Правила в нашей жизни – Золотые правила жизни для подростков. Государственное учреждение образования «Озеранский детский сад

Классный час (6 класс) на тему: Классный час «Правила в жизни человека: нужны ли они?»

Тема:  «Правила в жизни человека: нужны ли они?»

Цель: Сформировать у обучающихся потребность соблюдать нормы поведения.

Задачи:

 — дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;

 — развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.

Оборудование: классная доска, листочки, фломастеры, медиа проектор, презентация.

План занятия:

1. Игра «Крестики – нолики»

2. «Нужны ли правила в нашей жизни?»

3.  «Что вы чувствовали, когда я не по правилам играла? Когда сказала, что я победила? Какие чувства появились у вас?»

4. «Зачем человеку правила?»

— Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?

 — А будут ли к нам хорошо относиться другие люди, если мы будем нарушать правила?

5. А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос: «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный голос учителя?

(Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто плохого поведения ученика, а нарушение правил поведения на уроке).

6. Назовите известные вам правила поведения на уроке.

7. А сейчас попробуйте проанализировать своё поведение за прошедшую неделю.

 — Нарушали ли вы правила поведения на уроке?

 — Как вы себя при этом чувствовали?

 — Как отреагировали на это окружающие?

 — Какой вывод для себя вы сделали?

Самостоятельная работа по группам:

1.Этикет общения

 2.Правила поведения.

Поведение на занятиях:

1.    Когда учитель входит в класс, обучающиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образ учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере).

2.    Каждый учитель определяет правила поведения учащихся на своих занятиях; эти правила не должны ущемлять достоинство обучающегося.

3.    Во время, урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами, так как этим нарушаются права других на получение необходимых знаний.

4.    На уроке обучающиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относится к нему надо бережно и аккуратно.

5.   Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.

6.   Обучающийся вправе отстаивать свой взгляд и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме.

7. Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека. (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

Если мы хотим жить в мире, если мы хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать своё хорошее настроение, мы должны помнить: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, нервничать, страдать. И всё только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе».

9. Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

У себя как хочешь,

Не дорог подарок –

О пустяках спорить –

По одежде не суди,

Слово – серебро,

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

В деревню, где живут одноногие,

От одного слова,

по делам гляди.

молчание – золото.

а в гостях – как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

10. Обучающиеся несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения. В каждой школе существует устав, в котором оговариваются правила поведения в лицее, правила посещения занятий. Если обучающийся, достигший возраста 16 лет, неоднократно нарушал устав, его исключают из школы. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении.

Общие правила поведения

  • Обучающийся приходит в школу  за 15 минут до начала занятий; чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, занимает рабочее место с предупреждением на урок и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
  • Приносить на занятия все необходимые тетради, пособия, письменные принадлежности
  • Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды
  • Курение на территории школы запрещено
  • Не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках
  • Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты
  • Обучающиеся в школе должны уважать достоинство педагогического состава и работников школы
  • Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимым формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.
  • Обучающиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.
  • Все обучающиеся принимают участия в мероприятиях по благоустройству школы и территории, в меру своих физических возможностей.
  • Обучающимся следует уважать право собственности. Тетради, ручки, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
  • К обучающимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до уголовного наказания.
  • Обучающимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается сдать их дежурному администратору или учителю.
  • В случае пропуска занятий, обучающийся должен предъявить классному руководителю  справку или написать объяснительную о причине отсутствия на занятиях.

Поведение учащихся в столовой

1.   Во время еды в столовой обучающимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.

2.   Обучающиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.

3.   Разговаривать во время еды следует не громко, чтобы не беспокоить тех, кто ест по соседству.

4.  Обучающиеся убирают стол после принятия пищи, ставят на место стулья.

5.   Обучающиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.

6.   Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.

11. Подведение классного часа.

Притча: У одного старого восточного мудреца спросили: «У кого ты обучался воспитанности?” — «У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”

  • Первое условие воспитанности — познание общепринятых норм и правил поведения;
  •  2-ое — тренироваться упражняться в правильном поведении;
  • третье — крепкие и устойчивые привычки поведения.

Классный час «Правила нашей жизни»

Классный час (7 класс) на тему: 
Тематический классный час ПРАВИЛА НАШЕЙ ЖИЗНИ

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

—  для чего нужны правила?

—  как формируются правила поведения?

—  какое поведение называется противоправным?

—  каковы последствия противоправного поведения?

—  почему некоторые люди не соблюдают правила?

Основные понятия:

Норма поведения — образец, стандарт, эталон поведения.

Социальные нормы — правила поведения, регулирующие общественные отношения (виды: моральные, правовые, религиозные, эстетические и др.).

«ПРАВИЛА НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Учащиеся данной возрастной группы уже имеют опыт, достаточный для понимания роли норм социального регулирования в жизни общества. Они уже много раз оказывались в конфликтных ситуациях или могли их наблюдать. Скорее всего, дети уже могут точно распознать неморальные проявления и определить механизмы воздействия на нарушителей норм морали. Однако их представления о системе правовых норм только складываются, ведь у них мало возможностей получать необходимую правовую информацию, если в учебном плане нет специальных правовых курсов. Сказывается также общая недооценка права как важнейшей гуманитарной ценности, существующая, к сожалению, в современном российском обществе. Правовой нигилизм может стать серьезной проблемой для ваших воспитанников и привести их к противоправному поведению.

Чтобы этого не случилось, классный руководитель обязательно должен предусмотреть в своей работе самые разные формы, насыщенные правовой информацией. Но этого недостаточно. Формирование правовой культуры должно стать одной из основных целей воспитательной работы. Одна из составляющих такой культуры — устойчивое правомерное поведение личности. На создание образцов такого поведения и направлен этот воспитательный час. Его эффект усиливается за счет использования личностно-значимого опыта ребенка.

Школьные правила поведения — это одно из первых знакомств детей с нормами права. Но часто они остаются для них плохой выдумкой директора

школы, потому что выполнять их не всегда приятно. Между тем закон должен пройти не только через ум, но и быть принят сердцем. Надеемся, что воспитательный час поможет вашим детям понять роль школьных правил.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

для чего нужны правила?

как формируются правила поведения?

какое поведение называется противоправным?

каковы последствия противоправного поведения?

почему некоторые люди не соблюдают правила?

Основные понятия:

Норма поведения — образец, стандарт, эталон поведения.

Социальные нормы — правила поведения, регулирующие общественные отношения (виды: моральные, правовые, религиозные, эстетические и др.).

Правовая норма — заданный образец поведения, обязательный для исполнения; поддерживается силой принуждения государства, в случае нарушения наступает ответственность. Содержится в нормативно-правовых актах, принимаемых государственными органами.

Нормативно-правовые акты — источники права, официальные документы, принятые государством (законы, указы, постановления, распоряжения и др.).

Право — 1. Возможность совершать какие-либо Действия.

2. Совокупность правовых норм. (Следует иметь в виду, что существует достаточно много определений этого понятия. Дополнительную информацию можно получить из следующих источников: Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 1993; Мельникова Э. Б. Толковый юридический словарь школьника. М., 2000; Российская юридическая энциклопедия. М., 2000.) Правовое поведение — поведение человека, имеющее существенное значение для общества и регулируемое правовыми нормами. Бывает правовым и противоправным.

Подготовительный этап:

Классному руководителю необходима свободно разбираться в материале юридического характера. Поскольку это достаточно сложно, советуем заняться самообразованием или обратиться за разъяснениями к учителю обществознания, права или профессиональному юристу.

Можно провести беседу с учителем, который преподавал у учащихся в начальной школе, по поводу работы с правилами поведения. Это поможет установить преемственность.

Необходимо ознакомиться с Уставом школы, локальными актами, в которых закреплены правила поведения и принести их на классный час.

Для проведения активной части классного часа («Путешествие по школе») следует предупредить руководителей различных служб и подразделений о проводимом мероприятии и возможных вопросах детей. При необходимости разработать маршруты движения для разных групп.

Можно договориться с директором школы о небольшой беседе в его кабинете. Это будет иметь особое значение, так как многие дети, возможно, окажутся там впервые, да и директор для них — особо авторитетный человек.

Подготовить листы формата А-5 и маркеры для записи выработанных правил поведения.

    Алгоритм действий:

    Дети распределяются по группам.

    Введение в проблему можно начать с небольшой беседы о свободе.

      — Представьте, что вы услышите по школьному радио объявление о том, что с сегодняшнего дня вводится полная свобода действий. Что может произойти?

      Учащиеся с легкостью моделируют предложенную ситуацию. Обычно они говорят о вредных последствиях, связанных с нарушениями правил поведения: на уроках может быть шумно, кто-то вообще перестанет ходить на уроки, дети не будут надевать школьную форму, могут быть даже случаи воровства, драк и т. д. Для развития навыков самооценки очень полезно предложить ребятам представить собственное поведение в данной ситуации.

      Главный вывод этого этапа:

      — Свобода — очень непростое состояние. Оно связано с ограничениями, которые добровольно принимаются людьми. Эти ограничения необходимы, так как интересы и потребности людей очень разные. В свободном обществе такие ограничения заложены в законах. В законах записаны правила поведения, обязательные для исполнения. Поскольку законы в таком обществе построены на правах человека, большая часть общества не воспринимает их как нечто вредное и ненужное. Люди понимают, что законы необходимы, чтобы регулировать отношения в обществе.

      3. Школа — это тоже государство. Необходимо узнать, какие законы действуют в нем, чтобы предотвратить вредные последствия противоправного поведения.

      Этот этап носит активный характер. Ребятам

      предлагается по группам пройти по школе и выделить места, где требуется особенное поведение. Если дети недавно обучаются в основной школе, целесообразно подготовить специальные задания, которые позволят также узнать сотрудников и специфику разных служб. В этом случае готовятся маршрутные листы и вопросы к ним. Проводится инструктаж, дети расходятся по школе. Пример задания:

      Маршрутный лист № 1

      Школьная столовая

      Через 20 минут вам необходимо будет рассказать всему классу о выполнении задании. Сосредоточьте свои усилия на обсуждении в группе, почему вы предлагаете именно такое правило. На листе бумаги сделайте короткие записи по заданию №3а. Определите, кто будет рассказывать о работе группы.

      Задание М 1

      Узнать наиболее короткий путь от нашего кабинета до школьной столовой.

      Задание № 2

      Сколько человек работает в столовой? Как зовут заведующую? Как узнать, какое меню в столовой?

      Задание № 3

      а) Какие правила поведения следует установить в школьной столовой?

      б) Какие из них могут действовать на территории всей школы? Почему?

      Такие же маршрутные листы готовятся для других наиболее важных мест школы, в число которых могут входить актовый зал, гардероб, лестницы, библиотека, кабинет труда, спортивный зал, туалеты, холл, музей, школьный двор.

      I Ребята вносят свои предложения и записывают маркерами на приготовленные листы правила поведения. Следует договориться о времени на выполнение этого этапа, чтобы все одновременно вернулись в класс. Не следует отводить слишком много времени.

      4. Этот этап наиболее важен, так как на нем проводится обсуждение назначения правил. По возвращении детей в класс листы с правилами поведения вывешиваются на доску. Лидеры обосновывают выбор правил, по мере необходимости участники группы подключаются к обсуждению.

      Главная задача этого этапа — добиться понимания практического значения правил для ребенка. После обсуждения правил поведения в специальных местах школы из общей массы выбираются те, которые действуют на территории всей школы, т. е. носят общий характер.

      Ряд этих правил связан с реализацией личных потребностей детей. На этом следует сделать акцент. Например, мыть руки перед едой необходимо, чтобы возбудители болезни не попали в организм; иметь сменную обувь, чтобы в воздухе не было много пыли и т.п. Некоторые правила связаны с общественными интересами: не шуметь в холле школы, не курить на территории школы, не мусорить, не наносить вред имуществу и т.д. Однако все правила, в конечном счете, защищают личность, потому что направлены на поддержание порядка, равновесия, на предотвращение вредных последствий.

      На чистом листе бумаги после общего обсуждения составляется список из 10 наиболее важных правил.

      Классный час продолжается в кабинете директора. Директор объясняет детям назначение Устава школы, его структуру. Затем выделяется глава о правилах поведения. Ее содержание сравнивается со списком, который составлен ребятами. Дети интуитивно чувствуют «дух прав человека». Если Устав отвечает современным требованиям, он будет во многом совпадать с выработанными правилами. В этом случае дети получат хорошее представление о нормативно-правовом акте, регламентирующем жизнь школы.

        Если вы не уверены в качестве школьного Устава или в готовности директора к данной форме работы, лучше отказаться от такой организации заключительного этапа. Однако и в этом случае не стоит упускать возможность увеличения уровня свободы в школе. Можно выпустить стенную газету или сделать специальные таблички и развесить их по школе, чтобы и другие школьники задумались о назначении правил. Можно выступить на педагогическом совете со своими выводами и предложениями. Можно стать инициатором создания детского совета. В конце концов, можно просто проинформировать администрацию о том, что дети разработали собственный свод правил. Скорее всего, она вас правильно поймет. Ведь Уставы школ проходят перерегистрацию каждые пять лет, органы управления образования тщательно следят за их соответствием законам, действующим в системе образования. И если Устав нельзя показать школьникам, учителям и родителям, это означает только одно — с конца прошлого века он не обновлялся! Прочитав детские правила, администрация вспомнит, что все правовые акты в школе должны соответствовать «Конвенции о правах ребенка» и скоро — будьте уверены — коллектив получит Устав школы XXI века.

        Правила в нашей жизни — начальные классы, мероприятия

        — Вы любите играть?

        — Какие игры вы знаете?

        — Чем похожи известные вам игры?

        — Без чего игра не может состояться?

        — Зачем нужны правила игры?

        -Можно ли играть в игру, не подчиняясь правилам? (Это будет совсем не игра, а какая-то бессмысленная толкотня, каждую минуту переходящая в драку. )

        — Бывают у игр глупые и ненужные правила?

        — Какие правила вы знаете?

        -Чем же похожи все правила, которые вы перечислили? Что общего в них?

        -Что же такое правило?(Правила говорят нам, что можно и нужно делать и чего делать нельзя, правила учат нас, как вести себя в определенной ситуации)

        -Что значит вести себя правильно?

        (Так дети выходят на понятие «правила».)

        — Обратимся к толковому словарю. ПРАВИЛО-

        -А сейчас давайте отправимся в лес.(Закройте глазки . Представляйте.) Вот большая береза , а под ней огромный муравейник.

        -Как вы думаете, есть ли правила в поведении животных?

        Муравейник живет по правилам? (Да. Показать отрывок из мультфильма «Приключения Муравьишки» (Муравейник закрывается на заходе солнца.))

        — А есть ли в лесу правила для человека, которые он должен соблюдать?

        — А эти правила только для детей?

        — А как вы думаете это все правила, которыми пользуются взрослые или есть и другие правила в жизни взрослых людей? (Конечно, жизнь не игра, но в ней тоже, как в игре, обязательно должны быть правила. Иначе люди просто не смогут жить вместе. Начнут спорить, ссориться и обижаться друг на друга.)

        — Могут ли у человека быть свои, особые правила поведения?

        — Откуда берутся правила? ( Варианты детей. Затем рассказ о Конституции. )

        Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.

        Это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. (Показать как выглядит)

        Что сказано в нашей Конституции?

        В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

        Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

        В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

        -Как вы думаете, какие это могут быть правила?(Варианты детей)

        — У вас на столе лежат конверты. Вскройте их . Перед вами несколько главных правил (статей), по которым должны жить все люди нашей страны. Я их перепечатала из Конституции РФ. Давайте познакомимся с ними и увидим, о каких из них вы смогли догадаться сами. (Каждый ребенок получает по одному экземпляру)

        Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

        Статья 17

        1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

        Статья 19

        1. Все равны перед законом и судом.

        2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка…

        3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

        Статья 22

        1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

        Статья 23

        2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

        Статья 25

        Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

        Статья 28

        Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

        Статья 29

        1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

        Статья 35

        1. Право частной собственности охраняется законом.

        2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

        Статья 37

        1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

        5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

        Статья 38

        1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

        2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

        3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

        Статья 40

        1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

        Статья 41

        1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

        Статья 42

        Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

        Статья 43

        1. Каждый имеет право на образование.

        -Все ли статьи (правила) вам понятны?

        — Представьте себе, что из нашей жизни исчезли все правила, люди просто забыли о необходимости соблюдения правил. Что случится с нами?

        -А что испытывает человек, если:

        • он соблюдает правила, а его товарищи – нет;

        • случайно нарушил правила поведения.

        — А сейчас я приглашаю вас в небольшой кинотеатр. Герои знакомых мультфильмов помогут вам понять на примере некоторые из статей Конституции.

        «Три поросенка» (показать фрагмент, как Волк пытается проникнуть в дом третьего поросенка)

        — Кто главный герой этого фрагмента?

        — Соблюдает ли он правила нашей жизни?

        -Внимательно посмотрите на статьи Конституции. Назовите, какие статьи он нарушил. (Статья 25)

        «Каникулы в Простоквашино»( Мама собирается на курорт (кадры 2.18-3.24)

        — Кто главный герой этого фрагмента?

        — Как вы думаете, какие статьи Конституции иллюстрирует этот фрагмент?( Статья 37, 19)

        -Ребята, а как вы думаете, а мы можем, основываясь на статьях Конституции о правах человека создать правила жизни нашего класса?

        -Давайте я начну, а вы продолжите дома.

        Будем себя и других уважать.

        -А что у вас получится, мы посмотрим на следующем классном часе.

        Классный час (7 класс) на тему: Тематический классный час ПРАВИЛА НАШЕЙ ЖИЗНИ

        «ПРАВИЛА НАШЕЙ ЖИЗНИ»

        Учащиеся данной возрастной группы уже имеют опыт, достаточный для понимания роли норм социального регулирования в жизни общества. Они уже много раз оказывались в конфликтных ситуациях или могли их наблюдать. Скорее всего, дети уже могут точно распознать неморальные проявления и определить механизмы воздействия на нарушителей норм морали. Однако их представления о системе правовых норм только складываются, ведь у них мало возможностей получать необходимую правовую информацию, если в учебном плане нет специальных правовых курсов. Сказывается также общая недооценка права как важнейшей гуманитарной ценности, существующая, к сожалению, в современном российском обществе. Правовой нигилизм может стать серьезной проблемой для ваших воспитанников и привести их к противоправному поведению.

        Чтобы этого не случилось, классный руководитель обязательно должен предусмотреть в своей работе самые разные формы, насыщенные правовой информацией. Но этого недостаточно. Формирование правовой культуры должно стать одной из основных целей воспитательной работы. Одна из составляющих такой культуры — устойчивое правомерное поведение личности. На создание образцов такого поведения и направлен этот воспитательный час. Его эффект усиливается за счет использования личностно-значимого опыта ребенка.

        Школьные правила поведения — это одно из первых знакомств детей с нормами права. Но часто они остаются для них плохой выдумкой директора

        школы, потому что выполнять их не всегда приятно. Между тем закон должен пройти не только через ум, но и быть принят сердцем. Надеемся, что воспитательный час поможет вашим детям понять роль школьных правил.

        Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

        • для чего нужны правила?
        • как формируются правила поведения?
        • какое поведение называется противоправным?
        • каковы последствия противоправного поведения?
        • почему некоторые люди не соблюдают правила?

        Основные понятия:

        Норма поведения — образец, стандарт, эталон поведения.

        Социальные нормы — правила поведения, регулирующие общественные отношения (виды: моральные, правовые, религиозные, эстетические и др.).

        Правовая норма — заданный образец поведения, обязательный для исполнения; поддерживается силой принуждения государства, в случае нарушения наступает ответственность. Содержится в нормативно-правовых актах, принимаемых государственными органами.

        Нормативно-правовые акты — источники права, официальные документы, принятые государством (законы, указы, постановления, распоряжения и др.).

        Право — 1. Возможность совершать какие-либо Действия.

        2. Совокупность правовых норм. (Следует иметь в виду, что существует достаточно много определений этого понятия. Дополнительную информацию можно получить из следующих источников: Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 1993; Мельникова Э. Б. Толковый юридический словарь школьника. М., 2000; Российская юридическая энциклопедия. М., 2000.) Правовое поведение — поведение человека, имеющее существенное значение для общества и регулируемое правовыми нормами. Бывает правовым и противоправным.

        Подготовительный этап:

        1. Классному руководителю необходима  свободно разбираться в материале юридического характера. Поскольку это достаточно сложно, советуем заняться самообразованием или обратиться за разъяснениями к учителю обществознания, права или профессиональному юристу.
        2. Можно провести беседу с учителем, который преподавал у учащихся в начальной школе, по поводу работы с правилами поведения. Это поможет установить преемственность.
        3. Необходимо ознакомиться с Уставом школы, локальными актами, в которых закреплены правила поведения и принести их на классный час.
        4. Для проведения активной части классного часа («Путешествие по школе») следует предупредить руководителей различных служб и подразделений о проводимом мероприятии и возможных вопросах детей. При необходимости разработать маршруты движения для разных групп.
        5. Можно договориться с директором школы о небольшой беседе в его кабинете. Это будет иметь особое значение, так как многие дети, возможно, окажутся там впервые, да и директор для них — особо авторитетный человек.
        6. Подготовить листы формата А-5 и маркеры для записи выработанных правил поведения.

        Алгоритм действий:

        1. Дети распределяются по группам.
        2. Введение в проблему можно начать с небольшой беседы о свободе.

        —        Представьте, что вы услышите по школьному радио объявление о том, что с сегодняшнего дня вводится полная свобода действий. Что может произойти?

        Учащиеся с легкостью моделируют предложенную ситуацию. Обычно они говорят о вредных последствиях, связанных с нарушениями правил поведения: на уроках может быть шумно, кто-то вообще перестанет ходить на уроки, дети не будут надевать школьную форму, могут быть даже случаи воровства, драк и т. д. Для развития навыков самооценки очень полезно предложить ребятам представить собственное поведение в данной ситуации.

        Главный вывод этого этапа:

        —        Свобода — очень непростое состояние. Оно связано с ограничениями, которые добровольно принимаются людьми. Эти ограничения необходимы, так как интересы и потребности людей очень разные. В свободном обществе такие ограничения заложены в законах. В законах записаны правила поведения, обязательные для исполнения. Поскольку законы в таком обществе построены на правах человека, большая часть общества не воспринимает их как нечто вредное и ненужное. Люди понимают, что законы необходимы, чтобы регулировать отношения в обществе.

        3.        Школа — это тоже государство. Необходимо узнать, какие законы действуют в нем, чтобы предотвратить вредные последствия противоправного поведения.

        Этот этап носит активный характер. Ребятам

        предлагается по группам пройти по школе и выделить места, где требуется особенное поведение. Если дети недавно обучаются в основной школе, целесообразно подготовить специальные задания, которые позволят также узнать сотрудников и специфику разных служб. В этом случае готовятся маршрутные листы и вопросы к ним. Проводится инструктаж, дети расходятся по школе. Пример задания:

        Маршрутный лист № 1

        Школьная столовая

        Через 20 минут вам необходимо будет рассказать всему классу о выполнении задании. Сосредоточьте свои усилия на обсуждении в группе, почему вы предлагаете именно такое правило. На листе бумаги сделайте короткие записи по заданию №3а. Определите, кто будет рассказывать о работе группы.

        Задание М 1

        Узнать наиболее короткий путь от нашего кабинета до школьной столовой.

        Задание № 2

        Сколько человек работает в столовой? Как зовут заведующую? Как узнать, какое меню в столовой?

        Задание № 3

        а)        Какие правила поведения следует установить в школьной столовой?

        б)        Какие из них могут действовать на территории всей школы? Почему?

        Такие же маршрутные листы готовятся для других наиболее важных мест школы, в число которых могут входить актовый зал, гардероб, лестницы, библиотека, кабинет труда, спортивный зал, туалеты, холл, музей, школьный двор.

        I Ребята вносят свои предложения и записывают маркерами на приготовленные листы правила поведения. Следует договориться о времени на выполнение этого этапа, чтобы все одновременно вернулись в класс. Не следует отводить слишком много времени.

        4.        Этот этап наиболее важен, так как на нем проводится обсуждение назначения правил. По возвращении детей в класс листы с правилами поведения вывешиваются на доску. Лидеры обосновывают выбор правил, по мере необходимости участники группы подключаются к обсуждению.

        Главная задача этого этапа — добиться понимания практического значения правил для ребенка. После обсуждения правил поведения в специальных местах школы из общей массы выбираются те, которые действуют на территории всей школы, т. е. носят общий характер.

        Ряд этих правил связан с реализацией личных потребностей детей. На этом следует сделать акцент. Например, мыть руки перед едой необходимо, чтобы возбудители болезни не попали в организм; иметь сменную обувь, чтобы в воздухе не было много пыли и т.п. Некоторые правила связаны с общественными интересами: не шуметь в холле школы, не курить на территории школы, не мусорить, не наносить вред имуществу и т.д. Однако все правила, в конечном счете, защищают личность, потому что направлены на поддержание порядка, равновесия, на предотвращение вредных последствий.

        На чистом листе бумаги после общего обсуждения составляется список из 10 наиболее важных правил.

        1. Классный час продолжается в кабинете директора. Директор объясняет детям назначение Устава школы, его структуру. Затем выделяется глава о правилах поведения. Ее содержание сравнивается со списком, который составлен ребятами. Дети интуитивно чувствуют «дух прав человека». Если Устав отвечает современным требованиям, он будет во многом совпадать с выработанными правилами. В этом случае дети получат хорошее представление о нормативно-правовом акте,  регламентирующем жизнь школы.

        Если вы не уверены в качестве школьного Устава или в готовности директора к данной форме работы, лучше отказаться от такой организации заключительного этапа. Однако и в этом случае не стоит упускать возможность увеличения уровня свободы в школе. Можно выпустить стенную газету или сделать специальные таблички и развесить их по школе, чтобы и другие школьники задумались о назначении правил. Можно выступить на педагогическом совете со своими выводами и предложениями. Можно стать инициатором создания детского совета. В конце концов, можно просто проинформировать администрацию о том, что дети разработали собственный свод правил. Скорее всего, она вас правильно поймет. Ведь Уставы школ проходят перерегистрацию каждые пять лет, органы управления образования тщательно следят за их соответствием законам, действующим в системе образования. И если Устав нельзя показать школьникам, учителям и родителям, это означает только одно — с конца прошлого века он не обновлялся! Прочитав детские правила, администрация вспомнит, что все правовые акты в школе должны соответствовать «Конвенции о правах ребенка» и скоро — будьте уверены — коллектив получит Устав школы XXI века.

        Классный час»Правила в жизни человека: нужны ли они?»(6 класс)

        Классный час в 6-ом классе.

        «Правила в жизни человека: нужны ли они?»

        Цель классного часа: Сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.

        Задачи:

        — дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;

        — развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.

        Оборудование: классная доска, листочки, фломастеры.

        Ход занятия.

        Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы проведём с вами настоящее научное исследование! Кто может сказать, что означает слово «исследование»?

        В целом, вы все ответили правильно. Да, это изучение чего-то нового, пока неизвестного другим. Но чтобы провести исследование, учёные проводят много экспериментов. Они обязательно проверяют, правильны ли их выводы.

        Вот и мы сегодня попробуем задать себе вопрос и методом эксперимента найти на него ответ.

        (В это время учитель на доске рисует заготовку для игры в «крестики-нолики». Дети узнают этот рисунок).

        Нарисуйте на приготовленных листочках поле для игры в «крестики-нолики», и начнём наш эксперимент! Я вам обещаю, что смогу всех победить! Итак, я начинаю первая.

        (Проходя по классу, учитель рисует крестик в любой клетке. Затем предлагает детям сделать ответный ход «ноликом» и продолжает игру. Дойдя до третьего хода, психолог, нарушая правила игры, зачёркивает крестики так, как ему хочется, заявляя каждому ученику: «Я победила!» Это вызывает бурный протест).

        — Ой! Как вы шумите! Почему?

        Дети. – Вы нарушили правило!

        — Так не играют!

        — Так не играют!

        — Так нельзя!

        — Это нечестно!

        Учитель. Что я делала? Правильно, я нарушила правило! А теперь давайте успокоимся и как настоящие учёные попробуем найти ответ: что произошло? Что вызвало такой крик и такое возмущение? Сначала попробуем заглянуть в себя, «зрачками внутрь», как говорят англичане.

        Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: какую проблему мы сегодня будем обсуждать?

        А вот вопрос (записан на доске), на который мы будем отвечать, звучит так:

        Нужны ли правила в нашей жизни?

        Учитель. Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос, без эксперимента?

        Что же у нас получилось? Каждый из вас думает по-своему, согласия между вами нет. И самое интересное, что все говорят правильно. Так? Вот именно для того, чтобы найти один ответ для всех, учёные и проводят эксперименты. Значит, у эксперимента всегда должна быть цель: зачем надо делать то-то и то-то.

        Какова же цель нашего занятия?

        Цель – найти причину, которая заставляет людей жить по правилам».

        — Попробуйте ответить на вопрос: «Что вы чувствовали, когда я не по правилам играла? Когда сказала, что я победила? Какие чувства появились у вас?»

        ( Опрашиваются все. Ответы детей записываются на доске)

        Итак, возмущение, обида, гнев, недовольство, шок, раздражение, злость, негодование, ярость…

        Учитель. Ребята, скажите, это светлые чувства, приятные или тёмные, некрасивые?

        (Практически все дети отвечают, что это тёмные чувства)

        Учитель. Ребята, я должна вам признаться, что тоже чувствую себя неловко.

        Ведь я обманула вас, и мне стыдно. Но это я сделала ради эксперимента, чтобы вы почувствовали то, что чувствует человек, против которого нарушили правила.

        Учитель. Что же получается? Все вы единогласно решили, что чувствовали одно и то же. И что же вам захотелось сделать, когда вы почувствовали боль обиды? (Дети задумываются)

        Учитель. Правильно вы начали кричать. Почему? Потому что я не хотела сразу остановиться в своих нарушениях, а вы не могли меня остановить! Так?

        (Дети стараются проанализировать себя, свои чувства, ощущения).

        Учитель. Какой вывод мы можем сделать? Правильно. Когда кто-то нарушает правила, другому человеку становится плохо: он чувствует, что его хорошее настроение и надежду разрушили, сломали. Все согласны? Тогда делаем вывод: нарушая правила, человек разрушает светлые чувства другого человека.

        Ребята, сможем мы сейчас ответить на вопрос: «Зачем человеку правила?»

        (Звучат ответы детей.

        — Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?

        — А будут ли к нам хорошо относиться другие люди, если мы будем нарушать правила?

        — Так зачем людям нужны правила?

        Учитель. А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос: «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный голос учителя?

        (Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто плохого поведения ученика, а нарушение правил поведения на уроке).

        Учитель. Назовите известные вам правила поведения на уроке.

        А сейчас попробуйте проанализировать своё поведение за прошедшую неделю.

        — Нарушали ли вы правила поведения на уроке?

        — Как вы себя при этом чувствовали?

        — Как отреагировали на это окружающие?

        — Какой вывод для себя вы сделали?

        А сейчас мы с вами продолжим эксперимент. Каждая команда оказалась на необитаемом острове. Все вы разные, но у вас цель одна — выжить на этом острове. Подумайте и ответьте, могут ли правила помочь вам выжить, и если вы ответите положительно, то напишите на листочке три главных правила вашей команды. У вас 2 минуты.

        А теперь каждая команда назовет свои правила, а я зафиксирую их на ватмане.

        Ребята, сейчас мы с вами сделали великое дело: мы составили первые правила нашего класса. А теперь всенародным голосованием мы примем их и пообещаем их выполнять. Голосуем! Поздравляю вас, ребята, с первым опытом законотворческой деятельности.

        Ребята, вам понравилось проводить эксперимент? С помощью эксперимента вы смогли самостоятельно определить, как вы должны вести себя в жизни.

        А теперь я попрошу каждую команду дать оценку нашему классному часу — составить синквейн (что такое правила, какие они, что помогают делать. Вывод о необходимости правил в жизни человека):

        1 существительное.

        2 прилагательных.

        3 глагола.

        1 предложение.

        Если мы хотим жить в мире, если мы хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать своё хорошее настроение, мы должны помнить: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, плакать, страдать. И всё только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе».

        Спасибо за работу!

        Деловая игра «Правила нашей жизни»

        Деловая игра

        «Правила нашей жизни»

        Цель: формирование у воспитанников осознанного и ответственного отношения к своей жизни и к своим поступкам.

        Задачи:

        — формировать готовность к взаимодействию в социуме;

        — развивать такие умения как быть вежливым, добрым, милосердным, внимательным;

        — воспитывать в подростках честность, доброжелательность, любознательность;

        — учить работать в команде.

        Добрый день ребята и уважаемые взрослые.

        Сегодня вы все становитесь участниками деловой игры «Правила нашей жизни».

        В ходе игры вы самостоятельно, опираясь на определенные задания и делая свои умозаключения, сделаете важные выводы о правилах нашей жизни.

        Конечно же, обо всех правилах в ходе одной только игры сказать невозможно, но наиболее важные мы сегодня обязательно вспомним.

        Итак, правило первое. Вы сами его назовете, прослушав эти строки:

        — Здравствуйте – ты скажешь человеку,

        — Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

        И, наверно, не пойдет в аптеку,

        И здоровым будет много лет.

        За что мы говорим «спасибо»?

        За все, что делают для нас,

        А вы припомнить не смогли бы:

        Кому сказали? Сколько раз?

        Кто догадался? О каком правиле нашей жизни сейчас пойдет речь?

        ….( о вежливости)

        Правило первое гласит: Будь культурным и вежливым человеком! (Правило прикрепляется на доску (стену))

        Закрепляя первое правило, каждой команде предлагается выполнить задание:

        Составляем пункты правила вежливых людей, опираясь на предложенную ситуацию. Каждый пункт правила начинаем со слов «Вежливый человек…»

        СИТУАЦИЯ 1

        После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимые мультики.

        ПУНКТ 1

        Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

        СИТУАЦИЯ 2

        Коля, вбежав в класс, закричал:

        — Привет, Серый!

        — Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

        ПУНКТ 2

        Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

        СИТУАЦИЯ 3

        Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

        ПУНКТ 3

        Вежливый человек внимателен к людям.

        Чтобы назвать второе очень важное правило нашей жизни, посмотрите два видеоролика.

        Показ «Супер ролик. Притча о добре», 2, 19 ( девочка покупает бусы для сестры, отдает все свои монетки, все, что есть…) и «Очень трогательное видео о доброте», 00, 59( мальчику подкладывают завтрак)

        Какие у вас мнения, о чем мы будем говорить, и какое ещё существует важное правило жизни?

        ……(доброта и милосердие)

        Правило второе гласит: Будь добрым и милосердным! (Вывешивает его).

        В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке при­ятно».

        А как вы знаете пословицы о доброте? И знаете ли их? Это мы сейчас проверим.

        Каждой команде предлагается продолжить и закончить пословицы, записанные на карточке. Чтобы вам было проще выполнить задание, на первый раз вам даются подсказки.

        1. На добрый привет… (добрый ответ).

        2. Про доброе дело… (говори смело).

        3. Жизнь дана на… (добрые дела).

        4. Учись доброму… (дурное на ум не пойдет).

        5. Спасибо — великое… (дело).

        Подсказки: добрые дела; дело; добрый ответ; дурное на ум не пойдет; говори смело.

        Ребята, а как вы думаете, что такое милосердие? Посовещайтесь и дайте свой вариант ответа.

        ………….

        Милосердие – это активная доброта, это доброта сердец людей, которые нас окружают, которые живут рядом с нами.

        Слово это серьезное,

        Главное, важное,

        То, что значит оно,

        Очень нужно для каждого.

        В нем забота и ласка,

        Тепло и любовь.

        В нем стремленье

        На помощь прийти вновь и вновь.

        Это качество

        В сердце у многих живет

        И о боли других

        Позабыть не дает.

        Сейчас вам предстоит узнать по описанию сказочных героев, которые совершали добрые дела и были милосердными по отношению к окружающим. Ответы попрошу записать на листочке.

        1) — Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка).

        2) — Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах).

        3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька).

        4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка).

        Следующее правило нашей жизни поможет определить данная ситуация:

        На одном из мероприятиев, во время проведения викторины, девушка, назовем её Лена, возмущаясь, сказала: «Зачем вы нам задаете такие вопросы, ведь мы все равно этого не знаем, а значит, и ответить на них не можем….»

        Как вы думаете, о каком важном жизненном правиле эта девушка забыла, а возможно она его и не знает совсем? Ваши мнения?

        …………….( надо стремиться к получению новых знаний)

        Итак, следующее правило нашей жизни гласит: Не знаешь — узнай! Не умеешь — научись! (Правило вывешивается).

        Предлагаю вам интересные факты из жизни, которые обязательно поднимут вам настроение и научат смотреть на окружающий мир по-новому.

        1. Голубоглазые люди реже страдают от нарушений зрения, чем кареглазые и сероглазые.

        2. Кареглазые люди более приспособлены к житейским трудностям.

        3. Утром мы выше примерно на 1 сантиметр. За сутки суставы сжимаются, что делает нас к вечеру немного ниже.

        4. Ни один человек в мире не может чихнуть с открытыми глазами. Хотите проверить? Пожалуйста! Только не делайте этого за рулем автомобиля. По статистике, 2% всех аварий происходят из-за того, что водитель чихнул и на пару секунд потерял бдительность.

        5. В сутки женщины произносят на 13 тысяч больше слов, чем мужчины. С этим фактом согласятся все мужчины, а вот женщины могут возмутиться

        6. Чем чаще вы переедаете, тем хуже ваш слух.

        7. Лучший очиститель для чайников, ванн, туалетов и духовок – это обычная «Кока-кола»! Неокрашенная Кока-кола имеет зеленый цвет.

        8. Наглядный факт из жизни: среднестатистический человек за всю жизнь съедает 35 тонн еды.

        А сейчас я снова предлагаю посмотреть на экран. Вашему вниманию предлагается мультфильм «Пятачок» (советский мультфильм, 8.55), мультфильм детский, а вот его основная мысль далеко не детская. То, о чем говорится в мультфильме, формируется с детства и должно присутствовать у каждого человека. Итак, смотрим мультфильм и думаем, о чем же он?

        Просмотр мультфильма. Обсуждение.

        Следующее правило нашей жизни гласит: Будь всегда честен! (Вывешивается).

        Сейчас я проведу игру «Честно — нечестно» и одновременно посмотрю, какая из групп самая внимательная и дружная.

        Я буду задавать вам вопросы. Если ваш ответ «да» – вы должны будете хлопнуть в ладоши, а если «нет» – не хлопать.

        Честно ли бросать друга в беде?

        Честно ли признавать свою вину?

        Честно ли обсуждать поступки других?

        Честно ли признаться, что ты получил двойку?

        Честно ли без спроса брать чужие вещи?

        Честно ли пользоваться подсказками?

        Честно ли вернуть найденную вещь хозяину?

        Честно ли когда ты совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека?

        Честно ли вернуть деньги в магазин, если продавец дал больше сдачи, чем надо было?

        А сейчас я предлагаю вам послушать корейскую сказку.

        Давным-давно в одном горном селении жил мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке.

        Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, мальчик вновь взял свой топор и отправился за дровами к горному озеру. Нашел большое дерево и только стал рубить его, как вдруг топор выскользнул у него из рук и упал в озеро.

        Сел мальчик на берегу и заплакал: как теперь без топора работать?

        Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод удивительный старичок.

        – О чем, мальчик, плачешь? – спрашивает.

        Рассказал ему мальчик, какая беда с ним приключилась, а старичок и говорит:

        – Не горюй, мальчик, найду я твой топор.

        Сказал он так и скрылся под водой. Вот опять разошлись по озеру синие волны, выходит тот старичок, а в руке у него топор из чистого золота.

        – Это твой топор? – спрашивает.

        Замахал мальчик руками:

        – Что ты, дедушка, это не мой топор!

        Усмехнулся старик в бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок и протянул мальчику на этот раз топор серебряный.

        – На, бери свой топор, – говорит.

        А мальчик ему и отвечает:

        – Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.

        И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал его мальчик, обрадовался.

        – Вот мой топор, – говорит.

        А старик усмехнулся ласково и сказал:

        – Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке – они дорого стоят. И пусть ты и твоя мать больше не испытаете нужды.

        Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял их мальчик, поблагодарил старика и домой пошел. С тех пор они с матерью не знали нужды и горя.

        — Как вы думаете, почему старик сначала предложил золотой, потом серебряный и только в третий раз – железный топор?

        …проверял мальчика на честность, а затем отблагодарил

        А теперь задание для команд.

        Каждая команда получает конверт. В каждом конверте слова. Вы должны собрать эти слова в пословицу, склеить, объяснить смысл этой пословицы и привести пример из личного опыта.

        1.Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.

        2. Как бы ни пряталась ложь, правда, ее отыщет.

        3. Маленькая ложь за собой большую ведет.

        …………..

        Вывод: честность – всегда лучшая политика, даже если она не в моде. Если вы вели себя нечестно в прошлом (думаю, это случалось с каждым), просто начните вести себя честно и обратите внимание на то, какие чувства при этом испытываете. Помните, невозможно сделать что-нибудь плохое и чувствовать себя при этом хорошо.

        К последнему правилу, которое не является последним правилом нашей жизни, но является заключительным, о котором мы говорим сегодня, вас подведет прочитанная мной притча. Послушайте её, пожалуйста, очень внимательно.

        Притча

        Один Мастер на склоне лет написал в своей автобиографии: «Когда я был подростком, я хотел изменить мир; когда я стал юношей, я не жалел своих сил, чтобы изменить город; когда я повзрослел, я пытался сделать лучше свою семью; когда же я состарился, мне осталось лишь совершенствовать самого себя, понимая, что я не достиг ничего из задуманного. Тогда я осознал, что, изменив самого себя в ранние годы, я тем самым изменил бы свою семью; та, став лучше, сделала бы лучше город, а это, в свою очередь, подняло бы весь мир на новую ступень чистоты и совершенства».

        Как вы думаете, о каком важном правиле жизни каждого из нас идет речь в этой притче?

        …………… (все перемены нужно начинать с самого себя).

        Заключительное на сегодня правило гласит: Я – капитан своей жизни!

        Если ты хочешь, чтобы в твоей жизни произошли перемены — стань сам этой переменой! Начни с себя!

        Жизнь так устроена, что за каждое свое действие человеку придётся отвечать, рано или поздно, но придётся обязательно. И прежде чем совершить что-либо, стоит вспомнить об этом и, подумать, что всё в жизни возвращается бумерангом, но преумножено, как снежный ком. Любая наша шалость или глупость может обратиться препятствием на нашем же жизненном пути.

        Помните, каждый из вас капитан своей жизни.

        Подведем итог. Попрошу вас перечислить важные правила нашей жизни, о которых мы сегодня говорили.

        ………..

        В заключении посмотрите, пожалуйста, ещё один видеоролик (Алексей Зворыкин Добро и Зло сл. Ю.Осияна, 3,45). Пусть он послужит вам пищей для размышления и поставит жирную точку в нашем мероприятии.

        Занятие «Правила нашей жизни»

        ПРАВИЛА нашей жизни.

        Цели: подвести учащихся к пониманию: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам; их соблюдение требует от каждого человека умения принимать решения, которые приятны не только для него самого, но и для других людей; отрабатывается умение ставить себя в рамки поведения.

        1. Разминка «Эстафета» (10 мин.)

        Каждый ряд учеников составляет команду, сидящий на первой парте – капитан.

        Каждая команда получает разное количество предметов.

        Учитель произносит фразу: «Игра началась!», но при этом не называет никаких правил.

        Через 1-2 мин. Игра останавливается, учитель объясняет, что передавать предметы нужно по одному, через 30-40 сек. указывает новые условия передачи предметов. Так происходит несколько раз. Наконец, объявляются точные правила для всех и игра доводится до конца.

        Учитель: что вам не понравилось в игре? Почему она показалась вам нечестной? Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно?

        Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

        1. Вызов

        Зачитывается стихотворение С. Маршака «Угомон»

        …что случилось нынче в школе?

        Нет учительницы, что ли?

        Расшумелся первый класс

        И бушует целый час.

        Поднял шум дежурный Миша.

        Он сказал: «Ребята, тише!»

        — тише! – крикнули в ответ

        Юра, Шура и Ахмет.

        — Тише! Тише! – закричали

        Коля, Оля, Галя, Валя.

        — Тише! Тише! Тишина! –

        Крикнул Игорь из окна.

        — Тише! Тише! Не шумите! –

        Заорали Витя, Митя.

        — Замолчите! – на весь класс

        Басом выкрикнул тарас.

        Тут учительница пенья

        Просто вышла из терпенья,

        Убежать хотела вон…

        Вдруг явился Угомон.

        Оглядел он всех сурово,

        Он сказал ученикам:

        «Не учи молчать другого, а молчи побольше сам!»

        Учитель: как связана игра «Эстафета» и стихотворение? А откуда мы узнаем, что вести себя надо именно так, а не иначе?

        Из ответов учащихся делается вывод: в жизни существуют правила, одни записаны на бумаге, другие – нигде не записаны, о них мы узнаем от родителей, друзей, можно правила установить самому.

        Учитель6 подумайте. Что же такое правило?

        После высказываний учащихся записывается определение – «Правило – это норма поведения, распорядок жизни, закон, обычай, порядок исполнения каких-нибудь действий».

        Учитель: в школе, как и в обществе, есть свои правила, они называются Уставом школы. В Уставе рассказывается о правилах и обязанностях школьников. Такой Устав вывешивается в вестибюле школы на видном месте.

        1. Осмысление.

        Учитель: зачитать рассказ «Светофорчик» Т. Александровой (Вокруг тебя мир. Книга для ученика. 5 класс. Москва, Международная академическая издательская компания «Наука», 1996, стр. 24-25 и вопросы к тексту).

        Учитель: какие правила вы еще знаете?

        Заслушиваются ответы учащихся.

        Учитель: что бывает с теми, кто нарушает правила?

        Заслушиваются ответы учащихся.

        Учитель делает выводы по уроку.

        1. Домашнее задание:

        нарисовать правило, которое что-либо запрещает.

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *