Чувашские традиции и обычаи
Чувашский народ: культура, традиции и обычаи
По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.
Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.
Культура и быт чувашского народа
Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.
В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.
Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор — тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан — шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман — поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы — кёрёки.
Традиции и обычаи чувашского народа
Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды.
Одним из таких праздников является Улах. В вечернее время молодежь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим. Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.
Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.
Праздник Манкун — это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуном женщины убирают в своих избах, а мужчины прибирают во дворе и за двором. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.
(Картина Ю.А. Зайцева «Акатуй» 1934–35 гг.)
К праздникам, связанным с земледелием относятся: Акатуй, Синсе, Симек, Питрав и Пукрав. Они связаны с началом и окончанием посевного сезона, со сбором урожая и приходом зимы.
Традиционным праздником чувашей является Сурхури. В этот день девушки гадали — ловили в темноте овец, чтобы повязать им веревочку на шею. А утром приходили посмотреть на цвет этой овцы, если она была белой, то у суженого или суженой будут светлые волосы и наоборот. А если овца будет пестрой, то пара не будут отличаться особой красотой. В разных районах Сурхури отмечается в разные дни — где-то перед Рождеством, где-то в Новый год, а некоторые празднуют в ночь под Крещенье.
Отличная статья 0
Колоритные обряды и традиции чувашской свадьбы.
Чувашские свадебные традиции и обряды
Обычаи чувашской свадьбы — это причудливое переплетение материальных ценностей и суеверных обрядов. Калым и приданое составляют финансовое благополучие молодой семьи, а ритуальные действия обеспечивают юным новобрачным защиту от темных потусторонних сил. Торжество так насыщено обрядами, что иногда длится по месяцу и более. Строгий контроль за скрупулезным соблюдением древних правил накладывается на определенного родственника со стороны жениха.
Знакомства и выбор невесты и жениха
С давних времен чуваши рожали и воспитывали много детей, поэтому в небольших поселениях нередко почти все состояли в близких или дальних родственных отношениях. Страшным грехом у чувашского народа считается вступать в брак с родственниками до седьмого колена. Поэтому выбирать жениху суженую необходимо в дальних поселениях.
Познакомиться поближе молодежи можно было на совместных празднествах нескольких сел, которые устраивали и для этой цели тоже. Строгие правила чувашей позволяли парню самому выбрать себе невесту, но бывали случаи, когда последнее слово оставалось за родителями.
Сегодня выбор невесты чаще всего не сопровождается какими-либо сложностями, однако определившийся молодец, как и раньше, начинает волнующие ухаживания за девушкой. Чтобы показать свою благосклонность, девица одаривает парня расшитым собственноручно платком. Влюбленный жених в свою очередь преподносит молодой гостинцы: мелкие украшения, обувку или сладости.
После счастливого объяснения с девушкой, жениху нужно объявить отцу и матери о своем желании жениться. В традициях чувашской свадьбы взрослые девицы всегда в приоритете. Зрелые девушки уже состоялись как отличные хозяйки, прекрасно готовят. А за годы девичества родители успевают собрать приличное приданое. Кроме того, родня жениха придирчиво оценивает здоровье и моральные принципы будущей невестки.
Обряд сватовства
Весенняя пора — время сватовства у чувашского народа. Природа пробуждается ото сна, все вокруг начинает расцветать. Именно в это время к юной красавице отправляются сваты для сговора. Интересный факт, что чуваши строго придерживаются числового суеверия. Количество сватающих жениха родственников должно быть только нечетным. Толпа родичей распределяется по иерархическому принципу. Обязательно имеется старший и младший дружка. На старшем родственнике, дяде или брате, лежит обязанность вести важные переговоры с родителями выбранной девушки. Младший дружка обычно общается с молодой частью семьи, веселит гостей, запевает брачные песни.
Родичи жениха несут богатые дары в дом новобрачной: национальные алкогольные напитки, сладости, гостинцы. При этому строго отслеживается нечетное количество даров. Данное суеверие играет символическую роль, считается, что так можно не допустить сглаза будущей свадьбы.
На встречу-сватовство, в традициях чувашской свадьбы, разрешается присутствовать виновнику торжества — жениху. Особенно это считается важным в том случае, если парень еще не видел будущую жену. Таким образом у него есть шанс поближе познакомиться, рассмотреть юную суженую. Чувашские нравы позволяют молодому человеку отказаться от брака, если невеста пришлась не по вкусу.
Дружественная беседа между потенциальными родственниками проходит в немного завуалированном ключе. Родня жениха якобы желает что-то приобрести у семьи невесты, торгуется и беседует на эту тему. В ответ семья девушки отрицает продажу. Когда шуточные пререкания закончены, сваты обращаются к будущей жене и раскрывают свои истинные намерения.
После одобрительного разрешения на брак от родителей и девушки гости отбывают домой. Через некоторое время сваты приезжают уже для более серьезного разговора о размере приданого, калыма. Дорогих гостей ждет богато накрытый стол с национальными кушаньями. Приезжие сваты дарят благодарственные подарки за положительный ответ. Новоиспеченная невеста в ответ преподносит родне жениха национальные предметы одежды, быта, обязательно в нечетном количестве. В процессе застолья определяют удобную нечетную дату, примерно через несколько дней после знакомства.
Обычный калым для чувашской свадьбы — это денежные средства, ценные звериные шкуры, продукты для брачного стола. Приданое невесте накапливается долгими годами. В помощь будущей жене родители собирают необходимый хозяйственный скарб, посуду, теплую и легкую одежду, ковры, домашнюю скотину. Калым за невесту в Чувашии дают и по сей день, чаще деньгами.
Преданное передают заранее, ещё до момента свадьбы. Глава семьи невесты располагает посередине стола национальную хлебную лепешку, а родитель жениха кладет на каравай кошель с монетами. Пересчитав и забрав положенную сумму, родичи отдают кошелек обратно. Интересно, что в традициях чувашской свадьбы надлежит оставить одну монетку для родни жениха, чтобы их семья никогда не бедствовала.
Подготовка к свадьбе
Так как представители Чувашии проживают в разных регионах, их традиции за много лет претерпели изменения и немного различаются в зависимости от поселения. Однако в большинстве мест сохранился наиболее популярный чувашский обряд — похищение невесты. Причем нередко такое событие происходит без желания новобрачной и согласия её родителей.
Торжественное мероприятие начинается как в доме жениха, так и невесты. После новобрачный торжественно едет забирать молодую жену из ее жилища.
За несколько дней до чувашской свадьбы жених и невеста наносят визиты своим родственникам. Жених — для оповещения и приглашения близких на торжество, невеста — для символического прощания с деревней. В это же время родственники с обеих сторон готовят обильные угощенья для свадебного стола: режут скотину, варят домашнее пиво, тщательно убирают дом, подворье. Обязательной перед торжеством является духовная и телесная чистота участников. Все родственники и молодые посещают баню, которая должна обеспечить новобрачным защиту от нечистых сил. Для этого юной невесте после обычного омовения предстоит пройти еще одну ритуальную банную процедуру.
Чувашская народная песня-причитание
Свадьба — счастливое событие, но прощание с отчим домом — грустная неизбежность, и обязанность новобрачной показать это родственникам. У некоторых поселений чувашей распространен обряд плача невесты, исполняемый и по сей день.
Запевает грустный протяжный мотив одна из замужних родственниц девушки, настраивая ее тем самым на печальный лад. Невеста, проникшись тоской по родному крову и близким людям, начинает тихонько причитать. Наращивая темп, песня переходит в беспрерывный грустный плач. Причем слова песни-плача у каждой новобрачной свои, она их сочиняет тут же, руководствуясь состоянием своей души. Во время ритуала, родичи и друзья обнимают родную девушку, скорбя вместе с ней.
По традиции чувашской свадьбы молодая невеста во время прощания держит в руках ковш, обычно с пивом. Все родственники и друзья кладут в него монеты в качестве дани, которые новобрачная затем складывает за пазуху, ближе к сердцу. Оригинальным обычаем является то, что во время страданий приглашенным можно хлопать и танцевать. Такими действиями родичи утешают печальную девушку.
Свадьба в доме невесты
Пред свадебным торжеством будущую жену следует красиво нарядить. В специально отведенном помещении девушку причесывают и одевают подружки. В это время свадебный кортеж жениха приближается и останавливается у желанного порога. Зайти внутрь сразу у гостей не получится, для этого необходимо заплатить некоторую сумму денег. Дружки новобрачного щедро отсыпают монет отцу юной невесты. После этого путь жениха к своей избраннице свободен. Будущего мужа берут под руки новые родственники, усаживают на праздничное место, подносят чарку с пивом. Под сиденьем у парня находится свадебный капитал от родителей невесты.
Застолье чувашской свадьбы идет полным ходом. Гости поют народные песни, исполняют этнические пляски, веселятся от души. По окончании застолья жених с невестой собираются в путь, и молодую выводят с покрытой свадебным покрывалом головой. Юная жена с горьким плачем усаживается в повозку, чтобы навсегда покинуть родной дом.
Во время путешествия с музыкой и веселыми песнями проходит обряд очищения души суженой. Молодой троекратно стегает нагайкой невесту по спине. Затем поезд новобрачных продолжает свой путь к дому новой семьи.
Свадьба в доме жениха
Сборы жениха к невесте проходят не менее весело и торжественно. Собираются многочисленные домочадцы, друзья, соседи. Парня наряжают в красивый свадебный наряд, сшитый по традициям чувашской свадьбы. Обычно это делают представительницы женского пола его семьи. Во дворе дома исполняется ритуальный танец-проводы жениха, в котором принимают участие дружки и его холостые товарищи. Затем мать новобрачного угощает гостей пивом, национальными крепкими напитками за праздничным столом. После этого свадебный кортеж со смехом и весельем отъезжает за юной невестой.
Поздним вечером свадебный поезд прибывает в дом жениха, где новобрачная располагается на ночлег с женщинами из его близкой родни. Остальные гости также ночуют у новобрачного в ожидании свадебного торжества.
Утро следующего дня знаменует главное событие для молодых — венчание в местной церкви. После священнодействия гости возвращаются в дом, где устраивают обряд перехода невесты в статус жены. С нее снимают покрывало и надевают национальный платок. Далее застолье продолжается с проведением не менее интересных обычаев.
Перед воротами нового дома невесты разбивают куриное яйцо на счастье. В доме мать мужа ставит перед молодыми особое блюдо — жидкую яичницу, символизирующую счастье в семейной жизни. После церкви брачующихся оставляют наедине, запирая в дальней комнате на пару часов.
Когда свершилось главное таинство брака, и невеста стала полноценной супругой, ей предстоит еще одно нелегкое испытание. Юная жена идет с ведром по воду, а вместе с ней отправляется сестра мужа. Молодица набирает воду, ставит на землю. Но коварная родственница пинает полное ведро, и девушке приходится терпеливо набрать воду вновь. Такое действие происходит трижды, в последний раз невестка наконец может принести воду в дом. Этот обряд наглядно показывает место жены в новом доме, ее степень подчинения мужу и его родне.
Послесвадебные обычаи
Чувашская свадьба завершена, а выполнение обрядов продолжается. Новоиспеченной жене дают немного передохнуть, на три дня она освобождается от домашних дел. За нее родственницы мужа исполняют обязанности по уборке дома. А молодая в свою очередь одаривает новых родичей и свекровь мелкими приятными сюрпризами. Причем дорогой свекрови преподнести подарок нужно не менее семи раз.
В традициях Чувашии заложены частые визиты родственников для укрепления созданного союза. Первое посещение новобрачных в дом невесты назначается через неделю, второе — через три недели с родителями. Раньше спустя полгода гостеприимный дом тестя мог насчитывать до 12 гостей.
На первом визите к родителям жены молодая семья могла спокойно веселиться, так как на чувашской свадьбе такие вольности запрещены. А чрезмерное веселье жениха на торжестве символизировало тяжелую жизнь девушки в браке.
Национальная чувашская свадебная одежда
Свадебный наряд жениха состоит из рубахи, вышитой витиеватой вязью, и кафтана с кушаком. На голове молодого человека должна быть шапка из меха, украшенная монетами. Шею жениха венчает богатое монисто из бус и монет. А дорогой подарок невесты, платок ручной работы, прикрепляется сзади на кушак. Нагайка в руке будущего мужа — неотъемлемый атрибут торжественного костюма.
Свадебное платье невесты — это весьма тяжелый наряд, увешанный серебряными монетами. Камнями, раковинами и бисером расшит и головной убор девушки в виде колпака. Кроме того, голову новобрачной обязательно украшает белоснежное покрывало с узорчатым краем. Материал свадебного костюма расшит сложными орнаментами и причудливыми узорами, имеющими определенный смысл и тайное значение.
На чувашской свадьбе принято дополнять образ невесты всевозможными украшениями: подвесками, инкрустированными зеркальцами, браслетами, перстнями, аккуратными кошельками на поясе. Поэтому расшитые костюмы молодых издают при движении характерный музыкальный звон, символ торжества и веселья.
Особенности обрядов приема пищи у современных чуваш. Чувашские праздники и обряды. Без песен и танцев
Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.
Культура и быт чувашского народа
Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.
В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.
Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор — тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан — шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман — поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы — кёрёки.
Традиции и обычаи чувашского народа
Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды.
Одним из таких праздников является Улах. В вечернее время молодежь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим. Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.
Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.
Праздник Манкун — это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуном женщины убирают в своих избах, а мужчины прибирают во дворе и за двором. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.
(Картина Ю.А. Зайцева «Акатуй» 1934-35 гг. )
К праздникам, связанным с земледелием относятся: Акатуй, Синсе, Симек, Питрав и Пукрав. Они связаны с началом и окончанием посевного сезона, со сбором урожая и приходом зимы.
Традиционным праздником чувашей является Сурхури. В этот день девушки гадали — ловили в темноте овец, чтобы повязать им веревочку на шею. А утром приходили посмотреть на цвет этой овцы, если она была белой, то у суженого или суженой будут светлые волосы и наоборот. А если овца будет пестрой, то пара не будут отличаться особой красотой. В разных районах Сурхури отмечается в разные дни — где-то перед Рождеством, где-то в Новый год, а некоторые празднуют в ночь под Крещенье.
Предки нынешних чувашей самыми значимыми событиями в жизни считали рождение, женитьбу и смерть. Обычаи, которые сопровождают эти важные события, называются обрядами перехода. Считается, что при рождении и при уходе из жизни, человек просто совершает некий переход в другой мир. А свадьба – это событие, которое в корне меняет положение человека в обществе и образ его жизни, знаменует переход в иную социальную группу.
Для человека чувашской национальности считается большим грехом и вообще несчастьем умереть, не выйдя замуж или не женившись. Целью жизни каждого человека считалось создание семьи и продолжение рода, воспитание потомства.
Придя в этот мир, каждый человек должен оставить на этой земле свой след, свое продолжение. Продолжение по верованиям чувашей в их детях. По обычаям детей положено не только родить, но и научить всему, что сам умеешь и тому, чему тебя твои родители научили.
Ученые отмечают в чувашской заботу не столько о самом себе, сколько о своей семье, ее благополучии, упрочнении позиций своего рода. Таким образом они считали, что держали ответ перед предками и держали его достойно, если род с поколениями возвышался.
Национальная особенность чувашей в том, что они заботятся не о приготовлении к жизни будущей, а об улучшении позиции своего рода. Ради этого было все.
Как и многих народов, чувашские традиции не допускают выбор себе в жены или мужья человека из числа родственников до седьмого колена. С восьмого колена браки разрешались. Запрет, конечно, связан с тем, чтобы соблюсти все условия для рождения здорового потомства.
У чувашей часто было так, что жители одной деревни происходили от одного какого-то предка.
Поэтому молодые чувашские женихи искали себе будущих жен в соседних и более дальних поселениях.
Чтобы молодые люди имели возможности знакомиться, часто устраивались посиделки со всевозможными играми, праздниками и общением представителей нескольких деревень из округи. Еще один вариант присмотреть себе жену или муж – это общие работы в поле, например, сенокос.
Как и в других народностях, если молодой чувашский парень говорил о своем намерении жениться, то его родители, первым делом, принимались выяснять о невесте. Из какого она рода, какое у нее здоровье, какая она хозяйка. Не лентяйка ли, какого ума и характера, да и внешность девушки имела значение.
Встречалось такое, что невеста была несколько старше жениха. Разница в возрасте могла доходить до 10 лет. Это объясняется тем, что родители жениха старались женить его быстрее, чтобы в доме появились дополнительные руки. А родители невесты наоборот, старались подержать дочь подольше возле себя, из тех же соображений.
Было такое, что родители и сами выбирали детям будущих супругов, но согласие на брак самих детей, конечно, было необходимо.
До свадьбы
Когда выбор невесты был сделан, родители желали познакомиться с семьей невесты, и следовало устроить предварительный сговор. Для этого в дом к невесте отсылались сваты из числа близких родственников или хороших знакомых.
Невесту сопровождали подруги, а также неженатые родственники из числа молодых парней.
Обязательно приглашали крестных отца и мать, а также музыкантов. Чувашская свадьба, как и любой праздник, сопровождалась большим весельем с песнями и плясками.
Начиналась свадьба в доме невесты. В назначенный день собирались гости, несли с собой угощение, старшие члены семьи читали молитвы о счастье молодой семьи и всяком ее благополучии.
Невеста совершала приготовления к свадьбе с помощью подруг в клети. Клеть — это небольшая каменная постройка на территории двора рядом с основным домом .
Чуваши :: Татарская энциклопедия TATARICA
Численность, расселение
Общая численность в РФ 1 435 872 человек (2010), из них 814 750 – в Чувашии. Компактно проживают в Самарской (84 105 человек), Ульяновской (94 970) областях, в Москве (14 300), в Республике Башкортостан (107 450).
В Республике Татарстан проживают 116,2 тысячи человек чувашей, в основном в Аксубаевском, Буинском, Дрожжановском, Нурлатском, Тетюшском, Черемшанском районах; в городах Казань, Набережные Челны, Нижнекамск.
Язык
Родным является чувашский язык.
Религия
Чувашский праздник Уяв
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Вплоть до середины XVIII в. чуваши придерживались народной (языческой) религии, в которой присутствовали элементы из зороастризма древнеиранских племён, иудаизма хазар, ислама периода Волжской Булгарии и Золотой Орды.
Особенностью чувашского язычества являлись жертвоприношения с целью умилостивить как добрых, так и злых духов, которые совершались в лесах, в специальных капищах – культовых сооружениях (киремети).
Сегодня верующие чуваши в основном православные (с XVIII в.).
Этнические группы
Чуваши делятся на три субэтноса:
верховые (вирьял, тури) чуваши – на севере и северо-западе,
средненизовые (анат енчи) – в центральных. и северо-восточных районах,
низовые (анатри) – на юге Чувашской Республики и за её пределами.
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Этногенез
Предки верховых чувашей – тюрко-булгарские племена, пришедшие в VII–VIII вв. из северо-кавказских и приазовских степей и ассимилировавшие местные финно-угорские и тюркские племена.
По одной из версий, этноним «чуваши» восходит к названию одного из родственных болгарам племён – сувар (суваз, суас).
Процесс консолидации чувашей происходил в Волжской Булгарии, Золотой Орде и Казанском ханстве.
История
В русских источниках самоназвание «чаваш» впервые встречается в 1508 г. В процессе завоевания Казанского ханства Русским государством чуваши оказались в составе России (1551). Чувашское население было причислено к разряду ясачных, с XVIII в. – государственных и удельных крестьян.
К середине XVIII в. основная часть чувашей приняла христианство.
В 1708–1920 гг. большинство чувашей проживало в Казанской губернии (с 1781 г. в основном в Чебоксарском, Цивильском и Ядринском уездах).
В конце XIX в. численность чувашей в Казанской губернии превышала 500 тысяч человек.
В 1906–1907 в Казани издавалась газета «Хыпар» на чувашском языке (первый редактор Н.В. Никольский).
После Октябрьской революции чуваши получили автономию (с 1920 г. автономная область, с 1925 г. АССР, с 1990 г. ССР, с 1992 г. – Чувашская Республика).
В 1920-е гг. в составе отдела агитации и пропаганды Татарского обкома РКП(б) работала чувашская секция, которая занималась вопросами культурного просветительства чувашей. В 1921–1922, 1936–1963 издавалась газета «Ленин ялаве» («Ленинское знамя») на чувашском языке.
Съезд народов Татарстана. Чуваши
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Традиционные занятия
Основным традиционным занятием чувашей было земледелие: сеяли преимущественно зерновые культуры – рожь, овёс, ячмень, полбу, реже – горох, гречиху, пшеницу.
Животноводство было развито слабо из-за недостатка кормовых угодий. Значительную роль в хозяйстве чувашей играли огородничество, пчеловодство, хмелеводство и домашние промыслы (вышивание, гончарное дело, плетение, ткачество и др.).
В крупных чувашских деревнях были развиты кустарно-промысловые производства: деревообрабатывающее (бондарный, колёсный, столярный), верёвочно-канатное, рогожное и др.
Со 2-й половины XIX в. среди чувашей стало распространяться отходничество (лесозаготовка и сельскохозяйственные работы в других регионах).
Поселения, жилища
Основные типы поселений – деревни и сёла – находились, как правило, вдоль рек, озёр.
Со 2-й половины XIX в. у чувашей получила распространение уличная планировка поселений.
Традиционная изба ставилась в центре двора входом на восток и окнами на юг. Отапливалась изба глинобитной печью по-чёрному.
Со 2-й половины XIX в. стали строиться жилища среднерусского типа с трёхраздельной планировкой (изба, сени и клеть).
К началу XX в. курная печь была заменена русской печью с трубой и полатями, при этом сохранился традиционный очаг с подвешенным или вмазанным котлом.
Крыша двух-, четырёхскатная, крытая соломой, дранкой или тёсом.
Дом украшался полихромной росписью, пропильной резьбой и накладными элементами. Интерьер чувашской избы был представлен столом и широкими нарами в переднем углу, занавесями вместо перегородок.
Чувашский праздник Учук
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Традиционная одежда
Традиционная одежда чувашей отличалась национальным своеобразием.
Основу женского костюма составляла туникообразная рубашка (кепе), у верховых и средненизовых чувашей – из тонкого белого домотканого полотна с вышивкой: низовые чуваши до середины XIX – начала XX в. носили белые расклешённые книзу рубахи, позднее – из пестряди с оборками. Их надевали с передником и нагрудником (кроме низовых чувашей), украшенным вышивкой и аппликацией.
Мужчины носили белую холщовую рубаху и штаны (йем). Верхняя одежда – холщовый кафтан (шубёр), осенью – поддёвка из сукна (сахман), зимой – приталенная шуба из овчины (керек).
Летние головные уборы мужчин – войлочные чёрные или белые шляпы (ялкас), зимой – шапки (челек) с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом; женщины носили льняные и посконные платки, полотенчатые покрывала, концы которых обшивались тесьмой.
Праздничные женские головные уборы – шлемовидная шапочка (тухья), шапка в виде усечённого конуса (хушпу).
Женский костюм дополняли разнообразные украшения из серебряных и медных монет, бисера, кумача, тесьмы (нагрудники, перевязи, перстни и т. д.).
Традиционная обувь чувашей – лыковые лапти (чапата) с онучами или чулками, кожаные сапоги.
Традиционная кухня
В пище чувашей преобладали продукты растительного происхождения. Мясо было относительно редкой, сезонной (при забое скота) и праздничной едой.
Основу питания составлял хлеб из ржаной муки (хура сакар). Чуваши готовили различные супы (с клёцками, крупой), борщ, щи и т. д.; каши (гречневая, полбенная, пшеничная, чечевичная), толокно, варёный картофель, кисели (нимер) из овсяной и гороховой муки, пироги (с капустой, ягодами), лепёшки, ватрушки.
Основные напитки – кислое молоко (турах), пахта (уйран), медовуха (сим пыл), пиво (сара), эмульсия из конопляных семян.
К праздничному столу выпекали пышный пшеничный хлеб (хапарту), делали круглый пирог с мясной начинкой (хуплу), печёные шарики (йава) и др.
Чувашский праздник Уяв
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Фольклор
До 1920-х гг. традиционной формой социальной организации чувашей являлась сельская община.
Чувашские семьи были преимущественно двухпоколенными моногамными. Браки, как правило, заключались по взаимной договорённости сторон, путём сватовства. Главой семьи являлся муж, жена могла самостоятельно распоряжаться некоторыми доходами от хозяйственной деятельности. Поощрялись ранняя женитьба сына и относительно позднее замужество дочери. До наших дней сохранилась традиция минората: младший сын остаётся с родителями как наследник.
В прошлом обряды и праздники чувашей были тесно связаны с их языческими воззрениями и строго соответствовали хозяственно-земледельческому календарю: праздник почитания солнца (Масленица), многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам (Манкун), праздник весенней пахоты (Акатуй) и др.
После завершения уборки хлебов в честь нового урожая проводились моления и благодарения богам и духам. В течение года, особенно в осенне-зимние месяцы, устраивались молодёжные гулянья и увеселения (посиделки, хороводы и т. д.).
В конце XIX – начале XX в. в быту чувашей стали преобладать христианские обряды и праздники.
Чувашский праздник Уяв
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Чуваши в Татарстане
В наши дни чуваши являются третьей по численности этнической группой в Татарстане, играют заметную роль в его культурной, общественной и экономической жизни.
С 1990-х гг. в Казани издаются газета «Сувар» и журнал «Шурампус» («Заря»), в ряде районов РТ – газеты на чувашском языке.
В 1997 г. в Казани была образована чувашская национально-культурная автономия, основная задача которой – сохранение культурных традиций чувашского населения Республики Татарстан.
При содействии Министерства культуры РТ регулярно проводятся праздник Уяв и фестиваль «Чаваш шапчаке» («Чувашский соловей»).
Литература
Димитриев В.Д. История Чувашии периода феодализма. Чебоксары, 1986.
Димитриев В.Д. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству. Чебоксары, 2001.
Иванов В.П., Фокин П.П. Семья у чувашей. Чебоксары, 1991.
Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. М., 2000.
Чуваши Татарстана. Чебоксары, 2006.
Чувашская энциклопедия. Чебоксары, 2011. Т. 4.
Автор – Р.Р. Батыршин
характерные черты и особенности. Коренное население Чувашской Республики :: SYL.ru
Народ чуваши – довольно многочисленный, только в России проживает более 1,4 млн человек. Большинство занимают территорию республики Чувашия, столицей которой является город Чебоксары. Есть представители народности и в других областях России, а также за границей. По сотне тысяч человек проживают на территории Башкирии, Татарстана и в Ульяновской области, чуть меньше – в Сибирских краях. Внешность чувашей вызывает множество споров у ученых и генетиков о происхождении этого народа.
История
Считается, что предками чувашей были булгары – племена тюрков, которые проживали с IV в. на территории современного Урала и в Причерноморье. Внешность чувашей говорит об их родстве с этническими группами Алтая, Средней Азии и Китая. В XIV веке Волжская Булгария прекратила свое существование, народ переселился на Волгу, в леса вблизи рек Сура, Кама, Свияга. Поначалу было явным разделение на несколько этнических подгрупп, со временем оно сгладилось. Название «чуваши» в русскоязычных текстах встречается с начала XVI века, именно тогда места, где проживал этот народ, вошли в состав России. Происхождение его также связывают с существовавшей Булгарией. Возможно, оно пришло еще от кочевых племен сувар, которые позже слились с булгарами. Мнения ученых разделились в объяснении того, что обозначало слово: имя человека, географическое наименование или что-либо другое.
Этнические группы
Народ чуваши расселялся вдоль берегов Волги. Этнические группы, проживающие в верховьях, назывались вирьял или тури. Сейчас потомки этих людей проживают в западной части Чувашии. Те, что селились по центру (анат енчи) располагаются в середине края, а селившиеся в низовьях (анатари) занимали юг территории. Со временем различия между субэтническими группами стали не столь заметны, теперь это народ одной республики, люди часто переселяются, общаются друг с другом. В прежнее время у низовых и верховых чувашей образ жизни сильно различался: по-разному строили жилища, одевались, организовывали быт. По некоторым археологическим находкам можно определить, какой этногруппе принадлежала вещь.
На сегодняшний день районов в Чувашской республике насчитывается 21, городов – 9. Кроме столичного, в числе крупнейших называют Алатырь, Новочебоксарск, Канаш.
Внешние особенности
Удивительно, но только у 10 процентов от всех представителей народа доминирует во внешности монголоидная компонента. Специалисты-генетики утверждают, что раса смешанная. Принадлежит преимущественно к европеоидному типу, что можно сказать по характерным чертам внешности чувашей. Среди представителей можно встретить людей с русыми волосами и глазами светлых оттенков. Есть и личности с более выраженными монголоидными признаками. Генетики подсчитали, что у большинства чувашей группа гаплотипов аналогична той, что характерна для жителей стран на севере Европы.
Среди других особенностей внешности чувашей стоит отметить невысокий или средний рост, жесткость волос, более темный цвет глаз, чем у европейцев. Естественным образом вьющиеся локоны – явление редкое. У представителей народа часто встречается эпикантус, особая складка у уголков глаз, характерная для монголоидных лиц. Нос по форме обычно короткий.
Чувашский язык
Язык остался от булгар, но значительно отличается от других тюркских языков. Его используют до сих пор на территории республики и в близлежащих областях.
В чувашском языке встречается несколько диалектов. Проживающие в верховьях Суры тури, по мнению исследователей, «окают». Этнический подвид анатари больший упор делал на букву «у». Однако четкие отличительные признаки на данный момент отсутствуют. Современный язык в Чувашии, скорее, близок к используемому этносом тури. В нем есть падежи, но отсутствует категория одушевленности, так же как и род существительных.
До X века алфавит использовался рунический. После реформ был заменен арабскими символами. А с XVIII века – кириллицей. Сегодня язык продолжает «жить» в интернете, появился даже отдельный раздел Википедии, переведенный на язык чувашей.
Традиционные занятия
Народ занимался земледелием, выращивал рожь, ячмень и полбу (разновидность пшеницы). Иногда на полях высеивали горох. С давних времен чуваши разводили пчел и употребляли в пищу мед. Чувашские женщины занимались ткачеством и плетением. Особенно популярны были узоры с сочетанием красного и белого цветов на ткани.
Но и другие яркие оттенки также были распространены. Мужчины занимались резьбой, из дерева вырезали посуду, мебель, украшали жилища наличниками и карнизами. Развито было рогожное производство. А с начала прошлого века в Чувашии всерьез занялись строительством судов, были созданы несколько специализированных предприятий. Внешность коренных чувашей несколько отличается от облика современных представителей народности. Многие живут в смешанных семьях, создают браки с русскими, татарами, некоторые и вовсе переселяются за границу или в Сибирь.Костюмы
Внешность чувашей ассоциируется с их традиционными типами одежды. Женщины носили вышитые узорами туники. Низовые чувашки с начала XX века облачались в пестрые рубахи со сборками из разных тканей. Спереди был вышитый передник. Из украшений девушки анатари носили тевет – обшитую монетами полоску ткани. На голове носили специальные шапочки, по форме похожие на шлем.
Мужские штаны назывались йем. В холодное время года чуваши носили портянки. Из обуви традиционными считались сапоги из кожи. Существовали специальные наряды, одеваемые на праздники.
Женщины украшали одежду бисером, носили перстни. Из обуви также часто использовались лыковые лапти.Самобытная культура
От чувашской культуры осталось множество песен и сказок, элементов фольклора. У народа было принято на праздниках играть на инструментах: пузыре, гуслях, барабанах. Впоследствии появились скрипка и гармонь, стали сочинять новые застольные песни. Издавна существовали разные предания, которые отчасти были связаны с верованиями народа. Перед присоединением территорий Чувашии к России население было языческим. Верили в разные божества, одухотворяли природные явления и объекты. В определенное время совершали жертвоприношения, в знак благодарности или ради хорошего урожая. Главным среди прочих божеств считали бога Неба – Тура (иначе – Тора). Чуваши глубоко чтили память о предках. Строго соблюдали обряды поминовения. На могилах, обычно, устанавливали столбы из деревьев определенной породы. Для умерших женщин ставили липы, а для мужчин – дубы. Впоследствии большая часть населения приняла православную веру. Многие обычаи изменились, некоторые со временем были утрачены или забыты.
Праздники
Как и у других народов России, в Чувашии существовали собственные праздники. Среди них Акатуй, отмечаемый в конце весны – начале лета. Он посвящен земледелию, началу подготовительных работ к посеву. Продолжительность празднования – неделя, в это время совершаются особые обряды. Родные ходят в гости друг к другу, угощаются сыром и многообразием других блюд, из напитков предварительно варят пиво. Все вместе поют песню о посеве – своеобразный гимн, затем долго молятся богу Тура, просят его о хорошем урожае, здоровье членов семьи и прибыли. На праздник распространены гадания. Дети бросали в поле яйцо и следили, разбилось оно или осталось целым.
Другой праздник у чувашей был связан с почитанием солнца. Отдельно существовали дни поминовения умерших. Также распространены были земледельческие обряды, когда люди вызывали дождь или, наоборот, желали, чтобы он прекратился. Большие пиры с играми и увеселениями проводились на свадьбу.
Жилища
Селились чуваши вблизи рек в небольших поселениях, именуемых ялами. Планировка расселения зависела от конкретного места жительства. На южной стороне дома выстраивались вдоль линии. А в центре и на севере использовался гнездовой тип планировки. Каждая семья селилась на определенном участке деревни. Родственники жили рядом, в соседних домах. Уже в XIX веке стали появляться деревянные постройки по типу русских сельских домов. Чуваши украшали их узорами, резьбой, иногда – росписью. Как летняя кухня, использовалось специальное строение (лась), выполненное из сруба, без крыши и окон. Внутри находился открытый очаг, на котором занимались приготовлением пищи. Вблизи домов часто строились бани, назывались они мунчами.
Иные особенности быта
До того момента, как главенствующей религией в Чувашии стало христианство, на территории существовало многоженство. Исчез также обычай левирата: вдову больше не обязывали вступать в брак с родственниками погибшего мужа. Количество членов семьи существенно сократилось: теперь в нее включались только супруги и их дети. Жены занимались всеми хозяйственными делами, подсчетом и сортировкой продуктов. На их плечи также возлагалась обязанность ткачества.
По существовавшему обычаю сыновей женили рано. Дочерей же, наоборот, старались выдать замуж попозже, потому нередко в браке жены были старше мужей. Наследником дома и имущества назначался младший в семье сын. Но у девушек также имелось право на получение наследства.
В поселениях могли быть смешанного вида общины: например, русско-чувашские или татарско-чувашские. По внешности чуваши не отличались разительно от представителей других народностей, потому сосуществовали все довольно мирно.
Пища
В связи с тем, что животноводство в крае было развито в малой степени, в пищу в основном употребляли растения. Основными блюдами чувашей были каши, (полбяная или чечевичная), картофель (в более поздние века), супы из овощей и зелени. Традиционный испеченный хлеб называли хура сакар, его выпекали на основе ржаной муки. Это считалось женской обязанностью. Распространены были также сладости: ватрушки с творогом, сладкие лепешки, ягодные пироги.
Еще одно традиционное блюдо – хулла. Так назывался пирог в форме круга, в качестве начинки использовали рыбу или мясо. Чуваши занимались приготовлением разных видов колбас на зиму: с кровью, с начинкой из круп. Шартан – так назывался сорт колбасы, сделанный из овечьего желудка. В основном мясо употребляли только по праздникам. Что касается напитков, чуваши варили особенное пиво. Из полученного меда делали брагу. А позднее стали употреблять квас или чай, которые были позаимствованы от русских. Чуваши с низовья чаще пили кумыс.
Для жертвоприношений использовали птицу, которую разводили дома, а также конину. На некоторые особые праздники закалывали петуха: например, когда на свет появлялся новый член семьи. Из куриных яиц уже тогда делали яичницу, омлеты. Эти блюда употребляются в пищу по сей день, и не только чувашами.
Известные представители народа
Среди обладающих характерной внешностью чувашей встречались и известные личности.
Вблизи Чебоксар родился Василий Чапаев, в будущем известный полководец. Его детство прошло в небогатой крестьянской семье в деревне Будайка. Другой известный чуваш – поэт и писатель Михаил Сеспель. Писал книги на родном языке, одновременно был общественным деятелем республики. На русский язык его имя переведено как «Михаил», но по-чувашски звучало Мишши. В память о поэте были созданы несколько памятников и музеев.Уроженцем республики также является В.Л. Смирнов, уникальная личность, спортсмен, ставший абсолютным чемпионом мира по вертолетному спорту. Обучение проходил в Новосибирске и неоднократно подтверждал свое звание. Есть среди чувашей и именитые художники: А.А. Кокель получил академическое образование, написал множество потрясающих работ углем. Большую часть жизни провел в Харькове, где преподавал и занимался развитием художественного образования. В Чувашии также родился популярный артист, актер и телеведущий Станислав Садальский.