Казачья свадьба традиции: Казачья свадьба — Википедия – Обычаи: казачья свадьба

ДОНСКИЕ СВАДЬБЫ. Обычаи, приметы, обряды — 13 Ноября 2018

«В традициях донской свадьбы слилось влияние обычаев разных народов, а в итоге выкристаллизовались особенности, присущие территории Дона. Но и здесь отличия в том, как гуляют верхнедонские казаки и нижнедонские, могут быть существенны.

Кто кого выбирает

Вообще-то выбор был за родителями, но молодой человек мог прийти к ним и сказать, что присмотрел девушку. В случае невесты ситуация была строже: она не могла сказать «нет» решению родителей. Когда сваты приходили в дом, невесту они там видеть не могли, да и жениха тоже могло там не быть. Родители оговаривали между собой — какая у кого получается выгода. Хотя существовал и предварительный запрос — готовы ли родители отдать девушку в сватающую ее семью, за конкретно этого молодого человека.
Свататься ходили, в основном, к равным по материальному достатку: богатые не отправлялись свататься к бедным и — наоборот. Бывали и исключения, если речь шла о вдовцах, старых девах.
Правда, если вспомнить классику в виде «Тихого Дона», то Наталья происходила из семьи Коршуновых, семьи состоятельной, а Мелиховы были победнее. Однако вспомним, что девушка была в семье любимицей, которую родители очень хотели видеть счастливой. Поэтому к ее слову прислушались. Существуют свидетельства о том, что сваты тайно пробирались в дом к родителям потенциальной невесты с тем, чтобы в случае отказа огласка была не столь широкой.
Но вот сговор состоялся. Времени от сговора до свадьбы проходило — как договорятся: все зависело от того, был ли в это время пост или мясоед. Если нужна была в дом работница, то со свадьбой торопились. Казака старались женить до того, как он уйдет на службу, чтобы успел завести детей. А то, мало ли что могло случиться — войны были тогда постоянными.

Из воли родительской не выхожу

Смотринами в давние времена могли называть и осмотр дома и подворья жениха (особенно если он из другого хутора), и знакомство с приданым невесты. Когда все всем уже окончательно нравилось, устраивали рукобитие или запой: звали родственников, соседей, устраивали большое застолье. Невеста могла разливать чай. Ставили молодых вместе, смотрели — подходят они друг у другу или нет. Стороны били по рукам, скрепляя договор.
Чаще всего хлеб-соль приносили сваты. Где-то просто его принимали, где-то хлеб разрезался невестой. Это означало, что невеста согласна на этот брак. А еще смотрели — ровно ли разрежет: если ровно, то и семейная жизнь будет ровной. Если не дорежет до конца — это считалось приметой нехорошей. Отсюда — и выражение «отрезанный ломоть», то есть, уход из своей семьи.
Определялся размер отступных, называемых закладом или зарядом: если какая-нибудь из сторон откажется от брака, то должна будет заплатить нечто вроде штрафа.
На Верхнем Дону определяли еще «кладку». Так называли подарки со стороны семьи жениха, которые дарились невесте.

До свадьбы оговаривалось все — сколько дней будут гулять, сколько позовут гостей, какой будет выкуп за невесту. После рукобитья у невесты устраивались вечеринки — поночевки, посиделки: на них играли во всякие игры, пели песни, что-то дошивалось из приданого. Последняя вечеринка перед свадьбой — девичник.
Утром накануне свадьбы в дом жениха с песнями приносили приданое, могли его демонстрировать — подбрасывать подушки, махать простынями.
Пекли перед свадьбой и каравай для того, чтобы молодые делили его на свадьбе.

Пекла, в основном, родня жениха, и была примета: каравай должен удаться, иначе хорошей жизни у молодых не будет. У донских малороссов сажать каравай в печь приглашали счастливо живущие пары.

Ну и сама свадьба

Собирая невесту в церковь, подруги пели печальные песни. Если девушка — сирота, то она шла на кладбище, просила благословение у усопших родителей.
Одевая невесту, ей прикалывали булавочки от сглаза, пояс, в который вшивали молитву, надевали под платье — от сглаза, сыпали в туфли мак — опять же от сглаза. Кстати, мак могли насыпать и в обувь и жениху.
Потом жених с друзьями отправлялись за невестой. Их, как и сегодня, сразу к ней не пускали, требовали выкуп — и в воротах, и в дверях дома. Возле невесты, как правило, находились ее младшие братья и сестры, державшие в руках скалки и колотушки для символического устрашения тех, кто пришел с выкупом. Им давали символический выкуп за невесту — мелкие деньги, конфеты.
Невеста ожидала жениха в красном углу, иногда сидя на шубе — чтобы жизнь была богатой. Будущих молодоженов сажали рядом, преподносили небольшое угощение. Выходили они из дома, держась оба за платочек (опять же от сглаза!) и усаживались в свадебный поезд, который отправляется на венчание.

По пути также молодоженам могли перегородить дорогу, требуя выкуп или угощение, так что с собой помощники жениха и невесты брали спиртное и еду.
По дороге молодоженов могла поджидать опасность в виде колдовства и порчи, которые могли распространяться уже на всех гостей. Это выражалось в том, что лошади останавливались, распрягались, поворачивали в другую сторону. Известен рассказ о случае, когда лошади упали замертво. Самое интересное, что все знали, кто колдует. Приходилось отправляться к этому человеку, задабривать его — поднести выпить и закусить. На Верхнем Дону рассказывали, что и в дружки приглашали не абы кого, а того, кто сможет молодых оберегать от таких вещей.
В рассказах старых людей встречаются и сюжеты о столкновении разных сил: колдун хочет навредить молодым, а дружок защищает. В основном, наводили порчу на молодых за то, что не пригласили на свадьбу.
В церкви смотрели на то, у кого быстрей сгорит свеча, что указывало на то, кто скорей уйдет из жизни.

После венчания в доме жениха невесте меняли прическу: волосы завязывали в куль, а сверху надевали колпак, «фальшонку». С этого времени молодая могла носить только такую прическу, чтобы все видели, что она — женщина замужняя.
При встрече в доме жениха перед молодыми разметали дорогу — опять же от сглаза, от порчи — и встречали с караваем и иконой. Вся свадебная процессия проходила под поднятым караваем.

После первых трех рюмок на свадебном пиру начинали принимать дары от гостей — сначала от родителей, потом от друзей жениха. Всем дарившим доставалось по кусочку каравая и по рюмке. На дарах бывали и «зеленые» подарки: могли подарить еще не родившуюся телочку или барашка, невылупившихся гусят. Когда живность рождалась, молодые за ними приезжали.
Список подарков процарапывался на печке, а потом невеста белила эту печку, показывая, что она и это умеет делать.
Первый день гуляли у жениха: родственники невесты — почетные гости, их угощали и развлекали. На второй день наоборот: в доме невесты — родственники жениха становились почетными гостями.

Второй день

Второй день считался балаганным: к примеру, молодую посылают за водой, но донести эту воду до дома ей не дадут. Или специально бьют горшки и заставляют ее подметать. Все испытания были шуточными, поскольку про невесту уже все знали всё.
На второй день наряжались — мужчины женщинами, женщины мужчинами, а также цыганами, врачами. В таких нарядах ходили по хутору, могли украсть кур, сварить из них лапшу и всех угощать. Носили с собой калину или ветки деревьев с красными ленточками — символ чистоты невесты.
Могли сажать в тачку тещу или свекровь. А покатав, их довозили до речки и там купали, а те, готовясь к таким вещам, надевали на себя что похуже.

В конце некоторых свадеб «забивали чоп» или «концы хоронили» — что означало: в семье женили последнего ребенка. Делалось это так: рыли ямку, туда забивали чурбачок.
После этого свадьба считалась законченной, начиналась будничная жизнь».
Такой вариант свадьбы — усредненный, ведь районы области заселяли люди с разных территорий, потому и свадьбы получались разные, хотя все игрались на Дону.

Автор — этнолингвист Гревцова Татьяна Евгеньевна, кандидат филологических наук

Фото:

1. Казачья свадьба. Начало ХХ века.
2. Свадебный каравай.
3. Встреча молодых. Семейный архив Л.П.Сидоренко, Зимовниковский район.
4. Второй день свадьбы. Архив В.И.Блохиной, хутор Донской Азовского района.
5. Катание тещи и свекрови на тачке. Архив А.Н.Ковалевой, Миллеровский район.

ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Казачья свадьба — Традиции казачества — Хроника казачества — Каталог документов

Приходило время жениться — об этом думали родители. В отцовском и материнском сердце давно облюбована была невеста сыну и жених дочери. Невеста и жених, достойные и по положению, и по достатку. И между собою родители сговорились давно. Однако, нужно было учинить сватовство.

За несколько дней до этого времени отец или мать говорили сыну:
— Сынок, тебе время жениться. Мы с матерью выбрали тебе невесту. Она хозяйка домовитая и работящая.

После этого устраивались смотрины невесты. Родители жениха отправлялись в дом родителей невесты на вечеринку. Собирались гости. Гости заводили разговор о хозяйской дочери, хвалили ее красоту, ум, называли ее доброю хозяйкой и просили, чтобы она поднесла им. Мать звала дочь. Та выходила по-домашнему, но принаряженная, приносила поднос с кубками и чарками, налитыми вином, и обносила гостей. А сама потом скромно становилась в углу. Гости медленно пили, похваливали вино, а жених смотрел на невесту.

— Бог даст, — говорили гости, — она и нас полюбит!

Все знали, в чем тут дело, но никто и вида не показывал, что знает. После этого засылали сватов. Сваты начинали дело просто.

— Урядник Мосей Карпович и Маланья Петровна желают вступить с вами в родство, — говорили они.

Если им отвечали: «Благодарим покорно за доброе мнение о дочери, только мы не сможем собрать свадьбу», — это значило отказ. Если же отец соглашался, то он говорил: «Дайте мне посоветоваться, да и ее самое поспрашивать, заходите на послезавтра».

Невесту хотя иногда и спрашивали, но она и не смела ответить иначе как: «Воля ваша».

В назначенный день сваты приходили уже с хлебом-солью.

— Отец и мать Гаврилы Миронова, — говорили они, — кланяются и просят принять хлеб-соль.

Хозяева, вместо ответа, целовали гостинец.

— Дай Бог, — говорили сваты на прощанье, — в добрый час! — В добрый час! — отвечали родители и подавали друг другу руки не иначе, как обернув их суконной полой.

В этот же день вечером в доме невесты справлялось рукобитье. Жених приходил с родителями. Его поздравляли с невестой и он кланялся в ноги будущему тестю и теще. Собирались гости, устраивалась вечеринка и девушки пели песни.

О приданом тогда никогда не говорили. Это было бы унижением чистоты брака. Сват выводил на середину комнаты жениха, по левую сторону ставили невесту, и жених целовал ее. Родители соединяли их руки и отец жениха говорил торжественно:

— Сын, вот тебе невеста. Да благословит Господь Бог союз наш.
Иногда при этом жених и невеста дарили друг друга чем-нибудь.
На рукобитье долго не сидели, назначали день сговора и расходились по домам. Женщины, проходя по станице, пели: «Ой, заюшка, горностай молодой!» и «Перепелушка, рябые перышки». И вся станица знала, что рукобитье состоялось.

За рукобитьем следовал новый праздник — сговор. На сговор сзывалась чуть ли не вся станица. Ярко горели свечи в медных шандалах; все были принаряжены. На столах, накрытых скатертями, разложены были гостинцы и семечки. Женщины и девушки садились в отдельной комнате. В доме жениха готовили 10-20 блюд с кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами, финиками и всякими сластями, готовили мед и вино, и длинной вереницей несли все это в дом невесты. Там, в присутствии всех, повторялось то же, что было на рукобитье. Потом жених с невестой обносили гостей вином. От последнего гостя невеста убегала к девушкам, и если жених не успевал ее обогнать, то он должен был ее выкупать.

Начинался торг. Девушки ни за что не уступали невесту.

— Она у нас золотая, недешево достанется, — приговаривали они.
Все собирались смотреть этот торг; наконец, жених выкупал ее и ее ставили в угол комнаты. Наступала тишина, а потом через полчаса все оживлялось и начинались танцы. Танцевали больше два танца — «Журавель» и «Казачка».

Во время ужина пели песни. Сначала пели песни о геройских подвигах донцов, протяжные, потом плясовые.

За два дня до свадьбы праздновали «подушки», а накануне свадьбы — девишник. В день «подушек» приходили знакомые и родня жениха и смотрели приданое. В комнатах были положены подушки. Жених с невестой садились первыми на них. Швеи, шившие приданое, подносили им мед; жених выпивал мед маленькими глотками, после каждого глотка целовал невесту, приговаривая: «Мед горек, надобно подсластить». Осушив бокал, жених клал на поднос швеям деньги. После жениха и невесты на подушки садились и другие казачки, пили мед и целовались, а в них в это время бросали подушками. Бывала в день подушек и музыка, и тоже танцевали.

Девишник — это был последний праздник молодой казачки. Вечером перед заходом солнца одна, или с какой-нибудь старой женщиной или с няней ходила она на кладбище. молилась на могилах родных и просила благословения на новую жизнь.

В ее доме, тем временем, собирались гости «наволакивать подушки». В дом жениха съезжались «каравай сажать». Каравай пекли торжественно. Все гости держались за лопату дружно, и свахи освещали печь свечами ярого воска, обвитыми цветными лентами. Эти свечи давались жениху и невесте при венчании.

Вечером гости жениха, набрав караваев, отправлялись в дом невесты. Невеста сидела среди подруг. На ее голове надета была высокая шапка, украшенная цветами и перьями, а в косе был заплетен золотой косник. Подруги пели ей грустные песни

С приходом жениха песни смолкали. Садились опять на подушки, пили мед, а потом женщины разбирали легкие вещи из приданного и шли в дом жениха.

Свадьба справлялась особенно торжественно. Это был самый торжественный день, может быть, единственный праздник в жизни женщины-казачки. Все, что было богатого в доме ее родителей, доставалось для этого дня. Жемчуга и золото блистали на ней. Как только раздавался благовест к обедне, отец и мать благословляли невесту, она целовала икону и прощалась с родителями и родными. Слезы лились без конца.

Между тем, жених в богатом платье шел к невесте. Платье жениха сохранялось из рода в род. Часто сын венчался в кафтане, в котором венчался его дед, жалованном царем кафтане. Иногда венчальное платье было одно на всю станицу. Оно хранилось в станичной избе и надевали его все женихи, а по окончании свадьбы возвращали обратно в станицу. Жениха вел «ведун», он должен был предупреждать его о всех порогах. Впереди его шел священник с крестом, а за ним мальчики несли благословенные образа с пеленами; кругом шли товарищи жениха, или поезжане. По окончании венчания в церкви, еще в притворе, молодой расплетали косу и укладывали волосы по-женски — надвое, обвивали ими голову и надевали шапку или повойник.

Поезд с молодыми, окруженный верховыми поезжанами, ехал в дом жениха. На крыльце молодых встречали родители с хлебом-солью, под хлебом-солью должен был пройти весь поезд. Когда проходили молодые, на них сыпали пшеницу и другие хлебные зерна, перемешанные с хмелем, орехами, пряниками, мелкими монетами, — это означало пожелание молодым жить богато…

Все садились за стол. Начинались тосты — первый тост был всегда за Царя, потом за войскового атамана, за молодого князя и княгиню. Тут обыкновенно родные и тесть одаривали их. Дарили дорогие вещи, оружие, иногда тесть отдавал молодому своего залетного скакуна с седлом, и родители жениха одаривали невесту платьями и материями. Пир шел иногда до утра. Пели свадебные песни. Смолкали они, поднимался старый казак и, держа в руке серебряный кубок, может быть, отбитый у турок еще в азовские походы, говорил:

— Желаю здравствовать князю молодому с княгинею! Княжому отцу, матери, дружке со свахами и всем любящим гостям на беседе, не всем поименно, но всем поровенно. Что задумали-загадали, определи Господи талант и счастье. Слышанное видеть, желаемое получить, в чести и в радости нерушимо…

И собрание в голос отвечало: «Определи Господи!» Через несколько дней после свадьбы родители молодой давали всем гостям отводы — прощальный обед.

Очень часто и месяца не проходило после свадьбы, как молодой муж получал наряд и шел на службу.

Каждый поход приносил славу казачеству. Прибавлялось жалованных знамен, говоривших казакам об их недавней славе. Приносили станичники из похода дорогие хоругви, иконы и паникадила и ставили их в родную церковь, но прибавлялось в этой церкви на иконе Божьей Матери, всех скорбящих Заступнице, жемчугов на окладе. Этот жемчуг, как слезы клали казачки за своих убитых мужей..


По книге Валерия Никитина «Традиции казачества».

Свадебный обряд донских казаков

Обряды донских казаков

kinopoisk.rukinopoisk.ruКазачья свадьба

Одно из первых мест в ряду многочисленных казачьих обрядов занимает свадебная обрядность, сложившаяся после введения на Дону церковного брака в XIX веке. Традиционной донской свадьбе присущи многие черты южновеликорусской и украинской свадьбы.

Свадьбы обычно устраивали осенью или зимой, когда казаки освобождались от полевых работ, но иногда и весной, чтобы к началу весенних полевых работ в семье была еще одна работница.

Чаще всего родители сами объявляли сыну свою волю в выборе невесты и отправлялись на смотрины. В доме невесты заводили разговоры о ее красоте, уме и трудолюбии. По зову матери появлялась одетая по-домашнему невеста, держа в руках поднос с кубками вина. Она угощала пришедших и скромно отходила в сторону. Гости расхваливали вино, пили умышленно медленно, чтобы дать возможность жениху рассмотреть невесту. Потом невесту уводили и спрашивали, понравился ли ей жених. А жениха спрашивали о невесте.

Через несколько дней родители жениха присылали сватов, которые приходили в дом под видом заблудившихся странников.

Завершал сватанье обряд рукобития, главное значение которого заключалось в торжественном договоре об условиях брака. Родители договаривались о кладе (т. е. подарках невесте), угощении. Договорившись, отцы били по рукам.

За неделю до свадьбы начинались посиделки, на которые у невесты каждый вечер собирались подруги, шили ей платья, готовили приданое.

Невеста оплакивала свою волю («тяжко с тобой, моя волюшка, тяжко с тобой расставатися»), своих подруг, с которыми расставалась («да вы, милаи мои подруженьки, все вы вольная да раскочнаи! Да последний жа вечерочек побывать мне, девочки, с вами»). Подруги на посиделочной неделе оставались ночевать у невесты.

За несколько дней до свадьбы праздновали «подушки». Приданое невесты веселые «подушечники» несли к дому жениха — легкие вещи несли в руках, а следом на телеге везли сундук. Жениховая родня во главе с матерью принимала приданое и угощала участников «подушечного» поезда.

В последний день перед венцом, девушки собирались у невесты печь традиционный каравай, который украшали веточками, розочками и торжественно несли в дом жениха.

Под песни девушек убирали невесту, заплетали волосы в одну косу. Ждали прихода жениха.
В доме жениха собирались родственники и знакомые. Готовили жениха: одевали, учили держать себя бравым казаком. Затем, набрав провизию, отправлялись в дом невесты, как войско, осаждающее неприятельскую крепость, вновь сводили жениха с невестой, которые торжественно подтверждали согласие на вступление в брак. Жених с невестой удалялись к молодежи, а старые отправлялись на предбрачную вечеру в дом жениха. Здесь выбирали дружку, в помощь ему выбирали двух свашек, главная из них — невестина.

2001EfP2001EfPУ молодежи в это время тоже шла вечера. С приходом старых вечера заканчивалась, и невеста с подругами, проводив жениха, возвращалась в курень с печальной песней:

Да кукуй, кукушка, не вмолкай,
— Да немножко тебе куковать,
От велика дня до Петра!..

Наступал день выданья. Жених и его друзья садились на коней, остальные участники «поезда» рассаживались в тарантасы, украшенные красными лентами. Казаки-конники отчаянно джигитовали. Улицы станицы оглашались пением военных казачьих песен, звоном колокольчиков. С шумом подкатывал «храбрый поезд» к дому невесты на последний приступ.

К этому времени невеста уже простилась с родными, посидела «на посаде» (овчинной шубе кверху мехом), чтобы богатой и счастливой быть. Одетая в брачный наряд, с заплетенной косой, она сидела за столом в окружении свашки, дядьки, младших братьев. Братья с плетками в руках не пускали жениха к сестре. А дружка, набивая цену, выкупал невесту. После выкупа брачный «поезд» с женихом и невестой ехал на венчание в церковь, а потом — в дом жениха, где на крыльце их встречали родители и благословляли хлебом: разламывали над их головами большой каравай. Чтобы молодые жили в достатке и благополучии, на них сыпали пригоршнями орехи, конфеты, зерно, пшеницу, хмель. Девушки играли песни:

Отворяй, маменька, широк двор,
Да вот тебе, маменька, сын на дворе,
Да не сам с собою — с женою,
Со своей верною слугою.

Начинался обряд повивания: молодой расплетали косу девичью, закладывали волосы на макушке и убор замужней.

А на следующий день происходила раздача каравая со словами «Сыр-каравай принимайте, а молодых одаряйте, наши молодые нанове, им много надобно», — дружка подводил молодых к отцу с матерью. Те провозглашали свои подарки: отец сыну — коня с седлом на службу, а мать — телку или корову в хозяйство. Затем каравай разносили гостям, и каждый одаривал молодых.

Дружка и свашки, завершив свое дело, сдавали молодых родителям, просили не обижаться, если что не так. Их благодарили, наделяли подарками. Молодые благодарили всех участников свадебного пира, прощались, но гулянье после этого могло продолжаться еще неделю, в течение которой молодая пара посещала родственников, знакомых. Это называлось ходить «по сабе».

Так играли свадьбы на Дону. Но в каждом хуторе и станице были свои особенности.
Старинная казачья свадьба долго бытовала на Дону, И в наши дни в некоторых хуторах и станицах, играют свадьбы с элементами старинного обряда — с дружкой и свахой, выкупом и караваем, с танцами: и пением свадебных песен.

provodyprovodyПроводы на войну

Уходя в поход, казаки собирались в церкви на молебен. По обычаю, брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца или матери. Землю зашивали в ладанку (расшитую сумочку с горстью земли и переписанной молитвой) и привешивали к кресту на грудь. Считалось, что это должно оградить воина от ранений и другой беды. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

После благословения отца казак кланялся в ноги родным: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка!» Обращаясь к жене, говорил: «Бог даст – вернусь! Береги детей!».
Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.

vstrechavstrechaВстреча казака с войны

Встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

Проводы казака в последний путь

pohoronypohoronyСмерть для верующих казаков представлялась естественным явлением, не вызывающим ужаса или отчаяния. Они по-философски мудро относились к последнему дню своей жизни, считая: уж коли ты родился, то должен и умереть. А потому некоторые еще при жизни присматривали себе место под захоронение.

Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и с притороченным к седлу оружием, а уже за конем шли близкие. В доме вдовы под иконой лежала шапка погибшего. Это означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Хоронили казака по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины – мужчин, женщины – женщин. Все предметы туалета, которыми пользовались при омовении и обряжении, непременно сжигали, чтобы их не использовали для наведения порчи.

Поминали в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. В малых донских казачьих станицах до сих пор это свято соблюдают. На поминки пекут пирожки с капустой, сладкие – из сухофруктов, варят компот. Перед началом поминок обязательно подают кутью – рис с медом или изюмом. На стол ставят водку и вино. Раньше выпивали строго по три рюмки. На обеде ели только ложками, вилок не подавали и желательно, чтобы ложки были деревянными. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.
Приближение смерти казаки связывали с некоторыми приметами. Считалось, что непременно быть беде, если икона упадет на пол, завоет без причины собака или птица забьется в окно. Умирающему старались облегчить смерть, открывали двери или в потолке делали отверстие. Перед смертью необходимо было причаститься. Казаки полагали, что особенно плохо приходится на том свете самоубийцам, которых хоронили отдельно, вне кладбища и без креста.


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Настоящая казачья свадьба — какая она? Вспоминаем обычаи и традиции казачьих свадеб — Автор Екатерина Данилова

Настоящая казачья свадьба - какая она? Вспоминаем обычаи и традиции казачьих свадеб

Свадьба – очень волнующий и запоминающий в жизни каждого из нас момент. В казачьих краях она проходит со своими необычными обрядами и условиями, которые сильно отличаются от нашей современности.

Женились казаки и казачки в возрасте 17-20 лет. Невесту старались брать из хорошей качественной семьи, чтобы умела управляться по хозяйству, вкусно готовить, уважала стариков. Знакомилась молодежь на вечерних гуляниях (вечерки), хороводах, праздниках: проводы Масленицы, Рождество, Пасха.

Казачьи свадьбы старались играть осенью после уборки урожая, так как свободного времени у казаков становилось гораздо больше. Связанно это еще было и с экономической точки зрения: казаки привыкли гулять несколько дней на широкую ногу, чтобы на праздничных столах было много разнообразных блюд и спиртного.

Как же готовились к свадьбе в казачьих краях?

Прежде всего молодой казак заводил разговор со своими родителями о женитьбе на выбранной им невесте, просил согласия на свадьбу у матери с отцом. Если мать с отцом соглашались, то начинались готовиться к сватовству.

Сватовство

Подготовка к казачьей свадьбе начиналась со сватовства к невесте и ее родителям. Мать и отец со стороны жениха облачались в нарядные одежды, обряжали сына, приглашали с собой уважаемых родственников и шли к будущим сватам с заранее испеченным по этому случаю хлебиной (пирогом). Если жених не понравился родителям девушки, то гостям не предлагали даже присесть. Если им нужно было время подумать над ответом, то родители жениха оставляли хлебину матери невесты. Возвращенный через несколько дней кусок пирога или тыквы обратно жениху, можно было считать, что ответ отрицательный. Если мать с отцом сразу давали согласия на брак, то сватов сажали за стол, выпивали по рюмке и договаривались о сводах.

Своды

Своды представляют собой большое застолье со всеми приглашенными родственниками со стороны жениха и невесты, на котором обсуждались конкретные детали предстоящей казачьей свадьбы, а именно: сколько гостей пригласить, затраты, подарки, приданое, свадебное убранство.

На сводах молодой невесте вплетали в волосы разноцветные ленты и она ходила так до предстоящей свадьбы. За столом гости с обеих сторон били друг друга по рукам, угощались и пили. С этого дня девушка считалась «пропитой» невестой.

Весь период от сводов до свадьбы, который длился от 4-6 недель, молодые казаки и казачки все вечера проводят в доме невесты, так называемые «вечерки» и «ночевки». Во время таких мероприятий друзья и подруги играют в различные игры, поют песни, девушки занимаются рукоделием, парни угощают их сладостями.

В канун свадьбы вечером перевозится приданое невесты (постель, сундуки, подушку, одеяло, зеркальце) в дом жениха. В этом доме пекли большой свадебный пирог. В начинку пирога прятали монетку на счастье.

Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела…

• Подготовка к свадьбе

Рано утром в день свадьбы невеста просыпалась и обходила свой двор, мысленно прощаясь с ним. Если девушка была сиротой, то она добегала до кладбища, плакала на могилке, просила у родителей – покойников благословения, после чего возвращалась обратно и приступала готовиться к визиту жениха и гостей. В этом ей помогали подружки и сваха. Невеста расплетала свои волосы и по яркой ленте, которые были вплетены ей ранее на сводах, дарила незамужним подружкам. Сваха переплетала заново невесте косу, и с лирическими песнями все вместе дожидались приезда молодого жениха.

Встречали гостей за столом: жениха сажали рядом с невестой, родители с иконой благословляли молодых, а затем ехали к церкви.

• Венчание

Сейчас, в наше современное время, свадьбы проходят намного проще. В ЗАГСе молодожены предъявляют свои паспорта, обмениваются кольцами, свидетели уже не так необходимы, да и мало кто венчается. А в середине XIX казачьи свадьбы обязательно проходили этот обряд. Заранее молодожены соблюдали пост и причащались.

Невеста облачалась в скромное длинное до пола платье, плечи были прикрыты легкой накидкой, голова покрыта фатой или просто красивым платком.

На венчании свидетели держали над головами новобрачных венцы, остальные стояли с зажженными свечками. Считалось, если во время обмена кольцами кто – то из молодоженов случайно ронял кольцо, то брак сулил сложную жизнь между брачующимися.

После венчания при выходе из церкви молодожены должны были пройти мимо обнаженных над их головами крест — накрест шашками. Этот обычай символизирует защиту новой семьи от невзгод и бед. Сваха у гостей забирала погасшие свечи и отдавала их на хранение семье. В случае тяжелой болезни или мучительных родов невесты, свечи вновь зажигали.

• Приезд из церкви в дом жениха

Встречали молодоженов радостно: конфетами, орехами, родители жениха благословляли пару и приглашали всех за стол. Здесь начинался настоящий пир с разнообразными блюдами, спиртным, веселыми песнями, играми и шутками, дарами. Кстати, дары на казачьих свадьбах проходили на второй день, когда жених убеждался в «честности» девушки. Молодой казак благодарил отца невесты за хорошую жену. Если девушка была «нечестной», то на следующий день матери с отцом за столом подавали стакан с большой трещиной на дне, и вино проливалось на пол. Была и такая традиция: после новобрачной ночи обнародовали скатерть молодоженов. Ее вешали на телегу, на которой после венчания приехали жених с невестой. В некоторых казачьих районах был такой обычай: во время первой ночи молодоженов под кроватью до самой зари лежал дружок жениха.

Застолье продолжалось еще несколько дней, гости пировали, пели, катались на конях, разбрасывали на улицах монеты, фланкировали шашкой, а в последний день свадьбы топили баню, разводили большой костер и через него прыгали.

Казачьих традиций и свадебных обрядов много и все они, по – своему, интересны. Кое — что сохранилось и до нашей с вами современности. Важно жениться и, тем более, венчаться не потому, что это модно, а подойти к такому вопросу обдуманно и со всей ответственностью.

Лучшие товары с AliExpress без посредников:

Все для хранения:

Настоящая казачья свадьба - какая она? Вспоминаем обычаи и традиции казачьих свадеб

Модная одежда:

Настоящая казачья свадьба - какая она? Вспоминаем обычаи и традиции казачьих свадеб

Красивые сумочки:

Настоящая казачья свадьба - какая она? Вспоминаем обычаи и традиции казачьих свадеб

Все для рукоделия:

Настоящая казачья свадьба - какая она? Вспоминаем обычаи и традиции казачьих свадеб

Стильные кроссовки:

Настоящая казачья свадьба - какая она? Вспоминаем обычаи и традиции казачьих свадеб

Товары для красоты:

Настоящая казачья свадьба - какая она? Вспоминаем обычаи и традиции казачьих свадеб

Креативная посуда:

Настоящая казачья свадьба - какая она? Вспоминаем обычаи и традиции казачьих свадеб

Полезные ссылки:

Традиции кубанской свадьбы: ближе, чем кажутся

«Никаких караваев и шишек!» — говорят многие современные невесты, даже не догадываясь об истинном значении этих традиционных атрибутов. Мы попытались разобраться, что это такое «свадьба по-кубански» и что могут взять на вооружение сегодняшние молодожены.

Любая кубанская свадьба включала в себя несколько этапов: сватовство, посиделки (сговор), вечеринку, венчание и свадебное торжество.

Выходи за меня, Маруся!

Сватовство — это своеобразное предложение руки и сердца. Обычно в дом к невесте вместе с женихом приходили его родственники и сваха — бойкая женщина, которая и держала речь. Свататься можно было в любой день, но ни в коем случае не в пятницу и не в среду. И только после захода солнца.

Время прибытия сватов держалось в секрете, от дурного глаза. Гости несли каравай в рушнике: если предложение принято, каравай оставался в доме невесты, а если нет, то сваты забирали его с собой. Сразу же оговаривалась и дата сговора – собрания близких родственников молодых, на котором обсуждалась свадьба и распределялись затраты.

Традиции кубанской свадьбы: ближе, чем кажутся Традиции кубанской свадьбы: ближе, чем кажутся Традиции кубанской свадьбы: ближе, чем кажутся Традиции кубанской свадьбы: ближе, чем кажутся

Сегодня имеет смысл получить заочное согласие родителей и договориться о конкретном дне и времени сватовства. Задача жениха — расхвалить себя, показать, что девушка попадает в хорошие руки. Со своей стороны, родители должны «торговаться» и ставить под сомнение достоинства жениха. Обсудить подробности свадьбы стоит в этот же день.

Плачу, слезы горькие лью

Вечеринка или девичник проходили накануне свадьбы в доме невесты. Она отчаянно рыдала, потому что считалось, чем больше слез наплачет, тем меньше горя будет в семейной жизни. Подружки расплетали косу невесте, которая заканчивала шить рубаху — подарок жениху. Затем девушки шли в дом жениха, выпрашивали у него подарки, и уже все вместе они оказывались в доме у невесты, где и проходила кубанская вечеринка.

Конечно, шить рубашку и расплетать косу, которой может и не оказаться, не предлагается. Но устроить общую вечеринку — идея стоящая. Тогда точно не будет укоров и поводов для ревности.

И кто же здесь главный?

В субботу казаки свадьбу не играли — дурная примета. Обычно начинали праздник в воскресенье с продолжением в понедельник. Главная деталь образа невесты — венок на голове, как символ чистоты. Кстати, от дурного глаза к подолу платья крест-накрест прикалывали 4 иголки. А жених даже на свадьбе был в военной казачьей форме.

Главными распорядителями на празднике были женато-замужние дружки и сваха. Их перевязывали крест-накрест полотенцами или платками, а дружке еще и 2-метровую палку давали. Чтобы никто не мог усомниться, кто здесь главный.

Традиции кубанской свадьбы: ближе, чем кажутся Традиции кубанской свадьбы: ближе, чем кажутся Традиции кубанской свадьбы: ближе, чем кажутся Традиции кубанской свадьбы: ближе, чем кажутся

Утром жених получал благословение родителей и ехал большой и шумной компанией к невесте (эту часть традиции с наибольшим удовольствием соблюдают современные кубанские молодожены). Невеста в это время получала благословение своих родителей. При этом девушку ставили на шубу, вывернутую на изнанку, дабы ей никто в будущем не завидовал.

Жених тем временем проходил всевозможные испытания, выкупая невесту. Его главная задача — прорваться в дом и сесть рядом с любимой. После благословения родителей молодые ехали венчаться.

Эх, гулять, так гулять!

Вернувшихся их церкви молодых перед домом (читай — рестораном) встречали гости, обсыпая пару специальной смесью, причем каждый ингредиент имел свое символическое значение. Например, крупа – семейное благополучие, орехи – многодетность, а лепестки –  рождение здоровых детей.

Была и традиция выстраивать почетный караул по обе стороны от молодых: казаки скрещивали шашки над головами супругов, чтобы защитить их от злых сил. После этого молодоженов с иконами, хлебом и солью встречали родители. Хлеб держал отец жениха, как глава и добытчик семьи, а мать — икону. Молодых ставили на рушник, как символ нового светлого пути, и начиналось действо с караваем.

Традиции кубанской свадьбы: ближе, чем кажутся Традиции кубанской свадьбы: ближе, чем кажутся Традиции кубанской свадьбы: ближе, чем кажутся Традиции кубанской свадьбы: ближе, чем кажутся

Сначала супруги отламывали по кусочку, солили и съедали (внимание!) каждый — свой. Цель обычая в том, чтобы отбить у молодых желание солить в семейной жизни друг другу. Потом пара вместе разламывала каравай пополам, определяя, кто будет главным в семье. После чего хлеб делили на кусочки, которые тут же раздавали гостям. Чем больше людей его попробуют, тем счастливее будет семья. Вот истинное предназначение каравая!

Благодарность по-кубански

Во время церемонии одаривания молодых невеста, в качестве благодарности, дарила гостю небольшую булочку «шишку», а жених протягивал рюмку. Это было не только своеобразным «спасибо за подарок». Считалось, чем больше «шишек» раздарят, тем меньше на семейном пути молодожены шишек набьют.

Кроме того, шишки были еще и своеобразными приглашениями: их вручали молодые, когда звали гостей на свадьбу. Для этого в семье невесты пекли обычно минимум 200 булочек.

Место для свадебных обычаев легко найти и на современных торжествах. А чтобы верно соблюсти все элементы кубанских традиций, можно привлечь к организации человека, хорошо с ними знакомого.

И тогда яркая колоритная свадьба останется в вашей памяти навсегда. Например, такая, как у Андрея и Даши, бесподобной свадьбе которых аплодировали сотни гостей комплекса «Атамань». Смотрите авторский фотосет о настоящей казачьей свадьбе и вдохновляйтесь!

Благодарим за помощь в подготовке материала ведущую Ирину Каирову
Фото: Виталий Васькович
Текст: Мария Мельник

Материалы повышенной свежести в нашем свадебном журнале

Все, о чем думает невеста: самые полезные и читаемые материалы свадебного журнала

Казачья свадьба — 28 Июля 2010 — Дневник

У казаков бытовали различные обряды: сватовство, свадебный, родильный, «имя наречение», крестины, проводы на службу, похороны.

Сватовство.

В каждом казачьем войске (войсковой общине) были несколько различные, но в общих чертах схожие обряды сватовства. У кубанцев и терцев был такой обычай, и у донцов был во многом схожий с этим обычай. На глазах у понравившейся дивчины, казак-хлопец бросал шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом или крестным свататься. Гости говорили: — Люди добрые, не прогневайтесь, парень-то мой шапку потерял, Вы часом, не находили? — Находили, находили… — отвечает отец невесты, — вон на шубницу повесили, нехай возьмёт и больше не теряет. Это означало, что сватовство не состоялось – родители невесты против, на это сват мог возразить, мол, вещь не наша, мы свою искать станем. И это означало, что между девушкой и парнем есть сговор, и жених будет пытаться её украсть. Несколько испугавшись такого поворота событий, отец девушки кричал: — Эй, Марьяна! Ну-ка, подай папаху, чья это она у нас! Если девушка приносила шапку и клала её донышком вниз (далее она становилась «Закладом», в который клали деньги на свадьбу), это означало, что она за парня идти согласна, и родители рискуют опозориться, потерять дочку и оскорбить будущего зятя. Если папаха ложилась на стол донышком с крестом вверх, это значило, что вопрос о женитьбе с девушкой не согласован. Это собственные фантазии неудачливого жениха. — Ну-ка, прикинь! – приказывал строго отец или крёстный жениху. — Ну вот! – Радостно говорил отец невесты. – Твоя папаха-то! Носи, на здоровье и более не теряй! Таки нонеча пошли казаки рассеяны, у нас этих папах чуть ли не полдвора натеряли!

Свадьба.

Сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень, зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация. Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого. «В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме невесты и жениха; свадьбу и послесвадебный ритуал». В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен». Молодые, выходя из церкви, проходят под тремя «воротами». Третьи ворота образуются от вскинутого рушника, символа семейных обычаев. После того, как над головами только что обвенчанной пары взлетал белой аркой длинный рушник, на них обрушивался дождь зерна, мелких монеток и конфет в бумажках. Перед третьими воротами были вторые: два казака держали над головами новобрачных снятые фуражки или папахи. Так это и называется — пройти под фуражками, что означало наделение семьи и всего потомства юридической (как бы мы сейчас сказали) защитой, всею полнотой законных прав, которыми охранялась семья. И первыми воротами, под которыми проходили молодые, сразу выйдя из дверей собора или церкви, были ворота из двух обнаженных клинков. Называлось это «пройти под шашками».

Традиционная казачья свадьба (стр. 1 из 7)

Пятигорский государственный лингвистический университет

Реферат

по культуре народов Северного Кавказа

на тему:

« Традиционная казачья свадьба».

Выполнила:

Студентка группы 103

ФГСУ

Бетуганова Ж. Р.

Научный руководитель:

доц. Волова Л. А.

Пятигорск 2003г.

Содержание :

Введение.

1. Добрачные отношения молодёжи.

2. Предсвадебные обряды.

3. Свадебная обрядность

Заключение

Примечание и список литературы.

Введение.

Терское казачество — старейшая группа русского населения Северного Кавказа. Культура этой группы представляет двоякий Интерес — как один из вариантов восточнославянской культуры и как культура одной из этнических общностей Северного Кавка­за. Однако многие компоненты культуры казачества изучены далеко не достаточно. К ним относится и свадебная обрядность. Л. Б. Заседателева уделила около 30 страниц своей монографии свадебным обрядам терских казаков ‘. Но поскольку объектом е^ исследования было все терское казачество в целом, она не могла подробно описать или тщательно проанализировать особенности обрядов тех или иных локальных групп казачества, в частности, казачества Кабардино-Балкарии. Между тем, эти особенности очень важны как для изучения восточнославянской свадьбы, так и для изучения культуры народов Кабардино-Балкарии.

Ценные сведения о традиционной казачьей обрядности со­держатся в двух довольно подробных описаниях свадеб конца XIX—начала XX в2. Кроме того, в статье использованы мате­риалы, собранные в ходе этнографических экспедиций в 1986— 1988 гг. в станицах Екатериноградская, Приближная, Солдатская, Котляревская, Александровская и в городе Прохладном. В этих материалах зафиксированы обычаи, в лучшем случае, предрево­люционных лет, а большей частью — 20-х гг. нашего века-Нопоскольку в 20-е г. в станицах еще сохранялась традиционная свадебная обрядность, полевые материалы вполне могут быть привлечены для ее изучения. Использованные источники позволя­ют выявить основные особенности и варианты казачьей свадьбы на территории Кабардино-Балкарии, проследить, как изменялась свадебная обрядность в конце XIX — 20-х гг. XX в., наконец, поставить вопрос о происхождении обрядов терского казачества.

На территории Кабардино-Балкарии первая станица — Ека-териноградская—появилась в 1777 г. В ней поселили волжских казаков, которые за 30 лет до того были переселены на Волгу с До­на и сохраняли все обычаи донского казачества. К середине XIX в. на территории Кабардино-Балкарии было уже 7 станиц:

Екатериноградская, Прохладная, Приближная, Солдатская, При-шибская, Котляревская и Александровская. В дальнейшем их число не увеличивалось. Казачье население станиц сформирова­лось из 4 основных групп: 1) волжских казаков—ст. Екатери­ноградская; 2) однодворцев — ст. Приближная и Солдатская;

3) переселенцев с Украины, которые жили во всех станицах на территории Кабардино-Балкарии, а в ст. Прохладной и Пришиб-ской составляли большую часть казачества; 4) отставных сол­дат — ст. Солдатская, Котляревская, Александровская. Эти груп­пы, особенно последняя тоже были этнически неоднородными — среди отставных солдат встречались выходцы из разных губер­ний России. В результате этнический состав как казачества в целом, так и населения отдельных станиц, был довольно сложным.

Каждая станица, независимо от этнического состава населения, делилась на несколько частей — краев. В некоторых станицах, например, в ст. Екатериноградской и Солдатской, жители разных «краев» отличались друг от друга происхождением, языком или го­вором.

2. Добрачные отношения

молодежи

Различия между станичными «краями» ярче всего проявлялись в поведении молодежи. Молодым неженатым казакам небезопасно было даже появляться в другом «краю» станицы и особенно опасно было ухаживать за девушками того «края». Между моло­дыми казаками разных «краев» одной станицы нередко происхо­дили драки, чаще всего из-за девушек. Свататься можно было и к девушке с другого «края» станицы, но в таком случае жених должен был дать ребятам того «края», где жила его невеста, своего рода выкуп — папиросы, водку или вино, иначе они могли его избить 3.

-п Внутри одного «края» молодые парни и девушки довольно свободно общались между собой. Весной и летом они собирались на улице, в степи, на выгоне (со дня Пасхи), в лесу (с Троицы). Небольшая группа молодежи одного возраста обычно называлась гуртом, реже в этом значении употребляли слово карагод. Они пели, танцевали, играли в различные игры. Зимой ребята и де­вочки, начиная лет с 14, собирались на посиделки, вечеринки (ст. Екатериноградская, Приближная, Котляревская) или досв1т-ки (ст. Прохладная, Солдатская). Для этого каждый гурт нанимал какую-нибудь хату, чаще всего у одинокой женщины. Реже быва­ло, что собирались дома у кого-нибудь из участников вечеринки На таких вечеринках девушки занимались работой — шили, пряли; вязали. Но успевали они и повеселиться вместе с ребятами — песни, игры-продолжались до поздней ночи. Здесь же все соб­равшиеся обычно ужинали и ночевали 4. Вечеринки, и досвитки проходили без участия и без контроля взрослых, но молодежь не злоупотребляла своей свободой; Как писал один из жителей ст. Прохладной, «несмотря на то, что девушки и парни вместе проводили целые ночи, в их отношениях строжайшим образом соблюдалась скромность и благопристойность» 5— Однако в конце XIX в., после того как через Прохладную прошла железная дорога, и эта станица стала превращаться в крупный торгово-ремесленный центр, положение изменилось. Досвггки тогда «по­лучили новый, совсем нежелательный характер, вследствии чего в конце 1886 года по общественному приговору этот обычай запрещен»6— В других же станицах вечеринки продолжались вплоть до 20—30-х гг., и все это время они сохраняли благо­пристойный характер.

С того возраста, когда девушка начинала посещать вечеринки (то есть лет с 14), у нее мог появиться ухажер. В некоторых слу­чаях они встречались на протяжении нескольких лет, но далеко не всегда вступали в брак. Согласно существовавшим тогда нормам приличия, на вечеринках дозволялось обниматься и це­ловаться, но не более того. Причем, такие вольности допускались только в молодежной среде. В присутствии старших, особенно родителей, молодежь вела себя совершенно иначе. Считалось, что парню и девушке должно быть «стыдно» даже просто идти вдвоем по улице. Ухажер никогда не приходил домой к своей де­вушке, она, в свою очередь, обходила далеко стороной его двор. Они явно избегали родителей друг друга.7

Если все же приличия были нарушены, что бывало редко, девушку ожидало суровое наказание. «Замеченная в безнравственном проступке девушка уже не могла выйти замуж за каза­ка…» 8 Но даже когда она выходила замуж, ей не удавалось избежать позора. Особенно тяжелым бывали последствия, если девушка забеременела до брака. Ее могли отказаться венчать в церкви, с нее во время свадьбы срывали фату, иногда она выхо­дила замуж без свадьбы. Бывало, что такая девушка кончала жизнь самоубийством. Опозорена была не только она, но и вся ее семья. На ее сестрах никто не хотел жениться 9.

Брачный возраст. В дореволюционное время браки у казаков заключались в довольно раннем возрасте. Девушки выходили замуж лет с 16, но чаще всего в 17—18 лет. Девушка старше 20 лет во многих станицах считалась уже старой девой (в станице Ека-териноградской их называли передойками}. Жениться на ней мог только вдовец с детьми 10.

Казаки женились обычно с 18, но изредка даже в 17 лет, чтобы скорее привести в дом работницу. Обычно в 21 год, когда казак шел на военную службу, он был уже женат. Тех, кто долго не женился, в ст. Прохладной называли кабардинскими парубками — кабардинцы в отличие от казаков женились поздно 11.

Выбор жениха и невесты. Хотя до брака молодые казаки и девушки свободно общались между собой, встречались и на ве­черинках, и на улице, и во время праздников, право выбора жени­ха или невесты принадлежало родителям, которые далеко не всегда считались с чувствами своих детей. До революции суще­ствовало множество барьеров для заключения брака — на­циональных, религиозных, сословных и др. В конце XIX — начале XX в. казаки не вступали в брак с кабардинцами или другими на­родами Кавказа. Казачку не выдавали замуж за иногороднего — у иногородних не было земли. Но и казак не женился на иного­родней, боясь, что его засмеют- Казаки и иногородние тало обща­лись между собой. Даже разговаривать с иногородним считалось предосудительным для девушки-казачки. После революции многие из барьеров исчезли, и в 20-е гг. браки между казаками и нека­зачьим населением уже могли заключаться, хотя и тогда они былиеще редкостью.

Когда выбирали невесту, обращали внимание прежде всего на то, как она работает, что умеет делать,— именно в качестве работницы она нужна была семье жениха. Но учитывали также имущественное положение и репутацию семьи, из которой брали девушку. Приблизительно те же требования предъявляли родители девушки к жениху и его семье. Кроме того, в каждом конкретном случае принимались в расчет многие другие обстоятельства- На­пример, девушку отказывались выдать замуж в большую семью, потому что положение снохи в такой семье было особенно тяже­лым, и т. д. Решая, на ком женить сына или за кого отдать дочь, родители советовались со своими родственниками, но последнее слово оставалось за отцом. Он мог сказать дочери: «Не за кого ты хочешь, а за кого я отдам» 12— Конечно, не все отцы и особенно матери (если не было в живых отца) отдавали дочерей замуж насильно. В 20-е гг. чаще, хотя и не всегда, при заключении брака родители стали учитывать желания своих детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *