Семья как социальный институт общества и малая группа — основные функции, признаки, характеристики, определение, особенности
В этой статье мы расскажем о семье как социальном институте: ее определении, роли, основных функциях, признаках и проблемах. Ее значение в развитии общества сложно переоценить. Именно она выступает основным носителем преемственности, через нее реализуются брачные, родственные, правовые, хозяйственные, этнические и психологические связи.
Семья и брак как социальные институты общества
Генеалогия определяет семью как общность кровных родственников и людей, связанных в результате заключения брака. А современное российское право под данным термином понимает группу людей, объединенных личными обязанностями и правами, которые являются следствием женитьбы, родства или опекунства.
Она обладает следующими характеристиками:
- Организовывает быт. Этот вид общности означает наличие у партнеров общего бюджета, бытовых взаимоотношений и ответственности.
- Основывается на браке, который является формой взаимодействия между мужем и женой, определяет права и обязанности супругов в родительской, финансовой и других сферах, и регулирует их интимную жизнь.
- Она является малой социальной группой.
- Описывает отношения партнеров с родственниками и детьми. Так как, помимо союза, основанием такой общности бывают родство и опекунство.
Социология рассматривает понятие семьи сразу с двух позиций: как социальный институт и как малую группу. Первый отвечает за обеспечение потребностей общества, а вторая отвечает за удовлетворение нужд каждого из членов группы.
Назначение подобного объединения с точки зрения общественных интересов – воспроизводство населения. Но помимо реализации общественной и личной потребности в деторождении, такие группы выполняют и другие функции:
- Хозяйственно-экономическую. Супруги ведут общее хозяйство, совместно обеспечивают находящихся на их иждивении членов семьи и ухаживают за пожилыми родственниками и детьми.
- Воспитательную. В рамках общности проводится воспитание детей, их первоначальная социализация и передача им культурных и личностных ценностей.
- Производственную. В современном обществе эта функция утратила свое значение, так как производственная деятельность сейчас выведена за рамки этого объединения.
- Организация досуга. Это функция приобретает особую важность, так как сейчас семья становится основным местом отдыха.
- Эмоциональная. Сюда входит построение комфортных отношений внутри группы, взаимное обогащение интересов и психологическая помощь в рамках группы.
- Социального контроля. Родственники обеспечивают выполнение определенных социальных норм, в том числе и теми, кто по каким-то причинам не обладает способностью самостоятельно учитывать принятые в обществе правила.
Считается, что семья передает наиболее ценный опыт, накопленный старшими поколениями. Но нужно учитывать, что передача не ограничена только одобряемой обществом информацией, так как процесс отбора, усвоения и переработки этих сведений производится исходя интересов в конкретных людей. В рамках этой общности могут закладываться в качестве ценностных ориентиров и вредные привычки, такие как: алкогольная зависимость, курение, безнравственность и т. д.
Воспроизводство населения является одной из важнейших функций семьи как социального института. Потребность в рождении детей соответствует инстинктам и полезна обществу. Но одновременно реализация этой роли приводит увеличению патологического груза. По статистике, женщины с высшим образованием рожают реже тех, у кого есть только начальное. Это означает, что дети чаще появляются у родителей с нестабильным финансовым положением и менее подготовленных к необходимости воспитания ребенка. Время, которое женщина тратит на уход за маленьким ребенком, выполнение домашних дел и обязанностей, тормозит реализацию ее способности в профессиональной сфере.
Специфика семьи как социального института
Она имеет устойчивую структуру. Эта общность является саморегулирующейся системой, в которой все участники сами формируют культуру общения, вырабатывают общие жизненные ценности. В течение этого процесса могут возникать конфликты и противоречия, разрешение которых достигается в результате взаимных уступок и соглашений. Эти меры по налаживанию взаимодействия производятся за счёт внутренней культуры людей, их нравственной и зрелости и способствует их личностному развитию.
Следующая особенность – ее связь с другими институтами: государством, культурой, религией, образованием, общественным мнением и т. д. Так как эта форма общности узаконена обществом, она регулируется с помощью норм права и морали, а также санкций, направленных на ее поддержание.
Развитие семьи как социального института
Обычно выделяют следующие этапы этого процесса:
- Добрачный.
- Создание союза.
- Становление.
- Начало и окончание деторождения.
- Воспитание детей.
- Отделение от семьи последнего ребенка.
- Распад в результате смерти супруга или развода.
Каждый из этих периодов обладает своими социальными и экономическими особенностями.
Виды и формы семейных и брачных отношений
На разных этапах экономического и социального развития, а также при наличии особых культурных, религиозных и этнических условий брак принимает различные формы.
Под семьей обычно понимается пара с одним или несколькими детьми, или без них. Или же подобная пара в прошлом, распавшаяся по причине развода или смерти одного из супругов. В этом случае группа из мужа или жены и детей, называется «неполной».
По своему типу отношения разделяют на:
- Нуклеарные. Общность состоит только из мужа, жены и детей, находящихся на иждивении.
- Расширенные или патриархальные. В этом случае в группу так же включают еще и представителей других поколений семьи: дедушек, бабушек, внуков, двоюродных братьев и сестер и т. д.
Для социума, сохранившего традиционное распределение ролей, более характерен расширенный тип. А современное общество больше склоняется нуклеарным взаимоотношениям.
По форме брак может быть:
- Моногамный. В союз вступает пара – один мужчина и одна женщина.
- Полигамный. Во втором случае в отношениях более двух партнеров. Большинство таких отношений встречаются в традиционных обществах, и связаны с религиозными или экономическими причинами.
В определенных странах можно найти примеры редкой формы полигамии – группового брака, при котором в одном союзе участвуют несколько мужчин и женщин. А например, для восточных стран характерна полигиния – многоженство, при котором у одного мужчины несколько жен. Но есть культуры в которых встречается полиандрия. В этом случае в семье одна жена и несколько мужей.
Исторически по распределению власти семейные отношения делятся на:
- Матриархат – правом на принятие основополагающих решений обладают женщины.
- Патриархат – основная власть принадлежит мужчинам.
- Демократическая семья. Партнеры в равной степени способны обеспечивать семейную жизнь и равны по статусу.
По принципу выбора партнеров существуют следующие формы брачных отношений:
- Эндогамия. Супругов выбирали из членов того же клана, племени или группы.
- Экзогамия. В этом случае исключаются отношения в пределах узкого круга: семьи, племени, клана и т. д. В цивилизованных странах из-за опасности вырождения и появления наследственных заболеваний запрещены союзы между родственниками.
Также эти объединения могут классифицироваться с точки зрения ее проживания, типа воспитания детей, места человека в семье, количества детей и многих других факторов.
Проблемы современной семьи как социального института
С точки зрения выполнения своего основного назначения как социального института семья имеет следующие сложности:
- Большое количество разводов, низкая репродуктивная и воспитательная способность приводит к тому, что современные брачные отношения не удовлетворяют основные потребности общества.
- Производственный, технический и социальный прогресс привели к появлению противоречий между профессиональными и традиционными семейными мужскими и женскими ролями, что в свою очередь снизило сплоченность общности такого вида как группы.
- Традиционные брачные союзы потеряли свою престижность для молодёжи.
Изменения в обществе привели к появлению большого количества нетипичных семей:
- Материнские, при которых женщины решают родить ребенка вне брака или серьезных отношений.
- Неполные. Этот вид образуется в результате развода.
- Молодежные, в которых партнеры живут вместе, но не оформляют свой союз. И женятся только после обнаружения желанной беременности. Впрочем, далеко не все отношения заканчиваются браком.
- Сожительство, при котором женатый мужчина живет и имеют общего ребенка с незамужней женщиной.
- «Годвин-браки», в которых супруги живут, владеют имуществом и ведут хозяйство раздельно.
Также распространены семьи только с одним ребенком, одиночки, отказывающиеся от любых отношений, и пробные браки. Основные причины таких изменений две:
- Укрепление экономической самостоятельности женщин, а также существенная государственная материальная помощь матерям-одиночкам и пожилым людям, что позволяет пожилым людям жить отдельно от детей, и снимает зависимость женщины от кормильца мужчины.
- Демократизация, дающие равные права людям любого пола и возраста. Таким образом, женщина может сама решить вопрос необходимости супружеских отношений с мужчиной.
К побочным причинам, приводящим к такому большому количеству разводов, можно отнести отсутствие религиозной и государственный основы брака, а также развитие медицины и контрацепции, позволяющие регулировать рождаемость.
Существует немало прогнозов о будущем семьи и положительных и негативных. Но даже в отношении общей направленности изменений серьезные исследователи не заглядывают в далеко из-за недостатка статистической информации. Но существует предположение, что сейчас происходит эволюция этой общности в новую форму. Предполагается, что при этом типе брака отношения будут строиться в качестве союза между равноправными личностями.
А сейчас в современном обществе наблюдается следующее направленности:
- Получил распространение демократический (эгалитарный) тип отношений.
- Начался переход от патриархальных форм к нуклеарным группам.
- Права и обязанности супругов четко не фиксируется.
- Изменились функции семьи.
- Уменьшилось количество детей.
- Уменьшился общий рост браков и увеличилось количество разводов, одиноких людей или живущих в пробном браке.
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Семенова А.И.
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
г.Тамбов
semenchik9@mail.ru
Семья является одним из фундаментальных институтов общества, который обеспечивает его стабильность и упорядоченность, закладывая в каждое новое поколение важнейшие ценности и нормы. На протяжении всей жизни человек может состоять в различных социальных группах, таких как школа, институт, рабочий коллектив или коллектив по интересам, однако только семья является постоянной общностью, сопровождающей человека с первых дней его рождения.
Говоря об институте семьи, мы подразумеваем также институты брака и родства, материнства и отцовства, социальной защиты детства и опеки, входящие в институт семьи, как комплексной и многогранной структуры.
Семья – это один из древнейших социальных институтов, возникший раньше религии, политики, государства, образования. Исследованию природы и сущности семьи уделяли внимание еще в древности. Одним из первых, попытавшихся дать определение этому феномену, стал древнегреческий философ Платон, который считал патриархальную семью неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей[1, c.34].
Английский философ Томас Гоббс наделял семью духовностью и возвышенностью, опровергая различные точки зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо отрицал правомерность общественного неравенства между полами, но вместе с тем обращал внимание и на их природные, функциональные и социальные различия. В связи с этим он предлагал подходить дифференцированно к особенностям женщины и мужчины. В своих трудах Руссо отмечал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное — это семья. Таким образом, семья — это, если угодно, прообраз политических обществ…»[2].
Наиболее популярное в советской социологии определение семьи принадлежит А. Харчеву: «Семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения»[3, с.9]. Подобное определение дано и в Энциклопедическом социологическом словаре: «Семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью»[4, с.663].
Еще недавно считалось, что основной целью создания семьи является рождение и воспитание детей, при этом брак обязательно должен быть юридически оформлен и зачастую являлся пожизненным. В подобном случае под семьёй подразумевались супруги, не имеющие детей; лица, состоящие в фактическом браке; одинокие родители с детьми; пожилые люди, имеющие взрослых, отдельно проживающих детей и однополые партнеры, в данную категорию не входили.
В связи с трансформацией института семьи в современном мире, английский социолог Энтони Гидденс определяет семью как ячейку общества, состоящую из людей, которые поддерживают друг друга одним или несколькими способами, например, социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены отождествляются друг с другом как поддерживающая ячейка[5, с.162].
Сегодня семью как социальный институт определяет: воспроизводство поколений, определение и трансляция системы социальных ролей, регулирование отношений внутри поколений и между ними. Семья, таким образом, всё ещё выступает элементом социальной структуры, с принятыми в ней ценностями, обычаями, традициями и устоями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антонов А. И. Семья как социальный институт // Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, часть II. — М.: «Знание», 1994. — 304 с.
2. Красноярский И. Психология семейных отношений — URL: http://igkrasn. narod. ru/page1.htm. Дата обращения: 2.05.15.
3. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. — М.: Мысль, 1979. — 367 с.
4. Энциклопедический социологический словарь. Общ.ред. Осипова Г.В. — М.: ИСПИ РАН, 1995. — 940 с.
5. Цит. По Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология. М.: АСТ, 1998. 496 с.
Лекция 13.Семья как социальный институт
1. Основные социологические ракурсы изучения семьи.
2. Функции семьи.
3. Типология семейный структур.
4. Исторические изменения семьи.
1. Основные социологические ракурсы изучения семьи
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения — социальный институт семьи — в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образуют базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно выполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких-либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом. В связи с этим, можно вспомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф.Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является «ступень развития» труда, с одной стороны, и с другой семьи.
Разрушение крестьянского семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского влияния на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе российского общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни. Все это проявилось в нарушении баланса между личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на всех уровнях социальной структуры, обостряет социальные процессы. Во всяком случае, особенности уклада жизни, сложившегося в последние 75 лет, наложились на общие тенденции семейных изменений и наряду с другими обстоятельствами привели к краху тоталитаризма. В этой связи подчеркнем, что семья в качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать самостоятельное воздействие на ход социально-исторического развития.
Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности — к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образуют специфику социологического подхода к изучению семьи.
Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.
Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли так сказать на макро- и микроуровнях анализа. Но это не означает вовсе удвоения предмета — это разные аспекты единого поля деятельности.
При изучении семьи как социально-психологической группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы. В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э.Берджесса на семью как «единство взаимодействующих личностей». Изучение семьи как социального института в своем развитии показало сдвиг от ударения на эволюцию, происхождение семьи к интересу в области функций. В свою очередь, институционально-функциональный подход, исследующий факторы эффективного выполнения семейных функций, неизбежно пересекается с микроанализом семейной жизнедеятельности, позволяющим видеть как из многообразия результатов семейного поведения складываются «макротенденции» изменения семьи.
В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки перебросить «мостик» между макро- и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как институту и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную детерминированность ценностных ориентаций, установок, мотивов и действий. И одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подхода является работа в направлении анализа семьи как системы. Среди социологов пытавшихся совместить «макроанализ» и «микроанализ» семьи, надо назвать прежде всего Т.Парсонса и К.Дэвиса.
Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу, семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению «инструментальных» отношений с другими социальными подсистемами и структурами, а также «экспрессивных» отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.
По мнению К.Дэвиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан, прежде всего, с трасформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене «жесткого» внешнего давления, «принуждения» к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений. Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой «взаимной привязанности», которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.
Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширенных (например, семья — это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, любо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической ценности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А.Г.Харчеву.
Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признаком тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи: жилище, дом, собственность и экономическую основу семьи — общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).
Наличие трех отношений (семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны, примерно у 60-70%. Из общего числа семей следует исключить «временно» бездетных молодоженов (15-20%) и супругов, оставшихся бездетными (5-9%), а также семьи с одним родителем (10-15%). С другой стороны, внесемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа «, т.е. это люди, ведущие совместное домохозяйство и объединяемые только родством, либо родительством или супружеством. Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений — основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы как в общественном мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в нашей стране) стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего — к супружеству и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи Марвина Сасмена и Сьюзан Стенмец ряд глав посвящен «альтернативным формам» семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже партнерству или сожительству.
Семья как важнейший социальный институт.
1. Понятие «социальный институт».
Социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты,
возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. 3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Семья как социальный институт: прошлое и настоящее
В статье рассматривается семья как социальный институт в его эволюционном развитии. Современная семья находится в состоянии перехода от старых образцов поведения и установок на жизненные ценности, от прежних форм отношений к новым.
Семья – это важное понятие, которое сопровождает человека в течение всей его жизни. Значимое и сложное значение этого слова влияет как на характер человека, так и на его специфику в жизни, поэтому изучением семьи занимается много ученых и понятий данного социального института огромное количество.
По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов, но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. Семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями. Общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения». Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале [1; 11].
С.И. Ожегов: «Семья – группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами» [2].
На создание микроклимата семьи влияют внутренние и внешние факторы. К внешним относятся совокупность материальных и духовных условий, существующих в обществе. Это определяет межличностные отношения в обществе, коллективе, семье. Действия и проявления внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологические и социально – психологические особенности супругов [3].
В. Сатир считает, что в настоящее время существует два типа семей: зрелая семья и проблемная семья. Зрелая семья живет своей особой неповторимой жизнью, при этом имеют много общего в построении отношений друг с другом. Проблемные семьи также имеют много общего, независимо от проблем. В. Сатир рассматривает эти два типа семей. Проблемная семья видна сразу. Она холодная в отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье каждому члену семьи одиноко, грустно и тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми и предупредительными. По мнению В. Сатир это происходит потому, что все источники жизни блокированы.
На мой взгляд, в проблемных семьях людям тяжело находиться друг с другом. Нет ласки, тепла, взаимной любви. Отношения холодны и тяжелы. Проблемные семьи видны сразу, их лица, тело, абсолютно все показывает мрачность данных отношений и печаль.
Зрелая семья отличается многим. Это и место, в котором приятно находиться всем членам семьи, это и чаепития, и долгие душевные разговоры, и путешествия, и совместные выходные на природе. В зрелой семье видно, что люди любят друг друга, что они не случайно попали в эту семью. Что у каждого члена этой семьи есть ответственность перед родными, и каждый из них чувствует себя защищенным, уважаемым и любимым. Зрелая семья все решения принимает, обдумывая друг с другом, конфликты отсутствуют, разногласия минимальны. Каждый из членов пытается конструктивно решать вопросы и находить компромисс. Родители в таких семьях ребенка оценивают как дар, ценность, которая им подарена свыше.
Пример зрелой семьи – идеален, в наше время кажется, что и не осталось таких семей, которых отличает преданность и сотрудничество, общее дело, гибкость отношений. Во времена рынка и товарных отношений понятие семьи будто улетучилось. Любовь человеческая ушла на задний план, уважение отсутствует [4].
Почему произошла такая деградация понятия семьи. Что представляет собой «семья», и какова ее главная функция в современном обществе? Я попытаюсь разобраться. Для этого углубимся в далекие времена, где семейные узы не были узаконены официально, а семья представляла собой сообщество людей, связанных территориально и одной единой идеей, а именно добывания пищи и ночлега.
Во времена первобытного строя, семей не было, люди делились на мужчин и женщин, у каждого были свои определенные функции, каждый занимался своим делом. Однако в этот период существования человечества был свой порядок, свои правила, своя система взаимоотношения полов. Хаоса, анархии и отсутствия порядка внутри общества никогда не было [5].
Если говорить о создании семьи в более поздний период, то видим, что семья создавалась путем продажи невесты или кражи, любовь и взаимная симпатия не всегда существовала на начальном этапе. «Стерпится – слюбится» – девиз создания семьи в древнерусском государстве. Фактически семья и род были неразделяемыми понятиями. Быт и семья были подчинены патриархальным отношениям. Мужчина – добытчик, кормилец и защитник традиционно противопоставляется женщине – матери, хранительнице домашнего очага. В ведении мужчины находилась внешняя жизнь, общественные связи, в ведении женщины – весь уклад и внутренний мир семьи. Такой вид семьи и является традиционным, когда женщина, придя в новый для себя дом, принимала роль хозяйки и несла на себе всю хозяйственную деятельность [6; 7; 9].
В советский период понятие брака претерпело много изменений. Был разрушен старый институт брака и положено начало формированию новой, социалистической семьи. Стало подчеркиваться добровольность брака, его советский гражданский характер, и упрощение развода. Этим событием был нанесен сильный удар по идеалу святости брака, веками поддерживаемого церковью, а упрощение процедуры развода ослабляло ответственность супругов друг перед другом и перед детьми. В 1926 году в «Кодекс о семье» было внесено положение, предусматривающее необязательность законной регистрации брака, так как считалось, что акт регистрации ущемляет свободу и чувства любящих людей разного рода формальностями. Этими правительственными постановлениями началось фронтальное идеологическое наступление Советской власти на институты семьи и брака [13].
Если рассматривать политику советского периода и ее влияние на создание семьи, то здесь видим, абсолютно новый подход, не будем говорить, чем он плох или, наоборот, хорош, отметим только, что он другой, и совершенно по- другому отразился на людях, строящих свою семью.
В. Сатир считает, что семейная жизнь – самый трудный вид деятельности в мире. Отношения в семье, это совместная деятельность двух организаций на единый результат.
Семейные отношения по К.Г. Роджерсу представляют собой развитие всех членов семьи. Особую роль в семье он отводил совместному переживанию радости в семье, терпимости и толерантности членов семьи друг к другу.
Сколько бы определений мы не приводили, у них есть одно связующие звено – единомыслие, деятельность – и только в наших силах преодолеть все невзгоды, и пройти тяжелые периоды в семейной жизни [8].
Говоря о создании семьи в современном обществе, не будем забывать и о пагубных привычках нашего поколения. Все больше и больше мы говорим об алкоголизме, наркомании. Много семей претерпевают кризис по вине запоев одного из родителей, или дети, глядя на неблагополучных родителей, убегают из дома и склоняются по улицам. Не стоит также забывать про ссоры, драки внутри семьи. В наши дни много проблем, под которыми прогибаются даже самые сильные личности, и много факторов, мешающих нам строить наше будущее, строить по-настоящему зрелую сильную семью [9; 10; 12].
Я считаю, что семья в современном российском обществе, это группа людей, которых объединяет общее дело. Они любят друг друга, у них рождаются прекрасные дети, но по каким-то причинам, семья может разрушиться. Мы должны смотреть на опыт наших предков, должны учиться у них как правильно организовать свой быт, что женщина в семье создает уют и теплоту в доме, мужчина является кормильцем и добытчиком, должны правильно понимать функции каждых из членов семьи. Только от нас зависит наша семья, мы строители будущего, мы сами решаем, в каком обществе будут жить наши дети. И не стоит забывать – то, что творим мы в молодости, прямо пропорционально тому, как мы встретим свою старость.
Семья – это важнейшая форма организации своего быта. Самое главное в наши дни не потерять тот образ, который создали для нас наши предки, чтить, уважать и ценить то, что мы имеем. Эти три принципа и есть залог хорошо организованного семейного уклада.
Функции семьи как социального института
Образование 12 июня 2012Социальный институт в большинстве случаев понимается как устойчивая форма социальной организации, обусловленная наличием нормативно-ценностных ролей, основное предназначение которых — гарантированная реализация социальных потребностей. Проще говоря, социальные институты регулируют взаимоотношения внутри некой группы с целью повышения ее функциональности в целом и удовлетворения потребностей каждого ее члена. В настоящее время большинство социологов называют 5 фундаментальных видов социальных институтов, среди них:
- экономика;
- политика;
- образование;
- семья;
- религия.
Вхождение человека в каждый из социальных институтов накладывает на него определенные обязанности и сопровождается возникновением потребностей, свойственных конкретному институту.
Семья — классический пример социального института, со всеми надлежащими составными элементами. Выделяются функции, потребности, цели и этапы становления семьи. В данной статье более подробно будут рассмотрены функции семьи как социального института.
Институт семьи и его функции
Семья как социальный институт имеет ряд функциональных особенностей, которые необходимо рассмотреть подробно.
- Репродуктивная. Основная функция семьи, в личном плане удовлетворяющая желание и потребность иметь детей, в общественном — потребность социума в продолжении вида.
- Воспитательная. В рамках семьи закладывается и воспитывается личность человека, будущего члена общества. Успешность выполнения функций семьёй прямым образом влияет на формирование зрелой и ответственной личности.
- Хозяйственно-бытовая функция подразумевает уход (в первую очередь материальный) и заботу о членах семьи, не способных в силу возраста о себе самостоятельно позаботиться. Речь идет о предоставлении крова, пищи и т.д.
- Социальный контроль. Суть этой функции в том, что семья несет ответственность за поведение каждого из ее членов в обществе, за соблюдение им моральных норм и придерживание ценностей.
- Сексуально-эротическая функция семьи заключается в удовлетворении индивидуальных потребностей в ласке и сексе, в то же время реализуется потребность общества в биологическом воспроизводстве.
- Функция духовного общения. Удовлетворяет потребность каждого из членов семьи в близком общении и духовном развитии.
- Эмоциональная: стремление к принятию в кругу семьи, поддержке и психологической защите.
Со временем функции семьи имеют свойство изменяться, упраздняться или расширяться за счет появления новых. Речь идет не только о функциях внутри семейной ячейки, но также и о функциях семьи как абстрактном понятии: повышается терпимость к нарушению некоторых общественных ролей, в то время как другие обретают все большую силу. Одни функции семьи отходят на второй план, иные оказываются более важными. Пожалуй, в современном обществе, как и ранее, одной из прерогативных функций семьи является воспитательная и эмоциональная. Бесспорно, роль семьи в формировании личности ребенка — одна из главенствующих, в силу того, что большинство навыков коммуникативного взаимодействия, привычек поведения и реагирования закладываются в рамках семейных взаимоотношений, что накладывают на родителей огромную ответственность за развитие полноценного и адекватного человека.
Вклад семьи в формировании личности
Функции семьи, являясь в большей степенью лишь моделью здоровых семейных отношений, отражают и вмещают в себе те потребности, которые может испытывать каждый член семьи. Принципы воспитания, эмоционального и духовного контакта, закладывающиеся среди родных людей, ребенок усваивает, ориентируясь на них далее во взрослой жизни. Все дело в том, что маленькие дети максимально восприимчивы к новой информации: привычки и поведение родителей и значимых взрослых посредством подражания присваиваются ими. Поэтому важно, чтобы взрослые члены семьи, выполняя свои функции ответственно, отдавали себе отчет в том, что личность их ребенка находится в их руках.
Источник: fb.ruСемья как социальный институт. Основные функции семьи
Реферат на тему
Семья как социальный институт. Основные функции семьи
Семья является социальным институтом общества. Одновременно семья выступает сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав разных групп: группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Семья – это неотъемлемая часть общества. Ни одно цивилизованное общество не обходится без семьи. Для каждого человека семья – начало личного счастья. Понятие счастья каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Но почему люди живут семьями? Этот вопрос и многие другие, связанные с этим понятием волнует многих. Семья — это личное дело каждого или она как-то связана с обществом? Всегда ли существовала семья? Сохранится ли семья в будущем? Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Только в нашей стране этими вопросами занимались Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В. Г. Харчева и многие другие. А из зарубежных ученых можно выделить таких , как И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл, М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель и другие.[5.]
2.Семья как социальный институт
«Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи». [8]
Это определение вплотную относится к понятию семьи. Ведь семья как социальных институт, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, она представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества, со своим содержанием и конкретными задачами.
«Семья является малой социальной группой, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью». [8]
Через семью наиболее полно выражается единство социальной и биологической наследственности. А так же семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.
3. Функции семьи
Функции семьи имеют два основных источника возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации.
Оба этих фактора исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и развитием других функций. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства. [6.]
Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. [5.]
Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их
физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.
Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни. [2]
Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.
Все большее значение социологи придавали и при-дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой ин-формации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.[4.]
4.Заключение
Итак, семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья — единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы людей. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования. [5.]
Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в близости. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.
Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. [7.]
5.Список литературы
1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение,
2. Касьянов В. В. Социология: Экзаменационные ответы. Ростов н/Д: «Феникс», — Серия «Сдаем экзамен».
3. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,
4. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. — М.: Издательство РДЛ,.
5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. — 3-е изд., дополн.и перераб. — М.: Центр,
6. Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,
7. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей: Юрайт-М,.
8. (Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. — М.: Издательство РДЛ , 2001. — с.128)