2. Философская система. Различные принципы создания философских систем в истории философии. Приведите примеры.
фС=теоретическая форма+нетеоретическая форма
ФС — это теоретическре выражение духа народа, эпохи. Она проясняет систематизирует, организует, проектирует и направляет жизненный опыт народа на основе теоретических импульсов и обоснованного мировоззрения.
Различные принципы создания философских систем в истории философии:
если ФС развита последовательно из единого принципа, то она моностическая (аристотель, гегель, маркс, спиноза)
если ФС создана из двух несовместимых, то это дуалистическая система (декард)
если ФС создана из многих, то это плюрализм
если ФС создана из несоеденимых, то это эклектика (кузен, Лейбниц)
3. Принципы и исторические формы материалистической, идеалистической, религиозной философии. Приведите примеры.
Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является первичным началом (причиной), а идеальное (понятия, воля, дух) — вторичным (результатом). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.
Материализм прошел три этапа:
1) Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греции в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Общая черта древнего материализма состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего.Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Анаксимен полагал, что все возникает из воздуха. Гераклит и считал, что все возникает из огня. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит).
2) В средние века материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о «совечности природы и бога». В 16-18 веках, в странах Европы Бэкон, Гоббс, Гельвеций, Галилей, Гассенди, Спиноза, Локк и другие сформулировали метафизический и механистический материализм. Эта форма материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Материализм 17-18 веков связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. Вершиной в развитии этой формы материализма на западе был «антропологический» материализм Фейербаха, в котором наиболее ярко проявилась созерцательность.
3) В 1840-х годах Карл Маркс и Фридрих Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма. Во второй половине 19 века дальнейшим шагом в развитии материализма явилась философия революционных демократов, которая стала производным от соединения гегелевской диалектики и материализма (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотев и другие), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и других.
Основными формами материализма в историческом развитии философской мысли являются: античный материализм, исторический материализм, метафизический материализм Нового времени и диалектический материализм.
Философия религии в широком смысле — совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализаций её природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философские рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку; в узком смысле — эксплицированное автономное философское рассуждение о божестве и религии, особый тип философствования.
Формы философии религии
Исследователь и методолог религии Ю. А. Кимелев выделяет две основные формы рассмотрения философии религии:
1. Философское религиоведение. Главная задача — философское осмысление феномена религии, религиозного отношения человека к действительности, в первую очередь, к божественной реальности, проблемы гносеологии и религиозного языка (субъективная сторона религиозной жизни).
2. Философская теология. Главная задача — философско-религиозные концепции бытия верующего и вытекающие из этого контекста проблемы свободы воли, необходимости и случайности, сущности и существования, атрибутов Бога и т. д. (онтологическая сторона).
Философия религии — это автономное философское рассуждение о Боге/божестве и религии (Платона, Фомы Аквинского, Б.Спинозы, И.Канта, Г.Гегеля и т. д.). Это сближает философию религии с историей философии.
Идеализм – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм. Многовековая история идеализма весьма сложна. Основные формы идеализма возникли уже в Древней Греции. Классической формой объективного идеализма была философия Платона. Ее особенность — тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. В средневековой философии идеализм представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшими представителями были: Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 века: Дж. Беркли и Д. Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с другой — объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм. Своего наивысшего расцвета философский идеализм достиг в немецкой классической философии.
Определения философии.
В настоящее время в философской литературе имеется ряд определений философии. Вот некоторые из них:
Философия – учение о всеобщих принципах бытия и познания.
Философия – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, познания.
Философия – это наука о всеобщем (Гегель).
Философия – это знание о мире, пропущенное через душу человека.
Философия – это критическое отношение к миру, учение об отношении человека к миру, о его познавательных способностях и возможности творить добро и зло.
Предметом философии является всеобщее, то есть то, что присуще всем областям (частям) действительности, что отражает их сущность и является наиболее устойчивым. Первые философские школы Древней Греции искали то единое, неизменное, из чего, по их мнению, состоит всё многообразие мира. Они назвали это первопричинами, первоначалами (архэ) всего сущего. Так, Фалес, первый из семи мудрецов, провозгласил первоначалом воду (влажное), его последователь Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит -_атом (нечто неделимое, абстрактное, умопостигаемое, чувственно не воспринимаемое начало, подобное бытию Парменида). Это были первые материалистические представления о первоначалах.
У Платона и его последователей, названных впоследствии идеалистами, первоначалом (всеобщей основой) являлись нематериальные сущности. Платон назвал их идеями, эйдосами, парадигмами, Аристотель – формами и т.д. Под всеобщим можно подразумевать не только первоначала и первопричины, но и всеобщие формы мышления: понятия, принципы, законы. У Гераклита таким всеобщим законом, который «правил всем при помощи всего» был Логос.
Философские понятия.
Всеобщие понятия носят название категорий, к которым относятся: бытие, материя, сознание, движение,пространство, время отношение, причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, сущность иявление, общее, особенное, единичное, свобода и др.
БЫТИЕ – это всё существующее, как материальное, так и духовное.
МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человека.
СОЗНАНИЕ – способность человека создавать образы мира, его свойств, его сущности и явлений, высшая способность к адаптации в мире и к его преобразованию.
ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи; изменение вообще, начиная от простого механического перемещения и кончая мыслительными процессами.
ПРОСТРАНСТВО – форма существования вещей в их координационной связи и субординации, характеризуется трёхмерностью и изотропностью (равноправностью всех направлений).
ВРЕМЯ – форма последовательной смены существования вещей и их состояний, характеризуется длительностью, однонаправленностью и необратимостью существования вещей.
ОТНОШЕНИЕ – опосредованная связь между вещами, явлениями и свойствами объектов.
ПРИЧИНА – это явление (событие), порождающее другое явление (событие).
СЛЕДСТВИЕ – явление, порождённое причиной.
НЕОБХОДИМОСТЬ — это такое отношение между явлениями, которое определяет их существование; сужение этого отношения ведёт к сужению возможностей существования этих явлений.
СЛУЧАЙНОСТЬ – форма проявления и дополнения необходимости.
ЦЕЛОЕ – это когерентность, согласованность (синергийность) поведения элементов системы; единство связей и отношений между элементами, образующее интегративное качество, присущее целому и отсутствующее у отдельных частей.
ЧАСТЬ – элемент целого, который, однако, представляет собой самостоятельное целое, но в данном отношении подчиняется целому.
ЯВЛЕНИЕ – сущее как таковое или внешнее проявление, обнаружение сущности.
СУЩНОСТЬ – это основание явления, а также вся совокупность возможностей проявления и дальнейшего развития этого основания. Основанием можно назвать систему законов, управляющих данным явлением.Явление существенно, сущность является (Гегель).
ОБЩЕЕ – свойство, присущее всему классу рассматриваемых явлений.
ОСОБЕННОЕ – свойство, присущее некоторым явлениям рассматриваемого класса.
ЕДИНИЧНОЕ – свойство, присущее одному конкретному явлению.
СВОБОДА – осознанный непринуждённый выбор субъекта на основе познанной закономерности (необходимости).
Итак, философия имеет свой ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ. ОБЪЕКТ философии – общие и всеобщие свойства, законы, отношения в мире, включая человека и его сознание.
ПРЕДМЕТ – это выделенная часть объекта. Но поскольку предмет философии – тоже всеобщее, то объект и предмет познания в ней совпадают!
Предмет и объект философии соотносятся по степени общности – они в конечном счёте тождественны, чего мы не находим ни на одном другом уровне познания.
Из сказанного вытекает, что формирование объекта и предмета философии одновременно создаёт и особую специфику философии, особую структуру её знаний и особую роль в обществе.
В Риме, в Ватиканском дворце, находится зал, на одной из стен которого размещается знаменитая фреска Рафаэля «Философия» (1508-1511), получившая в 17 веке название «Афинская школа».
Её содержанием является эмоциональное отношение художника к принципу единства фундаментальных закономерностей мироздания и фундаментальных ценностей человеческой жизни, или, другими словами, к принципу единства философской теории и житейской практики. Это тот самый принцип, который так волновал много лет спустя Иммануила Канта. В тщетных поисках этого принципа он сформулировал в «Критике практического разума» (1788) свою мысль, ставшую его эпитафией: «Две вещи наполняют мой дух новым и всё большим благоговением – звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне».
Любая развитая философская система покоится на трёх китах: РЕАЛЬНОСТЬ (будь то атомы Демокрита, идеи и вещи Платона, бытие с его атрибутами и вечным двигателем Аристотеля, божественная сущность и сотворённый ею материальный мир Августина и Фомы Аквинского, субстанция Спинозы, монады Лейбница, абсолютный дух Гегеля, универсальная воля Шопенгауэра, брахман индийских философов, дао китайских мудрецов и т.д.),ИСТИНА, и ЦЕННОСТЬ. Эти понятия в истории философии могут, разумеется, подвергаться различным модификациям, развиваться и обобщаться, но они не могут «устареть». Это связано с тем, что они учитывают три минимальных требования общечеловеческого здравого смысла – принцип объективности мира, принцип его познаваемости и принцип осмысленности человеческого существования.
В связи с этим обретает особый интерес вопрос об истинности философского знания и о критериях такой истинности. Критерий истинности философского знания лежит за пределами этого знания по той причине, что философское знание есть своеобразная надстройка над теми видами знания, которые связаны непосредственно с практической деятельностью. Таковым, в конечном счёте, является научное знание, как естественное, так и социальное, охватывающее все сферы культуры. Преимущество имеет та философская система, критерий истинности которой совпадает с критерием истинности в науке. Так, многие философские принципы получили научное подтверждение. Рассмотрим некоторые из них.
Портал:Философия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуФилосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из множества форм мировоззрения, одна из сфер человеческой деятельности, особый способ познания. |
Весёлое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире. Иммануил Кант |
Фрэ́нсис Бэ́кон (1561—1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.
Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого — быть использованным человеком.
- GUNNM
- Аватар (фильм, 2009)
- Адам
- Аксиома параллельности Евклида
- Альтюссер, Луи
- Базалья, Франко
- Берлинское детство на рубеже веков
- Брехт, Бертольт
- Вайнберг, Иехиэль Яаков
- Ван Тао (журналист)
- Галилей, Галилео
- Гулд, Стивен Джей
- Гумилёв, Лев Николаевич
- Делёз, Жиль
- Дигби, Кенелм
- Дик, Филип Киндред
- Дмитриев-Мамонов, Эммануил Александрович
- Жуань Юань
- Зиновьев, Александр Александрович
- Иванов, Вячеслав Иванович
- Иоанн Креститель
- Исидор Севильский
- Кампанелла, Томмазо
- Кан Ювэй
- Капитализм как религия
- Кикимора
- Клейн, Лев Самуилович
- Ковальчук, Илья Валерьевич
- Конец истории и последний человек
- Космология в иудаизме
- Крескас, Хасдай
- Леви бен Гершом
- Лейбниц, Готфрид Вильгельм
- Лян Цичао
- Маймон, Соломон
- Манихейство
- Марцинковский, Владимир Филимонович
- Моизм
- О государстве
- О начале человеческой истории
- О понятии истории
- Овечкин, Александр Михайлович
- Оригенизм
- Основания математики
- Парадокс Рассела
- Первый оригенистский спор
- Пирифой
- Плифон
- Послание монаха Роджера Бэкона
- Приключения кота Фрица
- Проханов, Иван Степанович
- Семёнов, Юрий Иванович
- Спор Ньютона и Лейбница о приоритете
- Структурализм
- Уолстонкрафт, Мэри
- Чжан Бинлинь
- Эйлер, Леонард
- Эйнштейн, Альберт
- Юнг, Томас
- Янь Фу
Атеизм Креационизм Энциклопедия философских наук
Введение. Что такое философия?
Смысл слова «философия»
Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.
Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.
Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии — читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.
Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.
Два примера философствования
В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточно определенно, целесообразно рассмотреть примеры подлинного философствования.
Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходимы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впервые это поняли уже упоминавшийся Платон и его великий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие наук и искусств, во многом определила характерные черты современной цивилизации.
Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.
Философское — значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное.
Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе. Но не любая свобода приемлема. Причем речь идет не только о том, чтобы поставить заслоны действиям различного рода экстремистов и тех, кого справедливо называют преступниками. Перед каждым человеком встает вопрос о согласовании своих действий с интересами других. Иначе говоря, мы ставим вопрос об ответственности. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в общественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция ответственности приобрела философское значение. Над ее разработкой энергично работают философы всех развитых стран.
Оба приведенных примера показывают, что философия не стоит на месте. Продолжим разговор о специфике философии. В этой связи очень показательно умение некоторых людей формулировать суть философии кратко, ярко, нескучно. Немецкий философ Кант вопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Это все философские вопросы, ибо наиболее полные ответы на них можно получить исключительно в философии. Шукшинское «Что с нами происходит?» и извечное российское «Что делать?» опять же относятся к сфере философии. Равно как и знаменитое изречение Шекспира, вложенное в уста Гамлета: «Быть или не быть?»…
Философия — это обостренно совестливое отношение человека к окружающему его миру.
Выше мы отмечали, что философия имеет дело с главными вопросами бытия человека. Но что это значит — главные вопросы? С учетом многовекового развития философии вполне актуальны такие интерпретации: речь идет о проблемах, которые можно назвать 1) главными, 2) наиболее существенными, 3) фундаментальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5).объединяющими жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек. И так далее. Если читатель пожелает продолжить наш ряд слов-определений, то тем самым он добьется углубленного понимания философии. Желаем успеха!
Итак, еще раз. Что такое философия? Философия — это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. Разумеется, можно дать философии более краткое определение. Более того, можно обойтись одним жестом — поднять большой палец.
Понятие, предмет, виды и функции философии. Философия в таблицах
Данная статья представляет собой 1 главу книги Аблеева С. Р. «Философия в таблицах». Речь пойдет о понятии философии и ее социально-культурной роли.
Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.
Схема 1
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ — система общих представлений о мире и человеке.
2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
- Миропонимание (рациональная, интеллектуально-познавательная сфера)
- Мироощущение (чувственная, эмоционально-психическая сфера)
3. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
- знания
- ценности и оценки
- идеалы и нормы
- убеждения.
Схема 2
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
1. МИФОЛОГИЯ:
- Чувственное мировосприятие
- Приверженность традиции
- Символизм и аллегоричность
- Отсутствие рациональных понятий
2. РЕЛИГИЯ:
- Преобладание чувственного мировосприятия
- «Вера» возводится в принцип
- Система догматов
- Разум занимает подчиненное положение
3. ФИЛОСОФИЯ:
- Рациональное мировосприятие
- Разум становится выше веры
- Формируются абстрактные понятия
- Используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства.
Таблица 3
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
Какие представления о предмете философии имели те или иные философы или философские течения.
- Пифагор — «Любовь к мудрости» (фило-софия).
- Гераклит — Философ — человек, занимающийся исследованиями.
- Платон — Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия.
- Сократ — Средство познания Добра и Зла.
- Аристотель — Исследование причин и принципов вещей.
- Эпикур — Путь достижения счастья посредством разума.
- Средневековая христианская философия — Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного писания.
- Гегель — Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя.
- Кант — Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия.
- Учение «Живая Этика» — Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство духовного совершенствования человека и мира.
Схема 4
ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 1)
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ И СИСТЕМ:
1. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТЕОРЕТИЗАЦИИ
- Обыденная философия
- Религиозная философия
- Мистическая философия
- Научная философия
2. ПО ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ
- Эзотерическая философия
- Экзотерическая философия
3. ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ
- Философия Древнего мира
- Философия Средневековья
- Философия эпохи Возрождения
- Философия Нового времени
- Философия Новейшего времени
Схема 5
ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 2)
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ И СИСТЕМ:
1. ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ
- Восточная философия
- Западная философия
- Европейская философия
- Индийская философия
- Китайская философия
- Арабская философия
- Русская философия
- И т. д.
2. ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА О ПЕРВИЧНОСТИ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО НАЧАЛА
- Идеалистическая философия
- Материалистическая философия
3. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИИ, ИДЕИ, РЕЛИГИИ
- Буддийская философия
- Христианская философия
- Исламская философия
- Рационалистическая философия
- Теологическая философия
- Позитивистская философия
- Атеистическая философия
- И т. д.
Таблица 6
ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ
(ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)
1. ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии.
2. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — учение о человеке.
3. ГНОСЕОЛОГИЯ (ЭПИСТЕМОЛОГИЯ) — учение о познании.
4. АКСИОЛОГИЯ — учение о ценностях.
5. ЛОГИКА — учение о законах мышления.
6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — учение о законах общественного развития.
7. ЭТИКА — учение о морали и нравственности.
8. ЭСТЕТИКА — учение о законах красоты.
9. ГЕРМЕНЕВТИКА — учение о смыслах.
10. ТЕОЛОГИЯ — учение о Боге.
Таблица 7
ОСНОВНЫЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ (ДИСЦИПЛИНЫ)
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ
1. Метафизика
2. Философия природы
3. Философия человека
4. Философия познания
5. Этическая философия
6. Социальная философия
7. Философия истории
8. Философия культуры
9. Философия политики
10. Философия образования
11. Философия техники
12. Философия религии
13. Философия языка
14. Философия искусства
15. Логика
16. История философии
17. Футуристическая философия
Таблица 8
ОСНОВНОЙ ВОПРОС (ПРОБЛЕМА) ФИЛОСОФИИ
В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ
1. Древний мир — Новейшее время
Философское течение (школа): Буддизм (Гаутама Будда и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от страданий, присущих земному бытию?
2. Древний мир — Новейшее время
Философское течение (школа): Ортодоксальная индийская философия (Капила, Патанджали, Вьяса Канада, Шанкара и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от сансары (круговорота перерождений души), кармы (последствий своих поступков и мыслей), достичь мокши (освобождения от земного бытия) и бессмертия в духовных мирах?
3. Древний мир — Новейшее время
Философское течение (школа): Даосизм (Лао Цзы и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание Дао и достижение бессмертия.
4. Древний мир
Философское течение (школа): Античные философские школы (Фалес, Пифагор, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель и др.)
Суть основного вопроса философии: Что лежит в основе всех вещей? (Что есть истинное бытие?)
5. Средние века
Философское течение (школа): Христианская философия (Августин, Ориген, Василий Великий, Фома Аквинский).
Суть основного вопроса философии: Что есть Бог? Спасение души.
6. Средние века — Новейшее время
Философское течение (школа): Суфизм (Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд, Сухраварди, Ибн аль-Араби и др.)
Суть основного вопроса философии: Воссоединение с Богом
7. Средневековье и Возрождение
Философское течение (школа): Оккультная философия (Альберт Великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель, Якоб Беме, Парацельс, Евгений Филалет и др.)
Суть основного вопроса философии: Трансмутация сущности человека и достижение духовного бессмертия.
8. Новое время
Философское течение (школа): Эмпиризм, Рационализм (Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.)
Суть основного вопроса философии: Каков истинный метод научного и философского познания?
9. Новое время
Философское течение (школа): Кант
Суть основного вопроса философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
10. Новое время
Философское течение (школа): Гегель
Суть основного вопроса философии: Познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития.
11. Новое и Новейшее время
Философское течение (школа): Диалектический материализм (марксизм) (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)
Суть основного вопроса философии: Соотношение материи и духа. Что первично: материя или дух? Способен ли дух познать материю?
12. Новейшее время
Философское течение (школа): Неопозитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др.)
Суть основного вопроса философии: Что есть истинное научное познание?
13. Новейшее время
Философское течение (школа): Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема языка
14. Новейшее время
Философское течение (школа): Экзистенциализм (Камю, Сартр, Марсель, Ясперс и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема человека
15. Новейшее время
Философское течение (школа): Экзистенциализм (М. Хайдеггер)
Суть основного вопроса философии: Почему есть нечто, а не ничто?
16. Древний мир — Новейшее время
Философское течение (школа): Философия, близкая эзотерической традиции (теософия, Учение Храма, Живая Этика и др.) (Махатмы, Блаватская, Ла Дью, Рерихи и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание мира. Совершенствование человека и мира.
Таблица 9
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
- МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ — связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения — системы общих представлений о мире и человеке.
- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ) — связана с познанием мира и человека.
- МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ — связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.
- ЛОГИЧЕСКАЯ — связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления.
- ЦЕННОСТНАЯ (АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ) — связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества.
- ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ — связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод.
- ЭВРИСТИЧЕСКАЯ — связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания.
- ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — связана с изучением законом красоты и ее восприятия человеческим сознанием.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ — связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.
- КУЛЬТУРОТРАНСЛИРУЮЩАЯ — связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.
Таблица 10
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ
1. ОБЫДЕННАЯ (ЖИТЕЙСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на чувственное восприятие, произвольные умозрения, связанные или несвязанные с объективным опытом и реальностью.
2. РЕЛИГИОЗНО-ДОГМАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на положения Священного Писания и догматы церкви. Исходит из приоритета веры над знанием. Использует разум для толкования и доказательства предметов веры.
3. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на личный или исторический мистический (духовный) опыт, эмпирическое, рациональное и иррациональное познание, которые осмысливаются и истолковываются средствами разума.
5. НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:
- ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на объективный опыт, который осмысливается и истолковывается средствами разума.
- РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции.
- РАЦИОНАЛЬНО-ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на объективный опыт, доводы разума и действие интуиции (а также другие виды иррационального познания), которые истолковываются средствами разума.
Таблица 11
ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
(ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)
- Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке.
- Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни.
- Обучить принципам «мудрой жизни» (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждения и т. д.).
- Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности.
- Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т. е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее.
- Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил.
- Научить познанию будущего.
Сохранить
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:
Что такое Философия? Философия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Существует множество определений философии. Например, философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Другой вариант: философия — форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире.
Термин «философия» состоит из двух греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость), т.е. переводится как любовь к мудрости. Считается, что это слово впервые употребил древнегреческий философ Пифагор в 6 веке до нашей эры.
Философ стремится найти ответы на извечные вопросы человеческого бытия, которые остаются актуальными во все исторические эпохи: Кто мы? Куда мы идем? В чем смысл жизни?
Чтобы проще разобраться, что представляет из себя философия, начнем с истории ее возникновения. Считается, что философия зародилась в 6–7 веках до нашей эры на территории Индии, Китая, Греции. Именно в то время человеческая цивилизация сделала мощный рывок в технологическом отношении (развитие металлургии, сельского хозяйства и т.д.), что привело к прорыву во всех видах деятельности. Как следствие, произошло изменение общественной структуры — возник элитарный слой людей, которые не участвовали в материальном производстве, посвящая себя исключительно управленческой и духовной деятельности. Это время характеризуется конфликтом между зарождающимся научным знанием и устоявшимся мифологическим комплексом идей. Данному процессу способствует и интенсификация внешней торговли, что привело к развитию духовных контактов между народами. Люди увидели, что их жизнеустройство не является абсолютным — что есть альтернативные общественные и религиозные системы. В этих условиях и возникает философия как особая сфера духовной культуры, призванная дать целостное (в отличие от частных научных знаний) и рационально обоснованное (в отличие от мифа) мировоззрение.
Уже в далекое время зарождения философии, ее западная и восточная ветви пошли по принципиально разным путям, определившим во многом отличия, характерные для мировоззрения западных и восточных людей. На Востоке философия никогда не удалялась от религиозных и мифологических истоков. Авторитет древних источников знания оставался незыблемым — Пятикнижие в Китае, Веды и Бхагаватгита в Индии. Кроме того, все великие философы Востока являлись и религиозными деятелями — Лао цзы и Конфуций в Китае; Нагарджуна и Шанкарачарья, Вивекананда и Шри Ауробиндо — в Индии. Конфликт между философией и религией, совершенно невозможный в условиях Китая или Индии, на Западе встречался достаточно часто. Достаточно вспомнить смертельный приговор, вынесенный Сократу за оскорбление греческих богов. Таким образом, западная философия, начиная еще с Древней Греции, пошла по своему особому пути, разрывая связи с религией, максимально сближаясь с наукой. На Западе большинство великих философов были одновременно и выдающимися учеными.
Но есть, конечно, и общие черты, которые роднят древние философские традиции Востока и Запада. Это упор на проблематику бытия, а не познания; внимание к логической аргументации своих идей; понимание человека как части живого Космоса (космоцентризм) и т.д.
Чтобы лучше понять — что такое философия — рассмотрим ее схожие и отличные черты от трех других сфер человеческой деятельности — науки, религии и искусства.
Философия и наука
Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Но есть, разумеется, и отличия. Во-первых, каждая отрасль науки концентрируется на своей узкой предметной области. Например, физика изучает физические законы, психология — психологическую реальность. Законы психологии в физике не действуют. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Во-вторых, наука в своей деятельности абстрагируется от проблемы ценностей. Она задает конкретные вопросы — «почему?», «как?», «откуда?». Но для философии ценностный аспект является краеугольным камнем, благодаря которому вектор развития направлен на поиск ответов к вопросам «зачем?» и «для чего?«.
Философия и религия
Религия, как и философия, дает человеку систему ценностей, в соответствии с которыми он может строить свою жизнь, совершать акты оценки и самооценки. Таким образом, ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией. Принципиальным отличием религии от философии является источник знания. Философ, в своей деятельности, как и ученый, опирается на рациональные аргументы, стремится подвести доказательную базу под свои утверждения. В противоположность этому, религиозное знание базируется на акте веры, личном, внерациональном опыте. Можно привести такую метафору: религия — это знание от сердца, а философия — от ума.
Философия и искусство
Между ними есть много общего. Достаточно вспомнить множество примеров, когда фундаментальные философские идеи высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а многие значительные деятели литературы и искусства являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями. Но есть один момент, который разъединяет философию и искусство. Философы говорят на языке философских категорий, строгих доказательств и однозначных толкований. В противоположность этому — стихией искусства являются личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии и эмоциональный катарсис (очищение). Художественные образы и метафоры зачастую не несут в себе однозначного понимания и являются субъективными.
Выделяются следующие функции философии:
- Мировоззренческая. Дает человеку цельное и рациональное мировоззрение, помогает ему критически оценивать самого себя и свое окружение.
- Методологическая. Дает человеку знание и показывает пути, как получать новое знание. Одним из важнейших методов философии является диалектический. Диалектика — это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его базовых противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами.
- Прогностическая. Позволяет строить прогнозы о будущем. Есть множество примеров, когда идеи философов значительно опережали свое время. Например, идея древней китайской философии об универсальном характере связей противоположных сил инь и ян нашла свое отражение в знаменитом «принципе дополнительности» Нильса Бора, легшего в основу квантово-механической картины мира.
- Синтетическая. Данная функция заключается в установлении взаимосвязей между сферами духовного творчества человека.
Структура философского знания включает:
- Онтологию, которая направлена на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной.
- Аксиологию, которая направлена на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения.
- Теорию познания, которая образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом.
Существует огромное множество философских школ и течений, которые могут классифицироваться по различным признакам. Некоторые из них связаны с именами основателей, например, кантианство, гегельянство, лейбницеанство. Исторически магистральными направлениями философии являются материализм и идеализм, которые включают множество ответвлений и пересечений.
Форма (философия) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Форма.Форма (лат. forma, греч. μορφή) — понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. В соотношении с содержанием, форма понимается как упорядоченность содержания — его внутренняя связь и порядок. В соотношении с материей, форма понимается как сущность, содержание знания о сущем, которое есть единство формы и материи. При этом, пространственная форма вещи — есть частный случай формы как сущности вещи.
Значение понятия формы в различных философских дисциплинах — например, в метафизике, логике, эстетике, этике — различное.
В древней философии понятие формы имело значение действующей силы, того, что действительно существует, в противоположность явлению; такое значение понятия формы имело у Платона и в особенности у Аристотеля.
Форма делает материю, которая сама по себе есть лишь στερησις (лишение), предметом. Форма есть внутреннее начало, приводящее предмет к его совершенству; поэтому-то Аристотель и Бога называет чистой формой, чистой деятельностью.
Схоластическая философия понимает форму в значении, которое ей дал Аристотель; реалисты, впрочем, ипостасировали форму и понимали её в значении Платоновской идеи. Бэкон под формой разумел не что иное, как закон природы.
Совершенно иное значение понятию формы дал Кант, который форму отождествлял с субъективной закономерностью. Различив в познании формальную и материальную (опытную) сторону, Кант к формальной стороне отнёс всё то, что субъект познания вносит от себя в содержание познаваемого; так, он говорит о форме созерцания (пространстве и времени), о форме мысли (категории и основоположения рассудка, идеи разума).
Третье возможное понимание формы — номиналистическое — прямо противоположно Аристотелевскому. Оно смотрит на форму как на чистое явление рассудка, имеющее значение лишь для мышления, производящего отвлечение; этому отвлечению не соответствует ничего объективного или субъективного (в смысле Канта). Такую точку зрения в древности защищал Антисфен, в средние века — номиналисты, в новой философии — позитивисты.
Каждая из этих трёх точек зрения заключает в себе своеобразные трудности.
- Номинализм, проведённый последовательно, в конце концов приводит к отрицанию знания или к скепсису;
- реализму легко впасть в смешение отвлечённостей с действительно существующим;
- критицизму Канта, желающему занять посредствующее положение между двумя указанными точками зрения, невозможно разграничить формальный элемент в познании от его содержания, ибо форма именно и оказывается содержанием его, как это явствует из философии Фихте Старшего, и, таким образом, движение мысли является не изображением развития предметного мира, а самим предметным миром; но такая точка зрения допустима только тогда, когда речь идёт не об индивидуальном, а об абсолютном (божественном) мышлении, то есть, когда, согласно с Аристотелем, на форму смотрят как на творческую силу.
В логике форма противополагается содержанию познания. Из этого противоположения возникла формальная логика, которая считает возможным рассматривать мышление и его элементы независимо от того, что в них мыслится. Расцвета своего формальная логика, видящая свой источник (без достаточного основания) в Аристотеле, достигла в схоластике, например в искусстве Раймунда Луллия (Ars Lulliana путём механического сочетания понятий старалась понять всю действительность) и в логике Гербарта и Дробиша. Учение о силлогистических фигурах является как бы венцом этого направления.
В эстетике борьба двух направлений, формального и идеального, ведётся и до настоящего времени. Спор идёт об определении сущности красоты;
- одно направление определяет красоту как выражение идеи (Плотин, Гегель),
- другое видит красоту лишь в сочетании формальных условий, независимых от содержания: сочетание пространственных элементов (пропорциональность, симметрия и т. д.), гармония звуков и красок сами по себе красивы, независимо от того, что ими выражается (Гербарт, Кэстлин, Цейзинг и др.; см. также А. Смирнов, «Эстетическое значение Ф. в произведениях природы и искусств», Казань, 1894).
В этике представителем формального направления является Кант. Желая и в области нравственности выделить то, что принадлежит самому человеку, от того, что привходит извне, Кант утверждает, что нравственным может быть назван только тот поступок, который вытекает из формального закона — категорического императива, а не из мотивов, определяющих волю какими-либо внешними (гетерономными) побуждениями. Даже любовь к ближнему оказывается безнравственной, если она проистекает из склонности человека, а не из уважения к нравственному закону.
Из сказанного видно, что преувеличенное значение формального элемента всегда ведёт к неудовлетворительным результатам, если форма отделена от самого содержания и не понята как творческое начало, не только не чуждое самому содержанию, но являющееся внутренним, самым существенным его моментом. Подобно тому, как качество предмета не может быть отделено от него без изменения самого предмета, так и форма неотделима от содержания как её сущности.