Все люди разные – Почему со всеми людьми я веду себя по-разному и где мой настоящий характер?

Личность. Почему все люди разные и одинаковые? — Ветер Перемен

Психология личности, пожалуй, самый интересный раздел психологии.  С конца 1930-х гг. в психологии личности начались активные исследования. В результате ко второй половине прошлого века сложилось много различных подходов и теорий личности. На сегодняшний момент существует около 50 определений понятия личность

Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Самый современный подход рассматривает человека как биопсихосоциальную систему. И, по большому счету, совокупность этих трех факторов: биологического, психологического и социального и есть личность.

Биологический фактор – это внешние признаки: и цвет глаз, и рост, и форма ногтей; внутренние признаки: симпатический или парасимпатический тип вегетативной нервной системы, особенности кровообращения, биоритмы, словом: биологический фактор – это все то, что относится к анатомии и физиологии человека.

Психологический фактор – это все психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, которые имеют в своей основе материальный субстрат и в немалой степени им обусловлены, т.е. определены генетически.

И наконец, третья составляющая личности – это социальный фактор. Что понимается под этим социальным фактором?

Социальный фактор – это, в принципе, весь опыт общения и взаимодействия с окружающими людьми и с окружающим миром в целом. Т.е. это по своей сути весь жизненный опыт человека.

А как вы думаете: с какого момента начинается формирование личности?

Не помню, кто сказал, но очень точно: “Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают”.

Люди рождаются очень похожим. Конечно, младенцы отличаются, потому что каждый имеет свой собственный индивидуальный набор биологических качеств, а так же психологических, которые будут стремительно развиваться в первые годы жизни. И все-таки они очень похожи друг на друга. Постепенно каждый человек не только развивает свои психологические качества, но и приобретает социальный опыт – опыт взаимоотношения с окружающими его людьми. Постепенно человек подрастает и круг окружающих его людей становится все шире, все разнообразнее и его опыт общения становится все более многосторонним. Так формируется личность, так умножается уникальность каждого человека, потому что жизненный опыт у каждого  свой собственный. Его невозможно спланировать, просчитать, потому что слишком много случайных явлений и обстоятельств ежедневно и ежеминутно вмешивается, встраивается  в жизнь каждого человека. Жизненный опыт – социальный фактор личности, он  складывается не только на основании взаимодействия с людьми, но так же и на основании взаимодействия с различными событиями общественными и личными.

 

Например, человек заболел тяжелой болезнью. Что происходит? Вот человек родился с неким набором биологических и психологических качеств, жил – развивался – приобретал опыт социальных взаимодействий и вдруг заболел. Болезнь это событие, которое изменяет биологический фактор – на период болезни утратилась какая-то часть его здоровья, изменился так же психологический фактор, поскольку во время болезни изменяется состояние всех психических функций и память, и внимание, и мышление – во всяком случае, содержание мышления – теперь человек думает о болезни и о том, как от нее излечиться. А так же болезнь оказывает влияние и на социальный фактор. К больному человеку окружающие люди относятся иначе, нежели к здоровому. Если болезнь непродолжительная, то и влияние ее будет коротким и незначительным, а если речь идет о тяжелой и длительной болезни. Например, ребенку 7 лет и ему пора идти в школу – это событие планируется, в школе он будет общаться со сверстниками и учителями, очень многое изменится в его жизни и он интенсивно будет приобретать новый социальный опыт. А если тяжелая болезнь и лечение требует нескольких месяцев? И в этом случае человек будет приобретать свой уникальный социальный опыт, только опыт этот будет иной по содержанию.  Он будет общаться со сверстниками, но не в школе, а в больнице, так же он будет общаться и с авторитетными взрослыми, но не учителями, а представителями медицинских профессий. Кроме того, изменятся и его отношения с окружающими близкими людьми. Причем иногда эти изменения отношений с ближайшим окружением может продолжаться не только в период болезни, но и длительное время после. Этот пример – частность, но он проиллюстрирует насколько вариабельным и не всегда предсказуемым может быть социальный опыт каждого человека.

Именно этот социальный опыт придает каждому человеку уникальность и делает его неповторимым, единственным в своем роде. Это ответ на вопрос: почему все люди разные.

С другой стороны, мы часто говорим: люди – все одинаковые и даже на протяжении своей истории существования человек не слишком изменился. З.Фрейд в ходе создания своей психоаналитической теории вывел общий принцип психологического устройства человека – принцип абсолютного гедонизма, который означает, что человек постоянно стремится к тому, чтобы получать удовольствия. Исходя из этого принципа, главной потребностью человека и основной мотивацией всех его поступков является получение удовольствия. Многие не согласны с такой формулировкой и готовы поспорить. В последующем этот принцип был доработан, несколько изменен и получил название принципа относительного гедонизма, который звучит так: человек стремится получать удовольствия и жить без конфликтов. Т.е. человек в своем стремлении получить удовольствие постоянно соотносит удовлетворение своей потребности с внешними обстоятельствами, желая сохранить баланс между своими интересами – удовольствиями и социальным окружением. Принцип абсолютного гедонизма присущ детской психике. Если понаблюдать за маленьким ребенком в течение дня, то становится очевидным, что все его помыслы, интересы и действия направлены именно на получение удовольствия и восстановление состояния внутреннего комфорта. Постепенно ребенок включается в процесс социализации и основным ограничительным фактором, препятствующим получению удовольствия, становится социальный. Чем успешнее пройдена социализация, тем более автономной и,  в то же время, более адаптивной формируется личность. Быть счастливым и жить без конфликтов – это универсальный залог психического здоровья каждой личности – каждого человека.

Все люди разные. Со всеми все нормально

Юляша давно была в декрете, и вместо нее к шефу в приемную посадили другую девочку, к которой я никак не могла привыкнуть.

Юляша была улыбчивая хохотушка, иногда я заходила в приемную без повода, просто посмотреть, как ее улыбка озаряет кабинет, погреться в лучах чужого магнетизма.

Новая девушка была строга и неприступна. Хотелось отдать ей документ и сбежать, ни минуты не задерживаясь.

В тот день мы с мужем были приглашены на день Рождения к другу. Мы очень ждали этот праздник, заготовили общий сюрприз, и предвкушали фурор.

Я отпросилась с работы пораньше. Вот сейчас отнесу документ и побегу.

Новая хмурая секретарша сообщила, что сегодня к шефу приходила Юляша.

— Приходила и не зашла к нам? — расстроилась я, собираясь выйти из кабинета.

— У нее умер ребенок, — мне вдруг будто выстрелили в спину.

— Как умер? — я не поверила своим ушам.

— Я не акушер, я не знаю как…

Меня прожгло ужасом, я выпала из приемной и побежала в туалет. Еле успела. Меня рвало, совершенно безжалостно и беспричинно. Потом я,обессилев, долго сидела на подоконнике и смотрела в окно.

Вспоминала, как Юляша сообщила мне, что беременна. Как мы берегли ее от стрессов, как охотно подменяли, когда ее крутило от токсикоза.

Мы с Юляшей не были подругами. Просто коллеги. Но она всегда была каким-то своим, близким, добрым, улыбчивым человеком.

Не помню, сколько я просидела на том подоконнике. В туалет заходили другие сотрудники.

— Уже знаешь? — спрашивали они. 
Я кивала и отворачивалась к окну.
Новость быстро распространялась.

Я пошла домой. Мне хотелось полежать лицом к стене.

Муж уже был дома.

— Ты что так долго? — весело чмокнул он меня в щеку. — Опять задержали? Давай, переодевайся, сейчас побежим уже…

Я разулась и прошла в комнату. Легла на диван лицом к стене.

— Тебе плохо? — спросил муж.

— Да.

— Что? Голова? Живот?

— У Юляши умер ребенок.

— У какой Юляши?

— У нашей, с работы.

— Ясно, очень жаль. Ну так я не понял, мы идем?

Я резко обернулась на мужа.

— Ты не слышал???

— Я слышал. У какой-то девочки, которую ты знаешь лично, случилась трагедия. Мне очень жаль. Мы же не отменим из-за этого планы?

— Планы? Ты хотел сказать праздник? — я не верила своим ушам. — Ты думаешь, что гоготать и веселиться — это то, что сейчас стоит делать?

— А что, отменим все дни Рождения из-за того, что у кого-то чужого трагедия?

— Не чужого! Я ее знала! Я с ней почти дружила! — я рыдаю. — Я не могу сегодня веселиться!

— То есть мы не идем на праздник, который готовили много недель, потому что где-то кто-то умер??? — возмущенно спросил муж.

— То есть мы пойдем плясать и веселиться, зная, что у близкого человека ТАКАЯ трагедия??? — возмущенно спросила я.

И дальше мы произнесли в унисон:

— В ГОЛОВЕ НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ!!!

У нас обоих это и правда не укладывалось в голове.

Я в тот момент переживала страшное разочарование в любимом человеке: как, как я могла не замечать, что он бездушный айсберг??? Что ему плевать на людей? На их жизнь. И смерть.

Думаю, муж чувствовал то же самое. Думал обо мне что-то вроде: «Истеричка психованная, если из-за каждой людской трагедии ставить на паузу собственную жизнь…»

Все люди разные. Это такая избитая фраза, что тошно. Но когда начинаешь проживать ее через примеры из жизни, пропускать через мельницу собственных чувств, каждое слово становится пронзительно понятно, и превращается в татуировку на сердце.

Мы все выросли в разных песочницах. 
У нас перед глазами были разные примеры и авторитеты. Нас по-разному воспитывали, читали разные сказки.

Мы по-разному видим этот мир, и судьбы у нас сложились по-разному.

Но на каком-то этапе мы с мужем (тогда еще не мужем) вдруг встретились и влюбились, и захотели сложить две судьбы в одну.

И сложили.

Теперь у нас семья, но от этого мы не перестали быть разными людьми.

Все мое детство и юность — череда испытаний и потрясений. Я привыкла к страданиям. Я научилась страдать грамотно с отдачей в действие.

Я в случае личных трагедий не ложусь лицом к стене, я начинаю действовать, будто бежать марафон.

Каждое новое испытание — как прививка для жизненного иммунитета, укрепляющая силу воли. Но чем сильнее я становилась, чем крепче закаляла меня судьба, тем восприимчивей к чужим бедам я была.

Сердце, которое знает, что такое боль, никогда не останется равнодушным к чужой боли.

Мой муж другой. Он рос в крепкой и любящей семье, у него было обычное мальчишечье детство, а потом взросление, но такое… в пределах нормы. Я это называю «его не хоронили под плинтусом». Ничего такого, о чем можно было бы написать книгу.

У него не было опыта страданий. Он не виноват. Это же прекрасно, что не было, это же хорошо. Он не ранен, у него нет шрамов. И нет восприимчивости к чужой боли…

Пока нет… Жизнь длинная. Тем более со мной. Не могу не пошутить, что за 16 лет я обеспечила ему опыт. Ну, страданий)

Чтобы осознать это, мне потребовалось тридцать лет. Пройти по дороге мудрости, и каждый раз спотыкаясь об очередную подобную историю, бормотать про себя: «Все люди разные. Со всеми все нормально».

Они же растут из своих песочниц, а мы оцениваем их — из своих. А из наших не все видно, ребят. Далеко не все.

Я на тот праздник не пошла. 
А муж пошел.

Помню, что мы тогда серьезно поругались. Прямо очень зло и надолго.

Потому что это было лет 14 назад, тогда по венам вместо крови течет юношеский максимализм и желание ломать то, что не оправдывает наших ожиданий. Это желание тоже рождено не на пустом месте. А потому что нет опыта потерь. Мы еще не знаем, как это больно, вот и нарушаем правила, проверяем границы, крушим безжалостно нашу молодость, которая, кажется, будет длиться вечно…

Мы же еще ни разу не были взрослыми, откуда нам знать, каково это?

А эти переломы потом неправильно срастаются и отдают тянущей и ноющей болью куда-то, где хранятся воспоминания.

Прошли годы. Мы поменялись, стали другими. И он. И я.

Мы немножко пообточились друг об друга. Он стал помягче, я — пожестче. Мы вместе пережили столько всего… разного, и приобрели целую россыпь шрамов и морщинок. Я не про внешность.

Месяц назад я готовила публикацию про мальчика Матвея. Там нужно было помочь на операцию … Мы уже встретились с ним и родителями, уже я написала текст, отправила маме на согласование…

Мы собирались с мужем в театр. Я стояла у зеркала, крутила локоны.

И вдруг от мамы Матвея пришло сообщение: «Оля, не надо текста. Уже всё».

Я сразу поняла, что значит «всё». 
Не успели.

Я ушла в ванную, включила воду, проплакалась. Успокаивала себя мыслью, что Матвею ТАМ лучше.

Ну ведь это и правда так.

Вытерлась насухо полотенцем, стала заново красить глаза. Я не буду отменять планы, мы так давно никуда не выбирались вдвоем… Муж ни в чем не виноват, он очень ждал. Театр значит театр.

Муж заглянул в ванную и внимательно посмотрел на меня.

— Мне еще пять минут, — сказала я.

— Что-то случилось? — спросил он. — Что ты ревела?

— Траблы по работе. Пять минут и идем.

— Кого-то не спасли? Кто-то…кто-то…. не дожил? Матвей?

Я кивнула и слезы второй раз потекли по моим щекам.

— Хочешь, мы никуда не пойдем? — спросил муж и обнял меня.

— Нет-нет, зачем, я сейчас умоюсь…

— Да какой тебе театр…

— Нет, ну как же…- я вытерла глаза, смешно размазав тушь.

— Да какой нам театр, когда дома вон какой… цирк.

Я засмеялась, муж всегда мог меня рассмешить.

Мы остались дома, и тихо и уютно посмотрели грустный фильм.

Все люди разные.

Каждый день разные, не похожие на себя вчерашних. Потому что этот целый прожитый день сделал их взрослее и мудрее на целый день.

Сегодня мы все станем мудрее на целый четверг.

Все люди разные. 
И со всеми всё нормально.

Автор: Ольга Савельева

Почему все люди одинаковые — потому что все люди разные

Почему все люди одинаковые? — потому что все люди разные

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Все люди разные или, всё же, одинаковые?

Кто из нас не думал и не говорил: Почему все женщины, мужчины – почему все люди, одинаковые? Ну, если не говорил, то неоднократно слышал. А кто из нас не говорил и не слышал, что все люди разные?

Изворотливости, а не уму, человеческих мозгов можно только удивляться. Когда человеку выгодно, он может одно и то же назвать и плохим и хорошим, чёрным или белым.

Когда человеку хочется, он может сказать, что все люди разные или в сердцах воскликнуть: Все люди одинаковые! – имея в виду, что только он один такой оригинал.

Почему все люди одинаковые, почему все люди разные? А ты сам такой!

Нужно самому чётко понять для себя простую истину, для начала: Всё о чём мы судим-рядим в этом мире, как и весь мир, который мы знаем, включая и нас самих в нём, – это всё продукт нашего сознания.

Даже представление о том, что этот мир существует, существовал, и будет существовать, когда нас в нём нет или мы о нём что-то не знаем, — это плод нашего сознания.

А во главе этого сознания, кстати, стоит наше самосознание – наше «Я», как персонализация личности каждого человека.

Иначе говоря, всё, что творится в известном нам мире – это творится в нашей голове, как в «королевстве кривых зеркал» — в более-менее верном или полностью неверном нашем осознании того, что происходит вне нас и независимо от нашего осознания.

А отсюда: представление о том, что люди одинаковые и что все люди разные – это всего лишь НАШЕ представление о людях. И оно верно лишь настолько, насколько верны НАШИ знания об этих людях.

В быту мы это положение озвучиваем так: Не суди со своей колокольни, или: Всякий судит со своей колокольни.

То есть, если я говорю, что все люди одинаковы или что все люди разные – это не более, чем моя точка зрения на людей, в сей момент или вообще.

Истинны ли эти утверждения? О, это обширный ответ объёмом в тысячи, миллионы фолиантов и в миллиарды суждений.

Ведь именно человек есть одним их основных объектов своего же познания – сколько живут люди, столько они и пытаются понять самих себя, и силой общественного сознания и силой частной, индивидуальной мысли: Кто мы!? Кто я!?

Вообще-то, эти утверждения: Все люди одинаковы или все люди разные – это грубые и слишком абстрактные утверждения.

Это и понятно, потому что используются они как плоды бытового, эмоционального, в основном, сознания, и применяются, то же самое, в быту при эмоциональном общении, далёком от претензий на глубокомыслие.

Если бы мы в эти утверждения внесли немного рациональности-разума, то они, как минимум, звучали так: Все люди одинаковые в какой-то степени и в чём-то, но и, все люди разные, в какой-то степени и в чём-то.

То есть: все люди одинаковые ровно настолько насколько они разные.

Почему нам встречаются все люди одинаковые или все люди разные?

Вот, восклицает измученная неудачами в личной жизни женщина: Почему все мужчины такие одинаковые? – сволочи, бабники, маменькины сынки, и другое.

Вот, бурчит мужчина, расставшись с очередной женщиной, и испытав очередное разочарование: Почему все женщины одинаковые? – бляди, меркантильные, глупые, и другое.

Вот, очумело поражается непросвещённый ум недалёкого обывателя, познакомившись с новыми людьми, не из своего привычного круга: Почему все люди разные? – их не поймёшь, с ними невозможно жить, работать, и прочее.

Ну, тут ответы на эти «почему такие люди» такие:

Почему люди то разные, то одинаковые?

1. Каждая личность имеет свои социальные, генетические, психические, физические, умственные, чувственные и эмоциональные особенности.

Почему этой личности встречаются все люди одинаковые или, наоборот, все люди разные?

А потому, что подобное притягивается подобным – это же очевидно, что люди с одинаковыми социальным статусом, умом, чувствами и так далее, будут не то что легче знакомиться и общаться с подобными себе, но и будут искать именно таких, похожих на себя.

При этом, неважно, осознают они это или не понимают этого. И, при этом, несмотря на то, что людей с их обезьяньим любопытством, как всеобщим свойством людей, постоянно тянет к людям не похожим на себя.

Тянуть тянет – интересует другой, не похожий на нас человек, но отношения мы устанавливаем именно с себе подобными, как с «родственниками» по разуму и прочим своим качествам.

Вот, окружаем себя одинаковыми людьми, типа самого себя, а потом и считаем и говорим: Все люди одинаковые!

2. Мы, люди, все напичканы стереотипами и привычками – мы же не в состоянии каждый раз любое событие и любую вещь в нашей жизни постигать по-новому и как новую.

Вот и навешиваем ярлычки на всё и на всех, чтобы не запутаться в этой жизни и не «мудрствовать лукаво» по её поводу.

А посему, женщина имеет представление о том, какой ей требуется муж, как и мужчина, имеет образ своей ожидаемой жены. Как и каждый человек, имеет представление о том, кто они, люди, такие – такие-рассякие — одинаковые и всякие разные.

Так что, тогда, удивляться, что нам встречаются все люди одинаковые или все люди разные, как только они не попадают под наши представления о людях?

Например, этой женщине попадаются мужчины все алкоголики, потому что она, мало того, что имеет представление, что все мужчины пьют, так ещё и ищет таких мужчин, отметая «не мужчин» — тех, которые не пьют.

Например: мужчине попадаются все женщины непорядочные. А как будет иначе, если он вольно-невольно знакомится ТОЛЬКО с такими женщинами – ведь в его понятиях, других попросту нет.

А какая женщина потерпит к себе отношение как к бляди, если вдруг и встретится ему порядочная женщина? Ведь он-то, исходя из своих представлений, ко всем относится одинаково: Все женщины одинаковы!

Все люди одинаковые! – кричим мы, сами окружив себя одинаковыми людьми. Все люди разные, — удивляемся мы, выйдя из привычного круга своего общения.

Ну, так, дамы и господа, а как вы считаете: Все люди одинаковы или все люди разные?

Ещё, по этой теме, читать:

Адекватность. Как оценить человека? Жизнь в неадекватности: Кто я?!?

Настоящий мужчина и настоящая женщина — кто, где, зачем?

Унисекс – социальный гермафродитизм сознания человека

Мужик и баба, мужчина и женщина. В чём разница?

Порядочный мужчина. Мужское достоинство — это не член

Порядочная девушка, женщина — нравственный и достойный человек

Кто такая настоящая женщина глазами мужчины?

Все люди разные. Со всеми все нормально

Все люди разные. Со всеми все нормально

Все люди разные. Это такая избитая фраза, что тошно. Но когда начинаешь проживать ее через примеры из жизни, пропускать через мельницу собственных чувств, каждое слово становится пронзительно понятно, и превращается в татуировку на сердце.

Все люди разные. Это такая избитая фраза, что тошно. Но когда начинаешь проживать ее через примеры из жизни, пропускать через мельницу собственных чувств, каждое слово становится пронзительно понятно, и превращается в татуировку на сердце.

Иллюстрация: Paul Robert Turner

Юляша давно была в декрете, и вместо нее к шефу в приемную посадили другую девочку, к которой я никак не могла привыкнуть.

Юляша была улыбчивая хохотушка, иногда я заходила в приемную без повода, просто посмотреть, как ее улыбка озаряет кабинет, погреться в лучах чужого магнетизма.

Новая девушка была строга и неприступна. Хотелось отдать ей документ и сбежать, ни минуты не задерживаясь.

В тот день мы с мужем были приглашены на день Рождения к другу. Мы очень ждали этот праздник, заготовили общий сюрприз, и предвкушали фурор.

Я отпросилась с работы пораньше. Вот сейчас отнесу документ и побегу.

Новая хмурая секретарша сообщила, что сегодня к шефу приходила Юляша.

— Приходила и не зашла к нам? — расстроилась я, собираясь выйти из кабинета.

— У нее умер ребенок, — мне вдруг будто выстрелили в спину.

— Как умер? — я не поверила своим ушам.

— Я не акушер, я не знаю как…

Меня прожгло ужасом, я выпала из приемной и побежала в туалет. Еле успела. Меня рвало, совершенно безжалостно и беспричинно. Потом я,обессилев, долго сидела на подоконнике и смотрела в окно.

Вспоминала, как Юляша сообщила мне, что беременна. Как мы берегли ее от стрессов, как охотно подменяли, когда ее крутило от токсикоза.

Мы с Юляшей не были подругами. Просто коллеги. Но она всегда была каким-то своим, близким, добрым, улыбчивым человеком.

Не помню, сколько я просидела на том подоконнике. В туалет заходили другие сотрудники.

— Уже знаешь? — спрашивали они.
Я кивала и отворачивалась к окну.
Новость быстро распространялась.

Я пошла домой. Мне хотелось полежать лицом к стене.

Муж уже был дома.

— Ты что так долго? — весело чмокнул он меня в щеку. — Опять задержали? Давай, переодевайся, сейчас побежим уже…

Я разулась и прошла в комнату. Легла на диван лицом к стене.

— Тебе плохо? — спросил муж.

— Да.

— Что? Голова? Живот?

— У Юляши умер ребенок.

— У какой Юляши?

— У нашей, с работы.

— Ясно, очень жаль. Ну так я не понял, мы идем?

Я резко обернулась на мужа.

— Ты не слышал???

— Я слышал. У какой-то девочки, которую ты знаешь лично, случилась трагедия. Мне очень жаль. Мы же не отменим из-за этого планы?

— Планы? Ты хотел сказать праздник? — я не верила своим ушам. — Ты думаешь, что гоготать и веселиться — это то, что сейчас стоит делать?

— А что, отменим все дни Рождения из-за того, что у кого-то чужого трагедия?

— Не чужого! Я ее знала! Я с ней почти дружила! — я рыдаю. — Я не могу сегодня веселиться!

— То есть мы не идем на праздник, который готовили много недель, потому что где-то кто-то умер??? — возмущенно спросил муж.

— То есть мы пойдем плясать и веселиться, зная, что у близкого человека ТАКАЯ трагедия??? — возмущенно спросила я.

И дальше мы произнесли в унисон:

— В ГОЛОВЕ НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ!!!

У нас обоих это и правда не укладывалось в голове.

Я в тот момент переживала страшное разочарование в любимом человеке: как, как я могла не замечать, что он бездушный айсберг??? Что ему плевать на людей? На их жизнь. И смерть.

Думаю, муж чувствовал то же самое. Думал обо мне что-то вроде: «Истеричка психованная, если из-за каждой людской трагедии ставить на паузу собственную жизнь…»

Все люди разные. Это такая избитая фраза, что тошно. Но когда начинаешь проживать ее через примеры из жизни, пропускать через мельницу собственных чувств, каждое слово становится пронзительно понятно, и превращается в татуировку на сердце.

Мы все выросли в разных песочницах.
У нас перед глазами были разные примеры и авторитеты. Нас по-разному воспитывали, читали разные сказки.

Мы по-разному видим этот мир, и судьбы у нас сложились по-разному.

Но на каком-то этапе мы с мужем (тогда еще не мужем) вдруг встретились и влюбились, и захотели сложить две судьбы в одну.

И сложили.

Теперь у нас семья, но от этого мы не перестали быть разными людьми.

Все мое детство и юность — череда испытаний и потрясений. Я привыкла к страданиям. Я научилась страдать грамотно с отдачей в действие.

Я в случае личных трагедий не ложусь лицом к стене, я начинаю действовать, будто бежать марафон.

Каждое новое испытание — как прививка для жизненного иммунитета, укрепляющая силу воли. Но чем сильнее я становилась, чем крепче закаляла меня судьба, тем восприимчивей к чужим бедам я была.

Сердце, которое знает, что такое боль, никогда не останется равнодушным к чужой боли.

Мой муж другой. Он рос в крепкой и любящей семье, у него было обычное мальчишечье детство, а потом взросление, но такое… в пределах нормы. Я это называю «его не хоронили под плинтусом». Ничего такого, о чем можно было бы написать книгу.

У него не было опыта страданий. Он не виноват. Это же прекрасно, что не было, это же хорошо. Он не ранен, у него нет шрамов. И нет восприимчивости к чужой боли…

Пока нет… Жизнь длинная. Тем более со мной. Не могу не пошутить, что за 16 лет я обеспечила ему опыт. Ну, страданий)

Чтобы осознать это, мне потребовалось тридцать лет. Пройти по дороге мудрости, и каждый раз спотыкаясь об очередную подобную историю, бормотать про себя: «Все люди разные. Со всеми все нормально».

Они же растут из своих песочниц, а мы оцениваем их — из своих. А из наших не все видно, ребят. Далеко не все.

Я на тот праздник не пошла.
А муж пошел.

Помню, что мы тогда серьезно поругались. Прямо очень зло и надолго.

Потому что это было лет 14 назад, тогда по венам вместо крови течет юношеский максимализм и желание ломать то, что не оправдывает наших ожиданий. Это желание тоже рождено не на пустом месте. А потому что нет опыта потерь. Мы еще не знаем, как это больно, вот и нарушаем правила, проверяем границы, крушим безжалостно нашу молодость, которая, кажется, будет длиться вечно…

Мы же еще ни разу не были взрослыми, откуда нам знать, каково это?

А эти переломы потом неправильно срастаются и отдают тянущей и ноющей болью куда-то, где хранятся воспоминания.

Прошли годы. Мы поменялись, стали другими. И он. И я.

Мы немножко пообточились друг об друга. Он стал помягче, я — пожестче. Мы вместе пережили столько всего… разного, и приобрели целую россыпь шрамов и морщинок. Я не про внешность.

Месяц назад я готовила публикацию про мальчика Матвея. Там нужно было помочь на операцию … Мы уже встретились с ним и родителями, уже я написала текст, отправила маме на согласование…

Мы собирались с мужем в театр. Я стояла у зеркала, крутила локоны.

И вдруг от мамы Матвея пришло сообщение: «Оля, не надо текста. Уже всё».

Я сразу поняла, что значит «всё».
Не успели.

Я ушла в ванную, включила воду, проплакалась. Успокаивала себя мыслью, что Матвею ТАМ лучше.

Ну ведь это и правда так.

Вытерлась насухо полотенцем, стала заново красить глаза. Я не буду отменять планы, мы так давно никуда не выбирались вдвоем… Муж ни в чем не виноват, он очень ждал. Театр значит театр.

Муж заглянул в ванную и внимательно посмотрел на меня.

— Мне еще пять минут, — сказала я.

— Что-то случилось? — спросил он. — Что ты ревела?

— Траблы по работе. Пять минут и идем.

— Кого-то не спасли? Кто-то…кто-то…. не дожил? Матвей?

Я кивнула и слезы второй раз потекли по моим щекам.

— Хочешь, мы никуда не пойдем? — спросил муж и обнял меня.

— Нет-нет, зачем, я сейчас умоюсь…

— Да какой тебе театр…

— Нет, ну как же…- я вытерла глаза, смешно размазав тушь.

— Да какой нам театр, когда дома вон какой… цирк.

Я засмеялась, муж всегда мог меня рассмешить.

Мы остались дома, и тихо и уютно посмотрели грустный фильм.

Все люди разные.

Каждый день разные, не похожие на себя вчерашних. Потому что этот целый прожитый день сделал их взрослее и мудрее на целый день.

Сегодня мы все станем мудрее на целый четверг.

Все люди разные.
И со всеми всё нормально.

Автор: Ольга Савельева

Мы все разные, уникальные и тем ценны — великое заблуждение

Фразу «мы все разные, уникальные и тем ценны» или её многочисленные производные можно встретить во всех блогах социальной или психологической направленности. Она призвана убедить человека, что он ценный просто по факту своего существования. Ведь в действительности мы не разные, не уникальные и не ценны.

Какое «я» скрывается за «мы»

Один из главных признаков закомплексованности, а зачастую и глупости — это попытка человека спрятать своё пустое и слабое «я» за многочисленным и сильным «мы». Встречается такое повсеместно. Например, в научных блогах всегда найдётся человек, оставивший комментарий вроде «мы всё равно ничего не знаем». В таких случаях напрашивается несколько вопросов:
— А почему это «мы»?
— И кто это «мы»?
— Равен ли уровень нашего незнания?

Возникает путаница, однако всё становится на свои места, если разглядеть истинную конструкцию такого сообщения. Под монолитным «мы», конечно же, скрывается неуверенное «я», и на самом деле фраза должна звучать так: «Я всё равно ничего не знаю». Признать себя ничего не знающими могут единицы — например, Сократ дошёл до этого. В данном примере, прячась за «мы», человек стремится уравнять собственное ничегонезнание с возможным знанием остальных. Он как бы уравнивает всех под себя, не допуская, что кто-то может иметь лучшее понимание, больший объём знаний.

То же самое с исходной фразой: меняем «мы» на «я» — и получаем «я уникален и тем ценен». Нужно иметь храбрость, чтобы заявить такое, а лучше — ещё и аргументацию. Ни того, ни другого у тени, прячущейся за большинством, нет и быть не может. Сказав конкретно о себе, человек рискует получить вопрос в лоб: «А что в тебе уникального?» Выяснится, что абсолютно ничего, а стало быть, нет никакой ценности. Впрочем, даже наличие какой-то уникальности совсем не означает наличие ценности.

Заблуждение или самообман

Бывает по-разному: иногда — простое и чистое заблуждение, а порой — дурманящий самообман. В любом случае фраза «мы все разные, уникальные и тем ценны» не только ошибочна, но и лишена логики вообще. Во-первых, уникальность сама по себе не придаёт какой-то ценности. Бракованная вещь тоже уникальна, но разве от этого ценна? Вроде ровно наоборот. Такие вещи распродаются с уценкой, только бы избавиться, выручив за неё хоть что-нибудь. Ведь может случиться так, что и вовсе придётся на свалку выкинуть. Так и с бракованными людьми, считающими себя уникальными. Они прекрасно понимают, что могут оказаться на свалке. Если не они лично, то их мнение уж точно, тем более если перестанут держаться за «мы», в котором играют роль статистической единицы.

Во-вторых, и это главное, люди не все разные. Скорее они все не разные. Большинство людей совершенно одинаковые: ведут себя одинаково, думают одинаково и живут одинаково. В разных сборках Windows больше разницы, чем в большинстве людей. Различия людей заключаются в том, что один любит тёмное пиво, а другой — светлое. Кто-то любит обычные роллы, а кто-то — горячие. Один любит футбол, другой —баскетбол. И вот такой категории основные различия между людьми. «Уникальность» такого уровня, естественно, не имеет никакой ценности.

Уникальность ценна, когда обладает определённым набором качеств или характеристик. Например, культура: она сильно отличается в разных уголках мира, и действительно, культура коренных жителей Южной Америки так же ценна, как культура европейцев. Её ценность в уникальных обрядах, в легендах, в каких-то особенностях национальной кухни, в национальных нарядах и особом мировосприятии. Но глупо же приравнивать к культурам такого масштаба культуру дать по пивку всем коллективом после работы в столовой на заводе, утверждая при этом, что она по-своему уникальна.

4 свидетельства неправильного отношения к жизни

Чем их «мы» угрожают твоему «я»

Вред от данного заблуждения или самообмана в том, что оно убеждает человека, что быть никаким нормально и даже является достоинством. «Мы» уговаривает: «Откажись от своего заурядного и пустого «я» — становись «нами», уникальными и ценными». Выглядит соблазнительно, примерно как яблоко, протянутое змеем-искусителем. Хитрость в том и состоит, что, отказываясь от своего (пускай и никакущего) «я» в угоду их «мы», человек вообще теряет даже гипотетический шанс обрести какую-то реальную уникальность.

Первый шаг на пути к уникальности и, возможно, ценности — это как раз отмежевание своего «я» от их «мы». Народная любовь к «мы», тяга к большинству десятилетиями вбивалась в головы тезисами о коллективе, против которого вроде как нельзя идти. А между тем миром правят именно индивидуалисты, которых избирает безликая толпа. Это справедливо не только касательно политики. Наверняка ты слышал о целых городах-фабриках в Китае, и это лучший пример в данном контексте. Владеет заводом какое-то конкретное и яркое «я», чуть менее яркие «я» управляют им, а вот остальная масса серых «мы» сидит за швейными станками.

На что ты способен и чего можешь добиться

Все люди разные. Способность любить

Все люди разные

Помимо подобных индивидуальных разновидностей от­ношений, которые могут помешать успешному браку, у нас бывают неприятности друг с другом просто как с челове­ческими существами. Один из главных источников непри­ятностей, с которыми сталкиваются люди в отношениях друг с другом, это то, что все люди разные. У них бывают разли­чия во мнениях и во вкусах; они совсем не обязательно хотят одновременно одного и того же. Предположим, хозя­ин приема с энтузиазмом потягивает вам бокал дайкири[66], который только что сам приготовил, а вам хочется обычно­го шотландского виски с содовой. Хозяин будет разочаро­ван. Он может решить, что вы ему вообще никогда не нра­вились. Если вам нравится пьеса, которая не нравится ему, или не нравится книга, которую он похвалил, он может повести себя так, словно вы оскорбили лично его.

На словах мы все восхваляем индивидуальность и цен­ность особых и индивидуальных различий, но принять эти различия бывает трудно. Они кажутся нам угрожающими, потому что всякий, кто отличается от нас, становится не­предсказуем. Непредсказуемость в определенной степени тревожит и взрослого, как тревожила в детстве. Ребенок пря­чется за матерью, когда подходит кто-то незнакомый; ребе­нок встревожен, если по-настоящему не испуган, потому что это незнакомый человек с неизвестными свойствами, и непонятно, что он будет делать.

Влюбленные мужчина и женщина, конечно, осознают ос­новные отличия друг друга. Влюбленные даже готовы при­знать — в общем виде — неизбежность и необходимость по­добных различий, однако во время ухаживания они с радос­тью открывают не то, что из различает, а то, что в них общего.

Мужчина восклицает: «Понимаешь, эта девушка дей­ствительно предпочитает симфонии Бетховена с четными номерами!»[67] Все выбирают нечетные симфонии, а она раз­деляет его уникальное предпочтение четных! Или она лю­бит не просто Рембрандта, а, как и он, раннего Рембрандта. И в этот момент он считает, что нашел для себя единствен­ную девушку в мире.

И однако сколько бы таких сходств во время ухажива­ния влюбленные ни обнаруживали или невольно сами их ни создавали, различия останутся. И эти различия, кото­рые они предпочитают игнорировать или преуменьшать, в браке становятся потенциальным источником конфликтов.

Одно из различий, которое редко удается преодолеть, это отношение к деньгам. Несомненно, положение и здесь меня­ется: в наше время все больше и больше женщин работают не только ради карьеры, но и ради дохода, однако во все време­на именно муж зарабатывал деньги, а жена их тратила. По­этому мужчина традиционно измеряет деньги в терминах вре­мени и усилий, которые понадобились, чтобы их заработать, а женщина — в терминах потребностей, для удовлетворения которых не хватает денег. И вот из этого, очевидно, врожден­ного различия возникают бесконечные споры и ссоры. Сколько бы денег у них ни было, партнеры могут спорить о том, как их потратить, так и не добираясь до корня зла. А этот корень не сами деньги, а неразрешенные различия в их оценке.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Конспект занятия на тему «Все люди разные? Или все люди одинаковые?»

Разработал социальный педагог

МБОУ «Лицей г. Уварово им.А.И. Данилова»

Чурилова Светлана Александровна

Методическая разработка воспитательного мероприятия.

Диспут на тему: «Все люди разные? Или все люди одинаковые?» (Возраст учащихся: 13-14 лет).

Актуализация. Современные подростки, вместо чтения книг, предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра – смотрят бои без правил; приключенческие фильмы вытеснены боевиками; они поклоняются лишь своим кумирам, проводят время на тусовках. Это их свобода выбора. Обязательным осталось только посещение школы, где процесс образования идёт на фоне воспитания; где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов. Именно в школе нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому толерантности нужно учить наравне со счётом и письмом, учить принимать других такими, какие они есть, учить терпимо относиться к самобытности, умно разрешать конфликты.

        Таким образом, умения жить в мире с собой и другими – актуальная проблема современных школьников. Представленный диспут внесёт свою лепту в решение задачи воспитания толерантности в современной общеобразовательной школе.

Цель: Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

Задачи: — Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

-Учить отстаивать собственную точку зрения.

-Развивать навыки социального поведения

Планируемый результат: создание благоприятного микроклимата в коллективе.

Форма: групповая.

Методы: словесный, дискуссия, убеждение, обсуждение, упражнения-тренинги, творческое задание.

Средства: листы бумаги (одинаковые), фломастеры, грецкие орехи, мультимедиа, презентация, фильм «цветотерапия»

Предварительная подготовка:

— проводится диагностика толерантности,

 «диагностика самооценки подростков»;

«оценка привлекательности группы» ;

«анкета психофизиологического комфорта», результаты обрабатываются.

— столы расставляются так, чтобы образовалось две группы напротив друг друга.

Время: 30-35 мин.

Содержание мероприятия.

 Воспитанники рассаживаются за столы произвольно.

Организационный момент.  

Слово ведущего: — Добрый день уважаемые гости, участники диспута! Я надеюсь на вашу помощь и сотрудничество!

Слайд 1(название диспута)

Вед. — «Все люди разные», — в очередной раз услышала я и при этом задумалась. Что и для кого значит эта фраза? На первый взгляд  эти слова всего лишь констатация простого факта, означающего уникальность каждого человека, его неповторимость и значимость.

Вед. Существует два очень распространенных заблуждения.:


1.Все люди разные, нет двух одинаковых людей.  Один вырос в очень интеллигентной семье, другой в семье рабочего, крестьянина. Какие же они одинаковые? Этот католик, тот – мусульманин. Этот китаец, тот – русский… и т.д. Т.е., все люди разные, так мы считаем. На самом деле это заблуждение.
Если бы все люди были  разные, мы бы никогда не сумели  общаться и понимать друг друга. Никогда.


2. Есть обратное заблуждение – все люди одинаковые. Это другая крайность. у всех есть глаза, у всех уши, руки, ноги… Значит, все люди одинаковые! Такие же, как я. Ну есть там у каждого что-то немножко свое, но это от воспитания зависит…  Это вторая крайность.

Вед.  Сегодня мы проведём диспут на эту тему. Я попрошу вас высказать свою точку зрения и аргументировать её, но прежде познакомлю с правилами диспута.

Слайд 2

Правила диспута

1. Каждый имеет право высказать свое мнение. Если у тебя есть что сказать слушателям, пусть они узнают это.

2. Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и четко. Не утверждай того, в чем не разобрался сам.

3. Постарайся, как можно более убедительно изложить свою точку зрения. Опирайся только на достоверные факты.

4. Не повторяй того, что до тебя было сказано.

5. Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен. Будь выдержанным. Не перебивай выступающего. Не давай личностных оценок. Правоту доказывай доводами, а не криком. Старайся не навязывать своего мнения.

6. Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою неправоту.

7. Пусть главным итогом диспута станет твое продвижение по нелегкому пути постижения истины.

(Воспитанники высказываются. На столы ставятся таблички: «разные», «одинаковые». Дети рассаживаются в зависимости от своего мнения.)

— Часть аудитории расположенная слева от меня доказывает, что все люди РАЗНЫЕ; другая часть – что все люди ОДИНАКОВЫЕ

И так приступим к обсуждению…. (ваша точка зрения, ваше мнение0

Упражнение: «Чем я отличаюсь от других»  

Вед.: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

На листе бумаги предлагаю вам обвести руку, на каждом пальце напишите свои качества, которые отличают вас от других. (даётся 3 минуты, после чего воспитанники по желанию зачитывают свои записи).

Вед. – У многие качества совпадали , но при этом были такие, которые отличали вас от других.

Упражнение: «Моё мнение такое»

Вед. — Сейчас предлагаю вам послушать некоторые утверждения и сказать согласны вы с ними или нет.

Слайд3

— весна лучше осени;

— самый важный предмет математика;

— играть в компьютер интереснее, чем смотреть телевизор;

— лучше чтобы уроки были короче, но их было бы больше;

— самое прекрасное домашнее животное — кошка;

— заниматься рыбалкой – старомодно;

— изучать английский язык легче, чем географию;

— учиться без «2» и «3» невозможно.

(Вед. – Вы согласны? Ваши аргументы. Есть кто не согласен? Спросить по каждому утверждению)

Вед. — Каждый из вас имеет свою точку зрения, которая может не совпадать с мнением других, ведь каждый человек индивидуален. нужно уметь считаться с мнением других, уважать их взгляды и убеждения.

— Сейчас минутка отдыха, я попрошу вас вывести на свои экраны презентацию «Цветотерапия.

Физ.минутка (презентация «Цветотерапия»)

Вы отдохнули. Продолжаем!

Вопросы для обсуждения.

 1.    Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

 2.    Национальность влияет на взаимоотношения людей?

3.   Как общаются между собой пожилые и молодые люди?

4.   Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических   недостатков у человека?

Упражнение: «Орехи»  

    Каждому человеку в группе дается грецкий орех. Вам необходимо внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти свой орех. Более сложный вариант – то же самое с закрытыми глазами. Затем у каждого по кругу спрашивается, как он определил свой орех. Hа обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и ранимое.  

Упражнение: «Незаконченное предложение».

— Если бы все люди на земле были одинаковыми…

Вед. Итог занятия. Поменялось ли теперь ваше мнение? Приняв участие в сегодняшнем диспуте как вы ответите на вопрос: «Все люди разные? Или все люди одинаковые?»

— Вашему вниманию я предлагаю послушать древнюю китайскую притчу:

hello_html_41000276.gif

ВЕД. Вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Рефлексия. «Спасибо за приятное занятие»

Инструкция:

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *