Конфликты в семье родителей и детей – Методическая разработка на тему: Cеминар-практикум для родителей «Почему возникают конфликты в семье и как их разрешать»

Содержание

причины и решение конфликтов детей и родителей

Когда люди общаются между собой достаточно близко, конфликты между ними неизбежны. Тем не менее всегда можно свести их к минимуму. А чтобы понять, как это сделать, необходимо разобраться, что такое конфликт и каковы возможные пути выхода из него.

Что такое конфликт?

В психологии конфликтом называют ситуацию, в которой сталкиваются интересы двух сторон, при этом удовлетворение желания одного каким-то образом мешает реализации интересов другого.

Например, в одно и то же время по телевизору показывают любимый мультик ребенка и важный для папы футбольный матч. Если бы в семье было два телевизора, конфликт бы не возник, но, предположим, возможность посмотреть и то, и другое отсутствует. Возникает прямое столкновение: кто-то получит свое, а кто-то нет.

Какими же могут быть способы решения такой ситуации?

Способ 1. Избегание

Не сумев договориться, телевизор не смотрит никто, и конфликт исчерпан.

В таком случае обе стороны остаются ни с чем. И хотя острое столкновение отсутствует, могут возникнуть эмоциональное напряжение и взаимная обида. Это чревато тем, что в следующий раз подобный конфликт возникнет снова.

Способ 2. Уступка

Например, папа уступает ребенку телевизор и узнает результат матча в новостях. Конфликт решен, но довольным в такой ситуации останется только один.

Способ 3. Подавление

В этом случае одна или обе стороны пытаются настоять на своем. При этом каждый использует свои способы: ребенок – капризы, плач, крики, манипуляции; папа – родительский авторитет, силу, наказание.

Способ 4. Компромисс или «взаимоуступка»

В нашем примере папа и ребенок могли бы договориться о том, что первые полчаса телевизор смотрит сын (или дочка), а затем, независимо от того, закончился ли мультик, дает возможность папе посмотреть футбол.

Многие считают, что в таком случае обе стороны остаются довольны решением, но это не совсем так. Этот выход подразумевает, что каждый из участников ситуации частично отказывается от удовлетворения своего интереса в пользу другого: каждый получает свое, но не в полной мере. А значит, никто не остался ни обиженным, ни удовлетворенным.

Какое решение оптимально?

Существует вариант, который предполагает полное удовлетворение каждой из сторон, – он называется сотрудничество. Сложность его заключается в том, что нужно посмотреть на ситуацию с другой стороны и вместе придумать такой вариант, при котором каждый получит свое, а может, и больше. Как правило, если бы стороны могли заранее предвидеть такой вариант, конфликт не возник бы вовсе. Но объединить усилия и придумать, как сделать так, чтобы всем было хорошо, всегда непросто, и стороны должны быть готовы к сотрудничеству.

В нашем примере таким решением может стать следующее: отец увлекает ребенка футболом, предлагает посмотреть его вместе, обещая позже сходить с сыном или дочерью на мультфильм в кино или найти его запись. В данном случае для разрешения ситуации прилагаются общие усилия и дополнительные ресурсы (ребенок ждет, а папа тратит время и деньги на кино), но главное – результат, который в полной мере удовлетворяет обоих и становится возможным именно благодаря их взаимодействию.

Как минимизировать конфликты?

Чтобы свести к минимуму количество конфликтов, а возникающие решать наиболее эффективно, необходимо помнить о следующем:

1) Уважение друг к другу.

Чаще всего ситуация кажется нерешаемой только на первый взгляд, и, если в семье доверительные отношения, столкновений интересов будет не так много.

2) Умение договариваться.

Для этого важно не только ясно формулировать свою позицию, но и уметь слушать другого, пытаться встать на его сторону.

3) Последовательность.

Чем яснее для ребенка позиция родителя, тем меньше вероятность, что он станет противостоять. Если ситуация неоднозначна, а поведение взрослого непредсказуемо, конфликты возникают чаще, а ребенок начинает манипулировать, пытаясь добиться своего.

4) Закрепление позитивного опыта.

Очень важно обсуждать с ребенком результат решения спорных ситуаций, тогда у него будет формироваться полезный навык самостоятельного, а главное, мирного разрешения конфликтов.

5) Своевременное решение.

Чем дольше игнорируется проблема, тем, как правило, сильнее конфликт и связанная с ним эмоциональная нагрузка, поэтому очень важно не откладывать решение спорных ситуаций в долгий ящик. Чем раньше стороны начнут обсуждать и договариваться, тем быстрее ситуация будет исчерпана.

Важно помнить, что конфликт – ступенька в развитии семейных отношений, и от того, будет ли она преодолена и каким способом, зависит, как они будут складываться дальше.

И помните, что, несмотря на возраст, дети являются полноценными участниками отношений и имеют такие же права на свои интересы, как и взрослые. Однако то, каким способом будет решен конфликт, в большей степени зависит от позиции родителей и их отношений с ребенком.

А как разрешают конфликты детей и родителей в семье Тутты Ларсен? Читайте дальше.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ ДЛЯ РЕБЕНКА». ГУО «Ясли-сад № 35 г. Гродно»

СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ДЕТИ: НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ ДЛЯ РЕБЕНКА

Разрушена квартира, посуда перебита,
Супруги выясняют — кто где и с кем кто был,
А на кровати мальчик, в пылу борьбы забытый,
Полны глазенки слезок, в руинах его мир…

А он хотел лишь с папой кататься завтра с горок,

И с мамой посмеяться над мультиком вдвоем.
В своей недолгой жизни одно усвоил точно —
Когда они все вместе — все беды нипочем!

Но мир перевернулся — непониманье в глазках —
Родные мама с папой, вы что, а как же я?
Нужны мне очень оба, заботы ваши, ласки.
Ведь самое-то главное для всех — это семья!

Родители вы милые, в разгаре жаркой схватки
Вы передышку сделайте, вздохните неспеша.
Взгляните просто в личико того, что на кроватке

,
Ведь это к вам стремится мальчишечья душа!

Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. И это вполне нормальное явление. Убеждение, что в благополучной семье нет места размолвкам и ссорам, — ошибочно, потому что семья — это активная система, которая состоит из индивидуальностей, поэтому возникновение конфликтов между ними неизбежно. С помощью ссор люди решают проблемы семьи и, если выяснение отношений не заключается в личных нападках, вполне вероятно конструктивное решение проблем, снятие психологического напряжения, поддержка друг друга, а также стабилизация внутрисемейных отношений.

К сожалению, в пылу семейных ссор родители не задумываются о том, что в данный момент чувствует их ребенок. В то же время, гнетущая эмоциональная атмосфера, когда ссорятся (а порой и дерутся!) два его самых близких и любимых человека, оказывает огромное давление на неокрепшую детскую психику, откладывая огромный отпечаток на всё, что ребенок делает сейчас, и каким он будет в дальнейшем.

Основные модели поведения детей в семейных конфликтах — как ведет себя Ваш ребенок во время конфликтов в семье?

Поведение ребенка при конфликтах, происходящих в семье, во многом зависит от его возраста, темперамента, самооценки, стрессоустойчивости, активности и общительности.

Психологи выделили 

основные модели поведения детей в семейных конфликтах:

  • Ребенок-буфер.
    Этот ребенок неосознанно или сознательно пытается сгладить все острые углы или примирить родителей. Все переживания, которые он испытывает, рано или поздно выливаются в его болезни, являющиеся условно-желательными, потому что отвлекают всех от продолжения ссоры. Очень часто у такого ребенка развивается серьезное заболевание – бронхиальная астма, экзема, или целая череда простудных заболеваний. Часты также нарушения неврологического плана – беспокойный сон и трудности с засыпанием, ночные кошмары, энурез, заикание, нервные тики или синдром навязчивых движений.

  • Если Ваш ребенок часто болеет или у него наблюдаются какие-либо нарушения здоровья – проанализируйте ситуацию в семье. Может быть, Вы найдете корень всех его недомоганий в частых ссорах и, конечно, постараетесь его свести на нет, ради здоровья любимого малыша. Читайте такжже: Что делать, если ребенок часто болеет?
  • Ребенок встает на сторону более слабого родителя.
    Такой ребенок старается защитить более слабого родителя в семейных конфликтах, вставая на его сторону и полностью бойкотируя другого родителя.
    Если Ваша семья часто переживает ссоры и конфликты, а такое поведение типично для Вашего ребенка, в дальнейшем это 
    послужит причиной стойких неудач в личной жизни и формированию неправильного образа своей взрослой роли
    .
  • Ребенок уходит в себя.
    Такой ребенок принимает нейтральную позицию в семейных конфликтах, стараясь не принимать в них участие. Он может внутренне очень переживать свою неспособность уладить данные конфликты, но внешне никак не проявлять эмоций, становясь отдаленным от близких людей, дистанцируясь всё больше и больше от семьи, уходя в свое одиночество и не пуская во внутренний мир никого. Такой малыш очень тяжело будет адаптироваться в любом детском коллективе, а потом – в социуме, частыми его спутниками будут депрессия, неуверенность в себе, страхи, пониженная самооценка. В подростковом возрасте такие дети становятся неэмоциональными и замкнутыми, и часто находят утешение в том, что запрещено – курении, выпивке, наркотиках, уходах из дома и т.д.

Бытует мнение, что на ребенка негативно влияют только те конфликты в семье, которые произошли при нем.

Но психологи обращают внимание родителей на тот факт, что дети способны глубоко переживать даже скрытые конфликты между родителями, которые не выливаются во внешнюю ссору или обвинения друг друга, но надолго поселяют в семье отчужденность и холод в отношениях.

Такая «холодная война» способна исподволь разрушать психику ребенка, порождая те же самые проблемы, о которых мы говорили выше.

Последствия конфликтов в семье для будущей взрослой жизни ребенка

  1. Дети, часто переживавшие конфликты в родительской семье, в своей взрослой жизни имеют внутриличностный конфликт и заниженную самооценку, при любых стрессовых ситуациях часто испытывают депрессию и неуверенность в себе, у них часто развиваются неврозы.
  2. У ребенка из конфликтной семьи формируются специфические черты характера, мешающие его социализации во взрослой жизни: замкнутость, агрессивность, безразличие, жестокость по отношению к окружающим, полное безразличие.
  3. Во время переживания семейных конфликтов у ребенка формируется сценарий поведения в его собственной семье.То есть, такой ребенок зачастую берет родительскую семью за образец, который применит в своей собственной семье, и конфликты в ней будут также частым явлением.
  4. У ребенка формируется негативная картина мира, и это значительно ухудшает качество его собственной взрослой жизни в будущем. Такой человек не будет верить никому, он будет очень тяжел в общении, полон пессимизма и цинизма.
  5. Дети из семей, переживающих частые конфликты, могут стать очень озлобленными, агрессивными, жестокими во взрослой жизни. Такие дети не понимают чужой боли, и у многих из них есть тяга причинять боль другим. Ребенок может попросту тянуться к противозаконным сторонам жизни, преступать закон, совершать противоправные жестокие поступки, часто – немотивированные, в отношении других людей.

Семейные конфликты и дети: как избежать
негативного влияния ссор на ребенка?

Для того, чтобы не допустить негативных последствий семейных конфликтов для ребенка, Вы должны прибегать к советам, которые дают квалифицированные психологи:

  • Постараться не ссориться вообще. Этот совет предполагает пересмотр родителями своего поведения, выяснения наиболее частой причины ссор и избавления от неё. Совет больше используется теми родителями, которые желают работать над собой и своими отношениями, а также не хотят, чтобы их ребенок получал негатив в семье. Задавшись такой целью, родители могут избавить ребенка от всех вышеописанных проблем и переживаний, а заодно – укрепить семью и свои отношения друг с другом.
  • Если ссора неизбежна, то родители должны постараться выяснять отношения без присутствия ребенка. Конечно же, при этом необходимо пользоваться правилами ведения конфликта, чтобы не усугубить его, а, наоборот, исчерпать вовсе.
  • Ни в коем случае не нападайте друг на друга с критикой и обвинениями. В таком случае, конфликт будет только расти, как снежный ком. Читайте также: Как правильно ссориться?
  • Угрозы друг другу – это табу для конфликтов вообще. Помните, что дети – максималисты, и все ваши слова они принимают на веру, за чистую правду, и их воображение способно разрисовать ваши угрозы до чудовищных размеров, что вызовет стресс у маленького человека. Угрожать друг другу при ребенке или угрожать ребенку – значит, сломать его неокрепшую психику.
  • Если в семье конфликт пока имеет форму спора, то постарайтесь не развивать его. В споре полагается четко приводить аргументы, называть проблему, говорить откровенно и обязательно – выслушивать другую сторону. Если родители будут владеть искусством ведения споров, то конфликтов в семье не будет, и, естественно, их последствий для ребенка – тоже.
  • Если ребенок вдруг оказался свидетелем конфликта между родителями, то очень важно — поговорить с ним, спросить, что он ощущает и чувствует.
  • Ребенку необходимо сказать, что его любят мама и папа, и произошедшая ссора ни в коем случае не разрушит семью, и не изменит родительскую любовь к ребенку.
  • Запрещенный прием – критиковать перед ребенком другого родителя, негативно о нем говорить, настраивать ребенка против него. Такое родительское поведение, когда ребенок является орудием и участником ссоры, жестко ломает детскую психику и наделяет маленького человека массой комплексов и переживаний, которые просто непосильны для детской души.

Что делать, если ребенок стал свидетелем конфликта между родителями

  • Старайтесь «сдерживать» язык в присутствии детей. Сдерживайте желание обзывать мужа/жену, оскорблять, если не хотите, чтобы дети потом это повторяли. Чтобы этого добиться, нужна практика – и в плохой день это иногда просто невозможно! Но попытаться стоит!
  • Покажите, что вы себя уважаете, поэтому говорите спокойно, но уверенно в момент ссоры.
  • Не забудьте сказать вашим детям, что конфликт, при котором они присутствовали, исчерпан. Неразрешенные конфликты могут весьма травмировать психику детей.
  • Подумайте дважды, прежде чем отрицать, что что-то не в порядке, если вас об этом спрашивает ребенок. Дети часто чувствуют «напряжение в воздухе», даже если им говорят, что все в порядке. Некоторые родители с самыми благими намерениями стараются «прятать» от детей все конфликты, чтобы не травмировать их. Однако это может лишить детей возможности наблюдать, как развиваются отношения, и учиться тому, что все должны участвовать в решении проблем. У многих детей чувство своей безопасности рождается из знания, что родители сумеют решить все проблемы, даже если они и не всегда согласны с этим решением.
  • Старайтесь, чтобы ваши объяснения были простыми. Дети могут считать себя виноватыми в том, что вы сердитесь, если истинную причину вашего гнева вы не объяснили им.
  • Говорите своим детям, что любые чувства имеют право на существование (но добавьте, что это не означает, что любое поведение имеет такое право). Затем покажите им, что вы имеете в виду, поощряя их выразить собственные чувства. Пусть ваши дети слышат, что у вас был напряженный день. Пусть они видят, как вы успокаиваете мужа после трудного рабочего дня. Дети должны понять, что дом – это безопасное место и что плохие чувства бывают у всех.


Быть родителем – это великое искусство, которому учатся на протяжении всей жизни. Родители должны найти возможность конструктивного решения всех возникающих споров между ними, и ни в коем случае не привлекать к ним ребенка.

Если Вы любите своего ребенка, то, в первую очередь, будете заботиться о его душевном комфорте и благополучии, а свои амбиции усмирите, не позволяя им перерасти в противостояние.

Мама на папу глядит, 
Улыбается, 
Папа на маму глядит, 
Улыбается, 
А день самый будний, 
Не воскресенье, 
И за окошком – не солнце, 
А вьюга, 
Просто такое у них 
Настроение, 
Просто они 
Очень любят друг друга. 
От этой любви 
И легко, и светло. 
Мне с папой и мамой 
Так повезло!

Конфликты в семье между родителями и детьми




data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>

Здравствуйте, дорогие посетители нашего блога! Тема нашей сегодняшней статьи – конфликты в семье между родителями и детьми. Расскажем,  как такие конфликты нужно разрешать. Нельзя допускать затяжных конфликтов, ведь это наши дети.

Конфликты в семье между родителями и детьми

Конфликты в семье со своим ребенком редкостью не назовешь. И не смотря, на то что люди часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, некоторые из них так и не научились правильно и достойно из них выходить.

Конфликты в семьеВ основном поведением людей, участвующих в разгаре конфликта излишне эмоционально и непродумано, из-за чего принимаемые решения необъективны, необдуманные и поспешны. Но если такая ситуация происходит с ребенком, то допущенная ошибка может слишком дорого обойтись. Поэтому нужно заранее думать, как правильно себя поставить в сложившейся обстановке.

Понятно что продумать все до мелочей, не получится, да, возможно, и не нужно. Намного важнее грамотно выстроить стратегию действий в данной ситуации, применяя которую получится разрешить конфликт без трепки нервов и громких криков и скандалов, чтобы все участвующие в нем, остались удовлетворены его спокойным разрешением.

Решение конфликтов между родителями и детьми

Переходный возраст ребенкаДля начала следует выяснить суть самого конфликта. Это особенно важно, потому, что один из родителей и ребенок обычно по-разному понимают одни и те же вещи и по-своему оценивают сложившеюся ситуацию. Проведите с ребенком беседу и попытайтесь разобраться , в причинах разногласий, чего же хочет добиться взрослый и ребенок.

После выяснения причин конфликта стоит начинать его разрешать. Не нужно присваивать в свои руки всю инициативу, дайте высказаться вашему ребенку. Возможно он предложит собственные способы решения конфликтной ситуации, а один из родителей свои. Можно законспектировать все предложения в письменном виде.

Састливая семьяНаконец, а две стороны высказали свои предложения как разрешить конфликт. Теперь нужно перейти к оценке всех вариантов и остановится на наиболее оптимальном. Проявите объективность оценки всех за и против каждого предложения и, неважно, кто его автор один из родителей или ваш ребенок. Пусть все будет честно и справедливо. И остановитесь на варианте, который будет по душе обоим конфликтующим сторонам.




data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>

Что ж, теперь решение выхода изконфликтной ситуации принято. Необходимо перейти к его детализации. Обозначьте обязаности и права обеих сторон. Ребенок должен четко понимать, что от него требуют родители.

После выяснения всех моментов начинаем действовать. Ребенок и родитель должны придерживаться своих обязательств. И только тогда, вместе с ребенком проверьте устранен ли корень конфликта или он по-прежнему открыт. Может понадобиться для окончательного разрешения непрятной для обоих сторон ситуации совершить еще какие-нибудь дополнительные действия.

В тему рекомендуем прочесть статью «Как правильно говорить нет ребенку». Очень полезные советы специалистов, пригодятся.




data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>

Конфликты в семье и дети. Как конфликты родителей влияют на детей? | Быть родителями

Конфликты случаются в любой семье. И это вполне нормальное явление. Но если одни люди применяют энергетику конфликта в конструктивном направлении, грамотно излагая претензии и безотлагательно соглашаясь на примирение, то другие начинают рушить свои же отношения, обижаясь на партнера и используя любую возможность, чтобы продемонстрировать любимому, «насколько он не прав», и — самое неприглядное, — вовлекают в ссоры детей.
 
К сожалению, при возникновении конфликтов внутри семьи больше всех страдают именно дети.
 
В этом случае возможны три основных варианта развития событий:

  • ребенок становится очевидцем родительских конфликтов;
  • малыш может играть роль «громоотвода» — объекта эмоциональной разрядки своих родителей;
  • ребенок становится орудием в разрешении конфликта.снова любого конфликта — обострение и столкновение каких-либо противоречий. 

 
Подробнее о влиянии конфликтов в семье на детей — в очередном видео на канале Инны Морозовой. 
 


 

 Подписывайтесь на канал и получайте новые видео ежедневно!

 
 
>>Если вы не можете справиться сами и вам нужна Семейная Терапия — пишите на [email protected].
 
======================================
 
Инна Морозова Facebook || Twitter || VK || Youtube || Periscope
Александр Шестаков Facebook || Twitter || Periscope
Савва и Злата VK || Youtube || Наши фото
 
Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы получать новые посты в блоге сразу после их публикации прямо в почту.

Понравился пост? Поделитесь с друзьями — кнопочки внизу вашего монитора.

 
======================================
 

 
 

Классный час (8 класс) по теме: Занятие для родителей и детей «Конфликты в семье» (для родителей и учащихся 7-9 классов)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский»



Балаковского района Саратовской области



































Занятие



 для родителей и детей



«Конфликты в семье»



(для родителей и учащихся 8  класса)

























Классный руководитель:



Бекетова Ольга Владимировна



















2012


Цель:

— Развивать представление о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, формирование взаимопонимания.

Задачи:

— Вырабатывать новые модели поведения в конфликтных ситуациях;

— Отрабатывание модели решения повседневных конфликтов;

— Создавать между родителями и детьми положительный, эмоциональный настрой.

Предварительная подготовка:

— проведение социологического опроса среди подростков и их родителей на тему «Конфликты в семье между родителями и подростками»

— изготовление буклетов для родителей о детей. (Приложение)

Оформление:

— плакат «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей» Сократ 470 -399 гг до н.э.

— плакат «Конфликты»

— плакат «Компромисс»

— карточки с примерами конфликтных ситуаций

— листы для упражнения «Десять Я»

— буклет для родителей и подростков: «Конфликты в семье» (Приложение)

— листы формата А4

— листы ватмана и маркер

— вырезанные фигуры в форме сердца

Ход занятия.

Родители и дети рассаживаются по семейным парам за парты.

Классный руководитель: Добрый день, друзья! Мы очень рады видеть вас. Приятно, что вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, пришли сюда вместе со своими детьми. Сегодня мы предлагаем тему, которая, всегда была актуальной. Разногласие, спор, конфликт… Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в транспорте, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей» одна из древнейших на земле. Ведь ещё Сократ в 5 веке до нашей эры говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».

        Для того чтобы узнать мнение наших детей и их родителей, по теме конфликтов в семье, нами предварительно был проведен социологический опрос.

Плакат с результатами социологического опроса (озвучивает и показывает результаты социологического опроса)

Классный руководитель: Итак, понятно, что конфликты всегда существовали, существуют, и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.
Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. А есть  ли какие-то пути конструктивного и успешного разрешения конфликтной ситуации? В этом мы попытаемся разобраться на нашем занятии. Но сначала, предлагаю Вам  разобраться в причинах возникновения конфликтных ситуаций. Я приглашаю сюда двух добровольцев.

Упражнение «Комната»

Один из приглашенных выходит за дверь. Второй описывает комнату, в которой находится (10 прилагательных применительно к помещению в котором находится группа). Описание записывается на листе ватмана. Затем его описание закрывается и приглашается второй участник. Он так же описывает комнату, в которой находится, его описание записывается на листе ватмана. Затем оба описания сравниваются. (Цель показать, что у разных людей, разные взгляды на одну и ту же вещь.)

Упражнение «Десять Я»

Перед вами лежат листы бумаги, где в столбик написаны десять «Я», напишите против каждого столбика те мысли, которые приходят вам в голову. Например: «Я люблю мороженое». (По окончанию работы). Прошу вас обменяться этими листками. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь открыл для себя, что новое в своем соседе по парте? (ответы участников занятия)

Классный руководитель: Из выше сказанного, как вы считаете, что чаще всего является причиной конфликтов? (подводится к тому, что мы имеем свои взгляды, и не всегда хорошо знаем близкого человека).

Классный руководитель: (показывает плакат) Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.  Я предлагаю Вам посмотреть типичную конфликтную ситуацию, которая часто возникает в наших семьях  

(Разыгрывается сценка.)

Классный руководитель: Татьяна собирается идти в школу в одном жакете, а на улице этим утром довольно прохладно.

Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».

Девочка «Пальто не одену».

Мать: (на повышенных тонах) «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я говорю. Немедленно надень пальто!»

Девочка: (на повышенных тонах) «Не буду я одевать, это дурацкое пальто!»

Мать: (на повышенных тонах) «Я тебе сказала, одень пальто, на улице сегодня холодно. Ты, что совсем ничего не понимаешь, когда тебе мать говорит?»

Девочка: (крича) «Не буду я надевать это пальто, если тебе надо, ты его и одевай!»

Классный руководитель: Конфликт ярко выражен. Если выиграет мать, девочка будет чувствовать себя униженной и мрачно отправится на уроки, кляня всех взрослых и строя планы, как бы наказать семью, а заодно и школу. Возможно, она и наденет пальто, но выйдя из дома его снимет. Если же выигрывает девочка, мать остается не в духе. Она может начать «пилить» отца, которому наплевать на поведение дочери… Короче, день у нее наверняка сложится скверно.

Я предлагаю каждой семейной команде, найти пути решения выхода из этой ситуации, чтобы оно максимально учитывало интересы обеих сторон. (варианты ответов)

Классный руководитель: Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства.

(Плакат «Компромисс» «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок»)

Вот вариант решения этой проблемы с использование компромисса.

(Разыгрывается сценка)

Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».

Девочка «Пальто не одену».

Мать: «Можем ли мы согласиться, что мы обе не хотим, чтобы ты простыла?» –

Девочка  кивает.

Мать: «А раз так, нам остается только выяснить, как этого добиться. Ты считаешь, что пальто для этого надевать не нужно. Я считаю, что нужно. Давай посмотрим, возможно, ли какое-то иное решение проблемы здоровья?»

Девочка: «Ладно, как насчет того, чтобы надеть под жакет свитер?»

Мать: «Прекрасная мысль».

Классный руководитель: На этом инцендент исчерпан, у мамы и дочери прекрасное настроение. И думаю, что дальнейший день у обеих сложится хорошо.

Теперь, я предлагаю вам решить конфликтные ситуации с помощью компромисса. (Раздаются карточки, участникам предоставляется время для решения проблемы. Музыкальный фон.

Содержание карточек:

— Подросток хочет пойти гулять, но уроки ёще не выучил. Родители настаивают , чтобы он сначала выучил уроки.

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама:- Ты куда собираешься?

Подросток:- Иду гулять.

Мама: — Но ты ещё не сделал уроки?

Подросток: — Ну и что, потом сделаю.

Мама: — Сначала надо сделать уроки.

…………………………………………..

— Подросток любит слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу возникают конфликты.

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — Сделай тише музыку.

Подросток: — Я люблю слушать, когда играет громко.

…………………………………………

— Перед сном подросток смотрит телевизор, и передача настолько захватила его, что он не может оторваться и не ложится спать:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — Выключай телевизор, пора ложится спать, завтра в школу

Подросток: — Идет интересный фильм, я хочу его досмотреть.

…………………………………………

— У подростка в комнате беспорядок, убираться нет никого желания, родители настаивают, чтобы в комнате была сделана уборка:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — Опять у тебя бардак в комнате, уберись, пожалуйста, у себя

Подросток: — Я не хочу сейчас убираться.

………………………………………………

— Подросток хочет погулять сегодня подольше, родители не разрешают:

Пример компромиссного решения проблемы:

Подросток: — Можно я сегодня погуляю подольше?

Мама: — Нет.

……………………………………………….

— Подросток получил двойку и родители в наказание не пускают его на занятия в спортивную секцию:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — Зато что получил двойку, никуда не пойдешь и даже на тренировки.

Подросток: — Ну я же её не специально получил.

………………………………………………………………

— По учебной программе подростку задали прочитать книгу. Читать он её не хочет, предпочитает посмотреть кино поставленное по этой книге:

Пример компромиссного решения проблемы:

Подросток: — Я не буду читать книгу, я лучше кино посмотрю.

Мама: — Тебе задавали не кино смотреть, а читать книгу. Вот садись и читай.

……………………………………………….

— Лето. Родители настаивают на поездке к родным в другой город, но подросток отказывается ехать, так как в это время в клубе будет проходить интересное мероприятие в котором он очень хочет принять участие:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — В конце июня до августа едем к бабушке в Астрахань.

Подросток: — Я не поеду, 7 июля в клубе будет праздник «День Ивана – Купалы», я очень хочу в нем участвовать.

…………………………………..

Вы все хорошо справились с этим заданием. Если мы с вами в повседневной жизни постараемся придерживаться этих правил, будем использовать полученные  сегодня знания, то многих внутрисемейных проблем и конфликтов сможем избежать.

Музыкальный фон.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

        На ваших столах лежат «сердечки». Напишите на них ваши пожелания. Родители – детям, дети – родителям. Например: «Спасибо тебе за то, что ты …»

(по окончанию работы участникам предлагается обменяться сердцами)

Классный руководитель: Когда мы говорим, что будущее принадлежит детям, мы имеем в виду, что в этом будущем не будут забыты родители, старики всегда дождутся помощи и внимания. Я желаю счастья вашим семьям, мира в вашим отношениях. На этом наше занятие заканчивается, и на память о нём мы дарим вам буклеты (раздаются буклеты родителям и детям).

Используемые ресурсы:

Солоухин В. А. «Слово о словах»

http://www.pedlib.ru/Books/3/0424/3_0424-89.shtml

Занятие для родителей и детей «Конфликты в семье»

МКУ школа – интернат № 5 г. Нижнеудинска

Иркутской области

Занятие

для родителей и детей

«Конфликты в семье»

(для родителей и учащихся 8 класса)

Классный руководитель:

Котова Наталья Александровна

Цель:

— Развивать представление о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, формирование взаимопонимания.

Задачи:

— Вырабатывать новые модели поведения в конфликтных ситуациях;

— Научить находить модели решения повседневных конфликтов;

— Создавать между родителями и детьми положительный, эмоциональный настрой.

Предварительная подготовка:

— проведение социологического опроса среди подростков на тему «Конфликты в семье между родителями и подростками»

— изготовление буклетов для родителей.

Оформление:

— плакат «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей» Сократ 470 -399 гг до н.э.

— плакат «Конфликты»

— плакат «Компромисс»

— карточки с примерами конфликтных ситуаций

— листы для упражнения «Десять Я»

— буклет для родителей и подростков: «Конфликты в семье»

— листы формата А3

— маркер

— вырезанные фигуры в форме сердца

— плакат с большим сердцем, для подведения итогов и оценки мероприятия

— кроссворды для гостей – жюри с конфликтами в литературных произведениях

Мультимедийное оформление:

— презентация «Конфликты — компромиссы»

— видеосюжеты о понятиях конфликт

Музыкальное оформление:

— инструментальная музыка для фона

— песня о родительской любви

— песня о дружбе

Ход занятия:

I Организационный момент

(звучит песня о родительской любви к детям, презентация СЛАЙД 1 «Конфликты в семье», родители и дети рассаживаются по семейным парам за столы)

Добрый день, друзья! Мы очень рады видеть вас. Приятно, что вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, пришли сюда вместе со своими детьми. Сегодня мы предлагаем тему, которая, всегда была актуальной.

II Основная часть

  1. Показ видеосюжета «Как вы понимаете слово конфликт? СЛАЙД 2 «Конфликты???»

Вот такие мнения существуют у опрошенных оппонентов в нашей школе. Разногласие, спор, конфликт… Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в транспорте, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей» одна из древнейших на земле. СЛАЙД 3 «Высказывание Сократа»

Ведь ещё Сократ в 5 веке до нашей эры говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».

  1. Для того чтобы узнать мнение наших детей, по теме конфликтов в семье, нами предварительно был проведен социологический опрос, результаты на экране СЛАЙД 4 «Результаты социологического опроса».

  2. Итак, понятно, что конфликты всегда существовали, существуют, и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.

Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. А есть ли какие-то пути конструктивного и успешного разрешения конфликтной ситуации? В этом мы попытаемся разобраться на нашем занятии. Но сначала, предлагаю Вам разобраться в причинах возникновения конфликтных ситуаций. Я приглашаю сюда двух добровольцев.

Упражнение «Комната» СЛАЙД 5 (картинка комнаты)

Один из приглашенных выходит за дверь. Второй описывает комнату, в которой находится (10 прилагательных применительно к помещению в котором находится группа). Описание записывается на листе ватмана. Затем его описание закрывается и приглашается второй участник. Он так же описывает комнату, в которой находится, его описание записывается на листе ватмана. Затем оба описания сравниваются. (Цель показать, что у разных людей, разные взгляды на одну и ту же вещь.)

  1. Упражнение «Десять Я» СЛАЙД 6

Мне нужны два добровольца, для работы с информационными источниками, задача – найти объяснения в словарях русского языка о понятии «конфликт» и «компромисс». (2 человека работают со словарями)

А перед вами лежат листы бумаги, где в столбик написаны десять «Я», напишите против каждого столбика те мысли, которые приходят вам в голову. Например: «Я люблю мороженое». (По окончанию работы). Прошу вас обменяться этими листками. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь открыл для себя, что новое в своем соседе по парте? (ответы участников занятия)

Из выше сказанного, как вы считаете, что чаще всего является причиной конфликтов? (подводится к тому, что мы имеем свои взгляды, и не всегда хорошо знаем близкого человека). СЛАЙД 7

Слово нашим экспертам – ответы учащихся, которые работали со словарями! Хотелось бы обратить ваше внимание на выставку литературы представленную здесь. Данная литература может помочь вам, если вдруг вы попали в безвыходную, как вам кажется конфликтную ситуацию. Итак, идем дальше.

  1. Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений. Я предлагаю Вам посмотреть типичную конфликтную ситуацию, которая часто возникает в наших семьях

(Разыгрываются сценки)

СЦЕНКА №1

Итак, девочка собирается идти в школу в одном жакете, а на улице этим утром довольно прохладно.

Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».

Девочка «Пальто не одену».

Мать: (на повышенных тонах) «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я говорю. Немедленно надень пальто!»

Девочка: (на повышенных тонах) «Не буду я одевать, это дурацкое пальто!»

Мать: (на повышенных тонах) «Я тебе сказала, надень пальто, на улице сегодня холодно. Ты, что совсем ничего не понимаешь, когда тебе мать говорит?»

Девочка: (крича) «Не буду я надевать это пальто, если тебе надо, ты его и одевай!»

Конфликт ярко выражен. Если выиграет мать, девочка будет чувствовать себя униженной и мрачно отправится на уроки, кляня всех взрослых и строя планы, как бы наказать семью, а заодно и школу. Возможно, она и наденет пальто, но выйдя из дома его снимет. Если же выигрывает девочка, мать остается не в духе. Она может начать «пилить» отца, которому наплевать на поведение дочери… Короче, день у нее наверняка сложится скверно.

Я предлагаю каждой семейной команде, найти пути решения выхода из этой ситуации, чтобы оно максимально учитывало интересы обеих сторон. (варианты ответов)

СЦЕНКА №2

Мать: «Надень пуховик. Эта куртка слишком легкая».

Мальчик «Пуховик не надену».

Мать: «Можем ли мы согласиться, что мы оба не хотим, чтобы ты простыл?»

Мальчик кивает.

Мать: «А раз так, нам остается только выяснить, как этого добиться. Ты считаешь, что пуховик для этого надевать не нужно. Я считаю, что нужно. Давай посмотрим, возможно, ли какое-то иное решение проблемы здоровья?»

Мальчик: «Ладно, как насчет того, чтобы надеть под куртку теплый свитер?»

Мать: «Прекрасная мысль».

Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства. Слово экспертам, что же такое «компромисс»? (ответы детей) Итак, «компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок». И мы с вами увидели сценку уже с компромиссным решением, когда остались довольны обе стороны конфликта.

  1. На этом инцидент исчерпан, у родителей и детей прекрасное настроение. И думаю, что дальнейший день у них сложится хорошо.

Теперь, я предлагаю вам решить конфликтные ситуации с помощью компромисса. Вы готовились заранее, дома, с вашими любимыми родителями, а значит, в ваших спорах родился общий компромисс. На столе карточки с ситуациями, выбираем и представляем нам! Зрители ваша задача: внимательно слушаем, оцениваем с помощью аплодисментов.

Содержание карточек:

— Подросток хочет пойти гулять, но уроки ёще не выучил. Родители настаивают , чтобы он сначала выучил уроки.

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама:- Ты куда собираешься?

Подросток:- Иду гулять.

Мама: — Но ты ещё не сделал уроки?

Подросток: — Ну и что, потом сделаю.

Мама: — Сначала надо сделать уроки.

…………………………………………..

— Подросток любит слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу возникают конфликты.

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — Сделай тише музыку.

Подросток: — Я люблю слушать, когда играет громко.

…………………………………………

— Перед сном подросток смотрит телевизор, и передача настолько захватила его, что он не может оторваться и не ложится спать:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — Выключай телевизор, пора ложится спать, завтра в школу

Подросток: — Идет интересный фильм, я хочу его досмотреть.

…………………………………………

— У подростка в комнате беспорядок, убираться нет никого желания, родители настаивают, чтобы в комнате была сделана уборка:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — Опять у тебя бардак в комнате, уберись, пожалуйста, у себя

Подросток: — Я не хочу сейчас убираться.

………………………………………………

— Подросток хочет погулять сегодня подольше, родители не разрешают:

Пример компромиссного решения проблемы:

Подросток: — Можно я сегодня погуляю подольше?

Мама: — Нет.

……………………………………………….

— Подросток получил двойку и родители в наказание не пускают его на занятия в спортивную секцию:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — Зато что получил двойку, никуда не пойдешь и даже на тренировки.

Подросток: — Ну я же её не специально получил.

………………………………………………………………

— По учебной программе подростку задали прочитать книгу. Читать он её не хочет, предпочитает посмотреть кино поставленное по этой книге:

Пример компромиссного решения проблемы:

Подросток: — Я не буду читать книгу, я лучше кино посмотрю.

Мама: — Тебе задавали не кино смотреть, а читать книгу. Вот садись и читай.

……………………………………………….

— Лето. Родители настаивают на поездке к родным в другой город, но подросток отказывается ехать, так как в это время в клубе будет проходить интересное мероприятие в котором он очень хочет принять участие:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — В конце июня до августа едем к бабушке в Астрахань.

Подросток: — Я не поеду, 7 июля в клубе будет праздник «День Ивана – Купалы», я очень хочу в нем участвовать.

…………………………………..

  1. Вы все хорошо справились с этим заданием. Если мы с вами в повседневной жизни постараемся придерживаться этих правил, будем использовать полученные сегодня знания, то многих внутрисемейных проблем и конфликтов сможем избежать. СЛАЙД 8

(МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН ПЕСНЯ О ДРУЖБЕ)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

  1. На ваших столах лежат «сердечки». Напишите на них ваши пожелания. Родители – детям, дети – родителям. Например: «Спасибо тебе за то, что ты …» А выбирая цвет красный или зеленый, сразу оцените наше сегодняшнее мероприятие: если да – возьмите зеленый, ну а если нет, то красный – это будет сигнал для размышления! Давайте подведем итог, прикрепите свои сердечки на большое сердце, и посмотрим, как оно загорится! СЛАЙД 9,10

  2. Когда мы говорим, что будущее принадлежит детям, мы имеем в виду, что в этом будущем не будут забыты родители, старики всегда дождутся помощи и внимания. Я желаю счастья вашим семьям, мира в вашим отношениях. На этом наше занятие заканчивается, и на память о нём мы дарим вам буклеты (раздаются буклеты родителям).

Консультация на тему: Разрешение конфликтных ситуаций между детьми и родителями

Разрешение конфликтных ситуаций между детьми и родителями

В любой семье, время от времени, могут возникать конфликты и  ссоры. Интересы и желания не могут всегда и во всем совпадать у всех членов семьи.  Как же достичь того, чтобы отрицательных эмоций при этом было меньше.

Профилактика конфликтов между родителем и ребёнком требует особого внимания.

Основные причины возникновения конфликтной ситуации:

 — отсутствие желания выслушать собеседника, его потребностей

 — разные взгляды на жизнь

 — повышенный контроль

 — насмешки над  «вкусами»

Как же разрешить конфликтную ситуацию, не потеряв чувства самоуважения и не переживая её потом про себя еще неделю-другую?

Рассмотрим примеры возникновения конфликтов между родителями и детьми.

Один из типичных примеров: семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, отец — рьяный  болельщик, и он рассчитывает посмотреть прямую трансляцию футбольного матча. Дочь настроена на очередной выпуск молодёжного ток шоу. Разгорается спор: дочь никак не может новый выпуск, она «всю неделю его ждала»; отец никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше и завтра они будут обсуждать его с друзьями!».

Другой пример. Мама торопится закончить уборку к приему гостей. Она понимает, что не успевает и просит дочь помочь ей в этом. Но у той скоро начало сеанса в кинотеатре, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются…

Что общего в этих историях? Что создает конфликтную ситуацию и приводит к «накалу страстей»?

Очевидно, что дело — в столкновении интересов родителя и ребенка. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев. Происходит столкновение интересов, возникает проблема сразу у обоих: и у ребенка, и у родителя. Что же делать в таких случаях?

Неконструктивное разрешение конфликтов

Два известных неконструктивных способа разрешения конфликтов объединяются под названием «Выигрывает только один».

      Выигрывает только родитель.

Взрослый, выбирая этот способ реагирования, руководствуется простым мотивом: если дать ребенку делать, что он хочет, он только так и будет поступать, не считаясь с интересами других людей. Взрослый подавляет ребенка своим преимуществом в силе. И тем самым дает ему пример как раз такого поведения, какое он не хочет видеть у сына или дочери.

Иногда взрослые-победители избирают другую тактику: добиваются своего уговорами — ласковыми, но настойчивыми. Вывод ребенка: «Родители все равно настоят на своем, мои желания никого не интересуют». В результате он постоянно ощущает себя побежденным. И чувство это отражается в его поведении: оно может быть или агрессивным, или пассивным. Постепенно накапливаются обиды, развивается отчужденность.

      Выигрывает только ребенок.

Родители выбирают этот способ по мотивам: «все лучшее детям», «лишь бы не плакал», «мир любой ценой» и т. д. В этом случае в семье удается поддерживать атмосферу спокойствия и уступчивости. Но вряд ли ребенок встретится с такой же готовностью со стороны других взрослых и детей. К тому же, по мере того как ребенок растет, растут и его потребности. А у родителей накапливается недовольство своей вечной ролью покорных исполнителей его желаний.

Можно ли сделать так, чтобы не было проигравших? 

Да, есть и конструктивный способ разрешения конфликтов. В нем выигрывают оба участника — и взрослый и ребенок. Алгоритм решения включает в себя несколько шагов:

1. прояснение конфликтной ситуации;

2. сбор предложений;

3. оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;

4. детализация решения;

5. выполнение решения, проверка.

Первый шаг — прояснение ситуации.

Взрослый активно слушает ребенка, стараясь понять его чувства, мотивы, затруднения. При этом важно начинать именно с выслушивания ребенка. Если он убедится, что его слышат, тогда сможет выслушать и вас, а потом перейти к совместному поиску решения.

Замечено: когда взрослый начинает слушать и понимать чувства ребенка, накал эмоций значительно снижается. И тогда становится возможным принять позицию «противника» как заслуживающую внимания.

Выслушав ребенка, нужно сообщить ему и о своих чувствах и желаниях. Но сделать это в форме «я-высказывания» вместо «ты-высказывания». Например: «Я устаю на работе и хотела бы, чтобы мне не приходилось гулять вечером с твоей собакой» (вместо «Ты всегда перекладываешь свои обязанности на других»).

Второй шаг — сбор предложений.

Начинается он с вопросов: «Как нам поступить в этой ситуации?», «Что можно сделать?»

Важно, чтобы ребенок сам предлагал варианты решений. Взрослый высказывает свои соображения. При этом собираются все предложения. Даже если они на первый взгляд не слишком приемлемые.

Третий шаг — оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

Это очень важный этап. Доброжелательно обсуждаются и учитываются все мнения, без раздражения и обид. И постепенно у детей вырабатывается навык разрешения конфликтов мирным путем. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.

Как быть, если такое решение не находится? Обычно при таком способе решения проблем в участниках пробуждается творческий подход и готовность идти навстречу друг другу. Но ведь ребенок может предложить просто неприемлемое решение. Тогда нужно исходить из реальной оценки ситуации. Если предложение ребенка опасно для жизни и здоровья, необходимо остановить его. Иногда же мы настаиваем на своем только из принципа, а реальной угрозы при этом нет.

Шаг четвертый — детализация принятого решения.

Необходимо уточнить, как оно будет выполняться. Например, решено: сын сам будет заботиться о кормлении своей собаки. Что для этого понадобится? Возможно, придется выделять ему регулярно какую-то сумму для покупки корма, витаминных добавок и т. д. Или научить элементарным навыкам готовки (показать, как сварить, смешать и т. д.). Договориться о том, что собачью посуду он также будет мыть сам. Прикрепить на видном месте напоминание о часах кормления и т. д.

Пятый шаг — выполнение, проверка.

Не исключено, что на первых порах не все пойдет гладко. Через какое-то время стоит спросить у ребенка не нужна ли какая-то помощь?

Почему он сегодня «сам не свой»?

Иногда родители теряются в догадках, почему ребенок на пустом месте раздражается, не слушается, ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям. Причина может быть в его переживаниях, оттого что в семье не все спокойно. Он не может понять, почему взрослые кричат друг на друга или почему папа хлопнул дверью, а мама плачет. Накопившееся напряжение и беспокойство малыш переносит на других детей: они подспудно начинают раздражать его и становятся «виноватыми» в том, что ребенку так плохо. Он не может этого выразить словами, поэтому свою нервозность выплескивает в конфликте, получая разрядку негативных эмоций, накопившихся в детской душе. Как правило, после таких ссор и драк ребенок не может объяснить конкретных причин своего крайне агрессивного поведения.

Также дети могут использовать конфликт для привлечения внимания взрослых, и подсознательно пользуются этим, чтобы получить что-либо от родителей. Возможно, ребенку не хватает вашего внимания и заботы. Подумайте, может быть, ваш ребенок хочет, чтобы вы проводили с ним больше времени, нуждается в более близком эмоциональном контакте с вами? Если ребенка часто критикуют и ругают дома, он также может выплескивать свою обиду и раздражение на других детей. И наоборот, если ребенка чрезмерно опекают и хвалят, он является «пупом земли» в собственной семье, желания которого тут же исполняются, он может не найти понимания у сверстников. Ведь он ждет такого же отношения от всех окружающих, но, естественно, не получает его. Тогда, ребенок начинает добиваться желаемого, провоцируя постоянные конфликты и ссоры.

Поэтому, пытаясь научить ребенка навыкам эффективного общения, подумайте, что необходимо изменить в собственной семье, поведении и отношении к ребенку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *