В чем ценность жизни человека и какой её истинный смысл?
Текстовая версия передачи «КЛИМАТ. БУДУЩЕЕ СЕЙЧАС» с участием Игоря Михайловича Данилова. Часть 9.
В чём истинная ценность жизни? Почему в СМИ преобладает негатив и можно ли это изменить? Почему мы допускаем, что 1% заведомо мёртвых рабов системы ведут к гибели 99% потенциально живых людей? Почему Живым важно не молчать? Не стоит уповать на то, что кто-то придёт, что-то сделает. Духовное спасение человека — это его личная заслуга.
1:50:08 — 1:58:40
Предыдущая статья: «Радость — это естественная составляющая Жизни». Часть 8.
(Примечание, сокращения в тексте: ведущая Татьяна — Т; Игорь Михайлович Данилов — ИМ)
Ничто земное не может сравниться с Жизнью Духовной
Оператор (Анна): Про ценность Жизни… Вот в контексте климатической ситуации первая основа АЛЛАТРА — ценность жизни — раскрывается совсем по-другому, потому что речь идёт о Жизни Истинной.
Когда человек эту истинную Жизнь чувствует в другом человеке, ведь он никогда ничего плохого не сделает, не сможет себя повести бесчеловечно, потому что ценность Жизни имеется в виду — ценность Жизни этого Ангела (Т: Да, внутри), который в тебе и в другом. И это же совершенно меняется модель поведения, когда основой всего человечества является ценность Жизни.
ИМ: Это естественно, конечно. Ну опять-таки говорю, разделение есть в сознании, а в Духовном мире есть единение. И естественно, что воспринимая духовно свободного человека, духовно свободный, он его воспринимает как самого себя. И он никогда не поступит неподобающе по отношению к нему, никогда, это невозможно.
Оператор (Анна): Эта жизнь, она общая, единая на всех, настоящая, и вот именно это понимание…
ИМ: Её ценность гораздо выше всего земного. Ничто земное не мо
allatra.tv
Ценность человеческой жизни – главный смысл человека
Ценность человеческой жизни: главный смысл человека и человечества
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Человеческая жизнь — ценность, сама по себе, – это верно, но…
Ценность человеческой жизни, многим людям, представляется, как высшая и главная ценность самой человеческой жизни, как таковой.
Более того, если искать смысл жизни человека, то единственно, к чему можно прийти однозначно, в своих размышлениях и опыте: смысл жизни в том, — чтобы жить.
Всё это, конечно: хорошо и очень правильно, с точки зрения не только человечной морали, но и с точки зрения разумности.
Ибо, что есть жизнь человека, без самой этой жизни?
Но, это было бы так красиво и хорошо, если бы все люди были, хоть приблизительно, одинаковы – одинаково ценны, как куклы, выпускаемые с одного конвейера.
Но, люди — все разные, — это уже, и звучит тривиально, и не обсуждается, как аксиома.
А значит, это, положение о разности людей, само по себе, логически наводит на мысль, что, ценность человеческой жизни не может быть одинакова – безотносительна и безусловна.
А если добавить к этому, что все люди имеют СВОЁ положение не только в социуме, но и в жизни, как таковой.
То мы и получим то, что имеем в реалиях: ценность человеческой жизни, как минимум, — разная.
Ценность человеческой жизни в субъективной оценке
Проблема здесь возникает, когда мы спускаемся от рассуждений о «высоких материях» жизни человека к её практическим воплощениям — к конкретным жизням, тех или иных людей.
Ибо мы тут же видим, что ценность человеческой жизни весьма относительна и не безусловна.
И это не только в глазах отдельного человека или группы людей. Которые, исходя из своих представлений и интересов, решают:
— Вот этот человек, или вот эти люди – ценны, эти – менее ценны, а эти, вообще, — нет.
Такую ценностную градацию делают все люди, и на всех уровнях своей личной, общественной и государственной жизни.
Типа, вот этот: умнейший, достойный человек – приносит пользу всем.
Или, просто, он – государственный деятель – важная личность, значит: ценность его жизни высокая. Почёт ему, уважение, и охрана его жизни и здоровья.
А вот этот: таких много – «работяга», обыватель, «всё, как у всех» — ценность его человеческой жизни на порядки ниже.
Типа: ну, был, и в расход пошёл, — «бабы ещё нарожают».
А этот человек: ну, вообще никакой ценности не представляет — бездельник, нарушитель порядка и социально опасен, к тому же.
Ценность человеческой жизни в глазах других людей
Ценность человеческой жизни подвергается ещё большей градации, с точки зрения личных и личностных отношений отдельного человека.
Здесь уже играют роль не только доводы разума, но и чувства и даже эмоции, в виде личных пристрастий.
Типа: вот этот человек мне нравится, поэтому ценность его жизни высока. А этот: вообще, — мой родственник!
Ну, а вот этот, сосед, он «достал уже» — ценность его жизни для меня равна нулю и ниже. И так далее, и тому подобное.
Ещё большую субъективность, ценность человеческой жизни, приобретает в самооценке человека.
Притом, человек оценивает свою жизнь и как биологического существа, где работает инстинкт самосохранения. И как существо, наделённое духом сознания и самосознания.
И не обязательно духовная оценка своей человеческой жизни будет высшей ценностью, — когда человек воображает, что его жизнь бесценна.
Есть немало людей, которые вполне критически оценивают значимость своей жизни. В диапазоне: от – «да кто я, в общем-то, такой?». До – «да я, вообще, ничто и никто».
Ценность человеческой жизни в объективной оценке
А если мы откинем субъективность в оценке ценности человеческой жизни?
И возможно ли это вообще сделать, если, по сути, любое человеческое сознание априори субъективно, носит ли его отдельный человек или какая-либо социальная группа?
«Не мудрствуя лукаво», просто, мы должны признать, что, как везде и во всём, объективность человека и людей, возможна.
Если их воззрения и размышления будут стремиться к максимальному соответствию, представляемого ими, с действительным положением вещей и их явлений.
То есть, тогда, оценка ценности человеческой жизни будет более-менее объективна.
Если она будет соответствовать не пристрастиям, интересам и представлениям какого-то человека или группы людей. А будет соответствовать тому, «как оно есть на самом деле» — объективно, — фактически.
А что может быть объективным критерием или критериями ценности человеческой жизни, в таком случае?
Это, уже, философский вопрос, ибо требует некой философской методики осмысления, коих мы, вообще-то, знаем, по сути, всего две: метафизику и диалектику.
Об этом читать: Метафизика и диалектика, в сознании, в науке и в жизни
Ценность человеческой жизни с философских позиций
1. Стоя на позициях метафизики, грубо говоря, можно много что навоображать и напридумывать, рассматривая ценность человеческой жизни.
От: человек бесценен, потому что это единственное разумное существо или порождение высших сил, по своему подобию, как в религии.
До: человек – это букашка, бессмысленно ползающая по одной из планет космоса.
А в промежутке, типа таких представлений, что: есть сверхлюди, ценность которых неоспорима. И есть «недочеловеки» — жизнь которых не стоит ничего.
2. Стоя на диалектических философских позициях, нужно смотреть на СУЩНОСТЬ человека, чтобы оценить его ценность человеческой жизни.
Ибо, только познав и поняв сущность человека, притом вкупе с пониманием сущности мира, который его окружает и элементом которого он является, можно дать объективную оценку, что такое ценность человеческой жизни.
А в чём сущность человека, как и любого другого элемента мира?
Сущность человека в его СООТВЕТСТВИИ своему предназначению в системе мира: быть, именно ЧЕЛОВЕКОМ, а не чем-либо другим.
То есть, если букашке предназначено, в системе мира, быть букашкой, камню – камнем, то человеку – человеком.
И у каждого объекта, есть, объективно, свои параметры – свойства и качества.
Которые присущи только им, и которые и есть их показатели, раскрывают их сущность – делают их именно такими, а никакими другими.
Иначе говоря, человек, ценен лишь только тогда, когда он ЧЕЛОВЕК – обладает человеческими свойствами, проявляемыми в его качествах.
А не чем-то иным, даже будучи в форме – в образе человека.
В частности, человек не может быть человеком, если он не наделён человеческой психикой, сознанием, самосознанием. И, главное, духовностью – человечностью – моралью, нравственностью.
Иначе говоря, если психика человека не адаптирована к жизни среди людей, а, например, больна или неразвита, — как у животного.
И если его духовность – сознание, не содержит общечеловеческих принципов морали, то ценность человеческой жизни стремится к нулю.
Ибо, это, по сути, не есть человеческая жизнь. А её, жизни, носитель — не есть человек, нечто другое. Типа зверя, животного, в облике человека.
Ценность человеческой жизни, в свете человечности — морали и нравственности
Хочу напомнить ценности общечеловеческой морали, — собственно, того, что делает человека человеком:
1. Не убивай и не калечь человека, если он не покушается на твою жизнь и жизнь близких и окружающих тебя людей.
2. Не кради – не присваивай то, что не принадлежит тебе, не заработано твоим трудом и «кровью и потом».
В том числе: не заставляй, тем или иным образом, работать на себя людей, присваивая результаты и плоды их труда. Эксплуатация человека — это тоже кража.
3. Если человек осознаёт ценность человеческой жизни, в частности, своей, то он никогда не завидует другим людям.
Ибо зависть порождает порочный круг ощущения своей неполноценности, ущербности и вновь зависти и злобы: У них есть, а у меня нет!
Это, само по себе, противоречит осознанию и признанию своей личной ценности, как человека, и формирует комплекс неполноценности, со всеми последствиями.
4. Если человек признаёт ценность человеческой жизни, он старается не поддаваться своим животным инстинктам: похоти, жадности, врождённому эгоизму.
Ибо он ценит свою человечность и свою человеческую сущность, и не разменивает её на свои биологические потребности.
5. Главнейший регулятор человеческого поведения – правило: Относись к другому человеку так, как хотел бы, чтобы он отнёсся к тебе.
Это, даже, зафиксировано в постулатах всех мировых религий, ибо, без этого, человек, как таковой, несостоятелен.
6. Ценность человеческой жизни в том, что: он стремится жить ЧЕЛОВЕКОМ и как ЧЕЛОВЕК – духовное – человеческое, для него, превыше всего.
А не: самый распространённый заменитель человеческого – жить по животным, скотским понятиям, правилам и принципам.
Все эти правила человеческого жития давным-давно выработаны людьми и им известны. В частности, они записаны в постулатах, как заповеди, всех мировых религий.
В частности, они зафиксированы в заповедях Иисуса Христа. Смотрите: Общечеловеческие ценности и нравственность
Проблемы в оценке ценности человеческой жизни
Но, проблема ведь в том, как всегда, в трактовках:
Государственная власть и слившаяся с ней церковная власть, взяв в качестве идеологии религию, полностью её извратили.
Или, как бы, оставили за скобками, её содержание и смысл – истинное значение её постулатов, данное основоположниками.
Например, постулат человечности «не укради», превратился в правило: не смей покушаться на имущество хозяина, собственника.
И не думай о том, что это имущество и состояние, он создал благодаря твоему труду, крови и поту – обворовав тебя.
Или, например, что ценность человеческой жизни, не измеряется статусом, присвоенным человеку государством и обществом.
Ибо каждый человек равен другому человеку с рождения.
А не является изгоем или неполноценным, или избранным и элитой, по праву рождения, от кого-либо.
И по праву наследования привилегий, в социуме и в государстве, или по праву неполноценности в них.
Или, например, ценность человеческой жизни, никак не может быть измерима его, человека, государственным, материальным, финансовым, и даже социальным состоянием.
Ибо, человек с помойки – бомж, может быть неизмеримо богаче духовно – быть человеком, чем мажор, заполняющий эту помойку недоеденной икрой.
Ценность человеческой жизни, что делать, – как жить
Дамы и господа, «все мы живём одну жизнь», и, собственно, как ни крути, от нас зависит, прожить её по-людски или ещё как-нибудь.
То есть, по сути, вопрос в том, как осознать, понять ценность человеческой жизни, вообще, и своей, в частности.
На мой взгляд, кто-то живёт свою жизнь, в погоне за ложными идеалами жизни.
И, ещё при жизни, им, этим людям, воздастся бедами и несчастьями, самой их неправильной жизнью.
И это не мечты и утешения ими обиженных людей – обворованных и оскорблённых ими, — это закон человеческой жизни.
Ибо ценность человеческой жизни объективно существует.
И кто не понял и нарушил эту ценность, – тот выпал из системы человеческого жития, объективно. А значит: неизбежно наказание за это выпадение.
Ну, а проблемы каждого человека понять это или нет – прожить ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ жизнь или нет.
Итоги жизни, как правило, не на небесах, а ещё на «грешной земле» подводятся.
А как вы считаете, ценность человеческой жизни, в чём она?
Ещё статьи по этой тематике
Жизнь человека, как частный случай и элемент мира
Диалектика – способ понимать свою жизнь и окружающее
Мирово
love-family-life.info
Лекция 2. Ценности человеческой жизни
Лекция 2. Ценности человеческой жизни
Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.
Поясним на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.
Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования. К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, секс, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.
Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.
Современная антропология, психология и философия показали, что рождение человека – это сложный, многоступенчатый процесс. Вначале нам дано наше непосредственное существование, жизнь. Личность рождается на ее основе, но не одновременно с нашим биологическим рождением, а позже.
Если личность – это сущность, а жизнь – существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.
Для правильного понимания человека нужно преодолеть опасность так называемого генетического редукционизма, т.е. сведения сущности последующего к сущности предшествующего, порождающего это последующее. Сведения лишь только на том основании, что одно предшествовало другому. Неправильно, скажем, считать человека «по существу» обезьяной лишь потому, что человек произошел от обезьяны. Также неправильно сводить сущность человека к его существованию, а личность – к ее жизни.
Жизнь, как ее понимает гуманизм, – это способ бытия личности как обладателя, владельца жизни, ее хозяина и властелина.
Если же имеет место обратная ситуация, то тогда личность превращается в раба своей жизни, а жизнь в радость превращается в жизнь в тягость.
Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели.
Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос.
Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.
Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо – ниже, т.е. оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь – это не одно и то же. Рождение личности – это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.
Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.
Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.
«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности, – значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности. Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой – ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.
Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.
От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас – живи!
Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т.п. И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, – вот лишнее подтверждение нашей мысли.
Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.
Жизнь – универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием. Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности, – все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.
Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.
Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.
Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.
Одни лишь биологические начала жизни и примитивные инстинкты выживания могут еще поддерживать жизнь человеконенавистника, убийцы или насильника.
Жизнь тем более становится сумеречной, ущербной и ослабленной, чем более она поражена бесчеловечностью, цинизмом и нигилизмом.
Самое страшное, что может случиться с человеком – это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.
У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.
Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.
Наше тело – это единственно возможный способ нашего физико-биологического существования.
Сколь бы захватывающими ни были перспективы создания искусственного мозга или искусственного человека, телесное, биологическое всегда будет неотделимо от нас как личностей, от нашего внутреннего мира, нашего я. (Так что можно понять и тех, кого эти перспективы пугают…)
Общее ценностное состоянием телесной тотальности, в которую облечена личность, мы называет здоровьем.
Здоровье – общее условие благоприятной и плодотворной жизни.
Существует несколько простых гуманистических правил отношения человека к своему физическому и психическому здоровью.
Необходимо:
– правильно питаться;
– ежедневно делать физические упражнения;
– избегать ненужных стрессов;
– уметь расслабляться и отдыхать;
– быть разумным и умеренным в получении удовольствий.
Здоровье не бывает просто физическим или психическим. В принципе оно неделимо и относится к человеку как единству физического, биологического, психического, морального, интеллектуального и мировоззренческого.
Когда мы говорим о теле человека как ценности, мы должны ответить на вопрос об инвалидах. К сожалению, в современном языке нет адекватного современной культуре понятия, относящегося к хронически больным людям или человеку с рожденья не имеющего или при жизни потерявшего, скажем, зрение или руку. Все имеющиеся понятия: «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями» и им подобные, – в какой-то степени оскорбительны, задевают достоинство таких людей.
Разве такие люди принципиально ущербны и заведомо лишены возможности счастья, богатой, плодотворной, достойной и совершенной жизни? Гуманизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Ни в одной священной или научной книге не сказано, что человек может быть полноценным только в том случае, если с его плотью все в порядке: четыре конечности, десять пальцев, два глаза, уха и две ноздри, если у него девять естественных отверстий в теле, весь набор исправно работающих внутренних органов и стандартное телосложение.
История и современность дают нам массу примеров победы человека над своими недугами, преодоления физических недостатков. Человек устроен так мудро и высоко адаптивно, обладает такими замечательными качествами, как мужество, целеустремленность, настойчивость, что в состоянии превратить даже тяжелые недомогания или, скажем, слепоту в ступень для совершенствования, дополнительный мотив к поддержанию высоконравственного, гуманного, порой героического образа жизни. Болезнь может побудить человека не просто к ее преодолению, но и к восхождению, к укреплению воли к жизни.
В современных цивилизованных обществах много делается для того, чтобы снять те физические, психологические и правовые препятствия, которые дискриминируют или затрудняют жизнь инвалидов. Диапазон таких действий очень широк: от устройства специальных спусков в домах и на улицах до организации спортивных соревнований для инвалидов и максимального сокращения перечня профессий, запрещенных для инвалидов.
Общество должно стремиться к разумному стиранию различий между инвалидами и другими людьми, к тому, чтобы отпала необходимость в привилегиях, которые, к сожалению, слишком напоминают милостыню и бывают оскорбительны для человека.
Вопросы к лекции
Чем ценности человеческой жизни отличаются от всех других?
Назовите основные жизненные ценности человека?
Как соотносится личность, если ее понимать как ядро человека или вместилище его сущности, с существованием человека?
В чем отличие ценность жизни от ценности человека?
Каковы два принципиальных вектора жизни?
В чем состоит ценность человеческого тела?
В чем ценность здоровья и каковы основные правила отношения к нему?
Вопросы для размышления
1. В чем состоит двойственность ценности жизни?
2. Почему ценности человеческой жизни можно назвать стартовыми, но не окончательными (целевыми)?
3. С чем связаны цели и средства в области жизненных ценностей?
4. Почему люди с ограниченными физическими возможностями не являются неполноценными людьми?
5. В чем достоинства и границы жизни как бесценного дара?
www.humanism.ru
Классный час на тему «Ценность человеческой жизни»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Ценность
человеческой жизни»
Классный час
«Ценности. Что человек должен ценить»
Цель занятия:
Сформулировать собственные жизненные ценности.
Объяснить, как эти ценности влияют на жизнь.
Задуматься о верности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей.
Ход занятия.
Учитель читает стихотворение.
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышлял о чуде,
Рукой обнажённою солнце достать
И подарить его людям
2. А сейчас мне хотелось узнать, что для вас является ценными?
Сегодня мы проведем игру, которая называется «На что потратить жизнь?»
Перед началом игры каждая группа по десять жетонов. Каждый жетон представляют собой частицу вас самих — одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить» . На продажу будут выставлять сразу по две вещи. Вы в праве выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Готовы?
Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:
А) Хорошая просторная квартира либо дом (1жетон)
Б) Новый спортивный автомобиль (1жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных «товаров»?
Следующая пара:
а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего друга. (2 жетона)
б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалёком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)
Затем:
а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет.(1 жетон)
б) Один настоящий друг.(2 жетона)
Следующая пара:
а) Хорошее образование.(2 жетона)
б) Предприятие, приносящее большую прибыль.(2 жетона)
Далее:
а) Здоровая семья.(2 жетона)
б) Всемирная слава.(3 жетона)
Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда – два лишних жетона.
Потом:
а) Изменить любую черту своей внешности.(1 жетон)
б) Быть всю жизнь довольным собой.(2 жетона)
Дальше:
а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения.(2 жетона)
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените.(2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить ещё один жетон, если у вас они ещё остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Следующая пара:
а) Чистая совесть.(2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали.(2 жетона)
Следующая пара:
а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите.(2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)
И, наконец:
а) Семь дополнительных лет жизни.(3 жетона)
б) Безболезненная смерть, когда придет время.(3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры:
Поздравляю вас с покупками! Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?
4. Подход к вопросу:
— Ребята! Так что же такое ценность?
— Какие бывают ценности?
3. Притча про сосуд.
Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.
В начале лекции он молча берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.
Затем спрашивает:
— Банка полна?
-Да! – соглашаются студенты.
Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.
Он снова спросил студентов:
— Банка полна?
Они рассмеялись и согласились, что банка полная.
Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!
— Теперь, — сказал профессор, — я хочу, чтобы вы поняли что это — ваша жизнь. Камни — важные вещи – ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька – другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.
Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок.
Итак, что же из перечисленного важнее всего?
Ребята! Существует семь фундаментальных ценностей.
Что не является ценностью?
Седьмая ценность – жизнь.
4. Притча о ценности жизни.
После шторма берег моря был усыпан морскими звёздами. Девочка очень любила морские звёзды и не хотела, чтобы они погибали. Она шла берегом моря, поднимая звёзды, и отпускала их в волны, не останавливаясь и не отдыхая.
