Флирт википедия – «Почему флирт — это женское искусство?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Флирт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Флирт — разновидность ухаживания, показывающая на некую возможность или ожидание сексуальных отношений, при этом не слишком поднимая уровень обещаний. Может как предполагать уже существующие отношения, так и являться символом готовности к их началу, а также может производиться просто чтобы узнать, насколько собеседник готов к таким отношениям[1].

По мнению исследователя невербальной коммуникации Дэвида Б. Гивенса (англ. David B. Givens), флирт состоит преимущественно из невербальных сигналов. Благодаря большей неоднозначности, сигналы тела позволяют передать сексуальный интерес, не подвергаясь риску унижения в случае отказа[2].

Флирт может отличаться в разных культурах. Например, специалист по межличностным отношениям Пауль Вацлавик считает, что ухаживание и в американской, и в британской культурах состоит примерно из 30 шагов, «от первого зрительного контакта до секса», но их порядок отличен: если в США поцелуй — признак лёгкого флирта, один из ранних шагов, то для британцев это признак более тесного контакта

[3].

Слово «флирт» происходит от англ. flirt — «ухаживание, кокетство, любовная игра». В английский язык оно пришло из старофр. fleurette, где первоначально означало цветок, из-за заигрывания с цветками. Далее происхождение ведёт к лат. florem — «цветок»[4].

По мнению киберпсихолога Моники Т. Уитти (англ. Monica T. Whitty), сигналы флирта делятся на связанные с жестами, взглядом, интонацией, расстоянием между людьми и прикосновениями, а также внешним видом и запахом человека. У женщин жесты при флирте включают в себя поправление волос, при котором лицо направлено вниз и шея выставлена без защиты, облизывание или надувание губ, а также улыбку и смех. При флирте у людей проявляются расширение зрачков, опущенный взгляд, короткие бросания взгляда на собеседника, моргание ресницами. Люди становятся более оживлёнными, чаще смеются, меньше молчат и проявляют больше интереса друг к другу. Флиртующие наклоняются друг к другу и копируют положение тела и жесты, а также скрещивают ноги в направлении собеседника, могут также прикасаться друг к другу

[5].

  1. ↑ Whitty, 2003, p. 341.
  2. ↑ Whitty, 2003, p. 343.
  3. ↑ Watzlawick, 1983, pp. 63—64.
  4. ↑ Пчёлкин, 1989, с. ???.
  5. ↑ Whitty, 2003, pp. 343—344.

Флирт (группа) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Флирт» — рок-группа из Восточной Сибири. Возникла в середине 80-х годов, в г. Усолье-Сибирское Иркутской области. Стиль панк-рок и гаражный рок. Создатели Олег Сурусин (Сур) и Валерий Рожков (Вэл).

Какое-то время выступали как дуэт по аккомпанемент акустических гитар в Усолье-Сибирское, Ангарске и Иркутске. С появлением единомышленников: Андрея Гнездова (вокал и операционный пульт) и Геннадия Хомколова (саксофон) состав команды начал стабилизироваться. В результате в свет вышел записанный в домашних условиях магнитоальбом «Дальше некуда» 1987 г., а затем с помощью сессионных музыкантов Андрея Севостьянова и Сергея Голубева (ударные и бас-гитара) появились еще несколько альбомов, разошедшихся по рок-кругам андеграунда тех лет.

В мае 1989-го Сур и В. Рожков в Омске приняли участие в записи одного из альбомов проекта «Коммунизм» (Лет Ит Би) в домашней студии Егора Летова. После чего, уже с Усолье-Сибирском в 1990 г, Флирт записали альбом «Цлен ЦК» в следующем году, во время работы над первой частью альбома «Съезд негодяев» (в период развала Советского союза) уезжает с семьей из страны профессиональный музыкант Г. Хомколов. Вскоре на постоянное место жительства в Москву переезжает и В. Рожков, а А. Гнездов отходит от рок-деятельности. Тем не менее, не теряют контакта с О. Сурусиным, который продолжает творческую деятельность группы при участии новых музыкантов: Дениса Еремеева(барабаны), Родиона Захарова (гитара), Сергея Милкова (бас) и Насти Тропиной (ударные, клавиши и вокал). Именно с этим составом были записаны такие альбомы как «Дом терпимости»: 1995; «Мы победим!»; «Анархофобия»: 2001; и тд. а сами Флирт становиться постоянными участниками многочисленных рок-сейшенов. К тому же во время посещения Иркутска группой «Гражданская оборона» Флирт дважды открывали выступление Летовской команды на совместных концертах. Последним альбомом Флирт выпущенном при участии второго состава стал «Люмпен-Ролл» 2007 г. и спустя какое-то время половина участников группы (Д. Еремеев, Р. Захаров, Н. Тропинина) отошли от рок-дела в силу бытовых причин.
О. Сурусин и С. Милков продолжили деятельность группы с другими единомышленниками: Артемом Бушмакиным (барабаны) и Андреем Третьяковым (гитара) организовав третий состав, с которым Флирт открывали концерты группы «Адаптация» и Черного Лукича в Иркутске и в Улан-Удэ. В Новосибирске совместно с музыкантами Летовского проекта «Коммунизм»; а также на панк-фестивале в Москве «Парк Юрского Периода». В настоящие время группа продолжает записываться и выступать.
В 2000-м году в Москве В. Рожков инициировал выпуск двух сборников песен Флирт на аудиокассетах (период 1987-1989 г.г.). В 2007 г. он же издал CD диск «Flirt – The Best», вышедший к 20-летию группы.

В 2019 году вышел сборник стихов и песен Олега Сурусина (Сур) «ОтФлиртованное Время».

  • Олег Сурусин — гитара, вокал
  • Артем Бушмакин — барабаны
  • Андрей Третьяков — бас-гитара

Бывшие участники[править | править код]

  • Гитаристы: Валерий Рожков, Родион Захаров
  • Бас-гитара: Сергей Милков,
  • Ударники: Денис Еремеев, Настя Тропина
  • Саксофон: Геннадий Хомколов

Студийные альбомы[править | править код]

Компиляции[править | править код]

Другие проекты[править | править код]

Флирт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Флирт — разновидность ухаживания, показывающая на некую возможность или ожидание сексуальных отношений, при этом не слишком поднимая уровень обещаний. Может как предполагать уже существующие отношения, так и являться символом готовности к их началу, а также может производиться просто чтобы узнать, насколько собеседник готов к таким отношениям

[1].

По мнению исследователя невербальной коммуникации Дэвида Б. Гивенса (англ. David B. Givens), флирт состоит преимущественно из невербальных сигналов. Благодаря большей неоднозначности, сигналы тела позволяют передать сексуальный интерес, не подвергаясь риску унижения в случае отказа[2].

Флирт может отличаться в разных культурах. Например, специалист по межличностным отношениям Пауль Вацлавик считает, что ухаживание и в американской, и в британской культурах состоит примерно из 30 шагов, «от первого зрительного контакта до секса», но их порядок отличен: если в США поцелуй — признак лёгкого флирта, один из ранних шагов, до для британцев это признак более тесного контакта

[3].

Происхождение слова

Слово «флирт» происходит от англ. flirt — «ухаживание, кокетство, любовная игра». В английский язык оно пришло из старофр. fleurette, где первоначально означало цветок, из-за заигрывания с цветками. Далее происхождение ведёт к лат. florem — «цветок»[4].

Признаки

По мнению киберпсихолога Моники Т. Уитти (англ. Monica T. Whitty), сигналы флирта делятся на связанные с жестами, взглядом, интонацией, расстоянием между людьми и прикосновениями, а также внешним видом и запахом человека. У женщин жесты при флирте включают в себя поправление волос, при котором лицо направлено вниз и шея выставлена без защиты, облизывание или надувание губ, а также улыбку и смех. При флирте у людей проявляются расширение зрачков, опущенный взгляд, короткие бросания взгляда на собеседника, моргание ресницами. Люди становятся более оживлёнными, с периодическим смехом, редкими периодами молчания и большим проявлением интереса друг к другу. Флиртующие наклоняются друг к другу и копируют положение тела и жесты, а также скрещивают ноги в направлении собеседника, могут также прикасаться друг к другу

[5].

Примечания

  1. ↑ Whitty, 2003, p. 341.
  2. ↑ Whitty, 2003, p. 343.
  3. ↑ Watzlawick, 1983, pp. 63—64.
  4. ↑ Пчёлкин, 1989, с. ???.
  5. ↑ Whitty, 2003, pp. 343—344.

Литература

См. также

Флирт Википедия

Флирт — разновидность ухаживания, показывающая на некую возможность или ожидание сексуальных отношений, при этом не слишком поднимая уровень обещаний. Может как предполагать уже существующие отношения, так и являться символом готовности к их началу, а также может производиться просто чтобы узнать, насколько собеседник готов к таким отношениям[1].

По мнению исследователя невербальной коммуникации Дэвида Б. Гивенса (англ. David B. Givens), флирт состоит преимущественно из невербальных сигналов. Благодаря большей неоднозначности, сигналы тела позволяют передать сексуальный интерес, не подвергаясь риску унижения в случае отказа

[2].

Флирт может отличаться в разных культурах. Например, специалист по межличностным отношениям Пауль Вацлавик считает, что ухаживание и в американской, и в британской культурах состоит примерно из 30 шагов, «от первого зрительного контакта до секса», но их порядок отличен: если в США поцелуй — признак лёгкого флирта, один из ранних шагов, то для британцев это признак более тесного контакта[3].

Происхождение слова

Слово «флирт» происходит от англ. flirt — «ухаживание, кокетство, любовная игра». В английский язык оно пришло из старофр. fleurette, где первоначально означало цветок, из-за заигрывания с цветками. Далее происхождение ведёт к лат. florem — «цветок»

[4].

Признаки

По мнению киберпсихолога Моники Т. Уитти (англ. Monica T. Whitty), сигналы флирта делятся на связанные с жестами, взглядом, интонацией, расстоянием между людьми и прикосновениями, а также внешним видом и запахом человека. У женщин жесты при флирте включают в себя поправление волос, при котором лицо направлено вниз и шея выставлена без защиты, облизывание или надувание губ, а также улыбку и смех. При флирте у людей проявляются расширение зрачков, опущенный взгляд, короткие бросания взгляда на собеседника, моргание ресницами. Люди становятся более оживлёнными, чаще смеются, меньше молчат и проявляют больше интереса друг к другу. Флиртующие наклоняются друг к другу и копируют положение тела и жесты, а также скрещивают ноги в направлении собеседника, могут также прикасаться друг к другу[5].

Примечания

  1. ↑ Whitty, 2003, p. 341.
  2. ↑ Whitty, 2003, p. 343.
  3. ↑ Watzlawick, 1983, pp. 63—64.
  4. ↑ Пчёлкин, 1989, с. ???.
  5. ↑ Whitty, 2003, pp. 343—344.

Литература

См. также

Флирт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Флирт — разновидность ухаживания, показывающая на некую возможность или ожидание сексуальных отношений, при этом не слишком поднимая уровень обещаний. Может как предполагать уже существующие отношения, так и являться символом готовности к их началу, а также может производиться просто чтобы узнать, насколько собеседник готов к таким отношениям[1].

По мнению исследователя невербальной коммуникации Дэвида Б. Гивенса (англ. David B. Givens), флирт состоит преимущественно из невербальных сигналов. Благодаря большей неоднозначности, сигналы тела позволяют передать сексуальный интерес, не подвергаясь риску унижения в случае отказа[2].

Флирт может отличаться в разных культурах. Например, специалист по межличностным отношениям Пауль Вацлавик считает, что ухаживание и в американской, и в британской культурах состоит примерно из 30 шагов, «от первого зрительного контакта до секса», но их порядок отличен: если в США поцелуй — признак лёгкого флирта, один из ранних шагов, до для британцев это признак более тесного контакта[3].

Происхождение слова

Слово «флирт» происходит от англ. flirt — «ухаживание, кокетство, любовная игра». В английский язык оно пришло из старофр. fleurette, где первоначально означало цветок, из-за заигрывания с цветками. Далее происхождение ведёт к лат. florem — «цветок»[4].

Видео по теме

Признаки

По мнению киберпсихолога Моники Т. Уитти (англ. Monica T. Whitty), сигналы флирта делятся на связанные с жестами, взглядом, интонацией, расстоянием между людьми и прикосновениями, а также внешним видом и запахом человека. У женщин жесты при флирте включают в себя поправление волос, при котором лицо направлено вниз и шея выставлена без защиты, облизывание или надувание губ, а также улыбку и смех. При флирте у людей проявляются расширение зрачков, опущенный взгляд, короткие бросания взгляда на собеседника, моргание ресницами. Люди становятся более оживлёнными, с периодическим смехом, редкими периодами молчания и большим проявлением интереса друг к другу. Флиртующие наклоняются друг к другу и копируют положение тела и жесты, а также скрещивают ноги в направлении собеседника, могут также прикасаться друг к другу[5].

Примечания

  1. ↑ Whitty, 2003, p. 341.
  2. ↑ Whitty, 2003, p. 343.
  3. ↑ Watzlawick, 1983, pp. 63—64.
  4. ↑ Пчёлкин, 1989, с. ???.
  5. ↑ Whitty, 2003, pp. 343—344.

Литература

См. также

Антифлирт-клуб — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июля 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июля 2019; проверки требуют 2 правки. Антифлирт-клуб. Президент клуба Алис Рейли стоит на верхней ступеньке лестницы Президент клуба Алис Рейли

Антифлирт-клуб (англ. Anti-Flirt Club) — американский клуб, действовавший в Вашингтоне в начале 1920-х годов[1]. Основной целью клуба была защита молодых женщин и девушек, получавших нежелательное внимание со стороны мужчин в автомобилях и на углах улиц[2][3]. Члены «Антифлирт-клуба» провели «Антифлирт-неделю», которая началась 4 марта 1923 года[4]. Возглавляла клуб его президент — Алис Рейли (англ. Alice Reighly).

Клуб имел ряд правил в виде советов по поведению[5].

  1. Не флиртуйте — те, кто поспешно флиртует часто раскаиваются потом.
  2. Не соглашайтесь на предложения подвезти от флиртующих автомобилистов — они думают не о том, чтобы помочь вам.
  3. Не стройте глазки, они были сделаны для более достойных целей.
  4. Не гуляйте с незнакомыми мужчинами. Они могут оказаться женатыми, и тогда вам придётся принять участие в поединке таскания за волосы.
  5. Не подмигивайте — трепетание одного глаза может вызвать слёзы в другом.
  6. Не тратьте улыбки на кокетливых незнакомцев, сохраните их для людей, которых вы знаете.
  7. Не хватайте всех мужчин которых можете взять — флиртуя со многими, вы можете потерять одного.
  8. Не поддавайтесь на гладких щегольских пожирателей пирожных — неполированное золото настоящего мужчины стоит больше, чем пустой блеск завсегатая салонов.
  9. Не позволяйте пожилым мужчинам с флиртующим взглядом похлопать вас по плечу и проявлять отеческий интерес к вам. Они, как правило, из тех, кто хотят забыть, что они отцы.
  10. Не игнорируйте человека, в котором абсолютно уверены, пока флиртуете с другим. Когда вы вернётесь к первому, можете обнаружить, что он исчез.
  1. Scholz, Sally J. Catcalls and Military Strategy // Peacemaking: Lessons from the Past, Visions for the Future (англ.) / Presler, Judith; Scholz, Sally J.. — Rodopi (англ.)русск., 2000. — ISBN 90-420-1562-4.
  2. Ghai, Gail. Driving home (неопр.) // JSTOR: the Women’s Review of BooksVol. 2, No. 12 (Sep., 1985), p. 16. — Old City Publishing, Inc., 1985. — Т. 2, № 12. — С. 16.
  3. Kramarae, Cheris; Treichler, Paula A.; Russo, Ann. Amazons, Bluestockings and Crones: A Feminist Dictionary (англ.). — Pandora, 1992. — ISBN 0-04-440863-3.
  4. ↑ Washington girls have organized to protect selves from unwelcome advances, Lowell Sun (6 марта 1923).
  5. ↑ 10 GIRLS START WAR’S ON AUTO INVITATION, Washington Post (28 марта 1923).

Флирт — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Страницы на КУ (тип: не указан)

Флирт — манера поведения, привлекающая внимание потенциального сексуального партнера, кокетство. Иногда служит прелюдией к сексу, иногда является выражением симпатии, в некоторых случаях является привлечением внимания, просто игрой, развлечением.

Происхождение слова

Флирт[1] — от английского слова англ. flirt — ухаживание, кокетство, любовная игра.

В английский язык оно пришло из старо-французского, где его корни уходят в латынь, к слову «лат. florem» — цветок. Французское «фр. fleurette» означало цветок, от заигрывания с цветками и пошло слово flirt. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона[2] определяет «флирт» как особую форму проявления полового чувства, которое выражается в кокетливом заигрывании взглядами, словами, притворно-неумышленными прикосновениями и т. п.

Между тем, история флирта уходит корнями в глубь веков и может быть прослежена до времён Клеопатры (69—30 до н. э.). Последняя царица Египта из династии Птолемеев ввела в обиход благовония и масла, которыми пользовалась для привлечения внимания противоположного пола. Ею же изобретены отвары для придания глазам особого блеска.

В некий набор правил поведения флирт окончательно оформился в XVII—XVIII вв. Рождение нового смысла слова «флирт» описал английский писатель Лорд Честерфилд. По его словам на одном из великосветских приёмов леди Френсиз то открывала, то закрывала свой веер, то пряча за него всё лицо, то оставляя только глаза. И когда беседовавший с нею мужчина в шутку сделал ей замечание за такое дразнящее поведение, она ответила, что это только «флирт», она всего лишь машет веером. С её лёгкой руки это слово получило большое распространение сперва в Британии, а затем и по всему миру.

Техника гетеросексуального флирта

К определению техники флирта ближе всех подошел Леонард Луис Левинсон («Флирт: когда девушка не знает, чего она хочет, но всячески добивается этого»[3]), а к его цели — Войцех Бартошевский, сказавший: «Цель всех любовных манёвров — пасть вдвоём, и как можно ближе друг к другу». Согласно версии сексолога Александра Полеева, флирт — это способ женщины дать понять мужчине, что она готова рассматривать его как сексуального партнёра. Однако флирт не был привилегией чисто женской, недаром имена Дон Жуан и Казанова стали синонимами соблазнителя. В Италии под окном дамы было принято исполнять серенады, в Англии — отправлять с посыльным цветы, вложив в букет надушенную визитку. А если обратиться, например, к истории быта и нравов Руси, то можно найти и более «вещественные» свидетельства, которые предписывали активную роль мужчине — например, пряслене (пряслице). С помощью этой маленькой и изящной вещицы парень мог в рамках традиций обратить на себя внимание понравившейся девушки. Вручать его было принято на посиделках, которые устраивались в сёлах и деревнях зимними вечерами. Если на следующие посиделки девушка приходила с подарком — значит готова принять ухаживание.

В купеческих кругах «заигрывать» с девушками было принято пряниками, конфетами и цветами. В книге «Энциклопедия обрядов и обычаев» читаем:

«В мещанской городской среде в воскресенье (в будние дни девушек из „приличных семей“ не пускали) устраивались вечеринки. На них пели под гитару или гармонь романсы, играли в увлекательные игры — флирт цветов, краски, телефон, фанты… высокая стройная девушка скромно стояла на месте, глаз не поднимаючи, а молодёжь так и кружилась вокруг неё, так и заглядывалась… В зимнее время для учащихся старших классов и студентов устраивались платные вечера, которые посещала образованная купеческая и дворянская молодёжь. Танцевали под оркестр вальсы и мазурку. Молодой человек в знак симпатии мог подарить своей партнёрше цветы, которые продавались в виде маленьких букетиков у входа в зал».

Искусство флирта

Если рассматривать флирт как набор ухищрений, с помощью которого привлекается внимание противоположного пола, то законодателями в этой сфере бесспорно являлись и остаются Италия и Франция.

Ещё в XIV веке, в эпоху Возрождения, Джованни Бокаччо в своём знаменитом Декамероне описал нравы итальянского двора. Именно в те времена соблазнение стало превращаться в искусство. Одежда, обувь, причёски, аксессуары, духи и поведение — всё служило средством для достижения цели.

И куртизанки, и придворные дамы, стремясь подчеркнуть свою женскую привлекательность, делали замысловатые причёски, туго затягивали корсет, надевали декольтированные платья, оголяя плечи и грудь, использовали изысканные духи и косметику для глаз и губ. Золотые украшения — серьги, ожерелья, браслеты — были призваны привлечь внимание мужчин к обнажённой шее и запястьям. Веер, зонтик или букет живых цветов в руках завершал наряд готовой к выезду и флирту дамы. В это же время мужчины вооружались цилиндрами, моноклями или лорнетами, шейными платками и булавками…

К закату солнца — все на «Стрелке»!
Струит фонтанно в каждой даме
Аккорд Гарленовских флаконов
И веет тонкими духами
От зеленеющих газонов!..
И в беспрерывном лабиринте
Гербов, камней и туалетов —
Приподнимаются цилиндры
И гордо щурятся лорнеты…

писал поэт Н. Я. Агнивцев о петербургских вечерах на Елагином острове, ставшем в 1817 году излюбленным местом романтических свиданий. «Стрелкой» тогда называли западную часть острова с видом на залив, а «зеленеющими газонами», в шутку, — дамские шляпки, которые модно было украшать живыми цветами так кучно, что они напоминали клумбы.

Критика

В начале 1920-х годов в американском городе Вашингтон действовал Анти-флирт клуб, целью которого была защита женщин от нежелательного внимания со стороны мужчин. Правила клуба категорически предостерегали от флирта и указывали на его негативные последствия.

Напишите отзыв о статье «Флирт»

Примечания

Литература

  • Фабьенна Каста-Розас. История флирта. Балансирование между невинностью и пороком. — М.: Текст, 2010. — 380 с. — ISBN 978-5-7516-0888-0.
  • Брудная Л. И., Гуревич З. М., Дмитриева О. Л. Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб: Респекс, 1996. — 560 с. — ISBN 5-7345-0063-1.
  • Поликарпов В. С. История нравов России. Восток или Запад?. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 576 с. — ISBN 5-85880-241-9.
  • Алянский Ю. Увеселительные заведения старого Петербурга. — СПб: Аврора, 2003. — 352 с. — ISBN 5-7300-0726-4, 5-87897-121-6.

Ссылки

  • [www.gohappy.ru/article/114 Что нужно знать, чтобы научиться флиртовать]

См. также

Отрывок, характеризующий Флирт

Он интересовался пустяками, шутил о любви к путешествиям Боссе и небрежно болтал так, как это делает знаменитый, уверенный и знающий свое дело оператор, в то время как он засучивает рукава и надевает фартук, а больного привязывают к койке: «Дело все в моих руках и в голове, ясно и определенно. Когда надо будет приступить к делу, я сделаю его, как никто другой, а теперь могу шутить, и чем больше я шучу и спокоен, тем больше вы должны быть уверены, спокойны и удивлены моему гению».
Окончив свой второй стакан пунша, Наполеон пошел отдохнуть пред серьезным делом, которое, как ему казалось, предстояло ему назавтра.
Он так интересовался этим предстоящим ему делом, что не мог спать и, несмотря на усилившийся от вечерней сырости насморк, в три часа ночи, громко сморкаясь, вышел в большое отделение палатки. Он спросил о том, не ушли ли русские? Ему отвечали, что неприятельские огни всё на тех же местах. Он одобрительно кивнул головой.
Дежурный адъютант вошел в палатку.
– Eh bien, Rapp, croyez vous, que nous ferons do bonnes affaires aujourd’hui? [Ну, Рапп, как вы думаете: хороши ли будут нынче наши дела?] – обратился он к нему.
– Sans aucun doute, Sire, [Без всякого сомнения, государь,] – отвечал Рапп.
Наполеон посмотрел на него.
– Vous rappelez vous, Sire, ce que vous m’avez fait l’honneur de dire a Smolensk, – сказал Рапп, – le vin est tire, il faut le boire. [Вы помните ли, сударь, те слова, которые вы изволили сказать мне в Смоленске, вино откупорено, надо его пить.]
Наполеон нахмурился и долго молча сидел, опустив голову на руку.
– Cette pauvre armee, – сказал он вдруг, – elle a bien diminue depuis Smolensk. La fortune est une franche courtisane, Rapp; je le disais toujours, et je commence a l’eprouver. Mais la garde, Rapp, la garde est intacte? [Бедная армия! она очень уменьшилась от Смоленска. Фортуна настоящая распутница, Рапп. Я всегда это говорил и начинаю испытывать. Но гвардия, Рапп, гвардия цела?] – вопросительно сказал он.
– Oui, Sire, [Да, государь.] – отвечал Рапп.
Наполеон взял пастильку, положил ее в рот и посмотрел на часы. Спать ему не хотелось, до утра было еще далеко; а чтобы убить время, распоряжений никаких нельзя уже было делать, потому что все были сделаны и приводились теперь в исполнение.
– A t on distribue les biscuits et le riz aux regiments de la garde? [Роздали ли сухари и рис гвардейцам?] – строго спросил Наполеон.
– Oui, Sire. [Да, государь.]
– Mais le riz? [Но рис?]
Рапп отвечал, что он передал приказанья государя о рисе, но Наполеон недовольно покачал головой, как будто он не верил, чтобы приказание его было исполнено. Слуга вошел с пуншем. Наполеон велел подать другой стакан Раппу и молча отпивал глотки из своего.
– У меня нет ни вкуса, ни обоняния, – сказал он, принюхиваясь к стакану. – Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Notre corps est une machine a vivre. Il est organise pour cela, c’est sa nature; laissez y la vie a son aise, qu’elle s’y defende elle meme: elle fera plus que si vous la paralysiez en l’encombrant de remedes. Notre corps est comme une montre parfaite qui doit aller un certain temps; l’horloger n’a pas la faculte de l’ouvrir, il ne peut la manier qu’a tatons et les yeux bandes. Notre corps est une machine a vivre, voila tout. [Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все.] – И как будто вступив на путь определений, definitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voila tout. [Вот и все.]
Рапп ничего не ответил.
– Demainnous allons avoir affaire a Koutouzoff! [Завтра мы будем иметь дело с Кутузовым!] – сказал Наполеон. – Посмотрим! Помните, в Браунау он командовал армией и ни разу в три недели не сел на лошадь, чтобы осмотреть укрепления. Посмотрим!
Он поглядел на часы. Было еще только четыре часа. Спать не хотелось, пунш был допит, и делать все таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый сюртук и шляпу и вышел из палатки. Ночь была темная и сырая; чуть слышная сырость падала сверху. Костры не ярко горели вблизи, во французской гвардии, и далеко сквозь дым блестели по русской линии. Везде было тихо, и ясно слышались шорох и топот начавшегося уже движения французских войск для занятия позиции.
Наполеон прошелся перед палаткой, посмотрел на огни, прислушался к топоту и, проходя мимо высокого гвардейца в мохнатой шапке, стоявшего часовым у его палатки и, как черный столб, вытянувшегося при появлении императора, остановился против него.
– С которого года в службе? – спросил он с той привычной аффектацией грубой и ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами. Солдат отвечал ему.
– Ah! un des vieux! [А! из стариков!] Получили рис в полк?
– Получили, ваше величество.
Наполеон кивнул головой и отошел от него.

В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.
Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.
Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа.
Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему.
Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *