занимался в школе, потому что это их не волнует. Куда больше их заботит, чем занимались с ним учителя, точнее насколько законна их (наша) деятельность. Начну с простого примера.
— Господин Кёлер, почему вы поставили моему сыну Мюллеру Гансу четверку с минусом?
— Ну… Там был небольшой недочёт. Ставить три всё-таки не хочется, а поставить четвёрку было бы несправедливо.
— Я не об этом вас спрашиваю. Я его работу вообще не видел. Он просто пришел и сказал: «Папа, мне поставили четверку с минусом!». Я спрашиваю, каким нормативным документом обосновано выставление такой отметки? В школе нет таких отметок, вы в курсе?
Вот это самый важный вопрос у родителя-юриста. По какому праву? Каким законом обосновано?
— Да, вы, вероятно, правы. Я поставлю три. По формальным критериям это, к сожалению, три.
— Нет, вы не поставите три. Вы сомневаетесь, а любые сомнения должны трактоваться в пользу ребёнка!
— Господин Мюллер, а вот эта ваша мысль в каком-нибудь законе зафиксирована?..
И так во всём. На каком основании школа интересуется, какие кружки и факультативы посещает ребёнок вне школы? Зачем школе знать, где и с кем находится ребёнок во время каникул? В каком локальном акте можно прочитать критерии оценивания контрольной работы? Каким локальным актом закреплено, сколько и по каким предметам должно быть выставлено пятёрок а) призеру олимпиады, б) победителю олимпиады? В каком законе прописано, как выставлять четвертные?
Ребенок расписался за технику безопасности — о, это вообще веер вопросов: законность сбора подписей, компетентность сотрудника, проводившего инструктаж, законодательное обоснование необходимости этого инструктажа и так далее. А как регламентирована частота проведения самостоятельных и контрольных работ? (Надо ещё понимать, каким тоном это обычно спрашивают: «Слушайте, у вас тут пять уроков в неделю и через каждые три-четыре — самостоятельная. Это нормально вообще?»).
И всё это происходит всегда в атмосфере этакого недоверия — в первую очередь, к учителю. «Учитель разве имеет право…» и дальше варианты: задавать столько домашнего задания, проводить самостоятельную в один день с другим учителем (у того же класса), ставить двойки за поведение, ставить двойку в четверти, давать задание на каникулы или даже вызывать к доске?.. Это вопросы, которые мне и вправду задавали.
Такие родители-юристы даже не много, в общем-то, доставляют хлопот, потому что самое очевидное, что может сделать классный руководитель — это дать контакты соответствующего зама директора: по безопасности, по воспитательной или по учебной работе.
Огорчает совсем другое. Они вот так зачастую решают проблемы воспитания
Если бы я в своё время пришел и пожаловался матери, что мне поставили двойку за поведение, мама ответила бы мне что-то вроде «извинись перед учителем и в следующий раз веди себя хорошо».
Сейчас схема другая: звонок классному руководителю — и двойка на следующий рабочий день исчезает. Потому что да, нельзя ставить двойки за поведение. Но что усваивает ребёнок? Что учитель не прав, что можно на него наехать и решить проблему, и что на уроке можно вести себя черт-те как.
Я не говорю, что такие родители не правы. Возможно, их в детстве покусал злой юрист и всячески обижали учителя, ущемляя их конституционные права, поэтому такими… эээ… внимательными и заботливыми они теперь стали. Но что ими движет? Неужели и вправду какая-то опасность скрыта в дурацкой бумажке а-ля «разрешаю моему ребенку приносить с собой еду»? Просто молча подписать — нет?..
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
10 прав, которыми могут пользоваться родители в школе
Официально школьное образование в России бесплатное, но порой, родители воспринимают как норму то, что с них собирают деньги на расходные материалы и ремонт, заставляют записывать ребенка в кружки, не сообщают о медицинских обследованиях. Отстоять свои права родителям школьников бывает непросто, но всегда полезно знать о том, на что можно рассчитывать.
- Выбирать школу, форму обучения и язык
- Не платить за бесплатное
- Отказаться от кружков и олимпиад
- Выбрать семейное обучение
- Покупать форму там, где захочется
- Узнавать, как учат детей
- Проверять оценки и успеваемость ребенка
- Защищать интересы детей
- Узнавать о медицинских и психологических обследования
- Участвовать в управлении школ
Выбирать школу, форму обучения и язык
Фото: asawin/pxhere.com
Вы можете выбрать для своего ребенка не только ту школу, к которой относитесь по месту жительства. Но имейте ввиду, что в любую школу сначала зачисляют детей по прописке и льготников. В некоторых школах вы можете выбрать и форму обучения, и язык, а также предметы для углубленного изучения, но здесь все зависит от конкретной школы.
Не платить за бесплатное
Учат в государственных школах бесплатно, вы можете сдать деньги на ремонт, подарки, спортивный инвентарь, но только при условии, что все родители согласны. Есть и другой вариант поддержать школу — благотворительный взнос.
Отказаться от кружков и олимпиад
У любой школы есть право организовывать на своей базе работу платных факультативов, кружков, секций — цены утверждает руководство школы. Но вас никто не вправе заставлять водить туда вашего ребенка и платить за занятия вне общей программы.
Выбрать семейное обучение
Фото: TJENA/pixabay.com
Да, по закону вы можете перевести ребенка на такую систему. Но она потребует и от вас, и от школьника больше дисциплины и сил, чем обычная. Если все же решили, что это вам подходит, сообщите о переходе школе, составьте план консультаций с учителями и проходите промежуточную аттестацию.
Покупать форму там, где захочется
Школа может потребовать от родителей приводить ребенка на занятия в форме. Но никто не может заставить покупать ее в определённом месте. То же касается и обуви, а также канцелярских принадлежностей.
Узнавать, как учат детей
В России есть стандартные школьные программы, но есть моменты в разных школах, которые отличаются: количество часов на некоторые предметы, темы уроков, план обучения. Родители могут ознакомиться с программой заранее, она должна быть размещена на сайте школы.
Проверять оценки и успеваемость ребенка
Фото: Надежда Кей
Учителя отказываются показывать журнал с оценками детям, но родителям отказывать в этом они не могут. А еще вы можете попросить выставлять оценки в дневник ребенка или выписывать на листочек.
Защищать интересы детей
Если вы столкнулись с тем, что права вашего ребенка в школе нарушают, будь то право на образование, охрану здоровья или отдых, обращайтесь с жалобами к директору, в департамент образования или в прокуратуру. На каждое такое заявление официальные структуры обязаны отреагировать.
Узнавать о медицинских и психологических обследования
Если с вашим ребенком работал врач или психолог, вы имеет право ознакомиться с результатами. А еще вы можете не давать согласие на обследования или прививки и присутствовать при всех медицинских процедурах.
Участвовать в управлении школ
Родители имеют право влиять на школьную жизнь. Они могут решать, сколько платить охране, совмещать ли два класса в один, каким семьям оказывать материальную поддержку. Об этом написано в уставе школы: вам нужно стать членом родительского комитета или управляющего совета школы и тогда вы сможете принимать участие во всех важных событиях школьной жизни.
Ранее мы писали о том, что по Нижегородской области начнут курсировать «Мобильные Кванториумы».
По материалам дзен-канала «Т — Ж»