Почему парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина – Attention Required! | Cloudflare

Конспект урока по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

М.А. Скирта

учитель русского языка и литературы Горловской СОШИ № 16 МОН ДНР

Центральные персонажи романа «Дубровский».

Ссора Дубровского и Троекурова.

(6 класс)

Цели урока:

Обучающая: выявить первоначальные впечатления о романе; создать условия для определения школьниками причин ссоры Андрея Гавриловича Дубровского и Кирила Петровича Троекурова; сравнения характеров героев, определения мотивов их поведения.

Понятия: «чувство собственного достоинства», «высокомерие».

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление.

Воспитательная: формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения новых понятий.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации учебной деятельности:

Методы обучения:

Приёмы деятельности учителя:

Технологии: информационно-коммуникационные.

Оборудование: словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, рабочая тетрадь ученика, дидактический раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: выявление первоначальных читательских впечатлений.

Метод: практический, частично-поисковый

Цель: формирование представления детей о главных героях произведения.

Учитель:

  • Проверим домашнее задание.

  • Назовите главных героев романа.

  • Укажите их социальное положение.

  • Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?

  • Какие у них были увлечения?

  • Как складывались отношения с соседями?

  • Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?

  • Отметьте общее в судьбах героев.

Заполните сопоставительную таблицу «Дубровский и Троекуров»

Троекуров

Дубровский

Социальное положение

Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях

Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим

Качества характера

Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием

Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома

Занятия

Праздность, дом полон гостями, буйные увеселения, страдал от обжорства, каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах

Горячий охотник

Отношение соседей

Рады были угождать, трепетали при его имени

Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать

Отношение к крестьянам

Относился строго и своенравно

Доброе

Общее в судьбах героев

Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями

Ш. Целеполагание

(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. Ожегов, Н. Шведова)

(Дружба – это умение быть чутким и внимательным, прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить её.)

(Вражда, ссора)

На доске

Дружба Ссора, вражда

(Ссора – состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка) (С. Ожегов, Н. Шведова)

(Потому что наши герои сначала дружили, а потом поссорились).

  • В чём причины ссоры Дубровского и Троекурова?

  • Кто виноват в ссоре?

  • Как во время ссоры проявились характеры Троекурова и Дубровского?

  • Почему не состоялось примирение ?

  • Да, ребята, вам предстоит найти ответы на эти вопросы и определить, почему герои так поступают и что влияет на их поступки, поэтому тема урока звучит так: «Центральные персонажи. Ссора Троекурова и Дубровского».

IV. Первичное усвоение материала

Цель: способствовать формированию представления школьников о различии главных героев произведения по нравственным качествам.

Метод: эвристическая беседа, частичный анализ, наглядный.

(Он привык к тому, что все угождают его малейшим прихотям).

(на доске табличка) Троекуров

Самолюбие,

надменность,

праздность,

высокомерие…

Лексическая работа со словами «высокомерие», «надменность»

Высокомерие – гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь. (С. Ожегов, Н. Шведова)

Надменностьсамонадеянный, высокомерный. (С. Ожегов, Н. Шведова)

(Он не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым, не лицемерит. Он отказывается от покровительства Троекурова).

Лексическая работа со словом «достоинство».

(на доске табличка) Дубровский

Гордость,

чувство собственного достоинства,

независимость…

(Воспоминания о прошлом сближают героев).

(В настоящем Троекуров – владелец огромного поместья, а Дубровский — всего лишь бедный дворянин.

Троекурову свойственно крайнее высокомерие по отношению к окружающим, Дубровскому – чувство собственного достоинства).

(Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в особое положение. Долго оставаться в таком положении нельзя. «Нечаянный случай на псарне» — проявление социальной закономерности.)

III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Работа в парах.

Цель: формирование исследовательских навыков работы с текстом для решения основной проблемы урока.

Форма работы: парная

Методы:

Динамическая пауза

Учитель. Проведите исследование причин ссоры Дубровского и Троекурова. Поработаете в парах. Возьмите лист с заданием. Найдите себе пару и заполните таблицу в рабочей тетради ученика. Работу выполняем 5 минут.

Прочитайте эпизод от слов «Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле…» до слов « «Но мысли его вскоре приняли другое направление…» (I глава).

Задания для учащихся

:

  • Найдите цитаты, доказывающие виновность Троекурова в случившемся.

  • Найдите цитаты, доказывающие виновность Дубровского в случившемся.

  • Найдите цитаты, доказывающие виновность псаря Парамошки в случившемся.

Таблица в тетради учащихся:

Кто виноват в ссоре?

Троекуров

Дубровский

Парамошка

  • «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним».

  • «Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».

  • «Да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

  • «На возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского»

  • «Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

  • «Псарня чудная, — вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».

  • «Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».

  • «…А я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин»

  • «Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее»

Проверка выполнения заданий учащимися

  • Как вы считаете, в чём вина Троекурова?

  • А Дубровского?

Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина? На что он рассчитывал?

(Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности).

IV. Обобщение изученного материала

Цель: способствовать определению учащимися мотивов поведения героев произведения.

Метод

: аналитическая беседа

(Замечание верного слуги льстило его самолюбию.)

(Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.)

(Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужином (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).

(В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может!)

(Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его.)

  • Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?

  • Так кто же виноват в ссоре?

  • Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?

(Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)

VI. Подведение итогов урока

(Нет. Троекуров приобрел имение Кистенёвка).

Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «… от природы он не был корыстолюбив».

(Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.)

  • Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» на первый взгляд кажется простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы.

  • В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел?

(Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно).

VII. Домашнее задание

Перечитать главы 2-3.

Подготовить устное высказывание

«Дубровский в суде: внешность, манера поведения, мимика».

VIII. Выставление оценок

IX. Рефлексия. Продолжите фразу:

  • Этот урок помог мне понять…

  • На этом уроке я убедился в том, что…

  • На уроке мне было …, потому что…

infourok.ru

«Причины ссоры Дубровского и Троекурова»

Урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина «Дубровский»:

«ПРИЧИНЫ ССОРЫ ДУБРОВСКОГО И ТРОЕКУРОВА»

Шуликова Г.В., учитель

русского языка и литературы

МБОУ Васильево-Шамшевская

СОШ №8 Кагальницкого района

Ростовской области

Тема урока: Причины ссоры Дубровского и Троекурова

Методические цели: помочь школьникам определить причины ссоры Дубровского и Троекурова в процессе анализа первой главы романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Задачи: помочь учащимся

  • выявить место первой главы в композиции романа;

  • определить черты характера Дубровского, Троекурова, которые

привели к ссоре двух давних друзей;

ситуации ссоры;

  • выявить роль портретной зарисовки, характеров, речи в создании

образов и выражении авторской позиции;

позицию Троекуров и Дубровский;

оценке поведения, характера, принципов жизни героев.

Дидактические цели и задачи:

Знать:

  • роль и место 1 главы в раскрытии причин ссоры Дубровского и Троекурова;

  • художественные приемы создания образа и характеристики Троекурова;

  • художественные приемы создания образа и характеристики Дубровского;

  • какой характер носит сопоставление двух героев;

  • какими нравственными принципами руководствуются в своей жизни

Троекуров и Дубровский;

Уметь:

  • находить способы создания образа и характеристики;

  • определять авторскую позицию и выражать собственную в оценке поведения

героев.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Ход урока

  1. Подготовка к работе с текстом. Выявление первоначальных

читательских впечатлений.

— Вы прочитали роман. Кто из героев вам понравился и почему?

-Кто вызвал неприязнь?

-Какие эпизоды романа запомнились и чем именно?

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над романом А.С.Пушкина «Дубровский». Начнем занятие с небольшого задания. Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

«Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного» (К.П.Троекуров)

«С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)». (А.Г.Дубровский)

-Как вы думаете, почему именно к этим фрагментам текста обращено ваше внимание? Какова их роль в 1-й главе?

-Итак, мы вспомнили двух персонажей романа. Как вы думаете, чего больше в этих героях: сходства или различия? Как сложились их отношения, судя по первой главе романа?

-Они поссорились.

-Подберите синоним к слову ссора.

-Раздор, разлад, конфликт.

-Что такое конфликт?

Чтение определения конфликта по словарю.

-Как вы думаете, как можно сформулировать тему урока?

Слушает варианты ответов и приближает учащихся к определению темы урока. Чтение темы урока на доске.

-Как же так, почему поссорились?

Чтение записанных на доске целей урока.

II. Работа с текстом первой главы.

  1. Беседа по вопросам:

А сейчас нам нужно выяснить, что же стало причиной ссоры между Дубровским и Троекуровым. Какой вариант ответа предлагает нам автор? Согласимся мы с его точкой зрения или нет? Давайте перечитаем начало главы до слов «Нечаянный случай все расстроил и переменил». (Читает подготовленный ученик).

А теперь проанализируем текст с разных точек зрения и результаты своих наблюдений запишем в таблице своих рабочих тетрадей (указывает страницу).

2.Работа по таблице «Дубровский и Троекуров»

3.Беседа по вопросам:

На каком приеме строит автор характеристики героев? (На приеме противопоставления)

-Как ведет себя Троекуров по отношению к соседям? Почему он ведет себя так? Дайте характеристику отношений Троекурова с соседями. Ко всем ли он относится одинаково? (Слушаются варианты ответов)

-А как помещики относятся к Троекурову? Подтвердите свой ответ цитатой из романа. (Слушаются ответы школьников)

-Почему Пушкин, характеризуя отношения помещиков к Троекурову, употребляет сочетания рады были угождать (а не просто: угождали), трепетали (а не боялись), готовы были (а не принуждены) тешить его праздность, никто не дерзал отказываться (а не рисковал, не осмеливался)?

-Почему Дубровский остается исключительно вне общего правила?

-Какими нравственными критериями определяет свою позицию Троекуров?

-Какими нравственными критериями определяет свою позицию Дубровский?

-Какой случай изменил все в отношениях героев?

III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом «Кто виноват в ссоре Дубровского и Троекурова»

  1. Задания для групп: найти в прочитанном тексте доказательства вины

Троекурова (1 группа), Дубровского (2 группа), псаря Парамошки (3 группа).

  1. Выразительное чтение отрывка романа от слов «Раз в начале осени Кирила

Петрович собирался в отъезжее поле…» до слов «Но мысли его приняли другое направление». (Указываются страницы учебника с нужным текстом)

Дети ищут цитаты, читают вслух и заполняют таблицу.

«Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестись и к ним».

«Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».

«…да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

«На возвратном пути со всею своей охотой нарочно поехал полями Дубровского».

«Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

«Псарня чудная, — вряд ли людям вашим житье такое же, как вашим собакам».

«Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил». «Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».

«…а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».

«Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он,- благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».

  1. Беседа по вопросам:

-Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина?

-Почему Троекуров обрадовался словам Парамошки?

-Какими вы представляете себе героев романа А.С.Пушкина, учитывая их

положение?

(Слушает варианты ответов учащихся)

-А теперь давайте посмотрим, какими их увидел художник Д.Шмаринов.

Пушкинское ли это изображение?

4.Работа по иллюстрации Д.А.Шмаринова «Ссора на псарне».

-Как показаны Троекуров, Дубровский, псарь Парамошка?

(Слушает варианты ответов детей)

-Подробного описания внешности героев у Пушкина нет. В романе

показано, что Троекуров имеет «необыкновенную силу физических способностей», громкий голос и смех, «тяжелые шаги». О Дубровском сказано, что он был «нетерпеливым и решительным», бедным и независимым». Что же помогло иллюстратору воссоздать внешность героев романа?

-Художник в своей книге «Годы жизни и работы» писал: «В новых рисунках я стремился подчеркнуть материальное и общественное неравенство двух поссорившихся друзей – старика Дубровского и барина Троекурова», Удалось ли это сделать Д.Шмаринову?

5.Беседа по вопросам:

-Понял ли Троекуров, что обидел старого друга?

-Сожалеет ли Троекуров о случившемся?

-Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?

-Как Троекуров хочет наказать Дубровского?

6. Чтение эпизода «Встреча с Шабашкиным» (от слов «Расхаживая тяжелыми

шагами взад и вперед по зале… до слов «Шабашкин поклонился до земли, вышел вон…»

(Учитель указывает страницы с нужным текстом романа)

7.Беседа по вопросам:

-Каким мы увидели Троекурова в этом эпизоде?

— Как характеризует Троекурова его обращение к Шабашкину: «Как бишь

тебя зовут»?

-Как автор показывает подобострастие Шабашкина?

-Как вы поняли словосочетание «маленький человек»?

8.Повторное чтение эпизода.

-Как будем читать слова Троекурова?

-С какой интонацией прочитаем слова Шабашкина?

IV. Подведение итогов урока.

-Почему же поссорились Дубровский и Троекуров?

V. Задание на дом:

1. Прочитать статью учебника «Для вас, любознательные».

2. Озаглавить главы II-IV.

3. Индивидуальное задание:

  • Пересказ эпизода в суде от лица Троекурова.

  • Пересказ эпизода в суде от лица Дубровского.

  • Подготовить рассказ «Жизнь Дубровского в Петербурге» по плану:

-Какой образ жизни вел молодой Дубровский?

-Как относились к нему товарищи?

-О чем мечтает Дубровский?

-Какие черты характера свойственны Владимиру Дубровскому?

-Какие чувства пробудила у Дубровского весть о болезни отца?

Бузыревой.

Антоном от слов «Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер» до слов «И лошади его побежали крупной рысью».

infourok.ru

Возникновение ссоры в романе дубровский. Причины ссоры Дубровского и Троекурова. А.С.Пушкин «Дубровский»

Урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина «Дубровский»:

«ПРИЧИНЫ ССОРЫ ДУБРОВСКОГО И ТРОЕКУРОВА»

Шуликова Г.В., учитель

русского языка и литературы

МБОУ Васильево-Шамшевская

СОШ №8 Кагальницкого района

Ростовской области

Тема урока: Причины ссоры Дубровского и Троекурова

Методические цели: помочь школьникам определить причины ссоры Дубровского и Троекурова в процессе анализа первой главы романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Задачи: помочь учащимся

    выявить место первой главы в композиции романа;

    определить черты характера Дубровского, Троекурова, которые

привели к ссоре двух давних друзей;

    определить роль интерьера и речевой реплики крепостного в создании

ситуации ссоры;

    выявить роль портретной зарисовки, характеров, речи в создании

    определить, какими нравственными критериями определяют свою

позицию Троекуров и Дубровский;

    стимулировать определение собственной позиции ребенка в

оценке поведения, характера, принципов жизни героев.

Дидактические цели и задачи:

    роль и место 1 главы в раскрытии причин ссоры Дубровского и Троекурова;

    художественные приемы создания образа и характеристики Троекурова;

    художественные приемы создания образа и характеристики Дубровского;

    какой характер носит сопоставление двух героев;

    какими нравственными принципами руководствуются в своей жизни

Троекуров и Дубровский;

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Ход урока

    Подготовка к работе с текстом. Выявление первоначальных

читательских впечатлений.

Вы прочитали роман. Кто из героев вам понравился и почему?

Кто вызвал неприязнь?

Какие эпизоды романа запомнились и чем именно?

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над романом А.С.Пушкина «Дубровский». Начнем занятие с небольшого задания. Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

«Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного» (К.П.Троекуров)

«С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)». (А.Г.Дубровский)

Как вы думаете, почему именно к этим фрагментам текста обращено ваше внимание? Какова их роль в 1-й главе?

Итак, мы вспомнили двух персонажей романа. Как вы думаете, чего больше в этих героях: сходства или различия? Как сложились их отношения, судя по первой главе романа?

Они поссорились.

Подберите синоним к слову ссора.

Раздор, разлад, конфликт.

Что такое конфликт?

Чтение определения конфликта по словарю.

Как вы думаете, как можно сформулировать тему урока?

Слушает варианты ответов и приближает учащихся к определению темы урока. Чтение темы урока на доске.

Как же так, почему поссорились?

Чтение записанных на доске целей урока.

II. Работа с текстом первой главы.

    Беседа по вопросам:

А сейчас нам нужно выяснить, что же стало причиной ссоры между Дубровским и Троекуровым. Какой вариант ответа предлагает нам автор? Согласимся мы с его точкой зрения или нет? Давайте перечитаем начало главы до слов «Нечаянный случай все расстроил и переменил». (Читает подготовленный ученик).

А теперь проанализируем текст с разных точек зрения и результаты своих наблюдений запишем в таблице своих рабочих тетрадей (указывает страницу).

2.Работа по таблице «Дубровский и Троекуров»

3.Беседа по вопросам:

Как ведет себя Троекуров по отношению к соседям? Почему он ведет себя так? Дайте характеристику отношений Троекурова с соседями. Ко всем ли он относится одинаково? (Слушаются варианты ответов)

А как помещики относятся к Троекурову? Подтвердите свой ответ цитатой из романа. (Слушаются ответы школьников)

Почему Пушкин, характеризуя отношения помещиков к Троекурову, употребляет сочетания рады были угождать (а не просто: угождали), трепетали (а не боялись), готовы были (а не принуждены) тешить его праздность, никто не дерзал отказываться (а не рисковал, не осмеливался)?

Почему Дубровский остается исключительно вне общего правила?

Какими нравственными критериями определяет свою позицию Троекуров?

Какими нравственными критериями определяет свою позицию Дубровский?

Какой случай изменил все в отношениях героев?

III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом «Кто виноват в ссоре Дубровского и Троекурова»

    Задания для групп: найти в прочитанном тексте доказательства вины

Троекурова (1 группа), Дубровского (2 группа), псаря Парамошки (3 группа).

    Выразительное чтение отрывка романа от слов «Раз в начале осени Кирила

Петрович собирался в отъезжее поле…» до слов «Но мысли его приняли другое направление». (Указываются страницы учебника с нужным текстом)

Дети ищут цитаты, читают вслух и заполняют таблицу.«Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестись и к ним».

«Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».

«…да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

«На возвратном пути со всею своей охотой нарочно поехал полями Дубровского».

«Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

«Псарня чудная, — вряд ли людям вашим житье такое же, как вашим собакам».

«Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил». «Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».

«…а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».

«Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он,- благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».

    Беседа по вопросам:

Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина?

Почему Троекуров обрадовался словам Парамошки?

Какими вы представляете себе героев романа А.С.Пушкина, учитывая их

положение?

(Слушает варианты ответов учащихся)

А теперь давайте посмотрим, какими их увидел художник Д.Шмаринов.

Пушкинское ли это изображение?

4.Работа по иллюстрации Д.А.Шмаринова «Ссора на псарне».

Как показаны Троекуров, Дубровский, псарь Парамошка?

(Слушает варианты ответов детей)

Подробного описания внешности героев у Пушкина нет. В романе

показано, что Троекуров имеет «необыкновенную силу физических способностей», громкий голос и смех, «тяжелые шаги». О Дубровском сказано, что он был «нетерпеливым и решительным», бедным и независимым». Что же помогло иллюстратору воссоздать внешность героев романа?

Художник в своей книге «Годы жизни и рабо

www.chalt-1school.ru

Центральные персонажи романа «Дубровский». Ссора Дубровского и Троекурова.

М.А. Скирта

учитель русского языка и литературы Горловской СОШИ № 16 МОН ДНР

Центральные персонажи романа «Дубровский».

Ссора Дубровского и Троекурова.

(6 класс)

Цели урока:

Обучающая: выявить первоначальные впечатления о романе; создать условия для определения школьниками причин ссоры Андрея Гавриловича Дубровского и Кирила Петровича Троекурова; сравнения характеров героев, определения мотивов их поведения.

Понятия: «чувство собственного достоинства», «высокомерие».

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление.

Воспитательная: формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения новых понятий.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации учебной деятельности:

Методы обучения:

Приёмы деятельности учителя:

Технологии: информационно-коммуникационные.

Оборудование: словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, рабочая тетрадь ученика, дидактический раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: выявление первоначальных читательских впечатлений.

Метод: практический, частично-поисковый

Цель: формирование представления детей о главных героях произведения.

Учитель:

  • Проверим домашнее задание.

  • Назовите главных героев романа.

  • Укажите их социальное положение.

  • Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?

  • Какие у них были увлечения?

  • Как складывались отношения с соседями?

  • Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?

  • Отметьте общее в судьбах героев.

Заполните сопоставительную таблицу «Дубровский и Троекуров»

Троекуров

Дубровский

Социальное положение

Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях

Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и не­зависим

Качества характера

Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием

Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома

Занятия

Праздность, дом полон гостя­ми, буйные увеселения, стра­дал от обжорства, каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах

Горячий охотник

Отношение соседей

Рады были угождать, трепе­тали при его имени

Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать

Отношение к крестьянам

Относился строго и своенравно

Доброе

Общее в судьбах героев

Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями

Ш. Целеполагание

(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. Ожегов, Н. Шведова)

(Дружба – это умение быть чутким и внимательным, прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить её.)

(Вражда, ссора)

На доске

Дружба Ссора, вражда

(Ссора – состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка) (С. Ожегов, Н. Шведова)

(Потому что наши герои сначала дружили, а потом поссорились).

  • В чём причины ссоры Дубровского и Троекурова?

  • Кто виноват в ссоре?

  • Как во время ссоры проявились характеры Троекурова и Дубровского?

  • Почему не состоялось примирение ?

  • Да, ребята, вам предстоит найти ответы на эти вопросы и определить, почему герои так поступают и что влияет на их поступки, поэтому тема урока звучит так: «Центральные персонажи. Ссора Троекурова и Дубровского».

IV. Первичное усвоение материала

Цель: способствовать формированию представления школьников о различии главных героев произведения по нравственным качествам.

Метод: эвристическая беседа, частичный анализ, наглядный.

(Он привык к тому, что все угождают его малейшим прихотям).

(на доске табличка) Троекуров

Самолюбие,

надменность,

праздность,

высокомерие…

Лексическая работа со словами «высокомерие», «надменность»

Высокомерие – гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь. (С. Ожегов, Н. Шведова)

Надменностьсамонадеянный, высокомерный. (С. Ожегов, Н. Шведова)

(Он не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым, не лицемерит. Он отказывается от покровительства Троекурова).

Лексическая работа со словом «достоинство».

(на доске табличка) Дубровский

Гордость,

чувство собственного достоинства,

независимость…

(Воспоминания о прошлом сближают героев).

(В настоящем Троекуров – владелец огромного поместья, а Дубровский — всего лишь бедный дворянин.

Троекурову свойственно крайнее высокомерие по отношению к окружающим, Дубровскому – чувство собственного достоинства).

(Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в особое положение. Долго оставаться в таком положении нельзя. «Нечаянный случай на псарне» — проявление социальной закономерности.)

III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Работа в парах.

Цель: формирование исследовательских навыков работы с текстом для решения основной проблемы урока.

Форма работы: парная

Методы:

Динамическая пауза

Учитель. Проведите исследование причин ссоры Дубровского и Троекурова. Поработаете в парах. Возьмите лист с заданием. Найдите себе пару и заполните таблицу в рабочей тетради ученика. Работу выполняем 5 минут.

Прочитайте эпизод от слов «Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле…» до слов « «Но мысли его вскоре приняли другое направление…» (I глава).

Задания для учащихся :

  • Найдите цитаты, доказывающие виновность Троекурова в случившемся.

  • Найдите цитаты, доказывающие виновность Дубровского в случившемся.

  • Найдите цитаты, доказывающие виновность псаря Парамошки в случившемся.

Таблица в тетради учащихся:

Кто виноват в ссоре?

Троекуров

Дубровский

Парамошка

  • «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним».

  • «Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».

  • «Да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

  • «На возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского»

  • «Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

  • «Псарня чудная, — вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».

  • «Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».

  • «…А я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин»

  • «Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее»

Проверка выполнения заданий учащимися

  • Как вы считаете, в чём вина Троекурова?

  • А Дубровского?

Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина? На что он рассчитывал?

(Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности).

IV. Обобщение изученного материала

Цель: способствовать определению учащимися мотивов поведения героев произведения.

Метод: аналитическая беседа

(Замечание верного слуги льстило его самолюбию.)

(Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.)

(Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужи­ном (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).

(В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Трое­куровым. Этого простить Кирила Петрович не может!)

(Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его.)

  • Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?

  • Так кто же виноват в ссоре?

  • Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?

(Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)

VI. Подведение итогов урока

(Нет. Троекуров приобрел имение Кистенёвка).

Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «… от природы он не был корыстолюбив».

(Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.)

  • Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» на первый взгляд кажется простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы.

  • В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел?

(Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно).

VII. Домашнее задание

Перечитать главы 2-3.

Подготовить устное высказывание

«Дубровский в суде: внешность, манера поведения, мимика».

VIII. Выставление оценок

IX. Рефлексия. Продолжите фразу:

  • Этот урок помог мне понять…

  • На этом уроке я убедился в том, что…

  • На уроке мне было …, потому что…

kopilkaurokov.ru

Кто виноват в Ссоре между Троекуровым и Дубровским?

Как и во всякой ссоре, оба. Читайте повесть, которую в последнее время называют романом. Это ведь самое начало произведения. Вот большая цитата (Глава 1, абзацы 4, 5, 6) Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. <…> Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. «Что же ты хмуришься, брат, – спросил его Кирила Петрович, – или псарня моя тебе не нравится? » – «Нет, – отвечал он сурово, – псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам» . Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, – сказал он, – благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее» . Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова. В сие время поднесли в лукошке Кирилу Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить. Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Возвратясь с гостями со псарного двора, Кирила Петрович сел ужинать и тогда только, не видя Дубровского, хватился о нем. Люди отвечали, что Андрей Гаврилович уехал домой. Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно. Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров. Слуга, поскакавший за ним, воротился, как еще сидели за столом, и доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться. Кирила Петрович, по обыкновению своему разгоряченный наливками, осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится. Слуга снова поскакал, Кирила Петрович встал из-за стола, отпустил гостей и отправился спать. На другой день первый вопрос его был: здесь ли Андрей Гаврилович? Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником; Кирила Петрович приказал своему писарю читать его вслух и услышал следующее: «Государь мой премилостивый, Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам Андрей Дубровский» . Вот и делайте выводы.

Нечаянный случай все расстроил и переменил. Раз в начале осени, Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пяти сот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением, и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми канурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые — то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борз ых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. «Что же ты хмуришься, брат», спросил его Кирила Петрович, «или псарня моя тебе не нравится? » «Нет», отвечал он сурово, «псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье», сказал он, «благодаря бога и барина, не жалуемся — а что правда — то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю канурку. — Ему было б и сытнее и теплее». Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости во след за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел, и не сказал ни слова. В сие время поднесли в лукошке Кирилу Петровичу новорожденных щенят — он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить. Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Возвратясь с гостями со псарного двора, Кирила Петрович сел ужинать и тогда только не видя Дубровского хватился о нем. Люди отвечали, что Андрей Гаврилович уехал домой. Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно. От роду не выезжал он на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров. Слуга, поскакавший за ним, воротился, как еще сидели за столом, и доложил своему господину, что дескать Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться. Кирила Петрович, по обыкновению своему разгоряченный наливками, осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится. Слуга снова поскакал, Кирила Петрович, встал изо стола, отпустил гостей и отправился спать. На другой день первый вопрос его был: здесь ли Андрей Гаврилович? Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником; Кирила Петрович приказал своему писарю читать его вслух — и услышал следующее: Государь мой примилостивый, Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю — потому что я не шут, а старинный дворянин. — За сим остаюсь покорным ко услугам Андрей Дубровский . По нынешним понятиям об этикете письмо сие было бы весьма неприличным, но оно рассердило Кирила Петровича не странным слогом и расположением, но только своею сущностью: «Как», загремел Троекуров, вскочив с постели босой, «высылать к ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать! — да что он в самом деле задумал; да знает ли он с кем связывается?

Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. <…> Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. «Что же ты хмуришься, брат, – спросил его Кирила Петрович, – или псарня моя тебе не нравится? » – «Нет, – отвечал он сурово, – псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам» . Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, – сказал он, – благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее» . Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова. В сие время поднесли в лукошке Кирилу Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить. Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Возвратясь с гостями со псарного двора, Кирила Петрович сел ужинать и тогда только, не видя Дубровского, хватился о нем. Люди отвечали, что Андрей Гаврилович уехал домой. Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно. Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров. Слуга, поскакавший за ним, воротился, как еще сидели за столом, и доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться. Кирила Петрович, по обыкновению своему разгоряченный наливками, осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится. Слуга снова поскакал, Кирила Петрович встал из-за стола, отпустил гостей и отправился спать. На другой день первый вопрос его был: здесь ли Андрей Гаврилович? Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником; Кирила Петрович приказал своему писарю читать его вслух и услышал следующее: «Государь мой премилостивый, Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам Андрей Дубровский» .

Кто виноват в ссоре между дубровским и троекуровым.

touch.otvet.mail.ru

Кто виноват в ссоре Дубровскова и Троекурова. И почему?

Предпочитаю первоисточник: «…Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина. Некоторые пытались было ему подражать и выйти из пределов должного повиновения, но Кирила Петрович так их пугнул, что навсегда отбил у них охоту к таковым покушениям, и Дубровский один остался вне общего закона. Нечаянный случай все расстроил и переменил. Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле… . Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. «Что же ты хмуришься, брат, — спросил его Кирила Петрович, — или псарня моя тебе не нравится? » — «Нет, — отвечал он сурово, — псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам» . Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее» . Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова. В сие время поднесли в лукошке Кирилу Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить. Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Возвратясь с гостями со псарного двора, Кирила Петрович сел ужинать и тогда только, не видя Дубровского, хватился о нем. Люди отвечали, что Андрей Гаврилович уехал домой. Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно. Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров. Слуга, поскакавший за ним, воротился, как еще сидели за столом, и доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться. Кирила Петрович, по обыкновению своему разгоряченный наливками, осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится. Слуга снова поскакал, Кирила Петрович встал из-за стола, отпустил гостей и отправился спать. На другой день первый вопрос его был: здесь ли Андрей Гаврилович? Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником; Кирила Петрович приказал своему писарю читать его вслух и услышал следующее: «Государь мой премилостивый, Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам Андрей Дубровский» . По нынешним понятиям об этикете письмо сие было бы весьма неприличным, но оно рассердило Кирила Петровича не странным слогом и расположением, но только своею сущностью: «Как, — загремел Троекуров, вскочив с постели босой, — высылать к ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать! да что он в самом деле задумал; да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его.. . Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова! » ну и т. д. и т. п.

Виноват слуга Троекурова, он оскорбил Дубровского, тот покинул усадьбу Троекурова и заявил, что простит его только тогда, когда его слуга лично извинится перед Дубровским..

Виноваты оба. Троекуров — хам, самодур, очень жесток. Но до злополучной ссоры хамил он кому угодно, только не Дубровскому, которого считал своим лучшим другом и искренне уважал за открытость и ум. Теперь вспомним, с чего началась ссора на псарном дворе. Троекуров хвалился псарней, а Дубровского стала заедать зависть (об этом прямо говорится в тексте). Андрей Гаврилович стал хамить первым: «Плохо, что вашим людям живется хуже, чем собакам…» Думаю, такие гости не понравились бы никому. После ссоры Троекуров несколько раз, в меру своей испорченности конечно, пытался помириться, получал категорический отказ. Как известно, гордыня, зависть — одни из самых страшных из смертных грехов. А Пушкин был истинным христианином.

touch.otvet.mail.ru

как зовут псаря который оскорбил дубровского

Глава 1 В одном из своих поместий живет Кирила Петрович Троекуров, богатый знатный барин, надменный самодур. Соседи во всем ему угождают и боятся. Сам Троекуров уважает только своего бедного соседа Андрея Гавриловича Дубровского, в прошлом своего товарища по службе. Троекуров и Дубровский оба вдовцы. У Дубровского сын Владимир, у Троекурова дочь Маша. Однажды Троекуров показывает гостям, среди которых находится и Дубровский, псарню. Дубровский неодобрительно отзывается об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками. Один из псарей, обидевшись, заявляет, что «иному барину неплохо было бы променять усадьбу на собачью конуру» у Троекурова. Оскорбленный Дубровский уезжает, посылает Троекурову письмо с требованием извинений и наказания псаря. Троекурова не устраизает тон письма. Конфликт усугубляется тем, что Дубровский обнаруживает в своих владениях мужиков Троекурова, ворующих лес. Дубровский отнимает у них лошадей, а крестьян велит высечь. Узнав об этом, Троекуров приходит в бешенство. Воспользовавшись услугами заседателя Шабашкина, Троекуров заявляет свои права (несуществующие) на владение Кистеневкой, имением Дубровских. Псаря звали ПАРАМОШКА

Псаря звали Парамошка.

touch.otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о