Сфера семейной деятельности | Типы функций | |
Общественные | Индивидуальные | |
1.Репродуктивная | Биологическое воспроизводство населения | Удовлетворение потребности в детях |
2.Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержка культурного воспроизводства общества. | Удовлетворение потребности в отцовстве, контактах с детьми, самореализация в детях |
бытовая | Поддержка физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми | Предоставление хозяйственно-бытовых услуг членами семьи друг другу |
4. Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности, в обмен на услуги и т.п.) |
5. Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в разных сферах жизни | Формирование и поддержка правовых и моральных санкций при нарушении норм членами семьи |
6. Духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение. Поддержка дружеских отношений в браке и в семье |
7. Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизведение социальной структуры | Удовлетворение нужд в социальном продвижении |
8. Досуговая | Организация рационального досуга. | Удовлетворение нужд в общем досуге, взаимообогащении интересов. |
9. Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия | Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение нужд в счастье и любви |
10. Сексуальная | Удовлетворение сексуальных потребностей, снятие сексуального напряжения | |
Традиционная семья | ||
1. Родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью | 1.Родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида | |
2. Семейное домохозяйство выступает в качестве экономической основы аграрного общества, все работают дома не за плату, а на себя | 2. Разделение дома и работы, семейное хозяйство перестает быть ведущим | |
3. Незначительные психологические различия между семьей и общиной | 3. Резкое размежевание дома и внешнего мира, семейная первичность и обезличенность отношений во внешнем мире | |
4. Социальная и географическая мобильность низкая, сыновья наследуют статус и специализацию отца | 4. Высокая социальная и географическая мобильность | |
5. Централизованная расширенная семейно-родственная система с доминированием старших | ||
6. Развод происходит по инициативе мужа по причине бездетности семьи | 6. Развод по причине межличностной несовместимости супругов | |
7. Патриархальная властная структура семьи | 7. Эгалитарная властная структура | |
8. «Закрытая» система выбора супруга на основе предписаний родства и традиций | 8. «Открытая» система выбора супруга на основе личностной избирательности | |
9 Культура многодетности с жестким табу на предупреждение и прерывание беременности | 9. Культура малодетности с вмешательством в репродуктивный цикл |
10.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
Функции семьи представляют собой набор исторически обусловленных форм деятельности, роль и значение которых меняется в каждую историческую эпоху. Функции семьи тесно связаны с потребностью общества в институте семьи и с потребностью личности в принадлежности к семейной группе [1]. Значительная часть этих функций выполняет женщина.
Понятие функций семьи непосредственно связано с пониманием потребности и возможности их удовлетворения. С точки зрения Н.А. Соловьева, Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет [2]. В современной науке возникла объективная необходимость в выделении специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах [3].
Репродуктивная функция
Одной из основных функций семьи является репродуктивная функция, которая состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в продлении человеческого рода. Данная функция характеризует наличие личных потребностей в семье и детях, определенную жизненную стабильность, наличие домашнего хозяйства и конкретного уровня качества жизни.
Репродуктивная функция – это естественный биологический процесс продолжения жизни, в котором участвуют женщина и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и с обществом.
Семья, как закономерно возникший институт развивающейся цивилизации, выполняла функцию воспроизводства населения, она обеспечивала выживаемость человека в тяжелых условиях жизни.
Историческая трансформация форм семейного общежития обусловила изменение репродуктивной функции.
Репродуктивная функция семьи может выступать, как и неспецифическое явление жизнедеятельности семьи. «Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей. Ответом на сложные проблемы современной семьи являются «ослабление, угасание … личных мотивов и желаний», что «ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института и, в этом смысле, кризис самого общества» [4]. Ослабление созидательной и преобладание разрушительной мотивации есть закономерный результат «расщепления» мотивационной целостности психической активности человеческой индивидуальности под влиянием требований современной постреформенной российской цивилизации [5].
Функция содержания детей
Статистическое исследование доказывает многочисленные факты реализации репродуктивной функции вне брака. Все более возрастает количество детей, рожденных вне семьи. В среднем около 20% детей рождается у незамужних женщин, что составляет около 250 тысяч новорожденных в год. Например, в 1994 году стали матерями 14 миллионов женщин, из них 276 тысяч женщин – это матери-одиночки [6].
«Количество детских воспитательных учреждений в стране из года в год увеличивается, систематически возрастает и численность воспитываемых ими детей» [7].
Современный кризис усугубляет материальное и духовное состояние семьи. Содержание, уход за детьми неразрывно связаны с отношением к детям и воспитанием их. Они находятся в прямой зависимости от достатка слоя, к которому принадлежат родители.
Функция содержания детей составляет основу жизни семьи. Данная функция семьи в периоды экономических трудностей и дефицитов или невысокого социального и материального положения родителей приобретает большое значение, становясь тяжелой необходимостью. Увеличилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в России в 1993 году их было 16 тыс., в 1994 году стало более 420 тысяч детей-сирот и детей без попечения. К началу 1998 года эта цифра приближалась к числу 600 тысяч детей, к концу 1998 года их число увеличилось до 2 млн. детей. Аналогичное количество детей-сирот было в послереволюционные и послевоенные годы. Причем, в настоящее время только у 5% детей нет родителей, у остальных родители оказались не в состоянии воспитывать свое потомство.
Сексуальная функция
Культура сексуальных отношений есть специфическая часть общей культуры личности, которая проявляется в области интимных отношений. Для семейной жизни актуальность сексуальной потребности подвержена общим закономерностям полового поведения. Одной из них является зависимость удовлетворенности семейной жизни от качества реализации сексуальной потребности. Разрешение дефицитарности этой функции семьи возможно посредством изменения качества коммуникативной функции, развития способности эффективно и искренне общаться. Данная способность с успехом может развиваться в процессе личностного консультирования, что может стать органичным элементом деятельности клуба семьи.
Семья осуществляет регулирование сексуального поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. Основным фактором сексуального поведения является полоролевая идентичность – культура сексуальных отношений. Данная роль является совокупностью психологических установок более или менее адекватных типичным, ожидаемым, принятым в обществе, которые были сформированы главным образом в родительской семье.
3. Функции и виды семей
В современной социологии семьи существует несколько подходов к выделению функций семьи. В частности А.Г. Харчев выделяет специфические и неспецифические функции семьи.
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации).
Неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.
Еще один подход к анализу функций семьи с точки зрения осознания роли различных функций семьи для человека и общества был представлен М.С. Мацковским. Он отражает сущность каждой функции семьи на уровне института и на уровне микрогруппы (табл. 10.1).
Таблица 10.1
Содержание функций семьи на уровне социального института и на уровне микрогруппы
Функция семьи | Общественная значимость | Индивидуальная значимость |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализация в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними от других |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других |
Первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность между супругами, родителями и детьми, старшим и средним поколениями | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношения между членами семьи |
Духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребности в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга | Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов |
Эмоциональная | Эмоциональная стабильность индивидов, их психологическая терапия | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки. Удовлетворение потребности в счастье, любви |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства.
1. В зависимости от линии наследования
Патрилинеальная семья – наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу.
Матрилинеальная семья – наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по матери.
2. По критерию власти в семье
Патриархальная семья – семья, где отец является главой.
Матриархальная семья – семья, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.
Эгалитарная семья – семья, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.
3. По пространственно-территориальной локализации
Патрилокальная семья – семья, в которой молодожены переходят жить в дом отца мужа.
Матрилокальная семья – семья, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены.
Унилокальная семья – семья, где молодожены селятся у кого-либо из родителей не по традиции и обычаю, а по необходимости.
Эванкюлелокальная семья – семья, проживающая в доме родных дяди-тети.
Неолокальная семья – семья, имеющая возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме.
4. По количеству поколений, проживающих совместно
Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и их детей, т.е. из двух поколений.
Расширенная семья – семья, объединяющая две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений.
5. По количеству детей
Малодетная семья – семья, где 1–2 ребенка, т.е. население не воспроизводится, а лишь замещается.
Среднедетная семья – семья, где 3–4 ребенка, т.е. детей достаточно для расширенного воспроизводства.
Многодетная семья – семья, где 5 и более детей, т.е детей больше, чем надо для расширенного воспроизводства.
6. По количеству родителей
Полная семья – семья с двумя родителями.
Неполная семья – семья с одним родителем.
7. С учетом изменений в семье во времени («жизненный цикл семьи»)
Конкретных теорий много, остановимся на выделении жизненных этапов в семье с позиции Х. Мердера и Р. Хилла, у которых основным критерием периодизации являются задачи, которые решает семья на различных этапах своего развития:
1. Семья молодоженов (без детей).
2. Семья после появления первого ребенка.
3. Семья, в которой ребенок поступает в школу.
4. Семья в которой младший ребенок поступает в школу, а мать приступает к работе.
5. Семья, от которой отделился последний ребенок.
6. Семья бабушки и дедушки.
Семья, её виды и функции. Брак.
Семья
В социологии семья определяется двумя способами:
— как социальный институт, основная цель существования которого — удовлетворение потребностей.
— как малая социальная группа, самостоятельная ячейка общества, члены которой связаны кровными узами или законом и общими условиями быта.
Семья выполняет ряд функций:
Функция | Содержание | Пример |
Репродуктивная | Продолжение человеческого рода. | Саша и Маша завели ребенка Глашу |
Экономическая | Совместное ведение домашнего хозяйства, совместное накопление собственности и материальных ценностей | Родители Фархада помогли накопить ему на квартиру. |
Социализация | Обучение индивида элементарным правилам поведения. | Старший брат объяснил Дане, что девочкам на первом свидании нужно дарить цветы. |
Первичный социальный контроль | Регулирование поведения ребенка, прививание моральных ценностей. | Отец доходчиво объяснил дочери, что носить короткую юбку – аморально. |
Эмоционально-психологическая. | Поддержка при необходимости, создание условий для комфортного существования. | Младшая сестра успокаивает старшую из-за якобы слишком пышных усов первой. |
- Патриархальная. Основные обязанности главы семьи лежат на плечах мужчины. Матриархальная. Основными обязанностями главы семьи занимается женщина. Демократическая (партнерская). Обязанности делятся поровну или члены семьи занимаются ими по очереди.
- Нуклеарная – ведением домашнего хозяйства занимаются двое взрослых людей.Расширенная – помимо двух взрослы людей с ведением домашнего хозяйства помогают справляться ближайшие родственники.
- Моногамная. Один мужчина состоит в браке с одной женщиной.Полигамная. Брак заключается одновременно между некоторым количеством людей: полигиния – один мужчина со многими женщинами; полиандрия – одна женщина со многими мужчинами.
- Бездетная — дети отсутствуют. Малодетная — один ребенок. Среднедетная — два ребенка. Многдетная — не меньше трех детей.
- Полная — воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Неполная — воспитанием ребенка занимается только один родитель.
- Авторитарная — воспитание детей строится на безоговорочном авторитете родителей.Либеральная — ребенок самостоятельно выбирает, какой личностью он хочет стать.Демократическая- в самоопределении ребенка играют роль как его собственные желания, так и предпочтения родителей.
В современных семьях распространяются такие тенденции, как:
- Сожительство до брака как репетиция дальнейшей совместной жизни.
- Разрешение однополых браков в некоторых странах.
- Доминирование нуклеарных, мало- или среднедетных семей.
- Преобладание демократических (партнерских семей), уменьшение количества патриархальных семей.
- Более высокий средний возраст вступления в брак и деторождения.
Брак
Брак – это форма взаимоотношений мужчины и женщины, предполагающая оформленный официально союз с целью образования семьи.
Выделяют основные разновидности брака:
- Юридический, он же гражданский – официально закрепленный на добровольной основе союз мужчины и женщины с дальнейшим определением их обязанностей, в том числе родительских, имущественных.
- Фактический – длительное совместное проживание мужчины и женщины.
- Церковный – не зарегистрированный юридически союз, однако освященный в какой-либо церкви.
Заключение брака возможно только на базе следующих условий:
- обоюдное добровольное согласие
- достижение установленного возраста, с момента наступления которого разрешается вступать в брак
- неимение кровного родства у лиц, вступающих в брак
- отсутствие действительных браков
1.2 Функции семьи
У семьи, как у социального института есть свои функции:
Воспроизводство – это одна из самых важных функций. Одно поколение постепенно должно сменяться другим, иначе человечество исчезнет.
Социализация. Каждый человек должен приспособиться. Родители воспитывая своих детей учат знаниям, которые сами получили в течение жизни: устной и письменной речи, моральным ценностям, каким-либо другим владениям.
Защита. Семья должна обеспечивать своей заботой и защитой ее членов, т.е. родители должны детей кормить, одевать, а также поддерживать ребенка морально в той или иной ситуации.
Социальное самоопределение. Рождаясь, ребенку дают фамилию, у него появляются определенные права (например право на наследство), принадлежность к тому или иному классу, группе, этносу и т.д. – все это определяется в семье.
Перечислены самые основные функции семьи, также выделяют разделение функций на специфические и неспецифические (Таблица 1).
Таблица 1
Функции семьи | |
Специфические | Неспецифические |
Рождение, содержание и воспитание детей – функции, которые были во все времена. | Забота о здоровье, отдыхе, социальном статусе ребенка, организация домохозяйства, микроклимата в семье, т.е. неспецифические функции – это условия реализации специфических. |
Социолог М.Ц Мацковский предложил свою классификацию функций семьи (Таблица 2), согласно которой все функции рассмотрены более детально.
В социологии анализу функций семьи уделяется большое внимание, т.к. именно функции показывают, насколько значима семья, как социальный институт.
Таблица 2
Классификация функций семьи М.Ц.Мацковского | ||
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребностей в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми, за пожилыми членами семьи | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних членов семьи и недееспособных | Получение материальных средств одним членом семьи от другого |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм отношений между членами семьи |
Продолжение таблицы 2 | ||
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовные взаимоотношения членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия | Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в счастье и любви |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Функции и задачи семьи
Воспитательные функции семья начинает выполнять с первых дней жизни детей. В числе основных функций – воспитание детей, организация их досуга и отдыха, обеспечение материальных условии и духовных потребностей, поддержание здоровья и жизненного тонуса. Контакт ребенка с родителями развивает его познавательные возможности. Он прислушивается к звукам речи, воспринимает цвет, свойства окружающих предметов. Постепенно перед ним раскрывается мир. Через родителей, семью ребенок узнает много нового и неожиданного, открывает окружающее его пространство во всем многообразии. Сначала этот мир для ребенка – его дом, семья, напевы колыбельных песен, именинный пирог и новогодняя елка. Затем это родные места, где проходили детские игры, забавы. Самым дорогим и заветным для детей остаются традиции, устои, т.е. все то, чем живет семья. Влияние семьи в раннем детстве исключительно велико потому, что в эту пору наиболее пластична и податлива психическая организация личности.
Родители призваны помочь удовлетворить детскую любознательность, разобраться в происходящем вокруг. Взрослые формируют у учащихся представление об окружающей жизни посредством рассказов, ответов на поставленные вопросы. Так постепенно расширяется умственный кругозор у детей, развивается их внимание, память, мышление. Появление младенца в семье накладывает на родителей обязательства его нравственного воспитания. Вступив в жизнь, ребенок познает ее законы, общечеловеческие ценности, моральные нормы, делает для себя открытие, что в мире существуют различные преграды, обстоятельства, которые ограничивают его желания. Старшие учат ребенка быть чутким к окружающим, дружить с детьми, уважать старость. Взрослым необходимо способствовать воспитанию у детей ответственности за дела и поступки, которые они совершают.
В семье начинается подготовка детей к учению, школе. Родители создают у будущего школьника положительное отношение к предстоящей учебной деятельности. Организация режима дня учащегося, собственный рабочий уголок, регулярный контроль за выполнением домашнего задания – все это способствует успеху в учебе школьника. Родители интересуются успеваемостью детей. Если они замечают снижение качества учебы ребенка, то оказывают ему помощь в преодолении затруднений в овладении знаниями, развивают самостоятельность и активность, прилежание.
Каждый возрастной период создает особые возможности для укрепления и развития внутренних связей с детьми. Только при их наличии требования и пожелания родителей становятся для детей нравственными критериями их поведения. У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.
От того, как понимают родители воспитательную функцию, как налажено исполнение всех семейных обязанностей, как складываются взаимоотношения, зависят направленность и характер семейного воспитания. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются органически связанные между собой долг, любовь и интерес. Слепая и всепоглощающая любовь, потакания капризам приводят к формированию эгоистических черт личности. Стремление родителей постоянно развлекать ребенка формирует в нем потребность в бездумных развлечениях, психологию потребительства.
Не менее важными функциями семьи являются гуманистическая, социальная, хозяйственно-экономическая, компенсаторная, эмоциональная, эстетическая, рекреативная, коммуникативная.
Гуманистическая функция заключается в приобщении детей к ценностям общечеловеческой культуры, формирование на этой основе духовности и нравственности. Родители могут помочь ребенку в усвоении и принятии им норм общечеловеческой морали, в накоплении эмоционально окрашенных ситуаций гуманного поведения, в ориентации среди произведений литературы, музыки, живописи.
Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения, вот почему социальная функция – одна из важнейших. Задача родителей – защитить ребенка от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества, создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл человеческой жизни.
Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
Семья возлагает на себя компенсаторные функции – снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня проведшего в коллективе. Компенсаторная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил растущего человека. Родители помогают ребенку переключать внимание на домашние дела и заботы. Тон, стиль отношений с ребенком в семье должен быть ровным, спокойным. Старшие члены семьи прикладывают усилия для принятия детьми здорового образа жизни, укрепления физических сил. В нормально функционирующем обществе реализация компенсаторной функции способствует сокращению общей продолжительности рабочей недели, увеличению свободного времени.
С компенсаторной функцией тесно связана эмоциональная функция. Она предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональную стабилизацию индивидов и их психологическую терапию в лоне семьи.
Семья оказывает помощь ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей, в приобщении к миру прекрасного – в этом заключается суть эстетической функции. Родители имеют большие возможности в выявлении индивидуальных интересов детей, расширения их познавательного и культурного кругозора. Задача семьи – помочь ребенку в выборе кружков, спортивных секций, клубов. Мир, окружающий детей, кажется им притягательным и таинственным, полным неожиданностей. Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа.
Рекреативная функция предполагает организацию родителями досуга детей, их свободного времени. Данная функция ориентированна на оптимизацию свободного семейного времени, на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышении уровня культуры, улучшении состояния здоровья. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. В благополучных семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
Все большее значение педагоги и социологи придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Таким образом, семья представляет собой многофункциональную систему, где на первом месте должна стоять воспитательная функция, направленная на всестороннее развитие детей.
4. Важная функция семьи – экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты своих членов).
Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что erg любят и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.
5. Следующая важнейшая функция семьи – экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивидуальной – в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
6. Социально-статусная функция.
Она связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
7. Рекреативная, восстановительная функция.
Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
8. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.
9. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
10. Фелицитологическая функция.
Эта функция представляет особый интерес. Безусловно, понятие гедонизма, основанного на любви в семье, свойственно не только современной семье. Считать, что фелицитологическая функция не существовала и ранее, наивно. Но именно сейчас любовь и счастье, удовлетворение глубоких интимных чувств стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.
Достаточно полная классификация функций семьи разработана М.С. Мацковским8, которая представлена в следующей схеме:
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции | |
1 | 2 | 3 | |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях | |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях | |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход задетьми | Получение хозяйственно-бытовых услуг од- ними от других | |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершенно летних и нетрудоспособных членовобщества | Получение материальных средств однимичленами семьиот других | |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различныхсферах жизнедеятельности, а такжеответственности и обязательств в отношениях между супругами,родителями и детьми,представителямистаршего и среднегопоколения | Формирование и поддержание правовых иморальных санкций занедолжное поведениеи нарушение моральных норм взаимоотношений между членамисемьи | |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачногосоюза | |
Социально-статусная | Предоставление определенного социальногостатуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении | |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащениедосуговых интересов | |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов иих психологическая терапия | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви | |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
«Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении»9.
Семья создается для удовлетворения не одной – двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, союзов и корпораций, объединяет всю целостность своего существования, тогда как, например, члены производственного коллектива объединяют только свои профессиональные интересы.
Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной способностью соединять личные, коллективные и общественные интересы благодаря ее полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, благодаря ее способности к самоорганизации и саморазвитию как неразрывной клеточки большого социального организма, именуемого обществом.