Примеры из жизни мировоззрение – Какое бывает мировоззрение, какие основные типы выделяет наука: кратко в таблице

Содержание

Мировоззрение человека — понятие, типы, формирование

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому виду мышления, которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и ответственностью, потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Каким бывает мировоззрение. Его виды и формы

Как выяснили психологи и социологи, ключевую роль в нашей жизни играет именно мировоззрение, его виды и формы. От этих факторов зависит наше отношение к окружающей среде, к людям, с которыми приходится общаться, к своему собственному «я». Мировоззрение определяет наши принципы, мысли, корректирует систему чувств и впечатлений, влияет на ассоциации и симпатии.

мировоззрение его виды и формы

Что такое мировоззрение. Его виды и формы

Как гласит мудрая поговорка, судьба не дается человеку, он строит ее сам. Сделать это можно, имея определенный багаж знаний, опыт, содержательный внутренний мир. Все это формирует наши вкусы, наши мысли и побуждения, чем, собственно, и является мировоззрение. Его виды и формы напрямую зависят от государства, в котором проживает человек, от исповедуемой ним религии, а также от воспитания и норм морали, которые привили ему с детства опекуны или родители. Каждая личность в нашем мире начинает формироваться именно с детских лет. Следовательно, то, что привито в ранние годы, служит основной для всех суждений и действий в дальнейшем, по крайней мере до тех пор, пока не произойдет переломный момент.

примеры мировоззрения

Теоретический аспект

Суть мировоззрения заключается в том, что оно определяет жизненный путь человека, делает его кем-то в обществе, одним словом – играет самую важную роль в его жизни. Поэтому важно, чтобы жизненные взгляды одного индивида совпадали с теми нормами морали, которые являются приемлемыми в его обществе как в широком понимании слова, так и в узком. В первом случае речь идет о государстве как об одном целом. В каждой стране есть определенная религия, конституция, традиции, которые проявляются в поведении людей по отношению друг к другу. «Семейное» мировоззрение, его виды и формы зависят уже от конкретной группы людей. Кто-то тяготеет к познанию науки, кто-то хочет постричься в монахи.

Примеры мировоззрения

Взгляд на мир конкретного человека также очень сильно зависит от типа его темперамента. Более «взрывные» люди, легкие на подъем и непостоянные, как правило, имеют более богатый жизненный опыт. В юные годы они отличаются вспыльчивостью, «набивают себе шишки», нередко стремятся познать все и вся. С годами это превращается в огромный опыт, взбалмошность уходит, а ее сменяет величие и гордость.

суть мировоззрения

Если же человек изначально спокоен, он, скорее всего, примет все то, что его окружает. Если семья, в которой он вырос, верующая, Бог будет близок и ему. Прежде чем совершить нечто глобальное, что в корне сможет поменять жизненный ход, этот индивид тщательно все взвесит. Нередко такие люди занимаются и наукой, имеют дело с точными данными и статистикой.

Мировоззрение также может иметь философский или мифологический характер. В первом случае человек различными способами пытается обосновывать все явления в жизни. Он во многом ищет свою мораль, логическую (или не совсем такую) подоплеку. Нередко таким людям свойственен СПГС, поэтому часто им рекомендуют не погружаться слишком глубоко в свои рассуждения. Люди с мифическим мировоззрением отличаются мечтательностью, оторванностью от мира сего. Для них многие события видятся сказкой, люди ассоциируются с различными вымышленными героями.

Научное мировоззрение

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ — мировоззрение, ориентирующееся в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих оснований, особенно на их содержание — как материал для обобщения и интерпретации в рамках философской онтологии (всеобщей теории бытия). Наука в ее современном понимании, как опытное (экспериментальное) теоретическое (математическое) изучение различных объектов и явлений действительности, мировоззрением, в строгом смысле этого слова, не является, так как, Во—первых, она изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней (а именно эта проблема является главным вопросом всякого мировоззрения), а Во—вторых, любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тогда как наука реализацией когнитивной сферы сознания, целью которой является получение знания о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе. Особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, получаемое в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех ее сферах.

