Проблемы в воспитании детей: Проблемы в воспитании детей: ошибки родителей – «Проблемы в воспитании современных детей»

проблемы и их решение. Как их избежать?

Сегодня очень много информации в интернете, на полках магазинов широкий выбор написанных книг посвященной этой теме, все чаще проводят известные психологи мастер-классы по воспитанию детей, но ни один источник, к сожалению, не может дать 100% результата. А все потому что большинство методики написаны вчера, и применять их сегодня невозможно.

Несомненно, каждый родитель желает и стремится воспитать в ребенке только самые лучшие качества человечества, но уже в раннем возрасте что то идет не так, и процесс воспитания становится болезненным для всех участников. Психологи утверждают, что прежде чем перейти к воспитанию ребенка, нужно воспитывать себя. Папа и мама для их чада — это как фундамент всех жизненный ценностей и позиций, которые ребенок сможет построить для себя в будущем, а насколько качественным и твердым будет фундамент, зависит только от родителей.

Процесс воспитания не может быть односторонним, невозможно научить ребенка уважению, если поведение одного из родителей противоречит этому. С одной стороны, привить хорошие качества малышу трудно, и требует много сил и терпения, но с другой стороны, именно ребенок может чему-то научить и родителей. Важно чтобы воспитатели и учителя, которые тоже учавствуют в воспитании ребенка в детском саду или в школе придерживались стратегии воспитания родителей.

В современном мире воспитание ребенка напрямую зависит от окружения, в котором он находится. И дети как губки впитывают как хорошее, так и плохое. Поэтому, придя ребенок домой, он должен видеть и чувствовать спокойную обстановку, любящих родителей, ощущать заботу, внимание. Да реалии жизни сегодня, к сожалению, таковы, что из-за отсутствия времени, так как мама с папой работают сутками, чтобы хоть как-то достойно жить, ребенок предоставлен сам себе.

Как избежать проблем в воспитании детей

Универсальных советов или правил в воспитании ребенка, конечно же, нет. Существует ряд рекомендаций психологов, которые помогут понять ребенка и наладить с ним отношения, тем самым повлиять на сам процесс воспитания.

Важно запомнить, что ребенок никогда не станет тем, кем хотят родители. Он не обязан воплощать в жизнь то, о чем мечтают родители. Но в свою очередь, именно родители должны помочь найти себя ребенку, выстроить свои планы на жизнь, найти путь в жизни.

Дети не должны быть грушей для битья, свою злость, отсутствие настроение не должно никаким образом сказываться на чаде. Не стоит на него кричать, даже если ребенок сильно провинился или сделал очень плохие вещи, и тем более нельзя бить. Помните, что залог успешного диалога – спокойный размеренный разговор о плохом и хорошем. Таким образом достучаться до ребенка больше шансов, нежели применять насилие по отношению к нему.

Ребенком нельзя пренебрегать, уделите несколько минут, часов, поговорите с ним, пусть расскажет о своих проблемах, переживаниях, он должен быть услышанным. Тогда он будет понимать, что дома ему помогут, дадут совет, будут слаживаться доверительные отношения. Не стоит забывать о честности разговора. Какой бы правда ни была, она должна быть высказана. Помните, ребенок копирует родителей. Врут родители – врет и ребенок.

В воспитании не должна присутствовать гиперопека, она никому еще не принесла пользы. Ребенок должен сам набивать свои шишки, делать сам выбор, совершать необдуманные поступки, таким образом, он будет знать, что за каждый промах он будет нести ответственность, быть самостоятельным, уверенным. Родители могут только посоветовать, поделится опытом или своим мнением, но приказывать или запрещать, что-то делать не рекомендуется.

Даже если родители станут идеальными воспитателями своего чада, стоит не забывать, что в социуме воспитывают по-другому, поэтому мама с папой должны быть авторитетом для своего чада. И для этого не только любовь и внимание важно, но и холодный разум. И стоит отметить, чтобы в ребенке не было плохих привычек, нужно избавиться от них самим родителям.

13 советов по воспитанию, результаты которого вас точно не обрадуют

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Полки книжных магазинов ломятся от литературы по воспитанию детей, профессия детского и семейного психолога давно уже не редкость. Тем не менее вопрос, как вырастить детей и не наделать при этом серьезных ошибок, актуален как никогда.

Мы в AdMe.ru решили разобраться, какие же именно ошибки подстерегают нас на пути родительства.

13. Всегда вставайте на сторону воспитателя или учителя

13 советов по воспитанию, результаты которого вас точно не обрадуют

Насколько бы острой ни была ситуация, в которой виноват ребенок, не ругайте его вместе с воспитателем или учителем. В такой ситуации ему особенно важно почувствовать, что вы его любите, даже если ни капельки не одобряете его поступок.

Стоит выяснить, какие претензии предъявляются к ребенку, извиниться за его поведение. Серьезный разговор лучше отложить и обсудить все дома. В противном случае до ребенка вряд ли дойдет смысл ваших слов, а вот в ваших отношениях может появиться серьезная трещина.

12. Полностью посвящайте себя ребенку

С появлением ребенка в жизни родителей неминуемо уменьшается время, которое они могут уделять себе. Но забывать о себе все-таки нельзя. Всегда должны оставаться личные увлечения, время на уход за собой, для полноценного отдыха, общения с супругом.

Ведь если родители всю жизнь посвящают ребенку, он почти неминуемо вырастет эгоистом, ему сложно будет адаптироваться в мире.

Кроме того, этим вы лишаете его поводов гордиться своими родителями, а для него немаловажны их достижения и то, как они выглядят.

11. Ничего не доверяйте ребенку

13 советов по воспитанию, результаты которого вас точно не обрадуют

Гораздо проще и быстрее сделать все дела самому, не доверяя их ребенку. Но плюсы такого воспитания весьма сомнительны. Ведь

у малыша просто не будет шансов научиться самостоятельности, стать уверенным в себе и своих силах. Родители должны давать выбор, а не решать все сами. Если ребенок привыкает, что все делают за него, в дальнейшей жизни ему становится крайне сложно принимать важные для себя решения.

10. Сравнивайте со всеми и как можно чаще

Всегда найдутся как те, кто будет в чем-то лучше вашего чада, так и те, кто будет ему в чем-то уступать. А ребенок в результате постоянных сравнений теряет уверенность в собственных силах или же начинает со всеми соревноваться, стремиться доказать, что он лучше всех. Но такая постоянная гонка никакого счастья ему не принесет.

Если и сравнивать детей, то с ними же, но в прошлом. Так им будет проще увидеть собственный прогресс, свои прошлые достижения — они смогут поверить, что научатся практически всему, чему захотят.

9. Обращайтесь к бабушкам и интернету, а не к специалистам

13 советов по воспитанию, результаты которого вас точно не обрадуют

Часто молодым родителям не хватает опыта и уверенности в воспитании ребенка. И многие из них в поисках ответов на свои вопросы обращаются за помощью

к интернет-форумам, литературе, авторы которой не являются специалистами в вопросах воспитания и ухода, «проверенным» рецептам бабушек. Но зачастую, следуя их советам, родители только еще больше усугубляют проблему.

Если ситуация действительно серьезная, стоит обратиться за помощью к специалистам, которые дадут грамотные рекомендации.

8. Заменяйте деньгами любовь, внимание и заботу

Ребенок, который привык к тому, что покупки — единственный способ выражения родительской любви, начинает требовать все больше и больше. Не лучшим образом это сказывается и на его характере

Материал по теме: Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Воспитание детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) требует особого подхода. Будучи подростками, мы уверены, что будем идеальными мамами и папами. Но, когда мы становимся родителями, начинаем осознавать, что далеко не идеальны. Мы такие же люди, и у нас не стальные нервы. Конечно, мы не застрахованы от совершения ошибок. Главное – вовремя их исправлять!

Давайте подробнее рассмотрим эти ошибки.

Первая родительская ошибка – это Гиперопека.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на собственные мысли, чувства и ошибки.

Развивается симбиоз, или по-другому «взаимопроникновение». Отношения между родителями и ребенком становятся очень тесными, переходящие все мыслимы и не мыслимые пределы. Гиперопека начинает разрушать личные качества и характер малыша.

Такое воспитание детей дошкольного возраста основано на тревожности и неуверенности ни в себе, ни в ребенке. Родители боятся момента расставания со своим чадом. Собственная личность для них не представляет никакой ценности. Они считают, что их ребенок всегда будет нуждаться в их заботе и помощи.

Дети, выросшие в таких семьях, обычно восстают против тотальной родительской заботы. Но, не имея навыков быть самостоятельными, с трудом принимают какие-либо решения. Родители им не объяснили, что самостоятельность – это способ прожить свою жизнь интересно.

Что же делать, если это именно ваш случай?

Подумайте – большую часть жизни, выросшему ребенку, хотите вы того или нет, придется прожить без вашей опеки. Повзрослев, он больше не захочет, чтобы вы его «водили за ручку».

Как бы вам не было трудно, научитесь отпускать от себя своего ребенка. Конечно, будет трудно. Начните это делать «по кусочкам». Например, сегодня  вы поручили ему одно задание, через некоторое время – другое. А через месяц позволили наложить самостоятельно кашу в тарелку.

В воспитании ребенка дошкольного возраста должна присутствовать доля самостоятельности. Попробуйте составить список, – какими детскими правами и свободами обладает ваш ребенок. Проанализируйте его. Неужели на самом деле это представляет какую-то угрозу для ребенка.

Попробуйте отвлечься. Займитесь своими личными увлечениями. Интересное занятие поможет вам ненадолго забыть о гиперопеке над чадом. А ребенок отдохнет от ваших чрезмерных проявлений любви и заботы.

Вторая ошибка воспитания – «Родительский Авторитет»

Поговорим о второй ошибке, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – авторитаризм.

Ошибка заключается в постоянном давлении на ребенка со стороны родителей. Они постоянно давят на него, и требуют безоговорочного исполнения его приказов. Пытаются вырабатывать в малыше железную дисциплину и послушание.

Одним из любимых выражений таких родителей, является: «Я сказал!». Шаг вправо, шаг влево – считаются «побегом», и безжалостно караются. Ни какие мнения, кроме родительского, не подлежат рассмотрению.

Для таких мамочек и папочек важен только успех в каких-либо детских достижений. Любовь они проявляют только в том случае, если ребенок оправдал их надежды. Если ребенок не справился с поставленной перед ним задачей, он поддается безжалостной критике.

Такая жестокая мера воспитания детей дошкольного возраста, конечно, вырабатывает в них послушание. Но, в, то же время, дети становятся «забитыми» и не способными проявлять какую-либо инициативу.

Из них вырастают неудачники со сломанной личностью. Они постоянно испытывают тревогу и мнительность. Единственное, в чем они смогут преуспеть, так это в подобном «терроре» по отношению уже к собственным детям.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, то с проблемами больше начинают сталкиваться именно родители. Воспаленное гормонами сознание ребенка, начинает сопротивляться родительскому авторитаризму.

Что же делать, если это именно ваш случай?

Воспитание детей дошкольного возраста не должно быть основано только на таком авторитаризме. Подумайте, родители, ломая своего ребенка, вы вырабатываете его покорность не только к вам, но и к другим, более сильным личностям. Если вы хотите, чтобы он был «тряпкой», об которую вытирают ноги, то вперед – дерзайте.

А вы знаете, что выросшие в такой обстановке, дети, испытывают глубокое удовольствие, избивая своих жен или детей. Ведь именно вы, родители, заложили ему в голову, что можно обижать слабого.

Такие ситуации, могут возникнуть при воспитании мальчиков. Что же касается девочек?

Пытаясь добиться полного послушания от девочек, родители в буквальном смысле «выращивают» будущую жертву для насильников. Только такие девочки выбирают себе в мужья деспотов и тиранов. Это о таких девочках говорят «железная леди».

Попробуйте представить на себе все те действия, которые вы совершаете по отношению к собственному ребенку. Нравится? Если нет, то попробуйте услышать своего ребенка. Ведь, как не странно, у него существует свое собственное  мнение и свое собственное «Я».

Третья ошибка воспитания – Отвержение собственного ребенка.

Рассмотрим третью ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – отвержение ребенка.

Такая ситуация возникает в следующих случаях: тяжелые роды, развод после родов и т.п. Ребенок ассоциируется с чем-то неприятным и плохим. Он попадает под категорию хулиганов и балбесов. От таких детей не ждут ни чего хорошего.  А говорить о родительской ласке и вовсе не приходится. Ребенка просто терпят.

Сценарий воспитания детей дошкольного возраста в данном случае проходит по двум вариантам.

Отвержение, носящее эмоциональный характер.

Ребенок является помехой для работы, для нового брака.

Отвержение может иметь слабо выраженный окрас. Но напоминания о том, на какие жертвы родители пошли ради ребенка, что он должен им компенсировать все сложившиеся неудобства, всегда дают о себе знать.

Фразы, типа «если бы ни ты, у меня бы было все по-другому» или «учись хорошо, у меня и без тебя много проблем», формируют в ребенке гиперответственность в сочетании с частыми нервными срывами или неврозами.

Жестокое обращение с ребенком.

Такое воспитание детей дошкольного возраста сопровождается постоянными телесными и моральными наказаниями.

Целью таких наказаний является унизить ребенка, причинить ему боль. Судьбе таких малышей не позавидуешь. Она зависит от того, насколько крепка нервная система ребенка, и того, кто его окружает.

Такие дети обычно ищут утешения и ласки у добрых людей, которые живут рядом. В противном случае, они вырастают злобными и агрессивными по отношению ко всему миру.

Что же делать, если это именно ваш случай?

Если вы на самом деле осознали свою ошибку, и искренне хотите ее исправить, посетите психолога. Само исправление, в данном случае, не поможет. Пытаясь исправить все самостоятельно, вы рискуете прибавить ко всему прочему чувство вины. А это только усугубит положение вещей.

Четвертая ошибка воспитания – Потворство.

Рассмотрим  четвертую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – потворствующая гиперпротекция.

Интересы всех членов семьи зависят только от их драгоценного дитятка. Последствия такого воспитания очень плачевны. Нет ни единого человека, который бы смог здраво оценить сложившуюся ситуацию. Сохранить адекватное отношение ко всему, что происходит.

Причиной такого родительского поведения является возместить все свои неудовлетворенные потребности на ребенке. Огромное желание дать ему все, что они не имели сами. Такую же ошибку совершают когда ребенок рождается слабый. Родители неосознанно пытаются его таким образом уберечь от плохого.

Что делать, если это именно ваш случай?

Очнуться и трезвыми глазами оценить сложившуюся ситуацию. На самом ли деле ваш ребенок «особенный» и превосходит по всем параметрам других детей. Не нужно создавать иллюзий вокруг него о том, что он самый лучший. В будущем жизнь его жестоко обломает.

Такой подход к воспитанию детей дошкольного возраста является верным способом вырастить эгоиста. И помощи, потом, от такой личности, не ждите.

Если вы один раз закроете глаза на то, что ваш ребенок утащил чужую игрушку в четыре года, то вам придется покрывать его и в следующие годы жизни. В десять лет за то, что он избил ровесника, в семнадцать за то, что он изнасиловал девушку.

Не спите, откройте глаза. Наверняка у вас есть ситуации, за которые вы можете покритиковать поведение своего ребенка. Ведь недостатки есть у всех детей, а задача родителей – их выявлять, правильно и вовремя исправлять. Наверняка у вас есть бабушки, которые всегда приласкают и пожалеют ваше чадо – ведь это их прямая обязанность.

Пятая ошибка воспитания – сегодня «можно», завтра «нет».

Рассмотрим  пятую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – неустойчивость воспитательного стиля.

Сегодня, у папы хорошее настроение – он разрешает ребенку, а у мамы, наоборот, плохое и она запрещает.  Либо прибегает к шантажу: «Вот съешь суп, тогда да». Получается ситуация из басни Крылова: «Когда согласья нет – как, музыканты, ни садитесь…»

Такое воспитание детей дошкольного возраста является не стабильным и постоянно изменяющимся. Оно может в себе смешивать все стили, применимые в воспитании – авторитарно-либеральный, строго-попустительский, чрезмерное внимание и полное равнодушие.

Многие родители согласятся с тем, что они непостоянны в детском воспитании. Но они не умеют, а может,  не хотят адекватно оценить, насколько сильна их неустойчивость. Такая эмоциональная неустойчивость может, сбить столку, любого ребенка.

Малыш со временем перестает понимать границы между «можно» и «нельзя». Он теряется, и блуждает в вопросах. Ребенок не может понять, любят ли его на самом деле, или все-таки не любят.

Мамы и папы силой формируют в ребенке такие качества, как упрямство и отсутствие восприятия родителей как авторитетных личностей. Все это может сильно отразиться в подростковом возрасте.

Если вы не хотите, чтобы это произошло – начните уже сейчас договариваться между собой.

Что делать, если это именно ваш случай?

Организуйте так называемый родительский совет, или собрание, в общем, называйте как хотите. Ребенок, естественно, на нем не должен присутствовать. Решите один раз, что может делать ваш ребенок, а чего нет. И старайтесь придерживаться договоренностей и установленных правил.

Главное, прежде чем окунуться в  воспитание детей дошкольного возраста, научитесь договариваться между собой. Невозможно требовать чего-то определенного от ребенка, если вы сами непостоянны в своих действиях. Ну, а если вы не можете найти общий компромисс, не стесняйтесь и посетите психолога.

Шестая ошибка воспитания – «ноль» эмоций.

Рассмотрим  последнюю, шестую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – безучастие.

Безучастие– это когда к ребенку не испытывают абсолютно ни каких чувств. Нет проявления злобы, да и проявления любви, тоже не наблюдается. Абсолютное ничего.

Такое отношение родителей к детям приводит в дальнейшем к катастрофическим последствиям. Пытаясь хоть как то обратить на себя внимание и родительскую любовь, ребенок начинает пробовать все способы.

Он превращается в ангелочка, и делает все, что его попросят, он ласков. Если это не работает, ребенок начинает хулиганить или воровать, с целью, хоть как-то привлечь к себе родительское внимание.

И не нужно в данном случае воспринимать его поведение как асоциальное. Это простой крик о помощи: «Если ты меня не замечаешь хорошим, почувствуй, что я есть, когда я плохой».

Так и не дождавшись любви и тепла от мамы и папы, ребенок по-настоящему может попасть в группы антисоциалов. Многие дети, живущие в полном равнодушии со стороны родителей, прибегают к суициду. Они считают это последним шансом обратить на себя внимание.

Что делать, если это именно ваш случай?

Навряд ли кто-нибудь из ряда данной категории родителей будет читать эту статью. Ведь ему все равно. Статья обращается к тем людям, кто имеет отношение к такого рода семьям – родственникам или соседям, друзьям.

Возьмите на себя ответственность за воспитание детей дошкольного возраста, попавших в не легкую ситуацию. Подарите ему ваше тепло и любовь. Ведь любому человеку, а особенно малышу, они так необходимы. Ребенок должен ощущать себя кому-то нужным.

Подумайте, возможно, вы спасете жизнь этому малышу. Ни кому не нужный человек – это отличная добыча для наркоманов, а также различных криминальных и  сектантских личностей.

10 основных ошибок в воспитании детей

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Ошибка первая — обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Мнение родителей:

Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу.

Мнение психологов:

Обещание больше не любить своего малыша — одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка — малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Ошибка вторая — безразличие

«Делай что хочешь, мне все равно»

Мнение родителей:

Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Мнение психологов:

Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья — слишком много строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Мнение родителей:

Дети должны слушаться старших беспрекословно — это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку — 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение психологов:

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем».

Ошибка четвертая — детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Мнение родителей:

Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство — такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность — в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Мнение психологов:

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот — он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», — вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая — навязанная роль

«Мой ребенок — мой лучший друг»

Мнение родителей:

Ребенок — главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение психологов:

Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая — денежная

«Больше денег — лучше воспитание»

Мнение родителей:

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Мнение психологов:

Любовь не купить за деньги — звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

Ошибка седьмая — наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс»

Мнение родителей:

Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам — дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Мнение психологов:

К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем… желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ошибка восьмая — слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка»

Мнение родителей:

Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более нужные и серьезные вещи.

Мнение психологов:

Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно — это может оттолкнуть их.

Ошибка девятая — ваше настроение

«Можно или нет? Это зависит от настроения»

Мнение родителей:

Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Мнение психологов:

Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое — постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая — слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»

Мнение родителей:

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Мнение психологов:

Взрослые часто забывают простую истину — если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

Источник: http://www.psychologov.net/

Актуальные проблемы воспитания детей: дошкольников и детей в школе

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

Дошкольное воспитание — вопрос весьма важный, во всяком случае, для тех родителей, которые стремятся вырастить счастливого ребенка.

Проблема дошкольного воспитания

В процессе воспитания ребенка в дошкольный период имеет большое значение позиция родителей. Очень важно, чтобы родители проводили в отношении ребенка согласованную позицию. Однако зачастую у родителей возникают разногласия по методам воспитания.

Причин таких разногласий может быть очень много. В основе этих разногласий обычно лежит собственный опыт. Некоторые родители пытаются скопировать линию поведения в отношении детей с методов, которые применялись к ним в детстве их родителями. Другие же, напротив, часто, будучи несогласными с родительскими методами, выбирают иной путь, часто полностью противоположный. Это бывает, когда взрослые в детстве испытывали давление со стороны родителей. И, исходя из своего опыта, они начинают позволять детям слишком многое. Очень часто это приводит к появлению у детей эгоцентричной, безответственной модели поведения. Что впоследствии приводит к проблемам воспитания в школе и социализации ребенка в коллективе.

Серьезным фактором в выборе модели воспитания является и характер родителей. Обычно более строгий отец настаивает на беспрекословном послушании, а более мягкая мама напротив скорее будет потакать капризам и слабостям ребенка. Это может привести к двум линиям в поведении ребенка. Первый вариант — у ребенка повысится уровень тревожности за счет постоянного ожидания следующего шага со стороны родителей. И второй вариант — это появление у ребенка склонности к манипулированию родителями. Так после наказания отцом за проступок он может выпросить у матери прощения и даже компенсацию в виде подарка. Тем самым подрывается авторитет отца.

Однако за маской строгости взрослых часто скрывается мягкая натура с пониженной самооценкой. Обычно такое поведение происходит из желания уберечь ребенка от собственных ошибок. Зачастую такие люди создают настолько спартанские условия, что подвергают опасности психическое здоровье ребенка.

Решить проблемы дошкольного воспитания детей можно только через решение разногласий между родителями. Это одна из основных проблем воспитания ребенка в семье. Такие разногласия часто свидетельствуют о наличии проблем в самой семье. Ребенку приходится занимать позицию между мамой и папой. Он хочет быть любимым всеми членами семьи, и это является главным побудительным мотивом. Чтобы получить такое одобрение от всех, ему приходиться лгать, изворачиваться. У ребенка развиваются различные невротические проявления — вспышки агрессии, страхи и даже энурезы. Эти проявления проблем дошкольного воспитания детей приводят к развитию еще более серьезных проблем в подростковый период. Такому ребенку сложно выработать моральные и нравственные установки, что мешает развитию его личности.

Проблема воспитания

Проблемы воспитания детей пытаются решить психологи и педагоги. Проводятся международные конференции и симпозиумы. Однако даже они не помогли решить самые актуальные проблемы воспитания. Сломаны тысячи копий, а единственно верного решения так и не было найдено. Посмотрим, что нам может предложить наука.

Педагогика выделяет четыре вида воспитания: диктат, невмешательство, гиперопека и сотрудничество. Причем в воспитании ребенка важны они все. И только синтез всех методов позволит избежать большинства проблем воспитания детей.

Диктат — это постоянное подавление взрослыми или старшими детьми инициативы и достоинства младших детей. В результате в ребенке развивается реакция сопротивления. Если же ребенок слабый, у него развивается мнительность, склонность к страхам, неуверенность, понижается самооценка. Ребенок начинает настолько бояться наказания за неверный поступок, что предпочитает не делать ничего.

Невмешательство — это система воспитания, когда ребенок фактически предоставлен сам себе. Родители, практикующие этот стиль, полагают, что у ребенка происходит развитие самостоятельности, накопление опыта, ответственности и без их активного вмешательства. Делая ошибки, ребенок сам их и исправляет. Плох этот метод тем, что у ребенка развивается отчужденность от родителей, что приводит к еще большим проблемам воспитания. Недополучивший свою долю родительской заботы и ласки, такой ребенок бывает подозрительным, недоверчивым.

Гиперопека — это такие отношения, при которых родители ограждают ребенка от всех трудностей и при этом всем его обеспечивают. В результате формируется незрелая, эгоцентричная, капризная личность, неприспособленная к самостоятельной жизни. Также гиперопека способствует развитию ипохондрических тенденций. Окруженный с детства заботой, ребенок начинает чувствовать себя слабым в любой ситуации, где требуется принимать решения. Часто при взрослении происходит эмоциональный взрыв, который приводит к проблемам со сверстниками и даже к разрыву с семьей.

Сотрудничество — способ создания отношений в семье, основанных на принципах объединения интересов и целей, общей деятельности, поддержки, в том числе и взаимной, во всех начинаниях и сферах деятельности. Основа воспитания при таком подходе — это «мы». Ребенок при этом достаточно самостоятелен, но всегда рядом находятся взрослые члены семьи, готовые вовремя оказать помощь и поддержку, успокоить, растолковать непонятное. Такие семьи объединяют семейные ценности, общие традиции. В таких семьях принято проводить совместные праздники, вместе трудиться и отдыхать.

«Сотрудничество» — это наиболее приемлемый тип воспитания. Это признается практически всеми педагогами и психологами.

Обычно в семьях происходит столкновение различных стилей воспитания, что приводит к напряженности в семье и неблагоприятно влияет на развитие ребенка. В нахождении выхода из этой ситуации и состоит главная проблема воспитания. И как же поступить родителям?

Прежде всего, не стоит вести войны между собой, отстаивая свои методы воспитания. Рекомендуется обратиться к семейному психологу или в детский реабилитационный центр к профильному специалисту. Следует выработать свой, общий стиль воспитания, основываясь на согласованной позиции. Не следует заниматься экспериментами. Чем более последовательна будет ваша позиция, тем лучше. Нужно собраться за семейным столом изложить свою позицию, выслушать друг друга. Стоит признать, что ребенок — это личность, и не стоит пытаться решать за его счет проблемы воспитания взрослых. Хорошо будет, если вы вспомните проблемы из своего детства и обсудите их. Полезно будет обсудить книги по психологии и воспитанию детей, статьи из тематических журналов. В наше время можно найти множество советов на тематических форумах и конференциях в Интернете, посвященных проблемам воспитания дошкольников, школьников и детей других возрастов.

Воспитание ребенка и существующие проблемы


Как свидетельствуют наши наблюдения и экспериментально-психологические исследования, проблемы воспитания детей и развитие психических процессов дошкольников происходит в пределах возрастной нормы, и отклонения в детском поведении не обусловлены клинической симптоматикой. Однако осложнения и трудности, которые переживает каждый ребенок, волнуют взрослых (воспитателей и родителей) и требуют от них повышенного внимания и особого педагогического мастерства.

Каждый ребенок — неповторим, поэтому и подходить к нему нужно с учетом тех влияний, которые оказывают на него воспитание, обучение и социальная среда. Взрослые должны понять истинные причины отклонений в поведении ребенка, учитывая его индивидуально-типологические особенности, возможности и интересы, стиль семейного воспитания.

Родители с ребенком читают книгу

Через наблюдение за ребенком в различных ситуациях: как он ведет себя в новых условиях, как реагирует на трудности во время выполнения учебных заданий, каким способом разрешает конфликты, воспитатели смогут выявить отклонения в детском поведении и скорректировать их.

Бесспорно, эта помощь станет продуктивной, когда будет известна модель семейных отношений, тех разнообразных воздействий, которые испытывает ребенок от членов своей семьи — людей разного пола, возраста, предпочтений, которые повседневно, ежесекундно воспитывают своими поступками, интонацией, выражениями, жестами, мимикой.

Для воспитания здоровой личности решающее значение имеет ранний эмоциональный опыт. Если ребенок дошкольного возраста развивается согласно установленных возрастных норм, то главной причиной отклонений в его поведении является в основном неправильное воспитание в семье.

Отсутствие системы ценностных ориентаций, непоследовательность семейных дисциплинарных требований, неумение взрослых наладить психологический контакт с детьми вызывают возникновение таких отклонений в детском поведении, как агрессивность, замкнутость, пассивность, тревожность, неуверенность, плаксивость. Таким детям труднее привыкнуть к новому, они чаще конфликтуют со сверстниками и членами своей семьи.

Неправильное воспитание

Многочисленные психологические исследования отечественных и зарубежных авторов рассматриваются проблемы воспитания детей и подтверждают большое значение детско-родительских отношений в развитии каждой личности. Как отмечал Г.С. Костюк, воспитание, которое сводится лишь к внешним воздействиям (приказы, запреты, и т. п.) и игнорирует внутренние изменения в мыслях, чувствах, потребностях и стремлениях воспитанников, обречено на неудачу.

Неправильное воспитание детей в семье порождает отрицательные черты ребенка, которые сначала возникают как ситуационные явления и выражают ее противодействие грубым требованиям взрослых, а впоследствии закрепляются и превращаются в устойчивые характерологические черты.

Рассмотрим кратко основные типы неправильного воспитания по отношению к ребенку.

Гипоопека — это вид крайне неправильно организованного воспитания, что проявляется в полной бесконтрольности и отсутствия надзора, интереса к детским проблемам и увлечениям. Дети чувствуют, что взрослым безразлично, что они делают, и что с ними происходит. Отсутствие постоянного родительского внимания, отсутствие режима, недостаточный контроль за поведением ребенка часто становятся причиной знакомства с асоциальным окружением.

Абсолютная противоположность такому воспитанию — гиперопека, что предполагает чрезмерную опеку и мелочный контроль за каждым шагом ребенка. Ряд постоянных, запретов, когда ребенок не имеет права на собственное мнение, принятие решения, самостоятельность и ответственность, создает у него впечатление, что ему «все нельзя», а сверстникам «все можно». Понятно, что при таких условиях ребенок не имеет возможности учиться на собственных ошибках и накапливать личный опыт.

Воспитание «кумира семьи» проявляется в чрезмерной опеке, когда родители пытаются максимально и некритично удовлетворить все прихоти своего ребенка. С детства малыш растет в атмосфере постоянного одобрения, обожания, восхищения им. Такие условия и соответствующее им воспитание ребенка фактически программируют ребенка на кризисную ситуацию в будущем, привычка быть лучшим и первым, высокий уровень притязаний, с одной стороны, и недостаток личного опыта, неумение работать — с другой, могут стать причиной истерического детского поведения.

Воспитание ребенка «Золушки», или эмоционального пренебрежения, приводит к ребенка к ощущению собственной ненужности в семье, он — обуза для своих родителей, без него было бы свободнее всем. Положение еще больше усложняется, если у ребенка есть братик или сестричка, к которым относятся гораздо лучше. Постоянное осознание себя нежеланным, нелюбимым становится первопричиной детской невротизации личности.

Разновидностями неправильного воспитания является также жесткие взаимоотношения: суровые наказания за незначительные проступки, «срывание зла» на малыше. Вся семья находится в атмосфере неприязни, между членами выросла невидимая стена, каждый живет сам по себе, без помощи, поддержки, заботы других. Даже, если в семье нет драк и громких ругательств, такие обстоятельства влияют на дальнейшее психическое развитие дошкольника.

В случае завышенной моральной ответственности мамы и папы возлагают большие надежды на будущее своего ребенка и ожидают от него больших успехов. Чаще всего эти требования — проекция несбывшихся замыслов и мечтаний родителей. Ребенок постоянно сосредоточен на том, чтобы не огорчить своих родных, оправдать их надежды, вследствие чего испытывает постоянную тревогу, напряженность, усталость, что также влияет на состояние его психики и поведение.

Еще одной причиной дисгармоничного воспитания считают наличие «воспитателей-конкурентов». Это пример семьи, где одновременно воспитателями являются представители нескольких поколений. Родители, бабушки, тети придерживаются разных взглядов относительно методов воспитания, внедряя их, часто конкурируют между собой. Такой воспитательный «беспорядок» может стать источником беспокойства для малыша, повлечет болезненные проявления в его поведении.

Как показывает опыт, родители, которые обращаются за психологической помощью в отношении «проблемных» или «трудных» детей, сами в детстве страдали от конфликтов с близкими взрослыми. Сейчас же они подсознательно воспроизводят «знакомый стиль» воспитания.

Важно отметить, что дети учатся у родителей соответствующих способов поведения через наблюдение за их отношениями. Когда требования к правилам поведения и родительский пример будут совпадать, то и ребенок будет воспроизводить родительское поведение, и если родители говорят одно, а делают другое, требуют от малыша честности, но сами обманывают друг друга, призывают к сдержанности, а сами ругаются и дерутся, то для ребенка ситуация личного выбора поведения будет очень сложной.

Статья на тему: Когда возникают трудности в воспитании ребенка?

Когда возникают трудности в воспитании ребенка?

Воспитание детей — трудная социальная и педагогическая задача. Успех в ее решении зависит от совместных усилий семьи, школы и общества. Трудности в воспитании детей возникают во многих семьях. Количество проблем увеличивается на определенных стадиях развития детей, например, в период полового созревания, когда характер ребенка кажется тяжелым и невыносимым. Причиной агрессивной реакции ребенка могут быть непростые жизненные ситуации, например, развод родителей. Дети особенно болезненно реагируют на постоянные конфликты в семье, ссоры родителей, отсутствие тепла и ласки. Если испробовав различные средства и способы воспитания, родители не в состоянии решить семейные проблемы и найти общий язык со своими детьми, то они должны обратиться за помощью к специалистам. Дети и подростки, утратившие контакт с родителями, называются трудновоспитуемыми. Наиболее распространенными нарушениями поведения являются: непосещение школы, воровство, насилие, грубое отношение к окружающим.

Помощь школы в воспитании детей

Школа играет очень большую роль в воспитании ребенка. Она дает не только знания, расширяет кругозор ребенка, но и формирует его моральные принципы, эстетические и религиозные и взгляды, систему ценностей. Трудности в воспитании ребенка — это проблема не только семьи, в которой он растет, но и общества в целом. Огромную ответственность за него также несет школа. Поэтому родители в первую очередь должны обратиться к педагогам. Наилучшим советчиком в этом случае является классный руководитель. Он расскажет о поведении ребенка в школе, возможно, найдет причину возникших проблем и поможет их решить.

Роль семьи в воспитании ребенка

Огромное влияние на физическое и психическое развитие ребенка оказывают взаимоотношения в семье. Напряженная обстановка в доме, отрицательные эмоции сильно травмируют его психику. Дисгармония, недоверие, лицемерие, неуважение к старшим оказывают крайне неблагоприятное действие на детей. Постоянные ссоры и разногласия между родителями нередко приводят к тому, что у ребенка возникает страх, недоверие к взрослым, он становится рассеянным, озлобленным, у него замедляется психическое развитие. Дети из неблагоприятных семей рано начинают искать понимания и поддержки вне дома, вне семьи, поэтому нередко попадают под отрицательное влияние окружающих. Ребенок очень чувствителен ко всему происходящему. В его поведении, как в зеркале, отражаются поступки, привычки, взгляды, убеждения родителей. И если ребенок растет хорошим, добрым, воспитанным, то это прежде всего заслуга семьи.

Помощь психолога

Если по мнению педагога, ребенок нуждается в помощи, то педагог может направить его к школьному психологу или в службу психолого-педагогической помощи. В первую очередь психолог проведет беседу с родителями. Они должны рассказать ему о своем ребенке и о трудностях в его воспитании. Затем психолог побеседует с каждым в отдельности. Это позволит выяснить и по возможности устранить причины ухудшения отношений между родителями и ребенком. Психолог может навестить ребенка дома для того, чтобы лучше оценить обстановку и психологический микроклимат в семье. Самой ответственной работой психолога является беседа с ребенком. Иногда, несмотря на все многообразие современных психологических методов, психологу так и не удается раскрыть душу ребенка или подростка и повлиять на его поведение. Очень скоро трудновоспитуемый ребенок или подросток попадает в поле зрения правоохранительных органов, а затем, как правило, оказывается в колонии для несовершеннолетних.

Что такое проблемы в школе у детей?

К сожалению, многие родители начинают интересоваться проблемами ребенка в школе слишком поздно, например, узнав, что тот может остаться на второй год. У детей проблемы возникает не только из-за учебы, но и из-за плохих взаимоотношений с одноклассниками или учителями.

Трудности в учебе

Сегодня увеличивается количество детей, с трудом усваивающих школьный материал. Ежегодно меняются и усложняются школьные программы, к ученикам предъявляются более высокие требования. С переходом в старшие классы увеличивается нагрузка, ощущается повышенная конкуренция. Многие дети и молодые люди просто не выдерживают напряжения, хотя большинство из них достаточно способны. Заботливые и любящие родители должны постоянно интересоваться своим ребенком и уделять ему достаточно времени.

Неспособность к концентрации внимания

Даже многие взрослые не способны концентрировать внимание в течение нескольких часов подряд даже с перерывами. Между тем, в школе от ребенка требуют, чтобы он в течение 6 ч был внимательным, послушным и усидчивым. Если учитель говорит, что ребенок, например, часто мешает проведению урока или другим ученикам, ежеминутно отвлекается, то можно предположить, что такой ребенок не способен к концентрации внимания. Причиной неудач ребенка могут быть определенные нарушения развития (гиперактивность), а также различные виды дисграфии и дислексии.

Если заметите, что ребенку трудно сконцентрировать внимание, незамедлительно поговорите об этом с учителем. Различные проблемы у ребенка могут возникать не только из-за неспособности к концентрации внимания. На снижение успеваемости могут оказывать влияние домашние проблемы, стресс и многое другое. Подчас необходима помощь врача.

Проблемы с учителем

Иногда у ребенка складываются плохие взаимоотношения с учителем, поэтому урок такого учителя для ребенка может быть настолько неприятным, что может привести к отказу посещать школу. В таких случаях родители обязаны откровенно поговорить со своим ребенком, стараясь не драматизировать ситуацию. Не следует слепо доверять всему, что говорит ребенок, но не следует и полностью поддерживать сторону учителя. Лучше было бы заверить ребенка, что ему можно помочь и договориться о встрече с учителем. В любом случае необходимо выслушать обе стороны.

Родительские собрания

Во время родительских собраний родители часто словно прозревают, выясняют и без труда решают проблему ребенка в школе. Ведь нередко причиной таких проблем являются простые недоразумения. Не следует забывать, что родители со своим ребенком общаются лишь дома, а учитель — только в школе. Поэтому откровенный разговор крайне полезен для выяснения и решения возникшей проблемы. Очень важно постоянно поддерживать связь с учителями своего ребенка, а не только при возникновении проблем. Необходимо посещать все родительские собрания и школьные мероприятия.

Решение проблемы ребенка в школе

Откровенный разговор с учителем далеко не всегда помогает решить все проблемы ребенка. Зачастую в возникновении конфликта виновен сам учитель. Если при разговоре с учителем не удается прийти к компромиссу и принять решение, устраивающее обе стороны, то необходимо обратиться к руководству школы. Часто проблему взаимоотношения учителя и ученика удается решить. Если проблема слишком сложна и ее не удается решить вместе с руководством школы, то можно обратиться в соответствующие инстанции. В любом случае необходимо бороться за права своего ребенка и помочь ему в сложной конфликтной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *