Роль правил в жизни человека: Классный час (3 класс) на тему: РОЛЬ ПРАВИЛ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. КОНСТИТУЦИЯ РФ

Содержание

Классный час (3 класс) на тему: РОЛЬ ПРАВИЛ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. КОНСТИТУЦИЯ РФ

Конспект занятия

проведённого в 3 «Б» классе

воспитателем Николаевой  Ириной Сергеевной

ТЕМА:

«РОЛЬ ПРАВИЛ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

КОНСТИТУЦИЯ РФ»

12 декабря 2012 год


Цели занятия:

  • Подвести к пониманию ценности доброго общения с людьми и тяжести одиночества.
  • Объяснить учащимся, что в обществе существуют определённые правила поведения людей, которые помогают людям жить вместе, общаться, действовать.
  • Познакомить с понятиями «Закон», «Конституция».

Ход занятия.

1.ВСТУПЛЕНИЕ:

– Сейчас я вам прочитаю стихотворение А.Л.Барто. Попробуйте сказать, о чём оно?

Как бы вы озаглавили это стихотворение?

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:

«ОДИНОЧЕСТВО»

Нет, уйду я насовсем:

То я папе надоем,

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То «не спорь со взрослыми»!

Буду жить один в лесу,

Земляники запасу.

Хорошо жить в шалаше,

И домой не хочется,

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Пруд заглохший я найду,

В чаще спрятанный,

Разговоры заведу

С лягушатами.

Буду слушать птичий свист

Утром в перелеске,

Только я же – футболист,

А играть-то не с кем.

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе.

Лучше я в лесной глуши

Всем построю шалаши!

Всех мальчишек приглашу,

Всем раздам по шалашу,

Папе с мамой напишу.

Разошлю открытки всем!

Приходите насовсем!

— Кто может сказать, о чём это стихотворение?

— Какое бы вы дали ему название?

— На самом деле стихотворение называется «Одиночество». Кто может объяснить, что такое «одиночество»?

— Кто хотел бы жить один? Почему?

— Про какого человека можно сказать, что «он одинок»?

— Где хотел мальчик остаться один? (в лесу).

— Чем он там собирался заниматься? (земляники запасу, разговоры заведу с лягушатами…)

— Хорошо ли ему одному в лесу? (плохо).

— Почему?

— Как понимать слова: Хорошо жить в шалаше, только плохо на душе.

— Почему плохо на душе?

— Что мальчик придумал, чтобы спастись от одиночества? (пригласить в лес ребят).

— В какую игру будут играть ребята (в футбол).

— Кто любит играть в футбол? Почему?

— Что должен знать каждый футболист, чтобы играть в эту игру? (правила).

2.ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ПРАВИЛ.

— Может ли человек жить в одиночестве, всегда быть один?

— Всегда ли хорошо людям, когда они в месте?

— Как вы думаете, что помогает людям жить вместе, так, чтобы не спорить, не ссориться, не ругаться? (люди должны быть добрыми, вежливыми, а ещё они должны соблюдать правила).

— А кто придумал эти правила? (сами люди).

3.ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ.

— Сейчас мы с вами немного поиграем. Каждый день вам приходится очень часто оказываться в самых различных ситуациях. Представьте себе, что вы сидите не на уроке, а вы кто-то из перечисленных людей: Продавец в магазине;

                                            Зритель в театре;

                                                              Пассажир в автобусе;

                                                              Гость;

                                                              Пешеход на улице;

                                                              Я дома;

                                                             Я гуляю.

— Не забудьте, что кем бы вы ни были, вы должны быть вежливы и добры.

— Расскажите, что и как вы должны делать, чтобы и вам было хорошо и другим?

4.РАЗБОР СИТУАЦИИ:

— Сейчас вы послушаете небольшой рассказ и скажите, почему и как мама наказала мальчиков?

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА: Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они                          

                                       коня друг у друга рвать.

                                       — Дай мне, мой конь!

                                       — Нет, ты мне дай! Конь не твой, а мой!

                                       Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

                                                             («Петя и Миша» Л.Н.Толстой)

— Хорошо ли мальчикам было вместе? Почему?

— Как мама наказала их?

— Почему именно так?

— Как нужно было им поступить?

— Как вы думаете, почему они так не сделали?

5.ВЫВОД:

 Мы сказали, что человек не может жить один, он постоянно с другими людьми. Чтобы нам было хорошо вместе, мы должны соблюдать много правил, помнить, как нужно вести себя в различных ситуациях.

6.ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЯМИ «ЗАКОН» И «КОНСТИТУЦИЯ»:

— Скажите, сколько человек в вашей семье?

— Много ли нужно соблюдать правил, чтобы в семье вы не спорили, не ссорились? (много).

— Сколько человек у нас в классе (25).

— Много ли правил нужно помнить, чтобы всем ребятам в классе было хорошо?

— А сколько человек в школе? (более 1000).

— В школе есть специальные правила, которые называются правила для учащихся.

— Они записаны в специальном документе, их должны выполнять все дети, которые учатся в школе.

— А что бывает, если кто-то не выполняет эти правила? (кому-то становится плохо от этого, виновного наказывают).

— А сколько людей в нашем городе? (около 5 млн.).

— Сколько людей в нашей стране? (143 млн.).

— Сколько людей на всей планете? (6 млрд.).

— Вы представляете, как много, и все они должны жить вместе.

— А как вы думаете, можно ли для всех придумать правила? (да).

— Только это уже не просто правила, а ЗАКОНЫ, то есть государственные документы, в которых записаны правила, обязательные для всех жителей страны.

— Законы в нашей стране принимают депутаты Государственной Думы, которые работают в Москве – столице нашей Родины, а подписывает их Президент (учащиеся называют Президента).

— Вспомним, как называется наша страна? (Россия).

— По другому наша страна называется «Российская федерация», а её главный закон – Конституция Российской Федерации. В Конституции записаны самые важные правила.

— Конституция определяет отношения между людьми и государством, например, о том, чтобы люди имели работу, могли получать медицинскую помощь, если заболеют, получать пенсии, когда состарятся, а дети могли учится. В Конституции записано, что главой нашего государства является президент, и выбирать его может каждый гражданин России, если ему исполнилось 18 лет. Это лишь небольшая часть правил, записанных в Конституции. С некоторыми из них вы можете и сами познакомиться, ведь выдержки из Конституции РФ есть в вашей книге для чтения «Учимся думать о себе и о других». Эта Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Постепенно вы познакомитесь с её содержанием, ведь она создана для каждого из нас.

7.ИТОГОВАЯ БЕСЕДА:

— О чём вы узнали?

— Для чего нужны правила в жизни людей?

— Что такое «Закон»? Кто принимает законы?

— Для чего нужны Законы?

— Что такое Конституция?

 

Какую роль играет правило в жизни человека?

Без правил нет общества

   Правила существуют для регулирования взаимодействия людей между собой. Отношения на работе, на дорогах и улицах городов, порядок общежития между соседями в жилых домах требуют соблюдения каждым членом общества определённых законов, создают которые сами-же люди. Абсолютно в любой области нашей жизнедеятельности существует определённый свод канонов:

  • Конституция в государстве.
  • Уставы службы в армии и полиции.
  • Правила поведения в школе.
  • ГОСТ в производстве и строительстве.
  • Внутренний распорядок в лечебных учреждениях.
  • ПДД на дороге.
  • Семейный кодекс в браке.
  • Теоремы и аксиомы в математике.

   Без правил и законов каждый начнёт делать только то, что ему хочется, общество развалится, превратиться в толпу единоличников. Как купить необходимый товар в магазине, если продавец решил работать только по вторникам ночью, как вылечить простуду, если врач захотел с сегодняшнего дня посвятить себя живописи. Мы все стремимся стать более свободными, но свобода человека не означает отречение от порядка, свобода это смелость идти туда, куда остальные могут только заглядывать с любопытством.

Две стороны каждого правила

   У всех нас есть обязанности и права. Эти составляющие каждого закона зависимы друг от друга. Для того, чтобы один человек получил возможность реализовать своё право, другой должен подчиниться соответствующему правилу. Не стоит забывать об этом, особенно когда приходится выполнять обязанности. Даже у животных есть свой порядок, правда он не прописан на бумаге. Вожак стаи должен охранять границы своей территории и защищать своё племя, собака должна сторожить дом, а корова давать молоко.

   Педантичные личности, живущие всегда по правилам не пользуются любовью и уважением у окружающих, но не стоит стесняться выполнять законы, просто нужно смотреть на это спокойно. К примеру, мы часто видим конфликты на автодорогах, но правила дорожного движения можно воспринимать как закон регулирования перемещения отдельных частиц в общем потоке и не портить себе нервы в случае какого-нибудь сбоя этого процесса.

8. Роль права в жизни человека, общества и государства. Гдз 9 кл. Общество

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
§ 8. Роль права в жизни человека, общества и государства

Вспомним

Какие правила поведения людей существуют?

Существуют моральные и правовые нормы поведения людей.

Моральные нормы обеспечены традициями и устоями, а правовые регламентируются законом.

В чём состоит основное значение нормы?

Норма необходима для того, чтобы регламентировать поведение людей в обществе, быть регулятором общественных отношений.

Нормы бывают разрешительные, ограничивающие и запретительные
Они устанавливают определенные порядки в обществе, которые необходимы для нормального функционирования всех институтов в обществе.

Для чего создаются нормы?

Нормы создаются для того, чтобы поддерживать порядок.

Подумаем

Можно ли добиться порядка и справедливости в обществе? Почему право — это прежде всего ответственность?

Я считаю, что при соблюдении моральных правил и норм, закрепленных в законодательстве, можно добиться порядка в обществе.

Но для того, чтобы обеспечить справедливость, необходимо, чтобы правила и нормы соблюдали все граждане. Ведь в Конститутуции РФ сказано, что все граждане равны перед законом и судом.

Право — это ответственность. Ведь каждое право ограничено законодательными рамками и ответственностью, за нарушение законодательства.

Право каждого ограничивается там, где начинается право другого гражданина. Каждый человек несет ответственность за нарушение права другого гражданина.

Вопросы «?»

Следует ли из документа, что право должно соответствовать нравственным принципам своего времени и не отставать от него?

Я считаю, что право должно соответствовать нравственным принципам своего времени и не отставать от него. Дело в том, что для того, чтобы осуществлять эффективное регулирование общественных отношений, необходимо, чтобы нормы морали и законодательства «шли рука об руку» и не противоречили друг другу.

Необходимо, чтобы мораль и закон дополняли друг друга.
О каком смысловом значении права ты узнал из этого документа?
Я узнал, что слово «право» (ius) получило своё название от «правосудия» (iustitia). Согласно определению Древнегреческого юриста Цельса право – это наука о добром и справедливом.

Когда в России появились «первые ростки» естественного права? Откуда, по мнению академика Р. Ю. Виппера, исходит естественное право? Чем отличается точка зрения В. В. Зеньковского?

«Первые ростки так называемого «естественного права», которое стало особенно развиваться в России во второй половине XVIII в. и перешло потом в XIX в. Р. Ю. Виппер (1859—1954) считает, что идея «естественных прав», которая часто встречается в XVI в. у русских публицистов и церковных деятелей… «взята из римской юридической сокровищницы»…

«Однако, с наименьшим основанием, можно возводить первые ростки идей «естественных» (каждому человеку с рождения присущих) прав к христианскому мировоззрению. Во всяком случае, в русской литературе XVI в. настойчиво проводится мысль о свободе, дарованной Богом всем людям».

В чём Е. Н. Трубецкой видит сущность права? Почему он против «безграничной свободы»? Что всегда служит границей внешней свободы отдельного лица?

Сущность права заключается в том, что право выражается, с одной стороны, в предоставлении лицу известной сферы внешней свободы, а с другой стороны — в ограничении этой сферы.

Автор против «безграничной свободы» потому, что он считает, что «Безграничная свобода отдельного лица была бы не только отрицанием права, но и прямой противоположностью добра». Границей внешней свободы отдельного лица «всегда ограничена свободою других лиц в той именно мере, в какой этого требует добро».

Проверим себя

1. Каковы основные назначения права в обществе?

Существуют моральные и правовые нормы поведения людей. Моральные нормы обеспечены традициями и устоями, а правовые регламентируются законом.

Норма необходима для того, чтобы регламентировать поведение людей в обществе, быть регулятором общественных отношений.

Нормы бывают разрешительные, ограничивающие и запретительные. Они устанавливают определенные порядки в обществе, которые необходимы для нормального функционирования всех институтов в обществе. Нормы создаются для того, чтобы поддерживать порядок.

2. В чём смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?

Для того, чтобы обеспечить справедливость, необходимо, чтобы правила и нормы соблюдали все граждане. Ведь в Конституции РФ сказано, что все граждане равны перед законом и судом.

Право — это ответственность. Ведь каждое право ограничено законодательными рамками и ответственностью, за нарушение законодательства.

Право каждого ограничивается там, где начинается право другого гражданина. Каждый человек несет ответственность за нарушение права другого гражданина.

3. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?

Закон является нормативным актом высшей юридической силы, так как он регулирует общественные отношения в обществе, отношения между гражданином или обществом в целом и государством.

Высшая юридическая сила подлежит Конституции РФ, как основному закону Российской Федерации. А остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции. Это и обеспечивает ее статус, как закона высшей юридической силы.

4. Чем ты объяснишь потребность общества в чёткой упорядоченности деятельности людей?

Общество нуждается в четкой упорядоченности деятельности людей для обеспечения порядка. Законодательство помогает упорядочить отношения граждан друг с другом и государством, регламентирует порядок отдельных действий, прав и обязанностей.

Это необходимо для того, чтобы граждане не нарушали права друг друга, уважали государство и чтили закон. Деятельность будет упорядочена только тогда, когда все в равной мере будут соблюдать закон.

5. Сравни характеристики позитивного и естественного права: в чём их сходство и различие?
  • Естественное право – это совокупность норм, которые находятся в базе универсальных норм по всему миру.
  • Позитивное право – это правовые нормы, оформленные в систему законодательства, сила которого обеспечивается государством.

Естественное право отличается от позитивного потому, что естественное право существовало всегда, а позитивное прав создано искусственно, нормы позитивного права создаются и закрепляются в соответствии с основными принципами естественного права.

В классе и дома

  1. Количество правовых норм (правил) велико. Их принято объединять в большие группы — как говорят юристы, группировать по отраслям права. Отраслей права тоже получается много: есть гражданское право, трудовое право, семейное право, административное право и т. д. — по самому названию можно судить, какие стороны общественной жизни регулируют эти отрасли права.
Объясни, почему существует множество отраслей права. Как ты оцениваешь необходимость иметь их в таком количестве в одной стране?

В РФ существует множество отраслей права. Это связано с тем, что каждая отрасль права регулирует особую сферу общественных отношений.

Например: Уголовное право – это отрасль права, регулирующая правоотношения, возникающие в сфере совершения, предотвращения и защиты граждан от преступлений.

Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере трудовых отношений между работником и работодателем.

Это необходимо для того, чтобы четко разграничить нормы и законодательство.

2. Наука утверждает, что право характеризуется своим демократическим и гуманистическим содержанием, имеет общечеловеческую ценность. Уточни, как ты понимаешь это утверждение. Что значит демократическое и гуманистическое содержание? В чём состоит общечеловеческая ценность права?

Это значит то, что сама суть права заключается как раз в предоставлении гражданам свобод, что по своей сути и является демократией и гуманизмом по отношению к людям. В условиях демократии гражданам даруются права, которые они могут реализовать в рамках своих возможностей, не нарушая права других лиц.

Общечеловеческая ценность права заключается в том, что право ценно не только для конкретного человека, но и для общества в целом. Ведь каждому человеку даруется равный комплекс прав. Право ценно потому, что оно способствует реализации своих интересов и желаний.

3*. Есть разные позиции по вопросу о том, существует ли различие между правом и законом. Раскрой эти позиции и выскажи своё отношение к ним. Как ты полагаешь, почему важно разобраться в этом вопросе?

Закон- это закрепленные в письменной и формальной форме нормы права, которые регламентируют права и обязанности в граждан, а также ответственность, за несоблюдение предписаний.

Право — это способность и возможность предполагаемого поведения граждан.

Закон дарует гражданам права, взамен ограничивая их ответственностью за нарушение свобод других граждан.

4*. Вы знаете, что нормативные акты взаимодействуют на основе соподчинения, отсюда условное название «иерархическая лестница». А чем объяснить различное положение нормативных актов в «иерархической лестнице»? Чем оно обусловлено?

Закон является нормативным актом высшей юридической силы, так как он регулирует общественные отношения в обществе, отношения между гражданином или обществом в целом и государством.

Высшая юридическая сила подлежит Конституции РФ, как основному закону Российской Федерации. А остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции. Это и обеспечивает ее статус, как закона высшей юридической силы.

Соответственно, Конституция РФ – занимает самое высокое положение в иерархии НПА. Далее идут Федеральные Конституционные законы, затем Федеральные законы, затем Постановления,Указы…

Какую роль играет правило в жизни человека? Тема: «Правила в жизни человека: нужны ли они.

Методическая разработка классного часа

Роль правил в жизни человека и общества. «Я ученик»

Бодылевская Юлия Юрьевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №320
Приморского района Санкт-Петербурга

ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Подвести учащихся к пониманию того, что в обществе существуют определённые правила поведения людей, которые помогают им вместе жить, общаться, действовать;

2. Выработать соглашение о правилах совместной жизни в классе;

3. Способствовать формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества.

ПОДГОТОВКА

1. Подбор материала к классному часу;

2. Разучивание стихотворения с группой учащихся;

3. Готовятся ручки, чистые листы бумаги для каждого ученика, цветная бумага;

4. На листах ватмана для каждой микрогруппы рисуется контур дерева;

5. Подготовка оформления классной комнаты.

Участвуют ученики 2 класса, классный руководитель.

На классной доске крупными буквами написано название мероприятия. Дети сидят по микрогруппам.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Классный руководитель. Ребята, сейчас мы поговорим о роли правил в жизни человека и общества. Послушайте стихотворение А. Л. Барто. Попробуйте сказать, о чём оно и как бы вы озаглавили это стихотворение. (Стихотворение читает группа учащихся.)

Одиночество

Нет, уйду я насовсем:

То я папе надоем,

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То « не спорь со взрослыми»!

Буду жить один в лесу,

Земляники запасу.

Хорошо жить в шалаше,

И домой не хочется,

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Пруд, заглохший, я найду

В чаще спрятанный,

Разговоры заведу

С лягушатами.

Буду слушать птичий свист

Утром в перелеске,

Только я же — футболист,

А играть то не с кем.

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе.

Лучше я в лесной глуши

Всем построю шалаши!

Всех мальчишек приглашу,

Всем раздам по шалашу,

Папе с мамой напишу.

Разошлю открытки всем!

Приходите насовсем!

Работа над стихотворением :

О чём это стихотворение?

Какое бы вы дали ему название?

На самом деле стихотворение называется «Одиночество».

Кто может объяснить, что такое одиночество?

Кто хотел бы жить один? Почему?

Как понимать слова:

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе.

В какую игру любил играть мальчик?

Кто из вас любит играть в футбол?

Что должен знать каждый футболист, чтобы играть в эту игру? (Правила.)

2. Человек в мире правил

Итак, человеку трудно жить в одиночестве. А всегда ли хорошо людям, когда они вместе? (Ответы детей.)

Как вы думаете, что помогает людям жить вместе так, чтобы не спорить, не ссориться, не ругаться? (Люди должны быть добрыми, вежливыми, а ещё они должны соблюдать правила.)

А кто придумывает эти правила? (Сами люди.)

3. Игровая ситуация

Каждый день вам приходится очень часто оказываться в различных ситуациях. Расскажите, что и как вы должны делать, чтобы и вам было хорошо, и другим? (Ответы детей.)

Сейчас вы послушаете рассказ и скажите, почему и как мама наказала мальчиков?

Петя и Миша

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать.

Дай мне,- мой конь!

Нет, ты мне дай! Конь не твой, а мой!

Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.

Л.Н. Толстой

Обсуждение рассказа.

4. Вывод. Итак, мы сказали, что человек не может жить один, он постоянно общается с другими людьми. Чтобы нам было хорошо вместе, мы должны соблюдать много правил, помнить, как нужно вести себя в различных ситуациях.

5. Знакомство с понятием «правила».

Скажите, сколько человек в вашей семье?

Много ли нужно соблюдать правил, чтобы в семье вы жили дружно? (Много.)

А сколько человек в вашем классе?

Как вы думаете, много ли правил надо соблюдать, чтобы всем ребятам в классе было хорошо?

А надо ли всем ученикам школы соблюдать такие правила?

Совершенно верно. В школе есть специальные правила, которые называются «Правила для учащихся». Записаны они в главном документе школы — «Уставе школы».

6. Игра «Какой ты ученик». (Знаешь ли ты правила.)

Выбери правильные советы, которые соответствуют правилам поведения в школе. Если согласны — тишина, не согласны — хлопок.

1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.

3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!».

5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. Не надо ябедничать.

9. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

Давайте попробуем составить правила поведения в стихах, которые сочиним сами. Я начну, а вы закончите, подобрав рифму.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая .

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не сорока.

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не кричи.

Содержи всегда в порядке,

Парту, книжки и тетрадки.

7. Анализ ситуаций.

1. — Послушайте рассказ М. Кунина «В гардеробе».

Роли в нашей жизни

Человек – это очень сложное, многогранное существо и поэтому очень трудно создать некое «полное» его описание,  «полную» модель, скорее всего практически невозможно. Но при этом иногда полезно просто взять некий образ, метафору  и при ее помощи попробовать представить какую-то часть жизни. Например, один из способов описания нашей жизни, нашего поведения – это ввести понятие Роли.
Роль – это то, во что мы играем, она как бы имеет свою цель, свою направленность. С одной стороны, это очень удобно: Роль имеет более-менее подходящий для многих ситуаций набор вариантов поведения. Вернее, Роль – это шаблон, по которому строится поведение в данной ситуации. Плюс еще то, что Роль – это не мы. И ошибки сделанные при исполнении это не наши ошибки. Это виновата Роль.
Проблема Роли – ее узкая направленность и, очень часто, отсутствие гибкости и замкнутость. Обычно, наработки и достижения одной Роли не доступны другой.
Еще одно: обычный человек привык играть 3-4 Роли. Хороший актер имеет в своем репертуаре 7-9 типажей.
Но очень большой плюс Роли это то, что они хорошо известны. Их наборы правил поведения и цели регулярно рассказываются друзьями и знакомыми, обсуждаются в прессе и показываются по телевиденью. Огромное число писателей посвятили себя описанию наиболее часто встречающихся Ролей и их конфликтов между собой. (Как вы понимаете, в некоторых Ролях записано, что они совершенно не выносят некоторые другие Роли).
Итак, можно сказать, что Роль – это шаблон. 

И я хочу сразу отметить, что лично я не считаю, что Роль – это что-то плохое и неправильное. Это очень удобная вещь, вопрос только в том, что бы научиться пользоваться ею с максимальной эффективностью.

И как у любого шаблона у нее есть свои достоинства и недостатки. И я ни в коей мере не предлагаю отказаться от Ролей (если вообще такое возможно).

Вопрос только в том, кто кем управляет: вы Ролью или она вами.

Роль-По-Жизни.

Среди множества Ролей которые мы играем часто, иногда, знаем понаслышке и имеем «некоторое представление» обычно есть одна, так сказать Роль-По-Жизни. Ее еще иногда называют СЦЕНАРИЕМ. Это так сказать основной типаж, основной шаблон, а все остальные Роли – только дополненение к ней. Говоря поэтически, Роль-По-Жизни – это основная тема, основная мелодия великой симфонии «Театр Жизни». 

Это не означает, что Роль-По-Жизни одна на всю жизнь. Довольно часто люди меняют ее на какую-то другую. Хотя иногда эта смена бывает чисто символической. Поэтому здесь речь пойдет о Роль-По-Жизни на данный момент.

И одни люди регулярно играют Неудачника, роняя чашки на пол и попадая в самые различные неприятности и получая всевозможные травмы. Кто-то играет Спасателя, при чем обычно он сначала портит кому-то жизнь (совершенно бессознательно), а потом совершенно героически спасает того же самого человека. Часто встречается Роль Свободная Натура – человек активно доказывающий, что он свободен от всего подряд, правда обычно совершенно не понятно от чего конкретно и почему при этом он такой закомплексованный. 

Естественно, вы можете сами придумать название своей Роли-По-Жизни:

  • ВысокоНравственный Человек.

  • Доктор.

  • Психолог.

  • Маменькин Сынок.

  • Победитель.

  • Игрок.

  • Доказывающий Всем, Что Он Уверен В Себе (не путать с Уверенным В Себе).

  • Разгильдяй.

  • Импотент.

  • Сексуальный Террорист ( в крайнем случае Сексуальный Терррррорррист)

И хотя большинство вышеперечисленных Ролей подходят и для прекрасной половины человечества (только нужно сменить род), несколько чисто женских Ролей:

  • Хорошая Девочка.

  • Ищущая Смысл Жизни.

  • Джульетта (особенно забавна эта Роль для женщины этак лет 50).

  • Потаскуха.

  • Серая Шейка.

  • Недоступная Красавица (как вариант – Снежная Королева).

  • Лучший Друг.

  • Я Вам Не Кто Попало…

  • Независимая.

  • Деловая Женщина.

Каждый сам может при желании вложить свой собственный смысл в каждую Роль и позабавиться, придумывая названия Ролей для друзей и знакомых. Это достаточно забавное задание я весьма рекомендую перед тем, как немного задуматься и попробовать определить свою собственную Роль-По-Жизни.

А какова ваша Роль-По-Жизни?

Вхождение в Роль.

То, чем мы сейчас будем заниматься, вы делаете постоянно. Особенно много вы это делали в детстве. ЭТО – вхождение в Роль. Дети обычно обучаются играя в игры и примеривая на себя то Роль родителей, то любимых кино- или теле- героев, то Роль персонажей книг. Они играют и обучаются одновременно.
И мы сейчас попробуем немного вспомнить этот способ и научиться им пользоваться в нашей повседневной жизни.
Это ведь только один из множества способов описать человека и то, что он делает в этой жизни. И я не предлагаю вам просто выбрать новую Роль вместо старой. Я предлагаю вам научиться соответствовать ситуации. Как к каждому замку требуется определенный ключ, так к каждой ситуации требуется свое поведение. А когда ключ не соотвествует, либо вы не можете войти в комнату, либо очень долго возитесь с замком и открываете его со скрипом.
А Роль – это только шаблон. И чем больше у вас этих шаблонов, тем к большему числу замков вы можете подобрать ключи.
И идеал здесь – это когда вы можете соответствовать любой ситуации. Как бы умение того, чтобы ситуация «делала» вас. Еще одна метафора – это когда вы становитесь текучими, как вода. И можете заполнить любую емкость. 

0. Мета-Роль.

Подумайте о том, какую Роль вы играете по жизни. Придумайте или вспомните метафору к этой Роли.
Это может быть некий образ, фраза, плюс настроение.
«Вообще-то я замужем».
«Мне ТАК грустно».
«Никто МЕНЯ не любит».
«Я ТАК РАД вас всех видеть!» 

1. Выбор новой Роли.

Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и выбрали для себя такую Роль, которая вам интересна и которая вам может дать что-то новое, обучить чему-то интересному. Обычно, я предлагаю взять Роль противоположную той, которую вы обычно играете по жизни. Или ту, которую вообще никогда на себя не примеряли. Если вы по жизни Застенчивый, то попробуйте Роль Наглеца или Донжуана. Если же ваша обычная Роль – Шикарная Женщина, то возьмите на пробу Роль Скромной Девушки.
«Противоположности не противоречат, а дополняют друг друга».
И попробуйте придумать обозначение – фразу, действие, эмоцию для этой Роли. Как в упражнении, когда вы делали сценку. Может, это будет любвеобильный мужчина, который так вкрадчиво говорит: «А как вас зовут?». Или девушка, которая скромно потупясь и ковыряя землю, произносит «Я тут ни при чем». 

2. Создание образа.

Представьте себе образ, который для вас обозначает эту Роль. Обычно я предлагаю три способа для этого:
1. Вы можете представить себя, играющего эту Роль. Как вы выглядите со стороны.
2. Вспомните человека, который прекрасно играет эту Роль. Это может быть ваш знакомый, киногерой, и даже герой книги.
3. Создайте как бы архетип Роли. Завистник, Герой, Супермен. Это как бы чистая Роль, без всяких нагрузок.
Естественно, для у каждого способа есть свои достоинства и недостатки. Когда вы выбираете образ самого себя, играющего эту Роль, то все зависит от того, хорошо ли вы ее умеете играть или не очень.
Если вы выбираете другого человека, то вместе с Ролью вы можете получить и его болезни и комплексы. Правда только на время игры. Но, если он играет хорошо, то и вы скорее всего будете это делать естественно и достоверно. Это можно назвать «Правило Жены и Тещи». Или «Правило Мужа и Свекрови».

«Когда вы женитесь, вместе с женой вы получаете в нагрузку всех ее родственников».

То же самое для того случая, когда вы выходите замуж.
Это для тех, кто в силу определенных причин не может жениться.
Архетип же не несет в себе никаких нагрузок, но он слишком неестественный. Как герой в мексиканском телесериале. Если это негодяй, то ничего человеческого в нем нет. А если она порядочная девушка, то все вокруг гады и делают подлости, а она всегда хорошая и тут не при чем. От архетипа хорошо обучаться Роли, но брать за образец я бы не особенно рекомендовал. Он требует еще человеческого наполнения. 

3. Вхождение в образ.

А теперь войдите в этот образ. И отпустите свое тело. Разрешите ему делать то, что оно считает нужным. Если оно захочет как-то изогнуться, сменить позу, расслабиться или напрячься, то разрешите ему это сделать. Будьте просто сторонним наблюдателем. Разрешите Роли играть вас. Но не забывайте, что пульт управления находится у вас. И она вас играет только до тех пор, пока вы ей это разрешаете.
Обычно я говорю, что с одной стороны это чрезвычайно простая техника, а с другой стороны, чрезвычайно сложная. Простота в исполнении. Трудность в отказе от контроля. В том, что нужно «отпустить» себя, в пассивности.
Я не говорю о страхе перед чем-то новым. Это само собой.

4. Вживание в Роль.

Для того, чтобы лучше вжиться и лучше осознать все те изменения которые произошли, немного поговорите, пройдитесь, поделайте разные дела и подумайте о разных вещах. Вживитесь в этот образ. Вернее разрешите этому образу на время вжиться в вас.
Попробуйте несколько раз войти и выйти из этой Роли. Прочувствуйте отличия между вашим обычным состоянием и этим новым. Вхождение в Роль напоминает примерку новой одежды. К ней нужно привыкнуть. 

5. Взгляд со стороны.

А теперь отойдите в сторону и взгляните на обе ваши Роли – Мета-Роль и Новую. Чем они отличаются? Как меняется ваше восприятие и ваше мышление? Найдите и проговорите эти различия.
После этого подумайте о том,  к каким ситуациям подходит ваша старая Роль, к каким новая. А где они не подходят обе и нужно что-то другое. Найдите то, что объединяет эти типы ситуаций и попробуйте это сформулировать.

Расширение Ролей.

В какой-то мере, вы уже тренировали первую часть этого упражнения: «Вхождение в Роль». Но теперь задача немного другая – сделать ваши Роли гораздо более гибкими. Впрочем, и вас тоже.
Здесь дано описание работы с Мета-Ролью. В случае работы с ситуативной Ролью просто на первом шаге работа ведется с нею, а не с Мета-Ролью.

1. Старая Роль.

Какую Роль вы играете по жизни. Какова ваша Мета-Роль. Дайте ей имя и придумайте метафору, характеризующую ее. 

2. Новая Роль.

Подумайте, с какой Новой Ролью вы хотели бы поработать. Старайтесь, для начала, выбрать Роль противоположную той, которую вы больше всего играете по жизни. В этом случае нам будет проще работать.
Но выберите противоположную не формально, а качественно. Например, ваша обычная Роль – «Победитель». Формально противоположная тогда – «Проигравший». Ну, а качественно противоположная – «Свободный». Или «Спокойный». Это зависит только от вашего личного понимания этого качественного различия. И так же, как в первом шаге, дайте имя и придумайте метафору Новой Роли. 

3. Образ Новой Роли.

Представьте себе образ наиболее, по вашим представлениям, соответствующий данному типажу. Либо вы в этом состоянии, либо человек, наиболее характерный в жизни в этой Роли, либо собирательный образ, как бы архетип: «Великая Мать», «Деловая Женщина», «Супергерой».
Поставьте этот образ на расстоянии шага от вас. И как только он станет достаточно четким, войдите в него. И отпустите свое тело. Разрешите ему действовать так, как оно сочтет нужным. Походите, прочувствуйте что изменилось в движениях, в восприятии мира. Поговорите. Послушайте, как меняется голос. Короче, вживитесь в эту Роль. 

4. Выяснение отношений.

А.
А теперь обернитесь и посмотрите на образ своей старой Роли. Что вы о ней думаете? Что вы можете о ней сказать с позиции Новой Роли?
Б.
Вернитесь в Старую Роль. Что вы можете сказать о вашей Новой Роли? Что ей посоветовать или о чем спросить? 

5. Внешняя позиция.

Выйдите за пределы этих двух Ролей. Посмотрите на них со стороны. Что хорошего в каждой из этих Ролей? Что может дать Старая Роль Новой Роли? Что может взять Старая Роль у Новой? 

6. Расширение Ролей.

А теперь приблизьте эти образы друг к другу, чтобы они соприкасались. Пусть они обменяются тем наиболее полезным и ценным, что у них есть. И посмотрите, как изменятся образы. После чего позвольте этим образам раствориться в вас. Проинтегрируйтесь с ними.
Можно сделать это, посадив эти Роли себе на руки и медленно приблизив их так, чтобы ребра ладоней соприкасались. Но не сжимать их! А объединиться можно прижав руки к груди и «втолкнув» в себя образы изменившихся Ролей. А потом разрешите им раствориться в вас.

7. Проверка.

Подумайте, что изменится в вашей жизни после всех этих изменений. Что конкретно изменится. Попробуйте все это проговорить и представить.

По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru

Все статьи

«Роль права в жизни человека, общества, государства»

Тема урока: «Роль права в жизни человека, общества, государства»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о роли права в жизни общества и государства; способствовать формированию правовой культуры, закрепить умения работать с источниками; воспитывать активную гражданскую позицию; формировать гражданские качества личности, делающих её политически активной в современном обществе, и выстраивать свою жизнь на основе нормативно- правовой основы РФ

Задачи:

а) образовательные:

— объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права;

-объяснить, что не бывает прав без обязанностей;

— понимать, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства.

— занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права.

б) развивающие:

— способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий;

— умение работать с документами;

— развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;

— развивать умение делать выводы

в) воспитательные:

— содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга;

— воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;

— осознавать потребность общества в таком регуляторе общественной жизни как право.

Ход урока

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

2. Актуализация работы.

Диалог двух учащихся. Звучит запись первого крика ребенка. У доски стоят два ученика и ведут диалог.

— Человек родился?

— Человек родился.

— Человек!

— Получит свой первый документ – свидетельство о рождении и станет полноправным гражданином своей страны.

— Человек растет. Общается с окружающим его обществом.

— А общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами.

— А для чего люди придумывают социальные нормы?

— Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.

— Но ведь эти правила выполнять необязательно, поэтому они не всегда наводят порядок.

— Да, но некоторые правила обязательны и за то, что их не выполняют, приходится отвечать. Эти правила возведены в законы, которые охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами. Но как, же узнать, в каком случае, какой закон защищает наши права?

Давайте представим такую ситуацию. И взрослые, и дети постоянно что-то должны. Дети обязаны ходить в школу, делать домашние задания, выполнять различную работу на уроке. Взрослым людям нужно ходить на работу, заботиться о детях. Зачем всё это нужно, если мы хотим жить свободно? Представим полную свободу в обществе. Вы идёте по улице, кому-то понравилась ваша сумка. Её отбирают. Вы приходите на приём к врачу, а он говорит, что сегодня у него нет желания работать. В поезде, на котором вы едете, проводница не даёт вам постельное бельё, не объясняя причину. Ваш подарок от родителей (велосипед) брат отдал своему другу. Как вы думаете, к чему это приведёт?

— Хотели ли бы вы жить в таком обществе? Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод?

Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству? Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела обществознания – Право, которое как раз и поможет Вам защитить себя в нашей непростой жизни.

Запишем тему нашего урока: Право, его роль в жизни общества и государства

— Определите цели урока

Верно, мы должны рассмотреть разные значения понятия права, определить его место в жизни общества и государства

— Начать наше общение я предлагаю с постановки проблемы: «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

— Я предлагаю вам высказать сейчас своё мнение, а в конце нашего занятия мы ещё раз обсудим этот вопрос, но  уже  опираясь на услышанное  в ходе урока.

II. Основная часть. Изучение нового материала.

1. Рассмотреть содержание понятия «право»

В любом обществе должен существовать порядок. На чем же он базируется? На определенных нормах, правилах поведения, И неважно, говорим ли мы о древнейшем обществе охотников и собирателей, либо о современном постиндустриальном обществе. В нем обязательно работают социальные регуляторы, которые и определяют поведение каждого из нас. Как вы думаете, что это за социальные регуляторы (обычаи, традиции, религия, мораль, законы).

Правильно, поведение в обществе регулируется разными социальными нормами, которые действуют в обществе в целом или в ее отдельной сфере: в экономике, политике. Но один из этих регуляторов отличается коренным образом. Это – право. Оно получило свое название от латинского слова «justitia» (правда, справедливость). Понималось это слово в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. Однако слово право может иметь разный смысл.

Что же такое Право? Попробуйте сформулировать его определения

1) возможность поступать тем или иным образом: право на что-то;

2) совокупность правил поведения, принятых в государстве и обязательных для выполнения

— А для кого приняты эти нормы? (для граждан, для чиновников, для органов управления)

Т.е., право определяет, не только правила поведения, но и правила управления обществом, государством, создается единый, равный для всех порядок.

Перечисленные права можно поделить на две группы. Как думаете, какие? Почему?

Правильно. Одна группа прав дана человеку от рождения, эти права необходимы для нормального развития, называются естественными. они выражены в Декларации прав человека, принятой ООН. Другие права зависят от формы государства и их принимает само государство. Такое право называется позитивным.

Одним из прав, действующих в нашем обществе является право на свободу слова. Что это означает?

Действительно, это означает, что вы можете выражать свое мнение по любой теме. А если вы оскорбите человека, выражая свое мнение о нем? Вы нарушаете его право, а именно честь и достоинство.

Что же должно лежать в основе права? (справедливость, мера)

Но стоит следующая проблема: как определить меру справедливости? Давайте размышлять. – Что такое мера? (Мера – это то, что отвечает на вопрос: сколько, какое количество, какой размер и т.д. )

Как определить меру прав человека? Получается, надо ограничить свободу человека? Право точно указывает, сколько свободы дано человеку

Т.о., подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей, которые, в свою очередь должны уважать ваши права. Право определяет, что человеку можно делать, а что нельзя, от чего он должен быть защищен и за что сам несет ответственность.

Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своем категорическом императиве права (абсолютно обязательном повелительном требовании). Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами. Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчеркивают, что право — это, прежде всего, ответственность.

Прочитайте отрывок из документа Е.Н.Трубецкого с. 73 и ответьте на вопрос: что служит границей внешней свободы отдельного лица? (в соответствии с требованиями добра).

Понятие «добро» является сутью морали. Значит, мораль и право есть слова-синонимы или нет? — В чем состоит отличие права от морали?

Подводя итог, можем сделать вывод о том, что право определяет определенные права и обязанности, принятые в государстве, определяемые мерой свободы, справедливости и ответственности.

2. История возникновения права. Работа с документами.

Как и когда возникло право?

— Считаете ли вы, что право возникло с появлением человека? В частности было ли право в первобытном обществе?

Конечно же, не было. А чем тогда руководствовались первобытные люди в своей жизни? Обычаями и традициями. А они в свою очередь были окружены обрядами, ритуалами и церемониями. Например, вы знаете, почему люди при отъезде в далекую страну набирают в мешочек горсть родной земли. А это связано с тем, что древние славяне почитали землю и даже не делали весной заборов – берегли ее. С тех времен и сохранился ритуал целовать землю, клясться землей и хранить горсть земли.

Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности всё сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила были едиными по всей стране (ведь в каждом месте были свои особенности). В итоге появились письменные законы, сначала для особых случаев и ситуаций, а затем и своды законов. (Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право — важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. В древние времена законам придавали божественный характер.

Одним из первых записанных правил являются законы царя Хаммурапи, созданные в начале 2 тыс. дон.э. На Руси первый письменный судебник «Русская правда» появился в XI веке. Давайте, ребята рассмотрим отрывки из названных сводов законов.

Перед Вами статьи из законов Хаммурапи и Русской правды

Законы Хаммурапи. Я — ц а р ь м о г у ч и й сред и ц а р е й , м о и слов а п р е в о с х о д н ы , м о я мудрость бесподобна . П о п о в е л е н и ю Ш а м а ш а , в е л и к о г о судьи небе с и з е м л и , д а воссияет м о е п р а в о в с т р а н е , п о слову М а р д у к а , м о е г о в л а д ы к и , д а н е найдет м о й п а м я т н и к н и к о г о , к т о б ы удалил е г о .

196. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему (самому).

197. Если он сломает кость у свободного, то должно сломать кость ему.

202. Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения,

то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.

203. Если свободный ударит по щеке свободного одинакового поло­

жения, то обязан уплатить мину серебра.

Русская правда.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

Определите общие черты законов и различия (Общее и различие: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое положение, или, по крайней мере, был свободен. Русской правде наказание сводилось к уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение занимали данные категории населения. Например, за убийство холопа 5 гривен, а за убийство старосты 12 гривен. Также необходимо отметить, что Хаммурапи утверждает, что законы его имеют божественное происхождение и они вечны).

— Сейчас для нас эти законы кажутся неправдоподобными. Однако они действительно существовали.

Чем ближе к современности, тем важнее становилась роль права. Прежде многие государи рассуждали так: «Государство — это я», феодалы творили произвол и не соблюдали часто даже существующие законы, крепостные во многом вообще не попадали под юридическую защиту. В XVIII-XIX веках постепенно жизнь многих стран стала регулироваться Конституцией (о ней мы поговорим на будущих уроках) и ей подобными документами. Значит, власть была введена в определённые рамки, нарушать которые ей стало трудно. Закон вводит жизнь в управляемое русло. Твёрдые законы — это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий. Чем лучше законы, чем больше областей они регулируют, тем более мирные способы разрешения конфликтов, тем способнее общество к развитию. Другими словами без права невозможно регулировать жизнь общества и государства.

3. Определить признаки нормы права. 

А теперь давайте откроем 72 страницу учебника и найдем определение нормы права. Выпишите это определение себе в тетради. Право – это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

Как видите, в основе права – совокупность правовых норм.

— Что же собой представляет правовая норма? Найдите на с. 75 определение правой нормы и ее отличительные особенности

Норма права — это охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности.

Отличительные особенности:

— Закрепленность в законе (или других нормативных актах0

— Общеобязательность

— Обеспеченность силой государства

— Что значит общеобязательное ?

— Будет ли работать система, если каждая из норм права не будет обязательной для всех?

— А кто должен обеспечить эту обязательность (Государство).

— Каким образом? (Государство устанавливает, обеспечивает и гарантирует их выполнение и наказывает за их невыполнение)

4. Дать общую характеристику законам.

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает или закрепляет ее в официальном письменном документе. Такие документы называют нормативно-правовыми актами. Из чего же складывается система законодательства? Рассмотрите схему с. 74.(Конституция, законы, подзаконные акты).

— Почему схема имеет ступенчатую форму?

Конституция – фундамент всех законов страны. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают высшей юридической силой чем подзаконные акты. Они принимаются Федеральным собранием или всем народом (путем референдума), делятся на основной (Конституция) и обыкновенные. Подзаконные акты зависят от того кто их издает: Указы (президент), постановления (правительство), приказы, распоряжения (министерства) и т.д.

— Почему лестница имеет единое основание?

5. Главное предназначение права выражены в их функциях.

Функции права:

А) регулятивная: регулирует общественные отношения, устанавливая модель поведения их участников.

Б) охранительная: защищает, охраняет интересы людей, устанавливает юридическую ответственность.

III. Проверка усвоения материала

1. Признаки права. Упражнение « Реконструкция правового источника»

А теперь подробнее остановимся на современном праве. А именно современном праве России. Скажите ребята, а каким вы представляете право сейчас? Какими признаками вы наделите право? Для этого закончите предложения. Работа со слайдом. С некоторыми признаками Вы уже познакомились. Поэтому Вам будет нетрудно справиться со своей задачей.

1. Право выражено в …………нормативно-правовых актах. Правило, записанное в любом законе, и есть право.

2. Право принимается………государственными органами, уполномоченными лицами в особом порядке в процессе правотворческой деятельности.

3. За нарушение права всегда наступает…….юридическая ответственность.

4. Право регулирует только конкретные………..поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей.

5. Право не……вечно. Оно создается………. Людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех.

2. А теперь давайте снова вернёмся к вопросу, который мы обсуждали в начале нашего урока. Изменилось ли ваше мнение по вопросу о том, что «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

3. Скажите, какова же роль права в обществе и государстве?
4. Согласны ли вы с высказыванием У. Шекспира Сущность закона – человеколюбие

Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку.

— Что на уроке было главным?

— Что было интересным?

— Что узнали нового?

Что вызвало затруднение?

IV. Подведение итогов урока.

Право играет одну из важнейших ролей в жизни человека и общества. Всё, что прописано в правовых источниках является основой для организации жизни и деятельности любого гражданского общества. Необходимо чётко осознавать всю важность соблюдения законов, т.к. это является незыблемым фундаментом для любого государственного устройства.

Не случайно символом нашего урока была древнегреческая богиня правосудия — Фемида. Фемида иносказательно означает теперь закон, а ее весы – символизируют правосудие. Ведь весы — древний символ справедливости и меры. Как вы думаете, что означает повязка на глазах? (Беспристрастие)

— Что означает меч? Меч Фемиды – обоюдоострый, он не только карает, но и предупреждает. Держит его богиня в правой руке, что означает сторону действия»правого дела» и силы. Что означают символы — змея, книга, — подумать дома.

V. Д/з. п.8, с.69-70, 72-75 . Думаю, что каждый из вас в ходе работы на уроке сделал для себя определённые выводы. Домашнее задание будет носить творческий характер и вам предстоит написать эссе на тему: «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (Вл. Соловьёв, философ).

Что такое настоящая истинная дружба для человека – её простые законы и правила

Что представляет собой дружба

Определение «что такое дружба» известно нам с детских лет. Это особые взаимоотношения людей, основанные на общих интересах и увлечениях, взаимной симпатии и уважении. В таких отношениях проявляются характер, личностные особенности и нравственные качества человека, его принципы и жизненные идеалы.

Какой бывает дружба? Настоящая истинная дружба – это взаимопонимание, честность и доверие, взаимопомощь. Дружба – это когда комфортно быть вместе, когда у людей общие взгляды на жизнь, общее мировосприятие. Но настоящая дружба в жизни человека, к сожалению, встречается не так уж часто. Причём на неё не влияют ни привычки людей, ни их темпераменты, ни характеры. Выявить истинную дружбу помогут следующие аргументы:

  1. Истинная дружба с достоинством переносит испытания на прочность, познаётся в беде и в радости. В трудной жизненной ситуации настоящие друзья всегда готовы поддержать друг друга. Для этого они не пожалеют ни времени, ни сил, ни средств. Искренняя радость за успехи друга также является показателем дружеских взаимоотношений. Об этом прекрасно сказал Френсис Бекон: «Настоящая дружба умножает радость на два, а печали делит напополам».
  2. Истинная дружба умеет прощать. Все склонны совершать ошибки. Мы не всегда принимаем правильные решения и поступаем так, как диктует здравый смысл. В порыве негативных эмоций своими резкими словами люди причиняют боль даже самым близким. Но те, кто дружат по-настоящему, смогут простить все обиды.
  3. Искренняя дружба не может прерваться под влиянием внешних причин. Ей не могут помешать сплетни завистников, отрицательное мнение родственников о друге, смена профессии и даже места жительства. Тем более сейчас для коммуникации есть масса способов и возможностей.

Но дружба может быть и ложной. Если мы много времени проводим в общении с человеком, это не значит, что он наш друг. Эмоциональное напряжение в процессе коммуникации, скепсис по отношению к вам, критика большинства ваших действий, низкая оценка ваших успехов должны насторожить и заставить задуматься о том, стоит ли продолжать такие отношения.

Виды дружбы

Настоящая дружба между людьми: что это такое, виды, правила, роль в жизни каждого

Что такое дружба для детей? Детская дружба – это совершенно особый вид взаимоотношений между маленькими людьми, когда они приобретают опыт общения со сверстниками в ходе совместного времяпрепровождения, игр, творчества. Это первые уроки отношений, которые мы получаем в детском саду и школе. Именно в таком возрасте мы начинаем ценить друзей не только за их личные качества, но и за уважительное отношение к нам. Вырасти общительным и дружелюбным маленькому человеку помогают родители, тёплая атмосфера в семье. От умения общаться с членами семьи во многом зависит взаимодействие со сверстниками.

С детьми необходимо не только обсуждать их проблемы, но и рассказывать о своих детских переживаниях. В таком случае ребёнку будет легче раскрыться перед вами. Приглашайте друзей ваших детей в гости. Учите делиться и дарить подарки. Важно не только иметь хороших друзей, но и самому быть настоящим другом.

Что означает дружба для женщин?

Особенности женской дружбы объясняют нюансы психологии. Мир женщин – это мир ярких эмоций и чувств, которыми им необходимо поделиться с окружающими. Представительницам прекрасного пола важно высказаться для того, чтобы увидеть реакцию собеседника, а не чтобы найти решение проблемы. Дружба нужна им, чтобы интересно проводить свободное время. Для некоторых это возможность самоутвердиться рядом с менее успешной подругой, которая часто нуждается в советах и помощи. Для других – шанс снять маску, которую женщина носит в семье и на работе, и стать самой собой. Но чаще всего у такой дружбы бывают самые искренние мотивы и побуждения. Рациональное начало у женщин развито слабее, чем чувственное, поэтому они не склонны дружить только лишь из-за выгоды. В противном случае подобные взаимоотношения рискуют быть очень непродолжительными.

Что такое мужская дружба?

С давних времён мужская дружба является олицетворением преданности и чести. Она строится на единстве убеждений, равенстве в отношениях, верности. Обычно крепкая дружба между мужчинами зарождается в юности или даже детстве. И это понятно. Ведь с возрастом мы становимся более закрытыми, поэтому труднее сходимся с людьми. К мужчинам это относится в большей степени, чем к женщинам. Сильная половина человечества не всегда готова делиться своими мыслями и переживаниями, а тем более доверять кому-то. Поэтому бытует мнение, что настоящая дружба для мужчин значит гораздо больше, чем для женщин: сильному полу сложнее приобрести друга.

Общность интересов может способствовать зарождению мужской дружбы в рабочем коллективе. В таком случае людей объединяет равное социальное положение, находятся и общие темы для разговоров. Однако мужское стремление к первенству вряд ли позволит им делиться чем-то сокровенным, показывая свои уязвимые места. Такая дружба соблюдает дистанцию и знает границы.

Дружба мужчины и женщины

Есть ли дружба между мужчиной и женщиной? Жизнь доказывает, что такие взаимоотношения возможны: если они возникли в детстве, когда друзья вместе росли и играли, взрослели, делясь своими секретами и мечтами. Такая привязанность будет близка к родственной, к отношениям между братом и сестрой. Также разнополая дружба возможна, если была любовь, которая уже закончились. Кроме того, мужчина и женщина могут быть приятелями на почве общей профессии, творчества, хобби. Что мешает дружбе мужчины с женщиной? Прежде всего, половая принадлежность. Мужчина так устроен, что воспринимает женщину как сексуальный объект. Если между разнополыми друзьями случится сексуальный контакт, женщина может отнестись к этому негативно, считая, что её использовали. Мужчина же может расценить это как укрепление дружбы.

По мнению психологов, бескорыстная привязанность и доверительность у разнополых людей могут развиться как следствие высокого уровня духовного развития. Установлению взаимопонимания будет способствовать одинаковое представление о дружбе между мужчиной и женщиной, о том, что значит она для человека. Тогда не будет места чувству собственничества, ревности, эгоизму. К сожалению, столь высокие душевные проявления в разнополой дружбе – явление редкое. Поэтому, по утверждению учёных, такой вид отношений не может быть крепким и продолжительным.

Значимость дружбы

Дружба играет огромную роль в жизни человека. Для детей осознание того, что такое настоящая истинная дружба и как становятся друзьями, – важный этап в формировании личности. Без отношений с другими людьми невозможна их социализация, их полноценное и всестороннее развитие. Взрослым дружба даёт ощущение плеча, поддержки. Все мы нуждаемся в участии, добром совете. «Одна душа, живущая в двух телах» – так сказал о друзьях Аристотель. Единство душ спасает от одиночества, порой от отчаяния. Иногда это шанс найти выход из тяжелейшей жизненной ситуации. В дружбе нужно не только «брать», но и «давать». Ощущение того, что ты нужен кому-то, повышает самооценку.

Можно ли прожить без дружбы? Да, можно. Так же, как и без любви. Но вряд ли такая жизнь будет полноценной, счастливой. Тот, кто не имеет друзей и не умеет дружить, делает свою жизнь скудной и скучной.

Дружбу легко потерять, но сложно найти. Сохранить эту великую ценность помогут правила дружбы, её законы, которые одинаковы как для детей, так и для взрослых:

  1. Улыбайтесь, будьте приветливы. Вечно недовольные, хмурые люди ни у кого не вызывают симпатии.
  2. Отмечайте удачи друга, делайте ему комплименты, хвалите за успех.
  3. Проявляйте неподдельный интерес к тому, о чём вам рассказывают. Будьте внимательны и искренни.
  4. Храните секреты, иначе утратите доверие.
  5. Будьте со своим другом правдивы и откровенны. Не бойтесь высказать ему то, что может ему не понравится.
  6. Будьте готовы помогать и принимать помощь.
  7. Сдерживайте свои обещания.
  8. Советуйте, но помните, что решение друг должен принять самостоятельно.
  9. Уважайте и цените друга.

Тест: Не изменяет ли ваша вторая половина?

Вы подозреваете, что ваш партнёр вас обманывает? Пройдите тест и узнайте, может ли вас водить за нос ваша вторая половина.

Настоящая дружба между людьми: что это такое, виды, правила, роль в жизни каждого

Роль правительства — Центр осмысленной жизни

Корзина Авторизоваться The Meaningful Life Center
  • НАВЫКИ ЖИЗНИ Личное
    • Любовь и брак
    • Дом и семья
    • Ваша миссия, ваша цель
    • Тренажерный зал Soul
    • Посмотреть все
    Социальное
    • Коронавирус
    • Расизм
    • Сексуальность
    • Наука и технологии
    • Посмотреть все
    Духовный
    • Каббала
    • Природа
    • Религия
    • Душевное и мистическое
    • Посмотреть все
    Тора
    • Месяцы и праздники
    • Еженедельная глава
    • MyLife: Применение хасидов
    • Этика наших отцов
    • Посмотреть все
  • ПРОГРАММЫ Вебинары
    • Мастер-класс MidLife Miracle
.

Роль химии в жизни человека

Человеческая жизнь неотделима от химии. Все, живое или неживое, твердое, жидкое или газообразное, от самого мягкого минерала (тальк) до самого твердого материала (алмаза), состоит из основных строительных блоков, называемых химическими элементами. Это та отрасль науки, которая занимается химическим составом, структурой и свойствами веществ и других веществ.

Само человеческое тело состоит из химического состава, и среда, необходимая для поддержания жизни человека, неотделима от химического состава веществ.Некоторые из применений химии в нашей повседневной жизни, которые обсуждаются ниже:

Здоровье и красота

Защита здоровья от загрязнений, присутствующих в окружающей среде, является самой большой проблемой в современном загрязненном мире. Лекарства, состоящие из химических соединений, являются наиболее важной частью нашей повседневной жизни. Диагностические тесты, вакцины, лабораторные тесты болезней, мониторинг и лечение — это параметры системы контроля здоровья. От зарождения человеческой жизни до системы расширения жизни все стало возможным благодаря использованию химии.От инъекций до антисептических таблеток, от химиотерапии до воспроизводства человеческих органов — все прямо или косвенно пользуются услугами химии.

В косметических процедурах используется много химикатов, таких как аммиак, водород и отбеливатель. Последнее изобретение — использование химических соединений для уменьшения эффекта старения. Хотя некоторые химические вещества отрицательно влияют на наше здоровье и особенно на кожу, они все же являются основным ингредиентом для защиты нашего тела и жизни.

Промышленность и транспорт

Суконные фабрики, металлургическая промышленность, кожевенные фабрики, нефтехимическая промышленность и другие отрасли промышленности широко используют химические вещества в той или иной форме, что привело к развитию химии как услуги человечеству.Используемое топливо и газы, образующиеся во время этих процессов, иногда вредит жизни человека, но в то же время для получения и обработки используются химические вещества. Например, бензин и дизельное топливо — это дистиллированное топливо, образующееся в результате химических реакций, вызывающих загрязнение воздуха. В то же время в методах борьбы с загрязнением также используются химические продукты.

Продовольственная безопасность и сельское хозяйство

Неорганические удобрения используются для защиты наших культур от порчи.Зеленая революция — достижение в этой области. Многие удобрения, пестициды повышают плодородие почвы. Даже в методах консервирования пищевых продуктов, смешивании зерна и уходе за посевами используются химические соединения. Семена смешиваются и модифицируются химическими веществами, чтобы улучшить производство и получить прибыль. Охлаждение пищевых продуктов, используемых для хранения в холодильнике, и пенополиуретан (ППУ), используемый для консервирования овощей, представляют собой газы, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье. Таким образом, появляются биохимические продукты, являющиеся новыми изобретениями в области биохимии.

Наука и технологии

Человечество столкнулось с разрушительным воздействием атомных бомб, которые были продолжением химических реакций. Многие виды ядерного оружия и биологических бомб все еще являются проклятием для людей. Многие террористы используют опасные газы и материалы типа RDX, которые будут иметь неблагоприятные последствия. Это плохое воздействие химии на нас. Но в то же время некоторые приложения естествознания, такие как изменение цвета листьев, пищевое масло и газы для приготовления пищи, процессы очистки, являются необходимым применением химии, которую мы используем в нашей повседневной жизни.

Помимо этих основных областей, появляются новые инновационные открытия с использованием услуг химии, такие как системы управления отходами, судебная медицина, химические вещества для расследования преступлений, телекоммуникационные системы, информационные технологии и космические миссии. В современном мире ни одна область не осталась незамеченной с протянутой рукой химии.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *