Презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему: Загадка человека
Слайд 1
Загадка человека Урок 2Слайд 2
План урока: 1. Чем человек отличается от других живых существ. 2. Зачем человек рождается. 3. Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался.
Слайд 3
Имеет хорошо развитый головной мозг Способен к прямохож-дению Чем человек отличается от других живых существ Способен к творчеству Владеет речью Умеет производить орудия труда Способен к действиям по плану Обладает фантазией Осознаёт самого себя
Слайд 4
Вспомни схему и заполни пропуски в тексте: Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________. речью прямохождению п о плану г оловной мозг о рудия труда
Слайд 5
Зачем человек рождается О дни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни.
Слайд 6
Зачем человек рождается Д ругие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям.
Слайд 7
Зачем человек рождается В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка. «Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже». Л.Н. Толстой
Слайд 8
Что нужно ребёнку, чтобы он рос и развивался Воспитываться с рождения среди людей, чтобы … Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы… Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…
Слайд 9
Давай повторим главное Р еши задачу: По-моему, человека можно сравнить с ________________, потому что _________________.
Слайд 10
Домашнее задание : § 1, сс. 10-11, З адания в рабочей тетради: №№ 1-3, сс.4-5.
Слайд 11
Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. — М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь : Л.Ф.Иванова , Я.В. Хотеенкова . Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие : Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл .: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл : https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp
Обществознание 5 класс Уроки 3, 4. Загадка человека
Уроки 3, 4. Загадка человека
Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, наследственность, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Оборудование
Тип уроков: открытия нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.
— Как вы поняли смысл этой легенды?
— Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.
— Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?
Тема нашего урока: «Загадка человека».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Чем человек отличается от животных.
2. Зачем человек рождается.
3. Что такое наследственность.
4. Наследственность — биологическая сущность всех людей.
5. Можно ли влиять на наследственность.
Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь? Что значит выражение: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком»?
III. Работа по теме уроков
Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ А. Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Словом, человек есть вечная загадка.
1. Чем человек отличается от животных
— Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба и вам необходимо примкнуть к одной из групп.
Первая группа утверждает, что человек — это развитое животное.
Вторая группа утверждает, что человек — существо общественное, тесно связанное с людьми и утратившее связь с животными.
— Чтобы присоединиться к одной из групп, продолжите следующее суждение.
По-моему, человека можно сравнить с…, потому что…
— Объясните свой выбор.
(Проверка выполнения задания.)
— Теперь предлагаю поработать в парах.
(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)
Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
1) Способность к творчеству;
2) потребность в отдыхе;
3) наличие органов чувств;
4) сознательное выдвижение целей.
Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.1) Словесная речь;
2) сезонная линька;
3) способность строить жилище;
4) обучение потомства;
5) потребность в пище;
6) зимняя спячка;
7) прямохождение;
8) потребность в общении;
9) умение фантазировать;
10) густая шерсть.
— Наверняка вам хорошо знакомо произведение Р. Киплинга «Маугли». А знаете ли вы, что при написании книги автор основывался на реальных фактах?
— Внимательно прочитайте дополнительный материал и ответьте на поставленные вопросы.
Дополнительный материал
Дети-маугли
В 1920 г. в джунглях Индии нашли двух девочек в семействе волков. Назвали девочек Амала и Камала. Они вели себя как волчата: бегали на четвереньках, днем забивались в самый темный угол, по ночам выли, срывали с себя одежду, которую на них пытались надеть. Прожили среди людей не более десяти лет. Камала к двенадцати годам научилась ходить, но очень осторожно и неуверенно, предпочитая передвигаться на четвереньках. С превеликим трудом освоила около сорока пяти слов. Развитие интеллекта остановилось на самом низшем уровне — тяжелой идиотии.
В 1954 г. в Индии был найден шестилетний мальчик по имени Раму, прозванный впоследствии «мальчиком-волком». По словам его родителей, ребенка в младенчестве похитил волк. По возвращении домой мальчик лакал молоко, как животное, любил погрызть кости и больше всего интересовался волками в зоопарке. Он умер в 1968 г.
В 1962 г. в Туркмении нашли мальчика. Назвали его Дюма. Он передвигался, как волк, и даже покусал одного из геологов, которые искали нефть и нашли ребенка. В 1991 г. ему было 37 лет, он не умел ходить по-человечески, ел сырое мясо и кусался, когда был напуган. Однако при этом он чистил зубы, умел причесываться и пользовался туалетом, как человек.
В 1970 г. в США, в штате Калифорния, была обнаружена тринадцатилетняя девочка, привязанная к стулу. Как выяснилось, ее привязывали на весь день в течение десяти лет. Девочка не умела говорить и не могла толком ходить. В настоящее время она живет в приюте.
— Как же человек становится человеком?
— Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?
— Достаточно ли того, чтобы его кормили, заботились о нем?
(Ответы учеников.)
Таким образом, феномен детей-маугли — это иллюстрация того, что человек вовсе не рождается Homo sapiens, что уникальные качества, отличающие его от животных, — во многом продукт воспитания.
— Рассмотрите схему на с. 10 учебника и проверьте правильность своих выводов об отличиях человека от животного.
— Допустили ли вы ошибки?
— Чем вы можете их объяснить?
2. Зачем человек рождается
В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?
— Для того чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю сыграть в игру «Кубик Блума».
(На гранях кубика написано начало вопросов.
• Почему…
• Объясни…
• Назови…
• Предложи…
• Придумай…
• Поделись…
Правила игры. Учитель или ученик бросает кубик. На грани выпадает начало вопроса. Ученик должен сформулировать вопрос, начинающийся с данного слова, по теме учебного материала, а затем ответить на него.
В ходе игры учащиеся высказывают свои предположения относительно смысла существования человека.)
Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.
— Выполним задание «Оценка текста». Самостоятельно проработайте предложенные тексты и определите, зачем человек рождается, по мнению разных авторов.
Текст 1
Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Текст 2
Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше требует себе, тем он хуже.
(Л. Н. Толстой)
(Проверка выполнения задания.)
Итак, давайте подведем итоги.
1) Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;
2) человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
3. Что такое наследственность
В XVIII в. ученые спорили между собой. Одни из них, например, англичанин Дж. Локк, утверждали, что новорожденный человек подобен чистой доске. Другие считали, что человек способен передавать свои свойства по наследству. Так родился термин наследственность.
— Познакомьтесь с определением этого термина и выделите ключевые слова.
(Ученики записывают термин в словарь.)
Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа (животные, растения, грибы, бактерии) сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей их генетической информации. Носителями наследственной информации у организмов являются гены. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и своих отдаленных предков.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству. Наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, заботы и усилий родителей и желания самого маленького человека.
(Проверка выполнения задания.)
— Итак, одинаково или по-разному наследственные признаки передаются людям и животным? Внимательно изучите
предложенную схему и примеры инстинктов, свойственных животным (с. 12 учебника), и ответьте на этот вопрос.
(Проверка выполнения задания.)
4. Наследственность — биологическая сущность всех людей
— Работая с текстом учебника на с. 12—13, определите, какие биологические признаки наследует человек.
(Проверка выполнения задания проводится в форме игры «Да — нет».
Два варианта проведения игры:
1) Вопросы задает учитель, ученики отвечают «да» или «нет» (этот вариант для менее подготовленного к такой форме работы класса).
2) Класс делится на две группы: первая задает вопросы по тексту, вторая — отвечает «да» или «нет» (этот вариант предполагает более подготовленный класс).)
Вопросы к игре
1. Отражается ли биологическая сущность человека в инстинктах? (Да.)
2. Наследуется ли человеком желание пить, есть, спать, возможность передвигаться и многие другие биологические свойства организма? Да.)
3. Передает ли человек способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить из поколения в поколение? Да.)
4. Человек при рождении получает от родителей особенности своих эмоций? Да.)
5. Является ли человек биологическим существом? Да.)
6. Суждение «человек — часть природы» является ошибочным? (Нет.)
7. Согласны ли вы с мнением о том, что ребенок — это «чистый лист»? (Нет.)
8. Наследует ли человек многие черты и свойства своих родителей? (Да.)
9. Отличаются ли наследуемые людьми биологические признаки от биологических признаков других живых организмов? (Да.)
10. Утверждение, что человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком, является ошибочным? (Нет.)
5. Можно ли влиять на наследственность
В конце XIX в. итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо утверждал, что склонность к совершению преступлений — биологический фактор и что «преступные типы» можно выделить посредством физического анализа формы головы. Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик.
Однако в наши дни ученые доказали, что у многих преступников есть в наследственном аппарате лишняя хромосома — это та часть ядра клетки организма, в которой заключена наследственная информация. Поэтому такие люди более склонны к преступному поведению. Но такая же хромосома бывает и у вполне законопослушных людей. Есть также преступники, у которых нет такой хромосомы.
— Работая в группах, определите, о чем говорят приведенные факты.
— Можно ли влиять на наследственность? Если да, то каким образом?
(Работа в группах, проверка выполнения задания.)
— Познакомьтесь с материалом рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и стихотворением О. И. Скороходовой «Думают иные».
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
— Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну?!
Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка,
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.
— Что вы узнали об Ольге Ивановне Скороходовой?
— Какие качества помогли ей проявить свои способности?
— Какую роль в ее жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясните.
IV. Закрепление изученного материала
— Укажите верное определение.
1) Поведение человека определено только биологическими факторами.
2) Человек — это социальное существо, для которого биологические факторы не играют роли.
3) Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты.
4) Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.
(Проверка выполнения задания.)
— Заполните таблицу. Используйте приведенные ниже словосочетания.
(Проверка выполнения задания.)
— Теперь поработаем с рубрикой «В классе и дома».
(Ученики делятся на три группы и выполняют задания 1—3 нас. 14—15 учебника.)
— Так какие же загадки таит в себе человек? Составьте синквейн по теме урока.
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов уроков. Рефлексия
— Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?
• «Бесцельно прожитая жизнь»;
• «Человек — творец своего счастья»;
• «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками».
(Обсуждение.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 1, с. 10-15 учебника.
2. Задание на выбор.
• С незапамятных времен человечество пытается ответить на очень непростые вопросы: кто мы? Откуда мы? Какие версии происхождения человека вам известны?
• Подготовьте черновой вариант журнала, посвященного изучаемой теме, и напишите для него небольшие заметки о феномене человека.
Конспект урока по обществознанию «Загадка человека. Человек родился»
Методическая разработка урока выполнена
учителем истории и обществознания МОБУ СОШ №85 Сафиной О.В.
Тема урока: Загадка человека. Человек родился
Цель урока: Формирование целостных представлений учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.
Задачи:
1. Образовательная: сформировать целостные представления учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.
2. Развивающая: развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сознательно строить речевое высказывание в устной форме.
3. Воспитательная: воспитывать уважение личности, культуру общения учащихся.
УУД:
Личностные УУД
Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.
Познавательные УУД
Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.
Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.
Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Коммуникативные УУД
Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»
Регулятивные УУД
Составлять свой план текста
Тип урока: открытия нового знания
Основные понятия: человек, ценности человеческой жизни, отличия человека от животного.
Оборудование: презентация, схема «Отличия человека от животного».
На доске цитаты:
* При мысли великой, что я человек,
Всегда возвышаюсь душою (В. А. Жуковский).
* Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше (Л. Н. Толстой).
Эпиграф:
Только тогда станешь человеком,
Когда научишься видеть человека в другом.
(А. Н. Радищев)
Ход урока:
1. Организация начала занятия. Мотивация к учебной деятельности
2. Подготовка к изучению нового материала: сообщение темы и целей урока
Учитель:
-Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записана тема урока, но имеется эпиграф (читает эпиграф). Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам подумать, о чем говорится в этом высказывании – это своего рода подсказка.
-Назовите слово, которое встречается во всех этих высказываниях?
(Учащиеся приходят к выводу, что ключевое слово здесь – «человек». Записывают слово на доске.
Учитель:
— Ребята, а какое слово мы используем, когда чего –то не знаем? (Загадка)
-А что о человеке вы еще не знаете, но хотели бы узнать? Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Загадка человека»
Учащиеся высказывают мнения о том, что им предстоит узнать на уроке. Учитель записывает на доске то, что учащимся необходимо узнать.
3. Изучение нового материала:
План урока:
1. Отличие человека от животного;
2. Зачем человек рождается;
3. Каковы ценности человеческой жизни.
Проблемное задание: выяснить для чего рождается человек, в чем смысл его существования.
Учитель:
— Вспомните, что вы изучали о человеке как биологическом существе и как члене общества? (учащиеся вспоминают, чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека, достаточно ли того, чтобы удовлетворялись его физические потребности (в пище, воде, уходе).
— Так чем же человек отличается от животных?
Задание: Ребята, на доске нарисована схема, в которой есть пропущенные звенья, ваша задача заполнить их, используя слова для справок
Животные Человек
Слова для справок:
членораздельная речь
целеполагание
звуки
воля
мышление
сознательная творческая деятельность
повадки
линька
прямохождение
Учащиеся чертят схемы, сравнивают со схемой в учебнике стр. 10 и делают вывод, что человек от животного отличается более сложными моделями поведения (членораздельная речь, воля, сознательная творческая деятельность и др.)
Задание заполни пропуски в тексте и запиши полный текст в тетрадь: Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.
(речью, прямохождению, по плану, мозг, орудия труда)
Работа с рубрикой «Обсудим вместе»
— Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался как человек? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нем?
— Известны случаи, когда дети вырастали среди зверей. Например, одна история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и… ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу (что переводится как «медведь», «медвежонок»), стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк. Человек-волчонок прожил среди людей девять лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер. Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились медведи, леопарды и даже павианы.
обсуждение вопроса: Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался как человек?
На слайдах учитель демонстрирует рисунки, иллюстрирующие детские игры-потешки, общение матери и ребенка, совместный труд в семье, игры детей-сверстников и др. После обсуждения учащиеся с помощью учителя формулируют вывод и записывают его в тетрадь.
Запись в тетрадь:
Чтобы стать человеком, ребенку необходимо:
1) воспитываться с рождения среди людей
2) слушать и понимать человеческую речь, общаться с взрослыми
3)заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (гулять, играть, трудиться)
Работа с текстом учебника стр.11 «Зачем человек рождается». Обсуждение высказываний:
«Все прекрасное на Земле — от солнца, и все хорошее — от человека» (М. Пришвин)
«Быть человеком — это чувствовать свою ответственность…» (А. де Сент-Экзюпери).
— Как вы понимаете фразы: «бесцельно прожитая жизнь», «человек — творец своего счастья», «эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья», «прожитая жизнь оценивается человеческими поступками».
Совместно формулируют вывод:
Человек рождается не только для того, чтобы получать что-то для себя; человек, как самое разумное существо должен заботиться о благе других, чувствовать свою ответственность за других, делать все, чтобы на планете все жили счастливо
Прочтите абзац в учебнике стр. 11«Ты, наверное, уже читал произведение «Маленький принц».
-Как вы понимаете слова автора произведения? Можно ли утверждать, что осознавать свою ответственность за что-либо, гордиться победами товарищей – это немалая ценность в жизни человека? Почему?
Обсуждение в классе: учащиеся должны прийти к выводу, о том, эта книга учит доброте, что умение сопереживать, гордиться победами близких людей — это тоже немаловажные ценности. В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Значит, отвечаешь за кого-то, заботишься о ком-то, помогаешь кому-то. Будет намного меньше горя и болезней, если мы будем думать не только о себе, но и о других.
Учитель:
-Важнейшие ценности для человека – жизнь, умение прийти на помощь в трудную минуту, рискуя часто собственной жизнью. И добру нас часто учат детские сказки. Но … Внимание. Обратимся к слайдам.
В мультфильме про бременских музыкантов разбойники поют: «Ой-ля-ля, ой-ля-ля, завтра грабим короля»
В мультфильме про Чебурашку и крокодила Гену старуха Шапокляк пела о том, что: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя»
Учитель:
-Согласны ли вы с такими позициями сказочных героев? Свой ответ аргументируйте.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
4. Закрепление изученного на уроке. Обобщение и систематизация знаний.
1.Закончите выражения:
1) Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться нужно воспитываться в обществе, чтобы _______________
2) Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться нужно общаться с ровесниками для того, чтобы ___________
3) Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться, нужно общаться со взрослыми для того, чтобы ___________
4) Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться, нужно ставить цель и заниматься разнообразной деятельностью, чтобы_____
2.Игра «Я вам слово – вы мне 7». Учитель называет слово, учащиеся называют 7 слов, которые ассоциируются с эти понятием. Слово: человек.
Учитель:
-Вот и заканчивается наш урок. И приводя примеры-ассоциации, вы сами выявили, что человечность, ответственность, умение прийти на помощь в трудную минуту – это то, что отличает людей от животных, самое главное, важное в любом человеке. Это – Загадка Человека. Человеческая жизнь — высшая на Земле ценность. Таким образом, мы смогли разобраться в том, для чего рождается человек, в чем смысл его существования.
5. Информация о домашнем задании:
1. Читать § 1., учить новые понятия
2. Отвечать на вопросы рубрики «Проверим себя»(стр.14)
3.Составить небольшой рассказ на тему «Чем человек отличается от животного?» и проиллюстрировать его.
4. Составить кластер «Ценности для человека» (по желанию)
6. Подведение итогов урока
Урок обществознания в 5 классе «Загадка человека»
Урок обществознания в 5 классе № 2 по теме: «Загадка человека».
Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.
Как вы поняли смысл этой легенды?
Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.
Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?
Тема нашего урока: «Загадка человека».
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
Чем человек отличается от животных.
Зачем человек рождается.
Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь?
Работа по теме урока.
Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ
А.Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».
Словом, человек есть вечная загадка.
Чем человек отличается от животных
Предлагаю поработать в парах.
(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)
Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
1) Способность к творчеству;
2) потребность в отдыхе;
3) наличие органов чувств;
4) сознательное выдвижение целей.
Черты сходстваЧерты различия
Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.
1) Словесная речь;
2)Сезонная линька;
3) способность строить жилище
4) обучение потомства;
5) потребность в пище;
6) зимняя спячка;
7) прямохождение;
8) потребность в общении;
9) умение фантазировать;
10) густая шерсть.
Свойства, присущие только животнымСвойства, присущие только человеку
Свойства, присущие и человеку, и животным
(Проверка выполнения заданий.)
А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и проверим правильность наших суждений.
Откроем книгу на странице 10-й. Рубрика «Обсудим вместе».
По ходу обсуждения схема переписывается в тетрадь.
Зачем человек рождается
В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?
Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.
Давайте обратимся к статье учебника на странице 11, прочитаем ее.
Обсуждение статьи.
Итак, давайте подведем итоги.
Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;
человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
Записываем в тетради.
Подведение итогов уроков. Рефлексия
Задавание домашнего задания.
Прочитать § 1 до стр.12, ответить на вопрос 1,страница 14.
Методическая разработка урока по обществознанию 5 класса
Урок 2
Тема урокаЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА
Дата урока
Тип урока
Ознакомление с новым материалом
Цель урока
Способствовать формированию у учащихся представлений об отличии человека от животного
Образовательные
ресурсы
Презентации: «Человек родился»
План урока
1. Введение в предмет.
2. Зачем человек рождается?
Личностно значимая проблема
Подведение учащихся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос «Зачем человек рождается?»
методы и формы
обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия
Человек, потребности человека
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.
Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ А.Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Словом, человек есть вечная загадка. (слайд 1)
Тема нашего урока: «Загадка человека». (слайд 2)
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь? Что значит выражение: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком»? (слайд 3)
III. Работа по теме уроков
1. Чем человек отличается от животных
— Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба и вам необходимо примкнуть к одной из групп. (слайд 4)
Первая группа утверждает, что человек — это развитое животное.
Вторая группа утверждает, что человек — существо общественное, тесно связанное с людьми и утратившее связь с животными.
— Чтобы присоединиться к одной из групп, продолжите следующее суждение.
По-моему, человека можно сравнить с …, потому что …
— Объясните свой выбор.
(Проверка выполнения задания.)
— Теперь предлагаю поработать с таблицей (слайд 6)
Задание . Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
способность к творчеству;
потребность в отдыхе;
наличие органов чувств;
сознательное выдвижение целей.
Показ слайдов 8-12. Обсуждение вопроса: Чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека другими людьми?
— Наверняка вам хорошо знакомо произведение Р. Киплинга «Маугли». А знаете ли вы, что при написании книги автор основывался на реальных фактах?
— Внимательно прочитайте дополнительный материал и ответьте на поставленные вопросы. (слайд 14)
Дополнительный материал
Дети-маугли
В 1920 г. в джунглях Индии нашли двух девочек в семействе волков. Назвали девочек Амала и Камала. Они вели себя как волчата: бегали на четвереньках, днем забивались в самый темный угол, по ночам выли, срывали с себя одежду, которую на них пытались надеть. Прожили среди людей не более десяти лет. Камала к двенадцати годам научилась ходить, но очень осторожно и неуверенно, предпочитая передвигаться на четвереньках. С превеликим трудом освоила около сорока пяти слов. Развитие интеллекта остановилось на самом низшем уровне — тяжелой идиотии.
В 1954 г. в Индии был найден шестилетний мальчик по имени Раму, прозванный впоследствии «мальчиком-волком». По словам его родителей ребенка в младенчестве похитил волк. По возвращении домой мальчик лакал молоко, как животное, любил погрызть кости и больше всего интересовался волками в зоопарке. Он умер в 1968 г.
В 1962 г. в Туркмении нашли мальчика. Назвали его Дюма. Он передвигался, как волк, и даже покусал одного из геологов, которые искали нефть и нашли ребенка. В 1991 г. ему было 37 лет, он не умел ходить по человечески, ел сырое мясо и кусался, когда был напуган. Однако при этом он чистил зубы, умел причесываться и пользовался туалетом, как человек.
В 1970 г. в США, в штате Калифорния, была обнаружена тринадцатилетняя девочка, привязанная к стулу. Как выяснилось, ее привязывали на весь день в течение десяти лет. Девочка не умела говорить и не могла толком ходить. В настоящее время она живет в приюте.
— Как же человек становится человеком?
— Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?
— Достаточно ли того, чтобы его кормили, заботились о нем?
(Ответы учеников.)
Таким образом, феномен детей-маугли — это иллюстрация того, что человек вовсе не рождается Homo sapiens, что уникальные качества, отличающие его от животных, — во многом продукт воспитания.
— Рассмотрите схему на с. 10 учебника и проверьте правильность своих выводов об отличиях человека от животного.
— Допустили ли вы ошибки?
— Чем вы можете их объяснить?
2. Зачем человек рождается
В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?
— Для того чтобы ответить на эти вопросы, прочитаем стр. 11. (работа с текстом)
IV. Закрепление изученного материала
Ответить на вопрос стр. 11 – Как ты понимаешь слова писателей?
V. Подведение итогов уроков. Рефлексия
Итак, давайте подведем итоги.
Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя.
Человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
Домашнее задание
Прочитать § 1, с. 10-11 учебника.
Задание С незапамятных времен человечество пытается ответить на очень непростые вопросы: кто мы? Откуда мы? Какие версии происхождения человека вам известны?
Презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему: презентация Загадка человека 5 кл обществознание
Слайд 1
Глава 1 Человек Загадка человека Отрочество — особая пора жизниСлайд 7
На какие мысли наталкивают Вас увиденные изображения? Как Вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем говорить? Какие бы вопросы Вам хотелось бы узнать?
Слайд 8
Загадка человека Общ-ие 5 кл . Глава 1 Человек
Слайд 9
План: Чем отличается человек от животного Зачем человек рождается Наследственность
Слайд 10
Кто такой человек? Какое определение Вы можете дать?
Слайд 11
Человек – представитель млекопитающего рода Homo отряда приматов; — существо обладающее волей, разумом и высшими чувствами
Слайд 12
Может ли животное мыслить? Владеет ли оно речью? Занимается ли творческой деятельностью?
Слайд 13
Чем отличается человек от животного Общее Различие Человек Животное
Слайд 14
Общее Способность эволюционировать и адаптироваться Аналогичные части тела Схожее развитие зародыша, забота о потомстве Рефлексы, инстинкты Различие Человек Животное
Слайд 15
Различие Человек Животное Всеяден Способен к изменению среды обитания Способен действовать по плану Владеет речью Прямохождение Сознание Способность к творчеству, фантазия Производство орудий труда травояден либо плотояден; питается в зависимости от своего рациона Приспосабливаются к выживанию в среде обитания Инстинкты в основе поведения
Слайд 16
Рассмотрите схему в учебнике на стр. 10. Еще раз рассмотрите таблицу в своей тетради и проверьте, все ли Вы записали ?
Слайд 17
с какими новыми словами мы сейчас работали ? Речь — способность говорить. Человек может в речи выразить свое душевное состоянии. Сознание – способность отражать действительность в мышлении. Человек потерял сознание. Труд – деятельность, направленная на получении полезного результата. Цель – образ возможного результата .
Слайд 18
Зачем человек рождается Выскажи свои предположения: зачем человек рождается ? Каковы ценности человеческой жизни? Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо.
Слайд 19
Прочитаем вместе пункт № 1 §1 который называется «Зачем человек рождается» Какие две точки зрения вам даны в тексте на вопрос: Зачем человек рождается?
Слайд 20
О дни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни.
Слайд 21
Д ругие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям.
Слайд 22
В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка. «Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже». Л.Н. Толстой
Слайд 23
«Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже». Л.Н. Толстой Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого? Приведите примеры из текста, что великие люди разных стран и народов говорят о человеке? Его предназначении?
Слайд 24
Какой вывод можно сделать: Зачем человек рождается? Для чего проживает свою жизнь?
Слайд 25
Продолжите предложения. Чтобы стать человеком, ребенку необходимо Воспитываться с рождения среди людей, чтобы… Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы… Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (гулять, играть, трудиться ), чтобы…
Слайд 26
Что нужно ребёнку, чтобы он рос и развивался ? Воспитываться с рождения среди людей, чтобы … Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы… Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…
Слайд 27
Вспомните схему и заполните пропуски в тексте: Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать по ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________. речью прямохождению плану г оловной мозг о рудия труда
Слайд 28
Р еши задачу: По-моему, человека можно сравнить с ____________________________________, потому что __________________________.
Слайд 29
На кого вы похожи? Как вы думаете, а почему один человек похож на отца? Другой – на бабушку? Почему о родственника иногда говорят «похож как две капли воды»?
Слайд 30
Заполните таблицу, используя набор слов: Способность защищаться Способность относиться к другим, как к себе Способность делать запасы впрок Способность отличать хорошее от дурного Способность строить жильё Определённый овал лица Способность передвигаться Способность мыслить Способность утолять голод Что мы наследуем от родителей Чему мы должны научиться Общее у всех людей Особенное у разных людей
Слайд 31
Что же такое наследственность? НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – получение от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств). Например: овал лица, строение тела (низкий, высокий, полный), навыки, способности (к рисованию, музыке) и т.д.
Слайд 32
Наследственность – биологическая сущность всех людей Из поколения в поколение передаётся способность человека воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить. От родителей человек при рождении получает особенности своих эмоций: один – спокойный и рассудительный, другой – активный и эмоциональный. Всё это доказывает, что человек — существо биологическое .
Слайд 33
Что же мы наследуем от родителей ? О собенности внешнего вида А какие наследуемые биологические признаки отличают людей от других живых организмов? О собенности строения коры головного мозга. С пособность к прямохождению . С пособность к абстрактному мышлению. С пособность к творчеству.
Слайд 34
Можно ли влиять на наследственность? На человека, его характер и поведение влияют: Условия жизни человека. Воспитание человека. Образование Культура Нравственные ценности Значит, человек – существо не только биологическое, но и социальное , т.е. общественное.
Слайд 35
ЧЛОВЕК БИОСОЦИАЛЬНОЕ существо БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ Биологическое в человеке — это то, что дано ему от природы — физические особенности (возраст, пол, вес, внешность и т.д.), инстинкты, темперамент и т.д. Как природное биологическое существо человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Социальное в человеке — это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе: речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д. При этом главным отличием выступает сознание.