Семейные отношения это система отношений между социумом супругами – 🕮 Внутрисемейные отношения, ПОДСИСТЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ, Часть 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Любовь и другие человеческие отношения. Петрушин С. В. Страница 6. Читать онлайн, Скачать

СЛОВАРИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ — дошкольное образование, мероприятия

Ребёнок – каждое человеческое существо до достижения им 18 лет, если по закону, он не достигает совершеннолетия ранее (ст. 1 Конвенции о правах ребёнка)

Семейный кодекс РФ: — систематизированный законодательный акт; основной закон, регулирующий условия и порядок вступления в брак, имущественные и личные неимущественные отношения в семье, прекращение брака, признания его недействительным, и др. Вступил в действие 01. 03. 1996 г.

Семейные отношения – система отношений между социумом, супругами, родителями и детьми: супружеские, детско – родительские, сибсовые (между братьями и сёстрами), родительские (взаимоотношения между супругами как родителями), Памятка

экстрасемейные (отношения с социумом).

Семья – исторически конкретная система взаимоотношений между  супругами, родителями и детьми. Члены семьи связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

  • для ребёнка – это эмоционально и физически близкая среда, в которой у него формируется представление о себе, начинается развитие его социальной природы и происходит передача опыта от старшего поколения к младшему. Особенностью формирований у детей дошкольного возраста о семье выступает наличие сразу трёх связующих категорий единства: единства жилища, единство хозяйственное и единство происхождения, т.е. собственно родственная связь.

Просмотр содержимого документа
«СЛОВАРИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Р

ебёнок – каждое человеческое существо до достижения им 18 лет, если по закону, он не достигает совершеннолетия ранее (ст. 1 Конвенции о правах ребёнка)

Семейный кодекс РФ: — систематизированный законодательный акт; основной закон, регулирующий условия и порядок вступления в брак, имущественные и личные неимущественные отношения в семье, прекращение брака, признания его недействительным, и др. Вступил в действие 01. 03. 1996 г.

Семейные отношения – система отношений между социумом, супругами, родителями и детьми: супружеские, детско – родительские, сибсовые (между братьями и сёстрами), родительские (взаимоотношения между супругами как родителями), Памятка

экстрасемейные (отношения с социумом).

Семья – исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены семьи связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Семья для ребёнка – это эмоционально и физически близкая среда, в которой у него формируется представление о себе, начинается развитие его социальной природы и происходит передача опыта от старшего поколения к младшему. Особенностью формирований у детей дошкольного возраста о семье выступает наличие сразу трёх связующих категорий единства: единства жилища, единство хозяйственное и единство происхождения, т.е. собственно родственная связь.

Словарик

Для

Родителей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №26 комбинированного вида»

Составила:

Бакилева Аннета Алексеевна

Воспитатель

Великие Луки

Псковская область

Семейные отношения и их роль в социуме

Правильное воспитание

Как известно, семья – это маленькая ячейка общества, и то, как развиваются эти отношения, отражается в социуме. Каждый человек – индивидуален, его жизненные установки зависят от его воспитания, образования и ближайшего окружения.

Трудно представить любого из нас в одиночестве. Человек всегда стремился к общению. В любой семье, при рождении ребенка, его познание мира начинается с общения, прежде всего, родителями.

Подрастая, ребенок развивается, и при правильном воспитании, он становится полноценным членом общества, с набором моральных и духовных качеств.

Первый коллектив, в который попадает маленький человечек – д/сад, где он учится общению и правилам поведения со сверстниками и взрослыми.

Перед поступлением в школу, ребенок уже имеет некоторый багаж знаний, как вести себя в обществе, общаться со старшими и детьми своего возраста.

Правильное воспитание и хорошие отношения в семье способствуют тому, что в новом коллективе малыши быстро адаптируются, находят новых друзей, у них нет проблем с одноклассниками или учителями.

И наоборот, если в семье неуважительное отношение родителей друг к другу или грубое обращение с ребенком, то маленький член семьи становится замкнутым, недружелюбным, озлобленным, грубит учителям, ссорится со сверстниками и т.д.

Безусловно, даже в самых счастливых семьях, бывают проблемы с одноклассниками или преподавателями, особенно часто такое поведение можно заметить в подростковом возрасте.

Бурный скачок роста, развитие всех остальных психофизических процессов, может привести к напряженным отношениям с противоположным полом, педагогами и родителями.

Если родители мало уделяли внимания своему чаду с детства или наоборот, слишком его опекали, ребенок-подросток может вести себя неадекватно, начинаются конфликты, как с внутренним «Я», так и с людьми, что его окружают.

Окружающие могут показаться ему врагами, он становится агрессивным и неуправляемым. Гиперопека приводит к тому, что ребенок растет невоспитанным, не уважает старших, не считается с коллективом.

Пренебрежительное отношение родителей может привести к тому, что подросток может озлобиться на всех и ни с кем не общаться, никому не доверять.

У таких детей, как правило, нет друзей, они не умеют поддерживать разговор, с ними попросту скучно. Найти общий язык с этими подростками очень сложно.

После окончания школы, дети выходят в мир, полный неизвестности и только семья может оказать помощь молодым людям найти правильный путь.

Если родители регулярно проводят беседы со своими детьми (именно беседы, а не нравоучения), юношам и девушкам легко шагать выбранной дорогой и открывать в себе новые таланты, видеть новые горизонты, радоваться своим успехам, уметь находить новых друзей, постепенно двигаться к намеченным целям.

Если же в семье отношения не складывались, таким детям трудно устроиться в жизни. Главными виновниками их неудач становятся родители, которые не смогли вовремя научить своих детей тем отношениям, которые необходимы для благополучной адаптации в обществе.

Если родители, создавая семью, не смогли пронести сквозь годы теплые чувства, которые питали друг к другу в начале семейной жизни, то в дальнейшем, неблагополучные отношения тяжело будут сказываться, прежде всего, на их настроении, самочувствии и поведении в любом коллективе.

Многие семьи рушатся уже к тому времени, кода дети взрослеют и заканчивают школу, не сумев сохранить семью. Это негативным образом сказывается на детях.

Таким образом, будущее подрастающего поколения во многом зависит от того, как развиваются отношения в семье. Кроме того, вступая во взрослую жизнь и пытаясь создать уже свою семью, многие юноши и девушки не знают, как строить отношения в рождающейся семье и часто поступают так, как поступали их родители.

Если задуматься, на чем держится семья, то можно заметить, что семейные отношения держатся не только на взаимной симпатии, но и на взаимопонимании, заботе и поддержке друг друга в трудную минуту. Это и решение общих проблем, и взаимное участие в делах каждого члена семьи.

Если один считает, что кто-то ему чем-то обязан, то брак обречен на провал. Нежные чувства в начале отношений могут быстро растаять, особенно тогда, когда начинаются серые будни, возникают проблемы у кого либо из них на производстве, либо в семье появляется ребенок.

Все это вносит коррективы в семейные отношения (отношения между супругами). Кроме того, молодая семья может не иметь отдельного жилья и проживать вместе с родителями одного из супругов, что тоже влияет на отношения между молодоженами, а также с другими членами семьи.

Таким образом, любая семья должна думать не только о себе, но и будущем своих детей и о том, как семейные отношения могут отразиться в социуме.

Обнаружили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

5. Семейные отношения

План:

1. Семейные отношения, их традиционные сферы.

2. Культура отношений в семье; психологический климат семьи.

3. Супружеские конфликты; проблемы развода.

4. Правовое регулирование семейных отношений.

Рекомендуемая литература:

1) Андреева, Т. В. Психология семьи: Учеб. пособие / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2007.

2) Антокольская, М. В. Семейное право: Учебник / М. В. Антокольская. – М.: Юристъ, 2001.

3) Гаранина, Е. Ю. Семьеведение: учеб. пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплёва, С. Ф. Карабанова. –М.: Флинта: МПСИ, 2009.

4) Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия: Научно-методическое пособие / Под ред. Л. С. Алексеевой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

5) Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артомонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.: Под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002.

6) Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, КноРус, 2012.

7) Семьеведение: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой, Е. М. Черняк. –М.: Юрайт, 2012.

8) Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А. И. Антонова. –М.: ИНФРА-М, 2005.

9) Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

В основе социологического подхода к семейным отношениям находится интерес к конфигурациям ролевых взаимодействий. Социальная структура в процессе модернизации изменяет социальные роли и взаимосвязи между ними, и всё это не может не затрагивать семейные роли. Микросоциология семьи фиксирует динамику межличностных отношений в семье, обусловленную трансформацией семейных ролей. Социолог относится к межличностным отношениям как к фону, раскрывающему через специфику семейного лада и семейного конфликта особенности интеграции родительства-супружества-родства.

Семейные отношения в понимании психолога Л. Б. Шнейдер осмысливаются как феномен, в котором Я и Значимые Другие сливались бы таким образом, что развязка жизни являлась бы результатом развития характера человека, его личности, и вместе с тем, гармоничного, могущественного и разумного «сопряжения» с близкими родными людьми, искусства всех членов семьи быть вместе. Объективация семейных отношений возможна как вокруг эмоциональных отношений членов семьи друг к другу, так и вокруг объективно существующего процесса развития семейных отношений на разных стадиях жизненного цикла семьи. Полноценное изучение семейных отношений предполагает рассмотрение их в контексте воздействующих на них разнообразных причин и факторов.

Традиционная схема различает такие сферы семейных отношений, как хозяйственно-бытовая, нравственно-психологическая, интимно-личная.

Важной областью этих отношений выступают «горизонтальные» взаимоотношения между супругами-родителями и прочими взрослыми членами семьи и близлежащего семейного окружения – взаимоотношения, которые более всего и задают особенности морально-психологического климата семьи.

В социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие. Сотрудничество – идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку. Паритет – ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде членов союзов. Соревнование – желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве. Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И наконец, антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для последующего воспроизводства выступает сотрудничество. Конкурентные и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом, но страшнее всего они сказываются на детях, которые в подобной семье непрерывно сталкиваются с целым рядом препятствующих нормальному развитию личности моментов.

Практическому психологу в образовании, социальному педагогу необходимо учитывать такую характеристику семейных отношений, как их стиль. В психологии выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений – попустительский, авторитарный и демократический.

Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстранённость и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого. Два других – авторитарный и демократический – образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность (безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, чёрствость и холодность по отношению друг к другу), а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза. Воспитательные возможности этих стилей семейных взаимоотношений очевидны.

Психолог С. В. Ковалёв выделяет еще одну характеристику «горизонтальных» семейных отношений, которая весьма существенно определяет направление их педагогического воздействия, – смысловая направленность взаимоотношений. Направленность эта может быть трёх типов: на деятельность (преимущественно трудовую), на взаимоотношения с другими людьми, на себя и самоудовлетворение. Преобладающая смысловая направленность прасемьи, как правило, воспроизводится впоследствии юношами и девушками в их собственных брачно-семейных отношениях – чаще по сходству, чем от противного; но в том-то и суть, что для благополучия их будущей совместной жизни в родительской семье должен проявляться своеобразный баланс всех этих трёх направленностей при одновременном преобладании первых двух из них.

Не меньшее (если не большее) значение в семейных отношениях имеют «вертикальные» взаимоотношения родителей и детей, о которых речь пойдет дальше.

Мало что можно сделать для гармонизации семейных отношений вне культуры личности, в том числе культуры семейных отношений. Центральный компонент культуры личности – способность человека к самоопределению. Культура семейных отношений строится на общих основах, и её азами стоило бы овладеть всем. Но знание таких основ – не палочка-выручалочка, а скорее компас, который показывает на полюс счастья. Дойдёт человек до него или нет, зависит от того, сумеет он или не сумеет отыскать свою, собственную дорогу к этому полюсу, дорогу, которая отвечает неповторимому складу человеческих характеров, чувств, отношений.

Комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи, – семейный климат. Он складывается на основе нравственно-эмоциональных контактов, а также духовной и психологической совместимости супругов, родителей и детей. Понятие «социально-психологический климат» вошло в научный оборот сравнительно недавно, наряду с ним используются такие понятия, как «психологическая», «нравственная» атмосфера и др. Они отражают потребности, интересы, ценностные ориентации, эмоции, чувства, убеждения членов семьи. До сих пор в литературе состояние психологического климата оценивается в двух крайних позициях – благоприятный и неблагоприятный, благополучный и неблагополучный.

Благоприятный (благополучный) психологический климат – это доверие, благожелательная (конструктивная) критика, стойкое удовлетворение потребностей супругов во всех областях супружеского взаимодействия сочетаемое с требовательностью друг к другу, стабильность эмоциональных отношений. Благодаря таким отношениям создаются условия для адаптированности всех членов семьи, позитивная оценка брака.

Неблагоприятному психологическому климату сопутствуют значительная неудовлетворенность партнёров какой-то из сторон супружеского взаимодействия, отсутствие поддержки партнёров, высокий уровень конфликтности, сомнение в перспективности брака.

Психологический климат не является чем-то неизменным; его создают члены каждой семьи, от их усилий зависит, каким он будет.

Человеческие взаимоотношения всегда состоят из взаимного влияния, столкновения характеров, интересов, потребностей, стремлений навязать другому свои взгляды, суждения, оценки. Подобная ситуация типична и в семейных взаимоотношениях. Как известно, брак заключается для взаимного удовлетворения самых различных потребностей. Частичное или полное неудовлетворение тех или иных из них ведёт к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая в итоге всю семью.

По определению Н. В. Гришиной, конфликт – это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами). Семейный конфликт можно рассматривать и как одну из форм нормального человеческого взаимодействия, не всегда и не везде приводящему к разрушению; это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческого выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. Счастливые семья отличаются не отсутствием или низкой частотой конфликтов, а малой их глубиной и сравнительной безболезненностью и беспоследственностью.

А. С. Спиваковская делит супружеские конфликты на три категории: возникающие при изменении личности одного или обоих супругов, при необходимости перестроить привычные отношения под влиянием изменившихся условий жизни, связанные с отношением к ребёнку (детям) в семье. В. А. Сысенко все супружеские конфликты подразделяет на происходящие на почве несправедливого распределения обязанностей; неудовлетворения каких-либо потребностей; из-за недостатков в воспитании. Подлинные причины конфликта трудно обнаружить из-за их психологической опосредованности.

С точки зрения социальной работы в любом конфликте следует выделять его основные элементы: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников, а также исходы конфликтных действий.

В. А. Сысенко предложил тактику разрешения супружеских конфликтов:

— поддерживать чувство личного достоинства мужа и жены;

— постоянно демонстрировать взаимное уважение и почтение;

— стараться вызвать энтузиазм у другого супруга, сдерживать и усмирять в себе проявление злобы, гнева, раздражительности и нервозности;

— не акцентировать внимание на ошибках и просчётах своего спутника жизни;

— не упрекать прошлым вообще и прошлыми ошибками в частности;

— шуткой или любым отвлекающим приёмом снимать или приостанавливать нарастающее психическое напряжение;

— разрешать назревающие конфликты отвлечением на другие безопасные темы;

— не терзать себя и партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в проявлениях ревности, приглушая возникшее подозрение;

— помнить, что в браке и семье необходимо проявление крайнего терпения, снисходительности, добросердечия, внимания и других положительных качеств.

С проблемой семейных конфликтов тесно связаны и проблемы разводов. Развод – это прекращение брака путём его юридического расторжения, основания, порядок и правовые последствия которого регулируются Семейным кодексом Российской Федерации. С юридической точки зрения развод есть «результат установления судом по требованию одного из супругов того факта, что брак нарушен в совокупности своих отношений, расстроен и потерял смысл как для самих супругов и их родителей, так и для общества».

Положение дел в сегодняшнем цивилизованном мире таково, что развод из явления чрезвычайного приобрёл черты относительно нормальной тенденции. Цивилизация платит дорогую цену за кризисные явления в брачно-семейных отношениях, тем более что сама семья как система с памятью воспроизводит социальный опыт в последующих поколениях. В обществе распространяются установки на легкость и целесообразность расторжения брака, что отрицательно сказывается на готовности супругов к преодолению трудностей.

При разводе особенно страдают дети, поскольку распад семьи – потенциальный фактор десоциализации, источник многочисленных психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и прочих проблем.

Реорганизация жизни обоих супругов предполагает, что и после прекращения семейных отношений психологические аспекты последствий расставания не только сохранятся, но и выйдут на первый план.

Известный социолог Н. М. Римашевская считает, что проблема развода и судьбы семьи в переломный момент жизни общества приобретают необычайно серьезное значение. В последние годы, как уже отмечалось, в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращение заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков.

Консультирование в ситуации развода в нашей стране ещё совсем недавно вообще не осуществлялось, не было соответствующих институтов. В последние годы психологи активно обсуждают, какие методы консультирования более эффективны для людей, переживающих развод. Опыт зарубежных коллег показывает, что эти люди нуждаются в помощи на разных уровнях – социальном, материальном, физическом и др. Российские правоведы предлагают ввести обязательную процедуру примирения для супругов, которые задумались о разводе: если людьми займётся профессиональный медиатор, быть может, семья и сохранится.

Педагог, практический психолог в образовании должны иметь представление и о правовой стороне регулирования семейных отношений. В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации определён круг отношений, регулируемых семейным законодательством: «Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Личные отношения между супругами, безусловно, занимают большее место и играют значительную роль в жизни супругов по сравнению с имущественными. Однако далеко не все неимущественные отношения мужа и жены регулируются правом. Отношения дружбы, любви, уважения, ответственности друг за друга не поддаются правовому регулированию. За пределами права лежит и большинство отношений, составляющих существо повседневной жизни супругов. Поэтому среди отношений мужа и жены, регулируемых правом, личным отношениям отводится значительно меньше места, чем имущественным.

Глава 6 Семейного кодекса Российской Федерации, посвященная личным неимущественным правам и обязанностям супругов, состоит из двух статей, тогда как имущественные отношения мужа и жены регулируются семнадцатью статьями. Но дело не только в количестве статей. Даже в тех случаях, когда личные неимущественные права закрепляются нормами семейного права, во многих случаях это всего лишь нормы-декларации, а не реальные юридические нормы, потому что применение санкций за нарушение этих прав невозможно. Прежде всего речь идёт о нормах, закрепляющих равенство супругов в решении вопросов семейной жизни.

Однако не следует считать, что нормы-декларации не имеют правовой ценности. Во-первых, возводя моральные нормы в ранг правовых, они провозглашают семейно-правовую политику государства, во-вторых, они создают определённый эталон поведения, что имеет также и воспитательное значение.

Семейный кодекс Российской Федерации, наряду с личными и имущественными правоотношениями супругов, регулирует правоотношения родителей и детей: установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей и т.д.

ПЛАН

практического занятия № 1 – мастер-класса по теме: «Семейные

отношения» (2 ч.).

Занятие – выездное; проводится на базе одного из социальных учреждений региона, работающих с семьёй.

Студенты под руководством преподавателя кафедры знакомятся с опытом работы учреждения, функциональными обязанностями специалистов; принимают участие в мастер-классе «Тактика разрешения супружеских конфликтов в практике социальной работы» одного из супервизоров учреждения (по согласованию с руководством учреждения).

Форма ЛПЗ – по согласованию преподавателя и руководства учреждения.

Задания для самостоятельной работы

1. Сделайте тезисные выписки из указанных источников.

2. Напишите 3-4 библиографические карточки по рекомендуемой литературе к данной теме, составьте свои аннотации к избранным изданиям.

3. Пользуясь рекомендуемой литературой к данной теме, составьте сравнительную таблицу возможных причин разводов:

Ф.И.О. автора

Указанные автором причины разводов

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «семейные отношения».

2. Назовите виды и стили семейных отношений.

3. Что понимают под психологическим климатом семьи?

4. Охарактеризуйте причины супружеских конфликтов.

Индивидуальные задания

1. Напишите эссе «Семейное насилие и моё отношение к данному явлению».

2. Найдите адреса (включая электронные) служб социальной, психологической, юридической и др. помощи, в которые можно обратиться в случае ситуации насилия в семье.

Социально-психологическая модель семейных отношений

Автор: Анастасия Антонова.

 Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

 Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.

 Выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары – мужа и жены; полигамная – это брак одного с несколькими {полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).

 Родственные связи определяют простой, нуклеарный, тип сложный, расширенный, тип семьи. Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях (урбанизация [от лат. urbanus — городской] – сосредоточение материальной и духовной жизни в городах; агломерация [от лат. agglomerare — присоединять, накоплять] – скопление) являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.

 Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью.

 Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

 В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15 – 16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя».

Избранные записи

Рубрики: Брак и семья

Основы семейных отношений

Основы семейных отношений – это то, что невозможно убрать, без чего они перестанут существовать. Взаимоотношения мужа и жены должны строиться на прочном фундаменте. Его укреплением необходимо заниматься ежедневно. Чтобы в маленьком мире царила гармония, нужно знать, на чем базируются основы семейных отношений.

Что лежит в основе?

Семья состоит из женского и мужского начала. Это небольшая социальная группа, функционирование которой нужно поддерживать общими усилиями. Необходимо стремиться к тому, чтобы отношения были долгосрочными и планомерными – только тогда супруги смогут вместе справляться с трудностями, возникающими на их пути.

Основы семейных отношений – это совокупность составляющих, которые создают крепкий союз. Если убрать один «пазл», картинка распадется.

Любовь

Это, наверное, одна из самых важных составляющих. Она является базовой, ведь только любящие партнеры готовы принимать недостатки друг друга. Проблема в том, что любовь – это не просто чувство, эйфория. Любовь – это принятие несовершенства партнера, умение жертвовать. «Бабочки в животе» – не самый крепкий фундамент для построения семьи.

Доверие

Очень важно строить отношения на доверии. Именно эту составляющую, которую включают основы семейных отношений, нужно беречь сильнее всего – от нее зависит будущее семьи. Доверие можно разрушить всего лишь одним необдуманным поступком. А восстановить то, что разрушено, не всегда возможно. Иногда на это уходит несколько лет. Недоговоренность в семейных союзах вызывает чрезмерную подозрительность, ревность, обиду. Поэтому будьте искренними, если вам дорог человек.

Уважение

Уважение – понятие комплексное. Оно имеет много граней и может выражаться в разных формах. Уважение подразумевает почтительное отношение к супругу, признание его достоинств и принятие недостатков. Оно не зависит от достижений человека.

Цели

Основы семейных отношений включают еще один элемент – общие цели. Если супруги одинаково видят будущее, им легче будет достигать цель. Люди, которые движутся в разных направлениях, вряд ли смогут построить крепкую семью.

Взаимопонимание и поддержка

Без этого базового элемента муж и жена со временем будут отдаляться друг от друга. Они начинают искать поддержку на стороне. Необходимо «говорить на одном языке», обсуждать планы и вместе определять семейные ценности.

Эти основы семейных отношений нужно максимально воплощать в жизнь. Проводите больше времени вдвоем, создавайте свои семейные традиции, ищите свой «язык любви».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *