Интересные традиции кабардинцев 2 класс: Обычаи и традиции кабардинцев. Рождение ребенка – КАБАРДИНЦЫ. ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ

Обычаи и традиции кабардинцев. Рождение ребенка

В гости к кабардинцу мог пожаловать даже злейший враг, но пока он находился в кунацкой, ему не могло быть причинено вреда: его угощали и старались обеспечить всем необходимым. При приеме гостя забывалась обычная умеренность в еде и подавалось все, что только было в доме. Самый почетный гость обычно ел один, и лишь после его настойчивых просьб хозяин принимал участие в трапезе. Если гость был равен по возрасту и положению хозяину, они ели вместе, а потом оставшаяся еда передавалась остальным присутствующим. Тот, кто оскорблял человека, находившегося в гостях, уплачивал хозяину штраф в размере нескольких десятков голов крупного рогатого скота. В случае убийства гостя штраф возрастал в пять раз, не считая расплаты за само преступление.

У кабардинцев было широко распространено «аталычество» – прием в семьи на воспитание мальчиков. Воспитатель — аталык и его жена называли своего воспитанника «мой сын». По достижении воспитанником совершеннолетия аталык должен был «снарядить» его для возвращения в родной дом, то есть обеспечить конем, оружием и богатой одеждой. Приезд воспитанника в родительский дом обставлялся весьма торжественно, а аталык возвращался к себе с подарками, в число которых входили скот, оружие и иногда рабы. При своей женитьбе воспитанник делал ценный подарок аталыку.

На воспитание отдавались также и девочки. Во время пребывания в доме воспитательницы они обучались различным женским работам и рукоделиям, руководству хозяйством. По окончании воспитания до замужества девушки жили в доме родителей. Калым (выкуп) за невесту отдавался аталыку.

Усыновление считалось приемом в род. На усыновленного возлагались все обязанности и права по отношению к роду в целом и к принявшей его семье. Согласно установленному обряду, усыновляемый должен был публично трижды коснуться губами обнаженной груди своей названой матери.

Таким же образом закреплялся братский союз между двумя мужчинами. Выполнить соответствующий обряд должна была жена или мать одного из них. Прикосновение губами к груди женщины служило достаточным основанием для прекращения кровной мести. Если убийца любым способом – силой или хитростью – касался груди матери убитого, то становился ее сыном, членом рода убитого и не подлежал кровной мести.

У кабардинцев долгое время сохранялся обычай похищения невесты. Умыкание неизбежно вызывало ссоры между родными девушки и похитителями и зачастую приводило к убийствам.

Свадебный обряд растягивался в прошлом не на один год. Выбрав невесту, жених через своих родных делал предложение. В случае получения согласия стороны договаривались о сумме калыма и порядке его выплаты. Спустя некоторое время происходили смотрины невесты и обручение молодых. По прошествии определенного срока жених вносил большую часть калыма. Через несколько месяцев совершался обряд вывода невесты из ее дома. При этом группа приятелей жениха отправлялась за невестой и вела долгий торг. Девушку для проведения церемонии одевали в национальное платье. Выходу невесты из дома по обычаю противились ее родные и подружки, но получив выкуп, невесту отпускали.

Новобрачный находился у кого-либо из своих друзей и мог посещать свою супругу, жившую в другом доме, только ночью и тайно. Отношения его с хозяином дома, где он проживал, считались установлением родства, равного кровному. По окончании определенного периода новобрачную на арбе перевозили в усадьбу мужа. Ее помещали в специально подготовленную комнату, которая затем становилась жилищем молодоженов. Традиции требовали совершения новобрачным обряда «примирения» со своими родными, который по обычаю проводился ночью. До этого момента жених избегал встречи с родственниками и стариками аула. Обряд состоял в том, что он, явившись в родной дом, получал от отца и старших мужчин селения угощение. Через два-три дня для жениха, его матери и других женщин устраивался обед. Только спустя неделю совершался обряд выхода молодой супруги в общую комнату. При этом ее угощали смесью из масла и меда, а также осыпали орехами и сластями, «чтобы жизнь была богатой и сладкой». Спустя некоторое время после свадьбы жена уезжала погостить в родительский дом. Затем она возвращалась к мужу (в старину только после рождения ребенка), меняла девичий головной убор на платок замужней женщины и получала право участвовать во всех хозяйственных работах под руководством с

Обычаи и традиции кабардинцев. Рождение ребенка

Кабардино-Балкария: обычаи наших предков Этикет женщины Многие авторы ХVIII — начала ХХ в., которые писали о семейном быте кабардинцев и балкарцев, отмечали, что женщины у них находятся в бесправном положении, в полном подчинении у мужчин, что при их выходе замуж родители получали калым и т.д. Так писали и многие современные авторы. Да, действительно женщины не ходили на общественные собрания, не участвовали в управленческой работе, не могли выделиться из семьи, потребовав свою долю, не могли по своему усмотрению уехать куда-нибудь, например, на учебу, не могли без разрешения родителей выходить замуж и т.д. Но все эти авторы почему-то упустили отметить, что такими же правами не пользовались и сыновья, даже взрослые, женатые и семейные. Между тем академик Г. — Ю. Клапрот отмечал, что кабардинские женщины менее «ограничены», чем женщины у «других азиатов», а Дж. Лонгворт отмечал, что отношение к женщинам у кабардинцев можно назвать рыцарским, галантным. С.Ф. Давидович о балкарских женщинах писал, что они по сравнению с другими мусульманскими женщинами находятся в привилегированном положении, а А. Ламберти подчеркивал, что балкарки и карачаевки пользуются огромным уважением и мужчины всегда прислушиваются к их словам, советам и пожеланиям. Есть множество и других свидетельств о том, что женщины у балкарцев и кабардинцев вовсе не находились в бесправном подчинении у мужчины. Так каково же было положение женщины в кабардинских и балкарских семьях? Действительно, главой кабардинских и балкарских семей являлся дед или отец (тхьэмадэ, юй тамата). Он распоряжался всей собственностью семьи. Он представлял семью в народных собраниях, в тяжебных делах, ему принадлежало решающее слово при решении всех семейных, хозяйственных вопросов, его слово было законом для всех членов семьи. Но это совершенно не означало, что он был деспотом, что он ни с кем не советовался и не считался. Нет, конечно. При решении тех или иных вопросов он советовался со взрослыми, семейными сыновьями, своей супругой. По обычаю, он мог выдать свою дочь замуж, не спросив ее согласия, и дочь не могла возражать, если отец дал согласие выдать ее замуж за того или иного человека. Но в

Традиционные обряды кабардинцев | МКОУ «СОШ №2 с. Карагач»

В рамках реализации Плана мероприятий месячника,  посвященного Международному дню родных языков, утвержденного приказом МКОУ «СОШ №2 с. Карагач» от 04.02.2015 года №12/1

учащиеся  8 «Б» класса 4 марта 2015 года представили инсценировку национального обряда «Лъэтеувэ».

Кабардинцы, как и другие народа Кавказа, всегда отличались приверженностью к последовательному и точному исполнению многочисленных обычаев и ритуалов, приуроченных к типовым и постоянно повторяющимся жизненным ситуациям. Одним из таких обрядов является  «Лъэтеувэ» -праздник первого шага ребенка. Кабардинцы торжественно отмечают первый шаг ребенка, устраивают обряд лъэтеувэ. В нем участвуют в основном женщины и дети. Специально для этого вместе с другими блюдами готовят обрядовое кушанье — хъэлыуэ (халва).

Учащиеся 8 «Б» класса показали,  как перед первым ритуальным шагом совершали символичный акт освобождения ног ребенка: имитировали перерезание ножницами невидимых пут, якобы до сих пор связывающих его ноги. Ребенка поставили на пол, и пожилая уважаемая женщина провела кукурузной лепешкой между его ножек, как бы разрезая мешающие ходить путы. Действие сопровождалось пожеланиями добра и удачи вступающему в жизнь человеку, чтобы он твердо стоял на ногах и уверенно шел по трудной дороге жизни. Торжество по случаю первого шага открывала женщина, хорошо знающая обрядовую песню под тем же названием «Лъэтеувэ»:

Мима-мима сделай, мой мальчик,

Мима-мима сделай, мое солнце.

Лъэтеувэ — большая радость

Сойди с места, сделай мима,

Не дождется того дедушка,

Он и напитки приготовил.

Мима-мима, сделай, моя бусинка,

Мима-мима, сделай, моя сладость,

Кроме напитков бодрящих,

На привязи баран жирный,

И откормленную нетель

Думает твой дед зарезать.

Мима-мима сделай, мой мальчик,

Мима-мима сделай, мой свет.

Чтобы ты был мил красавицам,

Чтобы ты весь стал счастьем.

Баба просит, и дед просит,

Особенно твой отец.

Мима-мима сделай, мой мальчик,

Мима-мима сделай, покажись…

Дий-дий сделай, лети ласточкой,

Летящий сравнится с твои бегом.

Будь табунщиком, с арканом дружный,

Мима-мима сделай, мой месяц,

Чтобы недруг боялся твоего имени…

Будь желанен, как напиток,

Осторожен, как собака,

Исполнителен, как верный конь.

Мастерством чтоб слыл ты по свету,

Богатырством был известен,

В это утро у нас радость — Сообщите всем соседям,

Известите всю родню,

Вестником для сел вы будьте,

Столик сладкого хьэлыуэ мы готовим,

Мое солнце отправилось в путь.

 

С данным обрядом совместили выбор предметов, основанный на инициальной магии. Для этой цели на столе вместе с халвой разложили  предметы — символы различных профессий: ручку, книгу, отвертку, фонендоскоп и др.  Мальчик, для которого проводили обряд, выбрал  отвертку и участники обряда решили, что этот мальчик в будущем выберет рабочую профессию.

Добрые пожелания быть здоровым, трудолюбивым и удачливым в жизни высказали гости мероприятия малышу, которому провели традиционный для нашего народа обряд лъэтеувэ.

Мероприятие подготовила и провела классный руководитель 8 «Б» класса Гугова Жанна Мухамедовна.

 

Заместитель директора по УВР Шалова Мартина Анатольевна

Литературно – музыкальная композиция по обычаям и традициям кабардинского народа. » Лъэтеувэ»

Литературно – музыкальная композиция по обычаям и традициям кабардинского народа.

«Лъэтеувэ» -праздник первого шага ребенка.

hello_html_3fe3fb3c.jpg

Ход мероприятия:

Звучит песня Азамата Цавкилова «Лъэтеувэ хъуэхъу»

1 ведущий. Фи махуэ ф1ыуэ ныбжьэгъу лъап1эхэ! Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас большое торжество!

2 ведущий. Сегодняшнее торжество посвящено стариному

кабардинскому обычаю.. Кабардинцы очень торжественно отмечали рождение ребенка, первые его шаги. Этот обряд называется « Лъэтеувэ»

1 ведущий. – Торжество проходило очень интересно. Приглашалось

много гостей. Следуя обычаям старины, мы тоже

пригласили своих друзей, гостей.

( Тихо звучит национальная музыка )

Нана Сатаней: Ди Темыру ди псэр, ди нэр

Зек1уагъащ1эщи, догуф1э.

Хуейуэ хъуар зывмвгъэгувэу

Фыкъеблагъэ лъэтеувэм.

( под национальную музыку плавными движениями заходят дети в национальных костюмах )

Дети: Уэ Сэтэнейуэ ди анэ!

Дынохъуэхъур гуф1эгъуэ махуэшхуэм

Заур и лъабакъуэхэр, зи псэм пызыщэн.

Заур и 1эф1ыгъуэхэр куэдрэ зышхын.

Жьыщхьэмахуэ ухъу!

Сатаней: Фыкъеблагъэ, си псэм хуэдэхэ

Фыдыхьи фыт1ысхэ,

Ф1ыщ1э фхузощ1

Си гуф1эгъуэр къыздыво1этри!

(звучит балкарская музыка, заходят балкарцы)

Примите наш подарок

Сатаней: Спасибо, дорогие гости соседи.

Очень рады, что вы пришли

Разделить с нами наше торжество.

Собрались наши гости, пора начинать наше торжество.

Ученик: Яубгъуащи щащыху бгъуф1э,

Зыхэдэнур траугуашэ,

Пшынэ, тхылъ, къупщхьэ гуащэ,

Щыгъэ, ахъшэ , 1уданэ.

Фыкъеблагъэ лъэтеувэм

Фыкъеблагъэ, инщ ди унэр! Флъагъунщ Темыр къыхихынур ,

Флъагъунщ Темыр зэрыхъунур !

Нана Сатаней: Мима-мима сделай, мой мальчик,

Мима-мима сделай, мое солнце.

Лъэтеувэ — большая радость

Сойди с места, сделай мима,

Не дождется того дедушка,

Он и напитки приготовил.

Мима-мима, сделай, моя бусинка,

Мима-мима, сделай, моя сладость,

Кроме напитков бодрящих,

На привязи баран жирный,

И откормленную нетель

Думает твой дед зарезать.

Мима-мима сделай, мой мальчик,

Мима-мима сделай, мой свет.

Чтобы ты был мил красавицам,

Чтобы ты весь стал счастьем.

Баба просит, и дед просит,

Особенно твой отец.

Мима-мима сделай, мой мальчик,

Мима-мима сделай, покажись…

Дий-дий сделай, лети ласточкой,

Летящий сравнится с твои бегом.

Будь табунщиком, с арканом дружный,

Мима-мима сделай, мой месяц,

Чтобы недруг боялся твоего имени…

Будь желанен, как напиток,

Осторожен, как собака,

Исполнителен, как верный конь.

Мастерством чтоб слыл ты по свету,

Богатырством был известен,

В это утро у нас радость — Сообщите всем соседям,

Известите всю родню,

Вестником для сел вы будьте,

Столик сладкого хьэлыуэ мы готовим,

Мое солнце отправилось в путь.

( мальчика подводят к 1энэ ( к столу на котором лежат различные вещи )

hello_html_m2cdfac5a.png

Ведущий:

Говоря « лъахъэр» зэпыдоупщ1 (перерезаем путы ) предлагаем

ребенку выбрать предмет и соответственно этому определяем будущую профессию ребенка.

Нана Сатаней:

Къыхихащ Темырым тхылъыр,

Дэ ди хабзэм зэрыжи1эу

Тхылъыр щ1алэм и 1эпэгъуу

Хъунщ Темырыр щ1эныгъэл1.

Дэ дохъуэхъу а ц1ык1ум нобэ

И лъэбакъуэр быду,

Зытеувэр и гъуэгу махуэу,

Зы махуэр и насыпищэу,
Махуищэр и насып мину,
Хъуэхъур и куэду,
Хъуэныр и мащIэу,
Зыхуейм и Iэр нэсу
Тхьэм куэдрэ тхуигъэпсэу.

Нана Сатаней: Ныбжьэгъухэ ! Дыхэтщи гуф1эгъуэ махуэшхуэм !

Ди хьэщ1э лъап1эхэр, фынэшхуэгушхуэт

И1эт евгъажьэт джэгур!

( танец кафа)

Ведуший1: Наш праздник подошел к концу.

Ведуший 2: Желаем каждой семье каждый год отмечать такой праздник «Лъэтеувэ».

Спасибо за внимание!

Кавказский Узел | Религиозные традиции кабардинцев

Кабардинцы — мусульмане-сунниты ханафитского толка. Моздокские кабардинцы — православные. К предкам кабардинцев христианство стало проникать в 6-7 вв. из Византии и Грузии. В народе сохранились названия священников — шоген и епископа — шехник. С утверждением на Северном Кавказе власти Золотой Орды и внедрением там ислама адыги попадают под его влияние. Массовая исламизация кабардинцев проводилась в 15-17 вв. проповедниками из Турции и Крыма.

Религиозные лозунги играли не последнюю роль в ходе национально-освободительной борьбы кабардинцев в годы Кавказской войны. В царской России помех кабардинцам в отправлении культа не чинилось. Серьезный урон религии был нанесен в первые годы советской власти; тогда большинство населения отошло от религиозных предписаний. В последнее десятилетие 20 в. наблюдается подлинное возрождение ислама. Строятся мечети, отправление культа приобрело массовый характер. В начале 1990-х гг. создано Духовное управление мусульман Кабардино-Балкарии. Молодежь обучается в исламских центрах России и зарубежных стран. Особенности религиозной жизни в целом такие же, как и на всем Северном Кавказе; широко празднуется мавлид ? день рождения Пророка. Характерно использование на мавлиде благовонной воды (сейчас ее заменяют фабричные духи и одеколон).

Отмечены попытки возрождения некоторых домонотеистических традиций. В частности, возрождается обряд вызывания дождя (Ханцэ-гуаще). Предпринимавшиеся попытки возродить почитание верховного божества языческого пантеона ? создателя жизни Тхашхо ? не нашли широкого отклика.

Источники:

  • Религии народов современной России: словарь. ? М., 1999.
  • Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

    Lt feedback banner

    Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *