причины и решение конфликтов детей и родителей
Когда люди общаются между собой достаточно близко, конфликты между ними неизбежны. Тем не менее всегда можно свести их к минимуму. А чтобы понять, как это сделать, необходимо разобраться, что такое конфликт и каковы возможные пути выхода из него.
Что такое конфликт?
В психологии конфликтом называют ситуацию, в которой сталкиваются интересы двух сторон, при этом удовлетворение желания одного каким-то образом мешает реализации интересов другого.
Например, в одно и то же время по телевизору показывают любимый мультик ребенка и важный для папы футбольный матч. Если бы в семье было два телевизора, конфликт бы не возник, но, предположим, возможность посмотреть и то, и другое отсутствует. Возникает прямое столкновение: кто-то получит свое, а кто-то нет.
Какими же могут быть способы решения такой ситуации?
Способ 1. Избегание
Не сумев договориться, телевизор не смотрит никто, и конфликт исчерпан.
В таком случае обе стороны остаются ни с чем. И хотя острое столкновение отсутствует, могут возникнуть эмоциональное напряжение и взаимная обида. Это чревато тем, что в следующий раз подобный конфликт возникнет снова.
Способ 2. Уступка
Например, папа уступает ребенку телевизор и узнает результат матча в новостях. Конфликт решен, но довольным в такой ситуации останется только один.
Способ 3. Подавление
В этом случае одна или обе стороны пытаются настоять на своем. При этом каждый использует свои способы: ребенок – капризы, плач, крики, манипуляции; папа – родительский авторитет, силу, наказание.
Способ 4. Компромисс или «взаимоуступка»
В нашем примере папа и ребенок могли бы договориться о том, что первые полчаса телевизор смотрит сын (или дочка), а затем, независимо от того, закончился ли мультик, дает возможность папе посмотреть футбол.
Многие считают, что в таком случае обе стороны остаются довольны решением, но это не совсем так. Этот выход подразумевает, что каждый из участников ситуации частично отказывается от удовлетворения своего интереса в пользу другого: каждый получает свое, но не в полной мере. А значит, никто не остался ни обиженным, ни удовлетворенным.
Какое решение оптимально?
Существует вариант, который предполагает полное удовлетворение каждой из сторон, – он называется сотрудничество. Сложность его заключается в том, что нужно посмотреть на ситуацию с другой стороны и вместе придумать такой вариант, при котором каждый получит свое, а может, и больше. Как правило, если бы стороны могли заранее предвидеть такой вариант, конфликт не возник бы вовсе. Но объединить усилия и придумать, как сделать так, чтобы всем было хорошо, всегда непросто, и стороны должны быть готовы к сотрудничеству.
В нашем примере таким решением может стать следующее: отец увлекает ребенка футболом, предлагает посмотреть его вместе, обещая позже сходить с сыном или дочерью на мультфильм в кино или найти его запись. В данном случае для разрешения ситуации прилагаются общие усилия и дополнительные ресурсы (ребенок ждет, а папа тратит время и деньги на кино), но главное – результат, который в полной мере удовлетворяет обоих и становится возможным именно благодаря их взаимодействию.
Как минимизировать конфликты?
Чтобы свести к минимуму количество конфликтов, а возникающие решать наиболее эффективно, необходимо помнить о следующем:
1) Уважение друг к другу.
Чаще всего ситуация кажется нерешаемой только на первый взгляд, и, если в семье доверительные отношения, столкновений интересов будет не так много.
2) Умение договариваться.
Для этого важно не только ясно формулировать свою позицию, но и уметь слушать другого, пытаться встать на его сторону.
3) Последовательность.
Чем яснее для ребенка позиция родителя, тем меньше вероятность, что он станет противостоять. Если ситуация неоднозначна, а поведение взрослого непредсказуемо, конфликты возникают чаще, а ребенок начинает манипулировать, пытаясь добиться своего.
4) Закрепление позитивного опыта.
Очень важно обсуждать с ребенком результат решения спорных ситуаций, тогда у него будет формироваться полезный навык самостоятельного, а главное, мирного разрешения конфликтов.
5) Своевременное решение.
Чем дольше игнорируется проблема, тем, как правило, сильнее конфликт и связанная с ним эмоциональная нагрузка, поэтому очень важно не откладывать решение спорных ситуаций в долгий ящик. Чем раньше стороны начнут обсуждать и договариваться, тем быстрее ситуация будет исчерпана.
Важно помнить, что конфликт – ступенька в развитии семейных отношений, и от того, будет ли она преодолена и каким способом, зависит, как они будут складываться дальше.
И помните, что, несмотря на возраст, дети являются полноценными участниками отношений и имеют такие же права на свои интересы, как и взрослые. Однако то, каким способом будет решен конфликт, в большей степени зависит от позиции родителей и их отношений с ребенком.
А как разрешают конфликты детей и родителей в семье Тутты Ларсен? Читайте дальше.
Конфликты между детьми в семье: понимать и управлять
Детские конфликты в семье – явление обычное. Словесные перепалки часто перерастают в драки. И хотя дети после таких стычек быстро мирятся, неприятных минут они доставляют родителям множество. По непонятным причинам между ними возникает отчуждение, которое может проявляться уже во взрослой жизни. У многих родителей возникает вопрос, почему конфликты между детьми случаются в их семьях. Ведь они одинаково любят своих чад, заботятся о них. Вот только как это воспринимают сами дети?
Понять своих детей. Причины детских конфликтов
Чтобы разобраться в причинах конфликтов детей, нужно знать некоторые психологические особенности маленьких членов семьи. Первый ребенок. Он наполняет смыслом жизнь взрослых: родителей, дедушек и бабушек, тетушек и дядей, если таковые имеются. С рождением братика или сестры все меняется. Это прямая угроза интересам первенца. И особенно драматично это выглядит, когда старшему ребенку исполняется 3 или 4 года. Почему? Именно в этом возрасте маленький человек переживает свой первый кризис. Он начинает осознавать, что он такой же, как и другие. Он ищет приемлемые модели поведения с окружающими его людьми. Он воспринимает себя как самостоятельного человека, имеющего свои желания и осознающего свое место в семейном кругу. Он – главный. Вся жизнь крутится вокруг него. В его речи появляется слово «Я». Он может требовать, просить и приказывать. Он начинает капризничать, если его желания взрослые не спешат выполнять. И вот милый ребенок становится несговорчивым и упрямым, готовым устраивать истерики в любом месте и по любому поводу. Ссоры с родителями становятся частыми. Словно это борьба – кто кого победит. Через этот возрастной кризис проходят все дети, но у кого-то он проходит незаметно, мягко, а у кого-то достаточно жестко.
Ревность
И вот наступает момент, когда у малыша появляется братик или сестренка. Сначала это вызывает любопытство. Что это? Кто это? Что мне это дает? А потом следуют одно неприятное открытие за другим. Пришелец забирает все внимание и время родителей. Мама и папа теперь больше с ним, с этим крохой; они, наверное, больше любят его. И малыш понимает, что он, самый когда-то любимый, теперь не главный в семье. Многие детишки тяжело переживают появление соперника. И разговоры о том, что он старший и уже большой и что он должен понимать и любить братика или сестренку, мало помогают. Но он не может любить его, так как мама и папа не принадлежат теперь только ему. Таким образом, уже на этом этапе у первенца закладывается чувство ревности, которое проявляется в самых причудливых капризах, непослушании и беспричинных на первый взгляд истериках. Именно ревность лежит в основе многих ссор между детьми.
Борьба за любовь родителей
Дети взрослеют. Но возникшая ревность не исчезает. Теперь уже подросший младший отпрыск проявляет свои права на главенство в семье. Он начинает пользоваться преимуществами младшего ребенка. У каждого из малышей складывается мнение, что родители любят его меньше, чем братика или сестренку. Неосознанная потребность во внимании мамы или папы именно к нему рождает неприязнь друг к другу и проявляется в конфликтах детей по самым незначительным причинам.
Соперничество детей
Каждый ребенок обладает своими неповторимыми особенностями: внешними и физическими данными, темпераментами, задатками и способностями, формирующимися характерами и перинатальным опытом. Они разные, неповторимые. Каждый из них уникален. Кто сильнее, умнее, лучше, талантливее – является проявлением соперничества детей. Но родители забывают об этом и сравнивают, не задумываясь, каково чувствовать себя хуже другого. В результате в неокрепшей душе ребенка рождается зависть и ненависть. Ведь все дети, впрочем, как и взрослые, эгоисты. А ребенок еще не умеет преодолевать свое отрицательное отношение к маленькому братику или сестренке.
«Младшая сестренка оказалась талантливее Никитки. Пятилетняя малышка сходу запоминала песни и так забавно их исполняла, что вызывала неподдельный восторг у взрослых. Они бурно аплодировали, хвалили, просили спеть еще что-нибудь. Настя чувствовала себя великолепно – она была в центре внимания. А что мог показать Никитка? У него не было таких ярких талантов. В моменты выступления сестры он пытался переключить внимание окружающих на себя своими просьбами или неадекватным поведением. От него отмахивались или даже прикрикивали, чтобы он сидел и слушал. Что чувствовал мальчик в эти минуты? Наверное, одиноким и несчастным, никому не нужным и покинутым».
Таким образом, с раннего детства может закладываться и постоянно проявляться соперничество между детьми, и тогда многие конфликты между детьми в семье становятся неизбежными.
Возрастные различия детей и ссоры
К старшему по возрасту ребенку всегда предъявляются повышенные требования. Он должен то, он обязан это, потому что он старше и умнее. Ощущая свою ответственность за младшего, он требует признания своего авторитета с его стороны. Но малыши не спешат подчиняться и всегда протестуют против давления старших. Психологи считают, что самая оптимальная разница в возрасте детей 7 – 8 лет. Старший ребенок уже легче переносит повышенное внимание родителей к малышу, да и для него он становится не конкурентом, а маленьким членом семьи, к которому он испытывает теплые чувства. У него появляются друзья, интересы за пределами семьи. Он стремится уже вырваться из-под опеки родителей. Их мнения становятся для него менее значимыми. Конфликты между детьми в семье в таких случаях случаются значительно реже. Чаще всего они возникают, когда малыш посягает на вещи старшего ребенка.
Половые различия детей и разногласия между ними
Более спокойно развиваются отношения между братьями и сестрами. Изначально их интересы, игры, направленность деятельности отличаются. Но если родители начинают сравнивать их достоинства, то это также неминуемо приведет к детским конфликтам.
Ссоры из-за личной территории и игрушек
Многие причины конфликтов детей в семье, да и супругов, связаны с необходимостью проживать под одной крышей и часто на ограниченной территории. Возникает банальная усталость от общения друг с другом. Она проявляется в плохом настроении ребенка, в желании отыграться на ком-либо. С родителями такой номер не пройдет – он чреват последствиями. А вот на братике или сестренке можно легко отыграться. Хотя все это происходит на бессознательном уровне.
Маленькие дети отчаянно бьются за свои игрушки, но часто сами стремятся присвоить вещи братика или сестренки, проявляя себя большими собственниками и завистниками. А если брат или сестра старше по возрасту, то ссоры возникают из-за желания малыша иметь те же вещи. Он(а) берет их без разрешения, и тогда разыгрывается скандал с последующим разбором и выяснением отношений.
Настроение и забавы
Малыши любознательны от природы. Они познают окружающий мир, учатся общению и отношениям. Им интересно наблюдать, как на их действия реагируют родители, братья или сестры. Вот ребенок начинает лезть к младшему, отнимает игрушку, прячет ее, разрушает его игру, обзывает и так далее, наблюдая при этом за его реакцией. Младшие тоже часто досаждают своим старшим братьям и сестрам, проявляя даже элементы агрессии (кусаются, щипаются, дерутся). Стремление влезть в деятельность брата или сестры часто продиктовано желанием развлечься, позабавиться ответной реакцией. Ну, чем не повод для скандала и грандиозного конфликта с привлечением родителей?
Мы, родители не хотим признавать тот факт, что дети, как и взрослые переживают разные эмоции. Как плохое, так и хорошее настроение могут стать катализатором подобных игр, которые стремительно превращаются в конфликты между детьми в семье.
Семейные отношения
Отношение в семье играют важную роль в жизни детей любого возраста. С самого момента рождения они постигают сложную науку общения. Взаимоотношения родителей между собой и с детьми являются для них вообще моделью отношений, которые ими усваиваются и переносятся на других людей. Если в семье имеют место скандалы и постоянные ссоры, то дети впитывают подобный стиль взаимодействия. Если родители без конца шумно выясняют отношения, то и подрастающие чада вряд ли будут ладить друг с другом. Это серьезная причина конфликтного поведения детей.
Детские конфликты – что делать
Можно ли в семейном кругу создать такие условия, чтобы общение детей было бесконфликтным? Вряд ли эта задача выполнима. Но устранить некоторые их причины родителям по силам и тем самым смягчить проявления конфликтов в семье:
- К рождению второго ребенка нужно подготовить своего первенца. Обсудите с ним все проблемы, связанные с его появлением, расскажите, как вы будете вместе ухаживать за ним, заботиться и любить его. Пусть малыш поучаствует в выборе имени братика или сестренки, в покупке приданого для новорожденного.
- После рождения малыша помогите старшему ребенку адаптироваться к его новой роли в семейных отношениях. Уделяйте ему достаточно внимания и времени, чтобы он не чувствовал себя одиноким и никому не нужным. Проявляйте к нему больше нежности и любви; именно в этот момент он особенно в этом нуждается. Ему так важно чувствовать, что он по-прежнему самый любимый ребенок для папы с мамой.
- Никогда не сравнивайте детей, создавая тем самым повод для соперничества. Но учите радоваться успехам и достижениям друг друга. Хвалите или укоряйте ребенка за конкретные поступки, но не противопоставляйте его никому.
- Поощряйте совместную деятельность своих чад, хвалите за сотрудничество и взаимопомощь. Распределите домашние обязанности между детьми, включая малышей.
- Учите детей решать конфликты без драк и слез. Научите не только высказывать свои претензии друг к другу, но и выслушивать их. Объясните, что каждый человек имеет право на ошибку, плохое настроение или желание побыть в одиночестве.
- Выработайте вместе с детьми правила поведения в спорных ситуациях. Например, не обзывать, не унижать, не ломать игрушки, не брать вещи брата или сестры без разрешения и так далее. Когда дети подрастут, определите вместе с ними правила проживания.
- Относитесь к детям одинаково. В семье не должно быть любимчиков. Если ребенок обижен и жалуется на брата или сестру, выслушайте, посочувствуйте и помогите разобраться в данном конфликте.
- Не решайте свои взрослые проблемы в присутствии детей. Вы, родители, всегда остаетесь для своих детей образцом для подражания.
Реакция родителей на конфликты детей
Итак, как реагировать родителям на возникающие в семье детские ссоры? Вмешиваться или оставаться сторонними наблюдателями? Наказывать их или не обращать внимания на их действия по отношению друг к другу? Выступать в роли арбитров или предоставить им решать самим конфликтную проблему?
Все зависит от конкретной ситуации. Но любой детский конфликт должен быть в поле вашего внимания. Ведь, как правило, инициатор ссоры надеется на поддержку родителей. Не вмешиваясь в конфликт, родители дают им возможность выяснить самостоятельно отношения, найти компромисс, договориться.
Обязательно надо вмешиваться, когда конфликтные действия выходят за пределы дозволенного, когда в ход идут кулаки или иные агрессивные действия. Нельзя допускать, чтобы старшие дети морально и физически подавляли малышей, а младшие пользовались своим особым положением. Очень важно вовремя развести детей и запретить им какое-либо общение друг с другом. Только после того, как страсти, улягутся, дети успокоятся, можно обсудить с ними конфликт и их действия. Конечно, очень сложно быть справедливым и объективным всегда. Поэтому надо учиться самим и учить детей правильно вести себя в подобных ситуациях.
Конфликты между детьми в семье доставляют родителям много проблем и переживаний. Но не надо их рассматривать как абсолютное зло. Жизнь в семье, проблемы, трудности, ссоры и обиды – все это серьезная школа общения и отношений. Конфликтуя с братом и сестрой, ребенок учится спорить, доказывать свою правоту, договариваться, идти на компромисс. Помогая детям решать конфликт, мы учим детей пониманию, терпению, умению прощать и уступать.
Статья на тему: Конфликты родителей и детей
КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Для маленького ребенка родители – существа, которых он почитает и обожает. Такой авторитет родители имеют просто потому, что они взрослые, а ребенок еще мал, неумел и слаб. Он бессознательно «впитывает» от родителей все: манеры поведения, вкусы и взгляды, ценности и моральные нормы. Но со временем соотношение сил меняется. Наступает критический момент, когда авторитет родителей перестает держаться на преимуществах возраста. Что же тогда происходит?
Необходимо понять, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приведет к разрыву отношений. Взрослый теряет авторитет, если начинает полагаться на запреты, давление и приказ.
Секрет мудрого поведения родителей прост: нужно уметь правильно разрешать любой конфликт, а не пытаться его избежать или стараться замять. Тем более, что конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях
Конфликтные ситуации подстерегают нас чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело кончается открытым спором, в других – невысказанной и затаенной обидой, а бывает, и настоящим «сражением».
Слово «конфликт» произошло от лат. «conflictus» (столкновение) и означает столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия.
Очевидно, что причина конфликта кроется в столкновении интересов родителя и ребенка. В подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев. Можно сказать, что при столкновении интересов возникает проблема сразу у обоих: и у ребенка, и у родителя. Что же делать в таких случаях? Родители решают эту задачу по-разному. Одни говорят: «Вообще не нужно доводить до конфликтов». Но, к сожалению, никто не застрахован от того, что желания наши и нашего ребенка однажды разойдутся. Жизнь слишком сложна, чтобы интересы родителей и детей (да и родителей между собой) всегда совпадали.
Когда начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, считают, что лучше уступить, сохраняя мир.
Так появляются два неконструктивных способа разрешения конфликтов, которые известны под общим названием «Выигрывает только один».
Есть и другой вариант этого способа – мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок в конце концов соглашается. Однако если такой нажим – постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители».
По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое.
В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. Все это может быть и не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение
Таким образом, неправильно разрешаемые семейные конфликты, большие и маленькие, неизбежно дают «эффект накопления». А под его влиянием формируются черты характера, которые потом оборачиваются судьбой детей и родителей. Поэтому очень важно внимательно относиться к каждому столкновению интересов между вами и вашим ребенком. Какой же путь выхода из конфликта? Оказывается можно повернуть дело так, обе сторон окажутся в выигрыше.
Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т. д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После того ,как он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает. То, что вначале казалось «простым упрямством», начинает восприниматься родителем как проблема, заслуживающая внимания. Тогда возникает готовность пойти навстречу ребенку. Выслушав ребенка, нужно сказать ему о своем желании или проблеме. Это очень ответственный момент. Ребенку не менее важно узнать больше и точнее о вашем переживании, чем вам – о его.
Начинать надо с вопроса : «Как же нам быть?». Когда сбор предложений окончен, делают следующий шаг.
Следующий шаг- это совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.
Итак, этот способ решения конфликтов никого не оставляет с чувством проигрыша, а даже наоборот , приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.
Консультация на тему: Разрешение конфликтных ситуаций между детьми и родителями
Разрешение конфликтных ситуаций между детьми и родителями
В любой семье, время от времени, могут возникать конфликты и ссоры. Интересы и желания не могут всегда и во всем совпадать у всех членов семьи. Как же достичь того, чтобы отрицательных эмоций при этом было меньше.
Профилактика конфликтов между родителем и ребёнком требует особого внимания.
Основные причины возникновения конфликтной ситуации:
— отсутствие желания выслушать собеседника, его потребностей
— разные взгляды на жизнь
— повышенный контроль
— насмешки над «вкусами»
Как же разрешить конфликтную ситуацию, не потеряв чувства самоуважения и не переживая её потом про себя еще неделю-другую?
Рассмотрим примеры возникновения конфликтов между родителями и детьми.
Один из типичных примеров: семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, отец — рьяный болельщик, и он рассчитывает посмотреть прямую трансляцию футбольного матча. Дочь настроена на очередной выпуск молодёжного ток шоу. Разгорается спор: дочь никак не может новый выпуск, она «всю неделю его ждала»; отец никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше и завтра они будут обсуждать его с друзьями!».
Другой пример. Мама торопится закончить уборку к приему гостей. Она понимает, что не успевает и просит дочь помочь ей в этом. Но у той скоро начало сеанса в кинотеатре, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются…
Что общего в этих историях? Что создает конфликтную ситуацию и приводит к «накалу страстей»?
Очевидно, что дело — в столкновении интересов родителя и ребенка. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев. Происходит столкновение интересов, возникает проблема сразу у обоих: и у ребенка, и у родителя. Что же делать в таких случаях?
Неконструктивное разрешение конфликтов
Два известных неконструктивных способа разрешения конфликтов объединяются под названием «Выигрывает только один».
Выигрывает только родитель.
Взрослый, выбирая этот способ реагирования, руководствуется простым мотивом: если дать ребенку делать, что он хочет, он только так и будет поступать, не считаясь с интересами других людей. Взрослый подавляет ребенка своим преимуществом в силе. И тем самым дает ему пример как раз такого поведения, какое он не хочет видеть у сына или дочери.
Иногда взрослые-победители избирают другую тактику: добиваются своего уговорами — ласковыми, но настойчивыми. Вывод ребенка: «Родители все равно настоят на своем, мои желания никого не интересуют». В результате он постоянно ощущает себя побежденным. И чувство это отражается в его поведении: оно может быть или агрессивным, или пассивным. Постепенно накапливаются обиды, развивается отчужденность.
Выигрывает только ребенок.
Родители выбирают этот способ по мотивам: «все лучшее детям», «лишь бы не плакал», «мир любой ценой» и т. д. В этом случае в семье удается поддерживать атмосферу спокойствия и уступчивости. Но вряд ли ребенок встретится с такой же готовностью со стороны других взрослых и детей. К тому же, по мере того как ребенок растет, растут и его потребности. А у родителей накапливается недовольство своей вечной ролью покорных исполнителей его желаний.
Можно ли сделать так, чтобы не было проигравших?
Да, есть и конструктивный способ разрешения конфликтов. В нем выигрывают оба участника — и взрослый и ребенок. Алгоритм решения включает в себя несколько шагов:
1. прояснение конфликтной ситуации;
2. сбор предложений;
3. оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;
4. детализация решения;
5. выполнение решения, проверка.
Первый шаг — прояснение ситуации.
Взрослый активно слушает ребенка, стараясь понять его чувства, мотивы, затруднения. При этом важно начинать именно с выслушивания ребенка. Если он убедится, что его слышат, тогда сможет выслушать и вас, а потом перейти к совместному поиску решения.
Замечено: когда взрослый начинает слушать и понимать чувства ребенка, накал эмоций значительно снижается. И тогда становится возможным принять позицию «противника» как заслуживающую внимания.
Выслушав ребенка, нужно сообщить ему и о своих чувствах и желаниях. Но сделать это в форме «я-высказывания» вместо «ты-высказывания». Например: «Я устаю на работе и хотела бы, чтобы мне не приходилось гулять вечером с твоей собакой» (вместо «Ты всегда перекладываешь свои обязанности на других»).
Второй шаг — сбор предложений.
Начинается он с вопросов: «Как нам поступить в этой ситуации?», «Что можно сделать?»
Важно, чтобы ребенок сам предлагал варианты решений. Взрослый высказывает свои соображения. При этом собираются все предложения. Даже если они на первый взгляд не слишком приемлемые.
Третий шаг — оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
Это очень важный этап. Доброжелательно обсуждаются и учитываются все мнения, без раздражения и обид. И постепенно у детей вырабатывается навык разрешения конфликтов мирным путем. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.
Как быть, если такое решение не находится? Обычно при таком способе решения проблем в участниках пробуждается творческий подход и готовность идти навстречу друг другу. Но ведь ребенок может предложить просто неприемлемое решение. Тогда нужно исходить из реальной оценки ситуации. Если предложение ребенка опасно для жизни и здоровья, необходимо остановить его. Иногда же мы настаиваем на своем только из принципа, а реальной угрозы при этом нет.
Шаг четвертый — детализация принятого решения.
Необходимо уточнить, как оно будет выполняться. Например, решено: сын сам будет заботиться о кормлении своей собаки. Что для этого понадобится? Возможно, придется выделять ему регулярно какую-то сумму для покупки корма, витаминных добавок и т. д. Или научить элементарным навыкам готовки (показать, как сварить, смешать и т. д.). Договориться о том, что собачью посуду он также будет мыть сам. Прикрепить на видном месте напоминание о часах кормления и т. д.
Пятый шаг — выполнение, проверка.
Не исключено, что на первых порах не все пойдет гладко. Через какое-то время стоит спросить у ребенка не нужна ли какая-то помощь?
Почему он сегодня «сам не свой»?
Иногда родители теряются в догадках, почему ребенок на пустом месте раздражается, не слушается, ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям. Причина может быть в его переживаниях, оттого что в семье не все спокойно. Он не может понять, почему взрослые кричат друг на друга или почему папа хлопнул дверью, а мама плачет. Накопившееся напряжение и беспокойство малыш переносит на других детей: они подспудно начинают раздражать его и становятся «виноватыми» в том, что ребенку так плохо. Он не может этого выразить словами, поэтому свою нервозность выплескивает в конфликте, получая разрядку негативных эмоций, накопившихся в детской душе. Как правило, после таких ссор и драк ребенок не может объяснить конкретных причин своего крайне агрессивного поведения.
Также дети могут использовать конфликт для привлечения внимания взрослых, и подсознательно пользуются этим, чтобы получить что-либо от родителей. Возможно, ребенку не хватает вашего внимания и заботы. Подумайте, может быть, ваш ребенок хочет, чтобы вы проводили с ним больше времени, нуждается в более близком эмоциональном контакте с вами? Если ребенка часто критикуют и ругают дома, он также может выплескивать свою обиду и раздражение на других детей. И наоборот, если ребенка чрезмерно опекают и хвалят, он является «пупом земли» в собственной семье, желания которого тут же исполняются, он может не найти понимания у сверстников. Ведь он ждет такого же отношения от всех окружающих, но, естественно, не получает его. Тогда, ребенок начинает добиваться желаемого, провоцируя постоянные конфликты и ссоры.
Поэтому, пытаясь научить ребенка навыкам эффективного общения, подумайте, что необходимо изменить в собственной семье, поведении и отношении к ребенку.
Конфликты подростков и родителей. Что делать? » psylife
Илья Базенков, психолог
КОНФЛИКТЫ ПОДРОСТКОВ и РОДИТЕЛЕЙ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Для родителей подростков 12-16 лет. Как вести себя в ситуации конфликта с ребенком. Как наладить отношения с дочерью или сыном подростком.
Статья не рассуждения, а исключительно практическая. Но есть один закон: повлиять на подростка возможно только через изменение своего стиля общения. Приведенная ниже методика поведения в конфликте требует времени и дает результаты не мгновенно.
Конфликты родителей и подростков в семье. Кто виноват? В чем причины? Что делать? Разобраться в причинах конфликта всегда полезно. Только вот беда: часто для этого требуется слишком много времени и помощь специалиста. А если нет ни времени, ни сил? Конфликты между родителями и подростками — дело обычное, воспитание детей редко проходит без них. Но случается, что они происходят чуть ли не ежедневно, отравляют жизнь, в семье растет напряженность не по дням, а по часам.
Главное, о чем полезно задуматься, а к чему приводят конфликты между родителями и подростками в семье? И так уж ли они необходимы? К чему приводят?
Известно, что конфликт ребенок — родитель часто накладывает отпечаток на все дальнейшие взаимоотношения родителей и уже взрослых детей.
Основные причины конфликтов родителей и детей — это взаимное непонимание и обиды. Дети не понимают родителей, родители детей. Кстати, это относится и к уже взрослым детям.
Почему конфликты чаще возникают между подростками и родителями? В основном по причине неготовности родителей к подростковому периоду развития своего ребенка, к изменениям его психологии.
Конфликты подростков и родителей явление обычное, о них создано много художественных произведений, написаны десятки книг и сотни статей. Но как их преодолеть? Как сделать так, чтобы конфликты между родителями и подростками не отравляли жизнь? Как родителям наладить отношения с подростком? Как сделать, чтобы воспитание подростка не превращалось для родителей в постоянное с ним единоборство?Метод есть!
Если использовать технику разрешения конфликтов, то, как минимум, уменьшится обида, и появится возможность для диалога. Отношения родителей и их ребенка подростка начнут налаживаться. Подчеркиваем, что родители не менее часто обижаются и злятся на своих детей, чем дети на них.
Техники разрешения конфликтов хорошо известны и успешно прошли испытания практикой. Их вполне можно использовать и при разрешении конфликтов между родителями и подростками лет, примерно, с 13-ти. И, как в любом конфликте, начинать надо с себя, с изменения своего собственного поведения в конфликтной ситуации.
Применение техники разрешения конфликта требует усилий и настойчивости. Если вы действительно хотите научиться уменьшить уровень конфликтности при общении с подростком, то прочитайте статью до конца.
Если ожидаете найти в ней готовый рецепт, как в поваренной книге, применение которого не требует усилий, то не стоит тратить время.
Первое, с чего необходимо начать, — это уменьшение эмоционального накала, перевод конфликта с эмоционального на рациональный уровень.
Конфликты между родителями и подростками подчиняются тем же законам, что и конфликты взрослых людей. Но подростки больше живут «на эмоциях», чем на рациональном понимании ситуации. А взрослые на то и взрослые, что бы лучше себя контролировать.
Чувствуете, что вы «заведены» до предела? Отложите на время, пока более или менее не успокоитесь, решение конфликтной ситуации. На эмоциях никакого толку не будет, только хуже сделаете.
Вторым необходимым шагом будет отказ от поиска ответа на вопрос: «Кто виноват?»
Да и вопрос: «Что делать с причиной конфликта?» тоже надо отложить на потом. Поиски виновных в конфликтной ситуации часто приводят только к ее обострению. Не волнуйтесь. Когда вы научитесь успешно разрешать или сглаживать конфликтные ситуации, эти вопросы отпадут сами собой, или найдутся простые и рациональные ответы.
И пусть вас не отпугивает кажущаяся избыточная рациональность этого подхода. Поверьте, это работает и помогает родителям в налаживании отношений с подростком, основанных на взаимопонимании, теплоте и эмоциональной близости.
Существует несколько основных правил поведения в конфликтной ситуации, которые необходимо соблюдать, разумеется, если вы хотите ее разрешить или хотя бы сгладить.
А если желаете развития конфликта, то поступайте с точностью наоборот.
ПРАВИЛО 1. Не переходите на личность.
Мы часто в конфликтах оцениваем личность человека, а не его конкретные действия. Подростки особенно к этому чувствительны. Как только мы задеваем личность человека, так сразу же срабатывают механизмы психологической защиты. А подростки, в силу психологических особенностей возраста, особенно к этому чувствительны. Конфликт от этого может только разрастись.
Поэтому, если вы хотите перевести конфликт в рациональное русло, сгладить его и успешно разрешить, то исключите оценочные слова, задевающие личность подростка. Оценивать следует только поступки или их результаты. Причем не обращаться к прошлому, а зафиксировать ситуацию в настоящем времени и перейти к решению вопроса в будущем.
Увы, мы часто в конфликтной ситуации склонны припоминать прошлые грехи. Только вот какой в этом смысл? Становится только хуже. Конфликт между родителями и подростком только усугубляется.
Примеры:
«Ты слишком болтлив». Оценка личности.
«Ты говорил в гостях больше остальных». Оценка действия.
«Тебя же просили позвонить. Ты такой невнимательный». Оценка личности.
«Ты забыл, что тебя просили позвонить». Оценка действия.
«Ты такой неаккуратный, опять порвал джинсы». Оценка личности, да еще с использованием слова «опять» — намек на прошлые грехи.
«Плохо, что джинсы порваны». Оценка результата.
ПРАВИЛО 2. Конкретность.
Необходимо избегать обобщений, полностью исключить слова: ты всегда…., ты постоянно…., ты все время…., ты каждый раз… и т.п. Они являются конфликтогенами, т.е. словами, провоцирующими конфликт.
И пусть подросток действительно часто делает что-то такое, что вас не устраивает, раздражает, печалит. Все равно забудьте слова-конфликтогены.
Кстати, их использование в сочетании с переходом на личность может сыграть роль внушения, закрепления каких-то негативных качеств на всю жизнь. И уже взрослый человек живет с чувством обиды на родителей или воспроизводит те самые негативные характеристики, которыми его «наградили» родители.
Всегда обсуждайте с подростком только то, что произошло «здесь и сейчас»: сделано или не сделано, сказано или не сказано, произошло или не произошло. Не надо вспоминать прошлое или прогнозировать далекое будущее, этим вы только подольете масло в пламя конфликта. Говорите только о том, что произошло сейчас.
Не стоит высказывать предположения о мотивах произошедшего, домысливать, что послужило причиной неприятной ситуации. Другими словами, «читать мысли» подростка. Обычно это проявляется в виде выражений: «Я знаю, что ты думаешь….». «Ты поступил так из-за того, что….». «Тебе безразлично, что….».
Многочисленные исследования показывают, что люди часто ошибаются в определении мотивов чужих поступков. Мы и свои-то мотивы часто не осознаем до конца. Так что лучше отказаться от «чтения мыслей», тем более, что в большинстве случаев это приводит к усугублению конфликта между родителями и подростком, взаимонепониманию, отчуждению и раздражению.
ПРАВИЛО 3. Понятность.
Вроде бы очевидная вещь, что говорить с подростком надо на понятном ему языке. Но взрослые часто это правило не соблюдают, используя слова и выражения, которые могут быть непонятны или иметь неоднозначный смысл.
Вот слова одной мамы, рассказывающей о своих проблемах с ребенком 12 лет: «Я ему говорю, что его реакция неадекватна ситуации, а он молчит и делает вид, что не понимает». Само слово «неадекватность» может быть непонятным ребенку, или он, вполне возможно, вкладывает в него другой смысл.
Да что говорить о детях и подростках, если даже взрослые достаточно часто подразумевают разный смысл в одинаковых словах. А потом удивляются, что собеседник их не понимает.
ПРАВИЛО 4. Передавайте свои чувства и эмоции, используя «Я-высказывание».
О технике «Я-высказывания» («Я-сообщения») информации много. Поэтому, очень коротко. Вы говорите только о своем отношении, чувствах, эмоциях по отношению к конкретной ситуации. Местоимения «твой», «твое» и т.п. используется ТОЛЬКО для описания КОНКРЕТНОГО поступка.
Примеры:
Правильно:
Я беспокоюсь, когда ты не предупреждаешь, что задерживаешься.
Мне неприятно видеть в комнате беспорядок.
Я огорчаюсь, когда вижу такое поведение.
Неправильно:
Где ты был? Почему не предупредил, что задерживаешься?
Ты всегда не убираешь за собой.
Ты безобразно себя ведешь!
На нашем сайте размещен он-лайн тренинг для родителей по овладению техниками Я-сообщений и активного слушания
ПРАВИЛО 5. Старайтесь услышать и понять.
Постараться понять интересы и чувства другого, услышать, что до вас хотят донести. Понять — не значит принять или оправдать, но, прежде чем сформировать или высказать свое мнение, надо разобраться в том, что подросток чувствует, переживает или подразумевает.
Большинство конфликтов родителей и детей происходят из-за нежелания сторон слушать и понимать. Ладно подростки, для них это в силу психологических особенностей возраста характерно, но вот когда взрослые ведут себя по-подростковому, то….
Есть известное выражение:
«Наша самая большая ошибка в том, что мы не слушаем, чтобы
понять. Мы слушаем, чтобы ответить».
Вспомните, как часто вы «слушаете» только с этой целью? А ведь бывает, что мы слушаем даже не с целью ответить, а только чтобы возразить, играя роль экзаменатора, нацеленного на выискивание ошибок.
Пожалуй, это основное правило в успешном разрешении конфликтов между родителями и подростком, но и самое трудное. Для его применения используется техника «Активное слушание». О ней много информации в интернете, также внизу этой страницы есть ссылка на интерактивный тренинг по овладению этой техникой, которая очень эффективна в разрешении конфликтов между родителями и и подростками.
Правило 6. Никогда не пытайтесь решить конфликтную ситуацию на негативных эмоциях. Не имеет смысла, только хуже сделаете. Не можете сразу успокоиться? Так отложите на некоторое время разговор, «придете в себя». Всегда необходима спокойная интонация.
Если ваш ребенок-подросток почувствует, что вы на него «наезжаете», то это может спровоцировать его уход в защиту — от агрессии до полного игнорирования ваших слов.
Из этого правила есть исключение. Если какие-то поступки ребенка очень вас сильно задевают, то можно высказать ему, что вы чувствуете и переживаете, какие эмоции испытываете. Но только говорите только о том, какие чувства вызвал его поступок, а не он сам. Объясните, почему вы так чувствуете. Подростки часто неправильно понимают эмоции родителей. Но не забывайте Правило 4.
Часто задают вопрос – а как начать все это использовать? Просто берите и начинайте хотя бы с соблюдения первых трех правил, как наиболее простых. И результаты появятся.
Но не стоит ожидать сиюминутного успеха. Быстрых изменений в человеческих отношений не бывает. Ведь конфликты подростков и родителей имеют свою историю, и подростку нужно время, чтобы перестроиться, отказаться от уже сложившихся стереотипов поведения и эмоциональных реакций.
А если освоите и техники «Я-высказывание» и «Активное слушание», то не только конфликтов с подростком станет меньше, но и начнутся позитивные изменения во взаимоотношениях. Кстати, при этом влияние родителей на подростка возрастет, становится более действенным.В заключение.
Конфликты между детьми и родителями отражаются не только на детях. Взрослые страдают не меньше. Так почему не помочь себе и ребенку? Тем более, что это не так трудно. Необходимо только желание и приложение усилий.
По книжкам и статья часто трудно применять полученные знания на практике, требуются наглядные примеры.
Очень рекомендуем.
интерактивный тренинг по общению с подростком Он уже помог многим родителям уменьшить конфликтность в общении со своими детьми-подростками.
Другие статьи на эту тему:
Этот «трудный» подросток. Что делать родителям?
Воспитание подростков.
Страхи родителей и конфликт поколений.
Использованные источники:
А. Фромм «Азбука для родителей»
Методические материалы Школы корпоративных тренеров
Т. Гордон. «Тренинг эффективного родителя»
Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
ГЛАВА 18 Конфликты между детьми в семье
ГЛАВА 18
Конфликты между детьми в семье
Я в тупике. Похоже, мои дети только тем и занимаются, что дерутся, а я большую часть своего времени выступаю в роли арбитра. Мой муж считает, что постоянно вмешиваясь, я делаю только хуже. Кроме того, мой старший сын часто говорит мне, что я позволяю его младшему брату выходить сухим из воды. Но ведь если я не буду вмешиваться, эти двое проведут весь день, сцепившись в смертельной схватке. Есть ли какие-нибудь предложения?
— Летиция, мать двоих детей, Гранд Рэпидз, штат Мичиган
«Иенна ударила меня!»
«Верни мне мой компакт-диск!»
«Ты сломал мою любимую куклу Барби!»
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Не принимайте ничью сторону. Сохраняйте нейтралитет во время конфликтов между детьми и давайте советы только тогда, когда они окажутся в тупике. Принятие чьей-либо стороны порождает чувство обиды и свидетельствует о наличии «любимчиков».
Ссоры между братьями и сестрами являются одним из самых раздражающих факторов в семейных отношениях. Оставьте любых двоих детей на какое-то время вместе и, вероятнее всего, вскоре вы услышите: «Это нечестно!» Не сходите с ума, стараясь разделить между ними все поровну. Это невозможно сделать! Хотя подобные схватки неизбежны, они не обязательно заканчиваются «мировой войной». Есть кое-что, что позволит вам смягчить ссоры и со временем поможет детям относиться друг к другу более миролюбиво. Кроме того, если они не научатся ладить дома, то где же еще они смогут этому научиться?
ПЯТЬ СОВЕТОВ ПО УЛАЖИВАНИЮ ССОР МЕЖДУ ДЕТЬМИ
Используйте следующие советы как руководство к укреплению семейной гармонии и прекращению ссор между детьми.
1. Успокойте всех. Вмешивайтесь тогда, когда эмоции достаточно накалились, но до обострения ссоры. Чтобы всех успокоить, используйте оптимальное средство: быстро пробежать круг на улице, пять раз подпрыгнуть, дергая руками и ногами, сделать три глубоких вдоха, полежать несколько минут, обнять плюшевого медвежонка. Если необходимо, разведите детей по комнатам и оставьте их там, пока они сами не успокоятся, приговаривая при этом: «Я вижу двоих сердитых детишек, которым надо успокоиться. Ты иди в свою комнату, а ты — в свою, и побудьте там до тех пор, пока не сможете говорить спокойно».
2. Проясните чувства. Иногда нужно всего лишь, чтобы кто-то признал обиду ребенка. Попробуйте этот подход: «Ты обиделся, так как считаешь, что к твоему брату относятся справедливее, чем к тебе», «Ты расстроен потому, что не можешь дождаться своей очереди поиграть в эту игру».
3. Дайте каждому ребенку высказаться. Для того чтобы помочь детям ощутить, что их действительно слышат, попросите каждого по очереди объяснить, что же произошло. Попросите всех обратить внимание на ребенка во время его объяснения и действительно выслушать его. Нельзя прерывать ребенка; каждому будет Дана возможность высказаться. Если вам кажется, что вы не поняли, попросите объяснить: «Не мог бы ты еще раз объяснить мне это?» Когда ребенок закончит, кратко изложите его версию, чтобы показать ему, что вы поняли. После этого можете спросить: «Что бы ты мог сделать, чтобы решить эту проблему?»
4. Сделайте детей участниками разрешения проблемы. Спросите всех причастных, что они собираются сделать для разрешения «своей» проблемы. Привлечение детей к улаживанию конфликта часто заставляет их остановиться, подумать и успокоиться. Установите правила процесса выяснения причин ссоры: не перебивать, не подавлять, позволительны только спокойные голоса. Высказываясь по очереди, дети могут научиться доказывать свою точку зрения словами, а не ударами. Один папа выставляет таймер духовки на определенное время и говорит: «Ну, давайте посмотрим, сможете ли вы решить этот вопрос спокойно за три минуты. А потом я вернусь». А одна мама усаживает своих детей-дошкольников на кушетку и говорит, что они не встанут, пока не обсудят свою проблему.
5. Посмотрите на проблему с другой стороны. Часто дети бывают настолько захвачены ощущением, что с ними обходятся несправедливо, что даже и не думают о том, что могут чувствовать другие. Поэтому говорите: «А теперь посмотри на ситуацию с другой стороны. Что, по-твоему, чувствует твоя сестра?» Это также помогает воспитать способность к эмпатии[13].
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Научили ли вы детей решать свои проблемы? По данным исследований, это помогает свести к минимуму ссоры между братьями и сестрами. Джордж Спивак и Мирна Шур, психологи из Филадельфии, посвятившие более 25 лет исследованиям, обнаружили, что даже детей трех-четырех лет можно научить додумываться до сути возникшей у них проблемы. Они также установили, что у детей, обученных приемам разрешения проблем, менее вероятны появления импульсивности и агрессивности, когда события развиваются не по их вкусу, они легче заводят друзей, достигают больших успехов» учебе и более склонны разрешать проблемы мирными средствами.
ПЛАН ПЕРЕВОСПИТАНИЯ
Начните перевоспитание своих детей с раздумий о своем собственном детстве. Ссорились ли вы со своими братьями и сестрами (или с друзьями детства)? По какому поводу вы ссорились? Вмешивались ли ваши родители? Учились ли вы ладить с другими детьми? Какими навыками вы пользовались для смягчения конфликтов? Как вы научились этим навыкам? Поговорите с другими родителями и выясните, как они справляются с раздорами между детьми. Что им помогает?
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.
1. Определите, что провоцирует конфликты. Кто получает больше внимания: второй ребенок, поскольку он управляем, или, наоборот, забияка? Может быть, у него больше игрушек? Принимаете ли вы чью-либо сторону? Думает ли обиженный ребенок, что его не слушают или его используют?
2. Постарайтесь стать свидетелем конфликта так, чтобы дети об этом не знали. Настройтесь на поведение детей, прежде чем начнется схватка. Как обычно дети отвечают друг другу в накаленной обстановке? Что в поведении одного из детей (или обоих) усугубляет ситуацию (например, оскорбление, удар, брань или укус)? Можете ли вы научить детей гасить конфликт до того, как он разгорится в полную силу?
3. Как вы обычно реагируете на конфликты между детьми? Оба ли ребенка считают, что вы поступаете справедливо? Как реагируют ваши дети? Ваша реакция усиливает, уменьшает или нейтрализует конфликт?
4. Перечитайте советы и выберите два самых приемлемых для ваших детей. Поэкспериментируйте и посмотрите, насколько они эффективны в смягчении конфликтов между детьми.
Ссоры между братьями и сестрами неизбежны, поэтому нереально полностью прекратить их. Однако можно свести к минимуму. Выбрав тот или иной совет, придерживайтесь его до тех пор, пока не увидите изменений.
!См. также главы Вспыльчивость, Драчливость, Исполнение домашних обязанностей, Конфликтность и Крикливость.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ИЗМЕНЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Как вы будете использовать пять советов и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
1 неделя
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
2 неделя
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
3 неделя
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Поделитесь на страничкеСледующая глава >