Философские фразы и выражения о жизни, любви, счастье, со смыслом
Философские фразы — Ставьте перед собой большие цели – по ним тяжелее промазать.
Не замечай ошибки старца: старое дерево бесполезно пересаживать. — Антисфен.
В прошлом уже ничего не изменится.
Самое необходимое учение — это то, которое отучает от зла. — Антисфен.
Из всех путей выбирайте самый сложный – там вы не встретите конкурентов.
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. — Гораций.
Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы, подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу. — Б.Шоу.
Удачливый человек — это тот, кто построил фундамент своего успеха из камней, которыми в него кидали.
Наши враги тупые. Они думают, что это мы враги, хотя, на самом деле, враги — они.
Всюду, где можно жить, можно жить хорошо. — Аврелий Марк Антонин.
Мечты так и остаются мечтами, если к ним не идти.
Не важно, ЧТО ты видишь, важно, КАК ты на это смотришь.
Глядя в прошлое — снимите шляпу, глядя в будущее — засучите рукава!
Прощайте врагов ваших — это лучший способ вывести их из себя. — Оскар Уайльд.
Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра. — Конфуций.
Счастье не в счастье, а лишь в его достижении. — Федор Достоевский.
Удачливый человек – тот, кто способен сложить прочный фундамент из камней, которые швыряют в него другие. — Дейвид Бринкли.
Жизнь – не те дни, что прожили, а те , что запомнились.
Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя. — Лев Толстой.
Хорошо одетый человек – это тот, на чью одежду не обращают внимания. — Уильям Моэм.
Если судьба преподносит тебе лимон, сделай из него лимонад.
Беда обычно обрушивается, случай — подворачивается, а счастье — подваливает. Отсюда следует, что надо с опаской поглядывать на небо, с интересом — под ноги и с надеждой — по сторонам.
В этом мире есть только один способ заслужить любовь — перестать требовать ее и начать дарить любовь, не надеясь на благодарность. — Карнеги.
Существует большая разница между беспокойством и заботой. Беспокоящийся человек видит проблему, а заботливый ищет её решение.
Молитва должна оставаться без ответа, иначе она перестаёт быть молитвой и становится перепиской. — Оскар Уайльд.
Будьте с теми людьми, которые заставляют вас улыбаться даже в самые плохие времена. У них есть доступ к самым важным струнам вашей души.
Опытом люди называют свои ошибки. — Оскар Уайльд.
Философские фразы о счастье — Хочешь быть счастливым — не ройся в своей памяти.
Будь собой, остальные роли заняты. — Оскар Уайльд.
Не стесняйтесь своих чувств и желаний – другой жизни для них не будет…
Предложения со словом ФИЛОСОФИЯ
Культуре остаётся: прежде всего искусство; такие гуманитарные науки на грани искусства и волюнтаризма, как история иПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Насколько понятно значение слова весельный (прилагательное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
что это
Другое
Пропустить
Настоящее значение философских афоризмов • Arzamas
«Бог умер», «Я знаю, что ничего не знаю», «Бытие определяет сознание»: что на самом деле хотели сказать философы, когда изрекали эти и другие известные максимы
Подготовили Сергей Машуков, Петр Торкановский
1. «Религия — опиум для народа»
Автор
Карл Маркс
Как на самом деле звучит
«Религия есть опиум народа».
Контекст
«Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 1. М., 1955.
«К критике гегелевской философии права» (1843)
Как принято понимать
Религия — средство для одурманивания народа, и в этом видится угроза с ее стороны.
Комсомольская пасха. Москва, 1920-е годыNo atheismЧто хотел сказать автор
По Марксу, религия — это то, что создано человеком в определенных обществах и культурах. У нее есть определенные функции в общественном организме. Маркс утверждает: религия возникает в тех обществах, где есть угнетенные, нуждающиеся в иллюзиях. «Опиум» религии уменьшает непосредственные страдания людей и погружает их в мир приятных иллюзий, которые, в свою очередь, дают им силы для продолжения жизни. Отдельно следует отметить, что на момент написания текста Марксом опиум не принято было рассматривать как наркотик. Его считали в первую очередь лекарством (обезболивающим).
В конечном счете, по Марксу, религия должна быть упразднена, поскольку она имеет значение лишь как способ производства иллюзий, а когда общество изменится, иллюзий уже не потребуется. Следует ли в таком случае просто запретить религию? Для Маркса это бессмысленно, поскольку невозможно полностью одержать победу над ней, не уничтожив ее базис — капиталистические социальные отношения, отчуждение от труда и в целом буржуазный уклад.
2. «Прав не дают, права берут»
Автор
Петр Кропоткин; также фразу приписывают Горькому
Контекст
Афоризм часто приписывается Максиму Горькому, который вложил его в уста одного из персонажей пьесы «Мещане» (1901):
Петр. Кто дал… кто дал вам это право?
Нил. Прав — не дают, права — берут… Человек должен сам себе завоевать права, если не хочет быть раздавленным грудой обязанностей…
Но близкое по смыслу выражение впервые появляется в статье «Политические права» Петра Кропоткина, одного из крупнейших теоретиков анархизма, опубликованной в 1870–80-е годы на французском языке: «Свобода — не именинный подарок. Ее нужно взять; даром она никому не дается». На русском языке статья впервые вышла в 1906 году, и русскоязычная версия этого высказывания действительно могла быть навеяна словами героя Горького:
«Захотим ли мы свободы печати, свободы слова, собраний, союзов — мы не должны просить их у парламента, не должны ждать от сената, как милостыни, издания соответствующего закона. Станем организованной силой, способной показать зубы каждому, дерзнувшему посягнуть на наши права; будем сильны, и никто не посмеет тогда запретить нам говорить, писать и собираться. В тот день, когда мы сумеем вселить единодушие в среду эксплуатируемых, в эту молчаливую, но грозную армию, объединенную одним желанием — приобрести и защищать свои права, никто не дерзнет оспаривать их у нас. Тогда и только тогда мы завоюем себе эти права, которые мы тщетно бы просили десятки лет у какого бы ни было конституционного правительства; тогда они будут принадлежать нам вернее, чем если бы их гарантировали писаные законы. Прав не дают, их берут!»
«Политические права» (1906)
Как принято понимать
Чаще всего эту фразу понимают как призыв к борьбе за свои (в первую очередь политические) права и, шире, как призыв к борьбе за свободу, к революции.
Что хотел сказать автор
В своем эссе «Политические права» Кропоткин разбирает разные виды политических прав: право на свободу собраний, свободу печати, избирательное право и так далее. Он опирается на историю европейских стран, в первую очередь Франции.
Прериальское восстание в Париже. Гравюра Шарля Моне. 1796 год Bibliothèque nationale de FranceКропоткин приходит к неутешительному выводу: да, политические права и свободы — это хорошо, но в современном мире буржуазия научилась использовать их в своих интересах. К примеру, свобода печати позиционируется как лежащий в основе законов принцип только в тех странах, где печать продемонстрировала свою политическую несостоятельность. В таких странах, как США, Швейцария, Англия, действительно существует свобода печати — но это именно те страны, в которых капитализм и эксплуатация особенно развиты.
Капиталисты готовы признавать различные права у народа до тех пор, пока законодательное обеспечение этих прав не угрожает их интересам. «Неотъемлемы лишь те права, которые человек завоевал упорной борьбой и ради которых готов каждую минуту снова взяться за оружие», — делает вывод Кропоткин. Реальные политические права, по мнению Кропоткина, могут быть закреплены только через самоорганизацию и вооружение масс — а права, полученные путем институционализированной политической борьбы, никогда не будут гарантом реальной свободы.
3. «Я мыслю, следовательно, я существую»
Автор
Рене Декарт
Контекст
«Наконец, принимая во внимание, что любое представление, которое мы имеем в бодрствующем состоянии, может явиться нам и во сне, не будучи действительностью, я решился представить себе, что всё когда-либо приходившее мне на ум не более истинно, чем видения моих снов. Но я тотчас обратил внимание на то, что в это самое время, когда я склонялся к мысли об иллюзорности всего на свете, было необходимо, чтобы я сам, таким образом рассуждающий, действительно существовал. И, заметив, что истина «Я мыслю, следовательно, я существую» столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять ее за первый принцип искомой мною философии». Р. Декарт. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1989.
«Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (1637)
Как принято понимать
Фразу сегодня чаще всего употребляют, призывая собеседника к размышлению. К сути высказывания относятся с юмором: мало кто всерьез сомневается в собственном существовании.
Что хотел сказать автор
Декарт считал сомнение в собственном бытии отправной точкой для любых рассуждений. В своем труде «Рассуждение о методе…» философ предлагает новый универсальный способ добычи научного знания. Этот метод должен стать альтернативой существующему научному методу, применение которого привело к тому, что доводы наделенных авторитетом ученых стали цениться выше объективной истины, постичь которую способен даже человек без академического образования. Для этого при исследовании мира он должен следовать ряду правил (например, двигаться от меньшего к большему, разбивать сложные задачи на несколько более простых и так далее).
Наиболее ярко смысл высказывания Декарта, впервые появившегося в публикации 1637 года, был раскрыт в работе «Разыскание истины посредством естественного света» 1641 года. В лучших античных традициях Декарт проиллюстрировал свои рассуждения с помощью полилога между тремя мыслителями: Полиандром, Эпистемоном и Евдоксом.
Евдокс — альтер эго самого Декарта, «человека посредственного ума, суждение которого, однако, не извращено никакими предубеждениями и чей разум сохраняет всю свою первозданную чистоту», — принимает у себя в гостях чрезвычайно образованного и начитанного Эпистемона и никогда ничему не учившегося Полиандра. В ходе беседы Евдокс обращается к Полиандру и доказывает ему, что чувства, с помощью которых мы познаем окружающий мир и судим о нем, часто обманывают людей. У нас нет никакого инструмента, который позволил бы нам понять, например, что мир бодрствования более реален, чем мир снов. И доверчивый Полиандр, и скептически настроенный Эпистемон вынуждены согласиться с Евдоксом, который предлагает ставить под сомнение все доступное человеку знание об окружающем мире. Вскоре в своих размышлениях Полиандр доходит до сомнения в собственном существовании. Тут-то Декарт–Евдокс и указывает на парадокс, который должен убедить собеседников в том, что они существуют: Полиандр сомневается во всем — но не может усомниться в собственном сомнении. Он открыто и глубоко переживает чувство сомнения, чего, конечно, не смог бы сделать, если бы его не существовало. Таким образом, для Декарта мышление и вытекающее из него сомнение — неотъемлемые атрибуты человека.
Далее в работе Декарт предполагает, что некоторые могут подумать, что для того, чтобы быть уверенными в истинности фразы «Я мыслю, следовательно, я существую» или «Я сомневаюсь, следовательно, я существую», нам необходимо знать, что такое сомнение, мышление и существование. По этому поводу философ замечает: «…не воображай, что для познания этих вещей необходимо насиловать свой ум… Такое занятие достойно того, кто желает выступать в роли классного наставника или вести диспуты в школах; тот же, кто хочет исследовать вещи сам, судя по тому, как он их воспринимает, не может обладать столь ничтожным умом, чтобы не понять, внимательно исследуя вопрос, что такое сомнение, мышление и существование; для этого у него достаточно разума, и ему нет нужды выучивать все эти различения».
Таким образом, для Декарта вопрос о мышлении являлся основополагающим для любых дальнейших рассуждений о мире. Существование человека для философа было очевидно, поскольку он мыслит и не может усомниться в своем мышлении.
4. «Ад — это другие»
Автор
Жан-Поль Сартр
Как на самом деле звучит
«Ад — это Другие».
Контекст
«Эти пожирающие взгляды… (Внезапно оборачивается.) А! Вас только двое? Я думал, гораздо больше. (Смеется.) Так вот он какой, ад! Никогда бы не подумал… Помните: сера, решетки, жаровня… Чепуха все это. На кой черт жаровня: ад — это Другие». Ж.-П. Сартр. За закрытыми дверями. Пер. Л. Каменской.
«За закрытыми дверями» (1943)
Как принято понимать
«Обычно полагают, что под этим я имел в виду то, что наши отношения с другими людьми всегда отравлены, что они неизменно похожи на ад. Но на самом деле я имел в виду абсолютно другое», — признавался Сартр перед показом пьесы, где должна была прозвучать эта знаменитая реплика. Действительно, эта цитата чаще всего продолжает интерпретироваться таким образом, что казалось самому Сартру неверным.
Что хотел сказать автор
Эту фразу произносит один из героев пьесы «Huis clos» (буквально «Нет выхода»; в русском переводе — «За закрытыми дверями»). Первая версия пьесы, кстати, называлась «Другие». Пьеса переполнена характерным сартровским абсурдом и начинается с попадания публициста Гарсена в ад. Первое место в аду оказывается гостиной, оформленной в духе Второй империи, что сбивает Гарсена с толку: он ожидал увидеть колья и камеры пыток. Спустя какое-то время в гостиной оказываются еще двое персонажей — лесбиянка Инес Серрано и убившая собственного ребенка Эстель Риго. Вскоре у троих завязывается нечто вроде интриги. Эстель и Гарсен хотят отношений, но им мешает присутствие Инес, которая, в свою очередь, не против сблизиться с Эстель. Их отношения становятся напряженными уже через пару часов общения, хотя трое обречены провести в комнате весь свой срок пребывания в аду.
Сцена из спектакля по пьесе Жан-Поля Сартра «За закрытыми дверями» в Théâtre de la Potinière. Париж, 1946 год monipag.comПеред показом пьесы Сартру пришлось пояснить, что он имел в виду: «Если отношения с Другим запутанны и извращенны, то Другой превращается в ад. Почему? Когда мы думаем о себе, когда мы пытаемся себя понять — мы используем знание о нас, которое уже есть у Других. Мы судим о нас, используя средства, которые другие люди дали нам. В каждое суждение, которое я делаю, уже вторгается чье-то еще. В том, что я чувствую, уже вторгается чье-то суждение». Из этого, впрочем, не следует, как поясняет Сартр, невозможность отношений с другими людьми. Напротив: это подчеркивает их важность.
Таким образом, согласно философской позиции Сартра, наше познание всегда опосредовано Другим. Мы боимся быть отрицательно оцененными Другими, и поэтому мы никогда полностью не контролируем себя в присутствии кого-то еще. Даже если Другой не присутствует, мы все равно остаемся как бы в присутствии Других.
5. «Женщиной не рождаются, ею становятся»
Автор
Симона де Бовуар
Контекст
«Женщиной не рождаются, ею становятся. Ни биология, ни психика, ни экономика не способны предопределить тот облик, который принимает в обществе самка человека. Существо, называемое женщиной, нечто среднее между самцом и кастратом, могло возникнуть только под воздействием всех сторон цивилизованной жизни». С. де Бовуар. Второй пол. Т. 2. Жизнь женщины. М., СПб., 1997. Пер. С. Айвазовой.
«Второй пол» (1949)
Как принято понимать
Иногда в отрыве от контекста эту фразу понимают как призыв к женственности, к тому, что женщина должна «сделать себя сама». Например, на популярных сайтах цитата часто соседствует с фотографией улыбающейся женщины модельной внешности — намек на то, что нужно приложить некоторые косметические усилия, чтобы стать «настоящей» женщиной.
Что хотел сказать автор
Книга «Второй пол» — центральная работа второй волны феминизма в США Периодом второй волны феминизма принято считать отрезок с 1960-х до начала 1990-х годов. Центральный круг проблем этого периода феминистского движения — неравенство, положение женщины в семье, проблема абортов.. Когда Бовуар опубликовала ее в 1949 году, она мгновенно стала бестселлером. Только в США в первый год было продано около миллиона копий. Сперва Бовуар задумывала ее как исследование существующих мифов о женщине и женской природе, но постепенно работа вобрала в себя все больше философского и социологического материала. Бовуар в своем исследовании утверждает, что женщина никогда не является в полной мере субъектом, она всегда Другой по отношению к настоящему субъекту — мужчине. Она — второй пол.
Симона де Бовуар на демонстрации в Париже, организованной Движением за освобождение женщин. 1971 год © Words of WomenТо, что женщиной становятся, а не рождаются, значит для Бовуар, что женщина всегда ориентирована на то, чтобы соответствовать множеству разрозненных стандартов поведения, делающих из нее то, что в обществе принято называть женщиной. Бовуар, таким образом, разделяет биологический и социальный пол (гендер), подчеркивая социальную природу того, что принято называть «женским». Во французском оригинале Бовуар даже время от времени пишет о женщине (femme) без артикля, подчеркивая предопределенность женской судьбы в обществе.
6. «Бог умер»
Автор
Фридрих Ницше
Как на самом деле звучит
«Бог умер!»
Контекст
«Куда движемся мы? Прочь от всех солнц? Не падаем ли мы непрерывно? Назад, в сторону, вперед, во всех направлениях? Есть ли еще верх и низ? Не блуждаем ли мы словно в бесконечном Ничто? Не дышит ли на нас пустое пространство? Не стало ли холоднее? Не наступает ли все сильнее и больше ночь? Не приходится ли средь бела дня зажигать фонарь? Разве мы не слышим еще шума могильщиков, погребающих Бога? Разве не доносится до нас запах божественного тления? — и Боги истлевают! Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?» Ф. Ницше. Соч. в 2 т. M., 1990. Пер. К. Свасьяна.
«Веселая наука» (1882)
Как принято понимать
Часто можно встретить буквальное понимание этой фразы — как если бы Бог физически существовал и однажды наступила его смерть. Такая буквальная интерпретация встречается даже и у некоторых философов, например у Вальтера Кауфмана. Проблема такого прочтения состоит в том, что оно предполагает отход от всех определений Бога, которые так или иначе предполагают его совершенство и всемогущество.
Что хотел сказать автор
Впервые появившись в работе «Веселая наука», впоследствии фраза в несколько измененном виде встречается и в романе «Так говорил Заратустра». У Ницше трудно найти разработанную философскую систему: стиль его письма — это скорее комментарии разной длины. Многие из них довольно туманны и могут открывать очень широкий простор для интерпретации.
Тезис о смерти Бога вписывается в линию критики иудеохристианской морали, которой Ницше посвятил целый ряд работ. Он считал, что христианский тип морали основывается на культе слабости и страха, и предлагает осуществить то, что он называет «радикальной переоценкой ценностей», с целью обрести новую мораль, которая породит здоровые ценности: силу, храбрость, отсутствие сострадания.
У этого афоризма есть по крайней мере две распространенные философские интерпретации. Главный тезис первой состоит в том, что времена европейских ценностей безвозвратно ушли, поскольку они были скреплены верой в Бога. Бог умирает, поскольку люди больше не основывают свои ценности и свою судьбу на вере в его существование. Он мертв, поскольку больше ни на что не влияет. Концепт Бога перестает скреплять западную культуру. Такую трактовку можно встретить, например, у Хайдеггера и Ясперса.
Другая трактовка основана на внимательном чтении самого Ницше. Для него Бог — это то, во что люди верят. Нет никакой истины за пределами интерпретации, поскольку истина — это и есть интерпретация. Получается, что смерть Бога — это смерть одной интерпретации, которая проигрывает в борьбе с другой интерпретацией.
Таким образом, выражение «Бог умер» в философии имеет две доминирующие интерпретации. Во-первых, это смерть Бога как исторического концепта, который много веков подряд был скрепляющим ядром западной культуры. Во-вторых, это трактовка, которая обращает наше внимание на то, что, согласно теории истины Ницше, любое знание есть лишь интерпретация. Бог был «жив» не потому, что он где-то существовал, а потому, что такого рода интерпретация в мире преобладала и существование этой интерпретации конституировало реальность.
7. «Не надо множить сущности» или «Не следует множить сущее без необходимости»
Автор
Наверняка неизвестно; вероятно, парафраз высказывания францисканского монаха Уильяма Оккама (1285–1347)
Контекст
«В формулировке самого Оккама: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего». Оккам, Уильям // Новая философская энциклопедия. Институт философии РАН. М., 2010.
Филотеус Бёнер. «Оккам. Философские работы» (1957)
Как принято понимать
Эту фразу чаще всего понимают как рекомендацию не усложнять объяснение, не перегружать его лишними допущениями. В целом это достаточно близко к оригинальной трактовке, если считать, что ее источник — Оккам.
Что хотел сказать автор
С именем средневекового монаха Оккама связано понятие бритва Оккама, принцип которой выражает латинская фраза «Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem». Если мы допускаем, что афоризм принадлежит Оккаму, его источник находится в контексте спора о так называемых универсалиях — общих понятиях, противопоставленных единичным. Спор об универсалиях — это главным образом дискуссия о том, каков статус общих понятий: существуют ли они сами по себе или только в языке; является ли понятие «человек» столь же реальным, как и сам человек? Существует ли идея до вещи и вне вещи? Существование универсальных понятий предполагало и работу общих законов — а значит, и необходимых связей между ними. Оккам возражал оппонентам: мир устроен по воле Бога и зависит только от нее. В мире нет лишних, избыточных элементов в виде метафизических законов и универсалий. Как следствие, устройство мира не может быть чрезмерно сложным и запутанным. Чем проще гипотеза, тем вероятнее ее соответствие фактам. Не надо умножать сущности, поскольку это противоречит простому и логичному устройству мира. Впоследствии это и было названо «бритвой Оккама» — то есть способом отсекать лишнее.
Философы трактуют бритву Оккама и как способ познания: то, что может быть объяснено меньшим количеством допущений, должно быть объяснено именно так. Чем меньше доказательство нуждается в каких-либо предпосылках, тем оно лучше и эффективнее с точки зрения логики и силы. Можно ли у Оккама встретить обе версии бритвы — предмет дебатов историков философии. Против метафизического аргумента Оккама, например, находится схоластическое возражение: Бог может делать сколь угодно лишних элементов, если он так пожелает.
В практической жизни принцип лезвия интуитивно используется, когда мы пытаемся определить причины явлений. Если мы наблюдаем в окне квартиры дым, то мы склонны думать о наличии возгорания и вряд ли будем предполагать, что это специальное вещество, имитирующее дым, которое используют в процессе съемки сериала про полицейских. Второе предположение, в отличие от первого, требует изрядного количества допущений: съемки фильма, использование специального вещества, запланированность эффекта. Иными словами, интуитивное использование бритвы в повседневном общении — это отбрасывание усложненных версий объяснения в пользу более простых. Действительно, ничто так не чуждо бритве Оккама, как конспирологические теории: масонский заговор, еврейское лобби, невидимые кукловоды и прочие манипуляторы. В некотором смысле конспирологический ход прямо противоположен бритве Оккама: умножайте сущности, даже если в этом нет необходимости.
8. «Бытие определяет сознание»
Автор
Карл Маркс
Как на самом деле звучит
«…Общественное бытие [людей] определяет их сознание».
Контекст
«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 1. М., 1955.
«К критике политической экономии» (1859)
Как принято понимать
Чаще всего в СССР это высказывание использовали для указания на связь между условиями жизни конкретного человека и его поведением. Эта интерпретация близка к оригинальному смыслу высказывания, однако не исчерпывается им.
Что хотел сказать автор
На самом деле Карл Маркс использовал эту фразу для описания куда более масштабных процессов, чем жизнь отдельного индивида. Во-первых, Маркс говорит об «общественном» бытии людей — то есть не только о материальных условиях жизни, но и о социальных. Марксисты полагали, что общество формирует личность человека и оказывает значительное влияние на его поведение. Принадлежность человека к общественному классу «эксплуататоров» или «эксплуатируемых» чрезвычайно существенна для Маркса, считавшего, что «история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов».
Во-вторых, это высказывание является примером важного для марксистской теории различения базиса и надстройки. Маркс полагал, что базисом общества являются производственные отношения и их участники — в первую очередь рабочие и крестьяне, занимающиеся производством материальных благ. Надстройка же — это совокупность всех культурных институций, всех видов человеческой деятельности, связанной с умственным трудом и работой с нематериальными объектами. Как следует из предложения, предшествующего афоризму, Маркс считает, что изменения в производстве материальных благ для общества наиболее значимы. Они первичны по отношению к трансформации надстройки: изменения в культуре, политике, общественном устройстве всегда следуют за изменениями в процессах производства материальных благ. В том числе и социальная революция, к которой, по мнению Маркса, неизбежно движется капиталистическое общество, таким образом, возможна только после экономической трансформации, связанной с изменениями в производстве материальных благ.
Как и многие другие мыслители середины XIX века, Маркс возлагал большие надежды на бурно развивающиеся технологии, которые должны были прийти на смену рабочим, занимающимся тяжелым и низкооплачиваемым трудом. Он верил, что они позволят сократить продолжительность рабочего дня и дать возможность получить образование, заняться творчеством и духовным развитием даже представителям эксплуатируемых классов.
9. «Война всех против всех»
Автор
Томас Гоббс
Контекст
«…Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех». Т. Гоббс. Левиафан // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1991. Пер. А. Гутермана.
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651)
Как принято понимать
Чаще всего эту формулу английского философа понимают как утверждение о том, что природа человека слишком плоха и не порождает ничего, кроме войны и агрессии. Эта трактовка не так уж далека от логики самого Гоббса.
Что хотел сказать автор
Состояние, о котором пишет Гоббс, — это, конечно, не отсылка к какому-то историческому обществу с его естественным состоянием. Скорее это некоторая модель человека и общества, созданная для того, чтобы продемонстрировать необходимость государства.
Согласно Гоббсу (автору теории общественного договора), все люди от природы примерно равны. Это касается как физических, так и интеллектуальных способностей. Конечно, определенная разница может быть, но эта разница, как утверждает Гоббс, не настолько велика, чтобы один человек мог претендовать на большее благо, чем другой. А если, например, кто-то физически сильнее, то слабый может вступить в союз, чтобы одолеть более сильного. Поскольку есть представление о равенстве способностей, возникает и равенство надежд на достижение целей. Как только двое начинают претендовать на одну вещь, пишет Гоббс, они становятся врагами. Когда ни один не может быть уверен, что на него не нападут, люди проникаются взаимным недоверием другу к другу.
Споря с современниками, уверенными в природной, естественной доброте человека, Гоббс возражал: тогда зачем мы запираем дверь на замок, когда ложимся спать? Почему берем с собой большую компанию и оружие, отправляясь в путешествие? Эти действия просто и ясно, согласно Гоббсу, сигнализируют нам о том, какой уровень недоверия присутствует между нами даже в государстве, а не только в естественном состоянии.
Одним словом, для Гоббса природа человека естественным образом подталкивала его к войне, среди причин которой он выделял соперничество, недоверие и жажду славы. Из этого следует, что «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех».
Фронтиспис к книге Томаса Гоббса «Левиафан». Гравюра Абрахама Босса. Лондон, 1651 год Christie’sВ этой войне ничто не может быть несправедливым, не может быть никакой собственности, подмечает Гоббс, поскольку справедливость и собственность появляются лишь в обществе, где есть закон и власть, способные их защитить. Война всех против всех, таким образом, проистекает не столько из психологии человека, сколько из правового состояния общества до государства, в котором нет никаких прав, кроме одного — права всех на всё.
Из теории естественного состояния вырастает общественный договор — договор людей о передаче власти единому суверену. Люди отказываются от естественных прав ради мира в государстве.
10. «Я знаю, что ничего не знаю»
Автор
Вероятно, авторство фразы принадлежит Сократу — до нас она дошла записанной со слов Сократа его учеником Платоном и упрощенной Диогеном Лаэртским.
Как на самом деле звучит
«Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» (пересказ Диогена Лаэртского в «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).
Контекст
«Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь. Оттуда я пошел к другому, из тех, которые кажутся мудрее, чем тот, и увидал то же самое; и с тех пор возненавидели меня и сам он, и многие другие». Апология Сократа // Творения Платона. В 2 т. Т. 2. М., 1903. Пер. М. Соловьёва,
Платон. «Апология Сократа» (390 год до н. э.)
Как принято понимать
Чаще всего эту фразу используют в юмористическом ключе. Или в поддержку мнения о том, что истины никто не может знать и что не знать ее не стыдно — и даже в оправдание незнания и глупости.
Что хотел сказать автор
Сократ при жизни не написал ни одного труда; все, что мы знаем о его жизни, высказываниях и идеях, дошло до нас благодаря Платону и другим авторам. Вопрос о том, насколько справедливо приписывать это высказывание Сократу, стоит особенно остро в контексте того, что, во-первых, многие философы писали свои собственные труды в форме диалогов Сократа (естественно, разделявшего в них точку зрения автора) с оппонентами (естественно, проигрывавшими в споре). Во-вторых, даже в «Апологии Сократа», написанной его самым известным учеником — Платоном, невозможно обнаружить прямую цитату из речи Сократа.
Сократ перед судьями. Гравюра Эдмунда Джозефа Салливана. До 1933 года Art.com Inc.Так или иначе, у Платона этот афоризм встречается в следующем контексте: Сократ произносит речь в собственную защиту на суде Суд был устроен афинскими демократами и завершился смертным приговором. и вспоминает эпизод из жизни, после которого его возненавидели многие государственные мужи и мудрецы. Ученик Сократа Херефонт однажды спросил у Дельфийского оракула: есть ли человек мудрее Сократа? По словам прорицательницы, такого человека не существовало. Ни в коем случае не ставя под сомнение слова пифии (не станут же боги, говорящие с людьми через пифию, лгать!), Сократ все же задумался об этом эпизоде: сам он не считал себя мудрейшим человеком в мире. Он решил обратиться за помощью к известному мудрецу, надеясь, что после разговора с ним сможет объявить оракулу, что тот что-то перепутал.
Однако, поговорив с этим мудрецом, Сократ понимает только одну вещь: этот мудрец думает, что он много знает, однако на самом деле его знание не многого стоит. Сократ же не сомневается в том, что он очень мало знает об окружающем его мире — но, по крайней мере, хоть в этом знании он не ошибается. Таким образом оказывается, что Сократ все-таки немного мудрее: он допускает на одну ошибку меньше.
Далее Сократ (согласно Платону) продолжает: «Оттуда [от первого мудреца] я пошел к другому, из тех, которые кажутся мудрее, чем тот, и увидал то же самое; и с тех пор возненавидели меня и сам он, и многие другие». Таким образом, цитата в первоначальном виде скорее подтверждает мудрость, а не глупость говорящего.
Философские высказывания со смыслом, о жизни, любви, счастье, дружбе, успехе
Философские высказывания — Нелегко обрести друга. Еще труднее потерять врага.
Нередко уходят далеко искать то, что имеют у себя дома. — Вольтер.
Даже большой провал – это не катастрофа, а просто поворот судьбы, причем иногда в нужную сторону.
Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам. Те пожирают мертвых, а эти — живых. — Антисфен.
Если проблему можно решить с помощью денег, то это не проблема. Это просто расходы. — Г. Форд.
Счастлив не тот, у кого много, а тот, кому хватает.
Мы не знаем, что будет завтра: наше дело — быть счастливыми сегодня.
Обращаясь к прошлому, мы поворачиваемся спиной к будущему.
Мстить — это то же самое, что кусать в ответ собаку.
То, что нельзя исправить, не следует и оплакивать. — Бенджамин Франклин.
Быть нелюбимым — это просто невезение. Не любить — вот горе.
Год от года в телефонном справочнике становится все больше «нужных» номеров и все меньше тех, что хочется набрать просто так.
Помочь человеку можно лишь в том случае, если он сам этого хочет. Все остальное — жалость.
Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас. — Оскар Уайльд.
Очень важно научиться никого не держать… Есть рядом хорошие люди — радуйся, нет рядом никого — отдыхай, переосмысляй жизнь…
Пессимист в каждой возможности видит трудность, а оптимист в каждой трудности усматривает возможность. — Уинстон Черчилль.
Всегда рассчитывай только на себя, тогда любая подоспевшая помощь, станет для тебя подарком судьбы.
Кто не знает в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра. — Сенека.
Нам посылаются лишь те испытания, которые мы в силах пройти.
Если тебе дают хук слева, можно ответить хуком справа, но лучше ударить по яйцам. Не надо играть в те же игры.
У нас всегда есть секунда чтобы всё испортить, но не хватит и целой вечности чтобы что-то исправить…
Добрая древесина не вырастает в тиши: чем сильнее ветры, тем прочнее деревья. — Дж. Уиллард Марриотт.
Придет время, когда ты решишь, что все кончено. Это и будет начало. – Луис Ламур.
Хочешь собирать мед — не разоряй улья.
Кто хочет иметь друга без недостатков, тот остаётся без друзей.
Если захочется переделывать людей — начни с себя. Это и полезнее, и безопаснее.
Философские высказывания о жизни — Хочешь изменить свою жизнь? Выброси все что мешает это сделать: некоторые вещи, некоторые мысли, некоторых людей…
Не бойтесь врагов, которые нападают на вас, бойтесь друзей, которые вам льстят. — Дейл Карнеги.
Человек на 90% состоит из воды. Без целей и стремлений он – просто вертикальная лужа.
Веди себя так, будто ты уже счастлив, и ты действительно станешь счастливее. — Дейл Карнеги.
Предложения со словом ФИЛОСОФСКИЙ
То один ужом обернётся, то другой перелиняет, а то и философский камень в руке зажмёт, и не вижу я его. Создание школьных философских систем уже предполагает нарушение жизненного питания философии и замену его книжным питанием. Это было первое учебное заведение с правильным курсом преподавания, в состав которого входили и философские науки. Вопрос о несостоятельности человека напрямую связан с другим вопросом философского характера — о смысле человеческой жизни. Принадлежал к ионийской философской школе (VI — IV вв.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова первач (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Предложения со словосочетанием ФИЛОСОФСКИЕ ПОИСКИ
Неточные совпадения
Он глух, слеп, не способен к философскому удивлению и ещё меньше способен к метафизическому поиску. Вместе с тем в рамках средневековой философии можно выделить ряд проблем, которые носили специфически философский характер — проблема соотношения веры и разума, спор о природе универсалий, поиск возможностей рационального обоснования христианских догматов. На протяжении всей истории философской мысли формировалось и специфическое решение проблемы познаваемости человеком мира, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения, возможностей и пределов познания, проникая в механизмы и тайны познавательной деятельности человека, поиска критерия истинности наших знаний и т. Какой простор для отчаяния, сколько поводов для гносеологических голошений и рыданий, которые неизменно кончаются героико-стоическими поисками нового абсолюта, укреплением веры в то, что человеку не дано познать самое «тайное» — философский камень. Эликсир вечной молодости, молодильные яблоки, философский камень… Человечество с самого начала своего существования находится в непрерывном поиске лекарства от старости и смерти. Тем самым вопросы «что такое человек» и «что такое сознание» во многом остаются открытыми для философского и научного познания, стимулируя поиск новых форм и акцентов в самоопределении культуры и человека. Автор книг «Художник в поисках истины» (1989), «Литературное семилетие» (1995), многочисленных публикаций в прессе, посвящённых текущей отечественной литературе и русской классике, а также циклов статей по теории литературы и философской эстетике в ряде энциклопедий. Средневековая алхимия, предшественница современной химии и фармакологии, зародилась именно благодаря поискам философского камня, способного превращать любой металл в золото, а также производить эликсир жизни. Быстрый поиск по памяти тут же показал, что в таком понуром виде он был только один раз — когда после своего философского клуба задумал одно великое дело, от которого его потом отговаривали трое ангелов второго уровня и еле отговорили. Январь хорош для медитаций, философских раздумий, поиска смысла жизни. Проблема преодоления этого разрыва, выразившаяся и в философском «разоблачении» демократии, и в поисках конкретных политических стратегий, была известна обеим миросистемам, несмотря на то, что могла обсуждаться в разных терминах. Алхимики занимались поиском философского камня для познания тайны мирозданья и путей духовного совершенствования. Для нашего последующего анализа оказывается существенным то, что русская философская мысль никогда не являлась «чистым познанием», но всегда — поиском пути улучшения мира, поиском мирового блага. — Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических настроений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной и научной мысли. Поиски ответа на вопрос, в чём состоит миссия русского, и шире — славянских народов, и составила суть философских построений славянофилов. Предмет философских размышлений есть постоянный поиск фундаментальных оснований бытия природы, общества и человека в их взаимосвязи и целостности. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли. С точки зрения методологии, такое хождение по замкнутому кругу на карте познания можно обозначить как абсолютно бесперспективное, хотя и сулящее горстку относительных истин, подтверждающих, что человек обречён на поиски философского камня до тех пор, пока поиском будет заниматься служба жизни, а не служба истины. Правда, такая расчистка совсем не обязательно приводит к выдвижению новых, оригинальных концепций; обычно аналитик после всех поисков обнаруживает себя в том или ином давно существующем философском лагере, среди тех, чья мировоззренческая система ему близка. Несмотря на внешнюю пестроту, а иногда и внутреннюю противоречивость философских антропологических построений XX в., объединяющим их началом является особый интерес к вопросу об определении человека, к поиску его сущностных параметров. Однако и здесь она не вышла, по существу, за пределы философии европейского типа, прежде всего в силу того что в древнерусской культуре самостоятельной философской традиции (я говорю об эксплицитном философствовании, а не о так или иначе выраженных мировоззренческих интуициях) не возникло, и позднейшие русские философы (данный факт отнюдь не умаляет их оригинальности) в поисках образцов вынуждены были, так или иначе, обращаться ко всё той же европейской традиции. Наверное, только то мышление, которое окружено со всех сторон противоречиями и тупиками, десятками различных позиций, ни одна из которых не представляется ему более предпочтительной, то мышление, которое мечется в мучительном поиске между всеми этими позициями, разрывается на части и отчаянно сомневается решительно в любой достоверности и любом предпочтении, и может называться подлинно философским. Алхимики в неистовом поиске способов получения философского камня и эликсира бессмертия заложили основы науки химии. Всё это невероятно проблематизирует существующий философский дискурс в поисках истинной философии, осложняя и запутывая ситуацию, но в то же время способствуя более глубокому постижению основ философии и человеческого бытия. С зарождением научного мышления, проблемы психики, поиска «души» стали неотъемлемой частью множества философских концепций. Более серьёзные, нежели байки о варке золота из свинца и поисках философского камня. Возникает предельно открытая ситуация поиска новых принципов понимания человека, с учётом всего существующего спектра философских идей, духовных и культурных традиций. Ничего с собой поделать не могу, меня настолько завораживают хитросплетения причинно-следственных связей, несоответствие мизерности причин и грандиозности следствий, что я забываю об изначальной цели своих поисков, о философском камне, эликсире молодости. Сомнение, или скептическое умонастроение — необходимое условие для этого первого философского шага мыслителя, состоящего в том, что он «вырывает себя из жизненного потока» навстречу, может быть безнадёжному, но ни в коем случае не бессмысленному поиску истины. Но вместе с тем январь хорош для медитаций, философских раздумий, поиска смысла жизни. Использование в пособии обширного философского историко-научного материала, моделирование проблемных ситуаций, при которых задаётся вектор альтернативных подходов при освещении обсуждаемых вопросов, открытый диалог с читателем располагают к вдумчивому критическому размышлению, поиску нетрадиционных решений, самостоятельности и толерантности суждений. Вот и мечется моя усталая память от богословских догматов до философских мудрствований в поисках успокаивающей истины. Этот разрыв не только пронизывает философию XVII века и определяет философскую мысль последующего времени, но и стимулирует поиски путей, методов, направлений, следуя которым конкретный эмпирический человек приблизится к собственной абстрактно-идеальной сущности. Не заходя дальше по пути возможных обобщений и философских выводов, я пытаюсь, как и в предыдущих случаях, показать саму стратегию поиска, способ выбора элементов и их анализа. Всю свою жизнь автор отдал знакомству и изучению строгих наук, которые, хочется нам этого или не хочется, повлияли на его характер и восприятие мира наподобие того, как занятия учёных древности превращали их в умах народа в магов, мудрецов или алхимиков, которые были озадачены получением эликсира бессмертия и поиском философского камня. Его пробуждение означает начало поиска и вступление на философскую дорогу, обогащающую и душу, и саму жизнь. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний о природе. По сути, перед нами и доведённый до предела романтизм не в своих пошлых, а в своих философских проявлениях, где развёртывание стиха требует представить пространственное соположение вещей как временную вереницу впечатлений, а временной ход событий — как поиск ими своих оснований в лирическом изречении.Предложения со словосочетанием ФИЛОСОФСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Во всяком случае он не стоит вне сравнения, а в научных и философских произведениях изящество слога не имеет решающего значения. Что же содержало в себе это философское произведение, значимость которого не утрачена до сегодняшнего дня? Она должна судить философское произведение с точки зрения его собственных задач и его собственных основных принципов. Духовные оды создавались как философские произведения. Эту идею он начал обосновывать, не будучи политэкономом, в своих ранних философских произведениях.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полицеймейстер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Положительное
Отрицательное
Это не очередное философское произведение, а информация, имеющая огромную степень важности для повседневной жизни верующего человека. Друскин, философ, автор «Разговоров вестников» и множества философских произведений и мемуаров. Некоторая беспорядочность мысли, свойственная вообще философским произведениям гр. Содержание и способ обсуждения этих тем возводит это произведение в ранг философских произведений мирового масштаба. Появляются собственно философские произведения. Многие философские произведения, кроме того, редки, и их поэтому трудно достать. В общем под последней понимали раньше религиозные представления, но в новейшее время мы познакомились с действительно философскими произведениями. Он был ярым последователем свободомыслия и в обеденное время, сидя в своей грязной каморке, медленно проговаривал излюбленные отрывки из философских произведений. Что же касается русской философии, то первыми серьёзными философскими произведениями (при всём уважении и внимании к предшественникам) были «Философические письма» П. Строго говоря, «Книга перемен» — это ещё не философское произведение, а своеобразная литературно-поэтическая лаборатория, в которой осуществляется переход от дофилософских и в какой то степени мифологических представлений к собственно философскому мышлению, а коллективистское родовое сознание перерастает в личностные философские взгляды совершенно мудрых людей. Задача, которую ставил перед собой поэт, перелагая прозой на русском языке стихи и фрагменты из философских произведений, — «наиболее полная и яркая формула философского смысла главных современных настроений; весь выбор стихотворений и отрывков производился в виду этой цели». Можно с уверенностью сказать, вспомнив лишь вершинные философские произведения, что философия учит презирать смерть, не бояться смерти, возвышаться над смертью, не замечать и не принимать её, в конце концов. Таким образом, несмотря на религиозно-мифологическую интерпретацию мира, такие части «Упанишад», как «Айтарея», «Брихадарацьяка», «Иша», «Катха», «Кена», «Чхандогья» являются самыми первыми известными философскими произведениями. Ведь именно она отстаивала его сценарий «Окаянная сила», написанный по мотивам «Пятиречья», глубочайшего философского произведения русского фольклора. Он сильно грешит против основания зарождавшегося нового учения; но не своими писаниями по экономическим вопросам он содействовал разрушению меркантильной системы и развитию нового направления в изучении экономических явлений, а своими политическими и философскими произведениями, в которых он боролся со средневековым мировоззрением, восставал против абсолютизма и произвола, прокладывал новые пути в изучении общественных философских и психологических вопросов и устанавливал новые точки зрения. Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали неотъемлемой её частью. Тем более что в последнее время любую писанину, написанную кем попало и как попало, преподносят как философское произведение, хотя такие «философские произведения» не имеют ничего общего с философией и содержат в себе измышления, а иногда и просто бред авторов. На наш взгляд, глубокий смысл заключается в том, что в «Критике чистого разума» — одном из величайших философских произведений — отсутствует однотипное упорядочивание разделов, глав и параграфов. В истории же философии, напротив, не историографы являются источниками, а самые деяния находятся перед нами; этими деяниями являются философские произведения, и, как таковые, они являются подлинными источниками; если мы желаем серьёзно изучить историю философии, мы должны обратиться к самим этим источникам. Именно этот путь дал нам художественные и философские произведения первой половины XX в., которые творчески выражают деструктивные тенденции в современной культуре. Порою поэтому приходится долго развинчивать и реконструировать произведение философа, чтобы открыть в нём философское произведение. Собственно, это и есть единственно отвечающее назначению философского произведения его восприятие. О философских произведениях гр. Эта форма применяется и становится обязательной не только в красноречии, но и в историографии, и в научных, философских произведениях. Художественная литература же была представлена историческими романами, биографиями каких-то учёных и заумными философскими произведениями. До нашего времени дошли многочисленные философские произведения в форме диалогов и собрания писем. Роман с детективной интригой становится самым философским произведением писателя. Эта форма применяется и становится обязательной не только в красноречии, но и в историографии, и в научных, философских произведениях. Духовные оды создавались как философские произведения. Хорошо сделанное философское произведение часто напоминает мне некое музыкально-текстовое образование: песню, оперетту, оперу и т. Так и философское произведение: в нём, как и в песне, важны и форма (музыка), и содержание (текст-смысл). Но это очень глубокое философское произведение. Философское произведение тем более вызывает нас к рождению своего, что, если присмотреться, построено по схеме «Теэтета»: открывает вопрос и обращает его к нам, взывая к нам, призывая к делу, почти что привлекая к ответу.