Проблемы человека это – 8. Постановка и основные подходы к решению проблемы человека в философии. Актуальность проблемы в наши дни. Природа и сущность человека.

Содержание

это что? Проблемы человека. Как правильно реагировать на проблемы?

Под проблемой принято понимать некоторую преграду, спорный вопрос, который необходимо решить. Нельзя понимать ее как термин или состояние, это – действие. Сложности возникают в индивидуальной вселенной в результате создания равносильного противоположного намерения. Проблемы – это неотъемлемая часть выживания. Они будут решены только тогда, когда человек примет однозначную позицию.

проблемы это

Способность конфронтировать

Это понятие определяет готовность человека повернуться лицом к чему-либо. Когда возникает проблема, людям приходится находиться между двух противоположных постулатов или идей. Не каждый четко знает, в какую сторону ему дальше двигаться. Проблема будет существовать до тех пор, пока человек не примет решение.

Интенсивность спорного вопроса иссякает в том случае, когда он начинает конфронтироваться. Эта способность и является конечным результатом. Человек, который не боится смотреть в лицо сложностям, урегулирует любую проблему и устранит ее.

Внутренняя Вселенная

Чтобы исчезли спорные вопросы в физической Вселенной, в первую очередь необходимо разрешить ваши проблемы в личной Вселенной. Человек самостоятельно их создает, поэтому зачастую советы неэффективны. Чтобы снизить интенсивность проблемы, необходимо стимулировать индивидуума к тому, чтобы он ее объяснил. Люди способны решать исключительно свои собственные внутренние спорные вопросы. Пытаясь решить чужую проблему, человек не становится источником ее решения, скорее, он всего лишь втянут в нее и после того, как его участие закончится, проблема образуется снова.

экологические проблемы это

Как устранить проблему?

Чтобы избавиться от сложностей, необходимо понимать, что наличие проблемы – это только следствие. В первую очередь нужно устранять причины, по которым они возникают. А находятся они всегда внутри человека.

Психологи выделяют два ключевых фактора, которые влияют на решение проблем:

— недостаток информации;

— более ранняя смежная проблема, которая не устранена.

Проблемы человечества

В процессе эволюции людям приходилось решать различные вопросы, в том числе и планетарного масштаба. Экологические проблемы – это те преграды, которые привлекали ученых со всего мира, потому что они оказывают влияние на все человечество и ведут к значительным потерям.

В результате неправильного использования природных ресурсов может наступить их истощение, а Земля будет загрязнена отходами. Чтобы этого избежать, необходимо оптимизировать природопользование и свести к минимуму негативное влияние человека на животный мир. Территории, которые представляют особую ценность, должны быть охраняемыми.

Но экологические проблемы – это не единственное, что беспокоит людей. Не меньшего внимания заслуживают такие вопросы, как:

— демографическая проблема;

— топливно-сырьевой вопрос;

— использование ресурсов Мирового океана;

— освоение космоса и прочие.

решение проблемы

Бегство – это выход?

Очень часто человек живет в таком ритме, когда все дела совершаются на «автомате». Вроде бы они все выполнены, но не добросовестно. Со временем этот снежный ком разрастается и приводит к тому, что накапливается большое количество проблем различной сложности и степени важности. Человек начинает ощущать себя загнанной лошадью, но для того чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо признать, что проблемы – это результат собственных мыслей или действий. Чтобы избавиться от них, стоит повернуться к ним лицом, а не убегать.

Остановиться и успокоиться!

Чтобы решить какой-либо спорный вопрос, нужно восстановить внутреннее спокойствие и попытаться разобраться в причинах, которые привели к проблеме. Необходимо хорошенько и не торопясь все обдумать, не прислушиваясь к чувству страха, которое мешает адекватно мыслить. И тогда образ вырастет сам собой: все противоположности сойдутся в один путь, который и приведет к решению проблемы.

проблемы человека это

Юмор и позитив

Проблемы – это неприятности, которые заставляют человека чувствовать дискомфорт, а иногда и панику. Они могут возникать во всех сферах жизни: на работе, дома, в личных делах или касаться здоровья. На протяжении жизни человеку приходится преодолевать большое количество трудностей, поэтому полезно научиться правильно их воспринимать, чтобы они не омрачали настроение.

Проблемы необходимо воспринимать как фактор, помогающий достичь новых успехов. Не стоит спрашивать себя, за что они достались, лучше посмотреть на них с юмором и позитивом. Необходимо помнить о том, что выбор есть всегда, значит, и эта ситуация, такая сложная на первый взгляд, вполне решаема.

Проблемы человека – это повод пересмотреть жизнь. Не все сложности требуют решения, иногда полезнее оставить все, как есть. Человек сам решает, как ему поступать в каждом конкретном случае. Но забывать о чувстве юмора не стоит. Пока есть силы смотреть на проблемы с улыбкой, правильные решения будут находиться без особых трудностей.

Большая проблема или много маленьких?

Зачастую решение проблемы лежит на поверхности, но не каждый может его разглядеть. Чтобы было проще разобраться в сложившейся ситуации, необходимо осознать, что большая проблема состоит из более маленьких и менее значимых. Вот с их решения и нужно начать. Не стоит винить в неудачах окружающих людей, лучше признать свою ответственность.

ваши проблемы

Главные советы

После того как человек признал существование проблемы, необходимо составить план ее решения и продумать, какие ресурсы можно использовать. Действовать следует решительно и спокойно, без паники. Не нужно бояться совершить ошибку, ведь она является показателем того, что человек делает шаги навстречу цели.

Не менее важен и анализ. Он помогает избежать повторения подобной ситуации в будущем. Необходимо проанализировать все свои поступки и мысли и определить, где была допущена ошибка. После проделанной работы обязательно нужно похвалить себя. Это повышает самооценку и заставляет поверить в собственные силы.

Справляться с проблемами – это труд, но он нужен для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к совершенству. Преодолевая преграды с честью, человек начинает еще больше уважать себя, стремится постоянно повышать качество своей жизни и проявлять свои лучшие черты характера.

fb.ru

мир, сущность и формы активности

Главная проблема человека в философии – самопознание. Разные трактовки приписывают человеку диаметрально противоположные стремления и задачи. Для одних он – конечная цель эволюции, предмет создания Творца, для других – самостоятельное существо. Необходимость раскрыть феномен стала ключевой проблемой почти всех философских систем.

Определение проблемы философии

фото 748

Сутью проблемы в философии является невозможность дать точное определение понятию «человек», «смысл жизни» и другим фундаментальным определениям. Природа двойственна, поэтому человеческую особь невозможно причислить к определенной группе. Человеческая особь – творение Бога и творец. Результат развития и источник развития общества.

Главная задача философии – поиск точных ответов на вопросы о сущности и природе людей, их происхождении и назначении.

Анторопосоциогенез как философское направление

В философии у понятия «человек» несколько значений. Античные философы рассматривали его, как часть мироздания. Он – мерило всех вещей. В эпоху Возрождения, он – самостоятельный творец, наделенный свободой выбора. Современная философия рассматривает его в симбиозе с другими гуманитарными науками: социологией и психологий. Она не дает четкого определения человеку, как объекту изучения, наделяя его способностью самостоятельно определять свое понимание бытия.

Многие философы сомневались в том, можно ли считать человека разумным. Его животное начало очень сильно, но все-таки он возвышается над другими видами. Ницше полагал, что индивид способен уничтожить в себе животную составляющую и культивировать социальную. Он является субъектом деятельности, формируя себя и свое окружение. Позже его идеи развили марксисты. Их основной тезис – бытие определяет сознание. Он означает, что окружающая среда оказывает решающее воздействие на индивида и его становление как личность.

Возможности социализации изучает антропогенез. Это – процесс вытеснения биологических законов и замена их социальными. При этом биологические законы не исчезают вовсе, а облекаются в социально приемлемые нормы. Процесс антропогенеза длится с момента появления социума.

Сущность человека в философии

Процесс развития философского мышления непрерывен, поэтому философия человека каждой эпохи отличалась от предыдущей. Современная философия выделяет 4 основных подхода определения сущности:

  1. Биологический – имеет природное начало.
  2. Социологический – продукт социальных отношений.
  3. Теологический – отражение духовного начала.
  4. Социокосмический – совокупность трех предыдущих аспектов.

Ни один из подходов не является доминирующим, но социокосмический подход позволяет получить более широкое представление о человеческой особи, как о субъекте и объекте изучения.

Человек как биосоциальное существо

Современный человек появился в результате эволюции – биологических изменений, направленных на совершенствование исходного вида. В отличие от животных, рождающихся с определенным набором инстинктов, человек, как высокоорганизованное существо, обладает рефлексами. Он изучает, наследует и воспроизводит паттерны (модели поведения) не только других людей, но и других видов. Поведение конкретного индивида определяет культурная среда, в которой он живет.

Основные задачи культуры:

  • формирование автономии человека, его отдаление от природных случайностей;
  • увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • предоставление возможности минимизировать физический труд;
  • появление и усовершенствование научных открытий.

Становление человека, как разумного, произошло благодаря:

  • наличию разума и сознания;
  • появлению членораздельной речи;
  • способности совершать свободный выбор;
  • развитию орудий труда;
  • способности к нравственности, управлению своими влечениями.

Ученые уверены, что развитие индивида было бы не возможным без социальных связей. В процессе становления общества (и развития человека, как продукта общества) сформировались основные типы отношений:

  • производственные;
  • межобщинные;
  • брачно-семейные;
  • межличностные.

Потребность в контактах является одной из базовых, и воспроизведение системы общественных отношений – способ ее реализации.

Человека модно назвать биосоциальным существом – продуктом биологической и социальной эволюции.

Как проявляется человек

В философии существует два основных проявления: индивид и личность.

Под термином «индивид» понимают конкретного человека, обладающего характерными чертами. Индивидуальность рассматривается философами как совокупность природного и социального разнообразия человека.

Понятие «личность» подразумевает человека, как совокупность индивидуальных черт, качеств и свойств.

Особенности личности определяют:

  • психологическая сущность, мировоззрение;
  • целостность убеждений, отсутствие в них противоречий;
  • характер интересов и потребностей;
  • осознание своего места в обществе;
  • соотношение различных личностных качеств.

Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в:

  1. индивидуальности.
  2. духовности.
  3. социальном статусе.
  4. коммуникации.

фото 749

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности в рамках определенного культурного поля, поэтому не каждая человеческая особь – личность. Люди, лишенные коммуникации с себе подобными, не имеют возможности социализироваться, и не становятся личностями в философско-психологическом понимании.

Взаимодействие человека и природы

В науке определение «природа» включает весь материальный мир Вселенной. В него входят все природные и культурные объекты.

Природные объекты могут быть:

  • живыми – совокупностью организмов.
  • неживыми – веществами и полем, обладающим энергией.

Живые предметы – результат жизни, возникшей и развившейся в географической среде. Под географической средой понимают ту часть природы, которая необходима для жизни человечества (растительный и животный мир, почва, земная кора, вода, нижняя часть атмосферы). Географическая среда вовлечена в процесс общественного бытия.

С момента появления общества природные процессы на Земле разделились на:

  • природные;
  • специфически общественные;
  • природно-социальные.

Современный уровень развития общества позволяет индивиду не зависеть от природы непосредственно, удовлетворяя свои потребности с помощью достижений науки. Опосредованная зависимость возрастает. Человек преобразует природу и увеличивает свою власть над ней.

Смысл жизни

Самое простое определение термина «жизнь» – это отличие мира организмов от остальной действительности. Поиск смысла жизни – один из главных вопросов философии, имеющий богатую историю.

В исследованиях античных мыслителей довлеет тезис «смысл жизни – в самой жизни». В зависимости от различных школ, смыслом жизни считали:

  • наслаждение;
  • счастье;
  • действие;
  • страдание.

Античные философы рассматривали индивида, как природное существо, поэтому течение его жизни не должно отличаться от жизни животного или растения, и включать в себя воспроизведение потомства, выполнение специфических функций, удовлетворение потребностей.

В Средневековье развивалась парадигма смысла вне жизни. Главной жизненной ценностью является: Бог, идея, служение. Потеря веры в Бога равносильна потере смысла жизни.

В эпоху Возрождения под смыслом жизни понимали служение высшему существу. Цель человеческой жизни – самосовершенствование.

Эпоха Просвещения преподносит смысл жизни, как служение идее. Под идеей подразумевали социальное равенство, реорганизацию общества, благополучное будущее.

Новейшая философия трактует смысл жизни, как самореализацию. Подразумевается, что индивид должен создать себя сам – создать индивидуальный смысл жизни. Личность не ищет его, а вырабатывает, основываясь на своем опыте и опыте предыдущих поколений.

Понятия жизни, смерти и бессмертия, как одного из фундаментальных вопросов философии

Жизнь у большинства народов воспринималась как негативное явление. Никому доподлинно неизвестно, есть ли жизнь после смерти. Поэтому смерть страшит людей и одновременно является добродетелью – она избавляет от мук физического существования.

Бессмертие – продление жизни до бесконечности. О потенциальной возможности бессмертия задумывались философы всех школ и направлений.

Выделяют следующие виды бессмертия:

  1. Передача генов. Продление своей жизни в детях – основной способ относительного бессмертия, к которому люди прибегают сознательно.
  2. Сохранение тела. Бальзамирование, мумификация, криогенезация позволяют предохранить тело от разложения и дать потенциальную возможность воскрешения к жизни в будущем.
  3. Соединение тела, сознания и Вселенной. Для восточных течений философии, типично восприятие индивида, как части Вселенной, которая после смерти вернется в круговорот материи.
  4. Творчество. Научные открытия и произведения искусства позволяют именам их создателя оставаться в веках.
  5. Состояние измененного сознания. Медитация и аутотренинг позволяют выйти за рамки сознания, проникнуть в другое время, измерение, стать частью Вселенной.

фото 750

Современное направление философии – трансгуманизм – предполагает, что человеку доступна бессмертность, благодаря бесконечной регенерации клеток организма. В дальнейшем достижения науки позволят продлить жизнь на несколько сотен и даже тысяч лет.

mystroimmir.ru

Шпаргалка проблема человека | shpora.me

Проблема человека – важнейшая в философии. Вопрос о природе человека с древности был центральным в философских размышлениях. Изречение Сократа «Познай самого себя» стало девизом многих философских учений. Представители разных эпох и философских направлений рассматривали вопрос о сущности и предназначении человека как основной вопрос философии:

«Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека», — писал древнегреческий мудрец Эмпедокл;

«Что такое человек и каково его истинное назначение – это основной вопрос – последняя цель всей человеческой мысли», — считал русский религиозный мыслитель С.Л. Франк.

Изучением проблемы человека занимается философская антропология.

Философская антропология как самостоятельный раздел философии сформировался на рубеже XIX – ХХ вв. В то же время в развитии философской мысли можно выделить ряд этапов в развитии взглядов на проблему человека.

1.В античной философии человек рассматривался с позиций космоцентризма – как часть космоса, микрокосм, подчиняющийся общим законам макрокосма. Особая заслуга в постановке проблемы человека принадлежит Сократу: он впервые поставил человека, смысл его существования в центр философских размышлений. Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души.

2.В средневековой философии сложился теоцентричный подход к проблеме человека. В системе христианского мировоззрения человек рассматривается как существо, в котором неразрывно и в то же время противоречиво связаны два начала – духовное и телесное. Дух и тело противопоставлялись друг другу как возвышенное, данное свыше, и низменное, земное. Августин Аврелий представлял душу как независимую от тела и именно в ней видел сущность человека. Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, считал, что в человек занимает промежуточное положение между животными и ангелами.

К средневековой философии восходит понимание сущности человека как состоящей из трех частей: тела, души и духа. Телесность означает материально-вещественную сторону человека; душа – это сфера личностных переживаний, мыслей, эмоций; понятие духа первоначально имело религиозный смысл, в более широком значении это сфера общезначимых ценностей и идеалов.

3.В философии Нового времени. человек рассматривается с позиций антропоцентризма. Высшей ценностью бытия провозглашается человеческий разум (декартовское «Мыслю, следовательно, существую»). Главной сферой человеческой деятельности признается научное познание, цель которого определяется как преобразование природы, подчинение ее интересам человека.. Именно в этот период сложился новый тип отношения человека к природе – установка безграничное господство над ней.

4.В философии марксизма сложился деятельностный подход к пониманию сущности человека. Определяющим условием становления и развития человека признается трудовая деятельность, причем труд рассматривается как коллективная, социальная деятельность. Поэтому труд стал основой формирования социальных качеств человека: мышления, языка, общения, убеждений, ценностных ориентаций и т.д.

5.В русской философии второй половины XIX – начала ХХ вв. тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой. Русские религиозные философы рассматривают человека как духовный центр мироздания, воплощающий неразрывную связь и постоянное взаимодействие материальной природы и духовного, божественного начала. В мировом процессе человек – не безличный элемент, он обладает творческими способностями, его великая миссия – установить в мире гармонию. В концепции всеединства В.Соловьева сложился идеал Богочеловечества как свободного единства всех людей. В религиозном экзистенциализме Н.Бердяева человек представляет собой сложное единство личности и индивида. Индивид – существо биологическое, подчиненное природной необходимости. Личность – явление духовное, ее суть – свобода и творчество, и в то же время личность существует только в общении с другими людьми. «Человеческая личность – единственная, неповторимая, независимая – есть верховная ценность», — писал Н.Бердяев.

6.Западная философия ХХ в. также выводит на первый план духовное начало в человеке, однако большинство трактовок человека в философии этого периода носит иррациональный характер.

В «философии жизни» Ф.Ницше сложился новый идеал личности – «сверхчеловек» – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти.

В философии экзистенциализма подлинное человеческое бытие сводится к переживанию своего бытия в мире, к осмыслению «своего Я», то есть того, чем человек является для самого себя.

Представители философии психоанализа сущность человека, главный мотив его деятельности видят в сфере бессознательного.

В аналитической философии человек рассматривается, прежде всего, как существо, владеющее языком и реализующее себя через использование языка. Именно использование языка в качестве средства общения приводит к возникновению проблем в человеческом обществе, и в этой же языковой сфере эти проблемы могут решаться.

Представители герменевтики считают, что сущность человека реализуется через понимание им мира, преодоление границ между человеческим сознанием и окружающей действительностью.

В философии постмодернизма человек рассматривается как существо, бунтующее против однообразного, обыденного, скучного, коллективного, тоталитарного.

Современная философия характеризуется возрастанием интереса к проблеме человека. Основная тенденция современного подхода к проблеме – поиск целостной, интегральной концепции человека. Среди причин повышенного внимания к проблеме человека можно назвать следующие:

-бурное развитие наук, что, с одной стороны, предоставляет новые данные о человеке и его возможностях, а с другой – показывает ограниченность естественнонаучного подхода к изучению человека;

-трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество, что повышает роль человеческой индивидуальности, творческой деятельности;

-демократизация общества и развитие свободы личности;

-появление новых проблем, связанных с развитием человеческой цивилизации, в том числе глобальных проблем, духовный кризис общества, что обострило внимание к вопросам смысла жизни человека и т.д.

shpora.me

это что? Проблемы человека. Как правильно реагировать на проблемы?

Самосовершенствование 6 января 2015

Под проблемой принято понимать некоторую преграду, спорный вопрос, который необходимо решить. Нельзя понимать ее как термин или состояние, это – действие. Сложности возникают в индивидуальной вселенной в результате создания равносильного противоположного намерения. Проблемы – это неотъемлемая часть выживания. Они будут решены только тогда, когда человек примет однозначную позицию.

Способность конфронтировать

Это понятие определяет готовность человека повернуться лицом к чему-либо. Когда возникает проблема, людям приходится находиться между двух противоположных постулатов или идей. Не каждый четко знает, в какую сторону ему дальше двигаться. Проблема будет существовать до тех пор, пока человек не примет решение.

Интенсивность спорного вопроса иссякает в том случае, когда он начинает конфронтироваться. Эта способность и является конечным результатом. Человек, который не боится смотреть в лицо сложностям, урегулирует любую проблему и устранит ее.

Внутренняя Вселенная

Чтобы исчезли спорные вопросы в физической Вселенной, в первую очередь необходимо разрешить ваши проблемы в личной Вселенной. Человек самостоятельно их создает, поэтому зачастую советы неэффективны. Чтобы снизить интенсивность проблемы, необходимо стимулировать индивидуума к тому, чтобы он ее объяснил. Люди способны решать исключительно свои собственные внутренние спорные вопросы. Пытаясь решить чужую проблему, человек не становится источником ее решения, скорее, он всего лишь втянут в нее и после того, как его участие закончится, проблема образуется снова.

Как устранить проблему?

Чтобы избавиться от сложностей, необходимо понимать, что наличие проблемы – это только следствие. В первую очередь нужно устранять причины, по которым они возникают. А находятся они всегда внутри человека.

Психологи выделяют два ключевых фактора, которые влияют на решение проблем:

— недостаток информации;

— более ранняя смежная проблема, которая не устранена.

Проблемы человечества

В процессе эволюции людям приходилось решать различные вопросы, в том числе и планетарного масштаба. Экологические проблемы – это те преграды, которые привлекали ученых со всего мира, потому что они оказывают влияние на все человечество и ведут к значительным потерям.

В результате неправильного использования природных ресурсов может наступить их истощение, а Земля будет загрязнена отходами. Чтобы этого избежать, необходимо оптимизировать природопользование и свести к минимуму негативное влияние человека на животный мир. Территории, которые представляют особую ценность, должны быть охраняемыми.

Но экологические проблемы – это не единственное, что беспокоит людей. Не меньшего внимания заслуживают такие вопросы, как:

— демографическая проблема;

— топливно-сырьевой вопрос;

— использование ресурсов Мирового океана;

— освоение космоса и прочие.

Бегство – это выход?

Очень часто человек живет в таком ритме, когда все дела совершаются на «автомате». Вроде бы они все выполнены, но не добросовестно. Со временем этот снежный ком разрастается и приводит к тому, что накапливается большое количество проблем различной сложности и степени важности. Человек начинает ощущать себя загнанной лошадью, но для того чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо признать, что проблемы – это результат собственных мыслей или действий. Чтобы избавиться от них, стоит повернуться к ним лицом, а не убегать.

Остановиться и успокоиться!

Чтобы решить какой-либо спорный вопрос, нужно восстановить внутреннее спокойствие и попытаться разобраться в причинах, которые привели к проблеме. Необходимо хорошенько и не торопясь все обдумать, не прислушиваясь к чувству страха, которое мешает адекватно мыслить. И тогда образ вырастет сам собой: все противоположности сойдутся в один путь, который и приведет к решению проблемы.

Юмор и позитив

Проблемы – это неприятности, которые заставляют человека чувствовать дискомфорт, а иногда и панику. Они могут возникать во всех сферах жизни: на работе, дома, в личных делах или касаться здоровья. На протяжении жизни человеку приходится преодолевать большое количество трудностей, поэтому полезно научиться правильно их воспринимать, чтобы они не омрачали настроение.

Проблемы необходимо воспринимать как фактор, помогающий достичь новых успехов. Не стоит спрашивать себя, за что они достались, лучше посмотреть на них с юмором и позитивом. Необходимо помнить о том, что выбор есть всегда, значит, и эта ситуация, такая сложная на первый взгляд, вполне решаема.

Проблемы человека – это повод пересмотреть жизнь. Не все сложности требуют решения, иногда полезнее оставить все, как есть. Человек сам решает, как ему поступать в каждом конкретном случае. Но забывать о чувстве юмора не стоит. Пока есть силы смотреть на проблемы с улыбкой, правильные решения будут находиться без особых трудностей.

Большая проблема или много маленьких?

Зачастую решение проблемы лежит на поверхности, но не каждый может его разглядеть. Чтобы было проще разобраться в сложившейся ситуации, необходимо осознать, что большая проблема состоит из более маленьких и менее значимых. Вот с их решения и нужно начать. Не стоит винить в неудачах окружающих людей, лучше признать свою ответственность.

Главные советы

После того как человек признал существование проблемы, необходимо составить план ее решения и продумать, какие ресурсы можно использовать. Действовать следует решительно и спокойно, без паники. Не нужно бояться совершить ошибку, ведь она является показателем того, что человек делает шаги навстречу цели.

Не менее важен и анализ. Он помогает избежать повторения подобной ситуации в будущем. Необходимо проанализировать все свои поступки и мысли и определить, где была допущена ошибка. После проделанной работы обязательно нужно похвалить себя. Это повышает самооценку и заставляет поверить в собственные силы.

Справляться с проблемами – это труд, но он нужен для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к совершенству. Преодолевая преграды с честью, человек начинает еще больше уважать себя, стремится постоянно повышать качество своей жизни и проявлять свои лучшие черты характера.


Источник: fb.ru

monateka.com

40. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.

Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями, среди которых можно выделить основные: объективно-идеалистическое понимание сущности человека, субъективно-идеалистическое, метафизически-идеалистическое, диалектико-материалистическое, иррациональное.

Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. В ней была обозначена цель общества: обеспечение свободного развития каждого человека, его всестороннего развития.

Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек это творец истории общества, и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс.

Человек явление очень сложное, поэтому исследование человека это задача медицины, физиологии, педагогики, психологии, психиатрии, эстетики, культурологии и др., т.е. целого комплекса наук.

Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях.

Еще некоторые античные философы, и в их числе Аристотель, поняли основную сущность человека, называя его общественным животным.

Важна мысль о сочетании в человеке природного и социального. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуриалистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям.

Социалистический подход — это признание в человеке только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле.

На понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не столько философия, как религия. Так, ранее христианство выделяло в человеке прежде всего его разум, его нравственные начала, необходимые для жизнедеятельности общества. А средневековое христианство, с одной стороны, считало человека подобием бога, а с другой, средоточием земных демонических сил. Но так или иначе церковь всегда обращалась к духовному началу в человеке.

Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного.Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию.

Социальная сущность человека выделена в определении, данном К.Марксом. Он писал, что «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений…»

studfile.net

Проблема сущности человека

Антропология – это учение о человеке. Философская антропология рассматривает человека в онтологическом ракурсе, в связи с основными реальностями мира.

Опыт. Человек, с одной стороны, самое знакомое нам существо, ибо мы сами люди. С другой стороны, человек самое сложное и развитое существо, из всех нам известных. У него много, сторон и свойств, и не всегда понятно, какие из них наиболее главные, существенные. Существует немало разных определений человека. Американский просветитель Бенджамин Франклин дал такое определение: человек есть существо, способное создавать орудия труда. Немецкий мыслитель Арнольд Гелен (1904 – 1976) называл человека неспециализированным животным. Любые животные специализированы, то есть приспособлены к конкретным условиям окружающей среды. ЦУ человека нет такой специализации, но зато он может, используя свой ум и культуру, жить практически в любой земной среде. Немецкий философ Эрнст Кассирер (1874 – 1945) считал, что человек – это символическое животное. В самом деле, жизнь человека во многом определяется его способностью понимать и использовать язык в широком смысле слова как систему символов, знаков. Вл. Соловьев определял человека как существо, способное смеяться. Ф. М. Достоевский писал, что человек есть существо, ко всему привыкающее.

Многие авторы отмечают природное несовершенство человека. Он лишен защиты – рогов, клыков копыт. У него нет шкуры, защищающей от холода. Детеныши человека долгое время должны находиться под присмотром взрослых. У человека мало инстинктов, его поведение не запрограммировано. Зато у человека есть способность к совершенствованию и свобода относительно своего поведения. Немецкий мыслитель Гердер называл человека «вольноотпущенником природы». Человек творит культуру – искусственную среду и тем компенсирует свою биологическую слабость.

Одной из важнейших проблем антропологии является проблема сущности человека: что такое человек? Каковы главные существенные признаки человека? От ответа на этот вопрос зависит представление об обществе, общественном идеале, о ценностях и смысле жизни, направлении личного и общественного развития.

1. В настоящее время популярна натуралистическая теория человека. Человек, с точки зрения этой позиции всецело материальное, природное существо. В нем нет ничего сверхприродного. Многие представители материалистической философии придерживаются натуралистической теории человека. По их мнению, человек – в принципе такое же живое существо, как и другие животные, только более умное и агрессивное, чем другие. Высказывание «От амебы до Эйнштейна один шаг» подчеркивает ту мысль, что между человеком и животным – не качественное, а количественное различие. К натуралистическому пониманию человека можно отнести и такие высказывания: «человек есть то, что он ест», «человек есть голая обезьяна». Натуралистическая теория биологизирует человека. Психоанализ З. Фрейда также относится к натуралистической концепции человека.

В 18 веке французский просветитель Гельвеций (1715 – 1771) создал популярную сегодня концепцию разумного эгоизма. Человек, с его точки зрения, природное существо, у которого доминируют биологические потребности. «Любовь и голод правят миром». Над естественными потребностями надстраиваются искусственные – в богатстве, власти, признании. Каждый человек по природе – эгоист. Он смотрит на мир с точки зрения своего корыстного интереса. Каждый стремится к удовольствиям и избегает страданий. Все – эгоисты, но эгоизм может быть разумным или не разумным. Неразумный эгоист «идет по головам» для достижения своих целей и тем самым создает себе врагов. Разумный эгоист, в отличие от неразумного, понимает, что, если он не будет учитывать интересы других людей, то они будут мешать ему в достижении его собственных целей. Делать добро, в конечном счете, оказывается выгодно. Основным отношением эгоистов является взаимовыгодная сделка. Принцип разумного эгоизма лежит в основе рыночных отношений. Гельвеций мечта о просвещенном монархе, который издавал бы такие умные законы, которые делали бы совершение добра выгодным. Если мы, например, хотим поощрить благотворительность, то можно с благотворителя брать меньше налогов. Тогда благотворительность станет выгодной.

В XIX веке появляется и получает распространение теория социального дарвинизма. Основоположником ее считается английский философ Герберт Спенсер(1820-1903). Сторонники этого взгляда полагают, что раз человек – чисто природное существо, то законы развития общества такие же, как и законы развития природы. Как и другие животные, люди подчинены закону естественного отбора и выживания наиболее приспособленных. Приспособленные – это те, кто победил в жизненной борьбе и смог ухватить себе кусок власти или богатства. Они богаты по справедливости, согласно естественному закону – они победили в жизненной борьбе. Бедные – это просто неприспособленные индивиды, они сами виноваты в своих бедствиях. Помогать бедным, с точки зрения социал-дарвинистов, – противоестественно. Слабым местом в социал-дарвинизме является неспособность объяснить сам факт существования у людей высокой духовной культуры. Мораль, религия, философия, высокое искусство не нужны в борьбе за существование. И если бы человек был просто животным, духовная культура вообще не появилась бы. Социал-дарвинизм использовался сторонниками капитализма для оправдания классового господства буржуазии как класса наиболее приспособленных к жизни людей. Однако его можно использовать и для оправдания антикапиталистической революции. Если неприспособленные, бедные, «лузеры», которых в обществе большинство смогут объединиться и свергнуть приспособленных, «успешников», то тем самым они докажут, что они, на самом деле, более приспособлены.

Социал-дарвинизм использовали нацисты, применяя его к нациям и расам. Они оправдывали свою агрессивную политику тем, что немецкий народ вынужден бороться за сове существование.

2. В 19 веке К. Маркс выдвинул социологическое понимание сущности человека. Он полагал, что сущность человека есть не что иное как ансамбль всех общественных отношений. В таком определении есть некоторые уязвимые места. В советской философии приняли точку зрения Маркса, но затем ее немного подкорректировали. Так появилась теория биосоциальной природы человека. Она является господствующей в нашей стране. С точки зрения данной концепции, сущность человека двойственна. С одной стороны, человек есть биологическое существо. Ему присущи качества живого организма. Многие его качества обусловлены биологически и даже генетически. Но, с другой стороны, многие его свойства вырабатываются в только обществе в процессе социализации — образования и воспитания. Прямохождение, язык, мышление, умение обращаться с предметами, навыки общения и другие свойства вырабатываются только в общении с другими людьми. Важность социальной среды для формирования человека доказывают случаи нахождении «маугли» – человеческих детей, которые воспитывались животными. Такие дети уже не могут освоить специфически человеческое поведение.

Взаимодействие биологической и социальной составляющей рождает ряд проблем. Одна из них – сложность приспособления организма человека к быстрым социальным переменам. Чрезмерно быстрый прогресс приводит к дезориентации человека, развитию стрессов, неврозов и т.п. Нерешенной является проблема, насколько поведенческие реакции обусловлены генетически, а насколько – социально.

Слабым местом этой теории является сложность объяснения специфики социальности именно человека. Есть примеры общественных, стадных животных. Неясно, чем же человеческое общество принципиально отличается от животных сообществ.

3 Это различие подчеркивает идеалистическая теория человека, выработанная представителями объективного идеализма. Платон и Аристотель, и их последователи считали, что человек – это двойственное существо, состоящее из материального тела и нематериального духа, души. Человек – это воплощенный дух. В духе же главное – разум. Отсюда знаменитое определение человека: человек есть смертное, разумное, живое существо. По Платону, тело – темница, или могила души. душа заключена в теле, как в чуждой для себя оболочке.

Сократ – учитель Платона выдвинул идеалистическую теорию счастья. Счастье – это обладание высшим благом, которое дает человеку высшее удовлетворение. В жизни есть три вида благ. Это, во-первых, имущественные блага. Сюда относится богатство, деньги, недвижимость и пр. Во-вторых, это физические блага. Это – здоровье, ловкость, сила, красота тела и пр. В-третьих, это – душевные блага. Это – добродетели (хорошие качества) души: мудрость, мужество, целомудрие (чистота и цельность души), справедливость. Праведная душа подобна космосу – гармонична и уравновешена. Только она может быть счастлива. Счастлив тот, кто поступает хорошо и достойно. Отсюда вытекает несколько следствий. Как утверждал еще Сократ, лучше перенести несправедливость по отношению к себе, чем самому совершить ее. Ведь главное – сохранить чистоту души. А, если совершил, то лучше понести наказание, чем остаться безнаказанным. Самые же несчастные люди, по Сократу, это те, кто обладает наибольшим богатством и властью. душа у них хаотична. Ее обуревают различные страсти, страхи, желание обладать все большим и большим. Их жизнь подобна дырявой бочке. Сколько в нее воды не лей, она никогда не заполнится. Также и такие люди никогда не будут удовлетворены жизнью.

В разуме идеалисты видят величие человека. Как писал Б.Паскаль: «Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная, — человек все равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью и что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает. Итак, все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, отнюдь не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить благопристойно, в этом — основа нравственности.

Мыслящий тростник. — Наше достоинство — не в овладении пространством, а в умении здраво мыслить. Я ничего не приобретаю, сколько бы ни приобретал земель: с помощью пространства Вселенная охватывает и поглощает меня как некую точку; с помощью мысли я охватываю всю Вселенную.

Нам следует повиноваться разуму беспрекословнее, чем любому владыке, ибо кто перечит владыке, тот несчастен, а кто перечит разуму, тот дурак». Паскаль Мысли// Франсуа де Ларошфуко Максимы; Блез Паскаль Мысли; Жан де Лабрюйер Характеры. – М.,1974 — С.169.

4. Религиозно-мистическая теория человека ставит сущность человека в связь с Богом. Рассмотрим два варианта этой теории.

А) Философия йоги рассматривает человека как продукт взаимодействия двух субстанций. Это – материя, пракрити и дух, пурушу. Пракрити – это материя, но вместе с психической стороной. Дух, Пуруша (или наше настоящее Я) сам по себе чист, несмешан, спокоен, он – чистое сознание, субъект – свидетель, «обозревающий поле». Наше сознание – читта есть проекция Пуруши на наше тело. Мы ложно думаем, что мы читта, и даже тело, а на самом деле каждый из нас есть вечный Пуруша. Бог – Ишвара, это изначально освобожденный дух. Человеческий дух связан с телом и потому подчинен закону кармы. Карма – закон воздаяния, космической справедливости, согласно которому человек в этой жизни пожинает плоды своих действий, совершенных в прошлых жизнях. Если человек в прошлых жизнях совершал добрые поступки, у него будет хорошая, белая карма в этой жизни. У него будут благоприятные условия для жизни и развития, ему будет способствовать удача в делах и пр. Если же он совершал плохие поступки, то у него в этой жизни будет плохая, черная карма со всеми вытекающими последствиями. Пока дух привязан к жизни, он перевоплощается из тело в тело. Поэтому человек страдает. Цель йога – освободиться от пут кармы, добиться развоплощения, избавиться от связи с телом. Освобождение достигается посредством 8 ступеней йоги. Есть разные виды йогических практик: раджа-йога, карма-йога, бхакти-йога, хатха-йога и др. Используются также изображения — мандалы, и сочетания звуков – мантры. Суть карма-йоги в том, чтобы трудиться много, бескорыстно и с радостью. Тогда человек сотрет свое мелкое эгоистическое Я и останется один чистый Пуруша, свободный от привязанностей.

Б) Христианская концепция человека считает, что человек создан Богом по его образу и подобию. Подобна Богу у человека душа. Образ Троицы – разум, воля, память. Тело – инструмент души. Отсюда определение человека у Августина Блаженного: человек есть душа, пользующаяся телом. Цель жизни человека – спасение души через стяжание Духа Святого. Нужно очистить свою душу от страстей и грехов. основные грехи: гордость, сребролюбие(несытая душа), блуд, зависть, чревоугодие, гнев, леность. Жить нужно аскетически, отказывая себе в различных излишних радостях и удовольствиях. Основные добродетели христианина: вера, надежда, любовь. Вера должна проявлять себя в делах. В жизни необходимо соблюдать соблюдать заповеди Христа, заповеди любви. Ведь Бог есть любовь. Но в любви должен быть порядок. Первая заповедь гласит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим». Таким образом, нужно любить Бога больше самого себя. Вторая заповедь призывает: возлюби ближнего как самого себя.

Человек отпал от Бога, поддался под власть зла. Однако, чтобы спасти человеческий род на землю является Богочеловек Иисус Христос. Бог в образе человека принял на себя грехи человечества и понес страдание за нас. Бог любит человека и помогает ему. И человек должен уподобиться Богу, проникнуться божественным духом. В этой жизни, с точки зрения христианства. мы можем достичь святости или мирской праведности.

studfile.net

Проблема — Психологос

Мама, у меня проблема!

Проблема — собирательное понятие, куда входят препятствия, поломки, потери, заболевания, помехи, затруднения и неприятности. Это все то, что мешает нормальной жизнедеятельности, что грузит и грозит, сдерживает и препятствует, что отличает от нормального здорового функционирования.

Если человек устремлен вперед, проблема — это то, что его сдерживает, заставляет стоять на месте, а то и возвращаться назад. Если человеку хочется счастья, проблема — это то, что счастья его лишает. Если хочется просто жить, то проблема — серьезное жизненное затруднение в нормальной жизнедеятельности. Если люди видят, что поведение человека неадекватно, они говорят, что у него проблема.

К проблемам не относят мелочи и не относят то, что имеет катастрофический характер, проблемы — это неприятности средней величины.

Мир с проблемами — враждебный мир, пока с проблемами можно справляться, и страшный, когда проблемы становятся неразрешимыми. Впрочем, в последнем случае проблемы уже переходят в статус «ужаса» и «кошмара».

Мама, у меня проблема!

В метафорической вертикали проблемы — все то, что ниже нуля, это некоторый негатив (минус). Избавление от проблем, решение проблем — это движение от минуса к нулю, ликвидация отставания.

Движение от нуля к плюсу — это развитие, получение преимущества.

Проблемы бывают объективные и субъективные, внутренние и внешние. Если эти разновидности проблем не различать, происходит большая путаница и возникают ненужные споры. В первую очередь необходимо различать объективную проблему (объективный источник серьезных затруднений, помеха процессу нормальной жизнедеятельности) и субъективную проблему. Субъективная проблема — то, что видится как страшащее жизненное затруднение. Жизненного затруднения по факту может и не быть, но происходящее воспринимается (переживается) как нечто страшное: темное, тяжелое и давящее, лишающее возможностей, света и радости.

Субъективная проблема почти всегда связана с чувством страха. Это жизненное затруднение, воспринимаемое сквозь призму страха, или чувство страха, рисующее жизненные затруднения.

Субъективные проблемы – поле полной субъективности. Такие проблемы – это лишь то, что человек воспринимает (осознает, переживает) как проблему, и то, что один человек воспримет как проблему, другой может видеть как возможность.

Изначально дети не пользуются словом Проблема, а жалуются лишь те дети, которым родители это разрешают (а как по-другому? Скажи спокойно, без плача, криков и несчастного лица, что ты хочешь. Тогда я тебе помогу). Взрослея, дети начинают активно пользоваться этим понятием, когда им нужно попереживать, снять с себя ответственность и привлечь к себе внимание. Чтобы им кто-нибудь помог. Чтобы это сделал не он, а кто-нибудь другой. Если это становится привычным образом действования, формируется переживательная личность. Такие люди нередко придумывают, а то и создают себе проблемы, привлекая этим к себе внимание.

Важно понять, что жизненные затруднения — еще не проблемы. Проблемы из затруднений можно создавать, и люди это делают, создавая почву для психотерапии. Если клиент привык создавать себе проблемы, он в психотерапии будет нуждаться всегда. Если психотерапевт создал клиенту проблему, ему также теперь есть с чем работать…

Люди, нацеленные на развития, редко пользуются словом проблема, для них более естественно мыслить в категории целей и задач. С другой стороны, если уж мыслить в категории проблем, то проблемы такого человека — другие, другой природы и другого уровня. Например, психолог развития проблемой считает то, что не соответствует культурным или возрастным нормам развития личности, а для людей с ценностью самосовершенствования — образу развитой и достойной личности. Человек может не считать проблемой, что он алкоголизируется либо хотя бы привыкает валяться на диване перед телевизором, превращаясь из личности в овоща. А мы можем это его проблемой — считать, и при возможности ситуацию изменить будем это делать. Для психолога развития проблема то, что человек мыслит свою жизнь в категории проблем, вместо того чтобы жить в категориях целей и задач.

Проблемы в человеческой жизни

Создание проблем и избавление от проблем. Почему и зачем люди создают себе проблемы и их переживают. Успешные люди и Проблемы. См.→

Проблемы в практической психологии

Проблема как маркер вида психологической работы. Работа с проблемой. См.→

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о