Мужские свадебные костюмы — Русские народные костюмы — ЖЖ
Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Вятская губерния, Котельнический уезд
Костюмы женихов и севера и юга России не отличались большим разнообразием и богатством. По-видимому, не существовало различий между костюмами венчального и новобрачного периодов.
Традиционный свадебный наряд жениха состоял из плисовых, суконных, нанковых или льняных штанов, яркой шелковой, сатиновой или белой домотканой рубахи, тканого пояса, суконного кафтана «с борами» (с отрезной талией и вставленными по бокам клиньями), суконной или меховой шапки и, в отдельных местах, шейного платка, шубы. На венчании жениха часто подпоясывали богато вышитым или вытканным полотенцем. Платки, традиционно являющиеся принадлежностью женского костюма, в свадебном обряде использовались также как деталь одежды жениха.
Его передавала невеста жениху через сваху. Платок свидетельствовал о состоявшемся сватовстве. Весь предсвадебный период и во время свадьбы жених носил шелковый или ситцевый платок, повязанный на шее или выглядывающий из кармана, чтобы окружающие могли его видеть.
Костюм жениха из Котельнического уезда состоял из красной ситцевой рубахи «александринки», штанов из домотканого льна, длинного пояса из шерстяных нитей, сапог. Рубаха сохранила архаичный крой.
Она изготовлена из центрального, сложенного пополам полотнища с вырезанным на сгибе округлым отверстием для головы; по бокам пришиты более короткие скошенные полотнища. Рубаха имеет левосторонний грудной разрез, закрытый широкой планкой, и высокий воротник-стойку, застегивающиеся на несколько пуговиц с прорезными петлями. Рукава выполнены из прямых, слегка скошенных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. В верхней части центрального полотнища с изнаночной стороны рубаха продублирована светлым холстом.
Подчеркнутую нарядность рубахе придает вышивка яркими цветными хлопчатобумажными нитями, выполненная крестом. Она украшает воротник, нагрудную планку и концы рукавов. Мотивы узоров из гирлянд роз, бутонов, многолепестковых цветов заимствованы с модных эрокаровских образцов.
Штаны-«порты» из домотканой льняной ткани темносинего цвета в белую узкую полоску сшиты из двух сложенных по долевой нитке юлотнищ ткани со вставленными в них двумя клиньями, один которых заворачивается наперед, а другой назад. На одном из швов, соединяющих полотнища спереди, оставлена небольшая прореха. Штаны закреплены на шнуре-«гашнике». Их носили заправленными в сапоги, поэтому они шились укороченными.
Рубаха подпоясывалась поясом, плетенным на дощечках из разноцветных шерстяных и хлопчатобумажных нитей с узором из поперечных столбиков и продольных полос. Концы пояса украшены большими пышными кистями с помпонами.
Мужская свадебная рубаха. 1920-е гг. Курская губерния, Суджанский уезд
Свадебная рубаха жениха из Суджанского уезда выполнена из белой домашнего приготовления хлопчатобумажной ткани в крупную красную клетку в сложной технике многоремизного ткачества.
Рубаха туникообразная, т. е. не имеет плечевых швов; к боковым сторонам центрального полотнища спереди и сзади пришиты по два более коротких, скошенных по одной стороне, полотнища, слегка закругленные по низу. Любопытно, что боковые полотнища пришиваются к переднему не прямой, а скошенной стороной. Рукава сшиты из цельных, зауженных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. На левой стороне груди — разрез, закрытый планкой. Воротник-стойка застегивается на две, грудной разрез — на одну пуговицу. В верхней части рубаха с изнанки дублирована холстом.
Узкий пояс, который повязывал жених поверх рубахи, сплетен на дощечках из шерстяных разноцветных нитей. Его концы соединены вместе, на них — несколько ярусов цветных кистей с белыми стеклянными бусинами.
Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Рязанская губерния, Сапожковский уезд
Рубаха жениха из Сапожковского уезда имеет туникообразный крой. Тканые заготовки с красными браными узорными полосами для нее, так же как и для некоторых женских рубах, готовились заранее. По-видимому, для этой свадебной рубахи на ткацком стане было выткано три полотнища: одно — центральное длиной 174 см и два длиной по 136 см, которые разрезались пополам и из них кроились боковые полотнища и рукава.
На сгибе центрального полотнища вырезана горловина. Воротник-стойка застегивается на две пуговицы с воздушными петлями. Он сшит из белого холста, надставленного вверху и слева по линии грудного разреза полоской кумача, окаймленной черным шелковым шнуром. По линии горловины нашита узкая полоска кумача и синяя тесьма-вилюшка. К кумачовым полоскам крепятся золотистые металлические блестки. Многорядный браный узор на подоле и рукавах составлен из цепочек стилизованных цветов, косых крестов, гребенчатых и крюковых ромбов. По низу рукавов и к подолу пришито красно-белое, плетенное на коклюшках кружево с фестончатым краем.
Рубаху подпоясывали узким шерстяным пояском с двойными кистями, на концах кистей подвешены металлические блестки.
С подобной рубахой и поясом носили синие в продольную полоску порты, зауженные книзу, заправлявшиеся в сапоги или онучи с лаптями.
Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд
Мужская свадебная рубаха Бирюченского уезда по покрою близка женской рубахе той же местности. Она отличается длиной (102 см), пришитой к подолу цветной шелковой лентой, а также отсутствием «золотых ремней» и оборочек-«брыжжей» на манжетах. Так же как и к женской рубахе, обязательным дополнением к ней служило ожерелье-«грибатка», что является уникальным явлением в русском мужском костюме.
Русский народный свадебный костюм. С.В. Горожанина Л.М. Зайцева
http://www.bibliotekar.ru/rusSvadba/
09:27 pm — Русский народный свадебный костюм Девичий «печальный» костюм Конец XIX — начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд Опираясь на фольклорные и этнографические материалы восточнославянских народов, современные исследователи пришли к выводу об общих древних представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного обрядов. Так, в довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться», оплакивая свое девичество, носить траурную одежду. Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм из Темниковского уезда, выполненный в конце XIX — начале XX в., относится к категории «печальных», или «горевых», костюмов. По-видимому, его могли носить как молодые девушки, собираясь к венцу, так и пожилые женщины. Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд В отдельных местах Вятской губернии девятое воскресенье после Пасхи было известно как «девичий праздник». В этот день нарумяненные девушки на выданье прогуливались по улицам в своих лучших нарядах в надежде привлечь к себе внимание женихов, а женихи и их матери высматривали будущих невест, придирчиво оценивая по одежде достаток их семей, чтобы затем послать к ним сватов. Девичий праздничный костюм 1910—1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, с. Жемковка Этот наряд могла носить и девушка на выданье и молодая женщина. Костюм состоит из рубахи, сарафана и пояса с карманом. Девичий венчальный костюм Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд Костюм новобрачной 1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга) Костюм новобрачной 1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд Женский свадебный костюм Конец XIX — начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей. Народный свадебный обряд федосеевцев не отличался от традиционного народного северорусского обряда. Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых молодые несколько раз меняли свои наряды. Девичий праздничный костюм Начало XX в. Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Красная Дубрава В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества. Начало XX в. Рязанская губерния, Скопинскии уезд
Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка27. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха. Девичьи венчальные костюмы Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд
|
Русские народные свадебные костюмы жениха и невесты. Русский национальный свадебный костюм
Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Вятская губерния, Котельнический уезд
Костюмы женихов и севера и юга России не отличались большим разнообразием и богатством. По-видимому, не существовало различий между костюмами венчального и новобрачного периодов.
Традиционный свадебный наряд жениха состоял из плисовых, суконных, нанковых или льняных штанов, яркой шелковой, сатиновой или белой домотканой рубахи, тканого пояса, суконного кафтана «с борами» (с отрезной талией и вставленными по бокам клиньями), суконной или меховой шапки и, в отдельных местах, шейного платка, шубы. На венчании жениха часто подпоясывали богато вышитым или вытканным полотенцем. Платки, традиционно являющиеся принадлежностью женского костюма, в свадебном обряде использовались также как деталь одежды жениха.
Его передавала невеста жениху через сваху. Платок свидетельствовал о состоявшемся сватовстве. Весь предсвадебный период и во время свадьбы жених носил шелковый или ситцевый платок, повязанный на шее или выглядывающий из кармана, чтобы окружающие могли его видеть.
Костюм жениха из Котельнического уезда состоял из красной ситцевой рубахи «александринки», штанов из домотканого льна, длинного пояса из шерстяных нитей, сапог. Рубаха сохранила архаичный крой.
Она изготовлена из центрального, сложенного пополам полотнища с вырезанным на сгибе округлым отверстием для головы; по бокам пришиты более короткие скошенные полотнища. Рубаха имеет левосторонний грудной разрез, закрытый широкой планкой, и высокий воротник-стойку, застегивающиеся на несколько пуговиц с прорезными петлями. Рукава выполнены из прямых, слегка скошенных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. В верхней части центрального полотнища с изнаночной стороны рубаха продублирована светлым холстом.
Подчеркнутую нарядность рубахе придает вышивка яркими цветными хлопчатобумажными нитями, выполненная крестом. Она украшает воротник, нагрудную планку и концы рукавов. Мотивы узоров из гирлянд роз, бутонов, многолепестковых цветов заимствованы с модных эрокаровских образцов.
Штаны-«порты» из домотканой льняной ткани темносинего цвета в белую узкую полоску сшиты из двух сложенных по долевой нитке юлотнищ ткани со вставленными в них двумя клиньями, один которых заворачивается наперед, а другой назад. На одном из швов, соединяющих полотнища спереди, оставлена небольшая прореха. Штаны закреплены на шнуре-«гашнике». Их носили заправленными в сапоги, поэтому они шились укороченными.
Рубаха подпоясывалась поясом, плетенным на дощечках из разноцветных шерстяных и хлопчатобумажных нитей с узором из поперечных столбиков и продольных полос. Концы пояса украшены большими пышными кистями с помпонами.
Свадебная рубаха жениха из Суджанского уезда выполнена из белой домашнего приготовления хлопчатобумажной ткани в крупную красную клетку в сложной технике многоремизного ткачества.
Рубаха туникообразная, т. е. не имеет плечевых швов; к боковым сторонам центрального полотнища спереди и сзади пришиты по два более коротких, скошенных по одной стороне, полотнища, слегка закругленные по низу. Любопытно, что боковые полотнища пришиваются к переднему не прямой, а скошенной стороной. Рукава сшиты из цельных, зауженных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. На левой стороне груди — разрез, закрытый планкой. Воротник-стойка застегивается на две, грудной разрез — на одну пуговицу. В верхней части рубаха с изнанки дублирована холстом.
Узкий пояс, который повязывал жених поверх рубахи, сплетен на дощечках из шерстяных разноцветных нитей. Его концы соединены вместе, на них — несколько ярусов цветных кистей с белыми стеклянными бусинами.
Рубаха жениха из Сапожковского уезда имеет туникообразный крой. Тканые заготовки с красными браными узорными полосами для нее, так же как и для некоторых женских рубах, готовились заранее. По-видимому, для этой свадебной рубахи на ткацком стане было выткано три полотнища: одно — центральное длиной 174 см и два длиной по 136 см, которые разрезались пополам и из них кроились боковые полотнища и рукава.
На сгибе центрального полотнища вырезана горловина. Воротник-стойка застегивается на две пуговицы с воздушными петлями. Он сшит из белого холста, надставленного вверху и слева по линии грудного разреза полоской кумача, окаймленной черным шелковым шнуром. По лин
Русский народный свадебный костюм
Сегодня свадебная мода поражает своим разнообразием, и каждая невеста может выбирать не только фасон и цвет наряда, но и его длину. В старину невесты надевали убранства, которые также подчеркивали красоту и юность, но в то же время все детали имели определенное символическое значение.
Русские свадебные народные костюмы – основные черты
Во времена Руси белоснежных нарядов не было, так как белый цвет считался символом святости и чего-то духовного. Девушки самостоятельно на протяжении нескольких лет шили себе свадебные платья, которые украшали вышивкой и яркими узорами. Русские народные свадебные платья были уникальными, но все они имели общие черты:
- если замуж выходили представительницы боярского рода, наряды шились из дорогих и тяжелых тканей, девушки из крестьянских семей такой роскоши себе позволить бы не смогли, потому ткани были более дешевыми;
- практически все русские народные свадебные платья украшали характерными узорами: цветами, ягодами и листьями, которые являлись символом добра;
- русский народный свадебный костюм всегда был пестрым и красочным, невеста в нем была яркой и привлекательной по старорусским канонам красоты.
Русские свадебные народные костюмы – обычаи и традиции
Сегодня молодые девушки приобретают максимум два наряда: один для свадебной церемонии, а второй для шумного гуляния с гостями на второй день. В старину же каждая девушка подготавливала минимум четыре платья, в соответствии с русскими народными свадебными традициями. Необходимо было сшить отдельные убранства для венчания, церемонии заключения брака, а также подготовить костюм на гуляние.
Что касалось девичника, то для него девушка надевала яркий сарафан и рубашку под низ. Особенностью этой нижней рубашки были очень длинные рукава. Дело в том, что согласно поверью, жених со своей невестой не должны были соприкасаться голыми рукам.
Еще одной деталью русского традиционного свадебного платья был головной убор. Он представлял собой нечто похожее на венок из лент, и после венчания всю эту красоту невеста дарила своей близкой подруге или сестре. Непосредственно на венчание надевали платье красного цвета, именно он в те времена был символом красоты, радости и веселья.
Для второго дня празднования подбирали русский народный свадебный костюм из самых дорогих материалов, которые могла себе позволить семья девушки. Именно это платье было не просто красиво расшитым и украшенным всяческими орнаментами, на него повязывали традиционный кушак, который носили все замужние женщины.
Мужской русский свадебный наряд (КМ2039)
Кафтан свадебный из белого жакарда. Украшен золотой тисьмой и дизайнерскими пуговицами
Все вещи данной коллекции являются эксклюзивом.
Русские свадебные народные костюмы представляют особую культурную ценность. Они являются частью истории нашей страны, однако и в условиях современности русские свадебные наряды вызывают живой интерес. Русский стиль, его уникальные свадебные традиции остаются источником вдохновения многих дизайнеров, и, конечно же, современных невест и женихов.
Русские свадебные костюмы отличались от повседневной одежды, прежде всего, цветовой гаммой, материалами изготовления, декором. Каждая деталь наряда (а их было немало — свадебный костюм на Руси был
В качестве материалов изготовления свадебных нарядов выбирались натуральные ткани домашнего производства — лен, шерсть. Изо льна, тонкого и легкого, выполнялись свадебные рубахи, а сарафаны невест изготавливались из более плотных тканей.
Головные уборы русских невест
Неизменными атрибутами свадебного женского наряда на Руси были головные уборы, которые надевались на волосы, распущенные, или заплетенные в аккуратные косы. Для кос были предусмотрены особые украшения —
Контакты «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой»
Просим Вас, по возможности, за час до визита в салон одежды в русском стиле звонить по указанному номеру.
Салон находится по адресу: г.Москва ул. Ильинка, 4, Гостиный двор, вход 15. Салон работает с 11:00 до 20:00, пн-пт
Консультация по индивидуальному заказу: 8-909-992-29-93
Русская свадьба | Журнал Ярмарки Мастеров
Продолжая свадебную тему, немного поговорим о русской свадьбе, ее традициях и обрядах.
Традиционная русская свадьба — достаточно жестко выверенный и последовательный ритуал, в котором все целесообразно, символично и ничего лишнего. В свадебном обряде русского народа выделяется три последовательных этапа: — довенчальный, включавший в себя сватовство, сговор, осмотр дома, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане перед свадьбой и различные обрядовые действия на территории невесты; — сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи. Центральное место занимал свадебный пир; -послесвадебный, охватывал второй день свадебного пира и обряды, направленные на приобщение молодой к семье и дому мужа, и визиты молодых к ближайшим родственникам.
Подружки же во главе со свидетельницей наряжают невесту. Разумеется, наряд невесты в древности отличался от современного.Свадебное платье должно быть с пышной юбкой и кружевами. В старину цвет платья невесты обязательно должно быть красным.
Костюм новобрачной Воронежской губернии начала ХХ века.
Свадебный головной убор «сорока».
Пензенская губерния. Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Он состоит из рубахи, поневы распашного кроя, пояса, нагрудного украшения гайтана. Такой наряд носили с двурогой сорокой, украшенной золотной вышивкой.
Женский свадебный костюм состоятельной невесты.
Богатые невесты носили на себе несколько килограммов драгоценных камней, золотой и серебряной вышивки.
Какие свадебные наряды у русских императриц можно только догадываться, но примерно представить все-таки можно.
Императрица Александра Федоровна.
Венчание — кульминация свадьбы — церемония заключения брака в Православной церкви, а также регистрация его в метрических книгах.
После венчания молодые приезжали в дом родителей жениха, где их уже ждал свадебный стол.
И какая же свадьба без тройки лошадей!
Перед тем как зайти в дом родителей мужа, молодых встречали с караваем.
Стоит отметить, что раньше каравай не делили, пытаясь установить, кто в семье будет хозяином, ведь в патриархальной России такой вопрос и не ставился. Каравай продавали гостям: разрезать его традиционно доверяли ребенку, а гости выкупали кусочки на счастье.
Круглая форма свадебного каравая символизирует солнце и предвещает богатую, счастливую жизнь. Традиционное украшение каравая — плетеные косички, позже появились розочки и листочки.
Сегодня же каравай подают молодым их матери, как правило, перед началом свадебного банкета. Так гости встречают молодоженов. Причем, молодоженам предстоит делить этот каравай и кормить друг друга. Кто отломит большой кусок, тот согласно приметам станет в семье хозяином.
Гости на свадьбе осыпают молодоженов зерном, которое является символом богатства и плодородия. Затем муж берет молодую жену на руки и вносит в свой дом. Таким образом, по старинным суевериям можно было обмануть домового, вводя в дом чужого для него человека.
А иногда так.
Или вот так.
На этом, пожалуй, я закончу свою статью. Совет да любовь! И стали они жить поживать, да добра наживать!
Свадьба в русском стиле. Особенности
Свадьба в русском стиле. Особенности
Подумайте, какую именно свадьбу вы хотите – ту, чтобы «сбивала с ног» всех гостей или ту, от которой в сердце останутся самые лучшие воспоминания?
Не важно, что вы ответите, ведь свадьба в русском стиле подойдет как в первом, так и во втором случае.
Особенности организации свадьбы в русском стиле
Первое, что следует отметить, говоря об особенностях организации свадьбы в русском стиле – это то, что для такого праздника необходимо сделать Россию центром своей супружеской жизни. Делая выбор в пользу традиционного русского костюма, вы не просто следуете моде, вы становитесь осознанным патриотом.
Важна и поддержка родителей и друзей. Без их участия организовать свадьбу в русском стиле будет просто-напросто невозможно. А все потому, что необычная, конечно же, для современных людей, одежда должна быть не только на невесте и женихе, но и на всех остальных приглашенных.
Боярские наряды от Валентины Аверьяновой
Русская свадьба. Фото
Также при организации свадьбы в русском стиле не забывайте, что:
не следует спешить, ко всему стоит подходить с особой тщательностью;
не следует никого удивлять, свадьба – это, в первую очередь, таинство, день, в который два человека получают благословение от Бога на совместную жизнь, и только потом веселье с застольем и фотографиями в традиционных русских костюмах.
Нельзя не отметить и то, что на свадьбе обязательно нужно поблагодарить родителей, ведь без них этого бы ничего не было. Покажите маме и папе, что вы действительно их любите. И они дадут свое благословение на брак.
Свадьба в русском стиле. Фото
Современные свадебные наряды в русском стиле от Валентины Аверьяновой.
Что является основой свадьбы в русском стиле?
Молодые, которые становятся частью Древа Жизни Рода, являются основой свадьбы в русском стиле. Конкурсы же – на последнем плане.
Начинаться и оканчиваться торжество должно благословением, благословением от Бога и родителей. Искренне помолитесь, постойте у святых икон, а после этого примите свадебный каравай.
От крепких алкогольных напитков и бестактных звуков лучше всего отказаться. Первое можно заменить на вино и шампанское, второе – на красивую, легкую музыку. Предупредите гостей о том, чтобы они не выходили за рамки приличия и не говорили глупости за столом.
Свадебные боярские наряды от Валентины Аверьяновой
А что по поводу традиционного русского костюма?
Традиционный русский костюм может быть любым – и крестьянским, и боярским. Его желательно надеть не только жениху и невесте, но и гостям.
Русское льняное платье с мстерской вышивкой от Валентины Аверьяновой
При оформлении помещения для проведения свадьбы в русском стиле не стоит использовать большое количество символов нашей страны – матрешек, балалаек, статуй медведей, посуды, расписанной гжелью. Это выглядит безвкусно.
Если вы примите во внимание наши советы, то свадьба в русском стиле пройдет, как говорится, на все 100, а традиционные русские костюмы будут передаваться из поколения в поколение.
Каждая вещь — это авторская работа с тщательно подобранной тканью, узорами, ручной вышивкой и кружевом, отшивается только по индивидуальному заказу и вашим уникальным параметрам. Заказать пошив Вы можете, связавшись с нами.
Контакты «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой»
Просим Вас, по возможности, за час до визита в салон одежды в русском стиле звонить по указанному номеру.
☎+7(495)114-50-16
Салон находится по адресу: г.Москва ул. Ильинка, 4, Гостиный двор, вход 15
Салон работает с 11:00 до 20:00, пн-пт
Почта: [email protected]
Группа «Вконтакте»: www.vk.com/clubslavmoda
Инстаграм: www.instagram.com/rus_slavmoda/
Боярский женский наряд «Красная Москва» XXI века от Валентины Аверьяновой: боярское платье, шубка, кокошник с ряснами, оплечье, поручи и тяж с росшивом.
Женский боярский наряд от Валентины Аверьяновой: боярское женское платье, кушак, двусторонняя шубка, головной убор — венец.
Боярское женское платье от Валентины Аверьяновой
Современный женский свадебный наряд от Валентины Аверьяновой: нижнее платье, верхнее платье, венец и накосник.
Боярское женское платье и венец от Валентины Аверьяновой
Боярское женское платье и кокошник с ряснами от Валентины Аверьяновой
Мужской боярский наряд от Валентины Аверьяновой: рубаха-кафтанчик, порты, кафтан с кушаком.
Мужской боярский наряд от Валентины Аверьяновой: рубаха-кафтанчик, порты, кафтан с кушаком.
Женский свадебный боярский наряд XXI века от Валентины Аверьяновой: боярское платье и шубка.
Женский свадебный боярский наряд XXI века от Валентины Аверьяновой: боярское платье с кушаком и шубка.
Мужская рубаха-кафтанчик с поясом от Валентины Аверьяновой
Мужской кафтан XXI века от Валентины Аверьяновой
Женский свадебный боярский наряд XXI века от Валентины Аверьяновой: боярское платье и шубка.
Боярский женский наряд от Валентины Аверьяновой: боярское платье расшитое, шубка, оплечье расшитое съемное.
Коруна «Анастасия» и накосник от Валентины Аверьяновой
Венец с платом от Валентины Аверьяновой
Русский головной убор — венец с жемчугом от Валентины Аверьяновой
Девичье русское украшение — накосник от Валентины Аверьяновой