Средневековая одежда, что носили люди различных сословий
Средневековье овеяно духом рыцарства, борьбой за власть, преклонением перед Прекрасной Дамой. Один за другим издаются законы, регламентирующие одежду, в которую необходимо облачаться в зависимости от классовой принадлежности. Различалась фермерская, аристократическая и крестьянская средневековая одежда по покрою, качеству и структуре ткани, богатству отделки и аксессуарам. Модные платья и костюмы могли носить только состоятельные горожане, хотя принципа многослойности придерживались все слои населения.
Средневековая одежда
Одежда Средневековья соответствовала церковным канонам, отрицающим пышность или богатство, весь облик должен свидетельствовать о тленности бытия. Наряд приглушенных оттенков должен максимально скрывать тело, не давая усомниться в благочестии носителя. Формирование средневековой моды сложилось не только благодаря аскетичному воздействию религии, но и из-за бесчисленных войн за территорию и эпидемий.
Основные тенденции:
- Многослойность одежды. Благочестивым дамам следовало носить несколько слоев одежды, состоящей из длинной нижней рубашки и нижнего платья, сверху надевалось верхнее платье. Все слои имели длинный подол и зауженные рукава;
- Средневековая одежда украшалась по-разному. Мастерицы маскировали швы, подолы, горловины или рукава различной вышивкой, кисточками, кружевами, мехом. Для скрепления одежды Средневековья использовали шнуровку, пуговицы, завязки;
- Мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии;
- Простые крестьяне предпочитали серые, черные и коричневые цвета костюмов, богатые горожане могли позволить сочетать несколько контрастных оттенков красного, зеленого, желтого, синего цветов;
- В Средневековье одежда украшалась восточными мотивами. Во времена крестовых походов тамплиеры привозили моду на покрой, цвет и узоры нарядов с востока;
- Бубенцами украшали одежду, пояса, головные уборы и обувь. Средневековую красавицу было слышно издалека, со временем ими стали декорировать только костюмы скоморохов;
- Отсутствие нижнего белья. Было необязательно носить его, женщины в Средневековье обходились длинными рубахами;
- Высокие головные уборы дополнялись накидками, которые плотно обхватывали шею и голову, плавными складками спадая на плечи.
Материал белого цвета во времена Средневековья считался слишком дешевым, поэтому редко использовался при пошиве одежды. Знатная средневековая аристократка подчеркивала красоту сочетанием самых ярких тканей для платья, использовала головные уборы, расшитые на восточный манер.
Дополнением к средневековой одежде служили пояса, сумки, обереги. У коронованных особ пояса декорировались драгоценными камнями; рыцари носили пояса, свидетельствующие о посвящении в орден; священники довольствовались шнуровкой на талии.
Разновидности
В одежде раннего Средневековья господствовал прямой покрой, делался акцент на распашные наряды. Вплоть до XI века не существовало особых различий между женскими и мужскими одеяниями, особенности средневековой моды выделяются по периодам:
- От XII до начала XIV века. Длинные наряды в пол, облегающие фигуру. При помощи боковых швов плотно шьют лиф, а с талии начинают расширять юбку специальными клиньями. Пояс не имеет функциональной нагрузки, а служит декоративным элементом;
- Со второй половины XIV до начала XV века. Бурное развитие архитектуры Средневековья приводит к расцвету искусства кроя и шитья. Период дает начало формированию готической одежды, популярной среди определенных молодежных направлений до сих пор. Мужской средневековый костюм укорачивается, женский обогащается декоративными элементами. Параллельно развиваются две тенденции – максимально закрыть тело во имя христианских норм или утянуть фигуру, показав достоинства;
- Со второй четверти XV века. В массы попадает франко-бургундская мода, показавшая величие аристократии. Наряды стали шить тесными, их фалды тянулись по земле, а дополняли великолепие громоздкие головные уборы.
Женская одежда подчеркивала хрупкость владелиц, мужские костюмы демонстрировали богатство и статус. Людей, нежелающих носить наряды, соответствующие их полу, отлучали от церкви, провозглашали еретиками. Одежда в Средние века олицетворяла благочестие владельца, смирение перед мирскими тяготами.
Женская
Средневековая женская одежда раннего периода состояла из двух туник. Если нижняя должна доставать пола и обладать длинными рукавами, то верхняя была короче и имела широкие рукава. Туники декорировались отделкой по низу подола, горловине и рукавам.
Постепенно входит в моду облегающий жилет, вышитый узорами или украшенный отделкой. Пояс служит украшением, его носят на бедрах, украшают пластинками из металла.
Блио или платье длиной в пол с зауженными рукавами имеет шнуровку по бокам. В качестве верхней одежды женщина носила длинный плащ на тканевой или меховой подкладке. В поздние периоды Средневековья увеличивается многослойность одежды. До талии силуэт остается облегающим, но к низу постепенно расширяется. В женском гардеробе, кроме туник, появляется камиза, котт, плащ, сюрко.
Если туники и камиза служат нижней одеждой, то котт надевается сверху. Линия талии в сюрко акцентируется под грудью, а юбка сзади дополняется шлейфом, достигающим в длину нескольких метров. Под нарядом на животе прикрепляли подушечку, чтобы имитировать беременность. Область декольте закрывают вставкой из кружевной или прозрачной материи.
Головными уборами служили бархатные или парчовые «сахарные головы», эннены, генины, рогатые чепцы. Чем выше по происхождению дама, тем более высокий головной убор она носила. В Средневековье девушки полюбили носить огромное количество украшений. Образ прекрасной дамы немыслим без колец, ожерелий, цепочек, вышитых носовых платков. На поясе крепили четки, амулеты, зеркальце, позолоченные зубочистки.
Мужская
В средневековом костюме мужская одежда предполагала ношение двух туник. Ближе к телу носили длинную тунику камизу из простой ткани, а сверху надевали богато разукрашенную короткую тунику – котт. Со временем туники у знатных особ становятся длинными, а нижняя и верхняя одежда крестьян Средневековья остается укороченной.
У мужчин тоже в гардеробе присутствовало блио. Такая свободная одежда имела боковые разрезы, подпоясывалась на талии. Также различали блио без пояса, но со свободной юбкой и обозначенной талией. Прародителями шорт являлись бре, то есть простая материя, обернутая в районе бедер. Позже этот элемент гардероба стали шить до колен, оснащая снизу завязками или шнуровкой. К бре или к коленям ремнями привязывали шоссы или чулки из плотной материи.
Верхней одеждой мужчины служили сюрко, плащи и мантии. Сюрко представляли собой кусок материи не сшитый по бокам, но с проделанным отверстием для головы. Средневековые плащи достигали пола, прикреплялись фибулой на груди или плече. Аристократы носили мантии из дорогого материала, отделанные драгоценностями и мехом. В Средневековье рыцарское обмундирование состояло из «гербового» костюма, в котором присутствовал один из цветов дамы сердца.
Отличия для бедных и богатых
По покрою и фасону одежды не существовало классовых различий. Покрой во времена Средневековья был самым простым, куски ткани могли соединять шнуровкой, использовать накладные элементы костюма. Отличия касались исключительно дороговизны ткани, качества отделки и вышивки. Даже разбогатевший крестьянин не мог пойти против устава, чтобы носить одежду из ткани не для своего сословия. Бархат, парча и меха относились к привилегии высших слоев общества.
В Средневековье разработали законы против роскоши, разделяющие виды одежды по рангам. Все излишества считались грехом, поэтому приравнивалось к преступлению облачение в дорогие наряды. Даже цвет одежды крестьянам приписывался серый или коричневый, но богачи носили костюмы всех цветов радуги. Черный тон во времена Средневековья свидетельствовал о горе, белый – означал веру, а синий – чувствительность.
Что носили в Европе
Нидерланды превратились в законодателей одежды Средневековой Европы, распространив готическое веяние на территорию Италии, Германии и Франции. Именно во Франции с подачи Бургундского двора берут начало нововведения в одежде для модниц. Швеи укорачивали туники, разделили их на роскошные юбки и утягивающие корсажи, умелыми стежками выделяя тонкую талию и вытягивая силуэт.
Изыски моды Европы:
- «Дьявольские окошки» – дамы Средневековья снизу надевали утягивающее фигуру платье, а сверху носили еще одно – с декольте и без рукавов. Духовенство воспротивилось такой моде, призывая переодеться в более сдержанную, закрытую одежду;
- Длина шлейфа становилась все больше, приходилось даже устанавливать его оптимальную длину. В Италии на одной из площадей установили камень, возле которого стоял воин с мечом, чтобы контролировать длину шлейфа;
- Одежда Средневековья стала изобиловать глубокими вырезами в области груди. Декольте опускалось все ниже, а последовательницы моды попадали в немилость церкви;
- Рукава стали теперь неотъемлемой частью платья, если немного ранее они отстегивались или крепились завязками. Длина их тоже была значительной, иногда они шились наподобие муфты;
- Высокие шляпы – во времена Средневековья церковь считала такие уборы прибежищем бесовских сил, но удалось добиться оптимальной высоты шляпы для аристократок до 1 метра, а для простых горожанок – 50 см;
- Остроконечная обувь тоже считалась «когтями дьявола». Ходить было слишком неудобно, но ради красоты дамы были готовы терпеть мучения.
