Осетины обычаи и традиции: «Культура и традиции Осетин» – Традиции и обычаи осетинского народа

«Культура и традиции Осетин»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Культура и традиции народов Ставропольского края Обычаи осетинского народа Описание слайда:

Культура и традиции народов Ставропольского края Обычаи осетинского народа

2 слайд Осетины— народ, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии:
Описание слайда:

Осетины— народ, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии: республик Северная Осетия — Алания и Южная Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; осетины в основном двуязычны (двуязычие — осетинско-русское, реже — осетинско-грузинское или осетинско-турецкое)

3 слайд К древнейшим обычаям, порожденным родовым строем, относится гостеприимство и
Описание слайда:

К древнейшим обычаям, порожденным родовым строем, относится гостеприимство и куначество осетин. Эти обычаи бытовали и у других горских народов Северного Кавказа и имели много сходных черт.

4 слайд Прием гостя на Кавказе - вообще явление важное, официозное и очень ответствен
Описание слайда:

Прием гостя на Кавказе — вообще явление важное, официозное и очень ответственное. А у осетинского народа гостеприимству отведена особая роль в системе традиционного общения.

5 слайд Гостеприимство - особенность осетинского народа, важнейшая народная традиция,
Описание слайда:

Гостеприимство — особенность осетинского народа, важнейшая народная традиция, уходящая корнями соблюдением правил и порядка в глубь веков.  

6 слайд Наряду с гостеприимством у осетин существовал обычай куначества, именовавшийс Описание слайда:

Наряду с гостеприимством у осетин существовал обычай куначества, именовавшийся хъунахъ (кунак), лыман (друг), хион уазаг (свой гость). Куначество, передававшееся из поколения в поколение, издавна имело широкое распространение у осетин и ближайших их соседей — грузин, ингушей, балкарцев, кабардинцев.

7 слайд Некоторые правила осетинского застолья.   - Всё то, что считается неприличным Описание слайда:

Некоторые правила осетинского застолья.   — Всё то, что считается неприличным для любого цивилизованного застолья, не принято и за осетинским столом. — Стол – святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить. — За одним столом в Осетии не садились дед и внук, отец и сын, дядя и племянник, тесть и зять, родные братья. Нарушая этот обычай, младшие по возрасту или же по положению выказывают неуважение к старшим.  — Курение за столом – проявление неуважения к окружающим.

8 слайд  Традиционная кухня осетинского народа складывалась в течении долгого времени
Описание слайда:

 Традиционная кухня осетинского народа складывалась в течении долгого времени. Главный ее образующий фактор — кочевой образ жизни первоначальных жителей данного региона, предков осетин — алан.

9 слайд Старший застолья громко возносит молитву Богу и всем святым, которым поклоняю
Описание слайда:

Старший застолья громко возносит молитву Богу и всем святым, которым поклоняются осетины, и освящает три пирога. Только после первого бокала можно начинать трапезу. Характерной чертой осетинского стола до сих пор является торжественное преподношение почетного бокала определенному, лицу или группе людей. В этом обычае отражен быт предков осетин.

10 слайд В основе системы питания местных жителей лежат блюда из мяса, которое чаще вс
Описание слайда:

В основе системы питания местных жителей лежат блюда из мяса, которое чаще всего готовится в походном казане и приправляется острым соусом на основе сметаны. Широко распространено в самой Осетии приготовление сыра и местного пива, эти продукты пользуются большой популярностью и за пределами края.

11 слайд На праздники в Осетии и сегодня для вознесения первой молитвы Богу и освящени
Описание слайда:

На праздники в Осетии и сегодня для вознесения первой молитвы Богу и освящения трёх ритуальных пирогов старшему часто наливают осетинское пиво в специальный резной деревянный сосуд — «баганыйы къус» До сих пор при передаче почетного бокала за столом осетины строго придерживаются определенных правил. Получивший нуазан имеет право передавать его другому лицу только с разрешения старшего. В старину у равнинных осетин гость не имел права уехать, пока хозяин дома не преподнесет ему свой (бокал для гостя).

12 слайд
В национальной культуре почетное место занимает танцевальная культура. Есть н Описание слайда:

В национальной культуре почетное место занимает танцевальная культура. Есть несколько видов танцев: массовый танец /симд/, парные танцы (тым-был кафт и др.), медленный танец (хонгæкафт), мужской сольный танец на носках (рог кафт). Каждый из танцев имеет свою музыку, исполняемую на осетинской гармони (фæндыр), используются и струнные музыкальные инструменты.

13 слайд Танцевали всегда с древних времён и до нашего поколения. Описание слайда:

Танцевали всегда с древних времён и до нашего поколения.

14 слайд На языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе. Заст
Описание слайда:

На языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе. Застолье по хорошему поводу всегда сопровождается весельем, песнями, шутками.

15 слайд В различных ущельях Осетии, а зачастую и в различных селах, отмечали множеств Описание слайда:

В различных ущельях Осетии, а зачастую и в различных селах, отмечали множество праздников во многом отличавшихся друг от друга содержанием и формами проведения. Всех их описать в данном проекте нет возможности. Поэтому ниже перечисляются праздники, которые в той или иной степени были общими для всего народа или же большей её части.  

16 слайд Таранджелоз - божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущель Описание слайда:

Таранджелоз — божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущелье, на вершине высокой горы. Праздник отмечают через три недели после Пасхи в воскресенье. Молодежь устраивала скачки, демонстрируя свою ловкость и удаль. Старики, совершив определенный молитвенный ритуал, просили Таранджелоза о ниспослании благодати, тогда они никогда не будут нуждаться в хлебе и зерне.  Куадзан(пасха) — один из наиболее любимых осетинами праздников, приходится на второе-третье воскресенье апреля, на первое воскресенье после полнолуния. Нобгон — новый год по старому стилю — один из любимых осетинами праздников — приходится на 12-14 января.  Доныскафан ( праздник черпания воды) -справляли через 6 дней после Нового года. Рано утром молодая невестка или кто-либо из молодых женщин отправлялись за водой. Чем раньше они это делали, тем лучше

17 слайд Таранджелоз - божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущель Описание слайда: Таранджелоз - божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущель

Курс повышения квалификации

Таранджелоз - божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущель

Курс повышения квалификации

Таранджелоз - божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущель

Курс профессиональной переподготовки

Тьютор

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-145037

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Традиции и обычаи осетинского народа

Традиции и обычаи осетинского народа

Дьяконов И.Д. 1Травин А.П. 1

1МБОУ гимназия №2

Крылова Т.В. 1

1МБОУ гимназия №2

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение.

Как раньше воспитывали детей? Почему обычаи и традиции соблюдались четко, без особых напоминаний и поучений младших? Почему соблюдению обычаев и традиций сейчас уделяется мало внимания?
Как раньше воспитывали мальчиков и девочек? В каких условиях морали и труда? Вопрос изучения обычаев и традиций различных народов всегда актуален, потому что позволяет передать новым поколениям социальный и культурный опыт.

Целью данной работы является изучение традиций и обычаев осетинского народа. Для достижения цели ставятся следующие задачи:

Изучить историю осетинского народа

Также, изучить традиции

Для раскрытия темы использовалась следующая литература:

«Осетия и осетины» Составитель К.Челехсаты.Владикавказ-Санкт-Петербург,1994. Книга представляет из себя сборник статей, очерков и документов по истории, этнографии, политической и национальной жизни Осетии.

Миллер В.Ф. Осетинские этюды.-М.,1991. Приведенные здесь материалы рассказывают интересные сведения из истории осетинского народа: какая судьба загнала осетин в нынешние места их поселения, какое воспоминание сохранили они о своем прошлом, какая информация осталась о них в исторических документах, каков склад их жизни, каковы их религиозные воззрения.

Уарзиаты В. Праздничный мир осетин.-М.,1995. В книге описываются праздничные традиции осетинского народа.

1. ИСТОРИЯ АЛАН И ОСЕТИН

Территория Республики Северная Осетия-Алания была освоена человеком еще в глубокой древности. Благоприятные природно-климатические условия способствовали занятию земледелием и скотоводством, зарождению горного дела и производства меди. На рубеже II-I тысячелетий до нашей эры сложилась переходная от бронзы к раннемужелезу «кобанская культура», памятники которой многочисленны.

С VII в. до н. э. на Северный Кавказ проникают ираноязычные племена скифы, а с IV в. до н. э. — родственные им сарматы,из которых на рубеже нашей эры выделились аланы, прямые предки современных осетин. Этноним «осетины» происходит от общего самоназвания средневековых алан «ас» (по русским источникам — «ас» или «яс», грузинским — «овс» или «ос», отсюда название страны «Овсети» или «Осети» — «страна овсов/осов». Ныне общее самоназвание осетин «ирон», страны — «Ирыстон», а по их диалектной принадлежности — «ир» на востоке республики и «дигора» — на западе.

Участвуя в Великом переселении народов, значительная часть алан ушла в Западную Европу, остальная же часть переселилась в междуречье Кубани и Терека, а также в горы.

В IX-X в.в. сложилось раннефеодальное государство — Алания. Проникавшее к аланам с V в. из Византии, а позже из Грузии христианство стало в X в. их официальной религией. В Западной Алании (верховья р. Кубань) была образована Аланская архиепископская кафедра, подчиненная Константинопольской патриархии, развернулось крупное церковное строительство — в ущельях Большого Зеленчука, Теберды и Кубани сооружаются монументальные купольные храмы восточно-византийской архитектуры. Одновременно в восточной части Алании активизируется миссионерская деятельность христианской Грузии, сооружаются типично грузинские по композиции церкви.

В X-XII в.в. Алания являлась мощным государством, проводившим активную внешнюю политику. Тесные политические и торговые связи поддерживались с Грузией, Киевской Русью, Византией. По территории Алании проходил и оказал глубокое влияние на ее экономическое развитие существовавший со II в. до н. э. до XVI в. н. э. знаменитый «Шелковый путь»

Страшный удар по аланам нанесло монголо-татарское нашествие, вызвавшее резкое сокращение численности населения, разрушение и уничтожение многих памятников материальной культуры.

В результате аланы оказались запертыми в горах центральной части Северного Кавказа, а их земли на равнине стали собственностью кабардинских феодалов и тюркоязычных племен. С конца XIV века в Северную Осетию начинает проникать ислам, что связано с близостью мусульманской Кабарды и ее влиянием ввиду земельной зависимости от нее приграничного осетинского населения (ныне мусульмане составляют не более одной четверти верующих республики). С XV по ХVШ вв. северные осетины жили в горных ущельях между верховьями р.р. Терек и Урух (Ираф) и составляли четыре обособленных общества — Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское. К объективным трудностям, связанным с природными условиями, добавляются неоднократные эпидемии. Так, в начале ХIX в. вследствие чумы численность жителей сократилась до 26 тысяч человек.

Тяжелые экономические условия и необходимость обеспечения своей внешней безопасности определили ориентацию Осетии на Российское государство. Начиная с середины ХVШ в., осетины стали поднимать вопрос о принятии их в российское подданство. Патриотически настроенные представители всех горных обществ Осетии, возглавляемые видным дипломатом своего времени Зурабом Елихановым (Магкаевым), начиная с конца 30-х годов ХVШ в., последовательно осуществляют ряд энергичных мер для достижения этой цели. В результате длительных переговоров с российским правительством, проведенных прибывшим в феврале 1750 г. в Санкт-Петербург осетинским посольством во главе с З. Елихановым (Магкаевым), было достигнуто принципиальное согласие России на вхождение в ее состав Осетии. В 1774 г., после подписания Россией Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией, Осетия вошла в состав Российского государства. Явившись поворотным событием в истории осетинского народа, присоединение к России создало реальные условия для преодоления феодальной раздробленности, достижения национального единства, обеспечения безопасности и прогрессивного развития в российском сообществе народов.

2. ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ОСЕТИН

2.1. Одежда осетин и других северокавказских народов

Общекавказские культурные традиции хорошо выражены в одежде северокавказских народов. Одежда характеризовалась общими чертами, сложившимися за длительное время. Особенно черты общности присущи мужской одежде, что, возможно, объясняется ее хорошей приспособленностью к военным и всадническим функциям. В то же время в одежде ярко выражались социальные различия и социальная престижность.

К XVIII в. окончательно сформировался общий для Северного Кавказа мужской костюм, состоявший из бешмета, черкески, бурки, башлыка, папахи. К Концу XVIII — началу XIX вв. специалисты относят появление и очень широкое распространение черкески с нагрудными патронташами (газырями) для зарядов — эта одежда для кавказских горцев характерна. Парадные черкески украшенные костяными или золочеными газырями, распространились по Кавказу к середине XIX в.

Женская одежда была наделена большим национальным и местным своеобразием, но в XIX — начале XX вв. чаще шилась из фабричных тканей. По покрою женское платье было сходно с мужским костюмом: длинное платье с открытым на груди разрезом шилось по покрою черкески, стеганая ватой куртка походила на бешмет. Подмечено сходство в обуви и в иных элементах мужской и женской одежды. Огромное значение для мужчин-осетин имел конь.

Общие черты в одежде народов Северного Кавказа говорят о близком общении народов и передаче ими культурных достижений друг другу, выработке общих черт в материальной культуре.

2.2. Обряды, связанные с рождением и воспитанием детей

С рождением ребенка у осетин связана целая система обрядов и воззрений. Они отразили все этапы развития семьи, начиная с ее древнейших форм. Беременная женщина окружалась заботой, ее всячески оберегали, ограждая от выполнения тяжелых работ и поднятия тяжестей; вся семья – и стар и млад – относилась к ней почтительно.

Еще до начала XIX века первого ребенка осетинка рожала в доме родителей. С этой целью, с наступлением беременности, она возвращалась к родителям, где пребывала до рождения ребенка. Снабдив ее подарками и люлькой для ребенка, родственники отправляли ее в свою семью. Приезд невестки с ребенком встречался устройством торжества.

Поздравить семью с рождением мальчика приходили со всех сторон — и родственники, и приятели, и просто сельчане. Явившимся с поздравлениями обычно устраивали угощение. Рождение девочки встречалось не так торжественно.

Мальчик же рассматривался как будущий воин и работник, который сможет постоять за себя, найти пропитание не только для себя, но и семье. А главное, он считался продолжателем отцовского рода. Мальчик — в будущем мужчина — являлся защитником рода и фамильной чести.

Когда ребенку исполнялось четверо суток, его укладывали в колыбель. Церемония укладывания ребенка в колыбель сопровождалась определенной обрядностью. Прежде чем уложить в люльку новорожденного, его купали. Делала это одна из соседских женщин, которая его искупала первая (сразу после рождения).

К этому случаю пекли пироги, варили пиво, многие резали баранов или бычков. Пирушка являлась чисто женским праздником.

Спустя одну-две недели, родители новорожденного, если это был мальчик, устраивали праздник, в который давалось имя ребенку. Праздник проходил торжественно в доме родителей: последние устраивали обильное пиршество — резали баранов или бычка, к этому дню варили пиво и араку, пекли пироги, готовили другие блюда.

Существовал следующий порядок, при котором давалось имя. Собравшиеся мужчины бросали жребий. Для этого применялся альчих («хъул»). Первым выступал старший, за ним следовали остальные, тоже по принципу старшинства. Тот, у кого альчик («хъул») первым становился в определенное положение, приобретал право наречь младенцу имя. Это было более архаической формой обряда.

В начале июля семьи, у которых в течение года родились дети мужского пола, отмечали праздник в честь новорожденных мальчиков.

В праздничный день, который справлялся в первое воскресенье июля, семья новорожденного устраивала «куывд» (пиршество). На пиршество приглашали родственников, знакомых, соседей, сельчан.

Справлявших этот праздник, как правило, в селении насчитывалось несколько семей. Бывало, что сельские мужчины в один день не могли посетить все эти семьи. Поэтому некоторые из них свои торжества переносили на второй, а то и на третий день. В этот день женщины приходили к святилищу с жертвенными пирогами.

Воспитанием детей в семье занималась женщина. Если семья была большая, то роль главной воспитательницы играла старшая женщина (свекровь, бабушка). С 10—12 лет воспитание мальчиков переходило в руки мужчин. С этого времени они уже находились с отцами и старшими братьями. Большое воспитательное значение имели различные игры и состязания, имевшие значительное распространение в народе. Имелись многочисленные виды детских игр. Они закаляли ребенка с малых лет, готовили его к жизни, воспитывали из детей сильных, ловких, выносливых, мужественных юношей. В системе физического воспитания первостепенное место занимали, кроме стрельбы в цель, вольная борьба, метание камней, поднимание тяжестей, бег, перетягивание каната, лазание по столбу, фехтование на шашках и кинжалах и другие виды физических упражнений, проводившиеся непременно в форме соревнований.

Уже с раннего возраста дети в кругу семьи, слушали песни и сказки, жадно прислушивались к рассказам, песням и сказаниям народных певцов и, таким образом, с малых лет были знакомы с богатством устного народного творчества.

В осетинском нартском эпосе, народных сказках и других произведениях фольклора нашли отражение идеалы народа, которые оказывали исключительное воздействие на подрастающее поколение. По ним в проникновенной форме старшее поколение воспитывало у молодежи черты и качества, которые лежали в основе национального характера народа — храбрость и мужество, самоотверженность и стойкость, честность и скромность, любовь к родной земле и преданность своему народу, верность дружбе и др.

Воспитание девочек проходило в более строгих рамках. Девушки получали своеобразный курс трудового воспитания. Они с малых лет обучались умению шить, вышивать, ткать, готовить. С семи-восьми лет девочка ухаживала за грудным ребенком (братом или сестрой), с десяти лет таскала воду с реки, выполняла разные поручения женщин в семье, приучалась к другим работам по дому и по обслуживанию семьи. К 15—16 годам девушка уже была вполне подготовленной к самостоятельному ведению хозяйства. Она к этому времени умела уже вышивать золотом, серебром, кроить и шить черкеску, бешмет, сафьяновые чувяки, ноговицы, папаху и т. п.

Особое значение придавалось нравственному воспитанию девушек. В них воспитывались такие качества, которые считались необходимыми для осетинской женщины: знание и строгое соблюдение обычаев; скромность, терпение, послушание и покорность старшим в семье, в будущем — мужу.

2.3. Праздники осетин

Будучи краеугольным камнем общинной жизни, праздник воплощал в себе множество незабываемых событий. На время праздника ломается привычный ритм повседневности, примиряются противоположности и возникает своеобразный элемент таинства, позволяющий участникам ощутить свое единство с истоками всего сущего.

НОВЫЙ ГОД — НОГ АЗ

1 января люди планеты отмечают первый день Нового года. Этот праздник так же любим осетинами, как и другими народами. Готовиться к нему начинают задолго до самого праздника. На стол ставят различные напитки, всевозможные яства, фрукты, обязательно три пирога, физонаг. Семьи, в которых есть дети, устраивают елку, украшая ее новогодними игрушками.

Новый год — семейный праздник, но многие приглашают соседей, родственников, друзей — встречать праздник в кругу близких гораздо веселее.

Старший, ведущий стол, возносит молитву Богу и просит, чтобы все беды и невзгоды остались в старом году, а все, что было в нем хорошего, перешло в Новый год.

В 12 часов, когда наступает Новый год, старший вновь возносит молитву, просит, чтобы Новый год при нес всем новые блага, поручает семью и сидящих Богу и всем Его святым.

Застолье длится до утра, один тост следует за другим, люди желают друг другу счастья и здоровья. Из каждого дома слышатся музыка, веселые шутки и смех.

КУАДЗАН — ПАСХА

Один из наиболее любимых осетинами праздников, приходится на второе-третье воскресенье апреля, на первое воскресенье после полнолуния. Термин Куадзан — трансформированное «комуа-дзан» ( конец поста.)

К Пасхе готовятся заранее: варят пиво, мясо, готовят пироги. Почетное место на столе занимают яйца: их красят в разные цвета, отваривают, солят. Соседи и родственники одаривают ими друг друга. В наше время редко кто соблюдает пост, но в старину съесть яйцо на Пасху означало конец поста. Поскольку Пасха у осетин является еще и праздником поминального характера, то в первую очередь шли в семьи, которые в течение года потеряли кого-то из близких, чтобы поддержать, обнадежить их.

Когда семья собиралась за пасхальным столом, глава семьи возносил молитву. На Пасху устраивали общесельский кувд. Люди веселились, пели, устраивали танцы. Особенно радовались дети, которым обязательно шили какую-либо обновку. Они ходили по домам, и все давали им яйца, сладости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что отличает один народ от другого? Вера! Дух народа! Опора, на которой держится вся духовная жизнь нации. Святые чувства!

Духовная культура народа – это все, что связано с духовной жизнью этого народа: его обычаи, традиции, его литература, музыка, театр, кино, телевидение и пр. Это все, что создает этнокультурную среду. Опираясь на вышеизложенные факты, можно сказать, что культура осетинского народа уникальна, имеет свой неповторимый колорит. Задача осетинского народа состоит в том, чтобы сохранить свою этнокультурную среду. В современном мире, когда везде происходят процессы глобализации, сохранять свои обычаи и традиции очень трудно. Особенно трудно приходится малым народам, таким как осетинский народ. Только бережное отношение к своим обычаям и традициям, к своему родному языку помогут сохранить осетинам свою эдентичность.

Список литературы.

Миллер В.Ф. Осетинские этюды.-М., 1991

Осетия и осетины/Составитель К.Челехсаты. Владикавказ-Санкт-Петербург, 1994

Уарзиты В. Праздничный мир осетин.-М., 1995

Просмотров работы: 89

Презентация на тему «Обычаи и традиции осетин»

Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация на тему «Обычаи и традиции осетин»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд  МБУ ДОД «Станция юных натуралистов» МО - Пригородный район Описание слайда:

МБУ ДОД «Станция юных натуралистов» МО — Пригородный район

2 слайд Работу выполнила Алборова Зарина ТО «ГОРОД МАСТЕРОВ» Рук. Тедеева Фатима Маха Описание слайда:

Работу выполнила Алборова Зарина ТО «ГОРОД МАСТЕРОВ» Рук. Тедеева Фатима Махарбековна -2014- ГОРОД МАСТЕРОВ

3 слайд Тема работы Осетинская культура  Описание слайда:

Тема работы Осетинская культура 

4 слайд Цель: Познакомиться с материальным и духовным наследием осетинского народа. Описание слайда:

Цель: Познакомиться с материальным и духовным наследием осетинского народа. Изучить традиционную осетинскую культуру, связанную с обычаями. Задачи: Изучить историю родного края, обычаи, традиции и духовную культуру осетинского народа.

5 слайд Когда заходит речь о наших традициях и обычаях, почему-то всегда начинают с о Описание слайда:

Когда заходит речь о наших традициях и обычаях, почему-то всегда начинают с описания народных праздников, элементов застолья и т.п. Несомненно, они важны. Но есть и другая составляющая нашего бытия, которая на сегодняшний день актуальна, это – духовно-нравственный мир осетина, нормы его поведения и правила взаимоотношений с окружающим обществом. С них мы и начнем.

6 слайд Среди народов Северного Кавказа, осетины смогли сохранить свои язык, культуру Описание слайда:

Среди народов Северного Кавказа, осетины смогли сохранить свои язык, культуру, религию, традиции почти в первозданном виде. Во многом этому способствовала длительная изоляция народа в горах после монголо-татарских набегов. И хотя, территориальная близость и крепкие связи с соседними народами не могли не оставить свой след, осетины и сегодня в пределах возможного, бережно хранят Фарн предков и их духовно-нравственное наследие.

7 слайд Отличительные свойства всех Кавказских народов - порывистость, быстрая воспри Описание слайда:

Отличительные свойства всех Кавказских народов — порывистость, быстрая восприимчивость и непостоянство, всё это больше соответствуют прошлой воинственной, хищнической жизни кавказского населения. По отзывам некоторых исследователей-этнографов, характер осетин представляет значительную разницу с общим характером народов, населяющих Кавказские горы.

8 слайд Основные нравственные понятия осетин : уважение к чести женщины, почтительное Описание слайда:

Основные нравственные понятия осетин : уважение к чести женщины, почтительное отношение к старшим, Трезвость, скромность, неподкупность. За оскорбление осетин жестоко мстил своему врагу. В осетинском обществе презиралась трусость. Трусливый человек покрывал свою голову и весь свой род позором. В осетине было сильно развито чувство честности . Единственной гарантией во взаимоотношениях людей было слово.

9 слайд В общественной жизни осетин с древнейших времен «ныхас» играл важ­ную роль. В Описание слайда:

В общественной жизни осетин с древнейших времен «ныхас» играл важ­ную роль. В центре осетинского аула имеется определенное место, для сбора стариков, которые сидели на больших камнях. На «ныхасе» старики занимали места строго по старшинству. Сюда люди собирались для обсуждения важных общественных вопросов, и для того, что­бы послушать новости дня -«хабартта»…

10 слайд На «Ныхасе» каждый пользовался правом голоса. Молодые люди говорили кратко и Описание слайда:

На «Ныхасе» каждый пользовался правом голоса. Молодые люди говорили кратко и внятно по интересующему всех вопросу.

11 слайд Осетин считал себя оскорблённым, если кто-нибудь дотрагивался до его головног Описание слайда:

Осетин считал себя оскорблённым, если кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Шапка по понятиям горца — символ мужества, силы, отваги и превосходства перед женщиной.

12 слайд Осетин за общим столом не чувствует себя свободно, так как он скован массой у Описание слайда:

Осетин за общим столом не чувствует себя свободно, так как он скован массой условностей За столом осетин занимал подобающее ему по возрасту место и строго соблюдал освященный веками застольный этикет. Старики за столом вели себя очень чинно. Сидели долго, но ели мало, потому что, по понятиям осетин, много есть — стыдно, обжорство — позор. И до сих пор в осетинском народе говорят: «Хуындма арцу афсастай, да хадзарма бацу астонгай»

13 слайд Гостеприимство – особенность осетинского народа, традиция уходящая корнями вг Описание слайда:

Гостеприимство – особенность осетинского народа, традиция уходящая корнями вглубь веков. Осетин строго соблюдал законы гостеприимства Гостя (кунака) они принимали со следующими словами: «Мой дом — твой дом». С тем, кто находился под их защитой, они обращались как с родственником и не отдавали беглецов. …Отказать путнику, постучавшему в дверь, никто не решался, какова бы не была его крайность.

14 слайд УВАЖЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ Трудовая жизнь в семье, стеснённое положение в обществе, Описание слайда:

УВАЖЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ Трудовая жизнь в семье, стеснённое положение в обществе, слабая природа дают ЖЕНЩИНЕ, особые права и преимущества, и личность ее неприкосновенна. В Осетии достоинством мужчины считалось почтительное отношение к женщине. Что касается женщины старшего возраста, то она находилась на особом положении и пользовалась большим всеобщим уважением

15 слайд Тот считается в безопасности, кого взяла под защиту женщина. Когда они вмеши Описание слайда:

Тот считается в безопасности, кого взяла под защиту женщина. Когда они вмешиваются в кровавые схватки с криками и распущенными волосами, то все пристыженно вкладывают сабли и расходятся.

16 слайд У осетин издревле существовал также обычай Усыновления кровника. К нему, как Описание слайда:

У осетин издревле существовал также обычай Усыновления кровника. К нему, как к единственному средству спасения и прекращения мести, прибегал убийца. Он проникал в дом потерпевшей семьи и добивался любым способом прикосновения губами к груди матери убитого. Если ему удавалось добиться этого, то он уже считался усыновленным.

17 слайд ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ И СТАРШИХ На протяжении веков отношение аланов-овсов к стар Описание слайда:

ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ И СТАРШИХ На протяжении веков отношение аланов-овсов к старшему поколению постоянно менялось. У предков осетин — алан, скифов и сарматов было ярко выраженное негативное отношение к старости. Осетинский нартский эпос хранит предание о том, как нарты, не желающие стареть, по существующему обычаю бросались в море с высокой скалы. Они считали это блаженным видом погребения и отличными похоронами .

18 слайд Среди Нартов также был распространен обычай убивать стариков. Позже люди пон Описание слайда:

Среди Нартов также был распространен обычай убивать стариков. Позже люди поняли, что старики обладают большим опытом и мудростью, нарты упразднили этот обычай. Спустя века, осетины уже почти с обожанием смотрят на пожилых людей. «Власть старшего равна власти Бога», — гласит кавказская поговорка.

19 слайд ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ВЕРОВАНИЯ. Осетинские обычаи выражаются в праздниках, обрядах Описание слайда:

ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ВЕРОВАНИЯ. Осетинские обычаи выражаются в праздниках, обрядах, молитвословиях. Они поддерживают дух народа, объясняют смысл традиций, в которых проявляются национальные ценности Скифы, как и другие народы, также упорно избегали чужеземных обычаев, Верность своим богам, своим обычаям считалась непреложной обязанностью каждого скифа. Отступничество каралось строго.

20 слайд ЗИУ. В ряду национальных традиций, стоит и известный в прошлом обычай «зиу», Описание слайда:

ЗИУ. В ряду национальных традиций, стоит и известный в прошлом обычай «зиу», который использовали для помощи вдовам, сиротам, больным, старым. чтобы выручать друг друга в беде. «Уайсадын». Интересны и взаимоотношения между старшими в доме и невесткой. Старшие – не позволяли никаких вольностей и непристойностей в присутствии невесты. Невестка тоже соблюдала дистанцию через обычай «Уайсадын». Она не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи.

21 слайд ОЧАЖНЫЙ ОГОНЬ И НАДОЧАЖНАЯ ЦЕПЬ. Каждая горская сакля имела центральное помещ Описание слайда:

ОЧАЖНЫЙ ОГОНЬ И НАДОЧАЖНАЯ ЦЕПЬ. Каждая горская сакля имела центральное помещение, где находился очаг, он охранялся духом — покровителем дома. Вокруг очага собиралась вся семья, а цепь (рахыс), висящая над очагом, считалась священной. До неё мог дотрагиваться только самый старший в семье. Огонь для осетин — самый чистый и почитаемый дух. Огонь нельзя было ругать, тушить, переходить через него. Однако, в конце XVIII — начале XIX вв. происходит частичное выселение осетин на плоскость, в казачьи станицы. В доме горца появляется русская печь, на которой готовилась пища. Готовили на очаге только в особых случаях.

22 слайд  Спасибо за внимание! Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-355558

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Осетинский этикет. МИА «Южная Осетия сегодня»

Основополагающую роль в осетинском обществе исполняет понятие «æгъдау» (древний обычай, кодекс, норма поведения). Для каждого осетина æгъдау был и остается каноном этических и морально-нравственных критериев. Он содержит в себе представления о правильном и уважительном отношении к окружающим, определяет поведенческие нюансы в общении с людьми разного возраста и пола. Этот канон налагает ответственность на каждого члена общества.

Осетинский этикет учит почтительному отношению к религии, воспитывает в человеке веротерпимость и уважение ко всем национальностям и этническим группам. На протяжении веков разные народы населяли Осетию, живя в мире и согласии, что сделало осетинский народ толерантным. Именно поэтому Северная Осетия является одной из самых многонациональных республик России.

Уважение к старшим (Хистæртæн кад кæнын)

В осетинском обществе на протяжении веков вырабатывался сложный механизм взаимоотношений между различными возрастными группами. Здесь на первый план выступает почитание старших. О хорошем воспитании осетина всегда можно судить по его отношению к старшим – какой бы национальности они ни были, какой бы социальный статус ни занимали и т. д. Такое отношение является поведенческой нормой осетинского этикета и свидетельствует о высоком уровне культуры народа.

Важнейшей формой проявления уважения к старшему является приветствие. Согласно этикету, младшему надлежит здороваться первым. Однако протягивать руку старшему первым, напротив, запрещается. При появлении последнего младший всегда встает, уступает старшему место и не садится до тех пор, пока ему не предложат присесть. Этикет не позволяет ему также присаживаться рядом: сесть необходимо немного подальше.

В присутствии старших непозволительно сидеть, закинув ногу на ногу, запрещается повышать голос, сквернословить, отпускать пошлые и неуместные шутки, курить, держать руки в карманах. Старшего надлежит слушать молча, не перебивая, нельзя также быть чрезмерно многословным. Недопустимо пересекать дорогу старшему или входить в помещение первым, не пропустив его вперед.

В старину младший непременно держался в пути слева от старшего. Если путников бывало трое, то они шли в следующем порядке: старший – посередине, по левую руку от него – средний по возрасту, а по правую – младший.

Почитание старших наиболее ярко проявляется в застольном этикете осетин. Специально выбирают наиболее ответственного и знающего этикет юношу, который ухаживает за старшими (уырдыглæууæг). Остальные присутствующие за столом младшие полностью ориентированы на старших. Без позволения последних запрещается покидать застолье. Поддерживая тот или иной тост, младшие должны быть лаконичными, возбраняется говорить дольше старших. В ходе застолья младшие прислуживают, предугадывая желания старших и не заставляя их повторять просьбы и указания.

Любое проявление непочтительного отношения со стороны младших осуждается в обществе, считается постыдным, роняет достоинство молодого человека, бросая тень на его семью.

У осетин принято заботиться о старших, которые с годами не становятся обузой, напротив, получая полную меру заботы и внимания, они продолжают всесторонне участвовать в общественной жизни. Благодаря накопленному жизненному опыту, старшие вносят свой ценный вклад в дело воспитания молодежи, они руководят ритуальными действиями, принимают участие в свадебных и похоронно-поминальных обрядах. Слово старшего авторитетно и непререкаемо, его советам неизменно следуют младшие. При этом старшие корректны по отношению к молодежи, в высшей степени тактичны и никогда в их присутствии не сквернословят. В Осетии не принято злоупотреблять возрастным преимуществом.

Уважение к женщине (Сылгоймагæн кад кæнын)

Несмотря на патриархальные устои, господствовавшие в обществе в былые века, женщин у осетин всегда было принято уважать. Этот факт отмечали многие ученые-кавказоведы, этнографы и путешественники, изучавшие традиции и культуру Осетии.

Осетинка, несмотря на ограниченные права и тяжелую домашнюю работу, всегда пользовалась почетом как среди домочадцев, так и в более дальнем кругу. Унизить женщину неосторожным словом или взглядом, не говоря уже о поступке, считалось большим позором для любого мужчины.

Знаменитый ученый-кавказовед В. Ф. Миллер писал: «Как ни безрадостна жизнь женщины, однако к чести осетин нужно сказать, что между ними крайне редко встречаются акты грубости и насилия против нее. Бить женщину считается позором. Если семейный раздор дошел до крупной размолвки, жена уходит в дом родителей и со стороны мужа начинаются хлопоты о примирении».

Об особом положении женщины в осетинском обществе говорит и тот факт, что на нее не распространялся обычай кровной мести. Нарушители этого рыцарского правила навлекали на себя величайшее презрение всего общества. Любой, кто вовлекал женщину в кровную распрю, держал ответ перед судом старейшин.

Правила поведения, соблюдавшиеся осетинами, и знаки внимания, которые они оказывали женщине, также свидетельствуют о почтительном к ней отношении. Например, если мужчина и женщина шли рядом, то женщина занимала место справа, однако в случае если это была супружеская пара, жена перемещалась слева. Если же женщина шла с двумя мужчинами, она занимала место между спутниками.

Женщину так чтили, что одно только ее появление могло охладить пыл конфликтующих сторон. Осетинки усмиряли враждующих и даже останавливали кровопролитие. Если женщина, сняв платок, бросала его между сражающимися заклятыми врагами, они обязаны были немедленно прекратить бой. Подобный обычай существовал и у других горских народов Кавказа.

В присутствии женщины и сегодня непозволительно грубо выражаться, сквернословить и отпускать неприличные шутки. Просьбу женщины о помощи осетин выполняет беспрекословно. И хотя мужчина в Осетии все еще является главой семьи, а женщина так или иначе проявляет покорность его воле, в целом наметилась тенденция к равноправным, демократичным отношениям. К мнению женщины в современной осетинской семье принято прислушиваться.

Надо отметить, что особым уважением у осетин издавна пользуется старшая женщина в семье – æфсин (хозяйка). В старину она могла даже занять место главы семьи, если муж умирал, и управляла кланом с одним из сыновей.

Этикет требовал от молодой осетинки уступать дорогу мужчине, вставать при его появлении и не садиться в его присутствии. Мужчины, даже старики, в свою очередь, отвечали вежливостью, при появлении женщины поднимаясь с места. Если всадник встречал в пути (вне селения) женщину, ему надлежало спешиться и проводить ее до места назначения.

В прежние времена в Осетии бытовали весьма консервативные правила поведения: муж никогда не обращался к жене по имени (называя в обращении ее девичью фамилию: например, Хадыхъон, Хæмыцон), избегал ее и не оказывал ей никаких знаков внимания при посторонних. Жена также никогда не обращалась к супругу по имени и называла его «нæ лæг» («наш муж»). Для молодых невесток существовал запрет на обращение к свекру и старшим деверьям (уайсадын). Для отмены этого запрета в доме резали барашка и накрывали стол. Этот обычай до сих пор сохраняется во многих осетинских селениях.

60-е годы XIX века в Осетии стали отправными на пути к свободе и борьбе за права женщины. Многое удалось совершить осетинскому просветителю Аксо Колиеву, открывшему на родине первую женскую школу в истории Северного Кавказа.

В 1849 году А. Колиев назначен смотрителем Владикавказского духовного училища, 1 июня 1860 года возведен в сан протоиерея. Вот что писал о нем архимандрит Иосиф:

«Первый он понял, что для воспитания поколений на христианских началах нужна, прежде всего, христианская семья, а следовательно и христианская мать: и вот по своей собственной инициативе на собственные скудные средства образует он небольшую школу для девочек-осетинок. Помещаясь сам со своей семьей в двух небольших комнатах, он находит возможным тут же заниматься со своими ученицами. Подобное стеснение и пренебрежение семейными интересами вызывает ропот со стороны домашних, но апостольская ревность этого истинно христианского пастыря все превозмогает; число учащихся все больше увеличивается, и, наконец, эта школа обращает на себя внимание Наместника Кавказского Великого князя Михаила Николаевича и преобразуется в девичью школу Ея Высочества Ольги Федоровны. 11 августа 1866 года протоиерей умер после тяжелой болезни, оставив семью без всяких средств к жизни. Мир праху его!»

Женщинам впервые представилась возможность обучаться грамоте, интеллектуально развиваться, восходя на вершины культуры и просвещения.

Честь и достоинство мужчины (Нæлгоймаджы кад æмæ намыс)

Испокон веков мужчина-осетин нес личную ответственность за все общество, осознавая, что от мира и благоденствия в нем зависит и благополучие его семьи. При первой же необходимости уважающий себя осетин готов был броситься на защиту общественных основ и ценностей. По этому поводу существует мудрая осетинская поговорка: «Дæ хъæу куы судза, уæд дæ хæдзар дээр судзы» (Когда горит аул, то невозможно, чтобы твоя сакля уцелела).

Сильной чертой характера любого осетина всегда считалась честность: если он давал слово, обет (дзырд раттын), то можно было не сомневаться в его исполнении. Во времена, когда в Осетии еще не были распространены письменные гарантии, под честное слово и безо всяких свидетелей людям ссужали деньги или скот. Мужчина даже мог сослаться на друга или знакомого, чтобы занять необходимое, — для этого всего лишь нужно было показать шапку поручителя. Не выполнить данное обещание считалось крайне позорным явлением как для мужчины, так и для всей его семьи (рода, фамилии). Такой человек терял доверие односельчан. Его авторитет в обществе падал, а восстановить честное имя уже практически не представлялось возможным.

Одним из самых страшных преступлений, которое мог совершить осетин, было нарушение клятвы. Именно клятва на святом месте была наиболее распространенной формой гарантии в Осетии. Никто не имел права приносить ложную клятву: мужчине было достаточно присягнуть или поклясться, чтобы с него сняли подозрение в совершении какого-либо преступления. Священной считалась клятва землей (зæххæй ард хæрын). Во время присяги дающий клятву в знак правдивости своих слов зачерпывал краем кнута или острым концом кинжала немного земли и клал ее в рот.

Также была распространена клятва именем друга. Считалось, что если человек поклялся друзьями, то уже нет нужды доказывать его правоту на святом месте.

На оскорбление осетин всегда реагировал болезненно, ревностно относясь к своему доброму имени. Наиболее тяжкой формой физического оскорбления считалось нанесение удара палкой или плетью: палкой бьют собак, а плетью подгоняют осла, наказывают раба. Подобное действо могло быть искуплено кровью. Унижением морального характера считалось похищение невесты после договора (фидыд), вербальное оскорбление жены, сестры или матери.

Также считалось неприемлемым поругание надочажной цепи (къонайы рæхыс) в доме мужчины, ведь она – священный символ семьи, предмет клятв и обрядовых действий.

Осетину во все века полагалось быть скромным и сдержанным. В основе его поведения лежит æфсарм (мораль, совесть, честь, стыд). Это не позволяет ему перейти грань дозволенного, проявить наглость по отношению к кому-либо, в той или иной жизненной ситуации забыть о чувстве собственного достоинства. Относится это, в том числе, и к застольям. Обжорство и пьянство на любом мероприятии в осетинском обществе считаются позором. Невоздержанный в еде и питье мужчина вызывает насмешки у окружающих, теряет авторитет, очерняя свое имя. Скромность за столом всегда считалась отличительной особенностью осетин. Кроме того, мужчина никогда не садится за стол в неподобающем виде, даже в своем доме.

Не менее важными категориями мужественности были храбрость и отвага. Наделенных этими качествами мужчин осетины всегда высоко ставили, считали героями, слагали о них песни и легенды. Более других, конечно, почитали ратные подвиги. Воинам-ветеранам на пиршествах (куывдтæ) и свадьбах всегда преподносили почетные бокалы. Юноши, не желавшие служить в армии, приравнивались к трусам: с ними не принято было садиться за один стол, они не могли уже приобрести статус достойного жениха. Исключение делалось лишь для тех молодых людей, которым состояние здоровья не позволяло отдать долг Родине. Дезертир же покрывал себя несмываемым позором, а проявивший малодушие в бою считался предателем, его презирали и отвергали в обществе (хъодыгонд).

По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи осетин»

↑ Наверх

Занимательные факты по истории на тему: Обычаи и традиции осетин

Сельская община у осетин.

Осетинский крестьянин был пастухом, землепашцем и мастером на все руки и всё таки бедность никогда не оставляла его.

Разводили овец и коз коров и лошадей. Пашни очищали от камней укрепляли на случай дождя или бури.

Чтобы восстановить пашню крестьянину надо было принести и поставить новый слой плодородной земли.

Дети быстро выросли. В 13 лет мальчик во всём помогал отцу, девочка в 14 лет могла вести домашнее хозяйство, хорошо шила, вязала, вышивала.

Нужные в хозяйстве вещи, орудия труда и постройки крестьянин делал своими руками чтобы скорее справиться с тяжелой работой, на помощь звали односельчан. В таких случаях никто не отказывался в помощи соседу. Этот обычай называли «Зиу».

В общественной жизни всё делалось гласно и открыто. И добрая слава и позор были известны каждому.

Самая высокая награда-песня о герое (Кады зараг).

Самая унизительная-песня, позорящая труса или лжеца.

Общинники сообща обеспечивали оборону села, защищая стада от грабителей, как один отбивали похищенную девушку. Общиной управлял-Сход-Ныхас в центре села.

Имели общие религиозные культы, божество покровителя.(Хъауы зад), своё святилище. Межобщинные отношения, скреплённые клятвой  старейшин.

Община регулировала сроки сельскохозяйственных работ (пахота, сев, сенокос).Вместе сооружали ирригационные системы, строили мосты, дороги.

                       Суд по адату

Ссоры и преступления разбирал суд из нескольких человек – ныхас. Судей выбирали из мудрых и уважаемых народом людей. Их приговор обязательно выполнялся .

С детства осетины учили правильно вести себя, красиво говорить, петь и танцевать, играть на арфе или хъисын фандыре.

Фамилия отвечала за своего сородича .Родственники убитого или раненого осетина мстили преступнику и его фамилии.

Иногда кровная месть продолжалась несколько поколений .

Народ уговаривал врагов помириться .

Обидевший женщину покрывал своё имя позором .

Осетия пережила много невзгод, но не примирилась со своими дурными поступками .

Презрение народа преследовало вора, лжеца и нарушителя клятвы. От него отворачивались все – хъоды.

Лентяев, обжор и пьяниц называли ничтожными, бесполезными людьми.

Гостеприимство- составляет до сих пор выдающуюся черту осетин  

                                             В.Ф Миллер.

Осетины строго соблюдают законы гостеприимство и почти нет примеров чтобы кто-нибудь нарушал их или обидел своего гостя. В обратном случае собирается всё селение для суда над провинившимися выносят приговор сбросить его со связанными руками и ногами со скалы в реку.

                                                    Ю. Клапрот

Гостя(кунака) осетин защищает как самого себя и погибает скорее сам чем уступит врагу его тело; он берет на себя кровную месть за него… Гостя встречают словами:

                                      «Мой дом-твой дом;

                                         Я и все мое-твое».

                                                              Л. Штедер

Если гость оставался на ночь, то хозяин, по обычаю, обязан был зарезать ему барана, даже если в это время у него в доме было свежее мясо.

                                                             Б.А. Калоев.

Весть о приезде гостя скоро распространяется по аулу и сакля быстро наполняется народом.

                                                       Н. Ф. Дубровин.

Если в доме понравилась какая-либо вещь, то по-старинному обычаю, он получал ее в подарок.

                                                               Г.Гофман.

Готового к походу коня гостя ставили головой к  дверям дома, а не к воротам, давая понять, что ему рады всегда.

                                                       А.Х.Магометов.

Иностранец, успевший сказать хозяину «Аз да уазаег» принимается по-братски, хотя бы он был врагом семейства.

                                                            Н.Берзенов.

Кунацкая назначается специально для гостей, которые могут заезжать туда во всякое время дня и ночи. Пользуется полнейшей свободой.

Гость, если он кровный родственник, никогда не принимается в семью, это было бы большим стеснением для него и для семьи.

Кунацкая имеет хозяйство-постель, кровать, скамейки, кувган, таз, веник. Двери никогда не запираются.

                                                                   С.Кокиев.

           Закон гостеприимства свят.

Обычай трудовой помощи « Зиу» использовали для помощи вдовам, сиротам, больным, старым.

Каждый осетин от всей души откликается на нужды другого, не принимая во внимание ни родства, ни своих личных интересов.

 Молодежь отправляется на луга и, в несколько часов покончив покос лишает рабочей силы бедной семьи, с песнями возвращается в аулы.

При стихийных бедствиях, помогая пострадавшим чем и как кто мог: личным трудом, хлебом, сеном, соломой, дровами, стройматериалами.

                                                              К.Хетагуров.

Научно-исследовательская работа по осетинской литературе «Семейные обычаи и обряды»

Научно-исследовательская работа

Семейные обычаи и обряды осетин

Руководитель: учитель осетинского языка и литературы

МБОУ СОШ № 30, Битарова Л.П.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………. 3

1. Свадебные обычаи и обряды ……………………………………. 4

2. Родильные обычаи и обряды ……………………………………. 7

3. Погребальные и поминальные обычаи и обряды ……………… 10

Заключение …………………………………………………………… 13

Список литературы ……………………………………………………14

Сокращения ……………………………………………………………15

Введение

Осетинские семейные обряды не утратили своей актуальности по сей день, они сохранили в себе яркие национальные черты и продолжают оставаться значимыми в жизни осетинского народа. Свадебная, родильная и погребально-поминальная обрядность являются их неотъемлемой частью и переходят к ним из поколения в поколение.

Объектом и предметом исследования являются – семейные обычаи и обряды осетин.

Цель исследования – изучить традиционные семейные обычаи и обряды осетин.

Задачи исследования – изучить традиционные семейные обычаи и обряды начиная с прошлого по настоящее время, провести между ними сравнительный анализ, определить их ритуальную значимость и существенную роль в социокультуре осетин.

По данной теме имеются ценные обобщающие исследования, характеризующие культуру и традиции осетинского народа. Большого внимания заслуживает четвертая книга «Истории» Геродота, посвященная Скифии и различным сторонам жизни скифов – далеких предков осетин, в которой подробно отражены погребальные обычаи и обряды.

Выдающийся ученый В.Ф. Миллер внес огромный вклад в изучение осетиноведения, его ценными работами стали «Осетинские этюды» и статья «Черты старины в сказаниях и быте осетин», в которой он показывает сходство осетинских похоронных обрядов со скифскими, описываемыми Геродотом.

Известный этнограф Е.Г. Пчелина также подробно изучила этнографию осетин, в частности, родильную обрядность. Одним из представителей осетинской интеллигенции был С.В. Кокиев, который написал статьи, посвященные характеристике семейной обрядности осетин, в частности, калыма и похоронных обрядов.

Выдающийся осетинский поэт К.Л. Хетагуров в своем этнографическом очерке «Особа» подробно описал общественный и семейный быт осетин, их верования, материальную и духовную культуру.

Интерес к изучению истории и этнографии осетинского народа проявили также многие русские и западноевропейские ученые и путешественники, их труды нашли отражение в сборнике «Осетины глазами русских и иностранных путешественников».

Большую ценность имеют научные работы видных осетинских этнологов – Б.А. Калоева «Осетины» и В.С. Уарзиати «Праздничный мир осетин». Важная информация о традиционных семейных обычаях и обрядах имеется также в серийном научно-популярном сборнике современного выдающегося ученого Л.А. Чибирова – «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах».

1. Свадебные обычаи и обряды.

Свадебная обрядность осетин сохранила не только свои традиционные формы, она также приобрела новые элементы. В наше время брак заключается по взаимному согласию молодых, а в XIX – XX вв. уплачивался выкуп за невесту, учитывалась социальная принадлежность, важным требованием являлось наличие у семьи или рода жениха боевой башни и т.п.

Со временем исчезли такие понятия как: обручение малолетних детей, соблюдение правил старшинства. «Пока старший сын не женат, — писал Г.Ф. Чурсин, — младший не мог жениться, хотя бы ему было 50 лет; то же правило соблюдается и среди девушек»[1].

В целом свадебные действия и обряды разделяются на предсвадебные, свадебные и послесвадебные. Предсвадебный период включал в себя выбор невесты, сватовство и сговор – фидыд. Сама свадьба состояла из свадебных пиров, устраиваемых в доме жениха и невесты.

Наиболее значимыми обрядами были прощание невесты с домашним очагом и напутствие старших. В доме жениха ее также встречали старейшины, затем совершался ритуал приобщения ее к новому семейному очагу и обрядового угощение свекрови и старших женщин смесью меда и топленого масла в чаше.

Достигнув брачного возраста, девушки и юноши посещали танцы – хъазт, чтобы присмотреться друг к другу. Добрачное ухаживание было исключено. Главными посредниками брака были сваты – минæвæрттæ, в количестве 3 – 5 человек. Они представляли семью жениха, обсуждали предсвадебные и свадебные обычаи и обряды, в том числе, определяли размер калыма, который накануне революции оплачивался крупной суммой в рублях, а в более давние времена мелким и крупным рогатым скотом, а также ценным для осетин медным котлом для варки пива и оружием[2]. Таким образом, выкуп невесты был одним из caмых разорительных обычаев осетин.

Многие осетины были вынуждены работать годами, чтобы накопить на выкуп за невесту, в связи с этим широкое распространение в Осетии получил обычай умыкания девушки, что нередко являлось причиной кровной мести между враждующими фамилиями. Причиной кражи девушки служило также несогласие родителей на брак, вопреки ее желанию. В таких случаях она сама соглашалась на похищение [3].

В настоящее время, как и прежде, заключение брака у осетин начинается со сватовства, который носит уже чисто символический характер. Молодые люди, решив пожениться, сообщают об этом своим родителям, в свою очередь, сторона жениха отправляет в дом невесты сватов, наиболее уважаемых и авторитетных мужчин. В прошлом согласия невесты не спрашивали и объявляли ей о состоявшемся решении.

В настоящее время свадьба совершается через несколько дней после сватовства, в то время как, раньше засватанная девушка дожидалась свадьбы месяцами, а иногда и годами. Причиной тому, как уже говорилось, являлась неспособность своевременно выплатить калым.

В прошлом свадьба справлялась осенью, как правило, накануне Джеоргуыба (когда завершались хозяйственные работы). К свадьбе готовились как в доме жениха, так и в доме невесты. В состав свадебной свиты входила молодежь, а также старшие почетные родственники жениха. Шафер и его помощник играли важную роль на свадьбе, сопровождая невесту практически во всех важных свадебных ритуалах, жених, при этом держался в стороне и не участвовал даже в свадебном поезде, отправлявшемся за невестой.

В настоящее время, по приезду в дом невесты начинаются танцы, старших гостей приглашают к столу, на которых произносятся различные тосты – за Бога, за Святого Георгия (Уастырджи), за молодых, за их родителей и т.д. В то же время невесту готовят к отъезду в дом жениха – на нее надевают свадебное платье. В прошлом, перед ее отправлением совершался обряд прощания ее с родным очагом. Шафер в сопровождении родных и гостей вводил невесту в саклю. Старший мужчина из ее родственников произносил молитвы, а шафер вместе с ней в это же время три раза обходил вокруг очага. Сначала он шашкой прикасался к надочажной цепи с молитвою, а затем она.

После прощания с родными невесту торжественно с песнями и танцами выводят из дома, сажают в машину и увозят в дом жениха, где их также весело встречают под громкую музыку. Затем совершается обряд приобщения молодой к дому жениха и знакомства ее со свекровью, следовательно, ее подводят с прикрытой фатой к очагу. После того как шафер приподнимает фату невесте, они со свекровью угощают друг друга медом.

У осетин был еще один обряд – приподнимание фаты с лица невесты. Для этого обряда ее семья передавала в дом жениха специальное угощение – сæрызæды хуын, состоящее из трех пирогов с сыром, трех вареных говяжьих ребер, шашлыка, пива и араки. Хуызисæг (сниматель фаты) назначался заранее. Над головой невесты он символически описывал специальным флажком из белой ткани три круга, произнося пожелание ей родить семерых сыновей и одну голубоглазую дочь. Затем он приподнимал ей фату.

Свадебная пища осетин включала в себя: пироги с начинкой из свежего сыра, отварное мясо и пиво, которые имели символическое значение, а также гуыдын – большой свадебный пирог, начиненный свежим сыром и курятиной. Как правило, его из дома невесты привозили в дом жениха. Блюдом, предназначенным для угощения жениха, была яичница. Обязательным элементом свадебного угощения были пироги с мясом – фыдджын.

Молодая невестка в течение года заходила в помещение, где находился очаг. Она соблюдала обычай избегания – не имела права говорить со старшими в доме, рано утром подметала улицу, всем членам семьи стелила и заправляла постель.

Первый выход невесты в село носил праздничный характер и был связан с обрядом ее выхода к реке по воду. Таким образом, на нее надевали свадебное платье и давали кувшин. У реки молитвой освящались ритуальные пироги и напитки. По возвращении домой водой, которую она принесла, возносили молитву и причащались все. С этого дня она свободно исполняла свои обязанности по дому.

2. Родильные обычаи и обряды

Свадебные обряды сопровождались рядом магических действий, которые были направлены на то, чтобы обеспечить молодым многочисленное потомство. О появлении первых признаков беременности молодая сообщала старшей невестке.

В старину в горах Осетии роды происходили в хлеву, на соломе. К. Хетагуров писал: «Навряд ли во всей Нарской котловине найдется кто-либо, кто до меня, да и много позднее меня, родился не в хлеву. Объясняется это тем, что в Нарской котловине тех времен совершенно не было другого, более удобного изолированного помещения для этого величайшего акта природы»[4].

При деторождении использовались магические приемы, чтобы облегчит роды, оберегающие роженицу от «дурного сглаза». В качестве оберега использовали нож и различные амулеты.

На равнине роды происходили в комнате роженицы, их принимала повитуха в присутствии нескольких женщин. Родив сына, молодая мать становилась более уважаемой в семье мужа, чем прежде, теперь она имела право говорить со старшими, не избегала их.

После рождения ребенка над ним сразу же совершались магические действия, его «продевали через отверстие чесалки для шерсти, чтобы обезопасить от козней чертей» [5], клали под его голову железные предметы – ножницы, нож и т.п. Для спасения новорожденного осетины рекомендовали принести жертву – черную козу или курицу. Считалось, что роженица подвержена влиянию злых духов, в течение нескольких недель ей запрещалось готовить пищу, доить коров, ходить за водой и т.д. Родные и близкие окружали ее заботой, ухаживали за ней.

Спустя несколько дней после родов, роженица совершала обряд поклонения святилищу Мады Майрæм (Матери Марии), одновременно совершался и обряд укладывания ребенка в колыбель – авдæнбæттæн, который проводила свекровь роженицы и старейшая многодетная женщина. В этот день накрывали стол и приглашали соседей и родственников. Родители молодой матери приносили ребенку в дар деревянную люльку со всеми принадлежностями. Приносимые гостями подарки для младенца (яйца, вата и серебряные монеты) символизировали пожелание новорожденному многочисленного потомства и материального благополучия.

В этот день ребенку также давали имя, старшие гости составляли список имен и отдавали его матери, чтобы она могла выбрать. Присутствие на празднике почетных старейшин села подчеркивало особое значение события, так как новорожденный являлся первенцем рода, которому угрожало прекращение существования. Рождение девочки считалось совсем не радостным событием.

Праздник, посвященный рождению сына, назывался Кæхцгæнæн. Его отмечали только те семьи, в которых в текущем году родился первенец. Перед этим событием мать ребенка пекла пироги, готовила угощение и отправлялась к своим родителям с большой деревянной чашей – Кæхц и собирала различные подарки. Братья матери дарили племяннику барана с большими рогами, более состоятельные – жеребенка, несколько ягнят и угощение. На этом празднике в доме отца новорожденного ребенка резали барана или бычка, готовили пиво.

Когда ребенку исполнялся год, устраивалось пиршество – афæдзы куывд. В его честь пекли большую лепешку – гуыл, начиненную сыром. В этот же день определяли его будущие профессиональные наклонности.

Если у ребенка наблюдались какие-либо отклонения в развитии (если долго не мог говорить или ходить), то ему делали фæлдисинаг – посвящение: пекли два пирога, резали курицу и относили на то место, где он родился для Бынаты хицау (домового), чтобы он не мешал ребенку нормально развиваться.

Осетины считали детские болезни наказанием, они верили в божество оспы и кори – Аларды и божество инфекций и болезней – Рыныбардуаг. В.Ф. Миллер писал, что «в каждом селении Дигории есть место поклонения или предмет, посвященные святому оспы» [6].

Когда мальчику исполнялось три года, в его честь устраивался праздник цæуæггаг. На этом празднике мальчиков одевали в мужской праздничный костюм. После произнесения молитвы им обнажали головы и стригли волосы в виде креста [7].

С 13 – 14 лет сын помогал своему отцу по хозяйству, девочка матерью и старшей женщиной дома обучалась домашним занятиям и правилам поведения, она в совершенстве владела искусством рукоделия. «Изготовление одежды всякого рода, как мужской, так и женской, а также и материала, — пишет СВ. Кокиев, — лежит исключительно на женщине. Она ткет сукно, прядет шерсть, отлично выделывает кожи на шубы, сама должна быть непременно закройщицей и швеею, иначе рискует вечно остаться в девках. Поэтому главное внимание в воспитании женщины обращается на эту сторону: ремесла и рукоделие играют первенствующую роль…» [8].

Главным в семейном воспитании считалось привитие ребенку уважения к родителям и старшим. К телесным наказаниям прибегали редко. В мальчиках стремились развивать ловкость и меткость. Начиная с 6 – 7 лет, мальчиков обучали стрельбе из лука. Состязание для них устраивалось в праздник Къутугæнæн, справлявшийся за неделею до Пасхи. Мишенью для них служила фигурная булочка из ячменной или пшеничной муки в виде конусообразной корзины для хранения зерна.

У осетин были популярны игрушки, изготавливаемые из лоскутов ткани, войлока, шерсти, теста, дерева, кожи и глины. Самыми распространенными были тряпичные куклы и мячи, сшитые из кожи или шерсти. Дети занимались также метанием камней, бегом, лазанием по шесту, танцами.

Важное место в становлении и развитии личности уделялось морально-нравственному кодексу осетин, который сочетал в себе такие требования, как уважение к старшим, мужество, честность, справедливость, честь и достоинство.

В современной осетинской семье в воспитании детей сохранились такие традиционные черты как: уважение к старшим, почитание родителей и т.д.

3. Погребальные и поминальные обычаи и обряды.

Погребальные обряды осетин получили преемственность от скифо-сарматской и аланской культуры. Следует отметить, что они своими архаическими чертами выделялись среди других народов Кавказа.

Общественный характер погребальных обрядову осетин, до сих пор выражается в участии всех родственников и знакомых в оплакивании покойника, в оказании материальной помощи при устройстве поминок и т.д.

В прошлом вестник садился на лошадь темной масти и, плеткой в левой руке, стучал в дверь или окно, тем самым оповещая каждого родственника или соседа о случившемся. В то же время в доме умершего открывались ворота, женщины рвали на себе волосы и царапали лицо до крови, громко причитая над ним, особенно выделялись плакальщицы, известные искусством причитать. До сих пор почти ни одни похороны не обходятся без их участия. Мужчины, входя к покойнику, били себя плетью по голове и шее.

В каменных ящиках осетины хоронили покойников почти до середины XIX в. и лишь позднее стали употреблять гробы[9]. Большое распространение имели у северных осетин подземные, полуподземные и надземные склепы, возникшие в XIII – XVII вв. В прошлом осетины клали в могилы покойников – предметы обихода, украшения, оружие.

Похороны происходили чаще всего на вторые сутки, даже самые занятые люди считали своей обязанностью проводить умершего в последний путь. До сих пор этот обычай не потерял свою значимость и сохраняется в быту осетин.

Осетины на похоронах давно перестали соблюдать такие архаические обряды, как посвящение коня покойнику, отрезание косы у вдовы, скачки и т.д.

По описанию Геродота, похороны скифского вождя совершались лишь после того, как его обвозили на колеснице по всей территории скифского царства [10]. Однако наиболее прочно из скифских погребальных обрядов в быту осетин сохранился обряд посвящения коня, заменивший приношение коня в жертву покойнику не только у осетин, но и у скифов, сарматов и алан.

Особый интерес у осетин представляет речь старика – посвятителя коня (бæхфæлдисæг), в которой говорится о предстоящем путешествии покойника в загробный мир на коне, а также о хороших земных делах умершего. Обычай произносить молитву при посвящении коня или приношении его в жертву покойнику уходит своими корнями в далекое прошлое.

Еще один обряд, ведущий свое происхождение также от скифов, сохранился только у осетин. Это обряд отрезания косы у вдовы. До недавнего времени этот обычай совершался на кладбище одновременно с обрядом посвящения коня. Перед тем как процессия приблизилась к могиле, вдова, зайдя под гроб, трижды ударялась головой о дно гроба. Этим она выражала свое желание принадлежать мужу на том свете. У могилы она подходила к гробу, отрезала свою косу и клала её на грудь мужа, затем во всеуслышание причитала. После того как посвятитель коня заканчивал свою речь, вдова подходила к покойному и, взяв свою отрезанную косу, передавала ее посвятителю коня со словами: «Вот и плеть покойному». Старик-посвятитель трижды ударял этой косой коня и посвящал коня и косу умершему.

Следующим архаическим погребальным обрядом, ведущим свое происхождение также от алан, является обряд, по которому на могилу последнего представителя мужского пола семьи или рода клали мельничный жернов.

Кроме того, у осетин существовал обычай, но которому вдова последнего представителя семьи опоясывалась очажной цепью или надевала ее на шею, сопровождая покойника на кладбище. Возможно, что этот обычай, как и предыдущий, существовал также и у алан, что подтверждается, в частности, и данными фольклора.

Указанные обычаи отражают не только этнические особенности осетин, но и свидетельствуют о сохранении в их семейном быту патриархально-родовых пережитков.

Весьма древним погребальным обрядом у осетин являлся также хъабахъ, бытовавший также у кавказских народов[11]. Его устраивали обычно в день похорон. Само слово «хъабахъ» означает «длинный шест», на верху которого прибит деревянный крестик или кусок кожи. Сбивший из винтовки этот предмет получал приз, это мог быть кинжал, пояс покойного или корова, которую обычно привязывали во время состязания к шесту. В Южной Осетии на похоронах устраивали еще одно состязание – бырæнхъил (скользящий шест). На конце длинного шеста, густо смазанного салом, привязывали какой-нибудь предмет из одежды умершего или деньги. В состязании могли участвовать только юноши до 15 лет. Кто первым достигал конца шеста и снимал с него предмет, тому он и доставался.

В день похорон или на годичных поминках устраивались скачки. Перед началом состязания заранее определяли и готовили несколько скакунов. Затем в день поминок их пускали на скачки на определенную дистанцию, достигавшую часто более 20-30 км. Каждого скачущего (дугъон) опекал один всадник (хъузон), который встречал его в определенном пункте, подбодрял и даже подгонял его коня. Всадник, пришедший первым, направлялся обычно на кладбище и, обведя своего коня три раза вокруг могилы покойника, подходил к посвятителю коня, который вручал ему ценный приз.

Появлению и распространению этих обрядов среди некоторых кавказских народовмы обязаны, несомненно, ираноязычным народам древности и средневековья — скифо-сарматам, аланам. Большое место в жизни осетин еще в недавнем прошлом занимали дорогостоящие поминки. Этот обычай был чрезвычайно обременительным для горцев и нередко приводил их к разорению. Отсутствие поминок в понятиях осетин якобы обрекало предков на вечный голод на том свете. Выполнение всех поминок считалось обязательным. В день похорон устраивались большие поминки – резали коров, баранов, пекли большое количество хлеба и пирогов, подавали много напитков – пива и араки.

Это объясняется не отсталостью народа, а скорее устойчивым сохранением этнических традиций и пережитков древних верований, особенно ярко проявлявшихся в погребальных обрядах.

Борьба против вредных пережитков продолжалась и в последующие годы. Однако успешное завершение ее стало возможным только при советской власти, способствовавшей ликвидации экономической и культурной отсталости народа. Большую роль в отходе осетин от многих старых обычаев, и частности от поминальных, сыграла устная и печатная пропаганда, а также проведение широкой просветительной работы среди населения.

Тем не менее, погребальные обряды осетин до сих пор не утратили своего общественного характера, сохранив также, особенно в горной Осетии, ряд старых черт в форме пережитков. Однако появились и новые черты в погребальном ритуале осетин, молитва над гробом теперь почти повсюду заменяется выступлениями родственников, соседей, представителей от общественных организаций, товарищей по работе и т.д.

Заключение

В осетинской свадьбе сохранились яркие черты старины, но при этом произошли некоторые изменения: нет калыма, добрачное ухаживание стало повсеместным явлением, теперь молодые связывают жизнь только по собственному выбору, похищение невесты происходит только с ее согласия, по-прежнему, назначается делегация из сватов.

Весь комплекс родильной обрядности (укладывание в колыбель, имянаречение, праздники первого года жизни, первого состригания волос и связанные с ними обрядовые застолья) у осетин был направлен на приобщение новорожденного к семье, на выпрашивание для него покровительства и защиты у высших сил. Многие родильные обряды уходят своими корнями в прошлое, а некоторые из них волне актуальны на сегодняшний день, к примеру, довольно широко отмечается праздник – Кæхцгæнæн.

Похоронно-поминальные обычаи и обряды осетин в XIX – XX вв. и даже в начале XXI в. также во многом сохранили древние традиции, они являются ценным материальным и духовным источником, дающим широкое представление о самобытной культуре осетин.

Список литературы

1. Чурсин Г.Ф. Осетины: (Этнографический очерк) // ТЗНА. 1925. Серия I, в. I. С. 214.

2. ППКОО / Сост. Л. А. Чибиров. Цхинвали, 1987. Кн. III. С. 313 – 411.

3. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование / Б.А. Калоев. М., 2009. С. 319.

4. Хетагуров К. Собрание сочинений. Т.IV. С. 338.

5. Пчелина Е.Г. Родильные обычаи у осетин // СЭ. 1937. №4. С. 92.

6. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. 1883. С. 204.

7. Уарзиати В.С. Праздничный мир осетин // Избранные труды. Владикавказ, 2007. Кн.1. С. 69.

8. Кокиев С.В. Записки о быте осетин // CМЭИДЭМ. 1885. Вып. I. С. 91.

9. Хетагуров К. Собрание сочинений Т.IV. С. 370.

10. Геродот. История. Т. IV.

11. ОГРИП (XIII – XIX вв.) / Сост. Б.А. Калоев. С. 162.

Сокращения

ОГРИП – Осетины глазами русских и иностранных путешественников

ППКОО – Периодическая печать об Осетии и осетинах

СМЭИДЭМ – Сборник материалов по этнографии, изданный при Дашковском

этнографическом музее

СЭ – Советская этнография. Журнал

ТЗНА – Труды Закавказской научной ассоциации

Презентация (краеведение) по теме: Презентация Обычаи осетинского народа

Слайд 1

Осетия Обычаи осетинского народа

Слайд 2

Осетины— народ, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии: республик Северная Осетия — Алания и Южная Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; осетины в основном двуязычны (двуязычие — осетинско-русское, реже — осетинско-грузинское или осетинско-турецкое)

Слайд 3

К древнейшим обычаям, порожденным родовым строем, относится гостеприимство и куначество осетин. Эти обычаи бытовали и у других горских народов Северного Кавказа и имели много сходных черт.

Слайд 4

Прием гостя на Кавказе — вообще явление важное, официозное и очень ответственное. А у осетинского народа гостеприимству отведена особая роль в системе традиционного общения.

Слайд 5

Гостеприимство — особенность осетинского народа, важнейшая народная традиция, уходящая корнями соблюдением правил и порядка в глубь веков.

Слайд 6

Наряду с гостеприимством у осетин существовал обычай куначества, именовавшийся хъунахъ (кунак), лыман (друг), хион уазаг (свой гость). Куначество, передававшееся из поколения в поколение, издавна имело широкое распространение у осетин и ближайших их соседей — грузин, ингушей, балкарцев, кабардинцев.

Слайд 7

Некоторые правила осетинского застолья. — Всё то, что считается неприличным для любого цивилизованного застолья, не принято и за осетинским столом. — Стол – святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить. — За одним столом в Осетии не садились дед и внук, отец и сын, дядя и племянник, тесть и зять, родные братья. Нарушая этот обычай, младшие по возрасту или же по положению выказывают неуважение к старшим. — Курение за столом – проявление неуважения к окружающим.

Слайд 8

Традиционная кухня осетинского народа складывалась в течении долгого времени. Главный ее образующий фактор — кочевой образ жизни первоначальных жителей данного региона, предков осетин — алан.

Слайд 9

Старший застолья громко возносит молитву Богу и всем святым, которым поклоняются осетины, и освящает три пирога. Только после первого бокала можно начинать трапезу. Характерной чертой осетинского стола до сих пор является торжественное преподношение почетного бокала определенному, лицу или группе людей. В этом обычае отражен быт предков осетин.

Слайд 10

В основе системы питания местных жителей лежат блюда из мяса, которое чаще всего готовится в походном казане и приправляется острым соусом на основе сметаны . Широко распространено в самой Осетии приготовление сыра и местного пива, эти продукты пользуются большой популярностью и за пределами края .

Слайд 11

На праздники в Осетии и сегодня для вознесения первой молитвы Богу и освящения трёх ритуальных пирогов старшему часто наливают осетинское пиво в специальный резной деревянный сосуд — « баганыйы къус » До сих пор при передаче почетного бокала за столом осетины строго придерживаются определенных правил. Получивший нуазан имеет право передавать его другому лицу только с разрешения старшего. В старину у равнинных осетин гость не имел права уехать, пока хозяин дома не преподнесет ему свой (бокал для гостя).

Слайд 12

В национальной культуре почетное место занимает танцевальная культура. Есть несколько видов танцев: массовый танец / симд /, парные танцы ( тым -был кафт и др.), медленный танец ( хонгæкафт ), мужской сольный танец на носках (рог кафт ). Каждый из танцев имеет свою музыку, исполняемую на осетинской гармони ( фæндыр ), используются и струнные музыкальные инструменты.

Слайд 13

Танцевали всегда с древних времён и до нашего поколения.

Слайд 14

На языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе. Застолье по хорошему поводу всегда сопровождается весельем, песнями, шутками.

Слайд 15

В различных ущельях Осетии, а зачастую и в различных селах, отмечали множество праздников во многом отличавшихся друг от друга содержанием и формами проведения. Всех их описать в данном проекте нет возможности. Поэтому ниже перечисляются праздники, которые в той или иной степени были общими для всего народа или же большей её части.

Слайд 16

Таранджелоз — божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущелье, на вершине высокой горы. Праздник отмечают через три недели после Пасхи в воскресенье. Молодежь устраивала скачки, демонстрируя свою ловкость и удаль. Старики, совершив определенный молитвенный ритуал, просили Таранджелоза о ниспослании благодати, тогда они никогда не будут нуждаться в хлебе и зерне. Куадзан (пасха) — один из наиболее любимых осетинами праздников, приходится на второе-третье воскресенье апреля, на первое воскресенье после полнолуния. Нобгон — новый год по старому стилю — один из любимых осетинами праздников — приходится на 12-14 января. Доныскафан ( праздник черпания воды) -справляли через 6 дней после Нового года. Рано утром молодая невестка или кто-либо из молодых женщин отправлялись за водой. Чем раньше они это делали, тем лучше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *