Виды самопомощи в семье – Психологическая помощь в преодолении семейных проблем

Содержание

Психологическая помощь в преодолении семейных проблем

Если проблемы семейных взаимоотношений находятся в начальной стадии, то имеет смысл с целью разрешения существующих проблем обращаться к самопомощи. Самопомощь в решении семейных проблем возможна только при определенном, достаточно высоком уровне психологической культуры человека. Такой человек должен быть способен к эмоциональному и когнитивному разграничению причин и следствий нарушения семейной коммуникации. Самопомощь имеет смысл только в случае умения человека объективно оценивать свой вклад и вклад каждого члена семьи в возникновении тех или иных семейных нарушений. В ином случае методики самопомощи могут быть использованы человеком в целях самоуспокаивания и снятия чувства вины (а не в попытке осознать свою деструктивную роль в семейном конфликте), что приводит не к разрешению семейной дисгармонии, а наоборот все более отдаляет членов семьи друг от друга.

Самопомощь — оказание помощи любым взрослым членом семьи самому себе психологическими методами и средствами в целях достижения психического здоровья, гармоничных отношений в семье.

Самопомощь предполагает, прежде всего, наличие у членов семьи навыков саморефлексии, а также самоанализа.

Саморефлексия семейных отношений — путь к изменению семейной ситуации через понимание того, что же поистине происходит. Самоанализ — выражение себя как можно полнее и откровеннее, осознание собственных бессознательных движущих сил и их влияния на жизнь с выработкой способности изменения нарушающего семейного взаимодействия.

Большинство пособий, направленных на организацию самопомощи семьи, построены по схожим схемам, направленным на изменение установок супругов, изменение ценностных ориентаций, повышение самооценки супругов.

В качестве примера приведем выдержку из книги С.Пэйдж «Супружеская жизнь: путь к гармонии»:

«Эта книга подскажет вам, что для счастья в супружестве вам надо изменить не сам характер брака, а направление ваших мыслей… Многие, очень многие люди наслаждаются полноценным благополучным браком. Их может быть и еще больше, стоит им лишь внутренне измениться. «Но посмотрите только, — возразите вы, — как заняты консультанты по супружеским отношениям! Кроме того, лично я не знаю ни одной действительно счастливой пары». Верно. Это опять старый взгляд. Вечный взгляд, не так ли? Вместо этого постарайтесь поверить, что вы с вашим супругом можете стать благополучной и веселой парой, которая искренне радуется своей связи и трепещет от желания быть вместе. «Но что если я действительно не с тем партнером? — спросите вы. — Что если мы уже все перепробовали?»

Чем больше вы «пробовали», тем сильнее укреплялись в убеждении: ваш брак безнадежен. В этой книге предлагается совершенно иной подход, который я назову «изменением второго порядка». Суть в том, что обычные несущественные перемены при сохранении устоявшихся взглядов на брак не могут привести ни к какому значительному сдвигу. Изменить нужно ваше представление о браке. Это перемена внутренняя, и если вы окажетесь способны на нее, то сможете кардинально изменить ваш брак».

В качестве средств самопомощи выделяют такие методики самопсихотерапии как самогипноз, аутогенная тренировка и медитация.

Самогипноз — целенаправленное вызывание у себя самого гипнотического состояния с помощью определенных приемов и техник.

Аутогенная тренировка — метод вызывания у себя самостоятельно особого аутогенного состояния, использования и самостоятельного выхода из него.

Медитация — искусственно созданная ситуация, в которой занимающийся собой человек самосовершенствует свои мыслительные процессы или психические особенности, вдаваясь в размышления над произведенными искусственными обстоятельствами. Применение каждой из этих методик самостоятельно без помощи и присутствия других людей возможно только после специального обучения. Самостоятельное экспериментирование в освоении данных техник может привести к нежелательных последствиям для психики человека. Последнее особенно относится к людям со слабой нервной системой.

Способы самопомощи могут помочь на начальной стадии коррекции семейных отношений для снятия излишней тревожности и нервозности. Для решения глубоких межличностных конфликтов их применение малоэффективно из-за невозможности обогащения иным, позитивным опытом взаимоотношений.

3ys.ru

Психологическая помощь в преодолении семейных проблем

Совместная семейная помощь — вид психологической помощи, во время которого взаимно с супругом происходит преодоление семейных проблем с применением доступных обоим психологических форм и методов, соблюдением необходимых правил зрелой семейной жизни.

Совместная семейная помощь является важным условием поддержания взаимоотношений в процессе долгой жизни семьи. Умение оказывать данный вид помощи друг другу может как вырабатываться в ходе совместной жизни супругов, так и приобретаться путем обучения на различного рода тренингах. В качестве таких приемов, приобретаемых в процессе специального обучения, можно назвать следующие:

1) Свободная дискуссия — открытый, доверительный, эмпатийный и безопасный диалог супругов о проблемах семьи.

Обучение методу свободной дискуссии чаще всего происходит в форме группового обсуждения семейными парами своих проблем, и уходит своими корнями в методики группового решения проблем. Групповое обсуждение помогает супругам раскрыться и проявить себя с новой для них обоих стороны. Эмпатическое выслушивание трудностей, с которыми сталкиваются другие семейные пары, служит стимулом к переосмыслению собственных проблем (их значимости и уникальности). В присутствии других семейных пар, высказывающих поддержку и принятие, супругам бывает легче начать разговор о скрываемых друг от друга желаниях, мотивах поступков и пр., чем наедине, когда стереотипные модели конфликтного поведения не позволяют им проникать в сущность возникшей проблемы.

2) Методика «Семейный термометр» (В.Сатир) — создание эмоционально-психологической атмосферы, в которой честно обсуждаются заданные предметные проблемы, а каждый член семьи испытывает психологическую готовность к искреннему разговору.

3) Семейные советы — оригинальная форма группового руководства семейными делами, дискутирование и планирование различных вопросов жизнедеятельности семьи.

Суть процессов, происходящих в семейном совете, заключается не во внешнем ритуале, а в состоянии. По своей философии он приближается к совету старейшин в древних племенах. Когда семья, как единая система, заходит в какие-либо тупики, то члены семьи обращаются и актуализируют «СТАРЕЙШИН» внутри себя и в таком состоянии обсуждают необходимые вопросы. Отсюда следует, что семейный совет не может быть созван в любое время. Каждый член семьи должен к нему готовиться (обдумывать аргументы, варианты решения и пр.). В обыденной жизни семейный совет помогает отделить повседневные разговоры от значимых важных тем. Если один партнер приглашает другого на семейный совет, то уже это является показателем особенного значения выносимых на обсуждение вопросов.

Ритуал (процедура) семейного совета.

Определенное место проведения семейного совета желательно, но не обязательно. Важнее организовать свободное время (около 1-2 часов) для неспешного, обстоятельного обсуждения. Каждый должен иметь ручку и бумагу, чтобы иметь возможность делать записи при обсуждении. Все члены семьи имеют право голоса.

Полномочия семейного совета.

Значимость семейного совета во многом основывается на его широких полномочиях и неизменности выносимых решений. На семейном совете обсуждаются вопросы, которые касаются всех членов семьи. Однако некоторые вопросы, напр. сексуальные отношения супругов должны обсуждаться в отсутствие детей.

4) Методика «Искусственных разводов» — сознательное разъединение, расхождение на определенное время в общении, проживании, проведении свободного времени для осознания сложившихся семейных ситуаций.

Данная методика применяется при необходимости некоторое время супругам пожить раздельно вследствие критической напряженности отношений из-за тех или иных внешних/внутренних конфликтных ситуаций. Важно, чтобы оба супруга такую необходимость могли «принять» и «отпустить» партнера на нужное ему время.

Ограничения такого искусственного развода — по возможности не оставлять партнера в критической для него ситуации, например, — болезнь, тяжелые профессиональные или семейные обстоятельства и пр. Время искусственного развода трудно определять, но примерно это должно быть не более трех и точно не более шести месяцев. Если супруги полгода живут раздельно и не возникает желания съезжаться, то вероятно необходимо оформлять официальный развод.

5) Методика «Конструктивных ссор» — методика супружеской взаимопомощи психологов Я. Готшба и К.Колби (1998 г.) по следованию определенным советам во избежание деструктивных ссор.

3ys.ru

Любовь, внимание и взаимопомощь — основа хорошего взаимоотношения в семье

Построение грамотного взаимоотношения в семье составляет залог успешного воспитания детей, а также гармонию и взаимопонимание между всеми ее членами.

«Молодая ячейка общества». Пусть это и заезженная фраза, избитый штамп и набивший оскомину архаизм, но именно этот набор слов как нельзя лучше характеризует суть самой проблемы. Семья – уникальный мир, где люди должны доверять друг другу, заботиться и ухаживать за партнером, вместе вести хозяйство и растить будущее поколение. Именно в семье происходит оценка и обсуждение происходящего, а главное – происходит первичная социализация и воспитание будущего поколения. Вот почему важность хорошего взаимоотношения в семье не вызывает сомнений. Качественный семейный климат способствует достижению счастья и благополучия. Однако достичь семейной идиллии совсем непросто.

Взаимоотношения в семье

Это стоит прочитать:

Взаимоотношения в семье

Похожие посты

Каждая семья должна быть построена на доверии и уважении к каждому из ее членов, постоянном внимании, заботе и поддержке. Разумеется, родители должны жить в любви и гармонии- всяческие конфликты и прочая напряженность моментально непостижимым образом чувствуется на детях, и приводят к патологиям их психо-эмоционального и даже умственно-физического развития. Трансформации личности родителей, как правило, сопряжены с проблемами личного плана или карьеры. В такие неблагоприятные моменты как никогда важна поддержка супруга.

В противном случае ситуация угрожает серьезным расстройством одного или обоих родителей, развитию алкоголизма и проявлением равнодушия. Получив автаркию, дети перестают быть послушными и ласковыми по отношению к родителям, испытывая эмоциональные страдания и сильнейший стресс. Переломными и трудными моментами у каждой семьи часто бывают периоды от 13 до 18 лет ребенка. В это время дети усиленно проходят вторичную социализацию, у них появляются необычные интересы.

Важным в этот момент построить качественные взаимоотношения поколений в семье на основе выполненного ранее задела. Именно в беспокойном подростковом возрасте дети противопоставляют себя обществу, задают массу вопросов относительно достижений родителей, имеют на все свою точку зрения.

Фактически, хороший климат в семье зависит непосредственно от родителей. Постоянно проявляя внимание и заботу к детям, они вправе рассчитывать на минимальное проявление нестабильности поведения ребят-подростков и на постоянное ответное чувство внимания и благодарности. И наоборот, проявление безразличия, невнимательности или постоянные перебранки и ругать между членами семьи влечет к неудовлетворительной успеваемости отпрысков и к их нервным срывам.

При малейших проявлениях агрессии или непонимания стоит знать, что психология взаимоотношений в семье может помочь на всех уровнях: между супругами, между поколениями и даже между детьми. В процессе воспитания и обучения стоит быть весьма гибким и внимательным. Постоянно следите за самочувствием ребенка, изучайте его интересы, стремления и наклонности и вовремя препятствуйте распространению потенциальных конфликтов. Не стоит чрезмерно «давить» на ребенка. Последние научные исследования гласят о сложностях а адаптации ко взрослой жизни у малышей, которых чересчур опекали. Не стоит проявлять диктаторские наклонности в процессе воспитания и самоутверждаться за счет малыша.

Однако не стоит думать, что все в порядке при абсолютном «штиле». Скорее. Здесь пахнет полным безразличием. Родительского внимания должно быть достаточно, но оно не должно затмевать все на свете в жизни детей. Они также имеют право формирования собственного мнения. Помочь в воспитании детей помогут модели взаимоотношений супругов в семье на основе различных поведенческих форм и стереотипов.

Оптимально построенные взаимоотношения в семье могут разниться от характера и темперамента супругов. Сложно ли вам воспитывать детей? Какие проявления «трудного возраста» присущи вашему ребенку? Обмен родительского опыта также мощное оружие в нелегком процессе воспитания.

lolamoda.ru

Четыре реалистичных правила самопомощи

1. Забота о себе предполагает умение разговаривать с собой

У многих занятых людей идея ухода за собой вызывает протест и отторжение. У них нет времени для занятий йогой, нет денег на массаж и нет сил даже для утренней зарядки. Так, по крайней мере, они считают. Все это может быть правдой, но они упускают важный момент: забота о себе по большому счету не в том, чтобы суметь найти для занятий пару часов в неделю. Это образ жизни, в котором важно то, какие отношения вы выстраиваете с собой изо дня в день и в каждый отдельный момент.

Умение разговаривать, находить с собой общий язык во многом определяет наше настроение, влияет на уровень стресса и на то, чувствуем ли мы себя подавленными или контролируем ситуацию. Напряженный день можно воспринимать как кошмар и цейтнот, обещающий полное измождение. А можно — как жизненный вызов, который развивает и задействует все наши сильные стороны. Выбор за вами.

Обращайте внимание на то, как и о чем думаете, и приложите усилия, чтобы избавиться от непродуктивных способов мышления

Мы оказываем себе медвежью услугу, игнорируя этот невероятно значимый компонент заботы о себе. В самом деле, никакие поблажки и маленькие радости не будут эффективными, если вы привыкли накручивать себя, доводя до паники и нервного срыва. Вы отправляетесь на массаж, но не расслабляетесь, а без конца думаете о работе. Вы приходите на урок йоги, но не погружены в процесс, а заняты тем, что сравниваете себя с теми, кто практикует рядом с вами.

Обращайте внимание на то, как и о чем думаете, и приложите усилия, чтобы избавиться от непродуктивных способов мышления. Это необходимое и вполне реалистичное условие заботы о себе.

2. Отвлечение может быть полезным, но лишь на время

Когда я спрашиваю знакомых, какие способы самопомощи они практикуют, чаще всего они принимаются перечислять, чем отвлекают себя от тревожащих ситуаций. Некоторые уходят в запойное чтение любовных романов, другие «зависают» в интернете, третьи идут в кино.

Нет ничего плохого в том, чтобы время от времени использовать любой из этих приемов. Когда эмоции зашкаливают или вы выжаты как лимон, любые более активные занятия или попытки переварить свои переживания могут потребовать слишком больших затрат. В такие моменты действительно полезно просто переключиться.

Что не полезно, так это расклад, при котором бегство от проблем становится вашим единственным способом самопомощи. Когда вы только и делаете, что отключаетесь, заглушаете тревогу, избегаете или игнорируете неприятности, у вас со временем копится множество непроработанных мыслей и чувств, которые могут усилить стресс и ускорить выгорание, а не наоборот.

3. Найдите способы эмоционально переработать свой опыт

Уравновесьте обычные отвлечения занятиями, которые помогут вам разобраться с переживаниями и переработать их. Бережное отношение к себе все-таки предполагает необходимость время от времени обдумывать обстоятельства, которые вызывают стресс, и встречаться с негативными эмоциями, которые его сопровождают.

Например, у вас впереди несколько ответственных дедлайнов, которые совпадают по срокам. Вас это так сильно угнетает, что никакие походы в кино и прочие отвлечения просто не помогут. Лучше вместо этого заняться тем, что целенаправленно воздействует на ваш уровень стресса. Скажем, сделать несколько специальных упражнений на расслабление или поговорить с коллегой.

Спросите себя: «Получил ли я доступ к своим мыслям и чувствам? Увидел ли лучшую перспективу для решения своей проблемы?»

Забота о себе означает и внимание к своим эмоциям. Каждый сам для себя определяет, какие конкретно виды деятельности помогают ему перерабатывать эмоции. Одному облегчает жизнь ведение дневника, другому — рисование, разговор о проблеме с другом или психотерапевтом, третьему — молитва или духовная практика. Не забудьте про танцы, физические упражнения, любимую музыку. Иногда бывает достаточно просто хорошенько поплакать.

Те же чтение и телевизор могут оказаться полезными, если обращаться к ним не с целью отвлечься, а в поисках содержания, созвучного вашей проблеме. Когда вы, например, читаете не легковесный роман, а стихи, которые затрагивают эмоции, которые вы хотите проработать.

Для того, чтобы понять, оказалось ли эффективным занятие, которое вы выбрали, спросите себя: «Получил ли я доступ к своим мыслям и чувствам? Увидел ли лучшую перспективу для решения своей проблемы? Почувствовал ли облегчение и эмоциональное освобождение в результате этих действий?» Если ответ «да», значит, вы нашли что-то замечательное.

4. Заботьтесь о своем физическом здоровье

Многим из нас кажется: для того, чтобы «сделать себе хорошо», нужно внести в свою жизнь что-то новое, яркое и неожиданное. Выложить круглую сумму за курс особенного массажа, записаться на занятия по медитации к известному гуру, придумать себе новое хобби в надежде найти что-то, что нас воодушевит. Безусловно, все это может быть частью ухода за собой, но не забывайте и о простых ежедневных процедурах, которые поддерживают физическое здоровье.

Поскольку вам все равно нужно есть, спать, мыться и одеваться, все эти рутинные действия могут стать площадкой для отработки лучших привычек. Почему бы не подойти более осознанно к выбору качественной, здоровой пищи? Изменить время отхода ко сну, а заодно купить более удобную подушку, чтобы лучше спать?

Проявляя внимание к своему телу, заботясь о своем самочувствии, мы показываем, что ценим себя, что наша жизнь важна для нас. Для этого не нужно много времени и денег. Поддерживая внутренний разговор, заботясь о своем здоровье и придерживаясь баланса в действиях, которые отвлекают и помогают проработке эмоций, вы окажетесь на верном пути к хорошей, гармоничной жизни.

Об авторе: Кэтрин Кинг — клинический и возрастной психолог, доцент кафедры психологии колледжа Уильяма Джеймса, преподает геронтологию, возрастное развитие, этику.

Читайте также

www.psychologies.ru

Читать книгу Философия социальной работы Галины Павловны Медведевой : онлайн чтение

Личностное и социальное развитие различаются по отношению к индивидуальности: общество заинтересовано в максимальном следовании заданным образцам, в то время как личность испытывает потребность в утверждении собственной уникальности. С точки зрения общества нормален конформист, следующий во всем правилам, установленным обществом, а с точки зрения личности нормален тот, кто способен поступать произвольным образом, демонстрируя свою индивидуальность. К. Роджерс утверждал, что общество сегодня заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев)47
  Rogers С. Freedom to learn for the 80-s. Toronto; London; Sydney. 1983. P. 307.

[Закрыть]. Действительно, общество заинтересовано в том, чтобы индивид по собственной воле подчинялся действующим нормам и прочим регулятивам. Это тем более важно, что объективно позитивные и осознаваемые как позитивные ценности, идеалы, установки, нормы и т. п. могут не совпадать.

Диалектическое противоречие личности и общества может быть выражено как противоречие индивидуализации и унификации. Общество стремится к унификации личностного самоопределения в соответствии с его структурой, в то время как личность – к максимальному раскрытию собственной индивидуальности. Способность общества разрешать это противоречие определяет его потенциальные возможности к саморазвитию. Тем не менее развитие позитивных составляющих индивидуальности позволяет обществу наиболее полно использовать потенциал каждого индивида и тем самым обеспечить ускоренное развитие всего общества.

Практика социальной работы с целью формирования у человека оптимального уровня социальности должна опираться на многомерность человека и его сознания и исходить из наличия указанных представлений о человеке, поскольку элементы каждого из них представлены в остальных. Это обусловливает необходимость применения вполне определенных форм и методов воздействия на общественное и индивидуальное сознание с целью выработки оптимальной стратегии формирования социально и профессионально значимых качеств личности. В некоторых случаях профессионально и социально значимые черты личности могут частично не совпадать, обусловливая противоречивость ценностных ориентаций личности.

Темы для повторения

1. Статус философии как методологической основы теории социальной работы.

2. Роль философии в теоретическом осмыслении и практическом освоении социальной практики.

3. Философский подход к разработке теории социальной работы: сущность и содержание.

4. Роль теории познания в исследовании социальной работы.

Темы докладов (рефератов)

1. Тройственность и триединство природы человека.

2. Философия повседневности и ее место в социальной работе.

3. Смысл жизни человека.

4. Человек как объект и субъект социальной работы, его особенности.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Человек как объект социально-гуманитарных наук.

2. Антропология – наука о человеке.

3. Философские учения о человеке (философская антропология).

4. Тройственность и триединство природы человека.

5. Жизненный мир человека.

6. Философия повседневности и ее место в социальной работе.

7. Смысл жизни человека.

8. Философская антропология как одна из основ теории социальной работы.

9. Человек в системе социальной работы.

10. Человек как объект и субъект социальной работы, его особенности.

11. Субъект-объектные отношения в социальной работе.

12. Место и роль социальной работы в развитии человека.

Список литературы

Основной

1. Отюцкий Г.П., Шахов М.И. Основы философии. М.: МОИУ, 2005. 578 с.

2. Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., испр. и доп. M.: Юристъ. 2004. 511 с.

3. Философская антропология: учебник для вузов / под ред. С.А. Лебедева. М.: Академкнига, 2005. 411 с.

4. Философия социальной работы: учеб. пособие / Фирсов М.В. [и др.]. М.: КНОРУС, 2012. 256 с.

Дополнительный

1. Барулин В.С. Социальная философия: учебник. 2-е изд. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 560 с.

2. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / под ред. В.Т. Кохановского. 6 – е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 576 с.

Раздел 2
Философские аспекты проблематики социальной работы
Глава 5
Проблемы помощи человеку в философских учениях
5.1. Феномен помощи: философский аспект

Вопросы для изучения

1. Феномен помощи в человеческом бытии.

2. Помощь: сущность, структура.

3. Помощь и взаимопомощь.

4. Помощь и взаимопомощь в структуре общественных отношений.

Феномен помощи в человеческом бытии

Слова «помощь» и «взаимопомощь» являются привычными и обыденными в каждом национальном языке. Каждый человек в той или иной степени включен в отношения помощи и взаимопомощи и осознает это, хотя далеко не всегда верно оценивает действительную значимость таких отношений. Однако для социальной работы термин «помощь» имеет особое, категориальное значение, поскольку помощь является основой социальной работы как вида деятельности, в первую очередь, профессиональной. Социальная помощь является одной из базовых технологий социальной работы. Вместе с тем категория «помощь» еще недостаточно разработана. Это детерминирует необходимость изучения феномена помощи, в первую очередь, его сущности и структуры.

Согласно словарям русского языка, помощь – это содействие кому-нибудь в чем-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение. Термин «помощь» употребляется в выражениях «просить о помощи», «позвать на помощь», «отказать кому-либо в помощи», и, наконец, «оказать помощь» и «принять помощь». На основе слова «помощь» образовано множество производных: «помощник», «вспомоществование», «самопомощь», «взаимопомощь», «вспоможение», «помогать» и другие.

Помощь – это действия, предпринимаемые индивидом (группой) с целью облегчить какому-либо индивиду или группе решение проблемы или выполнение деятельности. Указанные подходы к пониманию сущности помощи, как правило, не содержат указания о том, в каких именно ситуациях данные действия могут иметь место, что говорит о многогранности и всеобщности самого феномена помощи. В конкретных ситуациях содержание помощи может быть наполнено различным содержанием.

Потребность исследования феномена помощи обусловлена проблемой, которая характеризуется, с одной стороны, сложностью процесса становления института социальной работы в России, с другой – кризисным развитием и вытекающим отсюда ресурсным дефицитом государства в отношении обеспечения социальных гарантий как всего общества, так и его наиболее уязвимой части в особенности. Общество находится в условиях, когда социальная поддержка со стороны государства имеет в основном декларативное значение и доступ к интеллектуальным ценностям и к позитивным социальным ценностям на законных основаниях для значительных масс населения существенно сузился.

Необходимость изучения феномена помощи обусловлена также тем, что она в действительности имеет место не только в мире человека разумного. Многочисленными исследованиями зоопсихологов и этологов давно уже доказано48
  См. напр.: Лоренц К. Агрессия. Так называемое зло. Пер. с нем. Г.Ф. Швейника. URL: http://ihtika.net/qwe/lff/filein/362699.html; Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 629 с.; Фромм Э. Человек для себя. Минск: Попурри, 1998. 672 с.; Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции. URL: http://www.krotov.info/libr_min/11_k/ro/potkin_2.htm; Фридман В.С. Альтруизм, равенство, усыновление у шимпанзе. URL: http://www.ethology.ru/library/?id=363; Этология человека на пороге XXI в.: новые данные и старые проблемы. М.: Старый Сад, 1999; и мн. др.

[Закрыть], что оказание помощи имеет место и в животном мире, что позволяет рассматривать ее как феномен, в той или иной степени свойственный всем живым существам, хотя, конечно, существа, не обладающие развитым сознанием, не в состоянии участвовать в отношениях помощи осмысленно. Несомненно, что проявления активности, связанной с оказанием помощи, наибольшую сложность и масштабность приобрели в человеческом обществе, превратившись, в конце концов, в действия и деятельность (и профессиональную деятельность), что обусловлено сложностью и масштабностью человеческой деятельности и жизнедеятельности. Однако это не может служить основанием для отрицания наличия феномена помощи и взаимопомощи вне человеческих отношений и сообществ.

Анализ практики человеческих отношений доказывает, что с обыденной точки зрения процесс оказания помощи может быть начат из чувства солидарности, дружбы, любви и т. д. даже тогда, когда объект помощи в полной мере располагает возможностями для самостоятельного решения стоящей перед ним задачи или проблемы и не уклоняется от ее решения. Однако с научной точки зрения данный процесс корректнее номинировать как совместную деятельность, взаимодействие (живых существ, в том числе людей) по поводу решения общезначимых задач, но не помощь или взаимопомощь.

Помощь представляет собой биосоциальный феномен. Он имеет историко-эволюционный путь развития и тесно связан с пониманием сущности не только человека, но и других живых существ. Впервые к данному вопросу с позиций естественных наук обратился Ч. Дарвин. Он отметил противоречия в теории естественного отбора с позиций альтруистических проявлений животных. Такие проявления Ч. Дарвин назвал общественными инстинктами49
  Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.: Просвещение, 1987.

[Закрыть].

К. Лоренц рассматривал представителей животного мира, сравнивая их с человеком, с позиции человека. «Зверь в человеке», по его мнению, – это не всегда плохо. Он выдвинул идею о наличии у отдельного человека сублимированной реакции социальной защиты, направленность которой будет зависеть от того культурного контекста, в котором сформировались ценности, представления, усвоены определенные традиции50
  Лоренц К. Агрессия. Так называемое зло / пер. с нем. Г.Ф. Швейника. URL: http://ihtika.net/qwe/lff/filein/362699.html

[Закрыть]. Эта идея актуальна и в настоящее время, так как доказано, что формы и виды помощи, ее субъектно-объектные характеристики и содержание зависят от социокультурных факторов.

В архаический период истории человечества бесспорно имели место помощь и взаимопомощь – в форме объединения усилий при обороне, нападении, содействия друг другу (а тем самым – себе) при добывании пищи и в некоторых других жизненно важных ситуациях, в которых усилия одиночки заведомо не могли привести к успеху. Отдельная особь, нуждающаяся в особой заботе со стороны соплеменников, не получала ее, если не была тесно связана с одним из сородичей эмоциональными связями: условия жизни человека и его предка, уровень развития их сознания, и главное – обусловленные законами природы задачи выживания не допускали траты и без того скудных ресурсов на больных, раненых, слабых. Имела место лишь природно-инстинктивная забота матерей о малышах, не способных позаботиться о себе самостоятельно. В период репродуктивной активности могла осуществляться ситуативно обусловленная забота разнополых существ друг о друге, осуществляемая в знак возникшей симпатии.

Можно говорить о реализации первобытным человеком (как и предком человека) неосознанных, инстинктивных действий, направленных на обеспечение относительного благополучия, даже если это было только лишь физиологическое благополучие, и стремление к нему являлось не осознанным, а инстинктивным, отражающим действие основных законов природы. Эти действия были направлены на сохранение сообщества, обеспечение его стабильности, дееспособности, что было недостижимо при отсутствии помощи и взаимопомощи. Несовершенство человека, его неспособность выжить в одиночку делали феномен помощи одним из главных условий выживания и последующего развития. В современном мире, несомненно, отношения помощи и взаимопомощи носят более сложный характер, но главное в этих феноменах остается неизменным: субъект, ситуативно ограниченный в своих возможностях или полностью неспособный самостоятельно решать свои проблемы, нуждается в содействии другого субъекта для решения этих проблем. Вопросы выживания человека как вида также не утратили своей актуальности, так как в современном мире человек подвергается опасности не только со стороны природы, как его предок, но и со стороны техногенного мира, созданного им самим, и далеко не всегда самостоятельно может с ними справиться, даже располагая техническими средствами, отсутствовавшими у его предка.

Помощь: сущность, структура

Для самоосуществления феномена помощи необходимо наличие целого ряда факторов.

Несомненно, что, для того чтобы процесс оказания помощи был начат, должен наличествовать объект помощи, т. е. человек или другое существо, оказавшееся в положении, которое является препятствием для реализации его жизненной или ситуативно значимой программы. Обязательной характеристикой объекта является отсутствие или недостаточность его собственных сил (возможностей) для трансформирования в положительную сторону сложившейся ситуации. Не менее значимой характеристикой объекта является наличие индивидуально значимой задачи, решение которой необходимо для реализации его ситуативных или стратегических и даже смысложизненных планов. Стоящая перед потенциальным объектом задача, несомненно, может иметь значительный социальный смысл и значение, однако осознается она, как правило, как личностно значимая.

Помимо этого потенциальный объект помощи должен осознавать необходимость оказания ему помощи и быть готовым ее принять. Несомненно, что даже в случае самой трудной задачи или проблемы или находясь в так называемом безвыходном положении, человек может считать, что решит ее самостоятельно или отказываться от содействия в решении проблемы из гордости или иных соображений. В этом случае стать объектом помощи он не может, поскольку будет противодействовать ее оказанию. Это доказывает, что, принимая решение об объектной позиции в решении своих проблем, индивид тем не менее остается субъектом собственной жизнедеятельности.

Таким образом, чтобы стать объектом помощи, человек или группа должны обладать объективно-субъективными качествами, среди которых наиболее значимыми являются:

наличие индивидуально значимой задачи (проблемы), которую необходимо решить;

недостаточность (отсутствие) ресурсов для решения данной задачи;

осознание необходимости содействия других индивидов в решении задачи или проблемы;

готовность принять содействие в решении задачи или проблемы.

Для реализации процесса помощи необходим также субъект. Теоретически субъектом помощи в конкретной ситуации может стать каждая личность, однако для того, чтобы в практике стать субъектом помощи, личность должна обладать определенными качествами. Среди объективных качеств решающее значение может иметь наличие у субъекта ресурсов, необходимых для оказания содействия человеку или другому живому существу, попавшему в затруднительное положение, в разрешении ситуации.

Немаловажной представляется постановка задачи потенциальным субъектом помощи. Она может формулироваться как индивидуально значимая и (или) социально значимая. В ней могут присутствовать как субъективные, так и объективные компоненты. Например, потенциальный субъект помощи может ставить перед собой задачу оказать помощь бедной семье, но может сформулировать свою задачу более широко: борьба с бедностью, в рамках которой он осуществляет свои действия.

Однако помощь может оказываться вне прямого контакта с объектом помощи, например, анонимно, через посредников. В этом случае субъект помощи может руководствоваться собственными представлениями о наличии у объекта помощи затруднений в решении определенной задачи, иметь неверные представления о наличии у объекта ресурсов для решения этой задачи, его готовности принять помощь. Основной детерминантой в данном случае можно считать индивидуальную потребность стать субъектом помощи, т. е. направить свою активность на объект помощи.

Среди качеств потенциального субъекта немалое значение имеют субъективные, такие как осознание необходимости содействия в решении задачи или проблемы и готовность оказать содействие в решении задачи или проблемы. В отсутствие этих качеств, даже располагая необходимыми ресурсами, потенциальный субъект помощи может не стать ее действительным субъектом. Например, даже видя человека, умирающего с голоду, субъект может оставаться равнодушным и устраниться от оказания помощи. Являясь объектом воздействия со стороны нуждающегося в помощи, индивид все же является субъектом собственной жизнедеятельности и субъектно принимает решение о ее оказании или отказе.

Таким образом, чтобы стать субъектом помощи, человек или группа должны обладать объективно-субъективными качествами, среди которых наиболее значимыми можно считать следующие:

наличие индивидуально (социально) значимой задачи (проблемы), которую необходимо решить;

наличие ресурсов для решения данной задачи;

осознание необходимости содействия объекту в решении задачи или проблемы;

готовность оказать содействие в решении задачи или проблемы объекта.

Можно видеть, что потенциальные объект и субъект помощи должны обладать не только и не столько сходными, сколько взаимодополняющими качествами, которые становятся основанием для начала процесса их взаимодействия. Наличие этих качеств детерминирует проявление встречной активности как потенциальным субъектом, так и потенциальным объектом. Сходство и взаимодополняемость качеств потенциального субъекта и объекта помощи приводит к тому, что помощь реализуется как процесс прямого и (или) опосредованного их взаимодействия. В процессе взаимодействия между субъектом и объектом помощи устанавливаются связи, наличие и содержание которых детерминировано как их качествами (интегративными личностными и специфическими как субъекта и объекта помощи), так и целями и конкретным содержанием процесса взаимодействия.

Однако возможны и иные ситуации. Например, экстремальная или кризисная ситуация, как правило, не оставляют времени для осмысления субъектом необходимости оказания помощи объекту. В этом случае резонно предположить, что активность, направленная на преодоление экстремальной или кризисной ситуации, реализуется спонтанно, инстинктивно, без раздумий по этому поводу, и зачастую именно это обеспечивает успех. В самом деле, если бы человек, увидевший в окне горящего дома ребенка, начал размышлять о наличии у ребенка средств для спасения, необходимости активизации собственных ресурсов и их наличии и т. д., ситуация, скорее всего, окончилась бы трагически.

Можно сделать вывод относительно структуры помощи. Она включает в себя субъекта, объекта помощи и их разнообразные связи. В качестве отдельного элемента структуры можно выделить ресурсы помощи, так как в процессе взаимодействия могут быть привлечены материальные и иные ресурсы, отсутствующие не только у объекта помощи, но и у ее субъекта. Многообразие форм и видов помощи детерминируется многообразием качеств субъекта, объекта и их связей. Цели взаимодействия по поводу оказания помощи обусловливаются целями объекта и субъекта и формулируются на основе их соглашения.

Анализ структуры помощи дает основания для предположений относительно ее сущности. В общем случае помощь представляет собой процесс реализации живым существом целесообразной активности. Для человека это может быть процессом деятельности в случае, если генерация и реализация активности является осмысленной. Эта деятельность может быть реализована не иначе, как в процессе прямого или опосредованного взаимодействия субъекта и объекта помощи. Очевидно, что помощь представляет собой одно из распространенных и типичных содержаний процесса взаимодействия живых существ, так как может быть реализована в системах человек – человек, животное – животное, человек – животное и т. д., что позволяет предположить наличие такого ее свойства, как всеобщность. Вместе с тем помощь может быть оказана при наличии задач любого содержания, что доказывает ее универсальность как феномена.

Таким образом, можно предложить определение помощи как категории социальной работы: помощь представляет собой процесс взаимодействия, реализованного ее субъектом и объектом и направленного на содействие объекту в решении индивидуально значимой для него задачи. Имманентными свойствами помощи как феномена бытия являются всеобщность и универсальность. Помощь может быть реализована в процессе прямого или опосредованного взаимодействия с человеком, в том числе анонимно, может осуществляться в отношении различных объектов различными субъектами. Она может осуществляться в различных формах и видах. В процессе оказания помощи могут решаться различные задачи. Когда помощь осуществляется в системе «человек – человек», объект помощи может рассматриваться и как ее субъект, так как в той или иной степени он участвует в решении собственной задачи или проблемы.

Как пишет В.В. Васюков, «помощь в теоретическом плане может быть выражена как вид деятельности, форма социальных отношений и тип социального поведения. К смыслообразующим константам помощи отнесены: нуждаемость как неискоренимое свойство человеческой экзистенции, наделяющее помощь перманентной социальной актуальностью; духовная свобода, обуславливающая феномен духовной нуждаемости и исключающая из помощи как акта момент социальной принужденности; творчество как процесс поиска решения проблемной ситуации и фактор созидания в отношениях помощи в целом»51
  Васюков В.В. Помощь как феномен общественного бытия: автореф. дис… канд. филос. наук. М., 2013. С. 10.

[Закрыть].

В процессе исторического развития человека и общества суть помощи, усложняясь, отчасти остается прежней, меняются ее ареал и формы. Ее значение выходит за пределы рода, племени и распространяется на более широкое социальное пространство. Помощь начинает выступать не только средством выживаемости, но и фактором стабилизации и оптимизации жизни общества и человека.

Помощь и взаимопомощь

Взаимодействие индивидов с целью решения проблем может быть реализовано в различных видах помощи: собственно помощи, имеющей, как правило, односторонний характер, а также взаимопомощи и самопомощи.

Взаимопомощь (взаимная помощь) – это сотрудничество двух и более индивидов, направленное на оказание услуг друг другу в какой-либо деятельности, связанной с решением определенных задач или проблем.

С первобытных времен взаимопомощь была присуща человеческому сообществу, так как способствовала его выживаемости в суровых условиях дикой природы. Люди были объединены в родовые общины и вели совместную деятельность, связанную с необходимостью выживания. В современном обществе сфера сотрудничества людей стала более широкой.

В основе феномена «взаимопомощь» лежит такое человеческое качество, как доверие. Это качество внутренней природы человека, определяющее стремление каждой личности к проживанию в социальном мире и установлению паритетных отношений. Доверие есть основополагающий принцип человеческого общения. С точки зрения морали доверие предполагает открытость индивида, уважение его к другим индивидам. Посредством взаимопомощи удовлетворяются такие социальные потребности человека, как потребность в общении и взаимодействии с другими, потребность в уважении и признании своей ценности, потребность в получении и оказании помощи и потребность чувствовать себя нужным.

Проявления активности живых существ разнообразны и обусловлены как генетической программой (у животных и человека), так и социальными и духовными детерминантами в совокупности с генетической программой (у человека). Одним из наиболее типичных проявлений активности является взаимодействие по поводу совместного решения общезначимых задач. В этом случае каждое из живых существ выполняет свою часть общей задачи. Объединение усилий и обмен промежуточными результатами приводит к получению конечного результата, объективно необходимого и важного для всех участников процесса. В данном случае уместно говорить о процессе взаимодействия, поскольку наличествует сложение ресурсов, направленное на получение общезначимого результата. Каждый из участников процесса содействует другим в достижении необходимого результата, одновременно получая содействие с их стороны в достижении того же результата.

Однако в данном случае нельзя говорить о феномене помощи, поскольку каждый из участников процесса взаимодействия нуждается в общезначимом конечном результате и содействует его получению в меру своих возможностей и в случае профессиональной деятельности функциональной заданности. Из этого можно заключить, что, для того чтобы был реализован процесс помощи, недостаточно взаимодействия как такового. В целом можно видеть, что процесс взаимопомощи нацелен на достижение его участниками благополучия.

Благополучие в общем случае достижимо при значительных совместных усилиях общества и человека, выражающихся в помощи и взаимопомощи. В целом, видимо, можно сказать, что феномен человеческой активности (впоследствии осознанной деятельности и профессиональной деятельности), реализуемый во взаимодействии с другими членами сообщества по поводу решения социально значимых проблем, существовал, существует и будет существовать столько, сколько человек осознанно или неосознанно будет стремиться к благополучному бытию и действовать, реализуя эту цель. На каждом этапе своего существования и развития человек и общество будут проявлять стремление к благополучию, выживанию, стабильности и безопасности, совершенствованию и развитию, организуя свою деятельность по этому поводу как многогранную, многоплановую, многоуровневую, обусловленную актуальными потребностями и ценностями общества и человека, условиями их бытия, уровнем развития. Эта деятельность будет многосубъектной, поскольку достичь благополучия в одиночку для человека не представляется возможным.

Вместе с тем формы, виды и объемы помощи и взаимопомощи определяются не только объективно, но и субъективно. Как субъект, так и объект помощи, пренебрегая объективными обстоятельствами, могут сделать выбор в пользу того вида, содержания и объема помощи и взаимопомощи, который является не столько необходимым, сколько желаемым, ценным или хотя бы субъективно приемлемым. Несовпадение точек зрения субъект-объектов взаимопомощи, субъекта и объекта помощи могут стать одной из причин взаимных претензий.

Самопомощь – действия по реализации заботы человека о самом себе, решении своих проблем, о своем личностном росте.

Самопомощь – это один из самых первых видов помощи, получаемых человеком. Ее человек оказывает себе самостоятельно. В определенных условиях самопомощь может выступать как взаимопомощь, если речь идет о взаимодействии внутри некой группы. Например, помощь семьи одному или нескольким из своих членов в решении каких-либо проблем можно охарактеризовать как самопомощь на уровне семьи, в то время как на уровне межличностного взаимодействия это будет, несомненно, помощь и взаимопомощь.

В сложившейся в современной России ситуации ориентация только на роль государства как основного субъекта социальной политики в решении проблем социально уязвимых групп и слоев населения означает игнорирование и абстрагирование от реального ресурсного потенциала, имеющегося у самого индивида (группы) относительно феномена помощи. Кроме того, для получения помощи от любого субъекта, как правило, требуется определенное время и наличие в нужный момент некоего субъекта, способного и готового оказать помощь. Вследствие этого самопомощь становится одним из важных видов (а порой в определенных обстоятельствах – единственно возможным и целесообразным видом) помощи индивиду, попавшему в трудную жизненную ситуацию.

Помощь и взаимопомощь в структуре общественных отношений

Известно, что совместное бытие живых существ намного древнее, нежели человеческое общество. А поскольку осознанность действий не была присуща предкам человека, можно предположить, что стремление постоянно находиться в сообществе себе подобных носит скорее природный, инстинктивный, нежели сознательный, интеллектуально-духовный характер52
  Ср.: Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966. С. 578.

[Закрыть]. Это стремление могло быть вызвано только одним – несовершенством человека, его постоянной нуждаемостью в помощи со стороны соплеменников, что подчеркивал еще Т. Де Шарден, писавший, что «ассоциация у одушевленных существ на всех ее ступенях – не спорадическое или случайное явление. Напротив, она представляет собой один из самых универсальных, постоянных и, следовательно, самых знаменательных механизмов, используемых жизнью для своей экспансии»53
  Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965. С. 45.

[Закрыть].

Еще Аристотель указывал, что «… все естественно стремится к благу»; Цицерон писал, что каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, т. е. свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать и добывать себе все необходимое для жизни, как пропитание, пристанище и т. д.54
  Аристотель. Большая этика // Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4 / под общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. С. 354; Цицерон Марк Туллий. Об обязанностях. М.: АСТ, 2003. С. 112.

[Закрыть], что также можно расценивать как естественное (а в животном мире – инстинктивное) стремление к благополучному бытию. Человеческая общность и человек являются основными субъектом и объектом социальной деятельности, направленными на достижение благополучия. В реализации деятельности человеком и обществом, опредмечивании их потенциалов, направленных на достижение этой цели, осуществляется развитие общества и человека.

Изначально, уже на ранних стадиях антропо– и социогенеза члены сообщества были необходимы друг другу для удовлетворения витальных потребностей, что позволяло объединять усилия в решении проблем выживания55

[Закрыть]. Отношения взаимопомощи в рамках общества не являются закрытыми, они связывают не только оказывающего и получающего помощь, но и всех членов общества. Так, центром взаимопомощи в социальных отношениях древних славян была идея «дар – за дар», т. е. благо за благо, основанная на принципе взаимности, которая позволяла каждому члену общины надеяться на общественную помощь в случае трудной жизненной ситуации, но и от него требовала посильного участия в решении проблем других членов общины. Поэтому можно заключить, что наряду с конкурентностью важным видоохранительным фактором была и кооперация, как установил еще П.А. Кропоткин на основе анализа результатов исследований Ч. Дарвина и других выдающихся ученых того времени56
  Там же. С. 18, 22, 53, 67, 228.

[Закрыть].

Вышеизложенное позволяет обосновать основные функции помощи. Главной ее функцией является онтологическая, обусловливающая бытие человека и общества. Следующей по значимости является функция социо– и антропогенеза. И, наконец, большое значение имеет интегративная функция, благодаря которой осуществляется объединение индивидов в решении разнообразных индивидуально и социально значимых задач. Можно также выделить коммуникативную функцию, благодаря которой осуществляется обмен информацией между участниками взаимодействия. В настоящее время приобретает большое значение функция гуманизации общественных отношений.

Значимость функций помощи обусловливает ее место в жизнедеятельности человека и общества как центральное. Можно видеть, что многогранность и сложность феномена помощи, его социальная и индивидуальная значимость не только делают его изучение актуальным, но и требуют реализации в исследованиях междисциплинарного подхода.

Все виды помощи в современном мире могут быть как профессиональными, так и непрофессиональными, а по содержанию – материальными и нематериальными. Результатом любого из видов помощи может в общем случае быть как польза, так и вред.

Признано, что альтруизм – одна из неотъемлемых профессионально значимых характеристик личности специалиста в области социальной работы. Проявляя альтруизм, социальный работник должен руководствоваться в своей деятельности в первую очередь интересами клиента и общества, а не личными, о чем можно прочитать в многочисленных публикациях. Альтруизм как синоним самопожертвования и подвижничества в социальной работе пропагандируется как профессиональный идеал; к достижению именно этого идеала зачастую призывают рядовых специалистов.

iknigi.net

Взаимопомощь, как основа доброжелательных отношений в семье

Отношения в семье напрямую зависят от способности супругов помогать и принимать помощь. В настоящее время многие женщины утверждают, что именно благодаря их усилиям что-то меняется в их жизни, что именно на женских плечах держится уют и благосостояние и именно они выстраивают правильные отношения в семье.

Психология отношений в семье

Психология отношений в семье

Зачастую вы уверены, что кроме вас никто ничего не сделает, и просить о помощи некого. Одним просить не позволяет гордость, другим – самоуверенность, третьим – боязнь отказа. Но ведь здоровые и доброжелательные отношения в семье строятся не только на вашей односторонней заботе о близких, но и на готовности принимать помощь от них, Жертвенное стремление женщины взвалить все на свои плечи отрицательно влияет на характер отношений. Поверьте, это не укрепит отношения в семье. Вы не хотите выглядеть слабыми. Но разве вы не слабые? Вы гордые, и поэтому, скрывая боль в руках, таскаете тяжелые сумки, поэтому плача вечером от усталости, тащите на себе три работы, чтобы ваш муж, который ну никак не может найти для себя достойную работу, сидел у телевизора, а дети сдали в школе деньги на ремонт. А ведь если женщина живет только для семьи и ради нее, сама любит себя недостаточно, то от окружающих получает такое же отношение – недостаточно любви, уважения, помощи. Возможно, такие холодные отношения в семье появляются оттого, что некоторые женщины просто не умеют просить о помощи?

Взаимопомощь, как психология развития характера отношений супругов

Взаимопомощь, как психология развития характера отношений супругов

Взаимодействие всех членов семьи обеспечивает благоприятный и дружелюбный характер отношений. Семья, как и основа отношений в ней, строится, прежде всего, на доверии и взаимопомощи. Женщина просит, мужчина дает. Зарабатывает, завоевывает, достигает, приносит и дарит. Реклама иногда подменяет понятие нормы, и все больше на экране сильных, успешных женщин и мягких, нерешительных мужчин. Но природа мужчин – преодолевать препятствия. Для чего им это нужно?

Ваши просьбы, ваши желания – достойная цель, и для того, чтобы что-то получилось, женщина должна сильно этого хотеть и озвучить любимому свое желание, а мужчина – приложить все усилия для его выполнения. От этого во многом зависит психология развития характера отношений супругов. И помните, что без энергии женщины, которую она дарит мужчине, поддерживая его, веря в него, у супруга получится гораздо меньше или вообще ничего.

Часто вы ошибаетесь, принимая за собственные навязанные вам желания: «Ты достойна!», «Ты можешь себе позволить», идете на поводу у громких лозунгов, теряя себя, голос своего сердца. Если желание вам навязано, не вдохновляет, не греет душу, то оно не сможет вдохновить никого, в том числе и вашего мужа. Подумайте, чего вам действительно хочется именно в данный момент, а не завтра или через месяц. И дальше два пути. Первый – вы пишете план по воплощению вашей мечты в жизнь и целенаправленно следуете всем пунктам. Второй – просите кого-то помочь, или сделать это для вас, или подарить. Второй вариант для некоторой части женщин кажется нереальным, но он реален! Итак, что же значит, просить правильно? Психология женщины такова, что они часто совершают ряд ошибок при попытке достичь желаемого.

Как не стоит поступать в этом случае:

  • Высказывать претензию, вместо того, чтобы просто озвучить свое желание.
  • Говорить намеками, не решаясь попросить прямо.
  • Устраивать истерики.
  • Долго обиженно молчать, пока он не догадается, чего же вы хотите.
  • Заменять просьбу вопросом «ты можешь вынести мусор?».
  • Постоянно повторять, что в доме все делаете только вы, а он – ничего.
  • Сделать все самой, а потом упрекать мужа.

Подумайте о том, чего хотите попросить, проанализируйте все варианты. Представьте, что вы просите, и ваша просьба сразу же выполняется. Прочувствуйте эту ситуацию. Затем представьте, что вам отказали и тоже переживите эту ситуацию. Проговорите про себя «Значит, для меня сейчас это не самое лучшее. Все равно все только к лучшему, и моя жизнь становится все лучше и лучше». Попробуйте не понижать свой уровень, а, наоборот, повысить его. Просите, используя волшебные слова благодарности.

Основа отношений – внимание и уважение

Основа отношений – внимание и уважение

  • Не забывайте, что основа отношений между партнерами – уважение и внимание. Выражая свою просьбу, проявите к мужу внимание. Не стоит сразу же, не давая ему опомниться, самой за него себе отказывать: «Я поняла, не получится, я не обижаюсь, я так и думала». Стоит подождать, пока он осмыслит вашу просьбу. Ведь терпение и внимательное слушание – это тоже проявление уважения к партнеру. Знайте, что просьба – это еще и источник вдохновения для мужчины. Дайте ему почувствовать себя нужным, важным, деятельным. Выражая просьбу, выражаешь уважение и признание того, что от него что-то зависит. Не игнорируйте этот важный момент, сосредоточьтесь на нем, а не только на себе.
  • Улыбка – главное оружие, а благодарность – лучшая защита. Немаловажным фактором правильного построения основы отношений в семье является благодарность. Благодарите за выполненную просьбу и хороший поступок. Благодарите искренне и щедро, но в меру. Есть такой секрет: если мужа поблагодарить за хороший поступок несколько раз, он опять это повторит! Постарайтесь выполнить просьбу мужа, от которой давно отмахивались или пообещали выполнить и не выполнили. И ничего не просите взамен. Если выполнить вашу просьбу прямо сейчас у него не получается, подождите немного, пусть ситуация изменится.
  • После каждого повелительного слова используйте слова благодарности. Задумайтесь, как часто вы вместо него используете вопросительную форму: «поможешь?», «принесешь?». Или в другом варианте: «ну когда ты уже сделаешь?». Озвучивайте свои желания, тем самым даря энергию и вдохновляя. Принимайте все, что бы ни поступило в ответ с благодарностью.
  • Улыбайтесь. Если на вашем лице скорбь всего народа, выполнить вашу просьбу будет неприятнее, чем просто отказать. Не требуйте гарантированно выполнить просьбу, не ждите перемен за одну секунду. Чтобы почувствовать легкость, радость и вдохновение перед тем, как собираетесь попросить помощи, попробуйте представить, как бы вы хотели, чтобы вас о чем-то попросил любимый человек или ваш ребенок. Представьте, что они просят так, что вам очень приятно выполнить их просьбу. Запомните это ощущение и вспоминайте его каждый раз, когда соберетесь попросить.
  • И хотя хорошие отношения в семье предполагают умение жертвовать ради других, не забывайте, что, принимая помощь, мы выполняем важную женскую задачу – принятие. А когда женщина в гармонии со своим истинным началом, вокруг нее все выстраивается самым лучшим, самым гармоничным образом.

medaboutme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *