Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (10 класс) по теме: Тесты по теме «Мировоззрение и его роль в жизни человека» 2 варианта.
Тесты.
Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Вариант 1.
1.Совокупность взглядов, представлений, оценок, определяющих отношение
человека к окружающему миру, называется:
- деятельность
- общение
- мировоззрение
- сознание
2.Объяснение действительности с позиции жизненного опыта дает:
1. обыденное мировоззрение
2. научное мировоззрение
3. мифологическое мировоззрение
4. религиозное мировоззрение
3.На самой ранней стадии развития человеческого общества первой
попыткой объяснения окружающего мира была:
- философия
- религия
- мифология
- наука
4.Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. Мировоззрение присуще только отдельно взятому человеку.
Б. Мировоззрение определяет общую направленность личности.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
5.Твердая уверенность человека в чем-либо, это:
1. вера
2.долг
3. убеждение
4. совесть
6.Установите соответствие между типом мировоззрения и его проявлением.
Тип мировоззрения Проявление
- обыденное 1. былина об Илье Муромце
- мифологическое 2. сочинения Сократа
- религиозное 3. разговор родителей с ребенком
- научное 4. теория Ч.Дарвина
- философское 5. житие святого
7.Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит
в разработке обоснованной картины мира, это:
- обыденное
- религиозное
- научное
- мифологическое
Вариант 2.
1.Система взглядов и представлений человека об окружающем
мире называется:
1. мышление
2. миросозерцание
3. мировоззрение
4. менталитет
2.Первый исторический тип мировоззрения, сформировавшийся у
человека, это:
1. религиозное
2. научное
3. мифологическое
4. обыденное
3.Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. В мировоззрении человека переплетены знания, ценности,
жизненный опыт и программы действий.
Б. Мировоззрение определяет принципы поведения и
деятельности человека.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
4.Этот тип мировоззрения возникает в жизни человека в процессе
его личной практической деятельности, взгляды человека
формируются стихийно:
- научное мировоззрение
- религиозное мировоззрение
- обыденное мировоззрение
- мифологическое мировоззрение
5.Установите соответствие между понятием и определением.
Понятие Определение
- миф А. Представление о мире, основанное
на вере.
- мировоззрение Б. Мировоззрение, в основе которого —
жизненный опыт человека.
- обыденное мировоззрение В. Сказание, символически выражающее
некоторые события, имевшие место
в прошлом.
- религиозное мировоззрение Г. Представление о мире и человеке,
об отношениях между ними.
6.Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Коран,
Талмуд и другие произведения мировой духовной культуры:
- научное мировоззрение
- религиозное мировоззрение
- обыденное мировоззрение
- мифологическое мировоззрение
7.Установите соответствие между понятием и определением.
Понятие Определение
1.Главный результат познавательной А. эмоции
деятельности человека.
2.Устойчивые психологические установки, Б. знания
которые определяют его поведение.
3.Переживания, ощущения. В. ценности
4.Представления о том, что для человека Г. убеждения
свято и дорого.
Тесты. Мировоззрение и его роль в жизни человека
Тесты.Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Вариант 1.
1.Совокупность взглядов, представлений, оценок, определяющих отношение
человека к окружающему миру, называется:
деятельность
общение
мировоззрение
сознание
2.Объяснение действительности с позиции жизненного опыта дает:
1. обыденное мировоззрение
2. научное мировоззрение
3. мифологическое мировоззрение
4. религиозное мировоззрение
3.На самой ранней стадии развития человеческого общества первой
попыткой объяснения окружающего мира была:
философия
религия
мифология
наука
4.Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. Мировоззрение присуще только отдельно взятому человеку.
Б. Мировоззрение определяет общую направленность личности.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
5.Твердая уверенность человека в чем-либо, это:
1. вера
2.долг
3. убеждение
4. совесть
6.Установите соответствие между типом мировоззрения и его проявлением.
Тип мировоззрения Проявление
обыденное 1. былина об Илье Муромце
мифологическое 2. сочинения Сократа
религиозное 3. разговор родителей с ребенком
научное 4. теория Ч.Дарвина
философское 5. житие святого
7.Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит
в разработке обоснованной картины мира, это:
обыденное
религиозное
научное
мифологическое
Вариант 2.
1.Система взглядов и представлений человека об окружающем
мире называется:
1. мышление
2. миросозерцание
3. мировоззрение
4. менталитет
2.Первый исторический тип мировоззрения, сформировавшийся у
человека, это:
1. религиозное
2. научное
3. мифологическое
4. обыденное
3.Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. В мировоззрении человека переплетены знания, ценности,
жизненный опыт и программы действий.
Б. Мировоззрение определяет принципы поведения и
деятельности человека.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
4.Этот тип мировоззрения возникает в жизни человека в процессе
его личной практической деятельности, взгляды человека
формируются стихийно:
научное мировоззрение
религиозное мировоззрение
обыденное мировоззрение
мифологическое мировоззрение
5.Установите соответствие между понятием и определением.
Понятие Определение
миф А. Представление о мире, основанное
на вере.
мировоззрение Б. Мировоззрение, в основе которого —
жизненный опыт человека.
обыденное мировоззрение В. Сказание, символически выражающее
некоторые события, имевшие место
в прошлом.
религиозное мировоззрение Г. Представление о мире и человеке,
об отношениях между ними.
6.Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Коран,
Талмуд и другие произведения мировой духовной культуры:
научное мировоззрение
религиозное мировоззрение
обыденное мировоззрение
мифологическое мировоззрение
7.Установите соответствие между понятием и определением.
Понятие Определение
1.Главный результат познавательной А. эмоции
деятельности человека.
2.Устойчивые психологические установки, Б. знания
которые определяют его поведение.
3.Переживания, ощущения. В. ценности
4.Представления о том, что для человека Г. убеждения
свято и дорого.
2.7. Духовный мир человека – SOOCIETY
Духовный мир человека — это сфера его жизнедеятельности, в которой он проявляет свои интеллектуальные и творческие способности. Духовный мир индивидуален и неповторим, постоянно развивается. Он проявляется в определенных видах деятельности (духовное производство), формах поведения и системе ценностей, разделяемых человеком.
Духовный мир не является чем-то изолированным. Он выходит за рамки индивидуальных интересов человека, соприкасаясь с духовными интересами других людей. Обладание высокими нравственными качествами, творческим потенциалом, стремлением действовать во благо других называется духовностью. Духовность присуща не всем людям. Духовный человек обладает развитым самосознанием, потребностью к познанию и самопознанию, беспрерывному поиску истины.
Критерием духовности служит участие индивида в духовной деятельности, которую условно делят на духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовная деятельность в целом связана с изменением сознания людей. Духовно-теоретическая деятельность направлена на создание духовных ценностей — идей, теорий, норм, идеалов, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность связана с сохранением, воспроизведением и распространением созданных духовных ценностей.
Для характеристики духовной деятельности часто применяют термин духовное производство. В отличие от материального производства, создающего материальные предметы, духовное производство направлено на достижение результатов умственной деятельности в форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые включают в себя созданные их авторами идеи, образы и чувства.
Духовное производство напрямую связано с производством материальным. Для духовного производства необходимы бумага, краски, письменные принадлежности и т.д. В то же время результаты духовного производства часто преобразуются в объекты материального мира (например, создание на основе научных исследований новой модели двигателя).
Духовное производство есть профессиональная деятельность таких людей, как артисты, художники, скульпторы, ученые. Но нередко субъектом духовного производства выступает сам народ, создающий сказки, песни, былины, другие произведения народного творчества.
Сохранению результатов духовного производства способствуют специальные учреждения: библиотеки, музеи, картинные галереи, архивы. Знакомясь с их содержимым, мы приобретаем новые знания, удовлетворяем духовные потребности и тем самым осуществляем процесс духовного потребления.
Духовные ценности, которые человек воспринимает, не исчезают, а обогащают его духовный мир. Это восприятие носит творческий характер. Каждый человек по-своему осмысливает содержание произведения литературы, искусства и т.д. Духовные запросы людей значительно различаются. Один слушает классическую музыку, а другой — эстрадную. Кому-то нравится ходить в театры, а кому-то — в кино.
Исследования показали, что уровень образования и общей культуры человека непосредственно влияет на потребление им духовных ценностей. Чем выше культура человека и уровень его образования, тем больше средств и времени он стремится выделить на удовлетворение духовных потребностей.
В целом духовная деятельность многообразна и имеет множество проявлений. Она может стать основой профессии человека, его хобби или способом проведения досуга. Но в любом случае она духовно обогащает, способствуя реализации творческого потенциала людей.
Одна из составляющих духовного мира человека — мировоззрение — совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.
Чувство страха или гармонии по отношению к окружающему миру, удовлетворенность действительностью или стремление ее изменить — все это определяется мировоззрением.
Мировоззрение носит исторический характер. В каждую эпоху человечество имело определенный уровень знаний, специфические проблемы, особые способы их решения, определенную систему духовных ценностей. Каждый человек обладает только ему присущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей факторов, которые влияют на формирование их общего мировоззрения. Это общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения, образования, уровня знаний и т.д. Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные позиции в оценке окружающего мира. Таким образом, мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечивающим целостность общества. Посредством мировоззрения общественное сознание воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию.
В науке существует множество подходов к проблеме классификации мировоззрения. Но независимо от типа мировоззрение решает три основных вопроса: 1) отношение человека к миру в целом; 2) место и назначение человека в окружающем мире и 3) познание и преобразование мира. Выделяют пять типов мировоззрения — обыденное, мифологическое, религиозное, философское, научное.
Обыденное мировоззрение формируется в процессе личной практической деятельности человека. Если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал философию или религиозные учения, то его мировоззрение складывается стихийно, основываясь на непосредственном жизненном опыте. Недостаток такого мировоззрения состоит в том, что оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией. Тем не менее обыденное мировоззрение широко распространено в настоящее время.
Мифологическое мировоззрение существовало у многих народов на заре развития человечества. Миф —это сказание, которое символически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных верований. Миф представляет собой причудливый синтез рационального и иррационального, правды и вымысла, истины и заблуждения в сознании людей. Первобытные люди, не имея возможности объяснить многие явления природы, изображали мир населенным фантастическими существами, способными творить чудеса. В мифах отражались результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, содержались предания о давних событиях и рассказы о дальних землях. Все это тесно переплеталось между собой и, передаваясь из поколения в поколение, обрастало новыми подробностями как вымышленными, так и реальными. Миф выступает наиболее ранней формой духовной культуры человечества, объединяющей в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, устного творчества. Лишь значительно позже эти элементы обособились и получили самостоятельное существование. Мифологическое мировоззрение отрицает возможность постижения и объяснения мира. Оно призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил, олицетворенных в идолах, талисманах, добрых духах. В современном мире мифологическое мировоззрение не имеет широкого распространения. Пережитками его могут быть названы различного рода суеверия.
Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, основанное на догмах религий, существовавших и существующих в мире в настоящее время. Основы религиозных учений содержат обычаи и традиции язычников и священные книги мировых религий: Библия в христианстве, Коран в исламе и т.д. В религиозных постулатах уже содержатся взгляды на мир, его происхождение, на предназначение человека, определяются богоугодный образ жизни, правила поведения (заповеди), с выполнением которых связывается спасение души. В соответствии с религиозными нормами человек должен принимать религиозные догмы на веру без каких-либо сомнений и размышлений. Сомневающийся отступает от бога, впадает в ересь и осуждается церковью. Религиозное мировоззрение нацеливает человека на совершение нравственных поступков, дает ему веру в возможность достижения поставленных целей. Тем не менее слабые стороны религиозного мировоззрения составляют непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас — их игнорирование.
В отличие от мифологического и религиозного философское мировоззрение дает объяснение действительности с позиции разума. Наблюдение, обобщение, выводы, доказательства стали вытеснять вымысел и сюжеты мифологии, оставляя их искусству. Мифы подвергались пересмотру, и им придавалось новое, рациональное толкование. Таким образом, философское мировоззрение не только отмежевалось от мифологии, но и преодолело ограниченность обыденного сознания. Появление философского мировоззрения означало зарождение теоретической мысли, способной не только накопить массу объективной информации, но и объяснить ее, и вместе с тем создать представление о целостном и едином в своей основе мире. Кроме познания мира философское мировоззрение включает в себя взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни. Различные проблемы рассматриваются через постоянное осмысление отношений человека и мира.
Современное научное мировоззрение — это продолжение того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Преимущества научного мировоззрения состоят в его опоре на достижения науки, тесной связи с практической деятельностью людей. Достижения научно-технического прогресса подтверждают многие выводы, сделанные учеными на основе научно-мировоззренческой позиции. Тем не менее проблемой остаются гуманизация научного мировоззрения, оценка окружающего мира с точки зрения укрепления общечеловеческих ценностей: добра, свободы и справедливости. Все же научное мировоззрение наиболее перспективно для деятельности современных людей в развивающемся обществе по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.
Независимо от типа, мировоззрение играет большую роль в жизни людей. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей действительности, ставить цели и определять средства их достижения. На основе своих мировоззренческих позиций человек решает, что для него имеет истинный смысл, а что ложно и незначительно.
Вопросы и задания
1. Дайте характеристику понятия «духовный мир человека».
2. Что такое духовность? Каковы ее критерии? Какого человека можно назвать духовным, а какого — нет?
3. В чем отличие духовно-теоретической деятельности от духовно-практической?
4. Что такое духовное производство? Как оно взаимосвязано с материальным производством?
5. В чем состоят духовные ценности? Как они усваиваются человеком?
6. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?
7. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения?
8. Какие существуют типы мировоззрения? Дайте их характеристику.
9. Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе? К какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды?
2.7. Духовный мир человека
ОценкаТесты 22 | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Тесты.
Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Вариант 1.
1.Совокупность взглядов, представлений, оценок, определяющих отношение
человека к окружающему миру, называется:
деятельность
общение
мировоззрение
сознание
2.Объяснение действительности с позиции жизненного опыта дает:
1. обыденное мировоззрение
2. научное мировоззрение
3. мифологическое мировоззрение
4. религиозное мировоззрение
3.На самой ранней стадии развития человеческого общества первой
попыткой объяснения окружающего мира была:
философия
религия
мифология
наука
4.Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. Мировоззрение присуще только отдельно взятому человеку.
Б. Мировоззрение определяет общую направленность личности.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
5.Твердая уверенность человека в чем-либо, это:
2.долг
3. убеждение
4. совесть
6.Установите соответствие между типом мировоззрения и его проявлением.
Тип мировоззрения Проявление
обыденное 1. былина об Илье Муромце
мифологическое 2. сочинения Сократа
религиозное 3. разговор родителей с ребенком
научное 4. теория Ч.Дарвина
философское 5. житие святого
7.Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит
обыденное
религиозное
научное
мифологическое
Вариант 2.
1.Система взглядов и представлений человека об окружающем
мире называется:
1. мышление
2. миросозерцание
3. мировоззрение
4. менталитет
2.Первый исторический тип мировоззрения, сформировавшийся у
человека, это:
1. религиозное
2. научное
3. мифологическое
4. обыденное
3.Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. В мировоззрении человека переплетены знания, ценности,
жизненный опыт и программы действий.
Б. Мировоззрение определяет принципы поведения и
верно только Аверно только Бверны оба суждения
оба суждения неверны
4.Этот тип мировоззрения возникает в жизни человека в процессе
его личной практической деятельности, взгляды человека
формируются стихийно:
научное мировоззрение
религиозное мировоззрение
обыденное мировоззрение
мифологическое мировоззрение
5.Установите соответствие между понятием и определением.
Понятие Определение
миф А. Представление о мире, основанное
на вере.
жизненный опыт человека.
обыденное мировоззрение В. Сказание, символически выражающее
некоторые события, имевшие место
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (вкл. экономику и право)»
1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
2. Общество как сложная система
3. Духовная культура личности и общества
4. Наука и образование в современном мире
5. Основные проблемы экономики России.
6. Элементы международной экономики
7. Экономика и экономическая наука.
8. Экономические системы
9. Рынок. Фирма.
10. Роль государства в экономике
11. Рынок труда и безработица
12. Мораль как элемент духовной культуры
13. Искусство как элемент духовной культуры
14. Религия как элемент духовной культуры
15. Социальная роль и стратификация
16. Социальные нормы и конфликты
17. Важнейшие социальные общности и группы
18. Политика и власть.
19. Государство в политической системе
20. Форма государства
21. Участники политического процесса
22. Избирательные системы
23. Правовое регулирование общественных отношений
24. Отрасли российского права
25. Основы конституционного права Российской Федерации
26. Основы гражданского права
27. Основы трудового права
28. Основы уголовного права
29. Основы административного права
30. Основы семейного права
Тесты по предмету «Обществознание (вкл. экономику и права)».
Вариант 1.
1. Отличие человека от животных проявляется:
а) в генетически запрограммированном поведении;
б) в приспособленности к определенной среде обитания;
в) в социальном характере поведения человека;
г) в наличии природных средств самозащиты.
2. Производство орудий труда способствовало:
а) развитию инстинктивной основы поведения человека;
б) появлению абстрактного мышления;
в) использованию орудий труда для охоты;
г) установлению внутристадного мира.
3. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству называется:
а) биологическая революция;
б) социогенез;
в) неолитическая революция;
г) антропогенез.
4. Преобладание социального начала в человеке провозглашает концепция:
а) социал-дарвинизма;
б) расизма;
в) фашизма;
г) социологизаторская.
5. Стремление к самосовершенствованию — характерная черта:
а) человека;
б) индивида;
в) личности;
г) индивидуальности.
6. Человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества, относится к виду:
а) нормативной (базисной) личности;
б) модальной личности;
в) маргинальной личности;
г) типичной личности.
7. Процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта называется:
а) воспитание;
б) самосовершенствование;
в) жизненный цикл;
г) социализация.
8. К факторам, влияющим на формирование личности, не относится:
а) природная среда;
б) наследственность;
в) воспитание;
г) социальная среда.
9. Наукой, изучающей систему идей, взглядов на мир и место в нем человека, является:
а) социология;
в) бытие;
г) сознание.
10. К формам бытия не относится:
а) бытие человека;
б) бытие материального;
в) бытие духовного;
г) бытие социального.
11. Наиболее важные общепланитарные проблемы современной эпохи, затрагивающие человечество в целом, называются:
а) локальные;
б) глобальные;
в) всеобщие;
г) главные.
12. Совокупность сознаний индивидов называется:
а) самосознание;
б) индивидуальное сознание;
в) общественное сознание;
г) самочувствие.
а) обыденные мировоззрение;
б) философское мировоззрение;
в) мифологическое мировоззрение;
г) религиозное мировоззрение.
14. К первичным потребностям относятся:
а) физиологические;
б) социальные;
в) престижные;
г) духовные.
15. В зависимости от результата различают виды деятельности:
а) практическая и духовная;
б) созидательная и разрушительная;
в) материально-производственная и социальная;
г) трудовая и досуговая.
16. В настоящее время идет процесс становления цивилизации:
а) доиндустриальной;
б) индустриальной;
в) постиндустриальной;
г) современной.
17. Взаимодействие между членами общества называется:
а) коммуникация;
б) бытие;
в) совместная деятельность людей;
г) этикет.
18. Исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства, называется:
а) общественно-экономическая формация;
б) общественно-политическая формация;
в) общественно-экономическая цивилизация;
г) общественно-политическая цивилизация.
19. Выполнение заранее предписанных правил поведения называется:
а) культурное общение;
б) научное общение;
в) ритуальное общение;
г) обучающее общение.
20. Общение между близкими людьми в повседневной жизни называется:
а) деловое общение;
б) убеждающее общение;
в) межкультурное общение;
г) бытовое общение.
Вариант 2
1. Совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения, называется:
а) деятельность;
б) духовность;
в) мировоззрение;
г) сознание.
2. Обществом являются:
а) пассажиры в автобусе;
б) зрители в театре;
в) члены политической партии;
г) читатели в библиотеке.
3. Разновидностями общественных отношений не являются:
а) духовные отношения;
б) производственные отношения;
в) политические отношения;
г) социальные отношения.
4. В период господства присваивающей экономики существовало общество:
а) индустриальное;
б) информационное;
в) собирателей и охотников;
г) земледельцев и скотоводов.
5. Совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека называется:
а) норма;
б) институт;
в) общение;
г) этикет.
6. Определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей, называется:
а) структура общества;
б) общественное разделение труда;
в) институт общества;
г) сфера общества.
7. Отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности относятся:
а) к экономической сфере общества;
б) к социальной сфере общества;
в) к политической сфере общества;
г) к духовной сфере общества.
8. С понятием власти связана:
а) экономическая сфера общества;
б) социальная сфера общества;
в) политическая сфера общества;
г) духовная сфера общества.
9. Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах называется:
а) формализация;
б) цивилизация;
в) глобализация;
г) интернационализация.
10. Промышленный переворот — это:
а) переход от присваивающей экономики к производящей;
б) появление частной собственности;
в) общественное разделение труда;
г) переход от ручного труда к машинному.
11. Весь животный и растительный мир на Земле называется:
а) стратосфера;
б) биосфера;
в) макросфера;
г) микросфера.
12. Установление родства по материнской линии в первобытном обществе называется:
а) полигамия;
б) моногамия;
в) матриархат;
г) патриархат.
13. С развитием научно-технического прогресса воздействие общества на природу:
а) снижается;
б) не изменяется;
в) исчезает;
г) усиливается.
14. Отношение общества к природе регулируется:
а) сознанием;
б) обычаем;
в) законом;
г) традицией.
15. Процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития, называется:
а) развитие общества;
б) изменение общества;
в) прогресс;
г) регресс.
16. Усвоение переживаемого с целью нахождения истины есть:
а) представление;
б) восприятие;
в) познание;
г) творчество.
17. К видам социальных изменений не относятся:
а) структурные изменения;
б) диалектические изменения;
в) функциональные изменения;
г) мотивационные изменения.
18. Переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным называется:
а) революция;
б) эволюция;
в) прогресс;
г) регресс.
19. К вторичным потребностям не относятся:
а) социальные;
б) престижные;
в) физиологические;
г) духовные.
20. Совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах называется:
а) культура;
б) цивилизация;
в) развитие;
г) ценности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для студентов
Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2014.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2014.
Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М., 2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Ти-повые тестовые задания. — М., 2015.
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал). www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
Приложение 1
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Эффект Даннинга — Крюгера — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эффект Да́ннинга — Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации[1]. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами). Также люди с высоким уровнем квалификации ошибочно полагают, что задачи, которые для них легки, так же легки и для других людей[2].
Гипотеза и экспериментальная проверка[править | править код]
Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые при этом ссылались на высказывания:
- Чарлза Дарвина — «Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием»[3] и
- Бертрана Рассела — «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности»[4].
Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии в Корнеллском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые показали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т. п.
Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:
- Они склонны переоценивать собственные умения.
- Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
- Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности.
- После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.
Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы на английском языке в декабре 1999 года в Журнале психологии личности и социальной психологии[1].
За это исследование авторам статьи была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год[5].
Результаты других подобных исследований были представлены в 2003[6] и 2008[4] годах.
Хотя сам принцип был сформулирован в 1999 году, авторы отмечают схожие наблюдения у философов и учёных:
- Лао-цзы («Знающий не говорит, говорящий не знает»),
- Конфуция («Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества»),
- Сократа («Я знаю, что ничего не знаю»),
- Бакунина («…именно лучшие люди бывают менее всего убеждены в своих собственных заслугах; даже если они сознают их, то им обычно претит навязывать себя другим, между тем как дурные и средние люди, всегда собою довольные, не испытывают никакого стеснения в самопрославлении»[7])
а также в вышеприведённых высказываниях Бертрана Рассела и Чарльза Дарвина.
В Библии есть высказывание апостола Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как до́лжно знать» (1Кор. 8:2).
Гераинт Фуллер (англ. Geraint Fuller) в своём комментарии к статье отметил[8], что аналогичная мысль высказана в произведении Уильяма Шекспира «Как вам это понравится»:
Дурак думает, что он умён, а умный человек знает, что он глуп.[9]
Оригинальный текст (англ.)
The Foole doth thinke he is wise, but the wiseman knowes himselfe to be a Foole. (V.i)
«Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя»
Среди людей, знающих об эффекте Даннинга — Крюгера, встречается непонимание сути этого психологического феномена. Первое заблуждение — о том, что эффект работает только на «некомпетентном» человеке. В действительности это когнитивное искажение присуще каждому человеку. Во-первых, специалист в одной области человеческих знаний является дилетантом в другой области и может не подозревать об этом. Во-вторых, даже в пределах одной конкретной области склонность к переоценке своего уровня свойственна большинству людей, включая людей со средним уровнем компетенции и выше, просто у более компетентных людей ошибка в оценке будет меньше. И лишь самое меньшинство, наиболее компетентные люди, могут недооценивать свой уровень.[10].
- ↑ 1 2 Kruger, Justin; David Dunning. Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One’s Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 1999. — Vol. 77, no. 6. — P. 1121—1134. — DOI:10.1037/0022-3514.77.6.1121. — PMID 10626367.
- ↑ Katherine A. Burson, Richard P. Larrick, Joshua Klayman. Skilled or unskilled, but still unaware of it: How perceptions of difficulty drive miscalibration in relative comparisons. (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology. — 2006. — Vol. 90, iss. 1. — P. 60—77. — ISSN 0022-3514 1939-1315, 0022-3514. — DOI:10.1037/0022-3514.90.1.60.
- ↑ Darwin, Charles. Introduction // The Descent of Man : [англ.] : [арх. 10 апреля 2012]. — 1871. — P. 4.
- ↑ 1 2 Ehrlinger, J. Why the Unskilled Are Unaware : Further Explorations of (Absent) Self-Insight Among the Incompetent : [англ.] / J. Ehrlinger, K. Johnson, M. Banner … [] // Organizational behavior and human decision processes. — 2008. — Vol. 105, no. 1. — P. 98—121. — DOI:10.1016/j.obhdp.2007.05.002. — PMID 19568317. — PMC 2702783.
- ↑ The 2000 Ig Nobel Prize Winners (англ.) (недоступная ссылка). Improbable Research. Дата обращения 9 апреля 2012. Архивировано 26 января 2013 года.
- ↑ Dunning, David. Why people fail to recognize their own incompetence / David Dunning, Kerri Johnson, Joyce Ehrlinger … [] // Current Directions in Psychological Science. — Vol. 12, no. 3. — P. 83−87. — DOI:10.1111/1467-8721.01235.
- ↑ Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм. — М.: T8 RUGRAM, 2019. — С. 120—121. — 152 с. — (Навстречу революции). — ISBN 978-5-517-00991-3.
- ↑ Fuller, Geraint. Ignorant of ignorance? (неопр.) // Practical Neurology (англ.)русск.. — 2011. — Т. 11, № 6. — С. 365. — DOI:10.1136/practneurol-2011-000117. — PMID 22100949.
- ↑ перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник
- ↑ Steven Novella. Misunderstanding Dunning-Kruger (англ.). The New England Skeptical Society (8 January 2019).
Тесты по дисциплине: «Основы философии»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ТЕСТЫ
по дисциплине
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
для специальностей:
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (по отраслям),
38.02.04 КОММЕРЦИЯ (по отраслям),
38.02.05 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ,
19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
43.02.01ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ
43.02.10 ТУРИЗМ
базовая подготовка
Владикавказ
2014
Одобрено предметной (цикловой) комиссией общественных и правовых дисциплин Протокол № 1 от 5 сентября 2014 г. Председатель Г.Н. Волина Автор — составитель З.Б. Браева | Утверждаю Заместитель директора по учебно-воспитательной работе И.В. Иванова |
Тесты по дисциплине «Основы философии» разработаны в соответствии с ФГОС СПО для специальностей базовой подготовки: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в укрупненную группу специальностей 40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, входящих в укрупненную группу специальностей 38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ;19.02.10 Технология продукции общественного питания, входящей в укрупненную группу специальностей 19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ; 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, 43.02.10 Туризм, входящих в укрупненную группу специальностей 43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ.
- Цель создания
- Выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся
- Мотивация обучающихся к активизации работы по усвоению нового материала
- Устранение пробелов в знаниях
Использование тестов исключает субъективность подхода преподавателя к оценке знаний учащихся.
Данные тесты могут быть использованы на уроке или как итоговое тестирование за семестр.
- Структура тестов
Каждый из 5 тестов включает 25 заданий-определителей, с одним правильным ответом. Правильно выполненные задания оцениваются в 1 балл.
Общий максимальный балл за выполнение всех заданий теста – 25 баллов
3. Время выполнения теста 45 минут
4. Каждый раздел включает 1 задание
5. Задания в тесте расположены в соответствии с логикой изучаемого материала.
Содержание тестов определяется требованиями к уровню знаний («Должен знать»), сформированных у обучающегося в результате освоения учебной дисциплины «Основы Философии».
Раздел теста | Содержание раздела | Число заданий |
Предмет философии | Основные категории и понятия философии. | 1 |
Материализм и идеализм – основные направления философии | 1 | |
Специфика философского мировоззрения | 1 | |
Функции философии, роль философии в жизни человека и общества | 1 | |
История философии. | Зарождение философии. Античная философия. | 1 |
Философия Средних веков и эпохи Возрождения | 1 | |
Философия эпохи Нового времени | 1 | |
Марксистская философия | 1 | |
Русская философия | 1 | |
Современная западноевропейская философия | 1 | |
Философия бытия | Категория «бытие». Проблема бытия в истории философии. | 1 |
Проблема субстанции в философии | 1 | |
Движение и развитие. | 1 | |
Пространство и время | 1 | |
Сознание. Природа сознания | 1 | |
Философия познания | Философское учение о познании. | 1 |
Чувственное, рациональное и интуитивное познание. | 1 | |
Истина и её критерии. | 1 | |
Уровни научного познания: теоретический и эмпирический. | 1 | |
Философия человека | Место человека в истории философии | 1 |
Биосоциальная природа человека | 1 | |
Смысл жизни и предназначение человека | 1 | |
Формирование и развитие личности. Социализация как процесс овладения социально-историческим опытом. | 1 | |
Социальная философия | Понятие общества. Основные подсистемы общества. Гипотезы возникновения общества | 1 |
Проблема оснований общественной жизни. Понятие цивилизации | 1 | |
Культура, ее строение и социальные функции | 1 | |
Необходимость и свобода в историческом процессе. | 1 |
ТЕСТ 1.
1. Выберите правильное определение:
а) философия — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.
б) философия — это познание вечного и непреходящего;
в) философия — это познание причин и принципов сущего;
г) философия — это учение о том, как жить;
2. Платон создал учение о…
а) мире познания
б) материальном мире
в) мире идей и бессмертной душе
г) о мире культуры
3. Характерной чертой философии средневековья является:
а)теоцентризм
б) пантеизм
в) гелиоцентризм
г) деизм
4. Идеи гуманизма, пантеизма, прометеизма наиболее ярко представлены в философии
а) средних веков
б) Античности
в) Возрождения
г) Нового времени
5.Какая проблема является центральной в философии Нового времени?
а) Проблема знания.
б) Проблема сущности и существования человека.
в) Проблема бытия.
г) Происхождение мира.
6. Главным предметом изучения человека Западной философией XX века является…
а) биологическая природа человека
б) Божественное начало
в) харизма
г) персонализм
7. Идеи соборности, общинности и мессианской роли русского народа выдвигали…
а) марксисты
б) космисты
в) западники
г) славянофилы
8.Какую проблему Ф.Энгельс назвал «основным вопросом философии»?
а) Проблему отношения духа к природе, сознания к материи.
б) Что первично? Материя или сознание?
в) Познаем ли мир?
г) Сущность и предназначение человека, его место в мире.
9. Выберите правильный вариант, раскрывающий суть учения
И. Канта о «вещи в себе»:
а) признание объективности мира сочетается с невозможностью его постижения.
б) отрицается объективное существование окружающего мира.
в) признается объективность реального мира и возможность его адекватного отражения человеком.
г) отрицается объективность реальной действительности и утверждается принципиальная невозможность познания мира.
10. Что означает понятие «материя»:
а)материя — философская категория для обозначения материальной основы бытия;
б)материя — фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях;
в)материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств; .
г)материя — это непознаваемая «вещь в себе»
.
11.Что означает время как философская категория:
а)время существует не в самих вещах, а только в мышлении,осуществляемом нашим разумом;
б) время — текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;
в)время — это форма существования материальных объектов,
характеризующаяся последовательностью и длительностью;
г)время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное
богом вместе с материей.
12. Что такое диалектика:
а)искусство ведения спора;
б)представление о вечном становлении мира;
в)универсальная теория и метод познания мира;
г)учение о противоречиях
13. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:
а)сознание — такой же материальный продукт деятельности
мозга, как желчь — продукт печени;
б)сознание является не физиологической функцией головного
мозга, а свойством человеческого общества;
в)сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором
она приближается к самой себе;
г)сознание — божественный дар человеку.’
14. Что означает термин «агностицизм»:
а)представление о непознаваемости мира;
б)представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;
в)представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность;
г)представление, что познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере.
15.Познание, ориентированное на здравый смысл и повседневный опыт называется:
а) научным
б) теоретическим
в) обыденным
г) религиозным
16. Марксизм в качестве критерия истины называет:
а) соглашение
б) практику
в) непротиворечивость
г) надежность
17.Человек с точки зрения философии — это:
а)субъект культуры;
б)продукт обстоятельств;
в)образ и подобие Бога;
г) ступень развития «царства природы»
18. Верно ли суждение?
А. Человек есть продукт биологической эволюции.
Б. Человек есть продукт социальной эволюции.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба неверны. .
19. Человек становится личностью в результате…
а) индивидуализации
б) информатизации
в) социализации
г) рождения
20.Каково, по вашему мнению, правильное понимание сущности человека:
а)сущность, человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении человека;
б)сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений;
в)сущность человека творится самим индивидом в процессе его
жизнедеятельности;
г)сущность человека зависит от божественной благодати.
21.Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему
«Общество как процесс»:
а)общество — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности;
б)общество — совокупность людей, связанных определенными
отношениями в процессе своей деятельности;
в)общество — определенный этап в историческом развитии человечества;
г)общество — организация людей, объединенных общим занятием или увлечением (например, спортивное или философское).
22. Взгляд на историю как развитие замкнутых в себе локальных культур сформулировал:
а) К.Ясперс
б) А. Блаженный
в) О. Шпенглер
г) К. Маркс
23. В широком философском смысле результатом материального и духовного производства общества является…
а) наука
б) культура
в) экономика
г) искусство
24. К характерным чертам западной культуры не относится:
а) индивидуализм
б) прагматизм
в) созерцательность
г) ориентация на науку
25. В широком философском смысле результатом материального и духовного производства общества является…
а) наука
б) культура
в) экономика
г) искусство
ТЕСТ 2.
1. Раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов мышления — это:
а) гносеология
б) этика
в) логика
г) онтология
2. Термин «философ» означал:
а) мудрец
б) любящий мудрость
в) ученый
г) много знающий
3. В условиях дифференциации научного знания в современном мире важное значение имеет______функция философии:
а) интегрирующая
б) эвристическая
в) методологическая
г) мировоззренческая
4. Аксиология изучает проблемы…
а) определения бытия
б) определения генетической предрасположенности
в) определения ценностей и идеалов
г) определения логики вещей
5. В средние века считалось, что основная задача философии — это:
а) найти смысл жизни
б) сделать человека образованным
в) объяснить, что такое счастье
г) привести человека к Богу
6. Ф. Бэкона можно назвать основателем:
а) эмпиризма
б) материализма
в) идеализма
г) дуализма
7. Идею непротивления злу силой утверждал в своей философии…
а) Л. Толстой
б) В. Соловьев
в) Н. Бердяев
г) В. Вернадский
8. На основе механики строится картина мира…
а) Возрождения
б) Нового времени
в) Античности
г) Средневековья
9. Прагматизм называют «философией»…
а) природы
б) человека
в) пространства и времени
г) дела и действия
10. И. Канта можно назвать родоначальником…
а) итальянской имитационной философии
б) немецкой классической философии
в) английской инновационной философии
г) французской неоклассической философии
11. Проецирование человеческих свойств на явления природы и фантастичность является особенностями:
а) мифологии
б) философии
в) религии
г) науки
12. Основателем теории, объясняющей роль бессознательного в жизни человека и общества, является:
а) 3. Фрейд
б) А. Камю
в) К. Ясперс
г) Л. Витгенштейн
13. Источником религиозной истины является:
а) наука
б) вера
в) эксперимент
г) опыт
14. На духовный мир индивида направлено…
а) общество
б) привыкание
в) самосознание
г) абстрагирование
15. Учение о том, что Бог — центр мира, начало всего, называется:
а) теоцентризмом
б) антропоцентризмом
в) атеизмом
г) космоцентризмом
16. Компонентом религии не является:
а) логика
б) культ
в) вера
г) догмат
17. Познание, ориентированное на здравый смысл и повседневный опыт называется:
а) научным
б) теоретическим
в) обыденным
г) религиозным
18. Фраза «тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину» принадлежит:
а) Фалесу
б) К. Марксу
в) К. Циолковскому
г) Платону
19. Сциентизм (неопозитивизм, аналитическая философия и др.) сделал главным предметом изучения…
а) науку
б) человека
в) Бога
г) природу
20. Утверждение, что ощущения являются единственным источником познания, характерно для:
а) агностицизма
б) иррационализма
в) рационализма
г) сенсуализма
21. Для западной культуры характерно опираться на:
а) интуитивизм
б) антипрагматизм
в) идею свободы личности
г) созерцательность
22. Взгляд на историю как развитие замкнутых в себе локальных культур сформулировал:
а) Ясперс К.
б) А. Блаженный
в) О. Шпенглер
г) К. Маркс
23. Отрицание культуры, призыв возвратиться к «животному состоянию» определяется как:
а) контркультура
б) доминирующая культура
в) антикультура
г) субкультура
24. Термин «глобализация» происходит от латинского слова глобус:
а) шар
б) круг
в) земля
г) космос
25. .Что такое «Римский клуб»:
а)объединение футбольных болельщиков города Рима;
б)объединение римских политологов с целью борьбы с коррупцией;
в)объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем
современности;
г)объединение народов Центральной Италии с целью противостояния промышленно развитому северу.
ТЕСТ 3
1. Философская наука о морали — это…
а) антропология
б) эстетика
в) этика
г) аксиология
2. Мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественные начала бытия — это…
а) наука
б) философия
в) религия
г) атеизм
3. Целостное представление о мироздании реализует______функция философии
а) онтологическая
б) социальная
в) воспитательно-гуманистическая
г) прогностическая
4. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется…
а) историей философии
б) философией науки
в) социальной философией
г) философской антропологией
5. И, Канта называют основоположником учения о…
а) «вещах в себе»
б) «вещах в магазине»
в) «вещах в экономике»
г) «вещах в космосе»
6. Платон создал учение о…
а) мире познания
б) материальном мире
в) мире идей и бессмертной душе
г) о мире культуры
7. Идеи гуманизма, пантеизма, прометеизма наиболее ярко представлены в философии
а) средних веков
б) Античности
в) Возрождения
г) Нового времени
8. Главным предметом изучения человека Западной философией XX века является…
а) биологическая природа человека
б) Божественное начало
в) харизма
г) персонализм
9. Идеи соборности, общинности и мессианской роли русского народа выдвигали…
а) марксисты
б) космисты
в) западники
г) славянофилы
10. Основателем эмпиризма и индуктивного метода в философии является:
а) Ф. Бэкон
б) Р. Декарт
в) Д. Локк
г) Д. Юм
11. Абсолютизация необходимости происходит в…
а) пессимизме
б) аскетизме
в) фатализме
г) гедонизме
12. Человек становится личностью в результате…
а) индивидуализации
б) информатизации
в) социализации
г) рождения
13. Для скептицизма характерно:
а) осмысление жизни как ценности
б) обоснование смысла жизни
в) сомнение в сущности смысла жизни
г) утверждение прогрессивного развития общества
14. Современная наука связывает возникновение Вселенной с:
а) творческой деятельностью человека
б) большим взрывом
в) божественным творением
г) развитием Абсолютной идеи
15. Национальной религией не является:
а) индуизм
б) ислам
в) джайнизм
г) конфуцианство
16. На духовный мир человека направлено…
а) общество
б) самосознание
в) привыкание
г) абстрагирование
17. Фрагмент действительности, который изучает исследователь, называется,
а) метод
б) субъект
в) предмет
г) объект
18. К общественным наукам не относится…
а) политология
б) геология
в) социология
г) история
19. Концепция, определяющая истинность знания его практической полезностью, называется…
а) конвенциализмом
б) прагматизмом
в) феноменологией
г) марксизмом
20. Функция сознания по выработке обобщенных знаний о действительности называется…
а) оценочной
б) целеполагающей
в) регулятивной
г) познавательной
21. Понятие «демографический взрыв» отражает:
а) акселерацию молодежи
б) рост населения планеты в геометрической прогрессии
в) рост потребностей
г) ассимиляцию
22. Противоречие между производительной деятельностью людей и стабильностью природной среды стало причиной проблем:
а) терроризма
б) демографии
в) экологии
г) энергоснабжения
23. Предпосылкой восточной культуры не является…
а) культура Древнего Китая
б) античная культура
в) мусульманская культура
г) культура Древней Индии
24. Марксизм считал движущей силой антропогенеза:
а) естественный отбор
б) инопланетное вмешательство
в) мутацию
г) общественно-трудовую деятельность
25. . Что означает термин «ноосфера»:
а) объединение человечества в единую мировую систему;
б) сфера господства разума;
в) система глобального моделирования окружающей среды;
г) глобализация общества.
ТЕСТ 4
1. Интегрирующая функция философии имеет важное значение в условиях:
а) дифференциации воспитания
б) дифференциации общества
в) дифференциации научного знания в современном мире
г) дифференциации истории
2. Основной функцией философии является функция:
а) прогностическая
б) методологическая
в) прикладная
г) идеологическая
3. Раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов и принципов развития объективного мира, природы — это:
а) эстетика
б) гносеология
в) этика
г) онтология
4. Категория, выражающая независимое от субъекта существования мира — это:
а) философия
б) познание
в) бытие
г) душа
5. Характерной чертой ранней античной философии является:
а) антропоцентризм
б) теоцентризм
в) наукоцентризм
г) космоцентризм
6. Сотворение мира Богом из «ничего» отражено христианским принципом:
а) материализма
б) соборности
в) креационизма
г) дуализма
7. Структурно-функциональный анализ общества осуществлен в философии:
а) средневековья
б) Нового времени
в) Античности
г) XX века
8. Формирование новой картины мира в эпоху Возрождения осуществляется на основе:
а) учения о двойственности истины
б) учения об идеях
в) гелиоцентрического учения
г) геоцентрического учения
9. В западной философии XX века наука стала главным предметом изучения:
а) аналитической философии
б) схоластики
в) теологии
г) природоведения
10. Р. Декарт — основатель:
а) философии
б) антропологии
в) схоластики
г) дедуктивного метода
11. Неповторимость отдельного человека определяется понятием:
а) индивид
б) личность
в) субъект
г) индивидуальность
12. Существование Бога не признает:
а) атеизм
б) теология
в) пантеизм
г) теософия
13. Наслаждение как символ жизни определяется в концепции:
а) прагматизма
б) аскетизма
в) утилитаризма
г) гедонизма
14. Фрейд определял как «Я» в человеческой психике область:
а) сознания
б) привычек
в) инстинктов
г) подсознания
15. Человек — это существо:
а) социо-биологическое
б) биологическое
в) социальное
г) природное
16. Мировоззренческая позиция, считающая жизнь человека бессмысленной, называется:
а) пессимизмом
б) аскетизмом
в) прагматизмом
г) оптимизмом
17. Познание, ориентированное на здравый смысл и повседневный опыт называется:
а) научным
б) теоретическим
в) обыденным
г) религиозным
18. Марксизм в качестве критерия истины называет:
а) соглашение
б) практику
в) непротиворечивость
г) надежность
19. Философы средневековья рассматривали сознание как:
а) данность
б) наказание за грех
в) жизненный опыт
г) особенности психики
20. Отрицание познаваемости мира характерно для:
а) агностицизма
б) гностического оптимизма
в) номинализма
г) скептицизма
21. Идеология «нового аскетизма» придает особое значение:
а) ограничению потребления природных ресурсов
б) разоружению
в) освоению богатств Мирового океана
г) сокращению численности населения
22. Аккумулирующая функция культуры — это функция по…
а) сохранению и воспроизводству общественного опыта
б) воспитанию человека
в) научному изучению общества
г) созданию нормативной базы общества
23. Пополнение культурного богатства в процессе творчества называется:
а) обычаем
б) традицией
в) заимствованием
г) новацией
24. Регресс — это:
а) переход общества к более совершенным формам развития
б) движение общества к менее совершенным формам развития
в) реформирование
г) любое изменение общества
25. В экономической сфере процессы глобализации выражаются в(во)…
а) взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами
б) выходе экономики за национальные рамки
в) формировании социально-ориентированной экономики
г) росте экономической самостоятельности государств
Тест 5.
1. Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в…
а) Вавилоне
б) Греции
в) Китае
г) Индии
2. Эвристическая функция связана с _________________ значением философии.
а) гуманистическим
б) методологическим
в) культурно-воспитательным
г) практическим
3. В отличие от науки, философия…
а) постигает мир в его универсальной целостности
б) является систематизированным знанием
в) опирается на факты
г) внутренне непротиворечива
4. Философия появилась как критическое преодоление…
а) обыденного сознания
б) анимизма
в) магии
г) мифа
5. Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы…
а) смысла жизни
б) существования Бога
в) познания Космоса
г) первоначала бытия
6. IX-XIV вв. средневековой европейской философии называются этапом…
а) патристики
б) софистики
в) схоластики
г) апологетики
7. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется…
а) персонализмом
б) гуманизмом
в) космизмом
г) утилитаризмом
8. Человеческий разум становится критерием развития общества и культуры в философии…
а) Возрождения
б) Нового времени
в) Просвещения
г) Античности
9. Автором книги «Иметь или быть» является…
а) З. Фрейд
б) Ф. Ницше
в) Ф. Энгельс
г) Э. Фромм
10. Представителем антропологического материализма в русской философии является…
а) Н.Г. Чернышевский
б) П.А. Флоренский
в) М.В. Ломоносов
г) В.С. Соловьёв
11. Предельно общие характеристики всего существующего выражаются в категории…
а) «жизнь»
б) «взаимодействие»
в) «бытие»
г) «сущность»
12. С позиции диалектического материализма материя есть…
а) внешняя проекция комплекса человеческих ощущений
б) кирпичик мироздания
в) физический мир, созданный нематериальной субстанцией
г) объективная реальность
13. Идея развития утверждается в философии в…
а) конце XVIII – середине XIX вв.
б) Средние века
в) Античности
г) эпоху Возрождения
14. Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана…
а) аналитической философией
б) немецкой классической философией
в) философией Просвещения
г) философией Возрождения
15. Источником содержания сознания для материалистов выступает…
а) ощущение
б) бессознательное
в) Бог
г) объективный мир
16. Научное познание непосредственно направлено:
а) на создание новых материальных ценностей;
б) выработку нравственных норм;
в) раскрытие смысла жизни;
г) выявление закономерностей развития мира.
17. Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает ______________ знание.
а) обыденное
б) паранаучное
в) научное
г) квазинаучное
18. Согласно классической позиции, истина есть…
а) теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации
б) соответствие знаний объективной реальности
в) правда
г) то, что признаётся таковым большинством
19. Согласно древнегреческой философии, природа есть…
а) вечный и неизменный мир
б) живые существа
в) неживые предметы
г) космос
20. Философское направление, рассматривающее личность как высшую ценность, называется…
а) марксизмом
б) фрейдизмом
в) персонализмом
г) неотомизмом
21. Культура становится предметом философского изучения в…
а) Античности
б) эпоху Возрождения
в) немецкой классической философии
г) философии Просвещения
22. Христианское понимание смысла жизни заключается в…
а) преобразовании мира
б) материальном обогащении
в) спасении
г) накоплении знаний
23. В формационной теории К. Маркса критерием, определяющим тип формации, является:
а) способ производства материальных благ.
б) уровень развития культуры.
в) религия.
г) уровень развития производительных сил.
д) духовность.
24. Что означает термин «коэволюция»:
а) взаимодействие индивида и общества;
б) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы; l
в) современная теория эволюции;
г) синоним эволюционного подхода
25. Что такое «экологический императив»
а) нравственный закон;
б) изучение глобальных моделей развития человечества;
в) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества;
г) золотое правило нравственности.
Ответы тестовых заданий.
Тест 1:
1 – а; 2 – в ; 3 – а; 4 – в; 5 – а; 6- г; 7 – г; 8 – а; 9 – а; 10 – б; 11 – в; 12 – в;
13 –а; 14 – а; 15 – в; 16 – б; 17 – а; 18 – в; 19 – в; 20 – в; 21 – б; 22 – в; 23 – б;
24 – в; 25 – б.
Тест 2:
1 – в; 2 – б; 3 – а; 4 – в; 5 – г; 6 – а; 7 – а; 8 – б; 9 – г; 10 – б; 11 – а; 12 – а;
13 – б; 14 – в; 15 — а; 16 – в; 17 – в; 18 – г; 19 – а; 20 – г; 21 – в; 22 – в; 23 – в;
24 – а; 25 – в.
Тест 3:
1 – в; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – а; 6 – в; 7 – в; 8 – г; 9 – г; 10 – а; 11 – в; 12 – в;
13 – в; 14 – б; 15 – б; 16 – б; 17 – г; 18 – б; 19 – б; 20 – г; 21 – б; 22 – в; 23 – б;
24 – г; 25 – б.
Тест 4:
1 – в; 2 – б; 3 – г; 4 – в; 5 – г; 6 – в; 7 – г; 8 – в; 9 – а; 10 – г; 11 – г; 12 – а;
13 – г; 14 – а; 15 – а; 16 – а; 17 – в; 18 – в; 19 – б; 20 – а; 21 – а; 22 – а; 23 – г;
24 – б; 25 – б.
Тест 5:
1 – б; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5 – г; 6 – в; 7 – б; 8 – а; 9 – г; 10 – а; 11 – в; 12 – г;
13 – в; 14 – б; 15 – г; 16 – г; 17 – а; 18 – б; 19 – г; 20 – а; 21 – а; 22 – в; 23 – а;
24 – б; 25 – в.