Социальный институт семьи – Семья как социальный институт – признаки, функции и значение малой группы общества

Тема 6. Брак и семья как социальный институт.

1. Понятие брака. Классификации браков.

2. Семья как малая социальная группа и социальный институт.

3. Функции семьи.

4. Развитие института семьи. Проблемы развития семьи в современном обществе.

  1. Брак — исторически сформированная узаконенная и урегулированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, которая определяет их взаимные права и обязанности в сексуальной, экономической и хозяйственно-бытовой сфере.

До возникновения института брака существовал промискуитет — отсутствие четких запретов на сексуальные связи, т.е. состояние, когда любой мужчина данного общества имел возможность быть сексуальным партнером любой женщины данного общества. Сегодня брак является достаточно жесткой регламентацией отношений между женщиной и мужчиной. Он является основой возникновения большинства семей.

Рассмотрим разные типы браков. Следует отметить, что часто названия, которые используются в классификациях браков основаны на древнегреческом слове «gamos», что в переводе означает брак.

По количеству брачных партнеров выделяют:

  1. Групповой брак — несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола.

  2. Полигамию — один индивид вступает в брак с несколькими индивидами другого пола.

Полигамия бывает двух видов:

а) полиандрия (от древнегреческого «andros», т.е. мужчина) — когда одна женщина вступает в брак с несколькими мужчинами;

б) полигиния (от древнегреческого «gyne», т.е. женщина) — когда один мужчина вступает в брак с несколькими женщинами.

  1. Моногамию — или парный брак (один мужчина и одна женщина).

По социально-демографическим, этническим признакам мужчин и женщин браки бывают:

  1. Гомогамные – муж и жена имеют приблизительно одинаковый возраст, образование, профессию, принадлежат к одной этнической группе.

  1. Гетерогамные – муж и жена значительно отличаются по указанным признакам.

По юридическому закреплению:

  1. Законный брак (т.е. зарегистрированный).

  1. Свободный брак (или незарегистрированный брак).

По форме регистрации браки бывают:

  1. Гражданские (т.е. зарегистрированные в РАГСах).

  1. Церковные.

2. Семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Основными признаками семьи являются:

  1. Брачные, кровные связи или связи усыновления.

  1. Общее проживание.

  1. Общий семейный бюджет и домохозяйство.

Обычно “ядром” семьи считают супружескую пару и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей мужа и жены.

Типы семей:

В зависимости от структуры родственных связей семья может быть:

  1. Нуклеарная (простая) — состоит из супругов и детей, которые от них зависят. Такая семья включает два поколения.

  1. Расширенная — состоит из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников.

  1. Неполные – в которых отсутствует один из родителей. Отсутствие одного из родителей может быть вызвано разными причинами: смертью, отсутствием брака, разводом.

Наиболее распространенными в современных западных странах являются нуклеарные семьи. В них существуют не более 3-х ролевых позиций (отец — муж, мать — жена, сын — брат или дочь — сестра). Каждый человек может быть одновременно членом нескольких нуклеарных семей, тем не менее, эти семьи не образовывают расширенную семью, так как не живут “под одной крышей”.

В расширенных семьях, как правило, более рационально организован быт, у молодых больше времени, реже возникают большие ссоры из мелочей, больше внимания к чужому мнению. Тем не менее, могут присутствовать вмешательство в личную жизнь детей, мелочная опека, жесткий контроль со стороны родителей.

В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, а родительские отношения отца и матери с детьми, детей между собой выступают дополнением к браку. Наоборот, расширенная семья всей своей структурой обнаруживает, что связь, которая цементирует ее, является кровность родителей и детей, братьев и сестер.

По количеству детей выделяют семьи.

  1. Бездетные.

  1. Малодетные (1-2 ребенка).

  1. Многодетные (3 и более детей).

Малодетные семьи — те семьи, в которых «мало детей» с демографической точки зрения (для воспроизводства населения). С точки зрения социальной психологии для возникновения первичных групповых отношений среди детей, двух детей недостаточно, так как первичные групповые отношения возникают, начиная с 3-х членов группы. Но сегодня в городах Украины больше половины семей имеют лишь одного ребенка.

Известный в социологии факт стойкости первичных групп, которые состоят из 5-7 членов, подтверждается в социологии семьи статистикой разводов — увеличение количества детей ведет к уменьшению вероятности развода. Рождение второго ребенка уменьшает вероятность развода в 2,5 раза, а рождение третьей — в 9,5 раз. Было бы ошибкой считать, что рождение еще одного ребенка укрепляет семью, скорее у супругов, уверенных в надежности своих отношений, существует потребность в детях, соответственно, они принимают решение о рождении еще одного ребенка.

По критерию распределения власти различают:

  1. патриархальные семьи, где отец является «главой семейного государства».

  2. матриархальные семьи, где высочайшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

  3. эгалитарные семьи или партнерские – это такие, где нет четко выраженных семейных прав, где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

В зависимости от возраста супругов различают:

  1. Молодежную семью — когда возраст супругов до 30 лет. Основными проблемами такой семьи являются адаптация к новым обязанностям, быту, появление ролей, связанных с родительством, проблемы с трудоустройством и экономическим обеспечением.

  2. Семью среднего супружеского возраста. Основные проблемы такой семьи — однообразие, рутинность выполнения домашних обязанностей, скука, стереотипность взаимоотношений, ощущение того, что самое интересное и значительное в жизни уже состоялось и теперь жизнь “протекает” мимо.

  3. Пожилую супружескую пару. Возникают проблемы, связанные со здоровьем супругов, необходимость заботливого отношения друг к другу, освоение новых семейных ролей.

По месту проживания супругов семьи бывают:

  1. Патрилокальные – супруги живут с родителями мужа.

  1. Матрилокальные — супруги живут с родителями жены.

  1. Неолокальные — супруги живут отдельно от родителей в собственном доме.

  2. Унилокальные — супруги живут с теми родителями, у которых есть жилая площадь.

По особым условиям семейной жизни выделяют следующий ряд семей:

  1. Студенческие семьи. Типичные проблемы такой семьи: отсутствие жилья, полная материальная зависимость от родителей, тем не менее такие семьи характеризуются большой сплоченностью, активностью, эмоциональностью. Супруги в таких семьях восприимчивы к новому, верят в лучшее.

  2. Дистантные семьи — юридически зафиксированные, тем не менее, фактически их нет. Таких семей около 5% в Украине. Это семьи трудовых мигрантов, моряков, полярников, артистов, спортсменов, геологов и т.п. Мужья и жены длительное время находятся отдельно, не ведут общее хозяйство, обязанности по воспитанию детей и их содержанию выполняет, как правило, один из них. В этих семьях большая опасность адюльтера и распада семьи, но некоторые очень стойкие, где прочность отношений объясняется свежестью чувств.

  3. Семьи, которые ожидают рождения ребенка — возникают проблемы, связанные с подготовкой к будущим ролям, чрезмерной заботой о здоровье будущей мамы и ребенка.

3. В определении функций семьи речь идет о результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые сказываются на уровне общества, имеют общезначимые следствия и определяют роль семьи как фундаментального социального института. Тем не менее не следует забывать, что в процессе создания семьи миллионы людей стремятся к достижению своих личных целей, к удовлетворению личных нужд. Поэтому функции семьи можно анализировать с точки зрения удовлетворения общественных или индивидуальных нужд.

studfile.net

3. Семья как важнейший социальный институт

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семей­ных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняюща­яся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные пра­ва и обязанности. Но семья, как правило, представляет более слож­ную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную груп­пу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодей­ствий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроиз­водства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодей­ствия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последо­вательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз это­го цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак — образование семьи;

2) начало деторождения -— рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделе­ния типов семейной организации. В зависимости от формы брака вы­деляются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья преду­сматривает существование брачной пары — мужа и жены, поли­гамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяют­ся простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в бра­ке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обус­ловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандар­тами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти цен­ности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном об­ществе исторически изменяющуюся форму отношений между муж­чиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санк­ционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между муж­чиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулиро­вались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкциони­рующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществ­ляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная, первая функция семьи, как следует из определе­ния А. Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспро­изводство населения в общественном плане и удовлетворение по­требности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная — социализация молодого поколения, под­держание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здо­ровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершенно­летних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля — моральная рег­ламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедея­тельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представите­лями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление определенного со­циального статуса членам семьи, воспроизводство социальной струк­туры;

ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимо­обогащение интересов;

з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмо­циональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое зна­чение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные ро­ли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпо­коленные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Инди­вид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или же­ной, старшим в семье или младшим, какого поведения от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно оп­ределить свое место и место других в ролевой структуре семьи. На­пример, может ли он исполнять роль главы семьи вообще или, в част­ности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролево­му статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи нема­ловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого по­ведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потре­бует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансо­вое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согла­сием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых обра­зов, что связано с неправильным их формированием у одного или не­скольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором про­тиворечие заложено в противоположности ролевых ожиданий, ис­ходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения однрвременно являются и детьми и родителями и должны соответст­венно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего при­сущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хо­зяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с со­временной ролью, предполагающей равное участие супругов в обес­печении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высо­кий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения.

В подобных случаях очень важна способность супругов к гиб­кому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролево­го конфликта занимают трудности с психологическим освоением ро­ли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недо­статочная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пыта­ется вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления се­мьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспе­чивал экономическую самостоятельность семьи, заменились роле­выми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в произ­водственной, политической деятельности, экономическом обеспече­нии семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функцио­нирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало рос­ту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

studfile.net

Семья как социальный институт

Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Социальные функции семьи

  1. репродуктивная (биологическое продолжение рода)
  2. воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)
  3. хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)
  4. духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)
  5. досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)
  6. сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)

Типы семьи и ее организации

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

  1. Моногамная семья — состоящая из двух партнёров.
  2. Полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.
  3. Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх.
  4. Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

  1. Однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
  2. Разнополая семья.

В зависимости от количества детей:

  1. Бездетная, или инфертильная семья.
  2. Однодетная семья.
  3. Малодетная семья.
  4. Среднедетная семья.
  5. Многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная— семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
      • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.
  • Сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

  1. Родительская — это семья, в которой человек рождается.
  2. Репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи:

  1. Матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены.
  2. Патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа.
  3. Неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от типа воспитания детей:

  1. авторитарный
  2. либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм)
  3. демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи. Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.


Другие заметки по менеджменту и экономики

edu.glavsprav.ru

Лекция 12. Семья как социальный институт

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семей­ных отношений составляет брак. Бракэто исторически меняюща­яся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные пра­ва и обязанности. Но семья, как правило, представляет более слож­ную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную груп­пу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодей­ствий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроиз­водства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодей­ствия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделе­ния типов семейной организации. В зависимости от формы брака вы­деляются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья преду­сматривает существование брачной пары — мужа и жены, поли­гамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяют­ся простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в бра­ке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

На первых этапах развития общества отношения между муж­чиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулиро­вались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкциони­рующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществ­ляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная, первая функция семьи, как следует из определе­ния А. Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспро­изводство населения в общественном плане и удовлетворение по­требности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

воспитательная — социализация молодого поколения, под­держание культурного воспроизводства общества;

хозяйственно-бытовая — поддержание физического здо­ровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершенно­ летних и нетрудоспособных членов общества;

сфера первичного социального контроля — моральная рег­ламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедея­тельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представите­лями старшего и среднего поколений;

духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

социально-статусная — предоставление определенного со­циального статуса членам семьи, воспроизводство социальной струк­туры;

досуговая — организация рационального досуга, взаимо­обогащение интересов;

эмоциональная — получение психологической защиты, эмо­циональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое зна­чение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные ро­ли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпо­коленные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Инди­вид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или же­ной, старшим в семье или младшим, какого поведения от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно оп­ределить свое место и место других в ролевой структуре семьи. На­пример, может ли он исполнять роль главы семьи вообще или, в част­ности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролево­му статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи нема­ловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого по­ведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потре­бует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансо­вое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согла­сием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых обра­зов, что связано с неправильным их формированием у одного или не­скольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором про­тиворечие заложено в противоположности ролевых ожиданий, ис­ходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения од­новременно являются и детьми и родителями и должны соответст­венно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего при­сущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хо­зяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с со­временной ролью, предполагающей равное участие супругов в обес­печении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высо­кий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения.

В подобных случаях очень важна способность супругов к гиб­кому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролево­го конфликта занимают трудности с психологическим освоением ро­ли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недо­статочная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пыта­ется вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления се­мьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспе­чивал экономическую самостоятельность семьи, заменились роле­выми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в произ­водственной, политической деятельности, экономическом обеспече­нии семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функцио­нирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало рос­ту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

studfile.net

3. Семья как важнейший социальный институт.

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в первый брак — образование семьи;

2) начало деторождения — рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — как правило, мух имеет право иметь несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделения в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), меж поколенные и внутри поколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в много поколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

3) внутри ролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, не ролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

studfile.net

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Семья как социальный институт

Точное и однозначное употребление основных понятий — одно из главных требовании, предъявляемых к социологиче­ским исследованиям. Категории брака и семьи являются самы­ми трудными для строгого определения. Во-первых, на их по­нимании и трактовке существенно сказываются традиции обы­денного сознания и словоупотребления, не всегда совпадающие с научно-теоретическим. Во-вторых, и брак, и семья изучают­ся не только социологией, но и рядом других наук, что порож­дает множественность подходов к ним и, соответственно, более узкое или более широкое, более абстрактное или более конкретное их толкование.

Признавая правомерность и даже в известных пределах целесообразность всех этих подходов и толкований, мы не можем, однако, ограничиться лишь анализом их современ­ного состояния, а должны хотя бы кратко рассмотреть исто­рию вопроса.

В частности, в работах Маркса и Энгельса под семьей пони­мается в первую очередь общественный механизм воспроизвод­ства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, в том или ином виде (обычаи, морали, религии и права) узаконенные обществом. Это, по сути дела, самое широ­кое определение семьи фиксирует лишь связь между браком и детопроизводством безотносительно к социальным формам, че­рез которые оно осуществляется.

Что касается определения самого понятия семьи, то, по-видимому, надо говорить о различных научных школах и под­ходах. В российской социологии существует три — четыре оди­наково правомерных подхода. Семья есть отношение, через ко­торое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства. Ис­торическое развитие ведет к превращению семьи и в социаль­ную общность, и в социальный институт. В этих своих ипоста­сях семья рассматривается как элемент социальной структуры общества и оказывается зависимой от способа производства, экономического базиса общества, потому что доминирующим фактором ее единства и функционирования становятся соци­ально-психологические связи, в которых находит выражение также природная основа супружества. При всем многообразии научных подходов современную семью можно определить как институционализированную общность, складывающуюся на ос­нове брака и порождаемой им правовой и моральной ответст­венности супругов за здоровье детей и их воспитание.

В зарубежной литературе, освещающей проблемы семьи, используется большое многообразие научных парадигм. Тер­мин «семья» обычно относится к первичной группе, состоящей из двух родителей («естественных» или законных) и, по крайней мере, одного ребенка, находящегося на их иждивении, причём все они связаны чувствами семейственности. Он может быть также отнесен к женатым или неженатым парам без детей, к группе, состоящей из одного родителя (независимо от того, состоял ли он первоначально в браке или нет) и детей, если другой родитель неизвестен, умер, дезертировал или исчез дру­гим образом, к группе детей, живущих вместе, которые имела первоначально одного или двух родителей, к супругу с не­сколькими законными супругами или без них, к группе род­ственников и их детей, которые ведут одно хозяйство.

Под структурой семьи в современной социологической ли­тературе подразумевается способ обеспечения единства ее ос­новных элементов, т.е. составляющих ее половозрастных групп и отдельных лиц. Характер семейной структуры определяется в конечном счете социально-экономическими условиями жиз­ни. Изменения в составе, структуре и функциях семьи являют­ся неотъемлемой и во многих отношениях основной частью социокультурных различий на всем земном шаре. Такие изме­нения отнюдь не легко поддаются объяснению. По-видимому, не существует однозначных связей между социальным обли­ком семьи и социально-экономическим и техническим разви­тием общества. Весьма похожие типы семьи наблюдаются в совершенно различных обществах, и наоборот. Хотя нет со­мнения в том, что общие социально-экономические и техноло­гические условия жизнедеятельности оказывают глубокое влия­ние на форму семейной организации.

В частности, американский исследователь вопросов семьи Д. Мурдок выявил, что «семейное ядро», т.е. «элементарная» или «простая» семья, состоящая из мужчин, женщин и их социально признанных детей, представляет собой повсеместно существую­щий «строительный материал» всех человеческих общин, всех сообществ. Несмотря на то, что некоторые функции семьи могут выполняться другими лицами и даже социальными структурами (например, родственниками, воспитателями, опекунами), семей­ное ядро остается парадигматическим институтом наибольшего социального значения для социологии семьи.

Изменения в структуре и функциях семьи, даже внезапные и революционные, являются вполне естественными в историче­ском развитии. Можно сказать, что они сопутствуют развитию индивидуального семейного ядра, где рождение ребенка, брак старших детей и их уход из семьи, другие радостные и печаль­ные события обычно вызывают внезапные и резкие изменения семейной структуры. Однако семья (не особая ее форма, а про­сто семья) оказалась чрезвычайно гибкой и приспосабливающейся к любым обстоятельствам системой. Именно семья является неотъемлемой частью всех социальных изменений, происходящих в обществе.

Индивидуальное семейное ядро обычно состоит из суп­ругов и детей в качестве совместно проживающей группы в течение примерно 20—30 лет. Изменения в средней продол­жительности жизни населения, регулирование размеров се­мьи самими супругами или обществом (например, в совре­менном Китае или Вьетнаме, где законом ограничивается рождаемость), а также другие демографические факторы мо­гут привести к существенным сдвигам цикла жизни семей­ных единиц. Однако неотъемлемой характерной чертой се­мейного ядра является то, что оно имеет начало и конец в течение продолжительности жизни одного из супругов, а именно, продолжительности жизни супружеской пары, ко­торая является его основателем.

Весьма распространенный тип современной семьи — нуклеарная семья, сведенная к естественному ядру: жена, муж и дети с добавлением одного или двух родителей супругов. Такая семья характерна для большинства стран Европы, США, Рос­сии и др. Этот вариант семьи, очевидно, является импровиза­цией в семейной организации, которая возникла как попытка справиться с некоторыми типичными для современной промышленно-городской цивилизации проблемами.

Форма семьи, имеющая важное историческое значение и все еще сохраняющаяся, особенно в сельской местности, — это большая неразделенная семья (объединенная семья), состоя­щая из нескольких семейных групп. Расширенная семья пред­ставляет собой вариант неразделенной семьи, которая отлича­ется тем, что учредительные группы могут жить врозь. Однако они обычно расселяются по соседству и принимают участие в некоторой общей деятельности (например, обработке земель­ных участков).

Со структурой .семьи тесно связаны порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и традиции, а также ее взаимоотношения с Другими семьями и со всем обществом.

Социальные функции семьи имеют два основных источни­ка их возникновения: потребности общества и потребности са­мой семейной организации.

Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием

одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин­ститут, семейная группа, выполняющая определенную соци­альную задачу. Можно выделить следующие основные функ­ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

— рекреационная функция, связанная с физическим поддержанием членов семьи путем обеспечения их пищей, одеждой, жильем и т.д.;

— функция воспроизводства потомства путем деторождения или усыновления.

Функция воспроизводства является, очевидно, не чисто биологической, а, скорее, биосоциальной, если иметь в виду как факт регулирования рождаемости и планирования семьи, так то, что детопроизводство предполагает воспроизведение в новом поколении всего богатства социальных отношений и духовных ценностей общества. Следовательно, функция воспроизводства имеет не только материальные, но и духовные основания. Эта функция носит комплексный характер, так как в «снятом виде» содержит некоторые другие функции.

Функция социализации детей способствует выполнению ими определенных социальных ролей в обществе, интеграции детей в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно -экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ми, т.е. с рекреационной функции.

Хозяйственно-экономическая функция семьи всецело связана с материальной стороной, однако, как и другие функции, детерминируется господствующей в обществе культурой образа жизни и отношений. Возрождение в России института частной собственности, развитие индивидуально-трудовой деятельности и фермерского хозяйства в значительной степени делает семью, как и до революции 1917 года, производственной единицей, восстанавливает хозяйственно-экономическую функцию.

Указанные функции выполняются семьями в зависимости от типа, возрастного состава семьи, материальных условий ее жизнедеятельности, ценностных стандартов супругов на про­тяжении их жизни. Эффективность решаемых семьей задач связана также с ее местом в социальной стратификации и ха­рактером деятельности других социальных институтов, при­званных обеспечить социальную поддержку семьи.

Являясь ячейкой общества, семья реагирует на все соци­альные изменения, происходящие в нем. Поэтому дезоргани­зация в обществе приводит к аналогичным процессам в струк­турно-функциональной деятельности семьи, что выражается в росте разводов, конфликтов, снижении воспитательной дееспо­собности, а также качества выполнения социальных ролей.

Семья в процессе социализации готовит детей к выполне­нию семейных ролей. И. С. Кон пишет, что понятие социаль­ной роли является центральным при анализе социальных взаи­модействий. Изучение социальных ролей в семье позволяет вы­явить происходящие в ней социальные изменения, конкрети­зировать вопрос о функциях семьи и связанных с ними соци­альных конфликтах.

В социальной психологии понятие социальной роли интер­претируется как «позиция, т.е. положение, которое занимает человек в конкретной социальной системе». В семейной группе позиции имеют мать, отец, жена, муж, дети, бабушка, дедуш­ка и т.д. Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определенную позицию, вы­полняет свою социальную роль, а с другой стороны, насколько «ролевое поведение» соответствует «ролевым ожиданиям» чле­нов семьи по отношению друг к другу.

Социологию семьи интересуют вопросы: кому принадле­жит верховная власть в семье? кто обеспечивает материальное положение семьи? кто готовит? кто воспитывает детей? и т.д. Ответы на эти вопросы помогают получить представление о диф­ференциации ролей членов семейной группы.

Если мы попытаемся проанализировать содержательную сторону ролевых позиций, то из-за их многообразия сделать это в рамках учебника не удастся. Поэтому рассмотрим толь­ко методологические проблемы. Когда мы представляем се­мью, то, как правило, имеем в виду лишь «семейное ядро»:

мужа и жену, которые должны иметь разные, частично со­вместимые и частично дополняющие, но справедливо разде­ляемые обязанности и права супругов. Однако в реальности дело обстоит сложнее. В частности, в работах российских уче­ных А.Г. Харчева (1921-1987) и М.С. Мацковского (р. 1946) показан противоречивый характер выполнения профессиональ­ных и семейных ролей женщинами, несущими двойную на­грузку — дома и на работе.

Можно утверждать, что и в обществе, и в семье женщина до сих пор подвергается дискриминации. Часто этому способ­ствуют и сами женщины, предъявляющие требования к доче­рям, чтобы они помогали по дому, тогда как сыновья ведут праздный образ жизни. Такими установками общество (в лице мужчин и самих женщин) как бы закрепляет дальнейшую дис­криминацию в отношении женского пола. Если проанализиро­вать социологические данные, то наиболее наглядной формой дискриминации является характер распределения домашней работы в семье. Хотя в исследованиях последних трех лет фик­сируется более равномерное распределение домашних обязан­ностей, проблема до сих пор остается открытой.

Другой важный аспект ролевой дифференциации — приня­тие решений в семье и тесно связанная с ним проблема распре­деления власти между членами семейной группы, в том числе координация ролей. Под последней мы понимаем распределе­ние обязанностей по обслуживанию семьи (например, в совре­менной вьетнамской семье муж до сих пор является единствен­ным хозяином и распределяет все работы по дому).

Итоги наших рассуждений можно представить в виде сле­дующей шкалы:

  1. Распределение работ по дому: а) по принципу пола, б) нейтральное.

2. Принятие решений по семейным вопросам: а) автократическое, б) демократическое.

3. Распределение власти: а) иерархическое, б) сбалансированное ролевое.

4. Координация ролей: а) специализированная (одно­значно выполняемые роли), б) совместное (кооперативное) выполнение хозяйственно-быто­вой роли.

В этой шкале крайний «идеальный тип» традиционной семьи можно характеризовать следующим образом: 1а-2а-За-4а, т.е. сильная связь по признаку пола в домашней ра­боте, строгое, авторитарное принятие решений, строгое ие­рархическое распределение власти, специализированное выполнение ролей. Крайний «идеальный тип» современной демократической семьи выглядит следующим образом: 1б-2б-3б-4б, т.е. весьма нейтральное распределение работ по дому, совместное принятие решений, сбалансированное распределение власти, кооперативное взаимодействие меж­ду членами семьи.

Анализ социологической информации показывает, что в современном цивилизованном мире идет процесс постепенно­го удаления от традиционного типа семьи и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех обществен­ных системах, наблюдаемую тенденцию можно считать про­грессом в семейных отношениях.

Известный американский социолог У. Гуд определяет се­мейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».

В качестве главных форм семейной дезорганизации вы­ступают:

1. Неполная семейная группа, незаконнорожденность. Хотя о такой семейной группе нельзя говорить, что она распалась — она никогда не существовала, — незаконнорожденность может все-таки расцениваться как одна из форм семейной дезорганизации. Во-первых, потому, что отец-муж не может выполнять своих ролевых функций по отно­шению к матери и ребенку, как они предписаны обществом. Во-вторых, потому, что не выполняются роли члена семьи как отца, так и матери по отношению к социальному кон­тролю, что является косвенной причиной незаконнорожденности.

2. Распад семьи из-за намеренного ухода одного из супру­га; аннулирование брака, разделение, развод, дезертирство. Сюда можно отнести и заброшенность семьи, когда человек использует различные предлоги, чтобы находиться вне дома длительный срок.

3. Семья «как пустая оболочка», когда супруги живут вме­сте, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом, неспособны выполнять свои ролевые обязанности в области взаимной эмоциональной поддержки, в том числе и сексуальных отношений.

4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями:

смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т.д.

5. Внутренние катастрофы, связанные с физической пато­логией одного из супругов или детей; неизлечимые психиче­ские болезни супругов, умственная отсталость детей.

Данная классификация позволяет утверждать, что се­мья, как и другие социальные институты, является создате­лем ролей, а их выполнение — обязательным атрибутом ее существования.

Сравнительные данные статистики за 10 лет показыва­ют, что в России распадается примерно каждый третий, а в больших городах и второй брак. Из разводящихся только около 40 % мужчин и 30 % женщин вступают в повторные браки, остальные люди, как правило, остаются одинокими. Среди мотивов разводов, проанализированных в рабо­тах отечественных социологов А.Г. Харчева, М.С. Мацковецкого, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых мест занимает пьянство или наркомания одного из супругов, конфликты и скандалы, плохие отношения с родственни­ками мужа или жены и их вмешательство в отношения мо­лодой семьи, измена мужа или жены, сексуальная несо­вместимость. В указанных мотивах необходимо выделить общую доминанту — отсутствие у супругов должной соци­ально-психологической подготовки к браку, выполнению семейных ролей.

Предпосылками удачного брака являются позитивные со­циально-психологические свойства личности, устойчивое со­циальное и материальное положение супругов, высокий уро­вень их культуры и сексуального согласия. Отсюда вытекает проблема подготовки молодежи к браку; ее серьезное отноше­ние к обязанностям будущих супругов является непременным условием благополучной семьи.

studfile.net

3. Семья как важнейший социальный институт.

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — зто исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в первый брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — как правило, мух имеет право иметь несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими осо-бенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *