В чем сущность развития личности: ГЛава I. Сущность процесса развития личности

Содержание

ПОНЯТИЕ «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ» — Студопедия

Рассмотрим понятия «человек», «личность», «развитие личности».

Понятие «человек» используется в двух значениях:

1.Человек как биологическое существо.

2. Человек как социальное существо.

В первом значении понятие «человек» рассматривается как биологический вид. Биологическая сущность проявляется в телесной организации ( прямо хождение, наличие двигательных органов – рук, большой череп, развитый мозг и др.) и наличием сознания, высоким уровнем мыслительной деятельности.

Во втором значении понятие «человек» рассматривается как член общества, семьи, коллектива, обладающий социальными качествами помогающими жить в данном обществе.

Итак, человек это биосоциальное существо, объединяющий в себе как биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.

Второе значение понятия «человек» совпадает с понятием «личность».

Личность — это социальная характеристика человека.

Понятие «личность»

характеризует социальную (общественную) сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

Структура личности. Включает следующие компоненты:

1) Общечеловеческие свойства (психические процессы: память, мышление, эмоции, ощущения, восприятие).

2) Социально – специфические свойства присущие людям одного государства, классу, группы (ценностные ориентации, взгляды, опыт, знания, умения, навыки, социальные роли [ в семье: матери, сына; в трудовой деятельности: предприниматель, служащий; управленческому статусу: руководитель, подчиненный]).


3) Индивидуально – неповторимые свойства, присущие только конкретному лицу (стремления, интересы, способности, черты характера [доброта, честность и др.], темперамент, наследственно (генетически) заданные индивидуальные особенности личности (темперамент, задатки).

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Новорожденный рождается как биологическое существо, не имеет еще социальных свойств. Только в общении с родителями и другими людьми у него появляются первые качества и свойства, которые характеризуют его как социальное существо.

Например, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращения с вещами и предметами, а также поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности и т. п.

В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваивает моральные нормы и правила, учится следовать моде, развивает способность к более успешному выполнению той или иной работы и т.д. При этом характерно, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываются у детей одной и той же национальности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Это показывает, что социальные свойства и качества не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно.


Изоляция ребенка от людей в течение 4-5 лет ( дети маугли) ведет к утрате овладения языком и других социальных качеств. Общение е себе подобными в процессе совместной разделенной предметной деятельности с опорой на активность и самостоятельность является основным условием становления личности.

Известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — мед-

ведями, один случай — павианами, другими породами обезьян — не менее десяти. Один ребенок был вскормлен леопардом, один — овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух малышей. Это были девочки, одной из них на вид было лет 7—8, другой — года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую — Камалой. Как ведет себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причем только ночью. Днем спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу. Младшая девочка скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет. Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить ее стоять. Через шесть лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через три года — до ста. Дальше языковой прогресс не пошел. К этому времени Камапа полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, Камапа по уровню своего развития была как четырехлетний, если не трехлетний ребенок.

Процесс развития человека характеризуют количественные и качественные изменения в его свойствах и качествах.

Развитие прежде всего означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах человека. Так, родившись, он растет физически, отмечается увеличение его отдельных органов и систем. У него появляется речь, обогащается его словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и привычек. Однако главными в развитии человека являются

изменения качественные. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способностей человека, развитие логического мышления и памяти. Разрозненные мнения и взгляды на жизнь постепенно приобретают определенную систему и способствуют формированию мировоззрения.

Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов.

Изменения происходят либо под влиянием внешних влияний (факторов) — среды, воспитания, либо под влиянием внутренних влияний т.е. в результате собственной активности человека в изменении себя, раскрытии своего потенциала.

Развитие личности – это процесс его изменений по следующим направлениям:

1.Физическое развитиеизменения, связанные с ростом, развитием костной, мышечной систем, внутренних органов, нервной системы, половое развитие и созревание.

2.Психическое развитие — изменение свойств памяти, мышления, воли, характера, воображения, речи;

3. Интеллектуальное развитие – связано с углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом.

4. Социальное развитие — связано с нравственным становлением, приобретением значимых социальных качеств [законопослушность, конкурентноспособность, коммуникативность и др.], нравственных качеств [милосердие, доброта, толерантность и др.]; социальных ролей [ в семье: матери, сына; в трудовой деятельности: предприниматель, служащий; управленческому статусу: руководитель, подчиненный]).

Результат развития человека — его становление как биологического вида и социального существа.

Развитие и формирование личности в педагогике

Понятие личности в педагогике

Каждый человек от рождения является индивидуальностью, с природными задатками, присущими только ей. Именно задатки в последующем и формируют личность в рамках воздействия на нее общества и целенаправленного воспитательного процесса.

Определение 1

Личность – это социальный индивид, который сочетает в себе черту общественно-значимого, индивидуально-неповторимого и общечеловеческого.

Таким образом, на личность влияет то общество, в котором живет человек, историческая эпоха, культура и традиции страны. Во всем этом личность проявляет себя и получает присущие только ей неповторимые черты и индивидуальности, которые выражают ее индивидуальность.

Определение 2

Индивидуальность – это целостная и сущностная характеристика отдельного человека, выражающая его самобытность и оригинальность психического склада.

Необходимо отметить, что не каждый индивид является индивидуальность. Для того, чтобы человек стал индивидуальностью, ему необходимо стать в первую очередь личностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Процесс становления личности осуществляется под влиянием разнообразных внутренних и внешних факторов, которые могут быть как управляемые, так и неуправляемые со стороны человека. Ведущее значение в становлении личности отводится целенаправленному воспитанию и обучению.

Становление личности человека – это не просто процесс усвоения знаний, умений и навыков из различных областей, овладение практическим опытом, это в первую очередь процесс качественных изменений в психической деятельности (переход от низших ступеней к высшим) и процесс формирования новых возможностей (памяти, мышления, воли, характера и т.д.). Каждый из указанных психических процессов является важным элементом становления личности человека как существа социального.

Понятие процесса формирования личности

Определение 3

Формирование личности – это процесс становления человека, осуществляемый под воздействием всех факторов без исключения (социальных, экологических, воспитательных, экономических и т.д.).

Наиболее важным фактором, влияющим на формирование личности человека, является воспитание.

Определение 4

Воспитание – это целенаправленный процесс по формированию и развитию личности, передачи жизненного опыта от поколения к поколению.

Процесс воспитания может быть как организованным (педагогическим), так и неорганизованным (получение жизненного опыта).

Формирование личности происходит не только под воздействием воспитания, но и вне его. Роль воспитания заключается в том, что оно может устранить различные негативные качества и оказать влияние на формирование положительных.

Формирование личности подразумевает достижение человеком определенного уровня зрелости, некую завершенность, законченность.

В настоящее время «формирование» является не до конца установившейся педагогической категорией, несмотря на то, что в педагогике данное понятие используется достаточно широко. Смысл формирования, в различных контекстах то сужается, то расширяется до безграничных пределов.

Если обратиться к источникам прежних лет, то там понятие «формирование» чаще всего использовалось для обозначения случайного или неуправляемого воздействия на человека.

Формирование личности подразумевает овладение человеком системой научных и бытовых знаний, трудовыми навыками и представлениями об окружающем его мире.

В процессе формирования личности на человека осуществляется воздействие совокупности следующих факторов:

  • Объективных
  • Субъективных
  • Природных
  • Общественных
  • Внутренних
  • Внешних

Замечание 1

Таким образом, формирование личности в педагогике – это процесс становления личности под воздействием внешних факторов, представленных общественными отношениями, в которые вступает человек в процессе собственной жизнедеятельности.

Развитие личности

Определение 5

Развитие – это процесс качественных и количественных изменений личности человека.

В настоящее время в педагогике не до конца определены границы понятия «развитие».

Процесс развития личности человека характеризуется постоянными и непрекращающимися изменениями, переходами, восхождениями и т.д. То есть человек «движется» от простого к сложному, «переходит» из одного состояния в другое. Все это осуществляется на протяжении всей его жизнедеятельности.

По своей природе, развитие личности является сложным процессом объективной действительности. Современная педагогика, исследуя процесс развития личности, выделяет в нем ряд важных компонентов, без которых невозможно говорить об эффективности развития.

Педагогические компоненты развития личности:

  • духовный
  • интеллектуальный
  • физический
  • социальный
  • моральный

Наибольший интерес у педагогики вызывают интеллектуальный и моральный компоненты и их взаимосвязь с другими.

Процесс развития личности во многом зависит от среды, воспитания и наследственности. А основным источником развития являются внутренние и внешние противоречия личности, которые проявляются в ряде психических процессов.

Каждый человек имеет потребность в развитии. Однако уровень и темп развития зависят от той среды, в которой он находится, ряда наследственных факторов и воспитательного воздействия. Например, ребенок-инвалид благодаря воспитательному воздействию на него со стороны окружающих его взрослых может достичь определенного уровня в развитии.

Кроме того, немаловажными факторами развития выступают потребности человека, его стремление к самосовершенствованию. Все это порождает противоречия между стремлениями и возможностями. Например, стремление в достижении определенных результатов в обучении ребенок понимает, что ему недостаточно того уровня познавательных возможностей, которыми он обладает, и он начинает усиленно работать над их развитием и соответственно над собой.

ГЛава I. Сущность процесса развития личности

Проблема взаимосвязи процессов развития и воспитания личности — одна из важнейших. От ее решения зависит то, какую позицию займет педагог в своих взаимоотношениях с ребенком, какие действия он предпримет, насколько он сумеет определить степень своей активности в решении конкретных задач, связанных с развитием личности.

Ваш опыт позволяет увидеть разницу в понимании процессов «развитие» и «воспитание»:

Развитие — это объективное свойство живой материи, понимается как «самодвижение». Данный процесс присущ каждой личности, ему свойственны свои закономерности.

Традиционно воспитание понимается как сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью развития и формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности. Задача воспитания — воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность. Поскольку воспитание во многом определяется взглядами, привычками, образом жизни воспитателя, это позволяет рассматривать данный процесс как нечто внешнее по отношению к личности ребенка. В связи с этим возникает проблема:

А возможно ли целенаправленное развитие личности? И если да, то насколько это целесообразно и необходимо?

На решение данной проблемы существует множество точек зрения. Мы считаем необходимым представить две из них, крайне противоположные.

1-я точка зрения«Развитие возможно без воспитания». Представители этой точки зрения считают, что ребенок развивается САМ. Источником такого развития являются его природные силы, а потому любое воспитательное воздействие понимается как «насилие» над процессом развития личности, оно, скорее, мешает развитию природного начала, так как придает этому процессу направленность, необходимую прежде всего воспитателю, что может не соответствовать природе самого ребенка. Такой взгляд на роль воспитания в процессе развития личности подкрепляется примерами: когда, казалось бы, ребенка никто не воспитывал, а он достигает выдающихся результатов, и, наоборот, жизнедеятельность воспитанника жестко регламентирована со стороны воспитателя, а результаты его развития минимальные или даже негативные.

Сторонникам данной точки зрения такие рассуждения позволяют сделать вывод о том, что взрослому не следует вмешиваться в естественный процесс развития личности ребенка, ЗАДАЧА воспитателя состоит лишь в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для проявления природных начал ребенка.

Но в чем же тогда проявляются различия в понимании таких явлений, как «естественное» и «стихийное» развитие ребенка? И что значит — «создавать условия» для развития?

2-ая точка зрения«Воспитание может все!» — другими словами, без воспитания развитие практически невозможно: не помогая ребенку познавать окружающий его мир, осмысливать его проблемы, находить пути их разрешения, не приучая ребенка к определенным нормам поведения, не развивая в нем способности, социально и личностно значимые качества, мы тем самым затормаживаем его развитие. Сторонники данной позиции также приводят конкретные примеры, которые доказывают обусловленность высокого уровня развития личности (например, интеллектуального или физического) соответствующей методикой обучения и воспитания. И наоборот, при «отсутствии» специально организованных воздействий формируется личность со многими «пороками» — пассивная или агрессивная, с узким кругозором, инертностью мышления, неусидчивая, недисциплинированная и т.п. Используя для характеристики личности такие термины, как «необразованный» и «невоспитанный» мы подчеркиваем отсутствие целенаправленных воздействий на ребенка со стороны взрослого.

Но все ли мы можем воспитать в ребенке? Что конкретно зависит от воспитателя? Что зависит от природы самого ребенка? А что от обстоятельств его жизни? Всегда ли они «сильнее» нас? В каких ситуациях развития личности ребенка воспитатель должен занять более активную позицию, а в каких предоставить ребенку возможность проявить себя, оставаясь при этом на позиции «наблюдателя»?

Ниже мы приводим суждения некоторых выдающихся мыслителей – философов, психологов, педагогов, конкретизирующих данные позиции.

С какими из них Вы согласны?

К. Д. УШИНСКИЙ (Россия, 1824-1871): «Дело воспитания… состоит в том, чтобы занять ум воспитанника… такими идеями и мыслями, которые могут со временем принести в нем добрые плоды» (134, с. 319).

ПЕСТАЛОЦЦИ (Швейцария, 1746-1827): «Уже начиная с колыбели, младенца следует вырвать из рук слепой природы… и передать его в руки лучшей силы, получить которую нас научил тысячелетний опыт, касающийся сущности ее важнейших законов» (100).

М. МОНТЕССОРИ (Италия, 1870-1952): «Человек является таким, каков он есть, не из-за учителей, которые были у него когда-то, но вследствие того, что он совершил сам» (Цит. по 79).

И. КАНТ (Германия, 1724-1804): «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы… Заманчиво представить себе, что, благодаря воспитанию, человеческая природа будет развиваться все лучше и лучше… и что ей можно придать такую форму, которая бы соответствовала идеалу человечности» (48).

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Франция, 1715-1871): «Не следует ожидать от науки о воспитании – до какого бы совершенства она ни была доведена, -чтобы она сумела как-нибудь воспитать гениальных людей из всех жителей государства. Воспитание может только одно – умножить их число и сделать из большинства граждан здравомыслящих и умных людей… Но и этого достаточно…Воспитание делает нас тем, чем мы являемся» (27, с. 176, 403).

Ж.- П. САРТР (Франция, 1905-1980): «Человек есть лишь то, что он сам из себя делает» (120).

Л. Н. ТОЛСТОЙ (Россия, 1828-1910): «Воспитание есть возведенное в принцип стремление к нравственному деспотизму… Воспитание портит, а не исправляет людей. Чем больше испорчен ребенок, тем меньше его воспитывать, тем больше нужно ему свободы» (132, с. 209, 288).

В.Г. БЕЛИНСКИЙ (Россия, 1811-1848): «Воспитание – великое дело: им решается участь человека,.. молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего…» (Цит. по 93, с. 243).

ПЛУТАРХ (др. Греция, ок. 45-127 г. н. э.): «Много хорошо одаренных голов пропадает от ошибок воспитателей, которые коней превращают в ослов, не умея управлять свободными и осознающими свое достоинство людьми… То, какими родятся дети, не зависит от человека, но сделать их посредством доброго воспитания добрыми и сведущими — это в нашей власти» (105).

АРИСТОТЕЛЬ (др. Греция, 384-322 г. до н. э.): «Искусство воспитания имеет целью восполнить то, чего не достает от природы… добродетели не даются в готовом виде от природы и потому воспитание дополняет и развивает природные данные» (4. с. 351).

Ж.-Ж. РУССО (Франция, 1712-1778): «Растения облагораживаются возделыванием, а люди воспитанием»… «Мы рождаемся слабыми, — нам нужна сила; мы рождаемся всего лишенными, — нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными, — нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием» (118, тез. 5).

Р. ОУЭН (Великобритания, 1771-1858): «От воспитания зависит создать благоприятные условия и … выправлять природную среду» (94, с. 151).

ГЕГЕЛЬ (Германия, 1770-1831): «Педагогика есть искусство делать людей нравственными, она рассматривает человека как природное существо и показывает путь, следуя которому он снова рождается, его первая природа превращается во вторую, духовную природу, так что это духовное становится в нем привычкой» (25, с. 187).

Прежде чем формулировать свою позицию, мы предлагаем Вам разобраться в том:

1. Как происходит процесс развития личности? Что представляет собой тот процесс, которому мы должны научиться помогать? И возможно ли это?

2. Может ли быть развитие без воспитания? Что значит «вмешиваться» в процесс «самодвижения» личности? Не является ли воспитание причиной нарушения естественного развития личности?

3. Какое значение в развитии ребенка имеет взрослый?

4. Что значит — «воспитывать ребенка»?

Формирование и развитие личности: процесс, факторы, условия, этапы

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.

Детерминанты развития

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.

  • Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
  • Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.

Окружение

Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:

  • культуру;
  • установки;
  • нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
  • устройство страны.

Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:

  • заботятся о социальном принятии или непринятии;
  • трудолюбивы и ответственны;
  • склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
  • не стремятся нарушать правила;
  • отличаются честолюбием;
  • склонны к чувству вины и беспокойству.

Ситуация

Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.

  • Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
  • Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.

В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.

Деятельность как условие формирования личности

Основное условие формирования личности – деятельность:

  • трудовая,
  • учебная,
  • игровая,
  • общение.

Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».

Кто такая сформированная личность

Взаимодействие с миром

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в подростковом возрасте, хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье «Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции».

Процесс развития

Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее потребностей. То есть человек развивается как личность, когда:

  • протяженность действия потребностей увеличивается;
  • потребности становятся осознанными и приобретают социальный характер;
  • потребности переходят от низших к высшим (духовным, экзистенциональным).

Стадии развития личности

Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

Концепция Э. Эриксона

Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.

Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

  1. Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
  2. Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
  3. Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
  4. Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
  5. Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
  6. Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
  7. Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
  8. Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).

Концепция В. И. Слободчикова

План жизни

Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.

Оживление (до года)

Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».

Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.

Универсализация (от 39-45 лет и далее)

Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.

Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс. Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии». Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.

Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:

  • тело;
  • окружающие личностно значимые предметы;
  • привычки;
  • отношения, связи;
  • ценности.

Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.

Жизненный путь

Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.

  • Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
  • Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.

Личностный рост

Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.

  • Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
  • Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.

Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.

Послесловие

Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя».  Что подразумевает:

  • участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
  • умение противостоять и сохранять индивидуальность.

В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».

До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.

Развитие личности человека, куда и как развивается личность

Развитие личности человека. Куда и как развивается личность

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Развитие личности человека, о понятиях

Развитие личности человека, самосовершенствование. Мы привыкли вкладывать в эти понятия поступательное движение вверх, вперед, к некоему усовершенствованию, а может даже, к совершенству.

Ошибочка здесь, дамы и господа, гносеологическая (познавательная), методологическая и прикладная.

То есть, такие ошибки в понимании развития личности человека. Которые ведут к неправильным, ошибочным действиям в жизни: в семье, в отношениях, в общении, и прочее.

Мы считаем так: если человек развивается, то он становится лучше. А если не становится лучше, то значит, он не развивается.

Это ошибка. И вот почему: личность человека, как и все прочее в этом мире, развивается ВСЕГДА.

Сущность развития личности человека

Развитие личности человека – это поступательная реализация ИМЕЮЩИХСЯ СВОЙСТВ человека. Где конечным пунктом развития выступает полная реализация этих свойств.

Если произошла полная реализация этих свойств, то происходит ПЕРЕХОД к иным, зеркально противоположным свойствам. И уже они будут развиваться далее.

Например, есть личность человека с такими свойствами как: занудство, жадность, леность, глупость, болтливость.

Каждое из этих свойств в отдельности, и все они в совокупности, будут развиваться в человеке в рамках своей сути.

То есть, человек будет становиться занудливей, жадней, ленивей, глупей и болтливей.

До тех пор, пока не достигнет полного совершенства в этих свойствах.

Затем произойдет переход к новым его свойствам, на основании уже имеющихся, к совершенно противоположным.

Он станет сдержанным, щедрым, трудолюбивым, умным и молчаливым.

Скажете: Так не бывает! И ошибетесь. Так бывает всегда.

ТОЛЬКО редко бывает, что человеку хватает жизни достигнуть совершенства в своих имеющихся свойствах.

Вот мы и наблюдаем, по жизни, вроде, как бы, не меняющихся людей.

Редко кто застанет и увидит человека в стадии революционного перехода от одних его свойств к совершенно противоположным.

Это, поэтому, и воспринимается как некое чудо.

Смотрите-ка, вот это да! — еще вчера у него копейку было не выпросить, а сегодня швыряет деньгами налево и направо, например.

Развитие личности человека: понимать и применять в жизни

А посему, дамы и господа, когда вступаете в отношения, в особенности серьёзные, с людьми, не тешьте себя иллюзиями.

Типа: он плохой местами, но жизнь (я, обстоятельства) его переменят, и он от этого избавится.

Развитие личности человека и составляет проявление и усиление тех свойств личности. Которые в ней заложены в генах при рождении, и заложены воспитанием в детстве.

Не верите, не понимаете?

Но тогда, не удивляйтесь и не плачьте, что ваш муж или жена в реале, со временем, становятся все хуже и хуже.

Они просто РАЗВИВАЮТ СВОИ ИЗНАЧАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА, которые вам казались такой мелочью в период розового знакомства.

Именно те свойства, которые вы может и узрели в зачатке. Но сочли, что в его развитии, под вашим благородным влиянием, они исчезнут.

И еще! Ну, все же прекрасно понимают, что нельзя быть чуть-чуть беременным. Так же как нельзя быть чуть-чуть жадным, глупым, ленивым и прочее, и прочее.

Все эти «чуть-чуть» в 100% вылезут, РАЗОВЬЮТСЯ в громадное «ЧУТЬ».

Вот так, дамы и господа. А вы что думали!?

А как вы понимаете развитие личности человека?

Ещё статьи по этой теме

Плохой и хороший человек, их свойства и признаки

Развитие личности человека — как и почему развивается человек?

Есть ли свобода человека? Насилие над человеком и над личностью

Принципы жизни человека. Двуликость и личность – «Я»

Личность человека – социальная маска и индивид

Мораль и нравственность – должен, обязан, но не буду

Комплексы неполноценности у женщин, у мужчин и у детей

Темперамент: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик

Интересы личности и желания человека, как их понимать

Индивидуализм и социализация – проблема жизни личности

Тема 2. Воспитание как целостный процесс. Условия развития целостной личности

Разработчик: С.А. Исаева , ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

    План лекции:

  2.1. Проблема целостности развития личности.

  2.2. Условия развития целостной личности.

  2.3. Базовые качества личности.

      2.1.Проблема целостности развития личности

Проблема целостности развития личности в условиях образовательного учреждении.

Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева.

  1. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.

Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек— есть принципиальная новизна в природе. Тело человека— культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим цел

Тема 2: развитие личности

ПЛАН:

1.ПОНЯТИЕ «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ».

2.ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, СРЕДА, ВОСПИТАНИЕ.

3.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

1.Понятие «развитие личности»

Рассмотрим понятия «человек», «личность», «развитие личности».

Понятие «человек» используется в двух значениях:

1.Человек как биологическое существо.

2. Человек как социальное существо.

В первом значении понятие «человек» рассматривается как биологический вид. Биологическая сущность проявляется в телесной организации ( прямо хождение, наличие двигательных органов – рук, большой череп, развитый мозг и др.) и наличием сознания, высоким уровнем мыслительной деятельности.

Во втором значении понятие «человек» рассматривается как член общества, семьи, коллектива, обладающий социальными качествами помогающими жить в данном обществе.

Итак, человек это биосоциальное существо, объединяющий в себе как биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.

Второе значение понятия «человек» совпадает с понятием «личность».

Личность — это социальная характеристика человека.

Понятие «личность» характеризует социальную (общественную) сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

Структура личности. Включает следующие компоненты:

1) Общечеловеческие свойства (психические процессы: память, мышление, эмоции, ощущения, восприятие).

2) Социально – специфические свойства присущие людям одного государства, классу, группы (ценностные ориентации, взгляды, опыт, знания, умения, навыки, социальные роли [ в семье: матери, сына; в трудовой деятельности: предприниматель, служащий; управленческому статусу: руководитель, подчиненный]).

3) Индивидуально – неповторимые свойства, присущие только конкретному лицу (стремления, интересы, способности, черты характера [доброта, честность и др.], темперамент, наследственно (генетически) заданные индивидуальные особенности личности (темперамент, задатки).

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Новорожденный рождается как биологическое существо, не имеет еще социальных свойств. Только в общении с родителями и другими людьми у него появляются первые качества и свойства, которые характеризуют его как социальное существо.

Например, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращения с вещами и предметами, а также поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности и т. п. В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваивает моральные нормы и правила, учится следовать моде, развивает способность к более успешному выполнению той или иной работы и т.д. При этом характерно, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываются у детей одной и той же национальности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Это показывает, что социальные свойства и качества не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно.

Изоляция ребенка от людей в течение 4-5 лет ( дети маугли) ведет к утрате овладения языком и других социальных качеств. Общение е себе подобными в процессе совместной разделенной предметной деятельности с опорой на активность и самостоятельность является основным условием становления личности.

Известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — мед-

ведями, один случай — павианами, другими породами обезьян — не менее десяти. Один ребенок был вскормлен леопардом, один — овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух малышей. Это были девочки, одной из них на вид было лет 7—8, другой — года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую — Камалой. Как ведет себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причем только ночью. Днем спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу. Младшая девочка скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет. Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить ее стоять. Через шесть лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через три года — до ста. Дальше языковой прогресс не пошел. К этому времени Камапа полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, Камапа по уровню своего развития была как четырехлетний, если не трехлетний ребенок.

Процесс развития человека характеризуют количественные и качественные изменения в его свойствах и качествах.

Развитие прежде всего означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах человека. Так, родившись, он растет физически, отмечается увеличение его отдельных органов и систем. У него появляется речь, обогащается его словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и привычек. Однако главными в развитии человека являются изменения качественные. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способностей человека, развитие логического мышления и памяти. Разрозненные мнения и взгляды на жизнь постепенно приобретают определенную систему и способствуют формированию мировоззрения.

Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов.

Изменения происходят либо под влиянием внешних влияний (факторов) — среды, воспитания, либо под влиянием внутренних влияний т.е. в результате собственной активности человека в изменении себя, раскрытии своего потенциала.

Развитие личности – это процесс его изменений по следующим направлениям:

1. Физическое развитие изменения, связанные с ростом, развитием костной, мышечной систем, внутренних органов, нервной системы, половое развитие и созревание.

2.Психическое развитие — изменение свойств памяти, мышления, воли, характера, воображения, речи;

3. Интеллектуальное развитие – связано с углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом.

4. Социальное развитие — связано с нравственным становлением, приобретением значимых социальных качеств [законопослушность, конкурентноспособность, коммуникативность и др.], нравственных качеств [милосердие, доброта, толерантность и др.]; социальных ролей [ в семье: матери, сына; в трудовой деятельности: предприниматель, служащий; управленческому статусу: руководитель, подчиненный]).

Результат развития человека — его становление как биологического вида и социального существа.

Значение развития личности

What does Personality Development Mean What does Personality Development Mean

Личность человека — это совокупность его качеств, характеристик, взглядов и особенностей, психологических особенностей, убеждений и мотивов, которые составляют его личность. Развитие личности, следовательно, означает улучшение во всех сферах жизни человека.

Вам интересно, какой тип вашей личности? Узнайте, какой из этих 16 типов личности вы.

По сути, реальный смысл развития личности можно описать как процесс, в котором вы можете отточить и отшлифовать свою собственную личность, создавая наилучший возможный образ.

Значение развития личности — выход за пределы саморазвития

Развитие личности — это область многих исследований и практики. Это динамичная, постоянно развивающаяся область исследований, в которой новые практики выходят на первый план каждый день. Это выходит за рамки самопомощи, чтобы помочь другим.

Саморазвитие включает в себя практики, которые ведут к улучшению качества жизни человека, способствуя самосознанию, улучшению понимания и реализации надежд.

Реальный смысл развития личности — это повышение самооценки, улучшение социальных навыков и развитие потенциала.

В более широком социальном смысле, определение или значение развития личности включает в себя общую сумму человеческого счастья, поощряя самосознание и самооценку, развивая таланты, посредством упрощения.

Это достигается благодаря социальному и профессиональному взаимодействию и содействию выражению и реализации надежд, желаний и амбиций.

Развитие личности помимо самопомощи, вовлекает человека в то, что он наденет мантию учителя, друга, философа и наставника, чтобы выявить лучшее в других.

В профессиональной среде развитие личности будет означать программы, методы, инструменты, средства и методы, используемые для улучшения навыков, человеческого потенциала и принятия изменений и коэффициента трудоустройства.

Значение развития личности — на индивидуальном уровне

На индивидуальном уровне, развитие личности может включать в себя:

  • Осознание себя
  • Самопознание
  • Построение личности и самооценки
  • Духовное Развитие
  • Развитие талантов
  • Идентификационный потенциал
  • Принятие ответственности за себя
  • Улучшение качества жизни
  • Улучшение физического и психического здоровья
  • Выполнение стремления
  • Улучшение социальных способностей

Человек — социальное животное, и навыки людей являются неотъемлемой частью любой инициативы по развитию личности.Проектирование доступной, приятной, напористой и уверенной личности при общении с другими — это важный навык, который можно выучить.

Существует бесчисленное количество книг по самопомощи, которые помогают человеку понять свою личность, наметить цели самосовершенствования и оценить достигнутый прогресс.

Мы можем найти отличные образцы для подражания на протяжении всей истории и в наше время. Все они были необычайно мотивированы к себе и имели непримиримое отношение.Одним из таких ярких примеров является Опра Уинфри.

Выросшая в условиях нищеты, жестокого обращения и страданий, она неуклонно продвигалась к тому, чтобы стать ведущей ток-шоу на телевидении, которая до этого была мужской областью. После победы в конкурсе ораторского искусства и присуждения стипендии для обучения в университете штата Теннесси она вскоре нашла работу в местной радиостанции.

Ее часто приводят в качестве примера преодоления невзгод, чтобы стать благодетелем нескольких других.Действительно правдивая история, которая может вдохновить тысячи других девушек!

тренер по развитию личности

Существуют профессиональные тренеры по развитию личности, которые изменяют восприятие личности самими собой и другими. Практики и инструменты, используемые для обучения индивидуума, варьируются от 360-градусной обратной связи от сверстников и друзей до ролевых игр и гипноза. Тренер, которого часто называют спасателем, помогает людям добиться прогресса в переходном периоде.

То, что каждый человек получает от программы развития личности, зависит от того, что он готов вложить в то же самое.Программы развития личности активно участвуют, и лучшее, что может сделать тренер по жизни, — это показать путь человеку.

Человек должен иметь четкое представление о том, чего он / она надеется достичь, и быть готовым изменить глубоко укоренившиеся взгляды и убеждения. Позитивный настрой, последовательность на практике, целеустремленность и постоянная мотивация — вот ключи к успеху в развитии личности.

Курсы развития личности

Люди могут формировать свою личность, используя курсы развития личности в любой области, будь то развитие уверенности в себе, настойчивость или проецирование позитивного имиджа.

Доступны различные бесплатные онлайн-курсы, которые помогут вам развить хорошую личность. Семинары, семинары и учебные программы разрабатываются и организуются экспертами для передачи навыков в конкретных областях развития личности.

Преподаваемые навыки включают в себя широкий спектр тем, таких как мягкие навыки, личный уход, голос и акцент, публичные выступления, навыки презентации, управление временем, деловой этикет, лидерские качества, навыки общения и многое другое.

Хорошая личность — это проекция позитивного образа себя на мир.Возможность для развития личности заключается в каждом моменте, каждом человеке и каждом случае. Почему бы не использовать развитие личности, чтобы полностью реализовать свой потенциал?

,

Сущность характера в развитии личности

Существуют различные слои человеческой личности. Он проходит через различные стадии формирования и слои. Мы часто действуем внешне в зависимости от ситуации, которая на самом деле не отражает то, что мы на самом деле думаем и чувствуем. В других случаях мы чувствуем себя обязанными выражать более глубокие аспекты нашей личности, даже когда мы знаем, что не должны или что другие могут не одобрить наше поведение.

Как ваш персонаж влияет на вашу личность? Это вообще что-то отражает? Насколько это важно? Чтобы ответить на все это, вам нужно знать, что ваш персонаж относится к фиксированным, повторяющимся и организованным психологическим образованиям.Они определяются ценностями человека, которые находят выражение в поверхностных манерах и поведении. Интересно, что вы не можете изменить это, даже если вы хотите сознательно, потому что это встроено в вас. Когда честность, честолюбие, щедрость, эгоизм, смелость или трусость устанавливаются на уровне характера, они не могут быть изменены сознательным усилием.

Характер — это поведение, которое человек принял в глубине своего существа, в веществе, и ему позволено пустить корни там.Отношения, которые выражаются внешне как поведение, могут измениться в одно мгновение или через какое-то время, но сформированные черты, которые составляют характер, являются устойчивыми и чрезвычайно устойчивыми к изменениям, независимо от обстоятельств. Таким образом, вы можете увидеть, насколько он силен в определении вашей личности. Это влияние характера на личность. Скорее я должен сказать, что это суть характера в вашей личности.

Характер наиболее отчетливо проявляется во времена кризиса или возможности, когда поверхностный слой нравов и поверхностного поведения сметается под воздействием внешнего давления или приманки.Когда нет абсолютно ничего, с чем вы могли бы покрыть себя с точки зрения выражений, ваш персонаж берет пирог. Это когда они вам покажут ваши истинные цвета. Характер — это сущность вашей личности, потому что другие вещи, такие как поведение и другие, вы не можете изменить характер.

Характер в значительной степени унаследован от семьи, общины и нации. Стоит проверить себя с точки зрения национального характера, чтобы понять, в какой степени характер человека является представителем коллектива.Характер связан с емкостью. Тот, кто добивается успеха на любом уровне или в любой области, полагается на устойчивую способность к эффективным действиям, которые являются выражением характера. Чтобы по-настоящему раскрыть себя, вам нужно войти в контакт с сущностью вашей личности — вашим характером.

,

Характеристики, факторы, роли, теории личности

Личность — это шаблонная совокупность привычек, черт, взглядов и идей индивида, так как они организованы внешне в роли и статуи и внутренне связаны с мотивацией, целями и различные аспекты самости.

Термин «личность» происходит от латинского слова «Persona», которое означает «говорить насквозь».

Этот латинский термин использовался для обозначения маски, которую актеры носили в Древнем Риме и Греции. Личность человека — это сочетание черт и моделей, которые влияют на его поведение, мысли, мотивацию и эмоции.

Это заставляет людей постоянно думать, чувствовать и вести себя особым образом; по сути, это то, что делает каждого человека уникальным.

Со временем эти модели сильно влияют на личные ожидания, восприятие, ценности и отношения. В дополнение к этому личность возникает изнутри человека и остается достаточно последовательной на протяжении всей жизни. Это модель стабильных состояний и характеристик человека, которые влияют на его или ее поведение в отношении достижения цели.У каждого человека есть уникальные способы проецирования этих состояний.

Исследование личности сосредоточено на двух широких областях;

  1. Одним из них является понимание индивидуальных различий в конкретных личностных характеристиках, таких как общительность или раздражительность.
  2. Другой понимает, как различные части человека объединяются в одно целое.

Что такое личность?

Согласно Гордону Олпорту, «Личность — это динамичная организация внутри людей тех психофизических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружающей среде».

Фейст и Фейст говорили: «Личность — это образец относительно постоянных черт и уникальных характеристик, которые придают как последовательность, так и индивидуальность поведению человека».

Под личностью Огбурн подразумевает «интеграцию социально-психологического поведения человека, представленного привычками действия и чувства, отношения и мнения».

По словам Лундберга и других, «термин личность относится к привычкам, взглядам и другим социальным чертам, которые характерны для поведения данного человека».

Лоуренс А. Пьюин сказал: «Личность представляет те структурные и динамические свойства человека или отдельных лиц, которые отражаются в характерных реакциях на ситуации».

Следовательно, личность — это совокупность способов, которыми человек реагирует и взаимодействует с другими. Это индивидуальные различия в характерных моделях мышления, чувств и поведения. Это высшая реализация врожденной привычки живого существа.

Это акт мужества перед лицом жизни, абсолютное подтверждение всего, что составляет человека, наиболее успешная адаптация к универсальным условиям существования в сочетании с максимально возможной свободой самоопределения.

Например — у него очень приятная личность или он был влиятельной личностью в генной инженерии.

Характеристики личности

Термин личность используется в различных смыслах.

Как правило, он используется для обозначения внешнего вида человека. В философии это означает внутреннее качество.

Но в социальной психологии термин личность не указывает ни на внешний, ни на внешний паттерн, ни на внутреннее качество.Это означает единое целое. В современном мире и психологии он стал показывать совокупность характеристик и качеств человека.

Различные мыслители, социальные психологи и другие определяют личность по-разному. Это сумма физических, психических и социальных качеств в интегрированной форме.

Таким образом, личность — это сумма идей, установок и ценностей

.

Важность развития личности

Личность человека относится к его / ее внешности, характеристикам, отношению, мышлению и поведению с другими.

Давайте рассмотрим важность развития личности .

Развитие личности ухаживает за человеком и помогает ему сделать свой собственный след . Люди должны иметь собственный стиль, чтобы другие могли следовать за ними. Не копируйте вслепую других. Вам нужно показать пример для окружающих.Развитие личности не только делает вас хорошо выглядящим и презентабельным, но и помогает вам с улыбкой смотреть на мир.

Развитие личности имеет большое значение для снижения стресса и конфликтов . Это побуждает людей смотреть на яркие стороны жизни. Лицо даже в худших ситуациях с улыбкой. Поверьте мне, сияющая улыбка на триллион долларов не только растопит половину ваших проблем, но и испарит ваши стрессы и беспокойства. Нет смысла перебивать мелкие проблемы и проблемы.

Развитие личности помогает развить позитивный настрой в жизни . Человек с негативным отношением находит проблему в любой ситуации. Вместо того, чтобы ругать и критиковать окружающих, проанализируйте ситуацию в целом и попытайтесь найти подходящее решение для того же самого. Помните, что если есть проблема, то должно быть и решение. Никогда не теряй прохладу. Это ухудшит ситуацию.

Очень важно, чтобы люди хорошо вели себя с окружающими.Вежливость по отношению к другим не только сделает вас популярным среди других людей, но и заслужит уважение и гордость. Вы не можете требовать уважения, будучи грубыми с окружающими. Развитие личности играет важную роль в развитии не только вашего внешнего, но и внутреннего себя. Человек — это социальное животное. Нужны люди вокруг. Человек должен обладать той магнитной силой, которая привлекает к нему людей. У тебя должна быть эта харизма. Развитие личности помогает вам получить признание и признание как общества, так и окружающих.

Развитие личности играет важную роль не только в профессиональной, но и в личной жизни человека. Это делает человека дисциплинированным, пунктуальным и активом для его / ее организации. Недисциплинированному человеку трудно выжить в долгосрочной перспективе. Развитие личности учит вас уважать не только своего босса и коллег по работе, но и членов семьи, друзей, соседей, родственников и так далее. Никогда не смеяться над кем-либо на рабочем месте. Избегайте критики и насмешек над коллегами по работе.

Никто не должен проявлять свое отношение или личные недовольства к работе. Офис — это не то место, где вы можете грубить другим только потому, что прошлой ночью вы подрались с другом. Занятия по развитию личности помогут вам различать как личную, так и профессиональную жизнь. Очень важно сохранять баланс между жизнями, чтобы вести мирную и свободную от стресса жизнь.

Развитие личности помогает человеку прививать позитивные качества, такие как пунктуальность, гибкость, готовность учиться, дружелюбный характер, стремление помогать другим и т. Д. .Никогда не стесняйтесь делиться информацией с другими. Всегда приходите в офис вовремя. Некоторые люди имеют тенденцию работать до поздна. Поздние заседания не только повышают уровень стресса, но и портят вашу личную жизнь. Сидение до поздна в офисе указывает на то, что у человека крайне плохие навыки управления временем.

Развитие личности помогает вам развить впечатляющую личность и отличает вас от остальных. Развитие личности также играет важную роль в улучшении коммуникативных навыков.Люди должны овладеть искусством выражения своих мыслей и чувств самым желанным способом. Развитие личности делает вас уверенным в себе человеком, которого ценят и уважают, куда бы он ни шел.




Авторство / Ссылка — Об авторе (ах)

Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководство по исследованию проблем управления содержанием Команда . Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам.Мы — сертифицированный образовательный поставщик , сертифицированный по стандарту ISO 2001: 2015. Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях. Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.


,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *