Обычаи и традиции дагестанцы: Обычаи Дагестана – «Обычаи и традиции народов Дагестана»

Африканские обычаи в Дагестане — МК Дагестан

В середине августа из Дагестана выплеснулась новая информационная волна

На деле подавляющее большинство дагестанских женщин и не представляют себе, что это за обряд и зачем он нужен. Но камень в пруд уже брошен, и Дагестан в восприятии всего мира отброшен к первобытным временам.

            О женском обрезании в некоторых аулах Дагестана рассказывал ученый Юрий Карпов в вышедшей в 2011 году монографии «Женское пространство в культуре народов Кавказа». По этой табуированной теме публиковались репортажи журналистов сайта «Даптар» и известной писательницы Марины Ахмедовой.

Отчет «Правовой инициативы» по результатам качественного исследования «Производство калечащих операций на половых органах у девочек в Республике Дагестан» должен был прояснить ситуацию с женским обрезанием в Дагестане, но именно он вызвал это цунами, следы которого еще долго будут чувствоваться.

            Отчет «Правовой инициативы»

Юлия Антонова, старший юрист «Правовой инициативы по России», и кандидат политических наук Саида Сиражудинова С. В., президент «Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие», побывали в нескольких селениях и городах, опросив 25 женщин в возрасте от 17 до 90 лет в качестве респондентов, а также 17 экспертов в разных областях.

Отчет построен по классической принятой в науке схеме. Во введении ставится собственно проблема женского обрезания: «Калечащие операции на женских половых органах – страшная, дикая, вредоносная, извращенная практика по частичному или полному удалению наружных женских гениталий, нанесению других травм женским половым органам по немедицинским основаниям. Проведение подобных операций признается нарушением прав женщин и девочек на международном уровне, т. к. представляет собой крайнюю форму дискриминации и насилия. Они нарушают их права на здоровье, безопасность и физическую неприкосновенность, право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, а также право на жизнь в случае, когда эти операции приводят к смерти».

Авторы доклада отмечают: «Практически вплоть до настоящего времени проблема производства калечащих операций на половых органах у девочек в Республике Дагестан находилась в тени. Кроме небольшого количества активистов НКО, она особо никого не интересовала. Никого не волновал тот факт, что десятки и сотни девочек ежегодно становятся объектом насилия и жестокого обращения со стороны своих родных и близких.

Возможно, такое замалчивание или даже молчаливое согласие и принятие происходит потому, что никому и в голову не может прийти, что на территории современной России, а не в Африке, где подобные практики традиционно распространены, в раннем детстве у девочек производятся операции на половых органах без медицинских оснований, а лишь из ритуальных соображений».

            В отчете рассказывается о международно-правовом аспекте проблемы, описываются 4 типа калечащей операции по классификации Всемирной организации здравоохранения. И только затем авторы отчета переходят к самому исследованию: «Наибольшая часть выборки пришлась на юго-восточные районы РД (Ботлихский, Цумадинский, Цунтинский, Тляратинский районы), и Кизилюртовский, Кизлярский, Тарумовский районы (они отличаются большим числом переселенцев из высокогорных районов). В меньшей степени были затронуты Гумбетовский, Унцукульский, Гунибский районы. Опрос экспертов проводился в городах Махачкала, Кизилюрт и Ростов-на-Дону».

            В отчете указано, что все 25 опрошенных женщин в свое время подвергались этой операции. Обрезание, которому подверглась часть респондентов – маленький надрез с каплей крови – своего рода инициация, другим делали что-то подобное обрезанию мужскому, что освобождало женскую сексуальность, а третьих калечили, уничтожая эту сексуальность.

            К сожалению, в отчете не указано количество респондентов по видам операции. Кроме того, нет четкой географии распространения этого явления, упоминаются Агульский и Табасаранский районы, в которых не делались выборки респондентов, путаница в национальной принадлежности респондентов. Выводы о десятках тысяч дагестанских женщин, подвергшихся такого рода операции, слабо обоснованы. Возраст, в котором проводится женское обрезание, тоже указывается разный – от 3 до 12 лет. Вообще, в отчете немало нестыковок и несуразностей, о которых уже не раз было сказано в СМИ.

                        Реакция общественности

            На информационную бомбу не среагировал только ленивый. Мало кому известный до своего «момента славы» председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа и муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев отличился заявлением о том, что практика обрезания девочек на Северном Кавказе – вполне нормальна. Он предложил обрезать вообще всех женщин, чтобы в России не было разврата. Конечно, потом он извинился, сказал, что пошутил, но масло в огонь уже было подлито. Блогер Мария Баронова организовала у московской мечети одиночный пикет с плакатом «Режьте баранов, а не женщин». Свои абсурдные предложения также внес бывший священнослужитель Всеволод Чаплин.

            Мнения представителей исламского духовенства, как всегда, разделились. Одни приводят высказывания Пророка (мир ему и благословение) о том, что женское обрезание является обязательным для каждой женщины, другие отвечают, что эти хадисы недостоверны, а сам Пророк (мир ему и благословение) требовал отмены этого доисламского обычая. На одних и тех же исламских сайтах можно увидеть одновременно две противоположные точки зрения, причем обе выдаются за абсолютную истину.

            Жительницы аулов, где существует этот архаичный обычай, путаются, связывая его или с исламской религией, или с нерушимыми обычаями предков. Авторы отчета верно отметили, что этот пережиток прошлого существует в тех отдаленных районах Дагестана, которые позже всех приняли ислам.

            Начались споры о том, насколько системна эта проблема в Дагестане. Одни авторы отрицают вообще женское обрезание, потому что об этом сами не слышали никогда, другие говорят о единичных случаях, третьи с жаром заявляют о массовости этого жестокого обычая – о десятках и сотнях тысяч дагестанок, лишенных женского счастья. Как всегда, в обсуждение горячей темы вклинилось множество новоявленных экспертов – от Максима Шевченко до Орхана Джемаля, не считая десятков доморощенных знатоков.

Помощник президента России, бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко высказал мнение, что добропорядочность и целомудрие не нужно воспитывать насильственными методами. «Смысл, который вкладывается в эту болезненную акцию, состоит в том, чтобы снизить женское либидо… То есть смысл у этой процедуры такой же, как у процедуры оскопления мужчин, – заявил Онищенко. – Практика женского обрезания носит религиозный характер, хотя ни в одном священном документе нет указания на необходимость подобной процедуры».

Глава комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, детей и материнства, известная певица Диана Гурцкая обратилась к генпрокурору РФ с просьбой провести проверку информации о проведении в Дагестане незаконных операций по обрезанию девочек. «Мне искренне хочется, чтобы информация не нашла своего подтверждения. Если это правда, то необходимо привлекать к уголовной ответственности участников этого варварства, наносящего вред как здоровью, так и психологическому состоянию несовершеннолетних девушек», – отметила певица. По ее словам, нужно ставить вопрос об ответственности должностных лиц, которые знали об этом, но ничего не предприняли для защиты детей. Также Гурцкая добавила: «Что касается позиции некоего муфтия, считающего это нормальным и требующего подвергнуть процедуре всех женщин, то очевидно, что от таких защитников веры вреда гораздо больше, чем пользы». Певица отметила, что «Ислам – религия мира, в которой уважается и почитается статус женщин. Такие заявления недопустимы, и общество должно дать им адекватную и жесткую оценку».

            В Государственную думу внесли законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за женское обрезание. Автор инициативы, депутат Мария Максакова, предлагает лишать свободы на 7–10 лет за «дискриминацию, совершенную в отношении несовершеннолетней по религиозным мотивам и выраженную в частичном или полном удалении внешних гениталий, объясняемом целями религиозного культа». В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что женское обрезание является «очевидным пережитком прошлого», которому не может быть места в цивилизованном обществе. «Никакие сакральные культы не могут служить оправданием женского обрезания, поскольку тем самым отдельные догмы ставятся их последователями выше норм основного закона страны, единого для всех граждан, независимо от их религиозных взглядов», – уточняется в документе.

                        Главный вопрос

            На вопрос «кто виноват?» – ответ есть – это пережитки прошлого, доисторические обычаи и обряды. А вот на вопрос «что делать?» – ответы множатся от часа к часу. Достаточно последовательно описана проблема в статье Светланы Анохиной, Владимира Севриновского, Ирины Стародубровской «Правда и ложь о женском обрезании в Дагестане», опубликованной в интернет-издании «Даптар», но пути ее решения предлагаются не совсем правильные.

            В статье предлагается отказаться от жестких мер, так как «государственное давление не всегда дает тот эффект, на который рассчитывают его инициаторы. Вспомним попытки в разных странах ввести «сухой закон» вопреки желаниям и привычкам их жителей». По мнению авторов статьи, полезнее жесткого запрета «распространение культуры здорового образа жизни», которое «меняет мнение населения о вредных привычках, облегчая как общественное воздействие, так и правовые меры в данной сфере». Дагестанскому муфтияту предлагается «сформировать консолидированную позицию по данному вопросу и решительно выступить против сохранения под видом ислама доисламских языческих пережитков – таких, как клитерэктомия».

            Член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Екатерина Сокирянская отметила: «Сравнение с алкоголизмом кажется нерелевантным. Одно дело государству бороться с взрослым человеком, который сделал свободный выбор спиться, другое – закрывать глаза на то, как бабки ножницами калечат девочкам (у которых нет выбора) тело и психику».

            Если Духовное управление подключится к этой проблеме, вынесет фетву с четкими указаниями и приведением достоверных хадисов и обязательно поработает с имамами тех местностей, где практикуется женское обрезание, это может оказать определенное положительное влияние. Но это влияние не переломит ситуацию. Во многих местах элементы доисламских адатов не вытесняются шариатом, несмотря на все усилия муфтията.

             «Коллеги как-то уж совсем готовы отдать базовые права человека на откуп религиозным и этнокультурным интерпретациям. Калечащее обрезание несовершеннолетней девочки – грубейшее нарушение ее основополагающих прав. И защитить эти права должно государство силой закона. Что не исключает просвещения и общественного воздействия, как исламского, так и светского. Давайте тогда и убийства чести отдадим на откуп духовным управлениям и кадыровским муллам (что, впрочем, фактически и происходит)», – подчеркнула Екатерина Сокирянская

            Подытоживая выводы экспертов, можно сказать, что необходима комплексная работа, заключающаяся в следующем:

– масштабное научное социологическое исследование по всему Дагестану с привлечением экспертов именно в данной области. Мы должны видеть масштабы бедствия, чтобы с ним бороться;

– поддержка законодательной инициативы депутата Марии Максаковой, введение строгого уголовного наказания за операции, калечащие девочек;

– работа с духовными лидерами республики, представляющими все направления ислама, имеющие место в Дагестане;

– непосредственная работа с женщинами, осуществляющими эти операции.

Идут споры, в которых пока не рождается истина, принимаются решения, которые еще не улучшают ситуацию. А женщины, далеко в горах практикующие обрезание маленьких девочек, и не слышали о той буре, которая произошла в средствах массовой информации Дагестана, России и мира из-за этого дикого обычая. Вполне вероятно, что и не услышат. Прекратится финансирование – и судьбы многих тысяч маленьких девочек в горном Дагестане перестанут волновать ангажированную общественность. Появится новая горячая тема – и журналисты, правозащитники и эксперты бросятся занимать свои места по разные стороны новых баррикад.

Интересные обычаи и традиционные обряды Дагестана

Что такое Джамаат и почему он объединяет

Республика Дагестан входит в состав Российской Федерации с 1921 г. Наименование Дагестан утопает своими корнями в далекий XVII век и обозначает — ‘горную страну’. Согласно, религиозных предпочтений, основная часть населения горной республики исповедует ислам, который плотно переплетается с традициями народа. Кумухская джума-мечеть тому пример.

Еще с давних времен, людей способны объединять: жизненные обстоятельства, родство, профессия, добрососедство, общие увлечения, земля, и т.д. Народ Дагестана, как ничто другое сближает именно — джамаат. Данное понятие имеет некое разветвление в своем обозначении. Джамаатом в этом регионе принято называть жителей одного населенного пункта, например, в селе — сельский джамаат, в районе — районный джамаат, а в городе — городской. Народное городское вече также именуется джамаатом. Дисциплина и порядок – святые ценности дагестанского джамаата, так считают его старожилы. Народ верит в силу слова, поэтому, уважение к повествователю стоит у них превыше всего.

Наиболее уважаемыми людьми в Дагестане с давних пор считаются трудолюбивые люди, труд которых известен далеко за пределы их аулов. Данная традиция прослеживалась в аулах умелых ковровщиц (Хив, Микрах), мастеров гончарного дела (Испик, Балхар), кузнецов по золоту (Кумух, Кубачи), бурочных специалистов (Рахата, Анди), мастеров по камню (Уллучая, Согратль), канатоходцев (Яраг, Цовкра), животноводов (Хнов), мастеров по сукну, железнодорожников, мастеров по дереву, а также аулы ученых, поэтов и множество других.

Добрая слава и как ее заслуживают в Дагестане

Основная сила джамаата в способности единства в тяжелые моменты, а также во взаимопонимании и поддержке друг друга. Каждый человек (тухум), рожденный в Дагистане с молоком матери впитывает знания о долге соблюдать и чтить обычаи, традиции, и адаты джамаата. Их традиционные обычаи, в некой мере, поучительны для всех народов, поскольку, умение сближать людей разных регионов, национальностей и веры дано далеко не каждому. Одними из таких обычаев считаются следующие:

— традиция усыновления детей, которые остались сиротами;

— традиция побратимства состоит из сближения людей разных национальностей и территориальных расположений, заключается она в дружбе и совместном проживании чужих друг другу, как родных;

— традиция куначества и гостеприимства заключается в открытости и предоставлении своего быта и очага каждому пришедшему в дом гостю независимо от его религиозных ценностей.

— традиция масляат (примирения) несет в себе мир после каждой ссоры;

— традиция взаимной помощи друг другу тухумов, соседей, а также народов;

— традиции сбережения природы, святых мест, и всего того, к чему притрагивались руки предков, и т.д.

Последняя традиция, учит новые поколения уважать свое наследие, которое дали им предки, помнить свой род, историю, знать и ценить вклад своих дедов в развитие и жизнь территории.

Не менее интересны у дагестанцев и традиционные праздники, которые насквозь пропитаны их радушной и дисциплинированной культурой, например: праздник Первой борозды, Черешни, Цветов, Урожая, Животноводов, Виноградарей, Навруз байрам (праздник Весны), Курбан байрам, Ураза байрам.

Среди числа традиционных обрядов дагестанцев, наиболее известны:

— наречение новорожденных именами;

— обряд сватания,

— обряд совершеннолетия;

— свадебные обряды;

— похоронные обряды и т.д.

Богатые традиции джамаата дагестанцев просто не исчисляемые, поскольку, их создавали и воплощали в жизнь славные предки на протяжении многих веков. Мальчишки, отцы и деды чтят и соблюдают их сегодня, передавая свои знания новым поколениям.

Женская красота и привлекательность в значительной степени зависят от тенденций моды. Если женщина идёт в ногу с изменчивой и капризной модой — она всегда будет выглядеть в глазах окружающих на все сто! Мы предлагаем Вам быть всегда модной, красивой, современной. А <a href=»http://topavenue.ru/catalog/women/bags/»>женские сумки marino orlandi 2014</a> станут тем самым аксессуаром, который выгодно подчеркнёт Вашу привлекательность и чувство вкуса.

Женская красота и привлекательность в значительной степени зависят от тенденций моды. Если женщина идёт в ногу с изменчивой и капризной модой — она всегда будет выглядеть в глазах окружающих на все сто!

Мы предлагаем Вам быть всегда модной, красивой, современной. А женские сумки marino orlandi 2014 станут тем самым аксессуаром, который выгодно подчеркнёт Вашу привлекательность и чувство вкуса.

новости Дагестана, дагестанская музыка, фото, видео, блоги

Самым впечатляемым из обычаев дагестанцев у людей, которые посетили Дагестан это их обычай гостеприимства. У дагестанского народа существует пословица: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость». Поскольку каждый из них считает за честь принять достойно гостя в любое время суток. Издавна у дагестанцев существует обычай, когда все члены семьи садились пообедать или поужинать, отделяли порцию для запоздалого гостя. Неписаным обычаем для горцев является то, что гость ни в чем не должен нуждаться. Также для запоздалого гостя они держали шубы, вдруг если тот промокнет. Существовал обычай у багулалцев, по которому у приезжего не спрашивать ни о чем, а по истечению 3-х дней с приезжим разговаривали как с членом их семьи. Горец при уходе гостя из дома давал в хурджины сытую еду и какой-нибудь подарок, чтобы гость в пути не проголодался.

Дагестанци воспитывают свое подрастающее поколение строго по заветам предков, быть честными и правдивыми.

Недалеко от аула Ходот есть родник с холодной водой. Возле которого всегда много стоит бедонов, ведер, кувшинов, для которых этот родник служит своего рода холодильником, а собственникам этих бидонов, ведер и кувшинов не стоит переживать за их сохранность и сохранность содержимого, поскольку никто к ним не притронется.

Также дагестанские жители могут повесить тушу мяса на дереве около проезжей части, на которой будет прикреплен листок бумаги с весом и ценой на мясе. А купившие это мясо могут положить деньги за мясо возле дерева.

Самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой много посуды из меди, а в селениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна на девушке у которой не было медной посуды вообще не женились.

В старину в Тлядал старики аула закрывали в доме вдову, называли ей имя любого мужчины (будь он женат или же нет) из аула и предлагали выйти за него замуж, если этот мужчина отказывался, его обязывали жениться на ней. В ауле Тандо, если женщина родила ребенка от мужчины, который не состоял с ней в браке, то ее сажали на ишака задом наперед и водили по всему селению. Это делалось для того чтобы над ней насмехались и оскорбляли.

Для горцев святым идеалом служит достоинство родителей и кровно-родственные тухумные связи. Пред отцом преклоняется мать и дети. Детям давалось имя отца. Развод по инициативе жены у них считается позором и унижением для мужа. В семейный этикет входит уважение и оказание почета отцу. Никакое наказание или убийство не может быть в присутствии женщины. Мужья бережно относятся к своим женам и не допускают к грубой и тяжелой работе.

Классный час на тему «Культура и традиции народов Дагестана» (2 курс)

Министерство образования и науки Республики Дагестан

ГБПОУ Р.Д. «Колледж экономики и предпринимательства»

на тему:

hello_html_305bdb44.jpg

Подготовила мероприятие: преподаватель экономических дисциплин

Бураганова Д.А.

Буйнакск 2018г

Группа: №4

Специальность: 38.02.01 01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по программе углубленной подготовки.

Цели классного часа:

Образовательная:

изучение прогрессивных традиций народов Дагестана с целью их возрождения и

сохранения в сознании и поведения каждого дагестанца.

Развивающая:

научить учащихся использованию в своей будущей жизни традиционных ценностей и

поставить их на службу обществу.

Воспитательная:

формирование у учащихся таких ключевых понятий, как честь, совесть, терпение, мир,

согласие, добропорядочность.

Оборудование:  ПК; мультимедиа-презентация, проектор, колонки, плакаты по теме, выставка книг о Дагестане, демонстрация национальной одежды, традиционная пища.


hello_html_1beb0562.jpg

Вступительное слово преподавателя.

Дагестан богат своими традициями, промыслами культурой, а самое главное своими жителями. Мы гордимся своими поэтами, писателями, учеными, художниками, скульпторами, космонавтами. Мы должны знать историю своей Родины, своего народа.

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

Родина! Это самое великое, самое близкое и дорогое, что есть у человека. Большая она у него или маленькая, тоже зависит от самого человека, от его знаний, умения понимать, любить и беречь Родину. Любовь к Родине сравнивают с любовью к матери. Есть такая поговорка: “Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину”.

И родителей и Родину мы приобрели с момента нашего рождения. Родину, как и родителей не выбирают. Они даются человеку один раз навсегда, до конца жизни. Наши отцы и деды крепко любили свою Родину – Дагестан и твердили, что „Родина без нас может обойтись, но мы без Родины – никогда ”.

hello_html_37555e74.png

Ведущий 1: hello_html_37249eae.jpg

Лежит средь гор красивый райский край,

в нем люди от Души гостеприимны,

быть может Бог там создавал свой рай,

о нем не раз уж сочиняли гимны!

Ведущий 2:

В ладони сердце можно уместить,

Но в сердце целый мир не уместишь.

Другие страны очень хороши,

Но Дагестан дороже для души.

hello_html_m723fabb2.png

(ролик «Прости меня мой Дагестан»)

Ведущий 1: 

Да будет мир над вами! Только мирные люди могут жить рядом, крепко дружить, красиво трудиться, радоваться успехам и делать добро.

Мы горды тем, что родились и выросли в прекрасном краю -многонациональном Дагестане. Дагестан — это родина более 100 равноправных народов: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, чеченцы, ногайцы, рутульцы, агулы, цахуры., которые жили и живут в мире и согласии, никогда не ссорились между собой и никогда никому не давали себя в обиду.

Ведущий 2:

Народы Дагестана имеют удивительно богатую культуру, которая учит жить и трудиться, учит владеть древними языками, мудрыми народными профессиями, красотой родной речи мелодиями и танцами. Культура учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитание старших. Культура Дагестана — это искусство народных умельцев, это стройность, скромность и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов.

hello_html_30fe1e43.jpg

Ведущий 1: 

Наше мероприятие посвящено традициям и культуре народов Дагестана. Сегодня мы представим фундаментальные традиции народов Дагестана. Это традиция уважения старших, традиция гостеприимства, традиции общения и этикет.

Ведущий 2:

Один из путешественников как-то написал о Дагестане: „Племена его многочисленнее, чем племена любого большого государства. Каждая гора заселена своим племенем, каждая деревня говорит особенным наречием, непонятным для других”.

hello_html_m192d4193.png

Ведущий 1: 

Дагестан — это не просто Страна гор. Прежде всего, это страна многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на все усилия ученых мира, до сих пор не установлено достоверно.

hello_html_m31a4d206.jpg

Ведущий 2:

И у каждого народа свои прославленные аулы. Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это уникальный уголок Дагестана, в то же время неразрывно связанный с другими аулами общностью судьбы и истории

Ведущий 1:

Слово аул имеет тюркское происхождение. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Поскольку в каждый отдельный кочевой стан входили, как правило, представители одного рода, то слово аул также означает кочевая расширенная семья, состоящая из нескольких поколений и включающая, помимо родителей и детей также ближайших родственников. Аулы объединяются в районы. В состав Дагестана входят 42 района.

hello_html_e880e76.png

(видео ролик)

Ведущий 2:

Не зря Дагестан называют не только „страной гор”, но и „страной языков”. Дружба между народами – самое дорогое и великое богатство Дагестана, это сильное чувство, которое может сотворить чудеса на Земле.

Мы, люди, а значит, без верных друзей

Труднее нам жить, умирать тяжелей

Без дружбы погиб бы мой малый народ –

Великий лишь тем, что любовью живёт.

Нам верная дружба и песня о ней

Нужнее, чем воздух, и хлеба нужнее.hello_html_50ca1ab5.jpg

СТИХИ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ.

Ведущий 1: 

Многоязычен, многокрасочен Дагестан. Много разных обычаев сохраняют его народы.

Ведущий 2:

Интересные факты о Дагестане.

Дагестан принято считать страной гор, но мало кто

знает, что они составляют менее сорока процентов

от всей территории, а большую часть составляют

равнины.

— Кавказские горы увеличиваются в высоту каждый

год на полтора сантиметра.

— Дагестанским коридором называют проход между

Кавказскими горами и Каспийским морем.

Ведущий 1: 

Много веков прожили горцы в горах и всегда они испытывали нужду в человеке. Нужен человек, без человека никак нельзя. Яркий пример тому различные традиции взаимопомощи у народов Дагестана. Благодаря этим традициям, каждый чувствовал свою защищенность.

Ведущий 2:

Эти традиции знает каждый дагестанец: На помощь надо приходить вовремя и со всеми, а закончив работу нельзя хвалить себя и самое главное- никогда нельзя напоминать человеку об оказанной ему помощи. «Сделал добро-забудь, получив добро- помни всю жизнь».

hello_html_m30565a9f.jpg

Ведущий 1: 

Одной из особенностей всех народов Кавказа было и остается уважительное отношение к представителям старшего поколения. Уважение и почтительное отношение к старшим по возрасту, воспитывалось в каждой дагестанской семье с раннего детства. Оно начиналось с уважения к родителям, старшим братьям и сестрам.

Студент 1.

По правилам дагестанского этикета предписывалось вставать, когда в комнату входил старший или проходил мимо, уступать место, первым здороваться, предлагать свою помощь.

Студент 2.

Считалось дурным тоном вмешиваться в разговор старших, шутить с пожилыми, обращать внимание на их недостатки, обращаться по имени.

hello_html_4f682b28.jpg

Студент 1.

Глава семьи был действительно самым главным человеком в доме. Уважать его должны были и дети. Те же правила этикета обязывали их разговаривать с отцом только стоя – даже если тот просто обращался к сыну или дочери с каким-либо вопросом. Пререкания же с родителями являлись и вовсе недопустимыми.

Студент 2.

Люди, далекие от кавказской жизни, местной культуры и нравов, полагают, что женщина там полностью выполняет все дела по дому. В действительности же правила не позволяют дагестанской женщине заниматься тяжелой работой – для физического труда все же предназначены мужчины.

При этом женщина, несмотря на беспрекословное подчинение мужчине, всегда могла положить конец дрязгам и даже разнять спорщиков.

hello_html_m5bcb5ff8.jpg

Ведущий 1: 

Ребята подготовили поучительные и шуточные сценки из жизни горцев. Давайте посмотрим.

(сценка: «Закон уважения» )

Ведущий 2: 

Традиция человечности дагестанской семьи — это традиция гостеприимства. Познакомимся с правилами гостеприимства.

hello_html_m495648f1.jpg

Студент 1.

Увидев гостя, хозяин выходит навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать! К добру будет Ваш приезд!».

Всаднику, старшему по возрасту, помогают слезть с коня, выйти из машины, поддерживают ношу, помогают отнести в дом, помогают снять одежду, снаряжение.

Студент 2.

Гостя приглашают в кунацкую комнату, сажают на почетное место. Хозяин садится рядом, спрашивает о здоровье, о состоянии его духа, о родственниках и близких, об общих знакомых, потом спрашивает о новостях.

Стол для гостей накрывают быстро лучшей едой из того, что есть в доме. Перед едой предлагают гостю помыть руки. Сажают на почетное место. Хозяева следят, чтобы гость съел как можно больше и лучше.

Студент 1.

Нельзя съесть свою порцию раньше гостя. Постель для гостя готовят в спокойной уединенной комнате, пожелав «Спокойной ночи!».

Гостя, покидающего дом, хорошо и сытно кормят, помогают умыться, одеться, сесть на коня.

Провожают до края аула, за ворота дома. Расставаясь, желают: «Счастливого пути! Всяческих благ!». Настоятельно просят заходить еще.

Ведущий 2: 

О кавказском гостеприимстве конечно же знают все .

Ведущий 1: 

В следующей шуточной сценке ребята покажут к чему может привести не желание соблюдать традиции.

hello_html_778a1ee2.jpg

Сценка

«Разговор мужа с ленивой женой»

Трусоватого мужчину

Если встретишь где-нибудь

Знай, что он не дагестанец

Не из Дага держит путь.

Дагестанские мужчины

Мелкой дрожью не дрожатhello_html_2e80515c.png

Своей доблестью и честью

Больше жизни дорожат!

Наши девушки стыдливы

Ходят плавно как луна

След в пыли не остается

И походка не слышна.

Если в дом нагрянут гости,

А хозяева при том

Чешут сонные затылки

Улыбаются с трудом

Знай, они не дагестанцы

Не из Дага их родня

В Дагестане жить не станет

Их семейка и полдня!

Пусть придет хоть вся планета

В очаге у нас огонь

Никогда не охладеет

Для гостей его огонь.

Знай же, друг, что это пламя

Выражает существо.

Дагестанца, дагестанки,

Дагестана моего.

hello_html_69169d69.jpg

Ведущий 1: 

Дагестан с древнейших времен славился богатством произведений декоративно — прикладного искусства. Изделия ручного ковроткачества, обработка цветных и драгоценных металлов, в том числе изготовления оружия, украшений, обработка дерева, слоновой кости, гончарное производство получили широкую известность за пределами Дагестана.

Ведущий 1: 

Традиционную национальную структуру в целом сохраняет и пища дагестанцев. Пищевой рацион их, в основном, составляли продукты животноводства и земледелия, которые пополнялись Съедобными растениями и дикорастущими травами, что напрямую связано с природно-географическими особенностями края, где проживают дагестанцы. Традиционными угощениями дагестанцев является пища из мучных и мясомолочных продуктов. Самым распространенным блюдом является хинкал.

hello_html_5cf7e1ad.png

Ведущий 2: 

В воспитании дагестанского человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь- от самого рождения до самой смерти. С молоком матери впитывает ребенок нежные колыбельные песни.

Ведущий 1: 

Дагестанская народная музыка своей мелодичностью приводила в восторг многих. Близкие сердцу каждого дагестанца мелодии, выражают искреннюю любовь к родине, красоте величественных гор.

Ведущий 2: 

Мудрецы говорят, если хочешь узнать душу народа, прислушивайся к его народной песне, всмотрись в его народный танец.

Ведущий 1: 

Что мы вам и предлагаем сейчас сделать.

hello_html_e511ae6.jpg

Танец-лезгинка.

Ведущий 1: 

Не забывайте ребята испокон веков устоявшиеся адаты, испокон веков сложившиеся традиции, которые нашли отражение в «законах гор».

Законы гор проецируются через проектор

Ведущий 1: 

Горец клянется: человеком родился — человеком умру!

Ведущий 2: 

Правило горцев: продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека.

Ведущий 1: 

Проклятие горцев: пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня.

Ведущий 2: 

Об ауле, в котором нет порядка, неряшливом, непутевом горцы говорят: — Человека там нет!

Ведущий 1: 

Об ауле, в котором порядок и мир, горцы говорят: — Там есть человек.

Хороший человек тот, кто говорит правду и не поддается гневу.

Ведущий 2: 

Хозяин земли тот, кто ее пашет.

Ведущий 1: 

У кого летом не будет кипеть мозг — у того зимой не будет кипеть котел.

hello_html_4a239e37.jpg

Ведущий 2: 

Мудрый дагестанский народ придумал много пословиц и поговорок:

Ведущий 1: 

Дом, куда не ходят гости — несчастный дом.

Делай для друга учись для себя.

Доброе имя лучше сокровищ.

Бедняк живет, как может, а богач — как может.

Если говорящий глуп, хотя бы слушатель должен быть умным.

Если даже рот кривой, на сходе богатый говорит.

Если соседи хорошие, то и слепая девушка замуж выйдет.

Ведущий 2: 

Если тебя не слушают, лучше сидеть молча.

Крапиву рвать лучше чужими руками.

Не подходи к чиновнику, когда разбогатеешь, он сам к тебе придет.

Овечий язык ешь, а человеческого берегись.

Около золота и железо блестит.

Хороший камень из аула не выносят.

У кривой палки не бывает прямой тени.

hello_html_65182c06.jpg

Стихи о Дагестане.

Хвалю тебя, о Дагестан –

Могучий древний край!

Тебе завет от Бога дан –

Живи и процветай!

Сынов твоих кипучий нрав

И кротость дочерей

Я воспеваю, их познав,

Как зов души своей.

Ущелий дивных красота,

Их нежная прохлада,

Ласкают душу мне всегда –

Иных красот не надо.

И гор суровых седина –

Что старая папаха –

Я не забуду никогда,

Они мне, как награда.

 Тебя венчает, Дагестан,

Веков минувших слава.

О том слагаю я дастан,

Но в это верить мало.

Ведь жизнь безверием полна,

И вечно помнить надо,

hello_html_m7b20440c.jpg

hello_html_60f191f3.jpg

hello_html_5ef677df.png

Что мир так хрупок иногда,

А зло могучей кратно.

 Прошу тебя, о Дагестан,

О дружбе песни пой мне,

Ведь ты Кавказа гордый стан

И в том твоё величье.

На то завет тебе и дан,

Чтоб в солнце иль в ненастье,

Оберегая каждый дом,

Крепил ты в нем согласье.

Твои народы я люблю.

Их дружный говор славлю.

За них Всевышнего молю

И счастья им желаю.

Но коли дружбу я предам

И слово я нарушу,

Пусть гнев Всевышнего тогда

Мне покарает душу

.

 hello_html_4bc334bf.jpg

Я надеюсь, что данный классный час еще больше укрепил в вас любовь, уважение, гордость и преданность своей родине, своему народу. Взрослея, вы будете трепетно и бережно относиться к своему народу и к тому, что создано им! Будете преумножать их богатство своим трудом и своим отношением к нему.

hello_html_m285339e7.png

новости Дагестана, дагестанская музыка, фото, видео, блоги

Что такое Джамаат и почему он объединяет

Республика Дагестан входит в состав Российской Федерации с 1921 г. Наименование Дагестан утопает своими корнями в далекий XVII век и обозначает — ‘горную страну’. Согласно, религиозных предпочтений, основная часть населения горной республики исповедует ислам, который плотно переплетается с традициями народа. Кумухская джума-мечеть тому пример.

Еще с давних времен, людей способны объединять: жизненные обстоятельства, родство, профессия, добрососедство, общие увлечения, земля, и т.д. Народ Дагестана, как ничто другое сближает именно — джамаат. Данное понятие имеет некое разветвление в своем обозначении. Джамаатом в этом регионе принято называть жителей одного населенного пункта, например, в селе — сельский джамаат, в районе — районный джамаат, а в городе — городской. Народное городское вече также именуется джамаатом. Дисциплина и порядок – святые ценности дагестанского джамаата, так считают его старожилы. Народ верит в силу слова, поэтому, уважение к повествователю стоит у них превыше всего.

Наиболее уважаемыми людьми в Дагестане с давних пор считаются трудолюбивые люди, труд которых известен далеко за пределы их аулов. Данная традиция прослеживалась в аулах умелых ковровщиц (Хив, Микрах), мастеров гончарного дела (Испик, Балхар), кузнецов по золоту (Кумух, Кубачи), бурочных специалистов (Рахата, Анди), мастеров по камню (Уллучая, Согратль), канатоходцев (Яраг, Цовкра), животноводов (Хнов), мастеров по сукну, железнодорожников, мастеров по дереву, а также аулы ученых, поэтов и множество других.

Добрая слава и как ее заслуживают в Дагестане

Основная сила джамаата в способности единства в тяжелые моменты, а также во взаимопонимании и поддержке друг друга. Каждый человек (тухум), рожденный в Дагистане с молоком матери впитывает знания о долге соблюдать и чтить обычаи, традиции, и адаты джамаата. Их традиционные обычаи, в некой мере, поучительны для всех народов, поскольку, умение сближать людей разных регионов, национальностей и веры дано далеко не каждому. Одними из таких обычаев считаются следующие:

— традиция усыновления детей, которые остались сиротами;

— традиция побратимства состоит из сближения людей разных национальностей и территориальных расположений, заключается она в дружбе и совместном проживании чужих друг другу, как родных;

— традиция куначества и гостеприимства заключается в открытости и предоставлении своего быта и очага каждому пришедшему в дом гостю независимо от его религиозных ценностей.

— традиция масляат (примирения) несет в себе мир после каждой ссоры;

— традиция взаимной помощи друг другу тухумов, соседей, а также народов;

— традиции сбережения природы, святых мест, и всего того, к чему притрагивались руки предков, и т.д.

Последняя традиция, учит новые поколения уважать свое наследие, которое дали им предки, помнить свой род, историю, знать и ценить вклад своих дедов в развитие и жизнь территории.

Не менее интересны у дагестанцев и традиционные праздники, которые насквозь пропитаны их радушной и дисциплинированной культурой, например: праздник Первой борозды, Черешни, Цветов, Урожая, Животноводов, Виноградарей, Навруз байрам (праздник Весны), Курбан байрам, Ураза байрам.

Среди числа традиционных обрядов дагестанцев, наиболее известны:

— наречение новорожденных именами;

— обряд сватания,

— обряд совершеннолетия;

— свадебные обряды;

— похоронные обряды и т.д.

Богатые традиции джамаата дагестанцев просто не исчисляемые, поскольку, их создавали и воплощали в жизнь славные предки на протяжении многих веков. Мальчишки, отцы и деды чтят и соблюдают их сегодня, передавая свои знания новым поколениям.

Женская красота и привлекательность в значительной степени зависят от тенденций моды. Если женщина идёт в ногу с изменчивой и капризной модой — она всегда будет выглядеть в глазах окружающих на все сто! Мы предлагаем Вам быть всегда модной, красивой, современной. А <a href=»http://topavenue.ru/catalog/women/bags/»>женские сумки marino orlandi 2014</a> станут тем самым аксессуаром, который выгодно подчеркнёт Вашу привлекательность и чувство вкуса.

Женская красота и привлекательность в значительной степени зависят от тенденций моды. Если женщина идёт в ногу с изменчивой и капризной модой — она всегда будет выглядеть в глазах окружающих на все сто!

Мы предлагаем Вам быть всегда модной, красивой, современной. А женские сумки marino orlandi 2014 станут тем самым аксессуаром, который выгодно подчеркнёт Вашу привлекательность и чувство вкуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *