Свадебный обряд в русских традициях – Свадебные традиции в Российской империи. — Елена — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Свадебные обряды и традиции в России и других странах

В сценарий самого современного и оригинального торжества всегда включены свадебные ритуалы. Соблюдая принятые традиции, молодожёны почитают память предков и выказывают уважение старшему поколению.

Существующие свадебные обряды на Руси имеют многовековую и красочную историю. На протяжении многих лет приметы для молодожёнов служат уроком и наставлением для будущих супругов. Портал для невест Свадебка.ws расскажет, что стоит сделать в предсвадебный и свадебный день для удачного и крепкого брака, а какие моментов, наоборот, стоит избегать. Еще

Свадебные ритуалы и обряды

Планируя торжество, именно старинные свадебные обряды вызывают у молодых море вопросов. Какие традиции являются обязательными и как правильно их проводить? На помощь придут мамы и бабушки, а также наши тематические статьи.

Предлагаем ознакомиться с примерным списком свадебных традиций, которые актуальны по сей день:

  • Сватовство. С годами этот обряд кардинально изменился. Если раньше сватовство чаще всего происходило по договорённости родителей, при этом, будущие муж и жена не были даже знакомы, то сейчас молодой человек приходит просить руки и сердца у будущих родственников, заручившись согласием возлюбленной;
  • Погляды. Знакомство родителей – важный ритуал предсвадебной подготовки. Так, семьи ближе знакомятся, узнают друг друга. В этот вечер могут обсуждаться планы молодых на совместную жизнь, высказываться первые мысли об организации свадьбы;
  • Помолвка, или сговор. Получив благословение родителей, влюблённая пара объявляют о помолвке. После неё молодые уже могут называть себя женихом и невестой;
  • Девичник и мальчишник. Многие думают, про предсвадебный вечер в кругу друзей относительно молодой ритуал. Напротив, проводы холостой жизни берут свои корни еще с древней Руси;
  • Обход с иконами вокруг праздничного стола и автомобилей перед поездкой в ЗАГС. Так родители благословляют молодых на счастливую жизнь;
  • Родители не должны присутствовать на росписи и венчании;
  • Нельзя проходить между женихом и невестой, фотографироваться между ними;
  • Встреча с караваем. Согласно свадебному ритуалу, встречать новоиспечённых супругов должны неразведённые родители. В качестве компромисса – женатые сваты;
  • Откусывание каравая. По традиции, кто из молодых больший кусок откусит от каравая, с которым их встречали, тот и будет хозяин в доме;
  • Разрезание свадебного торта должно происходить супругами вместе;
  • Снятие фаты. Традиционно, фату снимает состоявшаяся свекровь. Так она подтверждает, что принимает избранницу сына и впускает в дом помощницу. Стоит отметить, что в снятии фаты есть свои особенности и приметы.

О свадебных обрядах и традициях подробнее вы сможете узнать на страницах www.svadebka.ws.

Современные свадьбы и приметы

Среди нынешних молодожёнов всё больше встречаются скептиков. Традиционные приметы и свадебные обряды постепенно отходят на второй план, уступая место новым и оригинальным задумкам. К сожалению, незаслуженно забывают о годовщинах свадьбы по годам. А ведь это настоящая кладезь семейного счастья, собранная веками!

Но как бы не сопротивлялись молодожёны, многие приметы подтверждаются на протяжении многих десятилетий. Не обязательно соблюдать всё, что написано в сети или книгах. Просто прислушайтесь к маме и старшим родственницам, выберете для себя пару близких поверий и придерживайтесь их в течение праздника.

Традиционный русский свадебный обряд – это яркое и красочное зрелище. Не лишайте себя удовольствия немного сблизиться с историей родного края и предков.

Скрыть описание

Традиционная свадьба в Испании – это незабываемое событие для молодоженов, в котором тесно переплетаются старинные обычаи с нотками современности. Причем, каждый городок имеет свои особенные традиции и обряды, которые соблюдаются молодыми.

Брачная ночь у арабов таит в себе многовековые обычаи исламского народа. Некоторые из них изменились за последние десятки лет, остальные же соблюдаются в строгости и по сей день. Давайте узнаем, какие таинства хранит в себе брачная ночь у арабского народа.

Как проходит первая брачная ночь у цыган – настоящая тайна. О ней известно немного, что вызывает ещё больший интерес у людей, далёких от цыганского мира. Необычные традиции поражают, но именно они и раскрывают сущность этого народа.

  • 56942 просмотра

  • 9 фото

Брачная ночь у мусульман – особенное событие, ведь молодожены не могут близко пообщаться друг с другом до свадьбы. Как подготовиться к такой ночи? Есть ряд предписаний и правил, которые обязаны соблюдать все мусульманские молодожены.

Армянская свадьба предполагает строгое соблюдение всех национальных традиций и древних обычаев, которые призваны сделать брак по-настоящему крепким, а отношения будущих супругов прочными и незыблемыми.

  • 7822 просмотра

  • 15 фото

Первая брачная ночь на Руси имела очень важное значение для молодоженов, поэтому день свадьбы подбирался очень тщательно, с учетом всех церковных праздников и постов, чтобы первые любовные отношения принесли молодым исключительно радость.

  • 19953 просмотра

  • 8 фото

Кража невесты на свадебном торжестве – ничто иное, как развлекательное действо. Однако реальные похищения девушек с целью заключения брака полностью неискоренимы и до сих пор встречаются в некоторых странах. Подробнее в нашей статье.

Свадебные традиции на современных праздниках уже давно не являются обязательным элементом, однако соблюдение некоторых обычаев позволяет сделать торжество более традиционным, а будущую семью – более крепкой.

В России торжество бракосочетания крепко связано со свадебными традициями, которые придумали еще наши предки много веков назад. Многие из них претерпели изменения, но без обычаев не обходится ни одна свадьба. Как было и как стало?

  • 5901 просмотр

  • 15 фото

Описание проведения осетинской свадьбы заслуживает отдельной книги, так как свадебные традиции жителей Осетии представляют собой длинные и продуманные до мелочей ритуалы, каждый шаг в которых несет в себе сакральный смысл.

Свадебные традиции в Российской империи. — Елена — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Русская семья испокон веков начиналась со свадьбы. Свадьбы бывали очень церемонные, пышные, «толстотрапезные», иногда сильно хмельные, с многодневными пирами и гостьбой на весь мир. Впрочем, преобладал все-таки старинный русский классический стиль. Присутствует и некоторая двойственность свадебного обряда XVIII — XIX веков, который не мог оторваться от традиционных принятых веками циклов сватовства, венчания и гостевания и одновременно тянулся к европейской моде. Свадьба в имперском дореволюционном обществе отличалась со стороны обрядности и внешности странной смесью «французского с нижегородским».

 

Большинство свадебных обрядов — это наследие языческой Руси, но некоторые из них появились лишь с возникновением христианства. Значительная часть обрядов и атрибутов русской свадьбы была заимствована у других народов. Так, в античных бракосочетаниях существовали и обручальные кольца, и невестины покрывала, и свечи, и свадебные дары, и венки, и соединение рук… Обычай осыпать новобрачных хмелем, зерном и деньгами также возник в Античности. Русский каравай, как символ бракосочетания, был заимствован у древних римлян: в Риме новобрачные должны были отведать пирог, приготовленный из муки, замешанной на соленой воде, и меда.

 

 

 

Картинки по запросу фото картина свадьба на руси

 

 

На Руси свадьбы играли в периоды, когда прекращались сельскохозяйственные работы: осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю), и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания к Покрову дню, так как Покров, наряду с Параскевой Пятницей считался покровителем брачных союзов. Старались избежать свадьбы в мае, чтобы не «маяться всю жизнь». Часто свадьбы играли и в сентябре, еще до полного завершения сельскохозяйственных работ. Но из этих правил бывали и исключения, ничего зазорного не было в свадьбе летом.

Кроме аграрного календаря на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал календарь церковный. Православная церковь запрещала венчание во время постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (Сырной седмицы) и Пасхальной седмицы. Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом для свадеб оставалось не так уж много дней в году.