Отверстия в одежде Средневековья скреплялись шнуровками, булавками, иголками. Непосвященному человеку было не понятно, где в многослойном платье скрываются острые скрепляющие элементы. Кавалеры только вздыхали в стороне, сетуя, что прекрасная дама напоминает розу с острыми шипами.
В Средневековой Европе наладилось производство качественных тканей. Из Италии купцы вывозили на продажу лучшие парчовые, бархатные или шелковые ткани для пошива одежды. Мастерицы Фландрии ткали тончайшее сукно, которое декорировали пурпуром. Фламандские умельцы дали миру знаменитые кружева, поражающие воздушной структурой.
Какой был идеал красоты
По церковным представлениям судят относительно изображений святых Средневековья. Под куполами церквей парят почти невесомые фигуры мучеников, исполненные скорби. Идеалом красоты считалась девушка, повторяющая лик девы Марии:
- удлиненное лицо;
- аккуратные пухлые губы;
- слишком высокий лоб;
- большие глаза.
Художники рисуют на полотнах субтильных девушек с выступающими животами, линия груди и бедер обозначена слабо. Любая округлость тела считалась вульгарностью, свидетельствовала о низком происхождении девушки. В Средневековье лиф одежды туго шнуровали, а в Испании сдерживали рост груди свинцовыми накладками. В моде были глаза без ресниц и выбритые лбы, поэтому женщины пользовались народными рецептами по удалению волос на теле.
Любые веснушки или родинки считались дьявольскими метками, их надлежало регулярно натирать аметистом для удаления. Дама Средневековья олицетворяла кротость, создавала вид неземного создания. У девы непременно должны быть зеленые или голубые глаза, а также идеальную картинку Средневековья дополняли струящиеся до пола золотистые волосы. Одежда средневекового рыцаря, наоборот, подчеркивала мужественность. Идеалом считался мужчина с крепким телосложением и четко выраженными чертами лица.
Во времена Средневековья в ранг идеального цветка попадает роза. Среди серости и междоусобиц розы преподносят возлюбленным, вплетают в венки, осыпают лепестками новобрачных, украшают одежду вышивками со сплетенными розами.
Модели для современности
Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.
Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:
- выделенная зона декольте;
- кружевные платья любые по длине и пышности;
- обтягивающие фигуру брюки;
- корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
- укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
- обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
- множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
- черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
- объемные плащи с капюшонами;
- грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.
Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.
О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.
Видео
Фото
Что на самом деле носили женщины в Средние века?
Эпоха Средневековья, наступившая после падения западной Римской империи (в 476 году нашей эры) ознаменована глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни. Одежда длительное время была однообразной и простой, ибо христианская церковь требовала полностью прикрывать тело. Жестокие междоусобные войны, болезни, эпидемии – все это замедлило развитие культуры и определило эстетическим идеалом человека – аскета.
Фото 1 – женская одежда раннего Средневековья
В костюме Раннего Средневековья все подчиняется прямолинейным линиям, наглухо закрыты руки, плечи, грудь.
Фото 2 – представители различных сословий
По церковным канонам земная жизнь в то время представляется скорбной и греховной, а в самом человеческом теле заключен источник греха. Цвет одежды приобрел определенный смысл, особенно в парадных придворных костюмах.
Фото 3 – церковные каноны и женский костюм
Золотой цвет считался символом божественной энергии, Святого Духа, чистоты.
Наиболее популярным стал зеленый — символ надежды, цветения земли и райских садов. Голубые цвета небесного свода в костюме напоминали о бренности бытия.
Фото 3а – жители Средневековья в характерных костюмах
Женщины носили только блио — глухие, закрытые туники, скрывавшие даже ноги. Овальные боковые разрезы на платье шнуровались лентами для облегания груди и талии.
Фото 4 – костюмы Скандинавии
Одежда отличалась глухим, закрытым воротом. Линия талии завышена жакетом (жипом). Длинный подол юбки подобран сбоку и спереди и зaдрапирован на животе.
Фото 5 – костюмы придворной знати
Мода на драпировку была вызвана особым почитанием, которым в то время пользовались беременные женщины. Бесконечные войны, эпидемии холеры, чумы уносили тысячи жизней.
Поэтому роль женщин в обществе была нацелена на пополнение населения.
Верхней одеждой женщинам служили длинные плащи-мантии ярких расцветок. В качестве подкладки плаща использовали обычно ткань контрастного цвета. Например, красный плащ на зеленой подкладке, или отделка мехом горностая, бобра.
Фото 6 – модные образы женщин Средневековья
Поскольку почти постоянно женщины ходили в головной накидке, они не носили сложных причесок. Девушки заплетали длинные косы, или подхватывали распущенные волосы обручем вокруг головы, позволяя им свободно спадать по плечам, груди и спине. Замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Платок повязывался вплотную к подбородку и обматывался вокруг головы так, чтобы один конец падал на плечо или грудь.
Фото 7 – женские костюмы
Дополняли костюм женщины мягкие кожаные башмаки белого или красного цветов. Аристократки предпочитали обувь из шелка и парчи, украшенные вышивкой и драгоценностями.
Фото 7а – парадные костюмы
Под влиянием крестовых походов менялась средневековая мода. Из земель обетованных рыцари привозили новые ткани, такие как бархат, а также идеи новых фасонов и стилей в одежде.
Наступило господство парчи, затканной золотыми и серебряными нитями, украшенной роскошной вышивкой, жемчугом и золотом.
Фото 8 – готические костюмы из парчи
Родиной новой моды стали Италия и Франция. И это не случайно, ибо именно здесь был центр средневековой рыцарской культуры. Женские платья плотнее облегали фигуру, что придавало образу больше теплоты и изящества. Одежда повторяла линии тела от плеча и ниже талии, а пышная юбка пришивалась к корсажу отдельно.
Фото 9 – костюмы прекрасных дам
В Прекрасной Даме должны были соединяться простота и недоступность, в отношениях между мужчиной и женщиной — духовная близость и идеализация любимого человека.
Фото 9а – готические костюмы
Рукава расширялись книзу и имели форму колокола. Более длинные рукава нижней туники шились такой длины, что края их иногда доходили до земли.
Женщины носили маленькие сумочки, которые свисали с пояса, и перчатки, а также вплетали цветы в прическу. Вуаль стала более затейливой, и превратилась в тщательно продуманный головной убор.
Фото 10 — прекрасная дама
Больше всего в одежде и ценились богатая отделка мехами и драгоценными камнями. Среди золотых украшений часто применялись бубенчики и колокольчики. В воображении людей того времени понятие богатства и довольства тесно связывается с представлением о шлейфе, который волнами ложится вокруг ног.
Фото 11 – мода при дворе Герцога Бургундского
Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщин в обществе: чем знатнее была дама, тем длиннее шлейф. Так, королева имела право носить шлейф длиной 4 метра 95 сантиметров, герцогини и принцессы — 3 метра 60 сантиметров и далее по значимости и знатности, но не менее 45 сантиметров.
Фото 12 – трехслойные платья Средневековья
Что носили во Франции в Средневековье?
Французские придворные дамы XV века надевали одновременно три платья: котт, сюркотт и роб. Оба верхних платья обыкновенно имели длинный шлейф. Некоторые дамы ограничивались двумя платьями, но меньше двух не носил никто.
Вершины своей популярности готическая мода достигла в XV веке при дворе бургундских герцогов. Именно герцогство Бургундия стало законодателем моды в Европе, прежде всего в области придворного костюма.
В соборе шведского города Уппсала хранится золотое «платье королевы Маргрете Датской», которая правила всей Скандинавией в конце XIV – начала XV веков.
Фото 13 – воспроизведенное платье королевы Маргрете Датской
Платье это по-королевски роскошно. Простой покрой восполняется поистине драгоценной тканью. Тёмно — красной шёлковой основы почти не видно, она только образует контуры изящных узоров: фруктов, похожих на ананас, цветов, листьев и ягод. Все пространство между ними заткано переплетением жёлтых шёлковых и покрытых позолотой серебряных нитей. Поэтому ткань кажется золотой.
В настоящее время дизайнеры с мировым именем при создании коллекций одежды, за вдохновением нередко обращаются к эпохе Средневековья.
Фото 14 – костюм в стиле Средневековья из коллекции английского дизайнера А. Маккуина
Гениальная интерпретация образов далеких веков предстает в великолепных костюмах, которым рукоплещет мир моды.
Фото 15 – переплетение эпох в женских костюмах из коллекции английского дизайнера А. Маккуина
Фото 16 – эти платья создают ощущение эпохи Средневековья
Другие статьи по теме:
что носили мужчины и женщины? Мода Средневековья — Jenclub.ru
Средневековье — время рыцарей, которые отчаянно сражались за сердце прекрасной дамы. Помогали девушкам оставаться красивыми великолепные платья — простые, но стильные, с мягкими летящими силуэтами и богатой отделкой. В то время одежда зависела исключительно от классовой принадлежности, поэтому крестьянки старались преобразить скромные наряды, чтобы выглядеть достойно. Что же было модно в Средние века?
Основные характеристики средневекового костюма
Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.
Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.
Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков. В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия.
СПРАВКА! В Средние века старались не носить одежду белого цвета. Белые ткани считались самыми дешевыми, поэтому их отчаянно избегали.
Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:
- Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
- Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
- Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
- Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
- Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
- Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
- В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
- В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.
СПРАВКА! Женщины Средневековья часто обходились без нижнего белья: им хватало нескольких длинных слоев платья.
Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.
Отличия костюмов бедных и богатых
Крой и фасон одежды бедных крестьян и зажиточных горожан не имели различий. В Средневековье куски ткани соединялись между собой единственно возможным способом: шнуровкой. Швы скрывали накладными лоскутами.
СПРАВКА! Отличия в одежде бедных и богатых регламентировались законом.
Основные отличия касались качества тканей и отделки и богатства декора. Вышивки, украшения и аксессуары могли себе позволить только состоятельные люди. Даже если крестьянин разбогател и мог себе позволить более качественные материалы и выделяющуюся отделку, он не мог пойти против устава и сменить костюм.
Из-за огромного влияния церкви все излишества и шик были под запретом. Они считались одновременно и грехом, и преступлением, поэтому о дорогих нарядах люди, не имеющие отношения к аристократическим семьям, могли только мечтать.
Бедняки носили одежду черного, серого или коричневого цветов, в то время как представители высших сословий могли себе позволить все цвета радуги.
СПРАВКА! Почти все цвета в одежде Средневековья имели свое значение. Черный символизировал горе, белый — веру, а синий — чувствительность. Одежду красного цвета, цвета крови, носили палачи.
Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья
Идеалом красоты считались женщины, имеющие во внешности сходства с ликом Девы Марии. Для нее характерны черты:
- удлиненное лицо;
- аккуратные пухлые губы;
- высокий лоб;
- большие глаза.
Если обратиться к искусству, можно заметить девушек с почти полностью отсутствующими округлостями. Линия груди и бедер практически не заметны в изображениях девушек Средневековья, поскольку они считались вульгарными. А вот большие животы, если верить картинам, дозволялись (или были неизбежны).
Девушки старались всячески придать себе черты мужской фигуры, поэтому всеми изощренными способами скрывали грудь. Для этого очень туго шнуровали корсет, а самые отчаянные и смелые носили свинцовые накладки, препятствующие росту груди.
В моде было отсутствие ресниц и волос на лбу, поэтому их удаляли при помощи известных народных методов. Веснушки и родинки считались метками дьявола, из-за чего девушкам приходилось «выводить» их аметистом.
Девушка должна была олицетворять кротость и покорность, на которые указывали зеленые или голубые глаза и длинные светлые волосы.
Женский наряд раннего Средневековья
В ранний период Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт») и верхнего («сюкко»). Длина обоих слоев достигала щиколотки.
Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.
У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.
Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.
В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.
В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.
Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах.Плащи стали подшивать мехом.
Мужская одежда раннего Средневековья
Мужской костюм состоял также из двух слоев: «котта» и «камизы». Их особенности совпадали с таковыми у женских.
СПРАВКА! Верхняя туника всегда шилась из более дорогой и качественной ткани.
Верхний слой одежды всегда подпоясывали и иногда делали напуск. Со временем длина туники увеличивалась, особенно у феодальной знати. Костюм крестьян по-прежнему оставался коротким, в то время как туника короля доставала до самого пола.
Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.
Мужчины в Средневековье обязательно носили штаны, которые по крою напоминали современные треники: они облегали ногу и отличались большой длиной.
В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.
Изменения в женском костюме в романский период
В основе женского костюма все также оставались туники. Самое существенное изменение в одежде, произошедшее в романский период, заключалось в том, что одежду стали кроить, а не собирать из цельных кусков тканей.
В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.
Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.
Появилась еще одна накидка с заниженной отрезной линией талии — блио, — которая надевалась через голову. Ее шили из шелка или шерсти.
Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.
Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.
Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.
Костюм рыцаря
Доблестные рыцари обязательно облачались в кольчуги и носили доспехи. Как правило, все снаряжение рыцарей изготавливалось на заказ, и на создание одного костюма уходило немало времени и сил десятков ремесленников.
Доспехи состояли из мягкой тканевой рубахи и гнущейся плетеной кольчуги. Кольчугу плели из небольших металлических колец, так что в итоге она напоминала кованую сеть. Она могла иметь вид удлиненной рубахи или обтягивающей туники.
Руки защищали кольчужные рукава и перчатки или рукавицы. На ногах были кольчужные штаны — шоссы.
СПРАВКА! Главным недостатком кольчуги была коррозия. Почти после каждого боя ржавчину удаляли с помощью песка.
Основное предназначение костюма рыцаря — защита. Одежда смягчала удары острыми предметами, благодаря чему рыцари возвращались с поля боя живыми и невредимыми. Постепенно защитные свойства одеяния усиливались: добавились нагрудники, наплечники, которые крепились на кожаное основание.
Ремесленники научились ковать шлемы из металла. Сверху на шлем рыцари надевали капюшон кальчуги, благодаря чему воин оказывался защищен от макушки до пят.
Мода Средневековья: готический период
В готический период возникло понятие моды.
Особенности одежды в готический период:
- узкие обтягивающие фасоны, которые препятствовали свободному передвижению и сильно сковывали движения;
- очень длинные рукава;
- удлиненные носки туфель;
- необычные головные уборы, которые женщины носили в обязательном порядке;
- четкое разделение одежды на мужскую и женскую.
Последний пункт приобрел фанатичный размах. Если человек вдруг решал примерить одежду противоположного пола, его могли казнить.
Женский готический костюм
Самым трендовым считался костюм S-образной формы. Такой силуэт удавалось достичь благодаря сильно завышенной талии и низкого декольте.
Зона декольте должна была быть полностью закрытой. Иногда в качестве декора использовалась специальная вставка из дорогой, часто прозрачной ткани, которую священники называли «дьявольским окошком».
Юбка платья была длинной и имела огромный шлейф, длина которого часто достигала нескольких метров. Считалось, что длина шлейфа напрямую зависит от знатности дамы, и наоборот.
Рукава платьев могли быть узкими и длинными, прикрывающими большой палец руки, и широкими. Широкие рукава часто подшивались парчой, украшались ажурными вставками, мехом. Причем, рукава не пришивались к платью, а пристегивались, так что женщина могла менять их хоть каждый день.
Цветовая палитра состояла из ярких оттенков — красного, синего, желтого, зеленого. Их часто комбинировали между собой, не задумываясь о сочетании.
Сверху на платья женщины стали надевать упелянд — верхнюю одежду, обшитую мехом. Он мог быть широким с длинными рукавами или отрезным по талии с юбкой.
СПРАВКА! В готический период впервые появились корсеты.
Корсеты состояли из металлических конструкций и предназначались для того, чтобы придать животу женщины беременный вид. Беременность была в моде, и некоторые женщины даже подкладывали под платья подушки, имитирующие живот.
Разновидности платьев готического периода
В готический период были популярны 2 вида платьев:
Платье киртл имело лиф с длинной шнуровкой и пристегные рукава, а роб характеризовался наличием декольте, пышной юбки, длинным шлейфом и поясом под грудью.
Киртл шили из шерсти или прочного сукна. Узкая верхняя часть напоминала жилет с пристегнутыми рукавами. Иногда рукава отсутствовали, и такое платье надевали как нижнюю тунику.
Платье роб имело огромное длинное декольте от плеча до плеча и длинный шлейф — до 5 метров. Некоторые представители церкви выступали против столь длинного «хвоста», поэтому на центральных площадях стражи часто караулили девушек в таких платьях, измеряли длину шлейфа и, если нужно, отрезали лишнюю ткань.
Головные уборы
Головные уборы были обязательным атрибутом женщин. Позволить себе выйти на улицу с открытыми волосами могли разве что аристократки.
СПРАВКА! В раннем Средневековье женщины должны были полностью прятать все волосы. В готический период допускалась одна прядь, которую фиксировали на лбу.
Женские головные уборы шили из разных тонких тканей. Каждый из них имел свое символическое значение. Если женщина облачалась в темную одежду длинное покрывало, которое прикрывало лицо, это означало глубокую грусть и печаль. Радость и веселье олицетворяли расписные платки и открытое лицо.
Барбетт — длинный белый платок, который плотно прилегал к лицу, груди, шее, носили в XII-XIV веках.
Из жестких тканей и прозрачного шелка изготавливали различные чепцы как причудливой формы, так и очень простые. В Германии женищны носили крузилер — чепец из полотна с большим количеством рюшей. Он плотно прилегал к затылку.
Чепец-эннин с заостренным верхом носили с платьем роб. Его изготавливали из твердой бумаги или полотна, которые покрывали шелком или другими дорогими тканями. Сверху на чепец натягивали длинное прозрачное покрывало, которое ниспадало на шлейф платья. Оно называлось кувр-шеф.
Под покрывалом часто находился двурогий чепец — головной убор с двумя рожками по бокам.
Мужчины носили соломеные шляпы, шляпы из фетра, фески, береты, тюрбаны, чалмы, шляпу шаперон. Поверх головного убора они надевали капюшон плаща.
Мужской костюм в период готики
Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.
Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.
В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.
Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.
Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.
Какую одежду надевали в средневековой Руси?
Зажиточные горожане носили плащи и брюки (мужчины) и роскошные богатые платья (женщины). Для бедняков и простых крестьян был один вариант одеяния — льняная рубаха и грубые полотняные штаны — портки.
Женщины надевали простые длинные платья прямого кроя сверху на белую льняную рубаху. Ткани были довольно скромные и однообразные, без ярких оттенков и многообразного декора.
Замужним женщинам полагалось носить поверх рубахи некое подобие юбки — одежду, которая крепилась на поясе, и называлась понева.
Мода Средневековья формировалась под большим влиянием церкви, поэтому большого разнообразия костюмов и цветных тканей не было. Одежда имела свободный крой и большую длину, прикрывала большую часть тела и значительно отличалась у бедных и богатых слоев населения. Постепенно костюм менялся, приходили к более узким и менее закрытым нарядам, но общая картина одеяния оставалась прежней.
Платья в средневековом стиле
24 Апрель 2014 admin Главная страница » Модели и фасоны Просмотров: 4524До сих пор, много особ женского пола, наблюдая художественные картины или же сцены в театре, где показаны средневековые времена, восхищаются шикарными нарядами импозантных барышень. Еще бы, дорогая, грациозная ткань, которая прекрасно воплощается в изящном и богатом наряде, порадует любой, не только женский, но и мужской глаз. Важно знать, что платья в средневековом стиле богаты своим разнообразием. Ведь насколько развивалась культура средневековья, настолько это и отображалось в нарядах. Например, в период ранней эры представленного цикла, наблюдались античные и византийские наряды. Позже радовал глаз готический стиль. Так же, мода того времени отличалась оригинальным кроем и пошивом туалетов, придавая наряду причудливые и необычные формы. Несмотря на необычность образа давно минувшей эры, платья в средневековом стиле пользуются популярностью среди выпускниц, невест, звезд эстрады и театра.
Особенности женских средневековых платьев
Самым главным в платье такого стиля является длинная и пышная юбка. Верхом для наряда может служить корсет или лиф, щедро расшит вышивкой. Такой наряд может быть сдельным или юбка и верх – раздельный.
Обязательно на таком изделии должны быть какие-то отличительные черты:
Весь наряд должен выглядеть богато и шикарно. Так же встречались наряды, которые похожи на популярную сейчас тунику, но они отличались богатством вышивки на ткани.
Средневековое свадебное платье — все на бал
Средневековые невесты могли надеть платье со шлейфом разной длинны, под низ обязательно надевали рубашку, детали которой были видны сквозь основной наряд. Так же, невесты того времени, в свой образ внедряли металлический или кожаный декор. Это может быть пояс или шнуровка на корсете. Цвет свадебных платьев не был белым — традиционным, как сейчас. Средневековые невесты выбирали наряды пастельных тонов или же золотых и даже зеленых.
Сшить такого рода платье будет довольно сложно и затратно, так как фасон таких платьев отличаются сложностью кроя и стоимостью тканей. Для них стоит выбирать ткань из высококачественного хлопка, дорогого бархата или плотного настоящего шелка. Украсить можно выкройкой из тесьмы золотистого или серебристого цвета или лентой из орнамента.
Но все равно, не смотря на такие проблемы, платья, будь это вечерние или свадебные, пользуются большой популярностью, и регулярно выпускаются на показах разных коллекций, будь — то свадебных или вечерних нарядов. Ведь средневековый стиль отличается своей оригинальностью, женственностью и помпезностью.
Как завершить образ средневековой принцессы
Пышное платье в средневековом стиле – это не весь образ. Чтобы он был завершенным, рекомендуется подбирать украшения, которые соответствуют той эпохе.
- Прически были довольно высокие и пышные.
- Головные уборы заменяли покрывала из дорогой ткани, чепцы, которые были популярны в эпоху готики.
- Весь образ должен быть полон шикарности и богатства, начиная от прически и заканчивая подолом платья.
Кельтское средневековое платье Фрея – заказать на Ярмарке Мастеров – JQTLGRU
Средневековая одежда.Это платье прекрасно подойдет для мероприятий где нужен средневековый костюм, а также для фольклорных или фэнтези мероприятий. А так же и для вечеринок. Обладательница такого великолепного льняного платья может быть в роли различных персонажей — будь то принцесса, королева, волшебница или сказочная фея.
Можем делать эти платья и в виде свадебных платьев.
Кельтское средневековое платье Фрея
Свет любви наполняет наш мир так, что даже лед не остается нетронутым. Это так проявляется в мир вливающаяся в него Сила Любви. И имя ей — Фрейя. Прекрасная, сама Любовь. И эта Любовь манит, призывая к плодородию и Великой Жатве. Жатва — это самый главный дар Фрейе, страстно отдаваемый всеми теми, кто жаждет настоящей Любви. Такой Любви, что даже воины на полях великих битв готовы отдать свои жизни и стать частью Жатвы, чтобы с полетом Валькирий, наполненном духом этой Божественной Любви, попасть в самые нежные и заботливые объятья Фрейи, в Ее райском мире…
Такова Фрейя, и поток Ее Любви, подобен Мировому Древу — связывает неразрывно Небо и Землю, переплетая все события, явления, покой и движение, мир и войну в Единое Целое, раскрывая в душах всю мощь божественного присутствия…
Основой узора платья являет собой Мировое Древо, корни которого переплетены с ветвями, как бы постоянно нам напоминая — что Вверху, то и Внизу…
Мировое Древо, оно же Древо Жизни, нам заповедует помнить о своих корнях — Предках, которые как бы остаются позади в прошлом, но на самом деле мы их встречаем ликами Светлых Богов наверху, там, куда нас приводит по ступеням-ветвям наше осознанное самосовершенствование, в понимании, что все в этом Мире неразрывно и переплетено. Об этом говорят и витые узоры подола и рукавов платья.
И нет ни Конца, ни Начала в Великом Движении Тока Жизни и вечнозеленая листва Древа шелестит нам о об этой Великой Тайне…
Узор на груди платья подчеркивает связь Древа Мира с плодородием и Единством Жизни во всех мирах одновременно, собранных в нашем Сердце.
Платье сшито из натурального льна, имеется шнуровка с обоих боков.
Богато украшены средневековой кельтской вышивкой горловина, рукава и подол платья.
Вышивка так же имеет защитное значение для носящего это платье.
Узор вышивки выполнен тремя цветами — темнозеленым, зеленым и очень яркозеленым.
Машинная вышивка гладью.
Материал: Лен, вышивальная нить полиэстер, вышивальная нить вискоза , декоративный шнур.
11 фото красивых средневековых платьев для фотосессии
Разве можно назвать какой-то период мировой истории более романтичным, чем период Средневековья? Прекрасные дамы в шикарных платьях, их верные рыцари, грозные короли и шикарные королевы, драгоценные камни и величественные дворцы – все это лишь часть отзвуков того времени, которые до сих пор вызывают трепет у многих современных девушек.
Средневековье славится своими пышными балами и, конечно же, роскошными нарядами барышень, которые буквально сверкали на подобных мероприятиях. Тяжелая и дорогая материя, переливающиеся драгоценности, сложнейшие вышивки, драпировки и другие премудрости, которые удачно воплощались в платьях того времени.
Женское платье в том виде, в котором мы привыкли его видеть сегодня, появилось далеко не сразу, с тех пор прошло множество столетий. Средневековое платье менялось постоянно, в силу со временем и развитием культуры, видоизменялись и наряды: например, в период Раннего Средневековья вы не встретите корсетов, там преобладало смешение византийских, античных и англо-саксонских стилей.
В эпоху готики женское платье сильно преобразилось, обзавелось заостренными чертами, причудливыми и специфическими удлиненными формами, именно тогда оно превратилось в настоящее произведением искусства, проявлениями которого мы восхищаемся до сих пор!
К концу периода средневековья женское платье достигло своего расцвета, многие детали из моделей того времени встречаются в современных свадебных или вечерних платьях.
Чем характеризуется такой наряд?
- Главной особенностью, конечно же, является длинная юбка: пышная или А-силуэта, это уже зависит от периода эпохи, но она обязательно должна быть максимально длинной и даже, возможно, со шлейфом.
- В ранний период носились платья, напоминающие цельнокроеные туники, однако, богато украшенные и дополненные вышивками, возможно шнуровками и кожаными поясами. В период позднего Средневековья оно могло иметь раздельную юбку и верхнюю часть – лиф или корсет.
- По всем правилам под такую одежду обязательно надевалась нижняя длинная рубашка, она могла выглядывать из разрезов рукавов или ворота.
- Платья того времени были настоящим произведением искусства, от того и весили около 15-20 кг, если вы хотите полностью следовать эпохе, то выбирайте модели из дорогих и тяжелых тканей, которые щедро украшаются вышивками, драпировками или камнями.
Красивые наряды в средневековом стиле очень популярны для создания образа на фотосессию, ведь на фото такие наряды смотрятся крайне загадочно и обворожительно. Да и какая девочка не мечтала, хоть раз, почувствовать себя принцессой, облачившись в длинную и шикарную средневековую одежду?
Кроме того, сегодня крайне популярны тематические свадьбы с использованием средневековой атрибутики, если к вопросу подойти серьезно, то в результате получаются самые пышные, романтичные и незабываемые торжества.