20 шокирующих обычаев и традиций древней Украины Reporter UA
Добрачный секс, танцы при мертвеце , магическое зелье . Это те традиции украинцев, о которых знает далеко не каждый. Наш набожный народ местами выполнял такие обряды, что трудно не удивиться.
Девушки предлагали поженится ребятам
До 17 века украинские девушки могли первыми предложить женитьбу ребятам. О » дикуой» традицию вспоминал французский инженер и картограф Гийом Левассер де Боплан в своем » Описании Украины».
Девушка приходили домой к парню , у которого была влюблена , и при всех его родных предлагала жениться . Отказать девушке — считалось плохой приметой. Поэтому ребята были вынуждены прощаться со счастливой холостяцкой жизнью .
Между объятиями и сексом
На вечерницах была заведена традиция , которая позволяла молодым людям пообщаться » ближе » .
Холостые парни и девушки собирались на вечерницы (преимущественно дома у вдовы , которая должна была следить за ними). Здесь они ели , пили , играли игры , а потом занимались » прижимами » .
Сформированы пары ложились спать вместе и занимались » сексом наполовину «, то есть так , чтобы сохранить девичью невинность . Однако , это не всегда удавалось , часто девушки беременели и даже не понимали , как это случилось . Есть данные , что 45,6% девушек, которые ходили на вечерницы, теряли девственность до брака.
Всеразрешающая ночь на Купала
Ивана Купала — праздник единения человека с природой. А как говорят, что естественно — то не стыдно, поэтому на этот день парни и девушки позволяли себе недозволенное, но такое естественное.
Девушки плели венки и бросали их в воду или огонь, если парень доставал венок — девушка была вынуждена целоваться с ним. Кроме того, весь вечер девушка должна была провести с парнем в паре. И мало что могло случиться между молодыми людьми ночью в лесу во время поиска цветка папоротника без присмотра строгих взрослых …
Купала в Украине празднуют и сейчас: с венками, пением и голыми танцами вокруг костра.
Бокал девственности
Старинный гуцульский обычай, который сломал не одну жизнь молодой женщины, описывает писательница Мария Матиос.
На следующий день после первой брачной ночи в присутствии всех гостей Жених произносил тост-благодарность отцу невесты. Отец подходил к столу, за которым сидят молодые. Жених правой рукой брал деревянный бокал, указательным пальцем закрывая дно, говорил тост «Пью до вас, отец» и выпивал, не отпуская пальца от дна.
После этого алкоголь наливался для отца невесты. Если невеста была целомудренная — бокал был без дырки на дне. Если же добродетель невесты была нарушена до свадьбы — жених давал отцу бокал с дыркой и отец при всех гостях обливался напитком.
Жениху в первую брачную ночь помогал дружба
Первая брачная ночь молодоженов была развлечением для всех гостя. Пока пара впервые занималась сексом, под дверью стояли гости и пели срамные песни. На нежности молодожены имели не более получаса.
Разумеется, не всех мужчин такое настраивает на нужный лад. Поэтому, если жених не справлялся — ему на помощь приходил старший дружба. Причем часто это был близкий родственник жениха, а в некоторых случаях помогал отец жениха. Если они за это не брались, невесту девственности лишали свахи … пальцами!
Девственность на показ
Простыню или рубашку с кровью после первого полового акта невесты выносили на всеобщее обозрение . Если невеста оказалась уже » начатой » получала клеймо на всю жизнь.
Женщина и кровь
Менструальную кровь украинцы считали нечистой. В » эти дни» женщины должны преимущественно сидеть дома . Им нельзя было работать ни по хозяйству, ни принимать роды , ни даже ходить на похороны.
Так как белья не носили , кровь просто стекала по ногам и загрязняла рубашку .
Нечистой считалась кровь, которая вытекла при рождении ребенка . Женщина после родов 40 дней не выходила на люди.
Влагалище — канал в загробную жизни
Кровь во время менструации считалась опасной для мужчин. Влагалище , из которой вытекает кровь , считали каналом в загробную жизни , что может затянуть в себя и укусить.
Приворожить мужчину кровью
Несмотря на то, что наши предки считали кровь во время менструации грязной — ее использовали для приворотов! Считалось, если подмешать кровь мужчине к питью, то можно было приворожить его на всю жизнь.
Веточка в крови
Охота в горах всегда отличалось от охоты в другой местности. Жители гор издавна имели уважение к зверю. Некоторых странных обычаев охотники придерживаются до сих пор.
Когда животное убивают, охотник крестится, снимает шапку и становится перед ней на колени.
Если охота происходит в дубовом лесу, то дубовую веточку обмазывают кровью убитого животного и вставляют в шляпу охотника.
Ворота на крыше
На Андрея ребята имеют право делать убытки , без наказания. Ранее ребята возле домов девушек запутывали дорогу нитками , ставили чучела . А чаще всего (традиция сохранилась до сих пор ) снимали ворота и хоронили их неподалеку, например забрасывали на крышу.
Яйцо , которое найдет клад
В пасхальную ночь украинцы старались не спать. Считалось , кто уснет в эту ночь — весь год будет сонным .
Поэтому пока не спали, развлекались как могли. Наши предки верили , что в пасхальную ночь красное яйцо поможет найти … сокровище ! Считалось , что яйцо , нагреваясь в руке , указывает на скрытый клад. Однако этот обряд считали опасным .
Домовой , выношенный под мышкой
Жизнь гуцулов всегда была связана с верой в духов , потусторонние силы , ведьм и тому подобное. Но представители этого горного этноса не только верили и предохранялись от загадочных сил , но и сами выращивали их !
Гуцулы считали, что от яйца — кладки от черной курицы можно выносить газдивника ( домового ) . Такое яйцо они носили под мышкой 9 дней. Этого бытового черта называли » Хованець «, » Антипкой , » слуга » .
Круг от нечистой силы
На Закарпатье на Юрия собирают волшебное зелье. Вечером к каждому зелью надо прикоснутся палкой , чтобы ему не помешали ведьмы.
Спать ложились прямо у зелья. Причем нельзя разжигать костры, а вокруг себя надо обвести круг, чтобы защитить себя от нечистых сил. А уже утром травы начинают собирать и перед каждым говорят: «Беру зелье незнаное, чтобы было хосенное». Идя домой с травами, надо избегать всяких встреч.
«Запечатанная» вышиванка
Вышиванка — идентичность украинцев. Ее носили на будни и в праздники. Но так, как наши предки были суеверны, вышиванку «запечатывали» от злых духов. Для этого в вышивке нарушали симметрию. Наши предки верили, что им это может помочь.
Есть с одной тарелки
На Сочельник была традиция , когда все члены семьи ели блюда из одной тарелки. В некоторых семьях эта традиция сохранилась.
Топор и страх
В Сочельник , а иногда на Новый год хозяин дома пугал деревья. Для этого он принимал топор и замахивался ней на дерево , которое плохо родило . Но не рубил его , а только пугал . Кто-то из членов семьи должен был вступиться за дерево и обвязать его соломенным перевеслом .
В некоторых регионах дерева трясли и обмазывали тестом . Это должно было помочь урожайности.
Сено на полу
На Рождественские праздники в доме на пол стелили сено или солому . Так по ней и ходили вплоть до третьего дня Рождества или утром на Новый год. После этого сено выносили и сжигали его на дороге , у ворот или в саду. Иногда через этот огонь прыгали .
Игры на похоронах
Гуцулы — особые люди , и даже похороны у них не похож на похороны других этносов.
Умершего здесь держали два дня, на третий хоронили . По вечерам вокруг покойника собирались родные и соседи , дьяк читал псалмы , а после того всех угощали … водкой.
Дикой традицией гуцульских похорон являются так называемые » грушки » . Это игры , в которые играла молодежь во время похорон , вроде тех , в которые играли во время весенних гуляний и свадеб .
Коза при мертвеце
В быту населения Карпат также была традиция играть в игры при мертвецы . Для этого в частности использовался макет головы козы , который носили на шесте , похожий на тот , который носят на Меланку .
Также пели и танцевали , провожая умершего в другую жизнь .
Покойный , который пьет воду
Горцы перед домом , где лежал покойник , разжигали костер и трубили в трембиты .
В доме не пили воду , поскольку считалось , что ее могла пить душа . Если кто-то хотел сесть на скамейку , то дул на нее, чтобы не раздавить душу покойного .
Запутать дорогу мертвецу
Те же горцы гроб из дома выносили так , чтобы помешать умершему отыскать дорогу домой . Покойника выносили ногами вперед через заднюю дверь . Затем трижды стучали гробом о порог , чтобы умерший попрощался с предками и больше не возвращался.
Когда гроб из дома выносили , на том месте , где она стояла , разбивали новый горшок. А путь , которым выносили покойного , посыпали рожью и ячменем , чтобы дома больше никто не умирал .
Пикник на могиле
Хотя христианская религия и церковь просит этого не делать , существует традиция с устроением » пикников» на кладбище. На могилу в разные праздники приносят еду и даже алкоголь. Это все расставляют и оставляют покойнику . Кроме того , родные пьют над могилой.
Также читайте: Весеннее путешествие в Закарпатье (ФОТО)
Культура Украины — Википедия
Традиционный украинский танец в исполнении ансамбля ВирскогоКультура Украины — культура украинского народа, других народов и народностей Украины и государств, предшествующих УССР, современной Украины.
Для украинской национальной культуры основополагающей и базовой является народная культура, на основе которой постепенно сформировались профессиональные наука, литература, искусство. Своеобразие украинской культуры определили также влияния географических условий, особенности исторического пути, а также взаимодействие с другими этнокультурами. Важным историческим этапом развития культуры стало принятие христианства в X веке.
Украинский народ имеет богатую и бурную историю. Жить ему пришлось на распутье, через которое проходило много разных народов и племён. Почти каждый из них покушался на украинскую землю. В таких тяжёлых, сложных условиях приходилось защищать свою свободу от врагов, приходилось быть и порабощённым. Эта борьба воспитала в украинцах яркую, характерную черту — свободолюбие. Именно она привела к тому, что уже в конце XVI века на Украине осуществлялась самая первая в то время демократия
Вследствие трудностей исторического пути Украины (монголо-татарское завоевание в XIII веке, польско-литовская экспансия в XIV—XVI веках, зависимость от Российской и Австрийской империй в XIX—XX веках) в украинской традиции народная культура сыграла исключительную роль. Это произошло, так как в XVI веке, когда феодально-боярская знать приняла католичество и польскую культуру, и к концу XVIII века, когда верх казацкой старшины был русифицирован, украинское общество развивалось в значительной мере без полноценной национальной культурной элиты.
Истинными творцами и носителями культуры продолжали оставаться широкие массы общества — крестьяне, казаки, ремесленники. Украинская культура на протяжении длительных периодов своей истории развивалась как народная. В ней большое место занимали фольклор, народные традиции, которые придавали ей особое очарование и колорит. Особенно ярко это проявилось в искусстве — народных думах, песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций, корни которых восходят к культуре Киевской Руси, стал возможным подъём украинской культуры и в XVI—XVII вв., и культурное возрождение в XIX веке.
В то же время ощутимы и отрицательные последствия такого характера развития украинской национальной культуры. В течение длительного времени много талантливых людей, которые родились и выросли на Украине, затем покидали её, связывали свою дальнейшую жизнь и творчество с русской, польской и другими культурами. Кроме того, прогресс в области естественных наук был выражен слабее, чем в гуманитарной.
Вместе с тем, самобытная и старинная система образования, которая достигла своего расцвета во время Казачества и обеспечила практически сплошную грамотность населения, давняя традиция книгописания, ориентированность на ведущие центры Европы, в частности на византийские культурные традиции, а также как центра наук и высшего образования благодаря развитой сети коллегиумов, Острожской и Киево-Могилянской академии; меценатство и государственная поддержка культуры рядом выдающихся государственников — Константином Острожским, Петром Конашевичем-Сагайдачным, Иваном Мазепой и др. — всё это позволило поднять украинскую культуру на мировой уровень, создать ряд классических шедевров в области книгопечатания, архитектуры, литературы, достичь значительных успехов в науке.
Известный исследователь украинской культуры Иван Огиенко отмечал, что украинской культуре с самого начала были присущи открытость миру, отсутствие ксенофобии и гуманизм. Говоря о гуманистической сути украинской культуры, нужно отметить и то, что сама система ценностей данной культуры в период её активного развития (XVII—XIX века) была довольно специфической. Богатый материал для такого вывода даёт творческое наследие Григория Сковороды, Феофана Прокоповича, Пантелеймона Кулиша, Тараса Шевченко. В своих философских сочинениях они решали вопрос о сущности и условиях человеческого счастья, о смысле человеческого существования.
В отличие от общественного мнения других европейских стран, где проблемы бедности, болезней и бескультурья планировалось преодолеть путём технического прогресса, повышения производительности труда, с помощью усилий просвещённых монархов и социального экспериментирования, украинские мыслители призывают к другому. «Родственный труд» и самопознание, свобода, ради которой не жалко расстаться с благополучием, ограничение жизненных потребностей, предпочтение духовности, нежели материальности — вот те пути и рецепты счастья, которых придерживались и которые пропагандировали ведущие украинские мыслители в духе более позднего европейского экзистенциализма. Сегодня такие подходы имеют особое значение для всего человечества.
Истоки[править | править код]
На территории современной Украины археологами найдено многочисленное количество культур, охватывающее весь исторический период развития человечества — периоды палеолита, мезолита и неолита. Железный век на территории Украины представлен Черняховской культурой, а медный век — трипольской и ямной культурами.
Что касается истоков украинской культуры, то на сегодняшний день существует несколько гипотез украинского этногенеза:* Теория «извечности» — существует столько, сколько вообще существует человек современного типа, то есть от 30-40 тыс. до 2-3 млн лет;
- Теория автохтонности (М. Грушевский), согласно которой украинскую этническую основу составляло население позднего палеолита, которое проживало на территории Украины, а россияне и белорусы имели свою отдельную этническую основу и территорию проживания;
- Теория «единой колыбели» (которая была общепринятой в СССР): зарождение и развитие трёх близких славянских народов с единой древнерусской народностью;
- Теория «независимого развития отдельных восточнославянских народов», то есть украинского, русского, белорусского, получившая распространение в последнее время.[источник не указан 2120 дней]
Культура Руси[править | править код]
В IX веке в Восточной Европе возникло монархическое государство Русь, центром которого стал Киев. Основой культуры Руси стала самобытная культура восточнославянских племён. На момент её возникновения в хозяйственном укладе славян давно уже преобладало земледелие, важными промыслами стали скотоводство, охота, рыболовство и бортничество. Достаточно высокого уровня достигло к X веку и ремесло — изготавливались изделия из железа и цветных металлов, развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба на камнях и дереве.
Рубежным событием стало принятие христианства, которое приходило на смену языческим верованиям русских племён, и было официально принято Владимиром Великим в 988 году. Принятие христианства значительно ускорило развитие письменности (некоторое время сосуществовали кириллица и глаголица), а также литературы, древние памятники которой написаны на церковнославянском языке. Важными стали влияния Византийской культуры, в частности распространился византийский стиль в архитектуре, в духовной музыке распространился знаменный распев.
XIII—XV века[править | править код]
Татаро-монгольское иго середины XIII века стало причиной затяжного экономического упадка. В ряде производств наблюдалось падение или забвения сложной техники, упрощалась ремесленная промышленность. На длительное время было приостановлено строительство. Центром духовной культуры была православная церковь, которая обладателями Орды оставалась нетронутой.
С упадком Киевского и Черниговского княжеств главным центром развития украинской культуры являлось Галицко-Волынское княжество, которое находилось в более благоприятном геополитическом положении. Ситуация стала постепенно меняться с вхождением юго-западных русских земель в состав Великого княжества Литовского. В культуре становится заметным западноевропейское влияние, Его сочетание с местными традициями определило культурное содержание эпохи. Значительных высот достигли научные знания в гуманитарных областях: философии, истории. Развивались светские мотивы в литературе. Архитектура храмов приобретает черты готического стиля, распространённого в городском строительстве Европы. Продолжалось развитие различных жанров народного искусства: декоративно-прикладного, музыкального, театрального. Народное творчество обогащалось героическими, освободительными мотивами.
XVI—XVIII века[править | править код]
В XVI веке продолжается стабилизация и оживление экономической жизни, рост количества городов. На Волыни и в Галичине всё шире практиковалось строительство светских сооружений не из дерева, а из камня и кирпича, в XV веке во Львове был построен водопровод.
С заключением Люблинской унии в 1569 году юго-западные «рутенские» земли оказались во власти Речи Посполитой. Позиция социальной элиты в новых условиях была неоднозначной.
Своей меценатской деятельностью[прояснить] прославились князь Константин (Василий) Острожский, князь Юрий Слуцкий, Елизавета (Галшка) Гулечивна. Однако большинство украинских феодалов, верхушка духовенства в условиях господства Речи Посполитой удалялись от национальной культуры — языка, традиций, православной веры.
В этой исторической ситуации роль духовного лидера народа взяло на себя казачество — самобытное общественное положение, которое сформировалось в XV—XVI веках. Именно казачество подхватило традицию национальной государственности, выступило защитником православной церкви и украинского языка.
XIX век[править | править код]
В конце XVIII века территория Украины была разделена между Австро-Венгрией (20% площади) и Российской (80% площади) империями. Украинская культурная и национальная идентификация в конце XIX века формировалась в противовес общероссийской культурной идентификации и была с самого начала тесно связана с фольклорным слоем западно- и южнорусской культуры. Уважительное отношение к малороссийскому фольклору породило украинофильство, а затем — идею государственной самостоятельности Украины.
ХХ — начало XXI века[править | править код]
Конспект занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Культура и традиции украинского народа»
Традиции и обычаи украинского народа.
Оборудование: компьютер, экран, рушники, каравай, веночки, запись украинских народных песен.
Звучит песня
Выходят три ученика в украинских национальных костюмах, держат каравай на рушнике.
— Мы расскажем вам об украинском народе, его традициях и культуре.
1.Много разных стран на свете,
В них живут и дружат дети.
По соседству с Россией страна –
Украиной она названа!
2. О, как прекрасна Украина!
Ее широкие поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля!
3. Украина, Украина-
Солнце светит, небо сине.
На лугах и там и тут
Маки красные цветут!
4. Если мы хотим кого-то 5. Каравай земли и неба
Встретить с честью и почётом, На твоём столе —
Встретить щедро от души, Ничего сильнее хлеба
С уважением большим, Нету на земле.
То гостей таких встречаем В каждом маленьком кусочке
Круглым пышным караваем. Хлебные поля,
Он на блюде расписном А на каждом колосочке
С белоснежным рушником. Держится земля.
С караваем соль подносим В малом зёрнышке пшеницы
Поклонясь, отведать просим: Летом и зимой
-Дорогой наш гость и друг, Сила солнышка хранится
Принимай хлеб-соль из рук. И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
Хлебный колосок!
— Что же такое Украина?
— Украина – независимое государство. Столица Украины — город Киев.
— Голубая и желтые полосы на флаге Украины означают безоблачное небо и желтую пшеницу в поле.
— А на гербе изображен трезубец князя Владимира, который, крестил Русь.
— Украина – это страна, в которой проживают люди разных национальностей: украинцы, русские, белорусы, молдаване, татары, болгары, евреи и другие.
— Cоседями Украины являются Россия, Белоруссия, Польша, Словакия, Венгрия, Молдова.
— Крупнейшая река Украины – Днепр.
— Всем известны национальные украинские блюда: борщ, вареники, сало, галушки!
— На Украине родились известные писатели и поэты, например: Николай Гоголь, Тарас Шевченко, Леся Украинка.
— Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил Украине такие строки:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой-Церковью сияет… (Отрывок из поэмы «Полтава»)
— А еще Украина – это красивые народные песни.
-Каждая нация, каждый народ имеют свои традиции и свой национальный костюм.
Традиционный украинский национальный костюм – это яркие, красивые вышивки, цветы и ленты.
А еще – рушники.
-Рушник — обязательный атрибут каждого праздника.
В течение всей жизни рушник был рядом с людьми:
на нем гостям подавали хлеб-соль, и это означало большое гостеприимство хозяев.
с рушниками приходили к матери поздравить с новорожденным ребенком;
рушник давали близким людям в добрый путь, к счастью и быстрому возвращению.
— А знаете ли вы, что украинский веночек является одним из особенных оберегов?
— А еще считалось, что в веночках есть какая-то волшебная сила, способная защитить от любой беды.
Звучит песня
(Выходит группа девочек)
Я в свой веночек тысячелистник вплела — символ непокоренности .И ромашку, она приносит здоровье, добро и нежность.
А я — гроздья калины, хмель, василек –- символы красоты, здоровья и силы.
А я вплела бессмертник – символ преданности и здоровья.
А от бессонницы я мак вплела и барвинок — символ вечной жизни.
А чтобы в доме покой был, я бархатцы вплела.
А я еще барвинок вплела – символ жизни и бессмертия. И мальву – символ веры, надежды и любви.
-Девочки, а сколько цветов у нас в веночке получилось? (12)
Верно. В украинском веночке должно быть 12 цветков, каждый из них- оберег!
А веночки мы еще лентами украсили!
Светло-коричневая лента – символ земли-кормилицы.
Желтые ленты – символ солнца, светло-зеленые – символ красоты и молодости.
Голубые, синие – символы неба и воды, они дают силу и здоровье,
Оранжевая — символ хлеба, а фиолетовая – символ мудрости человека,
Малиновая – символ душевности, искренности, розовая – символ достатка.
На Украине существуют разные обычаи и традиции. Одна из них – празднование Ивана Купалы.
Опять вечерняя заря
Над речкой запылала,
В разгаре летняя пора,
Встречаем ночь Купалы!
Плетут красавицы венки,
На суженых гадают,
В траве высокой светлячки,
Как звёздочки, сияют.
А молодёжь над костерком
Уж носится вприпрыжку
И в лес за сказочным цветком
Сквозь чащу тропку ищет.
Цветок укажет дивный клад
И счастья всем отмерит.
Но только тот Купале рад,
Кто в чудеса поверит!
На Ивана на Купала
Веселее в мире стало!
Солнце, ярче разгорайся,
Всех теплом согреть старайся!
Пусть вам этот день несет
Впечатлений хоровод!
Пусть купальская вода
Даст здоровья на года!
Танец.
*Пусть радость живет на планете.
И яркое солнце встает
Плетут венок дружбы счастливые дети
Заводят большой хоровод.
*Друг мой незнакомый, помни об одном:
Нет другого дома, шар земной – наш дом!
Дом, где есть соседи, недруг или друг,
Дом крыльцом на север, окнами на юг…
На одной планете мы с тобой живём.
Мы – планеты дети,
Шар земной – наш дом!
Украинские обычаи — Дом Солнца
РождествоОдним из основных украинских обычаев является празднование Рождества. В предрождественский день — 6 января — отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя — рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар — компот из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как пост закончился, на стол подают разнообразные мясные блюда.
По обычаю, под вечер Рождества гурьба колядников ходила с торбами для сбора гостинцев. Они выбирали себе главного — Березу (или Березая), латкового (который собирал сало и колбасы), казначея, хлебоношу, звездаря (носил зарю), танцоров, звонарей, скрипачей и т.д. Коляда длилась несколько ночей, пока не обходили каждый дом в поселении.
Масленица
Еще один популярный украинский обычай — неделя Масленицы. Этот праздник существовал на Руси ещё в дохристианские времена. Обычай предполагает проводы зимы и встречу весны. После появления христианства на Руси Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим постом. Основные отличия праздника — это блины и народные гуляния.
В древней Руси блин считали символом солнца, так как он, подобно солнцу, тоже жёлтый, круглый и горячий, и верили, что съедая блин, люди получают частичку его тепла и силы.
Обычай красить яйца — обязательный атрибут праздника Пасхи. Фото: photos.com
Пасха
Праздник Воскресения Господня или Великдень празднуют в первую неделю после весеннего равноденствия и полного месяца. Вместе с людьми его отмечает и пробуждающаяся природа.
Семейный обед в этот день готовят особенно торжественно и украшают цветами. Обычай красить яйца — обязательный атрибут праздника. Также на Пасху существует обычай приветствовать друг друга радостным возгласом «Христос воскрес!», на что отвечают — «Воистину воскрес!» Это приветствие выражает радость верующих, аналогичную радости апостолов, которые узнали о воскресении Христа.
Троица
Согласно Библии, в этот день на апостолов снизошла благодать Святого Духа. В Украине праздник Троицы отмечают 3 дня — Зеленое или Клечальное воскресенье, Клечальний понедельник и Богодухов день.
На Зеленое воскресенье, согласно поверьям, надо быть осторожными, поскольку это день активности потерчат, мавок, русалок и другой нечисти. На Зеленое воскресенье, по украинским обычаям, девушки гадают. Они идут к пруду и пускают венки за водой, и если они сойдутся, то считается, что девушка в этом году должна выйти замуж. В Зеленое воскресенье также посещают на кладбище своих умерших родственников.
В Клечальный понедельник после церковной службы, по традиции, освящают поля, чтобы Бог защитил их от пожаров и града. Дети устраивают игры.
Богодухов день особенно отмечают девушки. Они организовывают различные забавы, к примеру, «водить Тополю». Её суть заключается в том, что выбирают самую красивую девушку, которая и играет роль Тополи. Красавицу украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. В сопровождении веселой ватаги Тополя ходит от дома к дому, и хозяин каждого должен её щедро отблагодарить гостинцами.
Ивана Купала
Ивана Купала, так же Иванов день, — является одним из народных обрядовых обычаев. Его история уходит в очень глубокую древность. Праздник связан с периодом летнего солнцестояния, поворотом солнца к зиме. Его отмечают в ночь на 7 июля или по старому стилю 24 июня, когда чарующая красота природы создает сказочный пейзаж, на котором и происходят магические купальские забавы.
Ночь на Ивана Купала, чаще всего очень темная, а чары в эту ночь особо могущественны. В эту пору, по поверьям, созревает много магических растений, которые нужно собрать до восхода солнца. Целительна купальская роса, которой, по обычаям, необходимо умыться.
В эту ночь просыпается «нечисть», слышен говор животных, распускается папоротник, он возгорается дивным огнем, сразу гаснет и осыпается. Тому, кто сорвет этот цветок, откроются богатства всей земли и он обретет всемогущество. Широко известны купальские гадания: девушки бросают венки в воду и наблюдают за ними, чей венок быстрее всех поплывет, та и выйдет замуж раньше других.
Старинные обычаи — сокровище украинского народа и культуры. Хотя все эти движения, обряды и слова, которые составляют народные обычаи, на первый взгляд не имеют никакого значения в жизни человека, но они веют на сердце каждого из нас чарами родной стихии и являются живительным бальзамом для души, который наполняет ее мощной силой.