 

Считается, что в XIII – XVI, даже в XVII веках в России женились рано — в 12-13 лет. Но источники говорят о другом: в 1714 году брачный возраст был определен для мужчины в 20 лет, а для женщины в 17. Попытки Екатерины II снизить планку до 13–15 лет практически не удались, но в мемуарной литературе описаны случаи выдачи замуж даже в 12 лет. В реальной жизни девушек выдавали замуж от 16 до 18 лет. Предельный возраст для брака был установлен в 80 лет. В начале XIX века самым лучшим возрастом для брака считали 18–22 года, а для мужчины 30 лет, при этом девушка в 25 лет расценивалась уже как «перестарок». Повышение брачного возраста в послепетровское время стало очень важным фактором создания прочной семьи, оснобенно в дворянской среде. Это повышение было характерно для всей Европы. Однако браки стариков с юными девицами считали предосудительными.

 

 

Похожее изображение

 

 

 

Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали с колыбели. Семья в те времена играла исключительно важное экономическое значение. Женитьба находилась целиком в руках родителей. В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до брака. (Уже в XVIII веке отказались от старорусских представлений не показывать молодых до свадьбы друг другу, поэтому у жениха и невесты стало больше свободы в знакомстве, особенно благодаря введенным Петром I балам и праздникам. В 1721 году впервые были разрешены браки с иноверцами, что означало на деле нарушение замкнутости православной семьи. Но детей от таких браков обязательно крестили как православных). Также браки могли совершаться по повелению высших лиц: господа женили своих слуг, не спрашивая их согласия, а цари и великие князья искали невест для своих бояр.

 

В то время без родительского благословения брак считался не совсем официальным и не признавался в светском обществе. Известная во второй половине XVIII в. своей политической и просветительской деятельностью княгиня Е.Р. Дашкова называла такой поступок ослушников традиции «надгробным памятником» браку. Как правило, традиция сохранялась и в проявлении невестой христианского послушания в решении своей «участи», так как родители имели большой жизненный опыт и хотели своим детям счастья. В этом смысле показателен случай сватовства Дмитрия Янькова к своей избраннице Елизавете. Ее отец три раза не соглашался на предложение жениха, в четвертый уступил и спросил мнение дочери. Она ответила:

 

 

«Ежели вы, батюшка, изволили согласиться, то я не стану противиться, соглашаюсь и я».

 

Сама процедура «получения согласия всех сторон» была крайне противоречивой, но все же преобладали прежние традиции: жених спрашивал сначала дозволения своих родителей на женитьбу, затем объяснялся с родителями невесты, и только после получения согласия обращались к девушке. Начиная с петровских времен, родители постепенно вынуждены были учитывать мнение вступавших в брак: указом 1724 года запрещалось выдавать дочерей замуж насильно, и родители должны были подтвердить это клятвой. Несмотря на сохранение определенной роли родителей при выборе брачного партнера, к середине XVIII века в привилегированных семьях вошло в обиход право невесты на отказ от замужества. Кстати говоря, вескими причинами отказов от браков могли быть отсутствие необходимого состояния, родовитости, сохранение очередности при выдаче замуж дочерей.

 

 

Согласно законодательству Российской империи, вплоть до начала ХХ в. регистрация брака для лиц православного вероисповедания производилась через обряд церковного венчания, который фиксировался в церковных метрических книгах. Вступлению в брак предшествовала процедура брачного обыска. Собирались особые свидетельства, подтверждающие, что жених и невеста не состоят в родстве (которое было серьезным препятствием для брака), не состоят в браке на данный момент и вообще, «в добром уме и трезвой памяти». В конце Х1Х – начале ХХ в. у брачного обыска появилось второе название – предбрачное свидетельство.

 

 

Препятствиями для брака кроме возраста могли быть душевные болезни, несогласие родителей или состояние в браке одного из супругов, близкородственные отношения брачующихся, количество браков. Согласно православной традиции, каждый последующий брак (особенно если дело касалось дворян) был уступкой человеческой слабости и страсти, поэтому всего их разрешали не более трех. В бытовом обиходе обряд обручения называли помолвкой, так как она считалась «половиной венца». В этот день обменивались образами и кольцами. Жених обычно преподносил подарки невесте: украшения с бриллиантами, шали, часы, веера. В эти дни родители жениха и невесты должны были очень усердно молиться за своих детей, а между самими родителями устанавливалась особая степень родственной близости — свойство. День заканчивался праздничным столом для родственников. Жених начинал проводить много времени в доме невесты.

 

 

Картинки по запросу фото картина свадьба на руси

 

 

Продолжительность и рисунок свадебного обряда различались в зависимости от сословия. У всех социально-сословных групп были распространены следующие традиции, с некоторыми вариациями: собственно свадьбе предшествовало сватовство, осмотр домашнего хозяйства жениха и смотрины невесты. Затем шли сговор и обручение, девичник для невесты и подруг, молодечник для жениха. После всех этих «подготовительных этапов» осуществлялось венчание. Далее следовало застолье, свадебный пир и «визитная неделя». Традиционная русская свадьба, как правило длилась три дня, но могла продолжаться и дольше. Последовательное исполнение каждого из этих обрядов рассматривалось как правильный путь создания семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных обрядов воспринималось как незавершенность события, несостоятельность брака.

 

 

У всех социально-сословных групп смотрины завершались обрядом моления и круговым обходом вокруг стола. Обряд «кругового хождения» представлял собой таинство: он совершался без посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие обеих семей продолжать начатое дело. Далее договаривались о дне сговора, который, как правило, назначался через 2-3 недели. В дворянских семьях в доме невесты устраивали бал с угощениями, на который рассылали специальные приглашения, подписанные родителями невесты. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту и публично объявлял об их помолвке. Гости поздравляли молодых, а жених дарил невесте обручальное кольцо с драгоценным камнем. Завершал сговор бал, который открывался вальсом жениха и невесты.

 

Картинки по запросу лев толстой после бала

 

 

 

В день помолвки подписывали также роспись приданого невесты. В него включали усадьбы с крестьянскими душами, деньги, образа, бриллианты, одежда, туалетные принадлежности, столовое и чайное серебро. Приданое готовилось заранее и отправлялось в дом жениха несколькими каретами. Обычно их было пять. Женские права на приданое в XVIII веке значительно окрепли. Муж не мог им распоряжаться один, продавать его и заключать покупные операции. При этом своих дочерей он снабжал приданым обязательно: оно составляло 1/14 отцовского имущества.

 

После сговора ни одна из сторон не могла отказаться от свадьбы без серьезных юридических последствий. В противном случае пострадавшая сторона могла потребовать возмещения затрат, связанных с приготовлениями к свадьбе. Размер неустойки был значительным, поэтому свадьбу старались не расстраивать. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте «Божьего милосердия» — икон, которые вместе с приданным перевозили в дом жениха.

 

 

Большое значение для общества и для самих брачующихся имело церковное оглашение будущей свадьбы. Согласно действующим канонам Православной церкви, желающие вступить в брак должны были в устной или письменной форме сообщить священнику своего прихода имя, происхождение и социальное положение своего избранника. Три ближайших воскресенья (или праздничных дня) священник по окончании литургии объявлял прихожанам имена жениха и невесты. Делалось это для того, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий и помех браку. Если молодые принадлежали разным приходам, то соответствующие объявления делались священниками обеих церквей. И если кто мог привести аргументы против будущего брака, он должен был успеть сделать это именно в процессе таких «чтений». По прошествии указанного срока священник выдавал невесте «билет на женитьбу», в котором указывался ее возраст, сословная принадлежность, а также делалась отметка о том, что девушка регулярно бывает на исповеди, прошла обряд причастия и что после троекратного объявления брака в церкви никаких помех к свадьбе не выявлено. Такой же билет выписывался жениху.

 

Накануне венчания в дом жениха перевозили приданое невесты. После отбытия приданого невеста вместе с матерью молилась на образа. В среде зажиточных купцов, где приданому уделялось особо пристальное внимание, организовывали целый «постельный поезд», состоявший из пяти подводов. В первой подводе везли икону и самовар. Рядом с самоваром сидел мальчик-блюдник, который держал в руках поднос с пачкой чая, завернутый в шелк, с огромной сахарной головкой, украшенной лентами. На второй подводе ехала крестная мать невесты, которая везла фарфоровую посуду. В руках она держала серебряную с позолотой солонку. На третей подводе перевозили постель, а на четвертой — мебель и плюшевый ковер. В последней, пятой подводе ехали сваха, державшая в руках живую индюшку, и тетка невесты, которая везла полную опись приданого. «Парадом командовала» тетка, желательно старшая сестра матери невесты, или сваха. Встречала «постельный поезд» мать или старшая замужняя сестра жениха. Сваха вручала ей украшенную лентами и чепчиком индюшку и дарила отрез на платье. Принималось приданое строго по описи, проверялась каждая вещь.

Накануне венчания дворяне рассылали свадебные приглашения в виде особых именных билетов. В приглашениях указывались имена и сословная принадлежность жениха и невесты, название церкви, в которой будет проходить венчание, час венчания, и адрес, где состоится свадебный бал. Часто к пригласительным билетам прилагались меню и подробное описание распорядка свадебного торжества.

В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями (фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками и т.д.). Получив подарок от жениха, тетка невесты, так называемая «снарядиха», начинала одевать молодую к венцу.

 

 

Обувал невесту «свадебный отрок», младший брат или другой близкий родственник. На дворянской свадьбе функции свадебного отрока были более широкими: он подавал на серебряном подносе перчатки и фату, провожал невесту до кареты и нес за ней шлейф. Иногда для большей торжественности свадебных отроков было двое. Мальчики были одного роста, примерно одного типа внешности и одеты в одинаковую одежду.

 

В дворянских семьях были в ходу амулеты (различные ладанки, перстни с перчатками, подвески, дорогие ювелирные украшения и др.), которые берегли как зеницу ока и передавали из поколения в поколение вместе с легендами об их чудодейственной силе. Эти амулеты старались сохранить даже в случае полного разорения. В день публичного извещения о предстоящем браке мать передавала дочери с глазу на глаз какой-нибудь амулет, который обязательно находился при невесте в момент венчания.

 

 

 


Хоть традиции и отличались у разных социальных групп, и в разных регионах, попробуем реконструировать сам день свадьбы (венчания). Итак…

Собственно свадьба предварялась длительным подготовительным периодом: накануне венчания жених и невеста соблюдали пост и исповедовались у духовника, а утро дня венчания должны были провести в долгой искренней молитве. Невеста в этот день ничего не ела и, по старой русской традиции, обязана была плакать. После благословения родителей жених и невеста отдельно ехали в церковь, которую обычно заранее красиво украшали и ярко освещали. Впереди везли венчальную икону в отдельной карете. Невесту в храм вводил посаженный отец. Невесты были наряжены в глазетовое или парчовое белое платье с длинным рукавом, им делали прически с пудреными волосами и венком из красных роз — их красный цвет символизировал дань древнерусской традиции покрытия невесты красным покрывалом. Кстати, свадебный торт также украшали красными розами, а также лебедем, рогом изобилия и подковой.

На пути от дома невесты к свадебному поезду совершался обряд осыпания жениха и невесты зерном и мелкими деньгами. Осыпание происходило неоднократно в разные моменты свадебного обряда: во время отправления свадебного поезда из дома жениха, во время отъезда новобрачных в церковь и во время прибытия свадебного поезда после венчания в дом мужа.

В церковь молодые ехали порознь и разными путями, а возвращались в дом жениха в общем свадебном поезде. Весной или осенью путь новобрачных усыпался цветами. На купеческих свадьбах от поезда до церкви стелили ковровую дорожку, а от входной двери до аналоя — атласную или бархатную. Церемония венчания происходила в крайне торжественной атмосфере. Обряд соблюдал все православные традиции. Родители на венчании не присутствовали, так как Петр I своим указом 1724 года это запретил. Интересно, что при венчании нередко следовали каким-то обычаям, неизвестно когда и почему установившимся, которые не были оговорены церковными правилами. К примеру, жених и невеста должны были обязательно стоять на розовом атласе или шелке, невеста должна была держать букет, свечам нельзя было гаснуть, а предметам падать во время венчания. Видимо, здесь свою роль играли некие суеверия.

 

 

 

 

Ритуалы второго дня также во многом сохраняли старые русские традиции. Молодых называли князем и княгиней, они сидели во главе стола, который часто, уже на европейский манер, украшали балдахином с цветами. После свадебного пира начинались танцы, первым из которых был полонез с невестой в первой паре. В конце XVIII века вошло в моду танцевать вальс, первыми танец начинали жених и невеста. Со второго дня начинался долгий объезд молодыми всех родственников: сначала родни мужа, а затем жены. Так утверждались узы нового родства. Все это скреплялось подарками: от денег до бриллиантов. Особо богатые московские дворяне прямо из церкви после венчания отправлялись в коляске за границу — в свадебное путешествие. Те, кто имел средний достаток, обычно на третий день отъезжали в деревню, в свою усадьбу.

 

 

 

Так, столь причудливо и противоречиво переплелись в XVIII столетии старорусские и новые, навеянные европейскими модами, свадебные традиции.

 

Источник: https://azbyka.ru/znakomstva/…

Свадебные обряды и традиции в разных странах

Все современные свадебные обряды – это изменившиеся, но по-прежнему важные, традиции предков. Веками подмечая приметы, особенности проведения свадебных торжеств и супружеской жизни, прадедами были прописаны самые значимые и обязательные народные обряды, которые не только помогут сохранить семью, но и найти истинное семейной счастье.

На страницах портала Свадебка.ws представлены как современные традиции, так и подробно описаны свадебные обычаи прошлых веков. Мы уверены, что даже самые несуеверные молодожёны найдут для себя что-то интересное из вековых поверий и включат их в свадебную программу. Еще

Обряды на свадьбе: старинные и современные

Тяжело стереть историю из памяти народа, в том числе и проведение обрядов. Так, русские обряды на свадьбе, которые веками передаются из поколения в поколение, до нынешних дней пользуются уважением у будущих супругов.

Конечно, многие традиции претерпели изменения и существенно отличаются от «первоначальных» обычаев. Однако суть сохранилась, и поэтому обновлённые древние ритуалы всё ещё актуальны в современном быстроменяющемся мире.

Старинные и современные обряды объединились:

  • В сватовстве.
  • В знакомстве родителей жениха и невесты;
  • В благословении родителей;
  • В проведении мальчишников и девичников. Конечно, сценарии нынешних проводов молодости и предков существенно отличается, но суть по-прежнему сохранилось – прощание с холостой жизнью;
  • В венчании;
  • В снятии фоты.

Свои отголоски наставления предков нашли во многих обрядах русской свадьбы нынешнего поколения. Какие? Узнайте из статей, собранных нашими специалистами.

Увы, далеко не все обычаи соблюдаются. Однако каждая пара обязательно отметит для себя приметы, которых обязательно будет придерживаться в самый важный день.

Старинные свадебные обряды на Руси

Занимательные и необычные свадебные обряды и традиции вызывают особенный интерес у молодого поколения. Благодаря знакомству с поверьями предков, будущие супруги не только открывают для себя что-то новое, но и ближе знакомятся с историей предков, родного городка и страны.

Включая в праздничную программу по-настоящему старинные ритуалы с соблюдением всех требований, молодые обязательно получат необычную и оригинальную свадьбу. Мы уверены, что проведение свадебных ритуалов и обрядов по правилам удивят гостей, и каждый из них по-новому посмотрит на традиционное проведение свадебного торжества.

Планируя включить в сценарий старинные обычаи, особенно, на выкуп невесты, обязательно поддержите заданную тематику подходящими атрибутами: народными костюмами, музыкой, традиционной русской едой и конкурсами, частушками и потешками. Наполните день народным колоритом, повеселив приглашённых «по старинке»!

Традиционные свадебные ритуалы и обычаи

Советуем заранее просмотреть и подготовить обряды и ритуалы на свадьбу. Заблаговременно обсудите этот момент с родителями, особенно, если они придают огромное значение соблюдению принятых традиций и следуют свадебным приметам. Это позволит избежать неловких ситуаций непосредственно перед свадьбой и в день торжества.

Обряд бракосочетания таит в себе много загадочного и интересного. Например… хотя нет, максимально подробно об интересующих вас обычаях вы всё узнаете, когда опуститесь нижу и найдёте тематический материал.

Несмотря на то, что за окном XXI век, многие свадебные ритуалы остаются неизменны, взять к примеру венчание в день свадьбы. Своё желание узаконить брак и укрепить любовь перед Богом супруги старались на протяжении веков. Так они доказывали искренность своих чувств и истинную любовь перед Богом, гостями и друг другом. Ведь только уверенные во второй половинке пары готовы к такому решительному шагу. Кто-то – в день свадьбы, а кто-то – спустя много лет совместной жизни.

Портал для молодожёнов svadebka.ws напоминает, что семейное счастье и взаимная любовь – это не только соблюдение обычаев, но и кропотливая работа каждого супруга. Умейте ценить и уважать чувства и старания любимого человека – и такое желанное счастье не заставит себя долго ждать.

Скрыть описание

Перед самым значимым событием молодые стремятся больше узнать о свадьбах и их особенностях в разных странах. Интересные факты расскажут про самые необычные традиции и помогут внести что-то нестандартное и запоминающееся в ваше торжество.

  • 1071 просмотр

  • 16 фото

Свадьбы народов мира отличаются своими особенными традициями и ритуалами, которые могут показаться странными и необычными, но в то же время очень увлекательными. Корейская свадьба наполнена уникальными традициями и обычаями, которые сложились исторически и соблюдаются до сих пор.

Свадьбы народов мира уникальны по своим обычаям и традициям, некоторые из них могут показаться странными и удивительными, как те, которые характерны для цыганской свадьбы: от сватовства до первой брачной ночи.

Насколько важны сегодня обычаи и традиции для молодоженов разных стран? Мы расскажем вам, какие ритуалы соблюдаются среди разных народов перед свадьбой. Есть такие обычаи, о которых вы даже не слышали!

  • 2151 просмотр

  • 22 фото

Арабские свадьбы наполнены интереснейшими мусульманскими традициями и обычаями, которые имеют место на всех этапах подготовки и проведения торжества, а также во время первой брачной ночи.

  • 3963 просмотра

  • 10 фото

Современные свадебные обряды, которые проводят молодожены в России, возникли не только в нашей родной стране, но и были заимствованы у разных народов мира, из-за чего они кажутся такими интересными и необычными.

Большинство традиций японской свадьбы не утратили с годами своей актуальности, а все также почитаются многими молодоженами. Тем не менее, Япония не является консервативной страной, ведь она с успехом переняла некоторые веяния западного мира.

  • 2991 просмотр

  • 13 фото

Английские свадебные традиции сегодня стали очень популярными. Многие пары, даже проживая в других странах, организовывают для себя свадьбу в английском стиле, но при этом добавляют в нее свою изюминку, создавая абсолютно уникальное торжество.

Американская свадьба – это масштабное и яркое событие, к которому молодожены готовятся не меньше года. В планировании торжества учитывается каждая мелочь, чтобы все прошло идеально, а гости остались в полном восторге от праздника.

Правила первой брачной ночи в Исламе строго соблюдаются не одно поколение. Это таинство, скрытое от посторонних глаз и проводимое согласно старинным обычаям. И от этого оно ещё больше вызывает интерес у далёких от мусульманства людей.

  • 35804 просмотра

  • 10 фото

Свадьба в русских народных традициях

Ольга Клишевская

Трудолюбивым — яркий свет горит по жизни, ленивым — тусклая свеча

calendar_today 6 июня 2016

visibility 2634 просмотра

Мода на прошлое вновь возвращается. Стиль ретро завоевывает молодых, невесты выбирают свадьбы в стиле шебби или стилизации под 20-30-е годы Европы и Америки. В России выбор чаще падает на стиль 70-х, так называемых стиляг, но в последнее время возродилась мода на русские народные свадьбы. Вышитые сарафаны, венки и кокошники, песни и хороводы, интересные обычаи и традиции, соблюдение которых когда-то гарантировало счастливую и долгую жизнь.


Конечно, сегодня мало кто может позволить себе полностью воссоздать свадебную традицию, но выбрать некоторые элементы под силу любому.

Общие сведения

В русской свадебной традиции тесно сплелись христианские и языческие мотивы. Венчание, молитвы и выбор подходящего дня относились к первым, а большинство обычаев, призванных задобрить злые силы, пришли из языческих верований.

Какая же русская свадьба без русской одежды? Советую вам посетить наш интернет — магазин и подобрать для себя уникальную русскую одежду. Нигде такую одежду вам не найти! Заходи к нам и будь на высоте!

Для невесты свадьба была не просто торжеством: «умирая» как девица, она «рождалась» вновь уже в семье мужа как молодуха. Именно это и стало причиной появления огромного количества суеверий и правил.


Например, плач с подружками накануне свадьбы и омовение в бане означали прощание с покойным, траур и последнее обмывание тела. Роспуск косы символизировал уход от девичества, перенос новобрачной через порог мужнего дома должен был обмануть домового, который принял бы нового члена семьи за ребенка и стремился помочь ему. Некоторые из этих традиций можно встретить в любой свадебной церемонии, а самые интересные стоит взять на заметку. Они помогут создать подходящее настроение у виновников торжества и молодых.

Выбор дня

Самым лучшим днем для венчания считалось 14 октября – день Покрова Пресвятой Богородицы. К этому дню прекращались все сельскохозяйственные работы и приготовления к зиме, урожай был собран, а звери и птицы, составлявшие основу праздничного стола, успевали отъесться на зиму. Кроме того, выпавший первый снег символизировал невинность невесты и ее белую фату, что считалось хорошим знаком. «Накрывая» землю, Божья матерь защищала ее и новую семью.

Г. П. Успенский. Свадебные традиции на Руси

Откуда были заимствованы многие свадебные обряды? Как проходили царские свадьбы? Почему даже великий князь Российский не дозволял женихам видеть своих дочерей прежде заключения сватовства? С каких пор жених получил возможность видеть невесту до сговора? Какова была частота и практика разводов на Руси? Обо всем этом читайте в описании историка и географа Г. П. Успенского из книги «Опыт повествования о древностях Российских».

***

Заимствование свадебных обычаев

По принятии россиянами Христианской веры приняли они от греков и весьма многое от­носительно браков и бывающих при них обрядов, к которым потом присовокупили немало татарских обыкновений. При всем том и ныне существующие чины и обыкновения, известные при браках, суть большею частью древние, заимствованные от греков, как то: сваха, дружко, девичник, кольца или перстни при всех браках, так сказать, необходимые. И в них первая есть древних pronuba, второй paranymphus или parochus; девичник рroteleа, перстень Arrha и проч.; ибо должно­сти, знаменования и употребления их у нас доселе суть те же самые, какие были и у греков.

Браки россиян соответствовали образу тогдашнего их воспитания, и многие при них обря­ды заимствованы потом, как уже сказано, от татар, как, например, жених не только не имел власти выбрать себе невесту, но не мог ее и видеть до сго­вора. Все зависело от воли родителей. Они, условясь между собою, не сказав о том детям, заключали брачные договоры. Cиe обыкновение было строго наблюдаемо не только между чернью, но даже и самыми Государями. Когда присланный от Римского Императора Фридерика III посол к В. К. Иоанну Васильевичу в 1498 году для испрошения дочерей его в супружество за Императорских родственников просил, чтобы позволено было ему ви­деть Российских В. Княжен, на это послу ответили, что В. К. Российский не дозволит видеть своих дочерей прежде заключения сватовства; ибо это было бы противно издавна принятому в России обычаю, против которого В. Князь посту­пить никак не намерен.

Петр Beликий, усмотрев по врожденному своему остроумию, что таковой обычай был приличен одним только неверным, коим позволено многоженство и браки которых в случае неудачи легко расторгаются по их воле, а не Христианам, коим законом предписано иметь только одну жену, но и ту привязанную только крепкими узами, что разорвание оных делается невозможным, в 1700 году повелел, чтоб впредь жениху и невесте прежде сочетания своего несколько раз видеться и одному у другого тре­бовать согласия к брачному союзу, без чего отнюдь никого не венчать. Таковое преполезное установление сколько, с одной стороны, возмутило родителей, столько же, с другой, как легко можно себе представить, приятно было их детям.

 

Кто в семье главный

Трудно, кажется, представить себе, чтоб таким принужденным образом, как бывало в старину, сочетавшиеся могли любить друг друга; но при всем том почтение к вере и к таинству супружества было столь велико, что редко слышно было как о разводах, так равно о явных или публичных жалобах между мужем и женой.

Похвальное обыкновение, что жены беспрекословно повиновались своим мужьям, продолжа­лось у нас ненарушимо во все времена. Великий Владимир Мономах, скончавшийся в 1125 году, в духовном завещании своим детям между прочим говорит: «Жену свою любиme, но не дайте им над coбою власти». И подлинно, до тех пор, как говорит один отечественный наш писатель, пока мужья содержали жен своих в повиновении, не давали им воли следовать во всем своим склонностям, своенравию, исполнять беспрепятственно свои прихоти, до тех пор мир, благоустройство и порядок водворялись в домах, хозяйство процветало, дети воспитывались в страхе Божием, взаимная польза супругов ненарушимо сохранялась. Со временем модное воспитание эту спасительную связь, этот священный союз между мужем и женой, утвержденный на любви мужа к жене и на повиновении жены мужу, расторгнуло, разрушило, уничто­жило, и дом воспитанных по новому образу об­ратился, как говорят простолюдины, вверх дном. Сколько появилось от того разводов, о которых прежде не было почти и слышно, сколько несчастных детей, сколько поводов к соблазну, к высшему развращению нравов и пр.?

 

О возрасте вступления в брак

Достойно примечания, что наши предки имели обыкновение же­нить своих сыновей в малолетстве, что продолжалось даже и в XVIII столетии; между чернью же и ныне еще нередко случается, несмотря на строгие запреще­ния и взыскания с церковнослужителей, которые в совершении таковых браков принимают участие. Государь Петр I, 5-м пунктом данного им 1714 года Марта 23 дня указа, запретил Дворянству вступать в браки мужскому полу прежде 20, а женскому до 17 лет от роду; Екатерина же II указом 1775 года повелела венчанных мужского пола ниже 15, а женского ниже 13 лет от роду, разводить и попов лишать сана.

 

Царские свадьбы

Не входя в подробное описание всех обрядов, какие были наблюдаемы нашими предками при сватовствах, сговорах и свадьбах, для показания тогдашних нравов, сообщается сокращенное описание свадьбы В. К. Василия Иоанновича c Княжною Еленою Васильевною Глинских, что происходило в 1526 году. Оно заимствовано из второй части опыта трудов вольного Российского coбрания при Императорском Московском Университете[1] и в некоторых местах пополнено нуж­ными примечаниями.

Свадебный пир царя Михаила Федоровича. Миниатюра из рукописи начала XVIII в.

Лета 7034 (1526) января в 21 день, в неделю, жениться В. К. Василию Ивановичу вся Руси и, нарядясь, В. Князю пойти в брусяную избу столовую. А брат его, Князь Юрий Иванович, и тысяцкий[2], и весь поезд, и Бояре, кому с ним идти. А место в средней палате нарядить по обычаю, да обернуть бархатом и камками, как К. Великий велит. А на место положить изголовья шитые, а в изголовьях положить по сорок соболей, а третий сорок держать кому К. Великий велит, чем опахивать Великого Князя и Великую Княжну. А у места поставить стол, и скатерть наслать, и калачи положить, и стол поставить. А Княжну Олену нарядить, как ей идти на место; а сидеть ей в своих хоромах. А жене тысяцкого, и свахам, и Боярыням — всем готовым быть у нее, и свечам обоим и караваям тут же готовым быть. А как В. К. пришлет к Боярыням и велит Княжне идти на место, и Княжне пойти из своих хором в среднюю палату, направо в сенные двери; а с нею жене тысяцкого, и свахам обеим, и боярыням. А перед Княжною идти Боярам, кому К. В. велит. А за Боярами перед Княжною нести свечи, В. Князя свечу и Княжнину, и караваи. А на караваи положить две девять пенезей больших серебряных широких, гроши по два один пенезь, в одну сторону золоченые и чеканные, а в другую сторону белые и гладкие; а на каравае положить по девяти пенезей. Придя в среднюю палату, Княжну посадить на место. А на место В. Князя посадить Княжну Настасью — меньшую ее сестру, а жене тысяцкого и всем свахам сесть по своим местам у Княжны Олены. A со свечами и караваями стоять у свах на левой стороне. А Боярыням всем сесть за большим столом по лавке, да как сядут все, и им послать весть к В. Князю. И К. В. пошлет кому сидеть на большом месте Князя Юрия Ивановича, брата своего, а с ним Бояр и детей Боярских, кому велит.

Клавдий Лебедев. «Василий III, Великий князь Московский, вводит во дворец невесту свою, Елену Глинскую». 1526 г.

И Князь Юрий, войдя в палату, сядет на большом месте, и Бояр и детей Боярских посадит; да пошлет к В. Князю Боярина большего. А речь ему В. Князю говорить: К. Великий Государь? Князь Юрий Иванович велел тебе говорить: прося у Бога мило­сти, время тебе Государю идти к своему делу. И Князь В. пойдет из брусяной избы в среднюю палату, а с ним тысяцкий и весь поезд, и все Боя­ре. Да войдя в палату, поклонившись святым пойдет к своему месту, да, подняв Княжну На­стасью, сядет на своем месте; да, посидев мало, велит священнику говорить молитву. А жена тысяцкого станет В. Князю и Княжне голову чесать. А свечу В. Князя и Княжнину свечу в ту пору зажгут водоосвященными свечами, что в навечерие Богоявления Христова, и положат на них обручи, и обогнут соболями. Да как В. Князю и Княжне голову исчешут, и на Княжну кику положат и покров навесят, и жена тысяцкого начнет осыпать В. Князя и В. Княжну; да после осыпанья соболями опахивать. А осыпалу быть на мисе на золотой; а на мисе первое  хмелю всыпать на три угла, в трех местах, да на три же места положить тридевять соболей, да тридевять платков бархатных и комчатных и атласных с золотыми или без золота в один цвет пять разных шелков; а мера платков в длину четверть, а ширина с вершком, (а поперек четверть), да тридевять пенезей меньших, на три места по девяти, а величеством в золотой или мало меньше. А на другой мисе осы­пала нарядить к постели по тому же. А В. Князя дружка,  благословившись, станет резать перепеча и сыры. Да поставит на блюдо перед В. Князем и пе­ред Княжной, и во все столы, да и в рассылку по­сылает; а Княжнин дружка подает ширинки.

И, посидев мало, едет В. Князь к венчанию ко Пречистой; и как В. Князь встанет с места, и на его место на изголовье положит сорок соболей. Да приехав ко Пречистой пойдет в церковь в сторонние двери от площади; a брат его, и тысяцкий, и весь поезд и Бояре с ним. А за ним поедет Княжна Олена к церкви в санях. А как Княжна встанет с места и пойдет к Собору, и Великого Князя изголовье положить тогда на Княжнино Оленино изголовье, и два сорока соболей положить на изголовье наверх. А с Княжною Оленою ехать к церкви жене тысяцкого да cвахе боль­шой; сядут в тех же санях со Княжною, а другие свахи сядут на отдельные сани. А за санями у Княжны Олены пойдут Бояре и дети Боярские, и Дьяки, кому Князь В. велит; а свечи и караваи несут перед санями. А Княжна Настасья и Боярыни тогда пойдут из средней палаты Великой Княжны в хоромы. Да как приедет Княжна Олена к Пречистой и, выйдя из саней, пойдет в церковь в те же двери в сторонние от площади. Да войдя в церковь станет Князь В. на правой стороне у столпа у Митрополичьего места, по леву столпа; а Княгиня Олена станет от Великого Князя на левой стороне. А со свечами и с караваями станут у другого столпа налево по праву у столпа. Да у того же столпа поставят скамью, и на скамье ковер постелют, да и положат два красных изголовья. А как пойти к венчанью В. Князю и Княжне Олене, а дружки постелют им под ноги комку да сорок соболей положат. И Князь В. и Княжна Олена станут на том месте, а Митрополит их венчает, а в склянице держат вино Фряское. И, венчав, Митрополит даст вино пить В. Князю и В. Княжне, а в другие Князь В., выпив вино, ударит скляницею о землю, да и ногою потопчет сам Князь В, а иному никому не велеть топтать[3].

А после венчания пойдет Князь В. да сядет у столпа на левой стороне на изголовье с правой стороны. И Митрополит придет к В. Князю и к В. Княгине желать здоровья на многие лета. А братья В. К. Великому Князю и В. Княгине здоровья желают, и Бояре, и дети Боярские, и дьяки певчие на обоих клиросах поют многолетье В. Князю и В. Княгине. И от церкви[4] пойдет В. Князь в те же сторонние двери на площадь и поедет к себе завтракать, а В. Княгиня от церкви поедет в тех же санях, и жена тысяцкого и обе свахи с нею. Да пойдет из саней в свои хоромы; а в сани сядет на место В. Княгини Ясельничий, да отъедет в санях на конюшню. А свечи и караваи несут к постели; а поставят караваи оба в одну кадь в пшеницу у постели в головах; а обручей с них не снимают все три дня, а как отойдут все три дня, ино свечи обе вместе скрутить, да поставить в церкви.

Венчание Василия III Иоанновича и Елены Глинской. Миниатюра XVI века

А сенник постельный[5] обернуть изнутри запоном, да по четырем углам воткнуть стрелы, а на них по сороку соболей, или по одному соболю, как Князь велит, да по калачу. А на лавках по углам же поставить по оловенику меду. А постель слать в сеннику на сноповьи на ржаном, по обычаю войдя в сенник на правой стороне. А послать под постель тридевять снопов. Да после завтрака К. Великий поедет по монастырям и по церквам; а братья его и тысяцкий, и весь поезд с ним, и Бояре, кому велит с собою ехать. А объездив монастыри, пришлет весть, и велит В. Княгине идти к столу. И В. Княгиня из своих хором пойдет к столу, а жена тысяцкого, и свахи, и Боярыни с нею. Да придя В. Княгиня к столу, сядет на своем месте, а у ней жена тысяцкого и свахи сядут по своим местам; а Бояре все сядут за большим столом по лавке. А как придет К. Великий, и он пошлет за стол Князя Юрия наперед себя, да с ним кому велит Боярам и детям Боярским. И Князь Юрий, войдя, сядет на большом месте; а тут кто придет с ним, посадит на окольничем и кривом столе. А Князь Великий как сам приедет и с коня сойдет, да тотчас велит на конь сесть конюшему, да ездить конюшему весь стол и вся ночь круг подклета, с саблею с голою и с мечом; а сам К. Великий пойдет к столу, а, войдя в палату, сядет на своем месте, а тысяцкому и дружкам велит сесть по своим местам, а Бояр, Князей и детей Боярских посадит по всем столам. Да как рассадит всех, и поставят пред В. Князем и пред В. Княгинею куря вечернее, и большой дружка, встав, обернет куря с блюдом и с калачом, и с солонкою, и со скатертью верхнею, да отнесет к постели. А Князь Великий велит в столы есть ставить. И как по поре, Князь Великий, встав из-за стола, пойдет к постели с В. Княгинею; а с ним пойдет тысяцкий и дружки, и все свахи, и кому Князь Великий велит идти. С ним идет до дверей той палаты, кому выдавать, а как В. Князь и В. Княгиня придут к дверям у той палаты, да станут у дверей: и кому выдавать В. Княгиню, и он тут выдает в дверях, и говорит речь. И как придут к постели, и жена тысяцкого положит на себя две собольи шубы, одну положит наверх по обычаю, а другую шубу положит наверх, на изворот шерстью вверх, да осыпает В. Князя и. В. Княгиню у дверей у сенника. И курой В. Князя кормить и В. Княгиню свахе большой да дружкам. И на завтра после мыльни В. Князя у постели кашею кормить, да В. Княгиню вскрыть[6], кому Князь Великий велит.

Венчание царя Михаила Феодоровича с царицей Евдокией Стрешневой. Миниатюра из рукописи начала XVIII в.

А в сенях у сенника поставить на всех четырех стенах по иконе, да на двери изнутри и с надворья кресты поставить, да и над окнами в сенник уже поставить кресты. А у постели в головах положить две подушки, сшив; а в ногах положить на ковер одеяло кунье да шубу, да накрыть простынею. А Боярыни приговорили о караваях: караваи нести утром рано из той избы, где их пекли, да принести их в наугольную палату от Пречистой, да тут их на носило положить, и шлем положить, да свечи тут же принести. Да как Княжну нарядят и как уж ей пойти на место: ино пред нею караваи и свечи нести. Да велел Князь Великий взять свечу новую у ключника с погреба, да нести ее к месту в фонаре зажечь. Да кому Князь Великий велит водокщеную (свеча, изготовленная ко дню Богоявления — прим. ред.) свечу вечернюю нести, как зажигать свечи большие: ино свечу водокщеную зажигать от той от новой свечи, да тою водокщеною свечой большие свечи зажигать. А как уже нести в сенник постель слать, ино нести перед постелью два рождества, рождество Христово, да рождество Пречистой, да крест воздвизальный по­ставить у постели в головах и проч. Кроме сих обрядов в древности наблюдаемо было еще множество и других, а особливо простым народом. В числе, так сказать, необходимостей и в то время считалось иметь при свадьбах музыку, как вокальную, так и инструментальную. Кроме сего при таких случаях певали иногда и разные церковные песни и псалмы, как это можно видеть из следующего: «да на прежних же Государских радостях бывало в то время, как Государь пойдет в мыленку, во весь день до вечера и в ночи, на Дворце играли в сурны, и в трубы, и были по накром; а ныне Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея России, на Государевой радости (во время бракосо­четания его с Наталиею Кирилловною) накром и трубам быть не позволил. А велел Государь в свои Государские столы, вместо труб и органов и всяких свадебных потех, петь своим Государевым певчим Дьякам всем станицам пepeменяясь, строчные и демественные большие стихи, из праздников, и из триодей дорогие вещи, со всяким благочинием».

Константин Маковский. «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем». 1887 г.

Государи Российские по принятии Христианской веры вступали иногда в брачные союзы с иностранными принцессами; по разделении же России на многие Княжества по большей части с княжнами единоплеменными; но после соединения удельных Княжений под одну державу выбирали себе невест из своих подданных, что продолжалось до вре­мен Государя Петра Великого. Выбор сей производим был таким образом: собирали в столицу всех достойных девиц, уважая токмо доброту лица и разума, о чем разведывали наперед тайно. К сему определялось несколько знатных Господ и Госпож, которые принимали их в государев дом, каждой отводили приличные покои, угощали всех за одним столом, увеселяя притом при­личными забавами. Между тем Государь, приходя тайно, смотрел их и слушал разговоры, а по ночам и сам осматривал их, как то видно из Истории Царя Михаила Феодоровича, помещенной в No I. Русского Вестника, на 1811 год. По многократном примечании и прилежном разведывании и испытании разума, права и склонностей, и когда уже Государь полагал решительное намерение, то, придя к ним во время стола, отдавал своей избранной невесте платок и перстень. В тот же день всех прочих, пожаловав платьями, отпускал в дома, а имя избранной провозглашалось всенародно, нарицали ее Великою Княжною, и до брака по церквам в ектениях именовали ее нареченною невестою. Число собранных для сего девиц было неопределенно; при избрании Натальи Кирилловны в невесты Царю Алексею Михайловичу было их шестьдесят. По свидетельству одного иностранного писателя, когда В. К. Василий Иоаннович вознамерился вступить в брак, то собрано было 1500 девиц, из которых избрал он тогда Соломонию Юрьевну Сабурову.

Избрание Натальи Кирилловны Нарышкиной невестой царя Алексея Михайловича. 1670. Гравюра Ельваля. Начало 1840-х гг.

В заключение описания браков и супружеств нужно упомянуть здесь о так называемых венечных памятях. Венечною памятью назывался тогда даваемый духовными властями письменный вид, коим дозволялось совершение не подлежащего никакому сомнению брака. Обыкновение давать сии виды существовало у нас с начала Христианства, и собиравшиеся за оные пошлины принадлежали сперва к Епископским доходам. Петр I указом от 25 Генваря 1709 года повелел пошлины сии обратить на госпиталь; а Екатерина II, указами 1765 года Июня 20 и Июля 14-го чисел, повелела венчать впредь по обыскам.


[1] Описания многих старинных русских свадеб можно видеть как в сем сочинении, так особливо в XIII части древней Российской библиотеки.
[2] Тысяцкий здесь означает то же, что дружка
[3] Скляница, как кажется, значит здесь стеклянный или хрустальный сосуд, употреблявшийся для питья. Олеарий говорит, что в бытность его в России употреблялись для сего позлащенные кубки, с которыми точно так же поступали, как здесь со скляницею. Он присовокупляет, что якобы новобрачный, бросив на землю и попирая ногами сосуд сей, говорил: тако да будут ногами нашими попраны те, кои имеют намерение всеять между нами вражду и несогласие. Сие обыкновение, чтоб сосуд, из которого сочетающиеся браком пьют в церкви вино, бросать и топтать ногами, хотя более не существует, при всем том подавать в чаре вино сочетающимся прикушивать попеременно одному после другого, каждому по три раза, продолжается неизменно. Обычай сей предки наши приняли от Греков вместе с Христианством. Ибо известно, что пить из одного сосуда и губами своими прикасаться к тому же месту было у греков и римлян знаком изъявления любовной страсти. Они думали, что через то возбуждается любовь к особе, которая будет пить после, к той, которая из того же сосуда пила прежде, через приложение губ к тому месту, к которому прежде пившая прилагала. Сие бывало некогда знаком волокитства и надеждою в том успеха. Лукиан, in Dialogo Deorum, заставляет Юнону упрекать Юпитера, что он пьет опивки Ганимедовы и прикладывает губы свои точно к тому месту чаши, как и Ганимед. Во время Овидиево женщины не давали мужчинам того сосуда, из которого они сами пили, но волокиты старались оный перехватывать, дабы приложить свои губы к тому же месту, к которому их были приложены. Овидий делать то учит сими словами: Fac primus rapias illius tacta labellis pocula, quaque bibit parte puella bibas. De arte amat. Lib. I. v. 575. Покойный Болшин в примечаниях своих на Леклерка полагает, что у нас при венчании дают пить из одной чарки сочетавающимся не в другом намерении, как чтоб приложением губ к одному месту сопрячь взаимною страстью сердца сочетающихся.
[4] В древности в России было обыкновение, что сочетавшихся браком при выходе их из церкви осыпали рожью, что значило желание им изобилия. При свадьбе Лжедмитрия с Мариною Мнишек вместо ржи употреблены были золотые медали. Дополн. К деян. Петра Великого I. 273.
[5] Новобрачных никогда у нас не клали спать в жилом покое, но в пустом и нетопленом, как бы холодно ни было, а некоторые на такие случаи строили нарочно деревянные комнаты, не насыпая даже на потолок земли, как обыкновенно бывает в Великороссии. Постель была из соломы, покрыта полотном, и сие обыкновение во многих местах продолжается и ныне.
[6] Вскрывать новобрачную, или свидетельствовать девическую ее непорочность, есть обыкновение, общее всем восточным народам. У евреев законом было повелено, в предосторожность невинного порицания невесте, отдавать брачную сорочку для сохранения родителям невесты. Хотя Государь Петр Великий таковые исследования строжайше запретил, так что даже некоторых знатных людей за преступление сего наказывал, при всем том обыкновение это не только в селениях, но даже и во многих Губернских городах продолжается и ныне.

Необычные свадебные традиции

Выходить замуж или жениться осенью считалось на Руси хорошей приметой. Самой удачной была свадьба, сыгранная за несколько дней до или сразу после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Считается, что в это время новоявленную молодую семью берет под свою защиту Богородица, покровительница замужних женщин и матерей, и именно эти супружеские союзы самые крепкие. В тему и народные пословицы: «Пришел Покров-батюшка — девку в венец убрал», «Весело Покров провести — хорошего жениха (невесту) найти».

Причитания, запóины, оглядыны, вэчерынки, антифонное пение — привычные названия в свадебных торжествах глубокой старины. В разгар осени мы собрали самые колоритные, интересные и необычные свадебные обряды и украсили их зажигательными, трогательными песнями из новых объектов раздела «Традиции» и фотографиями их самобытных исполнительниц.


Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Жители себежских деревень сохранили память о старинной свадьбе, на которой обязательным было исполнение свадебных маршей ансамблем скрипки и цимбал. Многие тексты их свадебных песен обладают ритуально-магической направленностью. В Себежском районе была зафиксирована уникальная для русских песенных традиций архаическая форма исполнения свадебных песен «на два хора» (антифонное пение): группа поющих исполняет одну строфу песни — вторая группа повторяет ее в ответ.

Накануне свадьбы подруги водили невесту прощаться со всеми жителями деревни. Невеста прощалась с каждым, кланялась и просила прощения.

В церковь, к венцу, жених и невеста ехали отдельно (каждый из своего дома). Утром в день венчания невесте «чесали голову» (косу), затем она молилась Богу, просила благословения у родных, после ее заводили за стол.

Ритуал расчесывания волос невесте, как и многие другие этапы свадьбы, был направлен на благополучие, богатство, плодовитость будущей семьи. Об этом свидетельствует использование особых атрибутов: невесту сажали на хлебную «дежку» (емкость для замешивания теста), накрытую вывернутой шубой. Первым «чесать голову» к невесте подходил отец: он проводил гребнем по волосам крест-накрест, крестил невесту. Следующей — мать, потом — «боярки».

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области


Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской областиСвадебный обряд: песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

В среде русских старожилов утром первого свадебного дня девушки собирались в доме невесты. Они брали наряженный с вечера репей (куст) и с пением песен шли ко двору жениха. Есть свидетельства о том, что наряду с репьем девушки брали с собой наряженный банный веник. Куст доверялось нести самой близкой подруге невесты. По дороге к жениху пели песню «Как по саду было, садику», а подойдя к воротам жениха — «Ох, ты ветвь ли моя, веточка». Жених встречал девушек у ворот, забирал куст, приглашал девушек в дом и угощал их. После угощения жених передавал в подарок невесте мыло или духи.

Девушки возвращались в дом невесты, которая сидела в ожидании подруг, садились вокруг нее и пели песню «Отжилася и отнежилася свет и Марьюшка у батюшки». Невеста плакала.

Затем девушки топили баню и вели невесту мыться. По воспоминаниям жителей Кармаскалинского района, баню могли приготовить в чужом дворе, на другом конце улицы, чтобы как можно дольше вести невесту по деревне.

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан


Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики БашкортостанСвадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

В свадебном ритуале Петрищево — предсвадебные встречи представителей двух родов (сваты, двора глядеть, перепоины), обряды прощания невесты с подругами (девичник) и ее обряжение, одаривание невесты и жениха своими родственниками на кашу, выкупы невесты и ее атрибутов, завязывание молодухой в доме жениха.

По приезде жениху не давали войти в дом невесты, не подпускали к столу и к самой невесте, требуя выкупа, а представители двух родов начинали «дражниться» — петь корилки: «Придуть, молодую ж надо выкупить, жениха ж к ей не пускають. Ну, жаних там и конфеты, и водки, даже и денег которыи дають бояркам етым, девкам. Ну, и песни. Кто кого перябрешить»; «Тыи ж сватьти, как собаки, лають. А мы ж тоже ня упустим, у нявести. Там усё ходить, уся тая хата ходанём. Это они так ругаются. Общем, каждый свайго хочить возвяличить. Тот харош, а мой лучши. Ну, вот и поють тады, кто што знаить».

В это же время крестные жениха и невесты мерились «баславеньем» — булками, заранее ими испеченными и принесенными на свадьбу: «Тады как сойдутся две — женихова хрёстная и яе хрёстная — и вот: «Чия булка лучши? Во мой, во моя хрестница во какая» — ну а тая своё».

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области


Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской областиСвадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области


Украинские переселенцы в Воронежской области сопровождают свадебные обряды многочисленными песнями-припевками, комментирующими происходящие события. Сельчане сохранили самобытный язык, представляющий особую группу говоров юго-восточного украинского наречия. При этом они позиционируют себя как особую этническую группу (не считают себя ни украинцами, ни русскими), выделяются среди окружения одеждой, бытом и другими составляющими духовной и материальной культуры.

Когда близкие родственники жениха шли «свататьця», жених не присутствовал — вместо него брали шапку. При благополучном сватовстве невеста перевязывала сватов вышитыми полотенцами — рушниками. Тут же устраивалось общее богомолье, а после него — небольшое застолье.

На венчание жених с товарищами и невеста с дрýжками шли из своих домов. Из церкви расходились по домам, где устраивалось праздничное застолье для своей родни. Из дома жениха собирали свадебный поезд за невестой: украшали лошадей и подводы, перевязывали рушниками старосту и дружкóв. Жениху на картуз справа пришивали красную квитку (цветок). Количество человек, отправлявшихся за невестой, должно было быть непарным, пару жениху потом составляла невеста.

Символом свадьбы в селе Урыв являлся свадебный флаг из красного полотна, который делали и в доме жениха, и в доме невесты. С одним флагом ехал свадебный поезд жениха, а вторым был отмечен дом невесты.

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области


Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской областиСвадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд восточных районов Кировской области — развернутое многоэтапное действо, насыщенное обрядовыми песнями и причитаниями, жанрами словесного фольклора. Обрядовым пением отмечены все важные события свадьбы.

Особый интерес и ценность представляют свадебные хоровые причитания, исполнявшиеся девушками на девичнике или во время благословения невесты и сопровождавшиеся ее плачем.

Место распорядителя на свадьбе в восточных районах Кировской области занимал дрýжка. Он договаривался со свахой и подругами при выкупе невесты, следил за порядком обрядовых действий. Дружка «приговаривал всю свадьбу» — произносил тексты приговоров (наговóров), не садился за стол в течение всего гулянья, угощал гостей за праздничным столом.

Значимую роль в свадебном обряде играли свахи. Это родственницы со стороны невесты и жениха, которые осуществляли функцию коммуникации между двумя родами. Свахи менялись ритуальными предметами (хлебом, пивом) в ходе обряда, их «ругали» в специальных припевках, сваха жениха выплясывала невесту.

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области


Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской областиСвадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов, проживающих в Республике Татарстан, продолжается около года и состоит из многих этапов. Ритуал включает в себя сватовство, сговор и собственно свадьбу, которая делится на две части.

Первая часть свадьбы включает в себя приезд свадебного поезда, обед в доме невесты, ее увоз в дом жениха и смену девичьего головного убора на свадебный, состоящий из ашъяна и платка сюлык. Эта часть обряда строго регламентирована по времени и может проходить только в период от Петрова дня до летнего праздника иконы Казанской Божией Матери (21 июля). Через один-шесть месяцев совершается обряд снятия платка, после которого молодушка возвращается жить к родителям.

Вторая, основная часть свадьбы связана с Масленицей, когда главный свадебный пир проходит сначала в доме невесты, а после ее увоза — у жениха.

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов


Свадебный обряд сюан кукморских удмуртовСвадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

В Свердловской области накануне обручения перед баней подруги едут к жениху без невесты. Две девушки наряжаются женихом и невестой. Подходя к дому, ряженая «невеста» с девушками причитают. Затем они передают жениху невестины подарки, в ответ он украшает два веника — один конфетами, лентами, второй — мылом и вручает девушкам. Поездка заканчивается угощением невестиных подруг и весельем.

В день венца после утреннего пробуждения невеста совершает обряд «дарение дéвьей крáсоты». Под причитания она дарит девушкам ленты, лежащие перед ней на блюде.

По окончании застолья, устраиваемого для девушек после раздачи красоты, проводится обряд «отказа невесте от хлеба-соли в родительском доме». Отец отодвигает от дочери стол (вариант: мать закрывает перед дочерью тарелку с едой), а невеста ломает ложку либо бьет тарелку. Эпизод сопровождается групповыми причитаниями.

В ограде сходятся женихова и невестина свахи и встают на расстеленный перед крыльцом пóтник. В одних случаях они здороваются за руки, обмениваются рюмками с напитками, чокаются, выпивают и целуются, в других — каждая женщина, чокаясь, старается перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удается, тот и будет хозяином в доме.

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение


Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

В селе Кеба Архангельской области переход невесты в новую семью осознается как уход на тот свет, поэтому ритуал называют «свадьба — похороны». Его отличительной чертой является включение в него большого количества сольных и групповых причитаний.

На следующий день после сватовства устраивалось рукобитьё, на которое жених приходил со своей родней, а невеста приглашала своих близких родственников. Мать накрывала на стол. Невесту к гостям выводил из другого помещения ее крестный отец и ставил за стол под иконы. Всем гостям наливали по рюмке вина, затем девушки — подручницы или дрýжки — вели невесту под руки на середину избы. Самая близкая подруга с плачем подносила невесте зеркало, чтобы она в него посмотрелась.

Жених подавал родне невесты привезенное с собой вино, после чего его заставляли целовать невесту, которая отворачивалась и старалась закрыться платком. В это время крестные отцы били по рукам. Рядом с ними ставили стóрожа — «знающего» человека, который следил, чтобы никто не навел порчу на молодых. Говорили: если кисель на столе почернеет, значит, кто-то навел порчу. После того как ударили по рукам, начинали звучать плаксы — причитания невесты, которая заплакивала, то есть начинала плач, а девушки подхватывали его.

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области


Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской областиСвадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)


Свадьбы теблешской традиции играли в осенне-зимний период, до масленичной недели. Поэтические сюжеты и напевы свадебных песен практически не имеют аналогов с соседними традициями. Своеобразен и певческий стиль теблешан, характеризующийся ярким зычным тембром в высокой тесситуре и особыми исполнительскими приемами.

Самобытными являются эпизоды свадебного действа, такие как ритуал «набивания» невесты, «плáты» — местный вариант девичника, «крыжнобéд» — второй день свадьбы. В обряде «набивания невесты» родственники девушки идут в дом жениха и предлагают взять ее в жены. При этом невесте полагалось давать большое приданое: 10 пудов хлеба или скот (корову, ягненка).

На крыжнобéд в избе расставляли столы, которые невеста застилала сотканной ею скатертью. Чем больше ей удавалось покрыть столов, чем длиннее была скатерть, тем лучше и рукодельнее считалась невеста. Особую ритуальную функцию выполняла приготовленная в печи курица, внутрь которой вкладывали два крашеных яйца. Молодуха украшала курицу лентами, бантиками из разноцветной бумаги и сама выносила ее на подносе. Когда курицу разламывали, то обращали внимание родителей жениха на яйца. Эти действия были направлены на появление у невестки «приплода».

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)


Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области) Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

В Новосибирской области важную роль в сохранении традиции играет певческая группа «Прямчаночка». Потомки черниговских переселенцев являются носителями живой, хотя и постепенно угасающей фольклорной традиции. В частности, до недавнего времени здесь активно бытовал традиционный свадебный обряд.

Для изготовления венка в предсвадебный период был предназначен специальный вечер — девичник, на который собирались подруги невесты во главе с подневестницей: «Собирает девочек яна [невеста]. У яе уже самая старшая — поднявесница, и тут аще девок пять. Вянки етыя делают, пришивають усё… И песни пéють». На девичнике девушки также занимались изготовлением бумажных цветов для украшения свадебного деревца — молодой елочки. «Принóшают ёлку, цвяты — бумажки делают на тýю ёлку. Теперь купляют, а тода самоделашнаи. И даже вянки на голове были самоделашнаи».

Наряженное деревце оставалось в доме невесты до приезда за нею жениха: «Ёлку нихто у нас не выкупляя — стоить у нявесты эта ёлка. Приезжая женихи и потом выкýпливають». Вероятно, молодое срубленное деревце символизировало девичью волю, которой лишалась невеста. Выкуп елочки женихом можно расценивать как знак приобщения невесты к роду будущего мужа. Все обряды девичника были связаны с прощанием невесты с девичеством, подругами, отчим домом и привычным жизненным укладом.

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *