Азербайджанские традиции в семье – Исследователская работа «В чём сходство и различие традициях азербайджанского и русского народов»

Главные семейные традиции азербайджанского народа

(09 февраля 2016) Не секрет, что азербайджанская культура является коллективистской. В подобных культурах на первое место индивид ставит интересы семьи, клана, и уже потом — собственные. В то же время группа защищает своих членов, когда им что-то угрожает.

Основная группа, вокруг которой строится деятельность жизни азербайджанца, — его семья. По словам доктора философских наук по истории Бахмана Фазилоглу, семья занимает особое место в жизни наших соотечественников. Это видно по тому, что подготовка к созданию новой семьи порой начинается уже с рождения ребенка, например, девочкам собирают приданое.

По словам доктора философии по истории Хагигат Захидовой, предполагается, что формирование семейных образований на территории Азербайджана происходило уже в конце периода энеолита. Подобные предположения основываются на результатах раскопок. Информацию о семье в Азербайджане периода ранней бронзы можно получить из шумерских записей. В них отмечается, что для свержения правителя Ура Утухенгаля и освобождения из-под его власти кутиев и тириканов его обвинили в «Разлучении жены с мужем, родителей с детьми». Это свидетельствует о высокой роли, придаваемой семье на территории древней Месопотамии и Азербайджана. Древние кути считали семью священной.

Семейные традиции средневекового Азербайджана отражены в устном народном творчестве и произведениях классиков литературы. Сравнительный анализ работ позволяет предположить, что с тех пор семейно-бытовые традиции и обычаи мало изменились.

По словам доктора Захидовой, дети являются основной ценностью азербайджанской семьи. Скорейшее появление детей в молодой семье отражено в сказках и дастанах. В них часто упоминается свадьба длиною в сорок дней и сорок ночей, через девять месяцев, девять дней, девять часов и девять минут после которой молодая жена рожает сына-пехлевана (как вариант — солнце или луноликую прекрасную дочь). Герой эпоса «Деде Горгуд» Баяндур хан говорит: «Того, у кого нет ни сына, ни дочери, Аллах не любит, и мы не полюбим». Ребенок считался украшением дома, дом без детей сравнивали с мельницей без воды. Желая добра, говорили — «Пусть у тебя будет много детей», проклятием же считались слова — «Пусть твой род закончится на тебе», или «Оставайся одиноким, как сова».

Дети мужского пола особенно ценились. Завязывая невесте красную ленту на свадебном платье, говорили — «Пусть у тебя будет 7 сыновей и 1 дочь», при входе в дом мужа молодой супруге давали подержать на руках мальчика. Тому, кто сообщал отцу или деду весть о рождении мальчика, вручали подарок. В то же время к рождению девочки относились довольно равнодушно. Тот, у кого не было сына, считал себя несчастным человеком. Иногда если в семье рождались только девочки, их называли Гызбяс, Гызайыт, Гызетяр, Бястигыз, Бясти и т.п. Все эти имена означают одно — девочек достаточно. Об этом говорится в поэме Самеда Вургуна «Слово о колхознице Басти»:

«Мать, плача, назвала тебя «Басти»,

Что значит «баста», «хватит», «отпусти»».

В то же время рождение первенца становилось большим праздником вне зависимости от пола. В семье заранее готовились к появлению ребенка — шили одежду, постельное белье, готовили одеяла и матрасы, покупали колыбель. В знатных семьях было принято заказывать у мастеров богато украшенные колыбели.

Как отмечает доктор Захидова, большим праздником становился обряд имянаречения малыша. В некоторых регионах этот обряд проводили на седьмой день после рождения, в других — на десятый. Накрывали богатый стол, приглашались родственники и соседи. В правое ухо ребенку читался «азан», в левое — «икама», после этого малышу давали имя. Имена обычно выбирали из священного Корана. Наряду с именами пророков, халифов, имамов и их детей младенца так же называли в честь бабушек и дедушек. Кроме арабских имен детям так же давали имена, имеющие тюркское или персидское происхождение. Имена мальчиков обычно обозначали мужество, честность, бесстрашие, мудрость и другие положительные качества, девочек — мягкость, благородство, счастье и мудрость, а так же названия цветов, птиц и зверей.

Появление первого зуба у малыша так же становилось большим праздником, готовили хедий и раздавали его родственникам и соседям.
Воспитание детей начинается еще в колыбели с пеленания, кормления и игр. Насреддин Туси пишет: «Ребенка надо начинать воспитывать уже после отлучения от груди, когда его нрав еще не успел испортиться. Его необходимо приучать к дисциплине». В азербайджанских семьях детей с младых ногтей учат тому, что за столом не следует болтать, нельзя перебивать старших, повышать на них голос, особенно на пожилых, необходимо слушать старших, некрасиво ходить с руками в карманах или размахивать ими и т.п.  Родители приучают ребенка есть только то, что добыто честным трудом, не завидовать, быть порядочным, не забывать об окружающих, помогать нуждающимся. Детям также прививалось уважение к пожилым, соседям, женщинам, любовь к труду.

Детей растили в уважении к родителям, через пример родителей они впитывали основные модели поведения.

Особую роль в азербайджанской семье играл отец. Хотелось бы привести любопытный эпизод из эпоса «Деде Горгуд»: Купцы увидели своего спасителя по правую руку от Бейбуры хана. Они подбежали и поцеловали его руки. Бейбура хан разгневался — негоже отдавать предпочтение сыну в присутствии отца, это считалось неуважением.

Уважительное отношение к отцу закреплено в азербайджанской культуре. Его прививала, в первую очередь мать, почтительно относясь к мужу. Когда отец заходил в комнату, мать с детьми вставали. Когда отец возвращался с работы, мать или одна из дочерей мыли ему ноги. Во время обеда никто не начинал есть до того, как отец не скажет «Бисмиллах» и не приступит к трапезе.

Уважение к матери так же занимало важную роль в жизни каждого азербайджанца. Муж советовался с ней по всем вопросам, касающимся семейных дел. Труд матери на благо детей, воистину, огромен. Насреддин Туси писал, что мать кормит ребенка, поощряет его совершать добрые дела и предостерегает от дурного. Мать так сильно любит детей, что готова отдать за них жизнь. Право матери называли правом Бога. Пророк Мухаммед (с.а.в.) лаконично обозначил вклад матерей в одной фразе: «Рай — под ногами матерей». Если сравнить права отца и матери, права отца находятся в духовной сфере, матери — в материальной. По этим причинам дети начинают раньше чувствовать материнскую заботу и проявляют к ней большую привязанность.

Важную роль также уделяли физическому и интеллектуальному развитию детей. Дети в ханских и бекских семьях учились стрелять из лука. Отцы брали их с собой на охоту. Мальчики с детства учились верховой езде. Девочки также занимались физическими упражнениями. Свидетельства о физическом развитии детей можно найти в таких произведениях, как «Деде Горгуд», «Шах Исмаил», «Мухаммед-Гюляндам» и других. По достижению 6-7-летнего возраста их отправляли к молле, дети из богатых семей учились в медресе, а также за границей.

Вся жизнь азербайджанца была посвящена заботе о семье и детях. Как отмечает доктор Фазилоглу, даже когда дети вырастали, родители старались помочь им при создании собственных семей и облегчить бытовые тяготы. Таким образом, человек мог всегда рассчитывать на помощь близких и не чувствовать себя одиноким.

Чинара Гулиева

Источник: http://news.day.az

Семьи Азербайджана

Азербайджан славится богатством сохраненных традиций и обычаев, которые хранит и почитает каждая семья. Ведь так прекрасно когда во время самых важных событий в жизни человека, вспоминаются древние обычаи, с которыми свадьба, рождение ребенка или другое празднество превращается в захватывающее зрелище.

Азербайджанские семьи славятся своим гостеприимством, которое как нельзя лучше отображает все национальные обычаи страны. Много веков назад, когда только зарождалась эта страна, к гостям относились с особым почтением, потому что в то время люди жили племенами и каждый человек, который решился на долгий путь — это был очень смелый человек, которому обязательно необходимо предоставить кров и пищу.

Существует несколько традиций, которые сохранены и на сегодняшний день. Каждая семья в Азербайджане встречает гостей с полным столом. Специально для гостя могут быть приготовлены самые вкусные блюда, зажарено свежее мясо и выставлены на стол самые лучшие сладости. Все внимание отдается только гостю, к которому относятся с большим уважением.

Еще один интересный обычай, который может быть и нельзя назвать гостеприимным. По обычаю, если для гостя приготовлена сумка с продуктами, то это говорит о том, что гостю пора покинуть гостеприимный дом. Для каждой страны существуют свои нерушимые традиции, которые могут быть не всегда понятны, но которые важны для каждого народа.

Однако все-таки среди большого количества не забытых обычаев у азербайджанцев, самым ярким событием является свадьба, а также предварительное сватовство. Свадьба всегда наполнена большим количеством впечатлений, новых и не объяснимых чувств и эмоций.

Каждая невеста ощущает невероятное волнение в этот знаменательный для нее день, и каждый жених старается показать себя смелым и сильным, для того чтобы молодая невеста знала, что рядом с ней настоящий мужчина, способный всю жизнь оберегать ее.

Отличительная черта азербайджанских семей состоит в том, что родители с большим уважением относятся к выбору своих детей. Вследствие этого очень редки случаи, когда родители самостоятельно подыскивают для сына или для дочери подходящую пару.

Как и во многих странах в Азербайджане принято посылать сватов. Однако перед этим родственники жениха посылают в дом девушки одного из своих представителей, для того чтобы получить согласие на дальнейшее сватовство. Не всегда после такого посещения дается согласие и в этом случае один из родственников жениха, который имеет больше уважения, старается наладить контакт с родителями девушки.

Сватовство в Азербайджане начинается с того, что в первую очередь встречаются самые уважаемые женщины с обеих сторон. Это происходит, потому что только женщина может понять женщину и особенно молодое девичье сердце.

Чаще всего такие встречи бывают решающими и когда женщины приходят к окончательному решению, после этого уже могут встретиться мужчины с обеих сторон. Когда встречаются мужчины, отец девушки никогда с первого раза не дает согласие на брак своей дочери, а сама девушка в ответ на вопрос о свадьбе молчит.

Это сватовство называется малым, и на нем никогда не приходят к положительному решению, которое принимается только на большом сватовстве. Данная встреча решает лишь вопрос о том, когда конкретно произойдет главное и самое важное сватовство.

К назначенному дню в Азербайджане, если родители девушки согласны на заключение брака, собираются все родственники девушки близкие и дальние. Когда приходят сваты все рассаживаются за большим столом, и начинается разговор на отстраненные темы.

За столом присутствуют все, кроме матери девушки, она обычно заходит в комнату, но никогда не садится со всеми за стол. После некоторого времени разговоров, сваты задают свой вопрос, ради которого они и пришли.

Они спрашивают, согласна ли сторона девушки на свадьбу. Обычно ответ дают не родители девушки, а один из ее дядей, притом самый старший. Получение согласия празднуется небольшим застольем.

Обычно такое застолье отмечается небольшим обедом и большим количеством сладкого чая. Девушку, которой в момент сватовства не бывает дома, позже поздравляют со скорым замужеством все родственники.

Бывает и так, что на большом сватовстве сваты могут получить и отказ и тогда все их долгие старания окажутся не нужными. Это маленький минус того, что свадебные церемонии растягиваются на долгий период времени.

Когда заканчивается сватовство в Азербайджане, приходит время малого обручения, которое происходит следующим образом. В дом к девушке приходят родственники жениха и преподносят кольцо, платок и сладости.

Кто-либо из родственников жениха одевает девушке на палец кольцо, накидывает на плечи платок и подает сладости, которые она должна надкусить. Остатки этих сладостей родственники уносят жениху.

После этой церемонии начинается застолье, на котором присутствует множество сладостей. Так заканчивается малое обручение и начинается девичник, на который собираются подружки невесты.

Невеста дает примерить каждой из своих подружек свое кольцо и первая, примерившая по обычаям кольцо, должна будет выйти замуж в скором времени. Также каждой подружке на голову невеста кладет свою ладонь, как бы в знак благословения на скорое и удачное замужество.

Девушки веселятся, едят сладости, остатки которых потом уносят с собой. Существует поверье, что если под подушку на ночь положить сладости одного вида, тогда девушке может присниться суженый.

Ни одна свадьба в мире не может похвастаться таким обилием сладкого как на азербайджанских свадьбах. Сладости символизирую сладкую жизнь молодых, которые должны прожить долгую и счастливую жизнь и чтобы их миновали все горести и беды.

Обилие обычаев, которыми наполнена свадьба в Азербайджане очень интересны. Свадьба должна всегда вспоминаться только с самой лучшей стороны, а как можно забыть сладкую свадьбу, которая должна стать началом счастливой и спокойной жизни.

Популярные мифы

Популярные факты

Популярные советы

Популярные сленг

Семья в Азербайджане — Википедия

Азербайджанская семья — одна из основных ячеек азербайджанского общества. Сами азербайджанцы относятся к своей семейной модели как к уникальной. В отличие от других стран, дети в Азербайджане, в большинстве случаев, живут с родителями до тех пор, пока не вступят в брак. Небольшое количество молодых людей продолжают жить со своими родителями после брака.[1]

До начала XX века самым распространённым типом семьи была большая семья, которая была основана на кровном родстве. Главой семьи является отец семейства, который несет ответственность за всю семью. Представители двух или трех поколений жили вместе со своим отцом, матерью и замужними мальчиками. Старший сын получает наибольшую долю наследия, а после смерти отца он становится главой семьи. В таких больших семьях выделялись группы близких родственников, состоявшие из отца, матери и их собственных детей.[2]

В Азербайджане, в конце 19-го — начале 20-го века и даже, в первые годы советской власти можно было найти примеры большой семейной структуры. В таких семьях дети-сироты вырастали под влиянием своего дяди. Недвижимость в семье была разделена в соответствии с законами и принципами шариата. Доля наследования для детей мужского пола была больше, чем для детей-женщин.[2]

В конце 20 — начале 21 веков в Азербайджане появляется 2 типа семей:

  1. семьи, проживающие в районах или деревнях;
  2. семьи, проживающие в больших городах, (например, в Баку).

В эту эпоху большинство семей состояли из 5-10 членов. Более того, семьи проживали рядом с родственниками, такими, как тетя, дядя, дедушка, бабушка и так далее. Согласно статистике конца 80-х годов ХХ века, количество детей сократилось, увеличилась доля родителей с тремя детьми.

Почетное звание «мать-героиня», присуждаемое за ухаживание и воспитание большой семьи из 10 детей, было отменено в 1990-е годы после краха СССР. После обретения независимости матери с четырьмя или пятью детьми считались «героинями». Однако, в настоящее время большинство азербайджанских семей состоит из 2-3 детей. Самой многодетной семьёй в Азербайджане считается семья из 14 детей.[3]

В настоящее время в стране насчитывается 1 млн. 831 тыс. 100 семей. Поскольку семья является ячейкой общества, её созданию, созданию условий для всестороннего развития семьи и решения их различных проблем уделяется большое внимание.[4] Особый интерес представляют свадебные традиции.[5]

Брачный возраст[править | править код]

Наиболее важным фактором при заключении брачных узов является возраст. Согласно Семейному Кодексу, в 2011 году возраст вступления в брак для девочек, был увеличен с 17 до 18 лет. Согласно новым правилам, принуждение женщины к вступлению в брак будет подвергаться штрафу в размере от двух до трех тысяч манатов или аресту до двух лет. Если такое действие ситуация совершается против лица моложе 18 лет, размер штрафа будет составлять от трех до четырех тысяч манатов, а период ареста — до 4 лет[6].

Статус женщин в Азербайджане претерпел несколько серьезных изменений. Азербайджанская Демократическая Республика, созданная в 1918 году, обеспечивала права на равенство полов людям, проживающим в стране. Таким образом, Азербайджан стал первой страной на Востоке, которая признала права женщин на голосование.[7] Столетие этого события широко отмечалось в 2018 году.[8][9]

Государственная политика в отношении семьи и брака[править | править код]

Азербайджан присоединился к Международным конвенциям об укреплении семьи, защите женщин и правах детей и принял соответствующие законы в Республике в 1990-х годах.[10] Кроме того, Азербайджан присоединился к Рекомендации № 156 Международной организации труда (МОТ) «О равных возможностях и равном обращении с мужчинами и женщинами — работниками с семейными обязанностями»,[11] Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,[12] «О правах ребенка», «О защите детей, связанных с усыновлением и сотрудничеством между странами»,[13] «О минимальном возрасте для трудоустройства детей в сельском хозяйстве», «О запрете детского труда форм и срочных мер по искоренению детского труда » и других конвенций[14].

Семейный Кодекс был утверждён в 1999 году, 28 декабря, согласно Закону № 781.[15] В Семейном Кодексе определены стандарты, регулирующие установление и укрепление семейных отношений, принципы нарушения отношений, права и обязанности членов семьи, обязанности государственных органов в этой области, а также правила государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с основополагающими правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Азербайджанской Республики[16].

Сферу семейных отношений регулируют законы «Семейное сельское хозяйство», «Права детей», «Предотвращение ограничений детей-инвалидов и их здоровье. Реабилитация и социальная защита детей-инвалидов»,[17] «Социальная защита детей, потерявших родителей», «Питание детей грудного и раннего возраста», «Об обязательном диспансере для детей»,[18][19]«Транснациональная организованная преступность» ООН,[20] Конвенция о предупреждении, пресечении и наказании торговли людьми, особенно женщинами и детьми»[21] «Об утверждении протоколов о незаконном пересечении мигрантов по суше, морю и воздуху», «О гражданстве замужней женщины», «О регулировании прав и свобод человека в Азербайджанской Республике», «О социальных услугах для пожилых людей» «О правовом статусе детей, рожденных вне брака», «О социальной защите семей с детьми» и др.[22]

В Азербайджане проводится целый ряд мероприятий по случаю Международного дня семьи, который отмечается во всем мире и направлен на то, чтобы каждый год, 15 мая, направлять внимание людей на семейные проблемы.[23] Международный День Семьи в Азербайджане проводится начиная с 2008 года.[24]

В 2017 году, с 27 августа по 1 сентября, в столичном городе Баку проводился фестиваль молодёжи «Моя семья», организованный Министерством Молодёжи и Спорта Азербайджана[25][значимость факта?]

Государственный комитет по делам семьи, женщин и детей Азербайджана[править | править код]

Постановлением Президента Азербайджана от 6 февраля 2006 года был создан Государственный комитет по делам семьи, женщин и детей. Председателем Комитета была назначена Хиджран Гусейнова[26]. Государственный комитет по делам семьи, женщин и детей Азербайджана[27] является центральным исполнительным органом, который осуществляет государственную политику по регулирования в области работы с семейными, женскими и детскими проблемами. Обязанности Комитета состоят во всестороннем развитии и укреплении семейного учреждения, защите семейных ценностей, минимизации его проблем, повышении роли семьи в обществе и улучшении ее благосостояния.

  1. ↑ [http://www.anl.az/down/meqale/yeni_az/2011/iyun/180840.htm Azərbaycan xalqının unikal ailə modeli mövcuddur] (неопр.). www.anl.az. Дата обращения 7 мая 2018.
  2. 1 2 Большая семья в Азербайджане (неопр.).
  3. ↑ Семья из Азербайджана, в которой 14 детей (рус.), Mir24. Дата обращения 7 мая 2018.
  4. ↑ Количество семей в Азербайджане (рус.). ru.sputnik.az. Дата обращения 7 мая 2018.
  5. ↑ Свадебные традиции в Азербайджане (рус.). www.advantour.com. Дата обращения 7 мая 2018.
  6. Fərhadoğlu, Tapdıq. Azərbaycanda qızların nikah yaşı 18 olub (азерб.), VOA. Дата обращения 7 мая 2018.
  7. ↑ Отношение к женщинам в Азербайджане (рус.), Trend.Az (13 октября 2011). Дата обращения 7 мая 2018.
  8. ↑ Вопросы семьи, женщин и детей приоритетны для Азербайджанского государства (Фото-Обновлено), KASPIY.AZ. Дата обращения 7 мая 2018.
  9. ↑ Закон о равенстве в АДР (неопр.).
  10. ↑ Ailənin möhkəmləndirilməsi, qadın və uşaq problemlərinin həlli dövlət siyasətinin mühüm tərkib hissələrindən biridir (англ.). /. Дата обращения 7 мая 2018.
  11. ↑ Convention C156 — Workers with Family Responsibilities Convention, 1981 (No. 156) (англ.). www.ilo.org. Дата обращения 7 мая 2018.
  12. ↑ Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women (неопр.). www.un.org. Дата обращения 7 мая 2018.
  13. ↑ Международные конвенции (неопр.).
  14. ↑ Конвенция о запрете детского труда (неопр.).
  15. ↑ Семейный кодекс Азербайджанской Республики (неопр.). chisinau.mfa.gov.az. Дата обращения 7 мая 2018.
  16. ↑ Family code of the Azerbaijan Republic (англ.). cis-legislation.com. Дата обращения 7 мая 2018.
  17. ↑ Защита детей-инвалидов (неопр.).
  18. ↑ Диспансер для детей (неопр.).
  19. ↑ Azərbaycanda ailə həkimi institutu yaradılır (азерб.). Дата обращения 7 мая 2018.
  20. ↑ Конвенция ООН (неопр.).
  21. ↑ Protocol to Prevent, Suppress and Punish Trafficking in Persons (англ.). www.ohchr.org. Дата обращения 7 мая 2018.
  22. ↑ Политика государства в области семейных проблем (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 7 мая 2018. Архивировано 26 октября 2011 года.
  23. ↑ Azerbaijan marks International Day of Families (англ.), AzerNews.az (15 мая 2013). Дата обращения 7 мая 2018.
  24. ↑ Государственный комитет Азербайджанской Республики по Проблемам Семьи, ЖФенщин и Детей (англ.). scfwca.gov.az. Дата обращения 7 мая 2018.
  25. ↑ «Моя семья» (неопр.).
  26. ↑ Hijran Huseynova — 7th UNAOC Global Form | Baku, Azerbaijan (англ.), 7th UNAOC Global Form | Baku, Azerbaijan. Дата обращения 7 мая 2018.
  27. ↑ Государственный комитет по проблемам семьи, женщин и детей (неопр.).

традиционные семейные ценности и уважение к своей истории — Рамблер/новости

БАКУ, 14 дек — Sputnik. Форум «Ценностные основы пространства Евразии: семья и духовность» организованный политологическим центром «Север-Юг» и Высшей школой экономики, состоялся в Москве на этой неделе, сообщает Sputnik Таджикистан.

Его участники попытались ответить на вопросы о том, где лежит общность народов и государств евразийского пространства, как преодолеть конфликты исторической памяти в той или иной стране, не размывается ли институт традиционной крепкой семьи, и если да, то как его сохранить?

Помимо российских спикеров, в форуме приняли участие журналисты, ученые, преподаватели и общественные деятели почти из всех государств постсоветского пространства: Таджикистана и Грузии, Казахстана и Беларуси, Азербайджана и Кыргызстана.

Не хватает русского

Поскольку сам форум был объявлен молодежным, свои доклады представили студенты и выпускники вузов СНГ. Так, таджикистанская делегация выступила с небольшим рассказом о культуре и традициях собственной страны. Корреспондент Sputnik пообщался с ребятами и узнал, что, по их мнению, не хватает во взаимоотношениях России и Таджикистана.

«Основная проблема — это снижение роли русского языка. Да, есть экономика, бизнес, студенческий обмен и прочее. Но большинство населения нашей страны уже не знает русского. И это большое огорчение», — справедливо считает Умеда Ошурбекова из Хорогского госуниверситета имени Назаршоева.

По ее словам, в плане расширения культурных связей Россия зачастую уступает США, особенно в дальних уголках страны. Штаты выделяют немалые суммы, чтобы в большинстве городов Таджикистана появился так называемый уголок американской культуры. Вот именно такой госпрограммы — появления «уголков русской культуры» и языка — не хватает в РТ.

Помимо этого, в ожидании начала работы Форума специально для Sputnik Азербайджан своим мнением о роли семьи, культурных и национальных традиций в жизни современного азербайджанского общества поделилась корреспондент газеты «Эхо» Джамиля Алекперова.

По ее словам, семья для азербайджанцев — святое, здесь традиционно в семье отдается дань уважения старшему поколению. Есть даже азербайджанская пословица: «На стариках семья держится», замечает журналист, указав, что столетиями детей растили в уважении к родителям, и это наблюдается из поколения в поколение.

«Отец в семье — глава семьи, а жена — хранительница очага. Вообще Азербайджан — страна, свято соблюдающая национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники и многое другое», — отмечает Алекперова.

Она указала, что стремилась на Форуме поделиться с его участниками азербайджанскими проектами в сфере сохранения культурных традиций, семейных ценностей, что так важно в эпоху наступающей глобализации: «Но особенно важной и ценной традицией для всех азербайджанцев я полагаю обычай гостеприимства. Те, кто хоть раз приезжал в нашу страну, прекрасно знаком с азербайджанским гостеприимством. Источники рассказывают, как гостеприимно встречали азербайджанцы Петра I в Дербенте, князя Долгорукого в Баку и Сальянах, Бестужева в Губе, Лермонтова в Гусарах».

О традициях азербайджанского народа можно говорить очень много, заключила Алекперова, — но лучше просто один раз приехать и прочувствовать это на себе.

Разлука — угроза семье

Несмотря на разнообразие тем форума, наиболее интересными оказались две. Первая касалась примирения с собственным прошлым и общего взгляда на историю Евразии. А вторая — сохранению семейных ценностей в современном мире. Причем, несмотря на привычное культурное противопоставление Европы и Азии, общего у них больше, чем различий.

«Евразийские ценности преимущественно не отличаются от традиционных европейских. Однако последние за прошедшие десятка два лет сильно нивелировались», — полагает Александр Гущин, эксперт Российского совета по международным делам.

С семейностью оказалось весьма непросто — все понимают, что реалии современного мира и быта бросают вызов традициям, и не всегда ясно, как реагировать на это должным образом. Крепче всех за традиционный институт семьи держатся выходцы из стран Центральной Азии.

«Что касается жизни детей и брака, то у нас есть три принципа. Первый — это сохранение привычных традиций. Второй — совет, консультация старших. Третий — это реальная политика государства по укреплению института семьи», — отмечает Алишер Сабиров, зампред Общества историков Узбекистана.

Правда, по мнению экспертов, эти три принципа хорошо работают только внутри страны.

В целом для региона Центральной Азии, отличительными чертами которого были крепкие фамильные связи и высокая рождаемость, большой проблемой стала миграция. Когда один из родителей, а иногда и оба подолгу уезжают на заработки за границу, а ребенок либо остается на попечение бабушек и дедушек, либо фактически предоставлен сам себе.

Правда, есть и интернет, и средства связи для родных за рубежом, но в любом случае такое общение с перерывом в несколько месяцев рождает множество проблем внутри семьи. Процент разводов за последние десятилетия стал выше, на родине остаются брошенные жены, дети все чаще растут в неполных семьях. К сожалению, эксперты признают, что если сами супруги не хотят договориться и бороться за собственное счастье, то и государство тут бессильно.

Компромисс вместо споров

Другой, не менее любопытной темой, оказался вопрос исторической памяти. Так, наиболее жаркую дискуссию на форуме вызвало предположение, что монгольское нашествие на Русь и страны средневековой Европы было не столько завоеванием, сколько культурным обменом, этаким интенсивным взаимопроникновением европейской и тюркской культур. А для Руси нашествие Батыя, по мнению одного из спикеров, и вовсе стало благом, средством централизации власти и формирования современной российской государственности.

Довольно спорный тезис мигом нашел своих оппонентов, но пересказывать содержание последовавшей краткой дискуссии смысла нет. Достаточно отметить, что стороны остались каждая при своем мнении.

С куда более конструктивной позицией выступил белорусский историк и обозреватель Василь Герасимчик. По его мнению, собственной истории не надо бояться и уж тем более не надо от нее отворачиваться. Игнорировать противоречивые стороны собственного прошлого все равно бесполезно: они никуда не исчезнут.

Пример тому — Центральная Азия после революции 1917 года. С одной стороны — СССР многое дал региону. Это развитие сельского хозяйства, промышленности, образования и медицины. С другой — большевистские власти безжалостно ломали традиционный уклад и религиозные традиции в регионе.

Или недавний скандал вокруг памятной доски в честь маршала Маннергейма в Санкт-Петербурге. Этот финский политик, ставший гордостью русского офицерского корпуса, до конца был предан присяге, данной Российской империи. И в то же время он был непримиримым врагом уже Советской России и воевал на стороне нацисткой Германии.

Надо принимать собственную историю такой, какая она есть. Без споров до драки, огульного переписывания учебников и разбивания памятников.

«Поколение обиженных отойдет от власти, а молодым как-то придется жить в согласии с собственной историей», — подчеркнул Герасимчик, комментируя ревизионистскую политику ряда государств на постсоветском пространстве.

Собственно, на необходимость работать с молодежью указывало большинство выступавших с трибуны форума. Но с маленьким дополнением: традиционные ценности и уважение к собственной истории — это всегда личный пример и общественная инициатива, а не принуждение или циркуляр «сверху».

Традиционные семейные ценности в Азербайджане уходят в прошлое

Боязнь ответственности, влияние информации, поступающей из соцсетей и других источников, отвращают молодежь от мысли вступать в брак.

БАКУ, 3 ноя — Sputnik, Ирада Джалилова. Ценности, присущие азербайджанской семье, могут со временем быть заменены отношениями без брака на европейский манер, сказал Sputnik Азербайджан психолог Рамин Гаджиев.

Семейные отношения в последнее время меняются, люди больше склонны жить отдельно от семьи, не спешат вступать в брак, сказал ранее СМИ председатель Государственного комитета по работе с религиозными структурами Мубариз Гурбанлы.

Подобная тенденция наблюдается и в Азербайджане: «Наша молодежь во многом боится ответственности, которую накладывает семья, и не хотят вступать в брак».

В Азербайджане для молодежи сегодня жить без семьи просто выгодно – не нужно нести ответственность за другого человека — жену (мужа), ребенка, других родственников, сказал Гурбанлы. В то же время молодежь останавливают возможные материальные проблемы – расходы на свадьбу, покупка или аренда жилья, траты на коммунальные услуги, здоровье, отдых, планирование ребенка. Их пугает вероятность развода и последующих за ним судебных разбирательств (дележ имущества, алименты).

В Азербайджане растет число абортов среди несовершеннолетних>>

Поэтому неудивительно, что молодежь предпочитает вести легкий образ жизни. «В результате общество может вообще отказаться от традиционной азербайджанской модели семьи, она изменится, примет другую форму. Ценности, присущие азербайджанской семье, могут быть заменены отношениями без брака на европейский лад», — сказал психолог.

В последнее время широко распространяется идея учебы за рубежом, а в таком случае ни один молодой человек, конечно же, не будет думать о семье. Человек, как правило, перенимает образ и стиль жизни той страны, в которой живет: «И в большинстве случаев это выражается в какой-либо внебрачной связи».

Помимо этого, психолог полагает, что соцсети, а также фильмы, клипы, желтая пресса также вносят «свою лепту» в распространении идей свободного образа жизни, без семьи и обязательств.

Социолог Ахмед Мансуров, в свою очередь, полагает, что причин в сложившейся тенденции сразу несколько — экономического, социального, психологического характера. При этом он указал, что от семейной жизни отказываются не только мужчины, но и женщины: «Рост числа разводов, социальные обязательства, условия, без которых брак невозможен – все это отвращает молодежь от мысли завести семью».

«Я развелась и смогла добиться успеха» — немного о деталях такого «успеха»>>

В то же время большую роль тут играют соцсети, продолжил он. Традиционные ценности уходят на второй план. У молодежи расширяются возможности искать и находить им альтернативу в соцсетях. «Они не боятся потерять. В итоге отношения начинаются и завершаются на этапе флирта», — сказал Мансуров.

Теолог Гаджи Мирджафар Эйюбов, рассматривая вопрос с точки зрения религии, отметил, что ислам негативно относится к тому, что молодые люди предпочитают жить одни.

По его словам, религия придает важное значение вопросу единства: «Семья – это тоже единство. Более того, ислам учит, что разводы хоть и являются халяль (то есть разрешаются), но неприятны Аллаху».

Халяль – потому что ислам не хочет, чтобы люди попадали в безвыходную ситуацию. А неприятны Всевышнему потому, что при разводе разрушается союз, пояснил теолог.

Самые тяжелые преступления в обществе, по его словам, также совершаются именно на сексуальной почве. Самые жестокие люди, убийцы и злодеи попадаются среди тех, кто не рос в нормальной семье. Эти люди не знают, что такое человечность, взаимная любовь. «Тем самым создание семьи с точки зрения религии важно для каждого человека», — заключил теолог.

Внутри семейные отношения у азербайджанцев — Дискуссии на общие темы

С развитием человеческого общества и ее ячейки – семьи между членами семьи формируются и передаются от поколения к поколению определенные нормы поведения и взаимоотношений. Эти отношения реализу- ются в трех плоскостях: внутрисемейной, меж- личностной и семейно-личностной. Семейно- личностные отношения охватывают посещения бабушек и дедушек молодоженами, женатыми сыновьями – матерей и отцов.

Психологическая атмосфера между му- жем и женой служит первоосновой вос- питания детей в семье. Семья всесторонне воздействует на созревающую личность. Это воздействие сказывается, в частности, в виде любви детей к родителям и вытекающего отсю- да стремления детей быть во всем похожими на родителей. Таким образом, внутри семьи скла- дывается этика личных отношений, имеющая свои особенности у каждого народа. Главные моменты — это уважение младших к стар- шим, детей к родителям и наоборот; уваже- ние к женщинам, старикам, обращение отца и матери с детьми в присутствии других лиц.

Глава семьи занимает во внутрисемейных отношениях особое место. различные обо- значения главы семьи – «аксакал», «боюк ата» (старший отец), «боюк ана» (старшая мать), по- явившиеся еще во времена патриархальной се- мьи, не потеряли своего значения и сегодня. «в прошлом аксакал, служа символом мудрости и старшинства, считался святым. Глава семьи был священным так же, как огонь в очаге, свеча в доме» (1, 107).

в азербайджане в случае смерти пожилого мужчины — отца, деда на его место по обычаю заступал старший сын. Глава семьи благодаря жизненному опыту, хозяйственным навыкам, знанию традиций и методов воспитания поль- зовался непререкаемым авторитетом среди домочадцев. его первым помощником был сын, или младший брат. в больших семьях глава был полновластным хозяином, ему беспрекословно подчинялись все остальные. в то же время не- которые традиции совместной семейной жиз- ни ограничивали полномочия главы семьи.

в годы советской власти в положении главы семьи произошел ряд изменений. Теперь он

уже не представлял семью единолично в обще- стве, в некоторых случаях в общественной жиз- ни села активно участвовали и другие совер- шеннолетние члены семьи. Как и в прошлом, глава семьи обычно пользуется уважением се- мьи. однако он уже не решает семейные вопро- сы в одиночку, а советуется с другими взрослы- ми членами семьи. в решении таких вопросов, как дальнейшее образование детей, женитьба сына, выданье дочери замуж, к мнению главы семьи прислушиваются, однако иногда идут вразрез с его мнением. несмотря на это, в сель- ской местности глава семьи имеет реальное влияние в зависимости от его личных качеств, жизненного опыта, общественного положения. женщины – главы семей имели равные пра- ва с мужчинами–главами при решении хо- зяйственных вопросов. в сельских семьях с пожилым мужчиной во главе традиция главен- ства сохраняется неизменной. При совместном проживании с женатым сыном последний ино- гда возглавляет семью наряду с отцом.

По мнению а.Пономарева, в современных семьях с точки зрения главенства существу- ют 3 типа отношений: сравнительно авто- ритарный, номинальный и эгалитарный (основанный на равном делении имущества; 2, 217). Эти отношения влияют на функции семьи. в авторитарных семьях глава семьи – мужчина, тогда как в эгалитарных главами бывают и жен- щины.

в прошлом в азербайджане после смерти отца согласно обычаю члены семьи выбирали главой его старшего сына. он осуществлял кон- троль всех дел и забот членов семьи, воспита- ния детей, женитьбы и замужества (3, 96). Этот обычай существует и в наши дни.

в соответствии с обычным правом, частной собственностью семьи являются дом, приуса- дебный земельный участок, скот, орудия тру- да, хозяйственная и домашняя утварь и т.п. в бюджет семьи входили и деньги, заработанные братьями.

в наше время главой семьи является стар- ший мужчина, который обеспечивает семью ма- териально и несет ответственность за все дела семьи: «Мужчина на ступень выше женщины», «Мужчина зарабатывает, приносит, а женщина регулирует семью изнутри». в некоторых се- мьях, где добытчиком является один из сыно- вей, возникает несоответствие формального и фактического главы.

в наше время глава семьи лишь в конфликт- ных ситуациях обладает рядом преимуществ над остальными. Как правило, главы семей со- храняют основные организационные и воспи- тательные функции в семье. Главой может быть любой взрослый член семьи, независимо от характера родственных отношений и возраста. женщины становятся главой семьи в случа- ях смерти мужа, или же развода. Очень ред- ки случаи, когда семью возглавляют зять, невестка или дочь.

встречаются семьи, в которых при здрав- ствующем отце главой является женатый сын. если раньше такая ситуация возникала по причине старости отца, то в наши дни реша- ющую роль играет образовательный уро- вень. наряду с этим, при решении основных вопросов важную роль играют советы отца и матери.

в сельской местности на праздники Гурбан, новруз, или во время траура все члены семьи, живущие в городе, приезжают в отчий дом. При женитьбе сыновьям предоставляется свобода выбора, но при условии советоваться со стар- шими. иногда родители выражают свое несо- гласие такими словами: «Она не сможет быть тебе женой, а мне невесткой». в селе невесту обычно выбирают из числа родственников.

для современной семьи характерна демо- кратизация внутрисемейных отношений. рань- ше в семье все дела, легкие и трудные, по обы- чаю решали аксакалы, в семейных отношениях господствовало полное подчинение младших старшим. Мужчины не помогали женщинам в хозяйственных делах, которые считались жен- ским делом. женщина колола дрова, приноси- ла воду, и даже когда ребенок плакал, мужчины не брали его на руки, чтобы успокоить. в совре- менных семьях, если жена работает, муж берет на себя определенную часть домашних дел. Произошли изменения и в обращении супругов друг с другом. Так, если в прошлом считалось предосудительным обращаться друг к другу по имени, то теперь это в порядке вещей. раньше

молодая жена полностью подчинялась не толь- ко мужу, но и его родственникам, особенно све- кру. Сегодня свекровь и другие родственники помогают невестке при уходе за ребенком и в домашнем хозяйстве.

в результате коренного изменения экономи- ческих и бытовых условий жизни глубоко изме- нились отношения родителей и детей, братьев и сестер. Советоваться с другими членами се- мьи, в том числе с детьми при решении неко- торых семейных дел, считаться с их мнением, предоставлять детям свободу выбора при всту- плении в брак – все это новые черты внутрисе- мейных отношений.

у азербайджанцев есть поговорка: «Лучше сиди там, где нет Аллаха, чем там, где нет старшего». Эта фраза выражает укоренив- шееся в народе уважение и почет к старшим, к аксакалам. в сельской местности нередко бывает, что если родители девушки отказывают родителям молодого человека, то последние обращаются к сельским старейшинам – акса- калам, которые и берут на себя миссию сватов. в доме девушки их встречают с уважением, и в результате молодые люди получают благо- словение. или же когда необходимо помирить две враждующие семьи, старейшины собирают представителей сторон на празднике новруз, и вражда прекращается. в любом значительном деле, будь то дела внутрисемейные или в мас- штабе села, принято вначале советоваться со старейшинами.

в прошлом в азербайджанских семьях стро- го соблюдался старинный обычай «яшынма», который с некоторыми изменениями сохра- няется в сельской местности — на абшероне, в лянкяран-астаринском регионе, нахчыванской ар и в наши дни. Согласно этому обычаю жен- щина в присутствии взрослых родственников мужа прикрывает рот углом большого шелко- вого платка «келагайи». особенно в первые дни после свадьбы «яшынма» соблюдает невестка в присутствии свекра, свекрови, старшего брата мужа (4, 17).

Когда отец входит в дом, все встают и здоро- ваются с ним. исполняется каждая его просьба и пожелание. Члены семьи стараются разгова- ривать тише, каждый, включая детей, следит за собой. Слово отца – закон. Как правило, отец обращается с детьми мягко, не откровенни- чает с ними, но и не бьет, хвалит за хорошие поступки, а при плохих качает головой со сло- вами: «Жаль моего труда». в семьях с прочным моральным фундаментом, ориентированных на правильные взаимоотношения и воспитание, одно это выражение и укор за неуместные по- ступки служит лучшим уроком для детей. отец объясняет детям правильные или ошибочные поступки, приводя в пример других. Правиль- ный строй отношений в семье проявляется и вне дома, в том числе в школе.

отношения между братьями и сестрами так- же служат важным элементом внутрисемейных отношений. Здесь главное внимание уделяется воспитанию дочерей в духе уважения к бра- тьям, поскольку брат – второй в семье мужчина после отца. По обычаю, в случае смерти отца главой и аксакалом семьи становится старший брат, и поэтому его обязаны уважать все. Мать наводит порядок в домашних делах, занимает- ся воспитанием детей. Статус второй после ма- тери женщины в семье имеет старшая сестра. Самый младший член семьи служит предметом общей заботы и любви.

еще в начале ХХ века в условиях преобла- дания патриархальных традиций положение женщины в семье и обществе было тяжелым, для нее считалось предосудительным появ- ляться в общественных местах. Права женщин были крайне ограничены (5, 366), их уделом было сидеть дома, рожать и расти детей, вести домашнее хозяйство и беспрекословно пови- новаться мужу. По обычаю муж мог взять вто- рую жену по своему усмотрению. если у жен- щины рождались только девочки, то муж имел «право» жениться еще раз (6, 105). в 1875 году великий просветитель Гасан бек Зардаби, про- тестуя против пребывания азербайджанской женщины в темноте и невежестве, писал: «Ос- нова воспитания — у матери. Мать дает воспи- тание ребенку до 7-8 лет. Мать тоже должна получать воспитание» (7, 27).

в азербайджане борьба против чадры нача- лась в начале 20-х годов прошлого века. в 1928 г. ЦиК азербайджанской ССр издал декрет о снятии чадры, ЦК КП азербайджана обратился

к партийным, советским и комсомольским ор- ганизациям с требованием усиления разъясни- тельной работы среди населения против ноше- ния чадры. в обращении разрешалось привле- кать к уголовной ответственности лиц, проти- вившихся этой линии. в 1929 г. в азербайджане был проведен месячник сброса чадры. в ре- зультате принятых мер в 1928 г. 12573 женщи- ны, в 1929-1930 гг. — 30201 женщина (12305 – в Баку, 17305 – в уездах) сбросили чадру.

в статье 129 Конституции азербайджанской ССр 1937 года говорится, что во всех хозяй- ственных, государственных, культурных и об- щественно-политических сферах жизни азерб. ССр женщинам предоставляются равные с муж- чинами права (8, 25).

Будучи равноправны с мужчинами, женщи- ны заняты практически во всех областях хозяй- ства, и наряду с этим в семье сохраняют искон- ные воспитательные функции. Мать объясня- ет ребенку правила приличия и поведения, готовя его к жизни. При этом употребляют- ся назидательные фразы о том, что хлеб не нарезают одной рукой, фруктовое дерево не рубят, по пятницам не стирают, грех уби- вать ласточку, нельзя неожиданно ударить пьющего воду, вслед путнику бросают воду, оставшееся от отца подобно свече – сгорит и закончится, сам должен заработать, в пути товарищ – дома брат.

в семейных отношениях специфичное ме- сто занимает мачеха. Смерть матери всегда воспринимается остро и при этом порождает в семье пустоту, которая требует заполнения. Заполнение этой пустоты воспринимается, осо- бенно в сельской местности, как нормальная вещь и регулируется обычаем, вследствие чего выражение «огей ана» (мачеха) практически не работает. новая женщина старается естествен- ным образом вписаться в семью. все члены се- мьи считаются с ней, так как глава семьи – отец.

Прочность обычая уважения к родителям в семье тесно связана с отношением матери к супругу. добрые, взаимно уважительные отно- шения между родителями содействуют форми- рованию в детях жизнелюбия. для отношений родителей и детей характерны единство лич- ных интересов, дух коллективизма. взаимное уважение является одной из основных особен- ностей современных сельских семей. в системе воспитания родители учитывают духовный мир, личные особенности, потребности, интересы и склонности ребенка.

в семьях, где детей несколько, с целью тру- дового воспитания родители распределяют до- машние обязанности между детьми, каждому давая отдельное поручение. Плохо выполнен- ная работа выполняется заново, результаты по- ручения проверяются.

В современных семьях детей уже не рас- сматривают как подмогу и будущих кор- мильцев состарившихся родителей. Основ- ная цель воспитания – вырастить достой- ного человека. Конечно, родители стараются максимально удовлетворить материальные запросы детей, покупая им красивую одежду, игрушки, книги, велосипеды и т.д. во внутрисе- мейных отношениях принцип взаимовыручки играет ключевую роль. например, для строи- тельства дома семья собирает необходимые материалы, расчищает участок, следя за тем, чтобы это не было старое речное русло или старое кладбище. в фундамент дома в соответ- ствии с поверьем закладывают мелкие монеты, хлеб, кусок железа как символы достатка, изо- билия, постоянства. По завершении строитель- ства родственники покупают подарки, домаш- нюю утварь, приходят «посмотреть дом».

в современных сельских семьях распределе- ние труда служит фактором и экономической, и духовной жизни семьи. Это распределение зависит от поколенного и численного состава членов семьи. в семьях с одним поколением распределение труда простое — работа распре- деляется между мужем и женой, а в семьях из двух поколений привлекаются также дети. в се- мьях из трех и более поколений хозяйственные функции распределяются между женатыми сы- новьями, внуками, правнуками и пр.

распределение труда в современных семьях существенно отличается от досоветского пе- риода. домашние дела распределяются между членами семьи в соответствии с полом и воз- растом. Это распределение имеет небольшие различия, в зависимости от социальной и про- фессиональной принадлежности. в сельских

семьях распределение труда во многом зави- сит от структуры семьи, внутрисемейных отно- шений и принадлежности ее главы.

Традиционный уклад жизни с возложени- ем домашних дел на женщину уже не отвечает современным требованиям. Поэтому многие мужчины помогают женщинам по домашнему хозяйству и воспитанию детей. Пожилые чле- ны семьи – дедушки и бабушки играют важную роль в воспитании внуков, выполняют лег- кую домашнюю работу, организуют семейные празднества. на основе распределения труда регулируются хозяйственные и духовные дела семьи.

особое место во внутрисемейных отноше- ниях занимают наследование и имущественные отношения,которыеосновываютсянародстве и личной симпатии (9, 11). в азербайджанских семьях распоряжается имуществом и несет от- ветственность за него отец, на которого ложит- ся регулирование имущественных отношений также в связи с женитьбой и замужеством де- тей. Часть семейного имущества составляет со- вместное имущество мужа и жены.

в некоторых семьях и сейчас соблюдаются традиции майората или минората. в больших и сложных семьях, которые в прошлом называли «кок» (корень), продолжают бытовать тради- ции минората, т.е. младшие сыновья, же- нясь позже других, в большинстве случаев остаются жить с родителями, помогают им в хозяйственных делах. в свою очередь, отец и мать растят их детей (10, 177). Минорат – это обычай, по которому младший сын считает- ся независимым наследником отца, и обычно большая часть имущества достается ему. Эта традиция продолжает бытовать в селах азер- байджана. внуку, носящему имя деда, иногда доставалась дополнительная доля наследства, или же дополнительно несколько голов скота. Младший сын должен похоронить родителей, выплатить их долги, содержать мать, купить приданое для сестры и сыграть для нее свадь- бу. если при жизни отца сыновья не женились, то семьей руководит старший сын, на которого ложатся заботы по женитьбе братьев и выда- че сестер замуж. Кому оставаться в отцовском доме – решается по согласию братьев, и обычно

вв пользу младшего брата. в случае дележа имущества при жизни гла-

вы семьи он получал долю большую, чем его дети или братья. По обычаю майората, старше- му сыну дополнительно доставались лошадь, оружие или земельный участок, а младший сын удостаивался этого права, если брал под опеку мать (10, 33-34).

раньше разведенные женщины и вдовы име- ли право только на свое приданое, независимо от срока пребывания в семье. Согласно обыча- ям, при вступлении вдовой во второй брак по правам левирата (т.е. за брата мужа), вопрос о разделе имущества не возникал. если же вдо- ва выходила замуж за постороннего человека, родственники покойного мужа (отец, братья) забирали у нее все имущество, за исключением детей и приданого. Только в редких случаях ей отдавалась часть из положенной по религиоз- ному брачному договору доли. По современ- ным законам, имущество, принадлежавшее супругам до заключения брака, считается их личной собственностью, и в период брака это имущество принадлежит им обоим. на приоб- ретенное в период брака имущество, незави- симо от того, на чье имя оно записано, супруги имеют одинаковое право (11, 43). Согласно эт- нографическим материалам, дележ имущества в современных семьях проводится согласно мнению главы семьи.

воспитание и учеба детей, проведение сва- деб относятся к основной сфере обязанностей отца. расходы на свадьбу, покупку подарков для невесты и на приданое оплачиваются из бюджета семьи. Для старшего сына, обзаво- дящегося семьей, отдельный дом строится при помощи семьи; отец выделяет из семей- ного имущества долю отделяющемуся сыну. обычно это два комплекта спальных принад- лежностей, килим, ковер, несколько голов ско- та и др. Что касается дочерей, то они могут рассчитывать только на приданое. не слу- чайно у азербайджанцев есть такая поговорка: «Сын отделился — стал соседом, дочь отдели- лась – стала гостем».

По обычаю, приусадебное хозяйство и скот достаются младшему сыну. отец и мать живут вместе с ним. в похоронах умерших родителей

лично участвуют все члены семьи, в том числе и отделившиеся.

Таким образом, раздел наследства и имуще- ства в современных сельских семьях отражает в себе старинные народные обычаи.

http://irs-az.com/new/pdf/201110/1318325212604923905.pdf

Давайте обсуждать эти традиции? Соблюдаете ли вы их? Согласно ли вы с ними? Если да, то почему? Если нет, то почему? Что бы вы хотели отавить? Что изменить?

Основы трудового и морального воспитания в азербайджанской семье

В статье проанализированы народно-педагогические аспекты трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семье.

Ключевые слова: трудовое воспитание, нравственное воспитание, семья, народная педагогика, этнопедагогика, традиции, обычаи, обряды, народное воспитание.

The national (folk) and pedagogical aspects of labor and moral education in Azerbaijani family are analized in this paper.

Keywords:labor education, moral education, family, folk pedagogics, ethnopedagogics, traditions, customs, rituals, folk education.

Постановка проблемы. Особенностью развития украинского этноса есть постоянная связь и взаимовлияние культур и этнопедагогических традиций народов, проживающих на территории Украины. Не являются исключением и азербайджанские воспитательные традиции. За годы независимости украинский и азербайджанский народы ощутимо обогатились традициями народного опыта воспитания. Азербайджанская диаспора смогла донести до украинцев богатые воспитательные традиции, лучшие образцы своего устного народного творчества и литературы, а также научно-педагогической мысли, представив их в переводе. Уважение украинцами национальных воспитательных традиций других народов даёт возможность этим советам полноценно развиваться на территории другого государства и при этом сохранять свою национальную идентичность. Это позволяет выделить и проанализировать некоторые аспекты традиций воспитания в азербайджанской семье.

Каждый народ в процессе воспитательной деятельности выработал своё отношение как к трудовому так и к нравственному воспитанию. По народной оценке труд — первооснова жизни общества, главное средство создания материальной и духовной культуры [14, с. 173]. Нравственное воспитание — система целенаправленных мер воздействия с целью внедрения в сознание каждого человека требований, закреплённых в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. [18, с. 401].

Основоположник этнопедагогики Г. Волков отмечает: «Воспитание в труде — основная проблема педагогики всех народов, трудолюбие — главная составляющая воспитания. Трудовое воспитание — основной стержень всей системы народного воспитания… Без труда нет и полноценного умственного воспитания… Трудолюбие — конечный результат воспитания и результат формирования подрастающего поколения» [5, с. 205].

Педагогический словарь С. Гончаренко определяет нравственное воспитание как целенаправленное формирование морального сознания, развития нравственного чувства и формирования привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определённой идеологией. Основными методами нравственного воспитания есть убеждение, приучение, поощрение и т. д. Нравственное воспитание осуществляется на национальной почве путём усвоения национальных норм и традиций, богатой духовной культуры народа, тех нравственных норм и качеств, которые являются регуляторами взаимоотношений в обществе для согласования действий и поступков людей [6, с. 216].

Анализ исследований и публикаций. Проблемам воспитания в народной педагогике посвящены работы Г. Волкова, П. Игнатенко, Н. Лысенко, Ю. Руденко, М. Стельмаховича, Е. Сявавко, К. Ушинского и других. Именно они обосновывали предмет, принципы и методы народной педагогики как науки и исследовали средства трудового воспитания.

Народно-педагогический опыт Азербайджана нашёл свое отражение в трудах Г. Ахмедова, С. Ахундова, А. Гашимова, М. Ельханова, Р. Эфендиева, А. Кадимбекова, Ф. Кочарлы, М. Мехтизаде, М. Мурадханова, М. Нуриевой. Трудовое воспитание стало предметом исследования С. Зейналова, А. Керимова, И. Маилова, А. Раджабова. О нравственном воспитании говорится в трудах Аббаса-Кули Бакиханова (ГУГСУ), А. Бахманяр, Н. Гянджеви, А. Сиххата, М. Туси.

Источниками для изучения вопроса в указанной проблеме есть древняя азербайджанская «Авеста», героический эпос «Китаби Деде Коркут», «Искандернаме» Низами Гянджеви, памятки устного народного творчества азербайджанского народа.

Целью статьи является теоретическое обоснование сущности, форм и методов трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семьи и определение их роли в развитии современной учебно-воспитательной системы.

Изложение основного материала исследования. Традиции семейного воспитания составляют основу азербайджанской народно-педагогической системы. Нравственное и трудовое воспитание является ведущим в азербайджанской семье.

Особое место в азербайджанских семейных традициях занимает трудовое воспитание, ведь именно оно является ведущим с самого рождения ребенка. В процессе воспитания участвуют все члены семьи, используя беседы, личный пример, поощрения и т. п. Первостепенное значение приобретают такие средства народной педагогики как: традиции, обычаи, обряды, ритуалы, игры, этнографические и исторические материалы, фольклор, именно они олицетворяют этнопедагогическое наследство азербайджанцев.

Трудовое и нравственное воспитание в азербайджанской семье всегда связывается с важными исламскими постулатами, по которым главным в семье есть отец, и ему принадлежит ведущая роль в учебно-воспитательном процессе. Отец, (старейшина рода), есть главным в семье, именно он является носителем обычаев и традиций, связанных с уважением, послушанием и использованием установок старшего человека. Соблюдение традиций — священный долг всех членов семьи, особенно детей.

Воспитание трудолюбивой молодежи — это одна из важнейших задач семьи и общества. В большинстве своём это касается сельских местностей, именно здесь самым важным есть передача трудовых традиций [12, с. 105–106]. В народных представлениях именно пример является фактором формирования личности. В целом мы видим склонность ребёнка к подражанию старшему брату или сестре, матери или отцу [15, c. 42]. В азербайджанской семье главным фактором трудового воспитания ребёнка, конечно в зависимости от его возраста и физических особенностей, является демонстрация собственного трудового примера. В формировании трудового сознания ребёнка ведущая роль принадлежит таким средствам народной педагогики как поговорки, пословицы, сказки, установки, стихи, баяты, песни — всё, что побуждает детское мировоззрение к саморазвитию и пониманию трудовых и нравственных традиций.

Основным в подготовке человека к жизни и труду в азербайджанской воспитательной практике является заполнение средствами народной педагогики недостатка навыков, знаний и умений ребёнка, без этого он не сможет приспособиться к обществу и иметь средства для адаптации и существования во взрослой жизни и т. д. Ребёнку в период взросления необходимо постепенно производить и воспроизводить материальные и духовные ценности, поэтому надо принимать наставления и обучения от старейшин и пытаться передать их будущему поколению. Именно такой подход способствует социализации ребенка в азербайджанской семье.

С самого рождения ребёнка окружают любовью и добротой. Конечно, не всем семьям это удаётся в полном объёме, но, несмотря на политические или экономические обстоятельства, большинство родителей, которые уважают обычаи и традиции, используют в семейном воспитании народный опыт. Ребёнку от рождения поют колыбельные песни, читают сказки, знакомят его с окружающим миром, природой, что влияет на формирование с раннего возраста детского мировоззрения. С целью трудового воспитания детям дают задание представить какую-то безделушку родителям, убрать посуду после еды, самостоятельно одеть хотя бы часть вещей или, например, убрать свои вещи или игрушки, что способствует развитию у ребенка самостоятельности и ответственности.

Главным аспектом воспитания в азербайджанской семье есть хозяйственно-экономическое воспитание. Так, например, девушек привлекают к традициям организации и ведения быта и средств семьи. За мальчиками закрепляются традиции владения средствами и методами заработка и ведения семейных хозяйственных дел. Во многих семьях провинциальных городов и сёл ребёнка издавна приучали к ремеслам, которыми владели родители, для того, чтобы он мог думать и действовать как взрослый. Мальчиков дополнительно учили принимать решение о том, что может быть целесообразным во взрослой жизни и что сможет помочь в будущем, когда он будет взрослым и станет старейшиной своего рода.

По мнению Г. Волкова, труд — основной фактор физического, умственного развития и нравственного совершенствования подрастающего поколения. Но учёный подчеркивает, что народ оценивает не только общественную роль труда, но и выделяет её психологическое значение ,и отмечает, что труд даёт человеку духовное и нравственное наслаждение, а также указывает, что только в процессе труда личности прививаются чувства достоинства, трудолюбия, ответственности и т. д. [4, с. 69].

Н. Пчелинцева в работе «Воспитание детей и подростков в сельской азербайджанской семье» отмечает, что в некоторых семьях приемлем различный порядок распределения обязанностей между детьми, но, как правило, за выполнением заданий взрослые пристально следят, пытаясь выработать у детей с раннего возраста ответственное отношение к своим обязанностям [12, с. 107].

Исследования азербайджанских семейных отношений дают нам возможность говорить о неравномерности распределения трудовых нагрузок в семье между мужчинами и женщинами, а затем и между девушками и парнями. Анализ показывает, что девочки получают больше трудовых нагрузок и обязанностей, на них возлагается больше бытовых дел (уборка, приготовление пищи). В сельской местности особенно остро стоит проблема похода девушек за водой, и часто это не близкая дорога. С 6–7 лет они ходят за водой с маленькими бидонами, которые с годами становятся всё больше. С 10–12 лет девушек привлекают к стирке, уборке, кормлению домашних птиц и т. п. С 13–14 лет они самостоятельно начинают готовить простые блюда и чай [12, с. 107]. Во многих семьях девушки после 15 лет выполняют такие тяжёлые виды работ как доение коров, помощь матери при выпечке хлеба в тандыре и т. д. [12, с. 108].

Воспитание трудовых навыков у мальчиков начинается в некоторых семьях позже. Они помогают в заготовке кормов для скота. Мальчиков в возрасте 11–12 лет отец берет с собой на выпас скота. Ранее мальчики занимались также сбором дров для зимнего времени. В строительстве и ремонтных работах также использовали труд мальчиков [12, с. 108–109]. Все трудовые обязанности распределяли среди детей с учётом их возрастных возможностей и физической подготовки, а также с целью овладения ими различными навыками.

Основу нравственного воспитания в азербайджанской семье составляют религиозные взгляды. Их формирование происходит в течение длительной истории преимущественно под влиянием постулатов зороастризма и ислама.

Одной из древнейших памяток древнего Азербайджана является «Авеста» — творение Заратуштра (около 589–512 гг. д. н. э.), который является создателем языческой религии огнепоклонников «зороастризм». «Авеста» — сборник священных книг зороастризма, что является общей памяткой многих народов, в которой есть свое отражение жизни, взглядов и традиций народов Востока. В основу содержания «Авесты» положена борьба добра и зла, в которой всегда побеждает добро. Автор желает добра всем людям. Хорошая мысль, доброе слово, доброе дело являются основными моральными критериями в «Авесте». В памятке отражены политические, общественные, философские, религиозные видения, наставления, гуманистические идеалы, ненависть ко злу, любовь к добру, призыв к труду [1, с. 104]. Эта памятка является весомым источником для многих историко-педагогических и народно-педагогических научных исследований. «Авеста», что есть испокон веков у азербайджанского народа, формирует морально-мировоззренческие позиции, является безоговорочным первоисточником и способствует овладению основами нравственного и трудового воспитания восточного общества.

«Авеста» призывает нас к человечности, добрым делам, борьбе со злом, к труду, к прекрасному и светлому, утверждает человечность и мудрость и по-настоящему высокую и духовную мораль. Подтверждением этому являются отрывки из «Авесты»: «О, истина! Пока ты в моём сердце, значит ты и в народе моём», «Пусть ваши руки, ноги, ваш ум будут готовы для осуществления праведных дел, для установления священного мира на свете» [3, с. 22].

Как подчеркивает И. Ильин: «…правильный дух нравственности, патриотизма и национального воспитания прививается в языке, в песне, в молитве, в сказках, в житиях святых и героев, поэзии, духовном осмыслении национальной истории.».. [7, с. 201].

Лучшей иллюстрацией является героический эпос «Китаби Деде Коркут» (Горгуд), где говорится о прообразе мудрого, честного и справедливого человека, который помогает тюркскому племени Огузов. Его звали Коркут-ата (отец Коркут) и всё, что он говорил, сбывалось. Он советовал и помогал решать проблемы народа. Без его совета не принимались никакие решения, его слушались и уважали приказы, которые он отдавал [9, с. 35]. Уважение к старшим, уважение к старейшинам семьи — это древние азербайджанские традиции, которые нашли своё продолжение в современной жизни, а мудрые наставления старших членов семьи пригодятся при решении различных трудностей и невзгод.

В этом эпосе описываются советы и наставления, которые открывают нам путь к нравственному воспитанию. Дед Коркут говорил в своих поучениях: «Чем быть в этом мире ложному слову, лучше не быть ему», «Пусть на земле нашей живут мужи высокие и крепкие, в речи своей скромные», «Пусть человек будет глашатаем правды» [8, с. 25]. В этих строках желание помочь, поделиться мудростью и быть на стороне честности, правды, справедливости, что и является постулатами нравственности в формировании личности.

Исследователь Т. Муталлимов в кандидатской диссертации «Особенности формирования национального духа азербайджанского этноса» указывает на определение национальний дух как абстрактную философскую категорию, искусственно созданную интеллектуалами разных эпох Востока и Запада [8, c. 33]. По его словам, «Народный дух представляет собой совокупность духовных и характерных морально-этических особенностей народа, которому в течение целого ряда общественно-исторических формаций пришлось выдержать много потрясений и испытаний.».. [8, с. 33–34].

Средствами трудового воспитания в азербайджанской семье наряду с личным примером родителей были и остаются памятки устного народного творчества. Именно трудовые песни, которые исполняются родителями во время работы на полях и при выполнении других хозяйственных дел, были стимулом для более сознательной и плодотворной работы всей семьи. Как свидетельство, можно привести следующие строки:

Работящему — хвала,

А ленивому — хула.

В лоб, где звездочка белеет,

Бьют упрямого вола [2, с. 56].

Примеры пренебрежения к лени находим в детском фольклоре. Символическим олицетворением положительных и отрицательных черт являются животные:

На радость всем — радивый вол,

Обуза лишь — ленивый вол.

Хозяин тот, чей вол ленив,

Всегда бывает хмур и зол [2, с. 57].

Одним из действенных средств народной педагогики являются пословицы и поговорки, которые предоставляют короткие, но содержательные педагогические установки детям: «Труд — украшение жизни» [14, с. 174], «Труд накормит и научит», «Кто за плуг берётся, голодным не останется», «Труженик голодным не будет, сытым не будет ленивый», «Для умелой руки все работы легки» [11, с. 50–51]. Особое место занимают пословицы и поговорки морального направления: «Кто своего учителя не уважает, то т счастья не узнает», «Горько плачет тот, кто не слушает старших» [11, с. 46–47]. Эти примеры помогают понять детям все преимущества человека, который всегда работает и сможет накормить семью, и понять, что счастье заключается в семье, труде и моральных ценностях.

Советы и наставления: «Не говори за глаза о человеке, а если есть что сказать, то говори ему в лицо», «Протяни руку помощи тому, кто упал», «Старайся заслужить чистое имя. Заслужить чистое имя — склонность героя», [10, с. 80] учат быть честными, добросовестными, стараться быть правдивыми, трудолюбивыми, быть на стороне добра и чести, смелости и любви, непосредственно влияют на формирование нравственных качеств ребенка.

К. Ушинский неоднократно подчеркивал огромное значение памяток устного народного творчества в деле воспитания и обучения и на первое место поставил сказку: «…я не думаю, чтобы кто-нибудь был способен соревноваться в этом случае с педагогическим гением народа… Я решительно ставлю народную сказку недостижимо выше всех рассказов, написанных… для детей литературой» [17, с. 272]. Сказки являются ведущими средствами азербайджанской народно-педагогическая мысли. Ярким примером является «Сказка об умной девушке» [13, с. 81]. Эта сказка является одним из народно-педагогических примеров трудового, нравственного и умственного воспитания детей и иллюстрирует народное утверждение, что именно бедность является следствием лени, а движение, путешествие, работа, ум, нравственность, толерантность, смелость дают человеку возможность сделать лучше свою жизнь и особенно жизнь своей семьи. Параллельно мы можем на примере этой сказки и многих других азербайджанских сказок увидеть, какую роль играет женщина в развитии семейного быта, согласия, воспитания и богатства в семье.

Анализируя устное поэтические творчество, нам хотелось бы обратить внимание на азербайджанские «Баяты» — лирические стихи малой формы. Начиная от колыбельных песен, вся жизнь у азербайджанцев проходит в сопровождении баят. Разум, обучение, любовь, дружба, нравственность, трудолюбие, смелость очень широко представлены именно в баятах [1, c. 538]. Баяты посвященные различным темам. Но нас интересует именно опыт и примеры трудового и нравственного воспитания этого стихотворения:

Сад посадишь — зацветёт,

И песок не заметёт.

Тот, кто пчелами не кусан,

Оценить не может мёд [2, c. 71].

Баяты дают возможность и детям, и молодёжи осознать важность иметь своё трудовое ремесло, помогать родителям, показывают, насколько необходимо быть тружеником:

Розы станут медоветь –

Здесь и золото, и медь.

Ремесло верней богатства,

Мастерством бы овладеть [2, c. 71].

Одним из самых благозвучных в культуре азербайджанского этноса являются баяты о морали, которые лучше всего демонстрируют особенность этого стихотворения:

Ты в забавах, ты — ага,

Я в заботах, я — слуга.

У завистливых людишек

Жизнь горька и недолга [2, c. 70].

Баяты о нравственном воспитании являются примером честности, справедливости, стремления к любви, миролюбия, о чём нам говорит следующий пример стихотворения:

Если горе снес, пройдёт,

Пролил море слез, пройдет.

Слово правды сквозь скалу,

Сквозь глухой утёс пройдёт [2, c. 70].

Эти короткие стихи используются постоянно и в быту современной азербайджанской семьи. Баяты считаются одним из народных символов азербайджанского общества и являются неотъемлемой составляющей его народной культуры.

В одном из мусульманских постулатов утверждается, что духовно-нравственное воспитание поможет ребёнку, парню (девушке), мужу (жене) стать мудрыми на уровне души и чувств. Оно формирует понимание необходимости гармоничного сосуществования с представителями различных цивилизаций и культур, сохраняя при этом чувство достоинства, свою религиозную специфику, положительный национальный менталитет и индивидуальность. Ислам как религия мусульман имеет свою моральную этику, что утверждается в сознании азербайджанского общества как положительные высоконравственные ценностные ориентиры, это освещено в постулатах быть справедливым, скромным, толерантным, не видеть в людях недостатков и избегать сплетен, быть благородным и мудрым.

Один из исследователей украинской народной педагогики М. Стельмахович утверждает: «Если же нарушается духовная связь поколений, ломаются народные обычаи, традиции, праздники, то на смену им приходит беспробудное пьянство….Уничтожение традиционных семейных обычаев и обрядов народа разоряет детство и материнство, лишает семью счастья» [16, с. 13–14].

Нравственная сторона азербайджанского народа испокон веков формировалась из таких категорий как: хорошее мнение, доброе слово, добрый поступок. Другими словами, человек должен быть цельным и в своих мыслях, и в делах, между его словами и поступками не должно быть разрыва [8, с.43].

Азербайджанские народные традиции воспитания в семье имеют глубокие корни и большую народно-педагогическую значимость, которая формировалась как из древних философско-религиозных течений, так и из мировых первоисточников. Главные моральные качества азербайджанцев- это доброта, благородство, справедливость, мужество, трудолюбие, что и формирует общепринятые нормы настоящего нравственного воспитания.

Выводы. Таким образом, проанализировав традиции трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семье, мы можем утверждать, что они являются неотъемлемой частью азербайджанской народной педагогики. Именно в семье ребёнку с ранних лет прививаются любовь к труду, уважение к старейшинам и работникам, воспитывается чувство достоинства, патриотизма, преданности труду и делу родителей, честность, чувство справедливости и собственного достоинства, мужество. Средства народно-педагогической практики являются реальным фактором развития и воспитания ребёнка, открывают его мировоззрение, развивают мысль, а самое главное -воспитывают настоящего человека.

Литература:

1.                  Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов]. — М.: Педагогика, 1989. — 592 с.

2.                  Баяты // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов]. — М.: Педагогика, 1989. — С. 66–76.

3.                  Брагинский И. С. Авеста // Авеста в русских переводах (1861–1996). — СПб., 1998. — 22–66 с.

4.                  Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Г. Н. Волков.– М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.

5.                  Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство,– 1974. — 376 с.

6.                  Гончаренко С. Український педагогічний словник. — К: Либідь, 1997. — 376 с.

7.                  Ильин И. А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993. — 307 c.

8.                  Муталлимов Т. Б. Особенности формирования национального духа азербайджанского этноса.: дис. канд. фил. наук.: спец. 09.00.11. «Социальная философия» / Т. Б. Муталлимов — Уфа., 2007. — 178 с.

9.                  Народная педагогика // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов]. — М.: Педагогика, 1989. — С. 35–103.

10.              Настановления // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов]. — М.: Педагогика, 1989. — С. 80.

11.              Пословицы и поговорки // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов]. — М.: Педагогика, 1989. — С. 44–53.

12.              Пчелинцева Н. Д. Воспитание детей и подростков в сельской азербайджанской семье (вторая половина ХХ века).: дис. канд. ист. наук.: спец. 07.00.07. «Этнография, этнология и антропология» / Н. Д. Пчелинцева — М., 2001. — 147 с.

13.              Сказки // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов]. — М.: Педагогика, 1989. — С. 81–103.

14.              Стельмахович М. Г. Народна Педагогіка / М. Г. Стельмахович. — К.: Радянська школа, 1985. — 312 с.

15.              Стельмахович М. Г. Українська народна педагогіка / М. Г. Стельмахович. — К.: ІЗМН, 1997. — 232 с.

16.              Стельмахович М. Г. Народне дитинознавство. — К.: Т-во «Знання» України, 1991. — 48 с.

17.              Ушинський К. Д. Рідне слово. Книжка для тих, хто навчає / К. Д. Ушинський // К. Д. Ушинський Вибрані педагогічні твори. — К.: Радянська школа, 1983. — Т. 2. — С. 232–294.

18.              Філософський словник / За ред. В. І. Шинкарука. — 2 вид., перероб. І доп. — К.: Голов. ред. УРЕ, 1986. — 800 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *