Особенности национальной русской женской одежды
Я решила сделать цикл статей, посвященных костюмам разных народов. Мне это интересно, поскольку я делаю костюмы куклам. Надеюсь, и для тех, кто заглянет в мою публикацию, информация окажется интересной и познавательной и пригодится в работе.
Сегодня публикация посвящена особенностям национальной русской женской одежды.
С радостью хочется отметить, что в последнее время все чаще проявляется интерес к народным традициям. Людям хочется знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ощущение защищённости и значимости. Больше начинает развиваться национальный туризм, с показом праздников и обрядов различных областей. И, как следствие, интерес к народному костюму также становится больше.
На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.
Когда говорят о традиционной русской одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
В основном изучены народные костюмы России начиная с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.
Особенности национальной одежды в России
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.
2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.
3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.
4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.
5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.
6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.
7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.
Особенности костюма в разных областях Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора. Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева — распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.
Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.
Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.
Народная рубаха
Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.
Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.
Особенности народной рубахи
1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.
2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запястья надевали специальные браслеты.
3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.
4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя — простая и из дешевой домотканой материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.
5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.
6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.
Сарафан
Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Сарафан (от иранского слова sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног»). Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой. Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали более разнообразными. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканого холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.
Виды сарафанов
1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи — холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.
2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.
3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.
4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.
Понева
В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.
Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном». Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.
Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой была стеганая душегрейка из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб, носили «пониток» — теплую одежду из сукна.
Головные уборы
Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.
На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).
Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.
Вышивка на народной одежде
В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.
Хочется подробнее остановиться на различных «территориальных» особенностях русского женского костюма.
Западные земли: Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизонтальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.
Смоленский костюм
Среднее Поволжье, Урал, Сибирь: Русские костюмы этого региона сохранились в основном в городском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник — большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.
Симбирский костюм
С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим вырезом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.
Уральский костюм
Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, — из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник — «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.
Российский север
В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда — сарафан — пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с западными соседями? Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами — « c ерапа», то есть почетная одежда. К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.
Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки — головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор — повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».
О тверском костюме из Торжка — центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов, другие изделия — продавали на русских ярмарках. Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка И.И. Лажечников в романе «Ледяной дом»: «Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом… искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок… Богатая ферязь ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».
Традиционный праздничный костюм состоял из сарафана, рубахи с расшитыми золотом белыми кисейными рукавами и фартука. Речным переливчатым жемчугом, златом-серебром был украшен головной убор «сборник», сверх которого надевался еще платок с богатой вышивкой золотом .
Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.
Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?
Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.
Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой красивой женщине.
www.livemaster.ru
славянский и русско-народный стиль, Иванка, верхняя одежда
Стили женской одеждыМноголетние традиции в укладе жизни и обрядах накладывают определенный отпечаток на одежду, обувь, головные уборы и аксессуары у каждого народа. В результате создается уникальный, очень узнаваемый стиль, по которому легко определить его принадлежность к той или иной национальности.
Если речь заходит о русском стиле в одежде, то это, прежде всего, буйство ярких красок и орнаментов, роскошная меховая отделка, длинные сарафаны и многие другие, характерные для национальности детали.
Особенности
Среди предметов и деталей одежды, которые характерны для русского стиля, можно отметить парчовую отделку, богатую вышивку, меховой полушубок, широкую длинную юбку, сарафан, расписной платок, кокошник, косоворотку.
Сегодня многие из этих и других, свойственных русско-народному стилю предметов, вышли из моды. Однако современные дизайнеры в последние годы все более активно возрождают старинные русские традиции, предлагая на суд зрителей целые коллекции одежды для женщин, выдержанные в фольклорной стилистике.
Многие предметы дизайнерской одежды с элементами старорусского стиля можно увидеть не только на подиуме, но и в повседневной жизни. Например, длинные в пол платья с пышными, расшитыми юбками, меховые жилетки-безрукавки, пестрые шали, косоворотки.
Яркие краски и разнообразные орнаменты всегда вызывают восторг и интерес у европейцев и представителей других частей света. Не зря «русский стиль» давно уже перекочевал за пределы нашей страны и одежду, выдержанную в этом стиле, можно увидеть во многих странах мира.
История
Славянский или русский стиль впервые стал очень популярным около ста лет назад, когда после Революции 1917 года часть россиян покинула страну. Сначала одежда в русском стиле стала популяризироваться в европейских странах, затем эта волна докатилась и до Америки.
Одной из самых ярких особенностей этой одежды является многослойность. Суровые климатические условия России способствовали тому, что люди надевали на себя сразу несколько слоев разной одежды.
Нижняя рубашка – обязательный элемент мужского и женского гардероба. Чаще всего она шилась изо льна. Имела простой, свободный крой, не стесняющий движений, подвязывалась пояском.
Понева – элемент женского гардероба. Представлял собой широкую сборчатую юбку. Использовалась для придания телу дополнительного объема и утепления.
Сарафан – женская одежда достаточно свободного кроя. Расширялась от груди к полу. Сарафан шился из шерстяной, хлопковой или льняной материи. Поверх сарафана накидывался платок или надевалась душегрейка.
Верхняя одежда. В дождь или слякоть поверх сарафана или рубахи надевалась епанча – плащ без рукавов.
В качестве зимней одежды служила шуба. Бедные люди шили шубы из овчины или зайца, дворяне и знать носили шубы из соболя, куницы или лисы. Зимняя одежда была длинная, дорогие шубы дополнительно украшались бархатом и парчой.
На руки надевались меховые или вязаные варежки, а головы покрывались платками или круглыми шапочками.
Среди ярких отличительных признаков одежды, выполненной в русском стиле можно отметить следующие моменты:
Фасон
Максимально простой и комфортный. Широкие юбки, длинные сарафаны, простые рубашки. Для пошива одежды использовались исключительно натуральные материалы: лен, хлопок, ситец, шерсть.
Элементы костюма
Воротничок чаще всего был отложным и имел круглую форму. Рукава были узкими длинными или короткими фонариками. Женский или мужской костюм часто дополнялись поясами и шнуровками.
Цветовая гамма
Среди самых используемых в русском костюме цветов непременно были желтая, красная, белая, черная, зеленая и синяя краска. Очень часто встречались золотистые оттенки, особенно в отделке, декоре или аксессуарах.
Орнаменты
Растительный узор, птицы, животные, древнерусские узоры – самые популярные и наиболее часто используемые примеры украшений одежды. Орнаментальные фигуры вышивались золотыми и серебряными нитями, украшались яркими лентами, бусинами, разноцветными камнями, шнуровкой, кружевом или тесьмой.
Лоскутная одежда
Лоскутная одежда – отдельная часть культуры древних славян. Сегодня искусство создавать одежду или предметы домашнего обихода из разноцветных лоскутков ткани называется «пэчворк». При помощи такой техники раньше шились одеяла, наволочки, коврики. Сегодня этот стиль активно используется для создания юбок, платьев, верхней одежды. А в качестве ярких, пестрых лоскутков часто используются павлопосадские платки.
Аксессуары
Яркие бусы, пышные венки из полевых цветов, ленты, вплетенные в длинные косы, крупные цветные бусы, высокие кокошники, цветастые шали и расписные платки – вот лишь неполный список украшений и дополнений к русскому костюму.
Современные дизайнеры по-своему видят «русский стиль» и создают свои коллекции, исходя из этого видения. Например, Ив Сен Лоран одним из первых по достоинству оценил одежду в русском стиле и представил на парижских подиумах коллекции верхней одежды, стилизованные под старинные тулупы. Конечно, модели дизайнера имели более утонченный и стильный фасон, чем оригинальные модели. Укороченные дубленки украшались опушкой из меха соболя или куницы и красивой, богатой вышивкой.
Среди других именитых мастеров, в чьих коллекциях присутствовала одежда в русском стиле, можно отметить Валентино, Dolce&Gabbana, Жана Поля Готье, Вячеслвав Зайцева, Валентина Юдашкина.
Советы по выбору
Жарким летом наверняка найдется не один повод примерить на себя яркую широкую, длинную юбку с цветочным узором или пышный коротенький сарафанчик. Чтобы образ смотрелся стильно, а не бросался в глаза обилием разных красок и орнаментов, к такой юбке, сарафану или платью лучше всего подобрать однотонную одежду, обувь и аксессуары. Это может быть белый или нейтрального цвета топ, блузка, майка. Босоножки и украшения могут совпадать по цвету с одним из оттенков, использованных в «русском» наряде.
Знатные и зажиточные люди на Руси шили себе одежду только из самых дорогих и красивых материалов. Если хочется, чтобы образ, выдержанный в русском стиле, выглядел соответствующе, материал, декор и другие дополнения не должны смотреться дешево. Хорошо, если это будут натуральные ткани, мех и дорогие, разнообразные украшения.
С чем носить?
Для создания образа «в русском стиле» совсем необязательно полностью одеваться в традиционную русскую одежду. Достаточно будет одного предмета, например, сарафана, косоворотки, меховой жилетки или широкой цветной юбки.
К ярко-красному пышному сарафанчику, расшитому цветами, отлично подойдет белоснежная блузка с пышными рукавами-фонариками. Красные босоножки или туфельки гармонично дополнят стилизованный образ. В качестве аксессуара можно подобрать широкую ленту в прическу или красивые крупные бусы.
Длинное пышное платье, украшенное русским орнаментом, предпочтительнее оставить для торжественного вечера. Зато пышная разноцветная юбка отлично подойдет и на каждый день. Топ, блузку или майку к такой юбке лучше всего подобрать в более спокойном, сдержанном цвете.
Если речь заходит о верхней одежде в русском стиле, то это, прежде всего, меховые дубленки, шубы, пальто с меховой отделкой, платки, шапки, валенки.
Преобразить скучный повседневный лук легко сможет небольшая вышивка крестиком. Лаконичным орнаментом можно украсить рукава блузки, карман рубашки, юбки или любимых джинсов.
Быстро придать повседневному образу яркости поможет расписной павло-посадский платок. Его можно накинуть, как шаль или красиво повязать на голове.
Эффектные образы
Русский стиль в одежде – это не только цветастые сарафаны или меховые душегрейки. Лаконичный черный джемпер и платье украшены пышным букетом ярких роз. С таким нарядом отлично сочетаются красные лосины, а более точному соответствию образу помогает роскошная русская коса.
Великолепные длинные платья, украшенные орнаментом в стиле гжельских узоров, станут достойной альтернативой привычным для всех вечерним платьям черного цвета.
Белоснежная блузка с пышными рукавами и присборенным круглым вырезом выполнена в фольклорном стиле. В качестве декора использованы сине-голубые розы, шнуровка и пояс с кисточками. Такая стилизованная модель отлично смотрится на фоне классической черной юбки.
vplate.ru
Русский костюм: от истоков к современности
Хочу поделиться своими мыслями об истоках моды и стиля, надеюсь, что будет интересно и сильно не утомит.
На мой взгляд, наступило время возвращения с нашим истокам, традициям. Хаос в сердцах и душах, постепенно проходит: происходит возвращение к православной вере, нашим традициям. В свете этого мои рассуждения на тему русского национального костюма. Он отражал в своем составе и декоре территорию проживания отдельных народов (Центральный регион, Северный регион, Юг), их семейный и социальный статус, хозяйственную деятельность. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни его носителя, являясь одним из проявлений народного прикладного искусства и ремесел.
Причем женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской. Основные элементы народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха с широкими рукавами, декорированной вышивкой на подоле, рукавах и по плечам (особенности вышивки — цвет, количество, расположение все имело свое значение). Рубахи были на любой случай: венчальная, свадебная, молельная, убивальница (девушка носила ее перед свадьбой в знак прощания с девственностью), покосная, праздничная, будничная, смертянка и т.п. Следуюшими элементами русского костюма были сарафан, юбка (панева), душегрея, которые присутствовали в разных регионах (Центральные губернии — рубаха+сарафан, Север — рубаха+сарафан+душегрея, Юг — рубаха+юбка(панева) с широким поясом-передником).
На фото комплекты костюма с душегреей
Следующее фото сарафан с праздничной рубахой длиннорукавкой
На этих фото праздничные костюмы с юбкой и широким поясом. Причем, все имело значение: цвет (черный — почва, черноземье, красный — красота, праздник), элементы рисунка (полоски — пашня, солярные знаки и пр.)
Интересно, что кардинальные изменения в костюме и одежде стали происходить после Реформ Петра I. Европейские одежды, начиная с царя и его окружения, распространялись все шире и к началу 19 века охватили горожан всех сословий. И лишь крестьяне сохраняли верность национальным традициям. Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности, и высокого мастерства.
Хотелось бы еще отметить Наталью Шабельскую — коллекционера русских народных костюмов, основательницу в Москве частного «Музей старины». На Парижской Всемирной выставке 1900 г. Наталья Леонидовна представила русский «Теремок» с многочисленными, самой тонкой и изящной работы, женскими костюмами, образцами старинного русского быта. Этот раздел пользовался огромным успехом. Собрание экспонировалось во многих городах мира.
Для примера несколько фото (дочери Шабельской в народных костюмах) :
Также в начале 20 века французский дизайнер одежды Поль Пуаре был очарован русским великолепием, и мотивы русской народной одежды звучат в его моделях, представленных публике в 1910 — 1914 году в Париже. После поездки в Россию в 1911 году он вводит в моду украинские вышивки и казачьи сапожки. Даже своих детей он одел в рубашки-косоворотки, а жене сшил костюм, напоминающий армяк. Очень популярны в 1920-х гг. стали платья, расписанные анилиновыми красителями в стиле русского лубка, отголосок увлечения костюмами, созданными Н. Гончаровой и М. Ларионовым для балетов Дягилева.
Особая заслуга в становлении бытового костюма принадлежит Надежде Петровне Ламановой — подлинному художнику по костюму, российскому и советскому модельеру, ее еще называли русской Коко Шанель. Ламанова, сотрудничая с Мухиной, представляет новые варианты видения одежды современной советской женщины, основанные на национальном костюме. Платья из кустарных тканей, 1925г. участвовали во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Эта коллекция получила Золотую медаль.
Начиная с 60-х годов в коллекциях Вячеслава Зайцева постоянно присутствуют народные мотивы. Увлечение народным костюмом со временем переросло в постоянную глубокую любовь. На протяжении десяти лет, когда творчество В. Зайцева получило уже всеобщее признание и за рубежом, художник часто обращается к любимым мотивам народного искусства.
Слава Зайцев замечает: «Да, я верен русским национальным, народным мотивам в своем творчестве…». Эти фото его первой коллекции — фуфайки на ватине, юбки из павлово-посадских платков, валенки перекрашенные цветной гуашью в цвет телогреек.
В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение модели. Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял свое место в общем широком международном русле моды. Модельеры различных домов моды И. Сен-Лоран, Карл Лагерфельд, Валентино и др. создают потрясающие коллекции, используя «русский стиль» . Например, дом моды Шанель:
Мне нравится и кажется интересной коллекция Валентино:
Думаю, каждый российский художник в своем творчестве обращается к народным традициям и чарпает из них огромную силу и вдохновение:
Колдовская сила русского костюма так велика, что, как мне кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.
Надеюсь, что моя публикация проявит ваш интерес и желание к просмотру и поиску интересных идей в коллекциях национального русского костюма, не восторгаться ими не возможно.
Удачи и доброго дня!
www.livemaster.ru
как сложился русский народный костюм, картины, фотографии.
Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.
«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».
В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых)
Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.
Рубаха
Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.
Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.
Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.
Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века
Рубаха из авторской коллекции художников Карелиных
Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.
Сарафан
Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.
Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.
Костюм из авторской коллекции художников Карелиных.
Сарафаны с душегреями
Воссозданные праздничные сарафаны
Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.
«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».
Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли
Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена
Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 годjavascript:void(0)
На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».
Понева
Женский костюм. Понева
Женский костюм. Понева
Костюм из авторской коллекции художников Карелиных
Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.
Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.
Пояс
Женские пояса из шерсти
Пояса со славянскими узорами
Станок для ткачества поясов
На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.
Передник
Костюм из авторской коллекции художников Карелиных
Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века
Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография
Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.
Головной убор
Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных
Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных
Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных
Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.
Красный
Костюм из авторской коллекции художников Карелиных
Женский костюм. Красный цвет
Женский костюм села Сумерки Пронского уезда Рязанской губернии и костюм крестьянки села Ветчаны Касимовского уезда. Конец XIX — начало XX века. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.
Красивая одежда что рекомендательное письмоМузей кружеваДом елецкого кружеваПлатки и шали в русском народном костюмеМосковский историко-этнографический театрФольклорно-этнографический театр «Кресень»По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.
Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.
Стиль «капуста»
Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.
Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.
Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.
www.culture.ru
Русский стиль в одежде фото примеров женского образа
Русское этно направление в современной моде становится необычайно популярным, хотя и считается немного самобытным, отличается от других стилей своей естественностью, красочностью и выразительностью.
Народные мотивы присутствуют практически во всех коллекциях современных модельеров, они создают образ простоты, оригинальности и даже застенчивости.
Возросшая популярность русского стиля в одежде сподвигла нас на создание отдельной публикации по данной теме. Предлагаем вам ознакомиться с основными понятиями русского стиля в женском гардеробе и ознакомиться с его ключевыми особенностями.
Примеры русского стиля одежды в рекламных фотосессияхЭта мода давно полюбилась многим красавицам.
Основные понятия в русском стиле
Отличительными самобытными символами, которые выделяют русский стиль в одежде, являются: хохломские узоры, посадские шали, матрёшки.
С начала возникновения и по сегодняшний день такой наряд – это необычная комбинация современных мотивов с национальными русскими элементами, воплощающая в комфортных и удобных повседневных вещах на каждый день.
Где и когда возник русский стиль?
С 1910 года русский стиль начал маленькими шажками завоевывать мир. Французский Кутюрье Поль Пуаре приехал в Россию и был поражен здешней культурой, вернувшись к себе на родину, в 1911 г. он создал первую в мире европейской моды одежду со славянским стилем. Это были платья, вышитые золотой ниткой из, пальто с объемным цветочным рисунком, напоминавшие узоры павлопосадских платков, шапки из дорогих сибирских мехов особенно понравились парижской публике и стали русской классикой стиля.
Русский стиль одежда и орнаменты на павлопосадских женских платкахДо сих пор западные Кутюрье ассоциируют русский шик с экзотикой, аристократичной изысканностью, роскошью.
С 1920 по 1930 гг. Одежда русский стиль занимает лидирующую позицию в миры моды с помощью первой волны эмиграции. Дизайнеры Жанна Ланвен и Поль Пуаре, модные дома Paul Caret, Worth и другие создали своим клиенткам свадебный и вечерние головные уборы, сделанные под кокошник, прямого кроя блузки и платья с запахом и застежкой, вышитые символическим орнаментом или расписанные под лубок, объемные длинные пальто с воротниками стойками как у бояр.
Коко Шанель придумала рубашки-платья с вышитым поясом и воротником, сумки соответствующей тематике, носящие через плечо, костюмы и пальто вышитые бисером и украшенные мехом.
Ив Сен-Лоран выпустил коллекцию в 1976 году, называвшуюся «Русские балеты», она вызвала большой интерес у Запада к загадочным русским традициям. На подиуме были представлены боярские пышные юбки с завышенной талией, пальто в русском стиле, с набивным рисунком, вязанное белое платье, сделанное под матрешку, расписные платки, жилетки из овчины. Французский Кутюрье на долгие годы закрепил русский стиль в моде мировых столиц.
В 1980–1990-е годы модные дома Christian Dior и Balmain сделали трендом шубы в пол с воротниками закрывающими горло и объемные шапки-ушанки. Кстати, вот тут можно узнать сколько стоит сделать капюшон к норковой шубе.
История названия русского стиля
У истоков названия русского стиля все также стоит французский новатор моды Поль Пуаре, который своей коллекцией закрепил национальное убранство России.
Как одеться в русском стиле?
В Европе под словом «Русское» представляют: 1)платки с тканым набивным узором из шерсти, хлопка, шелка носят в России с конца XVII века. Они дополняли и даже заменяли головной убор у женщины всех сословий, а также были частью наряда как украшение.
Примеры женских платков в русском стиле2)ПАЛЬТО, в которое одевались наши царицы и княгини XIX века. Это длинные, приталенные, щедро украшенные мехом и дорогой вышивкой с высокими воротниками. Знатные дамы в то время отличались золотой вышивкой и украшением из бисера на верхнем слое, ткань была сделана из фетра, плюша, бархата, парчи, обязательно с шелковой подкладкой.
3)Шапку-ушанку, которая стала в XIX веке русским национальным головным убором. Шапка выполнена из замши или меха с пришитыми к бокам и тыльной части лоскутами-отворотами.
Во времена Великой Отечественной Войны женщины, находящиеся на службе примерили на себя мужское обмундирование, и с этого времени шапка-ушанка окончательно зарекомендовала себя как дамский гардероб.
Одежда в русском стиле и ее основные признаки
Исконно русской отличительной одежды в гардеробе совсем немного: длинный сарафан, рубашка-сорочка, зимний кафтан и платок. Но любую одежду, которая существует сейчас, можно оформить в русской тематике. Например, с помощью вручную связанного тонкого кружева, рисунков в русском стиле на ткани, вышивки мережки.
Аксессуары русского стиля и его признаки
Украшением русского стиля являются:
- -пестрые ленты;
- -цветочные венки;
- -браслеты из дерева и кожи;
- -бусы.
Также можно образ дополнить стилизованными серьгами, кокошником, расшитым камнями и бисером. Можно использовать в качестве наряда красочные шали, платки, накидки.
Варианты русских кокошниковУместность русского стиля
Правильно подобранная одежда в русском народном стиле выделит вас в серой безликой толпе одинаковых нарядов, позволит выглядеть оригинально, красиво и не ординарно.
Девушка в такой одежде, безусловно, привлечёт внимание окружающих, вызвав немалый интерес.
Кому подойдет русский стиль и почему?
Русский стиль в современной одежде, несомненно, очень идет женщинам славянского типа внешности, подчеркивая их этническое происхождение.
Повседневная одежда в русском стиле на улицах российских городовДанный стиль подходит любому возрасту, любому телосложению. Ведь в длинном сарафане с вертикальными неровными линиями или широком кафтане как нельзя лучше можно спрятать свои аппетитные формы.
Кому не идет русский стиль и почему
Людям с африканским типом кожи нежелательно прибегать к русскому стилю в одежде, так как образ создается на противоречиях стилю и внешности.
Женщинам блондинкам с пышными формами не рекомендуется использовать в своем образе одежду, расписанную гжелью, подчеркнет еще большую полноту, делая фигуру шире, а светлые волосы сделают вас безликой на ее фоне.
Русский стиль 2017. Новые тенденции
Необычное и изысканное вечернее платье, созданное в русской стилистике весной- летом 2016 г. будет модным в любых вариациях декора. Например, золотистая вышивка, расклешенный подол, объемные цветы и так далее. Платье должно быть длинным, без выраженной талии.
[stextbox id=»custom» mode=»css» color=»FFFFFF» bgcolor=»FF173E» mleft=»3″ mright=»3″ mtop=»3″ mbottom=»3″ image=»null»]Стоит заметить, что одежда с русскими узорами — это, как правило, красно-белая гамма и цветочный принт.[/stextbox]
В новом году мода на красно-белую расцветку необычайно популярна среди дизайнеров Западной Европы. Достаточно бегло просмотреть несколько десятков коллекций из весенне-летнего сезона, чтобы убедиться в том, что красный и белый стали негласными фавритами нового сезона. Именно с этим связывают возрождение актуальности данного стиля в современном женском гардеробе.
Мода на русский стиль в дизайнерских коллекциях последних сезоновИспользуются принты: цветы или народные узоры, подчеркивающие фигуру и хороший вкус. Ориентируйтесь на звезд, одетых в русской тематике.
Звезды в русском стиле
Многие знаменитости используют в своем образе русский стиль: Ксения Собчак, Алена Водонаева, Мирослава Дума, Наталья Водянова, Ульяна Сергеенко и многие другие.
Модные коллекции в русском стиле
В 2016 году модные дизайнеры подготовили коллекцию одежды в русском стиле: Юлия Янина с коллекцией осень-зима 2015-2016 гг, Вячеслав Зайцев с новой модной коллекцией этностиля.
Русская стилистика в одежде всегда была и остаётся модным течением. И если не относитесь к истинной приверженке народных мотивов, хотя бы одна деталь вашего гардероба, должна быть выполнена, либо украшена в русском стиле, это привлечёт внимание не только мужчин, но и заставит завидовать многих женщин.
modamix.net
Современный взгляд на русский стиль в одежде
Я шью женскую одежду на заказ вот уже более 25 лет. Одежда разная — платья, юбки, блузки, брюки, пальто, куртки. Уф. В общем, опыт инд.пошива немаленький! Но, примерно полтора года назад, в моей головушке произошёл очень неожиданный для меня переворот! Я, прямо-таки без ума, влюбилась в лён! И в традиционную славянскую одежду. И понеслась! Сначала я пробовала свои силы в традиционной одежде, с традиционным кроем. Но потом поняла, что хочу, чтобы мои платья-блузки-юбки носили не только по славянским праздникам и ярмаркам, а и в повседневной жизни.
И тогда родилась идея шить стилизованную одежду из льна с элементами русского стиля!
Не секрет, что одежда наших предков необыкновенно выразительна и красива. Её элементы смотрятся органично, из какого материала она бы не создавалась, будь это лен или другая натуральная ткань.
Очень современно и привлекательно выглядит одежда в русском стиле из денима.
Вот небольшая подборка фотографий, я не смогла пройти мимо них 🙂
Спасибо за внимание! Надеюсь, что вам было интересно!
Вся ваша, Лена Леванова.
www.livemaster.ru
славянские оригинальные мотивы в верхней одежде
Этнические мотивы разных уголков мира всегда придают образу изюминку. Умело используя элементы народных костюмов, можно продемонстрировать окружающим свой тонкий вкус. Одежда в русском стиле выглядит нарядно и, конечно, подчеркивает патриотизм.
Что это такое
Самобытность фасонов одежды и ее узоров в России сложилась много веков назад, а вот на мировую сцену Russia style, как модное направление, вышел после Революции 1917 года. Интеллигенция массово покидала страну, увозя с собой в Европу, США, Латинскую Америку традиционные русские костюмы.
Яркие узоры, богатый декор, благородство тканей и практичность покорили сердца иностранцев.
Отличительные черты стиля «а-ля-рюсс»:
- Свободный покрой одежды. Юбка-колокол, расширяющаяся книзу, платье с отрезом под грудью, платье на широких бретелях, прямой крой рубашки.
- Воротник – отложной, закругленный. Рукава узкие и длинные либо пышные «фонарики».
- Использование натуральных тканей: хлопка, льна, шелка, шерсти, пуха, кожи. Обязательное применение натурального меха: песца, соболя, лисы, медведя, зайца.
- Вышивка на одежде крестом, гладью. Украшение одежды бисерными узорами, бусинами, шнурками, кистями.
- Яркие краски. Предпочтительные цвета: белый, красный, черный, желтый (золотой). Хохломская роспись, гжель, палех – классические образцы русской колористики и неиссякаемый источник идей для дизайнеров.
Стоит отметить, что эти детали характерны не только для русского народного, но и для славянского костюма в целом. У многих народов «братьев славян» одежда очень похожа. .
Разумеется, в ходе истории русский национальный костюм менялся. Древнерусские одежды были много проще, нежели образцы 17-18 веков. Однако философия оставалась неизменной: простота, практичность и тепло в сочетании с… красотой! Свои скромные рубахи и сарафаны украшали, как могли, даже самые небогатые крестьянки.
Традиции в современном стиле
Разумеется, сегодня сарафаны и косы до пояса никто не носит. Однако если хочется добавить в образ немного национального колорита и роскоши, это можно сделать легко!
Начнем с верхней одежды. Зимняя шубка или пальто в русском стиле будут выглядеть роскошно. Шубы отличает прямой покрой (но талия при этом подчеркивается поясом), длинный рукав с манжетой, округлый отложной ворот.
Пальто из натуральной ткани тоже может иметь меховую отделку на вороте и манжетах. Царственно выглядят пальто, расшитые яркими цветочными узорами, дополненные бархатом или шелком.
Длина пальто или шубы «а-ля-рюсс» могут быть любыми: полушубок/полупальто до линии талии, до середины бедра, до середины голени или «в пол». В любом случае, для создания национального колорита верхняя одежда комбинируется в платьем или юбкой-макси, можно контрастного оттенка. Девушки, которые носят длинные юбки вместо брюк зимой отмечают, что это, конечно, непрактично, но очень тепло!
Если хочется создать «русский стиль» на основе своей повседневной одежды, используйте аксессуары. В первую очередь, конечно, платки. Однотонную черную или белую «норку» расцветит и украсит яркий павловопосадский платок или шаль. Он может просто выглядывать из-за ворота, может быть наброшен на плечи сверху и перехвачен брошью. Но лучше всего такой платок в сочетании с шубой выглядит на голове. Такой образ потребует аккуратного и яркого макияжа, но равнодушным не останется никто!
Для светлых пальто (например, серого или голубоватого оттенка) идеально подойдет пуховый платок, например, оригинальная оренбургская пуховая шаль. Если к платку приобрести еще и пуховые вязаные перчатки, получится настоящий образ Снегурочки.
Кроме платков, лучший головной убор в русском стиле – меховая шапка. Классический круглый объемный головной убор украсит почти любую девушку. Более практичная модель – женская шапка из кожи, отороченная мехом по краю.
Образ дополнит оригинальная обувь. Классика, конечно, красные сапожки до колена на небольшом устойчивом каблучке с острым и немного загнутым кверху носком.
Такие сапожки могут быть украшен вышивкой или декоративными строчками. Отыскать в прямой продаже такие модели непросто – в помощь различные «ярмарки мастеров», где можно приобрести сапожки ручной работы или заказать их по индивидуальной мерке.
В магазинах же можно найти однотонные классические красные сапоги оранжевого цвета, цвета охры. Выпускаются черные замшевые модели с вышивкой – это тоже стильный вариант.
Кстати, многие фирмы сегодня производят красивые и современные валенки, украшенные вышивкой, валяными из шерсти цветами, аппликацией. Чаще всего они сделаны на практичной подошве из ТЭП – в таких валенках легко можно водить машину!
Для создания русского стиля отлично подойдут различные жилетки, накидки, душегрейки, болеро и пончо, отделанные вышивкой и отороченные мехом.
Для ношения летом можно подобрать рубашку/блузку, юбку или платье, выдержанные в этно-стиле, но достаточно современные, чтобы не выглядеть глупо.
Блузка или рубашка подойдет достаточно длинная, до середины бедер, желательно с пояском-кулиской по талии. Вышивка яркого синего или красного цветов по линии ворота, по центру, вдоль застежки, на рукавах. Идеальный по стилистике рукав – ¾, пышный с резинкой у локтя. Вместо вышивки может быть мережка или бисер.
Для офиса, где нет слишком строгого дресс-кода, такую блузу можно надеть в сочетании со сдержанной юбкой красного или синего цвета или простыми брюками. Классические джинсы без «дыр» и «потертостей» тоже не испортят образ.
Платья для женщин традиционного покроя – прекрасная одежда для отпуска, отдыха, ношения на даче. Этно-стиль сейчас моден, поэтому в продаже можно найти платья из штапеля, лоскутные или цельнокроенные, сшитые точь-в точь, как это делали 3-4 столетия назад. У такого наряда длинный свободный рукав, а впереди платье отрезное не под грудью, а даже над ней. Такой фасон наверняка понравится полноватым девушкам, отлично подойдет беременным на любом сроке. Впрочем, на стройных и высоких девушках такие платья тоже смотрятся очень красиво, т.к. прячут фигуру в складках ткани, придавая образу загадочность. При желании можно перехватить талию пояском.
Для торжественного случая подойдут платья более приталенного кроя. Как правило, у таких моделей юбка в пол сочетается с длинным рукавом, который украшен по всей длине вышивкой или орнаментами. Аналогично украшен и пояс.
Для смелых образов можно отыскать подгрудные сарафаны – длинная юбка с поясом и бретелями, которая надевается в сочетании с белой блузой.
Юбка в русском стиле – непременно яркая, в пол, широкого покроя. Обычно делается на кулиске у талии. Украшается широким кружевом, вышивкой, лентами. Для тех, кто хочет «народную юбку на новый лад», есть варианты коротких и пышных юбочек из яркой расписной ткани. На подиумах можно увидеть и юбки офисного фасона из ткани с русским узором.
Russia Style от кутюр
Яркий и самобытный русский народный стиль не дает покоя модельерам по всему миру уже несколько десятков лет. Одна из самых знаменитых коллекций маэстро Ив Сен Лорана называлась «Русские оперы и балеты», которую он презентовал в 1976 году. Сам мастер считал ее самой красивой своей работой. В ней он использовал пышные длинные юбки на кожаных поясах, меховые шапки, жилетки, сапоги, расписные платки. В этом же году коллекции модных домов Dior, Ungaro, Lanvin пополнились моделями одежды с элементами старорусского стиля.
Активнее остальных поддерживают Russia style, конечно, отечественные дизайнеры.
Вячеслав Зайцев – самый яркий представитель русского стиля в моде. Ни одна его коллекция не обходится без той или иной вариации традиционного костюма.
Денис Симачев сплетает элементы русской стилистики в хулиганскую уличную моду. Это – для молодых, ярких, смелых. В его коллекциях активно используется и советская символика.
А вот дизайнерская одежда от Алены Ахмадуллиной не оставят равнодушными нежных, утонченных барышень. Достаточного беглого взгляда на ассортимент ее магазина, чтобы увидеть юбки и платья традиционного кроя, набивные пальто, сарафаны. Современные материалы позволяют носить всю эту красоту, живя в динамичном мегаполисе.
Самобытностью и элегантностью отличаются коллекции Ульяны Сергеенко, равно как и то, что она носит сама. Вся русская эстетика – покрой, расцветки ткани, аксессуары — в ее прочтении выглядят элегантно и сексуально, но без малейшего налета вульгарности. В ее коллекциях сложно найти базовую вещь – все они яркие, «для особого дня». Впрочем, в этой стилистике каждый день имеет полное право быть «особенным».
wlooks.ru