Защитная функция семьи – «Понятие и функции семьи». | Социальная сеть работников образования

Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?

main_img

Семья – ключевой институт в жизни человека. Она влияет на формирование ребенка, дает поддержку и опору во взрослом возрасте. Опишем в статье основные функции семьи.  

   1. Репродуктивная функция семьи.

Данная функция решает две основные задачи: индивидуальную – удовлетворение потребности семьи в ребенке и общественную — биологическое воспроизводство населения. Репродуктивная функция базируется на удовлетворении потребностей супругов в сексе.

В связи с повсеместным снижением рождаемости, возникает вопрос: какое количество детей необходимо иметь семье для нормального гармоничного существования. Социологи отмечают, что семья должна иметь троих детей для воспроизводства, но наши с вами современники думают в основном иначе. Интересен тот факт, что из всех детенышей, человеческий – наименее самостоятелен, для того, чтобы стать взрослым, ему необходимо пройти длинный путь.

Отметим, что данная функция также связана с поддержанием здоровья общества. Одной из задач перед семьёй становится предотвращения воспроизводства в новых поколениях людей разного рода биологических аномалий.

   2. Хозяйственно-бытовая функция семьи.

Эта функция семьи отвечает за поддержание здоровья партнеров и детей в семье, уход за престарелыми родственниками и младенцами, ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержания красоты и порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники.

Реализация этой функции серьезное влияние оказывает на психологический климат внутри дома, включающий источники и количество семейных доходов, и распределение домашнего труда между родственниками и отношения между родителями и детьми.

  3. Воспитательная функция семьи.

Имеет огромное влияние, как на подрастающее поколение, так и на взрослых людей. Отметим 3 аспекта, характеризующих данную функцию:

  • Воспитание личности ребенка. Главное, что родители могут передать своим детям – это любовь. Вместе с ней детьми активно впитывается накопленный социальный опыт, развиваются способности и интересы, характерные именно для этого ребенка. Помимо семьи, на жизнь маленького человека также влияет и общество. Но семейное влияние оказывает более сильное воздействие, оно более эмоционально, в связи с тем, что «проводником» является любовь к детям со стороны родителей, вызывающая ответные чувства у детей.
  • Развитие личности каждого члена семьи на протяжении всей его жизни.
  • Самовоспитание родителей, связанное в первую очередь, с постоянным влиянием детей на их жизнь.

  4. Досуговая функция семьи.

Эта функция удовлетворяет потребности каждого элемента семьи в организации свободного времени. Если семья счастливая, в ней происходит взаимообогащение интересов детей и супругов, деятельность носит, как правило, развивающий характер. В качестве примеров из жизни можно привести чтение, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники.

Досуговая функция улучшает состояние здоровья членов семьи и способствует быстрому восстановлению сил.

  5. Экономическая функция семьи.

К экономической функции относится обеспечение материальных условий жизни семьи, обеспечение своих родных средствами к существованию. Таким образом укрепляются связи между членами семьи, материально поддерживаются нетрудоспособные и несовершеннолетние члены. Нередко ведется бюджет, а также организуются и планируются покупки и приобретения товаров в дом.

  6. Эмоциональная функция семьи.

Удовлетворение потребностей каждого члена семьи в любви, тепле и взаимопонимании, психологической защите. Отсутствие внутри семьи поддержки приводит к агрессиям, срывам, депрессиям как внутри самой семьи, так и в обществе. Сохранение психического здоровья – важнейшая задача эмоциональной функции семьи.

  7. Духовно-психотерапевтическая функция семьи.

Данная функция призвана духовно взаимообогащать каждого из членов ячейки общества. Прививаются морально-нравственные и этические нормы поведения в обществе. Кроме того, психотерапевтическая функция обеспечивает потребности  каждого из родственников в понимании, признании, уважении, эмоциональной поддержке.

  8. Социально-эротическая функция семьи.

Социально-эротическая функция включает в себя удовлетворение сексуальных потребностей партнеров. Основных задачи две – получение удовольствия от занятий сексом и обеспечение воспроизводства общества. Таким образом, семья перерастает в род, а затем и в поколение и династию.

  9. Защитная функция семьи.

Если ребенка обидел хулиган на улице, отец идет и разбирается, либо с этим хулиганом, либо с его родителями. Это и есть проявление защитной функции семьи. Как правило, если раздражитель – внешний, вину или стыд одного родственника разделяют все члены семьи. Кроме этого, защита может быть экономической и психологической.

  10. Семейная функция Объединения усилий.

Каждая потребность из вышеперечисленных может быть удовлетворена человеком и без семьи, но только семья позволяет объединить все функции. Если семья – правильная, она дает комплексное и надежное обеспечение всех потребностей человека.

Таким образом, для того, чтобы создать счастливую семью, необходимо понять, какие функции вы реализуете самостоятельно настолько избыточно что готовы легко делиться результатами с близкими. Разобраться и с тем, что вам нужно от семьи, какие из вышеперечисленных функций вы самостоятельно реализовать не можете. Это и будет тем важным, что вы будете получать от своих родственников. Совокупность этих двух компонентов и определяет выбор соответствующего спутника жизни и формирует семью.

Описанные выше функции —  это не исчерпывающее описание того, что происходит в семье, а обобщение опыта психологических консультаций и может случится, так что нужное лично Вам тут не описано. Задайте вопрос психологу онлайн через форму обратной связи.  Но если вы не уверенны в выборе супруга лучше ещё раз подумать или обратиться за помощью, записаться на консультацию психолога.

Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?

  1. Репродуктивная функция семьи.

Данная функция решает две основные задачи: индивидуальную – удовлетворение потребности семьи в ребенке и общественную — биологическое воспроизводство населения. Репродуктивная функция базируется на удовлетворении потребностей супругов в сексе.

В связи с повсеместным снижением рождаемости, возникает вопрос: какое количество детей необходимо иметь семье для нормального гармоничного существования. Социологи отмечают, что семья должна иметь троих детей для воспроизводства, но наши с вами современники думают в основном иначе. Интересен тот факт, что из всех детенышей человеческий – наименее самостоятелен, для того, чтобы стать взрослым, ему необходимо пройти длинный путь.

Отметим, что данная функция также связана с поддержанием здоровья общества. Одной из задач перед семьёй становится предотвращения воспроизводства в новых поколениях людей разного рода биологических аномалий.

   2. Хозяйственно-бытовая функция семьи.

Эта функция семьи отвечает за поддержание здоровья партнеров и детей в семье, уход за престарелыми родственниками и младенцами, ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержания красоты и порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники.

Реализация этой функции серьезное влияние оказывает на психологический климат внутри дома, включающий источники и количество семейных доходов, и распределение домашнего труда между родственниками и отношения между родителями и детьми.

  3. Воспитательная функция семьи.

Имеет огромное влияние, как на подрастающее поколение, так и на взрослых людей. Отметим 3 аспекта, характеризующих данную функцию:

  • Воспитание личности ребенка. Главное, что родители могут передать своим детям – это любовь. Вместе с ней детьми активно впитывается накопленный социальный опыт, развиваются способности и интересы, характерные именно для этого ребенка. Помимо семьи, на жизнь маленького человека также влияет и общество. Но семейное влияние оказывает более сильное воздействие, оно более эмоционально, в связи с тем, что «проводником» является любовь к детям со стороны родителей, вызывающая ответные чувства у детей.
  • Развитие личности каждого члена семьи на протяжении всей его жизни.
  • Самовоспитание родителей, связанное в первую очередь, с постоянным влиянием детей на их жизнь.

  4. Досуговая функция семьи.

Эта функция удовлетворяет потребности каждого элемента семьи в организации свободного времени. Если семья счастливая, в ней происходит взаимообогащение интересов детей и супругов, деятельность носит, как правило, развивающий характер. В качестве примеров из жизни можно привести чтение, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники.

Досуговая функция улучшает состояние здоровья членов семьи и способствует быстрому восстановлению сил.

  5. Экономическая функция семьи.

К экономической функции относится обеспечение материальных условий жизни семьи, обеспечение своих родных средствами к существованию. Таким образом укрепляются связи между членами семьи, материально поддерживаются нетрудоспособные и несовершеннолетние члены. Нередко ведется бюджет, а также организуются и планируются покупки и приобретения товаров в дом.

  6. Эмоциональная функция семьи.

Удовлетворение потребностей каждого члена семьи в любви, тепле и взаимопонимании, психологической защите. Отсутствие внутри семьи поддержки приводит к агрессиям, срывам, депрессиям как внутри самой семьи, так и в обществе. Сохранение психического здоровья – важнейшая задача эмоциональной функции семьи.

  7. Духовно-психотерапевтическая функция семьи.

Данная функция призвана духовно взаимообогащать каждого из членов ячейки общества. Прививаются морально-нравственные и этические нормы поведения в обществе. Кроме того, психотерапевтическая функция обеспечивает потребности  каждого из родственников в понимании, признании, уважении, эмоциональной поддержке.

  8. Социально-эротическая функция семьи.

Социально-эротическая функция включает в себя удовлетворение сексуальных потребностей партнеров. Основных задачи две – получение удовольствия от занятий сексом и обеспечение воспроизводства общества. Таким образом, семья перерастает в род, а затем и в поколение и династию.

  9. Защитная функция семьи.

Если ребенка обидел хулиган на улице, отец идет и разбирается, либо с этим хулиганом, либо с его родителями. Это и есть проявление защитной функции семьи. Как правило, если раздражитель – внешний, вину или стыд одного родственника разделяют все члены семьи. Кроме этого, защита может быть экономической и психологической.

  10. Семейная функция Объединения усилий.

Каждая потребность из вышеперечисленных может быть удовлетворена человеком и без семьи, но только семья позволяет объединить все функции. Если семья – правильная, она дает комплексное и надежное обеспечение всех потребностей человека.

Таким образом, для того, чтобы создать счастливую семью, необходимо понять, какие функции вы реализуете самостоятельно настолько избыточно что готавы легко делиться результатами с близкими. Разобраться и с тем, что вам нужно от семьи, какие из вышеперечисленных функций вы самостоятельно реализовать не можете. Это и будет тем важным, что вы будете получать от своих родственников. Совокупность этих двух компонентов и определяет выбор соответствующего спутника жизни и формирует семью.

Описанные выше функции —  это не исчерпывающее описание того, что происходит в семье, а обобщение опыта психологических консультаций и может случится, так что нужное лично Вам тут не описано. Задайте вопрос психологу онлайн через форму обратной связи.  Но если вы не уверенны в выборе супруга лучше ещё раз подумать или обратиться за помощью, записаться на консультацию психолога онлайн.

 

Психолог онлайн Лысенко Леонид Сергеевич.

Семья — функциональные признаки | Психолог в Томске

Статья о дисфункциональных и функциональных признаках семьи. Функции семьи — В отдельные исторические периоды, в разные социально-экономические условия семья выполняла и выполняет все или большинство из нижеперечисленных функций. Иногда часть из этих функций берет на себя государство, некие социальные институты (например религиозные коммуны).   Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Появление детей в семье выдвигает на первый план функцию воспитания и быта. В молодой семье на первом месте может быть секс, а в пожилой — нет.

Репродуктивная функция — Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения.

Воспитательная функция — Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи.

Обучающая функция —    В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.

Коммуникативная функция — Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение.

Эмоциональная функция — Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи — это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Духовно-психотерапевтическая функция —    Духовное общение — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая — позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.

Развлекательно-рекреативная функция — Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.

Сексуально-эротическая функция —  Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения

Хозяйственно-бытовая функция — Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья — хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета.

Экономическая функция —  Ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности.

Статусная функция — Передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной страте и др. Особенно велико место этой функции в классовых обществах.

Функция первичного социального контроля — Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья — малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами.

Функция социализации — Центральное место в социализации занимает семья . Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

Защитная функция —  Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Функция объединения усилий — общие дела.

Признаки функциональной семьи
  1. Проблемы признаются и решаются.
  2. Поощряются свободы (свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества).
  3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.

1

  1. Члены семьи умеют удовлетворять свои собственные потребности.
  2. Родители делают то, что говорят.
  3. Ролевые функции выбираются, а не навязываются.
  4. В семье есть место развлечениям.
  5. Ошибки прощаются, на них учатся.
  6. Семейная система существует для индивида, а не наоборот.
  7. Правила и законы семьи гибкие, их можно обсуждать.

2

Сравнение характеристик функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

На рис. 2 схематически изображена функциональная, а на рис. 3 – дисфункциональная семейная система. Рисунки взяты и адаптированы из книги Джона Бредшоу «Семья». (Bradshaw J., 1988).

На рисунке отчетливые кружочки и квадратики означают, что каждый человек имеет четко выраженные границы своего «я», в то же время эти границы полупроницаемы, так что другие могут входить на территорию другого, но каждый член семьи может сказать «нет» и тем самым защитить свои границы; знак двойной стрелочки на рисунке  свидетельствует, что каждый человек имеет хорошие взаимоотношения с самим собой. Стрелками между членами семьи обозначены контакты.

Функциональная система воплощает следующие основные принципы.

  1. Целое больше, чем сумма частей.
  2. Система динамична – постоянно ищет открытости и роста, приспосабливаясь к стрессам, и использует обратную связь.
  3. Правила открыты и обсуждаются.
  4. Имеется баланс взаимного уважения: «Мы вместе» – «Каждый индивидуален».
  5. Индивидуализация обеспечивается низким уровнем тревоги как внутриличностной, так и межличностной.

На рисунке показана смешанность границ членов семьи, они как будто частично растворяются один в другом и не знают, где кончается один человек и начинается другой.

Дисфункциональная система воплощает следующие принципы.

  1. Высокий уровень хронической тревоги.
  2. Слитность границ.
  3. Неясные скрытые правила.
  4. Система закостенелая и статичная (таковы и роли).
  5. Недифференцированность эго каждого члена семьи.
  6. Утрата свобод.
  7. Псевдовзаимность, псевдосплоченность.

3

На рис. 4 показана дисфункциональная система, в которой границы между членами напоминают железобетонные стены (солидность линий). Границы прочные, непроницаемые. Удаленность фигур отражает большую эмоциональную дистанцию. Обращает на себя внимание отсутствие контактов (нет стрелок) между родителями. Контакты отца с детьми не всегда двусторонние. Фигурные стрелки внутри кружочков и квадрата показывают плохие взаимоотношения с собой. Семья воплощает в себе:

  1. Высокий уровень тревоги.
  2. Закостенелые роли и границы.
  3. Утрату свобод (спонтанности).
  4. Отсутствие взаимности.
  5. Одиночество и излишняя рациональность.

Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

6

Да, многих удивляет то, что христианская семья и особенно та, где строго соблюдаются религиозные нормы, может стать дисфункциональной. Как это получается? Не может ли случиться так, что в таком случае, семьи пасторов также окажутся в группе риска? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим на некоторые типичные характеристики функциональной и дисфункциональной семьи. Для наглядности оформим их в виде таблицы и приведем в ней только наиболее отличительные, полярные признаки.»

  1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
  2. Вакуум интимности.
  3. Замороженные правила и роли.
  4. Конфликтные взаимоотношения.
  5. Недифферениированность «Я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»).
  6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами.
  7. Все держат секрет семьи, все поддерживают фасад псевдоблагополучия.
  8. Склонность к полярности чувств и суждений.
  9. Закрытость системы.
  10. Абсолютизирование воли, контроля.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них.

  1. Взрослые – хозяева ребенка.
  2. Лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно.
  3. Подразумевается, что ребенок отвечает за гнев взрослых.
  4. Родители держат эмоциональную дистанцию.
  5. Воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Если следовать этим правилам, то в семье образуются две группы людей – угнетатели (родители), наделенные властью и абсолютным контролем, и угнетаемые (дети).

Угнетаемые не имеют права голоса. В них ценится превыше всего послушание. Задавать вопросы о том, почему надо слушаться всех взрослых, было бы нарушением привил семьи, посягательством на святость власти родителей.

Пристрастие к власти, силе и насилию составляет болезненную (аддиктивную) характеристику дисфункциональной семьи. Насилие само по себе есть пристрастие (аддикция). Дети, перенесшие физическое или сексуальное насилие, выучили урок беспомощности. Рана психической травмы будет давать знать о себе всю жизнь. У таких детей может развиться пристрастие к виктимизаиии. Это болезненное неосознанное стремление попадать в положение жертвы. Они готовы стать рабами (См. вышеописанные типы «Избиваемая жена», «Жена-угодница»).

Чтобы выжить и чувствовать себя в безопасности, ребенок до подросткового возраста верит, что родители хорошие, все правила и предписания родителей заглатывает без критики. Ничто не могло бы разубедить ребенка и том, что родители хорошие.

Правила дисфункциональной семьи Клаудиа Блэк в своей книге «Это никогда со мной не случится» (Black С., 1981) сформулировала предельно кратко. Это правило трех «не»:

  • не говори,
  • не чувствуй,
  • не доверяй.

Дети научаются защищать себя в подобных семьях с помощью встроенных в нас механизмов психологической зашиты (защита Эго). Дети подавляют свои чувства, отрицают то, что происходит, проецируют гнев и ненависть на предметы или на друзей. Создают иллюзию любви и привязанности. Дети идеализируют и минимизируют, затуманивают свои чувства и сознание. И в конце концов могут вообще ничего не чувствовать. Эти же механизмы защиты интенсивно работают у взрослых зависимых и созависимых лиц.

Перечень отрицательных правил и отрицательных заявлений, распространенных в дисфункциональных семьях

 

созависимость

 

Выше приведены перечни отрицательных правил и отрицательных заявлений, которые характерны для дисфункциональных семей из книги Уитфилда «Исцеление внутреннего ребенка» (Whitfield Ch.L.,1983).

Интересно отметить, что главная ответственность все же ложиться на родителей – ведь именно они делают семью функциональной или дисфункциональной, именно они формируют теплый и доброжелательный климат в семье и то отношение к ребенку, которое влияет на его самооценку, на его способность преодолевать неудачи как  в, так и вне семьи. Давайте посмотрим, какие роли обычно программируются в дисфункциональной семье.

Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в дисфункциональной семье существует избирательная любовь родителей к детям. Не все дети одинаково любимы, есть любимчики и есть изгои. В зависимости от этого, ребенок либо принимает роль, приписываемую ему родителями, либо занимает в этой сложной системе отношений не занятую еще нишу. Каждый из супругов также принимает на себя определенную роль, в соответствии с которой действует многие годы, если не всю жизнь.

Наиболее распространенные роли, которые принимают на себя дети и родители следующие:

Папина принцесса или маменькин сыночек.  Хотя на первый взгляд, эта роль кажется безобидной, в итоге она приносит вред ребенку и делает его уязвимым в будущем. Во многих семьях, где это практикуется, данный ребенок не только противопоставляется другим детям и становится более избалованным, т.к. ему больше позволяется и больше прощается, чем другим, но также становится обязан удовлетворить эмоциональные нужды своего родителя, которые по какой-то причине не удовлетворяются вторым супругом. Эта скрытая функция накладывает определенный отпечаток на ребенка: привыкая быть зависимым от более сильного и быть используемым им, в будущем он имеет большую вероятность стать жертвой эмоционального или физического насилия.

Святой.  От ребенка ожидается, что он станет видимым воплощением духовности семьи. Например, родители могут подталкивать ребенка принять решение о том, что в будущем он будет работать в церковной сфере и всячески стимулировать осуществление этой идеи. Принимая на себя навязанную родителями роль, ребенок может определенное время оправдывать их ожидания, поступая в разрез со своими желаниями, он будет носить маску, но рано или поздно подавляемые им гнев, разочарование и неудовлетворенность дадут о себе знать.

Герой.  Ребенок, который достигает значительных успехов в школе и затем в выбранной им карьере, часто по причине скрытой потребности угождать другим или из-за желания скрыть настоящее положение дел в семье. Он становиться героем семьи, им гордятся родители, его ставят в пример другим детям. Часто эти дети становятся одинокими, т.к. имеют тенденцию критиковать других, постоянно угождать кому-то и скрывать свои истинные чувства, чтобы не обнаружить свои слабости. Иногда такие герои, устав оправдывать ожидания других, становятся полной противоположностью тому, кем они никогда не были.

Миротворец.  Старается любой ценой нейтрализовать конфликты в семье и сглаживать острые углы в отношениях между членами семьи. Для того, чтобы достичь мира, он готов извинять непристойное поведение кого-либо из семьи, закрывать на это глаза или даже защищать его перед другими. Его главная слабость состоит в том, что он не готов принимать решительные меры, чтобы решать основную проблему.

Работник.  Выполняющий эту роль обычно берет на себя исполнение большей части обязанностей по уходу за детьми и дому. Часто этим человеком становиться мать или один из старших детей в многодетной семье. Часто это и самый ответственный человек, но проблема заключается в том, что все остальные выживают за счет одного тратящего все свои силы и время на обслуживание остальных, тогда как обязанности могут и должны быть распределены между всеми членами семьи.

Избегающий общения.  Этот член семьи выбирает путь наименьшего сопротивления: в ответ на семейные проблемы он просто исчезает. Его уединения отдаляют его от семьи, и постепенно он становится малозначительным для них. Не заметным и одиноким. Зачастую он вырастает с привычкой устраняться от проблем, жить сам по себе и неумением занять определенное место в системе человеческих отношений.

Критик.  Тот, кто вечно находит виноватых. Его замечания полны сарказма и язвительных уколов. Обычно он все видит в мрачном свете и за все винит других, не себя. Нет нужды говорить о том, что с этим человеком трудно жить, и эта тенденция – плохой багаж, который ребенок может взять с собой во взрослую жизнь.

Клоун.  Члены семьи привыкают к роли, которую играет один из них, но они редко бывают способны за его шутками и остротами разглядеть то, что в действительности его беспокоит. Таким образом, клоуны привыкают не говорить открыто о своих чувствах и проблемах, быть не принятыми всерьез и компенсировать привлеченным к себе вниманием свою неспособность или неумение проявиться в других видах деятельности.

Манипулятор.  Человек, манипулирующий другими для того, чтобыв конечном счете достичь своих целей. Он знает, каким образом заставить каждого делать то, что нужно. Наиболее искусному манипулятору удается, осуществляя свои планы, использовать других так, что они об этом могут и не подразумевать. Манипулятор контролирует всю семью и его девиз: «цель оправдывает средства».

Необходимо четко понимать, почему даже те роли, которые кажутся положительными (например, миротворец, святой, клоун, герой, работник и др.), являются негативными в дисфункциональной семье. Дело в том, что помимо отрицательных моментов, отмеченных выше, в неблагополучной семье эти роли как бы навязаны человеку. Он действует по той или иной схеме необязательно потому, что сам так хочет, а скорее потому, что не знает, как действовать в такой ситуации иначе или как по-другому реагировать на свои чувства и проблемы своей семьи. Он принимает роль «для того, чтобы выжить в ненормальных условиях семьи такого типа».

Но, пожалуй, самое печальное, что приносит с собой дисфункциональная семья – это то, что дети становятся заложниками своего прошлого. Очень не просто им, даже уже выросшим и организовавшим свои семьи, освободиться от тех ролей, которые они приняли на себя в родительской семье. Сформированная в детстве созависимость диктует им те же правила игры, даже когда меняется сценарий. Отношения и эмоциональная атмосфера родительского дома продолжают преследовать их и приносятся ими в новую семью.

Неумение объективно взвешивать ситуацию и разрешать проблемы правильными методами, отсутствие навыков выражать свои эмоции без ущерба для других, привычка превращать недоразумения в ссоры и отрицательно реагировать на новые или противоположные мнения, эмоцианальная отстраненность – все это далеко не лучшим образом влияет на их отношения с окружающими и близкими людьми.

Что же делать родителям, если они заметили, что их семья, имеет некоторые характеристики дисфункциональной семьи? Есть множество путей изменить к лучшему положение дел в семье (в зависимости от сложившихся ролей, нужно вырабатывать в каждом случае свою особую стратегию), но начать, пожалуй, можно со следующих общих и универсальных советов:

  1. Обратите внимание на то, как Вы относитесь к вашим детям. При этом основной фокус сделайте не столько на то, как Вы относитесь к ним в своем сердце, сколько на то, что они ежедневно и реально слышат в Ваших словах и видят в Ваших делах.
  2. Интересуйтесь чувствами ребенка и описывайте детям свои чувства. Не налагайте запрет на описание негативных чувств, иначе Вы не только не сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему, но и не построите доверительных отношений и той атмосферы, в которой не нужно носить маску или играть роль, а можно быть просто самим собой.
  3. Введите правило гласности и свободы слова в Вашу семью. Пусть каждый член Вашей семьи, как бы мал он ни был, обретет право сказать все, что он думает и не только по поводу радужных моментов, но и тех проблем, которые он испытывает сам или видит в семье. Учите детей конструктивному подходу к проблемам – не только высказывать свое недовольство, критику и т.п., но и стараться дать совет или предложить свое разрешение проблемы. Показывайте им пример в том, что испытывая негативное отношение к поступку какого-либо человека, фокус должен быть именно на действия, а не на личность человека.
  4. Регулярно проводите с детьми какой-то период своего свободного времени. Планируйте проведение совместного семейного отдыха и создавайте традиции празднования праздников. Учитывайте желания и мнения детей на этот счет.

Семья, которая встретилась с трудностью, в определенной мере старается противостоять ей, предупредить отрицательные следствия. Исследования свидетельствуют, что существуют довольно четкие отличия в том, как разные семьи реагируют на трудности.

В одних случаях трудности осуществляют мобилизующее, интегрирующее влияние; в других — наоборот ослабляют семью, приводят к возрастанию в ней противоречий. Причем, второе — наиболее характерно именно для молодых семей, которые являются и слабо подготовленными и не испытательными в мире семейных неурядиц.

Конфликты в семье — это обострения разногласий между ее членами на основе расхождения идей, взглядов, интересов, потребностей, стремлений вследствие низкого уровня этико-психологической культуры, неумения преодолевать различные трудности. Тем не менее, чаще всего конфликты в семье не имеют важных на то причин и возникают из-за мелочей.

Вот так выглядит классификация конфликтов, которые рождены неудовлетворенными потребностями:

  1. Конфликты, которые возникают на почве неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. Обиды, беспричинная критика.
  2.  Конфликты, психическое напряжение на основе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих партнеров. Они могут иметь разный фундамент для возникновения: сниженная сексуальность одного из партнеров; несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания; низкий уровень осведомленности и культуры партнеров по вопросам психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; разные болезни; значительное хроническое физическое или нервное перенапряжение одного из партнеров.
  3.  Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры, которые имеют своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих партнеров в положительных эмоциях; отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение партнеров.
  4.  Конфликты, ссоры на почве влечения одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и других гипертрофированных потребностей, которые приводят к неэкономным и неэффективным затратам денежных средств семьи.
  5.  Финансовые споры, которые возникают на основе преувеличенных одним из партнеров потребностей. Вопрос взаимного бюджета, содержания семьи, вклада партнеров в материальное обеспечение семьи.
  6.  Конфликты, на почве потребности в взаимопомощи, сотрудничестве, а также связанные с распределением домашней работы, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.
  7. Конфликты, ссоры, которые рождены неудовлетворенными потребностями партнеров в питании, одежде, благоустройстве жилья, а также личными потребностями супругов.
  8. Конфликты на почве различных потребностей и интересов в проведении досуга, разных хобби.

СЕМЬЯ ПРИХОДИТ К ПСИХОЛОГУ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД. ИМЕННО В КРИЗИС МОЖНО, ПРИ ПОДДЕРЖКЕ СПЕЦИАЛИСТА, НАЙТИ НОВЫЕ СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Использован текст — Признаки дисфункциональной семьи

Использован текст — http://medlec.org/lek3-42223.html

«Понятие и функции семьи». | Социальная сеть работников образования

Семья – институт общества, исторически сложившийся алгоритм социализации от рождения и на протяжении всей жизни. Стиль семейной жизни связан непосредственным образом с национальной культурой. Эти обстоятельства определяют характер воспитания детей, передачу ценностей от поколения к поколению.

 

Этос семьи – это стиль жизни семьи, общая ориентация культуры, свойственной для определенной семьи, с принятой в ней иерархией ценностей, которая может быть выведена из поведения людей. Поэтому необходимо рассмотреть традиции семьи с самих истоков возникновения данного понятия, так как этос и традиции тесно связаны друг с другом, первое выходит, исходя из второго.

 

Современную основу семейных отношений составляет брак. «Брак — это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности». Однако, семья есть более сложная система отношений, чем брак, так как она представляет собой целую структуру, состоящую как из супругов, детей, так и родственников. Соответственно семью можно представить в виде «супружества — родительства — родства».

 

Для того, чтобы раскрыть сущность семьи, необходимо рассмотреть такие понятия как структура семьи, ее функции и определить роли каждого из членов семьи.

 

“Нормальная семья” является подсистемой социума, которая обеспечивает требуемой социальной защитой, минимум благосостояния и продвижения ее членами, и создает условия для душевного комфорта.

 

Рассматривая семью как институированное образование, можно сказать, что она представляет собой комплекс, состоящий из охраняемых обществом социальных функций и ролей.

 

Функциональную структуру семьи составляют:

 

• направления ее деятельности, которые выражают сущность семьи;

 

• социальный статус семьи;

 

• социальная роль.

 

Общепризнанной классификации семейных функций недостает, но между ними есть взаимосвязь и расхождения.

 

Основными функциями семьи являются :

 

1. Репродуктивная— биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

 

2. Воспитательная— духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспи-тательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

 

3. Хозяйственно-бытовая — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

 

4. Экономическо-материальная— поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

 

5. Функция организации досуга — поддержание семьи как цело-стной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

 

6. Функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори-ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

 

Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно выполняет и соблюдает возложенные на нее функции, удовлетворяя тем самым социально значимые нужды. Чем больше нормально функционирующих семей, тем более нравственным становится общество, так как семья является ячейкой общества и показателем стабильно развивающегося государства.

 

Функцией семьи называется жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет». Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Если человек удовлетворен в своих потребностях, в том числе и семейных, то он активно работает, совершает хорошие поступки, то есть является “полезной” частью сиcтемы государство.

 

Ниже приведена классификация функций семьи для того, чтобы понять, когда ее считать вообще как таковой.

 

Воспитательная функция семьи выражается в стремлении реализации потребностей в материнстве и отцовстве. Социализация поколений осуществляется в процессе исполнения данной функции.

 

Материальные потребности членов семьи (еда, дом и так далее) осуществляются через хозяйственно-бытовую функцию семьи. Следствием ее выполнения являются сохранение их здоровья и восстановление затраченных в труде физических сил.

 

Эмоциональная функция семьи выражается в удовлетворении психических и нравственных потребностей членов семьи, а именно в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция играет важную роль в обеспечении эмоциональной стабилизации членов общества, содействии сохранения их психического здоровья.

 

Функция духовного (культурного) общения перекликается с эмоциональной функцией, так как так же является нравственной потребностью и состоит в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

 

За обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств, включая возраст, заболевание и тому подобное, отвечает функция первичного социального контроля. Также играет важную роль в определении степени способности самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

 

Сексуально-эротическая функция есть обеспечение биологического воспроизводства общества, удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов.

 

Все вышеперечисленные функции имеют свойство исчезать с течением времени, но взамен данного процесса происходит появление новых функций в соответствии с существующими на определенный момент времени социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и тому подобное). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

 

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. И так, факторами, разрушающими семью являются особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи могут стать причиной нарушений воспитательной функции семьи.

 

Благополучные семьи также сталкиваются с трудностями. Источниками данных проблем являются внутренние противоречия и конфликты, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

 

1. Потворствующая гиперпротекция и «чрезмерная опека», чрезмерное стремление защитить друг друга, помочь другим членам семьи;

 

2. неадекватность соотнесения собственных представлений о семье. Социальные требования, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития.

 

Большой урон нравственной среде общества приносят неблагополучные семьи (кризисные, проблемные, конфликтные). Вышедшие из нормы внутрисемейные и общесоциальные жизненные факторы приводят к появлению психологических проблем, так как нет соответствующего нормальному жизненному циклу удовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи. Положение ребенка в семье и отношение к нему родителей является главной проблемой. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и так далее.

 

Неблагополучные семьи подразделяют на :

 

1. Конфликтные семьи. У супругов и детей есть области, в которых интересы, какие-либо потребности и желания членов семьи имеют разные точки зрения, тем самым вызывая продолжительные отрицательные состояния. Данный тип семьи может существовать как целое длительное время, благодаря компромиссам и взаимным поступкам членов семьи.

 

2. Кризисные семьи. Потребности и интересы членов семьи находятся во враждебном состоянии и не стремятся к компромиссам и примирению. Такие семьи долго не сохраняются, распадаются.

 

3. Проблемные семьи. Данная категория семей типична для современной России, так как связана с такими ситуациями, как отсутствие средств на содержание семьи, отсутствие жилья, тяжелая болезнь одного из супругов и множество других плачевных и чрезвычайных ситуаций. То есть проблемные семьи характеризуются появлением трудных жизненных ситуаций, приводящих к распаду брака либо даже появлением психических расстройств у членов семьи.

 

Процесс формирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами, то есть сексуальные стандарты поведения, нормы выбора брачного партнёра, отношения между родителями и детьми. Для полного понимания цикла становления семьи, а также выявления проблем, притормаживающих и исключающих его, необходимо проследить эволюцию данного процесса.

 

На ранних стадиях общества отношения полов и поколений регулировались священными синкретическими нормами поведения, базировались на религиозно-нравственных представлениях. Все взаимосвязи строились исходя из племенно — родовых обычаев. С начала зарождения государства, появились нормативно-правовые документы условий существования семьи. То есть официально семья начала являться таковой с момента заключения брака, при этом ответственность за последующее функционирование семьи несет как сами супруги, так и государство. Социальный контроль и санкции помимо обычая и религии стали осуществлять государственные органы. В современном урбанизированном обществе (Запад) основным типом семьи стали нуклеарные семьи, то есть состоящие из родителей и детей. Нуклеарная семья называется репродуктивной (если в ней остались несовершеннолетние дети) или ориентационной (вышли взрослые дети и создали свои репродуктивные семьи). Иногда нуклеарные семьи называют супружескими. Расширенная семья состоит из ряда супружеских пар (тесть-тёща, свёкор-свекровь, братья-сёстры, их супруги-дети) — кровнородственная семья.

 

Неблагополучные семьи оказывают дефункциональное воздействие на нормальное и нормативное функционирование семьи, притормаживая при этом полнофункциональный жизненный цикл всего общества.

 

Все вышеперечисленные типы и категории семей имеют свой долевой процент в обществе. Для предотвращения преобладания неблагоприятных семей, необходимо принимать усилия и меры не только членам семьи, но и государства, от которого зависит благосостояние каждого человека.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о