К ней подошёл серьёзный, взрослый и «трезво рассуждающий» человек. Он с удивлением обратился: « Девочка, ты что делаешь? Ты всё равно не спасёшь всех! Это не имеет смысла!». Девочка, на минуту остановившись, посмотрела на него и ответила: «Это имеет смысл для тех, кого я уже спасла». А потом с таким же усердием продолжила своё дело. Мужчина медленно, задумавшись, побрёл домой. И никто так никогда и не узнал, понял он или нет, что каждая спасённая жизнь имеет огромную ценность для того, кто ею обладает.
Во мя каких ценностей люди рисковали жизнью?
Работа с притчами по группам.
Рефлексия.
Заканчивается урок, я хочу вам пожелать.
infourok.ru
Жизненные ценности: примеры из жизни
Жизненные ценности — это важные ориентиры, своеобразные указатели на жизненном пути. У каждого человека свои. Именно они помогают справляться с проблемами, преодолевать неблагоприятные обстоятельства. Главное, чтобы поступки и слова человека совпадали с его убеждениями. Иначе несоответствие действий с внутренними ценностями вызовут раздражительность, тревогу, ощущение неудовлетворенности жизнью.
Что такое жизненные ценности
По определению жизненные ценности — это иерархия важности для человека тех или иных вещей в жизни. Психологи считают, что фундаментально жизненные ценности формируются в детстве на примере родителей:
- Родители-бизнесмены могут внушить детям любовь к деньгам и их значимость.
- Защитники животных объяснят, почему нужно беречь природу и помогать бездомным котикам.
- Потерявший супругу отец-одиночка легко объяснит, что самое главное — это любовь и отношения.
Но правильно ли это — внушать собственные ценности детям? Ведь они — отдельные единицы. Изначально без этого не обойтись. Так или иначе, ребенок будет похож на родителей, возьмет от них то, что они ему дадут. Система ценностей есть в этом списке. Вспомните, что является важным для родителей? Схожи ли ваши убеждения?
Мы начинаем жить с ценностями своих родителей. Перестройка начинается в школе. Здесь человек уже понимает, чего хочет, что для него важнее всего. Ценности меняются с годами, их меняют обстоятельства.
Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности
Ценности человека определяются мировоззрением. Взять, к примеру, человека, который рос в религиозной семье. На мир он смотрит с позиции верующего. Ценности в жизни у него будут соответствующими.
Стоит отметить, что мировоззрение – очень многогранное понятие. Есть случаи, когда и оно, и человеческие ценности чужды внутренним ощущениям. Человек страдает от сомнений в правильности жизненных установок, теряет душевную гармонию. Эти обстоятельства могут спровоцировать полное изменение личности. Станут другими цели, приоритеты, ценности.
Такая же связь между жизненными ценностями и ориентирами, которые для себя ставит каждый человек. Первые определяют то, какими будут вторые. Можно сказать, что это две составляющих мировоззрения.
Почему важна система ценностей
Расстановка приоритетов в системе ценностей делает нас теми, кто мы есть. Двое родных братьев могли отличаться друг от друга тем, что ставили на первое место в жизни разные вещи. Вспомните Каина и Авеля. Их ценности отличались.
Различия в системе ценностей влияют на то, кого мы выбираем себе в друзья, кто становится нашим избранником. Если для женщины важны любовь и внимание, а для мужчины на первом месте стоят деньги, сколько продлится их союз?
Спустя годы, эта женщина может осознать, что деньги — это не так уж плохо, а чувства — лишь химия в крови. А мужчина поймет, что деньги не сделают его счастливым. В этот момент эти двое могут сойтись. Их системы ценностей станут не так радикально отличаться.
В юности мы слишком пылко защищаем свою систему мира, не понимая, что она подвержена изменениям, как и все в жизни.
Разные обстоятельства могут спровоцировать изменение в иерархии ценностей человека:
- Попав в аварию, человек начнет бережнее относиться к здоровью.
- Потеряв кого-то из близких, поставит на первое место любовь, отношения с людьми.
- Встретив состоятельного одноклассника, простой кассир может поставить на первое место деньги, начать карабкаться по карьерной лестнице, искать способы заработать.
Так мы меняемся под гнетом обстоятельств.
По этому принципу мы выбираем друзей: наши с ними ценности схожи. И из-за этого мы их теряем. Просто ценности поменялись, и мы перестали понимать друг друга.
Особенно важно, чтобы совпадали ценности у супругов. Они должны думать и действовать, исходя из общих целей. В этом заключается секрет крепкого брака: оба родителя стараются ради детей или живут только ради себя. Ценности супругов могут отличаться, но не кардинально. Если у жены деньги на первом месте, а у мужа на последнем, они однозначно недолго будут парой.
Какие бывают жизненные ценности
Рассмотрим жизненные ценности на примерах из жизни. Для большинства людей это:
- здоровье и саморазвитие;
- карьера и любимое дело;
- деньги;
- любовь и отношения;
- почет, признание, популярность;
- развлечения и отдых.
В разных источниках можно найти различные интерпретации этих пунктов, но суть всегда одна.
Здоровье и саморазвитие — это то, что внутри человека. Его внутренний мир. Психическое равновесие, уверенность в безопасности. Здоровье тела. Здесь же и интеллект: развитие, познание мира, любознательность.
Карьера и деньги — вещи разные. И между ними часто стоит выбор. Заниматься тем, что нравится, и получать копейки или работать на результат, но не получать удовольствия от этого. Любимое дело или работа, приносящая доход. Деньги открывают возможности, удовлетворяют потребности, позволяют повысить статус. Но так ли это важно, если работа не по душе? Здесь у каждого будет свой ответ.
Любовь и отношения — сфера широкая. Внутри нее тоже бывают противоречия. Мужчина может разрываться между мамой и женой, которые недолюбливают друг друга. Женщина почувствует, что отдалилась от подруг после того, как вышла замуж, стала мамой. Все связи с людьми важны, но все они разные. Мы любим родителей не так, как друзей, и совсем иначе любим супруга.
Почёт и признание — это то, как вас оценивают соседи, друзья, сколько у вас подписчиков в социальных сетях. Стыдно ли вам прийти на встречу одноклассников? Стараетесь ли вы не видеться с ними, чтобы избежать расспросов?
Развлечения и отдых могут стоять на первом месте у подростков, но вовсе отсутствовать у взрослых людей, которые стараются обеспечить семью. Этот пункт нельзя исключить из списка, он так же важен, как остальные. Вы с этим не согласны? Это нормально, ведь у каждого своя система ценностей.
Особенности формирования системы жизненных ценностей
Что такое система ценностей у взрослого и как она сформировалась? Влияющих факторов так много, что невозможно предугадать, как поменяется мировоззрение человека через год или десять лет.
Например, ребенок рос в религиозной семье. С детства его учили, что главное — не обидеть человека. Но, взрослея, эти запреты стирались. Покладистый характер послужил причиной насмешек других детей. Пришлось защищаться. Под этим влиянием ценности изменились, ребенок поставил на первое место почёт, уважение среди друзей. Теперь он может обидеть человека, чтобы избежать насмешек. Это защита.
Пример того, как приоритеты меняются кардинально. Это не редкость. Часто самые популярные дети в школе не могут себя реализовать во взрослой жизни. Тихони становятся преступниками. Здесь действует принцип маятника: насколько вы сейчас добры, настолько же можете быть грубы и жестоки. Это ваш диапазон. Поэтому и говорят: «Бойтесь гнева спокойного человека».
Жизненные ценности человека меняются со временем. Этот же ребенок взрослеет, влюбляется. Мир его переворачивается под влиянием гормонов и естественной потребности быть любимым, отдавать любовь. На первое место становятся отношения. Но пройдет время, страсти улягутся, первостепенной задачей уже станет обеспечение семьи. На первое место встанут деньги. Или карьера. Иногда карьера разрушает семью.
Пройдет время, зарабатывание денег уступит место вечной ценности, базовой: здоровью. С возрастом у каждого появляются какие-то недомогания, хронические недуги. И снова всё поменяется. Работа не так важна, когда на кону жизнь. А под словом «здоровье» мы всегда подразумеваем именно это: жизнь, возможность находиться здесь, в этом мире.
Беречь наше тело — вот что необходимо. И у пожилых людей это всегда на первом месте. Может, они правы? Но можем ли мы поставить здоровье на первое место, будучи молодыми? Разве мы чего-то добьёмся тогда? В каждом возрасте должны быть свои ценности.
Эта теория объясняет, почему так важно гулять с друзьями и развлекаться в юности. Если развлечения никогда не стояли на первом месте, взрослая девушка может захотеть этого, будучи замужней, и бросить семью. Просто в юности ей слишком многое запрещалось или она была увлечена учебой, или болел, и на первом месте стояло здоровье. Перемена слагаемых меняет картину мира человека.
Как определить собственные жизненные ценности
А какие человеческие ценности у вас в приоритете?
Подумайте, для чего вы каждое утро встаете и делаете свои дела? Для чего работаете: ради удовольствия или чтобы получить деньги? Для чего решили похудеть: ради жены, чтобы стать популярным среди друзей, чтобы поправить здоровье? Каковы мотивы ваших поступков?
Ответив на эти вопросы, вы поймете, что для вас в приоритете сейчас.
Цитаты о жизненных ценностях:
«Будь готов изменить свои цели, но никогда не изменяй свои ценности» — Далай-лама четырнадцатый.
«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна; это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности» — Альберт Эйнштейн.
Как привить жизненные ценности в процессе воспитания
Родители часто беспокоятся о том, что их ребенок вырастет бандитом или поддастся алкогольной зависимости. У бандитов на первом месте деньги, а вот человек и его личность — на последнем. Мизантропы без морали. А у алкоголиков и наркоманов на первое место становятся развлечения.
Привить ценности можно, но в течение жизни они все равно будут меняться местами. Родители же просто должны сделать все, что в их силах, и принять своего ребенка таким, какой он есть.
Главные жизненные ценности по мнению автора
Нельзя сохранить в приоритете одни и те же вещи с самого детства. Иногда нужно поставить на первое место любовь. Иногда — здоровье. Иногда — деньги. Нельзя забывать о карьере, развлечениях. Но все это должно гармонично существовать внутри личности человека.
При этом должны быть четкие базовые ценности, моральные качества:
- Независимо от настроения, вы не пнете кота.
- Не обидите близкого человека, друга, соседа или незнакомца в автобусе.
- Не ответите агрессией на агрессию.
- Уступите место в транспорте.
- Не убьете, не украдете.
- Не уведете девушку друга (мужа подруги).
У каждого свои ценности. Но основы, которые нам дают родители, должны иногда менять местами наши приоритеты.
Жизнь и здоровье — самое важное. Но думали ли об этом солдаты во время войны? Они умирали за Родину, за своих близких.
Также, муж, который содержит жену и троих детей, будет в первую очередь думать не о здоровье, не об отношениях, не о развлечениях. Он будет зарабатывать деньги, чтобы поднять на ноги детей, обеспечить жену.
Важнее всего — люди. Те, кого мы любим. И наши ценности всегда будут крутиться вокруг них, менять расположение в зависимости от того, что нужно им сейчас. А их ценности тоже будут меняться под нас. Это самое главное в жизни.
Не менее важно оставаться в любой ситуации человеком. Вы можете час кричать на друга, но обязаны помочь ему, не отвернуться в трудную минуту. Можете быть сколько угодно раздражены, но не обидеть коллегу. А если кто-то кричит на вас, не ответить агрессией, а войти в положение, успокоить человека, постараться помочь. В этом заключается человечность. Это то, что отличает нас от животных.
Вывод
Список человеческих ценностей может расширяться, сужаться в определенные периоды времени. Меняется время, меняются обстоятельства, меняемся мы. Жизненные ценности и приоритеты тоже меняются. Это необходимо в определенный промежуток временем. Поставить на первое место карьеру и добиться высокого положения. Выбрать любовь и бросить все, чтобы стать счастливым. Позаботиться о здоровье, отказавшись от работы во имя сохранения жизни.
Основные жизненные ценности у человека должны быть незыблемы: человечность, доброта, прощение, самопожертвование. У каждого свой список. Важно осознавать свои мотивы, понимать, какие ценности сейчас правят вами. Это особенно важно в супружестве, чтобы не вышло как в басне Ивана Андреевича Крылова, где лебедь, рак и щука тянули воз в разные стороны и не смогли сдвинуть его с места.
Автор статей. Разбираюсь в фобиях, комплексах, психологических травмах.
lifemotivation.ru
Ценность человеческой жизни: значение для современного человека
Я проснулась в 6 утра и стала размышлять: что такое ценность человеческой жизни? Да нет, конечно, бред какой-то, мне надо бежать на работу. Но эта мысль, однажды придя, запала мне в голову и не дает покоя.
Введение
Ценность, да еще и жизни, что это такое? Вроде все просто. Но насколько это многогранное и емкое понятие. Её нельзя измерить прожитыми годами, достижениями или накопленным богатством. Нет. Это суета сует.
Вот родился малыш, все радуются ему, и никто в этот час не думает, сколько на его долю может выпасть страданий и радости. В этом мире все так хрупко!
Цена жизни? Это одна составляющая ценности. Разве мы думаем об этом когда переходим на красный свет дорогу? Или оскорбляем кого-то в общественном транспорте, или из своего авто? Когда стреляем, употребляем наркотики, проходим мимо чужого горя? Мы не задумываемся об этом, а надо бы.
Жизнь дана свыше и она бесценна. Нация, где больше ценят жизнь человека, успешно развивается во всех сферах. Возьмите Европу и Африку. Контраст на лицо.
Я не зря привела в пример Африку. Как вы знаете, там жили племена людоедов и не только. Жизнь человека не ценилась, а определялась так: кто кого съест. Хорошо, что меня там не было и это всё в прошлом.
Чему учит история?
Античная цивилизация. Она была всецело построена на рабстве. Надо отметить, что вначале и греки, и римляне, понимали насколько рабство отвратительно. Но со временем почувствовали любовь к рабовладению, а это и взращивало их гордыню, похоть, любовь к деньгам и вольготной жизни. Цена жизни раба в античном мире приравнивалась к вещи. Раба собственно не считали за человека, его могли купить, продать, избить, убить без зазрения совести.
Также древний Рим был городом гладиаторов. Бои гладиаторов были притягательной силы зрелищем, не только для мужчин, но и для женщин. Гладиаторов заставляли убивать друг друга. Какова цена жизни гладиатора в глазах толпы, жаждущей крови? У них не было шанса выжить.
К сожалению и в другие времена и эпохи были не только бои, но и бойни. Где текла кровь невинных людей. Цена их жизни решалась, да и сейчас как мы видим, решается: монархами, царями, президентами и даже священниками. Помните из истории, крестовые походы?
Как жизнь ценится в современном мире?
Сегодня нет рабов. А вы уверены в этом? Кто-то как раб вынужден работать от зари до зари, чтоб заработать на необходимые вещи: квартиру, хотя бы недорогую машину, выучить детей, может быть съездить один раз в 3-5 лет в отпуск и т.д.
Общество разделилось на богатых и бедных.
Богатые ценят себя, т.е. свою жизнь высоко, но и они порой плачут. И их жизни бывает, висят на волоске. Но, не смотря на это, они с пренебрежением относятся к низшим слоям общества, часто называя их «быдлом». Я не имею в виду совсем опустившихся людей.
Как человек сам обесценивает себя?
Есть понятие раб греха. Если человек не желает избавиться от вредных привычек, греховных дел, то он становится рабом греха. В таком случае он сам, значительно снижает цену своей жизни.
Заключение
Можно приводить много примеров и сравнений. Но я хочу сказать еще об одном и очень важном. Иуда и священники оценили жизнь Иисуса Христа за 30 сребреников. Христос умер, за все человечество, потому что наши жизни в его глазах бесценны.
Статью написала, Фирсова Ольга Константиновна. Город Новосибирск.
Спасибо Ольге Константиновне, за такую статью. Очень отрезвляет, не правда ли? Вот мы суетимся, что-то делаем, а о таких простых понятиях, многие из нас забывают, или вовсе не понимают — зачем об этом думать. Цените себя и своих близких. Будьте осознанными, помогайте людям.
Если вы стремитесь к саморазвитию и у вас есть страстное желание поделиться своими мыслями с другими людьми – пишите в обратную связь. Я обязательно рассмотрю ваши статьи. Если они будут соответствовать тематике сайта, я обязательно опубликую их. До скорых встреч, на страницах блога.
qvilon.ru
Основные жизненные ценности — Психологос
Какие основные жизненные ценности? Сколько их вообще? Список всех жизненных ценностей огромен, но всё слишком большое можно разделить на части. В синтон-подходе основные жизненные ценности здоровой личности могут быть сгруппированы в три основных круга ценностей:
- Личная жизнь и отношения,
- Дело, бизнес, работа,
- Собственное развитие
Если же и эти части разделить на более мелкие, у нас получится следующий список.
Любовь, азарт, развлечения и отдых.
Это ценности радости – отрывайся, наслаждайся, живи на всю катушку. Путешествие в далёкую тёплую страну, где лазурное море и белый песочек. Игра в казино, когда от ставок захватывает дух. Романтика встреч в кафе, где уютный полумрак и прекрасный человек напротив.
Семья, взаимопонимание, дети.
Это длительные отношения в паре, родители и дети, друзья и близкие. Это ценность отношения с другими людьми. Здесь тоже есть любовь – как радостная забота, ласковое внимание, тёплое уважение. Вот мужчина после рабочего дня радостно идёт домой – там его семья, его жена и дети. Вот молодой парень бросает всё и едет помогать родителям с огородом – потому что родителям уже тяжёло, а он их любит. Вот женщина ерошит волосы ребёнку и садится рядом, чтобы почитать сказку.
Дом, комфорт, деньги.
Это ценность упорядоченного быта. Она лежит на стыке двух сфер – ведь «дом, комфорт, деньги» очень нужны для семьи и не помешают отдыху. С другой стороны, деньги – это уже выход в сферу «Дело, работа, бизнес». Молодая пара на весь день едет в IKEA, чтобы купить мебель в свою новую квартиру. Они тщательно выбирают каждый стул и каждую полку – купить хочется много, а денег меньше, чем хочется.
Моё дело, мои проекты.
Чем вы занимаетесь по жизни? На что тратите время, когда уходите на работу? Какие планы строите, засыпая вечером? Это всё – ценность дела. Здесь собрано всё, что касается вашей работы, ваших идей и планов по созданию и развитию. Парень с подросткового возраста увлекался фотографией и видеосъёмкой. Везде старался ухватить что-то необычное. Прошло десять лет – он снимает дорогие, качественные клипы и хочет замахнуться на кино.
Карьера, власть, статус.
Это ценность социального развития – получения более высокого социального статуса, новых возможностей влиять и делать. Мужчина раз за разом меняет машину, покупая всё боле престижные марки. Женщина ходит только в дорогие бутики. Каждый из них показывает свой статус и каждый много работал, чтобы достичь такой высоты.
Образование, повышение профессиональной квалификации.
Сложно делать своё дело хорошо без образования и опыта. Поэтому ценность развития мастерства находится сфере «Дело, работа, бизнес». С другой стороны, любое образование и повышение профессиональной квалификации обязательно приводит к личностному развитию. Поэтому ценность развития мастерства одновременно относится к сфере «Я и собственное развитие». Вот девушка внимательно смотрит, как выглядит голливудская звезда на вручении «Оскара». Девушка – стилист, она смотрит церемонию, чтобы уловить самые модные тенденции. Девушка – на работе.
Личностный рост, социальные и психологические навыки.
Это ценность развития личности. Личностный рост можно коротко назвать словом «мудрость». Это зрелость, взвешенные выводы, внимание к другим людям. Социальные навыки – это поведение в обществе, например, умение с рабочим разговаривать на одном языке, а с интеллигентом на другом. Психологические навыки – это преодоление своих страхов, владение своими эмоциями, чистота и ясность мышления. Девушка была язвительной и вспыльчивой, рядом с ней было тяжело. Она занялась собой и стала мягче в общении, аккуратнее в выражении чувств. Рядом тут же появились люди.
Красота, здоровье, гармоничное развитие.
Внешность, стройная фигура, хорошо развитая мускулатура, умение танцевать и красиво двигаться – это всё ценность тела. Эта ценность лежит на стыке двух сфер – когда человек занимается своим здоровьем, он обязательно развивается, поэтому ценность справедливо входит в сферу «Я и собственное развитие». С другой стороны, красота и здоровье сильно влияет на отношения и поэтому относится к сфере «Личная жизнь и отношения». Спортивному, подтянутому парню легче заинтересовать девушку. Гибкой и грациозной девушке проще привлечь внимание парня.
Духовный рост, познание жизни, реализация предназначения.
Если вы живете не только для себя, если для вас важно оставить в жизни добрый след — у вас самые высокие мотивы, вас можно назвать человеком с духовными устремлениями. Если же вы любитель литературы о духовных практиках, где продается стандартный набор из астрологии, йоги, эзотерики и целительства вместе с психотерапией и восточными учениями, то вы просто покупатель литературы этого жанра.
www.psychologos.ru