ИЛИ 28. Научное мировоззрение.

Мировоззрение-отношение к окружающему миру, не противоречащее основным принципам, опирающимся на многократно проверенные истины.

Научное мировоззрение — это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом.

Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с интуитивным религиозным мировоззрением, искусством, общественной и личной работой, философской мыслью или созерцанием.

Научное мировоззрение не является синонимом истины точно так же, как не являются ею и интуитивное мировоззрение, религиозные и философские системы. Все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа». (В. И. Вернадский).

В основе научного мировоззрения лежит метод. Он не является лишь орудием получения знаний, но это всегда то средство, которым знание подвергается проверке.

Что есть общего и в чем различие между научным и интуитивным мировоззрением? И то и другое является результатом мышления — духовной мыслительной деятельности. Принципиальное различие заключается в том, что «Научное мировоззрение содержит истины общеобязательные для всех (в той части, где они не зависят от времени и субъективных точек зрения — совпадают с эмпирической реальностью)». (В.И.Вернадский.)

Цель науки состоит в открытии общих законов, и факты ее интересуют, в основном, в той мере, в какой они представляют собой свидетельства “за” или “против” этих законов. География и история изучают те факты, которые представляют для них интерес, но ни одна отрасль человеческого знания, по крайней мере до сих пор, не считается наукой, пока в ней не открыты какие-либо общие законы. Нужно понять, что мы могли бы жить в мире, где нет общих законов, в котором сегодня мы будем есть хлеб, а завтра — камни, в котором вода в Ниагаре иногда будет падать вверх, а не вниз, а вода в чайнике будет замерзать вместо того, чтобы закипеть. Все это будет представлять трудности, но такой мир не является логически невозможным. К счастью, наш мир иной. Поразмыслив, мы понимаем, что уже привыкли к определенного рода регулярностям, например, день и ночь, лето и зима, посевная и сбор урожая и т.п.

Однако не сразу открываемый общий закон становится достоянием науки и общеобязательным для всех.

Открытый закон проходит проверку временем и сохраняется в науке только тогда, когда ее выдерживает. Мы говорим о строгой логике фактов, о точности и универсальности научного знания, о проверке научных гипотез и утверждений экспериментальным путем, об их измерении, определении допустимых границ использования и возможных ошибках.

Однако не только методом определяется и развивается научное мировоззрение. Оно развивается во взаимодействии со всеми сторонами духовной жизни человечества. Все грани духовной жизни необходимы для развития науки. Они являются ее питательной средой. Говорить о замене наукой философии или наоборот можно только в ненаучной литературе.

Прекращение деятельности человека в области искусства, религии, философии или общественной жизни может самым болезненным, угнетающим образом отразиться на науке.

Необходимо отметить и обратный процесс. Достижения науки неизбежно расширяют границы философского и религиозного сознания, раздвигают их пределы, дают возможность им глубже проникнуть в «тайники человеческого сознания»

Мировоззрение — определение, его виды и формы

Мировоззрение – это ключевой аспект жизни каждого человека, имеющий очень многие функции. То, как мы смотрим на саму жизнь, на себя и окружающих нас граждан, на природу, космос, каких взглядов придерживаемся, и определяет в конечном итоге нашу личность.

Человек без наличия определенного мировоззрения просто не может спокойно существовать – даже сам того не желая, он выстраивает определенную систему взглядов на окружающий мир, чтобы как то объяснить его для себя и примириться с ним.

Бывают различные виды и формы данного понятия (к примеру, реакционное мировоззрение). К примеру, у каждого из нас есть свое личное мировоззрение, но оно обычно является продуктом более глобальной системы, которая установилась на данный момент главенствующей над всей цивилизацией.

На то, как именно человек смотрит на окружающий мир, влияет масса факторов: религия, воспитание, культура и место обитания, и многое другое. Рассмотрим само определение термина и главные особенности его становления и развития.

Что такое мировоззрение

Под данным термином подразумевается система взглядов на все в этом мире: процессы, явления, события природного или искусственного характера, вопросы, касающиеся внутреннего состояния человека, его верований, культов, отношения ко всем окружающим предметам и живым существам, космосу, галактике и т. д.

Обществознание занимается изучением этого термина все время своего существования, начиная с древних философов и даже с первобытных племен.

Само это понятие впервые было введено гениальным немецким философом Эммануилом Кантом, свое влияние на него оказали такие авторитеты, как Гегель, Шеллинг и даже Ленин.

Словосочетание «мировоззрение» само по себе дает ключ к пониманию его сути – оно означает воззрение на мир во всей его полноте и во всех проявлениях. Примеры того, как у двух людей взгляды на жизнь могут совершенно отличаться, мы можем видеть каждый день. Также очевидно, что от этого в большой степени зависит и судьба каждого из нас.

Структура мировоззрения

Вполне понятно, что такое сложное явление не может не иметь определенной структуры.

Любая таблица по этому вопросу показывает нам, что мировоззрение подразумевает следующую совокупность связей:

  1. Обыденно-практический уровень. Сущность его состоит в том, как каждый человек смотрит на окружающий мир и все процессы, которые в нем происходят. Это уровень бытовой, мысли в котором навеяны увиденным и услышанным непосредственно человеком, украшенные его эмоциями и личными склонностями характера, типом психики и т. д.
  2. Рационально-теоретический уровень. Его особенности состоят в том, что здесь на первое место выходит не личный опыт, а мыслительный процесс и способность обобщать, извлекать мудрость из наблюдений, знаний, делать общие выводы и систематизировать знания. Признаки такого уровня проявляются в том, что предлагаемые здесь теории подкрепляются опытом, экспериментами, здравым смыслом.

Стоит отметить: в реальности указанные уровни гармонично переплетаются и порой разделить их очень непросто.

Основные компоненты мировоззрения

Различные исследователи, в частности, профессор Радугин, выделяют такие компоненты мировоззрения:

  1. Познавательный — это «сборник» знаний, которые человек получает и при индивидуальной деятельности, обучении, и при постижении накопленных человечеством знаний.
  2. Ценностно-нормативный — здесь главную роль играют ценности, верования, нормы социума и т.д. Сущность этого компонента дополняют также представления о хорошем и плохом, добре и зле, счастье.
  3. Эмоционально-волевой. Сюда относятся все эмоции людей, их психические установки, реакции, личные предпочтения и верования.
  4. Практический — этот компонент регулирует способность человека в определенной ситуации действовать так, а не иначе. Пути формирования практического компонента зависят и от всех предыдущих элементов.

Деятельность людей неразрывно связана со всеми четырьмя компонентами, она черпает из них силу, но также и дополняет их новым опытом, знаниями и взглядами.

Исторические типы мировоззрения

С исторической точки зрения выделяют следующие типы. Высший исторический тип среди них выделить сложно, так как все направления имеют большое значение и ценность.

Религиозное мировоззрение

Здесь ключевую роль в мыслях человека занимает его представление о наличии Бога в каком бы то ни было виде. Мир выглядит дуальным, разделенным на материальное и духовное, есть боги, духи, демоны и т. д.

Все это дополняется определенными шаблонами поведения, мыслями, ритуалами, песнями, наличием святых писаний и догм. Составляет сущность взглядов многих людей и в наше время.

Мифологическое мировоззрение

Характерно для первобытных людей, в частности, древних греков. Здесь человек чувствует себя полноценной частью природы, о которой у него полностью фантастические представления.

Солнце, Луна, ветер, вода и все остальное – стихии богов и сверхсуществ, чувства доминируют над мыслью. Классификация богов и разных удивительных существ в мифологии удивит любого исследователя.

Философское мировоззрение

Философия – единственный и наиболее адекватный способ постигать мир вокруг.

Именно интеллектуальный поиск истины, незапятнанный никакими догмами и мифами, а также молитвами и представлениями о боге, является самым прямым путем к пониманию мира и всего, что в нем происходит.

Это системно-рационализированное знание, которое успешно дает ответы даже на очень сложные вопросы бытия.

Современные типы

С развитием цивилизации выработались и другие основные типы мировоззрения, которые сегодня стали доминирующими.

Научное мировоззрение

Миропонимание в научном ключе дало людям весь прогресс, технологии, комфортную и безопасную жизнь. Именно поэтому ученые являются наибольшими оптимистами и считают, что мир можно постепенно постигнуть с помощью изучения и экспериментов.

Здесь все зиждется на установленных фактах, теориях, конкретных результатах, не допускается серьезное восприятие недоказанных гипотез и выдумок.

Обыденное мировоззрение

Если говорить кратко, то это наиболее простой уровень взглядов, основанный на личном опыте, переживаниях, образовании и воспитании человека. Также здесь имеет большое влияние общественное окружение, коллективное мнение общества.

Такое мировоззрение может включать самые дикие предрассудки, суеверия и выдумки, но включает также и народную мудрость, некоторый здравый смысл и практический опыт поколений.

Гуманистическое мировоззрение

Основано на гуманизме – положительном взгляде на жизнь, при котором человек не должен наносить никому вреда, а должен пытаться делать только добро. Гуманизм относится не только к другим людям, но и к природе, животным и другим объектам.

Субъекты с гуманистическим мировоззрением традиционно исповедуют любовь, дружбу, верность, отрицают насилие. Характерная черта этого направления – неприятие зла почти в любых его формах, разве что очень скрытых.

Роль мировоззрения в жизни человека

Вся жизнь человека, какие бы типы личности мы не рассматривали, на 100% зависит именно от мировоззрения.

Если оно, скажем, религиозное, то активность и действие и гражданина будет заменяться молитвой и ожиданием чуда, рациональная составляющая будет подавлена.

Житейское мировоззрение складывается часто из всех типов этого понятия, которые были рассмотрены выше, так как порой даже самые талантливые ученые допускают мысли о Боге. В психологии доказано, что именно внутренний мир человека строит его жизнь, дает или отбирает успехи в той или иной деятельности, в общении с людьми и т. д.

Только рациональное, здравое восприятие окружающего мира и всего, что мы в нем видим, способно приносить человеку объективную пользу. Источники страданий людей, их огромных глупостей и потерь находятся в неправильно выбранном мировоззрении.

Роль искусства, окружения, уровня развития общества, образования очень высоки при формировании личности, поэтому порой гражданин, сам того не подозревая, оказывается заложником взглядов, которые ему чужды. С подобным положением вещей нужно бороться самообразованием и постоянным исканием истины.

Типы мировоззрения. Их связь с жизненными целями

Условно все типы мировоззрения делят на две группы: социально-исторические типы и экзистенциально – личные.

Что такое мировоззрение уже было описано ранее. Стоит лишь освежить память: мировоззрение – это совокупность понятий, убеждений, ценностей о жизни, о самом человеке, о его положении в жизни.

Типы мировоззрения и жизненные цели

От того, каким мы мировоззрением пользуемся – такие  ставим соответственные жизненные цели (стратегические цели), и, соответственно, согласно типу нашего представления о мире – выбираем способ реализации такой цели.

Несчастные и неудачные люди обычно цель берут из одного контекста мировоззрения, а путь к ней с другого. У счастливых и успешных людей — цель и путь к ней находятся в одной системе координат (в одном контексте их мировоззрения).

Типы мировоззрения, исторически-социальные

Формировались в хронологическом порядке. Очень хорошо понять в чем отличие – зная историю всего человечества. От каменного века до наших дней. В каждый период времени отражались те принципы, что лежали в каждом из этих типов мировоззрения.

Еще один любопытный факт: человечество развивалось — и развивалось его мышление, менялось мировоззрение. И точно такое же происходит с развитием ребенка. Т.е, по сути, каждый человек — взрослея, развивает свое мировоззрение выбирая соответственные цели.

Архаический тип мировоззрения

Это раннее представления человечества о мире, о самом человеке в нем

Характеризуется тем, что не отделены в нем друг от друга реализм и фантазия. Эти два понятия слились в образе ранних верований: анимизма, фетишизма, тотеизма. Нет четкого деления от своего «Я» и окружающего мира. Как такого понимания «Душа»  вовсе не существует. В то же время: все живое  наделено жизнью, как и человек: от камня до солнца.

Жизненные цели формируются не осознанно: это угодить себе и другим одушевленным существам (жертвоприношение, ритуалы, идолы ….)

Мифологический тип мировоззрения

На этом витке истории происходит четкое отделения «себя» от окружающего мира. А если есть «Я», значит есть «Он» , у которого поступки, помысли могут не совпадать с моими. Изо таких взглядов происходит уже конфронтация (противостояние).

Это эра культов и пантеонов богов. Как сама жизнь полна конфронтацией и конкуренций за место под солнцем, так и рождаются мифы, о точно таком же противостоянии между богами.

Жизненные цели приобретают уже более четкую структуру и осмысленность: быть с Сильными мира сего, иметь власть… добиться благосклонности определенного бога или человека…

Религиозный

Еще большее деление мира. Что есть мир этот и мир тот. Появляются понятия души, духа и тела. Богу божье, кесарю кесарево.

Появляется понятие вера – в невидимое, без критического анализа в последнее. Общее для всех религий идеи: о сотворении Богом  мира, о концепций добра и зла, о следствии не выполняя тех или иных правил поведения.

Жизненные цели – согласно концепции веры, которую исповедует человек – «правильные» в ее понимании поступки и помыслы.

Философский тип мировоззрения

При увеличении знаний о самом человеке  и о окружающим его мире – происходит коллапс (критическая масса), когда нужно эти знания переосмыслить. Так и образуются различные школы философии.

Если переосмысленные знания в контексте такой школы – то полагают, что философия та же, но – развивается… Если же противоречие со старой школой – очевидны,  образуется новое философское течение.

Жизненные цели в этом контексте – это личностный рост, саморазвитие, самоактуализация, поиск истины …

 Экспоненциально-личностные типы мировоззрения

 Формируется согласно взрослению самого человека. От некритического, не отделения себя от мамы до подросткового экзистенциального кризиса… плюс накладываются внешняя среда влияния.

В основе мировоззрения каждого человека лежит собирательный образ со многих типов мировоззрений. Это может быть как гармоничная комбинация философии, веры и традиций, так и без особой критики воспринимаются различные мировоззренческие законы, как аксиомы.

Возьмите раннее описанные типы – смешайте что-то из низ в кучу, вот вам и будет современный человек такой человек.

Цели будут разные в зависимости от того, какая концепция мировоззрении доминирует… Происходит самое интересное: когда цели в одной плоскости, а пути к ним в другой…

 Догматический

Догма – не критическое, но осознанное следование правилам и законом, согласно какому-то мировоззрению.

Следование к целям — согласно догмам и правилам.

Рефлекторный

Рефлексы – подсознательное следование каким-то правилам. Если в догмах разум еще принимает участие, в рефлексии – это следование принципам и правилам без участия сознания, рефлекторно, импульсивно.

В целее положении рефлексия играет не заметную но, иногда, весьма существенную роль.

Правильный выбор цели, согласно типа мировоззрения

Многие понятия из перечисленных типов крепко вплелись в наше сознание.

Некоторые примеры — раньше и сейчас.

Архаичный тип: раньше — откровенное поклонение идолам (все живое), сейчас — фенички, бусики, талисманчики…. приносящие удачу,  концепция многих нью — «вселенная живая»…

Мифологический тип мировоззрения: раньше — поклонение пантеону богов: Зевесу, Велесу, Ирису…, сейчас —  от челлинга (получение сакральных знаний от неземных форм бытия) до  влияние звезд, понятий судьбы и кармы, неявных и тонких миров.

Если у человека ничего не получается — не получается достичь успеха, вот ответ, почему так происходит: выбор цели  не из своего  типа мировоззрения.

Дело в том, что изменить свое зрение на мир довольно сложно, а вот выбрать правильную соответствующую типу мировоззрению,   цель довольно просто. Только своя цель принесет Успех! От чужих, не своих, целей вы будете — только несчастны…

Успехов вам, и правильно выбранных целей!

Мировоззрение . Конспект по обществознанию, кратко.

Мировоззрение

Раздел ЕГЭ: 1.2. Мировоззрение, его виды и формы



Под влиянием общества и собственного жизненного опыта человек принимает и осознаёт окружающую его действительность под определённым углом, выработав своё мировоззрение.

Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём.

ОТЛИЧИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ КАТЕГОРИЙ

Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности.

Мировоззрение Остальные духовные категории
Отражает взгляд человека на мир в целом.Отражают взгляд человека на конкретную сторону жизни.
Показывает отношение человека к окружающему его миру.Замкнуты на конкретной стороне жизни.
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В мире не существует людей с одинаковым мировоззрением, поскольку оно формируется под воздействием множества факторов. В той или иной степени на человеческое мироощущение влияет вся окружающая его действительность. Особое место также занимает историческая эпоха, в которой существует человек, так как она накладывает свой отпечаток на все сферы жизни.

Основные источники формирования мировоззрения

  • окружающие люди и их поведение;
  • система ценностей, принятая в среде индивида;
  • наука, уровень знаний;
  • быт, условия жизни;
  • искусство;
  • интуитивное познание.
СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение является составной категорией и включает в себя несколько аспектов:

  • ценностно-нормативный;
  • эмоционально-волевой;
  • познавательный;
  • практический.

Мировоззрение представляет собой набор взглядов и ценностей человека, определяющих его отношение к действительности. Оно имеет сложную структуру и строится на основе многих составляющих, объединяя их в одно целое. Именно совокупность всех элементов приводит к формированию устойчивой картины мира.

 

ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Различают несколько видов мировоззрения в зависимости от подходов выработки установок миропонимания. Общепринятой считается нижеприведённая классификация.

Вид мировоззренияХарактеристика
ОбыденноеОсновано на личном жизненном опыте человека.
Плюсы: соответствует реалиям, в которых живёт человек.
Минусы: практически не использует опыт других людей, учений, науки.
РелигиозноеОсновано на религиозных учениях.
Плюсы: решение проблем, связанных с духовным миром человека.
Минусы: перерастание в экстремизм; частое игнорирование достижений науки.
НаучноеОсновано на обобщении научной картины мира.
Плюсы: доказанность, приобщение к реальным целям и идеалам.
Минусы: не решает духовные проблемы.
ГуманистическоеОсновано на нормах человеколюбия.
Плюсы: направленность на всестороннее развитие общества.
Минусы: слабо распространено в связи с тем, что только начинает зарождаться.
РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение, выступая в качестве регулятора поведения, даёт человеку:

  • ориентиры и цели жизнедеятельности, способы их достижения;
  • методы познания действительности и деятельности;
  • определение истинных ценностей;
  • понимание мира.

Вы смотрели конспект «Мировоззрение»

 

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

2.

Мировоззрение и его основной вопрос  Зачастую понятия «мировосприятие«, «миропонимание» и «мировоззрение» употребляются в качестве синонимов. Между ними действительно существует тесная связь и единство, но последнее не исключает, а, скорее, предполагает их существенные различия. 

Мировосприятие — это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений. Достоинство мировосприятия заключается в том, что оно является предпосылкой для миропонимания и мировоззрения, условием их осуществления. 

Недостаток мировосприятия кроется в его субъективности. Фрэнсис Бэкон, — один из основоположников философии Нового времени, — отмечал, что ум человека «уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде», что каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры и тем самым «ослабляет и искажает естественный свет природы». С одной стороны, без ощущений, восприятий, представлений не состоится образ мировосприятия. С другой стороны, субъективность может исказить лик мира, выдать желаемое за действительность. 

Миропонимание — более активная форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Опираясь на мировосприятие, миропонимание оперирует категориями определенности, обусловленности и целостности. Это позволяет миропониманию ориентироваться на постижение сущности мира и ее обоснование. Но из этого не следует, что миропонимание лишено каких-либо недостатков и является универсальным средством постижения и освоения мира. Историко-философская традиция свидетельствует о проблемном характере понятийного постижения мира, о невозможности построения единого категориального каркаса миропонимания. 

И тем не менее, человек в своем отношении к миру востребует те возможности, которыми он располагает.  Составляя эмоционально-ценностное и интеллектуальное отношение человека к миру, мировосприятие и миропонимание являются предпосылкой его мировоззрения. 

Мировоззрение — это система взглядов на мир в целом, совокупность знаний, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место в нем человека». 

Мировоззрение формируется стихийно и сознательно. В первом случае оно складывается эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Во втором — через освоение опыта, накопленного человечеством. Первый путь кажется простым, поскольку не требует специальных усилий, но обходится он дороже, ибо скоротечность жизни не располагает к экспериментам. Каждая прожитая минута нам уже не принадлежит. Да и качество стихийно сложившегося мировоззрения ограничено только личным опытом, что несет в себе опасность приумножить субъективность мировоззрения, довольствоваться неполным знанием и ложными ценностями миропонимания. Мировоззрение, складывающееся стихийно, уступает мировоззрению, которое формируется на основе сознательного освоения общечеловеческого опыта, вобравшего в себя всю мудрость и страдания прошлых поколений. И сегодня, и в далеком вчера, и в будущем, человека волновали и будут волновать такие вопросы: как устроен мир; что есть человек; каково его место в мире.  Все люди, так или иначе, ставят мировоззренческие вопросы, пытаются осмыслить и решить их с учетом специфики содержания и возможностей своей исторической эпохи. Мировоззрение задает систему координат, значимость которых не ниже, а, может быть, и выше ценностей системы пространственно-временных параметров. Не позавидуешь человеку, который вдруг потерял привычное для него пространство, более того — и ориентир во времени. Еще хуже, если утрачены мировоззренческие координаты, когда человек обречен жить в режиме «здесь и только сейчас». Он обречен быть заложником обстоятельств или чужой воли, ибо не в состоянии соотнести знания о себе со знанием о мире и найти свое место в мире.  Объем мировоззренческих вопросов на протяжении человеческой истории не практически не претерпел изменений. Изменились лишь формы, в которых происходила постановка и решение мировоззренческих проблем. Для каждой исторической эпохи характерен специфический тип мировоззрения, формирующийся на основе определенного способа познавательного отношения к миру, системы этических и эстетических ценностей, понимания природы человека. 

Основными типами мировоззрения являются: мифрелигияфилософиянаукаискусство. Философия возникла как интеллектуальная реакция на недостаточность мифа и религии и, поэтому, для уяснения сущности философского рассмотрения, необходимо знать особенности предшествующих ему мировоззрений. 

Исторически и гносеологически первым типом мировоззрения является миф. В переводе с древнегреческого слово это буквально означает: «сказание, предание». В русском языке его часто использует в качестве синонимов слов «вымысел», «сказка». У древних греков миф — это сказание о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.  Основными чертами мифологического мышления являются:  » Метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание природы и космоса в целом;  » Замена объяснения мира рассказом о нем, о его сотворении;  » Отрицание строгих причинно-следственных связей, признание всеобщего оборотничества;  » Центральной категорией мифа является судьба. Жизнь человека, его будущее зависит не от него самого, а от судьбы.  » Мифологическое мировоззрение рассчитано на человека, в котором эмоциональное волевая сфера и логическая еще не отделены достаточно четко;  » В мифе, под уже имеющиеся эмпирические отношения подводится объяснительная схема, а не наоборот.  Указанные черты мифологического мировоззрения позволяют сделать вывод о том, что миф является исторически и гносеологически первой формой систематического взгляда человека на мир в целом и на самого себя. В мифе много правды, он позволил человеку развить интеллект и фантазию, дал возможность эмоциональной разгрузки. Элементы мифологического мировоззрения всегда присущи людям, даже в самых высокоразвитых цивилизациях: вера в приметы, судьбу, наличие в реальности скрытых сил, недоступных разуму, — все это признаки мифологичности нашего сознания. Но в качестве типа мировоззрения миф уступил место другим способам и формам осмысления действительности. 

Главная причина, повлиявшая на уход мифа, состояла в том, что он провозглашал полную неопределенность человеческого бытия. Хотя миф и содержал знания об окружающем мире и давал возможность эмоциональной разрядки, со временем он перестал удовлетворять потребности человека в надежных знаниях о мире. Люди испытывают психологическую потребность в ощущении надежности мира, в чувстве уверенности в завтрашнем дне. Дискомфорт бытия побуждает человека к поиску новых объяснительных схем, нового упорядочивающего начала, задающего смысл всему, что есть. 

Господство мифологического мировоззрения препятствовало и развитию хозяйственной деятельности, которая нуждалась в положительных знаниях о природе. Масса обрывочных эмпирических сведений из самых различных областей не укладывалась в схемы, предлагаемые в мифах. Необходима была новая обобщающая база. 

Как реакция на все указанные недостатки мифа родилась следующая форма мировоззрения — религия. Религия — это вера человека в сущ

ествование сверхъестественных сил, которые оказывают причинное воздействие на мир в целом и судьбу отдельных людей. Мир в религии как бы удваивается: наряду с чувственно воспринимаемым миром утверждается объективное (то есть независимое от человека) существование сверхчувственного, идеального мира. Он первичен по отношении к миру чувственных вещей и выступает в качестве идеала нравственного и эстетического совершенства и критерия истины. 

Первые формы религии характеризовались:  » Анимизмом, то есть разделением всех предметов и процессов на душу и тело, причину и следствие, повеление и исполнение.  » Традиционализмом и авторитаризмом.  » Консерватизмом.  Религиозное мировоззрение возникает тогда, когда люди не понимают событий происходящих в окружающем их природном и социальном мире, испытывают экзистенциальный дискомфорт из-за неопределенности бытия. Один из наиболее доступных выходов состоит в том, чтобы приписать детерминирующее воздействие определенным объектам, скрытым от чувств и разума, незримо присутствующим в реальности.  В религии человек и окружающий его чувственный мир объявляются чем-то временным, несущественным и преходящим, имеющим смысл лишь в том случае, если допускается существование чего-то вечного, незыблемого, безусловного. Этим безусловным началом в религиях считается бог, обожествленный природный объект и т.д. 

Признавая наличие абсолютного начала, религия восполняет главный недостаток мифа — отрицание упорядоченности мира, отсутствие в нем логики, центра порядка и власти. С признанием бога мир и человек оказываются вовлеченными в некое единство, организующим и смысловым центром которого является бог. Но не это обстоятельство считается спецификой религиозного мировоззрения, а утверждение о том, что это безусловное начало, Бог, Абсолют непостижимы посредством человеческого разумения. В существование бога можно только верить, то есть общаться с ним посредством особого эмоционально-мистического переживания. Человек объявляется ограниченным существом, с низменными страстями и заботами. Непосредственная его земная жизнь не является самоцелью и самоценностью. Она имеет смысл лишь постольку, поскольку есть бог. Отрицание бога означает признание случайности человеческого бытия. Человек в этом случае брошен на произвол судьбы: он пришел неизвестно откуда и уйдет неизвестно куда. В мире господствуют силы более могущественные, чем он сам и, поэтому, без бога, человек вряд ли может рассчитывать на успех. 

Таким образом, можно сделать вывод, что религия сыграла значительную психотерапевтическую роль, пробудив в человеке надежду на то, что он не одинок в мире, что он защищен от тотального произвола и фатальных случайностей. Кроме этого, религия способствовала укреплению обычаев, традиций и нравов людей; на её базе сформировалась мораль как система заповедей, предписаний и табу, укрепляющих человеческие общности. 

По мере роста производственного и социального могущества людей, то есть по мере того, как природный и социальный мир все более становился подконтрольным человеку, изменялось и самосознание последнего. Он уже не довольствуется пассивной ролью «сосуда Божия», а хочет участвовать в обустройстве мира и самого себя. Активности человека требует и хозяйственная деятельность. Существующие знания нуждаются в пополнении и систематизации, а сделать это можно только при условии полного задействования возможностей человеческого разума. Но для этого, предварительно, необходимо было выяснить, что такое разум, какова его сущность, границы применимости и полномочия. Поиск ответов на эти вопросы входит в компетенцию философии — особого типа мировоззрения и способа познавательного и практического отношения к миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *