Из творческого наследия русского философа С. Н. Булгакова. …В человеке
Анализ текста:
1) на мой взгляд, проблема «личной годности» не сводится лишь к обретению «технического умения» лишь по той простой причине, что техническое умение человека — это наличие соответствующих знаний, качеств, опыта и тренировки, но этими данными не должно ограничиваться отношение человека в его деятельности. Личная годность человека состоит в способности его уметь достигать целей и в способности его действительно, безусловно искренне и добросовестно, из глубины своего духа верить в определенную цель и хотеть ее.
2) на взгляд философа, для успешной деятельности необходимы следующие качества:
умение быстро ориентироваться в положении и находить наилучший выход из него
знание людей и умение с ними обращаться
чувство личной ответственности, мужества, привычка к независимому суждению
Кроме этих качеств автор выделяет не менее важным и подлинное хотение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной деятельности.
3) Вспомним, всем нам известное из истории, время крепостной зависимости крестьян. Разве был хоть один из них по-настоящему заинтересован в своей деятельности? Вся их задача состояла в том, чтобы собрать как можно больше урожая, но не для истинного удовлетворения, а для того, чтобы после отдачи части этого урожая помещикам, осталось что-то для содержания семьи, для выживания.
4) Нравственная вера человека это вера, независящая от доказательств теоретического разума. Эта вера поддерживает человека на протяжении всей жизни, в ней он находит отклик на все зовы души, находит ответы на свои вопросы, видит справедливость. У каждого человека эта вера может быть разной: вера в сверхъестественное, вера в других людей или же просто оптимизм-вера в наступление завтрашнего дня, но подобная вера безусловно должна существовать, ибо ее потеря и есть потеря смысла существования человека.
Параграф 11 — Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л.Н. — Викирешебник
Вступай в нашу группу |
---|
Ниже предоставлены ответы на вопросы 11-го параграфа «Духовный мир личности» первой главы «Общество как мир культуры» учебника по Обществознанию за 10 класс Боголюбова Л.Н. Если есть вопросы, дополнения, правки, вопросы к тексту ответа, пишите на странице обсуждения.
Духовный мир личности[править]
Духовность человека[править]
- Чем духовный человек отличается от бездуховного? Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»? Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?
Духовный человек обладает высокими моральными качествами. Он добр, беспристрастен, честен. Его действия всегда согласуются со словами. Он говорит только то, во что на самом деле верит. Часто те, кто проповедует равенство, считают себя выше остальных. Они призывают вести простую жизнь, но сами живут в роскошных домах, носят дорогие одежды и украшения. Человек духовный не скажет того, что не совпадает с его действиями. Он демонстрирует свои принципы на практике, следуя сказанному.[1] Бездуховный же человек лишён вышеперечисленных качеств, являясь антиподом духовного человека.
Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»? Конечно, каждый человек обладает сознанием, а сознание в силу определённых обстоятельств (такие как окружение, культура, воспитание) человека определяет по какому направлению ему двигаться в жизни
Есть ли люди, не имеющие мировоззрения? Конечно есть, в мире столько разных людей с разным воспитанием, психологическим, моральным состоянием и среди есть и те, у которых вообще нет никакого мнения в общем и мировоззрения в частности.
Нравственность человека[править]
- В чём состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
|
Понятия «душа» и «дух»[править]
- Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
|
Дух и духовность[править]
- В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
|
- Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
|
- Какие выводы можно сделать из этого текста?
Духовно-нравственные ориентиры человека[править]
- Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?
Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
Сущность категорического императива[править]
- Какова сущность категорического императива?
Категорический императив – термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий основной закон его этики. Нравственный закон — объективный принцип воли, который дается разумом и свидетельствует о ее разумности. И он должен был бы быть самоочевидной основой поведения всех. Однако человек — не просто разумное существо, он — несовершенное разумное существо. Человеческая воля руководствуется не только разумом, представлениями о законах, но на нее действуют и сами законы, ее субъективные принципы могут быть необходимыми, а могут быть и чаще всего и бывают случайными. Она сообразуется не только с разумом. Поэтому нравственный закон в случае человеческой воли выступает как принуждение, как необходимость действовать вопреки тем многообразным субъективным эмпирическим воздействиям, которые эта воля испытывает.
Моральные ценности[править]
- Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.
Моральные ценности – это стандарты добра и зла, которые определяют поведение и выбор человека. Человеческая мораль может проистекать из общества и правительства, религии или личности. Когда моральные ценности вытекают из общества и правительства, они могут меняться по мере изменения законов и социальной морали. Пример влияния изменяющихся законов на моральные ценности можно увидеть в случае брака и «совместной жизни».
Можно выделить следующие типы моральных ценностей:
- Моральные ценности в обществах — Моральные ценности могут быть переменными, то есть они могут различаться между различными обществами или социальными группами. Например, для группы лиц действие может считаться правильным, в то время как для других такое же отношение отвергается и воспринимается как неправильное или аморальное.
- Универсальные нравственные ценности — есть некоторые ценности, которые представлены как «универсальные», потому что они присутствуют почти в каждом обществе в мире. Например: свобода, равенство, уважение, образование и справедливость.
- Ценности во Всеобщей декларации прав человека — Некоторые из этих моральных ценностей настолько фундаментальны, что они предусмотрены во Всеобщей декларации прав человека. Среди ценностей, отмеченных в Декларации, — свобода индивидуального выбора, политическая свобода и развитие солидарности.
- Моральные и социальные ценности — В жизни общества нравственные ценности имеют важное значение, поскольку они диктуют поведение людей, форму взаимодействия между членами этой группы и порядок социального быта.
- Морально-этические ценности — это принципы, которые не ограничиваются только нормами, обычаями и культурными традициями общества (моральными ценностями), но также стремятся сосредоточиться на характеристиках, понимаемых как важнейшие для лучшего образа жизни или деятельности в общество в целом.
- Моральные и религиозные ценности — религия — это одна из основных сущностей общества, которая помогает формировать нравственные ценности и семью. Таким образом, религиозные учения также могут быть источниками нравственных ценностных ориентаций.[5]
- Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
|
Сущность мировоззрения[править]
- В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?
Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём. Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности.[6] Мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности, так как именно оно формирует личность, его ощущение о отношения к окружающей действительности, к людям, к себе, к обществу и так далее.
Типы мировоззрения[править]
- Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
Существуют три основных типа мировоззрения — житейское (обыденное), религиозное и философское:
- Житейское (обыденное) мировоззрение порождается непосредственно условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. В категориальном строе этого типа мировоззрения отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке.
- Религиозное (мифологическое) мировоззрение даёт специфически — преобразованную картину мира, связанную с признанием сверхъестественного мирового начала, и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме (опирается на веру).
- В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе (естественных и гуманитарных наук), философия создаёт новые умозрительные (понятийные, категориальные) модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения — разум.[7]
Мораль и мировоззрение[править]
- Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.
Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле»: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не делай другому того, чего себе не желаешь»).[8]
Мировоззрение — это система человеческих представлений и знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности. Мировоззрение возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с внешней действительностью — природой и обществом. Оно определяет социальное самочувствие и самосознание личности, её понимание своей жизни, социокультурные ориентации, оценки и поведение, отношение человека к внешнему миру, другим людям, себе самому и формирует его личностные структуры. В этом смысле мировоззрение нередко называют высшим уровнем самосознания индивида.[9]
Если ответить простыми словами о том, чем отличается мораль от мировоззрения, то мировоззрение — это как мы смотрим на мир, а мораль — как мы его воспринимаем.
- В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
Мировоззрение, несомненно, имеет больше значение в деятельности человека. Это связано с тем, что именно с его помощью непосредственно формируется внутренний мир, а также главные ценности и нормы, которые представляют собой фундамент его существования на протяжении всей жизни. В своей повседневности человек не просто старается познать окружающий его мир и его логику, но также еще и пытается оценить действительность, осознать смысл собственного существования. Благодаря этому люди способны разделить мир на хорошее и плохое, красивое и уродливое, правдивое и обманчивое, справедливое и несправедливое и так далее.
В результате общечеловеческие ценности становятся критериями степени духовного и социального развития личности. Для самоопределения индивид не станет обращаться к научным трактатам, хоть их и можно охарактеризовать как необходимую базу представлений об окружающем мире.[10]
Дополнительные вопросы. Задания[править]
Это заготовка страницы с решением задания. Помогите внести ответы!
|
- Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.
- Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
- Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, — говорил Адам Смит, — предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?
- Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»? Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».
- Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование — 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу — 34 %; получить престижную работу — 26 %; достичь материального достатка — 42 %; иметь хорошее здоровье — 50%; моя семья — 70%; получать от жизни удовольствие — 26 %. Назвали что-либо другое или затруднились ответить — 5 % опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?
Ответы на вопросы других параграфов[править]
Используемые источники[править]
Духовный мир личности. Духовно-нравственные ориентиры человека
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Технология
- Испанский язык
- Казахский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окр
Ответы@Mail.Ru: Обществознание.
Да! У Булгакова не отнять дара философа. В каждом человеке есть душа- это душевное развитие, и есть дух — духовное развитие. И чего только наша душенька не желает, все больше золото и бриллиантов. А дух это жизнь, это голая правда, это наша жизненная энергия, это наша сила воли. Душу можно продать (дьяволу) , Дух продать не возможно, дух-жизнь не имеет цены.
Это вам в школе задают?
..если Вы перестанете размышлять самостоятельно, то низменное скудное и плотское очень скоро заглушит высшие потребности Вашего духа! Это в качестве вывода примите ;)))
Душа- это номинальное понятия жизнь. Нет души- нет жизни. А дух, у Булгакова, в данном случае, это как раз стремление живого к чему-то. что принесет ему настоящее благо, т. е. просветлению, можно сказать, к духовному росту, к внутренней гармонии. Выводы: не пзволяй душе лениться Чтоб воду в ступе не толочь, Душа ОБЯЗАНА трудиться И день и ночь, и день и ночь, не то захиреете!
Человек — душа в теле. Душа энергия. Как любая энергия она имеет положительный и отрицательный заряд. Негативные, порочные действия, приводящие к дисгармонии — это результат падения энергии. Может ослабевать до такой степени. когда человек уже не сопротивляется и плывёт по течению. И только положительный, неизменный Источник может зарядить душу.
Природные воды Белоруссии используются на хозяйственно-питьевые и производственные нужды в гидроэнергетике для судоходства рыбно-прудового хозяйства орошения а также рекреации и отдыха. Какие выводы можно сделать из этого заключения?