Один из этапов развития человека. Этапы эволюции человека
Один из этапов развития человека. Этапы эволюции человека
Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных — дриопитеков.
По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая — к шимпанзе, а третья — к австралопитеку, а от него — к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции. Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения. Так возникли австралопитеки — род, к которому относятся гоминиды (семейство людей) .
Этапы развития человека таблица. “Основные этапы эволюции человека” таблица (11 класс, история)
Эволюционная теория развития человека, предложенная английским ученым Ч. Дарвином, стала настоящей сенсацией в научном мире. До этих пор весь мир пребывал в полной уверенности, что человек является божьим творением. Дарвинистская теория, в отличие других версий происхождения человека, смогла наглядно объяснить, как происходила его эволюция.
Теория эволюции Ч. Дарвина
Человечество давно пыталось разгадать тайну своего появления на планете, однако единственный ответ находился только в религии, согласно которой человек есть проявление Божьего замысла.
Подобное объяснение устраивало людей до тех пор, пока не начали активно развиваться и расширяться научные познания. Ученые долго бились над разгадкой происхождения человека, однако это удалось лишь британскому естествоиспытателю Чарльзу Дарвину.
Рис. 1. Чарльз Дарвин.
Его революционная для тех времен теория, согласно которой человек произошел от приматов, вызвала настоящий диссонанс в обществе. Далеко не все ученые, не говоря уже о простых обывателях, хотели видеть в числе своих древних предков обезьян.
Однако теория Дарвина предъявляла немало весомых доказательств. Человека слишком многое связывало с животным миром: строение скелета, нервная система, органы пищеварения, кровообращения и дыхания. Наибольшее же сходство у людей было с приматами.
Важнейшей предпосылкой для «очеловечивания» приматов стало использование естественных предметов в качестве орудия труда для защиты от врагов или охоты на диких зверей.
Рис. 2. Примитивные орудия труда.
Основные этапы эволюции человека
Процесс эволюционного развития человечества, начиная от приматов и заканчивая современным человеком, занял несколько миллионов лет. Всего выделяют пять основных этапов эволюции человека, каждый из которых имеет свои отличительные характеристики.
В основе всех эволюционных процессов действует важнейший закон природы – естественный отбор, благодаря которому вид получает возможность как можно лучше адаптироваться к условиям окружающей среды.
Рис. 3. Первобытное общество.
Таблица «Этапы эволюции человека»
Этапы эволюции человека | Особенности строения | Образ жизни | Орудия труда |
Человекообразные обезьяны – австралопитеки | Рост 120-140 см. Объем черепа – 500-600 куб. см, прямохождение | Не сооружали постоянных жилищ, не пользовались огнем, образ жизни – стадный | Палки и камни |
Древнейшие люди – Человек умный | Объем мозга – 680 куб. см, | Не умели пользоваться огнем | Орудия труда в виде камней с заостренными краями |
Древнейшие люди – Человек прямоходящий (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) | Рост 170 см. Объем мозга – 900-110 куб. см. Стопа имеет свод, правая рука лучше развита, постоянное прямохождение, изменение челюстного аппарата, появление изгибов позвоночника | Поддерживали огонь, строили жилища, совместно охотились. Имелись зачатки членораздельной речи | Различные орудия из камня, среди которых самое главное – каменное рубило |
Древние люди – неандертальцы | Рост 156 см. Объем мозга – 1400 куб. см. Есть зачаток подбородочного выступа, развитая кисть, сводчатая стопа, высокий свод черепа, не столь массивная нижняя челюсть | Могли сооружать жилища, добывать и поддерживать огонь. Проживание в группах по 50-100 человек. | Орудия труда самые разные: скребла, остроконечники из камня, кости и дерева |
Первые современные люди – кроманьонцы | Рост 180 см, объем мозга – 1600 куб. см. Внешний облик присущ современному человеку | Развитая речь, появились зачатки религии и искусства, умение изготавливать одежду. Проживание в поселениях в составе родовой общине. Осваивание земледелия и скотоводства | Для изготовления орудий труда использовали самый разнообразный материал: дерево, кости, камни, рога. Из них изготавливали копья, дротики, ножи, скребла |
Что мы узнали?
При изучении темы «Таблица «Этапы эволюции человека»» по программе 11 класса мы узнали, какая теория указывает на происхождение человека от приматов, и через какие ступени эволюции пришлось пройти человеку, чтобы дойти до вершины своего развития.
Эволюция человека названия. Эволюция человека
Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Он утверждал, что древний человек произошел от обезьяны . Для подтверждения своей теории Дарвин много путешествовал и пытался собрать разные научные факты .
Здесь важно подчеркнуть, что эволюция (от лат. evolutio — «развёртывание»), как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, действительно имеет место быть.
Но вот относительно возникновения жизни вообще и появления человека в частности, эволюция довольно скудна на научные доказательства. Не случайно она до сих пор считается всего лишь гипотетической теорией.
Одни склонны верить в эволюцию древнего человека , считая ее единственным разумным объяснением происхождения современных людей. Другие начисто отрицают эволюцию, как антинаучную вещь, и предпочитают верить в то, что человек был создан Творцом без всяких промежуточных вариантов.
Пока ни одна сторона не смогла научно убедить оппонентов в своей правоте, поэтому уверенно можно считать, что обе позиции основаны сугубо на вере. А как считаете вы? Напишите об этом в комментариях.
Но давайте разберемся с наиболее распространенными терминами, связанными с дарвиновской идеей.
Австралопитеки
Кто такие австралопитеки? Это слово можно часто слышать в околонаучных разговорах об эволюции человека.
Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях Африки около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы.
Человек умелый
Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».
Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.
Человек прямоходящий
Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной Африке и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.
Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.
Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.
Неандертальцы
Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.
Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.
Человек разумный
Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.
Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.
Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.
Этапы развития древнего человека согласно теории эволюции
Следует сказать, что вся эта эволюционная цепочка происхождения человека является исключительно теорией Дарвина, которая до сих пор не имеет научных доказательств. История не обладает сведениями, чтобы даже в таких древних цивилизациях, как Шумер или Египет были хоть какие-то намеки на обезьяну, как прародителя человека.
Сам Чарльз Дарвин прекрасно понимал абсолютную гипотетичность своих суждений, о чем не раз писал. При всем том, нельзя не отдать должного этому натуралисту , который все же попытался объяснить происхождение человека путем естественного отбора и эволюции.
Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на InteresnyeFakty.org в любой социальной сети. С нами всегда интересно!
Видео §2. Ранние этапы развития древнейшего человека
Развитие Человека и понимание устройства Вселенной
Первично, к естественно необходимым достижениям можно смело отнести приобретение базовых навыков выживания и социализации – использование огня, внедрение письменности, средств передачи информации и коммуникации и т.д., Далее уже следуют более качественные изменения — культура, научно-технический прогресс (НТП).В большинстве источников достижения современного человечества принято сводить к результатам НТП. Медицина смогла победить многие страшные инфекционные болезни, однако при этом появились болезни другого плана — онкология, сердечно-сосудистые заболевания, которые вызывают не меньшие пандемии. Информация, которая сейчас доступна как никогда ранее, используется ли она для качественного аналитического разбора и дальнейшего развития или большинство населения скатывается на бесполезное листание мусорных новостей в лентах соц сетей?
Культура, мораль, хоть и демонстрировала небывалые успехи в периоды подъема, сегодня в тупике. Само гуманитарное развитие под вопросом. Например, исполнение элементарных заповедей — не убей, не укради, не выполняется в социуме при малейшем намеке на снятие сдерживающих барьеров.
Что действительно, на наш взгляд, можно отнести к реально важным достижениям – так это открытия физической природы реальности (модель атома, корпускулярно-волновой дуализм света, законы квантового мира и др) , которые, при наличии аналитического интеллекта, позволят человеку понять, в чем суть его развития.
В целом НТП создает искусственные технические ограждения от природы, а так как возможности технических устройств ограничены их низкими адаптационными способностями, то рано или поздно «закрытый» от внешнего воздействия Человек, и потерявший покровительство техно-систем по причине их внезапного разрушения, погибнет. Примеров множество: человек, находящийся из-за серьезный травмы головного мозга на аппарате искусственной вентиляции легких, при его поломке тут же погибнет; другой пример из области, можно сказать, альтернативной истории — Атлантида, представители которой, пытаясь заморозить своих врагов — гиперборейцев, использовали свои технические возможности для изменения оси вращения планеты, результатом чего явилась катастрофа планетарного масштаба (доказательства — затопленные города в атлантическом океане, научные подтверждения смещения полюсов и др)
Развитие личности в обществе | 3 фазы социализации личности
Содержание статьи
Развитие личности в обществе основан на плановом вливании и адаптации человека в социальном коллективе. Формирование индивидуальной личности считается комплексным явлением развития и состоит из нескольких плановых этапов.
Социальное развитие личности
Фазы формирования личности в обществе:
- Становление человека как личности в обществе;
- Противоречие и невозможность подчеркнуть индивидуальность личности;
- Принятие обществом индивидуальных особенностей личности.
Далее рассмотрим каждую фазу подробнее.
Переход из одной фазы в другую возможен только при условии стабильного протекания жизни в социуме.
Другими словами, если социальная среда всегда находится на одном постоянном уровне, а субъекты общества не оказывают агрессивное воздействие на личность, тогда она имеет все предпосылки для прохождения каждой из трех стандартных фаз.
Основные фазы развития личности в обществе
Фаза №1. Становление человека как личности в обществе
Нормы морали. На этом этапе личности предстоит усвоить стандартные нормы морали и этичного поведения в обществе.
Развитие навыков. Человек в этот период максимальными темпами развивает свои практичные навыки и умения общения с каждым членом социума.
Адаптация к среде. Каждая форма деятельности личности подвергается адаптации под конкретную среду социального общества.
Влияние общественного мнения. Логичный вывод в этой ситуации заключается в том, что человек в первой фазе максимально подвержен влиянию общественного мнения, поскольку для него важно показать свою лояльность и приверженность сложившимся устоям.
Усвоение общественных норм. Даже невзирая на то, что каждая личность, попадая в социальную среду, имеет свои индивидуальные особенности, проявить свои качества и характер она не в состоянии, поскольку сперва необходимо усвоить общественные нормы и приемы поведения, которыми досконально владеют другие члены социума. Подобный аккуратный подход является наиболее эффективным способом проявить себя в дальнейшем.
Индивидуальность. «Свое творческое и индивидуальное «Я» вместе с персональным мировоззрением предстоит раскрывать и внедрять в коллектив постепенно, стараясь детально изучить все примеры поведений других членов». Согласитесь, что большинство примеров с «белой вороной» воспринимается обществом крайне негативно.
Фаза №2. Противоречие и невозможность подчеркнуть индивидуальность личности
Противоречия. На этом этапе личность переживает конфликт внутренних противоречий, которые состоят из адаптации к обществу и невозможностью опять же выразить свою индивидуальность.
Проявление индивидуальных качеств. Как только субъект осознает свою похожесть на других, он всячески старается подчеркнуть индивидуальные качества и выделиться на фоне остальных. Особое внимание к своей персоне личность может привлекать разными способами. Это и выдвижение кардинально новых идей, смена поведения или же проявление лидерских качеств. Каждая личность в обществе старается проявить себя по-особенному.
Это является следствием естественного развития и становления личности. Подобный этап проходит каждый из нас. Главным мотивирующим фактором во время этой фазы становиться страх. Именно он подталкивает человека выделяться на общем фоне, поскольку боязнь стать чьей-то тенью превышает все другие мысли.
«Внутренние противоречия и желание самовыражения – переломный момент в развитии личности»
Самовыражение. Каждый человек регулярно продолжает поиски способов самовыражения. Зачастую бывает так, что такие способы кардинально идут вразрез с нормами общественного поведения. Это может говорить о некотором отчаянии со стороны личности, поскольку она не может найти правильного подхода и возможность привлечь к себе внимание.
Как правило, случается следующее. С одной стороны человек по факту доволен своим положением, а общество полностью удовлетворено его пребыванием внутри группы. А с другой стороны, каждый внутри себя желает выделиться на фоне остальных и сделать так, чтобы его заметили или воспринимали отличным от других в положительном русле. По аналогии с личной жизнью, человек ищет свою вторую половину и партнера, который будет восторгаться его индивидуальными качествами на протяжении всей жизни.
Подобный процесс внутреннего противоречия между личностью и его восприятия общества может протекать достаточно долгое время. Затяжной период противоречия и вовсе может подавить естественную личность индивида.
Фаза №3 Принятие обществом индивидуальных особенностей личности
Польза качеств и навыков человека для общества. Третья фаза является логическим продолжением предыдущего этапа. В ней происходит оценка и принятие всех способов самовыражения с точки зрения полезности индивидуальных качеств для самого общества. Человек сможет проявить свои черты характера и особенности как личность в том случае, если общество решит, что его навыки и умения являются полезными и необходимыми составляющими нормального функционирования между индивидами.
Если социум не воспринимает человека как индивидуальность и считает его особенности ненужными для себя, тогда человек усердно старается навязать себя и свое поведение. Успеха в подобных мероприятиях достигают только те, кто обладают поистине сильными моральными принципами.
Нужда общества в конкретной личности не является обязательной. Бывает так, что в полноценном коллективе появляется всеми признанный лидер, который оказывается способным вести за собой остальных и принимать ответственное решение за всех в критических ситуациях. Однако и без него социум прекрасно бы справился с любыми трудностями. Просто его лидерские и организационные качества воспринимаются нужными для общества и способны значительно улучшить внутреннее взаимопонимание и координацию действий всех участников.
Не каждый человек способен сформироваться как личность в обществе подобным образом. Ярко продемонстрировать свою особенность способны только сильные и морально-устойчивые люди. Однако в каждом сложившемся коллективе присутствуют уникальные участники, которые хоть как-то, но выделяются на фоне остальных, получая всеобщее признание с их стороны.
Социализация личности – финальный этап в становлении человека
Последовательное прохождение каждой из трех фаз способно привести к успешному завершению всего процесса развития личности в обществе.
Современные социологические исследования выделяют три стадии становления человека в социуме:
- дотрудовая стадия;
- трудовая стадия;
- послетрудовая стадия.
Процесс становления начинается с момента рождения и протекает до окончательного периода созревания.
В зрелом возрасте может произойти переосмысление взглядов и переоценка человека как личности.
С 18-ти до 30-ти лет начинаются перегруппировываться инстинкты, и большая часть социализации перенаправляется в сторону работы и взаимоотношений. Любое неправильное понимание подобных вещей может привести к значительным трудностям и проблемам в дальнейшей жизни.
Человеку будет сложно найти свое место в обществе, если он не сумеет правильно в нем адаптироваться и запустить процессы личностного роста.
Эволюция человека — древний человек и этапы развития
Основные этапы развития вида Человек разумный
Человек и современные человекообразные обезьяны не только сходны между собой по своим морфологическим и физиологическим особенностям, но и находятся в близком родстве. Они являются двумя разными ветвями одного ствола, т.е. происходят от одного общего предка.
Такими предками были древние, вымершие уже несколько миллионов лет тому назад, некрупные (величиной с собаку средних размеров) обезьяны, получившие название проплиопитеки. Их родиной была северо-восточная часть Африки. Жили они на деревьях, питались растительной пищей. От этих обезьян эволюция пошла в разных направлениях.
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
Путем дивергенции образовались предки современных человекообразных обезьян — орангутанов и гиббонов, а также дриопитеков (древесных обезьян). Возможно, что дриопитеки дали несколько ветвей ископаемых форм, в том числе очень крупных (до 2,5м в высоту) обезьяноподобных существ — гигантопитеков.
Эта форма путем дивергенции образовала большое количество видов австралопитеков, обитавших в Восточной и Южной Африке.
Эти обезьяны жили на равнинах, для передвижения использовали в основном задние конечности, т.е. обладали прямохождением. Рост их достигал 120-140см, объем черепа — около 500см3.
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Однако орудия труда у австралопитеков еще не было. Очевидно, для защиты и нападения они могли использовать только камни и палки, как это делают современные обезьяны.
I этап — архантропы | Объем мозга 800см3. Первые каменные орудия (скребки, наконечники, каменные топоры). Отсутствие членораздельной речи. Наиболее продвинутые пользовались огнем (умели только поддерживать). |
II этап — палеоантропы | Объем мозга 1300-1400см3. Умеют сами добывать огонь с помощью камней. Появляется первая членораздельная речь. Каменные орудия труда тщательно обработанные, появляются костяные (гребни, иглы). На этом этапе проводились захоронения умерших, сопровождающихся ритуалами. |
III этап — неоантропы | Объем мозга 1500-1800см3. Переход из биологической в социальную революцию. Формируются первые расы человека. Развивается культура (изготавливаются не только орудия труда но и украшения). |
Около 3 млн. лет тому назад в Восточной Африке жили крупные обезьяноподобные существа, напоминающие австралопитеков. Остатки их были обнаружены в Восточной Африке, в Кении на берегу озера Рудольфа. Объем головного мозга у них достигал 800см3, но самое главное, что в том же слое, где были найдены кости этого предка человека, находились и очень примитивные каменные орудия.
Трудно сказать, были ли эти существа уже людьми или относились к австралопитекам. Наличие примитивных орудий, изготовленных из галек, обработанных ударами о другие гальки, позволяет некоторым исследователям считать их «людьми с озера Рудольфа» (термин Р.Лики) и отнести к первому этапу становления человека.
Питекантроп
Этот I этап получил название древнейшие люди, или архантропы. К нему относится много разнообразных находок остатков скелетов.
Важно
Сделаны они были в Африке (олдувайский питекантроп), в Азии (яванский питекантроп и синантроп) и в Европе (гейдельбергский человек). Жили они в разное время: наиболее древние — более 1млн. лет тому назад, более «молодые» — 400тыс.
лет тому назад. Все эти находки объединяются в одну группу архантропов по трем основным признакам:
- Объем головного мозга в пределах 1000см3 и только у синантропа несколько больше — 1100см3;
- отсутствие членораздельной речи, о чем свидетельствует отсутствие подбородочного выступа;
- наличие наиболее примитивных каменных орудий — скребков, наконечников, топоров.
Только наиболее прогрессивные из них — синантропы — пользовались огнем, о чем свидетельствуют многометровые слои золы, найденные в местах стоянок.
II этап — древние люди, или палеоантропы, были широко распространены на территории Европы, Азии и Африки. Наиболее ранние из них появились более 250тыс. лет тому назад, последние исчезли около 40тыс. лет тому назад.
Древние люди имели рост 150-160см, объем головного мозга — около 1300-1400см3 (приблизительно объем мозга современного человека). Однако череп древних людей характеризовался развитием надбровных дуг, скошенным лбом, значительно развитой нижней челюстью. На ней уже появляется подбородочный выступ, что дает возможность предположить наличие членораздельной речи.
Неандертальцы
Наиболее известные находки, сделанные в Европе, получили название неандертальцев (по названию долины Неандерталь вблизи Дюссельдорфа в Германии).
На этой стадии развития древние люди постоянно пользовались огнем, причем уже умели добывать его, используя камни. Тщательно обрабатывались каменные орудия, кроме каменных находят применение и костяные.
Находки костяных игл свидетельствуют о наличии одежды из шкур животных. Характерно, что на этой стадии у древних людей производится захоронение умерших, что, вероятно, сопровождалось определенными ритуалами.
III этап в эволюции человека — первые современные люди, или неоантропы. Появились они около 40тыс. лет тому назад и относились уже к виду Homo sapiens — человек разумный. Объем головного мозга у них был таким же, как у наших современников — 1500-1800см3, рост — 170-180см.
Находки неоантропов были сделаны в самых разных местах земного шара. Наиболее известные из них, сделанные во Франции около местечка Кро-Маньон,— кроманьонцы.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
Именно на третьем этапе эволюции человека появляется наскальная живопись.
Этот этап характеризуется тремя основными особенностями: прекращение биологической и начало социальной эволюции; формирование основных рас; высокий уровень развития культуры, который характеризуется обработкой не только каменных орудий труда, но и украшений, каменных фигурок, рисунков. Все это свидетельствует о появлении на этой стадии абстрактного мышления.
Совет
В эволюции человека было много боковых ветвей, заканчивавшихся полным вымиранием. В одно и то же время могли жить разные группы архантропов, причем более сильные и развитые формы могли истреблять отставших в своем развитии.
Кроманьонец
Большую роль в эволюции предков человека сыграло питание мясом, поскольку охота на дичь стимулировала отбор, а высокая калорийность мяса давала возможность питаться реже.
С развитием социальных отношений начала развиваться забота о стариках как носителях социально полезной информации. У неоантропов уже начали проявляться альтруистические наклонности, которые определяли преимущества их обладателей в условиях жизни в обществе.
Величайшим достижением человека разумного было приручение (одомашнивание) животных и начало культивирования растений. Это был важнейший шаг на пути освобождения человека от влияния окружающей среды. В результате развития мышления человек достигает высокого понимания природы, начинает влиять на нее. Именно Homo sapiens может быть определен как «материя, познающая самое себя».
Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (Пока оценок нет)Загрузка…
Это очень длительный процесс. Современные ученые по-разному датируют начало антропогенеза. Да и сложно точно назвать точку отсчета нашей эволюции.
Спорным остается и начальная форма нашего далекого предка. Каждый из антропологов указывает на тот или иной вид древних млекопитающих, более или менее похожих на человекообразных существ.
Кроме того, не все ученые согласны в определении места начала эволюции человека.
В настоящее время большинство антропологов, опираясь на многочисленные данные палеонтологических исследований и исследований сравнительной генетики, склоняются к точке зрения, что человекообразные существа появились в Африке. Возраст датируют в интервале $1-6$ миллиона лет назад. Весь длительный процесс становления человека условно разбит на отдельные этапы. Рассмотрим эту тему подробнее.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Согласно современным воззрениям на эволюцию человека, первые формы приматов, живших в третичном периоде, объединили в подряд полуобезьян (низших приматов). Примерно $30$ миллионов лет от этой группы отделились древние человекообразные.
Представителей этой группы назвали проплиопитеками. Это были небольшие обезьяны, жившие на деревьях и питавшиеся растительной пищей. Семья британских палеонтологов Л. и М.
Лики установили, что родиной проплиопитеков является Восточная Африка.
Примерно $25$ миллионов лет назад от проплиопитеков произошла другая группа древесных обезьян – дриопитеки. Они уже вели полуназемный-полудревесный образ жизни.
Возможно, они использовали примитивные орудия труда.
Примерно $6-4$ миллиона лет назад появились на Земле прямоходящие «обезьянолюди» – австралопитеки. Они обитали на открытых пространствах, занимались собирательством и охотой.
В качестве орудий труда они применяли крупную гальку и кости животных. Именно австралопитеки дали начало ветви приматов, из которой возник Человек умелый.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Некоторые антропологи считают Человека умелого еще обезьяной, а другие – относят его уже к древнейшим людям.
Древнейшие люди
На этой стадии развития человека формировались особенности физического строения, связанного с совершенствованием прямохождения и развитие мозга. Эти процессы проходили «под контролем» естественного отбора.
Древние люди
Древние люди (палеоантропы) использовали разнообразные каменные и костяные орудия труда (ножи, многогранные наконечники и др.). Жили они группами. Антропологи считают, что общались они с помощью жестов и зарождающейся членораздельной речи.
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
К этой категории человекообразных существ относят неандертальцев. Они обитали среди современных людей. Считается, что последние неандертальцы вымерли примерно $40-50 $тысяч лет назад.
Человеческое развитие | Медицинская энциклопедия
Человеческое развитие — это непрерывный процесс, начинающийся от рождения и до смерти. В каждый момент жизни каждый человек находится в состоянии личной эволюции. Физические изменения во многом приводят к процессу, так как наши познавательные способности развиваются и снижаются в ответ на рост мозга в детском возрасте и снижают функцию в старости. Психосоциальное развитие также существенно зависит от физического, поскольку наше изменяющееся тело и мозг вместе с нашей средой формируют нашу идентичность и наши отношения с другими людьми.
Физическое развитие
Хотя различные ученые определяют физическое развитие несколько разными способами, большинство из них в основном разбивают процесс на восемь этапов, которые включают:
- Младенчество;
- Раннее детство;
- Среднее детство;
- Позднее детство;
- Подростковый возраст;
- Раннее взросление;
- Средний возраст;
- Старость.
В последние годы, когда люди жили дольше, некоторые добавили «поздгюю старость» в этот список. На каждом этапе происходят определенные физические изменения, которые влияют на когнитивное и психосоциальное развитие человека.
Дедушка с внучкой
Когнитивное развитие
Когнитивное развитие относится к приобретению способности рассуждать и решать проблемы. Основная теория когнитивного развития была разработана Жаном Пиаже, швейцарским психологом развития. Piaget делил детское когнитивное развитие на четыре этапа, начиная с рождения через подростковый возраст. Ребенок, который успешно проходит через этапы, переходит от простых сенсомоторных ответов к способности классифицировать и создавать серию объектов и в конечном итоге участвовать в гипотетических и дедуктивных рассуждениях, согласно «новому словарю научной биографии».
Психосоциальное развитие
Первичная теория психосоциального развития была создана Эриком Эриксоном, немецким психологом развития. Эриксон разделил процесс психологического и социального развития на восемь этапов, которые соответствуют этапам физического развития. На каждом этапе, по словам Эриксона, человек сталкивается с психологическим конфликтом, который должен быть разрешен для того, чтобы прогрессировать. Переходя от младенчества до старости, эти конфликты — это доверие против недоверия, автономии по сравнению с позором и сомнением, инициатива против вины, промышленность против неполноценности, идентичность и ролевая диффузия, близость к изоляции, рождаемость.
Взаимозависимые процессы
Развитие является продуктом сложного взаимодействия биологических, психологических и социальных влияний. Поскольку дети развиваются физически, приобретая больший психомоторный контроль и увеличивая функцию мозга, когнитивные процессы у них становятся сложнее, то есть они уже обладают более искусным мышлением и воздействием на окружающую среду. Эти физические и когнитивные изменения, в свою очередь, позволяют им развиваться психосоциально, формируя индивидуальную самобытность и эффективно и эффективно взаимодействуя с другими людьми. Таким образом, как описано, человеческое развитие является пожизненным процессом роста, созревания и изменения.
Последствия
Важность физического, когнитивного и психосоциального развития становится очевидной, когда человек не успешно справляется с одним или несколькими этапами развития. Например, у ребенка, который не может достичь основных вех физического развития, может быть поставлен диагноз задержки развития. Аналогичным образом, ребенок с ограниченными возможностями обучения может не справиться с сложными когнитивными процессами типичного подростка. У взрослого среднего возраста, который не может успешно решить стадию рождаемости Эриксона по сравнению с застоем, может возникнуть «глубокая личная стагнация, замаскированная множеством эскапизмов, таких как злоупотребление алкоголем и наркотиками, а также сексуальные и другие проблемы. Таким образом, это важно для всех людей, поскольку они решают задачи развития, с которыми они сталкиваются в каждом возрасте.
Человеческое развитие
Что влияет на человеческое развитие
Генетические факторы, влияние окружающей среды и психологические факторы и заболевание могут влиять как на когнитивное развитие ребенка, так и на физический рост. Вот почему родители, врачи и учителя должны регулярно оценивать модели развития детей на протяжении многих лет, чтобы дети могли достичь определенных этапов развития.
Генетические факторы
Биология играет важную роль в здоровом развитии ребенка. Гены являются биологическим фактором риска, который не может быть изменен. Однако, несмотря на то, что генетический фон ребенка может предрасполагать ее к определенным наследственным заболеваниям и расстройствам, ранние вмешательства могут улучшить результат, который могут иметь эти факторы риска на физическом и когнитивном росте и развитии ребенка. Это особенно важно при работе с генетическими состояниями, которые невозможно предотвратить.
Влияние окружающей среды
Существуют и другие биологические факторы риска, которые могут влиять на развитие и рост ребенка прямо или косвенно. Табак, алкоголь, недоедание, лекарства, рекреационные наркотики или другие химические вещества могут влиять на рост плода. Мало того, что эти вещества могут вызывать врожденные дефекты, но они также могут влиять на когнитивное развитие человека на более поздних стадиях развития. К сожалению, последствия этих факторов риска для обучения и поведения ребенка могут не быть очевидными в течение многих лет.
Болезнь
Острая и хроническая болезнь часто создает повышенный риск развития дополнительных проблем со здоровьем наряду с эмоциональными и поведенческими проблемами. Физические недостатки также могут привести к социальной изоляции, что может оказать существенное влияние на образование ребенка и, в свою очередь, повлиять на способность человека обеспечивать занятость во взрослой жизни. Наряду с физическими и познавательными ограничениями, с которыми ребенок может столкнуться из-за болезни, эти нарушения могут препятствовать способности ребенка общаться и взаимодействовать в обществе со своими сверстниками. Это может в конечном итоге привести к тому, что ребенок станет социально стигматизированным, что может иметь дальнейшее негативное воздействие на физическое здоровье человека.
Уход за ребенком
Исследователи измеряют детское физическое, социальное, эмоциональное и поведенческое развитие с частыми интервалами, чтобы предсказать, какое влияние оказывает материнская и не материнская помощь на когнитивное развитие ребенка. Результаты исследования подтверждают идею о том, что качество предоставления помощи является сильным показателем когнитивных способностей и социальной компетентности ребенка. Уход матери, по-видимому, является самым сильным предиктором успеха.
Психологические факторы
Стиль воспитания — еще один фактор, который влияет на когнитивное развитие человека. Родительские ценности и убеждения влияют на то, как ребенок понимает, что происходит вокруг него. Хотя некоторые стили воспитания могут быть невосприимчивы к потребностям ребенка и требуют соответствия, другие поощряют академические достижения, уверенность в себе, независимость и зрелость.
Социальные влияния
Социальные отношения играют еще одну важную роль в когнитивном развитии ребенка. Социальное познание рассматривается как ключевое для учебного процесса, поскольку обучение требует, чтобы ребенок мог эффективно взаимодействовать с другими. Игра — одно из первых социальных взаимодействий, которое способствует способности ребенка учиться. Позже, когда ребенок участвует в различных социальных действиях с другими детьми, он учится решать проблемы. Культурные влияния также влияют на когнитивное развитие ребенка, одним из наиболее стойких культурных влияний является школьная система.
Недостаток стимуляции
Когнитивное развитие, определяемое как развитие интеллекта, сознательная мысль и способность решать проблемы, начинается в младенчестве и продолжается во взрослой жизни. Генетически младенцы рождаются с определенной когнитивной структурой, но именно взгляды и звуки опыта помогают им достичь своего конкретного генетического потенциала. Рост головного мозга возникает, когда чувства стимулируются. С рождения до восьми лет молодой мозг особенно ориентирован на изучение и создание связей. Обучающая среда, наполненная любовью, теплом или стрессом и конфликтом, также влияет на когнитивное развитие.
Пластичность
Мозг младенца рождается с множеством инструментов, имеющихся в его распоряжении, но у него очень мало информации. Он способен плакать, есть, спать и оставаться настороже. Хотя он крошечный, он сталкивается с миром знаний, который должен быть почерпнут благодаря опыту. Эта сила гибкости, называемая «пластичностью» неврологов, дает каждому ребенку дар возможности. Пластичность может быть благом, проклятием или где-то посередине, в зависимости от обстоятельств ребенка. Учитывая жизнь, наполненную обогащающими переживаниями, которые стимулируют все чувства, ребенок обладает способностью полностью реализовать свой потенциал. Жизнь без необходимой стимуляции для стимулирования роста нейронов может тормозить когнитивное развитие человека.
Опыт
Когнитивное развитие зависит от стимуляции, обеспечиваемой через чувства. Когда активируется любое из пяти чувств — прикосновение, зрение, звук, вкус или запах, электрическая активность происходит в мозге. Каждый сенсорный опыт возбуждает нервные цепи, тем самым создавая более прочную связь. Обучение происходит, когда нервные цепи усиливаются путем повторения. Со временем другие нейронные цепи становятся неактивными из-за отсутствия использования. Эти неактивные схемы часто выпадают в процессе, называемом «обрезкой». Обрезка упрощает нейронную обработку, позволяя более сильным схемам работать более эффективно. Благодаря обрезке дети могут оттачивать ходьбу, говорить и другие навыки.
Отношения
Возможно, наиболее важным и часто упускаемым аспектом когнитивного развития является качество человеческих отношений. С младенчества ребенок учится получать то, что ему нужно, посредством актов общения. Быстрота и качество человеческого ответа уточняют связь. Любящее прикосновение, быстрый ответ и положительная словесная обратная связь возбуждают рудиментарные нервные пути. Акт описания ваших действий, объяснения деталей мира и время, чтобы показать, испытать, почувствовать, обонять и послушать то, что окружает вас, предоставляет вашему ребенку массу информации. Эти ранние формы общения создают здоровые социальные связи и эшафот, необходимые для поддержки вербального приобретения и эмоционального контроля, оба из которых являются ключевыми в когнитивном развитии.
Злоупотребление и безнадзорность
Детство, лишенное сенсорной стимуляции, мало помогает мозгу работать. Злоупотребление и чрезмерный стресс вызывают аналогичный дефицит, ставя такой спрос на выживание, что мало времени или энергии уделяется интеллектуальному развитию. Долгосрочные последствия злоупотребления и пренебрежения включают снижение функции мозга, беспокойство и панические расстройства, а также внимание и дисфункцию памяти.
Этапы развития детей
Человеческое развитие — это процесс становления зрелым, как физически, так и эмоционально. Этот процесс длится много лет, и человек проходит множество этапов роста, чтобы достичь взрослой жизни, заключительной стадии развития. Люди — это сложные существа, и каждый этап роста включает физические, социальные, эмоциональные и познавательные развития.
Младенец
Младенчество это возраст до 1 года. Младенцы полностью зависят от другого человека, часто матери, для ухода за ними. Они не могут ходить или разговаривать и нуждаться в помощи в еде. В течение этого первого года жизни происходят значительные изменения в развитии.
Существует четыре основные категории развития младенцев.
- Социальное развитие происходит, когда ребенок начинает распознавать и взаимодействовать с другими людьми.
- Хотя младенцы не могут говорить, они начинают развивать свои языковые навыки, когда начинают понимать и выражать свои мысли.
- Младенцы делают огромные успехи в крупных моторных навыках обучения, чтобы держать свою голову и сидеть, ползать и подтягиваться.
- Развиваются небольшие двигательные навыки, включая достижение и схватывание объектов.
Ребенок, начинающий ходить
Младенцы переходят в малышей в возрасте от 1 до 2,5 лет. Малыш является подходящим названием, так как на этом этапе развития они начинают ходить, но нестабильны на ногах. Малыши владеют многими новыми навыками, включая ходьбу, разговор, решение проблем и социальные навыки. Одна из важнейших вех, к которой стремится малыш, — это обрести независимость. Этот этап часто оказывается разочаровывающим для родителей.
Дошкольник
На стадии дошкольного развития дети в возрасте 4 и 5 лет. На этом этапе роста основное внимание уделяется обучению и подготовке к школе. Это включает в себя расширение их внимания и практическую дисциплину.
Школьный возраст
Дети в возрасте от 5 до 13 лет попадают в стадию развития школьного возраста. Этот большой возраст охватывает широкий спектр навыков и способностей. Годы полового созревания или сексуального развития человека начинаются в последующие годы этого этапа.
Подростки
Этот заключительный этап до взрослой жизни включает детей в возрасте от 13 до 18 лет. Это делает этот этап особенно трудным как для родителя, так и для ребенка, особенно когда подростки начинают принимать собственные решения. Хотя подростки начинают отрываться от авторитетных фигур, таких как родители и учитель, это доказывает необходимый шаг в их росте, когда они приступают к приключениям ранней взрослой жизни.
Совершеннолетие
В нашем обществе взрослое начало начинается в 18 лет и продолжается до самой смерти. Хотя на этом этапе происходит меньше конкретных этапов физического развития человека, взрослые продолжают учиться и расти эмоционально и мысленно на протяжении всей своей жизни.
Разница между ростом и развитие человека
Человеческий рост основан на биологических событиях, которые заставляют вас расти физически, что естественно происходит на ранних этапах вашей жизни. Развитие, однако, является результатом психологического и социального роста, подчеркивается экологическими и индивидуальными поведенческими факторами, иногда более просто называемыми зрелостью. В то время как оба этих естественных процесса существенно различаются, как рост, так и развитие тесно связаны со здоровым взрослением.
Человеческий рост
С раннего детства до подросткового возраста, а иногда и раннего взросления, пластинки роста на концах длинных костей, называемые эпифизарными пластинами, позволяют костям расти. Это происходит через остеокласты и остеобласты, разрушая старую костную ткань и восстанавливая новую кость. Это происходит только во время раннего роста человека и останавливается после закрытия эпифизарных пластинок. По мере роста костей, так же как и ткани и мышцы во всем теле. В то время как рост кости прекращается на ранней стадии жизни, мышцы будут продолжать расти благодаря силовой тренировке.
Маленький ребенок
Период времени
Несколько теоретиков психологии и социологии придумали теории человеческого развития. Одной из наиболее широко распространенных теорий являются психосоциальные этапы развития Эрика Эриксона. Подобно тому, как человеческий рост происходит постоянно согласно стадиям для детей и подростков, этапы развития следуют аналогичным образцам. Например, дети будут расти в течение всего детства, но один ребенок может расти медленнее, чем другой.
Аналогичным образом, развитие в конечном итоге будет происходить у детей и подростков, но эти этапы могут иметь разные показатели для разных детей. Однако большая разница между физическим ростом и развитием заключается в том, что физический рост костей в значительной степени останавливается в какой-то момент. Взрослые, вероятно, потеряют и набирают вес за счет роста и потери жира и мышц, но не будут расти выш. Развитие продолжается на протяжении всей жизни, начиная с детства, отрочества и взрослой жизни до самой смерти.
Проблема развития
Согласно теории Эриксона, успешное завершение каждого этапа развития необходимо для перехода к следующему этапу развития жизни. К сожалению, если этап развития никогда не завершается, этот человек может не завершить здоровое жизненное развитие.
Например, на ранних этапах жизни ребенок в возрасте от шести до двенадцати лет получает определенные умения. Если по какой-то причине обучение затруднено, ему может быть трудно перейти на следующий этап развития. Этот подросток может перерасти в зрелость, чувствуя себя неполноценным и не компетентным, что часто имеет решающее значение для успешного здорового образа жизни.
Этапы развития
Ранние стадии жизни основаны на развитии чувства «я». Эти этапы включают в себя доверие других, самоконтроль, стыд, компетентность и уверенность в себе. Поскольку человек развивается с детства до совершеннолетия, каждый этап может длиться дольше. Например, первый этап развития жизни, который включает доверие и недоверие, длится с рождения до 1 года. Тем не менее, четвертый этап развития компетентности может продолжаться с 6 лет до 12 лет.
Взрослые этапы
Этапы от шести до восьми происходят во взрослой жизни. Каждый из этих трех этапов происходит либо в раннем зрелом возрасте, в середине взрослой жизни, либо в позднем взрослом возрасте. Ранняя взрослость фокусируется на интимных отношениях вне семьи. В течение этого времени вы либо будете привержены долгосрочным отношениям, либо избегаете отношений и обязательств. Средняя концентрируется на продвижении вашей карьеры и воспитании семей. Поздние этапы готовятся к концу жизни и либо охватывают этот этап, либо живут с сожалением по поводу выбора, сделанного на протяжении всей жизни.
Психология развития — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.
В 20 гг. XX века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.
Истоки психологии развития как науки:
- Развитие философских теорий
- Открытия эволюционной биологии в 19 в.
- Социально-исторические изменения
- Развитие естественных и гуманитарных наук
60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).
Предмет психологии развития и возрастной психологии[править | править код]
- Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
- Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
- Развитие различных видов деятельности (активности)
- Формирование качеств личности
- Возрастные и индивидуальные психологические особенности
Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.
Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 2952 дня]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 2952 дня].
Функции психологии развития[править | править код]
- Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
- Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
- Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
- Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием
Методы исследования[править | править код]
- Организационный метод.
- сравнительный метод — сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
- лонгитюдный метод — длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
- комплексный — сочетание сравнительного и лонгитюдного метода
- Эмпирический метод.
- метод наблюдения
- экспериментальный метод
- психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)
- биографический метод
- обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)
- Интерпретационный метод
- генетический метод
- структурный метод
- на русском языке
- на других языках
- Bjorklund, D.F.; Pellegrini, A.D. Child Development and Evolutionary Psychology (неопр.) // Child Development (англ.)русск.. — 2000. — Т. 71, № 6. — С. 1687—1708. — doi:10.1111/1467-8624.00258. — PMID 11194266.
- Bornstein, M.H. & Lamb, M.E. (2005). Developmental science: An advanced textbook. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005.
- Johnson-Pynn, J.; Fragaszy, D.M.; Cummins-Sebree, S. Common territories in comparative and developmental psychology: The quest for shared means and meaning in behavioral investigations. (англ.) // International Journal of Comparative Psychology : journal. — 2003. — Vol. 16. — P. 1—27. Архивировано 24 мая 2013 года.
- Lerner, R.M. Concepts and theories of human development. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002.
- Reid, V.; Striano, T. & Koops, W. Social Cognition During infancy. Psychology Press. 2007
Развитие человека — это… Что такое Развитие человека?
Развитие человека | |
The Outer Limits: Expanding Human | |
Жанр | фантастика |
---|---|
Режиссёр | Герд Освальд |
Продюсер | Бен Брейди |
Автор сценария | Френсис Кокрелл |
В главных ролях | Скип Хомайер |
Оператор | Кеннет Пич |
Композитор | Гаррри Лубин |
Кинокомпания | Daystar Productions |
Длительность | 45 мин. |
Страна | США |
Год | 1964 |
IMDb | ID 0667814 |
Выход фильма «Развитие человека» (оригинальное название — The Outer Limits: Expanding Human) |
«Развитие человека» (англ. The Outer Limits: Expanding Human) — телефильм, 4 серия 2 сезона телесериала «За гранью возможного» 1963 — 1965 годов. Режиссёр: Герд Освальд. В ролях — Скип Хомайер, Джеймс Духан, Кейт Андес, Джейсон Виндгрин, Роберт Дойл.
Вступление
Еще человек делал записи своей истории и завесы были спущены, чтобы раскрыть ему, что бескрайняя новая действительность — арендатор в строении осведомленности человека. И где-то, в бесконечном поиске пытливого ума, находится следующее видение, следующий ключ к его бесконечным способностям… |
Сюжет
Профессор Питер Уэйн встревожен, когда услышал, что его университетский коллега, доктор Рой Клинтон, совершает запрещенные эксперименты с наркотиком с группой учащихся. Когда один из студентов умирает, профессор Уэйн расследует действия Клинтона, и обнаруживает, что у роста сознания могут быть мощные и опасные последствия.
Заключительная фраза
Немало успехов, немало ошибок, не мешают тому, чтобы грызущий голод познания никогда не был пресыщен, но дорога к неизвестному продолжает быть темной и странной. |
Интересные факты
- Серия примечательна одним из самых ранних появлений на телеэкране Джеймса Духана, который позже сыграл роль Скотти в телесериале «Звездный путь».
См. также
- «Воспламеняющая взглядом» (роман Стивена Кинга) — в котором эксперимент с наркотиком сделал из мужчины и женщины мутантов со сверхспособностями, после чего у них родилась дочь, наделенная чудовищной силой — умением все воспламенять.