Армянские свадебные обычаи и традиции – АРМЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРЯДОВ СВАТОВСТВА, ОБРУЧЕНИЯ, СВАДЬБЫ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ АРМЯН

Красивая армянская свадьба: традиции и обычаи

Армянская свадьба в Бутик-Отеле MONA пройдет весело и с соблюдением народных традиций. Армяне столетиями бережно хранили обычаи и ритуалы празднования свадьбы, продолжают делать это и сегодня. При этом традиционность не лишает мероприятие веселья и развлечений. Армянские свадьбы считаются самыми масштабными, насыщенными и колоритными.
В современном мире многие свадебные армянские ритуалы упростились или совсем стали неактуальны. Некоторые до сих пор считаются обязательными – о них мы и расскажем.

Сватовство

Сейчас родители не делают выбор за детей и сватовство назначается, когда молодые уже решили пожениться. Самые близкие родственники-мужчины со стороны жениха идут в дом невесты. Намеками и иносказаниями они просят ее руки, но в первый раз обязательно получают отказ. Обычно родители девушки соглашаются на свадьбу со второго или третьего раза, показывая, какая драгоценная у них дочь, за нее нужно побороться.

Помолвка или обручение

Сегодня многие пары совмещают помолвку с днем свадьбы и совершают этот обряд в самом начале свадьбы.
1. В день обручения/свадьбы жених со своими родственниками идет в дом невесты с подарками: оформленные корзины фруктов, сладости, вино, армянский коньяк, туфли и духи. Шумной толпой, держа презенты над головой, они танцуют.
2. Навстречу им выходят родственники со стороны невесты принимают подарки и в ответ благодарят другими презентами.
3. Потом все заходят в дом, где их встречает накрытый фуршетный стол.
4. Пока все наслаждаются угощениями, женщины со стороны жениха идут в комнату невесты и помогают ей одеться или поют песню.
5. Прежде чем жених увидит свою возлюбленную его крестные (кавор и кавор аки) должны заплатить выкуп за нее.
6. После этого молодые наконец встречаются и едут в церковь на венчание. Именно церковное таинство стоит во главе армянской свадьбы, а не светская роспись в загсе.
7. Дальше свадебный кортеж едет в дом уже мужа, где их встречает его мать. Прежде чем зайти в помещение, молодожены разбивают тарелки. Но этот обычай можно перенести и в ресторан, чтобы сэкономить время.

Свадьба

Армянская свадьба – это самобытное мероприятие. Несмотря на осовременивание многих традиций она остается колоритной и насыщенной народностью.

Танец невесты

На армянской свадьбе невеста танцует одна дважды: сначала с деньгами – это называется «шабаш», затем – национальный танец.
  • Во время шабаша гости стоят вокруг девушки и кладут ей в руки деньги, пока она танцует. Раньше девушка была обязана отдать их музыкантам и певцам. Сейчас обычно их услуги оплачиваются фиксировано, а собранные деньги молодые оставляют себе.
  • Национальный танец невеста чаще всего танцует совместно с девушками в народных костюмах. Это своеобразный подарок мужу на свадьбу.

Танец с шашлыком

Шашлык – ключевое блюдо на разнообразном свадебном армянском столе. Поэтому ему уделяют особое внимание и из его подачи устраивают настоящее шоу. Костюмированные артисты или официанты выносят мясо под национальную музыку и танцуют с ним танец.

Таросики

Таросики – это небольшие сувениры для гостей: коробочки с конфетками или жемчужинами. Это главный и обязательный атрибут армянской свадьбы. Он символизирует любовь. Молодые персонально раздают их холостым гостям – как бы делятся своим счастьем и желают встретить свою судьбу. По преданию незамужние девушки после этого должны увидеть своего суженного во сне.

Тосты

Всем известно, что армянский народ славится длинными и мудрыми тостами. На свадьбе они льются рекой, особенно из уст гостей постарше. Таким образом они передают молодоженам свои наставления и советы о семейной жизни.
Наравне с тостами песни и национальные танцы занимают важное место в армянской свадьбе. Именно они создают настроение и колорит праздника.

Сверились с традициями армянской свадьбы? Тогда смело бронируйте банкет в Бутик-Отеле MONA. Здесь чтут и уважают национальные обычаи.

Армянская свадьба: традиции и обычаи

Всем по душе многолюдная, красивая, веселая и щедрая армянская свадьба. Ее традиции хлебосольны, с желанием угостить как можно больше людей. Обряды необычны и отличаются от традиционных украинских.

Кого приглашают на свадьбу

Всех, кого только можно: родственников, знакомых, друзей. И даже тех, кого встретят по дороге (это давняя традиция, современные свадьбы могут быть другими). Гулянья длятся несколько дней – до недели. Во всем чувствуется размах и масштаб.

Кто главный на свадьбе

До свадьбы родственники собираются вместе и решают, кого отправить в дом невесты, кому идти за ней. Это должны быть самые достойные люди. Делегацию возглавляет макарапет – самый уважаемый член семьи. Его слово непререкаемо, его должны все слушаться.

Это человек, который участвует в организации свадьбы, корректирует ее этапы, решает споры. Ему и его помощникам – макарам – подчиняется и жених. А они охраняют его на свадьбе от всех неожиданностей.

Армянские свадебные традиции диктуют обязательное присутствие свахи. Это самая опытная и уважаемая женщина, миджнорд кин. Она должна происходить из рода жениха и быть ему кровной родней.

Ее работа – сосватать девушку, то есть уговорить семью невесты отдать ее замуж за жениха. Приготовления к свадьбе начинаются только после того как родители дали согласие на брак. Но сначала – обряд сватовства.

Сватовство

Сватовство в Армении проходит по строгим правилам. На разговор с родителями приходят исключительно мужчины. Их возглавляет кавор. Это самый мудрый и авторитетный родственник.

Именно на сватовстве официально делают предложение невесте. Традиции современной армянской свадьбы, как и древней, запрещают сразу же соглашаться на предложение. Родители должны отказать, и сваты приходят снова. В этом раз родители соглашаются (если это входят в их планы). Это – пропуск для следующего шага перед свадьбой – обручения.

Обручение

Если обе семьи прошли этот обряд, значит, жених и невеста официально помолвлены. Это главный этап перед браком. В доме будущего мужа собирается вся родня. Они готовят для невесты богатые подарки. Это золотые украшения, ювелирные вещицы с драгоценными камнями, серебро.

Родители невесты накрывают богатый стол. Звучат пожелания здоровья, счастья и долгих лет. Затем, после небольшого застолья, все переходят в дом жениха. Там продолжают праздновать помолвку.

Невесту выводит кавор и вместе с подружками приводит ее за стол к будущему мужу. Тот надевает ей на палец помолвочное кольцо с камнем. С древних времен считалось, что с этого момента молодые и их семьи проявили доверие и начали семейные отношения друг с другом. Армянские свадебные обычаи сложились так, что на помолвке определяют и день свадьбы.

Свадьба

Это очень многолюдный праздник. Невесту одевают в платье, выбранное и подаренное семьей жениха. Звучат грустные песни, невеста прощается с незамужней жизнью. Затем после традиционного танца под мелодию ‘Узундара’ отец невесты передает ее руку жениху.

Это – благословение, после которого девушку увозят из дома родителей. Ее забирает кавор, его сопровождают друзья и родители жениха, другие гости. Родителям невесты в дар приносят много щедрых подарков (сини). В их числе – блюда со сладкими фруктами, дорогие вина и лакомства-деликатесы.

Молодых венчают в храме. Священник повязывает на кисти молодым зеленые и красные нити, сплетенные в два раза. Армянские традиции на свадьбе говорят о том, что это символ единства пары. А еще нити призваны защищать от дурного глаза и злых духов.

На венчании жених надевает невесте на палец свадебное кольцо. В его доме уже приготовили богатые столы и ждут гостей из храма. Застолье проходит с тостами, танцами, весельем. Молодым дарят много подарков, в основном дорогие ювелирные украшения. Это показывает, что семья жениха знатная и богатая.

12 традиций армянской свадьбы » Армяне Мира

12 ТРАДИЦИЙ АРМЯНСКОЙ СВАДЬБЫ

Из огромного числа свадебных традиций, имевших место в разные эпохи и в разных регионах Армении, в данной статье выбраны 12 самых важных, а также наиболее удивительных и интересных.

Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее. Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла. Причем способов мотивировать отказ и псевдо-отказ была уйма. Если на руку девушки было несколько претендентов, то сваты могли договориться между собой и заявиться в дом избранницы одновременно. Мужчины рассаживались за столом и раскладывали подарки для невесты — украшения, сладости, шали, ткани, которые свидетельствовали о достатке семьи жениха. Окончательное решение было за невестой — чей подарок она пред- почтет, тому и быть ей мужем. Правда, девушка не имела права вымолвить слова при мужчинах. Этикет предписывал ей изъясняться жестами. Нередко застенчивая невеста выбирала подарок, так и не выяснив, от кого он, тогда жених выпадал как жребий. Более проворные девушки успевали договориться с приглянувшимся парнем и уверенно останавливались на его подношении. Когда выбор был сделан, накрывали на стол.

Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края. Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невесты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки. В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том,что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык ( отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой. Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение — езнмортек (ез — вол, мортел — зарезать). Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания — друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор — король, а невесту соответственно тагуи — королева. Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши — главного друга — и обливали их водой. Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей. В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами — украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених. Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды. Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение — символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли

У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними. В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа. Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, — сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу подходили со всей серьезностью. Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы. Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

Армянские свадебные традиции: каноны современности

Армянские свадьбы всегда колоритны, щедры и неповторимы. Сегодня они прекрасно передают не только армянские свадебные традиции, но и современные веяния общества. Еще совсем недавно армянская мать сама выбирала для сына будущую супругу, а сегодня влюбленные вправе строить семью, основываясь на своих чувствах. Армянская свадьба – это яркий праздник. Песни, танцы, красноречивые тосты – все это неотъемлемая часть рождения новой семьи. Можно быть уверенным, что человек, хотя бы раз побывавший на армянской свадьбе, не забудет это уникальное и совершенное действо никогда.

Сватовство и обручение

Обряд сватовства у армян предполагает знакомство девушки и ее семьи с родителями жениха. Строгость армянских свадебных традиций известна многим. Чтобы получить благословение родителей на брак, сын должен привести в дом исключительно порядочную девушку из хорошей семьи. Предпочтение всегда отдают девушке, которой могут дать позитивную характеристику ее почтенные родственники. В знак обручения будущая невеста получает в подарок от семьи жениха драгоценность, обычно это кольцо. Однако это происходит не сразу, поскольку принято, что родители девушки должны несколько раз отказывать сватам до своего конечного согласия на брак. Армянские свадебные традиции требуют, чтобы дата венчания назначалась спустя месяц после обручения. Тогда же обсуждаются размер выкупа за невесту и ее приданое. Подробнее о традиции выкупа можно почитать в разделе нашего сайта «Выкуп на свадьбе».

Армянская свадьбаАрмянская свадьба

Свадьба

Армянскую свадьбу испокон веков гуляли на два дома. Обычно это происходило поздней осенью или даже зимой. Утром во дворе жениха совершался обряд приношения в жертву быка, сопровождающийся танцами и песнями. Жених должен был хранить нож, которым совершил надрез на шеи животного. Посаженный отец жениха измазывал кровью его лоб. Все это действо, согласно верованию армян, приносило в дом достаток и дарило в будущем молодой семье много детей. По армянской свадебной традиции в церковь жених и невеста шли уже вместе, при этом их привязывали друг к другу платком. Сопровождали пару родные и близкие, неся в руках огонь (факелы или свечи) и громко распевая песни. Во время венчания над головами брачующихся держали высоко поднятые ножны и меч. Священник повязывал молодоженов специально свитым шнуром из зеленых нитей, его мог снять только сам священнослужитель, дав, таким образом, свое разрешение на первую брачную ночь.

Гулянье

Согласно давним армянским свадебным традициям, праздник длится целых три дня. Из заколотого быка готовят кушанья для банкета. И начинается поистине чудное действо с плясками, танцами и винными реками. На столах всегда много фруктов и зелени. Традиционно также подают шашлык. В своих тостах армяне сначала упоминают покойных родственников, а затем желают молодоженам всяких благ.

Свадебные традиции армянАрмянская свадьба

Среди подарков на армянской свадьбе преобладают деньги, невесте дарят драгоценности. Всю собранную сумму денег после праздника отдавали матери невесты. Другими подарками она одаривала своих новых родственников в доме мужа. На второй день армянские свадебные традиции предусматривали гулянье для молодежи. И уже на третий день наступала кульминация свадьбы – невеста шла в дом жениха. Молодоженов при этом посыпали зерном, мелкими деньгами и конфетами, желая им благополучия и достатка.

И пусть многие из этих армянских свадебных традиций утратили свой исконный смысл, все равно они до сих пор делают главное событие в жизни семейной пары необычайно красивым и трогательным.

Армянская свадьба
В каком возрасте женятся в мире: фактически и официально

Если задуматься о том, в каком возрасте женятся люди в России и других странах мира, фактический возраст сильно отличается от того, который регламентирован законом. Если в нашей стране идет тенденция к увеличению возраста, то в бедных странах брак несовершеннолетних – это норма.

  • 5246 просмотров
  • 19 фото
Армянская свадьба
Китайские свадебные традиции, обычаи и особенности

Свадьба в Китае – это целое событие, которое требует тщательной подготовки, соблюдения многих ритуалов, а также может состояться только в благоприятную дату, выбранную и согласованную между семьями молодоженов.

  • 4868 просмотров
  • 15 фото

Подскажите пожалуйста все традиции и обычаи армянской свадьбы:)) Очень надо:))

В интернете искать не пробовала

вообще то можно в поисковике поискать, это куда быстрее!

Большинство традиций армянской свадьбы хоть и стерлось со временем, но основные все равно соблюдаются. По-прежнему жених готовит выкуп за невесту — дорогие подарки, сладости кладут в большие корзины. За одеяние главной героини торжества также полностью отвечает жених. Поэтому в огромных корзинах, которые на поднятых руках несут родственники и гости, найдётся всё: от свадебного платья и различных аксессуаров к нему вплоть до нижнего белья. Ещё одна замечательная традиция армянской свадьбы — бесконечные танцы под живую национальную музыку. (То, что муж должен одеть невесту в свадебное платье, это уже не так) . <a rel=»nofollow» href=»http://www.tili-testo.ru/articles/cat16/467/» target=»_blank»>http://www.tili-testo.ru/articles/cat16/467/</a> — то что тут написано, это далеко не так. Если так на пальцах, то, жених забирает невесту, едут венчаться, потом в ресторан, потом домой. Если есть какие нибудь вопросы, пиши мне, отвечу. [email protected]

Еще совсем недавно армяне строго чтили традиции. Собственных детей старались выдать замуж или женить настолько рано, насколько это было возможно. И есть еще одна интересная традиция — жениться можно было только по старшинству, то есть после своих старших сестер и братьев. Также запрет на вступление в брак касался усыновленного мальчика по отношению к девушке из этого семейства, так как мальчик в таком случае считался ближней родней. Браки не разрешались также родным братьям и сестрам. Армяне не очень охотно выдавали своих дочерей за прибывших издали. Когда, в процессе сватовства, родители невесты готовы выдать замуж свою дочку, они сообщают эту радостную новость для жениха в этот же день, а не через неделю, как это делалось раньше. К концу сватовского застолья две стороны обговаривают дату свадьбы и число приглашенных гостей. Также родители невесты договариваются со стороной жениха, что их дочь будет одевать ее суженый. По традициям Армении, жених готовит роскошные подарки, предназначенные для выкупа невесты. За ее наряд также целиком и полностью несет ответственность жених. Невеста может приводить себя в порядок только при присутствии «команды» женщин со стороны ее суженого. Они ее наряжают и украшают свадебное платье. Для гостей этот процесс является абсолютно недоступным. Самая оживленная и лакомая часть свадебного торжества — это застолье. От огромного количества мяса, всевозможных сладостей и приправ просто голова идет кругом! Но по древнему поверью, невеста не должна трапезничать вместе с остальными, так как издревле считалось, что она тем самым защищает себя от порчи, которую могут нагнать люди, подсыпавшие зелье в блюда. Вот почему во время застолья скромная невеста тихонечко сидит за столом и не ест ничего со стола. Пускаться в пляс под живую национальную музыку, которую так любят армяне, она тоже не должна. Сделать она это может ближе к вечеру, когда праздник приближается к своему логическому завершению. Именно в конце застолья гости начинают дарить подарки молодым. А после проведения первой брачной ночи, супруг обязан подарить теще корзинку, наполненную красными плодами яблони. Это является символом чистоты и девственности суженой. Очень интересной традицией считается сватовство, на которой приходит огромное количество человек — это близкие родственники. Невесте принято дарить подарки — золотые украшения, которые передавались в семье из поколения в поколение. Гости приносят в дом гостинцы — коньяк, дичь, лакомства. В древности считалось, что за невесту нужно отдать назначенный выкуп. Его приготавливали тогда, когда в семье рождался сын. В современной Армении такой традиции не сохранилось, зато на нее похожа традиция, обязывающая родных жениха одаривать суженую. Армяне всегда празднуют свадьбы согласно традициям — красиво и широко. Количество гостей иногда просто поражает воображение. Вы только представьте, но на это торжество приходят от ста до трехсот человек! А сколько песен и танцев на армянских свадьбах! Армяне дружно веселятся, говорят красивые тосты и пьют за новобрачных. Тем не менее, молодожены танцуют только единственный танец. В это время все гости обсыпают новобрачных деньгами. Подарки, которые принято дарить — это в основном драгоценности и деньги. Причем последние компенсируют затраты на проведение свадьбы. Армянские свадьбы издавна славятся пышностью и красотой обрядов, поэтому даже сейчас, в эпоху бурного развития технологии, свадьбы в восточном стиле остаются очень популярными и востребованными.

красная лента на платье

Надо учитывать, что на территории нынешней маленькой Армении сосредоточены выходцы с огромной территории исторической Армении и у каждого землячества есть свои многовековые особенности свадебного обряда, зачастую сильно разнящиеся. Но в целом, армяне очень здорово относятся к своим традициям. Они соблюдают их, но не слепо, а активно сочетают со всем новым, интересным. Мои основные познания связаны с ереванскими городскими свадьбами. Сельские свадьбы разумеется колоритнее и разнообразнее от региона к региону. Каких-то строго традиционных свадьб мне посетить не удалось — они всегда представляют собой смесь традиции и новаторства. Первую часть свадебного действа — поездка за невестой с подарками и дарами — тут уже примерно описали. Далее, обычно шикарным кортежем едут венчаться в церковь. Это особый обряд — надо видеть. Есть интересные отличия от православного церковного обряда на уровне некоторых деталей, но в целом ничего экстраординарного и проще православного. Практически обязаловкой стал обряд раскидывания риса и цветочных лепестков при вступлении в церковь — хотя это по-моему что-то католическое. После венчания принимаются поздравления, во дворе церкви выпускают на волю голубей (отголосок языческих жертвоприношений) , далее невеста кидает флердоранж, которую должны поймать незамужние девицы из числа гостей, а жених снимает с невесты и бросает не глядя подвязку — ее ловят неженатые гости мужского пола. Далее, кортеж посещает ЗАГС и/или разные исторические и памятные места — от главной площади города и излюбленных влюбленными парочками парков до каких-то древних монументов, руин, мемориалов павшим в войнах, етс. Все активно снимаются на видео и шелкаются у специально нанятых камерамана и фотографа. Далее следует основное действо — разумеется трапеза. Как правило сейчас не практикуют двух застолий — сначала у невесты, потом у жениха — как раньше, а организуют общее. Застолье очень пышное, с крайне многочисленными и разнообразными гостями, тамадой, несколькими сменами блюд, большим количеством тостов (это отдельная наука, хотя не такая навязчивая и разрегламентированная как у грузин) , обязательной живой музыкой — национальной и современной — танцами. Застолье предусматривает развлечения для гостей — типа викторин, конкурсов, разнообразных салютов, етс. Гостям раздаются интересно оформленные сувениры — называются таросики (по идее это конфеты, но настолько красиво и пышно оформленные, что потеряли сходство с прототипом) . В отличие от указанного предыдущими комментаторами, могу засвидетельствовать, что нынче у ереванцев брачующаяся пара активно пускается во все пляски. Далее дарят подарки ближайшие родственники — их торжественно объявляют — остальные гости складывают свои подарки с открытками-визитками на специально отведенный стол/ящик. Застолье состоит примерно из официальной и свободной частей. В первой части — обязательные тосты и поздравления, етс под руководством тамады. Во второй части все празднуют кому как бог на душу положит — молодожены переодеваются и вливаются в общую компанию на равных. Но что самое удивительное — несмотря на многочисленный, разнообразный, эмоциональный и подогретый спиртными состав гостей, никаких конфликтов не возникает или же они улаживаются, не разгоревшись. Фантастика! Присутствие во второй части необязательно для быстро устающего старшего поколения и официальных гостей. Это насчет порядка действий с т. ч. гостей. Но там еще есть некоторые «роли», отводимые определенным участникам свадьбы. За исключением главных лиц — брачующихся — в список особых гостей входят: друг и дружка (кум и кума) , крестные и крестная, разумеется родители жеиха и невесты, их братья и сестры, и еще — не помню как называется — молодой неженатый с кинжалом, украшенным монетами и сладостями . Есть некоторые интересные ритуалы, связанные с ними, но — как я заметил — они необязательны для исполнения и различаются на разных свадьбах, исходя из вкуса их организаторов.

О традициях армянской свадьбы можно почитать тут <a href=»/» rel=»nofollow» title=»174353:##:blogs/?v=162″ target=»_blank» >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

Свадебные приметы и суеверия армян

1. Дождь или снег в день свадьбы к счастью (погода радуется событию).

2. Если накануне свадьбы в доме чихнет кот или собака — невеста будет счастлива в замужестве.

3. Длинное платье невесты — длинная супружеская жизнь.

4. После того, как невеста одела свадебное платье, жена кавора (крестного) крутит фату над ее головой 7 раз, чтобы жизнь у новой семьи была счастливой.

5. До свадебной церемонии жених не должен видеть невесту в свадебном платье.

6. Перед тем как жених заберет невесту из отчего дома, мужчина (из братьев невесты) у дверей, с кинжалом в руках просит за неё выкуп. Чем дороже выкуп, тем счастливее жизнь новобрачных.

7. Закрытая обувь невесты к счастью в доме.

8. Жениться с родительскими кольцами — повторить их семейные отношения.

9. Кольцо невесте и жениху нужно надевать до основания пальца, чтобы любовь в семье была крепкой.

10. В отличии от других народов, армяне носят обручальные кольца на безымянном пальце левой руке. Считается что вена (или нерв) безымянного пальца ведёт прямо в сердце, как символ вечной любви.

11. Во время венчания, если свечи молодых горят ровно и плавно, семейная жизнь будет спокойной.

12. Куклы на капоте машины — защита молодоженов от дурного сглаза.

13. Чтобы у семьи был достаток в доме, перед входом домой свекровь кладет на плечи жениха и невесты по целому лавашу.

14. После венчания свадебный кортеж должен направиться по другой дороге, чтобы молодожены не возвращались к своей прежней жизни.

15. Кто первым переступит порог дома, тот и будет лидировать в семье.

16. На пороге дома жених и невеста разбивают тарелки и переступают через её осколки. Разбитые осколки — длинная супружеская жизнь без ссор.

17. На свадьбу не дарят часы и режущие столовые приборы, чтобы не сократить век семейной жизни и не поссорить новобрачных.

18. На пороге дома мать жениха угощает новобрачных мёдом, чтобы их жизнь была такой же сладкой.

19. Во время свадебного торжества на колени невесты сажают мальчика, чтобы первенец в семье был мужского пола.

20. В течении праздника, жених и невеста раздают гостям свадебные таросы (տարոս), которые принесут благополучие другим семьям, а незамужним и неженатым предзнаменуют скорую свадьбу.

21. Девушка, поймавшая букет невесты, вскоре выйдет замуж.

Традиции и обычаи армянской свадьбы

Раньше невесту выбирали родители, точнее, мать жениха. Родители старались сделать так, чтобы жених мог увидеть невесту до свадьбы. Выбрав подходящую девушку, родители искали посредницу – родственницу, которая была вхожа в семью девушки.

В обязанности посредницы входили переговоры с семьей девушки, чтобы получить согласие на свадьбу. Сейчас нравы изменились, и жених сам вправе выбирать себе невесту. В свою очередь, девушка сама решает, быть или не быть свадьбе.

Традиция присылать сватов не изменила своего значения и сегодня. Если переговоры посредницы завершались согласием, то через несколько дней в семью девушки отправлялись сваты. Раньше жених не мог присутствовать в делегации. В состав сватов входили мужчины по отцовской линии и нередко мать жениха.

Сваты начинали разговор издалека. Сначала обсуждались темы, не касающиеся свадьбы. Потом в иносказательной форме сваты сообщали цель своего прихода: пришли взять цветок из вашего дома или золу. Вариантов существует много.

Считалось дурным тоном, если родители невесты сразу соглашались на свадьбу. Обычно отец невесты, если был согласен, просил время для размышлений. Объявление согласия также происходило в иносказательной форме. После этого по традиции накрывался стол, и стороны молодых выпивали коньяку или водки.

Сейчас дата обручения и все его условности согласовываются еще на сватовстве. В оговоренный день в доме жениха собираются все близкие родственники. Все гости приносят подарки невесте. Отец жениха в этот день убивает теленка или барана.

В доме невесты накрывается стол. Гости с обеих сторон садятся за стол. Жених дарит невесте кольцо. Гости произносят тосты с пожеланиями счастья молодым. Жених обещает, что сделает все, чтобы сбылись все пожелания. Невеста, молча, благодарит и передает свой вина бокал отцу. После начинается вручение подарков невесте. Обычно ближе к концу застолья родители жениха и невесты оговаривают день свадьбы.

Благоприятным временем, как и раньше, считается осень. Но сегодня в моду вошли летние свадьбы.

Накануне праздника происходит украшение дома невесты, куда должна вести ковровая дорожка. По ней молодые пройдут к машине, которая отвезет их на церемонию.

Современные армянские свадьбы не утратили свою пышность со временем. Продолжительность гуляний может быть и два, и семь дней. Жениху и невесте разрешается станцевать только один танец, в течение которого многочисленные гости осыпают их деньгами.

Есть в армянских свадебных традициях и схожие с русскими обычаи. К ним можно отнести каравай. У армян он заменен лавашем, но смысл этого обряда остается тем же. Единственным отличием является то, что у армян не принято соревноваться, кто будет хозяином в доме – главенство мужчины неоспоримо.

В конце церемонии происходит вручении подарков молодым. В основном дарят деньги и ювелирные украшения.

Армянская свадьба до сих пор сопровождается огромным количеством традиций и обрядов, перечислить которые просто не представляется возможным. Некоторые обычаи, такие как купание жениха и невесты, ушли в прошлое, некоторые живы и по сей день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *