авторитарный тип, либеральный и демократический подход
Автор Alef На чтение 9 мин.
Есть разные стили воспитания в семье, и зачастую люди, у которых есть дети, обращаются за помощью к психологам, интересуясь, как правильно воспитывать малыша. Родители пытаются понять, откуда у их детей взялись те или иные качества, почему вдруг «испортилось» поведение. Конечно, многое зависит от стиля воспитания детей в семье. Существует несколько таких стилей, каждый из которых имеет свои характерные черты.
Стили воспитания в семье (психологический портрет)
Давайте вместе воссоздадим психологические портреты того или иного стиля воспитания, и вы определите, в каких условиях выросли сами, и что сейчас используете в воспитании как родитель.
Жёсткие правила — авторитарный подход
Часто родители относятся к детям с большой строгостью, наказывая их за малейшие промахи. Указания матери и отца должны неукоснительно выполняться. Точка зрения ребёнка не берётся во внимание. Дети наказываются за плохое поведение безо всяких объяснений. Диктаторская модель воспитания предполагает крайне жёсткие ограничения самостоятельности малышей, «холодное» отношение к ним. Родители считают, что подобный метод позволит им вырастить послушного, ответственного и исполнительного человека. Однако, как правило, результат не соответствует ожиданиям.
Использование авторитарного стиля воспитания детей зачастую имеет следующие последствия:
Дети с мощным внутренним стержнем начинают активно бунтовать, ругаются с подавляющими их родителями, стремятся к независимости и свободе любой ценой. В подростковом возрасте они часто попадают в «плохие» компании и убегают из дома, выражая свой протест.- Ребёнок со слабым характером боится матери и отца, испытывает сильный страх перед наказаниями. В будущем подобные дети становятся неуверенными в себе, излишне робкими, безрадостными и замкнутыми.
- Некоторые берут пример с родителей и впоследствии создают семьи, используя хорошо знакомую модель воспитания.
Маме и папе, практикующим диктаторский стиль, следует понять, что нельзя давить на кроху, нужно позволить ребёнку быть самостоятельным, тогда он сможет лучше проявить себя.
Либеральная модель
Такой стиль ещё называют попустительским. Обычно он применяется в тех семьях, где родители отличаются чрезмерной снисходительностью. Они ничего не запрещают детям, не вводят для них никаких ограничений, всячески стремятся показать, как сильно они их любят. Ребёнок, который так воспитывался, часто проявляет себя следующим образом:
- избегает физического и умственного труда;
- демонстрирует импульсивность;
- проявляет агрессию;
- имеет завышенную самооценку;
- любит хвастаться;
- отличается повышенной конфликтностью.
Либеральный стиль воспитания нельзя назвать оптимальной моделью. Родители должны понимать, что он подходит далеко не всем. Возможны следующие варианты развития личности:
- Асоциальная личность, неприемлющая никаких общественных рамок. Такой человек не знает ограничений, он уверен, что ему всё сойдёт с рук. Нередко подобные люди связывают свою жизнь с криминалом, не держат слово и проявляют безответственность.
Для выбора оптимальной модели очень важно учитывать природные задатки малыша. Психологи всё-таки рекомендуют уделять больше времени сыну или дочке, вводить хотя бы несложные правила и обязанности. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы малыш оставался без малейшего контроля.
Гиперопекающие родители
Родители с повышенной тревожностью переносят свои чувства на малыша, всё время ожидая, что может произойти что-то плохое. Они всячески стремятся оградить его от возможных неприятностей, вводя многочисленные ограничения. Ребёнку запрещается общаться с «неблагоприятными» сверстниками, гулять в вечернее время, заниматься спортом.
Методика воспитания очень влияет на обстановку в семье. Нередко взрослые умудряются опекать своих детей, оберегая их от трудностей даже тогда, когда они представлены домашними заданиями или обязанностями по дому. Подобный воспитательный метод в итоге приводит к следующим вариантам развития:
- Человек убеждён в собственном превосходстве над окружающими. Он с детства привыкает к манипулированию другими и относится к ним с большим недоверием. В то же время он предъявляет высокие требования к людям, не давая им права на ошибку и не считаясь с их точкой зрения.
- Не самодостаточная личность, склонная к зависимому поведению. Человек, который не способен решить свои проблемы самостоятельно. Он беспомощен, неинициативен, не может принимать решения без опоры на чьё-то стороннее мнение.
Родителям, которые осознали, что склонны к гиперопеке, не стоит расстраиваться и переживать по этому поводу. Лучше им прислушаться к некоторым рекомендация специалистов. Психологи советуют тревожным взрослым:
- Отыскать некую золотую середину. Все дети нуждаются во внимании и заботе, но перебарщивать с этим тоже не нужно.
- Не стремиться решать за малыша все его проблемы. Лучше дать ему ценный совет и помочь преодолеть возникшие сложности.
- Не препятствовать взаимодействию сына или дочки со сверстниками, не ограничивать общение крохи лишь одной семьёй;
- Приучать чадо к дисциплине, но не мешать ему проявлять самостоятельность.
Хаотический и индифферентный стиль
В случае с хаотическим стилем родители придерживаются разного мнения относительно модели воспитания. Каждый член семьи имеют свою точку зрения и считает её единственно правильной. Нередко у матери случаются эмоциональные перепады. В таких ситуациях дети становятся неуправляемыми и не учитывают родительские требования. Они страдают от неуравновешенности и не чувствуют себя защищёнными. Им хочется хоть как-то упорядочить окружающий мир. Во взрослом возрасте им обычно свойственна безответственность и инфантильность.
Самый благоприятный метод
Демократический тип воспитания считается наиболее благоприятным для развития будущего поколения. Дети получают возможность научиться быть самостоятельными и вместе с этим дисциплинированными и ответственными. Ребёнок имеет свои обязанности, но его интересы не ущемляются.
Взрослые с уважением относятся к точке зрения малыша и считаются с ним, принимая какие-то важные решения. Они осознают возрастные особенности крохи и не ожидают от него чего-то невозможного. При необходимости родители обосновывают собственные требования и всегда готовы услышать аргументы чада. Они не отнимают у него право выбора и при этом возлагают определённую ответственность.
Демократический стиль воспитания в семье характеризуется такой особенностью, как умеренность. Малыши не проявляют излишней агрессии, одновременно с этим у них есть замечательные предпосылки для того, чтобы стать лидерами. Они способны контролировать других, однако сами манипулированию не поддаются. Ещё подобный подход именуют авторитетным стилем воспитания.
Обычно такие дети морально устойчивы, целеустремлённы, открыты и общительны, они с лёгкостью адаптируются к социальной жизни. Однако стоит упомянуть те черты, которые отмечаются лишь у незначительной части отпрысков в описываемых семьях. Это альтруизм, сензитивность, эмпатия.
Авторитетный стиль подразумевает уважение установок маленькой личности, родителям важно научиться дружить с малышом, не теряя собственного авторитета в его глазах, чтобы кроха мог доверять им в будущем.
Типы аномального воспитания Эйдемиллера
В своей классификации Э. Г. Эйдемиллер отталкивался от таких факторов, как эмоциональное присутствие родителей в жизни малышей, качество проявляемой заботы и уровень контроля, учёт возраста детей и их личностных особенностей. Автор выделяет следующие аномальные стили воспитания:
- Гипопротекция — опека минимальна, иногда ребёнок остаётся вообще безо всякого присмотра. Детям катастрофически не хватает внимания. В некоторых случаях контроль формален, а на деле ребёнок не получает никакой заботы или её настолько мало, что кроха постоянно испытывает недостаток внимания.
- Потворствующая гиперпротекция — малыш является светочем. Взрослые исполняют любые его прихоти буквально в мгновение ока. Вследствие подобного отношения формируется личность, стремящаяся занять лидерскую позицию, но не желающая ничего для этого предпринимать.
- Доминирующая гиперпротекция — малыш находится в центре внимания матери и отца, которые ему всё время что-то запрещают. Маленький человечек не имеет никакой возможности проявить свою самостоятельность и научиться нести ответственность за свои поступки.
- Повышенная моральная ответственность — родители выдвигают к крохе невыполнимые требования, которые не соответствуют его возрасту. Например, на малыша возлагается ответственность за жизнь и здоровье других членов семьи или от него ожидается безоговорочная искренность. Как правило, такие взрослые игнорируют личные интересы ребёнка и не понимают его истинных потребностей.
- Эмоциональное отвержение — родители вымещают на детках накопленный негатив, жестоко с ними обращаются, не уважают, постоянно чем-то недовольны. Потребности ребёнка не учитываются, кроха постоянно слышит, что кто-то лучше, чем он. Иногда взрослые стремятся скрыть своё истинное отношение к малютке, пытаясь компенсировать недостаток любви чрезмерной заботой, но при этом они всё равно остаются эмоционально недоступными и холодными. Это тот случай, когда малыш в тягость.
Абсолютная гармония
Такое воспитание предполагает принятие малыша таким, какой он есть. Взрослые не навязывают ему своё видение жизни, не стремятся исправить незначительные недостатки. В семье действуют запреты, которые касаются всех членов, но таких ограничений немного.
Детские потребности удовлетворяются в разумных пределах, что не приводит к ущемлению интересов старших. Ребёнок сам выбирает свой путь развития. Взрослые не давят на него и не заставляют посещать кружки, которые крохе не по душе, при этом поощряя самостоятельность малыша. Если возникает необходимость, они дают совет крохе.
Таким образом, существуют различные стили воспитания в семье. Если родители хотят вырастить самодостаточную личность со здоровой самооценкой, им следует научиться оптимально сочетать демократичность и контроль, ни с чем не перебарщивая. Мудрый и эмпатичный родитель всегда чувствует, какую воспитательную методику лучше применить для маленькой личности с конкретными природными задатками.
Тип семьи авторитарный — Детишки и их проблемы
авторитарный стиль воспитанияВ статье про формирование перфекционизма упомянула авторитарный стиль воспитания, назвала черты. На первый взгляд кажется, что диктат в семье канул в лету. Жив курилка, жив. В США на местной выборке было проведено исследование, цель которого узнать, как распределяются родители по стилям семейного воспитания. Авторитарный стиль воспитания или близкий ему выбрали 40 — 50 % родителей. Значительная цифра, если учесть, что существуют иные стили воспитания. Откуда берутся авторитарные родители?
Похоже, что они происходят из патриархального (традиционного) типа семьи, отношения в которой выстроены на доминировании — подчинении. Чаще муж обладает властью, жена подчиняется ему, дети подчиняются родителям, зависят от них. Реже встречаются семьи, в которых жена управляет семьёй — матриархальные семьи. Для детей родители обладают абсолютной властью, естественно, их стиль воспитания авторитарный. Несмотря на то, что сегодня в обществе существуют другие типы семьи — детоцентристский (современный), супружеский (постсовременный) — многие родители следуют авторитарной системе воспитания, характерной для патриархальной семьи. И не потому, что им нравится авторитарный стиль воспитания. Так воспитывали их собственные родители, они следуют тому, что знают, хотя могут вносить в собственный стиль воспитания элементы из других стилей, ведь никто не отменял родительский интерес к системам воспитания, обучение родителей, чтение ими педагогической и психологической литературы.
Черты авторитарного стиля воспитания:
- авторитет родителей,
- родительская власть,
- эмоциональное отвержение,
- высокий уровень контроля родителей за ребёнком,
- командно-директивный стиль общения с ребёнком,
- послушание детей,
- система наказаний,
- низкий уровень общения,
- жёсткая система правил, запретов, требований.
Многие из черт не симпатичны, особенно в их крайнем проявлении. Однако не стоит жёстко критиковать и упрекать родителей. В большинстве они не деспоты и не тираны. Просто считают, что они сами так выросли, авторитарное воспитание пойдёт на пользу и собственным детям. Ставят перед собой достойную цель — вырастить хорошего человека, достойного члена общества. Цель нормальна и естественна.
Есть одна несостыковка — в понимании отца и матери хороший равно послушный, комфортный, не доставляющий переживаний, волнений, неудобств, тихий, исполнительный, обязательный, безропотно выполняющий родительские поручения в рамках возраста: примерно вести себя в детском саду и школе, прилично учиться, мыть посуду, убирать игрушки, подметать, приглядывать за младшими братьями и сестрами. Родители иногда не понимают, что послушание и исполнительность перекрывают кислород развитию творчества, инициативы, личной ответственности, выбору и решениям, умению ставить цели и достигать их.
Часто ребята из семей, в которых господствует авторитарный стиль воспитания, демонстрируют зависимость, безынициативность, пассивность, отсутствие лидерских черт, подчинение авторитету, низкий уровень ответственности, бесцельность.
Как проявляется в семье авторитарное воспитание?
1.В семье часто отдаются приказы, распоряжения, команды.
— Не обманывай! — ограничительная форма.
— Убери письменный стол! — форма указания, что сделать конкретно.
Видно, что в обеих формах используются глаголы в повелительном наклонении.
2.Родители используют предупреждение, предостережение, угрозы.
— Если будешь делать…, то последует… В первой части сложноподчинённой конструкции указывается нежелательное действие, во второй называется наказание.
Понятно, что ребёнок мал и слаб, чтобы противостоять родителю, высказывающему угрозу, предупреждение. Похоже, что так может возникать злость у малыша из-за собственного бессилия. Невыраженная, она может перейти в подавленную злость, агрессивные действия. Также может быть стойкая злость на мать или отца. Если ребёнку часто говорить о последствиях его невыполнения приказов и команд, то может сформироваться зависимость от силы или наоборот желание сопротивляться и противоречить силе даже при разумных доводах, покорность, неумение говорить нет. Часто послушный дома ребёнок сопротивляется в школе, не слушается учителей, конфликтует с одноклассниками.
3.Родители читают нотации. Высказывают мысли, связанные со следованием правилам и нормам социума. Безусловно, знакомство с жизнью в обществе полезно, но без чрезмерного морализирования, с пониманием грани между много и мало. Авторитарный стиль воспитания показывает перебор с долженствованием и употреблением слов, характерным для него: должен, надо, нельзя, обязан, требует, непременно, обязательно. Последствием этого может быть перфекционизм, когда став взрослым, человек предъявляет себе и другим людям повышенный требования. Кроме того чрезмерная самокритика ухудшает качество жизни.
4.Родители оценивают, обзывают, ругают, высмеивают. Примером оценки может стать
- Ты глупый!
- Ты неумелый!
- Ты неряха!
Ярлыки и оценка негативно влияют на самооценку, способствуют формированию враждебности к родителям, к миру в целом. Для чувствительных ребят ругань и высмеивание может стать психологической травмой.
Ошибаются те родители, которые считают, что детям не свойственны переживания. Дети ещё как переживают. Иногда детские волнения преследуют, как фантомы, взрослых людей, накладывая отпечаток на их жизни.
В блоге психолога в настоящее время действует предложение — бесплатная психологическая помощь онлайн. Условия описаны, доступны в исполнении. Пример, ответ на письмо — страх начать новое дело — психологом.
Психолог Галина Горбунова
+7 915 124 08 78
Source: psicologa.ruАвторитарная семья — это… Что такое Авторитарная семья?
- Авторитарная семья
- это семья, основанная на жестком и непререкаемом авторитете родителей. Как правило, авторитарными бывают патриархальные и мониматриальные семьи. В противовес этим семьям существуют эгалитарные семьи. В основе отношений членов авторитарной семьи лежит жесткий авторитаризм, в ней складывается система авторитарного воспитания, используются принципы и методы авторитарной педагогики. В случае возникновения противоречий между авторитаризмом семейного воспитания и демократическим стилем общественных отношений, первое терпит крах, вызывает протест у подавляемых членов семьи, ведет к распаду семейных отношений.
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
- Авторитарная религиозная организация
- Авторитарное воспитание
Смотреть что такое «Авторитарная семья» в других словарях:
СЕМЬЯ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме… … Российская педагогическая энциклопедия
Персонажи телесериала «Папины дочки» — Основная статья: Папины дочки Семья Васнецовых Содержание … Википедия
Карлуш I — Carlos I … Википедия
Дворкин, Александр Леонидович — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Папины дочки — Папины дочки … Википедия
Третья волна (Тоффлер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Третья волна. Третья волна The Third Wave Автор … Википедия
эдипов комплекс — (от лат. complexus связь, сочетание) одно из центральных понятий фрейдизма, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противополо … Большая психологическая энциклопедия
Адорно, Теодор — Теодор Адорно Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno Дата рождения: 11 сентября 1903(1903 09 11) Место рождения … Википедия
Штрёлин, Карл — Карл Штрёлин (нем. Karl Strölin; 21 октября 1890(18901021), Берлин 21 января 1963, Штутгарт) деятель Национал социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), в 1933 1945 обер бургомистр Штутгарта. Поддерживал… … Википедия
Карл Штрелин — Карл Штрёлин (нем. Karl Strölin; 21 октября 1890, Берлин 21 января 1963, Штутгарт) деятель Национал социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), в 1933 1945 обер бургомистр Штутгарта. Поддерживал контакты с Движением Сопротивления.… … Википедия
ТОП 10: |
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒ В соответствии с распределением власти, семьи делятся на демократические и авторитарные. Общение в таких семьях также происходит по-разному. Особое внимание уделяется авторитарным семьям. Так, психологи школы психоанализа, утверждают, что на развитие личности, ее становления, сексуальную жизнь и взаимоотношения с другими людьми, довольно сильно влияет то, в какой семье человек воспитывался. Так, «выходцы» из демократических семей легко адаптируются к внешнему миру, реже болеют неврозами и имеют меньше проблем с сексуальной жизнью чем «выходцы» из авторитарных семей. В демократической семье могут обсуждаться любые вопросы, каждый из членов семьи воспринимается другими как личность с собственной точкой зрения и своим мировоззрением. В авторитарной семье, как правило, существует культ отца (реже культ матери). Глава семьи пользуется большим авторитетом, именно его мнение является важнейшим и он способен влиять на выбор других. Общение происходит только в тех рамках, которые установил главный член семьи . На формирование различных типов семей, и, как следствие, разных типов общения влияет множество факторов, в частности материальная состоятельность каждого из членов семьи, традиции, религия, культура, интеллектуальное развитие и т.п.. Главными же критериями должны стать любовь к своим родным и умение нести ответственность за других. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях.
Первичная ролевая адаптация обязательно включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. Лидерство в семейных отношениях Факторы « риска» в браке. В настоящее время во многих странах нестабильность брака стала существенной социальной проблемой. В макроскопическом плане причины этого явления известны. Это научно-техническая революция и связанная с ней эмансипация женщин, экономическая самостоятельность практически всех взрослых людей, интенсивная миграция населения. Хорошо известно, что в настоящее время исчезла большая часть прежних экономических, религиозных и других факторов, обеспечивающих устойчивость брака и семьи. Кроме указанных условий каждый развод имеет собственные основания, главные и сопутствующие причины и мотивы. Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном супружеском союзе. Психологические исследования мотивов разводов дают основание говорить об их довольно устойчивой иерархии. Согласно исследовательским данным С.В. Чуйко, в условиях большого города мотивы разводов можно расположить в следующем порядке 1) пьянство и алкоголизм или наркомания одного из супругов; 2) несходство характеров и отсутствие взаимопонимания; 3) измена или подозрение в измене; 4) частые ссоры; 5) появление другой семьи; 6) утрата чувства любви; 7) физическая несовместимость; 8) ревность; 9) вмешательство в семейные отношения родителей или других родственников; 10) болезнь одного из супругов; 11) фиктивное заключение брака; 12) безответственное отношение супругов к семье и семейным обязанностям; 13) вынужденная разлука супругов; 14) отсутствие детей или нежелание одного из супругов их иметь. Часто используемые мотивы дают супругам возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия). В то время как мотивы расторжения брака обычно лежат на поверхности и поэтому легко «озвучиваются» брачными партнерами, их причины чаще всего скрыты в глубинах сознания каждого из них, и даже самому себе они не всегда способны признаться в том, что избранник перестает удовлетворять их в психологическом плане. |
авторитарная, анархическая и демократическая семья
Альфред Адлер классифицирует семьи по царящим в них отношениям, разбивая их на три вида: авторитарная, анархическая, демократическая. Это, конечно, только общая схема, так как в реальности таких моделей в чистом виде не существует. Тем не менее родителям можно и нужно присмотреться к каждой из них, чтобы определить, что в их системе воспитания отсутствует и в каком именно направлении движется их семья.
Авторитарная семья — «потому что я так сказал»
В прошлом общество было авторитарным, и это отражалось на отношениях в семье: один приказывает, другой подчиняется.
Указания родителей обжалованию не подлежали. Детям оставалось только подчиняться. Главенствовал культ дисциплины, желания ребенка в расчет не принимались. Вместо разговора на равных в доме раздавались приказания: сиди, слушай, выполняй.
Семьи такого типа есть и сегодня. Вот история из жизни. Десятилетний Игорь пригласил своего соседа и друга Дениса остаться у него на ночь. Игорь волновался всю пятницу, предвкушая удовольствие от вечера, проведенного с приятелем. И когда тот пришел, его радости не было предела. Но через некоторое время в квартире раздался звонок и появился отец Дениса. Он велел сыну немедленно возвращаться домой. Игорь был очень удивлен. На его вопрос о том, почему мальчикам надо расстаться через час после встречи, отец Дениса ответил: «Он забыл со мной попрощаться перед уходом. Это недопустимо. Поэтому теперь он пойдет домой, а в следующий раз уже не забудет». Но чего Денис уж точно не забудет, так это пережитого унижения.
Семья анархическая, «делай что хочешь»
Родители могут называть такой стиль общения демократическим, но на самом деле его лучше всего характеризует слово «анархия». Вместо четких границ и законов в такой семье царит вседозволенность. «Мы разрешаем ребенку делать все, что он хочет» — примерно так можно выразить философию этих родителей. Практика показала: свобода в данном случае обманчива. Дети в таких семьях привыкли только получать без обязанности давать. Ребенок ощущает себя центром внимания, поэтому опыт общения с окружающими (сад, школа, армия) оказывается болезненным. Такого рода семьи, как правило, растят эгоистов, глухих к страданиям и нуждам других людей.
Между первой и второй моделью есть кое-что общее, хотя они кажутся противоположными. Ни в первой, где приказывает родитель, ни во второй, где хозяйничает ребенок, дети не могут вырасти счастливыми. Нарушен сам принцип гармоничных отношений между детьми и той средой, в которой им предстоит жить: одним приказывают, не считаясь с их мнением, других слушают как повелителей. Но в той реальности, к которой детей обязаны готовить родители, другие порядки.
Семья демократическая, «свобода с ограничениями»
Так кто же должен руководить семьей — дети или родители? Чьи желания должны доминировать? Как сочетать дисциплину со своеобразием характера растущего человека? В принципе, все мы знаем ответы на эти вопросы. И заключаются они в демократичном подходе к воспитанию. Равенство и уважение в демократической семье — не пустые слова. Такт, умение выслушать, встать вровень с ребенком, а не возвышаться над ним, желание предоставить ему свободу выбора и при этом умение осуществлять негласный контроль — эти и многие другие качества позволяют родителям вырастить счастливого ребенка.
Дом в демократической семье — это полигон для подготовки ребенка к реальности. Ведь чего ждут впоследствии от взрослого? Умения быть партнером, стать родителем, другом — иными словами, человеком мыслящим и слушающим, выполняющим ряд социальных функций. Именно те же требования, только в миниатюре, должны быть предъявлены и ребенку. Пространство дома — это проекция будущего. Здесь нет повелителей и подчиненных, кумиров и деспотов. Ключевым словом в семьях, где царит демократия, является «взаимодействие». Домашние все делают сообща, вместе ищут и находят решения как для простых, так и для сложных проблем.
Излагать эти принципы нетрудно, куда сложнее следовать им, но есть в нашем обществе примеры такого вида семей, и их не так уж мало.
Люба Фельдшер
Основные стили отношений родителей и детей – какой из них в Вашей семье?
Три основных типа отношений взрослых к детям – какой из них в Вашей семье?
Автор статьи
Екатерина Морозова
Время на чтение: 6 минут
АА
Отношения между детьми и родителями – основа будущей жизни ребенка. Очень многое зависит в будущем детей от того, какие существуют отношения в семье, и насколько они удачные. На сегодняшний день есть три основных типа отношений между взрослыми и детьми, отражающих основные ситуации в семье.
Читайте также: Типы семей в России сегодня — определите тип своей семьи!
Итак, какие типы отношений взрослых и детей есть в семьях вообще, и какой тип отношений сложился именно в Вашей семье?
- Либеральный тип отношений взрослых и детей присущ самым демократичным семьям
Данный тип отношений основывается на том, что родители – авторитет, но они выслушивают мнение своих детей и принимают его в счет. В семье, где царит либеральный тип общения, ребенок соблюдает дисциплину и определенные правила, но при этом он знает, что родители всегда его выслушают и поддержат.
Дети, которые выросли в такой семье, обычно очень отзывчивые, умеют себя контролировать, самостоятельны, уверены в себе.
Данный тип общения в семье считается очень эффективным, так как помогает не потерять контакт с ребенком. - Попустительский тип отношений взрослых с детьми — самый анархичный стиль семейного уклада
В семье, где царит попустительский стиль общения, чаще всего процветает анархия, так как ребенку дают слишком много свободы. Ребенок становится диктатором для собственных родителей и не воспринимает никого в своей семье всерьез. Родители в таких семьях чаще всего сильно балуют детей и позволяют им больше, чем позволяют остальным детям.
Первые последствия такого общения в семье начнутся сразу после того, как ребенок пойдет в сад. В детских садах существуют четкие правила, а дети в таких семьях не привыкли вообще ни к каким правилам.
Чем старше будет становиться ребенок, выращенный в «попустительской семье», тем больше будет проблем. Такие дети не привыкли к ограничениям и считают, что они могут делать все, что хотят.
Если родитель хочет сохранить нормальные отношения с таким ребенком, то следует установить границы для ребенка и заставить соблюдать правила поведения. Нельзя начинать ругать ребенка, когда вам уже надоело его непослушание. Это лучше делать тогда, когда вы спокойны и способны объяснить все без лишних эмоций – это поможет ребенку понять, чего конкретно вы от него ждете. - Авторитарный тип отношений взрослых и детей в семье основан на жестком подчинении и насилии
Этот тип отношений подразумевает, что родители слишком многого ждут от своих малышей. У детей в такой семье обычно крайне низкая самооценка, иногда у них возникают комплексы по поводу своих умений, своей внешности. Родители в таких семьях ведут себя очень свободно и полностью уверены в своем авторитете. Они считают, что дети должны полностью им подчиняться. Причем достаточно часто происходит так, что родитель даже не может объяснить свои требования, а просто давит на ребенка свои авторитетом. Читайте также: Негативные последствия семейных конфликтов для ребенка.
За провинности и несоблюдения правил ребенка строго наказывают. Иногда наказывают и без причины — просто потому, что у родителя нет настроения. Авторитетные родители не показывают чувств к своему ребенку, поэтому очень часто дети начинают сомневаться — любят ли они его вообще. Такие родители не дают ребенку права выбора (очень часто даже работа и супруг – выбор родителей). Дети авторитетных родителей привыкли беспрекословно подчиняться, поэтому в школе и на работе им довольно тяжело – в коллективах слабых людей не любят.
В чистом виде эти типы отношений можно найти очень редко. Чаще всего в семьях объединяются несколько стилей общения. Отец может быть авторитарным, а мама придерживается «демократии» и свободы выбора.
Читайте также: 10 лучших способов наладить отношения отцов и детей в семье и сделать их крепче.
В любом случае, дети впитывают в себя все «плоды» общения и воспитания — и родителям нужно всегда помнить об этом.
А какой тип отношений взрослых и детей сложился в Вашей семье и как Вы решаете проблемы? Мы будем благодарны за Ваши отзывы!
Автор статьи
Екатерина Морозова
Многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady
Поделитесь с друзьями и оцените статью:Опубликовано 25 февраля, 2014 в рубрике: Дети, Психология;
Влияние семьи на развитие ребенка
Основные типы детско-родительских отношений
Авторитарный тип
В семье существует, строга иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчинятся всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания, и чувства не берутся в расчет.
При таком стиле детско-родительских отношений:
v Ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, не требователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле;
v У родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;
v Ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
v При достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей;
v Вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитетной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет, так же послушен и управляем;
v Став взрослым, либо сам обретет авторитетный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.
Гиперопекающий тип
Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется ни каких требований, обязанностей просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
При таком стиле детско-родительских отношений:
v У родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
v Они считаю себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
v До начала социализации (поступление в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.
В дальнейшем это может привести к тому, что:
v Ребенок будет мало адоптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспосабливаться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его жизни;
v Он станет инфантильно – потребительски относится к миру;
v Будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадает;
v Ему будет трудно, а иногда и невозможно, справится со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые в последствии все же настигнут его в реальной жизни;
Гипоопекающий тип
Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
При таком стиле детско-родительских отношений:
v Родители по началу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка;
v Ребенок вынужден, учится решать свои проблемы самостоятельно.
Однако в дальнейшем:
v Отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;
v Отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.
Демократический тип
Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг к другу не зависимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
При таком стиле детско-родительских отношений:
v Жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком;
v Отсутствуют простые решения, иллюзия о контроле над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори;
v Родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придется осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.
Однако в дальнейшем ребенок:
v Вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
v Осознает свои потребности и понимает желание окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
v Приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справится со многими жизненными трудностями и конфликтами.