Традиции и обычаи татар
Мы постоянно общаемся с представителями разных народов, воспринимаем их культуру, ведь в Самарской области проживает больше 150 национальностей. И вторым по численности этносом в Самарской области являются татары (126 124 человека, это 4,1 % от общей численности населения). А знаете ли вы что-нибудь об их традициях и обычаях?
Исторически, большую роль в обрядовой жизни татар Самарского Поволжья занимал мусульманский религиозный календарь. И наиболее значимым праздником в этом календаре является Ураза-Байрам, связанный с окончанием 30-дневного мусульманского поста, во время которого воздерживаются от приема пищи и воды от восхода солнца и до его захода. Сроки поста, как и сроки самого праздника, подвижные и каждый год наступают (по григорианскому календарю) на 11 дней раньше.
Многие из нас слышали о таком знаменитом татарском празднике, как Сабантуй, который не имел точной календарной даты и дня недели, а праздновался в зависимости от готовности земли к севу.
Важную роль играют и семейные обряды, центральное место в которых занимает свадьба. Основной свадебный обряд — никах туй, который проводился в доме невесты. Родители жениха с 3-5 парами гостей привозили калым и угощение. Свадьба начиналась с религиозного обряда бракосочетания никах (кэбен). Мулла записывал условия его заключения, а затем спрашивал согласия молодых на брак. За жениха отвечал его отец, за невесту – два свидетеля (ее в это время прятали за занавеской), после чего мулла зачитывал выдержки из Корана. Затем, с выноса меда и масла, начиналось застолье. В определенной последовательности гостей угощали обязательными свадебными блюдами. В доме невесты свадьбу играли в течение 2-3 дней, после чего она продолжалась у родственников.
Особое место в семейно-бытовой обрядности татар занимают похоронно-поминальные обряды. В соответствии с традициями пожилые люди готовятся к смерти заранее. Каждая женщина собирает для себя и мужа вещи, необходимые для погребения, материал на саван – кэфенлек и полотенца, а также вещи для раздачи в виде подарков — садака: отрезы тканей, рубашки, платки, полотенца и т.д. Похороны стараются провести как можно быстрее, как правило, на следующий день после смерти.
Конечно, в современном мире происходит размывание традиционных национальных черт, но в целом самарские татары сохраняют свой язык и культурные особенности, характерные для их этноса.
Материал подготовлен студентами Школы межэтнической журналистики в Самаре
Текст: Руфия Кутляева
Фото: Руфия Кутляева, Валерия Куценко
Сабантуй
Любимейший праздник татарского народа Сабантуй — одновременно древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан — плуг и туй — праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.
В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии.
Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.
В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа.
Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
С 2001 года в различных городах России проводится Федеральный Сабантуй. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с.Алькино Самарской области.
Похоронные обычаи татар
Татары – это вторая по численности народность в России (по состоянию на 2020 в РФ насчитывается около пяти с половиной миллионов татар), представители которой проживают по всей территории нашей страны. Наибольшее их число сконцентрирован в Республике Татарстан, Башкортостане, а также, в меньшей степени, в Ульяновской, Московской и Оренбургской областях. Как и много веков назад, подавляющее большинство этнических татар исповедуют суннитский ислам ханафитского мазхаба (то есть ханафитской религиозно-правовой доктрины). Среди татар есть атеисты и христиане (кряшены, нагайбаки), однако их число оценивается как незначительное. Татарский этнос делится на ряд субэтносов, которые окончательно сформировались во время распада Монгольской империи; впоследствии территории несколько ханств-осколков Золотой Орды были завоеваны Русский царством – именно так татары оказались на территории российского государства. Следует отметить, что, вопреки широко распространенному заблуждению, крымские татары называются татарами по историческим причинам – их название в русском языке сохранилось с тех времен, когда в России татарами именовали любой тюркский народ вообще.
Специфика татарской погребальной обрядности
Поскольку татрский этнос формировался в постоянном взаимодействии с представителями других народов, татарская культура весьма разнообразна и полна всевозможных заимствований – в том числе в области погребальных обычаев. Помимо прочего необходимо отметить, что, хотя ислам начал распространяться среди татар еще с X века, ему так никогда и не удалось полностью вытеснить из духовной культуры татар языческие компоненты. Последние продолжают существовать в той или иной форме по сей день как минимум на уровне коллективной памяти, даже если и практикуются они не столь активно, как когда-то. В конечном итоге древние народные обычаи были встроены в местную версию исламского вероисповедания, однако по сей день погребальная обрядовость татар остается той сферой духовной культуры, в которой наиболее остро ощущается влияние традиционных доисламских верований.
В целом, разумеется, татарские похороны в основном регламентируются правилами шариата, и все основные этапы в нем – те же, что и мусульман по всему миру. Подготовка тела к погребению обязательно включает в себя омовение тела, которое исполняется с использованием специальных инструментов, специально обученным человеком и специально строго регламентированным образом. После омовения тело оборачивается в несколько отрезов ткани (кафан), после чего над покойным читаются погребальные молитвы – намаз аль джаназа. Традиционная могила татар-мусульман тоже вполне такая же, как и других мусульман в других регионах: это яма, в стенах которой делаются горизонтально ориентированные ниши, в которые и хоронятся завернутые в кафан тела без гроба – причем таким образом, чтобы покойный был повернут к Мекке. После положения тела нишу, нишу эту закладывают необработанным кирпичом или досками, после чего закапывают могилу – делается все это под чтение особых молитв и сур Корана, исполняемых священнослужителем. Однако в способе положения тела в нишу у татар есть некая особенность, которая и отличает этот элемент их погребальной культуры от погребальной культуры большинства других мусульманских общин. Дело в том, что татары предпочитают хоронить человека не в лежачем положении, а в сидячем: татары считают, что таким образом покойный оказывается способен предстать перед ангелом смерти Азраилом в более приличествующем виде, чтобы ответить за совершенные прегрешения и праведные поступки.
Некоторые доисламские реликты в татарской мифологии
Больше всего языческих элементов содержит не собственно татарский погребальный ритуал, а связанные с ним приметы и поверья. Например, татары полагают, что в течение 40 дней после смерти человеческая душа может вернуться домой в виде птицы или бабочки. Более того, с этим поверьем связаны и некоторые практики: например, в некоторых населенных пунктах считается важным оставлять на ночь открытыми ворота двора и оставлять зажженным свет, чтобы душа не заплутала по пути.
Более того, если по покойному слишком сильно тоскуют, то его возвращение в том или ином образе может быть и крайне неприятным инцидентом: в этом случае в дом скорбящей семье может войти злобный дух – җен. Скорее всего, представления о духах-җен происходят от арабских джиннов, которые нередко прислуживают Шайтану (Сатане) и вредят смертным. Духи-җен способны на всякого рода злодейские поступки: они уводят путников с дороги в глушь, крадут младенцев из колыбелей, подменяют детей и т.д. Более того, злой дух может притвориться духом умершего и поселиться в его доме – от этого родственники покойного сами начинают болеть и умирать.
Следовательно, надо полагать, от злого духа-җен должны быть и народные средства защиты – что же это? Во-первых, во многих регионах, где проживают татары и сохраняется это поверье, считается, что по дороге на и с кладбища необходимо запутывать следы, чтобы из мира мертвых в мир живых по этим следам не пришел злой дух. Более того, на обратном пути с кладбища крайне не рекомендуется оглядываться. Если же дурное уже случилось и дух-җен уже поселился у вас в доме, то в дом нужно пригласить муллу, чтобы тот целую неделю читал суру Ясин – слово Божье заставит злого духа бежать.
Последние часы
Примечательно, что татары-мусульмане – в отличие от многих современных православных – до сих пор «собирают узелок», то есть готовятся к смерти, собирая себе погребальное одеяние и иные атрибуты, чтобы впоследствии облегчить хлопоты семье. В Татарстане эта задача, как правило, возлагается на женщин в семье: они должны запастись достаточным количеством ткани для погребального одеяния для себя и мужа. Важно, что цвет и тип ткани также регламентированы богословскими нормами: лучше всего использовать белую хлопчатобумажную ткань, и категорически запрещается использовать шелк. Более того, во многих регионах считается, что шить эту ткань нужно непременно левой рукой, не делая узелков на нитках, а ткань делить на куски только руками, без инструментов (ножниц, ножей и т.п. ). Наконец, после того, как работа по изготовлению погребального одеяния окончена, все инструменты должны быть сожжены, потому что отказ от этого действия может навлечь большую беду на всю семью.
Когда татарин предчувствует скорый приход смерти, в дом приглашается священнослужитель, который читаем над умирающим суры Ясин или Ар-Рад. В помещении с умирающим обязательно должен находиться кто-то – в частности, для того, чтобы смачивать губы покойного: согласно исламу, всех умирающих в последние минуты мучает насланная Дьяволом жажда, которую дьявол предлагает утолить взамен на отречение от Бога – и чтобы у умирающего не было соблазна это сделать, родственники должны «подносить стакан воды» сами.
Предпохоронные ритуалы
Итак, когда умирающий окончательно испускает дух, ему на грудь кладут некий железный предмет – чаще всего ножницы или гвоздь. Согласно древнему языческому татарскому поверью, нечистая сила боится железа, поэтому рядом с покойным должен быть острый предмет из железа, чтобы отпугивать злых духов. После этого тело укрывают белым полотном, а лицо закрывают полотенцем.
Согласно татарскому обычаю, надо сначала выкопать могилу, а уже затем омывать тело покойного. В полном соответствиями с нормами ислама во всем остальном мире, омовением мужчин должны заниматься только мужчины, а омовением женщин – только женщины. Как правило, в омовении принимают участие трое: один из них принимает на себя роль главного обмывальщика, а двое других становятся его помощниками и выполняют его указания. Также не лишним будет отметить, что ведра с водой для омовения нельзя просто ставить на пол – между ними и полом нужно по меньшей мере постелить полотенце. Наконец, когда омовение совершенно, мертвого наряжают в кафан: мужчину заворачивают в рубаху, сверху надевают фартук для нижней части тела, а сверху надевают чалму. Женщинам укрывают головы платками, а тело обвязывают специальными полосками ткани поверх головы, туловища и ног. Как правило, в татарских похоронах принимают участие не только родственники и друзья, но также соседи, знакомые и т. д. Чтобы отплатить им за их помощь, предусмотрена особая погребальная милостыня – саадака. Она выражается реже в деньгах и чаще в предметах: родственники покойного дарят своим помощникам полотенца, мыло, носовые платки.
Татарские похороны
Как и в других мусульманских общинах, у татар принято хоронить мертвого в день смерти или в течение 24 часов (например, если человек умер за некоторое время до полуночи). Как правило, хоронят людей рядом с их родственниками. Самое главное – добиться того, чтобы могила была ориентирована в сторону Мекки и чтобы боковая ниша в ней также указывала на Мекку. К Мекку же лицевой стороной должно быть направлено и надгробие (если оно будет) – благодаря тому, что все надгробия на мусульманском кладбище смотрят на Мекку, оказавшийся там мусульманин всегда знает, в какую сторону он должен обратиться для молитвы. Как правило, женщины на кладбище для участия в погребении не ходят – этим занимаются мужчины, а женщины приводят в порядок дом к их возвращению. Особые молитвы и суры Корана читаются перед входом на кладбище и во время опускания тела в могилу. Считается, что если особые погребальные молитвы не были сказаны, то похороны в принципе не состоялись.
Возможно, вам будет интересно:
Традиции и обычаи татарской свадьбы
Свадебное торжество в любой национальной культуре – это необычайно красивое мероприятие. Церемония соединения двух сердец затрагивает самые тонкие струны души. А если это татарская свадьба, то это еще яркие национальные обычаи и обряды. Народ Татарстана, в большинстве своем, исповедует ислам. Несмотря на строгие мусульманские догмы, наложившие свой отпечаток на все области жизни татар, свадьба – очень колоритное и захватывающее зрелище.
Обряд замужества – ценнейшее достояние татарской национальной культуры, так как культ семьи имеет особо важное значение в аутентичных традициях. К созданию семьи относятся очень ответственно и почтительно. В отличие от европейского торжества, татарская церемония проходит не один день: сначала в доме новобрачной, потом – в доме жениха. Этому знаменательному событию предшествует неотъемлемый атрибут свадебного обряда — сговор.
Сватанье
Сговор, или сватанье, в татарской культуре состоит из нескольких этапов:
- — смотрины будущей жены;
- — информация о женихе;
- — оговаривание условий свадьбы.
В этом действе участвуют яучи и башкода, сваты и старший родственник по линии молодого. Яучи прибывают в дом будущей супруги. Если отец невесты дает свое согласие, то ярашылган кыз (засватанная девушка) одаривает вышитым покрывалом или полотенцем, которое она сделала своими руками. После одобрения главы семейства сторона невесты узнает интересующую информацию о будущем муже: сможет ли он обеспечивать семью, есть ли у него свое жилье и т. д.
Если первые две ступени пройдены успешно, то стороны переходят к обсуждению калыма, который жених должен заплатить за выкуп невесты, и праздничной церемонии. Родственники жениха также участвуют в переговорах. Назначается дата проведения, оговаривается количество гостей, решаются материальные вопросы. Что касается калыма, то он должен быть отдан полностью до даты бракосочетания или в день свадебного обряда. Он может состоять как из денег, так и из драгоценностей, одежды, бытовых предметов. В отличие от калыма, приданое невесты зачастую не обсуждается. Девушка начинает собирать приданое еще с детства, и к тому моменту как она выходит замуж, оно может быть внушительных размеров.
Если родители будущей жены согласны на замужество дочери, решены все материальные и организационные вопросы, происходит помолвка, скрепленная пышным застольем, а родители молодых обмениваются презентами. После помолвки следуют подготовительные мероприятия к свадебной церемонии. Жених собирает и отдает калым, подбирает презенты для близких и родителей новобрачной, а также будущей жены. Помолвленная девушка заканчивает готовить приданое. Организационная работа кипит полным ходом.
Свадебные костюмы молодых
Венчальный наряд невесты, или хиджаб, символизирует любовь, целомудрие и скромность, как в любой национальной культуре. Но татарское венчальное платье отличается от европейских моделей. Оно обязательно должно быть длиной в пол, закрывать все открытые участки тела. Обнажить новобрачная может лишь кисти рук и лицо. Расшитое дорогими золотыми, серебряными филигранными узорами, украшенное солпами (монеты) платье может быть не только белым, но и красным, изумрудным, голубым. Украшает голову феска – усеченная шапочка в обрамлении дорогих аксессуаров. Фата присоединяется к феске таким образом, чтобы можно было ее накинуть на лицо невесты. Или же на голове у невесты может быть свадебный калфак.
Татарские свадебные платья отличаются особым колоритом, богатой вышивкой и инкрустированными драгоценностями. В том, что силуэт новобрачной в свадебном наряде скрыт от посторонних глаз, говорит о целомудрии и преданности своему возлюбленному. Красивые длинные серьги, многочисленные драгоценные браслеты дополняют свадебный наряд невесты. На ногах могут быть праздничные ичиги или ситеки (легкие сапожки).
Наряд жениха не так категоричен. Это может быть традиционный костюм черного, серого либо белого цвета. На голове обязательно должна присутствовать мужская феска.
Никах – венчальный обряд
Татары высоко чтут и берегут свои культурные традиции. Одним из древнейших обрядов является никах – бракосочетание по мусульманским законам. Никах имеет многовековую историю. Такое отношение к культурному наследию достойно уважения. Никах, как религиозный обряд, не имеет юридической силы. Чтобы узаконить свои отношения, нужно обязательно расписаться в ЗАГСе. Дабы венчальный обычай прошел по всем правилам, нужно соблюсти несколько условий:
- — согласие молодых;
- — присутствие мужчины-мусульманина от каждой стороны;
- — на церемонии должен быть родственник мужского пола со стороны невесты;
- — выплачен калым за выкуп новобрачной.
Никах – это непосредственно сам процесс вступления в брак. Его проводит мулла. Он читает отрывки из Корана и молитвы, дает наставления брачующимся. Молодожены дают обеты в любви и верности. Но перед тем как провести никах, следует сначала выкупить невесту у родственников.
Жених с родственниками и свидетелями прибывает в так называемый кияу эйе (дом жениха). Начинаются бурные дебаты между сторонами за выкуп невесты. Представитель от невесты пытается «продать» ее за самую высокую цену. А жених, наоборот, сбивает стоимость. Торги длятся до тех пор, пока стороны не придут к общему решению. После того как калым и дополнительное денежное вознаграждение получены, будущий муж отвозит свою избранницу из кияу эйе.
Наступает черед торжественной части бракосочетания. Никах проводят в мечети или в доме невесты. Мусульманский священник произносит молитвы. Новобрачные в это время стоят, а гости сидят. Церемония проходит в тихой обстановке. Молодожены обмениваются торжественными обетами, на чем основная религиозная часть бракосочетания заканчивается. Молодые отправляются в ЗАГС для юридического оформления своих отношений. После того как все официальные мероприятия проведены, новоиспеченная семья, их родственники и гости переходят к празднованию свадьбы.
Отмечание татарской свадьбы проходит с большим размахом. В национальной культуре такой праздник называется туй. Длится он несколько дней и состоит из несколько обязательных этапов:
Празднование в родительском гнезде невесты. Накрывается щедрый стол, богато украшенный аксессуарами. Молодые садятся в центре стола, причем новобрачная занимает место справа от супруга. Возле молодой жены сидят родители жениха, а возле новоиспеченного мужа – родители невесты. Молодые и гости угощаются вкусными яствами, танцуют и принимают участие в различных конкурсах. Все блюда сервируют парами, в знак единства супругов. Столы ломятся от вкусной татарской кухни: курица по-татарски, губадия, беляши, эчпочмак, катлама и другие угощения. После пира молодые супруги отправляются в кияу эйе для восхождение на брачное ложе. На следующее утро, по обычаю, молодые парятся в бане, вкушают оладьи и блины. Празднование продолжается несколько дней. Молодожены принимают поздравления и подарки от гостей, друзей и знакомых. Заканчивается торжество переездом к мужу.
Переезд любимой жены в дом мужа – это не просто изменение места жительства супруги. Этот этап сопровождается ритуалами и обычаями. Молодая невестка отдает дань уважения родителям мужа и показывает себя с лучшей стороны. По приезде кортежа мужская половина гостей укладывает под ноги невесты шкуру в знак теплого приема. Свекровь и сестра потчуют невесту хлебом и медом. Родные жениха предлагают опустить руки новобрачной в муку для процветания дома. Переступив порог своего нового жилища, молодая жена проделывает ритуал өй киендерү (освящение дома). Обряд представляет собой вывешивание занавесок, полотенец и всевозможных украшений. Традиционно переезд к супругу завершается большим гуляньем.
Свадебная трапеза в доме жениха еще более масштабная, чем в доме невесты. Подаются различные горячие и холодные закуски. Неотъемлемый атрибут свадебного стола – сытная шурпа из баранины. Праздничный стол заставлен татарскими блюдами, фруктами и сладостями, за исключением алкоголя, который запрещен на праздничном никах. Главным украшением праздничного застолья является чакчак, сладкое большое угощение, эквивалент европейскому свадебному торту. Право попробовать первыми отдано молодоженам.
Вот так грандиозно и колоритно проходит татарская свадьба. Главный смысл никах – это проявление взаимного уважения и любви, укрепление значимости семьи и поддержание национальных традиций.
По всем вопросам звоните
+7(495)744-52-52
или пишите на почту
e-mail: [email protected]
ООО «Караван Прожект» © 2021 г. Все права защищены | 111024 г. Москва, 2й Кабельный проезд, дом 1, корпус 2 | ОГРН 1127746181529
Свадебный ритуал :: Татарская энциклопедия TATARICA
Свадьба. 1980 г. 1980
Из личного архива Л.Ш.Давлетшиной
До начала ХХ в. у татар был типичен брак по сватовству.
Родственники жениха, иногда через профессиональную сваху (в некоторых деревнях Заказанья), делали предложение родителям невесты и обговаривали с ними условия заключения брака (размер калыма, сроки свадьбы и пр.). Затем следовали помолвка и сговор, которые зачастую объединялись в один ритуал обмена роднившихся сторон подношениями и застолья с родственниками (аклашу).
Периоды между сговором, помолвкой и свадьбой были различными, но сравнительно недолгими. В это время одна сторона готовила калым, другая – приданое (бирнә), подарки для будущих родственников и пр. В этот период у казанских татар особые обряды, угощения и визиты обычно не устраивались.
У мишарей, пермских и чепецких татар этот промежуток изобиловал множеством обрядов. Так, чепецкими татарами проводились обряды кызашка – угощения для невесты и девушек, устраиваемые в домах родственников; накануне бракосочетания топилась баня (кәбен мунчасы).
В отдельных районах проживания мишарей и пермских татар сразу после сговора начинались посещения женихом своей невесты.
Бракосочетание. 1980 г. 1980
Из личного архива Л.Ш.Давлетшиной
Основной свадебный ритуал совершался в доме невесты после выплаты части калыма. Бракосочетание проводилось по мусульманскому обряду (никах) и завершалось праздничным обедом.
В Заказанье в первый день свадьбы приглашались только мужчины (жених и невеста в этих церемониях не участвовали, присутствовали их отцы). Свадебные гулянья (туй) продолжались несколько дней, родственники невесты поочередно принимали родственников жениха. У казанских татар свадебные застолья устраивались для мужчин и женщин отдельно. В дни гуляний проводился обряд знакомства новых родственников с невестой – кыз күрсәтү, кыз сөю (показ невесты), килен котлау (приветствие невесты). Невесту и двух ее подруг покрывали общей шалью, свекровь и другие новые родственники должны были ее «узнать»: затем стороны обменивались подарками, и невеста угощала всех чаем.
После никаха и завершения свадебных гуляний жених в первый раз навещал невесту (в Заказанье – на лошадях тестя) с сундучком с подарками для тестя (кияү бүләге). Жениха никто не сопровождал, кроме возницы из родственников невесты. К дому невесты жених подъезжал ночью и мог туда войти только после уплаты выкупа. Подружки невесты устраивали ему смотрины, подвергали шуточным испытаниям, отводили в брачные покои.
В доме жены молодой муж гостил 4 дня, делал многократные подношения ее родственникам (выкуп за брачную постель, баню для новобрачных и т. п.). Особо дорогой подарок муж вручал супруге; ответные дары новобрачной состояли из ее рукоделий.
Этим визитом молодого мужа начинался цикл так называемого «кияүләп йөрү» – посещения жениха, когда молодому разрешалось раз в неделю (по четвергам) посещать жену; так продолжалось до полной выплаты выкупа. Обычно его вносили по частям, иногда в течение довольно продолжительного времени.
В бедных крестьянских семьях, как правило, не придерживались этого обычая. Женитьбу сына родители обычно приурочивали к началу летних сельскохозяйственных работ, чтобы получить новые рабочие руки; невестку сразу же забирали в дом свекра.
Завершающим этапом свадьбы являлись переезд жены в дом мужа и свадебные застолья у его родственников.
Прием молодой в доме мужа. 1980 г. 1980
Из личного архива Л.Ш.Давлетшиной
Переезд молодой в дом мужа (килен төшерү) в большинстве деревень казанских татар приурочивался к весенне-летнему народному празднику Джиен. Он был обставлен многими обрядами, имевшими местную специфику. Одни из них проводились в доме молодой, другие – в доме, где ей предстояло жить.
К первым относились обряды, связанные с прощанием девушки с родным домом и близкими. Для мишарей, татар-кряшен, касимовских и пермских татар были характерны причитания по случаю расставания. Среди этих же групп татар, а также среди чепецких татар широко бытовали и другие обряды: одевание невесты, складывание ее постели, сбор приданого и т. п.
Встреча молодых в доме мужа также сопровождалась обрядами: под ноги молодой стелили вывернутую шубу или клали подушку, чтобы ей было мягко вступать в новый дом, ее руки погружали в муку, чтобы она была хорошей стряпухой в доме, угощали медом, чтобы ее речь была сладкой, преподносили в собственность живность, показывали дорогу к роднику (су юлы күрсәтү). В смотрины невесты входила церемония «обряжения» дома рукоделиями из ее приданого (өй киендерү).
Некоторые отличия в свадебном ритуале крещёных татар (например, обряд венчания) обусловлены христианскими канонами.
У татар были редкостью случаи самовольного ухода девушки к своему избраннику (ябышып чыгу) и похищения невесты (кыз урлау). Общественное мнение осуждало такие формы бракосочетания.
В современный период структура и содержание свадебного ритуала коренным образом изменились, брак в основном регистрируется в органах ЗАГС, но с конца 1990-х гг. все чаще этому предшествует узаконение брака по нормам шариата – никах.
Свадьба. 2016 г. 2016
Из личного архива Л.Ш.Давлетшиной
Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.
Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа: историко-этнографическое исследование. Казань, 1984.
Автор – Р.Р.Батыршин
Традиции, связанные с рождением ребенка у татар Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»
УДК 17.018.22
Г.Б. Сайфутдинова*
ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА У ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ**
Обычаи и обряды детского цикла являлись механизмами социализации, посредством которых ребенок приобретал значимые для этноса национальные черты. Особенно актуальна тема воспитания детей в современном нестабильном обществе. На государственном уровне данной проблеме уделяется большое внимание, а 2008 год был объявлен годом семьи и семейных ценностей. Несомненно, глубокое знание национальных традиций воспитания, этого богатейшего духовного наследия татарского народа, дает возможность использовать и развивать их в условиях современного общества.
Ключевые слова: роды, пупочная бабушка (повитуха), святая, обет, заворачивание в саван.
Семья всегда очень высоко ценилась татарами, а вступление в брак считалось естественной необходимостью. По переписи 1897 г. среди населения Казанской губернии в возрасте 70 лет и старше никогда не состояли в браке лишь 3,6 % женщин и 1,7 % мужчин [1, с. 802]. Единственную цель создания семьи татары видели в детях. Отсутствие детей в семье считалось величайшим несчастьем для супругов, а первопричину бездетности в патриархальном обществе видели в женщине. Таким образом, дети были не только радостью для женщины-матери, но и почти единственной формой приобретения желаемого правоустанавливающего статуса в общине. Народная обрядовая практика как татар-мусульман, так и православных татар-кряшен содержит множество обрядов — синкретический сплав мусульманских, православных и обрядов народной традиции татар, архаичных, по сути, средств, способствующих приумножению потомства [2]. Акт рождения воспринимался окружающими как первый шаг в группу, в социум. В надежде приобрести нового члена общество было благосклонно к матери и ребенку. Как у многих народов мира, у татар отношение к роженице сформировалось в этикет, который старательно соблюдали. Традиционно у татар роды проходили в доме. Роды (тудыру, или бала табу — дословно: найти ребенка), как правило, сопровождались многочисленными религиозно-магическими действиями, которые должны были облегчить их течение и способствовать появлению здорового младенца. Известный этнограф XIX века А. Сухарев пишет: «Независимо от того, где пришлось рожать женщине, она рожала на полу, на соломе, этот обычай связан с культом матери-земли, богини плодородия, женской плодовитости [3, с. 41—46]. Роды в татарских деревнях принимала «кэндэк эби», (дословно: пупочная бабушка, повитуха). В каждой деревне имелась своя повитуха. Повитуха — заметное лицо деревенской общины, чаще это женщина пожилого возраста, которая сама имела детей. Услуги повитухи щедро, в меру состоятельности семьи, оплачивались,
* © Сайфутдинова Г.Б., 2010
Сайфутдинова Гузель Борисовна ([email protected]), кафедра истории, культурологии и архивного дела Казанского государственного энергетического университета, 420066, Россия, г. Казань, ул. Красносельская, 51.
** Статья выполнена при финансовой поддержки РГНФ проект № 09-01-29109а/В.
что было дополнительным источником существования, а принятый повитухой ребенок всю жизнь должен был заботиться о ней, не забывать по праздникам, а после смерти заказывать поминальные молитвы. Именно «кэндэк эби»не только принимала роды, но и выполняла необходимые, в понимании татар, процедуры над ребенком и роженицей, сопровождая их религиозно-магическими действиями.
Методы родовспоможения татар представляли собой сочетание как религиозно-магических, так и медико-гигиенических действий. К методам народной медицины можно отнести массаж поясницы, теплый компресс, при неправильном положении плода выправляли положение младенца в утробе. Для ускорения родов повитуха взваливала роженицу себе на спину (спина к спине) и носила ее по помещению, иногда стряхивая и заставляя тянуться. Точно так же поступала и башкирская повитуха [4, с. 26]. При тяжелых родах применяли различные религиозно-магические меры, например, просили помощь у предков: роженицу водили под руки по комнате и заставляли трижды ударять правой ногой о порог дома, дверной косяк. В фольклорном сознании порог, косяк сакральны, неприкосновенны в силу их отношения к древним формам погребения (под порогом дома). Такое «беспокойство» духов предков соотносилось с выспрашиванием помощи. Старались вызывать рвоту — просили жевать свои волосы. Татарок-мусульманок опрыскивали молитвенной водой. В емкость наливали воду и произносили над ней молитвы, затем давали воду роженице выпить, или же бумагу с написанной на ней молитвой сжигали, а пепел должна была съесть рожавшая. Иногда писали молитву на плоской посуде, обязательно новой, используя вместо чернил густую заварку, а затем смывали написанное водой, и женщина выпивала эту жидкость [2]. Тяжелые роды связывали с совершенным грехом, чаще всего, если не было очевидных проступков перед другими односельчанами, то согрешившей роженица считалась перед мужем. В этом случае к роженице звали мужа, и он должен был ее «простить». Если видели грех рожавшей перед кем-то другим, то обряд «снятия вины» в точности повторяли. В ряде случаев мать во время тяжелых родов просила прощения у всех в доме, даже у детей. Обряд «снятия вины» известен у многих народов мира.
Известный этнограф P.A. Султангареева считает, что древние корни обряда связаны с групповым браком (полиандрия), т. е. многомужеством. Мужчина в этом обряде закрепляет за собой право отцовства [4, с. 25]. Подобные действия — «снятие вины или отпущение грехов» проводят и для человека, находящегося при смерти. Здесь существует параллель, так как о беременной женщине в народе говорят, что она одной ногой стоит в могиле. У татар есть пословица: «Дэн эйтэди — мин чигам, бала эйтэди — мин туам» (дословно: «Душа говорит — я улетаю, ребенок говорит — я рождаюсь»). И этот обряд, думается, нес и вторичную функцию: женщину очищали на случай ее смерти во время родов. Женщина, умершая во время родов или до истечения сорокового дня после родов, считалась «шэхит» (святой) и, по народным представлениям, попадала в рай. Этот срок — сорокодневье — нес сакральный смысл. Пословица гласит: «Кырык квн буе, кдбер ишеге ачыр тврыр ди» (дословно: «В течение сорока дней двери могилы будут открыты»). Отсюда в народе закрепилось твердое убеждение, что женщина, рожавшая семь и более раз, также становилась святой и после смерти обязательно попадала в рай [2]. Этнограф А.К. Байбурин полагает, что «подобным образом роженицу отдаляют от мира людей вообще. Связи с людьми, даже самыми близкими, слабеют и нарушаются. Роженицу постепенно готовят к «смертному» состоянию» [5, с. 49]. Затянувшиеся роды приписывали вмешательству нечистой силы. Для защиты от нее использовали различные обереги: рядом с рожавшей клали нож или другие железные предметы, дольки чеснока, изречения из Корана. Чтобы роды! прошли благополучно, давали различные обеты: «нэзер» ,
о жертвоприношениях, о раздаче милостыни нуждающимся (чаще людям, страдающим психическими расстройствами: блаженным, незрячим или калекам). При мерт-ворождении, по описанию К. Насыри, «повитуха до обрезания пуповины стучит по пустой сковородке. При этом, якобы к ребенку возвращается душа…» [6, с. 89]. Здесь повитуха, по мнению некоторых авторов, играет роль шамана, а сковородка — шаманский бубен. Сам обряд напоминает шаманское камлание, именно так шаман возвращает заблудшие души. У телеуток при трудных родах повитуха начинала создавать как можно больше шума внутри юрты, а снаружи отец ребенка стрелял из ружья [7, с. 130—131]. Подобные действия известны у удмуртов. Л.С. Христолю-бова пишет, что «при тяжелых родах били в печную заслонку, чтобы напугать духов, мешающих родам — чудесная вера в силу домашнего очага». У ногайцев у входа в помещение, где проходили роды, родственники производили «ужасный шум бряцаньем молотков в пустом котле, чтобы прогнать от дитяти дьявола» [8, с. 65].
У татар супруг во время родов не присутствовал. А. Редько пишет: «Муж уходил из дома и не возвращался, пока женщина не перестанет быть «нечистой»» [9, с. 117]. Автор XIX века И.Г. Георги отмечает: «.После родов почитается жена «нечистою» и очищается после полного выздоровления молитвою и омовением» [10, с. 18]. Из-за своей «нечистоты» роженица была отстранена от работ по дому, связанных с приготовлением пищи: нельзя было печь хлеб, ходить за водой, доить корову. Если все же роженице приходилось заниматься домашними делами, то перед этим она принимала омовение и должна была носить с собой нож как оберег или другой металлический предмет (булавка, иголка и т. д.). В этой связи сложились определенные правила и для повитухи. У всех изучаемых групп татар вместе с роженицей она также считалась нечистой сразу после родов. Повитуха в течение десяти дней не ходила на прощальные бдения покойника и воздерживалась от принятия новых родов [2]. Этих правил придерживались как тюркоязычные, так и славянские, и кавказские народы [11, с. 40—50]. Смысл всех этих запретов объясняли по-разному. Так, Д. Фрезер рассматривал табу, налагаемое на женщину в родовой и постродовой период, как способность женщины заразить: «.Своей слабостью и немощью всякое существо или всякий предмет, к которому она прикоснулась. Поэтому пока не исчезнет воображаемая опасность, угрожающая с ее стороны, пока к ней не вернутся ее здоровье и сила, для нее устраивается своего рода карантин» [12, с. 51]. А.К. Байбурин полагает, что в этот срок женщина и ребенок считаются нечистыми, т. к. «находятся в том неопределенном состоянии (в том числе и пространственно — между своим и чужим), когда они наиболее уязвимы», и «карантин» в этом случае служит в интересах матери и ребенка» [5, с. 48—49]. Подтверждающие эти моменты положения можно найти в богатом обрядовом комплексе как у татар, так и других народов мира, направленном на сохранение жизни и здоровья матери и ребенка, а также предостерегающих их от воздействия злых сил и сглаза.
Сразу после родов совершались обязательные постродильные обряды, способствующие вхождению новорожденного в общину. Для роженицы и ребенка топили баню подряд три дня, купанием ребенка и роженицы занималась повитуха. В воду для ритуального купания клали соль, монеты (или золотые, серебряные кольца). Эти предметы являются символом богатства, достатка, здоровья и счастья. Повитуха во время купания гладила с нажимом головку ребенка, стараясь придать ей округлые формы, считалось красивым иметь круглую форму головы, ужимала нос ребенку, узкий нос был, по народным представлениям, более привлекательным, массажными движениями ровняли ноги новорожденного. Сходные действия зарегистрированы у многих тюркских народов [13]. Существовали определенные ритуалы в отношении последа и пуповины, захоронение последа и пуповины лежало в круге обязанностей
повитухи. После завершения родов послед, предварительно вымыв в чистой воде, повитуха заворачивала в тряпочку и закапывала под основанием дома или в подполье. Плаценту и пуповину ребенка, за чью жизнь особенно переживали, хранили очень бережно, плаценту хранили в засушенном виде, так как она оберегала от влияния злых сил. В отдельных случаях пуповину использовали как оберег в магических обрядах, способствующих жизнеустойчивости. Очевидно, что татарам была свойственна вера в симптоматическую связь плаценты и пуповины с телом человека. Будучи широко известна, эта связь у разных народов виделась как часть духа ребенка, находящегося в последе, другие считали послед младшим братом или сестрой ребенка, третьи рассматривали послед как предмет, в котором пребывал дух — покровитель ребенка или часть его души [12, с. 64—65]. Особенности обращения с последом в изучаемом массиве сходны с захоронением покойника. Так, заворачивание в тряпочку у татар называлось «кэфэнлду» , т. е. укутывание в саван, и традиция мыть послед схожа по обращению с покойником перед погребением. Татары-мишари надевали засушенную пуповину, зашитую в мешочек, ребенку на шею от сглаза, в засушенном виде хранили пуповину в сундуке [2]. Пуповиной лечили бесплодие: опускали высушенную пуповину в воду и давали выпить ее бездетной женщине [4, с. 25].
Обряды и обычаи родильного цикла татар продолжали сохраняться вплоть до 1950—1960-х гг., с развитием здравоохранения и повышением качества медицинского обслуживания они стали исчезать (появления сети роддомов, всеобщая вакцинация, потребление антибиотиков и т. д.). Однако знание национальных традиций этого богатейшего духовного наследия народа отражает особенности мышления и восприятие явлений окружающего мира на определенных стадиях развития культуры, что обеспечивает стабильность существования этноса.
Библиографический список
1. Атлас Tartarica. История татар и народов Евразии. Республика Татарстан вчера и сегодня: справочно-энциклопедическое изд-е. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2006.
2. Полевые материалы автора.
3. Сухарев А.А. Казанские татары (уезд Казанский). СПб., 1904.
4. Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа / Ин-т ист., яз. и лит. Уфим. науч. центра РАН. Уфа: Гилем, 1998.
5. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-тематический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
6. Насыри К. Избранные произведения / пер. с татар. яз. Казань: Татарское кн. изд-во, 1977.
7. Алексеев Н.А. Ранние формы религий тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1980.
8. Христолюбова Л.С. Семейный обряд удмуртов (традиции и процессы становления). Ижевск, 1984.
9. Редько А. Нечистая сила в судьбах женщины-матери // Этнографическое обозрение. М., 1989.
10. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обычаев, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПБ., 1799. 4.II.
11. Еремина В. И. Ритуал и фольклор. М., 1991.
12. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1928. Вып. II.
13. Троицкая А.Л. Рождение и первые годы жизни у таджиков долины Заравшана // СЭ. 1935. № 6.
G.B. Saifutdinova*
TRADITIONS, WHICH ARE CONNECTED WITH CHILDBIRTH IN TATAR FAMILY OF THE VOLGA REGION
Customs and traditions of children’s cycle were the society’s mechanism, by means of which the child got important national features. The theme of the children’s up-bringing in the contemporary unstable society is especially vital. The government pays great attention to this problem, and 2008 year was declared a year of a family and family values. There is no doubt that a deep knowledge of national traditions of up-bringing of young Tatar generation, gives a chance to use and develop them in the conditions of contemporary society.
Key words: childbirth, umbilical grandmother (midwife), holy, vow, wrapping in graveclothes.
* Saifutdinova Guzel Borisovna ([email protected]), the Dept. of History, Culturology and Archival Science, Kazan State Power Engineering University, Kazan, 420066, Russia.
13 мая мусульмане Кубани отмечают праздник Ураза-байрам
Это один из главных исламских праздников, который знаменует окончание поста, длящегося целый месяц.
Этот день является одним из самых светлых и торжественных примерно для полумиллиона жителей Краснодарского края. Именно столько человек, по приблизительным оценкам, причисляют себя к исламской религии и чтят ее традиции.
Свои поздравления мусульманам Кубани и России адресовал имам мухтасиб по Краснодарскому краю от Духовного управления мусульман России Рушан Камалетдинов. Он подчеркнул, что по традиции праздник начнется с раннего утра – после рассвета. Мусульмане встречают его в мечети – читают молитвы и слушают проповедь имама, а после вместе с родными и близкими отмечают Ураза-байрам, ходят друг к другу в гости и желают добра и мира.
– Мы часто приглашаем на свои мероприятия представителей других конфессий. Нам важно разделить радость праздника с теми, кто рядом. И это не только родственники и друзья. На Кубани одной большой и дружной семьей живет много разных народов. Потому мы стараемся жить в мире и согласии с соседями, с уважением относимся к традициям и обычаям представителей других национальностей. И, конечно, вместе с ними отмечаем Ураза-байрам, – подчеркнул Рушан Камалетдинов.
Имам также пожелал мусульманам и всем жителям Кубани, чтобы этот светлый и радостный день принес в каждый дом счастье и добро.
О традициях своего народа рассказал председатель Краснодарской региональной общественной организации «Татарская община «Булгар-К», председатель Национально-культурной автономии татар Краснодарского края Роман Динисламов.
Он особо отметил, что хотя праздник считается религиозным, но отмечают его не только мусульмане, но и их знакомые, соседи, которые принадлежат к другим религиозным конфессиям.
– В Краснодарском краевом центре национальных культур, например, существует давняя традиция – приглашать на свой праздник представителей других общин. Неважно, какой ты веры, главное – что все мы живем дружно и с уважением относимся к обычаям тех, кто рядом. И потому часто собираемся друг у друга в гостях, угощаем вкусными блюдами, – отметил Роман Динисламов.
Председатель татарской общины также напомнил, что общечеловеческие ценности для всех жителей планеты одинаковые – быть добрым, не совершать зла, заботиться о ближних. Именно такие правила помогают сотни лет мирно жить в Краснодарском крае представителям разных народов и религиозных конфессий, понимать друг друга и поддерживать в трудные периоды жизни.
– В светлые дни праздника искренне желаю всем мусульманам здоровья, добра и спокойствия в жизни, исполнения всех желаний и молитв, достатка в доме и щедрой помощи Всевышнего во всех добрых делах и начинаниях. Пусть в каждом доме царят радость, тепло, мир и согласие, – пожелал верующим мусульманам Роман Динисламов.
Tartar Sauce … Задняя панель графического процессора RGB, изготовленная на заказ для ЛЮБОЙ модели видеокарты, теперь с вентиляционными отверстиями и ARGB (адресуемыми светодиодами)
Наши задние панели графического процессора не влияют на темп. Посмотрите это видео ниже от Tek Vibe с подробным тестированием для получения дополнительной информации!
1) Чтобы установить заднюю панель пользовательской видеокарты V1 Tech Custom, мы рекомендуем сначала удалить видеокарту с вашего ПК. 2) Если вы решите использовать прилагаемые магниты для легко снимаемой установки, сначала приклейте прилагаемую двустороннюю ленту к одной стороне магнитов, сняв защитный пластик с ленты и приклеив ленту непосредственно к магниту.Поместите магниты на самые высокие винты * на задней панели видеокарты так, чтобы лента была обращена в сторону от видеокарты. Если требуется полупостоянная установка, приклейте прилагаемую двустороннюю ленту непосредственно к самым высоким винтам * на задней панели видеокарты.
* Примечание. Убедитесь, что покрыта как можно большая площадь поверхности, начните с дальних углов видеокарты и равномерно распределите магниты / клей по мере работы внутрь, чтобы обеспечить покрытие как можно большей площади для безопасной установки.
3) Снимите защитный пластик с другой стороны двустороннего скотча и установите V1 Tech Custom. Задняя панель видеокарты прямо над задней частью видеокарты (дважды проверьте, чтобы задняя панель была ориентирована правильным образом, выровняв ее с любыми выключателями питания SLI или PCIe, если они есть. Сильно надавите, чтобы зафиксировать на месте. Установите видеокарту в ваша система.
По умолчанию все наши компоненты RGB Mod поставляются с этим разъемом на кабеле. См. Ниже варианты включения / управления светодиодами.
Вариант 1 (в комплекте): подключите кабель RGB непосредственно к материнской плате. 3-контактный разъем 5V RGB, контроллер Razer Chroma Addressable RGB, EKWB D-RGB Loop Connect или ваш собственный контроллер 5V 3Pin. Убедитесь, что не подключает к 4-контактному разъему 12 В, так как отключит светодиоды .
Вариант 2 (дополнительно / продается отдельно): Чтобы использовать дистанционное управление RF для управления светодиодами, просто подключите кабель питания SATA к любому кабелю питания SATA от блока питания.Подключите другую сторону к разъему светодиода.
, вариант 3 (дополнительно / продается отдельно): чтобы использовать Corsair iCUE для управления и питания светодиодов, просто подключите адаптер кабеля Corsair iCUE к кабелю RGB, а затем подключите адаптер к Corsair Commander Pro или Corsair Узел Pro блок. Подключите другую сторону к разъему светодиода. В программном обеспечении Corsair iCUE убедитесь, что для продукта установлено значение * 2 LED STRIPS * , поскольку наши полосы более плотные!
, вариант 4 (дополнительно / продается отдельно): подключение к 3-контактному разъему VDG материнской платы Gigabyte / Aorus Fusion 5V.Подключите другую сторону к разъему светодиода.
Все заказы выполняются на заказ в Далласе, штат Техас, США!
У нас есть запасы, и благодаря Вам объем производства значительно увеличился! Срок выполнения заказа в настоящее время составляет менее 7 дней, не считая времени доставки, указанного при оформлении заказа!
Вы получите автоматическое электронное письмо с отслеживанием, как только ваша посылка будет отправлена!
Советы по гигиене полости рта для предотвращения образования зубного камня
Обзор
Зубной налет — один из главных врагов вашего рта.Когда он накапливается на зубах, это:
- Ест на вашей эмали
- Вызывает кариес и кариес
- Вызывает неприятный запах изо рта
- Окрашивает зубы в желтый цвет
Соблюдение правил гигиены полости рта, включая чистку щеткой и зубной нитью два раза в день, является ключом к предотвращению этого накопления. Кроме того, важно планировать регулярную чистку зубов с вашим стоматологом-гигиенистом не реже одного раза в год, чтобы удалить зубной камень, до которого вы не можете добраться.
Что такое зубной налет?
Зубной налет — это липкая бесцветная пленка бактерий, которая постоянно образуется на зубах. Несоблюдение правил гигиены полости рта приведет к тому, что зубной камень затвердеет, что повысит риск возникновения кариеса и заболеваний десен.
ФАКТЫ О СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАСТИКАХ
|
Зубной налет может вызвать серьезные проблемы, такие как кариес и заболевание десен. Важно поговорить со своим стоматологом-гигиенистом о дополнительных способах предотвращения образования зубного налета и сохранения здоровья полости рта.
Советы по предотвращению образования зубного налета и зубного камня
Лучший способ предотвратить серьезное оральное воздействие налета и зубного камня на зубы — это предотвратить его образование.
Вот несколько советов, как сохранить зубы и десны здоровыми и без налета:
- Регулярно чистите щеткой
Чистите зубы медленно и осторожно. Быстрой чистки за 30 секунд недостаточно, чтобы удалить зубной налет и предотвратить образование зубного камня.
Обязательно используйте зубную щетку с мягкой щетиной, которая достаточно мала, чтобы охватить все области рта. Не забывайте о труднодоступных поверхностях за зубами и на задних молярах.
- Записывайтесь на регулярные встречи со своим стоматологом-гигиенистом
После образования зубного камня только стоматолог-гигиенист сможет удалить его с ваших зубов. Вот почему важно записываться на прием по чистке зубов каждые 6-12 месяцев, чтобы удалить любой зубной налет и зубной камень, которые могли образоваться, и предотвратить дальнейшие осложнения в полости рта.
Помимо удаления зубного налета, регулярные посещения стоматолога-гигиениста могут иметь много преимуществ, в том числе:
- Предотвращает потерю зубов
- Снижает риск развития рака полости рта
- Раннее обнаружение стоматологических проблем
- Предотвращает заболевание десен
- Помогает поддерживать хорошее состояние зубов и общее состояние здоровья
- Следи за своей диетой
В дополнение к соблюдению правил гигиены полости рта важно придерживаться сбалансированной диеты, чтобы сохранить здоровье зубов и десен.
Обязательно ограничьте количество сахаросодержащих продуктов, которые вы едите, и тщательно чистите зубы. Кроме того, обильное питье во время и после еды может помочь свести к минимуму образование зубного налета.
- Соблюдайте правила гигиены полости рта и соблюдайте правила гигиены полости рта
В дополнение к регулярной чистке не забывайте пользоваться зубной нитью не реже двух раз в день. Только ежедневное использование зубной нити может удалить зубной налет между зубами и предотвратить образование зубного камня в этих труднодоступных местах.
Стоматологи-гигиенисты рекомендуют бросить курить, поскольку исследования показали, что у пациентов, которые курят или употребляют табак, больше вероятность появления зубного камня на зубах и под деснами.
Узнать больше
Чтобы узнать больше о наших услугах по чистке зубов или записаться на прием к нашим зарегистрированным стоматологам-гигиенистам, позвоните в нашу стоматологическую клинику в Калгари по телефону 403-248-2066.
Обжаренный хрустящий палтус с домашним соусом тартар | Келси Никсон
Специальная смесь морепродуктов и рыбы Келси:
1 чайная ложка болгарского перца
1/2 чайной ложки сельдерея
1/2 чайной ложки сухой горчицы
1/2 чайной ложки измельченного черного перца
Соус тартар:
1 стакан майонеза
1/4 стакана свежей плоской петрушки, измельченной
1/4 стакана рубленых огурцов из укропа
2 столовые ложки очищенных и измельченных каперсов
1 1/2 чайной ложки дижонской горчицы
1 небольшой измельченный лук-шалот
Сок 1 лимона, плюс цедра 1/2 лимона
Рыбы:
Четыре филе палтуса по 6 унций
1/2 стакана универсальной муки
2 больших яйца
1 чашка панировочных сухарей панко
3 столовые ложки растительного масла
1 лимон, нарезанный дольками
5 распространенных стоматологических вопросов, которые слышит гигиенист
Автор: Мэри Турек, зарегистрированный стоматолог-гигиенист
Если вы когда-нибудь задумывались, какую зубную пасту использовать или почему чешутся десны, вы не одиноки.Многие пациенты, которых я вижу, задают аналогичные вопросы о здоровье зубов. Это замечательные вопросы, и я хотел бы поделиться некоторыми из них с вами, чтобы вы также могли лучше узнать о своем здоровье полости рта в целом!
Почему у меня кровоточат или чешутся десны?
Кровотечение или зуд десен могут быть результатом неправильной чистки щеткой или зубной нитью. Если бактерии на зубах и между ними не удалить при соблюдении правил ежедневной гигиены полости рта, они могут осесть под деснами и вызвать воспаление.
Однако иногда во рту пациентов просто больше накапливаются бактерии, потому что у них есть реставрации, такие как пломбы, коронки или мосты, которые привлекают бактериальные бляшки в силу своей природы. Плохо очерченные реставрации, скученные или наклонные зубы затрудняют чистку зубов, что приводит к накоплению бактерий. Пациенты с хроническим воспалением и увеличенным количеством карманов под деснами предлагают бактериям место, где можно спрятаться. Вот почему так важно профессионально чистить зубы два раза в год, потому что ваш стоматолог и гигиенист могут удалить скопление бактерий и принять профилактические меры против инфекции.
Кровоточивость десен также часто встречается во время беременности, поскольку гормональные изменения часто приводят к болезненности десен. Обязательно регулярно посещайте стоматолога во время беременности, потому что правильное здоровье полости рта помогает обеспечить здорового ребенка. Чтобы узнать больше, прочтите нашу статью «Уход за зубами во время беременности».
Почему у меня образуются зубной камень и зубной камень? Я чищу зубную нить так, как будто должен …
Даже если вы чистите зубы щеткой и пользуетесь зубной нитью ежедневно, есть вероятность образования зубного камня и зубного камня. Зубной камень — это твердый налет, состоящий из комбинации белковых материалов во рту, таких как слюна.Под языком находится большая слюнная железа, и если ваша слюна содержит большое количество минералов, она может быстрее образовывать зубной камень и камень. Вот почему у некоторых пациентов на тыльной стороне передних (передних) зубов образуется зубной камень. Таким образом, даже если вы чистите зубы щеткой и зубной нитью, ваша слюна может обладать определенными свойствами, которые могут привести к образованию большего количества зубного камня и зубного камня, чем в обычной ротовой полости. Поговорите со своим стоматологом, чтобы узнать больше о вашем конкретном случае.
Какие у меня варианты косметической стоматологии?
Существует множество вариантов косметической стоматологии, наиболее популярными из которых является отбеливание зубов.Процедура отбеливания в клинике обеспечивает более быстрое, предсказуемое и более интенсивное отбеливание. Отбеливание зубов в домашних условиях, с использованием индивидуальных или универсальных ложек, обеспечивает менее интенсивный вариант.
Однако важно позаботиться о любом восстановительном уходе, прежде чем рассматривать какие-либо процедуры по отбеливанию. Например, если у пациента много кариеса, мы бы воздержались от отбеливания, потому что кислотность отбеливающих агентов, скорее всего, усугубит кариес и вызовет чувствительность.Кроме того, гниющие зубы часто обесцвечиваются, а реставрация улучшит внешний вид разрушенного зуба.
Для тех, у кого зубы деформации, сколы или пятна, зубные виниры — хороший вариант. Это тонкие оболочки, изготовленные по индивидуальному заказу, которые надеваются поверх ваших зубов, создавая впечатление более белых и прямых зубов.
Какую зубную пасту мне использовать?
Вам следует выбрать зубную пасту, которая больше всего подходит для вашего индивидуального ухода за полостью рта. Например, если вы очень склонны к кариесу, я бы порекомендовал вам использовать зубную пасту с фторидом натрия (ингредиент против кариеса), чтобы предотвратить быстрое разрушение.Если вы склонны к быстрому образованию зубного налета или образованию зубного камня, я бы порекомендовал зубную пасту для контроля зубного камня. Ваш стоматолог или гигиенист может помочь вам подобрать зубную пасту с наиболее полезными для вас свойствами.
Кроме того, если вы используете жидкость для полоскания рта, обязательно проверьте ингредиенты, чтобы увидеть, есть ли в ней активный ингредиент против кариеса, поскольку жидкости для полоскания рта без этого ингредиента не эффективны в предотвращении кариеса.
Работает ли отбеливающая зубная паста?
Отбеливающие зубные пасты обладают ограниченными отбеливающими свойствами.Обычно они удаляют только самые поверхностные пятна на поверхности, а иногда могут быть изготовлены из абразивных материалов, которые плохо воздействуют на эмаль. Отбеливающие ванночки или процедуры отбеливания в офисе — самый быстрый, эффективный и безопасный способ отбеливания зубов. Обязательно обсудите со своим стоматологом, какой вариант лучше всего подходит для вас, прежде чем начинать какое-либо лечение по отбеливанию.
Зубной камень может раскрыть пристрастие древних людей к наркотикам | Наука
Зубной камень, или зубной камень, покрывает язычную поверхность зубов черепа, который был похоронен на протяжении десятилетий.
Линия С. ЛарсенаАвтор Бриджит Алекс,
Хотите узнать, курил ли каннабис древний согдиец, или викинг накурил белену? Новый метод, который анализирует остатки лекарств в зубном налете, скоро сможет сказать это. Метод, который обнаружил следы наркотиков на скелетах 19 века — и больше веществ, чем стандартные анализы крови у 10 недавно умерших людей, — может проследить историю употребления наркотиков человечеством на сотни тысяч лет.Это «новый рубеж», — говорит археолог Шеннон Тушингем из Университета штата Вашингтон в Пуллмане, который исследует употребление табака в древности в Северной Америке, но не принимал участия в новой работе.
Чтобы изучить историю лекарств и лекарств, большинство ученых обыскивают курительные трубки и сосуды для питья на предмет оставшихся психоактивных молекул. Но анализ артефактов с лекарственным покрытием часто упускает из виду такие вещества, как галлюциногенные грибы, для которых не нужны контейнеры. И артефакты не раскрывают , о которых жужжали.
Археолог Бьёрн Пир Бартольди, докторант Лейденского университета, подозревал, что фермеры в голландской деревне XIX века без врачей могли заниматься самолечением, чтобы справиться с болью и болезнями. Поэтому он и его руководитель Аманда Генри обратились к новой методике: исследованию зубного камня скелетов, твердого налета, известного как зубной камень, который ваш стоматолог соскабливает каждый год. Тартар улавливает остатки еды, питья и других веществ во время жизни человека, и он может выжить более 1 миллиона лет на окаменелостях.Генри и другие исследовали твердые вещества на протяжении десятилетий, в основном для того, чтобы понять диету людей прошлого.
Но не было стандартного теста, чтобы выявить захваченные остатки опиатов, каннабиса и других наркотиков, которые, как они подозревали, использовали фермеры. Археологи обратились к исследователям из Орхусского университета в Дании, в том числе к судебному дантисту Дорте Биндслеву, чтобы узнать, могут ли они изменить стандартные методы, используемые для обнаружения наркотиков в крови или волосах живых или недавно умерших людей.
Биндслев и его коллеги использовали гидроксиапатит — главный минерал зубного камня — и смешали в известных количествах разрешенные наркотики, такие как кофеин, никотин и каннабидиол, а также контролируемые вещества, такие как оксикодон, кокаин и героин. Они измерили 67 лекарств и их метаболитов, пропустив смеси через высокопроизводительный масс-спектрометр, который обнаружил различные молекулы в зависимости от их заряда и веса.
Затем они протестировали свой новый метод на 10 трупах подозреваемых наркоманов, подвергшихся вскрытию в Департаменте судебной медицины Орхуса, и сравнили результаты с результатами анализов крови на наркотики.Новый протокол выявил 44 наркотика и метаболита — немного больше, чем при стандартном анализе крови — включая героин, метаболит героина и кокаин, сообщают они в Forensic Science International . «Это действительно хорошее подтверждающее исследование», которое было бы невозможно для скелетов, давно лишенных крови, — говорит археолог Джелмер Эркенс из Калифорнийского университета в Дэвисе.
Поскольку зубной камень, по-видимому, ведет к долгосрочному учету приема наркотиков, его можно использовать вместо образцов волос, когда следователям по уголовным делам необходимо провести тест на употребление психоактивных веществ после того, как наркотики покинут кровоток.И это может помочь переписать историю употребления наркотиков, говорит Тушингем.
Но для этого метода, использующего некоторые образцы размером с песчинки, требуется высокочувствительный масс-спектрометр, которого нет в обычных химических или археологических лабораториях. И «у вас есть только один шанс», поскольку измерение разрушает образец, говорит соавтор исследования Йорген Хассельстрём, судебно-токсиколог. Также неясно, как долго зубной камень удерживает контрольные молекулы. Некоторые соединения могут со временем разлагаться, даже в пределах зубного камня.По словам Тушингема, в этой процедуре также не будут присутствовать растения, когда-то использовавшиеся в качестве интоксикантов, стимуляторов и лекарств, но забытые современными людьми. Тем не менее, она одобряет исследование: «Такая базовая информация действительно может подтолкнуть нас к новым и интересным направлениям».
Команда Орхуса уже обнаружила никотин и другие наркотики в зубном камне голландских скелетов, и они надеются опубликовать результаты в следующем году. И Биндслев очень хочет опробовать метод на древних зубах, которые она проанализировала по другим причинам, включая останки памятников викингов и монастырей, где монахи вводили ранние фармацевтические препараты.Когда дело доходит до изучения древних наркотиков, у винного камня «будет будущее», — говорит она.
Набор для удаления зубного налета из 7 предметов, включая зубной скребок для удаления зубного камня.
Условие: | Новый с коробкой: Совершенно новый, неиспользованный и неношеный предмет (включая предметы ручной работы) в оригинальной упаковке (например, оригинальной коробке или сумке) и / или с прикрепленными оригинальными бирками. … Прочитайте больше о состоянии | Марка: | ГАЗАЛИ НОМАНИ ЛОНДОН |
Функции: | Простой в использовании, многоразовый, моющийся | Тип: | Стоматологическая уход |
Страна / регион производства: | Пакистан | Тип блока: | Единица измерения |
Количество единиц: | 7 | Объем: | 10 |
Цвет: | Серебро | Пользовательский пакет: | Нет |
Набор для удаления зубного налета из 7 предметов, включая зубной скребок для удаления зубного камня.
Набор для удаления зубного налета из 7 предметов, включая зубной скребок для удаления зубного камня.
Здоровье и красотаДом | Тартер Крински и Дрогин
более ЗадачаРуководствуясь своей приверженностью к образованию на протяжении всей жизни, доктор Мари Аморузо решила отказаться от выхода на пенсию, чтобы изучить влияние спорных стандартизированных учебных программ и тестов «Common Core», которые используются для оценки успеваемости учащихся K-12. С этой целью Dr.Аморузо, преподаватель государственной школы более 55 лет и бывший адъюнкт-профессор педагогического колледжа Колумбийского университета более 14 лет, записался на курс, чтобы изучить основы кинопроизводства. Обладая новыми техническими навыками, она снимала интервью с множеством родителей, администраторов, учителей и профессоров, чтобы создать «Больше… чем счет», пронзительный документальный фильм, в котором исследуется Общее ядро в действии в классах детского сада. Чтобы ее кинопроект взлетел и достучался до аудитории, Dr.Аморузо нуждалась в помощи с контрактами, авторскими правами и релизами, а также с регистрацией ее продюсерской и издательской компании Grandma Press.
The ResultTarter Krinsky & Drogin гордится тем, что предоставляет высококачественные юридические услуги и расценки, специально разработанные для среднего рынка, что делает фирму доступной для таких предпринимателей, как доктор Аморузо. Ей удалось сохранить фирму и эффективно получить помощь в вопросах бизнеса и интеллектуальной собственности, касающихся «Больше… чем балл», а также детской книги, соавтором которой она является, под названием « Бабушке нужен сон ».