Семья в жизни человека и человечества – Методическая разработка (11 класс) по теме: Час общения «Семья в жизни человека»

Роль семьи в жизни человека

Роль семьи в жизни человека

«Любовь к родине начинается с семьи» — эти слова, сказанные некогда философом Френсисом Бэконом, наглядно показывают какую большую роль играет семья в процессе становления в обществе. Если учитывать, что человек сам по себе существо социальное, нетрудно догадаться, что именно семья, как самая маленькая ячейка общества, и является основой дальнейших взаимоотношений с целой системой.

Впрочем, роль семьи в социализации, которая, как известно, является процессом длинною в жизнь, трудно переоценить. Именно семья – это наше первое общество. В ней мы проводим первые годы, во время которых закладываются жизненные ценности и приоритеты, а также формируются нормы социального поведения. Первые три года становления человека, как личности, проходит в окружении семьи. И именно роли членов семьи являются основной отправной точкой социализации человека, где «первой скрипки» играют родители, а также те, кто подсознательно взял на себя эту роль. Так, к примеру, в некоторых неблагополучных семьях дети получают большую заботу от других членов семьи (сестер, братьев, бабушек и дедушек). От того, какие взаимоотношения сложились у нас в семье, зачастую зависят наши дальнейшие требования от мира и будущего. Причем, влияние семьи оказывается во всех случаях, будь то положительные или отрицательные взаимоотношения.

Роль семьи в жизни современного человека

Основной тенденцией, которую можно наблюдать сегодня, и которая является побочным эффектом технической революции и убыстрения темпа жизни, является отстраненность семьи от воспитания, как такового. Занятые родители рано отдают детей в руки нянек, воспитателей детский садов, в мир компьютерных игр, планшетов и телефонов. Ребенок проводит свой досуг не вместе с родителями или друзьями во дворе, его планета погружается в мир одиночества и виртуальной реальности. Не смотря на это, даже «дыра» в общении формируется в определенные нормы социального поведения для каждого человека. Кроме того, исследователи говорят о постепенном изменении модели современной семьи, а значит, и общества в целом.

Традиционные ценности постепенно уступают место новым. Увеличение числа разводов и низкая рождаемость на фоне повышенной рождаемости вне брака, то есть изначальное вхождение ребенка в неполную ячейку своего первого общества – все это играет свою роль. Не смотря на это, тактики семейного воспитания тактики семейного воспитания остаются почти неизменными:

  • первая – это диктат, когда взрослые подавляют желания детей, обрезая любые, по их мнению, отклонения ребенка от своих взглядов, как садовник ветки, формируя его личность на свой лад;
  • второй тип можно охарактеризовать, как сотрудничество. Это совместное развитие, деятельность и времяпрепровождение. В данном случае роль семьи в жизни маленького человека можно назвать самой здоровой и правильной;
  • опека. Детей, выращенных в условиях гиперопеки, мы обычно называем «тепличными». Родители пытаются оградить свое чадо от реалий мира, который считают враждебным. В данном случае у ребенка складывается либо идеализированное отношение к миру, и он становится абсолютно беспомощным,Роль семьи в обществе
    либо возникает желание погрузиться во всю ту «грязь», от которой его охраняли родители. В качестве протеста;
  • тактика невмешательства. Родители не вмешиваются в проблемы ребенка, считая, что подобный подход подарит ему самостоятельность и научит ориентироваться во взрослой жизни.

Какой бы стиль воспитания не выбрали родители для своего ребенка, им стоит помнить, что ребенок приходит в этот мир, для того, чтобы научить нас, показать наши внутренние проблемы, отражая их, как зеркало. Поэтому необходимо помнить, что от того, какой климат в вашей семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка в социуме.

 

«Роль семьи в жизни человека»

Автор Надежда На чтение 53 мин. Просмотров 610

Семья – это наша опора и защита. В любых ситуациях мы рассчитываем на ее поддержку, поэтому отношения в семье должны быть теплыми и доверительными.

«На чем строятся взаимоотношения в семье» — сочинение

Вариант 1

Когда человек приходит в этот мир, первые, кто его окружают – это его семья. Они заботятся о нем, растят и воспитывают, прививая моральные нормы и создавая установки на будущее. Ребенок смотрит на поведение и взаимоотношения своих родных и потом копирует их. Часто это происходит бессознательно.

Бывают семьи, где внимание воспитанию новых членов не уделяется вовсе. Тогда ребенок растет как бы сам по себе. В качестве примера для подражания он выбирает героев с телеэкрана или старших товарищей. Редко когда из этого выходит что-нибудь хорошее. Так или иначе, каждый ребенок привязан к своим родителям, и если он не получает от них внимание и любовь, это оставляет неизгладимый след в его душе на всю оставшуюся жизнь.

Хорошим примером нездоровых семейных отношений может стать произведение . Там молодая девушка попадает в семью мужа, которой заправляет его деспотичная мать. Она обижает невестку, а муж не может ее защитить. Недостаток любви и понимания приводит к измене жены, а после – к самоубийству. Это показывает, какую большую роль в жизни человека играет климат в семье.

Еще один пример – это семья Наташи Ростовой и Пьера Безухова из «». Создание здоровой и крепкой семьи стало логическим завершением духовных исканий этих героев. Они обрели в этом счастье и смысл жизни. Каждый из них смог осознать и выполнить свое предназначение.

Очевидно, что переоценить роль семейных отношений в человеческой жизни сложно. Это важная часть бытия, которой нужно уделять не меньше, а может и больше внимания, чем карьере, успеху и деньгам. Потому что материальные блага приходящие и уходящие, а семья – это вечная ценность.

Вариант 2

Без хороших взаимоотношений в семье невозможно счастье никакого человека. Даже если мы находимся очень далеко от своих родных нам все равно хочется всегда знать о том, что они нас любят и одобряют. Но что же нам нужно сделать, чтобы достичь настоящего взаимопонимания между разными поколениями?

Для того, чтобы атмосфера в нашей семье была уютной и благоприятной очень важны любовь и уважение, а также взаимная терпимость к тем взглядам друг друга, которые мы не разделяем. Именно таковые условия являются жизненно необходимыми для понимания в семье, состоящей из представителей различных поколений. Если их удается достичь, то тогда в семейной жизни наступает полная гармония, поскольку и родители, и их дети учатся как сотрудничать между собою, та

Информационный час. Роль семьи в жизни человека и общества

Притча. Жила — была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

 СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,

 СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,

 СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил: — И МИРА тоже.

— Как вы думаете, в чем смысл притчи? Какое отношение притча имеет к нашему уроку? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Запись темы урока (слайд1)

—  Вспомним пословицы и поговорки о семье:

«Вся семья вместе, так и душа на месте», «На что и клад, коли в семье лад», «Семья крепка ладом», «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Дерево держится корнями, а человек семьей», «В хорошей семье хорошие дети растут», «В дружной семье и в холод тепло», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»

Какие знания мы должны с вами сегодня сформировать?

Сегодня на уроке мы с вами выясним: (слайд 2)

1.что такое семья

2.зачем нужна семья

3. какие бывают семьи

4. как государство заботится о семье

Определение семьи

Что же такое семья? У поэтов определение семьи звучит так:

Моя семья — мое убежище.
Моя берлога — крепость, лежбище.

Маяк заметный среди шторма.
Мое спасение от бури.

Мой верный поводырь и страх.
Мой светлый мир, где мне не ведом страх.

– А какие ассоциации у вас возникают, когда я говорю слово семья ? (ответы уч-ся)

Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи — бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботиться, о нем тоже никто не проявит заботу.

— Что объединяет членов семьи?

1.Любят и уважают друг друга.

2. Живут в одном доме.

3. Ведут общее хозяйство.

4 .Объединяют доходы и расходуют их сообща.

5. Совместно воспитывают детей.

6. Вместе проводят свободное время.

— На каких чувствах, отношениях строится семья? (ответы уч-ся)

— Правильно, ребята, семья строится на любви, уважении, взаимопонимании, взаимопомощи, терпении, умении прощать и т.д.

—  Давайте попробуем дать определение семьи (слайд3)

Семья 

– это группа людей, состоящих в родстве (кровном или брачном), которые связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Ещё можно добавить, что семья – это группа лиц, живущих на одной жилплощади, ведущих совместное хозяйство. (Запись в тетрадь)

— На протяжении всей жизни человек входит в состав множество самых разных групп – своих сверстников, друзей, школьный класс, спортивная секция и другие. Эти группы могут быть разными и меняться по своему составу. И только семья  остаётся той группой, которую человек не покидает. — Семья — одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности.

Функции семьи

Семья зародилась в первобытном обществе, прошла долгий путь своего становления, но всегда играла большую роль во взаимоотношениях людей

 и выполняла разные функции.

Давайте посмотрим, какова роль семьи в обществе. Зачем люди создают семьи? (ответы уч-ся)

Какие функции выполняет семья:

1. Обеспечивает продолжение человеческого рода.

2. Занимается воспитанием детей.

3. Удовлетворяет духовные и физические потребности человека.

4. Организует домашнее хозяйство.

5. Заботится о малолетних и престарелых членах семьи.

Основное назначение семьи – это вырастить детей, дать им образование и помочь определиться в жизни

Какие бывают семьи.

-Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек. 

Задам сейчас задачу я 
Послушай, вот моя семья: 
Дедуля, бабушка и брат. 
У нас порядок в доме, лад. 
И чистота, а почему? 
Две мамы есть у нас в дому, 
Два папы, два сыночка, 
Сестра, невестка, дочка, 
А самый младший – я, 
Какая же у нас семья? (Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

— Семьи, в которых живут родители и дети называют двухпоколенными, а если в семье живут еще бабушки и дедушки, такие семьи называют трехпоколенными. 

— А как называют семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки? (четырехпоколенная)

А как называют семью, в которой живут только муж и жена без детей? (однопоколенная)

— А какие еще бывают семьи?

По составу семья бывает:

полная — это семья, где есть оба родителя и хотя бы один ребенок.

неполная – семья только из одного родителя или семья, состоящая только из родителей без детей.

По числу детей семьи бывают малодетные (1-2 ребенка) и многодетные (3 и более ребенка)

По стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего возраста, пожилая пара.

— Ребята, семьи различаются даже по географическому признаку: сельская и городская.

— Ребята, каждый из вас из какой семьи?

Выводы. Главная особенность семьи – это чувство любви и привязанности, объединяющее всех ее членов.

Каждая семья живет своим миром, своим маленьким обществом. Но из маленького всегда получается что-то большое, значимое.

Государство и семья 
Семья важна и дорога каждому человеку. Высшей ценностью для государства является человек. То, что важно для человека, должно быть важно и для государства. Вот почему семья находится под защитой государства.

— А как вы считаете, государство заинтересовано в сохранении и укреплении семьи (ответы уч-ся)
— В Конституции РФ статья 38 (уч-ся читают текст) записано, что семья находится под защитой государства. В нашей стране приняты законы, которые помогают многодетным семьям, молодым семьям, малоимущим семьям. Работают государственные фонды и центры социальной помощи.

— В России принят Семейный кодекс РФ, который регулирует семейные отношения. Это еще один закон, который специально защищает права и интересы детей. Семейный кодекс содержит 170 статей, но мы рассмотрим только то, что касается несовершеннолетних. (слайд)

Семейное право наделяет детей не только правами. Они должны нести и обязанности. Например, став взрослыми, дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Подведение итогов.

— Завершить нашу тему я предлагаю стихотворением (рассказывает весь класс)

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья — это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья — это сложно!
— Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
— Ребята! Так что является опорой в нашей жизни?

Семья как социальный институт и ее роль в жизни человека :: SYL.ru

Семья как социальный институт

семья как социальный институт

Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны регистрацией брака, общими детьми, совместным ведением домашнего хозяйства, общими духовными ценностями. Она известна с давних-давних времен. Семья как социальный институт берет на себя определенные функции. Безусловно, самой важной является репродуктивная. Благодаря этой функции человеческая общность размножается. Таков закон природы. Но и сами родители, как правило, хотят иметь детей. Они сознательно идут на этот шаг. Поэтому следующая функция семьи — воспитательная: родители отвечают за адаптацию детей в обществе. Далее эмоциональная: члены «ячейки общества» помогают друг другу в тяжелые минуты жизни, осуществляют психологическую поддержку. В основе экономической функции лежит то, что работающие члены этой социальной группы должны обеспечивать всем необходимым несовершеннолетних и нетрудоспособных. Социально-статусная предполагает передачу другим членам семьи своего социального статуса; досуговая – проведение свободного времени совместно, чтобы развивать, обогащать знаниями, опытом каждого: и родителей, и детей. И еще существует важнейшая функция — функция духовной близости. Любовь и желание быть счастливым становятся причиной брака, а не желание размножаться или возможность извлечь из женитьбы (замужества)  какие-либо экономической выгоды. Итак, семья как социальный институт — важнейшая составляющая нашего общества, его «ячейка».

Типология семьи

типология семьи

Существует множество критериев, по которым семьи разделяют на типы. Одна социальная группа может входить сразу в несколько подвидов по разным показателям. Жизнь меняется, меняются и семейные ценности, поэтому со временем возникают все новые типы, по которым могут классифицироваться «ячейки общества».

По составу

По составу семьи делятся на сложные и нуклеарные. Последние в нашей жизни встречаются чаще всего. При наличии двоих супругов и детей речь идет о полной нуклеарной семье. Если с детьми проживает один из родителей,  «ячейка общества» называется неполной. Сложная семья состоит  из многих поколений (как правило, дети — родители — бабушки и дедушки).

По наличию детей и их количеству

Обычно выделяют: многодетные, малодетные, бездетные, однодетные семьи.

По «возрасту»

Существуют такие типы семей: молодожены, семья молодая, пожилая и т.д.

По месту жительства

Часто говорят о городских или сельских «ячейках общества».

Роль семьи в жизни человека

роль семьи в жизни человека

Человек рождается и сразу становится членом семьи и общества. Вся жизнь взрослых вращается вокруг маленького существа. Родители для ребенка являются образцом для подражания; все, что происходит в семье, воздействует на душевное состояние растущего малыша. Жизнь продолжается, ребенок становится взрослым, находит свою половину. Кто-то с первого раза, кто-то повторяет попытку несколько раз, но каждый стремится жить там, где ему комфортно во всех отношениях. Необходимо, чтобы семья как социальный институт, несла в общество свои ценности, тогда большинство «ячеек общества» в нашей стране станут многодетными, и, возможно, демографическая ситуация в России перестанет быть такой критичной.

Роль семьи в жизни человека и общества

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Роль семьи в жизни человека и общества

1) Понятие о семье.

2) Основные типы семейных отношений:

а) кровнородственные;

б) брачные.

3) Основные этапы формирования семьи.

4) Особенности семьи:

а) семья как малая группа;

б) семья как социальный институт.

5) Основные типы семьи:

а) патриархальная;

б) партнерская.

в) нуклеарная;

г) поколенная.

6) Функции семьи:

а) досуговая;

б) воспитательная;

в) эмоционально-психологическая;

г) хозяйственная;

д) статусная и т.д.

7) Особенности семьи в современном обществе.

Общественные отношения и их виды

1) Понятие общественных отношений:

а) в широком смысле;

б) в узком смысле.

2) Человек как универсальный субъект общественных отношений.

3) Классификация общественных отношений по основным сферам

жизни общества:

а) экономические;

б) социальные;

в) политические;

г) духовные.

4) Содержание каждого вида общественных отношений.

5) Значение общественных отношений для формирования общественной целостности.

Общество как целостная система

1 Понятие общества

2. Основные функции общества

3 Особенности общества как саморазвивающейся системы

4. Типы общества

а)традиционное

б)индустриальное

в)пост-индустриальное

5.Основные подсистемы общества — сферы общественной жизни

а) экономическая

б) социальная

в) политическая

г) духовная

Формы государства

1. Что такое форма государства?

2. Формы правления:

а) монархия

б) республика

3. Форма государственного территориального устройства:

а) унитарное

б) федеративное

в) конфедеративное

4. политические режимы:

а) демократический

б) авторитарный

в) тоталитарный

Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности

1) Угрозы и вызовы современного человечества

2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

3) Особенности терроризма на современном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных электронных сетей и средств.

4) Проявления террористической деятельности.

5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

Экологический кризис как глобальная проблема современности

1) Основные глобальные проблемы человечества:

а. проблема плохой экологии

б. демографическая проблема

в. диспропорция экономического развития («богатый север-бедный юг»)

г. угроза 3 мировой войны

д. международный терроризм

е. распространение алкоголизма и наркомании

2) Экологический кризис как одна из самых острых проблем

3) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами

3) Причины экологического кризиса:

а. нерациональное распределение и использование ресурсов

б. неприменение или недостаточное применение новых технологий

в. отсутствие альтернативы природным ресурсам

г. недостаточное количество мероприятий по защите экологии

д. недостаточная пропаганда экологической проблемы среди населения планеты

4) Проявления и последствия экологического кризиса:

а. снижение качества жизни и здоровья населения

б. угроза экологической катастрофы

5) Пути преодоления экологического кризиса:

а. выработка новых, высокотехнологичных способов ведения хозяйства

б. защита и очистка окружающей среды

в. международное экологическое сотрудничество

Этнос

1. Понятие этноса (Что такое этнос?)

2. Виды этносов:

А) род

Б) племы

В) народность

Г) нации

3. Национальные интересы

4. Меж.ныциональные отношения

А) сотрудничество

Б) конфликт

150 Социальные статусы и роли 1.Понятие

2.Статусный и ролевой набор

3.Виды статусов

а)предписанный стат.

б)достигаемый стат.

4.Престиж и авторитет

5.ролевой конфликт

а)межролевые

б)личностно ролевые

в)внутреролевые

6.Социализация личности

7.Статусные символы

Социальный институт

1. Определение социального института

2. основные комплексы социальных институтов:

а) экономические

б) политические

в) социальные

г) институты, действующие в духовной области

3. Ключевые социальные институты:

а) семья

б) власть

в) наследование

г) собственность

4. Признаки социальных институтов

5. Функции социальных институтов

6. Роль социальных институтов в жизни общества

Многовариантность общественного развития

1. Пути общественного развития

а) революция

б) реформа

в) эволюция

2. Стадии развития общества:

а) доиндустриальная

б)индустриальная

в) постиндустриальная

3. Понятия инновация, модернизация

4. Подходы к изучению общественного развития:

а) формационный

б) цивилизационный

Общество как сложная динамическая система

1. Понятие «общества»

— в широком смысле

— в узком смысле

2. Подсистемы общества

— экономическая

— социальная

— политическая

— духовная

3. Классификация обществ

— письменные и дописьменные

— традиционное, индустриальное, постиндустриальное

— первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое

4. Виды общественных отношений

— материальные

— духовные

5. Роль межличностных отношений в мире

Типы обществ

1. Классификация типов обществ

2. По наличию письменности

а) Письменные

б) Дописьменные

3. По уровню развития

А) Развитые

Б) Развивающиеся

В) Отсталые

4 По К. Марксу (формации)

А) Первобытное

Б) Рабовладельческое

В) Феодальное

Г) Капиталистическое

Д) Коммунистическое

5. По У. Ростоу

А) Традиционное (аграрное)

Б) Переходное

В) Стадия сдвига

Г) Стадия зрелости

Д) Общество высокого массового потребления

6. По Д. Беллу, А. Тоффлеру

А) Доиндустриальное

Б) Индустриальное

В) Постиндустриальное

Глобализация

1. Понятие глобализация

2. Основные причины

2.1. Переход от индустриального общества к постиндустриальному

2.2. Переход от централизации экономики к децентрализации

2.3. Переход от национальной экономики к мировой

2.4. Переход от альтернативности выбора к его многообразию

2.5. Использование новых коммуникационных технологий, в том числе интернет

3. Основные направления проявления

3.1. Глобализация финансовых рынков

3.2. Деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру

3.3. Экономическая интеграция в рамках отдельных регионов

3.4. Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах

4. Последствия глобализации

4.1. Позитивные

а. Стимулирующее влияние на экономику

б. Сближение государств

в. Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике

г. Возникновение социокультурного единства

4.2. Негативные

а. Насаждение единого стандарта потребления

б. Создание препятствий для развития отечественного производства

в. Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран

г. Навязывание определенного образа жизни

д. Оформление идеи соперничества

е. Утрата специфических черт национальной культуры

5. Роль и место глобализации в жизни общества

Социализация личности

1) Что такое социализация?

2) Виды деятельности, оказывающие влияние на социализацию

личности.

3) Социализация через всю жизнь

а) от младенчества до молодости

б) освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте

в) продолжается ли социализация в старости?

4) Институты (агенты) социализации:

а) значение семьи в первичной социализации;

б) роль образования в социализации личности;

в) какой опыт передают сверстники;

г) СМИ как агенты социализации.

5) Значение социализации для личности

223 Социальное государство 1. Понятие социального гос-ва

2. Признаки социального гос-ва

а)демократическая организация гос. власти

б)высокий нравственный уровень граждан

в)социально ориентированная структура экономики

3. Функции социального гос-ва

а)охрана труда и здоровья людей

б)сглаживание социального неравенства

в)поощрение благотворительной деятельности

4. Проблемы развития и совершенствования социального гос-ва

230 Проблемы познаваемости мира 1.Различные подходы к проблеме познаваемости мира

а)Признание познаваем.мира(обьективный ,субьективный)

б)отрицание познаваем.мира(скептицизм,агностицизм)

2.Формы чувств познания

а)ощущение

б)восприятие

в)представление

3.Основные формы рационального познания

а)понятие

б)суждение

в)умозаключение

4.Познание как вид деятельности

а)житейский

б)научный

Общественный прогресс

1.Понятие «общественный прогресс»

2.Развитие взглядов на направленность общественного прогресса:

а)французские просветители

б)религиозные чтения

в)Платон,Аристотель,Вико,Тойби

г)современные исследователи

3.Критерии:

а)уровень развития производительных сил

б)совершенствование нравственности

в)прогресс науки и техники

г)развитие человеческого разума

д)возрастание степени свободы

4.Общественный прогресс и современное общество

Социальная мобильность

1) Социальная стратификация, понятие, основные критерии.

2) Социальная мобильность, понятие, виды:

а) горизонтальная;

б) вертикальная восходящая;

в) вертикальная нисходящая.

3) Социальные «лифты»:

а) армия;

б) церковь;

в) школа.

4) Маргинализация, понятие, предпосылки.

5) Люмпенизация, понятие.

6) Роль социальной мобильности в жизни общества.

Свобода и ответственность

1.Свобода в деятельности человека:

а)свобода личности — важнейшая ценность цивилизации;

б)»свобода есть осознанная необходимость»;

в)категория свободы в филосовских исканиях человечества.

2.Ответственность — важнейший регулятор деятельности человека:

а)сознательное следование установленным нормам;

б)оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих;

в)принципы и убеждения.

3.Свобода и ответственность в свободном обществе.

Социальность индивида

1. Понятие социализации.

2. Задача и функция социализации.

3. Факторы социализации по А.Мудрику

а)мегафакторы

б)макрофакторы

в)мезофакторы

г)микрофакторы

4. Виды и агенты социализации:

5. Механизмы социализации

а)Социально-психологические механизмы

*Импринтинг*Экзистенциальный нажим*

*Подражание*Рефлексия*

б)Социально-педагогические механизмы

6. Факторы, способствующие успешной социализации.

«Деятельность – основа существования и развития общества.»

I. Понятие деятельности

II. Отличие деятельности людей и животных

III. Структура деятельности

1. понятие субъекта

2. понятие объекта

3. понятие цели

4. понятие результата

IV. Мотивы деятельности

1. потребности

2. социальные установки

3. убеждения

4. интересы

V. Безисные потребности по А.Маслоу

VI. Основные виды деятельности

Роль семьи в жизни человека и общества

1) Понятие о семье.

2) Основные типы семейных отношений:

а) кровнородственные;

б) брачные.

3) Основные этапы формирования семьи.

4) Особенности семьи:

а) семья как малая группа;

б) семья как социальный институт.

5) Основные типы семьи:

а) патриархальная;

б) партнерская.

в) нуклеарная;

г) поколенная.

6) Функции семьи:

а) досуговая;

б) воспитательная;

в) эмоционально-психологическая;

г) хозяйственная;

д) статусная и т.д.

7) Особенности семьи в современном обществе.




Методическая разработка (11 класс) по теме: Час общения «Семья в жизни человека»

Медведева Надежда Алексеевна, МОУ «Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1»

Час общения на тему: «Семья в жизни человека»  11 б класс

Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.

Задачи: 

  1. воспитывать уважительное отношение к понятию «семья».
  2. развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.

Предварительная подготовка:

  1. Ребята подбирают пословицы и поговорки по теме «семья»;
  2. Готовят плакаты, связанные с темой «семья».
  3. Предварительный опрос родителей, родственников, педагогов:
  1. Счастливы ли вы в своей семье?
  2. Представляете ли вы свою жизнь без семьи?
  3. Что дает человеку семья, по вашему мнению?
  1. Предварительные проблемные вопросы для обсуждения за круглым столом:
  1. история возникновения слова «семья», его магнетизм;
  2. условия, при которых семья не может существовать;
  3. почему по статистике холостые мужчины и незамужние женщины живут меньше, чем семейные люди?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н. Толстой

«Я твердо убежден в том, что семья – это та сказочная пена

морская из которой рождается красота»

В.А. Сухомлинский

Звучит фонограмма «Родительский дом» муз. Шаинского, слова Рябинина.

I.Кл. руководитель на фоне музыки читает:

Зерно прозревает в земле,

Дитя прозревает в семье.

В семье человек вырастает,

И все, что потом обретает,

Приходит к нему не извне…

Учись в человеческой жизни

Служить и семье и Отчизне.

                                         А. Рева

Рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет: счастливой и не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»?  (учащиеся называют ассоциации по цепочке)

Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Семья – это группа совместно проживающих близких родственников. (Определение толкового словаря). 

Семья – это особый мир, где сплелись в единое целое, все стороны человеческой деятельности: отношений, мыслей, чувств близких людей.

Семь Я – дочь (сын), внучка (внук), сестра (брат), жена (муж). В семье каждый из нас имеет множество воплощений, исполняет несколько ролей по сути, решительно отличающихся друг от друга и т.д.

Кл. руководитель:  Каковы же функции семьи?  

Основное назначение семьи – удовлетворение определенных потребностей (общественных, групповых и индивидуальных). Это репродуктивная, хозяйственно-экономическая, организация досуга и отдыха, коммуникативная и воспитательная.

II. Анализ предварительного опроса родителей, родственников, педагогов.

  1. Счастливы ли вы в своей семье?
  2. Представляете ли вы свою жизнь без семьи?
  3. Что дает человеку семья, по вашему мнению?

III. Исторические сведения

Ученик:  С давних времен людей волновали вопросы семейных отношений. В 16 веке в России появился «Домострой». Книга, в которой имелись вещи весьма полезные, давались поучения и наставления всякому христианину: и мужу, и жене, и детям. В ней шла речь об ответственности супругов друг за друга, за своих детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи. В 22 главе, которая называется «Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им и утешать их во всем» написано:

«Чада, вслушайтесь в заповеди господни, любите отца своего и мать свою и слушайтесь их и повинуйтесь им божески во всем, старость их чтите, и немощь их и страдание, всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними будете на Земле… Вы же дети , делом  и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и благотворят вас они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит»

IV. Классный руководитель:  Ребята, как вы думаете, при каких условиях не может существовать семья?      

Учащиеся работают в группах, разделив условия на три группы (психологические, материальные, нравственные).                                                                                

Психологические условия

Материальные условия

Нравственные условия

— несовместимость: характеров,  желаний ;

— отсутствие общих интересов;

— непонимание и неприятие привычек  другого

— отсутствие жилья;

— отсутствие постоянного источника доходов и т.д.

— недостаточная готовность принимать и понимать другого человека;

— принципиальные различия в жизненных и нравственных позициях;

— тайные планы и одиночные решения и т.д.

Статистические сведения: В течение 10 лет американские психологи проводили изучение 3 тыс. семей и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин.

Выводы: Каждая 5- ая семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5, 15, 20 лет совместной жизни. Холостые мужчины и незамужние женщины умирают чаще в 15 раз, чем люди в том же возрасте, но живущие в семье.

Учащиеся анализируют ситуацию.

Современная ситуация в России:

  1. Преобладает городская семья (73 % городское население)
  2. Нуклеарная  (малочисленная) – супруги +дети (1-2 ребенка) или только супруги
  3. Неполная  (каждая 7-ая)
  4. Семьи «повзрослели» (увеличился брачный возраст)
  5. Нестабильная  (много разводов)
  6. Усиление материнского влияния на детей, снижение отцовского ( «скрытая безотцовщина»).

V. Классный руководитель: Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверно поэтому семьи на Руси были дружными и большими. Мы нашли тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки.

 Ученики:                 Пословицы – это мудрость народа  

«Вместе дружно – не грузно, а врозь – хоть брось»;

«Чти отца с матерью – будет все на скатерти»;

«Мать лелеет, бабушка – жалеет, а дед с отцом уму – разуму учат»;

«Хорошие дети – радость, плохие дети – в тягость»;

«Свой своего над рекой потрясет, а в воду не бросит»;

«Лучше нет дружка, чем родная матушка»

«В гостях хорошо, а дома лучше»;

«Каково на дому, таково и самому»;

«Не нужен клад, когда в доме лад» и т.д.

Классный руководитель: В конце 19 начале 20 века в нашей стране жили такими семьями,  в которых могло быть 10, 20 и более человек. Представьте себе дом того времени: дедушки, бабушки, внуки, правнуки- все вместе и все друг другу помогают. Такой дом был настоящей крепостью и твердыней.

Ученик:  (Легенда) В давние времена жила одна удивительная семья. Семья огромная – сто человек, а в ней царил мир, любовь,  покой и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя, и он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился в этом, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» тогда старец взял бумагу и написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился, на листе было начертано сто раз одно и тоже слово – «понимание».

Ученик: (читает стихотворение)            

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли.

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей,

И все же – не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках,

Когда – то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».

                                                            Асадов

Кл. руководитель:  «Гордится славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной – есть постыдное малодушие»     А.С. Пушкин.

Всё это так.  Да вот беда, что забываем иногда, откуда мы, кто наши предки?  По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем поколении. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости». Ваш род станет заметен в истории уже тем, что в собранной  вами родословной хорошо и полно будут отражены поколения 20 века.          ( Говорим о том как составляется родословная).

Звучит отрывок песни «Родительский дом» муз. Шаинского, слова Рябинина.

Кл. руководитель: Родительский дом, родители, род …

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия «род» является  — племя, колено,  поколение,  потомство,  родня,  родственники и т.д.  

«Помню одно, князь Андрей; коли тебя убьют, мне старику больно будет…, а коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!»

— так напутствует сына один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Мы многое запретили бы себе делать и немало бы сделали, если бы никогда не забывали, что каждый из нас звено в цепи поколений. Ведь наши  дети  наследуют не только цвет наших  и волос, но и историю нашей жизни со всеми её достоинствами и просчётами.

VI. Что же главное во всякой семье?  Любовь и взаимопонимание. Но вспомните, ведь бывало и не раз, когда родители придя домой с работы, вместо «Добрый вечер! Как я рада тебя видеть! Слышали….. Что?  (отвечают учащиеся) Отсюда берутся проблемы «отцов» и «детей».   Проблемный сюжет  «Старик пенсионер» в исполнение учащихся

Автор.                                           

 За горами, за лесами, за широкими морями.

Скажем к слову, например,

Жил да был пенсионер.

У старинушки три сына.

Старший был почти мужчина!

Был подростком средний брат

Младший — был акселерат…

(Выходят братья.)

Братья те учились в школе,

Помогали отцу в поле.

Словом, жизнь сказать не грех,

Не труднее, чем у всех.

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе.

Вдруг старик наш заспешил —

Их воспитывать решил.

Сыновья такой печали  

отродяся  не видали.

Коль совру: то я — не я!

Жизнь у каждого своя.

Старший  бицепсы качает,

Средний  ночи коротает,

Оседлав мотоциклет!

Младший с самых малых лет

 Грудь цепями обмотал

И давно уж запевал

Изо всей дурацкой мочи

Хеви-метал среди ночи.

Как-то стало лишь смеркаться,

Начал старший собираться

В атлетический кружок.

Вдруг отец:

Отец.                                                                                         

Постой, дружок!

Для чего тебе, Данило,

Эта мускульная сила?

Всюду штанги, всюду гири —

Нету ходу по квартире.

Прекрати свои занятья.

На тебя же смотрят братья.

Автор.   И пока отец в сенях

перед старшим распинался.

Средний к двери пробирался.

Да на грех впотьмах запнулся:

Бах с крыльца — и растянулся.

И отец ему тогда:

Отец.     Стой, Гаврило, подь сюда!

Кой же черт мне угодил

И я рокера родил?

Жизнь свою закончишь скверно:

На тебе ж в 15 лет  

Уж живого места нет!

Ну-ка шлем клади на полку,

А не то намылю холку.

Автор.  Рокер голову повесил.

В это время добр  и весел.

Весь в заклепках и цепях,

Младший сын возник в дверях…

Отец. Что я вижу, свет-Ванюша!

Измотал мою ты душу.

Всю я ноченьку не спал

Под грохочущий металл.

Автор.  А они лишь отвечали:

Данило. Мы один совет слышали:

Перестать да прекратить.

Что ты можешь предложить:

Чем бы нам другим заняться

И с тобою не ругаться?

Автор.  Тут старик наморщил лоб,

Долго он в затылке скреб.

Но доселе старый дед

Не собрался дать ответ…

Кл. руководитель: Поможем дедушке выйти из трудной ситуации с честью? Что бы вы предложили ему? Что сделать, чтобы в семье такого безобразия было поменьше? (обсуждение)

VII. Тайное мнение:    Какую семью вы считаете идеальным образцом для создания собственной семьи?

Ребята пишут ответы на листочках и опускают в небольшую коробку, которую учитель пускает по кругу. Затем учитель достает листочки и зачитывает ответы ребят без указания фамилии. Подведение итогов опроса.

Итог: Теплота, уют. Психологический комфорт – научитесь все это создавать, без этого просто нет семьи. Создать, а главное сохранить свою семью, сделать все для её счастья – это долг каждого. Вне семьи нет  и не может быть подлинной полноты жизни.

Исполняется песня группой учащихся.

Дом

Мимо текла, текла река,

Плыли куда-то облака.

Шел человек — была дорога не легка.

А человек  мечтал о том,

Чтобы построить новый дом

И поселится счастье в нем,

В доме родном.

Если в дороге уставал,

То он тихонько напевал

Песню негромкую свою: ту, что пою.

Дом — это там, где тебя ждут,

Где обязательно поймут,

Где позабудешь о плохом

Вот это дом.

Дом, как известно всем давно

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом — это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Добрым, сердитым, нежным, злым

Только живым.

Дом – это там, где тебя ждут,

Где обязательно поймут,

Где позабудешь о плохом

Вот это дом.

Счастливым человеком считают того. Кто с радостью идет на работу и с удовольствием возвращается домой.

VIII. Рефлексия.

 По данной теме можно провести анкетирование      

                                             Анкета для учащихся

Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только одно из предложенных утверждений.

1.        Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живешь?

а)        хорошей организации быта;

б)        радости общения;

в)        покоя и защищенности.

2.        Одинок ли ты в своей семье?

а)        да;

б)        нет;

в)        не знаю.

3.        Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

а)        да;

б)        нет

в)        не знаю.

4.        Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

а)        здоровье детей;

б)        хорошая учеба детей;        

в)        трудовое участие детей в жизни- семьи;

г)        настроение детей и причины его изменений.

5.        Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

а)        быть материально обеспеченным,

б)        встретить любовь;

в)        иметь много друзей;

г)        реализовать свои интеллектуальные возможности

6.        Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

а)        да;  

б)        нет;

в)        не знаю.        
7.      Что для тебя вечер дома?

а)      радость общения;  

б)      возможность быть самим собой;

в)      мучение и пытка.

8.   Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?        

а)        да

б)        нет

Литература:

  1. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. Выпуск 2/ Под ред. Н.А.Алексеевой.- М.:ТЦ Сфера, 2001.
  2. Денисюк А. Встреча в клубе «Здоровая Семья». Воспитание школьников №3/1999.
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Домострой – 12 Кб
  4. www.pravkniga.ru/recomendations.html
  5. Статистические данные из учебников географии за курсы 9-11 классов.

Что дает семья?

Семья с точки зрения социологии, семья – одна из наиболее важных и интересных для изучения моделей социального взаимодействия внутри группы людей.

Понятие семья может иметь две трактовки:

  1. Группа людей, не связанных родственными узами, но проживающих совместно и ведущих совместное хозяйство.
  2. Группа людей, которые связаны кровными узами родства.

Многие люди сейчас пренебрегают связью с родственниками, не стремятся заводить собственные семьи и всячески отрицают значение института семьи. В этой статье мы поговорим о том, что дает семья и какую роль данное понятие играет в обществе.

Роль семьи в жизни человека

С детства нам внушают, что семья – это ячейка общества. Но никто не объясняет, чем эта ячейка важна и что человеку дает семья в социальном, экономическом и моральном плане.

Особенно важную роль семья играет в жизни ребенка. Когда мы вырастаем, мы часто покидаем родительское гнездо для того, чтобы наладить свою собственную жизнь и в перспективе создать собственную семью. Но к этому моменту мы уже получили от родителей все, что нам было необходимо, чтобы решиться отправиться в самостоятельное плавание.

Семья и ребенок

О том, что семья дает ребенку в период его становления, написано ниже:

  • Обучение. Глядя на родителей, мы учимся не только повторять за ними простейшие действия, но и взаимодействовать с окружающим миром. Если в глубоком детстве папа и мама учат нас, как правильно держать вилку или как чистить в зубы, то впоследствии, сами того подчас не осознавая, на примере родителей мы учимся, как необходимо вести себя с другими людьми: с противоположным полом, с друзьями, с надоедливыми соседями и т. д. Все это откладывается в нашем подсознании и в определенный момент косвенно влияет на принятие нами определенных решений.
  • Моральная поддержка. Человек, у которого есть семья, никогда не будет одинок. Безусловно, отношения внутри семьи у всех складываются по-разному. Но если вы растете в нормальной, любящей семье, вы всегда можете рассчитывать на поддержку со стороны близких. Они и утешат вас и помогут советом, а если потребуется, то и делом.
  • Экономическая поддержка. До определенного момента человек не может обеспечивать себя самостоятельно, поэтому все наше детство нас содержат родители. Так поступают не только люди, но и животные, которые заботятся о своем потомстве, пока те не достигнут определенного возраста. Людей от животных отличает то, что этот процесс, как правило, взаимный. После того, как вы вырастаете и встаете на ноги, уже вы начинаете помогать родителям как финансово, так и морально и физически. По мере того, как человек стареет, он все больше становится похож на ребенка, которому во всем нужна помощь. Не зря говорят в народе – что стар, что мал. В этом вопросе многое зависит от воспитания.

Семья и родители

Если говорить о том, что дает семья родителям, то здесь встает вопрос о том, зачем люди заводят детей. Что дает семья человеку, понятно. Семья – это тихая гавань, в которой тебя поймут, помогут и выслушают. Именно ради этого большинство людей женятся и заводят семьи. Но зачем заводить детей? Если не брать во внимание тот факт, что размножение – это естественный процесс, который свойственен всем живым существам и является основой развития и существования вида, то можно сказать, что рождение детей служит нескольким целям:

  • это символ любви двух влюбленных, которые видят ее воплощение в детях;
  • это способ сплотить семью и примерить на себя новые социальные роли и функции;
  • дети, как бы корыстно и себялюбиво это не звучало, часто служат для воплощения идей, желаний и стремлений родителей, которые сами они не сумели реализовать.

Роль семьи в жизни общества

Семья – это самый древний и самый прочный институт семейных отношений, который существует уже многие века. С тем, что дает семья обществу, вы можете ознакомиться ниже:

  • В семьях происходит передача знаний и традиций, накопленных предыдущими поколениями. Когда не существовало письменности и все знании передавались, что называется, из уст в уста, только родители способны были передать своим детям знания, которые они приобрели на собственном опыте. Те, в свою очередь, сохраняли и преумножали эти знания, передавая их своим детям. Так двигался прогресс.
  • Дети, которые растут в здоровых семьях, более эмоционально стабильные и уравновешенные, у них есть хорошая база для дальнейшего развития, а значит, они вряд ли станут когда-либо социально-опасными. Если ребенка правильно воспитать, он, напротив, будет стремиться к тому, чтобы быть общественно полезным и уважать себя, окружающих и существующие законы.

Читайте также статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *