Ингушские традиции и обычаи – РЯДЫ, ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОНН

Как вести себя за столом и другие правила ингушского этикета

Иллюстрация: Даниил Берковский

В далеком прошлом жизнь людей была подчинена множеству всевозможных правил. У древних ингушей для каждой сферы жизни существовал свой кодекс — «эздел». Краевед и знаток ингушского языка Султан Мерешков выделил всего 33 различных кодекса, касающихся поведения на дороге, дома, с родственниками, с гостем, в гостях, с соседями, братьями, родителями и даже с животными и растениями. Есть в числе этих правил и кодекс застолья, который во многом соблюдается до сих пор.

«Кто слушается желудка — не преуспеет»

В кругу семьи первыми всегда кормили стариков — бабушек и дедушек. Глава семьи садился за стол, как правило, один — жена и дети ели отдельно, после него. А чтобы отцу семейства не было скучно, он всегда мог позвать в гости соседей или родственников. Жена составляла мужу компанию за столом лишь в пожилом возрасте. Обслуживали их старшие дети, потом эта обязанность переходила к снохе, которая тоже никогда не садилась за стол вместе со свекром и свекровью.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Чеченцы читают Толстого

Сто лет назад в России впервые целиком была издана повесть «Хаджи-Мурат». Современные горцы рассказывают, узнают ли себя в героях произведения и как изменились традиции народа спустя век

Эти правила и сейчас соблюдаются большинством ингушей, и только запрет садиться за один стол с отцом и мужем изжил себя. Домочадцы делают все, чтобы угодить главе семьи. Если отца нет дома, лучший кусок все равно оставляют ему — за этим всегда строго следит жена.

Те, кто сел за стол раньше других, не прикасались к еде — ждали остальных. Первым трапезу начинал глава семейства, а если среди мужчин за столом был его старший брат, право «первого куска» переходило к нему. Но сначала все произносили про себя имя Всевышнего или молитву.

Детей кормили сразу после мужчин, женщины ели последними. Молодые невестки садились за стол вместе с детьми. Среди детей так же, как и среди взрослых, соблюдалось старшинство — они подражали взрослым, и родители поощряли это поведение. До сих пор во многих ингушских семьях младшие не перечат старшим, даже если разница в возрасте символическая. Так их учат уважать мнение старших.

«Гость смотрит не на дом, а на стол»

У ингушей с давних времен сохранилась молитва, в которой есть такие слова: «Не оставь наш дом без гостей, о Аллах! И не оставь нас без пищи для гостей!» Так что можно себе представить, как менялся церемониал, когда в дом приходил гость. Хозяева делали все возможное, чтобы он остался доволен. Как только гость появлялся на пороге, в честь него сразу закалывали барана, менее состоятельные — курицу. И сегодня, видя гостя, никто не выясняет, надолго ли он и по какому делу, — сразу начинают приготовление пищи. Считалось крайне невежливым спрашивать у гостя о цели его визита, а у незнакомца выпытывать, кто он, пока гость сам не начнет рассказ о себе.

Гостю первому накладывают еду, и он первый приступает к трапезе. Насытившись, хозяин будет делать вид, что ест, пока не убедится, что все гости сыты. После этого он просит домашних убрать со стола основные блюда и принести чай и угощения.

Урбанизация, конечно, внесла свои коррективы в ингушский кодекс гостеприимства, но и сейчас даже в городах принято приглашать «на чай» всех, кто появился на пороге: работников различных служб, незнакомцев, пришедших с каким-то вопросом, таксистов. Причем «чай», как правило, подразумевает полноценный обед или ужин.

«За чужим столом настоящий мужчина вес не наберет»

Фото: Даниил Берковский

Но и у гостя есть свои строгие правила, за несоблюдение которых он может прослыть невежей.

Представим такую ситуацию: в гости пришли несколько человек, их угощают вареной или жареной курицей. Самому почетному гостю хозяин кладет в тарелку спинку птицы — она считается самой вкусной. Воспитанный гость поблагодарит хозяина и переложит эту часть обратно на блюдо, возьмет другую. А спинку больше никто не трогает. Какими бы голодными ни были гости, как бы ни старался хозяин, но грудку и нижнюю часть одного окорочка гости оставят для хозяйки дома и детей. Иначе считается, что гости не знают ингушского этикета.

В наше время известны случаи, когда тамада, собираясь на свадьбу к своякам и беря с собой родственников, сначала досыта угощал их у себя дома, чтобы за свадебным столом они не съели лишнего, но и не оставались голодными. Умеренность — прежде всего.

«У хорошего хозяина в доме всегда много гостей»

На свадьбах свой этикет. Во-первых, надо правильно всех рассадить. Самым почетным местом всегда было то, что ближе к очагу, дальше от порога. И до сих пор самых старших родственников сажают в самый дальний угол и потом рассаживают по старшинству и статусу. Так что «обслуживающий персонал» — молодежь, что накрывает на столы, — не ошибется, с кого начинать, даже если не знает почетных гостей в лицо.

На свадьбах и других массовых застольях столы ставятся одновременно в нескольких комнатах, так что женщины, мужчины, юноши и девушки сидят отдельно. Мужчин обслуживают парни, женщин — девушки. Исключение делают только для коллег, которые приходят поздравить молодых всем разнополым коллективом. Рассаживать их по гендерному признаку в разных помещениях не принято.

Сегодня столы, как правило, стоят уже накрытые, сервированные, подносят только горячее. В прошлом было иначе: когда гости рассаживались, им приносили маленькие круглые или треугольные столики с угощением.

«Хлеб объединяет людей»

Тон застольным беседам задает тамада (за женским столом, кстати, тоже бывает тамада-женщина). Его/ее задача — перезнакомить незнакомых, помочь им лучше узнать друг друга и не дать заскучать. После трапезы гости просят позвать того, кто их обслуживал, спрашивают, кто он, как зовут, хвалят за расторопность и внимание. Если юноша или девушка особенно понравились гостям, то тамада оставляет для них купюру под своей тарелкой.

Случалось, что на одной свадьбе могли оказаться кровники или люди из враждующих фамилий. Чтобы не портить им аппетит, специальный человек, который был в курсе всех местных конфликтов, следил за приходящими и распределял их по разным помещениям. Но даже кровники никогда не позволили бы себе вынуть оружие в чужом доме. Они могли только сказать друг другу несколько неласковых слов и договориться о встрече за пределами села.

«Что съедено после насыщения — достается шайтану»

Самым почетным блюдом на столе всегда была свежая баранина. Особенно голова и курдюк: по ним было легко определить, что баран заколот совсем недавно в честь гостей. Но это не значит, что эти деликатесы доставались исключительно VIP. Вежливые гости отрезали себе кусочек от курдюка и краешек уха от головы и отсылали блюдо на другие столы.

Когда-то каждая часть бараньей туши имела символическое значение. Курдюк, например, означал пожелание гостям благодати. Части головы, по некоторым данным, в прошлом указывали гостю его статус среди других сидящих за столом: если кому-нибудь давали ухо, это означало, что ему следует только слушать, язык давал право говорить, глаз — наблюдать и так далее. Но этот «эзопов язык» совершенно изжил себя в ингушском застолье.

По свидетельству некоторых путешественников, в далеком прошлом, когда во время религиозных жертвоприношений во дворе храма закалывали барана, уши барана выносили юношам, что символизировало послушание.

«Случайный гость — подарок бога»

Ингушских детей с малолетства учили тонкостям «Эздела». В фольклоре много примеров, описывающих, как должны поступать достойные люди. Герои-юноши, завидев во дворе гостя, сразу резали барана и ставили котел на огонь. С этого момента их воспринимали как взрослых. И обычай этот не совсем перешел в область преданий.

80-летний Махмуд Кузьгов из села Верхние Ачалуки вспоминает, как однажды, когда ему было 14 лет, к нему в гости пришли его одноклассники. По примеру старших он тут же зарезал барана, что сильно возмутило его сестер и мать. Мясо сварилось, дети уже обедали, когда вернулся его отец. Младшие дети побежали к нему с новостью о зарезанном баране, но отец не упрекнул мальчика. Напротив, он сказал, что непременно наказал бы его, если бы он не уважил своих гостей.

Жизнь и обычаи меняются, но гостеприимство остается важной национальной чертой ингушей. Самый лакомый кусок по-прежнему берегут для гостя, и хозяйки приберегают вкусности и сладости, приговаривая «Хьаш да воагIе» («На тот случай, если придет гость»). А так как в гости ходить в Ингушетии любят, то гостинцы эти никогда не залеживаются.

Танзила Дзаурова

Как отличить ингуша от чеченца — Рамблер/новости

Известно, что ингуши и чеченцы — один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

Истоки

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином — «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» — «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов. Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.

Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».

Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».

Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.

В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев — ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов — «цацане», «шашены», «чачане». Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».

Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса — это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.

Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.

В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».

После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.

После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации — Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Религия

Господствующая религия ингушей и чеченцев — ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.

В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь.

Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь — он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.

Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.

В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

Традиции

По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.

Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.

Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.

Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.

Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи. В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям — тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.

На данный момент в мире насчитывается около 1 млн 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии. Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

особенности ингушского менталитета — Дагот Ур — LiveJournal

(без названия)[30.05, 10:36 PM] 1349: Ингуши считают, что жестикулировать руками при разговоре нельзя. Речь не должна быть долгой, нудной, сопровождаться клятвами, проклятиями, излишней мимикой, гомерическим смехом и долгими слезами. «Так могут и обезьяны», – говорят старики. Когда говорят, слушающий не имеет права отводить глаза от лица говорящего, даже если тот говорит много и не очень мудро. 
[30.05, 10:37 PM] 1349: Даже если кишки прилипли к спине, ингушу не полагается просить милостыню. В самом начале сталинской высылки народ впервые за многие десятилетия столкнулся с голодом, но руку не протянул. Лучше быть мертвым, чем быть попрошайкой.
И при всем при этом ингушу строжайше воспрещено оставлять без подаяния нищего и голодного. 
[30.05, 10:38 PM] 1349: Нельзя истязать землю и женщину, рубить плодовые деревья – они несут в себе новую жизнь. Нельзя гневаться на Бога, ниспославшего болезни и смерть: таким образом освобождается место для следующих поколений.
Нельзя женщине поднимать тяжести, а мужчине – скандалы. 
[30.05, 10:38 PM] 1349: Нельзя отправляться в путь в среду,
[30.05, 10:39 PM] 1349: Нельзя близко подпускать к уху льстеца, к сердцу – гордеца. Крыса хитрее мышки, но и ее место в подвале, говорят ингуши.
Нельзя преследовать женщину, которая тебя не любит. Это унизительно. 
[30.05, 10:41 PM] 1349: Существует абсолютный запрет на упреки по поводу недостатков человека. Нельзя говорить ты косой, хромой, горбатый, низкий (ростом), длинный, жирный, черный, белобрысый, плешивый, психованный, жадный, завистливый, ревнивый и т. д. Нельзя упоминать о недостатках, не связанных с уродством. 
[30.05, 10:41 PM] 1349: Нельзя упоминать о недостатках, не связанных с уродством. Например, не ответил на оскорбление, не отомстил за родственника, находишься под каблуком у жены, живешь с кикиморой, прислуживаешь начальнику, гонишь туфту. За такое можно получить пулю в лоб. 
[30.05, 10:42 PM] 1349: Оскорбленному ингушу нельзя выжидать более удачного момента для ответа оскорбителю. Угрозы типа «потом сочтемся» здесь просто не может быть. В каких бы неравных условиях оскорбленный ни находился по сравнению с оскорбителем, он обязан вступить в схватку. 
[30.05, 10:43 PM] 1349: На своем веку мне не раз приходилось видеть, как слабый нападал на сильного, хилый на толстого, как один шел на нескольких. Казалось, исход легко предсказуем, но слабая сторона билась и билась. Ее, эту слабую сторону, могли подмять, растоптать, размазать, однако окончательная развязка будет потом, когда за дело возьмутся родственники помятого, растоптанного и размазанного. Лучше до этого дело не доводить, и обреченный добивался ничьей. 
Побить ингуша и затем спокойно спать может только конченый идиот. Любая попытка выйти за рамки этого обычая и уподобиться народам, чьи представители могут поссориться, подраться, затем броситься в объятья и заявить, что они уважают друг друга, для ингушей не имеет никакого смысла. Мириться можно только на равных условиях: здесь не только кровь за кровь, но и синяк за синяк, царапина за царапину. Именно поэтому на улицах ингушских городов и сел, в местных кафе и барах, на рынках и площадях практически нет драк и потасовок. 
[30.05, 10:46 PM] 1349: Не трогайте одинокого и ослабевшего волка, рано или поздно на его вой прибежит стая здоровых волков.
Но у этого, казалось бы, хорошего обычая имеется обратная и весьма отвратительная сторона. Молодой человек, которого прикрывает родня, теряет чувство личной ответственности и начинает дерзить. Тянется эта ниточка обычно до того момента, пока на его пути не окажется другой человек, потерявший чувство личной ответственности. Скандальные люди, являясь членами одной стаи, не очень уживаются друг с другом. И стая мерзавцев редеет.
[30.05, 10:46 PM] 1349: Ингуши убеждены в том, что настоящий человек не должен сгибаться ни перед какими обстоятельствами. 
[30.05, 10:48 PM] 1349: Самое большое богатство ингуша – незапятнанные имена предков и фамильное достоинство. Причем это касается даже тех однофамильцев, кровное родство с которыми уже не прослеживается. Этот обычай, как и обычай кровной мести, служил сдерживающим устройством для тех, кто хотел занести руку над беззащитным и слабым. Благодаря этому универсальному правилу среди ингушей нет бомжей, нет бичей, нет отверженных, нет постылых.
[30.05, 10:49 PM] 1349: Нельзя прибивать к стене палас – это признак нищеты. Нельзя стелить на пол ковер – это признак дебильности. У каждой вещи свое место и свое назначение.
Нельзя спать в доме, где дверь не на запоре. Спать нельзя не потому, что придет враг и перегрызет горло, явится вор и унесет драгоценности. Главное в том, чтобы случайный гость не увидел тебя спящего и неодетого.
[30.05, 10:50 PM] 1349: Наши предки предупреждали – нельзя трогать слабого. Рано или поздно объявится его родственник, подрастет сын, выйдет замуж дочь и родит. Прощения не будет. За деньги можно купить лишь товар, а честь и достоинство здесь никогда не считали товаром. Если чести и достоинства у человека нет, он совсем ничего не стоит, если есть – он бесценен. К большому сожалению, 
[30.05, 10:52 PM] 1349: Запрещалось, например, жениться на сестре друга. Какая необходимость дружеские отношения переводить в родственные? Они равнозначны.
Нельзя было дотрагиваться до чужой женщины. У ингушей много рассказов о том, что случайно коснувшись чужой женщины, мужчины отрубали свои пальцы. 
[30.05, 10:53 PM] 1349: Нельзя родителям ссориться при детях. Кто-то скажет: так говорят все народы. Но у ингушей это табу выполняется неукоснительно. Нельзя старшему брату претендовать на дом родителей. Жилье обязательно переходит к младшему. Но и младшему дом не достанется, если в доме есть калека, неизлечимо больной, тронутый умом. Им жилье нужнее. Здоровый и сильный сам найдет выход. При разделе спорного имущества ингуш никогда не доведет дело до суда. Каждый член семьи и так знает, что и сколько ему положено. Если что-то не так, обиженный смолчит и не даст поводов для пересудов и насмешек. Суть семейного спора никогда не будет оглашена и навсегда останется тайной.

Доклад «Особенности ингушского менталитета»

Взаимоотношения мужчины и женщины по ингушскому менталитету.

Ингуши – достойные наследники древних обычаев

Для каждого ингуша традиции и обычаи, составляющие главное наследие предков, – непререкаемый повод для гордости. Ингуши уважают старших, искренне заботятся о младших, с почтением относятся к женщинам, мудрым хранительницам очага, и неизменно сохраняют дух добрососедства, передаваемый из поколения в поколение. Неписаный свод законов, называемых адатами, соблюдается в каждой семье.

Ингуши гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и обычаями, оставленными мудрыми предками. В них непоколебимый дух добрососедства и настоящего кавказского долголетия. Традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности духовной жизни, в гармоническом развитии общества и личности.

Доброта, открытость, душевность, уважение собственного достоинства и достоинства другого — основные духовные принципы национальной культуры ингушей.

Уважение к родителям и старшим, заботливое отношение к младшим, почтительное обращение с женщиной, толерантность к различным культурам, доброжелательность во взаимоотношениях с соседями — всё это проявления вековых традиций народа. Этикет взаимоотношений ингушей друг с другом и с представителями других народов — яркое тому подтверждение.

Уважительное отношение к родителям и забота о них, почтительное отношение к старикам является святым долгом. В будни и в праздники дом, в котором есть старики, бывает наполнен гостями. С особой любовью тянутся к старикам их внуки. Ещё в первой половине XIX века В.Бурьянов отмечал: «Они имеют чрезвычайное уважение к старости, совет опытного старца всегда имеет большое влияние на молодёжь «. Самые значительные вопросы в жизни семьи и общества ингуши не решают без их непосредственного участия.

Вообще у ингушей культ родителей, старших. Большим грехом считается недобрый взгляд в сторону своей матери, не говоря уже о худом слове в ее адрес. А авторитет отца вообще непререкаем.

Основные принципы воспитания в ингушской семье: всегда обращаться к народной мудрости и традициям, почитать старших, уважать и беречь младших, терпеливо и внимательно к ним относиться, замечать положительные примеры и разъяснять отрицательные, воспитывать уважительное отношение к женщине, быть примером для своих детей.

Менталитет народа отчетливо вырисовывается в старинных преданиях. Так, в книге президента Ингушетии Мурата Зязикова «Традиционная культура ингушей: история и современность» есть рассказ о могучем великане, которого мать отправила за соколом счастья. Сын не мог ослушаться ее и пытался похитить птицу у Бога. Тот поразил парня насмерть, но, пожалев великана за послушание матери, превратил его тело в камень. Местные жители говорят, что если приглядеться к ингушской горе Мятлоам или Столовой, можно увидеть очертания великана.

Кавказцы, по природе своей философски относящиеся к жизни, высоко ценят роль женщины в обществе. В ингушском обществе с малолетства прививается чувство высокой почтительности к женщине. В далёком прошлом даже самый жестокий поединок прекращался, если женщина, прося об этом, снимала головной платок. Женщину издревле называют «хранительницей очага». Она обязана собою явить пример нравственности, любви и верности, терпимости и миротворчества, и в воспитании души и ума ребёнка развивать его в верном направлении. Её роль всегда ценилась в ингушском обществе. Ингушский этикет требует относиться к женщине со всем вниманием и предупредительностью. Чувство внутренней свободы и ума, практическая мудрость и такт поднимают авторитет женщине в обществе.

В современном ингушском обществе женщина — мать, педагог, профессор, врач, художник, юрист, экономист.

Создание новой семьи в ингушской традиции – решение, требующее большой ответственности, а уж только потом достойное бурной радости праздничное событие. Строгость традиций, предписывающих главенство мужа и его фамилии («тейпа»), считающих позором для всего клана разрушение семьи и запрещающих матери в случае развода воспитывать собственных детей, предписывает молодежи относиться к предстоящему бракосочетанию со всей серьезностью. Да и выбор невесты – не легкое дело для юноши. Обычай запрещает ему брать в жены представительниц фамилий не только отца и матери, но и бабушек и прабабушек до трех поколений включительно. Достойная забота о генетическом развитии нации становится ощутимой преградой на пути построения семейного счастья. Но даже при соблюдении указанных условий гарантии, что невеста будет одобрена почитаемыми родственниками, у молодого ингуша нет. Традиция принимать во внимание все достоинства и недостатки того или иного фамильного рода сохраняется и по сей день.

Зато когда все трудности выбора позади, начинается изумительно красивое, но и своеобразное действо. Первый его этап – сватовство. Сватают невесту многочисленные достойные родственники жениха в присутствии его отца. Сам ритуал сватовства повторяется трижды, и лишь тогда отец избранницы дает окончательный ответ, берет в случае согласия выкуп за дочь и определяет день торжества.

Свадьба в жизни ингушей всегда являлась большим и радостным событием.
Молодежь здесь не только развлекалась, но это было и местом смотрин, местом выбора невест и женихов. Свадьба была праздником не только для семьи и родственников, но и для аульной молодежи. Последняя заблаговременно готовилась к этому событию: девушки вышивали носовые платки, шили праздничные наряды, молодые люди придумывали остроумные головоломки, загадки, изречения для беседы с девушками во время «зоахалол» — «сватовства».

Во время свадьбы молодой человек передавал девушке-избраннице через посредника (мальчика, женщину) конфеты, печенье, деньги. Этим самым он выражал ей свои чувства и надежды. Если молодой человек был девушке по душе, она, в свою очередь, передавала ему два носовых платка (ему и другу), а с конца XIX в. посылала и папиросы. Эти знаки внимания символизировали начало их знакомства, которое могло впоследствии закончиться сватовством.

В назначенный день за нареченной выдвигается целый кортеж. Раньше это были лихие наездники во главе с отцом жениха, теперь нарядно украшенные автомобили под предводительством одного из уважаемых мужчин рода. Родные невесты встречают «поезд» национальной музыкой и обильным угощением, а сама девушка после прибытия кортежа начинает облачаться в свадебный наряд.

Затем невеста принимает у себя гостей из кортежа, дарящих ей платок и прикалывающих иглу к ее подолу. Эти предметы призваны символизировать любовь и целомудрие в отношениях будущей супружеской пары. Далее самый близкий родственник жениха, заплатив женщинам, стерегущим невесту, положенный выкуп, выводит невесту во двор. После трогательного прощания «поезд» отправляется в обратный путь и, объехав по дороге всех односельчан, дабы оповестить их о предстоящем счастье молодых, привозит девушку к дверям ее нового дома.

Переступив порог, девушка откладывает в сторону «подкинутый» ей свекровью веник и проходит в кухню или в столовую. Там ей обязательно с пожеланиями плодовитости дают на некоторое время в руки малыша. Если в доме есть еще невестки, то они поздравляют молодую. Танцуя, они произносят ей пожелания, общий смысл которых сводится к следующему: быть хорошей хозяйкой и примерной женой, но не затмевать других снох своими добродетелями, дабы свекровь относилась ко всем одинаково.

 «Девушки» на ингушском будет «мехкарий», от слова «мохк» — страна, родина. То есть мехкарий — это девушки из твоей страны. Женщин на Земле всегда больше, и логика такая: ты выберешь кого-то еще, а ингушка останется без мужа. Поэтому в жены принято брать своих. Но всегда симпатия между парнем и девушкой была возможна. Запрещалось, например, жениться на сестре друга. Какая необходимость дружеские отношения переводить в родственные? Они равнозначны.
Нельзя было дотрагиваться до чужой женщины. У ингушей много рассказов о том, что случайно коснувшись чужой женщины, мужчины отрубали свои пальцы. 

Горцы Кавказа и сегодня помнят былые прекрасные обычаи. Есть такое сказание.

«Жена, проводив мужа на охоту, занималась домашними делами, когда под вечер кто-то постучал в ворота. Открыв их, женщина увидела незнакомого всадника.

— Я заблудился и ищу дом, который бы дал мне приют до утра, — сказал путник.

— От дома, который обходят люди, говорят, отвернулись ангелы. Если бы ты проехал мимо, я бы огорчилась, — ответила хозяйка, приглашая гостя в дом.

Накормив, она отвела его отдохнуть в комнату для гостей.

Когда наступило утро, гость засобирался в дорогу. Выходя, он отрезал от своей одежды лоскут, завернул в него что-то и сказал:

— Передай это мужу, когда вернется.

Прошли дни и недели. Наконец, вернулся хозяин дома с охоты. Отдохнувшему с дороги мужу жена среди прочих новостей рассказала и о том путнике и отдала сверток. Развернув его, муж спросил: «А не коснулся ли он тебя ненароком?» И тут хозяйка вспомнила: передавая бурку с плеч, гость нечаянно задел большим пальцем ее руку. «Вот он и оставил его в этом свертке, — сказал муж и добавил, — в нашем доме был къонах».

Вопрос взаимоотношений и общения парня и девушки в ингушском менталитете всегда занимал особое место. В последние годы стало привычным и обыденным видеть на улице, в парке, кафе, кинотеатре неженатых молодых людей: парня и девушку, свободно общающихся между собой. Ингушское общество имело свои универсальные демократические критерии социальной оценки членов общества. Главный критерий — степень соблюдения норм Эздел. Только того, кто безупречен в этом называли Эзди — благородным, человеком чести. Это же относилось и к целым родам, деяния представителей которых общество пропускало через фильтры кодекса Эздел. Эздел является сочетанием двух ингушских слов — «Эзи» и «дел», то есть, буквально «взвешенно поступай(делай)»

1. Девушка не должна встречаться с парнем наедине. Свидание парня с девушкой может происходить только в присутствии родственников.

2. Девушка у вайнахов неприкосновенна, что нашло отражение даже в национальном танце, в котором партнеры никогда не соприкасаются. То есть, нельзя дотрагиваться до девушки никому из посторонних.

3. Муж и жена не должны разговаривать при родственниках.

4. Нельзя сидеть в присутствии старших.

5. Всегда необходимо вставать, приветствуя друг друга, или если заходит старший.

6. Сноха раньше всех должна вставать в доме и позже всех ложиться.

7. Сын, приходящий с работы, в первую очередь идет к родителям и справляется об их делах, здоровье и тп.

8. Курить нельзя при старших.

9. Категорически нельзя пересекать дорогу перед идущим стариком или старухой. Надо остановиться и пропустить.

10. Если идет беременная женщина, то ей тоже нельзя пересекать дорогу. Надо также остановиться, пока она не пройдет.

11. Женщины не должны кушать в присутствии мужчин.

12. Мужчина должен идти впереди женщины, как бы расчищая ей дорогу.

13. Жених никогда не присутствует на своей свадьбе.

14. Женившийся парень не должен несколько дней попадаться на глаза своим родителям.

15. Девушка, вышедшая замуж, не должна показываться мужской части своих близких родственников до тех пор, пока отец, брат и т.п. сами ее не позовут или сами не зайдут в то помещение, в котором она находится.

16. Беременная женщина не должна попадаться на глаза своим родственникам-мужчинам.

17. Нельзя слишком бурно выражать эмоции, то есть громко смеяться, визжать, восхищаться красотой противоположного пола в присутствии друг друга.

18. В общественном транспорте мужчина должен уступать сидячее место любому лицу женского пола вне зависимости от возраста. Даже старики уступают свое место юным девушкам, чтоб никто каким-то образом ее не коснулся.

19. Отец не должен при дочери ходить в майке без рукавов, брат не должен — при сестре, матери, отце.

20. Нельзя посещать туалет так, чтоб видели лица противоположного пола, вне зависимости от возраста, а также при старших.

21. Девушкам нельзя громко разговаривать.

22. Девушкам, придя в гости, ни в коем случае нельзя сидеть. Необходимо оказать первую помощь на кухне, т.е. помыть посуду, накрыть на стол.

23. При свидании с парнем ни в коем случае, нельзя смотреть ему в глаза. Необходимо смотреть в сторону (не по сторонам), либо опустить взгляд. Нельзя много разговаривать.

24. Нельзя в присутствии своих родственников и вообще взрослых мужчин со стороны мужа брать детей на руки, ласкать их, и даже ругать.

25. Для зятя по отношению к родителям жены: зятю запрещено видеться и разговаривать с тещей и тестем; обсуждать с женой их поступки, без явной необходимости и прочее.

26. Невестка, придя в дом мужа, не может называть имена свекра, свекрови и их родителей, даже если их давно нет в живых. Нельзя этого делать не только в их присутствии, но и «за глаза».

Как же жить под одной крышей, общаться друг с другом, говорить о родителях мужа с другими людьми? Приходится прибегать к помощи эвфемизмов. На  примере — невестка Оалхазара Аушева (инг.яз. оалхазар – птица ) из селения Экажево представлялась при знакомстве: «Я сноха летающего по небу».

В век глобализации, свободного общения и обмена информацией приверженность ингушей подобным обычаям у многих вызывает удивление. Однако очевидно, что сохраняются те обычаи, которые способствуют наилучшей организации семейной жизни, миру и согласию в семье.

Никогда ингуши не были так невежественны и нечестивы по отношению к женщине, как происходит иной раз это сегодня. Если ты — мужчина, знающий свое собственное имя, имя отца и братьев, то должен хранить его и отстаивать честным словом и поступком. В нашем менталитете не бывает мимолетных увлечений, фраз, вроде: «Дай свой номер телефона». Если мужчину заинтересовала девушка, то он сначала узнает все о ней, ее семье от знакомых и друзей, ищет к фамилии подход тактично и достойно — так, как предполагают многовековые традиции и практика общения ингушей. Люди, позволяющие себе непристойное и неуважительное отношение к женщине — лица ущербные и, по-видимому, несчастные. Когда происходит такое, что парень преграждает девушке путь своим авто, всяческими подобными действиями унижает ее, может случиться, откуда-то со стороны происходящее увидит ее родственник. В таком случае неизбежен конфликт с самыми тяжкими последствиями.

Чем больше будет появляться технологий вокруг нас, высотных домов, автомобилей, когда уплотняется слой населения, могут случаться неприятные ситуации, коробящие и оскорбляющие любого ингуша. Поэтому, как бы это банально ни звучало, всегда остается крайне важным, чтобы люди, которые это читают, стали лучше и воспитывали своим примером младших, учили их, соблюдая элементарные правила ингушского этикета, как дома, так и на улице.

85 фактов об Ингушетии и ингушах

1. Ингушетия — это географический центр Кавказа.
2. Владикавказ — столица Ингушетии до 1933 года.
3. Самый ранний христианский храм на территории России — храм Тхаба-Ерды.
4. Ингуши единственный народ на Кавказе, у которого не было князей.
5. Первый Герой России Сергей Сергеевич Осканов — ингуш.
6. Самое большое сельское поселение в мире — станица Орджоникидзевская Республики Ингушетия. Население 70 тысяч человек.
7. Ингуши являются последней нацией, принявшей ислам. До этого исповедовали христианство вперемешку с язычеством.
8. Первый чемпион мира по боксу с Кавказа — уроженец Ингушетии Ахмет Котиев. Защитил свой титул 5 раз (1998-2000гг)
9. Большинство ингушских свадеб происходит в результате организованых родителями сватовства и смотрин.
10. Казбек (инг. Баш-лоам перевод «тающая гора») — священная гора у ингушей. Первым ее покорителем является ингуш Иосиф Бузуртанов.
11. Бывший министр здравоохранения России Михаил Зурабов и губернатор Курганской области Олег Богомолов ингуши.
12. В Ингушетии нет домов престарелых.
13. Более 50 ингушей были представлены к званию Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, но готовившаяся задолго до того депортация 1944 года сделала невозможным их присуждение. Причем представление происходило в начале войны.
14. С февраля 1919 по март 1920 Ингушетия была оккупирована армией генерала Деникина.
15. Почти все ингуши двуязычны, говорят на смеси ингушского и русского языков.
16. Главным праздником ингушей стал Мархаж (Ураза-Байрам). В этот праздник женщины дарят мужчинам носовые платки.
17. По закону ингушей зять никогда не видит тещу.
18. Как правило, ингуши не пунктуальны. Редкий ингушский рейс отправляется в назначенное время.
19. В Ингушетии нельзя ходить в шортах по улице.
20. Свадьбы в Ингушетии играют в воскресенье. Это единственный официальный выходной в неделю.
21. В Ингушетии есть свой «мужской» день. 1 марта — официальный праздник День Джигита. 23 февраля 1944 года ингушский народ был подвергнут геноциду, ингушских мужчин поздравлять не рекомендуется.
22. Ингуши в массе своей очень религиозны.
23. 98,5% ингушей мусульмане. Ингуши-христиане (бацбийцы) живут в Грузии.
24. Наличие храбрости и мужества не считается особой добродетелью. Замечается только ее отсутствие.
25. Ингуши очень консервативный народ.
26. Муж не может целовать, обнимать или же касаться своей жены на людях. Отец не может ласкать детей на людях, мать может.
27. Самоназвание ингушей «гIалгIай» имеет несколько вариантов перевода, среди которых «жители башен» и «люди бога».
28. Ингушкой была жена первого царя Грузии Фарнаваза.
29. Изображенный на флаге и гербе Ингушетии солярный знак (свастика) изначально был гербом тейпа Евлой.
30. В ингушском языке словосочетание «вей нах» значит «наши люди» и обозначает только ингушей.
31. До 1938 года ингушская письменность была на латинской основе. Serdalo — так называлась газета Сердало (Свет).
32. В ингушском языке двадцатеричная система счета. Например число 30 будет «двадцатьдесять».
33. Лучший роман о Кавказе написал ингушский классик Идрис Базоркин.
34. Ингуши — русское название народа, сами себя ингуши называют гIалгIай (халхай).
35. Ингушетия — ГIалгIай Мохк «Страна галгаев»
36. Ингушетия — самый маленький регион России.
37. В Ингушетии вас подвезут и не возьмут за это деньги.
38. Самое тяжелое ингушское оскорбление переводится как «дырка от задницы».
39. Переходить дорогу в Ингушетии очень опасно. Даже по «зебре».
40. На улицах ингушских городов нельзя встретить бомжа или пьяного в хлам человека.
41. Ингушки не курят.
42. За Руслана Аушева в 1993 году проголосовало 96% избирателей, это был поистине народный президент.
43. Русский князь Михаил Ярославич (1271—1318) был убит в ставке хана Золотой Орды на территории современной Ингушетии.
44. В Ингушетии, как и во многих регионах мира, распространено поверье, что убийство лягушек может вызвать дождь.
45. Ингуши пьют очень горячий чай и очень горячий мясной бульон, который называется «дил».
46. Статья 11 Конституции Ингушетии гласит: «Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия — важнейшая задача государства».
47. Улица генерала Осканова есть в каждом ингушском населенном пункте.
48. В ингушском языке есть слово обозначающее море, хотя выхода к нему Ингушетия сегодня не имеет. Также есть названия таких рек, как Волга, Дон и Нил.
49. Осетинские пироги это разновидность ингушских чапильгаш.
50. В старину видя в небе падающую звезду, ингуши говорили что она убежала замуж.
51. Замок Вовнушки, принадлежащий тейпу Оздой, считается одним из Чудес России.
52. Древний ингушский парламент назывался Мехк-Кхел и заседал в кол-ве 12 человек.
53. У ингушей не было князей, но есть слово означающее князь (аьл). Так называли достойных людей.
54. Добываемая в Ингушетии нефть самая чистая в мире, из нее делают авиационные масла.
55. В Ингушетии до сих пор похищают невест, хотя большинством старейшин это осуждается.
56. Горную Ингушетию называют страной башен.
57. Немногие знают, что знаменитые ингушские башни строились для защиты друг от друга, а не от внешних врагов.
58. Самая высокая ингушская башня достигает в высоту 31 метра. Это высота 12-этажного жилого дома.
59. Курорт «Армхи» считается одним из самых крупных горных курортов (1200м над уровнем моря).
60. В среднем за год в курорте Армхи 140 солнечных дней (в Давосе — 97), количество осадков — 570 мм (в Давосе — 632 мм).
61. На ингушской свадьбе в основных торжествах жених участия не принимает.
62. О человеке, держащем пост ингуши говорят «Он кормит солнце».
63. Вершиной ингушской этики является понятие «Эздел». «Эздий саг» — благородный человек.
64. Последний защитник Брестской крепости в ВОВ — ингуш Уматгирей Барханоев.
65. Первая пьеса Булгаковым поставлена в Ингушском драматическом театре, посвящена она жизни ингушей.
66. В 1892 году в Назрани Максим Горький работал наемным рабочим на прокладке железной дороги. Тогда написан рассказ «В ущелье» — его первое произведение.
67. Ингушетию называют одной из древнейших демократий на земле.
68. ХIонк (черемша) — лакомство и деликатес, национальное сокровище Ингушетии.
69. Все школы в Ингушетии — русские.
70. Большинство населения Ингушетии никогда не были в горах, где стоят знаменитые на весь мир фамильные ингушские башни и замки.
71. В Гражданской войне России в 1917-1922гг погиб каждый третий взрослый ингуш.
72. Когда чеченский лидер Джохар Дудаев обращался к своим гражданам на чеченском языке, многие чеченцы думали что он говорит по-ингушски и не понимали его. Дудаев был из ингушского тейпа ЦIечой.
73. Наличие большого кирпичного дома не говорит о богатстве. Ингушский дом может строиться десятилетиями.
74. Особое отношение к хлебу. Наступить на него считается недопустимым.
75. Дорога в Ассинском ущелье Ингушетии считается одной из самых живописных высокогорных дорог мира.
76. Ингуши очень добрый народ, но депортация 1944 года не будет прощена никогда.
77. Лифт — это редкое явление для жилого дома в Ингушетии. Да их практически и нет.
78. В Ингушетии нет ресторанов Макдоналдс.
79. В Ингушетии много одаренных людей. Например, ученый Магомет Сагов переехав в Норвегию благодаря своим открытиям стал одним из самых богатых людей этой страны.
80. В Кавказской войне ингуши три раза разбили войско имама Шамиля.
81. Федеральная автомобильная дорога «Кавказ» наиболее красива на ингушском участке.
82. Территория современной Ингушетии всего в 3,7 раза больше площади Москвы, вместе с Пригородным районом — в 5.
83. Ингуши большим преступлением считают мародёрство.
84. Серафимович, Ставский, Булгаков начинали свою литературную деятельность в Ингушетии.
85. Ингушетия жемчужина Кавказа и лучшее место на свете.

ЭЗДЕЛ — КОДЕКС ЧЕСТИ ИНГУШЕЙ

ингуш. Дикара «хорошое»

Ингушский язык эздел сущ. *приличие

башкирский язык әҙәп, әҙәп һаҡлау, әҙәплелек «приличие»

венгерский язык decensség «приличие» (ингуш. Декансаг «Хороший Человек)

казахский язык әдеп «приличие» (сохранили инг. слово Эздел/Адел/Адал «блогородство»)

ингушский язык  ЭЗДИ  прил. *скромный

ингуш.яз. эздел долаш хила глаг. *скромничать

испанский язык sobrio «скромный» (ингуш. яз. Сабар доала «терпеливый»)

Правила поведения вайнахов ( ингушей, чеченцев)  в обществе:

ЭЗДЕЛ КОДЕКС ЧЕСТИ:

Эздел (инг.яз. Эз-дел (Делай Взвешивая)- это свод неписанных моральных и этических правил поведения чеченцев и ингушей.

Охватывает все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства. Эздел является Кодексом чести и поведения, передаваемым из поколения в поколение родителями и обществом.

Эздел (в переводе с ингушского — обладающий высокими духовными качествами, — образец, форма для подражания, слепок) — свод неписанных моральных и этических правил поведения ингушей . Охватывает все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства. Эздел является Кодексом чести и поведения, передаваемым из поколения в поколение родителями и обществом.

Ингушское общество имело свои универсальные демократические критерии социальной оценки членов общества. Главный критерий — степень соблюдения норм Эздел. Только того, кто безупречен в этом называли Эзди — благородным, человеком чести. Это же относилось и к целым родам, деяния представителей которых общество пропускало через фильтры кодекса Эздел. Эздел является сочетанием двух ингушских слов — «Эзи» и «дел», то есть, буквально «взвешенно поступай(делай)»

1. Девушка не должна встречаться с парнем наедине. Свидание парня с девушкой может происходить только в присутствии родственников.

2. Девушка у вайнахов неприкосновенна, что нашло отражение даже в национальном танце, в котором партнеры никогда не соприкасаются. То есть, нельзя дотрагиваться до девушки никому из посторонних.

3. Муж и жена не должны разговаривать при родственниках.

4. Нельзя сидеть в присутствии старших.

5. Всегда необходимо вставать, приветствуя друг друга, или если заходит старший.

6. Сноха раньше всех должна вставать в доме и позже всех ложиться.

7. Сын, приходящий с работы, в первую очередь идет к родителям и справляется об их делах, здоровье и тп.

8. Курить нельзя при старших.

9. Категорически нельзя пересекать дорогу перед идущим стариком или старухой. Надо остановиться и пропустить.

10. Если идет беременная женщина, то ей тоже нельзя пересекать дорогу. Надо также остановиться, пока она не пройдет.

11. Женщины не должны кушать в присутствии мужчин.

12. Мужчина должен идти впереди женщины, как бы расчищая ей дорогу.

13. Жених никогда не присутствует на своей свадьбе.

14. Женившийся парень не должен несколько дней попадаться на глаза своим родителям.

15. Девушка, вышедшая замуж, не должна показываться мужской части своих близких родственников до тех пор, пока отец, брат и т.п. сами ее не позовут или сами не зайдут в то помещение, в котором она находится.

16. Беременная женщина не должна попадаться на глаза своим родственникам-мужчинам.

17. Нельзя слишком бурно выражать эмоции, то есть громко смеяться, визжать, восхищаться красотой противоположного пола в присутствии друг друга.

18. В общественном транспорте мужчина должен уступать сидячее место любому лицу женского пола ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от возраста. Даже старики уступают свое место юным девушкам, чтоб никто каким-то образом ее не коснулся.

19. Отец не должен при дочери ходить в майке без рукавов, брат не должен — при сестре, матери, отце.

20. Нельзя посещать туалет так, чтоб видели лица противоположного пола, вне зависимости от возраста, а также при старших.

21. Девушкам нельзя громко разговаривать.

22. Девушкам, придя в гости, ни в коем случае нельзя сидеть. Необходимо оказать первую помощь на кухне, т.е. помыть посуду, накрыть на стол.

23. При свидании с парнем ни в коем случае, нельзя смотреть ему в глаза. Необходимо смотреть в сторону (не по сторонам), либо опустить взгляд. Нельзя много разговаривать.

24. Нельзя в присутствии своих родственников и вообще взрослых мужчин со стороны мужа брать детей на руки, ласкать их, и даже ругать.

25. для зятя по отношению к родителям жены: зятю запрещено видеться и разговаривать с тещей и тестем; обсуждать с женой их поступки, без явной необходимости и прочее.

26. Невестка, придя в дом мужа, не может называть имена свекра, свекрови и их родителей, даже если их давно нет в живых. Нельзя этого делать не только в их присутствии, но и «за глаза».

Как же жить под одной крышей, общаться друг с другом, говорить о родителях мужа с другими людьми? Приходится прибегать к помощи эвфемизмов. На  примере — невестка Оалхазара Аушева (инг.яз. оалхазар – птица ) из селения Экажево представлялась при знакомстве: «Я сноха летающего по небу».

В век глобализации, свободного общения и обмена информацией приверженность ингушей подобным обычаям у многих вызывает удивление. Однако очевидно, что сохраняются те обычаи, которые способствуют наилучшей организации семейной жизни, миру и согласию в семье.

народ Ингушетии: кто такие Ингуши, история

Перед вами статья, адаптированная для простого читателя, который где-то что-то слышал, но так и не понял, кто такие Ингуши, кто их предок, какое происхождение, откуда они. Мы разберем все максимально подробно, а если останутся вопросы — пишите в комментариях!

Забери к себе:

Кто такие ингуши?

Ингуши (название на родном языке: ГIалгIа́й) — коренное население Ингушетии и Северного Кавказа. Общая численность населения около 1 000 000 человек, половина из которых проживает за пределами республики (в других городах России и мира). Подробнее про родной регион: Республика Ингушетия, Горы Ингушетии.

Название «ингуши» произошло от ингушского селения Ангушт. В средневековье предки ингушей, наряду с предками чеченцев, карачаевцев, балкарцев и осетин, входили в племенной союз алан.  Столица Алании — город Магас, город солнца: является столицей Ингушетии. Вождями Алан являлись ингуши: Респендиал и Гоар, которые участвовали в великом переселении народов.

Аланы — предки Ингушей?!

Знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII—XIX веков П. С. Паллас, побывавший в конце XVIII века на Кавказе писал, что ингуши являются остатками собственно алан. Другой исследователь XIX века Эдмунд Спенсер в своем научном труде «Описание поездок по Западному Кавказу в 1836 году» отмечает, что по мнению многих ученых, ингуши являются самым настоящим, ныне существующим племенем алан.

За границей при слове «ингуши» у людей на ум приходит Кавказ, аланы и чеченцы. Обычно еще про чеченцев спрашивают: «Вы же братский народ, да? А язык один и тот же, да?». Большинство мало знакомо с историей и народом Ингушетии. Это очень печально, ведь у них очень богатая культура! Надо просветить народ решил я и написал этот оооочень краткий, назовем это обзор, наших культурных памятников.

Что характеризует Ингушей?

«Там девушек крадут и женятся без любви!» — так обычно говорят, когда вспоминают обычаи, какие-нибудь иностранные граждане. С одной стороны — это явление у ингушей распространено, что есть, то есть, но не все так мрачно выглядит на первый взгляд. Обычно такое происходит по договоренности.

О обычаях мы поговорим в отдельном материале более подробно.

Современная свадьба, даже та, что проводится в Ингушетии — сильно отличается от старых обычаев, не говоря уже о свадьбах за границей.

Любимое место на ингушской свадьбе – около нескольких здоровых кастрюль, в которых варится мясо. Там такой запах обалденный! В это время, если смотреть на место, в котором проходит это событие с птичьего полета, оно чем-то напоминает муравейник. Все суетятся, бегают, обслуживают, разговаривают, смеются, танцуют, шутят…

Если вы находитесь в доме невесты, то примерно в полдень должны приехать представители мужа (без него самого) за невестой. Обычно картеж состоит из не менее 10 автомобилей, которые сигналят на всю округу, извещая о столь знаменательном событии. Хотя, конечно, в округе и так все уже всё знают.

Когда невесту благополучно выведут и посадят в авто, местная детвора перетягивает трос, преграждая тем самым дорогу. Кто-то через окно авто будет с серьезным видом «угрожать», чтобы убрали трос. Но в итоге, детям кинут пачку денег и пока они будут их собирать, кортеж поедет в новый для невесты дом. Еще один частый вопрос: почему в ингушетии невеста должна стоять в углу весь день на свадьбе?

По прибытию невесту заводят в дом. Она должна взять веник и подмести перед входом. Далее ей дают ребенка. Немного постояв с ним, она заходит внутрь. Есть мнение, что быть невестой на ингушской свадьбе очень тяжелое занятие, так как «она всё время стоит в углу». Это не совсем правда. Она может сесть в любое время, мы все – люди, сделаны не из железа. А если серьезно, то невесту на свадьбе всегда окружает толпа девушек, девочек, скромных парней, которые бросают осторожные взгляды, и других людей, так что там всегда весело. Если учесть, что она в новом доме среди пока что не знакомых людей, то понятно, почему она так скромно стоит в углу. Странный феномен с невестой я думаю для всех развеян.

Про нее рассказывать не надо, этот танец, свойственный только кавказским народам, знаком всем! Прибавлю только то, что ингушская лезгинка отличается особой резкостью в движениях.

  • Ингушские башни.

Не обязательно ездить в Египет, чтобы посмотреть на сооружения, выдержанные временем. Пирамиды не сравнятся с ингушскими башнями! Почему?

Боевые башни всегда строились в таком месте, чтобы был большой угол обзора как по горизонтали, так и по вертикали. А значит — нужно строить на высоком утесе. С другой стороны, обязательным условием являлось неприступность, противник не должен был и близко подойти к ней. Поэтому почти со всех сторон были очень крутые обрывы.

Башня строилась из огромных каменных глыб — это очень тяжелое сооружение, которое при неправильном строительстве могло обвалиться. Отсюда следует, что при таком малом основании по сравнению с теми же пирамидами, боевые и жилые башни мог сделать только настоящий мастер своего дела! А таких людей было немного: Дуго Ахриев, Хазби Цуров и некоторые другие мастера.

У каждого рода в Ингушетии есть своя башня. В древности, род не имевший своей башни считался не равным роду, у которого она была. Род – тейп. По некоторым летописям и сказаниям, если мастер не успевал построить башню в срок, он должен был строить ее заново, убрав все, что сделал до этого. Есть легенда о том, как находили подходящее для строительства башни место. Сначала выбирали наиболее стратегически выгодное положение. Затем на землю наливали молоко, если оно легко просачивалось в землю, подбирали другое место, так как это место плохое.

Туризм начали развивать только недавно. Кроме нашей природы: гор, рек, равнин, лесов, туристы могли бы посмотреть на башни, танцы, свадьбы, обычаи… и были бы самой развитой Республикой…

  • Национальная кухня Ингушей.

Многие считают, что шашлык – это и ингушское блюдо! Оказывается, что нет. Зато у ингушей есть Дулх–Халтым — это очень вкусное, полезное и сытное блюдо. Рецептов в сети много, так что приводить здесь их не будем. Халтым – это галушки (небольшие сваренные кусочки теста), Дулх – сваренное мясо.

Ингуши очень любят горячий бульон с мясом. Обычно сюда также подают Бирх – это сваренная в бульоне картошка, мелко нарезанная морковь с зеленью.

Второе по популярности идет – Чапильг. Этому блюду даже посвящена песня. Лепешки, очень вкусные лепешки: Чапильг(аш) – это очень тонкая, круглая лепешка. Начинка – творог с зеленью или картошка (пюре).

Ну и третье блюдо, это кукурузная лепешка – сискал. Есть множество и других блюд. А еще у нас подают очень крепкий, горячий, до краев наполненный чай! Одно или все из перечисленных блюд обязательно будут стоять на столе, если вы будете гостить в Ингушетии.

Частые вопросы о Ингушах?

Пишите в комментариях свои вопросы и мы ответим Вам! В материал вынесены самые частые вопросы и ответы на них.

  • Почему ингуши такие красивые?

У всех народов есть как красивые люди, так и очень красивые. Страшных людей не существует. Предлагаем поделиться ответом на этот вопрос, если вам нравятся ингуши, а ниже фотографии красивых представителей Ингушетии.

Заслуженная артистка Ингушетии — Лема Нальгиева. Рядом мэр Магаса — Цечоев Беслан.

Олимпийский чемпион — Хасан Халмурзаев и начинающий дзюдоист — Магомед-Башир Нальгиев!

Ингушская звездочка Рагда Ханиева совместно с вайнахскими олимпийскими спортсменами.

  • ингуши какие они люди?

Люди слова. Люди дела.

  • почему ингуши такие странные?

Что для одних странно, для других совершенно нормально. Традиции и обычаи могут отличаться от других народов, которые они чтят и соблюдают. Например, зять (муж жены) не может видеть тещу (мать жены). Обратное считается неуважительным. Данная традиция сохранена и до сих пор, что для многих является странным и желанным.

  • чем отличается чеченец от ингуша?

Чеченский народ является самым близким по традициям и обычаям к Ингушскому народу. Многое пересекается, как многое и расходится. Например, у чеченцев нет традиции не видеться с тещей. Небольшое отличие в языке, акценте, обычаях. Но это два братских народа, которые легко понимают друг друга и всегда помогут.

  • как выглядят ингуши?

По наружному своему виду ингуши являются очень разными: сухощавыми, стройными, среднего или высокого роста, черты лица чаще всего резкие, лицо как смуглое, так и светлое; цвет волос по преимуществу черный, движения торопливы и порывисты; характер и поведение сдержанные, воспитанные. Бывают — взрывные.

  • кто такие ингуши кратко?

Хороший народ с Северного Кавказа.

  • почему в Ингушетии богатые дома?

Дом для Ингуша — это все! Семья может жить очень бедно, но каждую копейку вкладывать в дом.

  • почему Ингуши такие смелые, храбрые, трусы, рыжые, психи, красивые и т.д.

Как видите, даже в перечне вопросов есть масса противоречий. Некоторые из них провокационные, но мы их оставили для наглядности глупости человека, которому в ум приходят такие вопросы. Исторически сложилось, что Ингуши прошли тяжелый путь, когда трусливые просто не выживали в обществе и приходилось быть сильным и смелым.

Ингуши и Ингушетия на фото

Фотограф Евгений Шивцов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *