Молдаване традиции: Традиции, обряды и обычаи — Традиция молдаван дарить мэрцишор Если в некоторых странах принято провожать зиму то в Молдавии встречать весну. Форум — Молдавия – Традиции Молдовы — Туристический портал Молдовы

Содержание

Молдавская культура. Молдавия – обычаи и традиции. Культура и традиции молдаван с.Сырково MD, Rezina

Традиции и обычаи жителей молдавской земли, уходящие своими корнями глубоко в прошлое, свято хранятся и передаются из поколения в поколение.

Гостеприимство является отличительной чертой молдавского народа. Гостей принято встречать хлебом – солью и стаканом доброго вина.

Каждое селение Молдовы чтит определённого святого, который является их покровителем, и в связи с этим отмечают Храм села/города. В этот день во всех домах наводится чистота и накрываются столы.

Хозяйки готовят вкусные блюда: сэрмэлуце молдовенешть (голубцы), кырнацеи, мититеи, вертуты, плацинды, мамалыгу, брынзу и многие другие.

Хозяин достаёт из погреба – крамы свои лучшие вина и угощает родных и знакомых. В национальной игре трынте определяется сильнейший, который получает главный приз – барана. Объединяет всех хора – коллективный танец.

Столичный Кишинёв празднует свой день рождения на Покров Божией Матери – 14 октября. С утра во всех храмах проходят богослужения, а затем на улицах города устраивают празднества. В эти же дни – второе воскресенье октября – в Молдавии официально узаконена национальная традиция отмечать День вина.

Угостить своим молодым вином на центральную площадь съезжаются виноделы со всей страны и на конкурсе определяется лучший. Поучаствовать в этом празднике съезжаются гости со многих стран мира.

Осень в Молдове богата не только на урожай, но и на свадьбы. Многие молодожёны предпочитают создавать семьи именно в это время года.

Обычаи молдавской свадьбы направлены на создание крепкой семьи, с этой целью молодожёны выбирают посажёных родителей – нанаша и нанашку, для которых они становятся финами. В дальнейшем нанаши – наставники молодой семьи, а те в свою очередь должны прислушиваться к их советам, навещать, поздравлять с праздниками.

Ритуал дарения подарков молодожёнам, согласно народной традиции, называется – Маса Маре (Большой Стол). Каждый гость с поздравлениями и пожеланиями объявляет во всеуслышание о своём подарке. Пример подают посажёные родители и, как правило, дарят самый значимый подарок.

С рождением ребёнка – Молдавия, в основном, православная страна – его крестят, выбрав крёстных родителей и отмечают кумэтрию (крестины). Все кумовья, а их может быть до 50 человек, получают от родителей калачи и в свою очередь дарят малышу подарки.

Издавна всех молдаван объединяет праздник Мэрцишора, который отмечают с приходом весны – 1 марта. Все от мала до велика дарят друг другу красно-белые украшения ручной работы в виде двух сплетённых нитей с цветочками на конце.

Мэрцишор носят в течении месяца, прикрепив к одежде, на левой стороне груди. В конце месяца его снимают, загадывают желание и вешают на дерево.

В общенациональные праздники, отмечаемые во многих странах мира, молдавский народ добавил свой колорит. Так в первый день Нового года в домах принято разбрасывать зерно, как символ будущего богатого урожая; на Рождество дети ходят по домам, поют колядки, с пожеланиями мира и благополучия, а в ответ получают сладости.

Всех родственников объединяет Поминальный день, который отмечают через неделю после Пасхи. Семьи собираются в родительском доме, навещают могилы родных и близких и поминают усопших, чтя память о них.

Развитие культуры Молдавии тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большая часть населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами. Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества . Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а далее в условиях владычества Османской империи. В 1812 г. территория современной Молдавии была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи, что оказало большое влияние на развитие культуры региона. После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова-фильм», развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

Средние века

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица». Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды , урэтуры, сноавы , многие из которых сохранились и по сей день. Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие, что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины. Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славян

происхождение народа, где и как живут, фото

Молдавский народ прославился на всю Европу уникальной культурой. В маленькой стране живут люди, которые могут удивить необычными ремеслами, музыкой и соблюдением древних обычаев. Несмотря на трудные времена, молдаване хранят культуру как зеницу ока и делятся с ней со всеми, кто желает прикоснуться к удивительному.

Название

Происхождение названия страны вызывает множество споров. Большинство историков полагает, что слово «Молдова» произошло от названия реки. В некоторых источниках река называется «Молда», что означает «корыто». В Средние века было много сторонников обратной версии, по которой реку назвали в честь страны.

Где живут (территория)

Большинство молдаван живет в Молдавии. В стране их насчитывается более 2,7 млн человек. Распространение в юго-восточной Европе в целом велико, хотя значительная часть проживает и в других странах. Это Россия, Украина, Италия, Испания, Беларусь, Канада, США и другие.

Культура

Народное творчество Молдовы можно считать настоящей сокровищницей. За долгую историю молдаване сумели создать массу духовных ценностей, привнеся большой вклад в мировую культуру.
Здесь много церквей, соборов и храмов. Каждый из них по-своему уникален. Например, Каларашовский женский монастырь демонстрирует типичный славянский архитектурный стиль, а Кафедральный собор более тяготеет к европейскому. Монументальный образ Каприянского мужского монастыря оказывает сильное впечатление и часто вызывает у туристов восхищение.
Не менее важной для народа является музыка. Молдаване чтят национальные традиции и пользуются инструментами, аналогам которых нет в мире. Весьма своеобразным предстает духовой инструмент най, представляющий собой многоствольную флейту (может состоять из 8 и более трубок). Отношение к музыке в Молдове можно сравнить с фанатизмом. Многие жители увлекаются этим видом искусства с малых лет. Ярким примером служит Клеопатра Стратан, которая стала выступать на сцене с 3 лет и была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая юная исполнительница в мире.
Юмор — еще один вид национального достояния. Молдаване часто любят пошутить, считая юмор наиважнейшим явлением в жизни человека. Юмористические сценки регулярно показывают в театрах, с шутками жители знакомятся с детства. Любимой всеми сказкой является история о Пэкалэ и Тындалэ.

Традиции

Народный танец

Национальным танцем Молдавии признан хора. Раннее его танцевали в сельских районах, а сейчас на улицах городов можно каждый день видеть танцующих. При исполнении хоры все участники танца держатся за руки и образуют круг. Не менее популярен жок, который является пляской, плавно перерастающей в гулянья.
Танцы у молдаван делятся на бытовые и обрядовые. Первые нужны для времяпрепровождения, именно к ним и относится хора. Сюжетные имеют важное значение. Демонстрируя повседневные будни, они являются вкладом в культуру. Обрядовый танец может показать сбор винограда, труд затачивающего ножи кузнеца, хлопоты крестьянки и даже особенности погоды.

Свадьба

Свадебный обряд проводится в присутствии крестных родителей. Их называют нанашами. Обычно в их роли выступают близкие родственники невесты и жениха. Их роль в жизни молодоженов велика: молодым предстоит прислушиваться и советоваться с нанашами.
Современные свадьбы справляют в ресторанах, а раньше они проходили в родительском доме. Выкуп невесты называют вулпя. Буквальный перевод этого слова — «лис». Жениху преграждают путь цепями, требуя деньги и вино. Богатый стол служит пожеланием благ и процветания семье. В знак замужества нанашка подвязывает платок невесте, а гости дарят утварь, необходимую в хозяйстве. Деньги принято класть в платок, произнося добрые пожелания.

Праздники

В Молдавии народ веселый и любит торжества. Здесь празднуют даже День вина. Совсем неудивительно, ведь именно вино признано национальным напитком. Торжество сопровождается хореографическими танцами, игрой на национальных инструментах. Идея праздника заключается не просто в распитии алкогольного напитка, а в поддержании винодельческого производства.
Молдаване отмечают Международный женский день, устраивают гулянья во время Дня независимости и празднуют Лимба ноастрэ, который служит памятным днем языку Молдовы. Во время этого праздника люди возлагают цветы на могилы великих писателей и славят одного из величайших поэтов страны — Алексея Матвеевича.
У молдаван существует культ святых. В каждом селении есть свой святой, который является важным покровителем. В селах есть храмы — в них принято ходить на День святого. Обязательно пред празднованием в домах прибираются и накрывают столы. Надо пригласить гостей, налить лучших вин, угостить детей и самому хорошо покушать.
Часто на празднике люди играют в трынту — довольно сложный вид борьбы, в которой нужно проявить ловкость и хитрость. Победитель получает в качестве главного приза барана.

Религия

Самым значимым религиозным трудом в Молдавии считается Катехизис — это заповеди, предписывающие каждому человеку строить свою жизнь в соответствии с истинами. Катехизис содержит множество комментариев, переведен на разные языки. Всего насчитывается 136 заповедей. Вот некоторые из них:

  1. Никогда не говорить плохо о стране. Нельзя ругать все вокруг и каждого прохожего.
  2. Приводя в пример другую страну, запрещено принижать собственную.
  3. О сквернословии нужно забыть навсегда.
  4. Нельзя обогащаться на чужих бедах.
  5. Данное слово нужно держать.
  6. Важно гордиться национальностью и родиной.
  7. Историю ругать нельзя.
  8. Надо чтить предков и свое происхождение.

Сейчас большинство жителей страны исповедует православие. Здесь представлены Бессарабская и Молдавско-Кишиневская метрополии. Первая пока остается в меньшинстве. Ее приверженцами являются всего 11 процентов религиозного населения.

Жизнь

Молдаван, придерживающихся Катехизиса, отличают оптимизм и стремление как можно скорее обзавестись семьей. Именно в ней человек находит счастье и должен рьяно охранять интересы семьи. Катехизис велит не прощать агрессию, выраженную против народа, государства, друзей и близких.
Мужчина обязан содержать семью и вместе с женой организовывать регулярный отдых. Деньги в понимании этого народа — это не главное, но зарабатывать много не считается зазорным, ведь можно тратить заработанное на семью. Семейные вопросы должны решать в рамках компетенции мужа и жены. В Катехизисе сказано, что женщина может управлять бизнесом, государством и быть ученым. Самым близким народом молдаване считают румынов, а ближайшими славянами по духу — русских и украинцев.
Взрослое поколение относится к звездам современной эстрады скептически. Молодежь всячески призывают обращать внимание исключительно на талантливых людей, а не звезд с телеэкранов. Молдаване считают, что известный человек должен быть героем и общественным деятелем, а не рекламировать вещи. Весьма негативное отношение к желтой прессе и любым СМИ, уподобляющимся ей.
К иностранцам отношение положительное. Молдаване ценят умных, начитанных, мудрых людей. Если человек дает советы, наставления по улучшению качества жизни, значит, его нужно слушать. Большую любовь многие в стране испытывают к жителям Приднестровья. Жители ставят перед собой цель объединиться с регионом, всячески подчеркивая родство.

Еда

Благодаря плодородным почвам население может развивать сельскохозяйственные культуры. В Молдавии всегда на столе есть овощи и свежие фрукты. В рацион молдаван входят национальные блюда, присутствующие на столе практически каждый день.

  • брынза;
  • голубцы;
  • мамалыга;
  • гювеч;
  • вареники.

Брынзу выдерживают порядка 2 недель. Для изготовления такого сыра требуется особая порода овец. Едят брынзу как закуску, могут добавлять в салаты, к мясным блюдам.
Распространена кукуруза — ее используют при приготовлении большинства блюд. Из кукурузы делают муку, которая необходима для приготовления мамалыги. Это сытная каша, употребляемая на завтрак. Из кукурузы также делают хлеб.
Фрукты могут быть использованы для приготовления всевозможных гарниров. Их солят, варят, даже жарят. Вместе с овощами фрукты образуют уникальные салаты, которых не сыскать в мире. Знаменитым блюдом на всю страну стало молдавское рагу.
Чеснок добавляют в различные подливки. Муждей, скордоля постоянно используются для овощных и бобовых блюд. Чеснок молдаване считают чудодейственным средством, поэтому едят зимой и летом.
Основным мясным блюдом на столе является баранина. Свинину едят редко, заедая овощами и фруктами. Часто пищу готовят на вине, что придает характерный вкус. Популярными соусами остаются томатный, винный, чесночный. Молдаване любят пикантность, готовят еду в духовке, добавляют животный жир, чтобы делать пищу более сытной.

Внешность

Одежда


Изготовление национального костюма до сих пор существует, хотя редко можно встретить тех ткачих, которые пользовались старыми станками. Однако народные мастера до сих пор живут и радуют людей прекрасными нарядами. Повседневный национальный костюм Молдавии надевают на праздники и фестивали. В гардеробе всегда должны были присутствовать безрукавка, тулуп, шапка.
Пряли обычно девушки. Можно сказать, что это было национальное занятие в течение многих лет.
Изготавливали одежду из льна и шерсти. Современные наряды шьются из хлопчатобумажной ткани. Изготовление традиционного костюма требовало сноровки: опыт передавали из поколения в поколение на протяжении нескольких веков.
Женскую одежду составлял передник, юбка, а мужскую — штаны пынзэ и аба с шияком. Женские рубахи расшивали орнаментом, подвязывали шерстяным поясом, сверху накидывали покрывало, частично закрывающее голову. На голову надевали платок басму. Жилеты носили не только мужчины — пептар был необходим женщине, чтобы защититься от холодов. От дождя хорошо укрывал плащ из шерсти. Наиболее праздничными являлись женские наряды. Мужские же отличались сдержанностью. На праздник надлежало надеть колпак. Рубаху мужчина подвязывал широким поясом с длинной кисточкой. На ногах носили толстые кожаные сапоги.
Танцевальные ансамбли надевают особые наряды, предназначенные для демонстрации хореографического искусства. Их отличает пестрость и преобладание орнаментов, демонстрирующих природу. Отличными от других выглядят и костюмы мастеров прикладных искусств. Например, женщины надевали рубахи с широкими рукавами, а покрывало носили на поясе: работы часто велись на улицах, женщинам подолгу приходилось сидеть на деревянных скамьях, поэтому покрывало позволяло защитить поясницу от переохлаждения.
Изготовление народных костюмов считалось важным, ведь оно имело культурную ценность. Сейчас заказы на изготовление чаще поступают от иностранцев, коллекционирующих национальные костюмы. Их стоимость может быть довольно велика, однако на спрос это никак не влияет.

Видео

Лучше всего показывают характер народа его танцы. В этом видео вы можете видеть типичный молдавский танец, который исполняют девушки и парни в национальных костюмах. Танец является очень сложным по исполнению, так как требует долгих тренировок и оттачивания акробатики. Обратите внимание, что в процессе танца мужчины остаются в головных уборах — это доказывает высокую степень мастерства танцоров. Подобный уровень может демонстрироваться только профессионалами.

Ответы Mail.ru: Семейные традиции молдавии?

Молдова – европейская страна с богатой многовековой историей и культурой. Народные традиции составляют неотъемлемую часть культурного наследия, причём этническое многообразие этой территории не только не разрушило традиционный уклад, но и придало ему новый колорит, образовав оригинальный конгломерат обычаев, ритуалов, обрядов, сохранившийся до сих пор в сёлах Молдовы.

Основная черта молдавского народа – это гостеприимство. В Молдове всякий гость принимается тепло и радушно. У хозяина гостеприимного дома всегда найдётся стакан доброго молдавского вина, а у хозяйки – самые вкусные блюда. Гостей, как правило, приглашают в «Каса маре», самую красиво убранную комнату, где отмечаются все важные события и проходят семейные праздники. А праздников в Молдове много. Принять в них участие может каждый. Зимние праздники, к примеру, сопровождаются колядками, пожеланиями, театрализованными сценками, исполняемыми как детьми, так и взрослыми, движущимися от дома к дому и сообщающими о пришествии Нового Года. Все с нетерпением ждут прибытия Мош Крэчун (Деда Мороза) с мешком, полным подарков. Дети, как правило, особенно тщательно готовятся к этой встрече: подбирают костюмы, маски, репетируют театральные сценки …Фактически праздники традиционного сельскохозяйственного календаря в этот период совпадают с христианскими праздниками, связанными с рождением Иисуса Христа – Рождеством.

Традиционно молдавским праздником считается Мэрцишор – символ весны. В Марте все жители Молдовы прикрепляют себе к груди мэрцишор – символ этого праздника пробуждения природы, сплетённый из красной и белой нити. Также весной отмечается религиозный праздник Пасха или, иначе говоря, Воскресение Иисуса Христа. Люди заранее готовятся к этому празднику, стараясь как можно богаче уставить праздничный стол разнообразными блюдами и напитками, традиционными крашеными яйцами и пасхальными куличами. Со временем расписные пасхальные яйца стали настоящими произведениями народного промысла и известны далеко за пределами Молдовы.

Многие традиционные праздники в нашей стране представляют некое смешение элементов, характерных для сельскохозяйственного, пасторального, религиозного календарей, смешение, которое превратилось в постоянный источник добродушия, тепла и гостеприимства.

Гости Молдовы во время праздников могут стать участниками целого ряда культур

Новогодние традиции Молдавии | Как празднуют новый год в Молдавии | Традиции, Особенности, Факты в фото и видео материалах

Новогодние традиции Молдавии

Новогодние традиции Молдавии

Молдаване встречают приход Нового года дважды: в 22:00 (московское время) и в 24:00. Обычай пошел с тех пор, когда Молдавия относилась к Московскому часовому поясу и все привыкли встречать Новый год с боем Кремлевских Курантов.
Молдавский Дед Мороз (Мош Крэчун) одаривает детей вместе со Снегурочкой (Фата де Зэпадэ). А вот проказников может забрать злая Баба Хырка, чтобы такого не произошло, молдавские ребятишки стараются быть особенно послушными в новогодние праздники.

Пироги плацынды – новогодние лакомства с предсказаниями. Внутрь каждой плацынды вкладывается листок бумаги с написанным пожеланием-предсказанием на Новый год. Предсказания эти читают все вместе и долго смеются, если старушке выпадает встретить и полюбить красивого парня. Услуга:

Блюда по числу месяцев. На столе должно быть 12 традиционных блюд, чтобы каждый месяц в наступающем году нес достаток. В центе в самом красивом блюде ставится кутья и новогодний калач.

Маленькие сеятели (semanatorii) ходят от дома к дому, разбрасывая во всех домах в первый день наступившего года зерно. Это древняя традиция пожелания богатого урожая и достатка.

Коза, Медведь и Старик ходят от дома к дому, звеня в колокольчики, как бы предупреждая, что нечистая сила не дремлет. От них откупаются пирогами, монетками и сладостями.

Новогодние традиции Молдавии

Обряд Ликие — это своеобразный обмен угощениями. Проводится он перед Рождеством. Пекутся небольшие лепешки – lichie, а также пряники, пирожки, хлебцы. Дети берут это угощение, заворачивают в большой платок и отправляются по домам родственников. Заходя, приветствуют всех ритуальной фразой: «Родители послали вам Lichie». Хозяйка дома берет одно из угощений, а сверху кладет свои пирожки, яблоки, сухофрукты, орехи, деньги. Обмен Ликие означает, что родственные связи сильны, и все помнят даже о самой дальней родне.

Обряд Plugusor. Сначала дети обходят все дома с маленьким плугом, желая счастья и удачи, в каждом доме. К вечеру парни украшают большой плуг красным шерстяным кушаком и базиликом, после чего отправляются в те дома, где есть девушки «на выданье». Молодые девушки ждут гостей, сажают их за стол и угощают украшенным базиликом калачом. Смысл обряда – в пожелании благополучия.

Новогодние традиции Молдавии

Колинды – шествие по домам парней, несущих Вифлеемскую звезду, установленную на шест и украшенную лентами. Перед шествием парни берут монастырскую кружку, чтобы ее наполнили для нужд церкви. Помимо денег ряженые наделяются салом, пирогами, колбасами. Все это они приносят в один подготовленный заранее дом, где пируют, а то, что остается, на следующий день продают, устраивая торги, кто больше даст, тот и получит новогодние припасы, а вырученные деньги отдаются в церковь или их используют на какое-либо общественное дело, например постройку колодца.

Молдавский Новый год – праздник долгожданный и яркий. Ему радуются и взрослые и ребятишки, надеясь, что теперь в жизни будет случаться только хорошее.

Интересные статьи:

Семья у молдаван

Основным типом молдавской семьи в XIX — начале XX в. была малая семья, состоявшая из двух или трех поколений. Обычно женатые сыновья старались отделиться от родителей. Этому способствовал и порядок наделения землей, установленный царской администрацией для колонистов и государственных крестьян, при котором земля предоставлялась в посемейное владение независимо от числа членов семьи. Созданию новых семей в первой половине XIX в. способствовало и наличие свободных земель.Но в последующие десятилетия с ростом помещичьего и кулацкого землевладения свободных земель становилось все меньше. Выделить детей и обеспечить их землей могли лишь имущие крестьяне. Молодая семья могла получить усадьбу под дом только на общественной толоке; для этого было необходимо разрешение сельского общества. Если же общество не давало участка, новая семья строила дом на усадьбе родителей.

Низкий уровень жизни крестьян в .Бессарабии тормозил создание новых семей. В семье существовала очередность на вступление в брак, поэтому не всегда он заключался в молодые годы. Иногда часть детей была совсем лишена возможности создать свою семью. Патриархальные устои сдерживали фактический раздел семьи. Взрослые дети, имея свою семью, даже получив на нее землю, жили в одном дворе с родителями и часто вели с ними общее хозяйство.

Характерной чертой семьи в досоветское время было неравенство ее членов; внутрисемейные отношения обусловливались экономическим положением того или иного ее члена. Наибольшей властью пользовался глава семьи, являвшийся законным владельцем земли, дома и сельскохозяйственного инвентаря, остальные находились в зависимости от него как в силу экономических причин, так и по неписаным законам обычного права, требовавшего безусловного подчинения главе семьи. Отца почитала и уважала вся семья. После обеда по старинному обычаю жена и дети, помолясь, подходили к нему и целовали руку. Дети в обращении к отцу и в разговоре о нем называли его на «вы». Жена в разговоре с мужем употребляла вежливую форму обращения — мята (нечто среднее между «вы» и «ты»).

Глава семьи определял порядок работы по хозяйству, ведал ее доходами и расходами. Свое положение он сохранял до глубокой старости даже в том случае, если хозяйство фактически вел уже один из его сыновей. Но для этого он все же должен был принимать участие в основных работах. Если же по болезни или старости он не мог этого делать, то власть в доме переходила к фактическому кормильцу семьи — взрослому сыну.

В некоторых семьях глава семьи вел хозяйство совместно с братьями. В случае смерти мужа положение вдовы в такой семье было очень тяжелым. Оставаться в доме братьев мужа она чаще всего не могла и была вынуждена или возвратиться в дом своих родителей, или, вытребовав (иногда судом) долю мужа из общего хозяйства, поселиться отдельно.

Семьи, в которых не было сыновей, но имелись взрослые дочери, принимали к себе в дом зятя. Ему ставили условие, чтобы он помогал вести хозяйство, почитал тестя как родного отца, а тещу как мать. Зять- примак, находясь в экономической зависимости от родителей своей жены, был вынужден подчиняться им во всем и жил в доме на положении основного работника. Если он вел даже все хозяйство, то до смерти тестя его не считали хозяином и по первому требованию тестя зять-примак должен был покинуть дом. Считалось, что если мужчина вошел в дом жены, то он не женился, а «вышел замуж». В народе это так и называли а мэрита.

Главными в семье были интересы накопления собственности, порождавшие эгоизм и взаимное недоверие, что часто вызывало раздоры. Большинство тяжб было связано с разделом отцовского имущества.

По обычному праву наследником считался младший сын. После смерти отца в случае отсутствия завещания все имущество переходило к нему. Старшие сыновья оставались с теми небольшими отрезками земли, которые им были выделены еще при жизни отца. Часто и в завещании отец, руководствуясь традицией, передавал дом и весь земельный надел младшему сыну и лишь остальное имущество делил между старшими детьми. В конце XIX в. в связи с уменьшением количества земли у крестьян этот обычай стал изживаться, дети требовали равного раздела земли между ними. Волостные суды в последней четверти XIX в. были переполнены тяжбами родных братьев из-за отцовских наделов.

Дочери обычно не наследовали землю, кроме той части, которая давалась им в качестве приданого. По древнему молдавскому письменному праву, каким являлось Шестикнижие Арменопуло, составленное в XIV в. (практически применялось извлечение из Шестикнижия, сделанное Анд- ронакием Доничем), дочь, выходящая замуж, обязательно должна была получить приданое. Такую же обязанность наделения детей приданым знало и обычное крестьянское право.

Приданое считалось собственностью женщины на протяжении всей ее жизни, но доходы от него (с земельного участка, от скота и т. д.) принадлежали мужу. В случае ухода от мужа жена забирала свое приданое и могла судиться с мужем, если он не соглашался его вернуть или выплатить его стоимость.

Подчиненное и приниженное положение женщины продолжало сохраняться в Молдавии вплоть до установления Советской власти. Труд ее оплачивался намного дешевле труда мужчины.

Приниженное положение женщины отразилось и в обрядности. По старинному обычаю в первую брачную ночь жена снимала с мужа сапоги, в одном из них была заложена плеть, которую она подавала мужу в знак признания его власти.

На долю женщины падала двойная тяжелая работа. Она помогала мужу во время полевых работ и вместе с тем вела домашнее хозяйство: обрабатывала огород, ухаживала за скотом, готовила пищу, занималась ткачеством и изготовлением одежды. О ее безрадостной жизни сложилось в народе много песен.

Антисанитарные условия быта и материальная необеспеченность отрицательно сказывались на здоровье детей. Грудные дети часто не получали достаточного количества молока. Голодному ребенку давали сосать хлебный мякиш, обернутый тряпкой. Плохое питание и отсутствие медицинской помощи приводили к высокой детской смертности.

Об умершем ребенке не очень горевали, утешаясь поговоркой: «бог дал — бог взял». Больше заботы проявляла семья по отношению к ребенку после пяти лет. В этом возрасте мальчику уже поручали пасти скот и рассматривали его как будущего работника в семье.

Крестьянская семья в период капитализма, хотя и считалась формально независимой и самостоятельной ячейкой общества, фактически была бесправной и беззащитной перед гнетом государства, помещиков и кулаков. Социально-экономическое положение семьи накладывало отпечаток на все стороны семейного быта. Прежде всего это способствовало стойкому сохранению старого патриархального уклада. Замкнутый семейный мирок и слабые производственные связи с обществом благоприятствовали развитию стремления укрепить и расширить родственные отношения, которые считались особенно важными. Все основные события в жизни крестьянской семьи — женитьба, рождение ребенка, праздники, дальний отъезд — не обходились без участия родственников. Большое значение придавалось связям по кумовству, поэтому стремились породниться с наиболее уважаемыми или богатыми людьми. Отношения, установившиеся с посаженными отцом и матерью, старались укрепить, приглашая этих же людей крестить детей. Породнившиеся таким образом семьи были связаны дружескими узами в течение всей жизни и оказывали друг другу экономическую и моральную поддержку.

Среди родственников широко практиковалась трудовая взаимопомощь при постройке дома, уборке урожая, пахоте и т. д. Наиболее распространенной была коллективная помощь родственников при постройке дома — клакэ, или пе рынд. Коллективно дом строился в короткий срок. Женщины месили ногами глину и лепили саманный кирпич, мужчины возводили стены. После окончания основной работы хозяин угощал вином всех принимавших участие в работе, иногда по этому случаю нанимали оркестр и устраивались танцы. Но этот древний обычай родственной взаимопомощи в прошлом часто использовался в целях эксплуатации менее богатых сородичей более зажиточными.

Высокий уровень жизни современной молдавской семьи наряду с другими факторами обусловил изменение ее численности и структуры. В новых социально-экономических условиях исчезла прежняя ограниченность числа заключаемых браков и устранились препятствия для выделения взрослых детей из семьи родителей. Колхоз помогает молодоженам строительными материалами, выделяет приусадебный участок, предоставляет денежные ссуды.

Теперь наиболее распространенным типом является семья из двух поколений — родителей и их детей. Встречаются и семьи из трех поколений, но значительно реже. Отмирающей формой в настоящее время является семья, состоящая из супругов, их братьев и сестер.

Отличительной чертой современной молдавской семьи является ее активное участие в коллективном производстве. Равный труд всех членов семьи ликвидировал их прежнее экономическое неравенство. Исчезло такое явление прошлого, как отработка зятем за проживание в доме тестя. Старейших колхозников почитают и заботятся о них. Во многих колхозах Молдавии они с конца 1950-х годов уже получали пенсии. Теперь все колхозники, достигшие установленного возраста, обеспечены пенсиями.

Семья по-прежнему строится на принципе уважения старших, но при этом учитываются интересы всех ее членов. В наши дни всякое проявление произвола в семье встречает осуждение общества. Каждый член семьи, ощущая себя частью коллектива, сознает всю полноту своих прав и опирается в этом на поддержку общества.

Большую роль в изменении внутрисемейных отношений сыграло равноправное положение женщины. Колхозный строй дал возможность молдаванке творчески трудиться. В 1959 г. из общего числа колхозников трудоспособного возраста 54% составляли трудящиеся женщины.

Характерной чертой семейного быта в досоветское время было длительное сохранение черт старого уклада. В быту семьи большое значение уделялось исполнению многочисленных обычаев и обрядов как церковных, так и не связанных с христианской религией. Молитвы по нескольку раз в день, посещение церкви, соблюдение постов, строгое исполнение обрядов, многочисленные праздники, посвященные различным святым,— все это занимало большую часть времени крестьян и отвлекало их от работы. Например, в понедельник нельзя было предпринимать никаких важных работ, так как считалось, что все, начатое в этот день, могло окончиться неудачей; в пятницу женщинам нельзя стирать, иначе «их не будут любить мужчины», и т. д.

Наиболее важные семейные события — рождение ребенка, свадьба, похороны также сопровождались определенными обрядами.

Особенно торжественно праздновалась свадьба, с которой было связано множество обычаев и обрядов.

«Неженатый человек — как отшельник в пустыне» — в этой поговорке выразилось народное представление о необходимости для каждого человека иметь свою семью.

Вступившими в брачный возраст считались лица, достигшие 16—18 лет. С 14—15 лет юноши и девушки начинали принимать участие в сельских танцах и посиделках. Во время таких встреч между ними устанавливались дружеские отношения. В некоторых районах Молдавии было распространено добрачное сожительство, например в южных приднестровских селах. В селах Рышканского района часто устраивали свадьбу лишь через год после того, как невеста перешла жить в дом к жениху.

Родители, стараясь устроить выгодный брак, мало считались с мнением своих детей. Эти явления нашли отражение в молдавском песенном творчестве. Многие лирические песни посвящены тяжелой судьбе женщины, насильно выданной замуж за богатого.

Наряду с традиционным сватовством бытовала форма заключения брака путем похищения невесты. Эта форма, некогда распространенная у всех народов мира, к XIX—XX вв. уже редко встречалась. В прошлом похищали насильственно, об этом свидетельствуют господарские грамоты XV в., в которых «волочение девок» рассматривается как большое преступление. В XIX —начале XX в. характер похищения изменился — оно превратилось в тайный увод невесты с ее согласия. Жених решался на это крайнее средство в случае, когда родители невесты отказывались выдать за него свою дочь. Как правило, причиной такого отказа была бедность жениха. С помощью нескольких товарищей жених увозил невесту в соседнее село, и оттуда через несколько дней к родителям невесты посылался гонец с просьбой дать согласие на брак.

В дальнейшем обычай тайного увода невесты настолько упрочился, что нередко совершался без всякой основательной причины. Утратив драматическую основу, кража невесты приобрела характер одного из традиционных обрядов в свадебном цикле.

Для получения вынужденного согласия родителей применялся и обычай «прийти на печь» (а вени пе пуптьор). Если родители жениха, будучи более обеспеченными, чем родители невесты, не давали согласия на брак, по договоренности с женихом девушка прибегала к нему в дом и садилась на печь. После этого в силу сельских обычаев родители жениха были вынуждены посылать сватов в дом невесты. На печь в дом парня приходила и брошенная им девушка, тогда родители заставляли его жениться на ней.

Подобные формы заключения брака, хотя и были распространенными, все же считались позорными, и каждая крестьянская семья стремилась женить своих детей «по порядку», соблюдая традиционное сватовство.

Свадьбе предшествовала длинная процедура, которая в своем классическом виде состояла из трех актов: сватовства, помолвки и «ответа».

Задумав жениться, парень выбирал из своих родственников одного или нескольких сватов (старосте, или пецитор), В некоторых селах вместо сватов парень сам приходил к родителям невесты со своими родственниками.

Прежде чем отправиться к родителям невесты, сваты старались узнать их отношение к предполагаемому браку, так как отказ считался большим позором. Если жених и невеста были из разных сел, то родители невесты также избирали себе сватов, чтобы узнать, «кто таков женкх и из какого он рода».

Свататься согласно традиции должны были в определенные дни недели, так как не все дни считались счастливыми.

Предложение о браке высказывали чаще всего в образно аллегорической форме. Если родители невесты были согласны на брак своей дочери, то отвечали сватам согласием, и совместно назначался день помолвки (логодна). К началу XX в. в связи с упрощением свадебных обрядов сватовство совпадало с помолвкой. Во время помолвки юноша и девушка обменивались «залогом» — символом их согласия на брак. Юноша дарил девушке кольцо, а невеста ему косынку.

Но и после помолвки соглашение могло быть расторгнуто. Окончательное согласие на брак давалось во время рэспунс (ответ) — вечера, который устраивался в доме невесты.

Свадьбу обычно справляли осенью, после окончания земледельческих работ. Продолжительность торжеств и их пышность зависели от благосостояния жениха и невесты. Как правило, свадьба крестьянина среднего достатка длилась два-три дня. У богатых крестьян она могла продолжаться всю неделю. Пировали и в доме жениха, и в доме невесты, поэтому готовились к свадьбе в обоих домах. Пекли хлеб, калачи и готовили закуски. Для участников свадьбы ткали полотенца, которые повязывали через плечо приглашенным гостям, и готовили особые свадебные значки. Для невесты изготовляли венок и свадебное покрывало.

Свадьба начиналась обычно в субботу у жениха. Затем жених ехал за невестой. Этот этап свадьбы наиболее насыщен исполнением всевозможных обрядов с декламациями, песнями и танцами. Прежде чем войти в дом, жених высылал вперед своего посланца, который обращался к невесте и ее гостям со стихотворным приветствием (конокэрия). После этого следовал обмен калачами, при этом один калач разламывали на куски, которые раздавали гостям —«на счастье». Только тогда жених входил в дом невесты, и начиналось гулянье. Церковное венчание происходило на другой день, в воскресенье.

Торжественными моментами были повязывание гостей полотенцем, благословение невесты родителями,* вынос приданого и отъезд свадебного поезда в дом жениха, куда в дальнейшем перемещались свадебные гулянья. Здесь устраивался торжественный вечер маса маре, на котором гости одаривали молодых. Последний день свадьбы в различных местностях Молдавии назывался по-разному: легэтоаре, колак, ункроп. Молодой в этот день под пение дружек и родственниц надевали женский головной убор.

В свадебных обрядах XIX — начала XX в. сохранилось много пережитков древнемолдавского свадебного ритуала, который характеризовался преобладанием драматических действий и магических приемов. Пережитком древнего магического обряда являлся танец гостей, во время которого они трижды обходили стол, приговаривая, чтобы зло покинуло дом и осталось добро. В свадебных декламациях жених представлялся как император, собравший войско для охоты на козочку, под которой подразумевалась невеста. Этот мотив являлся поэтическим отражением обрядовой борьбы между родами жениха и невесты, возникшей на основе древнего обычая похищения женщин.

Однако старая феодальная символика: жених-император, невеста- царевна, гости-бояре теперь получила пародийное звучание. В конце декламации сообщается, что жених беден, ленив и т. д.

Свадебный фольклор и магическая обрядность, превратившись в анахронизм, постепенно начали забываться. Все ухудшавшееся материальное положение большей части бессарабского крестьянства приводило к быстрому сокращению свадебной обрядности. В 20—30-е годы XX в. свадебные гулянья, ранее продолжавшиеся целую неделю, даже у зажиточных оканчивались в два-три дня.

В дореволюционной деревне женщина рожала дома. До последних дней она работала: занималась уборкой, мазала глиной пол, пекла хлеб. Роды принимала повивальная бабка (моаше). Перед родами женщину купали в теплой воде, настоенной на травах, затем натирали ей живот подсолнечным маслом и обвязывали полотенцем. На другой день после родов справляли родит, в котором принимали участие только женщины. Через некоторое время устраивали крестины (кумэтрие). Считалось, что некрещеные дети несчастливы в жизни и рано умирают. Дети, умершие до крещения, по распространенному верованию, превращались в злые существа (мавки).

До крестин муж и жена определяли, кого они пригласят в восприемники ребенку. Приглашение в кумовья считалось почетным и связывало кумовьев с крестником и его родителями узами уважения и взаимопомощи. В случае смерти родителей ребенка крестные должны были взять его к себе.

В кумовья в первую очередь приглашали тех, кто был посаженными на свадьбе родителей ребенка. Если раньше их, как посаженных, называли — пун, пунь, то после того, как они принимали участие в обряде крещения ребенка, их звали кумэтру, кумэтрэ. Ребенок в дальнейшем называл своих крестных нэнаш и нэнаше.

Число приглашенных в кумовья зависело от благосостояния родителей ребенка —в некоторых селах оно доходило до 20 человек. Часто это были родственники, среди которых могли быть и дети. Приглашать в кумовья отправлялись с графином вина и калачом, а приглашенные в ответ давали горсть соли и немного кукурузной муки.

Ребенка крестили в церкви, а по возвращении домой его вручали матери. По обычаю, мать встречала прибывших, сидя на печи. Принимая ребенка, она благодарила крестных и целовала им руки. Кумовья преподносили матери отрез ткани и другие подарки.

Вечером на празднование ‘кумэтрие собирались гости, приносившие с собой калачи, виной подарки. По обычаю, принятому в некоторых селах, отцу ребенка не полагалось участвовать в общем торжестве, его угощали отдельно в конце вечера. Гости дарили ребенку деньги, в свою очередь хозяева одаривали гостей калачами. В качестве ритуального блюда в некоторых районах податзали борщ.

В обрядах, исполнявшихся во время кумэтрие, значительное место занимали пожелания счастья новорожденному, основанные на пережитках древней символики. Так, в воду, приготовленную для купанья, добавляли зерна пшеницы, сахар, птичье перо, приговаривая: «чтобы ребенок имел свою долю хлеба, когда станет хозяином»,’ «чтобы был легок, как перо» и т. д. Чтобы ребенок был веселым, кумовья кричали: «ух, ух!».

Соблюдались также различные охранительные обычаи (не тушили лампу на ночь, не выносили ничего из дома после захода солнца и т. д.), с целью якобы защитить мать и ребенка от влияния злых сил.

В похоронных обрядах удерживались наиболее древние традиции, с покойниками было связано множество суеверий.

Скоропостижная смерть (моартя нэпрасникэ) считалась в народе божьим наказанием. Если человек умирал долго и тяжело, говорили, что он расплачивается за грехи. Легкая смерть означала, что умерший вел праведную жизнь.

Умершего переносили с кровати на пол и клали на разостланное полотно. После обмывания и одевания покойника укладывали на стол в горнице головой под образа и покрывали его с ног до головы белым холстом. Из комнаты выносили все зеркала. Рядом ставили сосуд с водой. В некоторых селах, кроме того, вешали полотенце. По одним представлениям, душа умершего умывалась водой, а по другим — пила воду. Умершего облачали в лучшую одежду. Обычно старики заранее заготовляли так называемую смертную одежду, чаще всего — праздничную. По обычаю ее полагалось шить * только из домотканого материала. Умерших девушек одевали в наряд невесты и обряжали как на свадьбу. Молодым неженатым мужчинам клали на грудь букет цветов, «как жениху». По народным представлениям о загробной жизни бракосочетание умершему так же необходимо, как еда и питье, и родственники снабжали покойника тем, что ему требовалось при жизни.

Гости, входившие в дом, не здоровались и не прощались при уходе. Все время, пока в доме находился покойник, пищу приготовлял кто-нибудь из соседей или родных, не живущих в доме умершего. Считалось, что если еду приготовит кто-либо из живущих в доме, то o:ia будет горькой от слез.

По народным традициям принято было причитать над покойником. Умершего оплакивали как в день похорон, так и на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти, а также в общие поминальные дни.

Был распространен обычай привег — ночные игры при покойнике, чтобы отогнать от него злую силу. В комнате, где лежал умерший, собирались девушки и юноши и проводили там всю ночь, разговаривая, шутя и устраивая различные игры.

Пока умерший находился в доме, не отдавали вещь, занятую у соседей, «чтобы не умер у них кто-нибудь». Этот обычай связан с народным представлением о том, что смерть, пришедшая в дом, еще не покинула его. На этом же был основан и запрет подметать в доме, пока там находится покойник.

Существовало поверье, что в течение всего времени, пока покойник находится в доме и по дороге на кладбище, он все видит и слышит. В связи с этим в гробу с правой стороны делали отверстие — окошечко, через которое покойник якобы мог смотреть. Этот обычай основан на древнем веровании в бессмертие души, впоследствии закрепившемся в народном сознании христианской религией. Покойного отпевали в церкви, затем его везли хоронить. Одним из древних элементов молдавской похоронной обрядности был обычай выстилания впереди похоронной процессии полотна — так называемых мостов, по которым, согласно верованиям, душа возносилась на небо. Во время похорон принято было подавать милостыню, перебрасывая ее через могилу. Обычно так перебрасывали курицу или петуха какому-нибудь бедняку. В некоторых селах Молдавии в качестве милостыни через могилу перебрасывали сумку, ковер или деревцо, к ветвям которого были подвешены калачи, конфеты и т. д.

После погребения устраивали поминки, на которые приглашали родственников и знакомых умершего. Поминали покойника в Молдавии на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Иногда в эти дни приглашенные родственники общими силами строили в память умершего колодец или мост. На таком сооружении делали надпись, указывавшую, в честь кого оно выстроено.

В советское время семейная обрядность претерпела большие изменения. Прежде всего она утратила религиозную окраску — венчание в церкви, крещение ребенка, отпевание покойника стали редким явлением. Появились новые формы обрядности, отражающие социалистические отношения. Так, наряду со свадьбой, сохраняющей старинные традиции, распространились комсомольские свадьбы. Если в прошлом свадьба была праздником родственных групп, то отличительной чертой комсомольских свадеб является широкое участие в них общественности. Достоинства жениха и невесты оцениваются не по богатству или знатности происхождения, а по их участию в производстве и общественной жизни. Взамен старых обрядов, не отвечающих современным представлениям, создаются новые, например, вручение в торжественной обстановке жениху и невесте подарков от общественных организаций. Участились браки с представителями других национальностей.

Рождение ребенка теперь отмечается часто с участием в семейном торжестве представителей коллектива, в котором работают родители. Старый похоронный обряд с выстиланием полотен, калачами, иконами и свечами постепенно забывается. Современные похороны сопровождает оркестр, иногда впереди процессии несут красное знамя.

Зимние и новогодние традиции и обычаи молдаван

В Молдове

Получить короткую ссылку

223662

Молдавский народ с древних времен сохраняет свои традиции. Это настоящая кладезь народной мудрости. Сегодня мы расскажем о традициях, связанных с зимними праздниками, — Рождеством Христовым и Новым годом

КИШИНЕВ, 2 дек — Sputnik, Юлия Липовая. Молдова — православная страна, в которой сохранилось много народных традиций, впитавших в себя богатейшее этническое многообразие, отражая уникальное историческое и культурное наследие.

Некоторые из этих традиций упоминал ещё в XVIII веке Дмитрий Кантемир в своей книге Descriptio antiqui et hodierni status Moldaviae (Описание древнего и современного состояния Молдавии).

Корреспондент Sputnik Молдова побеседовал с Сильвией Шарануцей, этнографом и музеографом, заслуженным деятелем Республики Молдова, и узнал какие самые почитаемые зимние традиции и обычаи в нашей стране.

К сожалению, в городах не все из далее упомянутых обычаев соблюдаются, но в селах до сих пор большую часть обрядов выполняют. 

Одни из главных традиций молдаван в канун зимних праздников — колядки, хождение со звездой, плугушор, игра в маски, соркова, посев и многое другое.

Как принято готовиться к праздникам

Перед Новым годом и рождеством каждый дом и каждую семью посещал священник. Он приходил с иконой и крестом и благословлял дом и всех проживающих в нем.

Вечером, за день до праздника, дети отправлялись в гости к своим крестным родителям с «поклоном». В знак уважения крестным вручали тарелку со сластями, калачи и подарок, например, чашку, фартук или полотенце. Домой они тоже возвращались не с пустыми руками.

Утром, на кануне праздника, дети отправлялись со звездой и кочевали от дома к дому колядуя. Звезду с шестью или восьмью концами готовила каждая семья, имеющая детей. Ее создавали из цветной бумаги и других украшений. В центр звезды положено поместить изображение Богоматери или Иисуса Христа.

Ребята соответственно одевались и вознаграждались сластями. Считается, что, если хозяева встретили детей хорошо, значит и год будет счастливым.

Новогодний и рождественский стол

Обязательно на зимние праздники резали свинью. Это всегда было главным блюдом каждой семьи на Новый год и Рождество. Хозяйки готовили из свиного мяса голубцы, колбаски, свиные ушки, котлеты и другие блюда. Также пекли калачи, готовили холодец, кутья и на стол ставили красное вино.

Сейчас обязательным блюдом на празднике стал салат оливье, для кого-то селедка под шубой, а также красное вино, шампанское и цитрусовые. 

О других обычаях и традициях молдавского народа читайте в следующей публикации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *