4 перинатальные матрицы: как опыт рождения влияет на сценарий жизни — Miraman.ru
Каким будет человек, во многом определяет генетика. Но по теории одного из основоположников трансперсональной психологии Станислава Грофа, на это влияет и то, как ребёнок чувствовал себя у мамы в животе, во время родов и в первые часы после появления на свет.
Исследователь уверял: психика человека начинает складываться ещё до рождения, в период, который относится к бессознательному и состоит из четырёх отдельных частей.
— Они называются базовыми перинатальными матрицами, — рассказывает Елена Салдина, руководитель Центра Родительства и Раннего Развития Детей «Капелька». — И каждая из них влияет на формирование личности, будущее отношение человека с внешним миром и с самим собой.
Первая база: Райское состояние
Те состояния, которые мы переживаем, находясь в животе у мамы: благость, безмятежность, защищённость.
Народная мудрость гласит, что во время беременности женщине нужно смотреть на прекрасное, избегать стрессов и не нервничать. Однако опыт взаимодействия с негативными реакциями тоже очень важен для ребёнка. Хотя бы потому, что самый огромный стресс в жизни любого человека — это его рождение.
Ещё за долго до родов будущая мама обучает малыша, показывая собственным примером как можно не избегать, а решать трудности, как она относится к проблемам. Если принимает их как катастрофу, постоянно прибывает в угнетённом состоянии, ребёнок может перенять этот опыт.
— Сама природа позаботилась о том, чтобы у ребенка был достаточно высокий жизненный потенциал, — рассказывает Елена. — Во время беременности у женщины в большом количестве вырабатываются гормоны творчества и удовольствия. Особенно активно это происходит после 20-ой недели, когда активно формируется центральная нервная система малыша. Эти гормоны помогают будущей маме оставаться спокойной, умиротворённой и счастливой. А если есть ощущение, что упаднические настроения затянулись, стоит попробовать осознанно и специально зациклиться на благостном состоянии. До рождения ребёнок научится воспринимать мир позитивно.
Кстати, куда большее значение имеет не то, насколько часто беременная женщина попадает в стрессовые ситуации, а то, как она принимает своё положение и будущего ребёнка.
Считается, что информация, заложенная в этот период, в дальнейшем формирует самооценку человека, его способность комфортно ощущать себя в социуме, умение налаживать контакт с людьми.
У людей с оптимистичным взглядом на жизнь, с так называемым «синдромом счастья», благополучно сформирована первая матрица. Это значит, что во время своего перинатального развития он действительно прибывал в райском состоянии, ощущал постоянную психологическую связь с мамой. Спасибо ей за это!
Вторая база: Безнадёжность
Райское состояние заканчивается с наступлением болезненных схваток. Начинается самый тяжёлый этап. Ребёнку не хватает кислорода, он испытывает давление, нарастает состояние безнадёжности.
— В современном мире часто нарушена гармония взаимодействия интеллекта, сознания, души и тела, — продолжает наш эксперт. — Боль в родах может быть не столько сильной, сколько мы сами себя накручиваем, только усугубляя состояние своё и ребёнка.
Мама знает, что этот процесс конечен, малыш — нет. Но часто роженицы не столько хотят помочь себе и ребёнку, сколько ждут, чтобы это поскорее закончилось. Здесь следует осознать, что боль — это посредник между роженицей и малышом. И роженица может облегчить её, а может блажить и усугублять ситуацию паникой.
Как женщина может помочь ребёнку? Отдаться процессу целиком, быть здесь и сейчас. Разговор с малышом, аромо- и рефлексотерапия, правильное дыхание, родовые позы, помогает ему пережить это ощущение безнадёжности, дитя, чувствуя поддержку, вырабатывает гормоны, дающие силы маме.
Переизбыток состояния угнетённости передаётся и малышу, накладывает отпечаток на всю его последующую жизнь.
Если во время второй базовой перинатальной матрицы не было переизбытка безысходного состояния, то ещё у нерождённого человечка появляется опыт психического переживания: «Когда мне было тяжело, я это смог, преодолел».
— Вот почему так важен период схваток, — продолжает Елена. — Бывают ситуации долгих родов, которые в итоге заканчиваются кесаревым сечением. Тогда мамы задаются вопросом: стоило ли так мучиться? По большому счёту, да. Правда, тем, кто на этом этапе получил переизбыток неудовольствия, отрицательных эмоций, не чувствовал поддержки мамы, в последующей жизни очень сложно прибывать в спокойном состоянии, потому что оно не было знакомо в базовый период рождения. Для них стакан всегда наполовину пуст, а мысли из серии: «Почему всё хорошо? Значит, скоро обязательно будет плохо», — постоянно живут в голове.
Третья база: Путь героя
Начинается с наступлением потуг, когда ощущение безнадёжности ушло и начинается движение вперёд. Ребёнок сам активно помогает себя появиться на свет. Из таких людей вырастают настоящие революционеры, первопроходцы. Они любят ловить адреналин, испытывать себя на прочность.
Те, кому процесс потуг дался тяжело, кто пережил гипоксию, асфиксию, могут идти по жизни не так уверенно. Это волнение «Смогу — не смогу, выживу — не выживу», пережитое в третий период, не может не отложить отпечаток.
Четвертая база: Воссоединение
Если человек пережил это воссоединение с мамой в первые минуты и часы жизни, в будущем он будет уметь получать истинное удовольствие от сделанного.
К сожалению, мамы иногда пренебрегают этим моментом. Думая о себе, своей усталости, забывают о ребёнке.
— Кто-то скажет: «Мне его не дали». А вы просили? Для врачей это работа, им удобнее, чтобы после рождения малыши были в детском отделении, — рассуждает Елена. — Но, по сути, если состоянию ребёнка и мамы ничего не угрожает, они могут провести вместе в родовом отделении эти драгоценные два часа после появления на свет. И здесь дело только в инициативности самой роженицы. Мама может дать почувствовать ребёнку, что он желанный, неповторимый, его любят просто за то, что он есть.
Инсайты возможны
Когда Гроф создавал идею базовых перинатальных матриц, он называл их всего четыре. Сегодня его последователи говорят, что, например, период грудного вскармливания тоже имеет огромное значение на формирование личности.
Кроме того, наш перинатальный опыт не фатален и не безнадёжен. Его можно «перепрошивать», корректировать через осознание, гармонизацию души, тела, ума.
Записала Наталья Тюменцева.
miraman.ru
Перинатальные матрицы Станислава Грофа и их влияние на жизнь ребенка — Колесо Жизни
Бизнес-стратегия
- Стартапы
- Стратегия
- Переговоры
kolesogizni.com
коррекция для детей и взрослых
Нередко бывает так: послушный, ласковый ребенок вдруг превращается в отчаянного бунтаря и грубияна, забрасывает учебу, отказывается слушать разумные доводы родителей – и отнюдь не всегда эти метаморфозы совпадают с подростковым периодом. Или другой пример: грудничок ест нормально, педиатр не видит причин для беспокойства, обстановка в доме самая благоприятная – а кроха разрывается от плача ночи напролет. Мама с папой недоумевают: где мы недосмотрели, что сделали не так, в чем оказались неправы?
На самом деле причины детского непослушания, страхов и комплексов не всегда кроются в неправильном воспитании. Корень большинства индивидуальных особенностей – в нашем собственном опыте рождения. Научившись распознавать причину негатива, родители способны скорректировать родовую программу матриц: компенсировать недостающее, сгладить острые углы. Именно поэтому перинатальная психология может быть полезной и тем, кто только собирается стать родителями, и маме новорожденного крохи, и всем, кто хочет улучшить свою жизнь.
А ты из какой сказки?
Мини-тест: назови свою любимую детскую сказку. А теперь вспомни сюжетный момент, который волновал тебя больше всего, над которым ты могла вздыхать, мечтать и плакать. Это и станет отправной точкой для исследования твоей личной программы родовых матриц. Сейчас ты поймешь, при чем тут сказки. В большинстве народных сказок основные коллизии выстроены по единой схеме, в которой можно выделить четыре важнейших этапа:
1. Ситуация мира, спокойствия, гармонии, благоденствия – «тридевятое царство, тридесятое государство», «золотой век», «рай».
2. Непредвиденные обстоятельства разрушают благополучную картинку и грозят смертью главному герою или героине (встреча с Бабой Ягой, Кащеем Бессмертным, драконом и прочими чудищами). Нередко злые силы уволакивают его (ее) в пещеру, запирают в тесной темнице.
3. Главный герой (героиня) пускается в смертельно опасное путешествие, отваживается на решающую схватку с чудовищем.
4. Герой (героиня) преодолевает все трудности и препятствия, в результате чего не только пожинает плоды победы, но и открывает в себе много новых качеств: силу, мудрость, молодость.
Зачитываясь в детстве любимой сказкой, мы, конечно же, и вообразить себе не могли, что каждый из нас уже является героем, пережившим испытания ничуть не менее опасные, чем в любимых сюжетах, и выигравшим свою персональную битву. Тем более мы не могли представить, какое огромное влияние эта сюжетная линия будет иметь на всю нашу последующую жизнь, судьбу и даже на здоровье.
Родом из детства
Сказки, мифы и легенды обращаются к нашему коллективному бессознательному, в них используются образы-архетипы, единые для всех людей – именно поэтому они находят такой трепетный отклик в нашей душе. В середине прошлого столетия ученый-психиатр Станислав Гроф разработал теорию перинатальных матриц, которые закладываются в период беременности и родов.
Оказалось, что наши любимые народные сказки и наше взрослое отношение к миру имеют под собой общую основу – процесс рождения. Именно во время беременности и родов формируются основные психологические вехи как индивидуального, так и общечеловеческого пути. То, что происходит с нами в этот период, очень четко фиксируется в подсознании и впоследствии (осознаем мы это или нет) оказывает очень мощное влияние на всю нашу жизнь. Почему это влияние столь сильно?
Вот только один из примеров. В 80-х годах прошлого столетия ученые Кембриджского университета выяснили, что уровень адреналина в крови только что родившегося человека в 5-10 раз больше, чем у взрослого мужчины на пределе физической нагрузки! Никогда в дальнейшем мы не прилагаем столько сил и не затрачиваем столько энергии, как во время собственного появления на свет. Неудивительно, что эти события навсегда «записываются» в нашем подсознании. А если в период прохождения того или иного этапа рождения возникли сложности, у человека может сохраниться акцентуация на какой-то из матриц. Однако это не значит, что влияние родовых матриц нельзя трансформировать. Можно! Причем в любом возрасте. Познакомившись с основами перинатальной психологии, ты сможешь изменить к лучшему и свою жизнь, и жизнь своих детей.
Не будь перфекционисткой!
Каждая мать мечтает дать своему ребенку все самое лучшее. Однако иногда бывает и так: беременность была желанной и запланированной, мама и папа посещали курсы для молодых родителей, настроились на естественные благополучные роды – но что-то пошло не по плану. Не паникуй и не обвиняй себя в том, что ты «плохая» мать. В случившемся нет ничьей вины. Возможно, тебе и твоему малышу необходим именно этот опыт: судьба часто преподает нам какие-то уроки через кризисные ситуации. А главное, помни: любая негативная программа поддается коррекции! Просто вкладывай свою любовь и труд в сложившиеся обстоятельства, и они постепенно начнут меняться к лучшему.
То же самое относится и к твоей собственной маме. Поверь, в свое время она, как и ты, старалась сделать все наилучшим образом, в меру своего опыта и мировосприятия. Вместе с тем, осознав, к каким последствиям могут привести нарушенные матрицы, ты получишь шанс многое исправить – причем не только в собственной жизни. Многие взрослые женщины, проработав программу своих родовых матриц, отмечают, что их отношения с мамой чудесным образом улучшаются, растворяются старые обиды, приходит открытость и понимание.
I матрица – «Тридевятое царство»
Когда формируется: от зачатия до первой родовой схватки.
Девять месяцев внутриутробной жизни – это, в идеале, период всепоглощающего счастья, полнейшего слияния с матерью (а значит, и со всем остальным миром). Именно это внутриутробное ощущение единства и гармонии послужило прообразом для сказочного «тридевятого царства», где всем хорошо, где царит мир и спокойствие. В этот период мы на энергетическом уровне получаем глубинное знание о добре и зле, у нас формируется базовое доверие к миру. Первую матрицу называют еще матрицей оптимизма – если мама и папа рады беременности, любят друг друга и своего будущего малыша, то ребенок вырастет гармоничным человеком, умеющим радоваться жизни и видеть позитив в любых обстоятельствах.
Однако случается и такое, что первая матрица проходит с «осложнениями»: например, беременность оказалась нежелательной, будущие родители часто ссорятся. Или существует угроза срыва беременности: матка в тонусе, резус-конфликт матери и плода. Негативная первая матрица даст о себе знать уже в первые недели жизни крохи. Такие детки часто бывают беспокойными, отказываются брать грудь, плачут ночи напролет без видимой причины. Малыши, чьи родители во время беременности всерьез думали об аборте, обычно хуже адаптируются к социуму, чаще болеют.
Что неудивительно: их тело настроено на программу саморазрушения (в крайнем проявлении это может дать даже суицидальные наклонности), ведь когда-то самые родные люди не хотели их появления на свет! Из нежеланных деток чаще вырастают пессимисты – даже в самых благоприятных обстоятельствах они будут чувствовать себя неуютно, тревожно, неприкаянно. Им может казаться, что они лишние, неуместные, отверженные – такие люди часто чувствуют себя без вины виноватыми. Человеку с поврежденной I матрицей зачастую кажется нелепым, что его могут любить просто так, ни за что – и он изо всех сил пытается быть «хорошим» (зачастую в ущерб собственным интересам), лишь бы заслужить любовь.
Также люди, мама которых во время беременности пребывала в подавленном эмоциональном состоянии, могут всю жизнь тосковать по «утраченному раю». И стремиться наверстать недополученное когда-то чувство тотального единения – например, мечтая о «прекрасном принце» (даме), который превратит их жизнь в сказку. В итоге поиски идеального партнера могут растянуться на всю жизнь (ведь реальность обычно имеет мало общего с идеалами) или же человек будет легко попадать в эмоциональную зависимость от своего партнера, боясь разорвать даже бесперспективные, причиняющие боль отношения.
Коррекция
Для детей:
• Спартанское воспитание по методу доктора Спока категорически не годится для деток с поврежденной первой матрицей – наоборот, оно только усугубит чувство «я никому не нужен». Не оставляй плачущего кроху одного в комнате, мол, сам успокоится. Таких малышей нужно как можно чаще брать на руки, носить в слинге, прикладывать к груди.
• Если вы с мужем ожидали ребенка другого пола, ни в коем случае не выражайте сожаление, рассказывая малышу об этом! В общении с крохой делайте акцент на его (ее) половой принадлежности. Чаще говорите «ты мой любимый мальчик (девочка)», «как я рада, что у меня именно сынок (дочка)», покупайте ребенку соответствующие его полу игрушки (машинки и солдатиков или, наоборот, кукол в бантиках).
Для взрослых:
• Оставь пустые иллюзии о том, что однажды все чудесным образом изменится и твоя жизнь превратится в сказку. Запомни: твоя сказка происходит прямо здесь и сейчас, и творишь ее ты сама! Не требуй от своего возлюбленного идеальности во всем, дай ему право быть обычным человеком, со своими слабостями и недостатками. Когда мы проявляем к близким терпимость и готовность понять, наши отношения становятся доверительнее. Более того, мы начинаем открывать друг в друге все новые и новые прекрасные черты.
ІІ матрица – «В плену у чудища»
Когда формируется: с момента начала схваток и до полного раскрытия шейки матки (до потуг).
Матка, которая в течение 9 месяцев была теплым уютным домиком, океаном счастья для малыша, вдруг превращается в чудовище. Начинаются схватки, и матка начинает давить на плод со страшной силой. Шейка матки при этом еще закрыта: выхода нет. «Мы» разрушается, остается одинокое страдающее «я». Гроф назвал это состояние «изгнание из рая». Однако не все так трагично. Если роды проходят естественно, роженица пребывает в спокойном состоянии и постоянно подбадривает малыша – в ребенке закладывается умение находить выход в сложных ситуациях, быть терпеливым и в то же время настойчивым.
Но бывает и иначе. Если роды затянулись, мама не видит конца своим мучениям, ее малыш в будущем может часто испытывать беспричинное чувство безысходности, нежелание бороться («все равно не получится»). Слишком стремительные роды могут стать причиной того, что человек все свои проблемы стремится решать быстро и пасует перед малейшими трудностями. Наконец, стимуляция и обезболивание родов чреваты последующей склонностью ребенка к никотину и алкоголю (в свое время его подсознание хорошо усвоило: укололся – боль ушла).
Коррекция
Для детей:
• Если в родах прокалывали околоплодный пузырь, ребенок может бояться воды. Ни в коем случае не погружай его в ванночку насильно, приучай к водным процедурам постепенно, практикуй веселые водные игры.
• Если период схваток затянулся, плод все это время пребывает в состоянии гигантского сжатия. Все его существо испытывает огромное напряжение, разрядить которое не представляется возможным. Нормальная реакция на такое состояние – сопротивление, агрессия. Причем зачастую эта агрессия направляется не вовне, а внутрь – аутоагрессия запускает программу самоуничтожения. Это может проявляться как на физическом уровне (частые болезни), так и на эмоциональном (оценочная зависимость от посторонних людей, стремление всем на свете угодить, чувство вины).
Скорректировать эту программу у маленьких деток несложно: чаще хвали малыша. Даже если ребенок не слушается, критикуй не его самого, а его действия (не «ты плохой», а «мне грустно из-за того, что ты так поступил»). Если ты замечаешь проявления аутоагрессии у самой себя, как можно скорее скажи себе: «стоп!». Пойми, ты не обязана соответствовать ожиданиям окружающих. Лучшее, что ты можешь сделать для себя (и для своих близких!) – это быть в ладу с самой собой. Гармоничная, довольная собой и собственной жизнью женщина, подобно солнышку, распространяет свет своей любви на всех вокруг.
Для взрослых:
• Не бойся перемен, не цепляйся за прошлое: за кризисом всегда следует подъем, а самая темная ночь бывает перед рассветом. Время от времени практикуй такое упражнение: доверяй разрешение той или иной ситуации (пусть поначалу это будут пустяковые задачи) самой жизни. Не предпринимай ничего – просто жди, пока все само собой разрулится. Возможно, ты почувствуешь, что просто плыть по течению жизни – уже само по себе большое удовольствие.
ІІI матрица – «Путь героя»
Когда формируется: в период потуг.
Кроха принимает первое в своей жизни самостоятельное решение – и пускается в первое «большое путешествие» по родовым путям. Он в буквальном смысле видит «свет в конце тоннеля» и его силы многократно возрастают. Когда первое серьезное препятствие успешно преодолено, в маленьком человечке закладывается уверенность («я все смогу!»), формируются лидерские качества и вера то, что «все в жизни происходит только к лучшему».
В результате ребенок приобретает способность свободно вступать во взаимодействие с миром, соблюдая свои интересы и не проявляя излишней агрессии к окружающим. В его подсознании сохранится память о том, что ситуация тупика, где невозможно действовать, обязательно сменяется возможностью активного действия, движения, в процессе которых происходит естественная разрядка напряжения, накопившегося за период схваток. Также III матрица оказывает серьезное влияние на формирование сексуальности человека.
Однако если роженица неправильно тужится или ребенок появляется на свет слишком быстро, причиняя матери травмирующие разрывы, это может послужить основанием для формирования тиранического психотипа. Такому человеку сложно соотносить свои действия и желания с реалиями, ему хочется получить все, сразу и любой ценой.
Если в момент прохождения по родовым путям ребенок испытывал сильное давление и удушье (обвитие пуповиной, слишком узкий таз матери и т. д.), в будущем главным мотивом его жизни может стать страдание (с оттенком мазохизма или, наоборот, агрессии). Такой человек будет жить в уверенности, что за все нужно заплатить большую цену, что никакие блага не даются «просто так».
Наконец, при механическом извлечении плода из родовых путей в дальнейшем ребенок в ситуации, когда необходимо активно действовать, может пасовать и опускать руки. А ответственность за решение судьбоносных вопросов такой человек нередко стремится переложить на чужие плечи.
Коррекция
Для детей:
• Если в родах применяли щипцы, эту психотравму необходимо компенсировать в самом раннем детстве, поскольку в противном случае ребенок может вырасти ранимым, болезненно чувствительным. Такой человек охотно берется за новое, загорается – но быстро «потухает», не доводит начатое до конца. Особенно часто такие проявления возникают, если во время потуг головка ребенка несколько раз уже прорезывалась, а потом снова пряталась. Всячески поощряй любые проявления самостоятельности ребенка. Не кори его за ошибки, наоборот, внушай ему мысль, что ошибаться – нормально, это происходит со всеми людьми. Внушай малышу, что он уже априори победитель, ведь однажды он успешно прошел самый главный и сложный путь – путь рождения! Когда у ребенка возникают сложности, будь рядом, подбадривай его. Если он на собственном опыте убедится, какая это радость – получить удовольствие от отличного результата, это поможет ему в развитии навыков самостоятельности.
• Для деток III матрицы особенно важно заниматься тем, что им нравится, самим определять свой жизненный путь. Это касается как детских увлечений (пусть малыш сам выбирает, на рисование или на батут ему пойти), так и выбора взрослого пути (не стремись навязать ребенку против его воли перспективную, на твой взгляд, профессию – оставь право принять решения за ним).
Для взрослых:
• Чувствуешь, что в твоей жизни слишком много места отведено страданиям? Боль – это оборотная сторона радости. Иными словами, если в твоей жизни недостаточно позитивных переживаний, ты можешь черпать недостающую тебе глубину эмоционального накала в негативе (срабатывает принцип: пусть плохо, зато ярко, насыщенно). Учись смаковать радость, чувствовать все оттенки счастья. Позитивные акценты можно ставить как в малом («Какой вкусный мокаччино в этом ресторане! Пожалуй, закажу еще чашечку, и с бизе»), так и в большом (заниматься той работой, которая приносит не только деньги, но и удовлетворение, окружать себя комфортными, успешными людьми, строить свою жизнь с человеком, которого любишь).
IV матрица – «Новая жизнь»
Когда формируется: с момента выхода на свет и до 5-7-го дня жизни.
Проделав колоссальный, изобилующий опасностями путь, малыш с полным правом рассчитывает на вознаграждение. Естественное ведение родов подразумевает, что кроху сразу же выкладывают матери на живот, прикладывают к груди, перерезают пуповину после полной остановки пульсации. И лишь после этого обязательного ритуала должны следовать взвешивания, измерения и прочие медицинские манипуляции.
По сути, IV матрица перекликается с I: и в том, и в другом случае речь идет о состоянии счастья и покоя. Вместе с тем, разница колоссальна. Человечек, прошедший испытание родами, получает блаженство как награду за свои труды, он уже имеет за плечами большой опыт – опыт рождения.
От того, каким был наш переход из мира материнской утробы в поднебесный мир, зависит наша способность доводить начатое до конца, получать удовлетворение от проделанной работы и от жизни в целом. А это значит – расценивать жизнь как процесс, имеющий смысл.
Если же IV матрица прошла неудачно (ребенка сразу забрали от матери, понадобилась помощь реаниматологов и т.д.) – у малыша может сформироваться «комплекс Сизифа»: человек трудится из всех сил, но когда приходит время получить результат, вдруг неожиданно отступает, «заваливает» дело и через какое-то время начинает все сначала.
Коррекция
Для детей:
• Крохе, лишенному контакта с матерью сразу после рождения, может отчаянно требоваться материнское тепло в первые месяцы жизни. Поможет метод кенгуру, когда мать или отец ежедневно в течение часа или двух держат малыша на своей обнаженной груди.
• Хвали кроху как можно чаще, делай акцент на всех его маленьких победах. Давай ему возможность насладиться моментом триумфа: прикрепи его детские рисунки на видном месте, рассказывай о его достижениях родным и близким, поощряй в присутствии посторонних людей.
Для взрослых:
• Не жди, пока ты станешь «самой-самой» (самой стройной, самой профессиональной и т. д.) – награждай себя за каждую маленькую победу. Постепенно ты заметишь, что даже самые, казалось бы, незначительные радости жизни ты умеешь воспринимать с благодарностью.
Кесарево сечение
В большинстве случаев применения кесарева сечения бывает так, что ребенок пропускает сразу две важнейшие матрицы: II и III (схватки и потуги). Поэтому если ты хочешь сделать операцию лишь для того, чтобы уберечь себя и малыша от «ненужных» страданий… подумай еще раз. Опыт естественного рождения заложен самой природой – значит, он необходим и малышу, и матери.
Конечно, если речь идет о медицинских показаниях, кесарева не избежать. Но и в этом случае родители могут компенсировать крохе недостающий опыт. Перинатальные психологи советуют: даже если речь идет о плановом кесаревом, лучше дождаться первых схваток и лишь после этого начинать операцию. При таком подходе малыш, во-первых, родится тогда, когда к этому готов он, а не врачи. Во-вторых, у ребеночка сохранится опыт схваток – а корректировать одну недостающую матрицу намного проще, чем сразу две.
Коррекция:
• У «кесарят» часто нарушен контакт с мамой – отсюда термин «чужие дети». Такому ребенку необходимо уделять максимум внимания, в первую очередь телесного: минимум до 9 месяцев кроха должен буквально «жить» у мамы и папы на животе и груди. Чаще обнимай, целуй кроху, делай ему массаж. Не бойся «передержать» грудничка на руках – в этом случае мамино внимание не может быть чрезмерным и не избалует кроху.
• Детки, родившиеся в результате кесарева, лишены опыта борьбы и преодоления. Поэтому они часто бывают или «безбашенными», напрочь лишенными чувства страха (естественного инстинкта самосохранения), или, наоборот, несмелыми, не способными проявлять самостоятельность. Как только ребенок научится ползать, играй с ним «в роды». Сделай из диванных подушек, одеял узкий-узкий тоннель (чтобы приходилось протискиваться). И проползайте сквозь него: ты впереди, а малыш за тобой. И обязательно приветствуй кроху на «финише»!
• Если кесарево сечение было сделано, когда первый этап родов (схватки) уже начался, твоя задача – научить малыша выплескивать накопившееся внутреннее напряжение посредством движения. Помогут любые виды спорта, танцы, подвижные игры.
edinstvennaya.ua
Станислав Гроф: 4 перинатальные матрицы
Экология жизни. Дети: Сейчас психологи всего мира озабочены проблемой «отцов и детей». Как родители, так и дети, они не понимают друг друга…
Сейчас психологи всего мира озабочены проблемой «отцов и детей». Как родители, так и дети, они не понимают друг друга. Но так происходит не во всех семьях.
Наше будущее зависит от нашего воспитания. Но также надо понимать, что ребёнок это не животное, которое нужно выдрессировать. Ребёнок – это такой же человек, как и вы.
Так что же влияет на характер и психическое здоровье ребёнка? В первую очередь – это отношение к своему дитя. Либо вы ругаете его за каждую мелочь, даже не объясняя, почему так делать нельзя, либо вы принимаете ребёнка таким, какой он есть, и пытаетесь мирно объяснить своему чаду, что, почему и как.
Формирование нашей психики делится на несколько этапов:
- период внутриутробного развития плода,
- период младенчества,
- кризис трёх лет,
- кризис семи лет,
- переходный возраст.
Психолог и исследователь Станислав Гроф описывает 4 перинатальные матрицы, во время которых формируется наше психическое здоровье:
Первая матрица – пребывание плода в матке до начала родов.
Когда ребёнок желанный, когда мать не испытывает психических и биологических стрессов, человек уже на этом онтогенетическом периоде получает опыт блаженного счастливого состояния.
А если ребёнок нежеланный, мать находится в состоянии стресса, болеет, конфликтует с мужем или родителями, хочет сделать аборт и т. д., то у такого человека, если он сможет родиться, нет опыта спокойного счастливого существования. Мир его не принимает изначально, внутриутробно и в ответ он не принимает мир, не доверяет этому миру.
Вторая матрица – период этапа родов, когда начинаются схватки. Это период первых жизненных трудностей каждого из нас. Это начало первого жизненного кризиса, в конце которого плод как существо, живущее в водной среде, получающее питание и кислород через пуповину, не дышащий лёгкими – умирает и рождается человек.
Это период, при неудачном протекании которого закладываются основы депрессий, необъяснимой тревоги и тоски, зачастую сопровождающей девиантное поведение. При этом девиацию можно объяснить неосознаваемым стремлением вернуться в более комфортное, океаническое состояние первой матрицы. Но возврата быть не может. Есть только один путь – родиться. Возврат же, так или иначе приводит к смерти.
Третья матрица начинается с началом движения плода по родовым путям. Самый критический момент жизни плода, в результате которого происходит биологическое отделение от матери. Именно в этот период закладываются основы в большинстве поведенческих, психологических и социальных проблем. От малейших нюансов третьей матрицы зависят в дальнейшем особенности личной истории.
Станислав Гроф высказывает предположение, что наркотическая эпидемия берёт начало в третьей матрице. А именно практика лекарственной стимуляции данного периода родов, обезболивания или приостановки их естественного протекания. Получается, что человек уже в этот период первых трудностей, приобретает опыт химического избавления от них. И это является мощнейшим импринтом, накладывающим отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
На этапе психологического отсоединения от родительской семьи, перехода из мира детства в мир взрослых, с принятием тяжести ответственности за свою жизнь, достаточно однократного употребления наркотика, чтобы заработали глубинные импринтинговые механизмы и развилась зависимость.
Четвёртая матрица – этап обрезания пуповины. Здесь формируется наше отношение к внешнему миру уже не эмбриальное, а вполне человеческое. И может сложиться ситуация, когда человек родился, но факта своего рождения так и не принял.
Одна из характеристик подростков с девиантным поведением – это тотальное недоверие взрослым, родителям, самому себе, и наркотизация в данном случае может представляться иллюзией доверия. Ощущение безвыходности данной ситуации сродни ощущению безвыходности второй перинатальной матрицы, ведь не может человек отказаться от собственных родов.
Большое значение в детской психиатрии, а соответственно и психотерапии, имеет резидуальная органическая неполноценность центральной нервной системы ребёнка. К ней обычно приводят перинатальные, натальные, постнатальные вредности (асфиксии, хронические интоксикации, резус-конфликты, обменные нарушения, тяжелые соматические или инфекционные заболевания первых лет жизни) и ряд других факторов, которые на какой-то период снижают функционально-динамические возможности центральной нервной системы. А также в той или иной степени задерживают процесс её физиологического созревания, что в свою очередь может привести к задержке развития наиболее сложных и совершенных физиологических функций: речи, социальных навыков и тому подобных, превращая их в место наибольшей уязвимости. На этой основе часто формируются специфические для детского возраста невротические реакции, моносимптоматические неврозы: заикание, энурез и т. д.
В процессе психотерапевтической работы постоянно приходится сталкиваться с огромными компенсаторными возможностями детского и подросткового мозга.
Также интересно: Оргазмические роды — самый большой СЕКРЕТ!
4 вещи, которые нужно понять родителям подростка
С возрастом основные проявления недостаточности центральной нервной системы сглаживаются, выравнивается моторика, улучшаются функциональные возможности нервной системы. Это находит своё подтверждение при электрофизиологическом изучении возрастных особенностей головного мозга.опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
Базовые перинатальные матрицы. Трансперсональная психология. Новые подходы
Базовые перинатальные матрицы
Карта сознания по Грофу состоит из эмпирического спектра неординарных состояний сознания. Гроф выделяет первый, биографический уровень, к которому относятся различные травматические события в жизни человека после рождения. В центре второго уровня оказываются две темы: рождения и умирания. По-видимому, эти переживания глубоко связаны с действительной травмой биологического рождения. Третий уровень включает в себя переживания, которые можно назвать надличностными; они выходят далеко за пределы обычного человеческого опыта.
Биографические переживания: воспоминания событий жизни после рождения. Когда активизируется бессознательная психика, первыми становятся доступными переживания, которые относятся к воспоминаниям о событиях, происходивших в жизни после рождения. Пока процесс остается на этом уровне, различные эмоционально незавершенные события из прошлого проявляются в сознании и становятся содержанием опыта. Из традиционной психотерапии хорошо известно, что доступ к этому уровню бессознательного важен для терапевтической работы. Эта область была тщательно исследована и картирована биографически-ориентированными психотерапевтами.
Околородовые переживания: процесс психологической смерти и возрождения. Поскольку в обычных обстоятельствах мы не помним подробностей своего рождения, большинству специалистов и обычных людей трудно поверить в то, что этот опыт может быть психологически значимым.
По мере углубления неординарных состояний сознания, переживания, как правило, выходят за рамки биографии после рождения, сосредоточиваясь на двух важнейших аспектах человеческой жизни: ее начале и ее конце. На околородовом уровне рождение и смерть очень тесно переплетены друг с другом. По-видимому, это отражает тот факт, что человеческое рождение, по мнению Грофа, представляет собой очень трудное и потенциально опасное для жизни событие. Гроф продолжает: «…Многие из нас впервые соприкоснулись со смертью, когда сражались в родовом канале за то, чтобы начать свое существование в мире. Когда человек заново проживает опыт рождения, он сталкивается с крайними формами страха смерти, страха утраты контроля и страха безумия. В результате он может вести себя весьма необычным образом, и его состояние может напоминать психоз».
Борьба смерти-возрождения. Многие аспекты этих богатых и ярких переживаний можно лучше понять, если сравнить их со второй клинической стадией родов – стадией продвижения через родовой канал. Помимо элементов, которые легко интерпретировать как естественные производные процесса родов, например событий титанической борьбы, связанных с ощущениями мощного давления и энергии, или сцен кровавого насилия и мук, здесь присутствуют и другие переживания, требующие специального объяснения.
Переживание смерти-возрождения. Люди часто переживают смерть и возрождение, когда воспоминания, которые выходят на поверхность сознания, связаны с моментом биологического рождения. Здесь завершается предшествующий трудный процесс движения через родовой канал и достигается бурное высвобождение, когда ребенок появляется на свет. При этом человек нередко переживает различные специфические аспекты этой стадии родов как конкретные и реалистические воспоминания. Они могут включать в себя опыт анестезии, давление при наложении щипцов и ощущения, связанные с теми или иными действиями акушеров или с манипуляциями после рождения.
Надличностные переживания{ Мой личный опыт показал, что при технике холотропного дыхания надличностные переживания не проявляются в той полноте, о которой говорит Гроф, даже у тех, кто имеет большой практический опыт холотропного дыхания.}. По Грофу, надличностный уровень психики лежит за пределами биографической и околородовой областей. Гроф предложил использовать современный термин «надличностный» (трансперсональный) для широкого спектра разнообразных состояний, которые в других контекстах упоминались как духовные, мистические, религиозные, магические, парапсихические или паранормальные. В прошлом вся эта область была предметом многочисленных неверных толкований и нелепых искажений. Знание природы и основных характеристик надличностных явлений, свободное от распространенных ошибочных представлений, чрезвычайно важно для правильного понимания и лечения духовных кризисов, заключает С. Гроф.
Мир надличностных явлений предлагает еще одну интеллектуальную и философскую проблему. Он зачастую включает в себя такие сущности и сферы, которые в западном мировоззрении не считаются частью объективной реальности, это божества, демоны и другие мифологические персонажи из различных культур, а также и разные варианты рая, чистилища и ада. Эти переживания столь же убедительны и реальны, как и те, что содержат элементы, с которыми мы знакомы в повседневной жизни. Таким образом, в надличностных состояниях нет разграничения между миром общепринятой реальности и мифологическим миром архетипических форм.
Гроф также выделяет так называемые базовые перинатальные матрицы{ Есть критика выводов Грофа со стороны некоторых ученых, например Кена Уилбера: «Гроф начал путаться в своих определениях. Он преднамеренно ввел термин перинатальный, поскольку он относится именно к переживаниям, окружающим реальный процесс биологического рождения. Но когда аспекты этих переживаний „ясно предполагают, что это более обширный феномен, нежели повторное проживание биологического рождения“, он открыто отвергает сведение этих переживаний к биологическому рождению, но сохраняет термин „перинатальный“».}, которые являются ключевым понятием его концепции, поэтому, по всей видимости, стоит упомянуть и о них.
Первая перинатальная матрица (БПМ-I). Биологическая основа этой матрицы – опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования. В период безмятежной жизни в матке условия для ребенка почти идеальны, однако некоторые физические, химические, биологические и психологические факторы способны серьезно их осложнить. При этом на поздних стадиях беременности ситуация скорее всего будет менее благоприятной – из-за крупных размеров ребенка, усиления механического сдавливания или функциональной недостаточности плаценты.
Вторая перинатальная матрица (БПМ-II). Этот эмпирический паттерн относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии. Здесь исходное равновесие внутриматочного существования нарушается вначале тревожными химическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, шейка матки закрыта и выхода еще нет.
Третья перинатальная матрица (БПМ-III). Многие важные аспекты этой сложной матрицы переживаний можно понять по ее отношению ко второй клинической стадии биологических родов. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но теперь шейка матки раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии и удушье. На конечной стадии родов плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами, как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча и даже кал.
Четвертая перинатальная матрица (БПМ-IV). Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией родов, с непосредственным появлением на свет. В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После отсечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Модель базовых перинатальных матриц С. Грофа
матрицы ГрофаПосле сессий холотропного дыхания у людей происходят многочисленные изменения в в жизни в результате переживаний, полученных во время дыхательных сессий. Эти переживания имеют различный характер, начиная от испытания блаженного слияния со всей вселенной до жутких , пугающих приключений, заставляющих пережить очень напряженные минуты. Эти переживания зависят от того , что для человека является наиболее актуальным в данный момент , и в любом случае, они являются целительными.
Станислав Гроф комбинирует эти переживания в 4 области:
Сенсорный барьер (эстетический уровень). Различные зрительные, слуховые образы, не имеющие конкретного содержания (звездочки, огоньки). Телесные ощущения (холод-тепло, напряжение-расслабление).
Уровень индивидуального бессознательного. Воспоминания из своего биографического прошлого.
Перинатальный уровень. Состоит из 4-х так называемых базовых перинатальных матриц (БПМ), в соответствии с периодом родов, который они описывают.
Трансперсональный уровень. Огромное разнообразие эффектов, связанных с выходом за пределы ума, тела, сознания.
Мы подробнее рассмотрим перинатальный уровень переживаний который , в свою очередь Гроф разделил тоже на четыре области по времени их прохождения от начала развития плода и до самого рождения, и назвал их для простоты базовыми перинатальными матрицами. Вот что он в них включил.
Первая матрица-БПМ 1.
Изначальное единство с матерью (внутриутробное переживание до начала родов) Эта матрица относится к первоначальному состоянию внутриутробного существования, во время которого ребенок и мать составляют симбиотический союз. Если нет какого-либо вредного воздействия, условия для ребенка оптимальны, учитывая безопасность, защиту, подходящее окружение и удовлетворение всех потребностей.
Первая перинатальная матрица: «Матрица наивности» Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно.Девять месяцев в утробе матери, от момента зачатия до момента начала схваток – это Рай. Даже сам момент зачатия отпечатывается в нашей психике. В идеале ребенок живет в условиях, которые соответствуют нашему представлению о Рае: полная защищенность, одинаковая температура, постоянная сытость, легкость (плавает, как в невесомости).
Если в первой БПМ проходило се хорошо– мы любим и умеем расслабится, отдохнуть, порадоваться, принимать любовь, она стимулирует нас к развитию.
Если о время первой БПМ были травмирующие ситуации , то может подсознательно сформироваться следующие программы поведения:
-при нежелательной беременности формируется программа «вечно я не вовремя».
— Если родители думали об аборте – страх смерти, программа «Только я расслаблюсь – меня убьют».
-При токсикозе– «тошнит меня от вашей радости», или – «как можно развиваться, когда дети погибают от голода».
-Если мама болела – «если я расслаблюсь, то заболею».
Отклонения:
• «случайная» беременность, когда один или оба родителя «в шоке». Отпечатывается записью вины в психике малыша: «Что-то со мной не так… Всегда препираюсь не вовремя… Создаю проблемы близким людям…». Если мама своими отрицательными эмоциями не хотела признавать ребенка, то у него будут проблемы взаимопонимания с женщинами, а если его отвергал папа, то с мужчинами;
• попытка аборта создает запрет быть собой. Невозможность приятия самого себя и любви к себе. Обычно внутриутробная травма или попытка сделать аборт и даже просто желание родителей избавиться от ребенка приводят к серьезной психологической травме малыша. Каждый раз, когда мать испытывает любые эмоции, ее железы внутренней секреции вырабатывают целый спектр гормонов, которые через плацентарный барьер проходят в систему кровообращения ребенка, напрямую воздействуя на формирующуюся нервную систему, а также на мозг, который в основном формируется в третьем триместре беременности. Ребенок еще не обладает умом как механизмом психологической защиты, поэтому воспринимает все стрессовые ситуации матери в гипертрофированной форме. Здесь формируются базовые основы будущей личности.
Вторя матрица БПМ 2.
Это схватки. Нормой считается продолжительность схваток от 2 до 12 часов. (Это может зависеть от индивидуальных особенностей, а также от того, первая или последующая это беременность, от психического и физического состояния роженицы и т.д.)
Что такое схватки? Это начало родовой деятельности. Когда ребенок готов родиться, его тело производит гормоны, сигнализирующие организму матери, что пришла пора выпускать его на свет. Схватки — это сжатие матки, при котором еще не открыт выход. Давление достигает 50кг /см. Выход только начинает медленно раскрываться, чтобы потом пропустить ребенка. Итак, комфортная и уютная среда постепенно становится невыносимой. Она давит, буквально гонит прочь, и малыш начинает понимать, что «рай» закончен. Пора выбираться, а куда — пока не понятно.
Казалось бы, в чем смысл этой борьбы? В Америке даже пришли к выводу, что такие мучения не имеют смысла, и стали облегчать задачу роженицам и младенцам проведением операции кесарева сечения. Но через десять лет поколение родившихся таким образом детей назвали «отмороженным», потому что когда приходило время решения какой-то жизненной задачи, они пасовали, не хотели прикладывать усилия.
Позитив БПМ 2 — в опыте пассивной силы. Это внутренняя установка на терпение: «я многое могу выдержать», «сейчас соберусь и найду выход». Это умение выждать, когда появятся благоприятные условия для решения сложного жизненного вопроса. Это совесть: «если что-то хочется поменять в жизни, надо сделать это так, чтобы ничем не повредить окружающим». Это умение решать задачи, искать и находить выход в проблемной ситуации.
Отклонения этого периода проявляются по-разному.
Если схватки длились меньше двух часов:
• стремительные роды закладывают программу очень быстрого преодоления препятствий, без повторной попытки при неудаче, такие люди часто склонны к недостатку терпения и часто не доводят начатое до конца;
• плановое кесарево сечение (без ожидания начала родовой деятельности) может проявляться как отсутствие терпения, «впадение в сон», оцепенение перед препятствием, попытки не замечать его. Проблемы с проявлениями совести, может проявиться тяга к иждивенческому образу жизни. Такие дети входят в группу риска по приему наркотических препаратов, «прелесть» которых вкусили еще при рождении при введении анестезии. Скальпель, вспарывающий живот их матери — это первое, что они увидели в своей жизни. Если схватки длились слишком долго:
• матрица «жертвы» перекрывает все остальные. Такой человек тащит на себе больше всех. И что интересно, окружение каким-то образом ощущает его настроение и грузит, грузит выполнением новых задач — всегда где есть жертва, находится человек, который с радостью выполнит роль агрессора. В результате у «жертвы» есть все основания жаловаться на несправедливость и усиливать этим свое внутреннее ощущение — заколдованный круг
Гроф также подчеркивает связь БПМ 2 и склонности к затяжным депрессиям, испытываемым чувствам безысходности, отчаяния, вины, неполноценности. Отсутствие желания что-либо делать, потеря интереса ко всему на свете и неспособность радоваться жизни — это склонности человека, который испытал трудности при прохождении БПМ 2. В физическом теле эти ощущения сопровождаются головной болью, чувством сдавливания тела, невозможностью дышать полной грудью, сердечной болью и одышкой, потерей аппетита.
Для женщины важно знать, что память о ее собственных родовых муках также может вселять различные депрессивные состояния и фобии (беременности, родов, материнства). Так, память о ее собственном рождении может стать причиной осложнений при родах и плохого контакта с ребенком. Мать, воспитывая ребенка, пройдя травмирующий опыт родов, может проявлять агрессию к нему как к источнику боли в прошлом. Ребенок, в свою очередь, может взаимодействовать с матерью через неосознаваемое чувство вины, ибо он когда-то сделал ей больно. То же справедливо и по отношению к мужчинам — будущим папам. Несмотря на то, что мужчины тщательнее скрывают свои эмоции, их страхи оказывают непосредственное влияние на процесс рождения ребенка.
Третья матрица БПМ 3.
Это потуги. Норма длительности потуг — от 20 до 60 минут. Также в норме должно быть не менее трех потуг. Потуги — это сокращения мышц брюшного пресса и диафрагмы. Средняя продолжительность потуги — 10-15 секунд. Благодаря потугам повышается внутрибрюшное давление, что, вкупе с повышением внутриматочного давления (вследствие схваток), позволяет ребенку продвигаться по родовым путям. Следует отметить, что если диафрагма женщины по жизни зажата и работает неэффективно (подавляющее число случаев), мать анатомически неспособна родить ребенка так, как это задумано природой. Малыш приноравливается и делает несколько попыток продвинуться — так он готовит себе путь и самого себя готовит к преодолению пути. Ведь когда ребенок начинает входить в родовой канал, он испытывает сильнейшее сдавливание, пуповина тоже пережимается, кислород не поступает. За время прохождения родовых путей сердечно-сосудистая и дыхательная системы малыша должны перестроиться и быть готовыми к дыханию легкими. Невероятное сжатие тела ребенка, особенно головки (до сдвигания черепных костей), отсутствие кислорода — это огромное испытание, не зря Гроф назвал эту матрицу «путем героя».
Архетип «героя» — это активная сила, умение отстоять себя, достигать целей, думать, планировать и реализовывать задуманное. Внутренний разговор и настрой: «я — сильный, умею постоять за себя!».
Травмы этого этапа:
• стремительные роды (слишком быстрые), либо кесарево сечение в случае усложненных родов. Такие дети — не бойцы по жизни;
• много потуг. Ребенок — «супергерой». Его внутренний разговор примерно таков: «вся жизнь — борьба, покой нам только снится». Это революционер, реформатор, человек, бросающий вызов;
• угроза жизни. Если малыш «застрял», по какой-то причине не смог продвигаться, это вызывает асфиксию (удушье). Если слегка «прижало» и выскочил, то это «синяя асфиксия», когда личико и тельце имеют слегка синюшный оттенок. В зависимости от длительности и силы воздействия этой травмы можно наблюдать такой внутренний разговор: «а имею ли я право на жизнь?». И сопровождается он обычно таким поведением как взятие вины на себя в разных жизненных ситуациях, особенно с близкими людьми. Это также заигрывание со смертью, подсознательная попытка доказать свое право на жизнь, быть хорошим в глазах других. Бывает также и «белая» асфиксия — при продолжительных и сложных родах. Это практически клиническая смерть. Современное родовспоможение помогает справляться с такой ситуацией даже до того, как она возникает. И все же что дает такой опыт рождения? Постоянное стремление к смертельным ситуациям, обесценивание жизни.
Четвертая матрица-БПМ 4.
Она продолжается от выхода ребенка с утробы матери до 1-7 суток после рождения, это момент интеграции прожитого опыта рождения и начальное осознавание нового мира. Эта матрица относится к третьей клинической стадии родов. Мучительные переживания достигают своей кульминации, проталкивание через родовой канал подходит к концу и вот крайнее напряжение и страдание сменяются неожиданным облегчением и релаксацией. Завершается период задержки дыхания и, как правило, недостаточного снабжения кислородом. Ребенок совершает свой первый глубокий вдох, и его дыхательные пути раскрываются. Пуповину перерезают, и кровь, которая до этого циркулировала по сосудам пуповины, направляется в легочную область. Физическое отделение от матери завершилось, и ребенок начинает свое существование в качестве анатомически независимого существа. После того как снова устанавливается физиологический баланс, новая ситуация оказывается несравненно лучше, чем две предшествовавшие, но в некоторых – весьма важных – аспектах она хуже, чем первоначальное ненарушенное первичное единство с матерью. Биологические нужды ребенка не удовлетворяются на непрерывной основе, нет и постоянной защиты от перепадов температуры, раздражающих шумов, изменения интенсивности света, от неприятных тактильных ощущений.
В идеале четвёртая перинатальная матрица это «Матрица свободы» Если все хорошо, то отпечаток такого рождения звучит так: «я есть радость, я есть праздник, я любим». Это сладость свободы и новой любви, «обретенный рай». Подобные роды часто являются сильнейшим мистическим духовным переживанием для самой матери, что нередко меняет ее мировосприятие в будущем.
Главная
Расписание тренингов Холотропного дыхания
Стоимость услуг
О студии «Век»
О Школе Осознанного Похудения
Услуги по диетологии
Записаться на консультацию:
Об образовании
Наши специалисты
Отзывы
vekkv.ru
Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
Н. И. Шелковникова
влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей
Актуальность исследования
Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане, и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. Сегодня отмечается тенденция к увеличению количества детей, подверженных страхам. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.
Дети дошкольного возраста характеризуются сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг.
цель исследования — выявление связи особенностей перинатального опыта с последующим развитием страхов у детей.
Предмет исследования — особенности перинатального развития и детские страхи.
объект исследования — 159 детей старшего дошкольного возраста, из них 68 детей с благоприятным перинатальным анамнезом, 28 детей с гестозом у матери, 30 детей, внутриутробное развитие которых протекало на фоне хронической урогенитальной инфекции, и 33 ребенка, родоразрешение которых произошло путем экстренной операции кесарево сечение.
теоретическая гипотеза — развитие страхов у ребенка может быть обусловлено патологическим состоянием матери в период беременности (гестоз, хроническая урогенитальная инфекция) и различными способами родоразрешения (физиологические роды и оперативное родоразрешение).
Методы исследования: в соответствии с целью исследования использовалась методика А. И. Захарова «Выявление страхов»1.
Пренатальная и перинатальная психология — новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальном (антенатальном, внутриутробном), перинатальном (интранатальном, во время родов), неонатальном (постнатальном, после родов) — и их влияние на всю последующую жизнь. Как новая отрасль психологической науки, она начала формироваться в 80-х гг. XX в. Можно назвать следующие причины позднего развития данной области человекознания:
• философско-мировоззренческие: от истоков (от Аристотеля и Локка) сложилась традиция отождествления психического и прижизненного;
• методологические, связанные со сложностью изучения психической жизни плода;
• психологические: рождение и смерть как две точки перехода присутствуют в человеческом познании, и являются сильнейшим источником тревоги. В мифологии, традициях, обрядах данная тема повсеместно присутствует и является одной из центральных.
© Н. И. Шелковникова, 2009
Таким образом, когда произошло совпадение трех исторических и научных тенденций: интереса к детству и личности, достижений в области медицины, позволивших изучать условия жизни в матке и непосредственные реакции плода на разные стимулы и накопление фактов, полученных в психологической практике исследования глубинных областей человеческой психики, — начала развиваться перинатальная психология.
Слово перинатальный образовано из двух корней: peri — «вокруг» и natos — «относящийся к рождению».
Пренатальная и перинатальная психология2 — это наука о психической жизни не рожденного или только что родившегося ребенка. Организатором создания пренатальной и перинатальной психологии является доктор Густав Ханс Грабер, который в 1971 г. сформировал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии. В 1986 г.. в Бадгайстене (Австрия) прошел первый Международный конгресс и было объявлено о создании Международной Ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины — International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine. Первым президентом ISPPM был Грабер (Швейцария). В 1989 г. начал издаваться международный журнал, посвященный пренатальной и перинатальной психологии медицины.
В России первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в Иванове в 1994 г. С 2004 г. издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства».
Пренатальная и перинатальная психология исходит из психоаналитических моделей (Graber, Caruso, Kruso), теоретических и методологических концепций психологии развития (Schindler) и эмбриологии (Blechschmidt).
Психонейроэндокринология беременности и родов (Fedor — Freybergh) обеспечила решающую связь между психологией и медициной, что позволило совместно плодотворно работать над одной проблемой психологам, неврологам, генетикам, гинекологам, акушерам, неонатологам, педиатрам, эндокринологам.
Создателем теоретической базы считается Станислав Гроф. Он вывел теорию матриц. По его представлениям, у человека перинатальные события фиксируются в виде четырех основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они называются перинатальными матрицами3:
• Матрица наивности формирует жизненный потенциал человека, его возможности к адаптации (у желанных детей базовый психический потенциал выше).
• Матрица жертвы формируется с момента начала родовой деятельности до полного или почти полного раскрытия шейки матки. Ребенок частично регулирует роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери. Родостимуляция формирует патологическую матрицу жертвы.
• Матрица борьбы характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной и выжидательной позиции ничего не зависит.
• Матрица свободы начинает формироваться с момента рождения и завершает в течение семи дней после рождения, либо в первый месяц, либо в течение всей жизни.
Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы.
Перинатальная психология, рассматривается как система «Мать — Дитя — Отец» — целостная психоэмоциональная система, которая выстраивает закономерности развития личности ребенка с генетической и личностной потенцией обоих родителей.
Но матери принадлежит более важная роль в передаче ребенку способностей к позитивному мировосприятию, адаптивности и выносливости.
Перинатальные травмы и различные осложнения могут оказывать влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка, причем не только в связи с последствиями перинатальных осложнений для ЦНС. Перинатальный опыт рассматривается как отражение в подсознательных, психических структурах, преимущественно в правом полушарии, эмоционального состояния, пережитого ребенком при рождении.
Страх — аффективное заостренное проявление инстинкта самосохранения. К трем месяцам жизни плод может испытывать инстинктивный страх в виде оборонительных реакций. Антенатальная угроза для жизни — стеснение, боль, прижатие или обвитие пуповины, недостаток кислорода — то, что означает удушье и смерть, способна вызвать ответные биохимические опосредованные реакции беспокойства, доходящие до градации безотчетного страха. Ужас как апогей страха способен зародиться именно в ситуации первичной угрозы для жизни, когда в максимальной мере включаются инстинктивные и гормонально опосредованные механизмы рефлекторной защиты и выживания. В ситуации тяжелых родов, длительного безводного периода, не раскрытия шейки матки, дискоординации родовой деятельности, начавшейся острой гипоксии возникает реальная угроза для жизни ребенка. Тогда испытываемый страх (ужас) может надолго оставить свой след в несовершенной, чувствительной психике. Это относится, прежде всего, к эмоционально чувствительным и впечатлительным детям с развитым впоследствии чувством «Я». Чувствительность означает восприимчивость к стрессу, впечатлительность, т. е. его сохранение в эмоциональной памяти в виде энграмм диффузного беспокойства и конкретных страхов. Выраженность чувства «Я » способствует более интенсивному проявлению инстинкта самосохранения и обусловленных им страхов. Таким образом, становится объяснимым возникновение страха при любой потере безопасности в ситуации, напоминающей травмирующий родовой опыт.
Большое значение для последующего возникновения страхов имеет и степень тяжести родов, а именно, острая и хроническая гипоксия плода, преждевременная отслойка плаценты, асфиксия новорожденного, кровоизлияния в мозг, его физические поражения. Органические поражения центральной нервной системы могут неблагоприятно отразиться на эмоциональной сфере и вследствие патологически выраженного возбуждения или торможения, ослабить проявление инстинкта самосохранения и реакции страха.
Частым следствием эмоционального стресса матери при беременности и ее ослабленной конституции будет невропатия у ребенка как нервно-соматическая дисфункция организма. Но и сам родовой акт при неблагоприятном течении «вносит свою лепту» в развитии невропатии: вздрагивание, испуги при внезапном шуме, физическом воздействии, неустойчивость настроения, частый, беспричинный плач, расстройства сна и аппетита, обильные срыгивание.
Таким образом, у детей, перенесших травмирующий родовой опыт, отмечается более раннее появление страхов.
В дошкольном возрасте выделяется характерная триада страхов: страх темноты, одиночества и замкнутого пространства, — открытая профессором А. И. Захаровым в 1982 г. в результате опроса 2134 детей и подростков.
Классификация страхов
Страх темноты подразумевает безраздельный страх перед любой опасностью, появляющейся из ничего, ниоткуда, из темного неизведанного и необжитого пространства. Одновременно это и страх внезапного воздействия, способного быть «апокалипсисом»,
потрясением, что оставляет глубокий след в эмоциональной памяти. Страх темноты свидетельствует о беззащитности перед лицом воображаемой опасности в виде чудовищ и иных оккультных сил. максимальным выражением беззащитности, ее основой и будет беззащитность рождающегося ребенка перед лицом внешнего, в данном случае угрожающего, мира. Страх темноты — безошибочный индикатор эмоциональной чувствительности и впечатлительности детей, развития у них воображения и фантазии. Темнота и есть отражение внутриутробного существования ребенка, как антипод свету, дню, новой жизни. Темнота означает предшествующий рождению мрак, где ребенок испытал при беременности и родах действие неожиданных и неприятных сил, способных лишить его жизни;
Страх одиночества — символ беззащитности и зависимости, прежде всего от матери, вне которой ребенок не может чувствовать себя защищенным, в состоянии безопасности. При благоприятном протекании беременности и эмоциональном контакте матери с ребенком после рождения страх одиночества не выражен, но только в тех случаях, когда мать не обладает тревожно-мнительными чертами характера, не находится в невротическом состоянии, а сам ребенок не испытал шоковых переживаний и аффективно воспринимаемой материнской депривации. Антенатальный и перинатальный опыт показывает, что при любой задержке с родоразрешением ребенок «должен один» справляться с возникшими трудностями или в качестве альтернативы — «умереть».
Страх замкнутого пространства выступает как реакция на стеснение, критическое ограничение жизненного пространства, угрожающее жизни человека. В максимальном значении это страх удушья, смерти. Близок к этому страх потери сознания (отключения), т. е. опять проявление в данном страхе аффективно заостренного инстинкта самосохранения. Несомненна и аналогия с замкнутым пространством матки, сужающимся до критического предела при преждевременном отхождении вод, безрезультативности схваток, а главное — отсутствие достаточного раскрытия шейки матки. В данном случае, страх замкнутого пространства представляет безусловно рефлекторную, инстинктивную, реакцию в ситуации первого травмирующего опыта ребенка. В дальнейшем формируется условно рефлекторный механизм образования данного страха в обстоятельствах, напоминающих травмирующий родовой опыт.
Перинатальная триада страхов воспроизводится ребенком перед сном и включает в себя4:
• Страх темноты, который проявляется в виде настойчивых просьб оставить свет в комнате или коридоре, иначе у ребенка возникает беспокойство и страх. Метафорически можно сказать, что это глубинная потребность «видеть свет в конце туннеля».
• Страх одиночества, оборачивающийся потребностью в присутствии матери перед сном, стремлением под любым предлогом удержать ее рядом. При наличии выраженных страхов темноты и одиночества дети предпочитают спать вместе с матерью.
• Страх замкнутого пространства, который можно наблюдать в виде стандартной картины: открытая, или полуоткрытая всю ночь дверь в детскую спальню (подобно открытой для прохождения плода шейки матки, в чем и были препятствия в родах). Даже, если и ребенок и заснет, ему всю ночь будут сниться кошмарные сны, и не исключены «ночные побеги» к родителям.
Таким образом, страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства могут быть выражены в эмоциональной памяти травмирующего перинатального опыта в ассоциативно
воспринимаемых жизненных обстоятельствах. Эти страхи и порожденные ими конкретные действия могут выступать в качестве защитного ритуала, направленного на отреагирование смертельной опасности при родах.
Причины развития страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства:
• Наличие невропатии и травмирующего родового опыта у самих родителей при их рождении, сохраняющегося в долговременной эмоциональной памяти. Этим объясняется в ряде случаев безотчетный страх перед родами.
• Выраженный эмоциональный стресс у матери во время беременности, осложняющий течение родов.
• Нежелательность или случайность появления ребенка, обусловленные жизненной ситуацией, недостаточно развитым инстинктом материнства и отцовства. Часто сочетается с угрозой выкидыша, преждевременным частичным отделением плаценты, преждевременными родами.
• Проблемы, возникающие при беременности, влияющие на затяжное течение родов отсутствие или слабость схваток, потуг, преждевременное отхождение вод и сдавливание или обвитие пуповины. Также неудачное или неэффективное родовспоможение, чрезмерная стимуляция родов, необоснованное оперативное родоразрешение путем операции кесарево сечение.
• Отсутствие адекватного психологического подхода к роженице, как со стороны персонала, так и со стороны близких, а именно — игнорирование, отсутствие поддержки, семейные конфликты, нежеланная беременность. Состояние страха, беспокойства, чрезмерного напряжения у роженицы вместе с наличием сильной, труднопереносимой боли во время родов.
• Повышенная эмоциональная чувствительность и впечатлительность родившихся детей, правополушарная направленность их развития.
• Присутствие в жизненном опыте первых лет эмоциональных шоковых переживаний и страхов при недостаточном эмоциональном принятии и поддержке со стороны матери, т. е. эффект материнской депривации, который влечет за собой формирование у детей эмоционально депримированного и пессимистического жизненного настроя, неуверенности и нерешительности, что является предпосылкой возникновения эмоциональной уязвимости, беззащитности и боязливости в целом.
Сопутствующие страхи:
• страх смерти;
• страх воды, наводнения;
• страх боли, как крайне неприятного физического воздействия.
После рождения ребенка не нужно спешить с отсечением пуповины до полного прекращения ее пульсации. Отрицательным событием было распространенное ранее искусственное разлучение с матерью, когда новорожденного приносили на вторые или третьи сутки. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что ранний тактильный контакт с матерью положительно действует, прежде всего, на беспокойных и нервно расстроенных детей.
Таким образом, основополагающим фактором развития рассматриваемой триады страхов у детей будет гормонально опосредованное «подкрепление» у них беспокойства со стороны матери при беременности, наличие различных инфекций в анамнезе матери, дискоординированная родовая деятельность, прогрессирующая нехватка кислорода,
т. е. хроническая или острая гипоксия плода в родах, труднопреодолимые препятствия прохождения по родовым путям, наложение акушерских щипцов и применение вакуум-экстракции на головку плода. Все это способствует нарастанию беспокойства до степени инстинктивно проявляемого страха, воплощенного в дальнейшем в виде страха смерти. Страх смерти не обязательно является консуммацией триады страхов, но находит выражение в страхе замкнутого пространства (клаустофобии), в виде безотчетного, панического страха или ужаса при сдавливании в толпе, давке, особенно когда жарко и душно, не хватает кислорода и отсутствует возможность незамедлительного выхода.
Итак, очевидна глубинная рефлекторная связь страхов с травмирующим перинатальным опытом. Их индивидуальная психологическая диагностика у детей с учетом перинатального и раннего жизненного опыта является условием успешной психологической коррекции и психотерапии.
Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о том, что происходит внутри них. Известно, что эмоции — это переживание своего личного отношения к действительности, а также переживание состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно с помощью использования методики А. И. Захарова «Выявление страхов», при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок чего-либо, следует только время от времени, избегая наводки страхов, их непроизвольного внушения. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
В скрининговом исследовании социально-психологических характеристик старших дошкольников приняли участие 159 детей из общеобразовательных учреждений города Санкт-Петербурга № 44, № 49. № 55, № 68, № 100 (1 и 2 площадки), № 138. Среди них — 80 мальчиков и 79 девочек. Исследованы 68 детей с благоприятным перинатальным анамнезом: с гестозом у матерей — 28 детей, с хронической урогенитальной инфекцией у матерей — 30 детей и 33 ребенка, рожденные с помощью экстренного кесарева сечения. Возраст испытуемых 5,6-6,7 лет. 68 % опрашиваемых детей воспитываются в полных семьях, 74 % живут в отдельных квартирах, остальные 26 % — в коммунальных квартирах и общежитиях. Для оценки эффективности данного исследования проводилось анкетирование матерей детей экспериментальной (91ребенок) и контрольной (68 детей) групп.
Результаты исследования наличия страхов у старших дошкольников при помощи методики А. И. Захарова5 представлены в табл. № 1.
Исследование наличия страхов у старших дошкольников, перинатальное развитие которых проходило на фоне гестоза у матери показало, что у подавляющего большинства опрошенных детей (89,3 %) наблюдается слишком большое количество страхов, что указывает на развитие невроза или тревожности в характере.
Таблица 1
Результаты исследования наличия страхов
Количество страхов Особенности перинатального анамнеза
гестоз (%) ХУГИ (%) кесарево сечение (%) здоровые (%)
Низкий 7,1 26,7 21,2 14,7
Средний 3,6 3,3 9,1 39,7
Высокий 89,3 70,0 69,7 45,6
В группе детей, перинатальное развитие, которых сопровождалось внутриутробным инфицированием, наблюдается похожая картина, т. е. у 70,0 % опрошенных дошкольников выявлено большое количество страхов. У 26,7 % обнаружено малое количество страхов, но они четко сфокусированы, что характерно для навязчивых фобий.
Среди детей, родившихся путем экстренного оперативного родоразрешения, в 69,7 % случаев также отмечается развитие тревожности и невроза, а у 21,2 % — наличие фобий.
В группе старших дошкольников с благоприятным перинатальным анамнезом большое количество страхов выявлено у 45,6 % детей. У 14,7 % отмечается малое количество страхов без тенденции к фокусированию, т. е. к образованию фобий.
Сравнивая выраженность страхов у старших дошкольников с неблагоприятным перинатальным анамнезом и у детей контрольной группы, мы видим, что самое большое количество страхов наблюдается у детей, перинатальное развитие которых проходило на фоне гестоза в анамнезе матери. В целом, для детей с неблагоприятным перинатальным анамнезом характерно, что они испытывают страхи в большей мере, чем дети из контрольной группы.
■ Низкий Ш Средний Ш Высокий
Гестоз (%) ХУГИ(%) Кесарево сечение Здоровые (%)
(%)
Особенности перинатального анамнеза
Диаграмма 1. Выраженность страхов в %
Таблица 2
Сравнительный анализ выраженности страхов при помощи углового преобразования фишера
Значение фэмп Особенности отягощенного перинатального анамнеза
гестоз ХУГИ кесарево сечение
Фэмп _ 4,41 2,28 2,32
р < р < 0,00 р < 0,01 р < 0,01
В заключение можно сделать следующие выводы:
Математическая обработка результатов исследования наличия страхов у детей старшего дошкольного возраста показала, что между детьми с неблагоприятным перинатальным анамнезом и детьми из контрольной группы выявлены значимые различия в степени выраженности страхов (различия между группами статистически достоверны). Следовательно, дети с неблагоприятным перинатальным анамнезом в большей мере подвержены развитию неврозов и тревожности в характере, что может существенно затруднить адаптацию к школе и препятствовать успешной учебной деятельности.
Неблагоприятный перинатальный анамнез (гестоз, ХУГИ, экстренное кесарево сечение) можно рассматривать как один из возможных факторов невротического развития ребенка.
1 Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2007. 320 с.
Добряков И. В. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей // Сборник материалов конференции. СПб., 1999. 120 с.
3 Абрамченко В. В., Коваленко Н. П. Перинатальная психология: теория, методология, опыт. Петрозаводск, 2004. 350 с.
4 Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия психических травм. СПб., 1998. 144 с.
5 Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2007. 320 с.
cyberleninka.ru